Сборник на неделю мясопустную, или неделю Страшного Суда


ПЕРЕЙТИ на главную страницу сборника на Великий Пост


1. Дмитрий Ростовский. Поучения и проповеди, ч.1. Поучение в неделю Страшного Суда («Приидет Сын Человеческий во славе Своей» (Мф.25: 31)). (ссылка)

2. Феофан Затворник. (ссылки)
**Слова в недели приготовительные к Великому посту. В неделю мясопустную
** Мысли на каждый день года по церковным чтениям. Неделя мясопустная (35-я)

3. Иннокентий Херсонский. сб. «Великий пост». Слово в неделю мясопустную (ссылка)

4. Филарет Черниговский (Гумилевский). Слово в неделю Мясопустную: о страшном суде Божием (ссылка)

5. Никифор (Феотокис) (тексты)
**Толкование на Евангелие от Матфея в неделю Мясопустную (Мф.25:31-46)
*** Беседа о том, почему в день Суда упоминается только о едином милосердии

6. Игнатий Брянчанинов. Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии Христовом (текст)

7. Радион Путятин (тексты)
** В Неделю мясопустную, о Страшном Суде (Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный (Мф. 25:41))
** В Неделю мясопустную (Был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25:36))
** В Неделю сыропустную о прошении прощения

8. Георгий Конисский. Слово в неделю Мясопустную. Воскресни, Боже! суди земли. (Пс. 81:8) (текст)

9. Трифон Туркестанов (тексты)
** О Страшном суде Божием. В неделю Мясопустную (за литургией)
** Путь мира и путь Церкви. В неделю Мясопустную (за литургией)

10. Виссарион (Нечаев). Страх суда Божия и надежда на милосердие Божие (Поучение в неделю мясопустную) (ссылка)

11. Прот. Валентин Амфитеатров. Сб. «Великий пост. Духовные поучения». Поучение в Неделю о Страшном Суде (ссылка)

12. Дмитрий (Муретов) Херсонский. Слова в неделю мясопустную (сслылка)



5. Никифор (Феотокис) (тексты)
Толкование на Евангелие от Матфея в неделю Мясопустную (Мф.25:31-46)

Ни едина Евангельская истина не есть столько ясная и столько страшная, как истина ныне чтенного Евангелия. Единородный Сын и Слово Божие приидет паки на землю, не так как прежде, в кротком и смиренном виде, но со многою славою и с Божественным великолепием и светлостию; приидет же не спасти мир, якоже прежде, но судить всех сущих от века людей живых и мертвых. Тех, которые творили добрые дела, удостоит Царствия; а творившим злая определит мучение: притом как Царствие, так и мучение, в нескончаемые веки пребывать имеющие. Сие- то учение явственно открывает нам нынешнее Евангелие. На сем основывается и член веры, содержащийся в святом Символе и всеми православными христианами принимаемый и исповедуемый, то есть сей: «и паки грядущаго судити живым и мертвым, егоже царствию не будет конца.» Но ужели страшный и неумытный Судия в тот день будет судить токмо касательно милосердия: милостивым даст вечное Царствие, а немилостивым определит бесконечное мучение? Если бы так было, не составляло бы сие великого страха; ибо каждый удобно может являть милосердие, и спастись. Послушайте прежде толкования ныне чтенных Евангельских словес, и тогда узрите решение предложенной истины.

Мф.25:31. «Рече Господь: егда приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея.»

Не показал нам Богочеловек ни того, в какой стране таковое будет решение, ни того, на каком месте поставит престол славы, на немже сед, будет судити мирови. Однако некоторые, читая пророка Иоиля, глаголющего: «и соберу вся языки, и сведу я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех моих. Да востанут и взыдут вси языцы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки, яже окрест», утверждали, что место, на котором сошед Господь, поставит престол славы и страшного Своего судилища, есть долина Иосафатова. Но о сем всякий удобно познает, если прочтет пророческие слова Иоиля третия главы, и познает оных переносный смысл. Упомянул же Богочеловек о славе, с которою паки приидет, для того, чтобы не подумали, что и второе Его пришествие будет смиренное и кроткое, якоже и первое. В первом был младенцем повиваемым и в скотских яслях полагаемым; во втором явится преславным Богом, седящим на судейском престоле. Славу и величество второго Его пришествия описывает пространнее святой пророк Даниил,

ужасный страх возбуждая в сердце каждого верующего человека: «зрях», говорит, «дондеже престоли поставишася, и Ветхий деньми седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь. Река огненная течаше исходящи пред Ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася» (Дан.7:9-10).

Мф.25:32-33. «И соберутся пред Ним вси языцы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. И поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю.»

Все языцы, все от века люди, сущие от Адама до того дни, собравшись, предстанут пред страшным престолом праведного Судии, ожидая праведного Его решения. О сем самом возвестил и Богоглаголивый Апостол, говоря: «всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор.5:10). И тогда разлучит Судия праведных от грешников, так, как пастырь разлучает овец от козлищ, и поставит праведных, которых называет овцами за кротость и смирение, с правой, а грешников, которых нарек козлищами за ветреность и непостоянство их, с левой стороны. Потом учинит и решение, объявляя и вину Своего решения.

Мф.25:34-36. «Тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене. Наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне.»

Самое название праведных есть радостное и преславное. Благословенными называются Богом и Отцем Г оспода Иисуса Христа. Сие же, «наследуйте», есть паче честнее и преславнее, яко изъявляющее сродство и сожительство Божие с праведниками. Не сказал: приимите, ибо и пришельцы иногда бывают участниками дарований; но ««наследуйте»» сказал: ибо сродники токмо и домашние наследниками бывают имения своих ближних. Также и сие: «уготованное вам Царствие от сложения мира», великую изъявляет благость и величество, так как обнаруживающее не только беспредельное Божеское человеколюбие, но и славу и величество человека. Ибо таковое от сотворения мира приуготовление Царствия для человека, что другое значит, если не царское человека достоинство и преимущество пред всеми прочими земными творениями? Приидите, скажет праведным Судия, седящий на престоле славы, наследуйте то Царствие, которое Я для вас приуготовил от сложения мира. Учинив же таковое решение, праведным представит и причину сего; ибо скажет: и алчущего Мене напитали, и жаждущего напоили, и странного приняли, нагого одели, больного посетили и к сущему Мне в темнице приходили. Знать же надобно, что праведные сии шесть видов человеколюбия и милосердия не токмо плотским образом, но и духовным исполняют, словом оживотворяя человеческие сердца. Ибо и нравственностию питают души, алчущие не хлеба, но слышания Божеского слова; и кротким Христианским учением напоявают жаждущих словес жизни и живой и спасительной воды; и проповеданием веры вводят в Церковь Божию странных и отчужденных от оной; и обещанием будущих благ, чуждых добрых дел облекают в одежду целомудрия и в ризу спасения: и советами своими укрепляют, и подают немощным силы, нося недуги их; и светом своего увещания просвещают сущих во тьме греховной. Что же на сие рекут праведники Судии?

Мф.25:37-40. «Тогда отвещают Ему праведницы, глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, и напитахом? или жаждуща, и напоихом? Когда же Тя видехом странна, и введохом? или нага, и одеяхом? Когда же Тя видехом боляща, или в темнице, и приидохом к Тебе? И отвещав Царь речет им: аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе.»

