ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений свт. Димитрия
Предисловие
Глава I. О двоякости человека, обучения, молитвы и клети
Глава II. О молитве, согревающей человека и соединяющей его с Богом в любви
Глава III Молитва, произносимая устами, которой ум не внимает, есть ничто
Глава IV. Краткая, но часто творимая молитва более полезна, чем продолжительная
О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясъ и молясь тайно
Предисловие
Среди вас многие не знают, в чем состоит внутреннее дело богомысленного человека, а также не понимают, что такое богомыслие, и ничего не знают о творимой умом молитве, но — думают, что только теми молитвами подобает молиться, которые написаны в церковных книгах. Что же касается тайной беседы с Богом в сердце и происходящей отсюда пользе, они об этом отнюдь не знают и никогда не вкушали духовной сладости этого. Как слепорожденный только слышит о солнечном сиянии, что же такое сияние, не знает, так и они только слышат о богомысленном поучении и молитве, понимать же не понимают. Они по невежеству своему лишаются многих духовных благ и отстают от добродетельного преуспеяния, которое приводит к совершенному богоугождению. Поэтому, ради наставления простых, предлагается здесь кое-что для внутреннего обучения и для богомысленной молитвы, чтобы желающий с Божией помощью получил хоть немногое научение.
Духовное обучение внутреннего человека начинается с таких Христовых слов: «Ты же, когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6,6).
Глава I. О двоякости человека, обучения, молитвы и клети
Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотской и духовный. Внешний — видимый, плотской, внутренний же — невидимый, духовный, или, согласно слову апостола Петра, «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Петр. 3, 4). И святой Павел объясняет человеческую двойственность, говоря: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется» (2Кор. 4, 16). Здесь апостол ясно говорит о внешнем и внутреннем человеке.
Таким образом, внешний человек состоит из многих членов, внутренний же приходит в совершенство умом, вниманием к себе, страхом Господним и благодатью Божией. Дела внешнего человека бывают видимы, а внутреннего — невидимы, согласно Псалмопевцу: «Приступит человек, и сердце глубоко» сокрыто (Пс. 63, 7). Также и апостол говорит: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1Кор. 2,11). Один только Испытующий сердца и утробы (см. Пс.7, 10) ведает все тайны внутреннего человека.
Обучение тоже бывает двоякое — внешнее и внутреннее: внешнее в книгах, внутреннее — в богомыслии; внешнее — в любви к мудрости, внутреннее — в любви к Богу; внешнее — в витийствованиях, внутреннее — в молитвах; внешнее — в остроумии, внутреннее — в теплоте духа; внешнее — в художествах, внутреннее — в помышлениях; внешний разум надмевает (см. 1Кор. 8,1), внутренний же смиряется; внешний любопытствует, желая знать все, внутренний же себе внимает и ничего иного не желает, только знать Бога, говоря Ему с пророком Давидом: «Тебе говорит сердце мое: «Господа ишу», ищет Тебя лицо мое, образ Твой, Господи, ищу» (Пс.26, 8). И еще: «Как лань желает к источникам водным, так желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс.41, 2).
Молитва также бывает двоякая — внешняя и внутренняя, творимая явно и тайно; соборная и совершаемая наедине; та, к которой призывает долг, и произвольная. Первая, творимая по уставу церковному, соборная, молитва совершается в определенное время: полунощница, утреня, часы, Литургия, вечерня и повечерие — на каковые моления люди и призываются звоном, ибо их, как подобающую Царю Небесному дань, должны воздавать каждый день. Творимая же втайне, произвольная молитва может не иметь определенного времени, ее совершают когда кто захочет, без всякого зова, только по движению самого духа.
Первая, то есть церковная, молитва имеет положенное число псалмов, тропарей, канонов и прочих пений и действий иерейских, другая же (тайная, произвольная), как не связанная с определенным временем, не имеет и положенного числа песнопений, ибо каждый молится, сколько хочет, — иногда кратко, а иногда долго.
Первая произносится вслух устами и голосом, вторая же — только умом. Первая произносится стоя, вторая же не только стоя или ходя, но и на одре почивая, словом, всегда, когда бы ни случилось возвести свой ум к Богу. Первая, соборная, совершается в храме Господнем или по случаю в каком-либо доме, где соберутся несколько человек, вторая же, уединенная, совершается в затворенной клети, согласно слову Господа: «Когда молишься, войди в клеть твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» (Мф.6, 6).
Опять же и клеть бывает двоякая — внешняя и внутренняя, вещественная и духовная: вещественная из дерева или камня, духовная же — это сердце или ум, или, по словам блаженного Феофилакта, мысль тайная. Это одно и то же (Блаженный Феофилакт. Толкование на Евангелие от Матфея, глава 6). Поэтому вещественная клеть всегда стоит на одном месте, духовная же бывает всюду с человеком: ведь где бы человек ни был, всегда с ним его сердце, в котором он может затвориться умом, собрав мысли, и молиться Богу втайне — и среди людей, беседуя со многими. Внутренняя молитва (если случится кому, находясь среди людей, подвигнуться к ней духом) не требует ни уст, ни книги, ни движения языка, ни голоса (хотя это и наедине происходит), но требует только возведения ума к Богу и самоуглубления, что возможно на всяком месте.
