🎧Стефан Филейский. Познание добра и зла, или Учение, как усовершенствоваться в добре и отстать от душевредных желаний и дел (О слушании слова Божия и о молитве)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений преп. Стефана

(Озвучено Никой)

1. Слушание слова Божия.

🎧2. Молитва.

🎧3 Подвиг в молитве.

«Уклоняйся от зла, и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс.33:15)

Слушание слова Божия

«…избра благую часть» (Лк.10:42)

По свидетельству пророка Давида: блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой. Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения, – нет смущения душам их. Сии уподобляются ангелам, которые имеют силу столь крепкую, что исполняют всякое слово Господне. Но не то бывает с теми, которые не внимают словам Господним и особенно которые еще говорят, как упоминаемые в Евангелии: кто может Его послушать (Ин.6:60)? – Для них жестоко кажется слово Господне, и они отходят прочь от Него. Кто же сии злополучные и окаянные? Это – собиратели благ земных; они не могут слушать то слово, которое поражает их; и Господь потому говорит: никто не может работать Богу и богатству. И слышали, сказано, слова сии, фарисеи, которые были сребролюбивы, смеялись над Ним (Лк.16.14). Также не внимают словам Господним и все те, которые ищут себе похвалы от людей и не любят видеть презрение себе и унижение пред другими. И такие люди не верят слову истинны, как Господь возвещал иудеям: как вы можете веровать, когда принимаете славу друг от друга, а славы, которая подается от Бога, не ищете? – Не малое время слышал учение Господне Иуда, которого за то называл Господь другом своим; однако не могла вразумиться сребролюбивая душа его. Не мало и ныне есть всегда учащихся, и никогда не могущих прийти в познание истины(2 Тим.3.7).

Но кто слушает слово Господне, и не исполняет, тот строит дом спасения на песке: и будет падение е его великое. Посему и говорит Писание: будьте исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие себя; ибо не слушатель, а исполнитель закона, сей блажен будет. Не словами врача, a средствами, от него предписанными исцеляется больной; и ты делами праведными, а не знанием Божией правды будет оправдан. Сказано: если хочешь войти в жизнь вечную то соблюди заповеди (Мф.19.17). Знание надмевает душу и потому знающий ищет первенства, а чрез то и противится истине, как видно из слов Иоанна Богослова: первенстволюбец Диотреф не приемлет нас (3Ин.1,9). Горе тем, у которых нет радения к добру, и хотя слушают слово Господне, но остаются, яко аспида глуха, уши их. Таковы были иудеи, о коих Господь возвестил: если бы Я не говорил им; то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения(Ин.15.22). И о нас сказано: ведущему добро творити, и не творящему, грех ему есть. Раб, знающий и не исполнивший воли Господней, будет много наказан. Бездельное знание приведет некогда душу в сильный страх и ожидание вечных мук.

Что же делать слабому, неспособному ни к какому доброму делу? – Уподобляйся тому, кто лежал близь купели 38 лет. Мужайся, да крепится сердце твое, и потерпи Господа. Ибо Господь говорит: в терпении вашем стяжите души ваша. И еще: блажени алчущии и жаждущии правды; яко тии насытятся. Благодать потому и названа сокровищем, что не вдруг обретается, но после долгого изыскания. Долгим учением все мы достигаем рассуждения добра и зла(Ефр.5,14). Земля, принявшая семена, скоро приносить плод; а сердце не таково, в нем много есть окаменелости и несочувствия. И дайБог, чтобы всегда внедряющий в сердце своем семя жизни, мог когда-либо получить от него плод духовный, – любовь, радость, мир(Гал.5,22).

Сказано: нет ничего сладостнее, как внимать заповедям Господним(Сир.23,36); однако и тут бывают искушения. Некогда слабые в вере ученики Христовы не могли более слушать Его учение и отходили прочь; а более крепкие, на вопрос: не хотят ли и они отойти? – отвечали: к кому идем? Ты имеешь глаголы вечной жизни. – Не напрасно и пророк взывал: если бы не закон Твой был поучение мое, погиб бы я в бедствии моем; и – едва не погиб я в путях моих, но уставы Твои сохранили меня. Кто прилепляется к закону Господню, тот уподобляется дереву, стоящему при потоке вод и приносящему плод во время свое. Посему и ты не отвращайся от слов Господних, – да не гнилость покрыет тя, и с нечестивыми сведен будеши.

Кто, ничего не делая доброго, учит другого, тому говорит Господь: лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как извлечь сучек из глаза брата твоего. И еще сказано: грешнику рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя? – Хотя Бог и запрещает проповедовать истину злочестивому человеку; однако дух сопротивный понуждает тщеславного грешника толковать Писание по своему разумению; и это бесовское упражнение, как замечают св. отцы, познается по смущению души и по неистовой радости, кои бывают во время сего толкования. Но горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни; от себе бо глаголют, а не Дух Божий в них есть глаголяй(Ис.5,21).

Писал еще некто другому: «слышу, что ты, ухватившись за книгу, сидишь с раннего утра и до захождения солнца каким-то неповоротнем. Но не так поступал первоначальник наш Антоний; он, по указанию ангела, то садился за рукоделие, то опять вставал на молитву. И ты, хорошо зная, что не можно из одного камня построить дом, не думай, что нужно заниматься одною добродетелию, – чтением Писаний; но при сем необходима и молитва».

Молитва

Да направится  молитва моя пред лице Твое, взывал пред Богом пророк Давид. Значит, можно и так еще молиться, как бы Бог отвратил или закрыл лице Свое от молящегося. Можно молиться по иудейски, – быть самодовольными и спокойными; такие думают, что они служат Богу; но Господь им говорит: приближаются ко Мне люди сии и устами почитают Меня; но сердце их далеко отстоит от Меня, и они всуе чтут Меня(Мф15,9). Можно еще молиться и по-самарянски, как Господь сказал самарянке: вы не знаете, чему кланяетесь. Много есть поклонников истинного Бога; но не многие умеют Ему поклоняться в духе и истине, каких ищет себе Господь. Многие не разумеют, что угодно Богу, но знают одно человеческое, – заботятся о земном, и просят не на добро, а чтобы употребить для своих вожделений. Таким говорит Господь: егда умножите моление, не услышу вас; егда прострете руки ко Мне, отвращусь от вас  (Ис.1.15). – Все эти поклонники – лицемерные и неразумные вменяются за ничто пред Богом, который ищет таких, которые поклоняются Ему в духе и истине, – имеют дух сокрушенный и умоляют от чистого сердца, Сказано нам: смиритесь пред Господом, – сокрушайтесь, плачьте и рыдайте(Иак.4,8,10).

Должно работать Господу со страхом и даже радоваться пред Ним с трепетом; а иначе бывает не красна похвала в устах грешника. Фарисей самодовольный восхвалял Бога, но был осужден; тогда как мытарь окаявал себя и просил только милости у Бога, и за смирение свое был услышан. Многие обманываются молитвою наружною, и не умилостивляют, а прогневляют Бога, как и Господь, указывая на таких, сказал: сии, напоказ долго молящиеся, приимут тягчайшее осуждение (Мк.12,40). И молитва его да будет в грех (Пс.108.3), сказано о том, кто зовет: Господи! Господи! и не делает того что Господь говорит. Если повелел Господь оставить дар, принесенный к алтарю и идти прежде смириться с братом; то что делаем мы, которые питаемся враждою, как хлебом, всякий день и молимся еще так: остави нам долги, якоже и мы оставляем? – Не иное что, как собираем себе гнев на день гнева и праведного суда Божия. Вот и Каин приносил жертву со злобою на брата, и услышал от Бога: еда аще право принесл еси, не согрешил ли еси? умолкни (Быт.4.7).

Посему и сказано: прежде, даже не помолишися, уготови себе; и не буди, яко человек, искушаяй Господа (Сир.18.23). Искушает же долготерпение Божие и тот из нас, кто обращается к Богу с меньшим благоговением, чем к знатному человеку, – кто читает молитвы столь поспешно, что ум не может следить за словом; и от того мысль его: как дым Каиновой жертвы, кружится только подле земли. Если Моисею запрещено было приступить к купине, пока не иззует сапоги с ног своих; то ты ли без всякого благоговения, не отрешившись умом своим от земного праха, смеешь вступить в беседу с Богом? Если отец верующих, когда познал, что говорит с Господом, не иначе мог назвать себя, как землею и пеплом; также и пророк Исаия, видя Бога на престоле превознесенного не решался сказать слово, имый, как говорил, нечистые уста (Ис.6,5); то кто другой достоин будет милости Божией, когда будет беседовать с Богом без смирения и страха? Господь, как сказано, волю только боящихся Его творит и молитву их слышит (Пс.146,19); потому и ты, начиная молитву, подумай: кто ты и с Кем смеешь говорить?

Подвиг в молитве

Нет ничего столь легкого, чего бы леность и нерадение не сделали трудным до невозможности; и напротив, нет ничего столь трудного, чего бы усердие и подвиг не обратили в благое иго и бремя самое легкое. Человеку, нерадивому о угождении Богу, столь бывает тяжело и противно молиться, что легче ему кажется работать самую тяжкую работу; от того и случается, что когда беседуешь о мирском, то готов до полуночи сидеть; а как будешь читать молитву, то хотя бы сидел и даже лежал, тотчас утруждаешься и спешишь скорее окончить. Почему и говорит Господь, что царствие Божие, – соединение души с Богом, с усилием достигается, и только усильные искатели входят в него. Иначе же, кто не старается приблизиться к Богу, кто удалился от Него умом и сердцем тот непременно погибнет; ибо сказано: снизойдут во ад все народы, забывающие Бога (Пс.9.18). Посему и учит ап. Павел не заботиться ни о чем земном, но всегда пребывать в молитве, чтобы соблюсти сердца и помышления во Христе Иисусе (Флп.4.7).

Надобно молиться постоянно, – каждый день, и не по однажды, как Давид сказал: вечер, и заутра, и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой. Не говори никто, что это ничего не значит, если ты не помолился Богу вчера и сегодня, или поутру только и вечером, – «Пусть, как Златоуст учит, не будет никакого разделения между нами и Богом нашим; ибо если хотя мало отделимся от Него, то можем погибнуть. Видим, вот ветвь втягивает в себя сок потому, что соединена с лозою, и здание стоит потому, что связано; а что отрывается, то погибает. Посему и Писание говорит: удаляющии себе от Тебе, погибнут (Пс.72.27), – и внушает нам единение со Христом многими сравнениями. Например: говорит, что Он есть глава, а мы тело; Он лоза, мы же ветви; Он пастырь, мы овцы; Он жизнь, мы живущие Им; мы храм, Он обитатель. Все это означает единение и не допускает никакого разделения, даже малейшего; ибо кто отделяется немного, тот потом отделится и много. Тело, получив хотя малую рану, портится скоро; и ветвь, отломившись от корня хотя немного, делается негодною; и таким образом это малое есть уже не малое, но почти все». – Представляя все это, не будем пренебрегать малым, чтобы не постигло великое зло, и когда наступает время молитвы, как бы ни тяготила леность, будем неизменны в своей обязанности – молиться Богу.

Неразумные думают, что молитва есть дело произвола и занятие праздных людей; так и Фараон говорил о народе богоизбранном: праздни, праздни есте; сего ради глаголете: да идем, пожрем Богу нашему (Ис.5:17). – Но помышляющие так суть враги креста Христова; ибо они закону Божию не покоряются, да и не могут. Не Господь ли нам сказал: бодрствуйте на всякое время, и молитесь (Лк.21,36)? Не учит ли нас Писание: будьте рассудительны, и бодрствуйте в молитвах; в молитве терпите; непрестанно молитесь? И много есть других изречений, что в том и состоит воля Божия, чтобы за все благодарить Бога, – что не должно ни о чем заботиться, но молитвою всегда соблюдать помышления свои во Христе Иисусе.. Ибо одни только помышления духовные приносят жизнь и мир душе; тогда как помышления земные суть смерть духа, живущего в христианине. Слова, которые говорю Я вам, Господь сказал, суть дух и жизнь (Ин.6,63). Кто же противится им, те все ходят в суете ума своего, и отчуждены, как сказано, от жизни Божией за невежество, сущее в них, за окаменение сердец их (Еф.4:18). Многие из нас находятся во тьме неразумия и сердечного нечувствия, – не имеют печали по Боге, но погружены в печаль мира сего, которая есть смерть души. Чтобы выйти нам из тьмы и тени смертной и войти в царствие Божие, узреть чудный свет Божий будем, по слову апостола, вразумлять друг друга псалмами и песнями духовными (Кол.3,16).  Ибо так поступая Давид взывал: Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою (Пс.126.2). Как очи рабов обращены на руку господ своих; так и очи наши да будут обращены к Богу, доколе Он помилует нас. Ибо все, кои обращали взор души к Нему, просвещались, и лица их, сказано, не постыдятся. Нерадивому же о спасении своем, или что тоже, объятому сном смертным, Писание говорит: доколе, о лениве, лежиши? когда же от сна востанеши? Востани спяй, и воскресни от мертвых, да осветит тя Христос (Еф.5:14). Кто предан беспечности и не молится Богу, тот слеп душою, и нищ, и наг, и окаянен (Откр.3,17). Посему и сказано о ленивых: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша (Пс.75,5). Указывая на такой сон, апостол взывает: темже убо да не спим, якоже прочии, но да бодрствуем и трезвимся (1Фес.5,6). Блажен из нас тот, кто может сказать пред Богом не ложно: «к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня» (Пс.62.9). Блаженны вопиющие Ему день и ночь; ибо в Нем обретут они жизнь, которая есть вместе и свет души. Таковы были все святые, которые почитали молитву главным делом, или, как сказано, взирали открытым лицом на славу Господню; чрез то и сами преображались в тот же образ, и радовались радостью великою, достигая спасения душ своих (2Кор.3:18; 1Пет.1:9). Но нелегко достигается это благо души, – радость спасения; не тотчас побеждается мир, или ум освобождается от печали мира сего; нелегко и не скоро дух мира сего отпускает на свободу, какую имеют чада Божии. Иногда так тяжело бывает в борьбе с ним, что у иных изнемогают от вопля уста их и засыхает от стенания гортань их, как вещал о себе Давид: утомлен я стенаниями моими, в полдень и полночь стенаю, вечером и утром вопию к Тебе, Господи. Зрение мое истощилось от горести, и, как трава, иссохло сердце мое; и я забыл есть хлеб мой, уподобился горлице пустынной, не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле (Пс.101:5–8). Посему и сказано, если у кого не достает терпения: мужайся, да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс.26:14). Ибо терпящии Господа окрылатеют, как сказано, аки орли, потекут и не утрудятся. Так возглашает и апостольское слово: будьте долготерпеливы; ибо вот и земледелец ждет желанного плода, от земли, и для сего терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний (Иак.5:7). Значит, всякому подвижнику должно иметь пождание, как говорят отцы, иначе сказать, терпеливое ожидание желаемых благ, – нужно всегда молиться и не унывать (Лк.18:1). Богопротивная сила, или как именуется в Писании, дух сопротивления, который привлекает и порабощает нас злу, не тотчас нас оставляет; но, видя наклонность нашу ко греху, долго иногда борет наши души и озлобляет нас. Указывая на злобу врага сего, апостол говорит: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет.5:8). И мы, как имеющие борьбу не с плотию и кровию, но с духами злобы поднебесными (Еф.6:12), будем, по слову апостола, всякою молитвою и прошением молиться во всякое время духом, и стараться о сем со всяким постоянством (Еф.6.18). Ибо сей род, как Господь сказал, указывая на силу бесовскую, изгоняется только молитвою и постом (Мф.17:21).

Чтобы мы никогда не ослабевали в молитве и не унывали, но были благонадежны во спасении, Писание говорит нам: приблизилось царствие Божие; ce Судия пред дверми стоит (Иак.5:9). Уже при нас находится Освободитель душ наших, который и говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3:20). Значит, Господь ожидает Сам, кто послушается Его советов и отвергнет от сердца всё богопротивное, возненавидит мир во зле лежащий; и когда произойдет эта перемена в человеке, и прилепится ум и сердце его ко Господу, тогда будет един дух с Господом. Указывая на такое единение, Господь сказал преданным Ему ученикам: В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас (Ин.14:20). А что сие изречение относится ко всем боголюбцам, видно из таких слов Господних: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23). И как удобнее и скорее достигается это великое благо, – царствие Божие, которое внутри нас есть, Господь научает так: да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи; и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения гоподина своего, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин пришедши во вторую или третью стражу (прежде и после полуночи), найдет не спящими; тогда блаженны будут рабы те (Лк.12:38). – Смотрите, бодрствуйте, молитесь (Мк.13:33), так еще вещает нам слово Божие; – сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа Иисуса Христа для вечной жизни (Иуд.1:21).

Сколь поспешествует достижению милости Божией ночная молитва, видно еще из таких слов пророка Давида: благо есть исповедатися Господеви, – возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь. Как туком и елеем насыщается душа моя, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночныя стражи (Пс.62:9,7). Посему и говорит препод. Исаак Сирин: «молитва, совершаемая ночью, да будет для тебя предпочтеннее всех дневных занятий; так как озарение ума, действующее на душу днем, происходит от просвещения ночной молитвы». И другой некто возвещал о себе: «в ту ночь, которую провожу в молитве, засыпаю с псалмопением, и по пробуждении весь день бываю как не принадлежащим сему миру. – И Сам Господь, научая своим примером, часто проводил ночи в молитве, как сказано: и бе обнощь в молитве Божией; и еще: в утро, нощи сущей зело, изыде в пусто место, и ту молитву деяше».

Вот видим, сколь полезна и необходима молитва всякому человеку, – и достигшему высокой степени святости; мы же, в неразумии сущии, почитаем ее делом праздности и пренебрегаем, как занятием бесполезным. ничего не стоящим. Если бы моления наши были бесполезны; то Господь не сказал бы: просите, и дастся вам. Или слова наши, сказанные пред Богом, если бы ничего не значили; то не было бы изречено: от слов своих оправдаешься, и от слови своих осудишься (Мф.12:37). И вот сему пример: мытарь много сделал зла, но молитвою оправдался; Фарисей же и при добродетели своей все погубил, когда не умел помолиться в духе и истине. Понятно, что не изобилие слов преклоняет Бога на милость; но что? пророк сказал: Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! (Пс.4:2). – Не проси у Бога ничего скоропреходящего и тленного; но приступи к Нему с сердцем сокрушенным и смиренным, поставляй свое оправдание в одной только милости Божией; и тогда даст тебе Господь, чего желает сердце твое, и все воздыхания твои услышит. Но если желания твои не правы, и дух твой не согласен с Божией волею; то вместе с нисходящими в ров и ты услышишь: доколе тяжкосерды? вскую любите суету и ищите лжи? Посему не думай, что ты молишься Богу, как должно, когда запутался в мирских печалях и плачешь на молитве о том, что земная жизнь не увеселяет тебя; все твои вопли похожи на плач малого ребенка, который заливается слезами, увидя свои игрушки изломанными. Нам сказано: не скорбите, яко же прочии, не имущии упования; – посему и у святых плач о временном не есть приятная жертва Богу. Но кто плачет, как Давид, который говорил: весь день сетуя хожу (Пс.37:7); – кто сознает нищету души своей и бессилие в добродетели; тот приносит жертву Богу – дух сокрушенный, и сподобляется за сие Божией благодати. За то кто сознает нужду в Божием вспоможении, тот совершает много молитв; и в какой мере смиряется сердце его, в такой и умножает их. Когда же совершенна смирится душа его и вселится в нее благодать; тогда не с трудом уже молится сей Божий раб, но с великою охотою и радостию, как имеющий познание, что молитва есть райская дверь, вводящая в вечнорадостную жизнь.

И так, что же более всего нужно для беседы с Богом? – отстранение ума от всего видимого и желание небесных благ; а сему много поспешествует уединение, или удаление от внешних впечатлений. Посему и Господь говорит: когда будешь молиться, то войди в клеть твою и затвори дверь (Мф.6:6). Когда не видишь и не слышишь ничего, что занимало бы ум и развлекало сердце; тогда силен бывает внутренний человек возносить более чистую молитву. Не словом только, но и самым делом желая научить нас всякой добродетели, Господь любил молиться наедине, как говорит евангелист: Но Он уходил в пустынные места и молился. Много еще помогает молитве воздержание чрева, делая внутренность человека страною пустынною, не тревожимою мятежными помыслами; столько же полезно для молитвы и богомудрое молчание. По словам Исаака Сирина: «на сколько удаляешься от собеседования с людьми, на столько удостоиваешься и блаженного собеседования с Богом.» Посему многие из святых заботились о молчании более, чем о другой добродели, зная по опыту, что от сего бывает безмолвие ума и сердечное единение с Богом, – сокровенная молитва. Кто молчит по своему благоразумию, тот без труда освобождается от плена, в коем находятся все, говорящие ложь (Пс.5,7), – любящие суетное и ложное; сей легко уносится умом своим за пределы мира сего и удобно размышляет о горнем; тогда как человек с болтливым языком бывает вовсе не способен к сему. Посему и сказано: муж язычен не исправится на земли (Пс.139:12). Суемудрая душа его увлеченная прахом земным, нисходит уже в студенец истления: и ныне она бесчувственна и холодна для Бога, благих желаний нет у нее, одни только земные помышления гнездятся в ней.

Но что мне делать, скажешь ты, когда желание добра есть во мне, а чтобы сделать оное, того не нахожу? И молиться хочу, а кроме труда и обременения в молитве ничего не нахожу. – Господь сказал: без мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5), и потому заповедал всякому просить и искать, как говорит: просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; – и при сем еще обнадеживает так, всяк бо просяй, приемлет, и ищай, обретает. Просите, и приимете, да радость ваша будет исполнена (Ин.16:24). Проси и ты, чтобы Господь духом владычествующим укрепил тебя в благих помышлениях; и тогда воссияет тебе свет духовный, и душу твою обнимет радость спасения. Желая вразумить нас, сколь полезна молитва, Господь еще говорит: какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею? Если же вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим; тем более Отец небесный даст Духа святого просящим у Него (Лк.11:11–13). Но Дух Святой, который называется еще Утешителем и Духом истины, ниспосылается только тем, кто имеет сердце сокрушенное и смиренное, кто избрал в удел себе не плотские блага но духовные, – взыскал царствия Божия и правды Его, то есть, постарался уразуметь истину и покориться воле Господней. Господь только одним смиренным дает благодать; а смиряться и святые могли не без труда и скорби, как и Давид пророк, который говорил о себе, что он подвергал себя изнурениям всякий день, и душевным томлениям всякое утро (Пс.72:14). Сладостное упокоение сердца не есть достояние грешного человека, но следствие постоянной и усердной молитвы, или, так сказать, награда за труды. – «Молясь с принуждением, с терпеливостию, как говорит Макарий великий, мы пролагаем путь к тому, чтобы молиться в радости, в покое.» Подобно, как от сильного движения и в холодном теле происходит теплота, появляется во время усильной молитвы некий духовный жар или горячее чувство к Богу. Многие из святых по целым ночам стояли на молитве, не замечая и продолжения молитвенного подвига; ибо молитва для них была уже не труд, а служила райским наслаждением и небесным упокоением души.

Слышим мы, что и Сын Божий, находясь в борении, прилежнее молился, – и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Также и многие из святых, скитаясь по пустыням и горам, иные же стоя на столпах, подвизались в молитве так, что не уклонялись ни от дождя и бури, ни от метели и стужи. Посмотрим, и в наше время многие трудятся из-за временных благ; среди дня и ночи, и при том в дыму и пламени, как например: кирпичники, угольники; – каков их труд! каково терпение! А мы ни дымом не огорчаемые, ни жаром не отягчаемые, стоим на месте безмолвном и при том с благою надеждою, почему же не хочем терпеть и такого мирного служения Богу? И не думаем, – как малы эти труды! Как кратковременна наша жизнь! и что уготовано нам на небесах, где радостям не будет и конца! О, возлюбленный Божий! не на покой ведь и отдохновение мы призваны сюда, но на труды и скорби; покой же нам будете там, где нет печали и воздыхания. Не тех Господь успокоит, кто живет здесь в праздности; такому Он скажет: помяни, яко восприял еси благая твоя; – но тех призовет Он в царство свое, кто труждается под игом Его и несет на себе Его бремя, – покоряется Его учению и исполняет волю Его. И этот труд, это благое иго Господне доставляет еще в сей жизни великое утешение душам нашим, великую и на земле славу. И сколь же легко иго Господне и удобоносимо Его бремя! это заметно даже из слов таких: принеси жертву хвалы; жертва хвалы прославит мя, и тамо путь, имже явлю спасение мое. И еще говорит: прославляющии Мя, прославлю. – И так, не безрассудно ли выказывать всю деятельность там, где все достается с великим трудом; а где совершается легко и воздается не по трудам, в том являть леность и небрежение? Если ты для славы Божией и словом себя обременить не хочешь, – а слова не денег стоят; – то зачем и ходишь по земле, и дышишь воздухом? И горе же за то будет тебе, когда, лишившись временных благ, не удостоишься вечных; тогда справедливо будет сказано; лучше бы и не родиться тебе. Напротив же блажен, как говорит Писание, кто сердце свое направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу и в молитве прославлять Его. Сей благоуправит свою волю, исполнится духом разума и будет источать слова мудрости; и многие будут прославлять его знание. Пока будет жить, приобретет он славу, какой не получат тысячи; а когда почиет, еще более увеличит ее, и имя его будет жить в роды родов (Сир.39:6–14).

Зная же, что сотворит Господь с ленивым рабом, который не захотел увеличить талант свой, но зарыл его в землю, – будем ли пренебрегать еще служением Богу и способности свои обращать лишь на земные дела? Не лучше ли потрудиться малое сие время в богоугодном деле и получить вечную радость; чем жить по обычаю беспечных людей и идти в вечную муку? О, как возлюбил нас Господь Бог, а мы и мало послужить Ему не хочем! К кому придем мы по смерти, если не поработаем ныне Богу? Блажен, кто потрудится достигнуть больших дарований и окажется чрез то верным рабом; он услышит некогда: рабе благий, вниди в радость Господа твоего! И мы есть свои, как говорит апостол, но куплены есть ценою: не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, но честною кровию Христа (1Пет.1:18). – Вот видим, как рабы повинуются господам своим и как воины, стоя на карауле, и при том в часы глубокой ночи, часто еще на стуже, от метели и ветра не защищенные, все терпят ради временного страха, да не будут наказаны! Мы же что подобное им делаем при служении Богу? и не боимся оставлять сие, если и малое нечто встретим противное нашему самолюбию.

Скажем ли, что дух бодр, а плоть немощна; но апостол говорит: несть наша брань против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных (Еф.6:12), Сей же род не иначе побеждается, как только молитвою и постом; и вот, чтобы отнять у нас победное оружие – молитву, бесовская сила производит в нас уныние на молитве, леность, сон безвременный, так что тяжело бывает даже стоять только, когда другой читает молитву. Потому-то покорные воле диавола почти никогда не молятся; они не охотно ходят в храм Божий и один раз в неделю, чтобы там один час помолиться Богу. Чтобы не быть в послушании диаволу, Писание говорит нам: противитеся диаволу, и бежит от вас. А как? – молитеся, и будете ему противитися. – Чтобы показать, сколь сильно действует враг на сердца беспечных людей, Господь говорит: когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел (Мф.13:25). Или еще так: слышащему слово царствия и не разумеющему, приходит лукавый, и восхищает всеянное в сердце его (Мф.13:19). Значит, осторожны должны мы быть при самом подвиге и совершать спасение свое не без страха. Так и Писание учит: не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова (Притч.6:4,5). – Здесь говорится не о телесном сне; ибо сказано еще: Господь дает возлюбленным своим сон (Пс.126:2). – Кто заботится о спасении души, тот не должен давать душевному взору закрываться дремотою, или что тоже, предаваться безумному нерадению о молитве. Если бы хозяин дома знал, что придет к нему вор, то не спал бы всю ночь; так и всякому подвижнику должно быть бдительным, как бы стоящим на страже. Так ведь и есть на самом деле: мы стоим на божественной страже; ибо охраняем не что либо маловажное, не дом господский, который так бдительно стерегут сторожа, но что всего дороже, – царствие Божие, которое внутрь нас есть.

Чтобы подвизаться добрым подвигом веры и без преткновения совершить течение земной жизни, должны мы бодренно молиться; ибо единственное средство пребывать без напасти есть бдение и молитва, как и Господь сказал ученикам: бдите и молитеся, да не внидите в напасть. Значит, все те, которые не молятся усердно, находятся в беде, – какой же? – в той самой, которая обняла весь мир, как и сказано: весь мир во зле лежит (1Ин.5:19). Все, которые погружены в печаль мира сего и не имеют печали по Боге, ведущей во спасение; все те, которые не заботятся о том, как угодить Богу, но помышляют только об одном земном, находятся в беде страшной,– сидят во тьме духовной и тени смертной, и их конец, как сказано, – погибель (Флп.3:19). Хотя они и не сознают себя в беде душевной, но потому только, что крепко спят; ибо мир, во зле лежащий, успокоил их своими благами, и вот они благоденствуют, как сказано, в веке сем, и умножают богатство (Пс.72:12). Указывая на сие благодушие, которое подается ныне сынам века сего, Господь возвестил своим рабам: мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам (Ин.14:27). Говоря же о мире душевном, который подается от Бога, пророк вещал: услышу, что речет о мне Господь Бог? – Яко речет: мир на люди Своя, и на обращающии свои сердца к Нему. – Чтобы не лишиться помышлений духовных, кои суть жизнь и мир (Рим.8:6), как сказано, апостол научает так: ни о чем же пецытеся, но во всем молитвою и молением прошения ваша да сказуются Богу; и мир Божий соблюдет сердца и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп.4:6,7). И Господь повелел не заботиться ни о пище, ни об одежде, но искать только царствия Божия, которое есть мир и радость о Духе Святом; и тогда все необходимое для жизни сей приложится как бы само, без всякого о том старания. Так и у пророка сказано: Господь никогда не даст поколебаться праведнику (Пс.54:23). Господь оградит люди Своя миром. И чтобы достигнуть божественного мира, пророк еще так поучает: уклонися от зла, и благо; взыщи мира, и последуй ему. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя». – Это беспопечительное состояние души и есть то самое иго, о котором Господь говорит: возьмите иго Мое на себя, и обрящете покой душам вашим. Или еще так учил: не бойся, малое стадо, – (ибо не много покорных Ему), яко благоизволи Отец ваш дати вам царство. И чтобы получить уготованное вам царство, – продадите имения ваша и дадите милостыню; сотворите себе сокровище неоскудеваемо на небесах: где же сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12:32–34). И так будем просить и искать царствия Божия, будем всеми силами стараться, чтобы Бог воцарился в нас, чтоб разум наш был покорен словом Христовым, и сердце было предано одному Ему, как Богу и Царю своему.

Если же ты все еще остаешься при одном желании молиться, и делом исполнять не можешь; то знай, что не живет в тебе доброе (Рим.7:18), не достиг еще ты царствия Божия, пришедшего в силе; но владычествует над тобою дух мира сего, или, как говорит Писание, миродержитель тьмы века сего (Еф.6:12). Чтобы служить Богу в обновлении духа (Рим.7:6), – освободиться от закона, находящегося в членах и противоборствующего закону ума (Рим.7:23), – нужно еще прилежно внимать учению Христову, стараться постигнуть Божию премудрость. Указывая на премудрость сию, Писание говорит: утренневавый к ней не утрудится, и бдяй ея ради, вскоре без печали будет (Прем.6:14,15). И Господь сказал: аще пребудете во словеси Моем, уразумеете истину, и истина свободит вы (от греха); ибо всяк творящий грех, раб есть греха (Ин.8:32,34). Чтобы мог ты пересилить живущий в тебе грех и не покориться тем помышлениям, кои от юности склоняют на зло, постарайся во всякое утро первое движение ума своего обращать к Богу, не принимайся ни за какое дело, пока не обрадуешь свою душу мыслию о Боге, как и Давид, который говорил помянул Бога, и возвеселился. Также и спать никогда не ложись, пока не призовешь Того, Кто ограждает нас от ужасов ночи (Пс.90:5), и подает возлюбленным Своим безмятежный сон. Да и как не молиться вечером и не благодарить Бога за Его благодеяния, явленные в продолжении дня, если и слуги, получая от господ своих что-либо оставшееся от стола, кланяются и отходят с благодарным словом? Если же и случится, что отягощенный твой ум многим пресыщением насильно влечет тебя ко сну; то не оставляй и тогда молитву, и хотя помысл внушает нерадеть о ней, по случаю сытости, ты скажи: что хотя сыт, – тем более послужу Богу. Если рабы, служа господам своим, не смеют лениться, хотя стоят пред ними и голодные; то какое же будет оправдание нам, когда насытившись не захочем служить Господу? Не должны ли мы еще более угождать Ему за то, что, приняв нас в служение Себе, Он не изнуряет наших сил, но подает нам всякие блага в наслаждение? Посему, и когда будем насыщены, и хотя бы в опьянении, не оставим обычной молитвы; но и с тяжелою головою, как говорит Златоуст, и шатаясь и падая, будем молиться и не изменим верности в служении Богу. Однако же будем внимательны, как и Господь говорит нам: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством (Лк.21:34); – вот видим, как неудобно сытому молиться! посему не будем же делать себе затруднения в богослужении, тем более, что от насыщения бывает небрежение к угождению Богу. Сказано: яде Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный. Берегись и ты быть отверженным от служения Богу; ибо все, удаляющиеся от Него, погибнут.

Писание еще учит: должно предупреждать солнце благодарением Богу; ибо надежда неблагодарного растает, как иней (Прем.16:28–29). Раннее утро, пока еще не развлекается ум и сердце земною суетою, есть самое удобное время для исповедания Божиих благодеяний. Как идущие по пустыне в землю обетованную, рано, рано, сказано, собирали манну поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло. Так и мы, призванные к наследию небесных благ, если не поспешим рано собрать потребное для души благо; то останемся в тот день голодны, – добрые в нас чувства будут замирать, как цветки без росы, орошающей их рано. И так, когда пробудишься ты утром, хотя бы и очень рано, подумай, что наступило время бдению и молитве час; и тотчас огради себя крестным знамением и, нисколько не медля, – встань. Поспешность при сем весьма похвальна; и ангел хранитель твой, видя во свете Божием, как охотно ты встаешь на служение Богу, весьма о сем радуется. Некто, вставая на молитву при первом пробуждении, услышал раз такой разговор: «я еще его искушу»; и на сие возразил другой голос: «нет; раб мой, как встанет, так и помолится». При сем открыл он глаза и увидел свет по всей избе, и в белом одеянии как бы двухлетнего мальчика, от которого происходил свет; против него сидел косматый, черный пес, страшный по виду. Это видение продолжалось не долго, и свет постепенно уменьшался, пока не исчез. Случается, что и тебе иногда шепчет лукавый дух, как скоро пробудишься: «сосни еще не много»; – и ты чувствуешь, что тяжело тебе вставать. Однако же знай, что ленивый не может быть непобедим; и хотя трудно, но не поленись встать, – пусть этот труд будет первым самоотвержением и приношением себя Богу. О, любезный! не предавайся многому сну, ибо привычка эта подобна многоядению: кто привыкнет много есть, у того и чрево требует много; а кто мало ест, тот не терпит пресыщения. Так и сон, – привыкнешь много спать, много и спится; но превозмоги себя сегодня, завтра и после завтра, и ты не почувствуешь тягости, хотя и мало будешь спать. Даже и сразу заметишь, как силы твои укрепляются и тебе делается легче, когда ты и с трудом встаешь на молитву; ибо Господь, как сказано, подкрепляет праведника. При Божией помощи и самое трудное тебе покажется весьма легким; и хотя на первый раз трудна тебе ранняя молитва, но за то она в высшей степени полезна для души. Благо есть возвещати заутра милость Твою, – взывал пред Богом Давид; и всякому, кто подвизается в ночных молитвах, подается от Бога великая благодать. Напротив же, душа весьма расслабевает от долгого сна, и ленивый проводит все дни свои в печали; он сам себе становится противным, и самая жизнь его кажется ему тяжелою и несносною. Посему и сказано: несть радоватися нечестивому. Скорбь и теснота на всяку душу чѳловека, творящаго злое. Как манна, спадающая с неба в раннее утро, была согреваема солнцем, то разстаявала вся, – и проспавший долго, днем ничего не находил; так и ныне бывает с нерадивыми, которые предаются гибельному сну: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша.

