Стефан Филейский. Размышление о молитве и спасении

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений

1. Важность молитвы

2. Сила молитвы

3. Учение о молитве

4. Без упования и терпения спасение невозможно

5. Молитвенный взгляд на дела Господни.


Важность молитвы

«Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13).

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41), – говорил Господь ученикам Своим. И из нас все те, которые не бодрствуют духом и не молятся, не свободны от того зла, в котором лежит весь мир (1Ин. 5:19), то есть покоятся сыны века сего, о коих Господь говорит: «огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не… не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13:15). – Вот истинное бедствие, в котором находятся все люди, не обращающиеся с молитвою к Богу! Ибо «приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф. 5:6), – и снизойдут «во ад все народы, забывающие Бога» (Пс. 9:18). «Близок Господь, как сказано, к призывающим Его во истине (Пс. 144:18); прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф, 4:17–18). – Хотя и помышляет о себе каждый из них: в род и род не приключится мне зла; но истина говорит: «зато внезапно придет погибель его» (Притч. 6:15).

«Обратитесь ко Мне… и Я обращусь к вам» (Зах. 1:3), – взывает Господь, пришедый спасти грешных. И пророческое вещание учит: «возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу и Ему будут поклоняться, каждый со своего места» (Ос. 14:3; Соф. 2:11). «Ибо без Меня, – Господь еще говорит, – не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Если мы сами собою не способны и помыслить что-либо богоугодное, «но способность наша от Бога» (2Кор. 3:5), как замечает апостол Павел; то потому и никто в разум истины прийти не может, если не будет, как Давид, просить Бога: «доброму разумению и ведению научи меня (Пс. 118:66). Посему и Господь научает: просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). «Если же у кого из вас, – говорит нам Писание, – не достает мудрости, да просит у Бога: и дастся ему» (Иак. 1:5). Кто просит Бога уразуметь истину, тот со временем скажет, «благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя. Ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал» (Пс. 15:7; 17:23). Чтобы достигнуть сего, при устной молитве и видимом поклонении должно быть еще обращение ума и сердца к Богу; без сего наружная молитва подобна бездушному, мертворожденному плоду чрева. Ибо Господь говорит: «так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис. 29:13). Пустословному богомольцу, приносящему жертву хвалы, тоже скажет Господь, что и Каину: «еда аще право принесл еси, не согрешил ли еси? Умолкни» (Быт. 4:7). И молитва его да будет грех, кто по виду молится, а ум его предан земному попечению и сердце его холодно; таким говорит Господь: «когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу вас» (Ис. 1:15). И еще: горе вам, лицемеры, что напоказ молитесь долго: за это примете тягчайшее осуждение (Мф. 23:14). «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине Себе» (Ин. 4:24). Таких поклонников Бог ищет Себе.

Молитва по существу своему есть обращение ума и сердца к Богу, соединение души с Богом; а по своему действию – оживление и дыхание духа безсмертного. «И вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2:7), – сказано о первозданном человеке, от чего и произошло в нем сердечное богохваление и непрестанная радость о Боге живом, подающем жизнь вечную. И ныне всякого человека молитве научает один только Бог, дающий молитву молящемуся (1Цар. 2:9). «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Когда заметно в теле хотя малое дыхание, то, значит, в нем есть жизнь; так и у кого есть печаль ради Бога (2Кор. 7:10), тот не отчужден от жизни Божией. Но у кого нет сего, нет сердца сокрушенного или покаяния, ведущего ко спасению, тот мертв душою, потаенный сердца человека в нем бездыханен. Как при телесном обмороке стараются произвести дыхание, так и в преданном сну смертному должно возбудить дух молитвы. Посему и говорит Писание: «встань, спящий, и воскресни из мертвых» (Еф. 5:14), и Сам Господь: отверзи уста свои, и исполню их духа. «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13).

Посмотрим на Того, Кто «оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2:21), – если только желаем спастись, войти в царство Его, получить жизнь вечную. Возведенный Духом в пустыню, чтобы искуситься от дьявола и победить его постом и молитвою, Господь наш провел сорок дней и ночей без пищи, будучи не иным чем занят, как молитвою (Мф. 4: 1–11; Мк. 1:12–13: Лк. 4:1–13). Хотя в Писании указана малейшая часть Его деяний (Ин. 21:25), однако ж не однажды упоминается, как Он «утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1:35); то сказано еще: «в те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12). И преображение Его было на горе, когда Он молился, «и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32). И тогда, когда душа Его скорбела смертельно, и Он, будучи в подвиге, падал на лице Свое – «с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления» (Евр. 5:7). Хотя и Божий Он Сын, но имел великое благоговение к Богу; потому и, будучи пригвожден ко Кресту, молился: «Отче! прости им. Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:34, 46). Итак, как говорил Он ученикам Своим: «научитесь от Меня» (Мф. 11:29), то наученные – «все они, – как сказано, – единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян. 1:14).

Не напрасно же Писание убеждает нас: «будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол, 4:2). «Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия» (1Сол. 5:17–18). Как шествующие в землю обетованную питались манною, так и грядущие к вечному блаженству, укрепляют сердца свои молитвою к Богу. О тех сказано: «хлеб ангельский ел человек» (Пс. 77:25); но чем безплотные силы укрепляют себя, как не Божиим славословием? И души живут и не умирают только молением – прошением, благодарением. Молитва благоговейная отстраняет душу от всего земного, делает человека высшим страстей мира сего: врага ли увидит он после молитвы, уже не смотрит на него, как на врага; красивую ли женщину, не соблазняется при виде ее. Пламень, возженный молитвою, не допускает до сердца никакую греховную мысль. Напротив же, без молитвы ослабевает всякая добродетель, уменьшается вера, водворяется в душе попечение о земном, и уничтожается всякое помышление о Боге – духовная жизнь прекращается в человеке. И Златоуст потому говорит: «не может быть, чтоб без молитвы могла быть жизнь добродетельною. Молитва же приводит человека в состояние, высшее всякого земного состояния и творит его равным ангелам».

Проходя долиною плача, идущие к горнему блаженству ныне говорят: «как очи рабов обращены на руку господ их… так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас» (Пс. 122, 2). «И приходят от силы в силу, являются пред Богом» (Пс. 83:8), с благодарением взывая: «просвещаешь Ты дивно от гор вечных», (Пс. 75:5). Великого просвещения духовного достигает человек молитвою – прилежною и продолжительною; даже и при начале усердный молитвенник чувствует в себе некий свет ума и говорит, как и Давид пророк: «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою» (Пс. 17:29). Чтобы освободиться нам от тьмы и войти в чудный свет Божий, или, что тоже, выйти из-под власти сатаны (Деян. 26:18) и водвориться в Царствии Божием, нужно усердно вразумлять себя «псалмами, славословиями и песнопениями духовными, и стараться о сем самом со всяким постоянством» (Еф. 5:19; 6:18). «Должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18:1), чтобы мы могли противостоять козням дьявольским, потому что борьба у нас с миродержителем тьмы века сего, с духами злобы поднебесными (Еф. 6, 12). Сей же род, – как Господь говорит, – ничем не побеждается, как только постом и молитвою (Мф. 17:21). Посему и говорит нам Писание: «бодрствуйте в молитвах» (1Пет. 4:7), «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5, 8).

