Сборник на неделю сыропустную, или Прощенное воскресение, или Воспоминание Адамова изгнания

ПЕРЕЙТИ на главную страницу сборника на Великий Пост


1. Платон, Митр. Киевский и Галицкий. Слова в неделю Сыропустную (ссылка)

2. Феофан Затворник. Слова в неделю сыропустную (ссылка)

3. Виссарион (Нечаев) (ссылки)
** Предостережение от подражания грехопадению Адама (Поучение в неделю Сыропустную)
** Борьба с искушениями (Поучение в неделю Сыропустную)
** Нелепость мнения, будто не согреша, не спасешься (Поучение в неделю сыропустную)

4. Дмитрий Ростовский. Поучение в неделю сыропустную («Егда же поститеся…» (Мф. 6: 16)) (ссылка)

5. Иннокентий Херсонский. Слово в неделю сыропустную, огласительное (Востани спяй, и воскресни от мертвых и осветит тя Христос (Еф. 5; 14)) (ссылка)

6. Дмитрий Херсонский (Муретов). Слова к неделю мясопустную (ссылка)

7. Никифор (Феотокис). Толкование Воскресных Евангелий и Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами (ссылка)

8. Платон, Митр. Москов. Поучительные слова. Том 2. Слово в неделю сыропустную (текст)


8. Платон, Митр. Москов. Поучительные слова. Том 2. Слово в неделю сыропустную.

Дух Святый в чтенном ныне Евангелии изобильное предлагает нам угощение. Слышали вы, что нынешнее Евангелие поминало нам о трех добродетелях, в которых как всякого христианина, так наипаче монашеское заключается звание, а именно, о непамятозлобии, и воздержании, и о нестяжании. О непамятозлобии в сих содержится словах: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.6,14) О воздержании же сказано так: Егда поститеся, не будите, якоже лицемери! (Мф.6,16); а о нестяжании так изъяснено:  «Не скрывайте себе сокровищ на земли» и проч. (Мф.6,19). И поскольку Спаситель наш чуть выше говорил о молитве, какой ей должно быть, а после того тотчас присовокупил и о помянутых нами трех добродетелях, то заключить мы из сего несомненно можем, что кто Богу молиться хочет, потребно, что бы молитва его препровождаема была оными тремя добродетелями, то есть, непамятозлобием, или любовью, воздержанием и нестяжанием. И как молитве или истинному богопочитанию крайне противно есть лицемерие, для того Евангелие предостерегает, чтоб оные добродетели лицемерием опорочены не были; и для того говорит: «Не будьте, как лицемеры». Ибо если кто другому прощает обиду только словами, а в сердце на него злобится, тот не друг, но лицемер. Если кто воздержится от некоторых пищей, а страстям дает волю, тот есть не постник, а суеверный лицемер. Если кто о бедных словами сожалеет, а душу имеет богатством и скупостью плененную, тот не снабдитель милостивый, но жестокий лицемер. И так, если яд лицемерия к помянутым добродетелям будет примешен, повреждаются они и пропадают;  следовательно и воздаваемое нами Богу служение будет недействительно и бесплодно. Когда же лицемерие столь есть душевредно, постараемся, мечем слова Божия оное истребить.

Что  ж есть лицемер? по слову Христову, лицемер есть гроб поваленный, или покрашенный, который снаружи имеет вид не худой, а внутри полон костей мертвых, и всякие нечистоты: лицемер есть, который оцеждает комара, а верблюда пожирает, то есть, малые грехи уважает, а великие ставит за ничто; лицемер есть, который собственный прибыток почитает выше закона и совести. Лицемер есть, который иное содержит в сердце, иное на языке; который имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер есть, которого един состав на-двое разодран, который сам с собою не согласен; лицемер есть в человечестве урод, который вид имеет человеческий, а мысли бесовские.

Чтоб сие безобразное чудовище нам лучше рассмотреть, посмотрим на него с трех сторон; к чему руководствует нас самое Евангелие, а именно, с стороны его непамятозлобия; с стороны  его постничества, и с стороны нестяжания его.

