Врачевство духовное против смущающих и хульных помыслов, по частям собранное из различных отеческих книг. Димитрий Ростовский.

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений свт. Димитрия

Врачевство духовное против смущающих и хульных помыслов, по частям собранное из различных отеческих книг
Из книги «Мир с Богом человеку». Часть III, глава 5
Из «Лествицы». Степень 23
Из книги, называемой «Педагог христианский». Часть I, глава 4
Из «Патерика». Слово 12
Из «Провещаний отеческих»
Из Житий святых
Из Жития блаженной Марии Лаодикийской
Из особого рассуждения
Молитвы об избавлении от хульных помыслов
Краткое описание поведения до исчезновения хульных мыслей


Врачевство духовное против смущающих и хульных помыслов, по частям собранное из различных отеческих книг

Поскольку многие по наветам врага угне­таются и смущаются злыми мыслями, осо­бенно же хульными, то полезно, чтобы мы познали их и поняли, когда они являются гре­хом и когда нет, и чтобы научились, как вра­чевать их и как отгонять их от себя.

Мысли, смущающие нас, бывают троякие: мысли нечистые, мысли неверия и мысли хульные. При смущении такими мыслями врачевство состоит в следующем.

Необходимо уразуметь, что в злых мыслях нет никакого греха, когда воля и разум чело­веческий им не соизволяют, особенно же ког­да ненавидят и не хотят их. Но когда разум и воля человеческие добровольно услаждаются ими и, благоволя им, удерживают их в сердце своем, тогда те же мысли являются смертным грехом. А поскольку смущаемый таковыми помыслами и не благоволящий им мятется, думая, что он согрешает, то необходимо ска­зать, что он только прельщается дьяволом по своему малодушию и по неведению разницы между помышлением и соизволением. Ибо когда мы помышляем, мы еще не соизволяем, и только тогда есть соизволение, когда мы любим злые мысли, услаждаемся ими и жела­ем их усердно, приумножая их в нашем уме. Если же мы их ненавидим и не хотим их, но сами они идут к нам в ум, хотя мы отвращаем­ся от них, тогда имеется верный признак того, что нет нашего соизволения на них и нет нуж­ды смущаться из-за них в своей совести. Ибо тем большую мзду мы воспримем от Бога, чем сильнее они угнетают нас, а мы терпим, не соизволяя на них.

У многих появляются неверные и хульные мысли о Боге, о Пречистой Богородице или Божиих святых. Так, бывает, что когда кто воззрит на Тайны Христовы, тотчас нападают на него, подобно темному облаку, хульные мысли, хотя бы он и не хотел их. О таковых злых помышлениях, приходящих к нам без воли нашей, нужно не беспокоиться, считать их за ничто и презирать их, как будто их сов­сем не было, и не возбуждаться ими до скор­би. Ибо то самое и утешит врага нашего, дья­вола, когда он увидит нас скорбящими об этом, смущающимися и сомневающимися, и тогда он наведет на нас еще больше мыслей, смущающих нашу совесть. Но когда он уви­дит, что мы презираем хульные мысли, не ра­деем о них, когда увидит, что мы не скорбим и не печалимся, тогда посрамленный дьявол убежит от нас, а мы пребудем в покое и без смущения. Главное — нужно только не соиз­волять.

Но некоторые думают, что, помышляя по­добное, они и соизволили, и о том болезнуют. Это одно малодушие. Ведь уже то явно пока­зывает безгрешие и несоизволение, что они болезнуют и печалятся, ненавидя наносимые дьяволом злые мысли. Ведь дьявол, пытаясь всяческими кознями оскорбить нас, между прочим и тем старается причинить нам пе­чаль, что влагает в наш ум хульные мысли на Бога или на святых Его или на Божественные Тайны. Но он нисколько не преуспеет, если мы пренебрежем им и отринем от себя сму­щение, нисколько не печалясь о его наветах.

Что успели те два скверных старца, о кото­рых пишет пророк Даниил и которые восста­ли на чистую Сусанну, желая осквернить ее? Ничего они не успели, ибо пренебрегла ими Сусанна и не соизволяла их скверному наме­рению. Точно так же нисколько не преуспеют и помыслы хульные и скверные, если не соиз­воляем и пренебрегаем ими, как и Сусанна нечистыми старцами.

