🎧Благочестивые чувствования богомыслящего христианина при чтении молитвы Господней, разделенные на семь Богомыслий. Иоанн Максимович (слушать (озвучено Никой) и читать)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений свт. Иоанна
ПЕРЕЙТИ на главную страницу сборника толкований молитвы Господней
ПЕРЕЙТИ на сборник Размышления для возгревания


🎧Первое Богомыслие. Отче наш, иже ecи на небесех
Богомыслие второе. Да святится имя Твое
Богомыслие третье. Да приидет царствие Твое
Богомыслие четвертое. Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли
Богомыслие пятое. Хлеб наш насущный даждь нам днесь
Богомыслие шестое. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим
Богомыслие седьмое. Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

(Текст сопровождается песнопением молитвы «Отче наш» на арамейском языке (на языке Христа) | Поет Схиархимандрит Серафим Бит Хариби)


Первое Богомыслие. Отче наш, иже ecи на небесех


Господи! кто в облаках сравнится с Тобою, и кто уподобится Тебе в сынах Божиих (Пс.88:7)? Небеса всегда исповедают чудеса Твои, и земля, взирая на дела рук Твоих, ужасается; ибо все бесчисленные дела, которые Ты творишь, велики и предивны; ибо все производимое Тобою превыше похвалы человеческой. Никто от земнородных не возможет исповедать и умом постигнуть их. Да и удивительно ли? Ибо справедливо и прилично действиям Твоим иметь сообразность с Божественным Твоим естеством. И так поскольку Ты по естеству Всемогущий, Необъемлемый, Неописанный, Непостижимый, Бесконечный, то и не чудно, что творишь такие дела, которые если кто с любопытством испытывать захочет, то ум свой потеряет. О Господи! кто не удивится, если рассмотрит (говоря по человеческому понятию), что Ты «воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы» (Ис.40:12)? Да удивляются прочие делам рук Твоих, коих ни разумом, ни помышлением объять невозможно. Я удивляюсь, представляя в уме моем дела Твоего милосердия, потому что милость Твоя превыше дел рук Твоих. Главнейшее же из всех дел Твоих и основание всех оных, есть тайна воплощения Сына Твоего прежде всего мира предоставленная. Когда настало определенное время: Ты от вышних небес – престола великолепия славы Твоея, послал Сына Твоего в бедственный мир сей, чтобы Он от кости и плоти нашей устроил Себе плоть, восприял наше естество, явился нашим братом по плоти; и нас соделал Себе братьями не по естеству, но чрез усыновление. И так тайну воплощения всегда и везде буду проповедать, всегда паче всего прославлю, везде возвеличу. Ибо чрез сие нам такое оказано благодеяние, которого ни на небеси, ни на земли обрести нельзя, и никто лучшего и благоприятнейшего не мог придумать, чтобы Ты назывался Отцем моим, а я Твоим сыном, и был бы оным. В сем уверил меня Сын Твой чрез проповедание Евангелия в сем мире, Тебя везде называя Отцем нашим. Посему-то Сын Твой не стыдится называть нас братьями своими, говоря: Буду возвещать имя Твое братьям моим (Пс.21:23). Давид, удивившись благости Твое являемой ему, и достоинству, которым Ты его вознес, возгласил: кто я есть, Господи мой, Господи! или что дом мой, яко возлюбил еси мя? Но то, чему он удивлялся, весьма мало в сравнении с данными мне преимуществами; ибо Ты сделал его Царем одной страны в мире, и детям его обещал наследие; меня же соделал сыном Царя царем и Господа господем, Которому небо и земля со страхом и трепетом повинуется, и не токмо сыном, но и наследником над всеми царствами Твоими поставил. Ежели в мире сем весьма многие находятся наименования, несогласные с существом вещей, то когда Ты, Бог столь превысокий и всесильный благоволишь нарицать Себя моим Отцем, меня столь немощного и уничиженного Своим сыном, я поистине должен усомниться, не есть ли это более титул чести, нежели наименование самой вещи: но Единородный Сын Твой в истинности наименования сего нас удостоверил, говоря: отца не зовите себе на земли; един бо есть Отец ваш, иже на небеси (Мф.23:9), изъясняя чрез сие неусыпное Твое о нас попечение и бесконечную к нам любовь. Толь высокие благодеяния если сравнить с теми, кои дети получают от земных родителей; то они недостойны будут отеческого наименования. Ибо какой отец приготовил  такие блага? Какой отец удостоил столько чести? Кто столь несчетные богатства толь неудобоносимыми трудами доставил? Ибо ты доставил оные детям своим чрез неоцененную кровь Единородного Сына Твоего. Ты нас пленных искупил и предопределил к высочайшей славе, и кровью Сына Твоего приуготовил вход к ней. И так, о Господи мой! я воскликну с Давидом: отце мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс.26:10). Никого на земле не назову отцом моим, но воззову с Исаием: Ты, Господи, Отец наш еси, Авраам не уведе нас, и Израиль не позна нас (Ис.63:16). Я твердо уверен в том, что Ты не оставишь меня. Ибо Ты сказал Израилю: эда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе (Ис.49:15). Се на руках моих написах стены Твои и предо Мною еси присно. И так поелику столь неисповедимо милосердие Твое, Господи! Единосущный Сын Твой повелел нам всегда говорить: Отче наш, иже еси на небесех! – О царское слово! О пресладкое слово! Преисполненное умиления слово! Слово неисповедимо утешительное! Кто бы дерзнул назвать Тебя Отцем, о Господи мой! если бы не исповедал Тебя таковым Сын Твой Единородный, и не повелел и не узаконил нам исповедывать. Ибо кто Ты, Господи, и кто я, чтобы дерзнул назвать Тебя Отцем моим? Ибо Ты Тот, Который существует всегда; а я тот, который не был и есмь ничто; но и что значат все творения пространной сей вселенной? Вси язы́цы, яко капля от кади, и яко претяжение веса вменишася Тебе (Ис.40:15). Во всей вселенной нет ничего удивительнее сего милосердия Твоего, что Ты, Бог бесконечно великий, Царь царем, Господь господем, святых Пресвятейший, Бог богов, Ангелов слава, святых всех веселие, благоволил быть Отцем моим и соделать меня Своим сыном, меня, который ничто иное есмь, как самая ничтожная вещь, худой и презренный червь, тварь, исполненная смрада и мерзости. О долгота, широта, высота и глубина Божественной любви и благости! Отче наш! О! когда и где можно найти толь сладкий сот, толь приятную пищу, толь благовонный бальзам, который бы можно было сравнить с сим словом. Что? как мне назвать