Лицемер в непамятозлобии, охотно нам словами свою прощает обиду, но между тем ищет случая ко отмщению: обходится с нами ласково, но в сердце скрывает яд злобы: уверяет в глазах, что он нам друг искренний и слуга вседоброжелательный, но заочно плетет сети к уловлению нашему. Все наши слова пред нами чрезмерно выхваляет, и самые пороки наши превозносит до небес; но отступив на один шаг, уже наши слова во вред нам толкует и самые добродетели наши опорочить старается. Изволь от сея уберечься сети! простосердечная душа таковою лукавого лицемера хитростью удобно уловляется, и сердце свое ему поручает, которого он скоро бывает не только отступник, но и предатель. О, как горестно преданным быть от того, которому я свое сердце поверил, и с которым я не иначе, как с самым собою, беседовал!

Таковая простота наша и искренность нам есть вредна, а лицемеру полезна и прибыточна. Взошед он хитро в нас, и украв ключи нашего сердца, во первых похищает наше душевное богатство, то есть, обносит нас худым именем, приводит нас у других в ненависть, и  преграждает дороги к благополучию нашему. А при том, умастив нас гладкими словами, и обещая дать нам златые горы, и последний пожиток наш истощает.

Надобно ли уже, слушатели, изъяснить вам, сколь токой лицемерный нрав есть человечеству досаден, Богу противен, христианину непристоен? Вы знаете, что Евангелие хочет, дабы христиане были простосердечны так, как голуби; чтоб злобою были младенцы, чтоб любили и ненавистников своих, добро творили бы и врагам своим; чтоб за обиды свои так чистосердечно прощали, как бы желали самим себе прощенным быть от Бога. Как? ты христианин будешь думать, как свою обиду отмстить? а вот пред очами твоими висит твой распятый Спаситель, который при последнем часе блаженной жизни своей молился о распинателях своих, и сей кротчайший нрав оставил в пример к подражанию твоему! Впрочем если ты хочешь следовать худой склонности сердца своего, то послушай, что нынешнее Евангелие тебе говорит: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,14-15). Если ты брату своему не прощаешь, не простит тебе Бог твоих грехов: если ищешь мстить; Бог будет мститель твой: если тщишься другого погубить, погубит тебя в геенне огненной правосудный судия: какою же мерою меришь, возмерится и тебе.

Но приступим ко второй части Евангелия; и посмотрим уже на лицемера с стороны его постничества. «Когда поститеся, не будьте, якоже лицемери». Вещь сожаления достойна, что лицемеры не в домах только кроются, не в судебных только находятся местах, волочатся не по улицам только и торгам, но дерзают входить и в храмы священные, отворяют себе непреподобными руками двери и в Божественный алтарь: сия мерзость запустения стоит иногда на месте святе. Лицемеры и святейший закон употребляют орудием к своим скверным прибыткам, и то, что есть средством ко спасению, обращают себе в погибель. Нельзя лучше их описать, как уже они описаны от предвечной мудрости в священном Евангелии. Таковые лицемеры занимают, говорит Спаситель, учительские места; и строго нападают на малые слабости бедных людей, а сами питаются неправдою и пьют, как воду, беззаконие. Они обременяют простой народ заповедями, вымышленными от людей, и за преступление оных не умилостивляются, разве подаяниями: они одежду свою расширяют, надеясь чрез то получить от простых важное о себе мнение. Они любят занимать везде первые места, и присвоять себе титлы гордые. Они долго молятся; но такие их лицемерные молитвы съедают целые дома бедных вдовиц и пожирают последнее их имущество: они одесятствуют мяту и копр и кимин, то есть, при всяком случае показывают о себе, что они ревностные хранители и малейших закона обрядов: но между тем нет в них ни следа правды и милости и веры. Много б надобно было времени, чтоб их нравы совершенно описать: скажем еще только, как читано в нынешнем Евангелии, что таковые лицемеры, когда постятся, наводят морщины на лице свое и оное не умывают; показывают, что они изнемогли от поста и едва могут ходить, а все то делают, чтоб другие почитали их за святых, а чрез то б к имению их двери отворить.

О змии порождения ехиднова! как убежите от суда огня геенского? о ненавистные закона предатели и веры торжники! прельщая простых людей сердца, думаете ли, скрыться от оного, который испытывает сердца и утробы? лицемеря пред  очами человеческими, думаете ли, что возможете обмануть и всевидящее оное око? Вы бесчестите святые алтари: вами в поругание приходит божественная вера: вы вредный подаете соблазн неутвержденным душам; которые приметя в вас обман, и тому не верят, чему верить неотменно надобно: вы бесчестие наводите и на тех церкви служителей, которые святое звание свое хранят в чистой совести.

Мы, благословеннии христиане! видя, сколь погибельно есть таковое лицемерие, как сами должны поступать? Дух Святый всякой день чрез слово свое учит нас, что милости хочу, а не жертвы (Мф.9,13); что жертва Богу дух сокрушен (Пс.50,19), что истинные Бога почитатели служат «Богу духом и истинною»; духом, то есть, не устами только, не наружностию одною и не одними обрядами; а истинною, то есть, исполнением заповедей, Богом предписанных, а не от людей выдуманных: духом и истинною. Таковое богопочитание есть не лицемерное, есть Евангельское, есть христианское, таковое богослужение привлекает нам с небес благословение Божие. При сем и пост богоугоден: но о посте особенно должен я вам  напомнить: ибо сей день предвозвещает нам его пришествие; и хотя б много должен я о спасительном воздержании с вами беседовать, но, да не утомлю слух ваш, приведу вам одно только место из Исаии Пророка, в котором прекрасно описано, какой должен быть пост наш. Говорят там Израильтяне: Господи! как? Мы постилися, но ты скрыл свои очи от нашего поста: мы себя истомили; а ты в нас никакой перемены не приметил? Отвечает им на то Божественный глас: для того, де, что вы во время поста питаете страсти свои, и во дни воздержания обижаете других, ссоритесь и бегаете по судам. Что ж мне в таком посте? Нет: такой пост мне не приятен. А ежели хочешь, чтоб твой пост мне угоден был, то разрешай всяк союз неправды, разрешай долги насильственных писаний, отпусти порабощенных в свободу, и всякое писание неправедное раздери, раздробляй алчущим хлеб твой, и нищие бесприютные введи в дом твой: если видишь нагого, одень, и от свойственных племени твоего не презри. Если так будешь поститься, разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро воссияют, и предъидет пред тобою правда твоя, и слава Божия обымет тя, и будет Бог твой  с тобою присно, и насытишься, якоже желает душа твоя. Вот истинного поста живое изображение! вот каким воздержанием христианам, а паче монахам, прославить себя подобает!

Должно бы мне теперь, любезные слушатели, по обещанию своему разобрать и третью часть ныне чтеннаго Евангелия о нестяжании, и посмотреть бы на лицемера еще под сим видом; но чувствую изнеможение в моих силах. И потому препоручая сие Духу Святому, который не оставит научить тщательные сердца, оканчиваю мое слово, обращая оное к возлюбленной о Господе братии моей. Молю вас утробами христовыми: постараемся так свою жизнь препровождать, чтоб она приносила людям добрый пример, совести нашей удовольствие и Ангелам радость. Да будем не памятозлобны и любовны: поскольку нас общежительство друг с другом связывает во едино: да будем всегда воздержны: да будем нестяжательны: так как мир почитает нас за отрекшихся мира; да растворим пост наш рукоделием и трудолюбием. Ибо в сем наипаче состоит монашество, то есть, в любовном сожитии, во всегдашнем воздержании, в нестяжании беспристрастном и в трудолюбии.

 И понеже другое звание мое меня с вами, братие, на время разлучает: то теперь предстоя жертвеннику Господню, препоручаю вас Богу и Его благому Промыслу, да Его всесильная десница управляет вас, и ко всякому делу благому да наставляет, Аминь.

Сказано Февраля 18 дня 1767 года в Святотроицкой Сергиевой Лавре.