ПЕРЕЙТИ на главную страницу творения архиеп. Никифора
ПЕРЕЙТИ на главную страницу сборника Молитвы святых отцов
1. Иисусе сладчайший, невидимый Женише души моей! Однако ж страшусь потому, что вера моя мала.
5. Господи милости! пощади создание Твое, искорени от сердец наших душепагубную злобу.
8. Всемилостиве Боже мой! Даруй покаяние и обращение, пока время есть
10. Господи Боже мой, умилосердись, положи хранение устом нашим, и дверь ограждения о устнах наших.
11. Треокаянная моя душе! како не разумеешь Божественного благодеяния?
1. Иисусе сладчайший, невидимый Женише души моей! Однако ж страшусь потому, что вера моя мала
Иисусе сладчайший, невидимый Женише души моей! Ты сотворил меня, даровал мне плоть, кости, душу, дыхание и жизнь: Ты поставил меня Царем всей видимой твари: Ты благоволил мне дать в наслаждение красоты райские, но я преслушал заповедь Твою: однако ж Ты не оставил меня в бездне погибели моей, но сошед с высоты престола Божественной славы Твоей, воплотился для меня, и быв послушлив Отцу Твоему даже до смерти, претерпел крест и смерть для спасения моего. Ты для меня восприяв на себя человечество, соделал меня членом пречистого Твоего тела: Ты обещал мне, и сказал: «верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин.6:47). Господи мой, я верую всем сердцем моим и исповедую усты моими, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира. Сия вера, как научил Апостол твой, спасает. «Если устами твоими – говорит он, — будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим.10:9). Однако ж страшусь потому, что вера моя мала: и отсюда и Божественные повеления Твои кажутся мне тяжкими, отсюда повседневно преступаю святые Твои заповеди, и будучи по всему безответен, мню, что могу оправдаться пред тобою: верю, но страшусь потому, что вера моя столь мала, что подходит близко к неверию: почему преклоняю, пред премилосердым Твоим всемогуществом колена души и тела моего, и с сокрушенным сердцем и с теплыми слезами взываю к Тебе, якоже отец отрока, одержимого бесом: «верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк.9:24): согрей веру мою, и соделай ее как зерно горчичное, да ею благоугодивши Тебе, получу милость от Тебя в день судный. Аминь.
2. Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго! сотвори и над нами чудеса, каковые мы ныне слышали во священном Твоем Евангелии!
Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго! сотвори и над нами чудеса, каковые мы ныне слышали во священном Твоем Евангелии! Как даровал свет очам двух слепых, так просвети мысленные очи души нашей, да познаем неисповедимую Твою силу. Ты, Господи Иисусе, Иже отверзл слух глухого, отверзи слух души нашей, да услышим небесное и душеспасительное Твое учение. Ты, Господи, как тогда исцелил всякую болезнь и немощь, исцели ныне многоразличные страсти каждого из предстоящих и слышащих Евангельскую проповедь. Поскольку страсти иногда, как саранча и хрущи, истребляют все новосаждения, каковые произращает в сердцах наших посев Божественного слова Твоего; иногда же алчные семеноядные птицы самое семя слова при самом посеве поедают. От сего происходит, что и самых первоначальных ростков добродетели не возникает, то есть, страха и сокрушения в душе нашей. Сыне Давидов, помилуй нас! вопием и мы, якоже два слепца.
3. Убо, о надеждо! Ты — добродетель святая, сокровище бесценное; Господи, сподоби меня благодатью Твоею, чтобы никогда не надеялся на человеки и на временные мирские вещи
Убо, о надеждо! Ты еси добродетель святая, сокровище бесценное, бальзам небесный, дар совершенный, свыше исходящий от Отца светов! Ты утоляешь скорби мои; ты усыпляешь лютость страданий немощи моей; ты единая во всяком скорбном и опасном обстоянии предстательствуешь; ты и страх смертный прогоняешь, и отчаяние во множестве грехов моих рассеваешь. Царю невидимый, сладчайший Женише души моей! Ты всё можешь, и все Тебе послушают. Ты, насадивый в сердце моем надежду, сподоби меня благодатью Твоею, чтобы никогда не надеялся на человеки и на временные мирские вещи, но да возлагаю присно все мое упование на всемогущество и благоутробие Твое. Тогда-то буду я всесчастлив и блажен! Ты же сказал чрез Пророка Твоего, что блажен есть тот человек, который возложил все свое на Тебя упование: «блажен человек уповающий на Тебя» (Пс.83:13).