Если бы понимали мы хоть мало опасность духовной своей жизни, то не было бы и нужды говорить о важности и необходимости молитвы; ибо кто хотя мало поразмыслит, тот увидит, скольким опасностям подвержена жизнь души нашей. Гибельная наклонность от юности ко злу (Быт. 8:21), разные препятствия к добродетели; неизбежные соблазны мира сего, коим трудно противостоять: все это недостаточно ли понуждает нас чувствовать крайнюю нужду в Божией помощи? Хочет ли кто знать, какую пользу доставляет молитва? – посмотри на всех людей и увидишь, кто ведет жизнь сообразную с законом Господним. Это те, которые любят молиться; они одни, побеждая похоть вредную, обретают успокоение в Боге, и говорит из них каждый: мне благо приближаться к Богу (Пс. 72:28). А как живут те, кои не молятся, или же и молятся, но притворно, как лицемеры? О, страшно и подумать, стыдно о них и сказать, сколь жизнь их противна, и что ожидает их в вечности! Это все до единого – рабы своих прихотей, все они заняты только земным попечением, и нет у них даже помышления о том, как угодить Богу. И за то всех их низведет Господь «в ров погибельный» (Пс. 54:24); ибо не ложно говорил Давид пред Богом: се говорит нам: остановитесь и познайте, что Я – Бог (Пс. 45:11). А люди, неведущие Бога, говорят о послушных Богу, как фараон о израильтянах: «праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу» (Исх. 5:17).

Апостол учит не худому, когда говорит: «не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6). Кто говорит, как и Давид пред Богом: «к Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122:1), тот со временем скажет: всегда я живу пред тобою, Господи; – «оттого возрадовалось сердце мое; даже и плоть моя упокоится в уповании» (Пс. 15:8–9).  Говорил еще: вспоминал я Бога и веселился (Пс. 76:4). Если и одно воспоминание Бога Спасителя радует душу, печалившуюся по Боге, то непрестанное богомыслие не более ли успокоит ее? Кто, хотя раз в жизни удостоится беседы с царем, тот почитает сие за великое для себя благо, и делается чрез то для всех почтенным. Даже и с простым, но добрым человеком дружеский разговор бывает весьма утешителен. Какого же величия и какого блаженства сподобляется тот из нас, кто постоянно беседует с Богом! А что молитва есть беседа с Богом, о том и пророк говорит: «да будет благоприятна Ему песнь моя» (Пс. 103:34). Кто, имея друга, не хочет и беседовать с ним? Если же нет у кого охоты молиться Богу, то верно нет и любви к Нему: а потому и не достигнет тех благ, которые уготованы любящим Его (1Кор. 2:9).

Сила молитвы

«Много может молитва» (Иак. 5:16).

«Нет ничего сильнее молитвы», – как говорит Златоуст святой; ибо нет ничего такого, чего нельзя бы было испросить у Бога молитвою. Молитвою еще ветхозаветные праведники угашали силу огненную и укрощали естество зверей; она и ныне делает безвредными «раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6:16) и действует на супостата, как слова «обаятеля, самого искусного в заклинаниях» (Пс. 57:6). Она благодушных сохраняет от зол, бедствующим подает терпение и скорбящим утешение: и нет такого человека, которому усиленная молитва не доставила бы желаемых благ. «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится, – пишет апостол Иаков, – весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров, и помолятся над ним… и молитва веры исцелит его, и, если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:13 – 15). Чего еще более надо, что доставляет молитва? И сколь сильна молитва, Писание представляет многие тому примеры. Оно указывает на человека, вооруженного силою молитвы, который не велит быть дождю, пока он не скажет быть ему; и три с половиною года не было ни дождя, ни росы. Но вот, преклонив колена, он молится о дожде, и тотчас дождь идет (3Цар. 17:1; 18:1). Этот же сильный молитвенник захотел, чтобы горсть муки питала семейство бедной вдовы, и целый год мука не оскудевала (3Цар. 17:10–16); раз дохнул он на мертвого отрока, и тот тотчас же ожил (3Цар. 17:17–22). Помолился, чтобы сошел с неба огонь, и огонь сошел, попалил жертву и жертвенник, погруженный в воду, и даже самую воду (3Цар. 18:36–39). И такою силою обладает человек, подобный нам; ибо сказано: «Илия был человек, подобный нам» (Иак. 5:17). Сказано же сие для того, чтобы мы знали, что и всякий человек, если захочет, может достигнуть такой молитвенной силы, какая была у славного пророка.

Много может молитва праведника; но я – человек грешный, – пусть скажет кто, – и потому могу ли что сделать своею молитвою? И тогда как во грехах он зачался и в беззакониях возрос, много может всякий человек сделать своею молитвою, если только постоянно он будет просить у Бога с верою. Представь себе человека, который молился Богу всегда (Деян. 10:2), но не знал Того, Его же единым именем которым надлежало бы спастись всем (Деян. 4:12). И что же? Постоянная его молитва свела с неба Ангела, и из язычника сделала христианина (Деян. 10:30–31; 48). И что удивительного в том, что сделала молитва с Корнилием; когда молитвою можно испросить на помощь более двенадцати полков Ангелов (Мф, 26:53)? Молитва веры спасла народ, уже определенный Богом на истребление от лица земли. Шестьсот тысяч израильтян готовы были погибнуть в пустыне за идолопоклонство свое, и один только Моисей мог за них ходатайствовать; и вот он молится о спасении их. Но судьба их уже была решена, и Господь потому говорит Моисею; «итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их» (Исх. 32:10). Погибель, кажется, неизбежна; однако Моисей не перестает просить, и что же опять производит неотступная молитва? «И отменил, – сказано, – Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх. 32:14). Вот что делает молитва, когда бывает настойчива! Потому и Господь притчею учит нас, представляя человека, пришедшего в полночь к своему другу и просящего взаймы три хлеба, и говорит: «если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» (Лк. 11:8). Такая усердная и постоянная просьба вдовы заставила и непреклонного судью сделать ей милость: накажу, говорит, врага ее, чтобы она больше не безпокоила меня. Слышишь, что говорить судья неправедный, – Господь поучает нас, чтобы мы не отступали от молитвы, – Бог ли, любящий правду, «не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18:1–7)?

Пусть кто почитает себя ни другом и ни рабом Христовым, но просто псом; и его усильная молитва будет исполнена, и притом еще с великою похвалою. Сему примером служит жена хананеянка, то есть богопротивного рода Ханова, которая шла за Иисусом и кричала: помилуй меня, Сыне Давидов! дочь моя жестоко беснуется. И не было ей никакого ответа. Заступаются ученики Христовы и говорят: отпусти ее, потому что кричит за нами. Но и их просьба оставлена без внимания, потому что она была чужда тех, которых Господь пришел спасти – овец дома Израилева. Господи! помоги мне, – женщина просит с настойчивостью и слышит отказ: не добро взять от детей хлеб и бросить его псам. Вот никакая просьба не помогает ей, даже и ученики не более ее успели! Жена же из рода неверного и развращенного говорит еще: но и псы едят крошки, которые падают со стола господ их. Тогда слышит от Господа похвалу: «о, женщина! велика вера твоя: да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15:21–28). И не только моления грешных людей Господь исполняет, но и духов злобы поднебесных, как видно из событий Иова и евангельских повествований; и просили Его бесы, да не повелит им в бездну идти; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них [свиней]. И Он позволил им (Лк. 8:32).