Добродетель смирения и по смерти существует. Ибо праведные как от человек скрывали свои добродетели, так и пред Богом смиряясь, не хотели называться милостивыми, и хотя знали, что благодеяние к бедным восходит до Бога, однако отрицаясь, не сомнились говорить: мы Тебя никогда не питали, ни поили, ни другое какое призрение являли Тебе, Царю славы и Господу. Смотрительне же Богочеловек тако смиренно говорящих представляет праведников, да мы научимся, что бедный представляет Божественное Его лице. Мы что токмо оказываем бедному, оказываем Самому Христу: «аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе». Виждь же, коль выразительно сие подтверждает: «аминь глаголю вам!» Так, как вам известную и несомнительную представляю вещь, что, ежели что оказали единому из братий Моих меньших, то Мне оказали. Называет же бедных братиею для того, «понеже дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже» (Евр.2:14). Что значит сие? Понеже Сам был человеком, и человеческое естество освятил, той «ради вины не стыдится нарицати братию их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей» (Евр.2:11-12). Меньшими же — или ради несовершенства плотской их дебелости, либо ради уничиженности состояния их, якоже и Сам «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2:8). Но доселе Г осподь говорил о праведниках: внемлем же, какое дал Он решение и грешникам.

Мф.25:41-43. «Тогда речет и сущим ошуюю Его: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене. Странен бех, и не введосте Мене: наг, и не одеясте Мене: болен, и в темнице, и не посетисте Мене.»

Три казни обнаруживает ответ Божий к грешникам: отлучение от Бога: «отъидите от Мене проклятии»; вечный огнь: «во огнь вечный»; пребывание с злыми диаволами: «уготованный диаволу и аггелом его». Суть же сии три казни столько несносны по тяжести, мучительны по лютости, нетерпимы по времени, страшны по имени — «проклятии», что не может ни ум постигнуть, ни язык человеческий изобразить, как должно. Виждь же, что человеколюбивейший Бог Царствие токмо уготовал людям от сложения мира, а не казнь и муку. Казнь же изготовил токмо для диаволов: «отъидите» сказал, «во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его.» Но люди тогда токмо осуждаются с немилостивыми бесами в вечный огнь, когда бывает жестокосердыми, так как и бесы. Того для, говорит праведнейший Судия немилостивым, осуждаю вас: понеже «взалкахся, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене: странен бех, и не введосте Мене: болен, и в темнице, и не постисте Мене.» Что же на сие скажут треокаянные грешники?

Мф.25:44-45. «Тогда отвещают Ему и тии, глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или в темнице и не послужихом Тебе? Тогда отвещает им, глаголя: аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе.»

Поелику неверные предварительно еще осуждены быть достойными мучения, ради неверствия их, по сему: «а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя единороднаго Сына Божия»; следовательно злочестивые в тот день не для того восстанут, да будут судимы, но для того, да осудятся, по словам Пророка: «не воскреснут нечестивии на суд». Сии, Судии ответствующие, хотя беззаконные будут и грешные, не неверные однако, но верные. Кто же из верующих есть такой, который бы не слышал словес нынешнего Евангелия? Какой бы верный не знал о том, что бедный представляет лице Иисуса Христа, и что милующий бедного милует Самого Иисуса Христа? Никто; убо сие грешников извинение есть лживое и лукавое. Но не можно на страшном и нелицеприятном судилище иметь место лжи и обману; почему нимало не действительно будет тамо

грешников извинение, но токмо праведное Божие решение воздействует.

Мф.25:46. «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный.»

Сие: «идут сии”, то есть грешники, «в муку вечную», заграждает уста тех, которые по неразумию утверждают, что мука имеет конец. Ибо слово «вечный» не другое что означает, как токмо бесконечность. Если милосердие Божие за временное преуспеяние в добродетели праведников удостоивает вечного Царствия: убо и правосудие Его за временное удовольствие вечно накажет грешников. Вечное добродетели награждение определило человеколюбие Божие: вечная следовательно и казнь за грех определена будет Его правосудием. Если бы Бог прославлял вечно, а наказывал временно, было бы в действии токмо Его милосердие, а правосудие было бы недействительно. Но сие есть дело невозможное, поколику Бог сколько есть милосерд, столько и правосуден. Беспредельно Его милосердие, беспредельно и правосудие: если же и Царствие, и мучение будут вечны, в равном действии как милосердие, так и правосудие пребудут. Пребудут купно благость и милосердие с судом и правдою по словам Священнопевца: «милость и суд воспою тебе Г осподи, пою и разумею в пути непорочне» (Пс.100:1-2).

Беседа о том, почему в день Суда упоминается только о едином милосердии

Почему же в описании страшного дня судного не представляется Судия упоминающим либо о правде, либо о целомудрии, либо о другой какой-либо добродетели, но весь суд творящим по делам милосердия, милостивых благословляющим и прославляющим, немилостивых же проклинающим и осуждающим? Конечно, скажешь, одна токмо добродетель милосердия спасает человека, хотя бы он чужд был всех добродетелей. Посему ни похотливые, ни горделивцы, но только немилосердые подлежат наказанию. Всякий читающий нынешнее Евангелие приметить сие может. Так, нет сомнения; но можно ли еще почесть таковое заключение за справедливое?

Если бы кто вшел в сад, изобилующий всякими плодотворными древами, не рассмотрев же и не обозрев все его части, но одну токмо усмотрев часть оного и видев тамо сущие гроздия, заключил, что в таковом саду одни только находятся гроздия: ужели справедливо должно быть такового заключение? Можно ли бы было ему поверить, что в таковом саду одни только гроздия? Нет. Но если бы сей все осмотрел, обошел бы все части его и рассмотрел бы все находящиеся в нем древа: тогда бы только мог он утверждать, что в таковом находится саде. То же самое случается и тому, кто приняв в руки Святое Писание, оставив все прочее, в оном содержащееся, читает одну токмо запятую, и из сего заключает, чему учит все Божественное Писание, без сомнения таковый обманывается и впадает иногда в ереси и заблуждения. Все Священное Писание есть едино токмо тело: часть же тела не составляет всего тела. Следовательно, кто разделяет оное и раздирает, потом из смысла одной запятой заключает о всем содержащемся в Писании, никогда здраво не рассуждает. Человече! если хощешь познать догматы православной веры и истинный свет и разум Божеский, прочти, во-первых, все Божественное Писание, потом вникни в каждую часть оного, и снеси все параллельные места: тогда узришь, что одно место показывает другое; тогда-то обрящешь многочестную истины маргариту, познаешь истинный смысл и возвестишь спасительные истины.

Нет сомнения, что ныне чтенное Евангелие описывает второе Господне пришествие, праведный Его суд и решение праведников и грешников. Но сие есть одно токмо место Божественного Писания: суть же и другие многие, на которых упоминает о сей истине. Следует убо рассмотреть, что и там пишется, да тако познаем весь Божий совет и истину. Богочеловек прежде, нежели истолковал ныне чтенное, говорил другим и сие: «вшед же Царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное» (Мф.22:11). Все, имеющие брачное одеяние, насладились царскою трапезою: но не имеющего брачного одеяния во первых обличил Царь, потом слуги Его, связав ему ноги и руки, ввергнули «во тьму кромешную», где «плач и скрежет зубом» (Мф.22:13). Рассмотри теперь сии два снесенные места. В первом представляется Царь пришедшим видети, во втором Сын человеческий явившимся судити во славе. В первом призываются все люди, во втором предстоят вси языки. В том называет Своих слуг служителями, в сем нарицает их Ангелами. В первом месте праведников поставляет, имеющих брачное одеяние, а грешников чуждых брачной одежды: в сем овцы означают праведников, а козлища грешников. Тамо для праведников царская трапеза, а для грешников узы и кромешная тьма: здесь же для праведных живот вечный, а для грешников вечная мука. Из сего явствует, что Богочеловек одну и ту же истину, то есть всемирный суд, на сих двух местах разнообразно представил: в первом изобразил, что прославятся имеющие брачное одеяние, не имеющие же сего осудятся; во втором же прославившимися милостивых, а осужденными немилостивых. Брачное одеяние и милостыня суть два свойства праведников: но первое, то есть брачное одеяние, есть общее, поколику означает все добродетели; второе же, то есть милостыня, есть свойство частное и особенное, ибо относится токмо к единому милосердию. Убо Богочеловек в первом учении Своем прежде объяснил то, что общее свойство спасаемых есть брачное одеяние, а осуждаемых — обнажение таковой одежды. Потом, во втором, описав особеннейшую едину часть общего свойства, нужнейшую и полезнейшую, то есть милостыню, обнаружил, что милостивые прославятся, а немилостивые осудятся. Что же брачное одеяние означает все добродетели, свидетельствует Богоглаголивый Павел, говоря, что спасаемых одеяние есть Христос. «Елицы» говорит, «во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3:27): и на другом месте: «облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти» (Рим.13:14). Каким же другим образом можем облещись во Иисуса Христа, если не живя по примеру Его, то есть, не творя всех добродетелей? Вот как два приведенные и снесенные места об одной истине объясняют разум и совет Божеский.