Из книги «Мир с Богом человеку». Часть III, глава 5

Необходимо знать, что хульные помыслы происходят не от человека, но наносятся ис­ключительно дьяволом, и человеку надлежит побеждать их презрением, считая их за ни­что, как бы за некие призрачные страшили­ща, а не за какие-то истинные бедствия. Че­ловеку можно утешать себя примерами свя­тых, ибо многие святые терпели такие сквер­ные хуления, однако же они не были лишены святости и не были отторгнуты от благодати Господней.

Так и всякий человек, терпя такие же страдания, не должен ни малодушествовать, ни скорбеть, ибо он не соизволяет на них. И хотя бы кому и казалось, что он соизволяет, но если сам в себе он уверен, что ненавидит и не хочет злых мыслей, следовательно, нет со­изволения, и пусть он будет вполне беспеча­лен. Пусть не скорбит человек об угнетающих его хульных мыслях, ибо если он восскорбит, то возрадуется о нем враг его, дьявол, кото­рый с тем намерением и наносит человеку хульные мысли, чтобы ими его опечалить и смутить. И когда увидит дьявол человека сму­щенным и опечаленным, тогда радуется, а ес­ли человек презирает те хульные мысли, не печалится о них и даже смеется над ними, тогда посрамленный дьявол убегает.

Итак, не следует человеку смущаться и от­чаиваться в том, что на него находят помыш­ления хульные, ибо за это терпение его ожи­дает венец.

Вопрос. От чего рождаются хульные по­мыслы?

Ответ. «От гордости, — говорит Лествичник. — В гордых сердцах рождаются хульные помыслы, во смиренных же душах — небес­ные видения».

Из «Лествицы». Степень 23

Ужасен корень гордости, от которого рож­дается невыразимый словами отросток хуль­ных помыслов. Он многим доставил великое отчаяние и безнадежие. Эти прескверные мысли имеют обыкновение часто появляться во время самых святых собраний и хулить Господа в самый час освящения Тайн. Душа наша неповинна в них, и в этом мы убеждаем­ся из того, что не сама она вещает в мыслях эти хульные слова, но богоненавистный бес, который и с небес был свержен за то, что и там Господа хулил.

Этот прелестник часто и очень многих приводил в исступление ума, именно тех, ко­торые безрассудно внимали его хулам и под­дались скорби и печалям по своему неразу­мию. Там, где подобало смеяться над наноси­мым бесом хулением, они опечаливались и доставляли бесу радость тем, что вменяли се­бе в грех хульные мысли, которые на самом деле не только не являются грехом, но даже служат для несоизволяющих к умножению небесной награды за терпение.

Итак, пусть никто не считает себя повин­ным в хульных помыслах, ибо Господь — Сердцеведец, и знает, что хульные слова в на­шем уме принадлежат не нам, но врагам на­шим.

Когда мы становимся на молитву, это не­чистые и невыразимые словами помыслы восстают, но по окончании молитвы тотчас уходят от нас, ибо не любят они иметь дело с теми, которые не борются с ними. Безбожные мысли не только хулят все Божественное, но вещают нам и некоторые срамнейшие и непо­добные слова, чтобы мы или молитву остави­ли, или же отчаялись, однако нет нужды их слушать.

Многих неразумных хульные мысли уже отклонили от молитвы и отлучили от Божест­венных Таинств. У некоторых от них тела ис­таяли печалью, других постом удручили эти лукавые и бесплотные томители, но никто из них не получил облегчения. Так случалось не только с теми, кто живет в миру, но и с теми, которые проводят иноческую жизнь; и все они не только не получили спасения, но ока­зались более окаянными, чем неверные и язычники.

