р. 4. О радости в скорбях

Тема: Святые отцы о том, что такое скорбь, и почему люди тяжело переносят различные скорбные обстоятельствач.3. О добродетелях, помогающих по-христиански переносить скорби (р.4)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу темы о скорбях и печали

ПЕРЕЙТИ НА другие главы 3-ей части

Составитель Ника

Раздел 1.4. О радости в скорбях
*** О словарном значении понятия «радость»
1.4.1. О двух значениях радости в скорбях: довольство и не расстраивание в разных ситуациях
*** О скорбной радости после страха и радости после скорби
*** «Радость в скорбях/скорбная радость» — это беспечалие, неунываемость, оптимизм, стойкость и т.п. в начале скорбей и при их продолжении

1.4.2. О духовной радости
*** Понятие «Радость о Господе/Боге» означает живую веру в Бога, теплую любовь к Нему, упование на Него
*** Понятие «радость по/о Боге», как внутреннее спокойное и радостное состояние, как спокойствие совести, от того, что не грешишь и поступаешь по заповедям в любых обстоятельствах

1.4.3. О некоторых условиях, которые помогают иметь радость и спокойствие в скорбях
*** «Начало радости — быть довольным своим положением» и тем, что «посылает Бог»
*** «С радостью переносить скорби по Богу невозможно» тому, кто пристрастен миру и себе, и поэтому надо учиться ставить ни во что мирские блага
*** Надо чаще благодарить Бога в скорбях и хранить веру и любовь к Богу, потому что радость происходит от искреннего благодарения Бога
*** Радость будет, если поймешь истинный смысл скорбей и будешь их право переносить
*** О пессимизме и оптимизме при перенесении скорбей

Раздел 1.4. О радости в скорбях

А теперь нужно подробно сказать о таком важном понятии и состоянии человека в христианстве, как «радость», которое связано с благодарением Богу.

О радости, как о чувстве удовольствия и довольства, мы подробно говорили, когда в этой теме о молитве рассматривали вопрос о благодарении за мирское благо (ч.2, отд.2, гл.3, разд. 3.5). И эта радость хорошо понятна каждому, когда он доволен и радостен в благоприятных обстоятельствах. Тогда душа радуется сама собой и легко благодарит Бога.

Но в Евангелии и в учениях святых отцов очень много говорится о необходимости иметь радость и благодарение Богу при скорбях.

Иоанн Златоуст (т.4, б.40): «Признательный раб должен благодарить своего Господа не тогда только, когда наслаждается беспечальною жизнью, но показывать то же благодушие и в неприятных обстоятельствах».

И если рассматривать понятие «радость» через прямое его толкование, как веселье, удовольствие, счастье и т.п., то очень тяжело понять, как можно радоваться в скорбях, когда естество человека таково, что радость, как и другое чувство, «не в воле человека» и нельзя заставить себя радоваться.

Иннокентий Херсонский (Заметки, 76): «Радость есть чувство непроизвольное; когда человеку хорошо, то он, и без позволения, самодоволен и весел; а когда кому худо, то, сколько бы ни приглашали его радоваться, не зарадуешься».

Феофан Затворник (Сб. слов на Господские, Богородичные и торжественные дни, 16. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы): «…Апостол понуждает нас всегда радоваться, непрестанно молиться, о всем благодарить?! Так бы сему и следовало быть у всех нас, и, однако же, оно не у всех есть. Кто бы не хотел, чтоб у него сердце и плоть непрестанно радовались «о Бозе живе» (Пс.83,3)? Но кто силен заставить сердце радоваться, когда оно не ощущает радости? — Радость, как и всякое чувство, не в воле человека. Можно ли чувствовать себя, например, сытым, когда не насыщен? Насыться — и будешь чувствовать насыщение. Так и в радости».

Поэтому сейчас разберемся с этим понятием и состоянием, разделяя радость естественную и христианскую.

О словарном значении понятия «радость»

Вначале приведем толкования слова «радость» и его синонимов.

Толковый словарь Ушакова: «1). Радость — чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение. 2). Событие, предмет, возбуждающие такое чувство. … г). С радостью — с полной готовностью, с охотой, с удовольствием».

Словарь синонимов: «Радость — веселье, … отрада, … беспечалие, …. Жизнерадостность…»,

Антонимы слова «радоваться»: огорчаться, тосковать, грустить, печалиться, хмуриться, унывать, расстраиваться, горевать, скорбеть, страдать, тужить.

Также рассмотрим слово «радость» в таких его синонимичных значениях как «беспечалие»/«безпечалие», «неунываемость», которые часто употребляются в поучениях святых отцов, а также слово «оптимистичность».

Словарь древнерусского языка: «Безпечалие: 1. Отсутствие забот, огорчений. 2. Беспечность, отсутствие беспокойства».

Словарь синонимов: «Неунывающий — беззаботный, бодрый, веселый, … неунывный, оптимистичный, радостный».

Толковый словарь: «Оптимизм: Склонность во всем в жизни видеть хорошие стороны, верить в успех, в благополучный исход чего-нибудь».

В поучениях святых отцов, в которых идет речь о терпении скорбей, также очень часто употребляется слово «благодушие», которое хорошо передает смысл того состояния, о котором мы будем говорить.

Толковые словари: 1. «Благодушие — качество характера, заключающееся в доброжелательном отношении к жизненным обстоятельствам, к людям и пр.». 2. «Благодушие — мягкость характера, хорошее настроение». 3. «Благодушные: спокойно-беззаботный и радостный». 4. «Син.: добродушие, мягкосердечие, доброта, добросердечие, незлобивость, мягкость».