Если же рассмотришь и другие подобные Евангельские места, узришь должника тысячию талантов осуждаемого в день судный (Мф.18:24). Известно же, что долг тысячию талантов заключает в себе не одно токмо немилосердие, но многое грехов множество. Узришь прославляемым стяжавшего пять талантов, либо два: осуждаемым же скрывшего свой талант, и ничего не стяжавшего. Стяжание же талантов пяти и двух что другое являет, если не различные преуспеяния в добродетелях? Также и скрытие единого таланта что означает, если не совершенное лишение всякой добродетели?

Хощеши ли и другого толкования ныне чтенных Евангельских слов? Прочти Евангельские Писания. Узришь в Писании Божественного Иоанна дев, за добродетель целомудрия в великой славе предстоящих пред престолом Величествия, и яко от начала человеческого рода препрославленных. «Сии суть, иже с женами не осквернишася, зане девственницы суть: сии последуют Агнцу, аможе аще пойдет: сии суть куплени от людей первенцы Богу и Агнцу. И во устех их не обретеся лесть: без порока бо суть пред престолом Божиим» (Апок.14:4-5). В том же Писании узришь и грешников, за многоразличные их беззакония осужденных во огнь. «Страшливым же и неверным, и скверным, и убийцам, и блуд творящим, и чары творящим, идоложерцем и всем лживым, часть им в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая» (Апок.21:8). Также и из Писания Павла познаешь разные грехов виды, заграждающие вход в небесное Царствие: «или не весте, яко неправедницы царствия Божия не наследят? Не льстите себе, ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы, царствия Божия не наследят» (1Кор.6и 10).

Имеем же свидетельством и Пророческие слова, описывающие страшный Божий суд, и разверзающие книги дел наших: «судище седе», говорит Пророк Даниил, «и книги отверзошася» (Дан.7:10). В тех же книгах не только записаны суть дела, но и слова: «глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» (Мф.12:36). Еще же и помышления, и сердечные чувствования. «Господь», написал Пророк Иеремия, «судяй праведно, испытуяй сердца и утробы» (Иер.11:20). Снеси все сие, и вникни: узнаешь, что Бог за всяк непростительный грех осуждает и наказывает грешника. Также и венчает добродетельных не только за добродетель милостыни, но и за все прочие добрые дела: «и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворишии злая в воскрешение суда» (Ин.5:29).

Нет, скажешь, о сем сомнения; но почему Богочеловек, в грозном виде представляя всемирный суд, умолчав о всякой добродетели, упомянул только о милостыне? Умолчал о других добродетелях, ибо на другом месте, говоря об оном суде, показал, что Он испытует и судит не токмо по делам, но и по сокровенностям сердечным: упомянул об одной милостыне, поколику от сердца милостивых истекает струя спасения. Послушайте доказательства сея истины. Кто всячески печется и благодетельствует имеющим нужду, таковый без всякого сомнения имеет в своем сердце добродетель любви к ближнему. А кто милует бедного, веруя, что благодетельствуя бедному благодетельствует Иисусу Христу; известно, что таковый любит и Иисуса Христа, то есть, что имеет в сердце своем любовь и к Богу. Сами же мы, наученные Господем, веруем и исповедуем, что в сих двух заповедях, то есть в любви к Богу и любви к ближнему, весь «закон и Пророцы висят» (Мф.22:40). Следовательно милостивый человек имеет в сердце своем оба источника спасения, изливающие на него сладчайшие струи всяких добродетелей. Таковый-то есть «древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет» (Пс.1:3). Немилосердый же, не имея сих двух источников добрых дел, чужд есть всякой добродетели; посему есть «древо, не творящее плода добра», каковое «посекается, и во огнь вметается» (Мф.7:19).

Удобнее же познаем, что весь закон и Пророцы висят на любви, если рассмотрим десять заповедей, которые суть основанием всех Божественных законов, и нравственного Пророческого учения. Из сих десяти заповедей четыре относятся к Богу, а шесть к ближнему. Кто любит Бога от всея души, сердца, крепости и помышления, таковый работает Ему денно и нощно, не раболепствует никакой другой твари, воздерживается от клятвы, во дни праздничные преимущественно его прославляет. Кто любит ближнего своего якоже себе, таковый без сомнения воздает всякое почтение и уважение своим родителям, бегает любодеяния, хищения, убийства, лжесвидетельства, таковый никогда не желает чужой вещи; ибо таковые поступки изъявляют ненависть, а не любовь к ближнему. Смотрите же, каким образом от любви к Богу и ближнему зависят все добродетели. Поколику противные дела являют противными и слова: явствует, что кто не имеет любви, тот нарушает весь закон и Пророков, погрешает против десяти заповедей и творит всякое беззаконие.

Сия-то убо есть причина, ради которой Богочеловек Иисус, предложив о судном дни, умолчал о всякой другой добродетели, представил же на суд милостивых токмо и немилостивых. Милостивый означает праведного и добродетельного, а немилостивый преступника и грешника. Представив убо Богочеловек милостивого судимым и прославляемым, показал чрез сие судимым и прославляемым каждого праведного человека. Равным образом, представив судимым и осуждаемым немилостивого, показал каждого нераскаянного грешника судимым и осуждаемым.

Возлюбленная моя братия! престанем грешить. День тот есть день страшный: «се бо день Господень грядет неисцельный ярости и гнева» (Ис.13:9). В тот день не токмо разбираемо будет дело милосердия, но все наши дела, слова и помышления. Какой стыд объимет мене тогда, когда разгнут книги и откроют как пред всеми моими врагами, так и пред всеми людьми таковые гнусные мои дела, каковые, если бы явлены были ныне пред одним только, хотя бы был таковый моим братом, от срама и стыда не мог бы не призывать землю, чтобы она разверзлась и пожрала мене! Как стыдно мне будет, когда пред всеми обнаружат лукавство моих нравов, неправды моих рук, клеветы языка моего, лживость моих устен, надменность ума моего, тайную злобу моего сердца и все прочие лукавые мои дела, и все срамные мои замыслы! Какой стыд и страх покроет лице мое, когда Судия разберет и обличит и представит предо мною все грехи мои! «Сия сотворил еси», скажет страшный Судия, «и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя» (Пс.49:21). Какой будет ужас, когда Судия отверзет Свои уста, и учинит на праведнейшем Своем суде страшнейшее решение!

