Стефан Филейский, Вятский чудотворец. Смысл молитвы: Отче наш…

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений преп. Стефана

ПЕРЕЙТИ на главную страницу сборника толкований молитвы Господней


Смысл молитвы: Отче наш…..
***Отче наш, иже еси на небесех!
***Да святится имя Твое!
***Да приидет царствие Твое.
***Отче наш, тако благоволивый о нас! да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли.
***Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
***И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим.
***И не введи нас во искушение.
***Но избави нас от лукавого.
***Яко Твое есть царство, сила и слава.
***Ибо Твое есть царство, сила и слава во веки.

Смысл молитвы: Отче наш…

Кто хочет знать, о чем должно молиться; тот пусть вникнет в смысл молитвенных слов: отче наш, иже еси на небесех! Кто же так говорит пред Богом, тот должен подумать, – кто и кому так смеет говорить, называя себя сыном Его? Кто есть человек, в начале взятый от брения, или сын человеческий, во грехах рожденный? Такое происхождение не дает права человеку называть Бога Отцом своим; тем более зачатие грешное – от плоти и крови. По естественному своему началу мы делаемся чадами гнева Божия (Еф.2:3); и это видно из того, что от юности человеку прилежит, как сказано, помышление на зло (Быт.8:21). Потому и Божественная Истина (Господь наш) называет нас злыми (Лк.11:13), родом прелюбодейным и грешным (Мк.8:38). Но злые-ли – суть чада всеблагая Бога? Грешные-ли и окаянные должны величать себя детьми Божиими? – и при том, когда еще мы много согрешаем все (Иак.3:2)! Потому-то и говорит Господь всем грешным людям: подобает вам родитися свыше; аще кто не родится водою и Духом, не можете внити в царствие Божие (Ин.3:7,5), –иметь в себе жизни Божией (Еф.4:18). Вот сие-то рождение свыше, которое совершается при посредстве воды Божиим содействием, и делает человека чадом Божиим; оно происходит при святом крещении. Рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух; ибо Бог есть Дух. Если рождение творит рожденная во всяком роде подобным рождающему; то те истинно богоподобны, которые от Бога родились (Ин.1:13). – Которые водятся Духом Божиим, суть сынове Божии, говорить апостол; сей Дух Сам свидетельствует духу нашему, яко есмы чада Божии (Рим.8:14,16). О, как пречудно исполнил Господь пророческое о нас назначение: вы бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс.81.6). Воистину дана нам власть не только называться, но и быть по благодати чадами Божиими (Ин.1:12). Чудна же и молитва эта: Отче наш, – которая с первого слова поставляет человека на такую высокую степень.

Все вы, во Христа крестившиеся, писал апостол христианам, сынове, Божии есте верою о Христе Иисусе и понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва, Отче (Гал.3:26; 4:6)! И так, мы должны во первых помнить, что не по своему природному достоинству оказываемся мы детьми Божиими; – какие мы дети Божии, если бы Сын Божий не усыновил нас? И не своею праведностию удостоились мы такого величия, что смеем Бога, столь Святейшее Существо, называть Отцом своим; сие право дается нам только по вере в Единородного Сына Божия. – Елицы прияша Его, сказано, даде им власть быть чадами Божиими (Ин.1:12). Сын Бога Живаго, – по существу Своему единый с Богом Отцом, преискренне приобщившись нашей плоти (Евр.2:14), так соединил нас с Собою и примирил, как сказано, с Богом (1Кор.5:18), что назвал нас Своими братьями (Евр.2:11), и даровал нам Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче (Рим.8:15)! – Потому должны мы при молитве, которая есть беседа с Богом, обращаться к Богу с полною верою, как к истинному и родному по благодати Отцу своему, и совершенно надеяться, что Он подаст нам все, чего у Него просим, по совету Единородного Сына Его. Сердечные чувства наши должны быть исполнены любовию и преданностию к Богу – Отцу своему; приступать к Нему должны мы, как совершенные Его дети, и говорить с Ним все, что внушает Дух Его.

Но почему-то мало сознаем мы свое усыновление Богу, мало и почти нисколько не чувствуем дарованной нам от Бога благодати и истины? Ведь, божественная истина учит нас не лгать, не говорить о себе того, чего нет в нас; и если Господь повелел нам называть Бога Отцом своим, то не просто – только бы величаться таким наименованием, но оправдывать сие на самом деле. Для сего и говорит нам Господь: будите милосерды, якоже Отец ваш небесный милосерд есть; – любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, и взаим дайте, ничесоже чающе: и будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго (Лк.6:36). Если же кто поступает не по воле Божией, живет вовсе не сообразно с Господом Сыном Божиим; у того, конечно, не должно быть и чувства, что Бог есть Отец его. Кто озабочен временною жизнию и покорился суете земной, – кто любит не Бога, а богатство, ищет не славы Божией, а славы и чести людской, – кто не имеет братского расположения к ближним и, имея возможность, не помогает им; тот не должен бы и говорить Богу: Отче наш! а если и смеет так называть Его, то лжет пред Богом и молится в осуждение себе. – Какой ты сын Мой? Господь Бог так некогда обличит его; – в тебе нет никакого сходства со Мною. Я праведен, благ, чист от всех грехов; а ты несправедлив, зол, сроднился со грехом и возлюбил его. Нет в тебе ни одной черты Моего свойства; ты имеешь в себе образ сопротивного Мне духа, ты сын диавола. – И так, не напрасно же учит нас Церковь Христова просить Бога, чтобы он сподобил нас неосужденно взывать к Нему: Отче наш! Кто питает в себе ненависть, предан корыстолюбию, и вообще имеет на себе дурные признаки: неправду, злоприобретение, самолюбие, тщеславие и тому подобное; тот не должен и почитать себя сыном Божиим, или называть Бога Отцом своим. Только душевно прилепляющийся Господу, един дух есть с Господом; он только может и должен молиться, так, как Господь велит, взывая к Богу: Отче наш!