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения…, отд.1, Б,2.б): «Благодушие есть радостное или благодарное приятие скорбей и бед всякого рода».

Также, например, встречается и слово «отрадный», как отрадное состояние духа.

Словарь синонимов: «Отрадный — веселый, жизнерадостный, приятный, приятственный, радостный, утешительный, хороший».

1.4.1. О двух значениях радости в скорбях: довольство и не расстраивание в разных ситуациях

Итак, думаю, что уже из вышеперечисленных значений слова «радость» вполне понятно, что, во-первых, есть значение «радости», как довольство и радование. Такие положительные чувства и эмоции свойственны, бывают и в благополучных, и в скорбных обстоятельствах. Понятно, что радость бывает, когда есть благополучие. А что касается скорбного обстоятельства, то радование бывает, когда оно уже благополучно завершилось и когда не случилось что-то плохое, как ты ожидал.

И, во-вторых, «радуйтесь» означает состояние только в скорбных и трудных обстоятельствах, когда оно началось и длится: не огорчайтесь, не грустите, не печальтесь, не расстраивайтесь, не страдайте, бодритесь, не падайте духом, будьте добродушны и т.п.

Таким образом, слово «радость» применимо во всех случаях жизни и в разных значениях. И, говоря о радости в скорбях, мы будем употреблять «скорбная радость».

К тому же есть радость естественная, а есть христианская/духовная. И, как мы уже говорили не раз, христианин должен уметь быть мужественным и добродетельным, не печалиться и т.п. не только в благополучные периоды жизни (как это делают все люди), а и когда скорбь началась и длится (что не свойственно большинству людей).

Также надо сделать очень важное замечание: опыт говорит, что не все христиане обращают внимание на то, что скорбная радость может быть естественной и духовной. А различать их очень важно тому, кто желает научиться переносить скорби по-христиански, и тому, кто обучается молитве.

О скорбной радости после страха и радости после скорби

Итак, радость/довольство при скорбном, во-первых, может быть, когда ждешь скорбное, а оно не случается; и, во-вторых, когда оно закончилось. Почему мы говорим о таком понятном каждому человеку? Потому что радость, когда что-то плохое не произошло и когда оно закончилось, является естественной радостью, и это не всегда имеет отношение к той радости, о которой говорится в христианстве. Если на это не обращать внимания, то обманываешься о своей радости, считая, что у тебя есть заповеданная Христом радость.

Далее кратко скажем об этих двух временах радости/довольства.

1. Радость бывает, когда ждешь (или боишься) скорбного/неприятного, а оно не происходит (например, боялся, что уволят с работы, а не уволили, или боялся, что с кем-то что-то случилось, а на самом деле все хорошо и т.д.). Такую радость можно назвать «радостью после страха». Вот как говорится о подобной радости.

Феофан Затворник (Толк. на посл. 1 Сол. 3, 6,7): ««Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры». Какою искренностью и любовью дышит изъявление радости по получении добрых сведений о солунянах! Эта радость была тем живее, чем неожиданнее вести. Боялся Апостол, не поколебались ли и не погубили ли труда его, считая то вероятным, по известным немощам человеческим. Оказалось же совсем противное: и вера с любовью — в силе, и память об Апостоле — с теплотою. Вести превзошли ожидания — и радости Апостола нет меры. … (ст. 7) «Утешихомся, братие, о вас» (Утешились вами, братия). Греческое εφ` υμιν (эфимин – от сост.) на вас, как бы почили на вас, успокоились относительно вас, все тревоги наши о вас миновались, и это исполняло утешением сердце наше. «Боялись, не одолело ли вас искушение, и скорбели о том. Но, когда Тимофей возвестил нам о том, что у вас, мы не только скорбеть перестали, но и радости исполнились. Даже чувства какой-либо печали не осталось в нас из-за радости о вас» (Экумений). … Радость была столь велика, что при ней Апостол забыл про все неприятности, тяготившие его, несмотря на то, что они были и велики, и числены».

Сделаем пару существенных замечаний по повод «радости после страха», которые помогут в познании себя и своих страстей.

а). Радость о том, что не случилось ожидаемого плохого, может быть, когда не случилось с тобою что-то плохое и когда у других этого не произошло. В первом случае это означает, что,  будучи в напряжении страха, ты «освобожден» от своих тягот, о которых предполагал, и теперь радуешься. Это естественно для души и христианской добродетели здесь нет.

Во втором случае, когда ты радуешься за то, что у других не случилось ничего плохого (о чем говорится в поучении свт. Феофана), может быть, во-первых, когда у тебя нет скорбных обстоятельств. В этом случае тебе легче порадоваться за других. А, во-вторых, может быть и так, что у тебя лично скорби, и ты узнаешь, что у других они не случились. И вот в этом случае порадоваться за других можно (как в примере с ап. Павлом), но есть вероятность, что о себе печаль увеличится, т.к. грешная душа пожалеет себя, сравнивая свое положение с другими. Это проявление самолюбия. Но может быть и так, что радость о других может на время «отвлечь» от своей скорби (как об этом пишет свт. Феофан).

б). После такой «радости после страха» может быть благодарение Богу, а можно о нем забыть. Если была память о Боге и молитва к Нему и при страхе, и в радости после страха, то это христианская/духовная радость. Если же не было этого, то это – радость естественная.