4. Господи Иисусе, сохрани нас от пагубного заблуждения неверных и злочестивых и засвидетельствовать пред Тобою спасительное исповедание веры
Господи Иисусе, Свете вечный от вечного Света, Боже истинный от Бога истинного, Сыне Единородный, сияние славы Отчия и начертание Ипостаси Его! Ты, Слово воплощенне, первый научил мир догматам истинной веры: Ты, Всесильне, укреплял учеников своих в проповедании Божественной Твоей веры во вселенной: Ты Светоподателю, просветил души слушавших проповедь их, и утвердил слово Твое великими чудесами, которые сотворила всесильная рука Твоя. Ты, Человеколюбче и Всещедре, дал нам недостойным небесный и бесценный дар истинной веры, которая изливает на нас все Божественные и Спасительные дарования! Что убо мы грешные воздадим Тебе за сие? Мы знаем и веруем, что ты благих наших не требуешь, но требуешь нашего сердца: «даждь ми», глаголешь Ты, «сыне, твое сердце» (Притч.23:26). И так выну, принося оное яко жертву всесожжения, прилежно просим и умиленно молим Тебя: сохрани нас от пагубного заблуждения неверных и злочестивых: сподоби каждого из нас в час смертный и в самую последнюю минуту засвидетельствовать пред Тобою спасительное исповедание веры, и сказать не обинуясь: верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси Сын Божий, Ты еси Искупитель мира! Да тако с полным упованием на бесконечное Твое милосердие предадим дух наш в Пречистые и Святые Твои руки! Аминь.
5. Господи милости! пощади создание Твое, искорени от сердец наших душепагубную злобу
Господи милости! пощади создание Твое, искорени от сердец наших душепагубную злобу и насади душеспасительную Твою любовь к братиям нашим, сострадание, ради которого рекл еси, яко изглаждаешь согрешения наши и сподобляешь нас бесконечной Твоей славы и блаженства. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.6:14).
6. Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живого! Тебе убо молим, вложи в сердца наши сей огнь ревности к вере и добродетели
Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живого! Ты пришел на землю, да вложиши в сердца наши огнь, якоже рекл еси: «Огонь пришел Я низвести на землю» (Лк.12:49): Тебе убо молим, вложи в сердца наши сей огнь ревности к вере и добродетели, но огнь же не осоленный или безрассудный, а приправленный солию, то есть рассудительный: да им согревшись, и вкупе осолившись, приносим Тебе всякую жертву нашу не только право, но и рассудно. Таковыми бо жертвами благоугождается милость твоя, ейже честь и величие, и на нее же упование наше во веки веков! Аминь.
7. Боже и Господи сил и всея твари содетелю! Дай нам дар совершен, чтобы, когда мучат нас болезненные недуги, или терзает скорбь в бедствиях, не смотрели бы мы долу на землю как бессловесные животные
Боже и Господи сил и всея твари содетелю! «Всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть сходяй от Тебе Отца светов» (Иак.1:17). Дай нам сей дар, чтобы, когда мучат нас болезненные недуги, или терзает скорбь в бедствиях, не смотрели бы мы долу на землю как бессловесные животные, но яко словесные люди, возводили бы очи горе на небо; сподоби нас памятовать то, что ты Отец наш, Который столько возлюбил нас, что единородного Своего Сына дал для спасения нашего, и что Ты посылаешь и счастие и несчастие, и здравие и болезнь. Удостоверь ум наш в том, что Ты к пользе нашей посылаешь различные скорби, и что поражаешь для того, да исцелишь, биешь, да помилуешь, наказуешь, да прославишь. Вложи в ум наш мысль ту, которую имел блаженный Иов, когда Ты скорбями терпение его испытывал. Вложи в душу нашу помышление словес Божественной молитвы, которой научил нас Единородный Твой Сын.
8. Всемилостиве Боже мой! Даруй покаяние и обращение, пока время есть!
