🎧 Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и страдании. Димитрий Ростовский. (читать, слушать mp3 (озвучено Никой))

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений свт. Димитрия

Озвучено Никой

Некий старец, один из духовных, живу­щих в Боге, услышав о некоем мирянине, му­же славном, христолюбивом и боящемся Бо­га, что он впал в великую скорбь, сжалился о нем и помолился Богу, говоря: «Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отче щедрот и Боже всякой утехи, утешающий нас во вся­кой скорби нашей, утешь сего скорбящего мужа, которого создали руки Твои, умудрила премудрость Твоя, возвеличила десница Твоя и прославила благость Твоя. Ныне Ты посетил его отечески Твоим наказанием и попустил маловременные скорби тому, которого Ты любишь, наказываешь сострадательно и тепло милуешь, видя его плачущим. Итак, наказав, помилуй его, успокой плачущего, преложи скорбь на веселие, раствори печаль его радос­тями, удиви Свою милость на нем, дивный в советах Твоих, Владыко, непостижимый в судьбах Твоих, Господи, в делах благословен­ный вовеки. Аминь».

Помолившись так и сев, он сказал самому себе: «Недостаточно только молиться о скор­бящих, но необходимо утешить их и словами, ибо в том и состоит одно из дел духовного ми­лосердия, чтобы утешать скорбящих. Ведь и апостол увещевает: «Умоляем вас, братия, уте­шайте малодушных» (1Фес. 5, 14), и еще: «Увещавайте друг друга и назидайте один другого» (1Фес. 5, 11). Потому и мне подобает идти и словами утешить того, об утешении которого я молился Богу.

Встав, старец снова обратился к молитве, по совету прп. Ефрема Сирина, говорящего: «Духовный если хочет идти на утешение к брату, то прежде чем выйдет из своей кельи, пусть станет он на молитву, чтобы Господь управил путь его». И так помолившись, старец пошел. Придя к скорбящему мужу, он вошел в его дом с обычной Иисусовой молитвой и, сказав: «Мир дому», поклонился, как подоба­ет, хозяину дома, а после этого сел с молчани­ем. Тогда между ними началась следующая беседа.

Муж скорбящий. Хорошо ты сделал, отче, что пришел ко мне, ибо ты принес мне свое благословение.

Старец утешающий. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благосло­вивший нас всяким духовным благословением в небесных о Христе. Да благословит Он тебя во всем житии твоем, чтобы все дела твои, си­дение и вставание твое, вхождение и исхождение было угодно и благословенно пред Ним всегда.

Муж скорбящий. Есть какая-либо иная причина твоего, отче, пришествия ко мне?

Старец утешающий. Слышал я о твоем христолюбии, слы­шал, что ты стараешься угодить Господу твое­му, служа Ему со страхом, и весьма обрадовал­ся этому. Вместе с тем я услышал, что на тебя нашла какая-то печаль от злоключений сует­ного мира сего, поэтому я не поленился прийти сюда, желая лучше посетить дом пла­ча, нежели дом радости, чтобы поплакать с плачущим. Скорбя и соболезнуя тебе по-хри­стиански, да возмогу я с Божией помощью найти для тебя хотя бы малое утешение и пре­сечь нашедшую на тебя печаль.

Муж скорбящий.  Благодарение Богу, что Он послал ко мне тебя, отче, теперь, ибо доселе я ждал, кто бы поскорбел со мной, но не было такого, и не нашел я утешающего. Итак, скажи, что дал тебе Господь для утешения скорбной моей ду­ши и утоления горести сердца моего?

Старец утешающий. Да подаст нам Бог говорить полезное и да устроит Он нашу беседу, чтобы она стала ду­ховным утешением. Скажи мне, христолюбец, прежде всего, в чем заключается нашедшая на тебя печаль, ибо я говорю со златоречивыми устами: «Принеси скорбь твою, чтобы мог я снять струп печали твоей и рассеять облако мыслей твоих». Что такое с тобой, о чем ты печалишься и скорбишь?

Муж скорбящий. Не спрашивай, отче, причины моей пе­чали, чтобы не причинить моему сердцу еще большее страдание. Если я начну подробно рассказывать тебе о том, какие по Божию по­пущению я принял оскорбления, то великой горестью наполнится моя душа, и вместо уте­шения я начну сильно рыдать, ибо сравнялась печаль моя с печалью Ноемини, говорившей: «Не называйте меня Ноеминью (то есть прекрас­ной), но зовите меня Марою (то есть горькой), потому что Вседержитель послал мне великую горесть» (Руф. 1, 20).

Старец утешающий. Если ты знаешь, что ты принял горечь печали по попущению Вседержителя, то пусть будет для тебя примером Иов, который гово­рит: «Если благое принимаем от руки Господа, не стерпим ли злого?» (Иов. 2, 10). Но не может быть злом то, что хотя и кажется злом, но про­исходит с нами по воле Господней. Ибо как Его святая воля, совершаемая в нас, никогда не бывает злой, но всегда благая и добрая, так и все, совершающееся по воле Его, есть благо, а не зло, все бывает на пользу нашу, а не на со­блазн, на созидание наше, а не на разорение. Не во все ли дни мы молимся Отцу Небесно­му, говоря: «Да будет воля Твоя» (Мф.6,10)?