Итак, да не слушает их никто, ибо послу­шавший их прельстится и станет предметом поругания для врага. Кто хочет избавиться от хульных мыслей, которые его угнетают, пусть твердо знает, что не душа его повинна в этих мыслях, но нечистый бес, который некогда сказал Господу: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4, 9). Так и мы, уничто­жая его и презирая наносимые им хульные мысли, скажем ему: «Отойди от Меня, сата­на»; Господу Богу моему поклонюсь и Ему еди­ному послужу (см. Мф. 4, 10), тебе же — ни­когда, и путь болезнь твоя обратится на главу твою, и на тебя сойдет хула твоя в нынешний и будущий век. Аминь».

Кто думает бороться с хульными мыслями иначе, чем это изображено выше, тот подобен человеку, который хочет молнию схватить своими руками. Ибо как он может уловить их и бороться с ними, когда они мелькают в сердце подобно ветру, и лишь только он ска­жет слово, они уже бесследно исчезают? Все силы его стоят, напрягаются и медлят, и бес­плодно пропадает время, а помыслы хульные никогда не медлят: они внезапно появляются и внезапно исчезают.

Бес обычно всячески старается навести та­ковые помыслы на простых и несведущих, ко­торые больше всех смущаются и волнуются, не понимая, что в этом нет никакого греха. Эти несведущие страдают не от своей гордос­ти, но от бесовской зависти и своего невеже­ства. Не будем же осуждать ближнего и да не устрашимся хульных помыслов, ибо через первое мы станем повинны во втором.

Как затворенный в комнате слышит речи проходящих мимо и разговаривающих людей, а сам с ними не беседует, так и душа, пребывая сама в себе, слышит бесовские хулы, которые они, проходя мимо, вещают к ней помысла­ми, но если она не внимает им, не печется о них и не беседует с ними, тогда пребудет без сомнений. Тот же, который исхитряется бо­роться с ними до конца, будет подвластен им, ибо хотящий уловить слова хульных духов по­добен хотящему затворить ветры в комнате.

Один монах, угнетаемый этим бесом, то есть хульными помыслами, до двадцати лет изнурял свою плоть постом и бдением, но по­том, не ощущая никакого успеха, пошел к не­коему великому среди отцов святому мужу и, описав на хартии страсти хульных помыслов, отдал ее в руки святому, а сам пал к его ногам и, лежа лицом на земле, не смел взглянуть на того святого мужа. Отец, прочтя написанное, улыбнулся и, подняв брата, сказал ему: «Воз­ложи, чадо, руку твою на шею мою»; и когда брат это сделал, великий муж сказал: «Да бу­дут на моей шее, брат, эти твои грехи помыс­лов хульных, которые ты считаешь грехами, но которые — ничто, и поэтому больше не смущайся о них, не скорби и не считай их за грехи, ибо они, поистине, только прелесть бе­совская, которая смущает неразумных». И почувствовал тот монах, что бесследно исчез­ли страсти хульные еще прежде, чем он вы­шел из кельи старца.

Из книги, называемой «Педагог христианский». Часть I, глава 4

Существуют такие, которые, внимая на­ходящим на них хульным помышлениям, безмерно смущаются и так сильно мучаются печалями, как будто они Богом оставлены, и из-за хульных помыслов считают себя худ­шими всех язычников. Но блуждают невеж­ды, как слепые, ибо нет греха в тех мыслях, которых не хочешь и не соизволяешь. И за­чем скорбишь о них? Разве не слышишь Гос­пода своего, говорящего в псалмах: «С ним Я в скорби» (Пс.90, 15)? Какими бы образами враг ни искушал тебя, но если ты не соизволяешь наущению его, шепчущего в твоем уме, и от­вращаешься от него, то Господь посреди сердца твоего.

Несоизволение же твое познавай из того, что ты не любишь нападающих на тебя в уме хульных мыслей, не желаешь их, не усердству­ешь в них, но всеми силами души ненавидишь их. Из этого ты и убеждайся, что нисколько не соизволяешь им. Когда же найдут на тебя хульные мысли, ты отнесись к ним, как к ма­лым псам, которые лают, но вредить не могут. Блаженный Августин говорит, что дьявол мо­жет лаять, но не может кусать, и только того кусает, кто соизволяет его лаянию.

Как человек, идущий по пути против пра­ха, возметаемого ветром, смежив очи свои, сохраняет их без вреда, так пребывает непо­врежденным и тот, кто свои внутренние очи смежает, защищаясь от хульных помыслов, и не печалится о них.

Из «Патерика». Слово 12

Брат спросил некоего старца о хульных помыслах, говоря: «Опечалена, отче, душа моя лукавым бесом хульным, но сотвори милость, скажи мне, откуда появляются хульные по­мыслы и что мне делать?»

Старец ответил: «Хульный помысл проис­ходит от оклеветания, от укора и осуждения, от лености и своеволия, и от гордости. Вот откуда появляются в мыслях хулы. Если че­ловек не сопротивляется им смирением и уничижением самого себя, то пребудет ока­янная душа его в злобе, в бесе блудном или в исступлении ума».

Часто укорять себя пред Богом, смирять­ся, не осуждать — вот что сильно для отгнания хульных помыслов.

Из «Провещаний отеческих»

Некий брат, угнетаемый духом хульным, стыдился исповедаться. Всюду, где слышал о великих старцах, он шел к ним, чтобы испо­ведать свои хульные мысли, но когда прихо­дил, стыд возбранял ему исповедаться. Когда он стал часто приходить к авве Пимену, то старец прозрел, что он имеет некие помыш­ления, и сказал ему: «Вот ты много раз прихо­дишь ко мне с помыслами и снова со скорбью уносишь их с собой, не исповедав мне. Скажи же мне, чадо, что имеешь?»

Брат же со стыдом произнес: «Хульными мыслями враг смущает меня, и я стыжусь со­знаться в этом». Как только произнес это брат, он тотчас ощутил отраду, и старец сказал ему: «Не печалься, чадо, об этом. Когда же придет к тебе хульный помысел, ты скажи: «Я не нуждаюсь в этой мысли, пусть хула твоя, дьявол, отныне на тебе пребудет, ибо помыс­ла твоего не хочет душа моя». Ведь всякие мысли, которых душа не хочет, не долго мед­лят, но скоро исчезают, как дым». И так, брат, получив пользу, ушел, благодаря Бога за то, что Он через того старца научил его, как из­бавляться от хульных помыслов.

Из Житий святых

К папе Григорию в Риме пришел некий епископ исповедаться в том, что он объят тьмой хульных помыслов на Бога; скорбь об этом иссушила его плоть, и он уже впал в от­чаяние. Услышав это, папа сказал ему: «Ты — епископ, и не знаешь козней бесовских! Ведь это исконный враг; когда он видит, что кто-то творит добро, и не может положить ему пре­ткновения, чтобы он пал, тогда нападает на него помыслами хульными, чтобы смутить его совесть, расстроить ум, отторгнуть от доб­родетелей и низринуть в бездну отчаяния. Ты же то разумей, что хульные помыслы — ничто и они никак не могут вредить тем, которые небрегут о них и не смущают ими своего серд­ца; и только тем они вредят, которые по мало­душию и неведению считают их своим грехом и изнемогают от суетной скорби. И сбывается на них слово Давидово: «Там убоятся они стра­ха, где нет страха» (Пс. 13, 5).

Из Жития блаженной Марии Лаодикийской

На одну малодушную и боязливую девицу восстал дьявол бурей хульных помышлений, говоря ей в уме непристойное на Бога, на все божественные вещи и на святые иконы, и так сильно смутил ее, что она уже начала думать, что и от веры отпала, и от Бога отторгнута, и уже ни для молитвы не хотела она отверзать уст своих, ни в храм Божий ходить, ни прича­щаться Святых Тайн.

Никто не мог отвести ее от такого сомне­ния и заблуждения, и она была приведена к блаженной Марии. Та, как премудрая и бого-вдохновенная, обратила ее от заблуждения своим прилежным попечением о ней, ибо много она подъяла труда, постясь о ней, на­ставляя и разнообразно уча ее, и объясняя, что дух хульный не вредит душе и не бывает грехом, когда душа не только не соизволяет хуле, но и ненавидит ее, и этой ненависти к хуле вполне достаточно для успокоения сму­щенного сердца.