«Идите», скажет Царь славы. Но ох! куда Ты нас окаянных отсылаешь? «Идите». Человеколюбче, Всемилостиве, Спасителю мира! Ты ради нас был человеком, ради нас претерпел страдания, ради спасения нашего вознесен был на Крест и подъял смерть: куда убо ныне нас отсылаешь? «Идите от Мене». от Тебе ли нас отлучаешь? Но Ты еси свет, живот, мир, покой: не отвергай убо нас от лица Твоего; помилуй нас, якоже толикократно миловал еси; призри на молитву, на слезы, на покаяние наше. — Не есть теперь время милости, скажет нам неумытный Судия, не услышится уже молитва ваша, ни слезы воспользуют вам, ни покаяние ваше приимется. Прейде время милости! ныне время суда и решения. «Идите от Мене, проклятии». Проклятии! О слово, паче обоюдного меча острейшее и пронзительнейшее! Но будучи проклятыми не от человека, но от Тебе, Всецаря Бога, куда отъидем? «Идите от Мене проклятии во огнь». О коль страшное и лютое осуждение! Но будет ли когда иметь конец сей огнь? Истлит ли нас хотя со временем, и обратит ли в небытие? «Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его»! (Мф.25:41) Отлучение от Бога, вечность огня, сожительство с диаволами, — ни вообразить, ни постигнуть, ни изобразить, ни представить не могу,

каковое отчаяние и скорбь постигнет осужденных на вечное мучение!

Господи милости! истинно тогда не будет времени милости, но суду. Яви убо ныне милость Твою на нас; озари сердце наше светом покаяния, да раскаявся от всея души, до пришествия того немилостивого времени, обратимся к Тебе. Укрепи нас непреоборимою силою Твоей благодати, да оною укрепленные сохраняем всегда Божественные Твои заповеди, и ходим неуклонно чрез все нашей жизни дни по добродетельным стезям; да тако тогда удостоишь нас услышать сей блаженный и человеколюбивейший Твой глас: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф.25:34). Да будет, Господи, сие, да будет!

6. Игнатий Брянчанинов. Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии Христовом

Приидет Сын человеческий во славе Своей (Мф. 25:31).

Возлюбленные братия! Недавно мы созерцали Господа нашего Иисуса Христа родившимся в вертепе, обвитым пеленами, положенным в яс­лях, приявшим на Себя вместе с человечеством все немощи человеческие, кроме греха; недавно мы созерцали Его, гонимого Иродом, бежащего от меча убийц в Египет, возвращающегося в Иудею, не дерзающего остановиться в ней, поме­щающегося на жительство в Назарете, бедном и малозначащем городе неславной Галилеи, прием­лющего крещение наравне с нуждающимися в крещении, проповедующего покаяние и наступ­ление Царства Небесного. Созерцали мы это не­давно и готовимся к новому созерцанию, к ново­му, самому поразительному зрелищу. Чтоб соделаться по возможности человеческой достойны­ми этого зрелища, мы намереваемся заняться предочищением своих духовных очей — ума и сердца — подвигом поста. Мы намереваемся утончить при посредстве постного подвига самую плоть нашу, чтоб эта завеса, которою занавешено духовное естество наше, не была излишне густа и непроницаема, не воспрепятствовала нам воз­зреть с должною чистотою, верою и умилением на распятого за нас Спасителя нашего, разоряю­щего на кресте средостение между нами и Богом (Еф. 2:14). И еще ожидает нас страшное зрелище, событие самое грозное — второе пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа. Первое пришествие мы можем созерцать в благочести­вом воспоминании, второе представлено нашему воображению Словом Божиим в чертах самых живописных и сильных. Эта живопись может спасительно потрясти наши души страхом Божи­им, возбудить нас от глубокого нерадения о на­шей вечной участи как бы от сна непробудного, которым усыпила нас плотская жизнь наша. Приидет Сын человеческий во славе Своей.

Преисполнено глубокого постоянного смире­ния первое пришествие Господа нашего на зем­лю и пребывание Его на ней. Все уважаемое и высокоценимое миром было оставлено Господом без внимания. Не благоволил Он явиться в блес­ке и громе земной славы, не благоволил Он явиться окруженным пышностию и великолепием, не благоволил явиться среди шума празднеств и ли­кований. Он пришел на землю как в страну, в которую изгнаны преступники Божией запове­ди; Он пребывал и действовал на ней как в стра­не горестей, куда низвергнуты из высокого рая преступившие в раю Божию заповедь; Он пре­бывал и действовал на ней как Искупитель по­гибших, делаясь участником всех бедствий, по­стигших преступное человечество. И был Он как бы одним из нищих попираемых человеками. И был Он странником, не имевшим, где главу подклонить. И был Он гоним, осыпаем бесчес­тиями и постоянно воздавал Он добром за зло: Сын бо человеческий не прииде душ человечес­ких погубити, но спасти (Лк. 9:56). И окончил Он земное странствование Свое смертию мучи­тельною и позорною, смертию уголовных пре­ступников, смертию рабов, для которых и в са­мом образе смерти не было общего права с граж­данами мира. Таково было первое пришествие на землю Сына Божия. Будет в свое время и вто­рое пришествие Его к нам: приидет Сын челове­ческий, который вместе и Сын Божий, во славе Своей. Первое пришествие Его было пришестви­ем Искупителя, подчинившегося всем немощам человеческим, подъявшего их на Себя для уничтожения их Собою; второе пришествие будет пришествием Судии для принятия отчета от че­ловечества в поведении человечества относитель­но дарованного ему Богом божественного искуп­ления. Приидет Сын человеческий во славе Сво­ей, и вси святии ангела с Ним, и соберутся пред Ним вси языцы, чтоб представить Ему на суд дела свои и приять от Него награды или казни сооб­разно делам своим.

При получении известия о предстоящем при­шествии какого-либо земного начальника и су­дии мы принимаем все меры, чтоб привести дела наши в должный порядок и заслужить одобре­ние; тем более должен нас озабочивать суд Хрис­тов, на котором решится вечная участь каждого из нас. Судия страшен, страшен невыразимо. Страшен Он по величию, страшен Он по всемо­гуществу, страшен потому, что прозирает в глу­бины духа человеческого, и никакая тайная че­ловеческая мысль, никакое тончайшее ощущение не сокрыты от Него. Оправдания не имеют мес­та на суде Его: не оправдится пред Ним не толь­ко умерщвленный грехом, но и всяк живый жизнию праведности (Пс. 152:2). Ты победиши, во­пиет уже навстречу грядущему Судии вдохновен­ный Свыше Пророк, внегда судити Ти (Пс. 50)! Обымет трепет всех человеков, когда они встанут пред лицо Судии, обымет трепет не только грешников, но и праведников. Вострепещут грешники от отчаяния, от ожидания предстоя­щих им мук, от того необыкновенного страха, который произведет в них переворот, имеющий тогда изменить вселенную. Они воскликнут го­рам и утесам: подите на ны и покрытие ны от лица Седящего на престоле, и от гнева Агнча. Яко прииде день великий гнева Его, и кто может ста­ти? (Апок. 6:16) Они вострепещут и восславословят, хотя и поздно. Когда Творец прикрыл не­приступную и невыносимую славу Свою покро­вом смирения, тогда только тварь могла свобод­но владеть мыслями и чувствованиями, свобод­но произносить слово и свободно располагать действиями. Когда же Творец явится в славе Сво­ей — свобода твари иссякнет пред величием сла­вы Его, подобно тому как эта свобода при каких-либо особенных обстоятельствах, оставаясь принадлежностию нашею, как бы уничтожается на­силием обстоятельств. Самые ожесточенные вра­ги Господа, самый Синедрион, распявший Его и поклявшийся в ненависти к нему, воскликнет в сретение Судии славословием, что и Господь предрек ему: Узрите Сына человеческаго седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных (Мф. 26:64). Глаголю вам, яко не имате Мене видети отселе, дондеже ренете, благословен грядый во имя Господне (Мф. 23:39). Вострепещут праведники от безмерной славы явившегося Су­дии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды вет­хими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, будут ожи­дать помилования от одной бесконечной Божией милости. Самые ангелы Божии придут в смя­тение и страх от открывшегося в величии Своем Бога (Лк. 21:27), Который суд весь даде Сынова, да вси чтут Сына, якоже чтут Отца (Ин. 5:23). Бесчувственная вещественная природа не выдер­жит взора Сына Божия: небо свиется яко свиток, всякая гора и всякий остров двинутся с мест сво­их (Апок. 6:14).