Тебя, Создателя, Отцем моим? Неужели я буду столько дерзновен, что осмелюсь назвать Тебя сим именем? О непостижимая радость! О сладость неизреченная! Что более Ты мог сделать для меня, Господи, и чего более я мог бы пожелать? Чего мне драгоценнее надлежало искать, кроме того, чтобы Тебя, Бога моего, иметь Отцем моим? О! как достаточно познал величество Благодати Св. Евангелист, когда сказал: Видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Божия наречемся, и будем (1Ин.3:1); как бы так сказал: Бог не доволен был тем, что дал нам имя сынов Своих, но назвал нас истинными сынами. Какая слава может быть выше сей? Какое достоинство может быть выше сего? Древние говорили, что приятна польза от всякой вещи; ибо мы тогда только с радостью и терпением занимаемся каким-нибудь делом, когда представляем себе награду и воздаяние, и надежда награды доставляет в трудах отраду и утешение. Но иметь Бога Отцем своим, и притом не по имени только, но и на самом деле, – сие несравненно превосходит всякое приобретение, всякое изобильное довольство, и высочайшую честь. И так, что в мире слаще сего? Что приятнее? Что полезнее имени Отца можно найти? Глас сей трогает сердце, подвигает всю внутренность, утверждает дух, развеселяет душу, заставляет проливать сладкие слезы умиления. Отче наш! О слово краткое, но многознаменательное, изреченное Господом на земле! Справедливо говорит Апостол: не судих ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята (1Кор.2:2); ибо в сей тайне сокрывается всякая премудрость, потребная ко спасению. И я, Господи, Боже мой! ничего не хочу знать, кроме Тебя, Отца моего, и ни на что более не хочу обращать внимания, кроме того, чтобы узнать ту силу, которая скрывается в сем приятнейшем слове: Отче наш! В нем хочу поучаться премудрости, в Нем богословствовать, в Нем упражняться Богомыслием день и нощь; ибо премудрость, скрывающаяся в сем едином слове, содержит в себе всякое возвышенное учение. Как человек потому называется микрокосмом, то есть малым миром, что в нем находится все то, что существует во вселенной: так и премудрость сих слов многоплодна и совмещает в себе все: ибо в ней вкратце находится различная сила всего писания. Вся сия молитва может быть разделена на две части: в первой части научаемся, чем мы должны Тебе, Господи; а в другой части научаемся, чего от Тебя имеем ожидать. Какого же обещания и исполнения не должны мы ожидать под именем Отца? Какое послушание не разумеется под именем Сына? И так каких благ, какого попечения и тщания, промысла и благодати я не получу благонадежно от истинного Отца моего? Если Ты истинно Отец мой, то с природою и разумом согласно, что Ты меня любишь, все нужное дашь мне, поправишь меня, пособишь мне, заступишь, наставишь, научишь, наследником меня сотворишь (когда приидет время); как Отец накажешь и пощадишь, как сказано: егоже любит, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет (Притч.3:12). И так жить у такого Отца попечительного и промыслительного есть должность и звание приятное, рабство свободное, хранение благонадежное, страх радостный, наказание приятное, нищета богатая; ибо дело и должность Отца есть, взять на себя все попечения и заботы и приобретенные плоды разделять с сыном. И так, если Ты Отец Всемогущий и Господь всей твари, то в чем я буду иметь нужду? Чего мне не достает? Имея такого Отца, я все имею; ибо я уверен, что дети имеют участие в наследии родительском. Какая скорбь, нужда, гладь или нагота, какая беда возможет мне причинить смущение, если я имею Отцем своим Тебя Бога? Ежели восстанут на меня враги, то Ты заступник; ежели лишат меня временных благ, то Ты пошлешь все нужное для моей жизни; ежели я усомнюсь в чем-нибудь, то Ты меня научишь; ежели пойду во тьме посреди сени смертной, то Ты будешь вождем моим; ежели ложные свидетели восстанут на меня, то Ты будешь за меня отвечать: аще ополчится на меня полк, не убоюся (Пс.26:3), яко Ты, Отец мой со мною еси (Пс.22:4). Какая высочайшая честь! Какое милосердие может быть обильнее сего? Первоначальное достоинство есть быть Сыном Божиим по естеству; второе, быть сыном Божиим по благодати; поелику же быть Сыном Божиим по естеству никому невозможно, кроме единого Сына Божия, то Бог возвел нас во второе достоинство, соделав нас сынами по благодати; и я совершенно не знаю, что бы можно было высшее присоединить к сему благодеянию. И так мы видим, о Всемилосердый Боже! что все обещания Твои соединены в сем едином слове: Отца! Ибо Ты Бог наш благоволил быть Отцем нашим. Если же Ты Отец наш, а мы дети Твои, то во всех Твоих благах имеем участие, и делаемся вместе с Единородным и Соестественным Сыном Твоим сонаследниками всех многоценных богатств Твоих. Притом слово сие: Отец, не только научает меня тому, чего я имею надеяться, но и тому, что я делать должен. Ибо если Ты истинный Отец мой, то и я равно истинный сын Твой. Что же из сего следует? То, что я должен исполнять приличные сыну дела. Ибо, если я ожидаю от Тебя – Отца исполнения отеческих обязанностей; то и мне взаимно должно исполнять обязанности сыновние. И так, о Премилосердый Отче! что мне должно делать? – Как Отца любить Тебя; как Отца почитать, как Отца бояться, как Отцу повиноваться Тебе, прибегать к Тебе в скорбях, как к милосердному Отцу; возлагать на Тебя упование, как на Отца благонадежного; я обязан сколько возможно везде приумножать и распространять славу Твою, как Отцу служить усердно в истинной любви, с чистым намерением; вручать всегда всего себя преблагому Отцу; как от возлюбленного Отца с терпением и радостью принимать все наказания и исправления; возлагать на Тебя, как на милосердного Отца, все мои попечения и заботы; – всего сего имя сына от меня требует. И когда только я называю Тебя Отцем моим, то всегда признаю себя обязанным Тебе во всех сих отношениях. И так все то, что Ты повелеваешь нам, и все, что только в Писаниях нам обещаешь, все сие совокуплено и сокращено в едином только слове: Отец. И так да умолкнет Платон, да не мудрствует Аристотель, да престанет витийствовать всякая премудрость! Не нужно мне для учения бесчисленное множество книг: я имею полное сокращение всякого учения в сем едином слове: Отец, в котором усердно желаю учиться и упражняться во всю мою жизнь.