2. Скорбная радость бывает после окончания скорбей. Это естественное чувство, и оно известно каждому человеку, независимо от того христианин он или нет.

Феофан Затворник (Толк. на посл. Рим. 15, 32): «Избавление от бед само собою радостно».

Нил Синайский (Письма, п. 3.90): «Пишете, что освободились вы от душевной болезни и ощутили радость после скорби, сообщив мне все, что терпели».

Евфимий Зигабен (Толковая Псалтырь, Пс. 147, ст.7): «… легко изменяются и человеческие обстоятельства, и нет ничего невероятного в том, что после искушений наступает скорое облегчение, вдруг после браней мир и после скорбей и бедствий нечаянная радость».

Авва Дорофей (Душеполезные поучения, п.12): «…приятен рассказ о скорби по миновании скорби. Так и на море, когда поднимается буря, то все, находящиеся на корабле, сетуют; когда же буря пройдет, то все с радостью, весело рассказывают друг другу о случившемся».

Сделаем пару замечаний о такой радости.

а). При окончании скорби радость может быть не только естественной, но и страстной. Так, естественная радость после окончания скорбей бывает от облегчения, что скорбь закончилась (например: выздоровел, получил помощь в нужде и т.д.). А может быть радость за себя, например: как ты отомстил причинившему тебе скорбь, или может быть гордость за то, как ты мужественно или разумно вышел из скорбной ситуации, или как ты не пожалел денег на что-то, чтоб изменить ситуацию к лучшему и т.п. — и это радость страстная и греховная. Поэтому обязательно должно видеть в себе, о чем и о ком ты радуешься по окончанию скорбей: о себе или о Боге.

б). Может быть и так, что нет радости после окончания какой-то скорби. Это может быть от того, что находишься в многопопечении и захвачен другими делами, или потому что понимал, что скоро, например, выздоровеешь, и постепенное облегчение скорби, так сказать, смазало радость. Может быть и так, что скорбь уже закончилась, а когда ты вспоминаешь или рассказываешь кому-то, жалуясь, как тебе было тяжко, жалея себя, то вновь печалишься, вместо того, чтобы радоваться, что все закончилось.

в). Что касается христианской радости по окончании какой-либо скорби, то это не простая естественная радость (что все закончилось и без памяти о Боге), а она выражает восхищение Богом, по милости которого она закончилась, и благодарением Его за это.

Василий Великий (Беседы на псалмы, на Пс. 32): «(3) «О Господе похвалится душа моя». Пророк говорит: никто не хвали моей изобретательности, которою спасся я от опасностей, ибо не в силе, не в мудрости человеческой, но в благодати Божией – спасение».

г). Также может быть радость после каких-то конкретных ситуаций (и это знакомо каждому), а может быть такое чувство после множества скорбей, которые пришлось пережить в жизни. Такая радость может быть страстной и горделивой, например, за то, как ты умело справлялся с трудностями, как ты побеждал враждующих против тебя. А может быть с благодарением Богу и с духовным смыслом. Вот, например, как говорит свт. Игнатий о своих многих бывших скорбях жизни и почему он им радуется по-христиански.

Игнатий Брянчанинов (Письма к разным лицам п.1): «Не раз я видел полное оскудение помощи человеческой, не раз был предаваем лютости тяжких обстоятельств, не раз я находился во власти врагов моих. И не подумайте, чтоб затруднительное положение продолжалось какое-нибудь краткое время. Нет! Так протекали годы; терялось телесное здоровье, изнемогали под тяжестью скорбного бремени душевные силы, а бремя скорбей не облегчалось. …. Теперь считаю себя преполовившим дни жизни моей. Уже виден противоположный берег! Уже усилившаяся немощь, учащающиеся недуги возвещают близость преселения! Не знаю, какие бури еще предстоят мне, но оглядываюсь назад и чувствую в сердце невольную радость. Видя многие волны, чрез которые переплыла душа моя, видя опасные места, чрез которые перенеслась ладья моя, радуюсь невольно. Сильные ветры устремлялись на нее, многие подводные камни подстерегали и наветовали спасение ее — и я еще не погиб. По соображению человеческому погибнуть надо бы давно. Уверяюсь, что вел меня странными и трудными стезями непостижимый Промысл Божий; уверяюсь, что Он бдит надо мною и как бы держит меня за руку Своею всемогущею десницею. Ему отдаюсь! Пусть ведет меня, куда хочет; пусть приводит меня, как хочет, к тихому пристанищу «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание»».

Как видим, такая радость христианина, который перенес и несет много трудностей/неприятностей состоит в том, что он понимает, что во всех его скорбях была помощь Божия, например: приходили облегчения в болезнях, оканчивались ссоры и неурядицы, если были трудности материальные, то они проходили, и мн. др. И все это было благодаря милости Божией! Также радость бывает и о том, что приближается к концу этот скорбный путь, и есть надежда на вечную блаженную жизнь.

«Радость в скорбях/скорбная радость» — это беспечалие, неунываемость, оптимизм, стойкость и т.п. в начале скорбей и при их продолжении

А теперь скажем о понятии «христианская радость» в скорбях, когда они начались и длятся.

Как мы уже отмечали, исходя из словарных значений слова «радость» и его синонимов, радость в скорбях означает: не огорчайтесь, не грустите, не печальтесь, не расстраивайтесь, не страдайте, бодритесь, не падайте духом, будьте добродушны, относитесь к скорбям и трудностям оптимистично и т.п.

В первых разделах этой главы мы уже много сказали о том, как христианину надо переносить скорби: это и смирение перед волей Божией, и надежда на Него, и внутренний покой, терпение и мужество.