Впрочем духовное возрождение, которое производит усыновление человека Богу, зачавшись от воды и Духа, как и плотское происхождение человека, зачатого в утробе матери, усовершается в продолжении всей земной жизни. Настоящая жизнь относительно к жизни вечной, тоже, что жизнь младенца в утробе матери относительно жизни временной. Посему и апостол писал: мы сами, начаток Духа имуще, воздыхаем, всыновления чающе (Рим.8:23); и другой говорил: мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что будем подобны Богу (1Ин.3:2). Как в начале Бог сотворил нас по образу и подобию Своему; так и в обновлении жизни Божией, зачавшейся в нас, когда будем совершенны в добре, уподобимся Богу. Указывая нам на сие величие и возводя нас в сие достоинство, Господь еще сказал нам: на земле не называйте никого отцом себе: ибо один у вас Отец, который на небесах (Мф.23:9). И так мы, будучи родом Божиим (Деян.17:29), будем обращаться к Богу, как к Отцу родному, и молиться Ему так: Отец наш, воззвавший нас из небытия! Отец, вдохнувший в нас Дух Свой! Отец, бессмертною жизнию нас одаривший! Какой отец может даровать такую жизнь, какою Ты одарил нас? Мы бессмертны, подобны Тебе, Отче, живущему во веки; мы – Твое создание, Ты наш Создатель, и при том Ты – Отец наш, а мы дети. Какая всеблаженная радость! Ты вдохнул в нас дыхание жизни вечной, и мы ожили: и вот мы – Твои, Твои дети, и Ты Отец наш, – Отец будущего века (Ис.9:6).

Отче наш, иже еси на небесех!

Ты, который на небесах утвердил престол Свой (Пс.102:9), – живущий на небесах вековых! Ты во век пребываешь, а мы здесь, как скорогиблющая трава погибаем. Что же, Отче пребессмертный, – Ты бессмертен, неужели дети Твои смертны? Лет жизни нашей всего до семидесяти, а при большей крепости до восмидесяти, и самый цвет их процветает скоро, и мы улетаем, уничтожаемся, как бы и не было нас. Но мы, ведь, дети Твои, Отче наш, который всегда живешь на небесах; и мы, значит, не уничтожаемся, но переселяемся туда же, где и ты. – Идеже есмь Аз, сказал Ты, указывая на верующих в Тебя, – и тии будут со Мною (Ин.17:24). Тебе Отец вечной жизни, было угодно, чтоб бездну смертную проходило бессмертное наше бытие, чтоб дух наш в смертность облачился, и чрез смерть бы возвратился, Отец, в бессмертие Твое.

Отче наш, иже еси на небесех! Ты живущий на небесах, пребываешь в век, и число дней Твоих бесконечно; дни же человека, яко цвет сельный, отцветают, – и потому нет надежды на князей и сынов человеческих. О, живущий на небесах Отец наш! кто поможет нам, кроме Тебя, и кто нас приимет? Отцы наши земные нас оставили; Ты один только можешь не оставить нас. И мы к Тебе прибегаем, Отче наш, коего дни не истощатся, к Тебе, коего лета не оскудеют. Мы здесь странники и пришельцы; отечество же наше на небесах, и в дому Отца небесная многи суть обители (Ин.14:2), – кои уготованы нам от сотворения мира.

Отче наш, иже еси на небесех! Как высоко величество Твое! Как дивно превознесен Ты над всеми! И видимое небо чудно как указывает на величие Твое: как над всею землею являет славу Твою, и, до пределов вселенной открывает силу Твою! Если столь высоко небо, и так величественное солнце – дело рук Твоих: каков же должен быть Создатель? О, сколь Ты, Отче, превосходен пред всем Своим творением Ты, сущий на небесах! Не только небо видимое нами, но и небо небес не довлести Ти, сказано; и потому Ты превознес величие Свое превыше всех небес. И никтоже взыде на то небо, токмо Сый на небеси (Ин.3:13). Так по величеству славы Твоей, Ты превознес и величие Свое. О, Отче святый! как величественно, достопоклоняемо и свято должно быть имя Твое по всей земле!

Да святится имя Твое!

Превеликое имя Отца светов всею разумною тварью почитается; и пророк сказал: свято и страшно имя Его (Пс.110:9). Свято оно и страшно даже небесным силам: тысячи тысяч и тьмы тем предстоят пред Его престолом на небесах, и, покрыв лица, день и ночь друг другу вопиют: свят, свят, свят Господь Саваоф (Ис.6:3). Так свято и страшно имя Твое, Отче наш, небесному воинству! да будет свято оно и страшно нам, земным чадам Твоим. Как на небесах страшатся имени Твоего, и сим страхом, как источником, благоволение Твое непрестанно изливается; так и на земле милость Твоя, Господи, от века и до века пребывает на боящихся Тебя (Пс.102:17). Посему и просим мы: подай, Господи, страх Твой в сердца наши, и да будет свято для нас великое имя Твое.

Имя Твое страшно и преисподним силам, хотя для них и не досточтимо оно: именем Моим бесов изгонят (Мк.16:17), сказал Господь о верующих во имя Твое. Одни только неразумные люди осмеливаются часто произносить имя Твое без благоговения и страха, даже со смехом, среди нечистых своих разговоров. А сказано: не произноси имени Господа Бога твоего всуе; ибо Господь не извинит того, кто произносит напрасно имя Его (Исх.20:7). Праотец наш не уверился в словах Твоих, и не сохранил Твоего повеления, чрез то лишился и благоволения Твоего. Чтобы и нам не погибнуть, умножь в сердцах наших веру словам Твоим, да будет свято и страшно для нас имя Твое, да не дерзаем произносить Его без всякой надобности и благоговения.

Отче святый! освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин.17:17), – сии слова Господа, которые он произнес в последней Своей молитве за учеников Своих, да будут во всей силе исполнены и ныне над верующими во имя Твое. Ибо Ты всем сказал: будите святи, яко Аз свят есмь (Мф.16:2); – и, как не любящий беззакония, Ты только во святых почиваешь. Ты живущим по воле сердец своих говорил: вас ради имя Мое хулится во языцех (Исх.52:5); нам же заповедал творить при свете веры добрые дела, да, видя их, люди прославят, Отца нашего небесного. Господи! соделай нас людьми добрыми и святыми, чтобы не словами только, но и делами могли мы прославлять Тебя; помоги нам, Святый, быть сынами света и не делать дел тьмы. Пусть святится имя Твое в нас и чрез нас; да прославляется и благоговейно чтится оно всеми людьми. Так да святится имя Твое, и –

Да приидет царствие Твое.