Наш. Все вышесказанное более объяснится, если прибавим второе слово, говоря: Отче наш. Единородный Сын Твой не заповедал нам восклицать: Отче мой; да и во всей молитве не встречается мое или твое, но токмо наш, наши, мы, нас; но восхотел всем человекам сообщить сие достоинство, чтобы мы все равно по благодати были тем, что Он есть по естеству.

И так говоря: Отче наш, во множественном числе, сими словами исповедуем, что мы все браться и дети одного Отца, а потому и должны любить каждого, как своего брата, а Тебя, как общего всем нам Отца. И так в сих двух словах мы научаемся любви к Богу и к ближнему, – в двойственной сей любви содержатся весь закон и Пророки. И так какое можно найти учение выше, полезнее, обильнее, многосложнее сих двух слов, ясно научающих и предлагающих все нужное ко спасению? Притом слова сии не только научают меня, что я должен знать, делать и чего надеяться, но и приуготовлют мне к покаянию путь, и отверзают двери упования, заключенные грехом. И так, хотя я и тяжко согрешу, впрочем не отчаиваюсь, отлагаю сомнение ума, ободряюсь надеждою: ибо имею Отцем моим Тебя, Бога, которого Апостол назвал; Отцем щедрот и Богом всякия утехи (2Кор.1:3). Я лучше последую блудному сыну, и уподобляяся ему, возвращуся с раскаянием к Отцу моему, и тем же голосом воззову: Отче мой! согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой; сотвори мя яко единаго от наемник твоих (Лк.15:18). Если я лишился сыновнего достоинства, то Ты, о Господи, не оставил отеческой милости и благости. Сие когда я произнесу от искренного сердца, то прежде, нежели окончу молитву надеюсь, что Ты не умедлишь вытти во сретение мне, и нападши на выю мою, мирно облобызаешь меня. Сие упование на благоутробие Отчее я получаю из самых недр Отца моего; ибо Он всячески печется и тщится, чтобы сын Его не погиб; и если он каким-либо случаем удалится, то при случившейся нужде привлечет его к Себе. Если птицы увидят, что птенец их упал из гнезда и находится в опасности погибнуть, то до толе не успокоятся, доколе не возвратят его в свое место; и если увидят подошедшего к нему зверя, то летают около, защищают птенца своего когтями, носом, крыльями, сколько могут, доколе не освободят его: и Ты, Отец небесный! о спасении моем промышляешь, изыскиваешь врачевания для немощей моих, исцеляешь мои язвы, и прогоняешь лютых зверей, то есть диаволов, детей же Твоих возвращаешь в гнездо, то есть в недро Твое, а если и прогневаешься, то скоро и легко забываешь обиду, и не престаешь пособствовать дотоле, доколе дети Твои не обратятся к покаянию. По тому Ты не престаешь беспрестанно научать их, и как милосердный Отец, всегда советовать, и если заблудят, наставлять на путь спасения! Кто хочет видеть днем свет, тот не зажигает для сего светильника; ибо свет сам представляется ищущему его, осияевает и приводит в действие способность зрения: таким же образом и всякий, возводящий очи свои горе и желающий видеть Тебя небесного Отца, не должен искать для сего внешнего света; ибо в Твоем свете узрит свет, и присносиятельный свет Твой не умедлит уделиться всякому просящему.

Иже еси на небесех. О Творче небес и земли! излияся благодать во устнах Твоих, сего ради сладчайша паче меда и сота словеса Твоя; вожделенны паче злата, и камене честна и сии слова! Хотя в соединении с предыдущими и последующими они обильнее в значении своем; впрочем таинственно между собою только совокупленные, не менее пространны и многознаменательны. И так если Ты, Господи, мой Бог, Отец мой! живешь на небесах; то чего мне желать на земле? Если сокровище мое горе; то чего искать мне долу? Если Ты Бог мой, наследие мое, Отец мой, находишься на небе; то почто мне, сыну Твоему, быть на земле? Ежели сокровище мое на небе; то чего я ищу на земле? Ежели Ты, Отец мой, живешь в вышних; то я, сын Твой, что значу иное в сем мире, как не пришлец и странник? Я не имею здесь пребывающего града; но как в изгнании и заточении находятся, ищу истинного отечества, с воздыханием стремлюсь к наследию моему. Как странник поспешая к отечеству своему, не отягощается никакою ношею, но только несет с собою нужное для своего тела; все тщание и попечение свое обращает на свое отечество, где находится дом и семейство: так и я, Господи! будучи странником, почто не отлагаю всех земных попечений и забот сердечных, и не обращаю к Тебе единому всех помышлений моих? Доколе буду удаляться от Тебя? Почто со всем усердием и поспешностью не притекаю к Тебе? Иже еси на небесех. Слово сие подкрепляет мою надежду, и делает благонадежным мое здесь замедление. Ибо если Ты, Отец мой, на небе; то и мне оно принадлежит, и я имею в нем наследие. Одну ногу мою я уже поставил там, власть моя туда простирается. Если Ты истинно там пребываешь, обладая всеми; то где же будут дети? Не там ли, где и Отец их находится? Где будут находиться члены, если не там, где глава их находится? Тамо собираются орли, где есть труп (Мф.24:28). И Ты, Отче! не откажешь господствовать в дому Твоем тому, кого Ты Сам назвал сыном и наследником. Иже еси на небесех. Слово сие возвышает душу мою, и возносит меня выше всего создания. И так, что обильнее можешь удовлетворить и насытить меня? Можно ли желать достоинства высшего и славы знаменитее той, которою мы пользуемся пребывая на земле, и имея Отца на небе, Который есть Царь неба и земли, благотворением Коего и мы поставляемся на земле Царями? Вы, которые стремитесь за славою и честию, чего вы ищете в дыму внезапно исчезающем и в прахе воздымаемом от лица земли? Почто презираете честь, туне вам даруемую, чтобы быть детьми Царя небесного? Почто напротив того бегаете за славою мира сего, которая от вас удаляется, и ищете оной со многими чрезвычайными трудами? Покажите, что вы Христиане, и восприимите Божественную честь, туне вам даруемую. А ежели оную презираете и не престаете с толиким трудом искать суетной чести мира сего; то подлинно, что вы не Христиане. Веселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии, и хвалитеся вси правии сердцем (Пс.31:11); ибо для вас сохраняется на небеси многоценный, сокровенный дар, и Отцем своим имеете Царя неба и земли. Я возму, Господи, чистыя крылья желаний, как голубь, оставлю все земное, и полечу к Тебе на небо. Для чего я за велико почитаю то, что находится на земле, будучи поставлен наследником тех благ, которые находятся на небе? Как могу прилепляться к скотским и нечистым похотям и земным богатствам, мгновенно преходящим, когда я благотворением Отца моего поставлен владыкою и обладателем всех небесных сокровищ? Подлинно, это было бы для меня великим и укоризненным пороком. Сие было бы для меня бесчестнее, нежели для сына какого-либо земного Царя принять на себя должность низкую и испрашивать себе пищу. Но я весьма беден и живу в весьма многих нуждах; надежда удаляется и отлагается, – и еще не видно, что я буду: и так не во лжу ли обратится сие похваление мое и слава? Но не так. Как единородный сын царский при жизни Царя хотя и не принимает еще царства во владение свое, впрочем его по обыкновению почитают наравне с Царем по причине царского его происхождения: подобным образом и я, по причине приобщения и обещания живого Бога, имею право не на мирское и погибающее, но на вечное и небесное Царство: для чего же мне не назвать себя блаженным и весьма богатым? Для чего мне не гордиться царским именем? Ибо если сия надежда продолжается, то Ты, Боже, пребывает во веки в верен в обещаниях Твоих, и завет с нами заключенный сохранишь неизменно, отъявши всякую слезу от очию нашею, позволишь сесть с Тобою на престоле Твоем, и воцариться с Тобою во веки веков. Аминь.