Не хотящий смерти грешника пришел «отпустить измученных на свободу» (Лк 4:19). Прокаженный взывал: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить; и Он отвечал: хочу, очистись» (Мф. 8:3). И всякому, кто просит у Него милости, Он готов на помощь, ибо «хочет, чтобы все люди спаслись» (1Тим. 2:4); потому и говорил: «есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:9 – 11). Да и что откажется сделать Тот, Кто не отказался пролить за нас Кровь Свою? Бог благ, как никто другой, и у Него неисчетное множество благ, – Сам Он желает даровать их всякому, кто только будет просить Его с верою, неотступно и несомненно; потому все зависит от веры и усердия молящихся.

«Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6); без веры невозможно ничего и выпросить у Бога. Это видно из следующего: отец просил об исцелении сына: Господи! «если что можешь помоги нам, – и Он отвечал: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующем» (Мк. 9:22–23). Посему и нам говорит, «имейте веру…  всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11:23–24). Верить не тому только, что Богу все возможно, но что он непременно подаст то, чего у него просим. Потому и апостол учит: да просит с верою, нимало не сомневаясь; иначе же «да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6–7).

При несомненной вере, что Бог подаст просимое, надобно еще знать, о чем молиться, чтобы не уподобиться тому, кто много зла навел на Иова, испросив над ним власть у Бога (Иов. 1:12). Кто не навык к различию добра и зла, тот и камень просит вместо хлеба, и змею вместо рыбы (Мф. 7:9–10), – того блага, которое ожесточает сердце, и удовольствия, лишающего божественной жизни. Посему и сказано: «про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Был случай, что молитва и сильного молитвенника не была исполнена, потому что Бог подавал ему нечто лучшее, чем то, чего он просил себе (2Кор. 12:9). У кого же есть ревность угодить Богу, но несогласно с божественным разумом, тот может молиться так же, как и ученики, которые говорили: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их» (Лк. 9:54)? Многие чудеса можно совершать с молитвою, исполненною веры (Мф, 7:22), и однако не иметь в себе духа Христова. Потому и Господь говорит: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Мф. 7:21). Многие из молитвенников неразумных услышат на суде Господнем: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» (Мф. 7:23). Итак, нужно знать, о чем молиться, и еще следует научиться, как должно молиться, чтобы молитва была не тщеславна и не мятежна.

Учение о молитве

«Господи! научи нас молиться» (Лк. 11:1)

Во всяком благоугодном деле один у нас Учитель – Христос (Мф. 23:8): Он наставляет нас на всякую Истину, Он научает и тому, как и о чем должны молиться. Во-первых, запрещает Он молиться напоказ: не будьте, как лицемеры, которые любят молиться там, где видят их люди, ибо получают они уже свою награду, – похвалу и уважение от людей. Ты же, – говорит Он молитвеннику, – войди в клеть, избери себе уединенное место и молись Отцу Твоему, Который втайне, и Он, видящий тайное, воздаст тебе явно. Вот молитва не тщеславная, не рассеянная умом, совершается во глубине сердца! Но вот еще учит Он молитве не мятежной, вполне безмолвной: «а молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо думают они, что во многоглаголании своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде вашего прошения» (Мф. 6:5–8). Можно часто призывать Бога и без всякой пользы, умножать моления и не быть услышанным. Видим мы людей, по долгу молящихся (Мк. 12:40), и однако Господь говорит о них: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Ибо сказано: «и молитва его да будет в грех» (Пс 108:7); «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). Ибо «свято и страшно имя Его» (Пс, 110:9).

«Все мы молимся, – как говорит Иоанн Златоуст, – но не все пред Богом. У кого тело лежит на полу, а душа скитается по земле, уста безсмысленно произносят слова, тот, можно ли сказать, что произносит Богу молитву свою? Многие, приходя в церковь, произносят тысячи стихов и выходят, не зная, что говорили. Если сам ты не внимаешь молитвенным словам своим, то как хочешь, чтобы Бог внял тебе?» Да и что значат одни слова пред Испытующим сердца и утробы? Говорить одно, а в мыслях держать другое свойственно одним лукавым людям; но что успеет лукавый пред всеведущим Богом? Потому, когда стоишь на молитве, то знай, что стоишь пред Богом, и каждое слово твое есть слово к Богу, и – «не будь как человек, искушающий Господа» (Сир. 18:23). Как Моисею не дозволено было приступить к купине, где был Господь, покуда не снимет сапоги с ног (Исх. 3:5), так и тебе беседовать с Богом, пока не отрешишься от земных помышлений. И пред земным владыкою говорить без внимания не безопасно; тем более пред Тем, Кого трепещут Херувимы. Потому Писание учит: «прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя» (Сир. 18:23), – оставь позади себя все земное, взойди умом на небо, отстрани от себя и невидимую тварь и предстань пред Седящаго одесную Отца, – Ходатая Бога и человеков, человека Иисуса Христа (1Тим. 2:5). Подумай, кто ты – земля и пепел, и с Кем хочешь беседовать, имея нечистые уста. Кого ты хощешь славословить? Вспомни слово писанное: не красна похвала в устах грешника (Сир.15:9), и бойся, да не проклят будешь, делающий дело Господне небрежно (Иер. 48, 10).

На кого воззрю? Господь говорит: «только на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2). Посему учит Исаак Сирин не высказывать пред Богом о земных своих нуждах, но смиренно уповать на Его промысел и просить милости не словами, а слезами: «когда ты предстанешь в молитве пред Бога, то будь в помысле, как муравей, как один из гадов пресмыкающихся: не позволяй себе говорить о своих нуждах, но как дитя, не умеющее слова сказать, проси милости у Бога одними слезами, чтобы Он удостоил тебя такого же попечения, какое имеют отцы о своих младенцах». Ибо «желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс. 144:19). Тому же учит и преподобный Иоанн Лествичник: «не старайся о многоглаголании; ибо не искусен тот, кто много говорит пред Богом. Одно слово мытарево умилостивило Бога, и одно изречение, произнесенное с верою, спасло разбойника». Бог внимает и тому, кто молчит, но сердцем молит Его. Некогда позади гнались египтяне, а впереди было море, и Моисей молчал, но Бог воззвал ему: «что вопиешь ко Мне?» (Исх. 14:15). Так и матерь Самуилова молилась и была услышана, хотя «и не было слышно голоса ее» (1Цар. 1:13). Не напряжением голоса доходит молитва до слуха Божия, но чем сильнее вопиет потаенный сердца человек, тем скорее исполняет Бог молитву. Тот истинно молится, кто молится духом; без того же суетны и самые красноречивые воззвания. Посему не почитай успехом в молитве, когда много прочитываешь молитвенных изречений; но – когда каждое слово твое исходит от сердца.

«Молитесь, сказано, во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством» (Еф. 6:18). Но как это можно? – скажешь. Можно, если только захочешь. Если есть у тебя сердце сокрушенное, то не помешают тебе люди, не воспрепятствует и место приносить жертву Богу во всякое время. Можешь, и, сидя на земле, воззреть на небо и вздохнуть о грехах своих, даже и лежа, ничем не хуже, чем стоя в церкви, испросить у Бога милости, ибо Бог не гнушается никаким положением своего молитвенника, было бы у него душевное расположение к Нему и кающееся сердце. Павел и Сила в темнице, прикрепленные к колоде, лежа молились, но потрясена была темница и страж припал к их ногам, чтобы затем обратиться ко Христу (Деян. 16:24–33). И Езекия, обратясь на постели к стене, не много слов проговорил, но отменил Божии о нем судьбы и остался жить еще на 15 лет (4Цар. 20:2–7). А Иеремия в яме и тине, Иона в море и во чреве кита призвали Бога и были услышаны (Иер. 38:6; Ион.2:2). Бог не человек, чтобы искать Его в каком месте, убеждать Его какою речью. «Разве Я – Бог только вблизи, – говорил Он, – а не Бог и вдали?» (Иер. 23:23). «Он недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27): потому, где бы ты ни был, откуда бы ни стал призывать Его, Он послушает всегда и везде, – и еще взывающему тебе, Он скажет: «вот Я!» (Ис. 58:9). Бог всегда бывает присущ к тому, кто призывает Его с верой и вниманием.

Кто не навык молиться духом во всякое время, тот молиться должен как можно чаще молитвою словесною, как учил ангел Господень Антония Великого. Ангелы, как сильные крепостию, всегда видят лице Отца Небесного (Мф.18:10); а мы, как существа слабоумные, легко вдаемся в безпечность и забываем Бога. Почему, как пройдет час другой после молитвы, и ты заметишь, что дух угасает, душа твоя охладевает, спеши скорее на молитву и покаянием оживи себя. Поучись сему из примера пророков: вот Даниил, имея в горнице окно постоянно отверстое к Иерусалиму, три раза каждый день преклонял колена, молился и исповедался пред Богом своим (Дан. 6:10). Давид же семикратно днем хвалил Бога и в полуночи исповедовался о судьбах Его правды (Пс. 118:62, 164). Если цари и правители огромнейших государств молились так часто каждый день, то мы ли, имея столь много праздного времени, не должны молиться часто, когда можем получить от того великую душе пользу? Ибо не может быть, чтобы человек, часто обращающийся к Богу, впал в какой-либо великий грех, – в эту душевную беду и смертную дремоту. Кто часто переселяется умом на небо и там беседует с Вышним, тот, по самому занятию сему, отстраняется от земных дел и становится выше тревог мира сего. Созидая дом душевного спасения, станем подражать искусным домостроителям: они часто проводят меж камней железные полосы, чтоб постройка была прочна; так и ты в промежутках дел клади пред Богом поклоны, и оградишь себя безопасностью. Тогда «когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления» (Притч. 3:24–26).

Заметь и то, какая у святых была ревность приносить Богу молитвы свои всегда. Даниил на три дня не захотел оставить молитвы своей Богу, хотя и угрожала за то смертная казнь (Дан. 6:7). И Павел с Силою, будучи в темнице, и среди полуночи молились и хвалили Бога (Деян. 16:25): ни место тесное, неудобное для молитвы, ни самое время, в которое покоятся все сладким сном, не удержали их от обычного славословия. Почему? Потому, – как замечает Златоуст, – что, – «ежели кто лишит себя молитвы, то сделает с собою то же, что бывает с рыбою, когда извлечешь ее из воды». – Как без воды жизнь рыбы прекращается, так и без молитвы душа человека, отстраненная от Духа Божия, замирает или засыпает смертным сном. Тогда как воодушевленный молитвою человек нигде не погибнет; вот Иона, и поглощенный китом, как не оставил молитвы, то и избавился от неминуемой смерти, и Петр, утопающий среди страшных волн, когда взывал: Господи! спаси меня, – то и был спасен. Молитва и разбойнику отворила райские двери; за молитву и должнику отпущены все долги, хотя и простирались они до тьмы талантов; молитвою же свергнул с себя Давид тяжелое бремя грехов. Так и мытарь многогрешный за то, что взывал: Боже! милостив буди мне грешному, – сделался праведнее и самохвального фарисея. Если ли же так спасительна для всякого человека молитва благоразумная, то и не должно ее оставлять даже и на короткое время.

Но когда бывает удобнее всего молиться? Среди житейских дел, кои совершаются обыкновенно днем, многое нас развлекает, порабощая ум и пленяя сердце; но вот ночью самое удобное время для богомыслия и молитвы. Тогда повсюду царствует тишина, среди всеобщего безмолвия никто не смущает ум и ничто не мешает сердцу ощущать благость Того, Который видит тайное (Мф. 6:6). Среди ночи не нужно для молитвы и особого места: тут же на постели своей преклони колена и молись, как и премудрый Соломон, который говорил: «на ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя» (Песн. 3:1). Много значит и то, что в глубокую ночь, когда все предаются покою, ты один дерзновенно беседуешь с общим всех Владыкою. Чем проводить целую ночь во сне, ворочаясь с боку на бок, не лучше ли употребить час-другой на молитву? Тогда, наверно, и ты скажешь с Давидом: «как туком и елеем насыщается душа моя, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи» (Пс. 62:6, 7). После ночных славословий и сон бывает приятный и видения чудные, восхитительные для души. Посему и говорит Исаак Сирин: «молитва, совершаемая ночью, да будет для тебя досточестнее всех дневных занятий, ибо умственные озарения, подаваемые душе днем, исходят из света ночных молитв. Потому не думай, чтобы во всем делании твоем было какое-либо занятие важнее ночных молитв». <В ту ночь, – говорил некто из подвижников, – в которую стою на молитве: засыпаю с псалмопением, и по пробуждении весь день бываю как бы не принадлежащим миру сему: никакие помышления земные не приходят мне». Молитва и в сонном безмолвии не прекращается у тех, кто предается ночным молениям: внутри его всегда остается благоухание молитвы, – движения сердца его не иное что, как тайные гласы, воспевающие Сокровенного в тайне.

А о чем должны молиться, тому научает Господь молитвою <Отче наш…»

Без упования и терпения спасение невозможно

«Ибо мы спасены в надежде: когда надеемся тогда ожидаем в терпении» (Рим. 8:24–25).

Нередко, при своем малодушии, говоришь: как и спастись? А враг пользуется сомнением и говорит: нет тебе спасения в Боге твоем. Нет у тебя добрых дел, и Бог тебя не спасет. И зову с пророком: «уныл во мне дух мой; восскорбел я в печали моей и смутился от голоса врага» (Пс. 142:4; 54:3–4). Но послушаю, что скажет Господь Бог. Он говорит: не бойся, ибо Я искупил тебя; Мой ты, Я Бог твой, Спаситель (Исх. 43:1, 3). Однако же люди и самые лучшие несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что возвещается от Бога (Лк. 24:25); то вот и вопиешь опять: «доколе, Господи, будешь забывать меня вконец? Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день [и ночь]?» (Пс. 12:1–2)?

Глас же Господень подкрепляет; «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19); «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13). Значит, и святые спасались таким же образом, ибо слышим у пророка: «страха ради Твоего во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего» (Ис. 26:18).

В Писании сказано: «если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2:1). Значит, искушения неизбежны всякому рабу Господню. И «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни» (Иак. 1:12), Господь увенчает его милостию и щедротами (Пс. 102:4). Потому не малодушествуй, раб Божий, но «мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа» (Пс. 26:14). Терпит Господа тот, кто не унывает, но великодушно переносит искушения, какие посылаются для смирении его души. «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:14), для того, чтобы познавал, что он «несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17) и, чтобы всем сердцем уповал на Бога (Притч. 3:5). Посему с терпением будем проходить предлежащее нам поприще; ибо «надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут» (Ис. 40:31).

Всякое наказание (вразумление, обличение) в настоящее время кажется печалью, но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12:11). Потому не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя, ибо Господь наказывает всякого, о котором благоволит (Притч. 3:11–12). Аз, их же люблю, обличаю и наказую (Откр. 3:19), – говорит Господь. Вот и Давид обличенный взывал: беззакония мои я сознаю, «и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50:5), и терпел всякие наказания великодушно. Когда человек обличается совестью и чувствует себя великим грешником, то это верный признак, что Господь его любит, – потому и обличает. Если вы терпите наказание, – сказано избранным, – то Бог поступает с вами, как с сынами (Евр. 12:7). Посему и Иеремия взывал: «не будь страшен для меня, Ты – надежда моя в день бедствия» (Иер. 17:17). И все святые жили на земле «со всяким смиренномудрием и многими слезами» (Деян. 20:19).» Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего» (Пс. 118:136), – говорил пророк Давид; но после он же взывал: «благо мне, что я пострадал. Прежде страдания моего я заблуждался, а ныне слово Твое храню» (Пс. 118:71, 67), и – «верую, что увижу благость Господа на земле живых» (Пс. 26:13).

Но легко ли человеку, зараженному лестью лукавого, прийти в познание истины и спастись? Господь «пришел исцелить сокрушенных сердцем, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18); и потому прежде, чем получит кто радость спасения, много должен потерпеть мучении. «Истаевает душа моя о спасении Твоем, – взывал пророк Давид, – я говорю: когда Ты утешишь меня?» (Пс. 118:81–82). Но вот и путь, которым привел его Господь во спасение: едва не погубили меня враги; но я не оставил повелений Твоих. Они подстерегают меня, чтоб погубить; а я углубляюсь в откровения Твои – утешение мое, и уставы Твои – советники (Пс. 118:87, 95, 24). И нас тому же учит Господь: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31–32). Почему, «делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал, 6:9).

Хотя иго Господне и благо (Мф. 11:30), однако же не мимо идет и сие слово Господне: «в мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Всем нам суждено войти в Царствие Божие многими скорбями (Деян. 14:22). «Покоритесь Богу, – сказано нам, – сокрушайтесь, плачьте и рыдайте» (Иак 4:10). «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17). Не благоволил Бог, чтоб возлюбленные его покоились в мире сем; но паче восхотел, чтобы пребывали в сокрушении сердечном и печали о своем спасении. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор. 7:10). Когда пребываем в печали о своем спасении, то будем знать, «что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения» (1Сол 5:9). И «блаженны нищие духом; блаженны плачущие» (Лк. 6:20–21). «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Пс. 125:5). «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни» (Пс. 93:12–13).

Блаженная жизнь безстрастная, жизнь, чуждая греха, который производит скорбь и муку; приятно для души, когда отнимется от нее завеса, скрывающая вечное блаженство. Но и безстрастие не безопасно; оно неискусного приводит в высокоумие и надежду спасения заставляет полагать не в Боге, но в своей добродетели. Тогда как вечная жизнь есть дар Божий, который достигается верою в Сына Божия; она уготована боящимся Его и надеющимся на милость Его. Хорошо, кто, делая добро, смиренно помышляет о себе; добрые дела укрепляют в нем надежду на воздаяние Божие. Но и борьба со страстями и похотями, сокрушая сердце, смиряет дух и водворяет надежду на милость Господню. И «блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2:12), – говорит Писание.

Ты говоришь: я добрых дел не делаю, а постоянно только грешу, как же я спасусь? Но послушай, что говорит нам Писание: «благодатью вы спасены через веру, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9). Все согрешили, – «ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:32). «Оправдывается же человек верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5). «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19). Было бы сокрушение и смирение, Бог спасет, ибо от Господа спасение (Пс. 3:9). Когда лукавый дух внушает мысль, что – нет тебе спасения, ты обращай ум к Богу и говори: «у Тебя источник жизни» (Пс. 35:10); Ты хочешь «чтобы все люди спаслись» (1Тим. 2:4); не погибну, не умру и я, но жив буду. «Я знаю, Искупитель мой жив» (Иов. 19:25). Он облек меня в ризы спасения (Ис. 61:10). – Но как грехи? – «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7). «Он есть умилостивление за грехи наши» (1Ин. 2:2).

Господь пришел не праведников призвать, но грешников на покаяние (Мф. 9:13), и потому говорит: «покайтеся, и веруйте во Евангелие» (Мк. 1:15). Значит, мы спасаемся чрез покаяние, верою в обетование Божие. «Но грехи мои велики, – говоришь ты, – и еще грешить не перестаю». Не переставай и каяться; Господь поможет возненавидеть грех; а все, что противно душе, продолжительно быть не может. Пусть ты нарушил и закон естества, совершил то, чего и скоты не творят, и застарел уже в беззаконии: посмотри на лежащего в расслаблении 38 лет и на женщину, которую связал сатана и не давал выпрямиться 18 лет: не исцелил ли их Господь? Сему Целителю недугов не трудно исцелить и тебя; обратись только к Нему с верою: Ему приятно спасти всякого человека. Его приглашали к себе мытари, и Он приходил к ним; приступали к нему блудницы, Он и от них не отвращался; даже разбойнику, когда он обратился к Нему с верою, не заградил пути в Рай.

Попусту жаловаться на свои немощи не нужно, ибо к миру призвал нас Господь (1Кор. 7:15), и мы должны терпеливо переносить Искушения. «Уповай на Господа, – говорит тебе Писание, – предай Господу путь твой, утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего» (Пс. 36:3–5). «Люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир. 30:24–25). Буди уповая всем сердцем на Бога (Притч. 3:5). Чем жаловаться на себя пред человеком, подобным тебе, лучше говори с Давидом: «иссохло от горести око мое, истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях. А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею» (Пс. 30:10–11;15,17). «Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои» (Пс. 24:18). «Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем» (Пс. 12:6).

Молитвенный взгляд на дела Господни

«Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои» (Пс.24:15).

«Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях. Боже! свят путь Твой. Ты – Бог, творящий чудеса» (Пс. 76:12–15). Ты прежде и ныне также благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя. Нет между сынами человеческими, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. За то все народы, Тобою искупленные, приходят и поклоняются пред Тобою, Господи, и прославляют имя Твое. Буду и я величать Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим, и славить Имя Твое вечно. Ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего (Пс. 85). – Итак, что унываешь, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. Душа! надейся на Него во всякое время; изливай пред Ним моление свое; Бог – сила твоя и спасение необоримое.

Есть спасение и самым великим грешникам, есть надежда недугующих страстями, что и они помилованы быть могут, и их зловонные раны заживлены Исцеляющим «всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9:35). Не пришел Спаситель наш призвать праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12). Вот и оплакавшая у ног Его пороки свои услышала глас Его: прощаются тебе грехи твои (Лк. 7:48). Вот и закоренелый в неправедных делах начальник мытарей, за свое пожелание пол имения раздать нищим, получил спасение со всем домом своим (Лк. 19:9). И проведший всю жизнь свою в злодеяниях, вот и он, за одну веру в Распятого с ним, первым вошел в Рай (Лк. 23:43). Кто же не подивится, видя такую благость нашего Господа? Кто еще не познает, что Он благ, и милость Его вечна (Пс. 117:1)? Премногие Его откровения показывают, что во Царствии Его многие обители наполнены прежде бывшими великими грешниками. Не из числа ли их и тот первоверховный Петр, плакавший некогда горько о своем отречении от своего Господа и всегда сознавший себя, – «потому что я человек грешный» (Лк. 5:8)? И другой, подобно ему славою и честию венчанный, не именует ли себя доныне в своих писаниях первым грешником (1Тим. 1:15)? Так, всех Ты, Господи, заключил в непослушание, чтобы всех помиловать (Рим. 11:32). Припоминаю же я неправды святых Твоих не для того, чтобы выставить их на позор, но чтобы мне, обремененному грехами, иметь надежду на Твою великую милость.