На суде Христовом потребуется в оправдание милость как деятельное выражение любви, и зас­лужит помилование одна милость как опытное доказательство любви. Милости хощу, а не жер­твы (Мф. 9:13), возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия. Милость доставит оправ­дание возлюбившим ее, а отвергших ее предаст осуждению. Она с дерзновением предстанет пред Господом и приведет пред Него всех питомцев своих. Она приведет тех, которые совершали ее вещественно, которые насыщали алчущую братию, принимали в домы странников, одевали на­гих, посещали болящих и заключенных в темни­це. Приведет милость пред Христа тех, которые творили ее сокровенно в душах своих и миловали ближнего, охраняясь осуждать ближнего при его преткновениях, прощая ему оскорбления и оби­ды, воздавая ему за клятву благословением и за злодеяние благотворением. Приведет милость пред Христа пастырей церковных, которые пре­подавали братии своей нетленную пищу — Сло­во Божие, которые обнаженных грехом одевали в ризы добродетелей, доставляли духовное врачевство болящим душам и долготерпеливо посеща­ли назиданиями своими заключенных в темни­цах неверия или мрачного заблуждения. Приве­дет милость пред Христа смиренных иноков, ко­торые стяжали таинственное и существенное по­знание живущего в себе Христа, взалкались бла­женною алчбою евангельской правды, потщались облечь себя в преподобие и святыню, очистились от самых утонченных недугов человечества — жи­тейских пристрастий и тем достигли евангельс­кой свободы. Приведет милость пред Христа и тех, которые возмогли оказать милость лишь самим себе, посетив себя рассматриванием себя и осво­бодив себя от нищеты, от болезни, от темницы греховной покаянием. Покаяние для ожесточенного сердца невозможно, надо, чтоб сердце смяг­чилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда обымется и преисполнится сердце милостию — тогда только оно делается способным к по­каянию; тогда только, покинув осуждение ближ­них, оно может обратиться к самовоззрению и, спасительно осудив себя, приложить к язвам сво­им врачевство покаяния. Христос искупил всех человеков и каждого человека. Собою. Человек, ко­торый окажется способным только для милости к самому себе и сотворит эту милость, напитав Словом Божиим гладную душу свою, напоив ее ощущениями, исходящими из Святого Духа, от­влекши от гибельного странствования по различ­ным видам греха, введши в дом благочестия и доб­родетели, одеяв ее добрыми делами, исцелив пре­жние согрешения исповеданием их и противопо­ложною им деятельностию, изведши себя из тем­ницы плотского мудрования и состояния в разум и состояние духовные, признан будет соделавшим все это Самому Господу Иисусу Христу. Всех де­лателей своих милость приведет пред Христа и исходатайствует им у Христа помилование и веч­ное блаженство. Приидите, скажет Он им, бла­гословеннии Отца Моего, наследуйте уготован­ное вам царствие от сложения мира. Взалкахся во и дасте Ми ясти; возжадахся и напоисте Мя; странен бех и введосте Мене. Наг и одеясте Мя; болен и посетисте Мене; в темнице бех и приидосте ко Мне. Аминь, глаголю вам, понеже сотвористе единому братий Моих менших, Мне сотвористе (Мф. 15: 34, 35, 36,40).

Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд; не­известен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждо­го из нас и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду прежде общего суда, который ожи­дает человека после его смерти. Возлюбленные братия! Будем бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях веч­ности для невозвратного решения нашей участи навеки. Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особливо милостию, которая зак­лючает в себе и увенчавает собою все добродете­ли, так как любовь — побудительная причина милости — есть соуз христианского совершен­ства (Кол. 3:14). Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными! (Мф. 5:44, 48; Лк. 6: 32, 36) Блаженны милостивии, яко тии помилованы будут; суд же без милости несотворшим милости (Мф. 5:7; Ин. 2:13). Аминь.

7. Радион Путятин

1. В Неделю мясопустную, о Страшном Суде (Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный (Мф. 25:41))

Вот что Иисус Христос на Страшном Суде Своем скажет людям, стоящим по левую руку: подите от Меня, проклятые, в огонь вечный. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда они скажут ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице – и не послужили Тебе? Тогда скажет Он им в ответ: истинно говорю вам, так как не сделали вы сего одному из сих меньших, то не сделали Мне. Скажет Иисус Христос, и они пойдут в муку вечную (см.: Мф. 25, 41–46).

Слушатели-христиане! Ужели в муку вечную пойдут люди только вот за эти грехи, что алчущего не напитают, жаждущего не напоят, странника в дом не примут, нагого не оденут, не посетят больного и в темнице? Есть много других грехов, и грехов тяжких, великих; почему же Иисус Христос не напомнит грешникам об этих грехах? О тяжких и великих грехах не нужно напоминать и говорить: они и без произнесения приговора Судии осуждают грешников на вечные мучения. Великие и тяжкие грешники на Страшном Суде будут стоять безответные, сами, не говоря ни слова, пойдут в огонь вечный; им нечего будет и сказать в свое извинение, им нечем будет оправдываться.

И потому приговор Иисуса Христа, который Он произнесет на Страшном Суде, имеет такой смысл: вы, грешники, не хотели исполнить Моих заповедей; вы по своей воле поступали, а Меня не слушались; вы для себя только жили, а для Меня ничего не делали; вы даже и такого легкого дела не хотели сделать для Меня; вы для Меня и алчущего не накормили, жаждущего не напоили, странника в дом не приняли, нагого не одели, больного и в темнице не посетили, самого легкого дела вы не хотели сделать; значит, в вас нет вовсе милости к людям, за то и вам нет от Меня милости: ступайте от Меня, проклятые, в огонь вечный. Я милостив, но только к тем, которые сами к другим милостивы.

Итак, слушатели-христиане, что же нам, грешникам, теперь делать, как нам спастись при наших грехах от вечных мучений, которые ожидают грешников по смерти? Примемся поскорее за дела человеколюбия, будем побольше делать милостей ближним нашим, и Бог явит нам Свою милость, то есть даст время нам раскаяться в грехах наших, даст средства загладить преступления наши и, таким образом, простит все грехи и преступления и уже не вспомнит их на Своем Страшном Суде.

Но не забудем, слушатели, что Бог грехи прощает и разрешает здесь, на земле и потому будем делать милостыни не для того, чтобы Бог простил нам грехи наши на Страшном Суде, но чтобы здесь простил и разрешил. На Страшном Суде Он не вспомнит наших грехов, если в них мы здесь раскаемся, если здесь получим прощение и разрешение. Тогда Он вспомнит одни только милостыни наши, которые мы сделаем, тогда Он скажет нам: вы были милостивы, вот за это и Я явлю вам милость – придите и наследуйте уготованное вам Царство Небесное.