Богомыслие второе. Да святится имя Твое

Премилосердый Отец наш! поелику все, находящееся под небом, Ты сотворил для нашей пользы, а нас для Твоей славы (хотя Ты не имеешь нужды в наших благах), и назначил нам такую должность, чтоб мы всегда служили Тебе единому, восхваляли Тебя; жили так, чтоб имя Твое везде славилось: посему Сын Твой как самой первейшей и нужнейшей вещи научил нас, чтобы все мы в молитве говорили: «Да святится имя Твое». Ибо если я имею общение с Сыном Твоим; то о чем более должно мне стараться, как не о том, чтобы везде и всегда распространять славу и честь Всесвятого имени Твоего, искать успеха и победы, и предпочитать всему приобретение Твоего благоволения? В самом деле получивши власть и новое свойственное сыну достоинство, что уже мне остается делать, как только принять владение Его, и со страхом и любовью по возможности исполнять то, что требуется от сына? Как человек, сделанный Царем, владыкою, или выбранный в иное какое достоинство, немедленно приемлет права и преимущества сопряженные с оным, и тотчас старается о достодолжном исполнении дел звания: так я, Господи, по благодати Твоей, почтенный новым достоинством, приступаю к действительному обладанию правами оного, забочусь о достодолжном и приличном моему званию служении; желаю и стараюсь о том, что свойственно сыну Такого Отца, то есть, чтобы имя Твое святилось, и слава царствия Твоего являлась во всяком племени и народе, и чтобы во всем мире покланялись величественной славе престола Твоего. Пока сие исполнится, я по возможности стараюсь и желаю, чтобы все, что я ни буду делать, способствовало к похвале и распространению славы Твоей. Ибо похвала детям отцы их (Притч.17:6), сказал Премудрый: поелику естественно и природой устроено, чтобы благонравный сын любил отца; а любви свойственно любящего претворять в любимый предмет, так что, если кто любит, то как бы забывши сам себя, не печется о себе, не старается о своих выгодах, но больше заботится о том, что касается любимого лица. И так, Господи, совершенно претворившись в Тебя любовью, чего мне искать или желать, или что делать должно, как не то, чего Ты хочешь и требуешь? А чего Ты более желаешь и ищешь, ежели не славы имени Твоего? Ибо ни на небе, ни на земле нет ничего толико достойного приобретения. Посему и мне прилично и должно всеми силами и всею крепостию везде – пред всеми возвещать славу Твою, и стараться о распространении ее во всем мире. Знаю, Преблагий Отец мой, истинно знаю, что Ты не имеешь нужды в моих благах, и что похвалы мои не нужны Тебе. Но как смертные умолчат о хвале Твоей, когда все твари вопиют, возвещают славу Твою, и взаимно одна другую побуждают к похвале Твоей, к прославлению Святого имени Твоего? Ибо воззрим ли мы на Ангелов; что делают они на небе? Непрестанно и неумолчно восхваляют Тебя, величают имя Твое, и прославляют Тебя трисвятым пением. Обратимся ли к чудесному и предивному своду небесному, согласию в обращении светил, и удивительным действиям их? Истинно, Господи, небеса проповедуют славу Твою, и о делах рук Твоих вещает твердь! Посмотрим ли на согласие противных между собою стихий, волнующееся море, начала источников, непрестанное течение рек, такое разнообразие дерев, несходство цветов, многочисленные роды животных, толикое множество естественных чудес, не имеющих ни числа, ни меры? Каждое по данному от Тебя естеству своему не иное что возвещает, как токмо преславное величие имени Твоего! все они как бы живым гласом называют Тебя единым Богом Истинным, вечно Живущим, Богом Всемогущим, Премудрым, Богом Всеблагим и Премилосердным, единым Праведным, Страшным и Чудным Богом, Тебя единственно достойным непрестанной хвалы и поклонения! Но из всех тварей человек особенно должен святить имя Твое и прославлять Тебя; ибо он, преимущественно пред всем видимым творением, получил от Тебя благие качества, дарования и совершенства всех тварей (почему и назван малым миром). Когда же каждая тварь должна славить имя Твое; то гораздо более обязуется получивший все тот, для пользы и употребления коего создано все видимое в мире сем. И так я от всего сердца моего, от всех сил моих прошу и всеусердно желаю, чтобы имя Твое святилось во всем мире; чтобы всякой народ и племя, всякой пол и возраст, все люди совокупно восхваляли и прославляли имя Твое. Господь мой! не молю Тебя о даровании мне богатства земного, чести мирской, удовольствия и услаждения плотского; одного токмо прошу, того ищу, да святится имя Твое во всех пределах мира. Вот первое и вожделеннейшее желание в молении моем! Вот первоначальное помышление, возбуждение и поощрение всех моих желаний! Любовь к Тебе должна быть сильнее всего. Желая и ища в жизни сей единственно Твоей чести и славы, молю, даруй мне, не для моей похвалы и пользы, но для Твоей чести и прославления, чтоб я подражал блаженным жителям царствия Твоего. Ибо они восхваляют Тебя, прославляют и благословляют во веки веков. Аминь.

Богомыслие третье. Да приидет царствие Твое

Ты видишь, Отче! как много мучителей и владык, которые посреде нас живут и царствуют? диавол обременяет нас своею гордостью, мир нападает на нас с своими полчищами, плоть возмущает нас своим сладострастием и прелестями; – воля наша воинствует противу нас со всеми своими вожделениями. Безжалостные сии мучители содержат нас в угнетении, царство Твое возмущают, Твое правление и Твою власть везде уничижить стараются. Они только того и хотят, только о том и заботятся, чтобы в нас совершалась их, а не Твоя воля, чтобы мы провождали жизнь по их велению, а не по Твоим законам. – Восстань, небесный Царь! укроти сих возмутителей, рассыпь сие мятежное скопище, не попусти сим властям распространяться в Твоем царстве; одолевать, и над нами господствовать; да низвергнутся Твои противники, и расточатся Твои враги, да погибнут все они от лица Твоего, и да рассеются все ненавидящие Тебя. Ты владычествуй, Господи! Ты обладай нами и исправляй нас; Твое царство, Твоя одна власть да будут нам ведомы, и в нас да пребывают. Воля Твоя да будет для нас светильником, закон Твой да будет нашим веселием, оправдания Твои нашим богатством, все скорби и злоключения за имя Твое Святое да будут нашею славою. Управляй нами, Господи! посредством Божественного Твоего промысла, ограждай и защищай нас Твоею десницею, наставляй нас Духом Твоим, усмири Твоим законом, обогати Твоими дарами, накажи премилосердною Твоею десницею. Сотвори, Господи! чтобы плоть, мир, диавол и воля наша не обретали более в нас места; отжени от нас князя мира сего. Един Ты над нами господствуй, Един повелевай; Един буди в душах наших, и царствие Твое да исполнит сердце наше. Ты Един будь светом нашего разума, и укреплением нашей воли. Тебя Единого да взыщет сердце наше, к Тебе Единому да притекает с молением, Тебя всею силою да вожделеет; словом: да приидет царствие Твое, и сего для нас довольно. Ниспосли мне благодать Твою, Отче! и я после сего ни о чем более да не помышляю, ничего более да не ищу, и не желаю кроме царствия Твоего! Оно одно для меня да довлеет; о нем и день и ночь прилежно да помышляю; в нем единственно да пребываю и упражняюсь. Ты Един, Отче! Благ, Красен и Любезен; Ты Един превожделенный Жених душ наших; и так Ты Един царствуй, повелевай, обладай; Ты Един исправляй волю мою; Един буди моим Царем, а я смиренный и верный раб Твой. Утроба моя Тобою токмо да утешается, сердце мое в Тебе да обретает свое успокоение, душа моя Тобою Единым да будет исполнена. Сподоби меня, Отче! к Тебе Единому стремиться: ибо Ты единственное мое пристанище, совершеннейший конец всех моих желаний; Ты безмятежное царство, в котором чистые и Святые живут вечно и почивают с миром.