Знаю я, что и ныне покаяние неизменное ведет ко спасению всякого грешника; но что делать мне, который каюсь сегодня, а завтра грешу? Но говорил же некогда некто из Твоих, Господи: «злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Да вразумит и меня неизменное слово Твое; просите, и дано будет вам (Мф. 7:7). Пусть ободрит меня Твое нам узаконение: «если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему» (Лк. 17:4). Если нам, более или менее всем злобным, Ты советуешь так поступать: то не тем ли более Сам Ты, благий, сотворишь с нами, когда мы будем у Тебя просить пощады себе? Если задолжавший тьмою талантов получил оставление долгов за то, что попросил только отсрочки (Мф. 18:27): то и мне безумно подобиться Каину, вопиющему: «наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт. 4:13). Нет равного Тебе в милости; нет, Господи, подобного Тебе в благости. Ты истину сказал: хотением не хошу смерти грешника (Иез. 33:11). И я уверен, что сердце сокрушенное и смиренное Ты не презришь (Пс. 50:19).

Слышу я благонадежное слово истины: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2:32). Итак, буду я призывать спасительно имя Того, Кто всяким грешникам открыл свободный вход в вечное Свое Царство. Меня уверяют в том и блудница, и разбойник, и мытарь, и тот хулитель и обидчик (1Тим. 1:13), который по милости Господней сделался проповедником истины, и многие другие; все они ободряют меня надеждою спасения, если я буду просить себе Божией милости. «Ибо всякий просящий получает» (Мф. 7:8), – будет ли кто добр душою или зол, богат или беден в добродетели; но, если попросит милости у Бога, получит. Ей, Благосердый, вожделенно Тебе спасать всякого грешника, полагающего начало покаяния, которое определил Ты грешникам во спасение (2Пар. 36:23де). Ты – Бог кающихся, и нет другого имени, которым надлежало бы спастись нам (Деян, 4:12). Ты – «упование всех концов земли; вот, я познал, что Бог мой – Ты, и блага мои Тебе не нужны» (Пс. 64:6; 55:10; 15:2). Скажи душе моей: твой есмь Аз; и по вере твоей да будет тебе. Ибо Ты возвестил защиту его, потому что познал имя Мое; воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби, избавлю его, и явлю ему спасение Мое (Пс. 90:14–17).

О Владыко мой, Господи! – врачество души моей, обретенное мною в скорбные дни моей жизни! Тебя я призываю, намереваясь избавиться от прегрешений моих, к Тебе я обращаю печальные очи души моей; спаси меня, помилуй по великой Твоей милости (Пс. 50:1). Ты возвестил нам: «никто не благ, как только один Бог» (Мк. 10:18); да не престанет быть истинным святое слово Твое, да пребудешь Ты вечно благосердым Богом спасения моего. Не ради Ты заслуг человеческих изволил быть человеком; не ради и моих добродетелей, которых и нет у меня. Ты спасешь меня, Боже мой. Ибо Ты воистину благий Господь: отдаешь Ты полную плату поработавшим с утра в Твоем винограднике; наравне с ними удостаиваешь награды и приходящих под вечер; щадишь Ты, Милосердый, и того, кто под конец своей жизни, подобно разбойнику, обратит к Тебе молитвенный взор души своей. Не отвергай меня, Милующий всех грешников, за то, что много и долго грешил и лишь теперь только прошу избавить меня от беззаконий моих. Не хотел я Тебе послужить ни в третьем, шестом и девятом часах моей жизни, – всегда оставался непотребным рабом; но ныне даруй мне, Господи, быть Твоим достоянием и угодить Тебе покаянием. Доныне остаюсь я праздным, ибо Ты не попустил мне быть наемником мира сего, чтобы суетною радостью порадоваться на земле. Пусть и ныне да не внидут благая мира сего пред очи мои, не буди ми веселитися о коей-либо вещи временной в сем животе моем, но исполни очи мои слез духовных, сердце мое сокруши и исправи стопы моя.

Тебя я умоляю, Царя моего Небесного, Тебя прошу, желая избавиться от уз, коими связаны все земнородные; но – увы! увы! – потуплены взоры души моей, стыжусь я Позвавшего меня на брачный пир. Ибо такова моя одежда, таковы дела мои! Горе мне, не имеющему добрых дел! Разве, быть может, не привлеку ли я бедностью моею благоволение Царя моего, коего взор обращается на смиренного и кроткого, презирая же одних надменных собою? Пришли, как слышу, двое молиться в храм; первый, перечисляя постные дни и десятины свои, не находил и равного себе; зато второй не смел и возвести очей к Престолу Великого Бога. Он, тяжко вздыхая, мог говорить только: Боже, нет у меня добрых дел, и меня ничто не спасет кроме Твоей милости; будь милостив мне грешному. Слышал Ты обоих молитвы и рассудил их, Боже, праведно: первого поставил ни во что, а изнемогающего от грехов оправдал (Лк. 18:9–14). Это весьма радует меня, великого грешника, и подает мне крепкую надежду на великую Твою милость. Ибо, кто обращался к тебе с покаянием и не был помилован? Кто взывал к тебе с сердцем сокрушенным о грехах и был отринут? О, Владыко мой, Господи, не хотящий смерти грешника, но всем человекам желающий спастись и прийти в познание Твоей благости! Не отвергни просьб моих, как бы суетных, не посрами меня в надежде на Твою великую благость. Обрати Свой сострадательный взор на меня, унылого грешника, и виждь, что враг сотворил душе моей: воздержание мое разрушил, бдения меня лишил, молитв и воздыханий чуждым меня сотворил и сердце мое ожесточил. Всякой добродетели я теперь уже обнажился, даже упование вечной жизни, и этот свет души моей готов сокрыться из очей моих; а беззаконные дела пришли на память мне, помышления о них наполнили мою голову и богопротивные желания овладели сердцем и умом моим. Но я к Тебе, Всемогущему, обращаю печальные взоры мои и Тебя прошу, как Симон Ионин, погружаемый волнами: Господи! спаси меня: я погибаю (Мф. 14:30).

Велики милости Твои к нам, грешным, велики Твои благодеяния нам, земнородным, ибо все, что дано нам, есть дар, незаслуженный нами, и все нам даровано, чтобы мы прославляли Тебя душою и телом. Дарован нам ум, чтобы, управляя орудиями души и тела, всяким делом и словом, служили мы к прославлению Твоих щедрот: даны руки и ноги, чтобы, делая одно добро, мы шли путем Твоим; с тою же целью дарованы нам слух и зрение, чтобы отверсты были ко всему Тебе угодному и отвращались бы от всего Тебе противного. Также и язык, от которого половина грехов происходит у нас, для того дарован, чтобы от благого сокровища износить одно благо, – от доброго сердца добрые речи; даже и чрево, этот виновник наших зол и источник погибели, и оно дано, чтобы при посредстве его могли мы получить вечное блаженство. «Кто верует в Меня, – Господь говорит, – у того из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54). Так, все даровано нам для совершения добра и достижения жизни вечной; но – увы мне грешному – враг души моей все обратил мне в орудие греха и смерти. О, сколь далек я стал от назначения Твоего, Господи! не осталось у меня ни одного члена, который бы не заражен был злом; и доколь же сие будет? доколе, Господи, враг будет властвовать и превозноситься надо мною? Долго ли мне оставаться еще в плену греховном, рабствовать плоти и тлению? Поспеши, Господи, на помощь мне, яви дивную милость рабу Твоему, ибо с тех пор, как я оставил путь Твой благий, не встретил себе доброго дня, и когда помышлял начать лучшую жизнь, делал еще более зла. Многократно же изведав благую помощь Твою, – ибо Ты всегда спасал, когда я взывал к Тебе, – и ныне, обремененный многими грехами, к Тебе опять приступаю и Тебя прошу: подай мне силу воспротивиться моим беззакониям, да не до конца одолен ими буду и не сниду с печалью во ад.