Григорий Палама (Омилии, ом. 32): «Иаков Брат Божий говорит: «Всякую радость имейте, егда во искушения впадаете различная» (Иак.1:2). Не просто говорит: «радуйтесь», но — «всяку радость имейте», говорит; не увещевает он нас к неощущению скорби (которая появляется как естественная печальная реакция – от сост.), — ибо это и невозможно, но — советуя, чтобы имели богоугодное устроение души (которое заключается в «стойкости в искушениях»/терпении — от сост.) более сильное, чем — чувство скорби. …. Почему это? Потому что благодаря стойкости в искушениях мы укрепляемся и становимся более испытанными пред лицом Божиим».

И это все относится именно к началу скорбного обстоятельства и когда оно длится.

В поучениях святых отцов нередко указываются разные периоды скорбей, и говорится в них о скорбной радости. Например, когда что-то скорбное началось:

Иоанн Златоуст (т.11, ч.2, б.6): «…когда подвергнешься скорби, не будь нетерпелив и не спеши освободиться от нее, но расположи душу свою ко всякому терпению, и тогда скоро освободишься от скорби: для того Бог и посылает ее, чтобы вразумить. Таким образом, если мы с самого начала умеем переносить скорби и не ропщем, то Он скоро освобождает нас от них, потому что все уже (с на­шей стороны) исполнено».

А это пример, когда скорбное еще не закончилось:

Антоний Великий (Добротолюбие, т.1, Наставления…, ст.63): «Пребудьте в терпении и не давайте расслабляться сердцам своим во время бедствий ваших, но воздавайте за них благодарение, чтобы получить воздаяние от Господа».

Итак, думаю, понятно, что слова «всегда радуйтесь» говорятся, как призыв христианам не печалиться, не отчаиваться, не расстраиваться и т.п., а быть мужественными, терпеливыми, оптимистичными и т.п. в любых жизненных обстоятельствах.

1.4.2. О духовной радости

А теперь скажем о том, что в скорбях нужно быть не только радостным (как описано выше), а и о том, что эта радость должна быть с памятью о Боге, с надеждой на Него и с христианскими добродетелями (выше мы уже говорили об этом). Напомним, что при естественной радости не будет памяти о Боге, не будет благодарения Ему, не будет желания пережить скорбное обстоятельство с христианскими истинами и мотивами.

Также сейчас приведем поучения, в которых говорится еще об одной христианской радости, самой высшей, — радости в Боге.

Понятие «Радость о Господе/Боге» означает живую веру в Бога, теплую любовь к Нему, упование на Него

Есть такое значение христианского понятия «радость», как «радость о Господе».

Тихон Задонский (т.5, Краткие нравоучительные слова, сл.25): «Такая радость о Боге изображается во многих местах святого Писания, и особенно в святых псалмах. Эта радость духовная, небесная и есть предвкушение сладости вечной жизни».

Обычно эти слова употребляются именно, когда речь идет о скорбях.

Иоанн Златоуст (т.9, ч.1, б. 16): «…скажут, Павел говорит: «радуйтесь всегда»? Он не просто сказал: «радуйтесь», но прибавил: «в Господе» (Флп.4:4). … Это – самая высокая радость; ею радовались и апостолы; это – радость, приносящая пользу; она имеет свое начало, корень и основание в узах, в бичеваниях, в гонениях, в худой молве, и вообще в предметах скорбных, но конец ее вожделенный. … Апостолы были бичуемы – и радовались; были связываемы – и благодарили; были побиваемы камнями – и проповедовали. … Радующийся о Боге радуется бесчестию ради Его, бедности, нестяжательности, пощению, смиренномудрию».

Итак, первое значение «радости» в христианстве относится к Богу.

Бл. Феофилакт (Толк. на посл. к Филипп., гл.3): «… мирская радость не есть радость, а в Господе и скорби доставляют радость. Или, поскольку Господь облегчил наши дела, то радуйтесь».

Цветник священноинока Дорофея (гл.11): «Когда вверяет человек свои душу и тело Богу, приобретает твердую веру и придерживается ее, получает надежду и сохраняет ее, и во всех бедах, страданиях и нуждах возлагает упования и заботы свои на Бога, тогда веселится его душа и сердце его радуется. Потому что во всем следует за Богом. Глаза его проливают источники слез. И даже на смерть идет смело».

Если сказать подробней, то, во-первых, счастье и радость христианина заключается в том, что он имеет Господа, Который есть Любовь, Мудрость, Создатель, Спаситель, Помощник, что Бог даровал человеку быть Его образом, наделил его множеством даров и мн. мн. др.

Феофан Затворник (Толк. на 1 Солун., гл. 5, ст.16): ««Всегда радуйтеся — радостью о Господе» (Флп. 3, 1; 4, 4) и «о Дусе Святе» (Рим. 14, 17), которая водворяется в сердце под влиянием живой веры, теплой любви и крепкого упования, и бывает столь глубока, что никакие внешние беды расстроить ее не могут».

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения…, отд.1, Б,2.б): «Благодарение есть радостное чувство величия милости Божией к нам недостойным».

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения…, отд.1, Б,2.б): «Когда сие радостное чувство (величия милости Божией к нам недостойным) не подавляется и скорбями, или когда и скорби принимаются как благо, то отсюда рождающееся доброе состояние есть благодушие. Постоянное благодушие при продолжающихся скорбных обстоятельствах есть христианское терпение. Последний предел богоугодных расположений в отношении к своей участи, устрояемой Богом, за которым начинается уже не просто благодарность, а еще высшее чувство, это есть довольство своим состоянием и всем своим».

Василий Великий (Беседа на Пс. 29): «Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала». Обычное для Писания выражение радости, показывающее какое-то светлое и весьма радостное состояние души в достойных благодушия! Итак, «радуйтеся праведнии о Господе», не тому, что благоуспешны ваши домашние дела, не тому, что наслаждаетесь телесным здоровьем, не тому, что поля ваши изобилуют всякими плодами, но тому, что имеете Господа, Который так прекрасен, так благ, так премудр. Довольно для вас веселия о Господе».

Георгий Задонский (Письма, 3.190): «Нельзя нарадоваться о Господе! Помянул Бога, и возвеселился. И самое воспоминание в сердце вашем о Боге веселит всю вашу душу. Явный знак любви к Богу есть сердечная радость о Боге. Ибо что любишь, о том и радуешься: так и любовь к Богу без радости быть не может. Сия радость есть духовная, небесная, есть предвкушение сладости вечной. Душа, любящая Бога, все, что в мире есть, презирает: честь, славу, богатство и все мира сего утехи за ничто вменяет. Ей один Бог есть многоценный бисер; о Нем поминает, размышляет и тем утешается, и восхищается к Нему: где же есть сокровище ваше, тут и сердце ваше…».

Тихон Задонский (т.5, Краткие нравоучительные слова, сл.25): «Явный знак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь без радости быть не может. И насколько человек чувствует в сердце своем сладость любви Божией, настолько и радуется о Боге. Ибо любовь, как сладчайшая добродетель, без радости ощущаться не может. Как мед услаждает гортань нашу, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, «как благ Господь!» (Пс. 33, 9)».

Тихон Задонский (Сокровище духовное, ст.47): «Счастье для людей — иметь себе сильных людей защитниками и помощниками. Для христианина счастье — иметь себе Бога Защитником и Помощником. «Блажен человек, которому защита — у Тебя, Боже! Блажен, кому Бог Иаковлев Помощник, упование его на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, хранящего истину вовек, творящего суд обиженным, дающего пищу алчущим» (Пс.83:6; 145:5-7). … Пусть люди хвалятся защитниками и помощниками своими: я-де имею своим защитником такого-то и такого-то князя и вельможу, тот-де и тот муж мне помогает в бедах моих и напастях. Ты довольно счастлив, когда Бог — твой Помощник и Защитник. …Пусть люди хвалятся, что у Царя, или вельможи, или князя в милости. Ты весьма счастлив будешь, если у Бога, Небесного Царя, в милости быть сподобишься, хотя и никто из людей не будет к тебе милостив. Одного Бога милость будет для тебя больше милости всего мира. Пусть люди хвалятся, что с сильными и славными этого мира дружбу имеют. Ты довольно счастлив и славен, когда вошел в дружество со Христом, Сыном Божиим, имеешь «общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин 1:3), хотя и никого из людей другом не имеешь».

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.2, § 283, и др.): «…св. Иоанн Дамаскин, духом радуясь и играя, поет в своих песнях к Богу: «Ты моя крепость, Господи! Ты моя и сила! Ты мой Бог! Ты мое радование!» — и прочее. (Песнь 4, глас 8). … Радость эта преизобильно растет и претворяет их сердца в духовное играние и воскликновение, когда взирают (мученики за Христа) с верою на будущую славу, уготованную терпящим скорбь и любящим Бога, вспоминают утешительное слово Христово: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:12). …Вера эта соделывает радость и веселье в сердце верующего. Радость эта — не о пище и питье, не о чести, не о богатстве, не о золоте, серебре, не о прочем, о чем сыны века сего радуются, ибо это радость плотская. Но это радость духовная — радость о Господе Спасе, о благости и человеколюбии Его, утешение и спокойствие в совести, как апостол учит: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа», — и прочее (Рим 5:1). Ибо святое Евангелие — это радостная весть, и вера — это сердечное принятие Евангелия, поэтому, принимающим его, непременно следует духовная радость в сердцах, как о страже темничном, в Деяниях апостольских упоминаемом, пишется: «Возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» (Деян.16:34). Потому эта радость, как пресладкая духовная пища, во многих местах Святого Писания предлагается верным, как может заметить читающий Псалмы, Евангелие и послания апостольские. (кн.2, §399) Истинная христианская радость состоит в Боге. Это их сокровище, утешение, радость и увеселение. Они о том радоваться должны, что веруют и служат Богу не такому, каковы были и есть боги языческие, бездушные, глухие, немые, слепые, «сребро и злато, дела рук человеческих» (Пс.113:12-15), — но служат Богу живому, бессмертному, присносущному, премудрому, всемогущему, все в руке Своей содержащему, о всех промышляющему, благому и милостивому Создателю и Промыслителю своему. Об этом радоваться им велит Дух Святой: «Радуйтеся праведнии о Господе» (Пс.32:1), — и через апостола: «Радуйтесь о Господе» (Флп.3:1), — и всегда радоваться повелевает: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4:4). 4) Радость им сия и оттого проистекать наипаче должна, что они Того великого и живого Бога «Отцом своим» называют и имеют, Которому и молятся так: «Отче наш, Иже еси на небесех» и прочее (Мф.6:9). Еще оттуда духовную утеху черпать должны, что они благодатью Божией призваны «из тьмы в чудный Божий свет» (1 Петр 2:9), и «от власти сатаны» в царство Христово (Деян.26:18; Кол 1:13), что над ними не князь мира сего, как над язычниками, не знающими Бога, и прочими беззаконными, но Царь мира, Царь Небесный, Царь праведный, Сын Божий, Ипостасное Отчее Слово со Отцом и Духом Святым царствует, управляет, защищает и сохраняет их. О том им радоваться должно».

Дмитрий Ростовский (Поучения, п. 45. Пирамида, или столп…): «…великодушие мужественного человека не изменяется от находящих извне напастей. Кто не изнемогает в скорбях, кто не бывает удручен напастями, кто не падает в малодушии и маловерии и, возложив всю печаль свою на Бога, полагает надежду в Нем одном и Им прохлаждает свое сердце, тот всегда нов, радостен в Боге и как бы беспечален, по Писанию: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 6, 10). Ибо находящие извне скорби умножают в богодуховенном муже не печаль, а духовную радость о Боге. Воспевает пророк Аввакум: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я о Господе радуюсь и возвеселюсь о Боге Спасе моем» (Авв. 3, 17-18). Смотрите, откуда этот пророк, исполненный Святого Духа, преисполняется радостью? Не от скорбей ли, напастей и печалей? Сады, говорит он, огороды и виноградники не дадут плода, не будет урожая в поле, голод будет среди людей и скота, и если кто-либо похитит волов от яслей, разве не напасть, разве не печаль и хлопоты будут от этого для господина? А пророк вместо скорби и печали воспевает: «Я о Господе радуюсь и возвеселюсь о Боге Спасе моем». Почему и говорит, когда случаются такие печали: если я снесу их мужественно и не буду малодушествовать, то достигну совершенства и буду возвышен Богом. «Господь Бог мой, сила моя, и направит ноги мои к совершенству и на высоту возведет меня» (Авв. 3, 19)! Видите, как находящие на богодухновенного мужа скорби умножают его духовную ра­дость о Боге. Прекрасно говорит об этом свя­той Киприан, согласуясь с пророческими словами: «Пусть не будет плода в виноградни­ке! Пусть обманет древо маслинное! Пусть злаки увянут от зноя, и поле не даст урожая! Что в этом христианам, что в этом служите­лям Божиим, которых призывает рай, кото­рых ожидает благодать и богатство небесного царствия? Пусть радуются о Господе, а злое и противное мира сего пусть несут с мужеством, если чают будущих благ!».

Понятие «радость по/о Боге», как внутреннее спокойное и радостное состояние, как спокойствие совести, от того, что не грешишь и поступаешь по заповедям в любых обстоятельствах

Второе значение понятия «радость о Господе» касается нашей добродетельной жизни при скорбях, т.е. жизни по заповедям Божиим и с добродетелями, как бы тебе не было тяжело в какой-либо жизненной ситуации.

Василий Великий (Правила кратко изложенные, в. 193): «Какая радость — о Господе (Флп.3, 1)? и что сделав, должны мы радоваться? Ответ. Радование о совершившемся по заповеди Господней во славу Божью есть радость о Господе. Посему, когда исполняем заповеди Господни, или терпим что-либо за имя Господне, тогда должны мы радоваться и сорадоваться друг другу».

Василий Великий (Подвижнические уставы …, гл.2): «…кого не возмущает ни один порок, сопровождает же всякая добродетель и все, что есть прекрасного, тот справедливо может веселиться непоколебимым и нескончаемым весельем, потому что веселье — спутник добродетели и благости».

Антоний Великий (Добротолюбие, т.1, 5,32): «Спросили его: что есть радость о Господе? Он ответил: делом исполнить какую-либо заповедь с радостью, во славу Божию, – вот что есть радость о Господе. Ибо когда исполняем Его заповеди, нам должно радоваться; напротив, когда не исполняем их, должно нам печалиться».

Иоанн Златоуст (т.10, ч.2, б.1, и др.): «Радость по Боге сильнее всякого оружия. И кто имеет ее, того ничто не может привести в уныние (печаль/отчаяние/страдание – от сост.) и малодушие (отсутствие твёрдости духа, решительности, мужества, слабость характера, трусость – от сост.) напротив, он все переносит мужественно. (т.9, ч.2 беседа 1) …Если мы желаем наслаждаться радостью, то больше всего иного будем избегать порока и станем следовать добродетели, потому что иначе невозможно достигнуть радости, хотя бы мы взошли даже и на царский престол. (т.2, ч.1, Беседа 1-я на Святую Пятидесят.) … Радость же духовную и разумную производит не что иное, как сознание добрых дел, – посему, кто имеет добрую совесть и такие же дела, тот может постоянно праздновать»».

Приведем простые примеры, как может человек исполнять заповеди при скорбях и радоваться, быть спокойным и добродетельным.

Есть внешнее исполнение заповедей в скорбях. Например, если тот, кто испытывает материальные трудности, никогда не берет чужого, тот исполняет заповедь «не укради». Он остается спокоен от страха вора, который боится быть пойманным, или его совесть спокойна от того, что он не ссорится с ближним из-за денег/имущества. И это относится к понятию «радость», «беспечалие», как отсутствие беспокойства быть пойманным и не мучимым своей совестью.

Есть и внутреннее исполнение, например, если христианин потерпит чьи-то обидные слова или недобрые поступки против себя, и сдержит гнев или вовсе не разгневается, не обидится или, вначале немного почувствовав обиду, тотчас/скоро простит обидчика. Таким образом, он исполнит заповедь о любви и прощении, и между людьми будет мир (как радость, отсутствие огорчений по поводу отношений), и совесть будет спокойна и радостна.

Марк Подвижник (Слова, сл. 5): «… возлюбленная душа, во всякое время на всяком месте и при всяком деле мы должны иметь одно намерение, дабы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть, радоваться же не просто и не без рассуждения: но потому, что имеем случай простить согрешившему (против нас) и получить прощение собственных наших грехов».

Но если человек гневается, обижается и не желает простить обидчика, то ему очень тяжело, и он внутренне страдает, а значит, чувствует себя несчастным. И все это подтверждает истину: любой грех и страсть несут тяготу, а заповеди, которые направлены против пороков и на добродетели, несут истинное счастье, радость и блаженный покой.

Иоанн Златоуст (т.9, ч.1, беседа 16): «Сколько скорбей имеет (человек) высокомерный! Как он терзает сам себя от гордости, выдумывая себе тысячи оскорблений, (питая в себе) великую ненависть, сильную вражду, большую зависть и крайнее недоброжелательство! Если оскорбил его кто-нибудь из высших его, он досадует; если он еще не возвысился над всеми, терзается. Напротив, человек смиренный наслаждается великим удовольствием, не ожидая почестей ни от кого. Если ему оказывают честь, он радуется; если не оказывают, он не скорбит, но даже любит то, что ему не воздали почестей. Таким образом, не искать почестей и получать их, это – великое удовольствие. А у того наоборот: он ищет почестей и не получает их».

(О заповедях в скорбях мы еще скажем в следующем разделе.)

1.4.3. О некоторых условиях, которые помогают иметь радость и спокойствие в скорбях

А сейчас очень кратко обозначим некоторые основные условия, которые помогают иметь радость и спокойствие в скорбях.

«Начало радости — быть довольным своим положением» и тем, что «посылает Бог»

Амвросий Оптинский (Письма, п.298): «Начало радости — быть довольным своим положением».

Варсанофий Великий (Руководство к духовной жизни, в.125) «… что посылает Бог, тем и будь доволен».

Антоний Великий (Добротолюбие, т.1, 170 гл., гл. 58): «В чем кто находится по неволе и неохотно, то для него есть темница и казнь. Итак, будь доволен тем, что есть у тебя, иначе, перенося (это состояние свое) без благодарения (с недовольством, неохотно), ты будешь тираном для себя самого, не сознавая того».

Силуан Афонский (Писания, гл. 9.О любви): «… предавшийся на волю Божию — живет в покое, довольный своею судьбою, хотя бы он был болен, или беден, или гоним».

Авва Дорофей (Душеполезные поучения, п. 19): «… кто не имеет своей воли, тот всегда исполняет свое (желание). Поелику таковой не имеет своего желания, то, чтобы ни случилось (с ним), он всем бывает доволен, и так оказывается, что он всегда исполняет свои желания; ибо он не хочет, чтобы дела исполнялись так, как он желает, но хочет, чтобы они были, как будут».

Тихон Задонский (т. 5, Письма келейные и наставления, п. 115): «Вопрошаешь: что значит показать себя готовым на все? Ответ. Что ни случится с нами скорбное, все безропотно и благодарно терпеть. Укорят ли нас люди и похулят, не укорим и не похулим в ответ. Отнимут у нас имение наше, оставим им. Уязвят нас, мстить им да не будем. В темницу нас заключат, да не ропщем, но претерпим. В изгнание пошлют, веселыми ногами пойдем. На смерть осудят и предадут, не отречемся. Это и значит готовыми быть на все. Спасайся».

«С радостью переносить скорби по Богу невозможно» тому, кто пристрастен миру и себе, и поэтому надо учиться ставить ни во что мирские блага

Симеон Новый Богослов (Добротолюбие, т.5, п.114, 115): «Душа, не освободившаяся совершенно от мiрских навыков и пристрастия к видимым вещам, в самих чувствах и расположениях сердца своего не может беспечально переносить приключающихся ей печалей и находящих на нее напраслин и искушений от демонов и людей. Но как узами связанная пристрастием к человеческим вещам уязвляется ущербом в деньгах, тяжкой поражается скорбью от потери вещей и сильно болезнует о наносимых телу ее ранах. 115. Кто отторг душу свою от пристрастия и привязанности к чувственному и тесным союзом сочетал ее с Богом, тот не только равнодушен будет к сущим около его деньгам и вещам, и, терпя потерю в них, будет беспечален, как бы они были не его, а чужие, но и самому телу его причиняемые боли будет переносить с радостью и подобающим благодарением, видя всегда, по слову божественного Апостола, что когда внешний человек тлеет, внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). Иначе же с радостью переносить скорби по Богу невозможно. Потребны для сего ведение совершенное и мудрость духовная, – которых лишенный всегда ходит во тьме безнадежия и неведения, не имея никакой возможности видеть свет терпения и утешения (молитвы)».

Надо чаще благодарить Бога в скорбях и хранить веру и любовь к Богу, потому что радость происходит от искреннего благодарения Бога

Амвросий Оптинский (Письма, п. 151): «…полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах, радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. — И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76, 4)».

К тому же надо хранить веру, надежду на Бога и любовь к Нему.

Феофан Затворник (Толк. на 1 Солун., гл. 5, ст.16): «(Христианин, имеющий истинную веру и надежду на Бога – от сост.) не может не быть в постоянно отрадном (хорошем, радостном – от сост.) состоянии духа. … Когда внутри мир и радость, тогда внешние беды и скорби не влияют на христианина, так что он другими только может почитаться скорбящим, сам же в себе присно радуется (2 Кор. 6, 10)».