Из особого рассуждения

Со многими людьми бывает такое иску­шение от духа хульного, когда, смущаемые хульными помыслами, они не знают, что им делать, и приходят в отчаяние, считая, что это их грех, и думая, что они сами виноваты в тех лютых и мерзких помыслах. Поэтому я хочу вспомнить немного и о них.

Помысл хульный — это искушение для богобоязливого человека и особенно смущает его тогда, когда он творит молитву или делает что-либо доброе.

Помыслы хульные не находят на человека, валяющегося в смертных грехах, нерадивого, не богобоязненого, ленивого и небрегущего о своем спасении, но на тех нападают, которые пребывают во исправленном житии, в трудах покаяния и в любви Божией.

Этим хульным искушением дьявол ведет человека к тому, чтобы устрашить его, и если он от иных грехов свободен, то чтобы возму­тить его совесть; если он в покаянии, то чтобы прервать его покаяние; если же от добродетели восходит к добродетели, то чтобы остановить и низринуть его. Но если дьявол не преуспеет в том, то стремится хотя бы оскорбить и смутить его. Однако умный пусть рассуждает.

1. Пусть не думает, что эти мысли принад­лежат ему и от него самого происходят, но что они дьяволом наносятся, который есть их на­чало и изобретатель. Ибо как могут исходить от нашего сердца и воли те хулы, которые мы ненавидим, и скорее желали бы себе какой болезни более чем тех мыслей? В этом состо­ит истинное удостоверение, что не от нашего произволения рождаются хулы, потому что мы их не любим и не желаем.

2. Всякий угнетенный хульными помысла­ми пусть не вменяет их себе в грех, но считает их особым искушением, ибо чем больше кто будет вменять себе во грех хульные помыслы, тем более утешит своего врага дьявола, кото­рый над тем уже будет торжествовать, Что этим совесть чью-либо смутил как будто ка­ким грехом.

Если бы кто сидел связанный посреди бо­гохульных людей, слышал их хульные речи на Бога, на Тайны Христовы, на Пречистую Бо­городицу и на всех святых и хотел бы убежать от них, чтобы не слышать их хульных речей, но не мог бы, потому что связан, и не мог бы даже ушей своих заткнуть от их хулы, — ска­жи мне, имел ли бы он какой грех от того, что нехотя слушает их хульные речи? Воистину не только не имел бы никакого греха, но и вели­кой похвалы сподобился бы от Бога, потому что, будучи связан и не имея возможности убежать, он с тяжестью в душе слушал их бо­гохульные слова.

Подобное бывает и с теми, которых дья­вол угнетает хульными помыслами, когда они ни убежать от них не могут, ни избавиться от них, ни отрястись от духа хульного, который бесстыдно и беспрестанно наводит на них хульные помыслы, хотя они не хотят их, не любят и даже ненавидят их. Ведь не только никакого греха не будут они иметь от мыслей тех хульных, но и большую благодать заслу­живают у Бога.

3. Нужно молить Господа Бога, чтобы Он удалил это искушение и отогнал духа хульно­го, а если этого не случится, то терпеть кротко и с благодарностью, помня, что не от гнева, но от благодати Божией попущено было такое искушение для того, чтобы мы оказались в нем терпеливыми и несмущенными. И апос­тол Павел терпел нечто подобное, когда гово­рил о пакостнике, данном ему, о котором он троекратно молился и просимого не получал, ибо услышал: «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор. 12, 9).

Некто из великих Отцов часто говорил про себя сие слово: «Не соизволяю, не соиз­воляю». И когда что-либо делал: ходил ли, или сидел, или работал, или читал, или мо­лился, то многократно повторял сие слово: «Не соизволяю». Услышав это, ученик его спросил, говоря: «Скажи мне, авва, зачем ты часто говоришь это слово? Какая тайна слова сего?» Отец ответил: «Когда какой-либо злой помысл приходит в мой ум, и я ощущаю его, тогда говорю ему: «Не соизволяю на тебя», — и тотчас тот злой помысл убегает и пропадает без вести».

Всегда, когда страдаешь от духа хульного, как только найдут на тебя хульные и нечистые помыслы, ты легко можешь избавиться от них и отогнать их от себя сим словом: не соизво­ляю. Не соизволяю, дьявол, на твои хуления! Твои они, а не мои мерзости, я же на них не только не соизволяю, но и ненавижу их.

Достоблаженная Екатерина, по прозва­нию Сенейская, из города Сенны, была дол­гое время смущаема от бесов хульными и скверными помыслами, и когда явившийся ей Господь Иисус отогнал их, возопила к Не­му: «Где Ты был доселе, о Сладчайший мой Иисусе?» Он ответил: «Я был в сердце твоем». Она же сказала: «Как же Ты мог быть там, ког­да сердце мое было исполнено скверными мыслями?» На это Господь ей ответил: «Пото­му разумей, что был Я в сердце твоем, что в тебе не было нисколько любви к нечистым мыслям, но ты усиленно старалась избавиться от них и, не будучи в состоянии, болезновала, и этим сотворила Мне место в сердце твоем».

Поэтому пусть никто не смущается и не отчаивается, имея наваждение от хульных помыслов, зная, что они нам более на поль­зу, чем на соблазн, а самим бесам на посрам­ление.

Молитвы об избавлении от хульных помыслов

Молитва первая:

Боже Превечный, сокровенных Свидете­лю, испытывающий сердца и утробы, сидящий на Херувимах и видящий бездны, разумеющий помышле­ния мои издалека, Ты знаешь, что ненавижу, не хочу и не соизволяю нечистым, мерзким, хульным помышлениям, нагло на меня на­падающим, и молю Твою благость, запрети духу хульному, да отступит от меня; отгони мысли злые, чтобы не беспокоили меня, утиши волне­ние сердца моего, укроти бурю помыслов мо­их, посрами врага, смущающего совесть мою, да не порадуется враг мой о мне; Тебе бо тре­пещут и трясутся противнии духи, Тебе послу­шно всяческое, Тебе работна вся, Ты повели буре и волнению ума моего, да станет в тиши­ну, да без сомнения и смущения поработаю Тебе, Господу моему, во вся дни жизни моей. Аминь.

Молитва вторая:

Господи! Видишь мою скорбь, видишь мою беду, видишь бесстыдство врага моего, потому что лютые и тяжкие нападают на меня хульными помыслы, ос­корбляя душу мою, опечаливая сердце мое, помрачая ум мой и смущая совесть мою; его же богохульного шептания и богомерзкого в уме моем слов столько ненавижу, что первее умереть хотел бы, чем эти на Тебя, Благаго Бога моего, помыслы хульные принять и им изволять, которые враг мой в уме моем ве­щает, но из-за слабости моей те противные, и богохульные, и богомерзкие мысли побороть и от себе я отогнать не могу без Твоей, Боже мой, помощи; естество бо мое страстно, ум мой непостоянен, сила моя немощна, супо­стат же мой крепок, и сила его превосходит мои силы; и если бы не Ты, Господи, крепок и силен, был в людях Своих, то кто способен быть целым сохраненным от врага и человекоубийцы диавола?

Тем припадаю Тебе, о Всемилостивый и Премилосердый, не хотящий отчаяния моего, Создателю Боже, и молю всесильную Твою помощь, порази на главу притесняющего меня вра­га, блесни молнией и разжени окруживших меняя супостатов, воссияй светлую в сердце моем благодати Твоей зарю, да отбежит от меня темное облако хульных находящих на меня мыс­лей, да в свете помощи Твоей узрю Тебя, Хри­ста моего, просвещающего всякого человека, да в свете лица Твоего пойду и о имени Твоем возрадуюся во веки. Аминь.

Молитва третья, на беса хульного:

Да обратится болезнь твоя на главу твою, и на верх твой хула твоя да снидет, лукавый бес и нечистый; аз бо Господу Богу моему кланяюся и Того никогда не похулю. Как мне возможно Ему досадить или Его похулить, Которому все дни и ночи, и часы славо­словлю и поклоняюсь от всей души моей и крепости, и мысли моей? Но поэтому славословие мое есть, хула же твоя есть, ты на Него клевещешь и как отступник на Бога глаголешь.