Всемилостиве Боже мой! когда сие дебелое тело свергнет дебелость и облечется в нетление (1Кор.15:54), и отверзется очам совершенное познание того, что ныне видно якоже в зерцале и гадании: какой дам ответ тогда? Когда предстоя пред страшным Твоим престолом, узрю Тебя лицем к лицу (1Кор.13:12), и познаю не от части, так как ныне, но столько совершенно, сколько и Ты меня познал; когда познаю, яко Ты создал меня, дал мне кости, и плоть, и дыхание, и душу, и жизнь; когда, говорю, совершенно познаю, что Ты ради спасения моего предавал законы, посылал Пророков, проповедывал покаяние; когда познаю совершенно, что Ты столько возлюбил меня, что, чтобы освободить от работы диавола врага моего и от клятвы законной и соделать меня сыном Своим, посылал в мир «единороднаго Твоего Сына, раждаемаго от Жены, бываемаго под законом» (Гал.4:4): что возглаголю тогда? Что возглаголю тогда, когда узрю и истинно познаю Спасителя моего Иисуса, Бога моего воплощенного, узрю крест, и раны, и терновый венец, и оцт, и желчь, и копие, и ризу червленну, и признаю откровенно на руках и ногах Его язвы гвоздинные, и биения по главе Его, и прободение ребра, от которого истекла вода, да омыет меня, и кровь, да спасет меня, — какой воздам тогда ответ мой? Когда увижу, что не только добрыми делами моими никогда не прославил Его за благодеяния Его, не только ниже словом не показал пред Ним долженствуемую благодарность, но и воздал Ему злая за благая: богатство иждил на удовольствия, здравие на роскошества, честь на притеснение, убожество на роптания, болезнь на негодование и невоздержание; когда увижу, что орудия ко спасению сотворил орудиями к погибели моей, и что за грех неблагодарности ни слез никогда не изливал, ни раскаивался, ни исповедовался, что сотворю тогда, или что возглаголю? О, какой постигнет страх тогда, какой стыд, какое мучение совести, какое отчаяние! Многоблагоутробне, даруй покаяние и обращение, дондеже время есть! Всесильне, насади в сердцах наших великую добродетель благопризнательности! Господи милости! Пощади создание Твое. Аминь.
9. Господи, Боже мой, даждь покаяние, даждь обращение, даждь умиление, даждь слезы, даждь плодоношение добрых дел
Господи Боже мой, Ты создал меня, и даровал мне жизнь, дыхание и душу «на дела благая»: Ты грехом сокрушенного меня восставил животворящею Кровию Единородного Твоего Сына, да творю волю Твою: дал закон, послал Пророков, проповедал Евангелие, даровал Апостолов, поставил учителей, да делаю я дела добродетели. Господи Боже мой, отверзаю я очи мои телесные и вижу, что все твари со всяким тщанием повинуются законам, Тобою в них вложенным. Отверзаю очи мои душевные и вижу, что даровал Ты мне силы, нужные к совершению всякой добродетели. Рассудок, разум, совесть убеждают меня творить всесвятую волю Твою. Струи Божественного слова Твоего и святой Твоей благодати напояют меня, «яко древо насажденное при исходищах вод» (Пс.1:3). Но я, всеокаянный, не приношу животворного плода добродетели, а произращаю смертоносные терния греха. Увы мне, чего я должен ожидать? Господи милости, умилосердись! Ты все можешь, ничтоже Тебе невозможно есть, и от Тебя происходит все: даждь покаяние, даждь обращение, даждь умиление, даждь слезы, даждь плодоношение добрых дел, избави создание Твое от ужасного посечения и огня вечного. Аминь.
10. Господи Боже мой, умилосердись, положи хранение устом нашим, и дверь ограждения о устнах наших
Господи Боже мой, Ты произвел язык, создал устне, Ты устроил уста, и сотворил оные удободвижными, удобообращательными, и способными говорить. Ты премудрый и всемощныи даровал оным силу гласа, вещания, и образования слова, дабы мы посредством слова песнословили величие Божества Твоего, проповедывали истину веры, поучали Божественным Твоим законам, давали наставления и советы друг другу, и таким образом соделывались бы достойными небесного Твоего Царствия. Но мы, всеокаянные, органы добродетели делаем орудием порока, движа оные к обвинению и осуждению ближнего. Чем убо мы оправдаемся, когда воссядешь Ты судити живых и мертвых? О Господи, спаси же, о Господи, умилосердись, положи хранение устом нашим, и дверь ограждения о устнах наших: да не возглаголют уста наши дел человеческих, да не осуждаем братий наших, и тако да неосужденными явимся на страшном Твоем судилище, по благоутробнейшему оному слову Твоему: «не судите, да не судими будете».