Но если мы здесь не захотим раскаяться во грехах, если не получим прощения и разрешения в них и, таким образом, на Страшный Суд явимся с грехами, то нам уже не будет никакой милости, нам уже воздаст Господь по грехам нашим. Он не вспомнит уже и того, если мы алчущего напитаем, жаждущего напоим, нагого оденем или другие дела милостыни сделаем. Еще повторяю: Господь на Страшном Суде вспоминает милостыню и за нее милость являет тем только грешникам, которые здесь раскаялись и получили прощение во грехах своих. Итак, старайтесь, слушатели, чтобы Господь вспомнил наши милостыни на Страшном Суде, но страшитесь, бойтесь, чтобы Он не вспомнил тогда грехов ваших, а Он непременно вспомнит все, если мы в них забудем раскаяться. Аминь.

2. В Неделю мясопустную (Был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25:36))

На Страшном Суде Господь наш Иисус Христос стоящим по правую руку Его скажет: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира.

Кто эти счастливцы, которых с такой любовью Иисус Христос будет приглашать в Царство Небесное? Много будет их, и между ними будут и те, которые больных посещают. Да, слушатели, за то, что мы больных посещаем, Иисус Христос примет нас в Царство Небесное.

Кого же именно Иисус Христос за посещение больных примет в Царство Небесное? Например, духовников и врачей, когда они, по своей обязанности, посещают больных; когда врачи посещают больных с тем, чтобы дать им пособие к излечению от болезней телесных, а духовники – с тем чтобы исповедать их и причастить Святых Таин и, посредством врачевания болезней душевных, уврачевать болезнь телесную или преподать им напутствие благодатное в жизнь вечную.

Вы и не духовники, и не врачи, но и вас за посещение больных тоже Господь примет в Царство Небесное. За какое же посещение? Всегда бывают случаи делать такие посещения, но и в настоящее время у нас в городе, можно сказать, тысячи их, этих случаев, потому что не только в каждом доме, но на каждом шагу больные лежат.

Итак, ты больного видишь такого, за которым некому присмотреть, некому подать пособия, некому за лекарем сходить или за лекарством, некому духовнику сказать. Возьмись же ты сам за это дело: походи за этим больным, помоги в чем нужно, сам сходи за лекарем, извести духовника, вообще сделай для больного все, что сделал бы ты для ближайшего своего родственника, и ты окажешь помощь больному, за которую примет тебя Иисус Христос в Царство Небесное, за которое услышишь ты от Него на Страшном Суде радостное для тебя приветствие: приди, наследуй Небесное Царство.

Но ты сам не можешь, не умеешь, не способен помощь оказывать больным. Проси других, убеди словами, мольбой, наградой, всем, чем только можешь, упроси походить за больным – и ты получишь награду за твое усердие вместе с теми, которые больных посещают. Больной этот, за которого ты просил других, сам за тебя Бога попросит или тоже других попросит, чтобы те исходатайствовали тебе милость у Иисуса Христа. Впрочем, тебе и не нужно будет ходатаев других: Иисус Христос, Судия твой, Сам будет за тебя ходатайствовать пред Отцом Небесным, потому что ты сам Его, больного, в лице ближнего не оставил, посетил.

Если же ты по своему состоянию или по своим летам, или по своим силам не можешь ничего сделать больным, то и для тебя есть средство заслужить на Страшном Суде милостивое приветствие Иисуса Христа. Какое же это средство? Молитва за больных. Да, если ничего сделать не можешь, молись за больных, за страждущих; если не можешь ходить, посещай мысленно больницы и дома больных – воссылай мысленно к Богу усердное моление, чтобы Он помог им выздороветь, и ты за это молитвенное посещение больных услышишь милостивое приветствие от Иисуса Христа: Я был болен, и ты молился обо Мне.

Но, слушатели, если кто из нас может посещать больных, имеет силы помогать им, имеет средства помогать им, но не хочет помогать, то да убоится тот, чтобы ему не услышать от Иисуса Христа на Страшном Суде слова: пойди от Меня, проклятый, в огонь вечный за то, что ты ради Меня больному не помог, о излечении его не позаботился, лекаря для него не пригласил, духовнику не сказал и никакого участия не принял.

Господь Иисус Христос Своею благодатью да вразумит вас, да поможет вам оказывать помощь всяким больным и да сохранит вас самих от болезни Своею милостью. Аминь.

3. В Неделю сыропустную о прошении прощения

В нынешний день мы, христиане, имеем обыкновение просить друг у друга прощение, потому и самый день сей у нас называется прощеным воскресеньем. Обыкновение это, слушатели, самое христианское, ибо чем же приличнее начать наступающий пост, как не взаимным прощением? В пост святой Четыредесятницы мы преимущественно испрашиваем себе у Бога прощение во всех грехах, какие сделали в продолжение года. Но простит ли Бог нам грехи наши, когда мы не простим грехов нашим ближним? Господь нам только тогда прощает, когда мы сами все прощаем другим; если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15). Кто не прощает грехов ближнему, тот не истинно раскаивается в своих грехах. Истинно раскаивающийся грешник не может помнить оскорблений, какие он терпел или терпит от других; у него одно на уме – грехи, которыми он Бога оскорблял; печаль по Бозе заглушает в нем все другие попечения.

Правда, нелегко прощать обиды и забывать оскорбления; ах, есть такие оскорбления, которых, кажется, вечно забыть нельзя! Но что же делать! Трудно прощать, зато как легко, как спокойно бывает после! Точно камень спадет с души, когда превозможешь себя, бросишь обиду, забудешь оскорбление. Именно божественный мир водворяется в душе, когда помиришься с кем. Богу подобными мы делаемся, когда друг друга простим; Христос посреди нас бывает, когда друг друга лобзаем.

Впрочем, слушатели, не думайте, что довольно в душе помириться и простить, как некоторые говорят. Нет, непременно пойди к тому, с кем тебе надобно помириться; пойди, поклонись и скажи: прости меня. Ибо отчего тебе не хочется пойти поклониться и попросить прощения? Отчего ты даже не хочешь сказать: прости меня? От гордости, гордость запрещает. А ее-то и надобно сокрушать, истреблять, ибо от нее-то и происходят все ссоры, она-то и причиной всякому злу. Только вот когда довольно в душе помириться с ближним: когда этот ближний далеко от тебя живет или ни за что не хочет с тобой мириться. В последнем случае лишь ты не злись на него да молись Богу, чтобы Господь вразумил его оставить злобу на тебя. Невозможного Бог от нас не требует.

Говорят некоторые в оправдание гордого и непреклонного своего сердца: что мне мириться и просить прощения? Через день или даже скорее опять, пожалуй, поссоримся и часто будем ссориться. Миритесь, слушатели, всегда миритесь, а о том не думайте, надолго ли будет мир между вами; миритесь, хотя и через день или через минуту вы можете опять поссориться. И солнце да не зайдет во гневе вашем, и спать не ложитесь, доколе не успокоите себя и других миром и прощением.

Итак, старайтесь всегда иметь мир, по возможности со всеми. Позаботьтесь, особенно в нынешний день, простить друг друга, простить по-христиански, от души. В противном случае и пост ваш будет не в пост, и молитва ваша не в молитву. Аминь.

8. Георгий Конисский. Слово в неделю Мясопустную. Воскресни, Боже! суди земли. (Пс. 81:8)

Как мы в день сей воспоминаем будущей второе пришествие в мир Христа, Сына Божия, судить весь мир, и воздать всякому по делам; а при том братия наша, по селам, а не редко и по городам, стенящие от глада, стужи, насилий, и до челюстей смерти уже приведенные, воздыхают, и от Бога, Милосердого и Праведного, послабления себе в тесноте, а утесняющим суда и отмщения просят: потому не могу я умолчать, не сказав, какой это земле имать судити Бог на втором страшном пришествии Своем в мир, и кто суть вопиющие на землю сию.