Да приидет царствие Твое! Вот цель и конец нашего упования, и общее всех желаний наших пристанище! Здесь мы узрим Тебя Отца и Царя нашего во всей Твоей неизреченной красоте, и бесконечно зрением Твоим наслаждаться будем. Что свойственнее детям, и ближе к их природе, как не всегдашнее желание видеть отца своего царствующим на Его престоле? О Боже мой! когда наступит тот радостный день и час, в которой я узрю свет Твой? Когда прииду, и явлюся лицу Твоему? Когда вселюсь в златые домы Твоих обителей? Когда удостоюсь узреть вертограды, вечными цветами украшенные, источники воды текущей в живот вечный, врата, из единого бисера и многоценных сапфиров сооруженные, лики Ангелов и чистых дев, последующих непорочному Агнцу, аможе идешь? Когда благоприятные и сладкозвучные их песни немолчно в гуслях и паслтирях возносимые, ублажающие Верховного Царя и общего всех Отца услышу в Его присутствии? О Иерусалим, матерь наша! когда я от сего странствования, и изгнания возвращусь к Тебе, и всецело в Тебе вселюся? Когда воссияет и придет день, в которой я призван буду в Твои веления, и узрю, стены из ясписа и гиацинта сооруженные и святолепно украшенные? Когда услышу глас песней хвалящих Тебя в Тебе: коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил? Желает, и скончавается душа моя во дворы Господни (Пс.83:2–3). Имже образом желает елень на источники водныя; сице желает душа моя к Тебе Боже (Пс.41:2). Вот желание, свойственное сынам! Природе их сообразно иметь качество вод текущих в живот вечный, возносящих сердца человеческие от земли на небо. Изрядный любитель оной воды, Св. Игнатий будучи веден на мучение, сказал: «Любовь моя распята, и я не имею огня, возбуждающего меня к другой любви, но живая вода, умножающаяся внутри меня взывает ко мне: прииди к Отцу». Это есть всеобщий Отец, Которого мы желаем, к Которому воздыхаем, и всеусердно стремимся в изгнании сем вопия и глаголя: да приидет царствие Твое! Познать Его есть живот вечный, созерцать совершенное блаженство. Сего да сподобит нас неизреченное Твое милосердие, Отче! всесмиренно молим Тебя Сыном Твоим Иисусом Христом Господом нашим, Который всегда во всем благословен. Аминь.

Богомыслие четвертое. Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли

Кто может противиться Твоей воле, о Отче! Ибо Ты все сотворил, что восхотел; мы однакож находим в нас самих волю развращенную, всегда воле Твоей сопротивляющуюся. Солнце, месяц и звезды, море и все стихии, вся тварь повинуется Твоей воле. Мы одни человеки, одаренные разумом не покоряемся; так пусть будет, Господи! Твоя воля на земли в нас, которые суть токмо земля и пепел, так же как на небе в духах небесных, всякое повеление немедленно исполняющих на самом деле. Какая же Твоя воля, о Отче небесный? Сия есть воля Отца нашего, говорит славный мученик Киприан, которой научил нас Сын Твой, Иисус Христос, и которую Сам сотворил: смирение в призывании, непременяемая крепость в вере, стыд и благоговение в словах, в делах справедливость, в действиях милосердие, в жизни наказание. Сия есть воля Его, чтобы не делать обид; обиду от других терпеливо сносить; жить с другими в нелицемерной любви, Бога всем сердцем любить, –

любить Его потому, что Он есть наш Отец; а бояться Его потому, что Он есть Бог наш: ничего не поставлять выше Христа; ибо и Он нас более Себя возлюбил и предпочел; всегда неразлучно пребывать с любовью Его; крест Его в сердце своем крепко водрузить; в случае словопрений о Его Святом имени и чести иметь мужество в ответах непреложное и постоянное, так как мы оное исповедуем: в прошении иметь веру, которую имеем; в смерти терпение, которым венчаемся. Одну в Тебе пусть познаваемую волю, которая имеет два действия: или относиться к тому, что Ты от века непременным благоволил быть; или к тому, что Ты заповедал, повелел, советовал и запретил. То предопределением, а сие благоволением называем. Первой никто не может противиться, а в последней предложил и попустил воле нашей произвол. Почему весьма часто не бывает в нас Твоей воли, и не исполняется; сам Ты с болезнью о сем говоришь: сколько раз Я хотел, и не восхотели. Так о сем, Господи! молю, сего желаю, сего одного ищу, чтобы во мне и чрез меня та и другая воля Твоя была, действовала и совершалась. Первая, чтобы для меня было благоприятно все то, что Ты от века о мне предопределил, восхотел и предуставил – благое ли, радостное ли то или печальное: вторая, чтобы нимало я не противился заповедям, повелениям и учению Твоему; но что Тебе угодно, о том бы везде прилагал попечение, хотя воле моей совершенно будет противно. С сего времени не хочу, чтобы что-нибудь делалось по моему желанию; и что мне покажется приятным и нужным, не буду искать сего. Не желаю, чтобы я сделал то, что советует мне разум мой в рассуждении родства и дружества, не приклоню слуха к миру; ни того, что плоть и кровь показует, предлагает и к чему возбуждает, не прииму: но то, чтобы во всем вся воля моя всегда Твоей последовала и твою исполняла волю; чтобы сие токмо одно меня веселило, сие только приятным мне было, чтобы в сем только состояла вся радость души моей; чтобы во всяком помышлении, слове и деле была для меня намерением и концем Твоя воля; дай мне того желать и делать, что соответствует Твоему величию! Истинно, Господи! ежели бы я был раздроблен на малейшие части для Твоей чести и должной Тебе славы, приятнее бы для меня было это, нежели наслаждаться благами всего мира, кроме того только, если сие будет относиться к величайшей Твоей любви и славе Твоего имени. Я не хочу благ для самых благ, но для благоугождения и чести Твоей. Ежели так сам Ты хочешь, то исполню; ибо Ты повелел просить, чтобы не моя, но Твоя воля совершалась. Ибо для меня нет ничего столь сладостнейшего, ничего приятнейшего, ничего любезнейшего, как то, чтоб я весь любовью Твоею истаял, и весь в волю Твою претворился. Это есть для меня неизъяснимое утешение; ибо не удобно без всецелой любви Твоей и чести воспринять и иметь оную в себе. В сем состоит радость Ангелов, желание Святых, веселие праведных, чтобы со всем усердием служить Тебе, Твоей воле уподобляться, и все, что они делают, в Твою обращать и исправлять славу. Знаю, Господи мой, совершенно знаю, что Ангелы Твои и души Святых более радуются на небе о славе и великолепии имени Твоего, нежели о своем воздаянии и чести; гораздо более веселятся о Твоем величии, нежели о своем прославлении: и таким образом воля их, с Твоею соединенная волею, всяким образом Тебе во всем удовлетворяет. Истинно, Отче! как на небе, так и на земли пусть совершается воля Твоя! Дай нам последовать ей с величайшим сердца желанием и радостью, в уничижении и в славе, в благополучии и злоключении, милость, страх и обещания презирая. Хотя наша воля развращенна и зла, однакоже как сучек от дикой маслины привить будучи к плодовитому древу масличному, обыкновенно произрастает одинаковое древо плодовитое и доброплодное; так и мы когда волю нашу бесплодную, и совершенно от Твоей отличную, к Твоей плодовитой воле присоединим; то будет одна воля добрая и благими делами изобилующая. К соединению же воли нашей с Твоею, Отче! потребна благодать Духа Твоего; ибо противное с противным соединиться не может без содействия силы превышеестественной. Таким образом подай мне, Отче! Духа Твоего Святаго, и Он научит меня творить волю Твою, положит Свой закон в мысли моей, и напишет его в сердце моем; пусть исправляет слепотствующую волю мою; дай ей руководителя, который разум мой просветит, окамененное мое сердце смягчит, разжения желаний моих небесною росою окропит, и немощное естество исцелит и укрепит, чтобы после сего удобно мне было и приятно отвернуться самого себя, принять крест свой и Тебе последовать. Ибо Ты один Бог наш, Ты один Отец, Ты один Царь царям и Господь господем; Тебе принадлежит всякое повиновение, честь, слава и хвала, ныне и во веки веков! Аминь.

Богомыслие пятое. Хлеб наш насущный даждь нам днесь

Кто не познает из содержания сей молитвы Божественного Учителя, открывшего такой образ моления? Оставя все прочее, одно единство в порядке мыслей явно показывает совершенство сей молитвы. Ибо чего усерднее могут желать дети, как не чести и доброго имени Отцу своему, потом благополучия царству Его, далее благоугождения и покорности воле Его? За сим всего свойственнее младенцам просить у Отца хлеба. Сие моление столько раз повторяют они, сколько раз чувствуют алчбу. Ибо тогда молят они Его гласом умиленным, слезами и воплем преклоняют, дабы Он преломил и подал им хлеба. А потому, Отец небесный! и я сын Твой, хотя по летам и взрослый, но по добрым делам еще малый отрок, гладный и жаждущий, терпящий множество нужд, с таким же дерзновением и надеждою, как и младенца у отцов своих, прошу у Тебя хлеба, то есть потребного для жизни моей довольства. Но поелику во мне два естества: плотское и духовное; то я прошу для обоих: для плотского, хлеба земного, для духовного – небесного, Ангельского. Ибо Ангелы, будучи естества духовного, не иною живут пищею, как Самим Тобою; ибо Ты пища духовных существ. А потому и я, Отец небесный! доселе находясь в Египте, среди мирских сластей, отселе презирая всякую скотскую пищу, к Тебе воздыхаю, у Тебя прошу хлеба Ангельского, сходящего с небес; его хощу, о сем гладный усердно воздыхаю. О любовь непостижимая! о милосердие неслыханное! Боже Богов и Господи господей! воздаяние Святых! Ангелов Радость! Слово Отчее, вечная Премудрость, Свет мира; Солнце неба, Создатель всяческих! Ты явился укреплением путешествующих странникам на земли, благоволил соделаться хлебом для человека, и чего более желать? чего еще достойнейшего искать? Удалитесь от меня, рожцы свиней, удалитесь, сладости мира, пища скотов, а не человеков: мне уготована пища иная! Царь ввел меня в вертоград, исполненный благовонных ароматов, истинный Мельхиседек вынес мне хлеб и вино, хлеб, укрепляющий Царей, вино, охраняющее девство, пищу многоценную, благоприятную и спасительную! Хотя я всегда не смею приступать к сей пище, предложенной мне в Св. Тайнах; однакоже духовно всегда вкушать и принимать должен.

И так когда Ты, о Всеблагий Иисус! мне пища; то да чувствует мерзость душа моя при помышлении о мирских сладостях; ибо я Тебя единого вкушать желаю; не могу ни одного предмета, кроме Тебя желать. Если одно Твое благоухание укрепляет весь мир, то не более ли сотворит вкушение, которым Ты всех неизреченно увеселяешь? О Господи! почто сердца вкушающих не истаевают от Твоего присутствия? Почто душа моя, когда приступаю к Тебе, безмерною любовью в Тебя не претворится? Почто, приемля Тебя, не отречется всех вещей и самой себя? Если земные вещи, что говорю вещи? если изображения токмо их с такою силою привлекают сердце мое к себе, что я забываю благодать Твою; то почто не таковую, или еще большую силу производит во мне Твое присутствие? и когда приступаю к Тебе; то почто сердце мое не изменится и не согреется Твоею любовью до такой степени, чтобы могло забыть весь мир и все находящееся в мире? И так даждь нам днесь, Отец небесный! хлеб сей, дабы вкусить его достойно ныне в видах, в грядущем же веке без всякого образа и гадания зреть лицем к лицу! Вспомяни, Отче! что Сын Твой Единородный назвал хлеб сей повседневным; ибо повелел молиться: даждь нам днесь.

Скажи мне и возвести, о Пресладкий Иисусе, Снаследник и Брат наш! почто так усердно захотел с нами быть, и повелел просить Тебя днесь, а не дожидаться утра? Что благое в нас Ты усмотрел и нашел? Какая причина любви столь важная, что и единого дня не благоволишь ожидать? Любовь Твоя, по которой Ты нас посещаешь, к тому Тебя преклоняет, что Ты никакого замедления не терпишь, и без присутствия нашего не хочешь быть ни малейшего времени, хотя Тебе от того нет никакой пользы; а польза наша. Ибо мы беднейшие черви, без Тебя быть, дышать и творить ничего не можем; и так соединяемся с Тобою, к Тебе во всякое мгновение прибегаем; ибо Ты всесовершенное добро, образец всякой добродетели, радость Ангелов. И так чудное между нами открывается согласие; Ты не хочешь пришествия Своего замедлять; а мы закоснение отлагаем. Ты повелеваешь днесь, а не утре, просити сего хлеба; се охотно мы приходим, се днесь усердно просим, днесь надеемся всю благодать прияти. Если бы мы в прошении нашем погрешили, и днесь Тебя приять не желали; то учение Твое мы презрели бы, и оставили без исполнения: но поелику мы ныне Тебя принять желаем, и Ты повелеваешь ныне Тебя просить, ныне к Тебе притти; то прииди, о Господи! и вселися в души наша. Даруй, Отец небесный! дабы, как Ты весь к нам любовью пламенеешь, так и мы к Тебе любовью горели и Твое желание, привлекающее Тебя к нам, привлекло нас к Тебе. Сподоби, дабы душа моя, отложив все препятствия, Тебя Единого совершенно возлюбила, и в объятиях Твоих, исполнившись неизреченною сладостью Твоею, как бы вне себя была. А как Ты хочешь, чтобы мы во все дни просили: даждь нам всегда с Тобою быть; то не попусти нам удалиться от Тебя всесладчайшего Хлеба и прелюбезнейшего душ наших Жениха! Аминь.

Богомыслие шестое. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим

О Всеблагий Иисусе! хотя Ты по премногим щедротам Твоим, милостиво и с любовью призываешь к трапезе Своей, и всякий день предлагаешь нам наилучший хлеб; однако же я ужасаюсь и трепещу приступить к Тебе по причине недостоинства своего. Боюсь прийти на пир Есфири, чтобы не случилось со мною того же, что и с Аманом, званным от нее на пир и вдруг повешенным по исследовании его преступления. Знаю, Господи! у Тебя нет такого намерения, однако же совесть меня обличает, заставляет меня страшиться зла, во мне пребывающего по причине множества грехов моих, числом превосходящих песок морской. Ибо кто когда-либо может исчислить злые мои помышления? Кто сочтет лукавые дела мои и праздные слова? поелику и праведный обуздывает язык надлежащим образом; кроме сего и дел греховных у меня безмерное множество. И так что сотворю, Господи, пребывая в оных? Ты меня призываешь к трапезе, и алчба возбуждает меня, нудишь приступить к сей трапезе; но я вижу бесчисленное множество грехов моих, воспрещающее мне учинить сие, почему умом моим изнемогаю в надежде. поелику же Ты благоволил ко мне и повелел называть Тебя Отцем, то и прихожу к Тебе с сокрушенным и болезненным сердцем; прихожу со стыдом и желанием, свойственным сынам, прося прощения во грехах, которые по справедливости должны называться долгами. Ибо мы обязаны Величеству Твоему почитанием, и Тебе, как Отцу – послушанием и служением, благости Твоей усердием, да любящего нас возлюбим; за все Твои благодеяния и бесчисленные дарования обязаны благодарением. Как святых Святейшему обязаны мы Тебе истинною верою, как Всесильному и Благому – всею надеждою. Сих же обязанностей мы никогда не исполняем, в чем обличает нас совесть всякий раз как скоро пробуждается от усыпления. И так мы не отдаем долгу, но неправедно удерживаем оный. Какой человек употребляющий для себя чужое, и удерживающий у себя принадлежащее другому, благоугоден Господу? Кольми паче противен Ему собственный Его должник, употребляющий Божие сокровище в свою пользу. Мы все получили от Тебя, паче же сами Твоим есмы, и все в честь Твою и на службу обращать должны. Но мы не только не творим сего, но еще более во всем Тебя прогневляем, и дарования, нам от Тебя данные, коими мы должны услужить Тебе, обращаем в оружие, и оным против Тебя ратуем, а потому и честь, Тебе принадлежащую, себе присвоили, как должную; но, Господи! остави нам долги наша! ибо Ты Сам повелеваешь нам просить отпущения. О пречудная Благость, Господи! мы согрешаем, а Ты призываешь согрешающих; мы Тебя убегаем, а Ты к нам милостиво простираешь очи; мы, предпочитая Тебе мирские вещи, возбуждаем на гнев Величество Твое; Ты не только не предаешь нас достойным казням, но еще охотно повелеваешь воссылать к Тебе прошения. Ты, прогневанный нами, Сам надежное нам предлагаешь примирение. Отче! Ты не оказал милосердия сего духам ангельским, согрешившим Тебе: ибо они остаются в нечестии своем, и во веки неизменны пребудут, доколе Ты Бог будешь Богом. Но, Отче! туне ли нам отпустишь долги наши без всякой замены и воздаяния? И так туне, и вместе не туне. Не туне, ибо хотя милосердие Твое охотно прощает нам согрешения наши, но правда и суд требуют удовлетворения. Туне же, ибо Ты Сам благоволил дать средство к сему удовлетворению. Сие неизъяснимое и ни с чем несравненное сокровище Единородный Сын Твой собирал нам тридцать три года, и Своею кровью проложил невозбранный путь к приобретению оного. Сие сокровище приносим Тебе, Отче! из коего приими, сколько Тебе угодно. Оно почерпаемо не умаляется, подаваемо не оскудевает. Труды и дела Его суть наши, удовлетворение Его есть наше, и кровь Его есть наше искупление. Почему молим Тебя, Господи! умиленно кровью и трудами Сына Твоего, буди милостив беззакониям нашим. Ибо если оные восхочешь представить на испытание, то никто не стерпит правосудия Твоего, паче же ярости Твоей не снесет. Да поможет нам милость Твоя, нам, по правде Твоей долженствующим погибнуть за грехи наши, но по милости Твоей спасаемым. Очисти нас огнем любви Твоей, восприими нас к Твоей благодати, и примирися нам: остави нам долги наши, так как и мы оставляем должникам нашим. О преславный долг, который мы можем представить на суде в защищение и оправдание наше, да ради оного милостив нам будет Судия, и сподобит нас прощения! И так когда мы оскорбляемы бываем умышленно от прочих словом, советом, делом, примером, в имениях, в теле, в душе, в ближних, друзьях, в чести нашей; да не скорбим и не печалимся, но паче да радуемся и веселимся. Ибо когда мы прощаем нанесенные обиды, то и Бог равным образом отпущает грехи наши, коими мы раздражили Его благоутробие. И какое это есть возмездие? Я просил многого, а от меня требуют малого. Столь мало даю, и столь много получаю. По истине неизъяснимое получаю сокровище, а сам даю малейшую лепту. Я согрешил Тебе, Богу моему Создателю, пресовершенному Добру, а брат мой согрешил против меня брения и пыли, попираемой на стогнах. Я от Тебя Бога моего прошу прощения, а Ты повелеваешь простить брату моему. И так, Тебе, Господи! правда, а нам стыдение лица! восприими брение за злато, стеблие за многоценный бисер. Остави нам долги наши, так как и мы оставляем должником нашим. О превысочайший Судия и Ходатаю наш Иисусе Христе! даруй мне умиленное и кроткое сердце, чтобы я познавал должников своих не в прошении долгов, но в прощении оных, дабы и Ты, когда приидешь судить, милостиве явился ко мне, нежели тому рабу, который не хотел отпустить долга товарищу своему, но предал его в темницу. Аминь.

Богомыслие седьмое. Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Что мне пользы, Господи, хотя бы мне прежние долги отпустились, но если я опять подвергнусь новым и приумножу оные? Какая польза омываться по прикосновении к мертвому и опять к нему прикасаться? А потому, если Ты, Господи, посылаешь на нас искушения для того, чтобы мы смирились, для того, чтобы подвизались, чтобы не изнемогала в нас вера наша и не оставалась мертвою, чтобы испытать наше терпение, чтобы приумножились венцы, чтобы, очистившись огнем искушений, различными бедами и скорбями, с сокрушением прибегали к Тебе Отцу нашему для вечного успокоения: то не попусти нам быть побежденными от искушений, дабы мы не сотворили зла, или по слабости павши, чтобы возвратились к Тебе. Мы столь бессильны, что без Твоей благодати не можем не пасть, не можем безгрешно жить без Твоей помощи. Хотя всем подается благодать Твоя, но не все могут неизменно и постоянно пребывать в оной. Великую, жестокую и ужасную против нас воздвигают брань, плоть – домашний враг – то удовольствиями возбуждает нас к порокам, то устрашает неудобствами сносить спасительные подвиги, притом производит болезни и умножает мучения. Коварный и лживый мир и счастье и несчастье обращает нам во вред; диавол, мучитель жестокий, сильный, лукавый и хитрый в нападениях и брани, при всяком случае пользуется нашим неведением и немощью; всячески стараясь отвлечь нас от Тебя, он везде расставляет широкие сети свои, дабы от доброго привлечь к злому, от спасения к погибели, от жизни привести к смерти. Что мне делать в таких обстоятельствах, Господи! если Ты меня оставишь? Что делать немощному агнцу, живущему среди толикого множества волков? Что делать одному изъявленному воину против столь сильных ополчений вражеских? Что мне делать, Господи? я не нахожу кроме Тебя другого прибежища; нет для меня другого благонадежного средства, как призвать Тебя, как птенцу ластовицы возгласить к Тебе, и как голубю воздыхать к Тебе. Что мне делать? Возведу очи мои горе, откуда будет помощь. И так к Тебе, живущему на небеси, возвожу очи мои; к Тебе, Боже мой, и душу возношу, на Тебя уповаю, дабы не быть постыжденным во веки! Помоги мне, приди и не умедли. Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец? Доколе будешь сокрывать лице Твое от меня? Доколе врагу моему возноситься надо мною (Пс.12:2–3)? Сколько будет дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими (Пс.118:84)? Не введи нас во искушение; то если угодно, чтобы мы подвизались, то не удаляйся от нас; возжги во уме нашем свете Твой, дабы мы удобнее могли увидеть распростертые врагов сети и коварные их злоумышления. Подай силу, дабы враг не низложил нас своею крепостию: в благополучии укрепи неизменное мужество против соблазнов, в бедственных и злополучных обстоятельствах – крепость и постоянство. Бедный я человек! Кто меня избавит от толиких ков, сетей, прелестей и злоумышлений вражеских? Господи! когда избавлюсь от всякого искушения? Когда прииду к Тебе, где никакой враг не беспокоит, никакое искушение не приводит в уныние? Когда ничто не будет отвлекать меня от Тебя? Когда умру всему земному, а наипаче себе самому, и беспрепятственно потеку к Тебе? Когда все суетное с презрением предам забвению, и буду помышлять только о Тебе едином? Когда будет для меня презренным все то, что не Ты? Когда буду принадлежать Тебе и душею и волею? Конечно, по суду и справедливости я принадлежу Тебе; о милосердый Отче и Боже всякия утехи! даруй мне благодать, дабы, умертвивши все свои страсти, я умер себе самому и всем врагам моим: для Тебя только единого буду жить, Отче, Царю и Господи! О всесовершенная благость и прибежище души моей! Благоволи мне жить в Тебе, иметь в Тебе успокоение, сокрыться в неприступных для врагов моих язвах Христовых, как в расселинах гор каменных, чтобы не растерзал меня лютый зверь, и алчный адский лев не пожрал меня.