11. Треокаянная моя душе! како не разумеешь Божественного благодеяния?
Треокаянная моя душе! како не разумеешь Божественного благодеяния? Како являешься толико неблагодарною пред тем всеблагим Благотворителем, Который украсил тебя толикими преимуществами, Который обогатил тебя толикими дарами и почестями? како соглашаешься покорять хотение твое во власть твоего раба, и предавать господство твое в руки врага твоего? Како нерадишь и творишься рабою раба твоего и служительницею слуги твоего? Нет сомнения, что тело услаждает тебя смертоносною приятностию вожделений, распаляет тебя погибельным огнем своих удовольствий: но известно тебе есть и открыто, что если победишь, спасешь себя и тело; если же останешься побежденною, погубишь и себя и тело. Имеешь свободу, имеешь дарованную тебе Богом способность, готова есть на помощь тебе всемогущественная благодать всемилостивого Бога: востани убо, что спиши? Когда ты разлучишься с телом твоим; неизвестно есть и скрыто от тебя. Не веси ни дня, ни часа, в который Бог разлучит тебя с телом, притом, по разлучении твоем, нет никакой надежды к исправлению твоему, или покаянию. Доколе убо спиши? Доколе сама себя приуготовляешь к вечному осуждению? Востани, прими владычество твое, покори раба твоего, исполняй делание свое, да с сим же рабом твоим внидеши в чертог Божественной славы, во светлости святых, в вечное Царствие, уготованное от сложения мира всеблагим Богом, восставившим тебя из не сущего в бытие. Аминь.
12. Господи Иисусе Христе, ежели я буду причащаться недостойно, то немощным бываю, недугующим, и умираю. Ежели я не буду причащаться, смерть; ежели буду причащаться недостойно, также смерть! Что убо сотворю всещедрый Господи?
Господи Иисусе Христе, человеколюбивейший и всещедрый, признаю я бедный безмерное богатство благости Твоей: Ты хочешь, чтобы я причащался Пречистого Тела и Крови Твоей, дабы иметь мне в душе своей залог вечной жизни. Верую и исповедую, что Ты еси Бог Творец всякой твари, Вседержитель и Всеобладатель: Ты еси, Коего все ужасается и трепещет от лица силы Твоей, и самые чистейшие и святые Серафимы не дерзают воззреть и видеть Божественное Твое лице, но со страхом и трепетом пред Тобою предстоя, закрывают лица свои, не терпя светлости Божественного Твоего светосияния: Ты еси Бог ненавидяй беззаконие и отвращаяйся греха. Како убо дерзну я оскверненный подъять Тебя Царя славы? Боюсь, да не попален буду яко воск, и пожжен яко трава от нестерпимого огня Божества Твоего. Хочешь, Святе Святых, да пребудешь со мною: но где? Где обрящешь место приклонить святую Твою главу? В устах ли моих? Но оные исполнены осуждения, лжи, срамословия и празднословия. В уме ли моем? Но он есть делатель всех лукавых помыслов. В сердце ли моем? Но оно есть вместилище всякой злой похоти. В душе ли моей? Но она есть жилище всякой скверны и нечистоты. «Аще не снесте Плоти Сына человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе» (Ин.6:53). Сие есть ответ Твой, многоблагоутробне Искупителю мой. Почему я, хотя и недостоин, дерзаю, и причащаюсь: «Иже аще яст хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни. Сего ради в вас мнози немощни и недужливи, и усыпают довольни» (1Кор.11:27,30). Сие отвещаешь Ты Жизнодавче, гласом Апостола Твоего. То есть, что ежели я буду причащаться недостойно, то немощным бываю, недугующим, и умираю. Увы мне всеокаянному! Ежели я не буду причащаться, смерть; ежели буду причащаться недостойно, также смерть! Что убо сотворю всещедрый Господи? «Да испытывает же себя человек» (1Кор.11:28).