Не может благая воля Господня хотеть нам зла: «Ибо говорит Господь Бог: Я не хочу смерти грешника» (Иез.18, 32). Хочет ли зла отец сыну своему, или ищет ли злополучия и беды мать для своей дочери? Так и Бог никогда не жела­ет нам никакого зла, но всегда хочет для нас только добра и все устраивает для нашей пользы. Он попускает на нас и скорби, чтобы мы не превозносились, ибо ведь и отец бьет сына, которого любит, и мать причиняет раны своей дочери, которую желает научить благим нравам. Так и Бог Чадолюбец бьет нас печаля­ми, чтобы мы знали, что Он есть над нами, чтобы боялись Его, и кротко, с благоговением ходили пред Ним, храня Его повеления. Итак, не печалься сильно, христолюбец, видя попущенную Богом на время скорбь ради твоей же пользы, но принимай все с благодар­ностью и говори евангельски: «Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Мф.11, 26).

Муж скорбящий. Хотя скорби и попускаются благой во­лей Господней, все устраивающей на нашу пользу, однако это все же скорби, и невоз­можно человеку не печалиться и не плакать о них, потому что они попускаются за наши грехи, которыми мы тяжко опечаливаем и прогневляем Бога. Если нельзя не плакать о грехах, то необходимо скорбеть и о наказани­ях, посылаемых за грехи.

Старец утешающий. Истина — то, что часто Бог, временно казня грехи наши, наводит на нас бедствия и печали. Так, например, и три отрока в Вави­лоне говорили Господу: «По истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши» (Дан. 3, 28). Однако нельзя сказать, что благая воля Благо­го Бога хочет нам зла, когда и за грехи нака­зывает нас.

Посмотри на врача тел: что делает с боля­щим? Иногда он дает ему горчайшее питие, иногда же режет и жжет, и большие страдания причиняет своим врачеванием, потому что невозможно без боли уврачевать язву. Но, де­лая все это, он не болезни, но здоровья, не смерти, но жизни желает тому, кого врачует. Так и Бог, Врач душ наших, видя гниющие на­ши духовные раны, прилагает подобающее им врачевание. Он жжет напастями, режет неожиданно находящими печалями и поит плачевными горестями. Делает же все это не для того, чтобы погубить нас, но чтобы исце­лить, — не убить, но оживить, не умертвить, но восстановить нас. Поэтому и Давид гово­рит так: «Научая, наказал меня Господь, смерти же не предал меня» (Пс.117, 18).

Даже в само время наказания Бог более добр, нежели зол, более милосерден, нежели гневен, более сострадателен, нежели мстите­лен. Если и возливает Он на наши раны вино жестокой скорби, то не без елея; если и бьет, то не без пощады; если и опечаливает, то не без помилования, если и оскорбляет, то не без утешения. Ибо говорит Псалмопевец: «Приум­ножении страданий в сердце моем, утешения Твои веселили душу мою» (Пс.93, 19).

Наказания необходимы, ибо иначе нельзя исцелить наши душевные язвы. Как болящему необходимо врачевание, так и нам, грешным, — наказание. «Примите, — сказано, — наказа­ние, дабы не прогневался Господь» (Пс.2, 12). Наказание же Господне мы должны прини­мать с благодарностью, а не со скорбью, с тер­пением, а не с роптанием, с великодушием, а не малодушием, согласно слову апостоль­скому: «Нас оскорбляют, а мы всегда радуемся» (2Кор. 6, 10).

Муж скорбящий.  Знаю я, что попускаемыми Богом печа­лями и скорбями врачуются наши раны, очи­щаются душевные скверны, что терпеливым перенесением скорбей человек достигает святости согласно словам одного из Отцов: «Досадами святые совершаются». Однако немощное человеческое естество, когда слу­чаются скорби и мучения, более склонно к роптанию, нежели к благодарению, к сетова­нию и малодушию, нежели к радости и веселию. Уже то одно приносит печаль и скорбь душе, что она наказывается за грехи, хотя бы и временно.

Старец утешающий. Действительно, так бывает, но только с несовершенными, малодушными и не при­выкшими к терпению, которые хотя и знают, что печаль полезна для души, однако изнемо­гают в ней. Но я не хочу, чтобы и с тобой бы­ло то же, о боголюбец! Не изнемогай, но му­жайся, и «да крепится сердце твое» (Пс.26, 14). Не малодушествуй, но молись со Златоустом: «Господи, даждь мне великодушие». И не от­носи себя к несовершенным, но сделай себя, по апостолу, человеком, «совершенным во Хрис­те Иисусе» (Кол.1, 28), и да будешь совершен­ным и исполненным всецело волей Божией, да будешь всецело приготовлен на всякое бла­гое дело; во всех же злоключениях побеждай естественное нетерпение упованием на ми­лость Божию и благодари все устраивающего Бога, согласно написанному: «Всегда благода­рим за всех» (1 Фес. 1, 2).