Но избави нас от лукаваго. Отче! в мире сем великое множество зол; я наипаче говорю и представляю Тебе те, кои отягощают и сокрушают плоть мою, и удаляют нас от помышления о Боге. Это суть нужды повседневные, как-то: глад, жажда, нагота, хлад, досады, болезни, поражения телесные, находящиеся или в нас или в других вещах, неразрывною связью соединенных с волею нашею; притом злые помыслы, непостоянство ума, различные беспорядочные и беспокойные страсти господствуют в членах наших; помрачение и невежество ума; кроме сего всегда сопротивляющийся Тебе сильнейший и хитрейший диавол, который, если не может наносить вреда явно, со всею злобною силою устрашает лишением имений, бедствиями друзей, поражает тело, увлекает и расхищает. Избавь нас, Отче! от лукавого и несноснейшего владычества и жестокого мучения, претерпеваемого нами за грехи наши; освободи от лютой его жестокости и насилия превышающего нашу немощь! Избавь нас от всех зол тела и души (ибо сильным своим нападением они ум наш возмущают, отвращают от Тебя, подавляют), дабы мы, освободившись от них, получили в вечное наследие царствие небесное, приобретенное нам кровью Сына Твоего, и среди ликов Ангельских и избранных Святых Твоих вкушали небесные сладости, по ходатайству благодати и милосердия Иисуса Христа Спасителя нашего, Которому с Тобою Отцем нашим и с Духом Святым держава, слава и честь ныне и во все веки. Аминь.

В сем духовном царствии утверди нас заблаговременно Божественною Твоею благодатью: ибо без Тебя мы ни в чем не успеем. Со смирением молим Тебя, Отче щедрот! даруй нам все сии блага и всю благодать, взирая не на наше недостоинство, но на величие и высоту Единородного Сына Твоего Иисуса Христа; ибо Он наш Ходатай, Священник и пред Тобою Заступник. Не на правду нашу, подобную рубу жены нечистой (Ис.64:6), уповаем, но на Твои щедроты, Господи, и на многотрудные дела Сына Твоего Господа нашего: ибо все, что Он сотвворил и претерпел, даровал для пользы нашей, для нас Он пострадал. И потому для Него молим, преклонися к молению нашему! Ты все сотворил чрез Него: чрез Него Ты возвратил погибшее; чрез Него создал Ты по образу и по подобию Твоему человека; чрез Него Ты привел его в тот же образ; Он есть основание нашего естества; Он начало нашего оправдания и виновник воздаяния; Он пред Тобою наш Ходатай, Заступник и Крепость упования нашего. И так о чем мы доселе просили Тебя, Отче небесный! – именем Сына Твоего просили: ибо чего недостойна наша немощь, то по справедливости принадлежит трудам Сына Твоего. Ты в нас ничего доброго не находишь, но в правде Сына Твоего все преизящно. Мы не имеем добрых качеств и плодов, но в Нем находится бесчисленное и неоцененное богатство благости; в Нем все сокровища премудрости и разума; все слова Его – дух и жизнь; все дела Его – свет. И так для Него Тебя умоляем, Им Тебя просим, Его в нас прославь: что Ты подашь нам, Ему подашь; ибо что подается членам, то все восходит к их главе. Сознаем, Отче, сознаем скудость нашу, что мы ничего не имеем принесть Тебе достойного Тебя. Но, чтобы не явиться пред Тобою ничего неимеющими, то приносим Тебе Единородного Сына Твоего со всеми Его болезнями и со излиянием крови, и все прочее, что Он сотворил и что претерпел от самого начала появления в мир, даже до последнего издыхания на кресте, – все сие приносим Тебе. Ибо всего сего мы участники, все это наше; для нас Он сие сотворил; за нас все понес и претерпел. – Сим приношением, сею благоприятною жертвою одаренные, сими достохвальными Его трудами укрепленные, мы к Тебе приступаем, и, как должной правды, просим у Тебя милосердия ибо если Ты воззришь на Сына Твоего, то Он есть правда и предмет награждения; если воззришь на нас, мы предмет милосердия Твоего. Сие то заставляет нас надеяться, сие то усугубляет наше упование, сие то соделывает нас дерзновенными. Впрочем мы приступаем к Тебе и столь величайшей милости просим не с надменностью, свойственною человеку и не с бесстыдною дерзостью, но приближаемся с молением от Сына Твоего: ибо Он повелел нам приступать к престолу Твоему, и Своим именем просить всего того, что нужно и полезно для жизни временной и вечной, – не только повелел, но Сам вложил в уста наши слова приличные; Он даровал нам молитву, полную и совершенную по всем отношениям. Познай, Господи, чувствования и слова возлюбленного Сына Твоего, оставленные нам для приобретения спасения. Вспомни, Отче наш, жену Фекоитскую, которая, по внушению Иоава, испросила у Давида прощение сыну его Аввессалому: так и я, Господи, послан от Сына Твоего; Он вложил слова в уста мои, Он мною за меня просит: что Ты даешь мне, Ты Ему даешь; Он за меня благодарит Тебя. – Горе нам, если предстанем пред лице Твое бездуховного брата нашего Вениамина – возлюбленного Сына Твоего! И так вот мы Его с собою приводим – и приводим Его к Тебе, дабы Ты Его ходатайством нас милостиво выслушал. Ты Единородный Сыне Божий и человеческий, не стыдящийся называть нас братиею, простри к нам руки Твои! Ибо Ты наш Покровитель; прикрой ризою Своею наготу нашу, богатством Своим вознагради скудость нашу, и не отринь от благодати Твоей; ибо Ты нас с Собою соединил и приобщился естества нашего, ныне же царствует со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь