🎧Преп. Вонифатий Феофановский (Киевский). Почему мы недовольны своей судьбой? Беседы о Боге, об исповеди, о молитве и спасении души (слушать (озвучено Никой) и читать)

ПЕРЕЙТИ на другие творения

🎧А. Беседы о Боге.
1. Как возлюбить Господа Иисуса Христа?
2. Какой добродетелью можно приблизиться к Богу?
3. Какой первый дар благодати Божией?
4. Какие подвиги особенно приятны Богу?
5. В чем состоит праведен Суд Божий?
6. Где лучше всего молиться?
7. Что самое трудное для христианина?
8. Почему же надо непрестанно молиться?
9. Если кто просит меня помолиться о нем, имею ли право отрицаться, чувствуя свое недостоинство?
10. Каким образом избавиться от развлечения мысли во время молитвы?
11. Что делать, чтобы Господь услышал мою молитву?
12. Всегда ли Бог исполняет нашу молитву, когда мы с верой молимся о своих нуждах?
13. Я прошу Бога, желаю получить от Него просимое и не получаю, что мне делать?

🎧 Б. Беседы о покаянии и исправлении себя.
1. Как приобрести познание себя или своей греховности?
2. Зачем каждый день исповедовать грехи?
3. Сколько нужно времени для принесения истинного покаяния?
4. Всю жизнь я провел во грехах, и если покаюсь, буду ли спасен?
5. Чем сопровождается истинное раскаяние?
6. Каков верный пусть ко спасению?
7. Что более всего требуется на этом пути от человека?
8. Каких особенно помыслов человек не должен принимать?
9. За что потребуют от нас строгого ответа?
10. Можно ли спастись и в мире, или для этого непременно нужно удалиться в монастырь?
11. Что составляет богатство души?
12. Что нужно для того, чтобы стяжать добродетель?
13. Достаточно ли в деле спасения одной добродетели?
14. Можно ли спастись одной милостыней?
15. В чем состоит истинное смирение?
16. Достаточно ли будет, если я буду только удерживаться от зла?
🎧17. Что такое самолюбие, как оно возникает в человеке и чем истребляется?
18. Часто слышу от тебя, отче: терпи с благим упованием. Доколе же терпеть?
19. Что необходимо, чтобы всегда быть спокойным и ничего не бояться?
20. Как избавиться от застарелых греховных привычек?
21. Неужели я грешнее всех, если меня ежедневно посещают скорби?
22. Есть ли врачевство от грехов?
23. Какая страсть самая опасная?
24. Почему мы любим осуждать ближнего?
25. Как избавиться от дурной привычки осуждать ближнего?
26. Есть ли на земле счастье?
27. Отчего люди подвергаются несчастьям?
28. Бывает такое время в моей жизни, что я недоволен своей участью, не богохульство ли это?
29. Отчего же рождается во мне недовольство своей судьбой?


А. Беседы о Боге

1. Как возлюбить Господа Иисуса Христа?

Всего более укрепляет и усиливает любовь нашу ко Христу сердечное размышление о страданиях Христовых. Для этого хорошо утром день поутру выбирать какое-либо одно из страданий Христовых, размышлять и чаще вспоминать о нем в продолжение дня. От этого всегда получим дар терпения, кротости, ежедневного произвольного умерщвления и благодарной, совершенно преданной любви ко Христу. «Как ты проводишь время? — спросили пришельцы одного почти не умевшего читать пустынника. Пустынник сказал: «Спаситель наш даровал меня зрением, и я все смотрю». — «На что?» — «На страсти Христовы. Они всегда у меня пред глазами. В них я нахожу все, что мне нужно, и никто так не прилеплял меня любовью ко Господу Иисусу Христу, как дарованное Им мне зрение». Все мы без исключения можем подражать этому пустыннику.

2. Какой добродетелью можно приблизиться к Богу?

На высоту Божию только выходят смирением. Предающий себя Богу приближается к Нему, а возносящийся далеко отходит от Него.

3. Какой первый дар благодати Божией?

Первый дар благодати Божией то, что она учит нас познавать нашу низость. Все доброе творим мы силой Того, без Кого не можете творити ничесоже.

4. Какие подвиги особенно приятны Богу?

Ответ старца Вонифатия. Три этих подвига многоценны пред Богом:

во-первых, когда человек, впадши в напасть и подвергаясь другим искушениям, принимает их с благодарением;

во-вторых, когда кто старается, чтобы все дела его были сокровенны от людей и чисты пред Богом и не имели суетных побуждений;

в-третьих, когда кто пребывает в послушании к своему духовному отцу и отказывается от всех своих желаний. Последний получает один лишний венец против прочих.

5. В чем состоит праведен Суд Божий?

Праведен Суд Божий состоит и в том, что каждый погибает от греха своего, потому что Бог греха не сотворил так же, как не сотворил Он смерти, а, однако, достойных смерти умерщвляет. Противоречия здесь нет, если будем различать Суды Божии от дел Божиих. Ибо иное — в сотворении не предопределять к смерти, иное — по суду казнить преступника. 

6. Где лучше всего молиться?

Если ищешь особенного и святого места для молитвы, то очисти твое внутреннее и, изгнав оттуда всякое злое пожелание, уготовь себе в тишине сердца твоего клеть. Когда и во храме молишься, молись в себе самом, и так поступай всегда, да будешь сам храмом Божиим. Ибо Бог там внимает молитвам, где обитает.

7. Что самое трудное для христианина?

Самая труднейшая добродетель есть молиться Богу непрестанно. Когда только человек захочет молиться, враги стараются отвлечь его, ибо знают, что ничто им так не противодействует, как молитва к Богу. Во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, после усиленного труда получает успокоение, а молитва, хотя и доставляет по временам небесные и святые утешения, но до последней минуты жизни христианина требует от него бдительности. Чтоб неослабно иметь побуждение к молитве, христианин должен непрестанно внимать себе и обличать душу свою, говоря: увы мне! как я предстану на Суд Христов и чем буду оправдываться пред Ним? Если всегда будет размышлять, может спастись.

Молиться всегда и непрестанно не то значит, чтобы всегда читать псалмы или молитвы написанные, — это дело невозможное. Ибо всякому христианину надобно делать дело, по званию своему; так же плоть утружденная требует успокоения сном и прочее. Но значит то, чтобы часто, во всяком начинании о деле, возводить ум, и сердце, и воздыхание к Богу и просить у Него милости, помощи и заступления.

8. Почему же надо непрестанно молиться?

Потому, что сатана во всякое время со своими злыми слугами наветует нам, также плоть всегда похотствует на дух, а этим врагам мы сами противиться не можем. Поэтому должны молитвой вооружаться, стоять и крепиться. Умом и духом можно молиться во всякое время и на всяком месте. Ходишь ли, сидишь ли, лежишь ли, за трапезой ли сидишь или дело делаешь, в народе или в уединении находишься, всегда можешь ум и сердце к Богу возводить и таким образом просить у Него милости: ибо Бог везде и на всяком месте, и везде и всегда, по своему человеколюбию, готов нас слушать и нам помогать.

9. Если кто просит меня помолиться о нем, имею ли право отрицаться, чувствуя свое недостоинство?

Когда просят нас молиться о спасении другого, то мы не должны отрицаться, хотя и не стяжали еще дара молитвы. Ибо часто вера того, который просит, спасает его, при его старании исправить свою жизнь.

10. Каким образом избавиться от развлечения мысли во время молитвы?

Молясь устами, молись и умом, то есть устремляй ум в силу слов молитвы. Если по немощи или прилогу вражью увлечешься среди молитвы размышлением о каком-либо предмете, то, ощутив свою неусмотрительность в том, вздохни с сокрушением ко Господу и с жаром углуби свое внимание в молитву; всегда поступай так, и ощутишь пользу. Постоянство ума и бодрственность привлекают в душу особенные дары Благодати.

11. Что делать, чтобы Господь услышал мою молитву?

Если желаешь приносить Богу молитву, то испытай прежде свой ум и устрой так, чтобы, когда будем говорить «умилосердись надо мной», и ты был бы милосердым к умоляющим тебя; когда будешь говорить «не помяни моих согрешений», и ты не поминал бы согрешений ближнего своего; когда будешь говорить «не помяни моих грехопадений вольных и невольных», и ты не памятовал бы обид, которыми был огорчен. Если этого не сделаешь, то всуе будешь молиться. И Бог не услышит тебя, как свидетельствует Священное Писание. Так, в Евангелии Господь заповедует молиться таким образом: и остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный (Мф.6:12:14). И в Евангелии от Луки говорит: отпущайте, и отпустят вам (Лк.6:37). И в другом месте научает учеников молиться так: и остави нам грехи наша, ибо и мы оставляем всякому должнику нашему (Лк. 11:4).

12. Всегда ли Бог исполняет нашу молитву, когда мы с верой молимся о своих нуждах?

Когда с верой молимся о нуждах житейских, то молитву нашу Бог и не исполняет по милосердию: что полезно больному, то лучше знает врач, нежели сам больной. Если просим того, что Бог Сам предписывает и обещает, то непременно будет. Любовь получает то, что готовит истина.

13. Я прошу Бога, желаю получить от Него просимое и не получаю, что мне делать?

Да не страшит тебя, христианин, то, что ожидаемое по вере твоей отлагается. Хотя обетованное сокрыто, но ты продолжай молитву с упованием. Упражняйся в делании, возрастай в добродетелях. Когда испытуется постоянство веры, умножается слава возмездия.

Б. Беседы о покаянии и исправлении себя

1. Как приобрести познание себя или своей греховности?

Для этого есть зеркало, в котором всякий, кто только хочет, очень удобно и ясно может увидеть всю свою греховность. Но это чистое и совершенно ясно показывающее всю нашу внутренность зеркало наш век почти совершенно вывел из употребления и довольствуется зеркалом, которое показывает нам только нашу наружность. Чистое зеркало, о котором говорю, — это Закон Божий, выраженный в десяти заповедях Божиих; кто беспрестанно смотрится в это зеркало, тот совершенно верно может усмотреть всю свою греховность.

2. Зачем каждый день исповедовать грехи?

Затем, возлюбленный, что мы каждый день грешим пред Богом. Грешникам надлежит каяться каждое мгновение; но Святая Церковь, снисходя нашей слабости, зная нашу многозаботливость в продолжение дня, заповедала нам делать это преимущественно в конце дня пред сном. Ты не хочешь каяться? Не греши же! Тебе тягостно каяться и однажды в день? Зачем же грешишь каждый день, может быть, каждый час, каждую минуту? Не хочешь каяться? А что будет с тобой, если нечаянно умрешь во время сна ночного? «Я встану завтра, как встал сегодня». Но так говорили и те скончавшиеся, кои имели несчастье не встать с одра своего. Сегодня ты встал, благодари Бога! А встанешь ли завтра — это тайна судеб Божиих. И если не встанешь: где тогда вдруг явится душа твоя? Там, где она никогда не бывала, — в другой жизни, о которой она не хотела думать вечером: пред Престолом Судии, Которого доселе оскорбляла.

3. Сколько нужно времени для принесения истинного покаяния?

Бог не требует долгого времени к покаянию. Как только грешник в истинном сокрушении объявил грех свой, так и оправдался, как только истинно покаялся, так и стал помилован. Не время, но усердие кающегося уничтожает грех; ибо возможно и долгое время провождающему покаянную жизнь не получить спасения и в коротком времени искренно покаявшемуся освободиться от греха.

4. Всю жизнь я провел во грехах, и если покаюсь, буду ли спасен?

Конечно, будешь, только веруй в крестные заслуги Сына Божия и надейся на Его человеколюбие. Каков бы ни был наш грех, он есть грех человеческий, а неизреченное милосердие Божие всегда сильно преодолеет нашу злобу, в какой бы степени она по нашей немощи ни развилась. Идеже умножися грех, говорит святой апостол, преизбыточествова благодать (Рим. 5:20). Пребудем ли во гресе, да благодать преумножится? О, да не будет сего! (Рим.6:1).

5. Чем сопровождается истинное раскаяние?

Человек, стяжавший истинное раскаяние, говорит мало, действует решительно. Придя в чувство, он спешит изменить к лучшему жизнь свою, в уверенности, что настала для него минута спасения. Волнуемый сильными размышлениями о превратностях мира и переменах своей прежней жизни, он изыскует уединенное место, где бы мог свободно беседовать с собой и проливать обильные потоки слез. Не могши более владеть своей печалью, при воспоминании прежних своих дел, он преклоняет чело свое к земле и не смеет возвести взоров к небесам, откуда, впрочем, ожидает помощи и избавления: он часто из глубины сердца воздыхает ко Господу, прося у Него помощи к укреплению в добродетели. 

6. Каков верный пусть ко спасению?

В каком бы кто состоянии ни жил, всякий по вере в заслуги Христа Спасителя, при помощи Его Божественной благодати, будет идти ближайшим путем спасения, если будет следовать примеру святых отцов, и если он до конца пребудет в истинной вере, любви и уповании на Бога, то придет наконец туда, где все лики святых отцов, и будет участвовать с ними вечно в радостях небесных.

7. Что более всего требуется на этом пути от человека?

Требуется наипаче терпение и постоянство. Претерпевый до конца, той спасен будет, сказал Господь. Иже на добрей земли… плод творят в терпении (см.: Лк.8:15).

8. Каких особенно помыслов человек не должен принимать?

Человек не должен и принимать особенно следующих двух помыслов: блуда и осуждения ближнего. Но когда враг подложит какой из них, то должно встать на молитву и с плачем против них молиться Богу, и Бог избавит его.

9. За что потребуют от нас строгого ответа?

Не за то, что мы были бедны или богаты, благородны или худородны, много или мало имели дарований; а за то, как употребляли полученные нами таланты. Если получившему один талант и скрывшему его в земли сказано: рабе лукавый и ленивый! — то что скажется тому, кто имел счастье иметь пять или десять талантов, и все это скрывает в своей лености праздности.

10. Можно ли спастись и в мире, или для этого непременно нужно удалиться в монастырь?

На вопрос этот отвечать мне нелегко; знай только, что не место спасает человека, но добронравие и сердечное произволение.

Адам, живя и в раю, согрешил, а Лот и в Содоме спасся; Иов на гноище заслужил оправдание, а Саул, и находясь в царских чертогах, лишен царства настоящего и будущего. Спастись возможно на всяком месте и при всякой доле, по судьбам Всевышнего нам доставшейся.

11. Что составляет богатство души?

Богатство души составляют безмолвие, молчание и воздержание. Стяжавши эти добродетели, можно спасти душу свою. 

12. Что нужно для того, чтобы стяжать добродетель?

Кто хочет стяжать добродетель, тот прежде должен возненавидеть противное ей зло. Итак, если ты хочешь иметь печаль о Боге и плач, должен возненавидеть суетные радости и смех. Хочешь ли иметь смирение? Возненавидь гордость. Хочешь быть воздержанным? Возненавидь пресыщение. Хочешь быть милостивым? Возненавидь сребролюбие. Желаешь быть целомудренным? Возненавидь сладострастие. Желающий удерживать язык пусть заградит уши свои, чтобы не слышать многого. Желающий всегда иметь страх Божий пусть возненавидит самомнение и тщеславие, возлюбит скорби, тесноту и тогда может служить искренно Богу.

13. Достаточно ли в деле спасения одной добродетели?

Как во всяком деле, так и в деле спасения одной добродетели недостаточно. Каждый да возьмет крест свой, то есть крест сообразный со своей духовной нуждой и со своим нравственным состоянием, каждый должен исправить или умертвить в себе или волю тщетную, погруженную в земные расчеты, или кичливый и высокомерный ум. Тогда, и только тогда, он может истинно последовать Господу и, не соблазняясь Крестом Христовым, видеть во Христе Распятом Божию силу и Божию премудрость.

14. Можно ли спастись одной милостыней?

Напрасно раздавать имение нищим, если в сердце нет любви, которая вся уповает, вся терпит, не превозносится, не завидит, не ищет своих и не безчинствует (1Кор. 13:7,4:5). Без исправления нравов щедроты наши одни сами собой не могут спасти нас. Милостыня очищает грехи, в коих мы раскаялись, но не оправдает тех, в коих упорно каменеем. Она есть долг наш, но не единственный долг, и хотя не исполнять его — значит нарушать закон в самом его основании, однако же, исполнив оный, мы обязаны сохранять и другие заповеди закона.

15. В чем состоит истинное смирение?

В том, чтобы ничем не гордиться, ни на что не роптать, не оказывать неблагодарности, недовольства и за все судьбы Божии благодарить и хвалить Бога, Которого все дела ознаменованы или правосудием, или благостью.

16. Достаточно ли будет, если я буду только удерживаться от зла?

Не достаточно, если не будешь делать и добра. Мало того, чтобы никому не вредить, а нужно еще стараться быть полезным для многих.

17. Что такое самолюбие, как оно возникает в человеке и чем истребляется?

Самолюбие усиливается в нас от недостатка самопознания, оно есть излишнее к самому себе уважение и возрастает в душе при невнимании нашем к себе и при внимании к льстивым похвалам от людей. Корень его есть прирожденная нашей природе гордость. Уничтожается самолюбие памятованием о смерти, внимательным исследованием своих поступков, а паче представлением Страшного Суда Божия.

18. Часто слышу от тебя, отче: терпи с благим упованием. Доколе же терпеть?

Область терпения широка и протягивается в долготу всей жизни человека, равно как объемлет собой и все судьбы человечества в мире этом. С терпением человек приобретает и сохраняет все блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол; вышел из терпения, он тотчас в опасности утратить благо и пострадать от зла или, что более бедственно, сделать зло. Без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели или дарования духовного, ни спасения. Ибо Царствие Небесное нудится (Мф.11:12).

19. Что необходимо, чтобы всегда быть спокойным и ничего не бояться?

Чтобы иметь всегда покой, не должно полагаться на свои силы, а постоянно поучаться в Божественном слове: оно нам опора, крепость и спокойное пристанище. Есть в Священном Писании обетование Господнее, которое для нас стена и ограда. Господь нам сказал: Аз с вами во вся дни до скончания века (Мф.28:20).

20. Как избавиться от застарелых греховных привычек?

Как змее невозможно совлечь с себя старой кожи, если она не проползет сквозь тесную скважину или ущелье, так и мы не можем совлечь с себя своих застарелых во грехах привычек и греховной одежды ветхого человека, если не будем ходить по тесному пути воздержания и самоотвержения.

21. Неужели я грешнее всех, если меня ежедневно посещают скорби?

Скорби, подобно водам Мерры (см.: Исх.15:23. — Ред.), неизбежно встречаются на нашем пути к Небесному Отечеству; ибо венец получается не иначе, как по неуклонном несении креста. Когда глава наша увенчана тернием, прилично ли ногам ходить по путям, усыпанным розами? Скорби и болезни суть святые врачевства; мы можем услаждать их верой и сердечной молитвой, но мы сами по большей части делаем их горькими, прилагая в чашу испытания примесь нашего нетерпения и маловерия. А притом скорби всегда полезны. Они в деснице Господа суть средства для уврачевания наших духовных недугов, для смирения гордости, укрощения страстей. Они смягчают жестокое сердце наше, заставляют прибегать с молитвой к Богу, делают нас нищими духом и ничтожными в собственных глазах.

22. Есть ли врачевство от грехов?

На этот вопрос представляю тебе ответ врача одной скитской врачебницы, слушай!

Некоторый человек, проходя через скит, вошел в находящуюся при этом ските врачебницу. Увидев многих больных, лежащих в ней, он приступил к врачу и спросил: «Есть ли растения, исцеляющие от грехов?» «Есть, — отвечал врач, — и я тебе укажу их. Возьми корень послушания, ветвь терпения, цвет чистоты и плод добрых дел, сотри все это в сосуде смирения, просей сквозь сито здравомыслия, всыпь в коноб (посуда, жбан. — Ред.) упования, полей воздыханиями и прибавь несколько слезной воды; потом разведи огонь божественной любви, покрой коноб милостынею и обложи его дровами трудолюбия. Когда приготовленный состав совершенно разварится, тогда простуди его братолюбием и приемли лжицею покаяния. По принятии этого врачевства, с чистою верою, при пособии воздержания и поста, ты излечишься от всякой греховной болезни и будешь здоров как телом, так и душой».

23. Какая страсть самая опасная?

Из всех страстей самая опасная для истины и добродетели — зависть. Завистию диаволею смерть внйде в мир (Прем.2:24); завистью же и грех плодится в земной юдоли. Этот один порок порождает многие другие, и особенно опасен потому, что обладаемые им скрывают его даже от самих себя. Этот непримиримый враг добродетели и заслуг раздражается всем тем, что возбуждает в людях удивление и не прощает никому и ничему, кроме порока и незнатности. Надобно сделаться недостойным всеобщего воззрения, чтобы привлечь к себе его взоры и пощаду. Нет зла, к которому бы не сродна была зависть, как скоро возобладает душой, то ее из сосуда, устроенного в честь, делает сосуд бесславия и великой мерзости.

24. Почему мы любим осуждать ближнего?

Когда подобный вопрос предлагали людям, опытным в духовной жизни, то есть святым подвижникам, то они давали такой ответ: «Причина осуждения заключается в том, что мы не знаем самих себя, а кто хотя однажды обратил на себя надлежащий взор, тот никогда не будет смотреть на погрешности братий».

25. Как избавиться от дурной привычки осуждать ближнего?

Прежде суда испытай себе, говорит премудрый (Сир.18:20). Вот самое верное средство против осуждения! Испытай себе, то есть думай, не поступаешь ли и ты подобно собрату? Не поступил ли бы и ты еще хуже, если бы находился в таких обстоятельствах, в каких находится собрат? Помни, что Господь на Своем Суде не примет от нас никаких даров, если мы не принесем Ему любви; любы не завидует, не раздражается, всему веру емлет, вся уповает и вся терпит. 

26. Есть ли на земле счастье?

На земле нет совершенного счастья, ибо здесь не время утешения, но скорби. Высокий сан имеет свой труд и лишения, простое звание — особенные печали и неудобства, мир — свои прихоти, уединение — свою горесть и скуку, брачное состояние — свои утраты и заботы, дружество — свои неприятности и вероломство, благочестие — свои горести. По уставу, неизбежному для чад Адамовых, всяк обретает на своем пути волчец и терние. Тысячи случаев убеждают нас, что к блаженству нашему на земле всегда многого и многого недостает.

27. Отчего люди подвергаются несчастьям?

Причина всех несчастий — грехи. За грехи посылаются печали, за грехи — беспокойства, за грехи — страдания; и все ныне приключающиеся нам неудобоцелимые болезни первоначально произошли от греха. Бог, полагая жене за преступление наказание, сказал ей: в болезнех роди- ши чада (Быт.3:16), и болезнь оказалась плодом греха. Но как рождающийся от дерева червь снедает самое дерево, так и печаль, от греха рожденная, потребляет грех, если приносится при покаянии. Печаль яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2Кор.7:10).

28. Бывает такое время в моей жизни, что я недоволен своей участью, не богохульство ли это?

Верим ли, что над всеми нами бдит премудрый и преблагой Промысл Божий, а не слепой произвол и случай? Тебе, христианину, должно быть известно, что и волос с головы нашей не падает на землю без воли Отца нашего Небесного. Премудрость Творца видит все пути к нашему предназначению, благость Его избирает лучшие из них и ведет нас по ним. Все пути Божии ведут к добрым и спасительным целям, и судьбы наши составляют предмет высочайшего смотрения Божия.

Итак, что значит роптать на свою судьбу? Значит роптать на Самого Бога, и это не постыднейшее ли богохульство! Довольствуйся лучше всем, что пришлось и приходится на твою долю. Иначе ты будешь метать к небу каменье, которое будет падать на твою же голову.

29. Отчего же рождается во мне недовольство своей судьбой?

Недовольство это рождается: 1) от неумеренных ожиданий; 2) от неблагоразумного сравнения своей участи с участью других; 3) от незнания, где искать себе довольства.

Чего не вымышляют и не предпринимают люди для своего счастья? Все стихии мира — в беспрестанной суете от них; а счастье не является им, — или всегда только в области их мечтаний. Какая причина этому? То, что его не там ищут, где должно, ищут весьма далеко.

Вечное слово истины тако поведало нам: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21); ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам.