ДОБРОЕ СЛОВО СТАРЦА МИРЯНИНУ. Адриан Югский, иером.🎧

(озвучено Никой)

Не говори: “я мирской человек, я не монах, мне можно и то, и другое, и третье”; не думай, что только монахам нужно спасать душу, – нет!

Господь со всех взыщет, где бы кто ни жил, и в каком бы звании не был. Нужен будет и тебе Господь; сколько ни живем, а придет час – надо идти. Куда? В вечность! К кому тогда прибегнуть? К Богу! А мы Его теперь не слушаемся. Пока время есть, надо умилостивлять Господа, придет время – вдруг позовет Господь, когда не ожидаем, спросит строго и грозно скажет: явите дела и примите мзду, – что тогда ответим?

Праведный Судья не будет спрашивать: кто где жил – в миру или в монастыре? – нет, в каком кто звании жил, и что сделал здесь – по делам и будет судим.

Мы все называемся христианами, мы все Христовы, а враг отводит нас от Господа: ты в миру де живешь, когда тебе думать о спасении? Так отводит нас враг от Господа, а мы не понимаем его коварства! Как жаль, что мы далеки от Господа! А ведь Он все видит, все слышит, что говорим, делаем и думаем…

Кого придет судить Господь? – разве одних монахов? Нет, Он придет судить всех христиан, всех людей, и воздаст каждому по делам его. Многие говорят: не мы одни, а все так живут. Так-то говорили и те, кои погибли во время потопа; так друг от друга перенимали соблазны и грехи содомляне: в том-то и беда наша, что мы совсем забыли, что мы приняли крещение во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, отреклись сатаны и всех дел его, что это отречение наше записано на небесах и хранится до Страшного Суда Божия! Если не сохраним своего обещания, – что нам будет? Какой ответ дадим? Не медля надо примириться с Господом, – нам нужен будет Господь, а мы все думаем: “поживем, как живется; а там – что будет, то и будет!”.

Вот придет болезнь, сделается грустно, от людей не будет помощи, все стоят кругом и скорбят, а помочь не могут, вот и здесь еще, до страшного Суда, нужен Господь, – надо просить у него помощи.

А пока были здоровы, все говорили: что нам много молиться, мы не монахи! О, как враг обольщает нас! А что будет тогда, когда Господь придет судить миру всему, со славою многою? Как нам встретить Господа? Кто теперь слушается Его, угождает Ему исполнением воли Его святой, таковые праведники просветятся тогда яко солнце, и восхитят их Ангелы и поставят одесную Господа, и скажет им Господь: «приидите благословенные от Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».

Некоторые из именуемых христиан говорят: что нам пускаться вдаль? “Довольно с нас, что мы крещенные, ходим в церковь, по силе молимся, – для чего нам еще подвизаться и вести трудную жизнь?” О, напрасно таковые себя обманывают! Тут ясно видно непослушание слову Божию, недоверие Самому Господу, или паче – неверие! Всех зовет к Себе Господь: «приидите ко Мне», но все имеют нужду в очищении покаянием: «если не покаетесь, все погибнете!»

Вы говорите: “мы много озабочены семейством, торговлею и другими житейскими делами, нам о спасении души и подумать некогда!”. Да, вы много заботитесь о временной жизни и много заботитесь для детей, а почему же для собственной души-то ничего не делаете и не безпокоитесь? Ведь души-то и целым миром не выкупить, вот как она дорога, а не то, чтобы менять ее спасение на что-нибудь временное. Читайте душеполезные книги, в праздности время не теряйте, в разговорах с людьми будьте осторожны, к нуждающемуся сострадательны, день и ночь помните, что все поведение ваше – мысли, желания и дела назирает недремлющее око Божие, и готовит за доброе – венец, за злое – муки ада, – вот тогда и поможет вам Господь спастись и в мире. Исправляйтесь, исправляйтесь, пожалуйста, миритесь со своим Создателем, полюбите труды покаяния, сколько есть силы у вас: доколе мы будем гнить в страстях?