В том и заключается добродетель, свойст­венная христианам, как говорит об этом бла­женный Иероним, чтобы за все, что кажется неприятным, благодарить Создателя, чтобы во всех пагубах и бедах всегда воздавать Богу благодарение, говоря: «Благословен Бог! Знаю, что я терплю меньше, чем достоин тер­петь, что всего этого мало за грехи мои, что совсем не воздается мне по заслугам». Вот в чем ум христианский. Только тот, неся крест, наследует Спасителя, кого не ослабляет ника­кая беда и лишение.

Кроме того, ты должен хорошо знать, что не всегда только за грехи попускаются скор­би, печали и злоключения, но иногда Челове­колюбивый Бог, любя Своего раба, нарочно повергает его в многоразличные бедствия, как руду золотую в огонь, чтобы искусить его, как злато в горниле, и сделать его достойным Себя. «Как золото и серебро очищаются в огне, говорит Приточник, — так испытывает Гос­подь сердца избранных» (Притч. 17, 3).

Посмотри на Иова и Товию, праведньту и любезных Богу людей, сколь многими и не­малое время они, как злато, были искушаемы скорбями и печалями, а потом какими радос­тями и веселиями они были утешены? Они претерпели много зла не за грехи свои, но для того, чтобы проявилась еще большая их вера и любовь к Богу. Так и Моисей говорил Изра­илю: «Искушает Господь Бог вас, хотя узнать, любите ли Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею душою вашей» (Втор. 13, 3). И о тебе, христолюбец, я думаю, что для того тебе попущены Богом временные оскорбления, чтобы твоя вера и любовь к Богу явились ярче и совершеннее золота, испытанного в огне.

Муж скорбящий.  Да будет воля Господня, если Он наказы­вает меня за грехи. Если и искушает, да будет все по Его святому изволению; я же должен только терпеть. «Не Богу ли повинуется душа моя? От Него спасение мое» (Пс. 61, 2), только бы не попустил Он искушения выше сил моих.

Старец утешающий. На это тебе отвечает апостол: «Вас по­стигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть ис­кушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10, 13). Бог попускает любимым рабам Своим скорби по их силам, Бог и терпение подает в скорбях уповающим на Него. «Возложи» поэтому, боголюбец, «на Господа печаль твою» (Пс.54, 23), ибо Тот печется о тебе, Тот про­мышляет о тебе. Уповай на Бога, и Он «сохра­нит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь» (Пс.120, 7), ибо пишется: «Хранит Гос­подь любящих Его» (Пс.144, 20).

Если любишь Господа, не печалься от на­шедших на тебя скорбей: Он избавит тебя от них, ибо говорит: «С ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его» (Пс.90, 15). Если любишь Бо­га, не скорби об окруживших тебя бедствиях, ибо «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Все, что считается бедствием в мире этом, как-то: гонения, мучения, досаж­дения, унижения и многое другое, — все это любящим Бога обыкновенно приносит не па­губу, но спасение. Силен Бог рыдание и плачь вскоре превратить в веселие и утешение. По­слушай, что говорят златоречивые уста: «Все, считающееся скорбным: бедствие, нищета, темница, голод, смерть или еще что-либо злое, — если все это и случится, то силен Бог изменить на противоположное, то есть на благое. Ведь в том и заключается неизречен­ное свойство Его силы, что все, кажущееся тяжким и мучительным, Он делает легким и обращает в нашу пользу» (Свт. Иоанн Злато­уст. Беседа на Послание к римлянам, гл. 8).

Муж скорбящий.  О, если бы Господь претворил мои сле­зы в радость и утешил скорбь сердца моего!

Старец утешающий. Напрасно скорбит душа твоя, «напрасно смущаешься! Уповай на Бога. Он выведет как свет правду твою, и судьбу твою как полдень» (Пс. 41, 6; 36, 6).

Муж скорбящий.  Действительно ли угодно Владыке на­шему, чтобы наши дни мы проводили в бедст­виях и скорбях?

Старец утешающий. Господь наш Иисус Христос, уходя от мира сего, завещал любящим Его, как бы в виде некоего особого дара, гонения в мире, слезы, рыдание и скорби, ибо Он говорит: «Из­гонят вас из синагог», и еще: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны бу­дете» (Ин. 16, 2, 20). Однако Он оставил все это любящим Его не для того, чтобы подверг­нуть их злу, стереть и славу их повергнуть в прах, но чтобы тем больше их потом утешить, возвеличить и прославить. Как и Самому Христу «подобало пострадать и войти в славу Свою» (Лк. 24, 26), так будет и с нами: «Скорбь ваша, — говорит Он, — в радость будет» (Ин. 16, 20). И еще: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ва­ше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22).

Господь оставил любящим Его скорби для того, чтобы ими, как бы путем, устланным терниями, тесным и прискорбным, они до­стигли неотъемлемой радости. Ибо как раду­ющиеся и веселящиеся ныне каждый день на­следуют плач, согласно написанному: «Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возры­даете» (Лк. 6, 25), и еще: «Кончина радости в плач приходит» (Притч. 14, 13), так и плачущие ныне наследуют радость и веселие: «Блаженны плачущие, — сказал Господь, — ибо они уте­шатся» (Мф. 5,4). И Товия говорит: «По волне Господь тишину сотворит, даст радость и ве­селие вместо плача и рыданий» (Тов. 7, 17).