О, если бы мы оставались всегда в той свободе, которую даровал нам Христос Бог, и не подвергались игу рабства греховного (Гал.5:1 )! Если же и опять лишились свободы чад Божиих; то искали бы со всем усердием царствия Божия, которое внутрь нас есть (Лк.17:21), и достигается усилием, постоянным навыком в добре. Ибо царствие Божие усилием восхищается, и только прилежные искатели находят Его; потому и сказано: ищите прежде всего, прежде всех временных благ, царствия Божия и правды Его (Мф.6:33). Блажен, кто постигнет правду Божию, уразумеет истину Господню; такому сказано: не далече еси от царствия Божия (Мк.12:34). Горе же, кто не познает ее, не признаете учение Господне за истину: удобее бо есть велбуду, как сказано, сквозе иглине уши проити, нежели ему внити в царствие Божие (Лк.18:25). Чтобы достигнуть нам царствия Божия, постараемся внимать учению Господню; ибо Царь наш и Бог – Господь Иисус Христос говорит: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете; и уразумеете истину, и истина свободит вы. Яко всяк творяй грех, раб есть греха; аще Сын вы свободит, воистинну свободни будете (Ин.8:31,36). Если бы мы все делали по внушению духа Христова; тогда не царствовал бы грех в смертном нашем теле, и мы не повиновались бы похотям его (Рим.6:12). Но грехолюбивая плоть противится духу Христову, живущему в нас; и как помышление на зло прилежит человеку от юности его (Быт.8:21); то мы часто и не то делаем, чего хотели бы (согласно с духом Христовым). И вот живем мы по влечению плоти, увлекаемся духом мира сего, и опять оказываемся под властию миродержителя, князя тьмы, князя века сего (Еф.6:12), – который, по слову пророка, яко скимен обитаяй в тайных, овладев душами нашими, возлежит в сердцах наших, как лев в логовище. И под его управлением предаемся мы небогоугодным и бесчинным делам: всякой вражде и ссоре, сквернословию и пьянству, прелюбодеянию и зависти; и хотя сказано: таковая творящии царствия Божия не наследят (Гал.5:21), – однако мы не вразумляемся. Те же, которые достигают царствия Христова, живут уже не по плоти, но по духу: иже Христовы суть, плоть свою, сказано, распяша со страстьми и похотьми (Гал.5:24); – и в них явны бывают плоды духовные: любовь, радость, мир, кротость, воздержание. В сердцах сынов Божиих царствует Сам Бог, по неложному слову Сына Божия: к нему – кто сотворит Божию волю – приидем и обитель у него сотворим (Ин.14:23).

Так как Господь повелел нам искать царствия Божия, и сказал: просите, и дастся вам; ищите, и обрящете, и при том еще так обнадежил: всяк просяй, приемлет и ищай, обретает (Мф.7:7,8); – то и будем искать с несомненною верою, что непременно достигнем его, если только постараемся просить о том Бога. И так, будем просить: Отче! да приидет Твое всемогущее, всеблаженное царство, и разрушится владычество диавола, овладевшего душами нашими, и изгонится дух его из внутри нас; ибо он лукавством своим победил нас и водворился в сердцах наших, кои потому и производят помышления злые, ложные свидетельства, хулы и прочее. Отче благий! да воссияет умам нашим истина Твоя, и тогда померкнет в нас царство тьмы, царство злобы и сопротивления Твоей воле; пусть сила вражия бродит, по слову Твоему, в безводных местах, не обретая себе покоя; – пусть она витается не в наших сердцах, кои всегда увлажаются и умягчаются водою живою, – словом вечной жизни. Когда же дух нечистый, изгнанный из нас, возвратится вспять, взяв с собою семь лютейших духов, чтоб ниспровергнуть в нас Твое царство; тогда, Отче святый, да не поколеблется царство благодати Твоей, да пребудет оно в род и род. Так, да приидет во всей божественной силе царство Твое непобедимое, царство всех веков, и да исполнятся сердца и уста наши радостию и хвалением Твоей благости. Отче милосердый! Единородным Твоим Сыном сказано было: жатвы много, а жателей мало; просите господина жатвы, да изведет делателей на дело свое. – Много и ныне есть еще овец, блуждающих во тьме неведения, кои совершенно не знают Тебя, Бога истинного и Его же послал еси на спасение нам Иисуса Христа возлюбленного Сына Твоего; сего ради молим: да и те будут призваны чрез избранных рабов Твоих в царство Твое благодатное, да будет на всей земле едино стадо и един Пастырь, и воспоют все люди с нами едиными устами и единым сердцем песнь Тебе победную.

Боже, Боже наш, – Отче щедрот и всякого духовного утешения! да приидет то всеблаженное царство Твое, в котором явится презельное богатство благодати Твоей, его же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, – царство, исполненное величайшей благодати и славы; где не у явися, что будем (1Ин.3:2), где сыны царствия просветятся, яко солнце. Да приидет, Отче наш, Твое премирное царство, блаженное, беспечальное, где единый мир без огорчения, единая радость без воздыхания, покой вечный без возмущения: и мира его, как сказано, несть предела, – нигде и никогда не услышим там стонов, никто притеснения не увидит; но все упокоимся в едином Боге, все Его единого волю будем творить. О, Отче наш, иже еси на небесех! Да приидет вожделенное нами царство Твое и не умедлит, скоро да наступить приближающееся царство небесное, которое уготовано нам от сложения мира (Мф.25:34).

Отче наш, тако благоволивый о нас! да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли.

Благая воля благого Отца небесного приводит всех небожителей в восхитительное торжество, в одну чудную всеобщую радость. Там, как видел Исаия пророк и было показано новозаветному созерцателю божественных таин, – тысячи тысяч и тмы тем бесплотных духов неумолкаемо поют песнь триипостасному Божеству; – и слышах, как еще говорит Богом – возлюбленный Иоанн, яко глас народа многа, и яко глас громов крепких, глаголющих: аллилуиа, яко воцарися Господь Бог Вседержитель! радуемся и веселимся, и дадим славу Ему (Откр.19:6,7). – И там слава Господня, приводящая всех в восторг, непрестанно изливается, как вода из переполненных сосудов, из уст небожителей в радостном журчании славословия; и в таком, так сказать, кругообращении божественной славы состоит вечное их блаженство. О, если бы и на земле, как на небе, была совершаема воля Господня, – везде и всеми был бы славим Господь Бог; то повсюду и у всех была бы одна радость, одна мысль только о величии Божией благости! Как на небесах исполнение воли Отца небесного подает всем одно блаженство; так и на земле мир и во всех людях было бы бесконечное благоволение Божие, если бы мы все творили только волю Господа своего, И сему показали пример те из нас, которые, избегая молвы мира, скитались в пустынях и жили в вертепах и горах, чтобы там все время посвещать на славословие Божие; за то и радовались они там великою радостию; безмолвная и всегда безмятежная жизнь их делала и самую пустыню для них восхитительным раем. Если бы и ныне все мы живущие на земли, как и ангелы на небесах, днем и ночью восхваляли Свет святых, который всегда просвещает всякого человека, грядущего в мир сей; то, при виде и слышании всеобщего богохваления, можно было бы считать себя перенесенными в рай сладости. О, Отче наш, иже еси на небесех! да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли, – и жизнь наша будет святая и блаженная. Желаем Отче наш, чтобы все мы исполняли благую волю Твою, и пусть да будет воля Твоя, как в населяющих горние обители, так и в нас, живущих на земле.