Когда будешь привыкать к молитве, то скоро заметишь, что можно молиться и без ума, или без всякой пользы для ума; как и апостол говорил: дух мой молится, а ум мой без плода есть. Посему и взывал еще: помолюся духом, помолюся и умом (1Кор.14:14,15). Здесь нужно терпение и долготерпение; ибо человек, по слабости своего ума, долго не может привыкнуть, чтобы заниматься умною молитвою. И это случается со всяким, что язык произносит слова молитвы, а ум скитается повсюду и прилепляется к разным вещам. Иногда стараешься иметь в мыслях своих Бога, а на ум приходит совсем противное: тогда что делать? – не унывать и не оставлять молитву, как бы бесполезную, но усиливаться обращать ум к Богу или заключать его в смысл слов молитвенных. Хотя и нелегко удерживать ум от рассеянности; но должно постоянно трудиться в этом деле и неослабно, по заповеди: должно всегда молиться, и не унывать, – хотя и не скоро достигаем желаемого. Ибо непостоянство ума свойственно человеку, и – «никто не может, как говорит Иоанн Лествичник, удержать сам собою этот двигающийся воздух, как один только Тот, Кто создал и положил предел этому духовному морю. Один Господь силен утишить бурю и волны, и в душе твоей произвести великую тишину; потому обращайся ко Господу и проси Его остановить твой ум от мысленных колебаний». – Кто старается удерживать ум от рассеянности, того Бог не осуждает, если он и не в силе бывает укрепить его; ибо немощь ума природна грешному человеку, – и только ангелы одарены от Бога таким крепким умом, что непоколебимо всегда созерцают лице Отца небесного (Мф.18:10).

Зная, какую пользу мы можем получить от молитвы, старается еще и противник нашего спасения действовать на ум наш вовремя молитвы. – «От того вот; как говорит Златоуст, часто, лежа на постеле, мы ни о чем не думаем; а случись стать на молитву тотчас являются тысячи разных помышлений. Но ты, – продолжает Златоуст, зная, что это бывает и от бесов, подражай хананеянке, которая вопияла: помилуй мя, Господи; дочь моя зле беснуется. Хотя и нет у тебя бесноватой дочери, но имеешь внутри себя грешную душу; потому и ты скажи: помилуй мя; душа моя зле беснуется». Конечно, не иное что как грехи только препятствуют нам молиться Богу должным образом; они подобно мрачным облакам, сокрывающим лучи солнца, не дают изливаться на нас Божией благодати. Но, как известно, молитва может и великого грешника оправдать, – очистить его от всех грехов и паче снега убелить Божиею благодатию. Молитва мытаря служит верным сему доказательством, – также и молитва того, кто при начале ее был разбойником, а как окончил, то и сложил все бремя грехов своих, и сделался наследником рая. И так не переставай молиться и тогда, когда в ум твой приходит нечто богопротивное; не отступай и от Бога и не думай, что Он не внемлет твоим молитвам, как грешным и нечестивым. Писание учит: от утра и до вечера сей семя твое, яко не веси, кое произыдет, сие или оно (Еккл.11:6); – ибо не знаешь ты часа, в который Бог отверзет двери милосердия Своего, и польются на душу твою лучи божественной благости. Посему воссылай Богу постоянно моление сердца своего и печаль свою возвещай Ему ежечасно; подражай той великой грешнице, которую Господь уподобил псам; но так как перенесла она сие унижение смиренно, и не отступила от Господа, то и похвалу заслужила, и получила желаемое. Крепись и ты душею, и будь терпелив в молитве; – по слову пророка, от стражи утренния до нощи уповай на Господа, – и Господь поможет тебе; ибо уповающего на Господа обыдет милость и поженет его вся дни живота его. Постарайся только устремлять к Богу мысли свои, и с начала хотя на короткое время, хотя на одну минуту ты можешь отдаться Богу умом и сердцем, и то хорошо; повторяя все более и более такие кроткие молитвы, ты приобретешь впоследствии и тот молитвенный дух, который от полноты сердца будет изливаться пред Богом. Конечно не вдруг можно дойти до того состояния, чтобы молиться истинною молитвою; не вдруг и святые достигали сего высокого блаженства, но, с усилием постоянно занимаясь молитвою, соделывали плод в терпении. Умная и вместе сердечная молитва не вдруг приобретается, но бывает следствием усильного принуждения и постоянного упражнения в молитве. Блажен, кто научился молиться на всяком месте, как велит апостол, без гнева и размышления.

Бывает, что иной молится долгое время, и все еще не может устремлять ум к Богу, хотя и старается о том, и просит Бога, чтобы молитва его направилась пред лице Божие и, как фимиам приятна была. При сем не бесполезно знать, – от чего и святые бывают иногда не услышаны? Все мы, как люди малосведущие не знаем даже и того, о чем должно молиться (Рим.8:26); и не удивительно, что мы не знаем, что нам полезно, когда и ап. Павел, этот дивный созерцатель небесных тайн, не знал, что для него полезнее, и в неведении своем молился о неполезном. Было с ним нечто ему противное, и трикраты о сем просил он Господа; но Господь сказал: довлеет ти благодать Моя. И после уже уразумел, почему не получил просимого: да не превозношуся, говорит, – и чтобы обитала во мне сила Христова (2Кор.12:9). Видим также – и Моисей молился, но Бог не послушал его (Исх.32:32); потому что делает Он все на пользу человеку, хотя тот и не понимает сего. Так и иной из нас просит себе упокоения в молитве преждевременно, а того еще не знает, что сердце человеческое наслаждаясь покоем, ослабевает; когда же утесняется скорбию, тогда и Бога призывает усердно. Значит, на пользу томит Господь того, кто не познал еще, в чем состоит добро и что благо для души его; потому бывает полезно молиться и тогда, когда не получаем просимых благ. И сколь благотворна человеку молитва, видно еще из сих слов: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис.43:26). Но что еще быть может дороже, для грешника, как оправдание? Пойми же из сего, душа моя грешная, – чего удостаивает тебя Господь, когда, допускает беседовать с Ним? За то, что ты признаешь себя пред Ним окаянною и слабою, Он очищает все беззакония твои и исцеляет все недуги твои. И так, возымей же усердие к молитве, и отныне не считай ее бесполезною; не думай, что напрасно тратишь, время и силы, когда совершаешь словесную Богу службу.

Просить у Бога милости и благодарить Его за благодеяния, которые изливает Он на нас во всякое время, есть долг всякого раба Его; и не только для достижения даров, но и для сохранения данной Им благодати, молитва необходима всякому человеку. Ибо все мы, как созданные из брения, носимы Божию благодать в скудельных сосудах, кои легко могут сокрушаться; потому-то и сказано нам: духа не угашайте; непрестанно молитесь; о всем благодарите (1Фес.5:17–19). Как без пищи жизнь телесная прекращается; так и духовная без молитвы продолжаться не может. О ком из святых можно слышать, что он не просил Бога о спасении, однако спасся? Если и светильник не может гореть постоянно, когда не подливается масла; то и состояние души, горящей огнем божественной любви, не может не измениться без духовного елея, – милосердия Божия, которое испрашивается молитвою. И потому, кто прекратит молитву, то с тем вместе прекращается в душе его и любовь к Богу; подобно, как и между друзьями охлаждается любовь, когда перестают они беседовать друг с другом. На сие указывая и пророк Давид сказал: Я был нем и безгласен, и молчал [даже] о добром; и скорбь моя подвиглась (Пс.38:3). И действительно, без молитвы делается в сердце какая-то болезненность и холодность к Богу. Кто оставляет молитву, того объемлют желания бесполезные для души, и влачат его, как узника, от одного дела к другому, еще более суетному и душевредному. Но кто не отступает от молитвы, тот побеждает всякое злое хотение и обретает упокоение в едином Боге, с Давидом вещая: мне же прилеплятися Богови благо есть (Пс.72:28).

И так, возымеем же ныне всю заботу и приложим все старание к тому, чтобы соединиться с Богом умом и сердцем; и чрез то избавимся от мысленного борения, освободимся от скорбей, получим отпущение грехов, достигнем душевного мира и сердечной радости, а с тем вместе и божественного озарения, – укрепления веры, утверждения надежды и запечатления в сердце беспредельной любви к Богу. Будем знать, что в словах, которые произносим мы пред Богом, заключается таинственная сила, освобождающая душу от земных тревог и преобразующая ее в существо небесное. Даже и в словах обыкновенных, заметно, что-то действует на душу, производя в ней то огорчение и скорбь, то радость и упокоение; – потому и Господь будет судить за всякое слово, сказанное не на пользу души; – но особенно, когда слово сказано бывает от сердца, с твердою верою, тогда такую оно имеет силу, что может, как Господь говорит, и горы подвигать (Мк.11:23). Вот до какой степени делается сильным слово человека, проникнутого божественною верою, человека не простого, но Божиего собеседника! Посему-то и сказано нам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, -и будет вам (Мк.11:24). После сего может всякий рассудить: какая неизреченная быть может польза от молитвы! И так вкусите, христолюбцы, божественной благодати, происходящей от молитвы, и увидите, – сколь благ Господь! Ибо благ Он, как сказано, и многомилостив бывает ко всем, призывающим Его воистине. И испытавшие сие на деле, усердно молящиеся знают, что человек может от слов своих оправдаться (Мф.12:37), когда обратит их к милосердому и правосудному Христу Богу.

Не напрасно и Господь Сын Бога живаго сказал человеку, верующему во имя Его: Ты же, когда молишься, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:6). Вот и пища, сокрытая во чреве питает и укрепляет тело, так что оно производит видимые дела; подобно и молитва тайно-действует и подает душе невещественную силу; от того и ощущает человек после молитвы спокойствие и веселие в сердце. Как поливка воды подает растительность дереву и со временем производит на нем плод; так и слова молитвы вливают в душу благодатные чувства и дают ей вкушать недоведомые блага. И не это одно производит чистосердечная молитва, но еще вот что: как юные растения, когда начинают зеленеть, бывают часто подвержены нападению мушек, жуков, которые истребляют их; так и души наши, возрожденные Божиею благодатию, не редко подвергаются искушению злых духов; и вот от них-то сильнейшая защита есть молитва. Человек, усердно молящийся Богу, живущему во свете неприступном и сам скоро восприемлет на душу отблеск божественного света; потому и духи, любящие тьму и соблюдаемые во мраке, хотя и приближаются к душе молящегося, но видя на ней отражение нестерпимого света, поспешно скрываются от лица ее. Такова-то вот польза и сила молитвы!

Блажен, кто преуспел в молитве и достиг Божией благодати, – упокоения души своей; однако и такой пусть не превозносится над теми, которые не достигли в меру его духовного возраста; ибо нечист пред Богом всяк высокосердый. Кто чище был бесплотных духов и многосведущее Божиих ангелов? но и те за одну гордость ума своего были внезапно, как молния, свержены с неба. Посему и сказано: подвизающийся, от всех да воздержится, очищая себя от всякой скверны плоти и духа, – не допуская никакой мысли, могущей осквернить тело или душу его. Но кто занят высокоумием, много о себе думает, тот скоро побеждается сопротивною силою и вдается в неискусен ум творити неподобное. Также и кто нарушает мир с ближними ради чести, или стяжания благ земных и иного чего, – помрачается в разуме: он не видит в ближнем образа и подобия Божия, а чрез то лишается и лицезрения Божия. Потому и говорит нам слово истины: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр.12:14).