Муж скорбящий. О, если бы Преблагой Бог подал мне поскорее переплыть эти печальные и плачев­ные волны и обрадоваться мирному приста­нищу!

Старец утешающий. Подожди терпеливо милости Господ­ней. Послушай, что говорит апостол: «Ожида­ем в терпении» (Рим. 8, 25). И Давид говорит: «Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою» (Пс. 39, 2). «Вот, земледе­лец, — говорит св. Иаков, — ждет драгоценно­го плода от земли и для него терпит долго, по­ка получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5, 7). Так и ты в долготерпении ожидай милости Божией, подобной дождю во время засухи, и по­мни слова Сираха, говорящего: «Благовременна милость Господня в день скорби, как облака дождевые во время бездождия» (Сир. 35, 23).

Этого дождя милости Господней терпеливо ожидай и рано, и поздно, и во всякий час, по­ка не придет время ущедрить тебя. Ожидая же, не сомневайся и не смущайся, ибо, по словам Златоуста, терпеть и не смущаться — значит любить Бога (Беседа 5-я на второе Послание к коринфянам). Итак, не смущайся в скорбях, но особенно радуйся, следуя наставлению святого Иакова, увещевающего так: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впа­даете в различные искушения» (Иак.1, 2).

Муж скорбящий. О каких искушениях говорит здесь свя­той Иаков?

Старец утешающий. Под искушениями апостол понимает здесь вообще всякие скорби, печали, бедст­вия, гонения, мучения, болезни, злоключе­ния, обнищания, страдания, которые бывают или по попущению Божию, или происходят от злобы человеческой, от естества, от случая или от навета вражеского. Не говорит он об одном каком-либо искушении, но говорит о различных, и в них повелевает иметь радость, ибо вся жизнь человеческая полна искушений, то есть разных бедствий и скорбей, согласно написанному: «Опасности на реках, опасности от разбойников, опасности от единоплеменни­ков, опасности от язычников, опасности в горо­дах, опасности в пустыни, опасности на море, опасности между лжебратиями» (2Кор. 11, 26).

Бедствия и вне, и внутри: вне — брани, внутри — боязни; и как за волной следует вол­на, буря за бурей, ветер за ветром, так и в жиз­ни человеческой беда идет за бедой, скорбь за скорбью, искушение за искушением. Поэтому Иов и говорит: «Не искушение ли есть житие человека на земле?» (Иов. 7, 1). Этим он говорит как бы то, что жизнь населяющих землю в том и состоит, чтобы пребывать в различных бедах и напастях, и что нет на земле человека без скорби, без печали, без искушения и болезни. Однако при всем этом апостол повелевает не унывать, но радоваться.

Муж скорбящий. Почему апостол повелевает радоваться в тех различных искушениях, притом не про­сто радоваться, но быть объятым великой ра­достью?

Старец утешающий. А потому, что различные искушения бывают причиной многообразного добра. Ведь что может быть лучше благ небесного царствия, которых «не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку» (1Кор. 2, 9)? И каким образом человеку можно их полу­чить? Ничем иным, как только искушениями и терпеливым перенесением скорбей. «Многи­ми, — сказано, — скорбями надлежит войти в царствие Божие» (Деян.14, 22).

Кому даруются небесные венцы, как не терпящему зло в искушениях? «Блажен чело­век, который переносит искушение, — говорит св. Иаков, — потому что, быв испытан, он по­лучит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1, 12). И Товия также сви­детельствует: «Тот, чья жизнь пройдет в иску­шениях, примет венец».

Кто сподобляется вечной славы? Не тот ли, который в печалях бедствует, согласно словам апостола: «Ибо кратковременное легкое страда­ние наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4, 17). Это значит, что ка­кая-либо печаль, внезапно находящая на нас, хотя бы и легкая, но переносимая нами с бла­годарностью, ходатайствует нам великую вечную славу, и даже больше того: когда мы принимаем печаль с благодарностью, это соделывает нас сынами Божиими, как об этом говорит и Писание: «Если вы наказание терпи­те» (под наказанием апостол разумеет здесь всякую печаль и скорбь, случающуюся по Бо­жьему попущению), «то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незакон­ные дети, а не сыны» (Евр.12, 7—8).

Смотри, по чему узнается, кто является сыном Богу и кто нет? А по тому, терпит ли он наказание, ибо не терпящий — сын прелюбо­деяния, терпящий же — сын, приятный Богу.

Итак, терпи, боголюбец, чтобы ты был на­речен приятным Богу сыном. И я не сомнева­юсь в том, что ты из числа любимых Божиих чад, когда я вижу, что тебя посетила печаль ис­кушений, ибо так и бывает, что Бог наказыва­ет и искушает временно только тех, которые приятны и любезны Ему.