Дмитрий Ростовский (Алфавит духовный, ч.1, гл.4, 10): «До тех пор, пока совершенно не познаешь себя, пока все три силы души не проникнутся познанием, и просвещением разума, и очищением страстей, пока не примиришься с Богом, пока не соединишься с Ним в один дух, — до тех пор не можешь быть без скорби, не можешь быть без страха и боязни. А когда соединишься с Богом и когда всем сердцем возлюбишь Его, тогда всегда будешь без боязни и печали: всегда будешь радоваться и веселиться духом о Едином Боге, во веки вечные».

Радость будет, если поймешь истинный смысл скорбей и будешь их право переносить

Дмитрий Ростовский (т.3, 3. Апология для утоления печали человека…): «… нет на земле человека без скорби, без печали, без искушения и болезни. Однако при всем этом апостол повелевает не унывать, но радоваться.— Муж скорбящий: Почему апостол повелевает радоваться в тех различных искушениях, притом не про­сто радоваться, но быть объятым великой ра­достью?— Старец утешающий: А потому, что различные искушения бывают причиной многообразного добра. Ведь что может быть лучше благ небесного царствия, которых «не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку» (1Кор. 2, 9)? И каким образом человеку можно их полу­чить? Ничем иным, как только искушениями и терпеливым перенесением скорбей. «Многи­ми, — сказано, — скорбями надлежит войти в царствие Божие» (Деян.14, 22)».

Но все ли обращают внимание на то, что не просто скорби, а только право перенесенные скорби ведут в Царствие Небесное (если бы только сами по себе скорбные обстоятельства, а не их правое перенесение вело к спасению, то тогда спаслись бы все люди и без веры во Христа).

Дмитрий Ростовский (т.3, 3. Апология для утоления печали человека…): «Кто сподобляется вечной славы? Не тот ли, который в печалях бедствует, согласно словам апостола: «Ибо кратковременное легкое страда­ние наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4, 17). Это значит, что ка­кая-либо печаль, внезапно находящая на нас, хотя бы и легкая, но переносимая нами с бла­годарностью, ходатайствует нам великую вечную славу, и даже больше того: когда мы принимаем печаль с благодарностью, это соделывает нас сынами Божиими… Смотри, по чему узнается, кто является сыном Богу и кто нет? А по тому, терпит ли он наказание, ибо не терпящий (отчаивающийся, гневающийся, злопамятствующий, мстящий и т.д. в скорбях – от сост.) — сын прелюбо­деяния, терпящий же (по–христиански – от сост.)— сын, приятный Богу».

О пессимизме и оптимизме при перенесении скорбей

Отдельно хотелось бы заметить о хорошо знаемых двух видах восприятия: оптимизме и пессимизме.

В христианстве такие настроения души имеют очень большое значение для воспитания в нас христианского духа. Так, оптимизм помогает надежде на Бога, дает внутреннюю силу терпеть, веря в лучшее будущее и т.п., а некий пессимизм помогает иметь готовность принять любую волю Божию, даже если это будет скорбь, также дает настроение для своего смирения и покаяния и др.

Особо надо заметить, что в христианском духе всегда должен быть и оптимистичный и пессимистичный настрой, и нередко даже в одной ситуации. Кстати сказать, что и в психологии также говорится об этом.

Интернет – источник: «Чтобы оставаться эффективной личностью надо постараться совмещать качества обоих типов – пессимизма и оптимизма. Обобщенно это звучит так: «иметь позитивный настрой, надеяться на наилучшее, не отрицать возможность худшего результата».

А вот это же в изложении святых отцов.

Феофан Затворник (Примеры записывания добрых мыслей …, ст.71): «Надо совмещать в себе чувства погибающего (пессимизм – от сост.) и спасаемого (оптимизм – от сост.). Тут только истина».

Симеон благоговейный (Подвижническое слово, п.14): «Каждодневно будь готов к подъятию всякой скорби (т.е. это некий пессимистичный настрой, т.к. предполагаешь худшее – от сост.), помышляя, что скорби суть избавление от многих долгов, и благодаря за них (когда встретятся) Святого Бога (а это оптимистичный взгляд – от сост.)».

Иосиф Оптинский (Письма, п. 506): «Каждый день будь готова принять и претерпеть досаждения, безчестие, клевету, раны и всякия скорби (это пессимистичный настрой – от сост.), ибо этим всем в Царствие Небесное входят (это оптимистичный довод – от сост.)».

Илия пресвитер и Екдик (Добротолюбие, т.3, п.1): «Христианину, право верующему в Бога, не следует беззаботно предаваться беспечности, но всегда ожидать искушения и быть готовым встретить его (некий пессимистичный настрой – от сост.), чтоб, когда придет, не изумляться и не смущаться, но благодарно претерпевать тяготу скорби, содержа в мысли, что во Псалмопении говорит с Пророком: искуси мя Господи и испытай мя (Пс. 25, 2), – и то, что, в другом Псалме, Пророк не сказал: наказание Твое извратит меня, но, – исправит мя в конец (Пс. 17, 36) (оптимистичный довод – от сост.)».

На этом закончим рассмотрение вопроса о некоторых основных добродетелях при правом перенесении скорбей христианами. И в следующих главах поговорим о том, как же конкретно надо учиться переносить скорби (т.е. с христианскими истинами и молитвой).