Вещественная клеть затворяет безмолвствующего в ней человека одного, внутренняя же, духовная, вмещает в себе и Бога, и все небесное царство, согласно евангельским словам Самого Христа: «Царство Божие внутри вас» (Лк. 17, 21). В «Словах» преподобного Макария Египетского это изъясняется так: сердце — сосуд малый, но в него могут вместиться все вещи. Там Бог, там Ангелы, там жизнь и царство, там небесные грады, там сокровище благодати.
Во внутренней, сердечной, клети человеку подобает затворяться чаще, чем между стенами, и, собрав там все свои помышления, представлять ум свой Богу, молиться Ему втайне со всей теплотой духа и живой верой, вместе же с этим поучаться и в богомыслии, чтобы возможно было ему возрасти в мужа совершенного.
Глава II. О молитве, согревающей человека и соединяющей его с Богом в любви
Прежде всего да будет известно, что христианину» особенно же лицу духовному по долгу звания своего, подобает всячески и всегда заботиться о том, чтобы соединиться с Богом, Создателем, Благодетелем, возлюбившим его, и высшим Добром, Которым и для Которого он и создан, ибо для души, созданной Богом, центром, то есть конечной целью, должно быть не что иное, как только Сам Бог, от Которого она и жизнь, и природу свою получила и для Которого ей нужно жить вечно. Ведь все видимое на земле, любезное и желанное: богатство, слава, жена, дети, одним словом, все красивое, сладкое и любезное мира сего свойственно не душе, но только телу, и, будучи временным, оно скоро пройдет как тень.
Душе же, как вечной по природе, можно вечно успокоиться только в одном Вечном Боге, как в высшем Благе своем, Которое прекраснее, слаще и любезнее всех красот, сладостей и привязанностей, и как в естественном своем месте, откуда она произошла и куда должна снова возвратиться. Ибо как плоть, происходя от земли, в землю возвращается, так и душа, произойдя от Бога, к Богу возвращается и у Него пребывает. На то она и создана Богом, чтобы в Нем пребывать вовеки. Потому в этой временной жизни нужно прилежно искать соединения с Богом, чтобы сподобиться вечно быть с Ним и в Нем и в будущей жизни.
Соединиться же с Ним каждый может не иначе, как только сильнейшей сердечной любовью. Ибо евангельская грешница потому получила у Него великую милость прощения греха и крепкое единение с Ним, «что возлюбила много» (Лк.7, 47). Он любит любящих Его, прилепляется к прилепляющимся к Нему, представляет Себя ищущим Его и неоскудно подает сладость желающим насладиться Его любовью.
Для того, чтобы человек смог возбудить в своем сердце такую Божественную любовь и соединился с Ним в неразлучном союзе любви, необходимо часто молиться, возводя свой ум к Богу Ибо как от часто подкладываемых в огонь дров увеличивается пламя, так и молитва, творимая часто и с углублением ума в Боге, возбуждает в сердце Божественную любовь, которая, воспламенившись, согреет всего внутреннего человека, просветит и научит его, явит ему все «безвестное и тайное» своей «премудрости» (Пс.50, 8) и сделает его как бы пламенно-огненным Серафимом, всегда предстоящим Богу духом своим, взирающим на Него умом и черпающим в этом духовную сладость.
Глава III. Молитва, произносимая устами, которой ум не внимает, есть ничто
Здесь не будет неуместным вспомнить некоторые неудобовразумительные апостольские изречения (ср. 2 Пет. 3, 16) о молитве, творимой духом и умом, и тем положить начало рассуждению.
В Послании к ефесянам святой апостол Павел советует молиться духом: «Всякою, — сказал он, — молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6, 18). Тот же апостол в Послании, к коринфянам говорит: «Дух мой молится, но ум мой остается без плода» (1Кор. 14, 14).
Как же это бывает, что человек молится духом, а ум его остается бесплоден?
Слово «дух» в Святом Писании понимается по-разному. Иногда оно означает дыхание, иногда — саму душу, иногда — какое-либо желание и намерение, как доброе, так и злое, а также какую-либо добродетель или недобродетель, как-то: дух смирения, дух любви, дух милосердия, и противоположное им: дух гордыни, дух ненависти, дух сребролюбия и прочее. Иногда же слово «дух» означает какое-либо дарование Святого Духа, как, например, дух премудрости, дух разума, дух прозорливости, и прочее, а иногда — и сам ум, как пишется у того же апостола: «Обновляйтесь, — говорит он, — духом ума вашего» (Еф.4, 23).
Когда апостол советует ефесянам молиться духом, то здесь у него слово «дух» означает сам ум, который молящийся человек должен устремить к Богу. Когда же в Послании к коринфянам он говорит о духе молящемся и об уме, пребывающем бесплодным, то в данном месте дух означает голос и дыхание человеческое; он как бы говорит им: какая вам польза, коринфяне, если вы молитесь только голосом вашего дыхания, а ум ваш не внемлет молитве, но мечтает о чем-то ином? Какая польза много говорить языком, а умом не внимать тому, что говорится, если бы даже и тысячи слов языком произнес ты, о человек! Какая польза от того, что ты воспоешь всей гортанью, насколько позволит дыхание, а ум твой не будет предстоять Богу и не будет видеть Его, но станет уклоняться помышлениями в иное место? Такая молитва не принесет тебе никакой пользы, не будет услышана Богом и останется бесплодной.