Начинайте же, с болезнью сердца прошу, начинайте жизнь благочестивую; право, будет хорошо, и этой перемене жизни сердце ваше дивно обрадуется. Не слушайте, пожалуйста, тех, которые по безпечности и неверию говорят: “спасались люди только прежде, а ныне это невозможно”. О, не верьте этому! Церковь Христову врата адовы не одолеют до скончания века. Всегда и на всяком месте силен Бог спасти от всей души обращающихся к Нему с покаянием. Спастись можно и среди мира, если только будем жить, насколько можно по силе подражая жизни святых.

Не слушайте, пожалуйста, и не верьте тем умникам, которые в оправдание своих прихотей и жизни изнеженной, дерзко восстают на учение Святой Церкви и святых Божиих. Они умничают, что “Бог дал нам все на пользу, к нашему утешению, вот мы де и утешаемся даром Божиим, – зачем тут еще посты какие-то соблюдать?” О, как таковое умничанье душепагубно! Хотя бы поучились они у земных врачей: и они не разрешают больному пользоваться без разбора лекарством из аптеки, а прописывают только то, что полезно, смотря по болезни, да и сам больной, когда приходит за лекарством в аптеку, берет лекарство не из той банки, какая ему полюбится на вид, и не того, какое приятно на вкус, а то, какое ему врачем прописано, а если врача не послушает, то может и умереть, – так разумейте и относительно пищи и питья. Небесный Врач – наш Создатель даровал нам этот видимый мир, как бы аптеку какую для нас, больных людей, наблюдать за лекарствами поставил опытных врачей – святых Апостолов и святых Отцов. Они всю жизнь со вниманием изучали природу свою под руководством Святого Духа, и по воле Божией, в память важнейших событий, Божьего о нас попечения, учредили посты, как верное средство к очищению души и тела и спасению вечному. А если не послушаем сих опытных врачей нашего духовного здравия, то, подобно непослушным врачу больным, умрем, как сказано: душа, «питающаяся пространно (своевольно) заживо умерла». На что же Сам Господь постился? Затем, чтобы примером Своим указать нам потерянную дорожку в рай. Чрез церковные заповеди о посте Господь испытывает и нас в покорности Себе, как испытывал Адама, дав ему в раю заповедь о посте. Итак, если хочешь возвратиться в потерянный Адамов рай, живи, как Адам жил в раю до грехопадения, верный заповеди о посте: тогда спасение несомненно для тебя. О, об этом необходимо всякому христианину заботиться, если хочет он быть счастлив и в вечности быть со Христом!

Здешняя жизнь наша и без того коротка и дана нам для того, чтобы приучить нас к покорности Богу и Его Святой Церкви для нашего же вечного спасения; а мы будем своевольничать и умничать, тратить силы и время на пустословие и разные прихоти? Легче ли нам от того будет? Нет и нет! За такое своеволие нас и здесь постигают разные беды и скорби, жизнь наша суетна и безрадостна, молитва суха, и благодать Божия не посещает наше сердце, мы ощущаем уже здесь в сердце своем безрадостный адский мрак. А все потому, что мы не любим Бога, не ищем исполнения заповедей Божиих, только своего удовольствия и покоя.

Поверьте, воздержная жизнь с послушанием Святой Церкви и советам святых Отцов, не в тягость, а в радость; она полна надежды на будущее блаженство, в ней утешение и основание всякого здравия и благополучия; такая жизнь страшна только умникам неверующим, а верующему все возможно.

Слушай голос совести: что совесть не позволяет делать, того и не делай, а когда мы не слушаем совесть, затопчем ее, заглушим ее голос, – она замолчит, и Ангел-Хранитель от нас отойдет: ведь и он заодно с совестью нам служит и вместе с нею нас будит от греховного сна.

Какая радость ждет тех, кто их слушается!..