О, Святый Божий (Мк.1:24), – сияние славы Отца небесного, Ты не опровержимую истину сказал: без мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5); ибо ты знаешь, из чего мы созданы, помнишь, что мы персть и прах земный. И действительно, – что такое человек? что он может сделать сам собою? Если не может прибавить себе росту на один вершок, или сделать даже волос на голове своей белым или черным; то, совершенно справедливо что он без Божией помощи не может и подумать ничего богоугодного (2Кор.3:5). Потому-то и должен он просить Бога, да не оставит его ходить по воле своего сердца, да не будет чрез то предан в неискусен ум творити неподобная (Рим.1:28). Так как все люди осуетились, делая все по влечению своего ума, и омрачилось несмысленное их сердце; ибо так сказал нам Сам Господь: якоже отстоит небо от земли, тако помышления ваши от мысли моея (Ис.55:9); – то не напрасно ублажается тот из нас, кто прилепляется закону Господню, и помышляет о нем днем и ночью. Блажен, кто уразумевает волю Господню и по силе своей исполняет Его повеления; сей становится мужем мудрым, созидающим дом спасения своего на камне, иже есть Христос, – Божия премудрость и сила. За то и бывает такой человек тверд в вере, постоянен в дообре; и, как гора Сион, он не подвижным остается и тогда, когда восстают на него бури озлоблений и гонений, сыплются, подобно дождю, разные поругания, и разливаются вокруг его реки скорбей. Но не то, совсем не то бывает с теми, которые пренебрегают этот Камень – святый Божий, и созидают дом свой на песке, руководствуются суемудрыми своими мыслями; они не устоят на суде, и будут как прах, развеваемый от сильного ветра. Посему и молим мы Тебя. Отче святый, да будет воля Твоя всегда исполняться нами; да направит она нас как хочешь Ты, и руководит, куда угодно Тебе; и как отцы земные водят за руку милых чад своих, так и Ты, Отче небесный, всегда направляй нас правдою Твоею на путь мирен: да внидем в радость Господа своего. Он Единородный Твой, сказал нам: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец, пославший Мя, привлечет его (Ин.6:44)– и посему мы предаем себя в Твою волю, и Ты влеки нас, чад Своих, куда и как хочешь, – только привлеки сердца наши к любви Твоей; ибо мы весьма желаем наслаждаться любовию к Тебе, которая достигается посредством соблюдения Твоих заповедей (Ин.14:21). Да направит нас всемогущая десница Твоя на повеления Твои; да исполняются они нами охотно, как ангелами на небесах; да будет и на земле, как на небе, поправлять всех нас воля Твоя, – и да созиждется на земле мир, и да почиет на людях Твоих благословение Твое.

Отче наш! Если от начала дней сияешь Ты солнцем Своим на добрых и злых, и посылаешь дожди на праведных и неправедных; если и всякое животное, как сказано, исполняешь Ты Своим благоволением; то мы ли одни, Твои дети, можем быть Тобою забыты и оставлены, как говорят неразумные, на произвол судьбы? Но сего и быть не может; ибо нет судьбы иной, кроме Твоей, как и сказал Сын Твой: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин.5:17). И желая показать Свое попечение о нас, говорит еще нам: не две ли птицы ценятся единым ассарием: и не едина из них падет на землю без воли Отца вашего; вам же и власи главнии вси изочтени суть (Мф.10:29). Если и цветки полевые, кои сегодня цветут, а завтра погибают, Ты так украшаешь, что и Соломон при всей славе не был украшен, как один из них; то не гораздо ли более, чем о цветках, печется о нас вседетельный промысл Твой? Посему и должны бы мы уверены быть, что, если чего требует от нас воля Твоя, и что хочет она совершить в нас или чрез нас; то воля сия есть воистинну благая, и мы должны последовать ей с совершенною преданностию. Ибо воля Твоя, управляя всем, всегда направляет всех нас ко благу; и Ты, усугубляя над нами Свое попечение, не даешь даже и одному волосу с головы нашей упасть или быть вырванным без воли Твоей. Так во всем, что случается с нами, управляет воля Твоя, которая и руководит всех нас ко благу; и мы уверены, что все с нами, – что только не зависимо от нашей воли, – бывает не иначе, как по благой Твоей воле; и потому все, как сказано, любящим Бога содействует ко благу (Рим.8:28). Только надобно нам возлюбить Бога, а для сего исполнить волю Божию, которая требует не любить мир и все, чем он привлекает к себе сердца наши, – не любить богатство, славу, которая от людей, и всякое зло, в котором лежит мир и находит упокоение себе; и тогда все, все будет служить нам ко спасенно души. О, Отче! помоги нам исполнить Твою волю; и Ты, как Отец щедрот еси и всякия утехи, то мы еще просим: и –

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Видим мы, что твоим богатством наполнена вся земля, – это обширное селение животных малых и больших, – и это окружающее всю землю море, в коем множеству рыб и чудовищ нет числа, – и эта воздушная оболочка земли со многим множеством в ней птиц и насекомых. Все они, люди, звери, скоты, птицы, рыбы, насекомые, ожидают от Бога пищи себе и получают каждый день; ибо Ты Отец наш небесный, отверзаешь Свою руку, как говорит пророк, и исполняешь всякое животное благоволение. Ты подаешь пищу всякой плоти, творишь все во благо нам, по желанию нашему; Ты ниспосылаешь дожди с небес и соделываешь времена плодоносными, и мы имеем все нужное для жизни в изобилии. Хотя мы знаем, что Ты подашь нам всегда то, что необходимо для нашего существования, – и хотя бы не просили у Тебя хлеба, Ты дал бы и непросящим; но любовь Твоя понуждает нас, любовь чад к столь благому Отцу требует, чтобы дети в надежде, что все получат от своего Отца, чего у Него просят, всегда обращались бы к Отцу своему и просили Его благого изволения. Так мы просим у Тебя благословения принять от щедрой руки Твоей пищу; не к кому иному прибегаем и не от другого ищем, как только от Тебя; ибо Ты один всеобщий дародатель, и нет иного подающего. Если и от руки братьев мы приемлем пищу себе! то и это, известно, подается от Тебя всеисполняющего; и потому когда будем вкушать, то вспомним, что Ты нам дал.

Чтобы обещания Отца небесного исполнялись во всей силе, и мы для сего должны исполнять Его повеления в точности, делать все по совету Его. И так, по глаголу Его: не пецытеся о завтрашнем, что будете есть и пить, – мы не должны заботиться о будущем, или о многом запасе на будущее время, также и желать себе сладкой пищи; но будем просить одного хлеба, как необходимого средства для существования на земле, и то на один только день. Будем знать, что пища, особенно обильная, не привлекает сердца наши к Богу, но более отвращает от Него; потому и сказано: яде Иаков и насытися, уты, утолсте, разшире, разсвирепе, и отвержеся возлюбленный. – Также и попечение о многом отвлекает ум от Бога и употобляет тому, у кого уродилось много хлеба, и он замышлял строить житницу, собрать в нее все блага, и есть, и пить, и веселиться многие годы; но в ту же ночь исторгнута была безумная душа его. Не от обилия благ земных зависит продолжение нашей жизни на земле; потому и сказано нам: довольно для каждого дня своей заботы; – и мы о будущем все упование возложим на Господа: яко Той печется о нас. Возверзи, и пророк сказал, на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс.54:23). И будем ли мы еще столь малосмысленны, как многие многопопечительные, когда не велит нам Господь заботиться и о завтрашнем дне, и в удостоверение своего промышления говорит так: воззрите на птицы небесные, яко ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их; вы не гораздо ли лучше их, маловеры? – Таков наш Владыка, Отец наш небесный! Столь Он благ к нам, – не велит нам иметь попечений, чтобы не обременились заботами! Как сердобольный отец сам берет на себя попечение о доме, о сохранении имения, а сыну велит заниматься только образованием ума; так и наш небесный Отец, приемля на себя всякое попечение о благах земных, говорит нам: ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и сия приложатся вам (Мф.6:33).

Справедливо сказано: никто же благ, токмо един Бог (Лк.18:19); ибо действительно благ и милосерд Отец наш, вдохнувший в нас дух Свой и бессмертною жизнию нас одаривший. Но если и отцы по плоти, далеко не так любящие детей своих, как любит Бог созданных по образу и подобию Его, не подают детям своим, просящим пищи, камней вместо хлеба; то Бог ли, исполненный благости, откажет нам в том, чего у Него просим и в чем имеем нужду? Если и миллионам людей, зверей и всяких гадов, не просящих себе пищи, подает Он всякие блага в наслаждение; то не более-ли попечется Его благость о нас – малом стаде (Лк.12:32), просящем у Него того только, что необходимо для жизни. Если и птицы, дремлющие на ветви и заутра восставшие, находят себе пищу; – ибо Отец наш небесный питает их; то мы ли, Его дети, не должны уповать, что Он не попустит плоти нашей погибнуть и от голода увидеть смерть? Все сие понуждает нас более не заботиться уже о временных благах, но о том только, что душе служит на пользу и ходатайствует ей жизнь вечную. И так позаботимся, чада Божии и наследники небесного царства, удержать свой ум от суетного попечения и привести его в послушание Господним повелениям, – тем более, что не о хлебе едином, как Господь сказал, жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих (Мф.4:4). Не столько должно страшиться смерти, сколько Божиего неблаговоления, о котором Господь сказал: послю глад на землю, не глад хлеба; ни жажду воды, но глад слышания слова Господня (Ам.8:11). Как тело приемлет жизненную силу от того естества, из которого оно создано; так и душа Святым духом живится и делается богоподобною чрез соединение с Богом. Потому и Господь Сын Бога живого сказал нам: старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин.6:27); – и указывая на нее, говорит еще: Аз есмь хлеб, сходяй с небес, и даяй живот миру. Плоть Моя истинно есть брашно; ядый хлеб сей, жив будет во веки (Ин.6:35,33,55,58). Сего то небесного хлеба и должны мы желать всякий день, и просить у Господа подобно тем, которые, будучи при Нем, говорили: всегда даждь нам хлеб сей (Ин.6:34). И Ты, Отец наш небесный, даждь нам днесь, – в продолжении всей этой жизни, вкушать божественную пищу, уготованную нам во оставление грехов (Мф.26:28) и жизнь вечную.

И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим.

Кто может исчислить долги наши, коими одолжены мы Богом, а тем более уплатить их? Неисчислимы те благодеяния, которые получили мы от Бога, и неисчетно все то, что должны бы мы сделать Бога ради, и не сделали. Но какие дети не должны отцу своему? и кто из нас в силе заплатить долг Тому, Кто наделил нас всяким благом? Одно то, что Бог, не имея ни в ком никакой нужды, воззвал нас к бытию ради того, чтобы мы блаженствовали: кто равное сему воздаст Творцу своему? и что мы воздадим Ему, когда во власти Его находится все, что считается нашим? Посему и остаемся мы должниками пред Богом всегда неоплатными. Но не сии суть долги наши, о которым молимся-оставить нам; а о тех долгах, что не вполне воздаем подобающую честь Богу, и не только это, но и много еще преогорчеваем Его благость, – не исполняем Его воли, не творим Его повелений. Размышляя же о судьбах праведного Бога, – что нас ждет за такое неповиновение? и чего не сделал Сын Единородный ради нашего спасения, не пощадив души Своей отдать на страдание, чтобы освободить нас от вечной смерти? – таким образом, как бы низверженные в неизмеримую бездну долгов, сознаем вот: как много должны мы Избавителю своему! и что однако ж не заплатили Ему и малейшей частицы величайших долгов своих! Если же взявшие в займы деньги и не могущие уплатить их, не едят и не спят от мучительной заботы; то чего не потерпят те, которые видят, что долги их не в деньгах но в делах? Вот почему признательные рабы Божии смущались и плакали, и всегда усердно просили об оставлении долгов своих.

О, Боже праведный! не вниди в суд с рабом Твоим, так взывал пред Богом прор. Давид; – ибо не оправдится пред Тобою всяк живый. Если по одному правосудию Своему Ты будешь судить всякого раба, то праведным пред Тобою не окажется и тот, кто ничего худого не имел бы за собою. И праведник, сказано, едва спасется; но аще беззакония назриши: Господи! Господи! кто постоит? Посему и всякий святый умоляет Тебя: остави нам долги наши. И кто бы не вошел в отчаяние, если бы не было прощения во грехах? – но у Тебя прощение, дабы все благоговели к Тебе. И отцы земные любят миловать чад своих; Ты ли один благоутробный не пощадишь нас малодушных, которые и сами не знаем, что делаем? Ты повелел нам, чадам своим, прощать долги братиям, согрешившим против нас даже до седмидесяти раз седмерицею во всякий день: сии слова Твои ходатайствуют пред Тобою об отпущении грехов наших. Прости нас, Отче, без числа согрешающих всякий день, да исповедуем Твою благость, яко не по беззакониям нашим сотворил есть с нами но яко но высоте небесней утвердил над нами; милость Свою. Ей, Отче! да будет тако благоволение Твое; ибо Ты один безгрешен; мы же много согрешаем все (Иак.3:2). Но у Тебя, как говорить пророк, очищение есть.

Если столь любвеобилен Отец наш, что и грешников милует; то и мы, именующиеся Его детьми, должны также быть добросердечны и снисходительны даже и к врагам своим. Посему и Господь говорить нам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего небесного (Мф.5:44,45). И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши; если же вы не прощаете, то и Отец ваш небесный не простит вам (Мк.11:25,26). Ибо миловать милосердый Отец любит тех, которые и сами милуют других; не милующих же и всякие отцы наказывают, да не творят брань. Но любить тех, которые нас ненавидят, никто не может сам собою, как и Господь говорит: без Мене не можете творити ничесоже. Посему мы и должны просить: помоги нам, Отче благоутробный, быть милосердыми ко всем, даже и ко врагам своим, чтобы мы сделались достойными Твоей великой милости; дай нам сердце доброе, чтобы могли любить ненавидящих нас, ум любомудрый, чтобы благотворить злотворящим нам, и молиться еще так: прости им, Отче, все согрешения, коими они озлобили нас, все обиды и поношения, которые они по неведению нанесли нам. Если они и злословят нас, и еще гонят и лишают земного благоденствия; то чрез то самое и обращают сердца наши к Тебе, Отче наш; и Ты не лишишь нас небесного Твоего царствия. Посему обидящие и злотворящие не суть враги наши, но паче благодетели, которые помогают нам достигать небесных благ – нескончаемых; и мы, уже не как неразумные, таких благодетелей весьма возлюбим, и воздадим им за небесные блага земными благами. О, братия мои, обращающее меня к Отцу небесному! люблю вас за благодеяния ваши, и благодарю, как за одолжение за ваши обиды и притеснения, коими вы отвращаете мое сердце от земли и чрез то уготовляете мне небесные блага; от сердца прощаю вам все озлобления, которые вы некогда нанесли мне, и молю Бога, да оставит Он долги ваши, и мы все единым духом воспоем на небесах славу Отцу премилосердому. О, Отче! остави нам долги наши точно так же, как и мы оставляем должникам нашим.

И не введи нас во искушение.

Аще, сказано, приступаеши работати Господу Богу, уготови душу твою во искушение. Посему блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, его же обеща Бог любящим Его (Иак.1:12). Значит, блажен был бы я, если бы потерпел все скорби и гонения, которые постигают всех, хотящих благочестно жити о Христе Иисусе; но силы мои слабы, – не могу противостоять частым и многим обольщениям и притеснениям, находящим от мира, плоти и диавола. Кто поможет мне, кроме Того, Кто, как сказано, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр.2:18)? – И Господь крепость людем Своим дает, говорить пророк, Господь благословит люди Своя миром (Пс.28:11). Он не попустит никому быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение (1Кор.10:13), – даже избыток радостей; посему и говорит Писание: мужайся, да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс.26:14). Ибо Господь, кого любит, того и наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр.12:6). И хотя всякое наказание в настоящее время кажется не радостию, a печалию; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности (Евр.12:11). Сего ради и Господь заповедал нам молиться не о том, чтобы избавил нас Бог от искушения, но о том только, чтоб не войти в то бедствие, которое постигает не потерпевших искушение до конца, как сказано; той спасется (Мф.24:13). Искушения же необходимы всякому, работающему Господу Богу; и если кто будет молиться о избавлении от них, то любящий его Отец наш небесный и не послушает его молений. Так Павел трикраты молил, да отступит от него пакостник плоти, – ангел сатанин; но искушение продолжало быть, – ради чего? – да не превозношуся (2Кор.12:7), говорить апостол. Ибо как в огне искушается злато, так и человецы приятны в пещи смирения; а для сего нужно только иметь терпение, как и Господь сказал: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19). И вот мы просим Отца небесного: не введи нас во искушение; – не попусти нам упасть в ту пропасть (греховную), где от Тебя отстанем; не доведи нас до того страха: чтобы преогорчить Тебя, Бога Отца нашего, – страха столь тяжкого для сердца, которое любит Бога.

В искушении будучи, никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого. Но каждый, как сказано, искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию; похоть же исполняя, рождает грех, a сделанный грех производит смерть, – томление и скорбь души (Иак.1:13–15). Если и попускает Бог быть искушением, то для того, чтобы вразумить и привести в познание, – любим ли мы Бога всею душею и всем помышлением, или любим более самих себя, – плоть и мир, и содружество с диаволом? Посему и говорит апостол: всяку радость имейте, братия, егда во искушение впадаете различна, совершенно зная, что испытание веры вашей производит в вас терпение, терпение же до конца покажет, что вы вполне преданы Богу (Иак.1:2,4). Но и терпение никто не должен считать своею собственностию, – оно есть дар Божий; а как дар, то и должно просить его свыше, от Отца светов, от Которого нисходит всякое даяние, благо (Иак.1:17). Потому и молимся мы: не введи нас во искушение, – не оставь нас, Отче, без Твоей помощи, подай терпение и не допусти увлечься пожелаением своего сердца, которое наклонно ко греху.

Некогда некто много молил Бога, да отступит от него противный ему дух – искуситель; но Господь ему сказал: довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи (2Кор.12:9). Посему и мы будем, просить, дай нам Отче благодать Твою и довольно нам будет, да с помощию ея преславно подвизаемся; ибо Тебе, Отче, известно, что и хотели бы мы сделать, но без благодати Твоей не можем совершить: яко персть есьмы, – и не иное что, как прах земный. Если и есть в нас что-либо угодное Тебе, то и это получили от Тебя же; ибо мы не знали, что надо делать, чтобы угодить Тебе, и не делали, и не желали даже добра делать душе своей, покуда Ты нас не научил тому. Даже и ныне мы без благодати Твоей не хочем и не делаем добра: о, крайняя наша сладость и немощь души нашей! И если бы благодать Твоя не помогла нам, – что было бы с нами? в каких печальных заблуждениях мы пребывали бы, оставленные своим богопротивным склонностям? Но и ныне, после столь многих благодеяний Твоих, Господи! Господи! Ты видишь в нас одну только неблагодарность. Боже наш! Боже наш! Тебе известно наше непостоянство; но не попусти, чтобы неверность наша соделала нас недостойными Твоих благодеяний, не допусти нам отвергаться от Тебя, – не введи нас во искушение.

Но избави нас от лукавого.

Всем известно, что лукавство есть зло; посему и под словом: лукавого, разумеется все злое и противное спасению души. На сие указывает и слово: аще вы лукави суще, – которое значит: если вы, будучи злы (Мф.7:11). И так рассмотрим действие лукавого, под властию которого мы находимся, и потому просим, чтобы Бог избавил нас. Но кто слышанным сотворит то бедствие, которому преданы наши души, или кто уразумеет все зло, в котором лежит весь мир? Однако видеть можно всякому, – как покорились суете все потомки Адама, и что всякий из них беспокоится о земном, не рассуждая о том, что сам находится на краю глубокой пропасти. Справедливо ублажает Господь плачущих ныне; ибо если кто внимательно рассмотрит жизнь нашу, то она по истине покажется достойною плача и рыдания. Такое бедствие постигло всю вселенную и неразумие овладело всеми людьми! И как нам не плакать, как не сокрушаться сердцем, видя себя в плену не у варваров, не у злого человека в крайней неволе, но у злейшего демона и духов злобы поднебесных. Дух мира сего, или, как именуете его Божие слово: князь мира сего (Ин.14:30), точно свирепый тиран, захватил всю вселенную и поместился со всем своим воинством в душах человеческих; и что еще делает с ними? – ужас! Не деньги он отнимает и не браки расторгает, но – что всего хуже – отвлекает от Бога души Ему преданные, отвращает от Него ум и сердце, и, содержа их в плену своем, предает их нечистым страстям своим. Когда же сатана овладеет совершенно душею, ему преданною; тогда отдает ее на посрамление духам ему подвластным; и те обращаются с нею так нагло и низко, как только свойственно бесам, и с исступлением радуются о ее погибели. Они, обнажив ее от всякой добродетели, одевают в рубища греха зловонные, кои и позорят ее более чем нагота; и в этом не знают они сытости, но когда наиболее обесчестят душу, тогда еще свирепее нападают на нее, предают ее непрестанным упрекам и угрызению совести и вливают в нее свой яд – совершенное отчаяние. Какого же плена не бедственнее это греховное состояние души? и есть ли еще зло, которое было бы губительнее сего зла, в котором находится весь мир – все люди, удаленные от Бога и преданные страстям своим? О, это бедствие душевное хуже всех бед, какие могут быть в мире сем! Отче наш! избавь нас от этой общей всем беды, избавь от насилия лукавого духа.

Кто еще не сознает опасность своего положения и кто не видит, сколь много у нас врагов? Ибо многие восстают на нас и преследуют; и – что всего хуже – невидимы суть борющиеся с нами! Наша брань, как говорит апостол, не против плоти и крови, но против начальств и властей, против мироправителя тьмы века сего и духов злобы поднебесных (Еф.6:12). И ни о чем либо маловажном идет у нас спор с этим царством тьмы духовной, с непримиримым духом злобы; но о самом важном предмете, – о наследии жизни вечной. И что вот делает враг наш, Господь Сам о том свидетельствует: он похищает слово Господне, это спасительное семя жизни, из сердец человеческих; он и посреди пшеницы всевает свои плевелы (Мф.13:19,25). Он заставляет не верить божественным изречениям, не обращать на них внимания, старается всех привести в безнадежие, и говорить всякому рабу Господню: нет тебе спасения в Бозе твоем. Вот что еще делает он, супостат наш, злой и лукавый дух! И справедливо о нем сказано: яко лев рыкая, ходит, ища кого поглотить (1Пет.5:8). О, Авва, Отче! защити нас от бешенства врага нашего диавола, от его безмерной злости и лукавства; ибо нет у нас иного покровителя и спасителя, кроме Тебя, Бога и Отца нашего. И мы к Тебе прибегаем и Тебя просим: освободи нас от зол, нас обышедших, избавь от душегубца – врага нашего диавола, даруй нам пленным отпущение, отпусти измученных на свободу.

Господи небесе и земли! Отец щедрот и всякия утехи! Ты Сам сказал, что пришел слепым даровать прозрение и исцелить сокрушенных сердцем (Лк.4:18). Ибо миродержитель тьмы века сего ослепил, как сказано, разум всех неверных; и от того прилежит помышление всякому человеку прилежно на зло от юности его (Быт.8:21). Видите, видите – указывает нам слово истины, – яко вси ослепоша, не разумеша смыслити: вси путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство свое, от перваго и до последняго (Ис.56:10,11). Се тьма покрывает землю, и мрак на всех живущих! Это же самое в духовном видении было открыто одному праведнику, который увидел по всему миру распростертые сети лукаваго, и, вздохнув, сказал он: кто может избежать их? И мы, видя себя окруженными со всех сторон соблазнами мира сего, не должны ли сказать с воздыханием: Господи! защити и избавь нас от сетей лукавого духа, Он столько лукав и зол, что опаснее такого врага и быть не может; ибо злоба его покрыта притворством: он внушает нам радоваться, где надобно только плакать, советует искать одних временных, а не вечных благ; но слова его полны обмана и все умыслы его – только бы погубить нас. Этот человекоубийца издревле ищет как бы уловить душу и не допустить до вечного блаженства, которого он лишился; и вот он распростер для нас невидимые сети, при путях к блаженству поставил тончайшие тенета, на узких путях изрыл везде ямы, и отовсюду гонит нас и преследует во мраке. Сидит он, злобный, в сокровенном месте, как лев в логовище, и глаза его подсматривают за бедной душой; и хитрый он притаевается, прилегает, и вот бедные наши души неразумные, попадают в его сильные когти: он схватывает их, увлекаете в свои сети, опутываете их со всех сторон и с исступлением радуется о их погибели (Пс.9:29–31). О, Отче! Отче наш, иже еси на небесех! приникни с высоты Своей, призри милостиво на беспомощных, и услыши стон узников, разреши сынов обреченных на смерть. Восстань на помощь нашу и подвигнись противу буйства гонителей наших; ибо нет Бога пред глазами их; они преследуют и терзают наши души, и еще усмехаются и говорят: забыл Бог, отвратил лице Свое от людей Своих и не умилосердится никогда. О, Боже праведный! почто враги наши говорят нам, что Ты не смотришь, не обращаешь внимания на наши страдания? Долго-ли еще будут они так унижать Тебя? – тогда как Ты видишь наши слезы и вздохи, взираешь на все обиды и притеснения записываешь на руке Своей (Пс.9:32–35). И не напрасно бедный ожидает от Тебя помощи, и беззащитный просит у Тебя защиты: и Ты некогда сокрушишь всю силу вражию; ибо не на всегда оставлен будет слабый во власти сопротивного, надежда угнетенных не погибнет до конца.

Яко Твое есть царство, сила и слава.

Боже наш, Отче! Ты, премудрый и дивный во всех делах, неисповедимым Своим промыслом управляя нами, все сущие беды навел на нас ради грехов наших; но не всегда мы останемся в таком горестном положении, – ибо Твое есть царство, и владычество лукавого разрушится: и Ты, наказав нас кратким посещением печали, изобильно исполнишь радостию и веселием сердца наши, и удивишь нас Своею милостию. Ибо Твое есть царство над нами и над всею вселенною; Ты Господь неба и земли; Ты создал нас со всеми тварями, подаешь всем живот и дыхание и все потребное для жизни сей; потому и нам подашь, как возвестил, жизнь вечную, – царство то, которое уготовано нам от сотворения мира, – царство вечного покоя, мира, и славы, – царство, которому не будет конца.

Ибо Твоя, Отче, сила есть всемогущая: Ты силен все сделать; Ты сотворил весь мир одним повелением Своим; Ты можешь во мгновение ока изменить нашу жизнь, извлечь нас из сей бездны погибели. Твоя сила есть беспредельно великая: Ты повесил тяготеющую землю ни на чем и держишь ее одним Своим словом; Ты распростер над нами, как легкий покров, беспредельное небо, и утвердил по великой Своей силе небеса небес. И мы верим, что Ты можешь укрепить нас в добродетели и сделать непреклонными ко злу; Ты силен вознести и на небо всех нас, чад Своих, и возвеличить наше блаженство до бесконечности. Твоя сила столь могущественна, что Ты из ничего сотворил мир сей; потому все, что Ты хочешь сделать для нас, Тебе легко исполнить, – только следует сказать, и будет все, что Тебе угодно. Ибо Твоя всемогуща есть сила.

Твоя есть и слава. Куда ни посмотришь, везде видна Твоя слава: исполнены небо и земля непостижимым величием славы Твоей. Вот все небесные светила, – дела рук Твоих, облек Ты в великую и дивную славу; даже и цветки полевые Ты украшаешь так великолепно, что и Соломон, мудрейший на земле царь, не мог во всей своей славе так одеваться, как одеты они. Если такая неподражаемая слава является во всех делах Твоих; то, можно судить, какою же славою Сам Ты облечен! и каким великолепием потому украсишь Ты нас, чад Своих! Сего ради да не превозносится лукавый дух над нами; ибо Твоя есть слава, и она будет и пребудет над нами и в нас самих, как и во всей вселенной. И писанием возвещается великая слава Твоя; ибо там сказано: егда сотворены быша звезды, ангели восхвалиша Мя гласом велиим; – так они и до ныне даже хвалят Тебя немолчно. И мы, Отче наш, будем славить Тебя непрестанно, – только исполни молитву нашу, и прославим имя Твое в век; охотно принесем Тебе хвалу и славу, и будем славить Тебя вечно.

Ибо Твое есть царство, сила и слава во веки.

Небо и земля мимоидет (Мф.24:35); но Твое царство не приидет к концу. Небо и земля погибнут; а сила Твоя пребудет во веки. И самые небеса сказано, обветшают, как риза, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но слава Твоя продлится во веки. И не будет Твоему царству и силе и славе конца. Аминь.

Истинно, Отче, сказано, что ни одна черта от закона Твоего не предана нам напрасно; все, исшедшее из уст Твоих, не останется не исполненным; но все будет по глаголу Твоему совершенно верно. Посему и будет, Отче, услышана наша молитва; ибо Ты Сам обещал исполнить все, что будем просить с верою. Хотя мы из праха сотворенные, и ничто иное, как прах ничтожный пред Тобою, но что есть мало и презренно Тобою, Боже, сотворенное? Ты дал жизнь всему живущему, и дыхание всем; посему Ты и гласу птицы внемлешь, Ты слышишь вздохи насекомых. О, неизъяснимый – Бог щедрот и Отец всякия утехи! Не отврати лица Твоего от нас, и мы не отступим от ожидания нашего; Ты знаешь все наши нужды, и многое прежде прошения подаешь нам; ибо всякое даяние благое исходит от Тебя, Отца светов; и Тебе в Троице единосущному принадлежит царство над нами, и сила, и слава во все времена, – прошедший, настоящий и будущий век. Истинно.

Кроме сего не знаю я, чего просить у тебя, Отче наш; не разумею я, что мне потребно; но Ты подай рабу Твоему, что Сам знаешь и чего и спросить я не умею. Ты один знаешь, что мне на пользу; Ты любишь меня паче, нежели Я умею любить себя; и я не смею просить ни смею просить ни страдания, ни утешения; но только предстою пред Тобою с отверстым сердцем и молю: не презри, вниди в меня и сотвори со мною по милости Твоей. Благоговею я пред святым Твоим величием и безмолвствую пред Твоею волею и непостижимыми для меня судьбами; приношу всего себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе; и хотя нет во мне силы творить то, что угодно Тебе; но Ты воцарись в сердце моем во мне, Сам исполни и чрез меня все свои желания; Сам Ты научи меня молиться Тебе. Пусть Дух Твой благий вселится в сердце мое и Сам ходатайствуете за меня – воздыханиями неизреченными, молитвами безмолвными и сердечными.