Хорошо рассудил и святой Киприан, говоря: «Как ты хочешь быть услышанным Богом, когда и сам себя не слышишь? Хочешь, чтобы Бог помнил о тебе, когда ты молишься, а сам о себе не помнишь?» Апостол приводит коринфянам, а вместе и всем нам себя в пример, говоря: «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1Кор. 14, 15). Когда, говорит он этим, я молюсь языком и голосом, происходящим от моего дыхания, то должен молиться и умом.
Глава IV. Краткая, но часто творимая молитва более полезна, чем продолжительная
От искусных в богомыслии я узнал о молитве, творимой умом от сердца, что теплее и полезнее, чем продолжительная, бывает та, которая совершается кратко, но часто. Впрочем, и продолжительная молитва бывает очень полезна, но только для совершенных, а не для новоначальных. В продолжительной молитве ум не привыкшего к ней человека не может долго предстоять пред Богом, но обычно, побежденный немощью непостоянства, увлекается внешним, и теплота духа у него поэтому вскоре остывает. Такая молитва — это уже не молитва, но одно смущение ума вследствие уклонения мыслей туда и сюда, что бывает как во время церковных соборных пений, так и во время долго читаемых келейных правил.
Краткая же, но частая молитва более устойчива, ибо ум, углубившийся в Бога на короткое время, может совершать ее с большей теплотой. Потому и Господь говорит: «Молясь, не говорите лишнего» (Мф.6,7), ибо не ради многословия будете услышаны. И святой Иоанн Лествичник поучает: «Не пытайся многословить, чтобы не рассеялся ум в поисках слов. Одно только слово мытаря умилостивило Бога, и одно же слово веры спасло разбойника. Многословие в молитве рассеивает ум в мечтаниях, тогда как немногословие помогает собрать ум».
Но кто-либо скажет: почему апостол в Послании к фессалоникийцам говорит так: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17)?
Для Писания обычно часто творимое дело называть «всегда творимым», например: «В первую скинию всегда входят священники совершать богослужение» (Евр.9, 6), — то есть во все установленные на то часы, а не непрестанно, днем и ночью, часто, а не безвыходно. Если же священники и были безвыходно в церкви, оберегая сошедший с неба огонь, подкладывая в него топливо, чтобы он не погас, однако делали это не все вместе, но меняясь чередами, как пишется и о святом Захарии: «Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом» (Лк. 1, 8).
Подобно этому нужно думать и о молитве, которую апостол повелевает творить непрестанно, ибо невозможно человеку пребывать в молитве так, чтобы не прерывать ее ни днем, ни ночью. Ведь нужно время и на иные дела, на необходимые заботы по управлению своим домом, как-то: время работы, время беседы, время еды и питья, время покоя и сна. Как же можно понимать непрестанную молитву иначе, как только частую молитву? А часто творимая молитва вменяется как бы в непрестанно творимую молитву.
Итак, пусть твоя частая, но краткая молитва не умножается лишними словами, как об этом учат и Святые Отцы. Блаженный Феофилакт в Толковании на Евангелие от Матфея написал так: «Не подобает удлинять молитвы, а лучше мало, но часто молиться». У Златоуста же в Беседах на Послания апостола Павла пишется так: «Кто лишнее говорит в молитве, тот не молится, но празднословит» (Беседа 24 на Послание к ефесянам, 6). Кроме того, блж. Феофилакт говорит в Толковании на то же вышеуказанное евангельское место так: «Лишние слова — это празднословие». Хорошо сказал апостол: «Хочу лучше пять слов сказать умом моим, нежели тьму слов на языке» (1Кор. 14, 19), то есть лучше мне сотворить краткую молитву к Богу, но со вниманием, нежели произносить бесчисленные слова без внимания и только напрасно наполнять воздух своими словами и голосом.
Кроме того, вышесказанные апостольские слова: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17), нужно относить к молитве, творимой умом, ибо ум может быть всегда направлен к Богу и может молиться Ему непрестанно. Итак, начни теперь, о душа, понемногу браться за намеченное тебе обучение, начни во имя Господа, согласно увещанию апостола, говорящего так: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол.3, 17), — т.е. творите все, как бы говорит он, с добрым намерением и не столько из-за своей корысти, хотя бы и духовной, сколько для славы Божией, чтобы во всех ваших словах, делах и помышлениях прославлялось имя Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.
Прежде всего изъясни себе кратким толкованием, что такое молитва? Молитва — это обращение ума и мыслей к Богу; молиться — значит предстоять своим умом Богу, неуклонно мыслью смотреть на Него и беседовать с Ним в благоговейном страхе и уповании.
Итак, собери все мысли твои и, отложив все внешние житейские попечения, устреми ум твой к Богу.