Это подтверждается словами Ангела, го­ворящего Товии так: «Я принес молитву твою Господу Богу и приятна была Ему» (Тов. 12, 13). Потому и угодно было Богу, чтобы он был искушен. Смотри, почему Ему было угодно искусить Товию? А потому, что он был при­ятен Ему, угодил Ему, и возлюбил Бог его за великое его терпение с благодарностью, как и пишется о нем: «Он не был скорбен пред Господом из-за наказания слепотой, которая случилась с ним, но жил непоколебимо в страхе Божием, вознося хвалу Богу во все дни жизни своей». Ви­дишь, как тот терпеливый боголюбец имел всякую радость, находясь в различных иску­шениях? «Он не был», говорится, «скорбен пред Господом», ибо он уповал на Господа и без со­мнений надеялся на Него, на то, что времен­ную печаль Он преложит в вечную радость.

Муж скорбящий.  Я тоже надеюсь на Господа моего, одна­ко, вследствие жестокой скорби, мысль моя говорит мне, что оставил меня Господь за гре­хи мои, и я смущаюсь.

Старец утешающий. На это я отвечу тебе словами не своими, но златоречивых уст: «Да не будем мы считать знаком Божьего оставления и презрения то, что иногда наносятся искушения, но пусть это будет для нас ярким признаком того, что печется о нас Господь, ибо попущением иску­шений Он очищает грехи».

Итак, будь уверен, что не только простил Тебя Господь, но что Он всегда с тобою, очи­щая твои прегрешения случающимися с то­бою скорбями, ибо как оставит Бог верного Своего раба, о котором Он печется больше, нежели мать о своем дитяти? Слушай, что говорит Он устами пророка Исайи: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не по­жалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя», говорит Господь (Ис. 49, 15).

Муж скорбящий. (прослезился и сказал): Неужели и я не забыт Господом Богом, несмотря на то, что недостоин я милости Господней? Неужели Он печется и о мне, грешном? Но я верю в Его не­изреченную благость и человеколюбие, верю, что и моего спасения Он хочет. Да наградит же тебя, отче, Он Сам за труд твой, которым ты принес мне великую пользу и обрадовал меня, приводя приличные скорбному моему време­ни писания. Мне только одно теперь очень тя­жело, а именно то, что я несправедливо был обижен, не сделав даже никакого зла ненави­дящим меня.

Старец утешающий. «То угодно Богу, — говорит апостол, — ес­ли кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1 Петр. 2, 19-20). Подумай, возлюблен­ный, о Владыке нашем Христе, пострадавшем за нас и оставившем образ, чтобы мы последо­вали стопам Того, «Кто греха не сотворил и не было лести во устах Его» (1 Петр. 2, 22).

Ведь Он не только не сделал никакого зла Своим врагам иудеям, но даже как много бла­готворил им! Слепцов их просветил, прока­женных очистил, хромых, расслабленных и страждущих исцелил, хлебы умножил и мно­жество народа напитал, а что Он понес за все это? Ты сам знаешь. Вместо благодарности одни кричали: «Распни, распни!» (Лк. 23, 21), другие же: «Э, разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди с Кре­ста» (Мк.15, 29), и, унизив Его бесчисленны­ми оскорблениями, повесили Его на древе и убили Его. А мы не хотим претерпеть и малых скорбей, которые не являются даже и тенью против Владычних страданий.

Пусть Христос будет для нас примером! Мы, христиане, должны походить на Христа в страданиях наших и, если не в полной мере, то хотя бы в терпении, по возможности, до конца, ибо в том и заключается долг истинно­го христианина, чтобы терпеть. Приведем здесь слова святого Ефрема: «Христианин среди различных скорбей и искушений пусть стоит как наковальня, которая хотя и всегда терпит удары, однако не бежит со своего мес­та, не повреждается, но всегда остается одной и той же. О, если бы мы подражали истинным христианским терпеливцам, которые невин­но и со сладостью приняли муки, раны и смерть, радуясь в страданиях с апостолом! А мы не только меньшего какого-либо озлобле­ния, но даже и слова какого-либо неприятно­го не хотим терпеть» (О вере, 10).

Муж скорбящий. Истину говоришь ты, отче, — что часто мы оскорбляемся от какого-либо слова и не терпим его. Но что же нам делать, чтобы ут­вердиться в терпении?

Старец утешающий. Иметь пред очами страсть Христову: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал» (1 Петр. 2, 23); Он даже молился о убивающих Его, говоря: «Отче! Прости им» (Лк. 23, 34). Будем, кроме того, по­мнить и различные страдания святых, зло, ко­торое они терпели, изгнания, и когда найдут на нас скорби, будем говорить: мало все это сравнительно с теми страданиями, которые они претерпели.

Муж скорбящий. Но святые страдали за Христа и потому были уверены в своем спасении, я же терплю гонение не за Христа, но по зависти людей, позавидовавших моему кратковременному благополучию.

Старец утешающий. Хотя ты и не за Христа терпишь гоне­ние, однако если терпишь неповинно и бла­годаришь Бога, то и это вменится тебе, как бы за Христа терпящему. Вспомни российских страстотерпцев Бориса и Глеба. За Христа ли они пострадали? Поистине нет, но по зависти брата, однако это вменилось им, как будто они претерпели за Христа.