О благий Человеколюбче, единый чистый, единый безгрешный Господи Иисусе Христе! умножая, умножь на мне Твое человеколюбие, излей обилие щедрот Твоих на горемычного грешника. Помяни, как я, плача, умолял некогда Твою благость, да ущедришь меня окаянного и исправишь жизнь мою многогрешную, я с плачем и рыданием прошения свои приношу: избавь меня от соперника моего, да не до конца буду удержан в сетях вражиих. Подающий пишу и птенцам ворона, взывающим к Тебе (Пс. 146:9)! Не презри моления моего, насыти тощую душу мою, алчущую Твоей благодати, ибо и малые твари Твои, кои ценятся единым ассарием, и те не лишены Твоего благословения (Лк.12:6). Если и птицы, побуждаемые любовью, не призирают своих птенцов, но питают их с великим радением, то Ты ли, Который есть весь благость, единая и совершенная любовь, не принужден будешь наделить щедротами всех, Тебя ищущих? Ей, Господи, Царю мой и Боже мой! Воздай мне за многоскорбную жизнь мою, за дни, в которые усмирял меня радостью спасения Твоего и духом смиренномудрия укрепи меня.

И что еще скажу я, Господи мой, Господи? Молитва моя немощна, а греховные привычки так сильны, что нет возможности освободиться от них. Но Твоя вседействующая благодать да поможет мне, она да подкрепит меня и соделает рабом Твоим, ибо только силою благодати Твоей изменялись грешники и делались непорочными в жизни, мытари, разбойники и блудницы, спасенные Тобою, все они оставили свои беззаконные дела при помощи лишь Твоего благоутробия; все они, по Твоей лишь милости, обратились на путь спасения. Даруй и мне, Господи, изжившему век свой в лености, благодатную помощь Твою, да, отвратившись от зла, сотворю благо душе моей. Хотя и слаб я, и неспособен ни к какому доброму делу, – есть ничто иное, как брение.  – но Ты плюновением Своим и прах земной соделал врачеством слепорожденному (Ин. 9:6). Сила Твоя в немощи совершается (2Кор. 12:9); вся бо твориши, токмо еже хотети: Ты напоил жаждущий народ Свой в пустыне из камня, в котором и капли водной не возможно быть (Пс. 77:15); Ты из окаменелых сердцем грешников можешь воздвигнуть чад Аврааму (Лк. 3:8). Покажи, Господи, силу Твою и надо мною безчувственным, подобно камню; изведи источники слез от сокрушенного моего сердца и напой струею благодати изнывшую душу мою от зноя страстей. Ибо, как земля безводная, жаждет душа моя Твоей милости, изнемогает от скорби дух мой, томится по Тебе сердце мое, даже и плоть моя желает освободиться от плена греховного, и она желает свободы чад Божиих. Когда прийду я в то состояние, чтобы мог всегда созерцать лице Твое, взирать на одну Твою благость и радоваться о Тебе, Царе моем и Господе?!

Вспоминаю я дни древние, размышляю о судьбах Твоих и дерзаю взывать: Боже мой! Боже мой! почто Ты оставил меня жить по моему произволу? и почто это – душа моя, происшедшая от дохновения Божия, обложена столь тяжкими оковами? Почто взятая от земли эта грубая плоть прикрепляет ее к земле и не дает от туманных мест ее возноситься ей к невечернему свету? О, Свет святых, избавляющий от мрачного неведения всех к Тебе прибегающих! Тебе угодны молитвы и пения рабов Твоих, приятны всенощные бдения и ангелоподобные стояния на них: приведи меня к сим правилам святой жизни, к сим мирным берегам сего житейского моря, освободив меня от молвы сынов человеческих. Помоги мне, Боже, пожить свято и благоугодить Тебе хотя под конец моей жизни; ибо Ты оставил меня в уповании на одного Тебя; нет у меня ни мудрого наставника, ни попечительного руководителя, – ни друг, ни брат не заботится о душе моей. Но взамен всех, пусть я буду привержен к одному Тебе, милосердому Господу, всем сердцем и душою, и всем разумением моим да пребуду я преданным Тебе во веки.

Слышу я еще от Самого Тебя, что Ты послан проповедовать пленным освобождение, исцелять сокрушенных сердцем, отпустить измученных на свободу (Лк. 4:18). И для сего ходил Ты, как человек, по городам и селам, и как Бог, исцелял всякую болезнь и немощь в людях (Мф. 9:35). Ты воздвигал расслабленных с одров, вызывал и мертвых из гробов. К Тебе прокаженный вопиял; Господи! если хочешь, можешь меня очистить; и Ты сказал ему: хочу, очистись (Мф. 8:3); и тот исцелился. Да не продолжу моего слова, взирая на дела великого Бога, скажу одно, что Ты Сам сказал: «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф. 11:5). И потому чрезвычайно дивились о Тебе люди и говорили:» всё хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими» (Мк. 7:37). Но Ты вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Как прежде никто из приходящих к Тебе с верою не отходил ни с чем, так и ныне Ты всем, призывающим Тебя во истине, Помощник и Покровитель. Много сотворил Ты чудес для погибшего дома Израилева, но еще более того обещаешь сделать верующим в Тебя: «и дам вам сердце новое, – сказал нам, – и дух новый дам вам» (Иез. 36:26). Сего обновления души моей ожидая, молю Тебя, Господи: спаси меня, хотя ничего спасительного для души не делаю я, исцели ее смертоносные язвы, хотя и не радит она об исцелении их. Ибо Ты исцелил же бесноватого, который был слеп и нем, сотворил его здоровым, хотя не было у него смысла и просить Тебя о том. Не мог он видеть, не мог и говорить; дьявол повредил и самый рассудок у него, так что не понимал он и болезни своей, и при всем том Ты исцелил его (Мф. 12:22).

Ей, благосердный, вожделенно Тебе спасать грешников; сие приятно и ангелам Твоим, как возвестил нам, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках» (Лк. 15:7). И Ты пришел из недр блаженной жизни к сидящим во тьме и сени смертной не ради праведников, но чтобы взыскать и спасти нас погибших (Мф. 18:11). Потому, хотя я и низвержен ныне и нахожусь в стране и тени смертной, но, согласно слову пророчества, «верую, что увижу благость Господа на земле живых» (Пс. 26:13). Ибо Ты Сам возвестил нам: «кто из вас, имея овцу, если она упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит» (Мф. 12:11)? Если и человек жалостлив к овце, упадшей в яму, то Всеблагому ли не жаль меня, погибающего грешника? Слышу еще от Самого Господа, что самарянин умилосердился над израненным от разбойников, обмыл его раны, облил елеем и перевязал их, посадил его на осла, привез в гостиницу, и там не оставил его без своего попечения (Лк. 10:25–37). Если и человек, у которого была одна забота о земной жизни, постарался так о спасении неизвестного ему лица, то Господь ли не сжалится надо мною, обнаженным от всякой добродетели и смертельно раненым от разбойников наших – душегубцев!

Ей, Господи, велика у Тебя милость к обращающимся к Тебе грешникам, многое подаешь Ты избавление сетующим о долгах своих; сие показывает и та великая грешница, которая плакала у ног Твоих и получила прощение во всех грехах. Люблю я вспоминать об этой пленнице плотских страстей, – так скоро Тобою помилованной; приятно для души, грехами огорченной, слышать о ее покаянии и прощении всех грехов ее (Лк. 7:47). Вот и сей, заживо умершей (1Тим. 5:6), не иное что послужило в оживление, как познание Твоей благости. Слышала она о Тебе, как Божием Посланнике, имеющем власть прощать грехи так же, как и исцелять всякую немощь в людях. Видела она, как Ты не гнушаешься мытарей и грешников, даже пьешь и ешь вместе с ними, и возымела смелость подойти к Тебе, когда приглашен Ты был на обед в дом Симона фарисея. Хотя чувство своей виновности останавливало ее на каждом шагу и, переступая через порог, едва могла она вынести строгий взгляд гостей фарисея; однако вошла в собрание их, – важных и весьма надменных своею праведностью. И тут еще более увидела она, сколь ненавистною для всех сделалась она чрез свои пороки; но, при взгляде на нее Иисуса, – этого тихого света, озаряющего умы грешников, – вдруг сердце ее озарилось надеждою спасения. И она, обливаясь слезами, подошла и встала позади Его, говоря в своем сердце: знаю я, кто Ты и зачем пришел в мир. Ты послан от Отца не судить нас, но освободить от грешных дел; и Сам сказал этим законникам: «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31). Пусть так и будет по слову Твоему; и Ты яви мне, великой грешнице, Божескую милость, да не хвалится собою человек, рожденный во грехах, и не превозносится своею мнимою праведностью; но хвалящийся пусть похвалится Твоею милостью к жалким грешникам. – Так или тому подобно говорила грешница пред Испытующим сердца и утробы; и тогда как она стояла близ Него, Он не гнушался ею; и когда проливала слезы позади Его о своих беззакониях, Он не укорил ее ни в чем: и когда прикоснулась даже к ногам Его и поцеловала их, Он и тогда не отгонял ее прочь. Что хотела, то и делала пришедшая в покаяние, и Исполненный благостью с любовью внимал ее воздыханиям.

Но не то делал Симон, помышляющий о себе, что он не таков, как эта грешница. Как скоро уприметил он, что Сей, по мнению его пророк, допускает до Себя такую грешницу, тотчас переменил мнение о Нем: если бы Он был пророк, – так рассуждал фарисей, – то знал бы, кто прикасается к Нему. Итак, Кто ведением Своим одарил всех пророков, Тот в уме горделивого представляется не заслуживающим и имени пророка. О, Симон! неужели Божие милосердие может быть ограничено лукавым твоим суждением? – что будто правда Божия должна награждать только тех, кто сделал меньше зла. Если сказал Господь: «кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею» (Исх 33:19); то неужели Он не властен наделять из Своей сокровищницы благодатью кого захочет Сам? Тебе милосердие Его к кающейся грешнице показывается несправедливостью или неразумием, но оно весьма радует мою грешную душу, Симон! – так сказал наконец фарисею Хотящий всем человекам спастись и прийти в разумение истины, – «имею нечто сказать тебе: у одного заимодавца было два должника; один был должен пятьсот динариев, а другой пятьдесят; но как они не имели, чем заплатить, он простил им обоим. Скажи же, который из них более полюбил его? Думаю, тот, – отвечал Симон, – которому более простил. Правильно ты рассудил, – продолжал Господь говорить ему. Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7:37–47).

Слыша это, никто не говори: я погиб, потому что согрешил больше всех. – Кто без греха? – Но я хуже всех. А разве Исцеляющий всякую болезнь не может исцелить тебя? Если произвел тебя из небытия, то тем более может Он исправить существующего, хотя и поврежденного тебя. Ты не можешь понять, как Он из одной и той же земли создал в теле столь разнообразное: кровь, кости, жилы, мозг, глаза, волосы и прочее. Также и того узнать нельзя, как врачуются одним Его хотением всякие болезни, уничтожаются все грехи, и делается непорочным. Не говори: как это может быть; но верь, что Богу все возможно, и сознавай себя только грешником, сетуй и плачь о том, что ты много согрешил, – и Бог простит. Разве что иное сделала блудница, плакавшая у ног Спасителя? У нее не было никаких просьб, кроме слез раскаяния. Плачь и ты о грехах, сокрушайся сердцем и уповай на милость Божию, которая тебя за то оправдает, сделает вновь безгрешным. Или напрасно сказано: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13)? И – кто обращал взор к Нему, те просвещались (Пс. 33:6). Не всуе же говорит нам Господь: «обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам» (Мал. 3:7). И как обратиться, Писание учит: «возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу Богу и поклонитесь Ему, каждый со своего места» (Ос. 14:3; Соф. 2:11). Сему научает примером своим и Давид, который говорит: «когда я молчал, день и ночь тяготела надо мною рука Твоя. В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе, И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием» (Пс. 31:3–4; 30:23; 29:12). Посему не вознерадим и мы о молитве; молитва с верою спасает всякого болезнующего душою.

Итак, скажу я с пророком: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» (Пс, 50:17). Если и начальник злобы, человекоубийца змий, предстает пред Тобою и отверзает уста свои (Иов. 1:7), то тем более дает благость Твоя мне дерзновение говорить с Тобою. Ибо Ты Сам повелел нам: просите и дано будет вам; – и в утверждение надежды сказал: «какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или рыбы, – и подаст ему змею вместо рыбы? Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям своим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:9, 11–13). Ей, Господи, верен Ты во всех словах Своих; и истину неизменную возвестил мне чрез пророка своего: отверзи уста свои, и исполню их Духа – Се, отныне отверзлись уста мои на похвалу пречистого Твоего имени, и Ты исполни сердце мое духом премудрости и разума, Духом Страха Божия. Уподобился мой дух новосажденному дереву, требующему всегда водного напоения; и Ты излей на душу раба Твоего источник Твоей благодати, да всегда из сердца моего истекает сия живоносная вода и изливается чрез уста мои в радостном журчании славословия да звучит язык мой, как струна у гуслей и славит Тебя во все дни жизни моей.

«Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Пс. 102:1–5). «Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя» (Пс. 15:7). «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Избавит Господь души рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет» (Пс. 33:2–5, 9, 23).

О, сколь блаженны мы, христолюбцы, имеющие такого Владыку, – благого, кроткого, не помнящего зла, прощающего все наши согрешения! Ибо кто столько благ и кто столько милосерд, и какой отец так любит детей своих, как Владыка Христос любит рабов своих? Все нам подает великий Дародателъ, хотя и многократно делаемся недостойны Его благодеяний. Как скоро кто попросит у Него милости, Он милует, и малодушного скоро утешает, чтобы не ввергнуть его в печаль, долго терпит и того, кто в нерадении живет; и щадит нас всех, желая, чтобы не погиб кто из рабов Его. И когда мы обращаемся к Нему, наделяет щедро благодатью, да, вкусивши сладости ее, взыщем Его всегда. Кто же не возлюбит столь прещедрого Господа, Который подает нам всякие блага в веке сем, – подаст тем более в будущем, если только сами того восхощем?!

Слава Тебе, Богу, Спасителю нашему, слава Тебе!