Не можно конечно тут разуметь землю, которая составляет круг водоземный, жилище всех тварей, на ней обитающих, также и рода человеческого. Она создана Богом для блага и счастья человека, и доселе, хотя проклята в делех его (Быт. 3:17), доставляет довольство и веселие всем обитателям своим.

Исчисли и теперь сокровища земли, сочти богатство морей, сообрази воздушные к плодоносию земли дарования; рассмотри плоды дерев и бесчисленные растения, не только в пищу и питие, довольное и роскошное, но и для лекарств и других надобностей, во всякое лето производимые; включи сюда покорение и службу скотов, птиц утеху для тебя, зверей самих лютейших страх пред тобою. При всем том исключи пороки людские, воровства, обманы, лихоимство, притеснения; не помещай здесь роскоши вседневной, и разлияние блуда, от бесстрашия, паче же неверования и нечаяния суда Божия происходящих. Отлучи также глад, войну, язву смертоносную и другие несчастия, бывающие не по слепым причинам натуральным, но Точно по суду Божию, натуральными причинами управляющему. Все сие, и полезное и вредное, полезное от благодати Божией, а вредное, от грехов наших нам приносимое, во уме твоем вообрази, и одно от другого, яко из противных источников проистекающее, отдели. Что же? И теперь земля, со всем своим богатством, со всеми своими благодетельными стихиями, со всем своим плодоносием и тварями– конечно должна показаться тебе раем, а не адом. Следовательно, нет никакой в ней причины, за что бы судил ее Бог.

И пока твержу, что круг водоземный, со всем исполнением его, с коим вышел он из рук Творца, отделив от оного все то, что примешалось к нему в последствии, чрез преступление прародителей наших–доныне есть премудрое и прекрасное создание Божие; а потому, хотя бы оно и во век, пребыло, то не заслужило бы никогда, суда и отмщения Создателя своего.

Кто же тут, на земле сей, зазывается на суд Божий? Человек, Слушатели, царь вселенные, образ и подобие самого Творца! О! превращение чина естественного! Он, он один стал не таким, каков вышел из рук Создателя своего. Сей образ Божий переменился в подобие сатаны, и царь вселенные сделался пленником всех мерзких страстей, и узником, на вечные муки осужденным. Человеком проклята земля, чтобы вместо мягких и сладких плодов, приносить бодущее терние и волчцы (Быт. 3:18). Человеком заперто небо не одождити на землю: будет небо над главою твоею медяно, сказует Бог ко грешнику, и земля под тобою железна; не дождь, а разве прах ипепел снидет с небесе на тя, дóндеже сокрушит тя и погубит (Втор. 28:23,24). На человека вопиют скоты, погибающие во время суши и хлада, да и без суши и хлада злоупотребляемые, коих костьми поля наполнены. На человека люди же, братия его, вопиют. Ах! сколь много найдем таких, кои попирая священные законы Отечества, все милости добрые Государыни – Матери обращают в выгоды самим себе; должное обиженным удовлетворение–в сугубую обидуих; налоги, по обстоятельствам необходимо нужные–себе в хищение, а народу в несносные бремена; власть–в наглость; защищение–в разбой, суд и правоту– в лихоимство; слезы бедных претворяют в вино веселия своего, а оставшиеся на них кожи и кости – и те в горнец пищи своей собирают (Мих.3:2)! Люди, образом Божиим почтенные, в скотов преобразились, и даже превзошли их развратом: пьянствуют до лишения разума, блудодействуют не в меру скотов и зверей. Скоты бо, аще и без брачных живут союзов, кои от натуры им не даны, новместо того, наблюдают время, им на то определенное: человек же, вопреки закону, в естестве и в разуме его написанному, растлевается и временно и безвременно всяким плотоугодием.

Отсюда видно, кто зазывается на суд Божий? На кого вопиет оный глас, призывающий Бога Мстителя: Воскресни, Боже! суди земли?

Одни люди зазываются на суд; одни они, проклявшие землю грехами своими, называютсятут землею, яко недостойно обитающие на ней, и превратившие ее из рая в ад, достойный суда Божия праведного.

Итак, о люди, коих зазывает на суд Пророк, а через Пророка Дух пресвятый, слышите глас сей ужасный, и помыслите о себе. Вопиет на вас самая земля, держащая вас; она говорит к Богу: «горючие вещества, сера и селитра, внутри меня содержимые, готовы к запалению; Ты только, Боже правосудный, приложи искру гнева Твоего к ним, да истребит огнь скверны насельников моих, и я паки приведена буду в чистоту сотворения моего.» Скоты и звери, в домах и в лесах, взывают на вас к Богу: «мы,» говорят, «исполняем всю службу нашу человекам, и не отказываемся, когда возлагают на нас бремена несносные, бьют и мучают нас; но вместо того, никакого помилования, ни снабдения в пище, ни защищения от стужи, не имеем.» А громче всех, люди вопиют на людей, братия на братий своих. Одни бо гремят властью, а другие страхом исчезают. Одни погружаются в похотех и во вседневных пированиях, а другие от того претерпевают глад и нищету, и неизбежную от глада и нищеты смерть. И эти-то вопли Небо пробивают!

Правда, не теперь уже возвышаются вопли сии: Воскресни, Боже! суди земли! От Пророка Давида, возопившего гласом сим, прошло уже близ трех тысяч лет; а беззакония людей не только не умаляются, но безмерно более умножаются. Однако Праведный Судия вселенной в Сыне Своем единородном постановил сотворить суд всему миру, и чрез того же Сына Своего объявил нам и знамения всемирного суда: востанет, говорит Он, язык на язык и царство на царство, труси же велицы по местам, и глады и пагубы будут (Лк. 21:10,11), Все сие деется у нас и теперь. Но я, к тому, за большее и известнейшее знамение пришествия Христова на суд поставляю, отступление от Веры, Апостолом Павлом предсказанное (2Сол. 2:8 и след.), чего у нас ныне также столь много, как песку. И для того, о! земля, призываемая на суд Божий, вострепещи. Все, говорю, обитатели земли, злодеяниями своими земной рай в ад претворяющие, создания Божия злоупотреблением вашим принуждающие воздыхать на вас и болезновать (Рим. 8:22), покайтесь. Особливо братия, братий своих обижающие и снедающие, примиритесь прежде суда: властелин с подчиненным, владелец с подданным, богатый с нищим, судья неправедный с изнасилованным, обманщик с обманутым, сластолюбец и блудодей с самим животом своим растлеваемым. Земля грешная, кончина твоя – пожжение, уже близ есть: ты пила множицею сходящий на тебе дождь; но произращала доселе одно терние и волчец (Евр. 6:7,8). Возроди убо отныне Делателю твоему былья добрые, н прими, не клятву, но благословение от Бога, не суд, но помилование Его, пока жалобные вопли не вошли во уши Господа Савофа: воскресни, Боже! суди земли! – Спит Он, безумцы мнят, не казня наших беззаконий. Но восстанетяко спя Господь, яко силен и шумен от вина, и поразит враги своя вспять, поношение вечное даст им (Пс. 77:65,66). Се гряду скоро, глаголет Он, и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по делом его (Откр. 22:12).

О Боже, о Судья земли пощади нас. Пошли дождь благодати Твоей на землю, рождающую одно терние и волчцы греховные, да принесет отныне былье благое и благопотребное Тебе, Делателю душ наших! Благослови, а не проклинай, и кончину дай ей, благость Твою нескончаемую, а не пожжение вечное! – Аминь.

Говорено Февраля 20 дня, 1788 года.

9. Трифон Туркестанов

1. О Страшном суде Божием. В неделю Мясопустную (за литургией)

Подобно тому как во время пожара набатный колокол тревожными частыми ударами все настойчивее и настойчивее напоминает жителям города о спасении от пламени их имущества, так же и Святая Церковь с каждым днем все убедительнее зовет нас ко спасению того, что, несомненно, дороже всего вещественного, спасению драгоценных душ наших.

В прошлое воскресенье она приглашала нас к покаянию и к исправлению греховной жизни нашей, к приобретению христианских добродетелей. Вчера, в субботу, она напоминала нам своим заупокойным богослужением о страшном часе смертном, ожидающем всех нас.

И вот в это воскресенье Господь открывает нам Своим неложным словом тайны последнего Суда Своего, последнюю, заключительную страницу земной жизни каждого из нас. Грядет час, – говорит Господь, – в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия (Ин.5:28), и все мы предстанем пред нелицеприятным Судилищем Христовым не только со всеми делами, но и с едва заметными для нас помышлениями. На этом Суде уже не будет места никакому самоизвинению – то будет не суд человеческий, иногда и пристрастный, и несправедливый. Нет, то будет Суд Божий, грозный, нелицеприятный, все проникающий, пред которым все открыто.

И спросит Господь наш Иисус Христос каждого из нас: «Вот вы именовались христианами, но старались ли вы в своей жизни подражать Мне? Чем свидетельствовали вы свою веру в Меня? В чем вы показали свою любовь ко Мне? Чем вы старались заслужить Мою любовь и Мое благоволение?.. Вот, смотрите, – скажет Он, указывая на многочисленное собрание святых апостолов, пророков, мучеников, преподобных и праведников. – Вот они были такие же люди, как и вы, а между тем, проповедуя Мое имя, они претерпели ради Меня всевозможные скорби, страдания, гонения, самые утонченные мучения и, наконец, запечатлели верность Мне своею кровью. А эти преподобные отцы и матери, отвергнув вся красная мира, провели всю свою жизнь в слезах и воздыханиях, в голоде и жажде, дни и ночи проводя в молитве, скитаясь в пустынях, не имея иногда даже и корки хлеба для утоления голода. Но, скажете вы, они жили в монастырях и пустынях и им легко было спастись. Но вот смотрите: целые тысячи праведников, которые жили в миру, подобно вам. Из них многие были люди богатые, занимали высокие общественные должности, были связаны семейными узами, а между тем, живя в мире, они были не от мира – то есть не заражались его пороками. Обращаясь среди грешных людей, в душе своей они были собеседниками ангелов. Занимая различные общественные должности, всем сердцем и всею душою искали лишь Царства Божия и правды Его (Мф.6:33)… Что же сделали вы, – спросит Он нас всех, – чтобы достойно называться христианами и стать одесную Меня? Я от вас не требовал тех великих подвигов, которые принесли Мне святые люди, одного Я просил у вас – любви ко Мне, Спасителю вашему, и любви к ближним вашим. Если вы сами не могли терпеть голод и жажду для достижения Царства Небесного, то, по крайней мере, насытили ли вы голодного, когда Я, в лице нищего, просил у вас хлеба? Напоили ли жаждущего ради Меня? Если вы не могли оставить свой дом, своих братьев и удалиться в пустыню ради спасения своей души, то по крайней мере ввели ли Меня в свой дом и успокоили ли Меня, когда Я стоял в жалком рубище, стучась в дверь дома вашего? Если вы сами не могли страдать за Меня, терпеть ради Меня болезни, скорби и унижения от людей, то, по крайней мере, старались ли вы облегчить своим участием, состраданием и помощью Мои болезни и страдания, когда Я лежал на одре с болящими и когда томился в темнице вместе с узниками?»

Да, братие, в самых малых делах любви нас истяжут, и будем ли мы в состоянии дать добрый ответ? Согрето ли наше сердце любовью к Богу и к ближнему, не очерствело ли, не окаменело ли оно от самолюбия, чувственности, зависти и других пороков?

О! Пока есть еще время, постараемся исправиться! Прежде Суда Божия осудим себя, всю свою прошедшую греховную жизнь. В грядущий Великий пост омоем свою душу слезами покаяния, украсим ее добрыми делами веры и любви, смирения и милосердия, да милостивого найдем в страшный день Суда Божия Судию и Господа и услышим Его вожделенный голос: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25:34). Аминь.

2. Путь мира и путь Церкви. В неделю Мясопустную (за литургией)

Сердечный привет вам, дорогие сестры, с вашим сегодняшним праздником! Не обращает ли наше внимание то, в какое время он совершается? Теперь, как известно, в нашем многошумном городе самый разгар всякого рода увеселений, а Церковь в то же время приглашает всех к покаянной молитве. Мир воспевает радости и наслаждения земной жизни, а Церковь напоминает нам о ее скоротечности, о страшном часе смертном, ожидающем каждого из нас. Мир в погоне за всевозможными радостями, утехами вовсе забыл о высоких подвигах и великом назначении души нашей, а Церковь неложным словом Господа нашего Иисуса Христа раскрывает нам грозную картину будущего пришествия Господа и Страшного суда, на котором мы будем судимы не только за дела и поступки, но и за самые малейшие, сокровеннейшие мысли и пожелания. Не правда ли, какая резкая противоположность между жизнью мира и жизнью Церкви!

А что сказать вам о том, что часто за этим видимым мирским весельем скрываются глубокие душевные драмы. Часто веселое лицо, оживленный блеск глаз – лишь маска, под которой скрываются внутри затаенные страдания. Мир желает веселья, отгоняя от себя прочь тревожные мысли, подавляет в себе всякое религиозное чувство, шумом и песнями старается заглушить страх смерти и чаяние будущего воздаяния. Но, увы, не может вырвать или подавить в себе эти чувства и мысли и не может заглушить и порывов к небесному своей бессмертной души. И тоска, и уныние, горькие слезы и жгучие рыдания наедине, в тиши своей комнаты, ясно свидетельствуют бедному человеку, что не здесь, на земле, его назначение, – а там, на небе. Здесь лишь призрак жизни, лишь приготовление к вечности. А, с другой стороны, эта, по-видимому, скучная и однообразная церковная жизнь доставляет душе мир и счастье, которые она не променяет ни на какие блага мира. Эти дни Великого поста, например, когда церковная жизнь особенно ярко себя выражает в покаянных молитвах, дивных напевах, церковных чудных богослужениях, как дороги, как милы они всякому православному человеку!

В это время, сосредоточившись в мыслях и чувствах, успешней борешься с мыслями и пороками, гнездящимися в душе каждого из нас. С большей любовью относишься к своему ближнему, начинаешь яснее прозревать в тайны Божьего мира и глубже осознавать свое назначение как человека и христианина. О, дорогие дни Великого поста! Ничто не заменит вас для нашего сердца.

И вот, дорогие мои, в изображенном мною само собой заключается наставление для вас: мне не придется тратить слова, чтобы сделать вывод, – вы сами его ясно понимаете. Вот вам два пути или, вернее сказать, две жизни: жизнь мира – веселая и легкая снаружи, но полная разлада, тоски и отчаяния, жизнь же Церкви – скучная, утомительная и однообразная снаружи, но полная духовных радостей внутри.

Сердце мое, Боже, готово. Вот оное мое грешное растленное сердце, Ты видишь его, Господи. Молю же Тебя вместе с пророком: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Псалтирь
50:12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. {2Кор. 5:17 Гал. 6:15 Еф. 2:10 }
Пс.50:12). Аминь.