Итак, не говори, что ты не за Христа тер­пишь, но только до конца терпи и не отчаи­вайся в милостивой Божией помощи, и, вспо­миная многоболезненные подвиги и скорби святых, говори себе: не пролил я крови за гре­хи мои подобно им; легки мои напасти по сравнению с теми искушениями, которые подъяли они; зло, причиняемое мне, ничто по сравнению с их страданиями; мое терпение — только тень в сравнении с теми, которых не достоин весь мир.

Кроме того, взирая на вечные воздаяния на небесах, вспоминай, как учит святой Васи­лий Великий: «Ударит ли кто тебя бесчестием, ты воззри на ту славу, которая положена на небесах. Отняты ли у тебя твои имения, ты больше взирай на небесное богатство и со­кровищницу несравненную. Изгнан ли ты из отечества, ты имеешь Иерусалим небесный. Сын ли твой погиб, ты имеешь друзьями Ан­гелов, с которыми, стоя вокруг Престола Божия, возрадуешься вовеки» (Беседа о благода­рении). Таким образом, можно легко терпеть, ясно понимая, какую пользу приносят скор­би, которыми не напрасно хвалится апостол, говоря: «Хвалимся скорбями, зная, что от скор­би происходит терпение, от терпения опыт­ность, от опытности надежда, а надежда не постыжает»(Рим. 5, 3—5).

Еще и то знай, возлюбленный, что во всех бедах, скорбях, печалях и искушениях нема­лая отрада бывает от того, чтобы во всем по­ложиться на волю Господню, которая есть ес­тественно благая, хотящая нам всегда добра и все устрояющая на нашу пользу. Ибо что ни устраивает Он с нами, хотя и кажется нам не­приятным, однако все к лучшему. Вот и вино­градарь, очищая сад, хотя режет розги, одна­ко, не повреждает этим дерева или винограда, но даже делает его еще более плодоносным: «Всякую, — сказано, — ветвь, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15,2). Так и Бог попускает на нас беды не во вред нам, но чтобы обогатить нас духовными пло­дами, и когда Он видит, что мы терпим и по­винуемся Его изволению, тогда Он бедствие превращает в благополучие и скорбь в радование. Поэтому возложим все на Его святую во­лю, говоря: устрой со мной все, как хочешь, да совершится на мне Твоя святая воля.

Вот, например, праведный Иов всегда со­единял с волей Господней все тяжкие случаи, ибо говорил: «Господь дал, Господь и взял; как угодно Господу, так и будет; буди имя Господне благословенно вовеки» (Иов. 1, 21). И посмотри, как после того блага превзошли все бедствия Иова, бывшие по воле Господней.

Муж скорбящий. Положусь и я на волю Господа моего, и буду повиноваться Его судьбам и смотрению. Пусть Он творит на мне дела рук Своих, как хочет и что хочет. Да будет во всем Его святая воля.

Старец утешающий. Хорошо ты сделаешь, христолюбец, по­ложившись всецело на волю Господа, Созда­теля и Промыслителя твоего, ибо это, говорят, есть путь, который лучше всего приводит ко спасению. Послушай, об этом одну повесть, которую мне пришлось недавно прочесть.

Некий знаменитый учитель долгое время прилежно умолял Бога показать ему такого человека, который бы наставил его на правейшую стезю, удобно и безбедно ведущую к небу. В один из дней, когда он особенно силь­но был объят таким желанием и воссылал прилежнейшие мольбы, ему показалось, что он слышит голос свыше, повелевающий ему выйти из кельи и идти к дверям церкви. Там, сказано было, найдешь ты человека, которого ищешь. Тогда он пошел и нашел при церков­ных дверях нищего старца, всего покрытого струпьями, сгнившего проказой, ноги его бы­ли полны ран и текущего гноя, одежда его бы­ла очень худа, она едва стоила три пенязя.

Учитель, проходя мимо него, приветство­вал его по своему обычаю, говоря: «Добрый день тебе, старче!» Старец же ответил: «Не по­мню, чтобы день был когда-либо зол для ме­ня». Учитель, слыша такой ответ, остановился и, как бы исправляя прежнее приветствие, сказал: «Да сотворит Бог тебя счастливым». На это старец ответил: «Я никогда и не был несчастлив».

Учитель очень удивился такому ответу, ду­мая, что не расслышал и не понял хорошо слов старца, и поэтому снова повторил свое приветствие немного изменяя его: «Что ты го­воришь, старец? — сказал он. — Я тебе желаю благополучия». Старец же снова ответил: «Не был я в злополучии никогда». И, думая, что старец велеречив, и желая искусить его ра­зум, учитель сказал: «Я хочу тебе того, чего ты сам для себя хочешь». Тогда старец ответил: «Нет у меня недостатка ни в чем, ибо все так и бывает, как я хочу, хотя я и не ищу времен­ного благополучия».

Учитель сказал: «Бог спасет тебя, человек, ибо ты презираешь мирское благополучие. Однако скажи мне, молю тебя, как ты один можешь избегать бед среди бедствующих лю­дей? Неужели ложь говорит Иов: «Жизнь чело­века кратковременно и преисполнена многих бед и зол» (Иов. 14, 1)? Как же ты один только избежал всех злых дней? Я не могу понять твоего рассуждения».