Молитва четвертая, запрещение дьяволу:

Запрещает тебе, вселукавый душе, диаволе, Господь, пришедый в мир Пречистою и Свя­тою Девою, воистинну Богородицею, на спа­сение миру нас деля, грешных. Проклят еси ты, и вся неприязненная твоя помышления, яже в нощи и во дни. Заклинаю тя именем Единосущныя и Неразделимыя Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа, отступи от мене, ра­ба Божия (имя рек), не влагай в сердце мое по­мыслов неприязненных, но отыди в места пу­ста и безводная, идеже не присещает Господь. Заклинаю тя, нечистый и богохульный душе, именем Господа нашего Иисуса Христа, не блазнити, не смущати мя хульными помыслы, внегда творити ми молитвы моя ко Господу Богу моему, но да будут вся твоя хульная помышленияла твою главу в день судный: аз бо Гос­поду моему служу и Тому единому возсылаю молитву во дни и в нощи, тебе упраждняющу, мене же милующу и укрепляющу, и оставляющу ми за многую Его благость и милость вся прегрешения. Иди за мной, сатано, и проклят буди ты и вся неприязненная твоя и против­ная сила, яко благословися и прославися пречестное имя Отца и Сына, и Святаго Ду­ха, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва пятая, к Пресвятой Богородице:

Пресвятая Владычице моя Богородица, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, окаяннаго раба Твоего, уны­ние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. Избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благосло­венна еси от всех родов и славится пречестное имя Твое во веки. Аминь.

Молитва шестая, к Богу:

В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, советы и помышления моя, дела моя и вся души и тела моего употребления, вход и исход мой, веру и жительство мое, те­чение и кончину живота моего, день же и час издыхания моего, преставление и упокоение, и воскресение души и тела моего со всеми святыми избранными Твоими. Ты же, Преблагий и Человеколюбивый Боже, приими мя в руце защищения Твоего и избави мя от вся-каго зла; прости множество грехов моих, очи­сти оскверненную мою душу и тело и сохрани мя в крове милости Твоея во вся дни живота моего, яко да Твоею благодатию укрепляемый избавлюся от ловящих мя сетей вражиих и, Твоею благостынею в чувство приведен и на путь истиннаго покаяния наставлен, сподоблюся христианския кончины живота моего, безстрастныя, непостыдныя, мирныя и немятежныя от воздушных духов пришествия, и добраго ответа на Страшном Твоем Суде, и да сподоблен буду зрения неизреченныя Ти сла­вы и слышания пресладкаго Твоего благословеннаго Ти гласа, и у Тебе, Бога моего, да по­лучу жизнь и спасение. Аминь.

После этого говори псалом 26: «Господь — Просвещение мое и Спаситель мой..». Потом: «Достойно есть..». и отпуст.

Если можно будет, сотвори и поклонов по силе и, с Божией помощью, избавишься от хульных мыслей.

Краткое описание поведения до исчезновения хульных мыслей

Если придет хульная мысль на Бога, чи­тай: «Верую во единаго Бога…» — до конца. И если будет возможно, сотвори по силе не­сколько поклонов.

Если придет хульная мысль на пречистые Тайны Христовы, читай «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос…» — до конца, и сделай поклон.

Если придет хульная мысль на Пречистую Богородицу, то читай какую-либо молитву к Пречистой Богородице: или «Под Твое благоутробие», или «Богородице Дево, радуйся», или какой-либо тропарь Богородичный, с по­клонами, говоря: «Пресвятая Богородице, спа­си мя, грешнаго».

Если придет хульная мысль на какого-ли­бо святого, читай: «Моли Бога о мне, грешном, святый (имярек), яко аз по Бозе к тебе прибе­гаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». И сотвори по силе поклоны, го­воря: «Святой (имярек), моли Бога о мне, грешном».

Если придет хульная мысль на какую-ли­бо икону, сотвори пред той иконой поклонов 15 или сколько можешь, молясь тому, кто изо­бражен на этой иконе, и таким образом ты с Божией помощью ни во что обратишь хуль­ные мысли. Аминь.