На это старец ответил следующее: «Так действительно и есть, господин мой, как я сказал тебе, когда ты пожелал мне доброго и счастливого дня. Я правду сказал, утверждая, что никогда я не знал никакого несчастия и злоключения. Я благодарен Богу и за то, что Он дает мне, благополучие же мое в том за­ключается, чтобы не желать благополучия. Страх за счастье и несчастье никому не вре­дит, за исключением тех, которые боятся вре­да от них, но я пренебрегаю счастьем и ни— когда не молюсь о нем Отцу Небесному, всем управляющему, и таким образом я никогда не бываю в неблагополучии подобен тому, с кем все происходит по его желанию. Голод ли терплю — я благодарю за это Бога, как Отца, Который знает обо всем, что нам нужно. Мо­роз ли теснит меня или дождевые капли про­низывают меня, или я терплю какое-либо иное стеснение из-за погоды — тоже хвалю Бога. Когда все меня поносят — я опять хвалю Бога, ибо я знаю, что все это творит именно Бог, а ведь невозможно, чтобы творимое Бо­гом не было добром. Ко всему, что подается или попускается Богом — как приятное, так и неприятное, сладкое или горькое,— я отно­шусь равно, все принимаю с радостью как бы из рук доброго отца и того только одного хочу, чего и Бог хочет. Потому-то все и бывает у ме­ня, как я хочу.

Окаянен тот, кто ищет счастья в мире сем. Истинное счастье нашей жизни заключается в том, чтобы во всем положиться на волю Гос­подню, ибо воля Господня совершенно добра, и справедливо, что она не может быть ни луч­шей, ни злой. Она всем управляет, а ею никто. Ее я буду держаться всецело, буду стараться и всей мыслью буду стремиться к тому, чтобы всегда хотеть только того, чего и Бог хочет, и не хотеть того, чего и Бог не хочет. Я потому и не считаю себя сколь либо несчастливым, что всю мою волю всецело полагаю в воле Божией и согласую с ней, так что я всегда хочу или не хочу не иное что, как только то, чего хочет или не хочет Бог».

Тогда учитель сказал: «Неужели ты убеж­денно говоришь это? Скажи же мне, неужели ты так же думал бы и в том случае, если бы Бог послал тебя в ад?» Старец тотчас ответил: «Неужели Он пошлет в ад меня? Но знай, что я имею два ремня дивной крепости, которыми я связан с Ним в объятие неразлучное: пер­вый — мое глубочайшее смирение, второй — нелицемерная любовь к Богу, и ими я так крепко связан с Богом, что куда бы ни был послан, повлек бы с собой и Его. Но в таком случае я, поистине, хотел бы более быть с Ним вне небес, чем без Него на небесах». Учитель, удивленный таким ответом, думал про себя, что правый путь к Богу действитель­но состоит в том, чтобы во всем согласовать­ся с Его святой волей.

Желая же еще более научиться премудрос­ти старца, столь дивно сокрытой в худой обо­лочке его тела, учитель спросил: «Откуда при­шел ты сюда?» «От Бога пришел», — ответил старец. На это учитель ему сказал: «Где же ты нашел Бога?» Старец же ответил: «Там Бога нашел, где оставил все созданные вещи». «Где же ныне ты оставил Бога?» — вопрошал учи­тель. Старец отвечал: «Поистине, в чистых — мыслях и доброй совести оставил Его». Тогда учитель воскликнул: «Что же ты за человек?!» На это старец ответил: «Кто бы я ни был, од­нако тем видом и своей жизнью, которые ты видишь, я настолько удовлетворяюсь, что не отдал бы их и за богатства всех земных царей; всякий человек — это царь, если он умеет вла­деть собой и повелевает своими мыслями». «Неужели и ты царь, — спросил учитель. — Где же твое царство?» Старец же, указывая перстом на небо, сказал: «Вот где мое царст­во. Царь — тот, кому царство это написано несомненными письменами».

В заключение своих вопросов учитель сказал: «Кто тебя, старец, научил этому и кто тебе дал такую премудрость?» Старец на это ответил так: «Я поведаю тебе, господин мой, что во все дни я пребываю в молчании. Если я молюсь или упражняюсь в благочестивых мыслях, то всячески забочусь только о том, чтобы всегда быть крепко соединенным с Бо­гом. Единение же с Богом и согласие с Его во­лей и учит меня всему этому».

Таким образом, получив пользу от беседы со старцем и пожелав ему мира, учитель ушел, хваля Бога, утаившего сие от премудрых и ра­зумных и открывшего сему убогому старцу, младенцу по злобе своей.

Муж скорбящий. Поистине дивна эта повесть и полна ве­ликой пользы. Поистине дивен тот муж, та­инственный раб Христов.

Старец утешающий. Господь имеет много таких рабов, кото­рые втайне служат Ему и по любви к Нему объ­яты таким сильным желанием согласоваться во всем с Его святой волей, что даже и царст­вия небесного не желают так, как того, чтобы только совершалась в них воля Господня. «Что мне, — говорит Псалмопевец, — на небе и без Тебя чего мне желать на земле?»(Пс.72, 25). Это значит, что ни вверху, ни внизу нет ничего та­кого (по словам Златоуста), чего бы я поже­лал, кроме Тебя единого. Ибо в том и есть царство, наслаждение, радость и свет души, чтобы любить Бога, а любящий Бога любит во всем Его святую волю и с великой сладостью принимает от рук Его как благое, так и кажу­щееся злым. Такой даже и муку, как бы царст­во, готов принять по воле Господней!

Я знал одного из отцов, который ни спасе­ния не искал помимо воли Господней, ни от мук, происходящих по Его воле, не отказы­вался, но каждый день молился, говоря так: «Господи, если хочешь иметь меня во свете благодати Твоей — будь благословен. Если же хочешь иметь меня во тьме отриновения от лица Твоего — тоже будь благословен. Госпо­ди, если отверзаешь мне двери милосердия Твоего — это добро и благо; если же затво­ришь для меня двери милосердия Твоего, то да будешь благословен Ты, затворивший по справедливости ко мне. Господи, если Ты по­губишь меня за мои беззакония, — слава пра­ведному Твоему суду. Устрой со мной все, как хочешь». Вот как он полагался на волю Гос­подню! Вот как готов был с благодарностью принять из Его святых рук все: как доброе, так и злое, как царство, так и муку.

Муж скорбящий. Весьма поразительно и дивно моление того отца, ибо кто не молит Господа, чтобы освободиться от мук и быть в прохладе? Он же ни царствия Божия не просит, ни от мук не отказывается, а лишь возлагает все на волю Господню.

Старец утешающий. Святой Дорофей говорит: «Совершен­ная любовь вон изгоняет страх». Этот отец любил Бога совершенно и потому не боялся принять от Бога то или иное. Он и говорит это дерзновенно потому, что знает благую во­лю Господню, хотящую нам не зла, но добра, ибо Господь хочет всех спасти, а не погубить. Он смело и без сомнений полагался на Его волю, потому что был убежден, что Господь скорее помилует нас, чем пошлет муку. Одна­ко Господу угодно, чтобы мы хотели совер­шения в нас не нашей, но Его воли. Смотри же, возлюбленный, тот отец и от мук не отка­зывался по воле Господней, а мы страшимся кратковременного оскорбления и мучимся в скорбях. О, как далеко мы отстоим от совер­шенных!

Муж скорбящий. Да будет с нами воля Господня (см. Мф. 6, 10)! Все же иногда мысль мне говорит, что я терплю по злобе и зависти человеческой, а не по воле Господней.

Старец утешающий. Скажи мне, что же может произойти без воли Господней? Ведь без воли Отца Не­бесного ни одна птица не упадет на землю, ибо в Евангелии сказано: Без воли Его «и волос с головы не пропадет» (Лк. 21, 18). Итак, думай, что ты терпишь не по злобе человеческой, но именно по произволению Господню. Это Гос­подь творит, как и отец, который, когда хочет наставить своего сына, берет в руки бич и ча­долюбиво бьет его, но, наказав, сколько нуж­но, отбрасывает бич, а сына с любовью обни­мает. Подобно тому и Отец Небесный, когда хочет научить нас, как чад Своих, попускает на нас злых людей, согласно слову Давида: «По­садил человеков на головы наши» (Пс.65, 12), — и их злобой, как бичом, отечески бьет нас, по­том же, наказав нас, сколько угодно Ему, да­леко от Себя отбрасывает бич (я имею в виду злых людей), нас же обнимает отеческим объ­ятием, если только мы с благодарностью пре­терпели наказание Его, — и лобзает, милосерд­ствует, утешает и сугубо воздает нам Своей Отеческой милостью за то, что терпеливо пе­реносили наказание.

Так и ты понимай, любимый мой, что вос­стающие ныне на тебя по Божию попущению люди являются в руках Господних как бы би­чом, которым Он временно наказывает тебя. Будет же время, когда захочет Господь явить тебе милость Свою. Тогда ты увидишь, что бич тот упал из рук Божиих и отброшен, ты же, чадо, будешь помилован Отцом и в преиз­бытке утешен, только терпеливо переноси во­лю Господню, благодушествуй, когда прихо­дит то, что бывает по Его благоволению, и подражай говорящему: «Благодушествую в не­мощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притес­нениях» (2Кор. 12, 10). Благодушествуй в твоих скорбях и страданиях, благодари Попустив­шего это на тебя, облобызай благую и совер­шенную волю Господню, все устраивающую на пользу тебе, и положись на нее в ожидании Божией милости.

Муж скорбящий.  Слава Богу за все. Благодарю тебя, ибо многому научился от тебя и получил немалую отраду моим печалям.

Старец утешающий. Благодарение подобает Богу, ибо Он каждого человека и учит, и утешает, и пользу подает, ибо говорит: «Как мать кого утешает, так и Я утешу вас» (Ис.66, 13). Да сбудется же и тебе это слово Господне, да утешит тебя вскоре утешением Святого Духа, как мать и отец чадо свое, и да подаст тебе неотъемле­мую радость и в нынешнем, и в будущем веке. Аминь.

Так утешив скорбящего, духовный старец ушел, славя Бога.

Читатель, если ты хочешь изобрести уте­шение лучше этого, то потрудись в чтении книг: ты много найдешь! Потрудившегося же прости и моли за него Бога.