🎧 Записи Голоса чистого. Иоанн (Шаховской) Сан-Францисский (читать, слушать mp3 (озвучено Никой))

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений

Скачать Записи голоса чистого в формате docx

1.

В конце 20-х годов в Белой Церкви я получил заказной пакет из Польши. Отправителем его был полковник старой русской армии Спиридон Белецкий в городе Станиславове, занимавшийся извозом. Он обратился ко мне, прося разъяснения происходивших с его женой Наталией явлений.

Глубоко верующая православная женщина стала чувствовать временами сильное побуждение записывать звучащие в ее сердце слова евангельских поучений, толкования Священного Писания и руководство жизни по вере. Это яснослышание у нее началось неожиданно. Белецкие не понимали, откуда идут эти слова и не есть ли это явление какой-либо неправильности. Они тревожились этим и ряд записанных бесед неизвестного Пастыря (говорившего чрез Наталию) прислали мне в этом письме. Я стал испытывать духа, или духов, говоривших через Наталию, и ничего не нашел в их словах, что затмевало бы Слово Божие или уводило от православной веры. Более того, благоговение, мирность, мудрость слов, духа и смирение самих этих супругов Белецких (они начали со мной переписываться) говорили мне с несомненностью о чистом источнике этих поучений. Они были ценными и для меня.

Свидетельством того, что вещание это шло от верного и чистого духа, для меня был и следующий факт: некоторые слова Поучений были личным ответом мне на мои тайные сердечные молитвенные вопрошания, никому неизвестные, кроме Единого Бога. Такое прямое обращение ко мне, как к «пастырю Иоанну», и ценные указания моему юному пастырству, в ответ на тайные мысли мои, убедили меня в том, что это явление идет от светлых духов. Это было укреплением и моего пастырства.

Особенно нужна была мне духовная помощь после отъезда еп. Вениамина. Я остался без старца-руководителя. И этот кроткий, простой, но глубоко духовный голос невидимого мира, зазвучавший около меня, укрепил дух мой; он помог мне в моем служении.

С Наталией и ее мужем у меня осталось доброе общение и после того, как этот духовный феномен прекратился. В 30-е годы они переехали из Польши в Южную Бразилию, в Рио-дель-Сол. Своими руками они там построили деревянный православный храм. В начале 50-х годов я там навестил их. После кончины мужа Наталия приняла монашеский постриг и жила при храме как хранительница его. Я получал от нее вести. Тихо, молитвенно она там скончалась.

Публикуемые Поучения невидимого мира не нуждаются в богословских комментариях. Они просты и ясны. Но одновременно жизненны, глубоки и не абстрактны. Анализу богословскому подлежит лишь сам факт этого явления, соединяющий нас со временем первохристианства, когда небесные силы видимо и слышимо входили в человеческую жизнь и естественны были подобные харизматические явления, единящие, в служении Церкви, верующих людей на земле с миром невидимым. Близость ангельского мира, как благословенного источника помощи Божией нам (о чем даже не все христиане догадываются), остается, конечно, и в наши дни. Она есть явление тех нравственных и духовных пророчеств, о которых предупредил Спаситель в словах: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну человеческому» (Ин.1:15). Царство Сына Человеческого делает неизбежным явление и на земле Церкви Небесной.

Из публикуемого текста Записей я исключил ответы духовного мира на мои молитвенные вопрошания. Все было, в сущности, и ответом, и поучением мне, помощью моему неопытному пастырству. В своей слабости я, несомненно, более других нуждался в пастырских наставлениях.

Поучения Невидимых Друзей зовут нас к искреннему прославлению Бога и трепетному вниканию в Слово Христово. Являя реальность Божьих Ангелов, старших наших братьев, они открывают нам и реальность злых, темных, абсурдных духов, вторгающихся в человеческую жизнь и историю, и мучающих людей [1]. Поучения указывают и на необходимость для нас не скрывать перед другими той истины евангельской, уже открывшейся нашему сознанию, Пастырям указывается «не взирать на лица», не бояться «сильных», не льстить «богатым» и не пренебрегать простым человеком. Возвещение истины — условие сохранения истины в нас самих. Истина и в нас угасает, если мы скрываем ее горение в человечестве.

Не обнаруживая источника Поучений, я публиковал некоторые из них, как «Беседы Неизвестного Старца», в «Белоцерковских листках», газете «Борьба за Церковь» (Франция) и журнале «За Церковь» (Германия). В 1930 году в Белой Церкви было издано, малой книжицей, девять этих Поучений.

БЕСЕДА I

Начну со слов утешения. — Нельзя забывать того, что Господь Бог дает испытания для нашей пользы. Эти испытания укрепляют вас, если вы верите Ему, но губят вас, если не верите. Если вы говорите: «Да будет воля Твоя», значит, верите, и всякую неудачу свою (мелкую и незаметную для вечности) примете мирно, покоряясь руке Того, Кто знает лучше, чем вы, что, где и когда вам нужно. Если будете в этом уверены, то ничто не будет вас огорчать в жизни. Нищета (в вашем понимании) будет вам радостна, как и приобретение богатства. Между одним и другим вы не найдете разницы и одинаково скажете: «Да будет воля Твоя».

Вы многогрешны — это верно, но не теряйте надежды на прощение и просите неустанно о нем. Я это говорю к тому, что некоторые из вас думают в сердце своем: «Это не простится». Господь Бог знает, что плоть немощна, и если человек сознает, что сделал ошибку, и старается ее не повторять, а от сделанного им болеет внутренностью своею, Создатель видит все и слышит, и у кого раскаяние нелицемерное — простит.

Многие говорят: «Господи, помилуй», и повторяют это, не вдумываясь. Хочется на этом остановить ваше внимание. Представьте себе громадное сборище народа, где нельзя разобрать, кто что говорит, т.к. все кричат разом. Если же прислушаться, то внимание останавливается на том человеке, который ясно и раздельно произносит слова. Господь слышит всех одинаково. Но Его бесконечную доброту и милосердие трогают не машинально произносимые фразы, а продуманное, горькое раскаяние.

Еще не понимаете вы все, как нужно молиться. Проникайтесь тем, что ничто не должно Вас огорчать из «жизненного», во всем должны вы видеть Перст Божий, ибо ничто без Его святой воли не делается. Если является от чего-то досада, значит, вы не соглашаетесь в этом с Его волей. И тогда не произносите слов «да будет воля Твоя», и не называйте Бога своим Отцом, т.к. верящий в Отца и доверяющий Отцу не противоречит Ему.

Произнося свою просьбу о помиловании, мысленно останавливайтесь на своих грехах и за каждый отдельный просите помиловать вас и простить. Таким образом, вся ваша жизнь встанет пред вами, и вы увидите греховность вашего тела. Когда постепенно переберете грехи дней своих — увидите, ужаснетесь количеству зла в себе и поймете сами, почему должно вам просить о помиловании. Милосердие Божие нельзя ни с чем сравнить. Оно больше, чем число песчинок на дне океанов, оно не поддается учету; но грехи людские превышают и это число. Человек грешит беспрестанно, и чем далее идет, не думая о том, тем грехи его больше и хуже. Не сознавая своего ничтожества, он все более впадает в гордыню и думает, что он сам Бог. Но даже и тогда, если вдруг одумается, поняв свои ошибки, даже и тогда Господь Бог его простит, так как милосердие Его без числа. Просите о помиловании за каждый свой проступок отдельно.

БЕСЕДА II

Будете не раз искушаемы, крепитесь и не бойтесь. Зло опасно для того, кто о Господе Боге не помнит. Вы же не забывайте, что Имя Господне охраняет вас, Имя Его, произносимое с верой в Него. Будьте бодры, чувствуйте себя сильными верой в силу Животворящего Креста.

Крест — ваше оружие, крест — ваше спасение, он вам помощь, он победа, он — радость ваша. Поймите это. Крестные страдания Спасителя попрали диавола, и Христова смерть на Кресте спасла нас, выкупила из рук смерти вечной. И вместо смерти дала нам жизнь.

Осеняя себя Крестом, вы притягиваете на себя частицу этой высшей жизни; потому благоговейно делайте крестное знамение. Я хочу указать примером на великую силу сего: в древности, когда мучали последователей учения Сына Господня и бросали их на растерзание зверям, были неоднократно случаи, что звери не смели приблизиться, когда мучимый осенял себя с полной верой крестным знамением.

Хотите выровнять свой путь, но трудно вам, огрубела ваша оболочка, не можете сразу себе уяснить, что от какого духа рождается. Исполняете злое, а потом спохватываетесь. В том-то и совершенство духа, чтобы вовремя различать злое от доброго и вовремя отбрасывать рожденное от диавола, побеждая его, как учат вас, и принимая, развивая рождающееся доброе (говорю о мыслях). Если хотите, можете часто видеть, как мысли ваши борются, но борьба эта идет для вас незаметно; надо захотеть ее увидеть и остановить свое внимание на этом, сосредоточиться. Но вы еще не можете, вы еще, как младенцы, в пеленах.

Все требует желания и упражнения. Что значит «сосредоточиться»? Это значит собрать свои мысли так, чтобы не рождалось злое от злого, чтобы не было тьмы, чтобы ничего не отвлекало, чтоб образовалась связь с небесным и нити связывающие были крепки, подобно проволоке, и ничего не могло разорвать их. Упражняйтесь в этом спокойно, но твердо, откидывая «злое порождение». Дух победит плоть, и тогда поймете. Возьмите опять же пример: когда ребенку больно, мать старается сосредоточить его детское внимание на каком-либо предмете, и, отвлекаясь на него, полностью им захватываясь, ребенок уже не чувствует боли и перестает плакать. Станьте же такими детьми, и, сосредоточив свой дух на одном Божьем, не будете чувствовать боли, т.е. злых мыслей.

БЕСЕДА III

Слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною — отвергнись себя«. Это значит мысленно вознестись над всем житейским, считая все это временным, помня, что ничего из этого не возьмешь с собою, ибо руки твои останутся с телом, и только дух твой отягчен будет и не сможет этой тяжести сбросить с себя. Если знаете, что дух вечен и не умрет с вашим телом, то подумайте, сколь бесполезны ваши усилия и труды, положенные на приобретение богатства и всего подобного. Я говорю о тех, кто заботится о богатстве, и чести, и славе, для кого они нужны. Человек, одумайся! Что важно для тебя? Для чего тебе слава, кому она поможет? Разве честь твоя сможет оправдать тебя перед Высшим Судией? Помните, смертные, что богатство, слава и честь ничего не значат для вашего духа, в лучшем случае; большей частью ухудшают ваше положение. Не стремитесь же к приобретению золота для себя. Старайтесь приобретать его в неосязательной форме и в возможно большем количестве. Слава земная — прах, она ничто, потому что есть иная слава — Слава на небесах, Слава Господа Бога и тех, кому Он ее уделит, кого Он ею осенит. Зачем же вам ваша слава, разве для забавы диавола. Подумайте над сказанным мной все стремящиеся, все жаждущие ее, кто ради этого забывает слова: «Кто хочет идти за Мной, тот отвергнись себя». Ведь если не хотите помнить эти слова, значит, они для вас не важны. Чьи же речи вам ближе и понятней? Если дьявольские, то что же вас ждет? Неужели ум ваш (если не сердце) не говорит вам, что не может быть, чтобы жизнь человеческая заключалась только в телесной краткой жизни и оканчивалась со смертью.

Христос сказал: «Отвергнись себя, возьми крест свой и иди за Мною». Что значит «взять крест свой»? Это значит без рассуждений пререканий подчинись тому, что тебя встретит при соблюдении заповедей Божьих. Поясню примером: если брат твой, бедный и малозначащий для других, знатных и богатых, упал, подойди к нему, подними, умой, согрей, посади рядом с собой, не боясь ничьих упреков и насмешек. Будешь за то обегаем всеми «знатными», которые посмеются над тобой, будешь ими гоним — это и есть малая частица Креста, который ты добровольно взял на себя. Если тебе дадут твои друзья имения в неправильное управление ими, и ты не согласишься взять (хотя и будешь знать, что тебя там ждут золотые горы), и будешь презираем за твою «глупость» — ты прибавишь еще частицу Креста на себя.

Всякое добровольное отречение от нечестных благ жизненных есть приближение ко Кресту. Если будете идти по заповедям, всегда понесете Крест, т.е. встретите на своем пути много неприятностей, оскорблений и слез, в человеческом понимании. Но Крест не тяжел, если будете иметь пред глазами страдания Сына Божьего. Ведь вас никто не будет прибивать гвоздями, вас только не будут окружать роскошь и чрезмерные удобства. Тяжесть Креста измеряется желанием человека жить по заветам Господа Бога. В Евангелии вы читаете, что дорога к Царствию Небесному узка, по ней с Крестом тяжело идти, но желающий пойти по ней претерпит все неудобства и донесет свой Крест, и отворятся врата пред ним, и там он отдохнет. Тяжесть Креста только кажущаяся; бояться этой тяжести не надо. У каждого хватит сил справиться со встретившимися искушениями. Если берешь Крест, значит, этим одним объявляешь войну диаволу. Значит, помнишь, что все от Господа Бога, и, подчинившись абсолютно Его воле, примешь все с радостью.

Христос сказал: «Иди за Мною». И в этом есть указание на ту кротость и смирение, которое проявил Он Сам, будучи распинаем. «Иди за Мной» равносильно: «Возьми Евангелие и не отклоняйся от него». Господи, милостив буди нам грешным. Слава Тебе, Господи, во все времена. Аминь.

БЕСЕДА IV

2.

«Если соблазняет тебя рука твоя…» — читаете вы в Евангелии. Эти слова хочу пояснить вам. Слушайте: каждый человек грешен. Грех различен по своей силе, т.е. всякий грех есть грех ослушания. Но одно ослушание наказывается меньше, другое больше. Значит, ослушание или непослушание всякое отодвигает человека от Бога. Кем вызывается это непослушание, вы знаете, и для чего, тоже вам ясно. Следовательно, следи за своим телом, прежде всего, так как «плоть немощна». Чрез зрение свое вам дается возможность познавать величие и силу Господа Бога. Смотря вокруг себя, вы видите, как могущественна сила творческая Господня. Слух вам дан, чтобы вы могли слышать и отличать доброе от злого. Ушами вашими можете услышать песнь небесную; только должны быть уши ваши чисты от пропускания шепота бесовского. Поясняю: как только ухо твое услышит непотребное для тебя, должен ты его заткнуть духовно, чтобы шепот этот не мог проникнуть дальше, в твой мозг. Когда ухо твое не будет пропускать пагубного для него, песнь небесная будет услышана тобою.

Значит, оберегайте свой слух и внимательны будьте к тому, что входит в уши ваши. Руки даны вам для совершения добрых дел и для отталкивания от себя зла. Рукой вы можете отбросить сильнейшего врага вашего, ибо рукой вы производите знамение Креста, рукой поддерживаете падающего, рукой вы подаете милостыню. Рука должна быть чиста, на ней не должно быть никаких пятен грязи. Как чистоплотный человек не будет есть грязной рукой своей пищи, так желающий быть участником в Царстве Господа нашего не может быть им, если руки его не чисты. Поясняю: каждое действие, противное Евангелию, есть грязь, кладущая пятно «на руку». Если ты украл что-либо, то имеешь пятно на ладони своей. Если убил, кровь засохла и пристала к твоей руке, и никакая вода, ни мыло, ни известь не смоют пятна того, ибо сказал Господь: «не убий», но ты послушал диавола, пропустил слова его во внутренность свою и, рукою исполнив приказ его, замарал себя.

Не грязните рук своих, не наносите на них неотмывающихся пятен, ибо не знаете, когда должно вам предстать пред Судьею вашим, и сумеете ли в спешности отмыть руки свои. Если будут они у вас чисты, легче подниматься по лестнице, держась за перила, ступень за ступенью. Понятно ли? Христос сказал: «Отсеки ее». Что значит «отсечь руку»? Это не значит сделать себе увечье, ибо Господь дал нам тело не для того, чтобы мы его уничтожали, увечили. Это значит духовное отсекание своего зла, болезненное подобно увечью телесному.

Представьте себе, что вы очень бедны и пришли в дом богача, где разбросаны по полу драгоценности и где люди пресыщены богатством, и вы знаете, что никто не увидит и не узнает, если вы возьмете себе что-нибудь от золота того; и диавол, не дремля, подскажет вам это, и вы будете уже чувствовать, что рука ваша тянется к золоту, и будете уже ощущать его в ладони своей, и то, что оно даст вам безбедное существование, и — если закроете глаза ваши, чтобы не видеть, но руку вашу почувствуете тянущейся, — отсеките ее, эту свою «духовную руку», а телесной рукой перекреститесь. Вот это и значат слова Христовы: «отсеки ее». Понятно ли? Все должно быть для вас понятно и ясно. Господь Бог говорит: «Лучше тебе увечным войти в Царствие Божие» — это «увечье» не телесное, т.к. тело превратится в прах, то есть в то, из чего сотворил тело Создатель.

«Вырви око твое», то есть пресеки похотливое твое зрение, не смотри, закрой глаза, перенеси на небеса свое духовное зрение, туда, где, знаешь, есть Обитель светлая. В жизни останавливай зрение на всякой травинке, на всем светлом и добром, на создании Божьем, и все время будешь удивлять свой взор и разум Силой Господней и величием Его. Будет эта чистота зрения охранять чистоту твоего ока, и все существо твое, очищаясь, проникнется сознанием величия Господа Бога. Да будет благословенно Имя Его во все времена.

БЕСЕДА V

Многие из вас думают, что если они попросят о чем-либо и это не будет им дано, то, значит, они не были услышаны. Ошибаетесь. Каждое слово долетает, и ни одно не теряется в пути, если просите Бога с верой. Но часто вы не знаете, чего просить для себя. Равно, как дитя малое и неразумное просит мать дать ему пламя свечи и настойчиво требует и кричит, плача и топая ножками, а мать, жалея его руку, и зная, каков будет ожог, не дает ему до тех пор, пока ребенок своим криком не выведет ее из терпения, и тогда, чтобы верил в другой раз ей, и не кричал, и не просил, не понимая, — мать дает ему для урока; и, обжегши пальцы, ребенок кричит еще больше, но уже не тянется к огню и не просит его.

Верьте, что вы — малые дети пред Отцом вашим Небесным, и не просите во что бы то ни стало дать вам то или другое, потому что знает Господь, что вредно вам, и того не дает; но если будете настоятельно просить, то дастся вам, для урока; и потом будете жалеть, когда сделаете этим душе своей вред. Говорю это тем, кто просит и, не получая, огорчается, и говорит в себе: «Меня Господь не слышит». Читаете же вы слова Сына Божия: «Если с верою просите, чего бы ни попросили, дано будет вам». Значит, поймите, что ни в чем не откажет Господь вам, все даст, но, жалея вас, как неразумных детей и плачущих, не дает того по первому вашему требованию, что вредно вам. Вот почему надо вам всегда помнить, что каждая наша просьба не должна расходиться с волей Всевышнего. Если положитесь всецело на Его волю, то и не удивляйтесь, что не все просимое получите, — послушным детям мать говорит «нельзя», и они, сразу веря ей, послушно отходят, зная, что, когда можно и должно будет, мать сама даст им просимое. Скажу еще, что не понимаете вы значения слов многих молитв, т.к. написаны они не на вашем родном языке, поэтому произносите вы их языком, без участия сердца… Прошу Вас, поймите, как важно то, что я сказал вначале. Если поймете, никогда больше не скажете: «Господь не слышит меня». А со всей верой в Его Премудрость произнесете: «Да будет воля Твоя».

Если кто из вас ошибочно думает и делает так, как думает, значит, слово истины закрыто для него. Вы не можете обвинять этих людей; виноваты в этом иногда и вы, т.к. если вам ясно что-либо, то постарайтесь, чтоб так же это было ясно и тем, кто думает и делает не так, как учит Закон Божий. Но нельзя не вовремя навязывать или объяснять; надо освещать осторожно другую душу, поднося светильник и прикрывая, вернее, заслоняя ладонью свет, чтоб он не резал сразу глаз, привыкших ко тьме. Руководствоваться и здесь надо учением Спасителя, сказавшего: «Возлюби ближнего, как самого себя». Тогда не возмущаться будем тем, что в других не сходится с вашим, а жалеть будете глубоко, сердечно и искренно людей, не все видящих, что вам уже открыто.

Еще посоветовал бы вам несколько раз в день просить ангела своего хранителя оберегать вас и прислушиваться сердечно к тому, как он направляет вас. Поясню: если хочешь совершить что-либо против заповедей Божиих и чувствуешь в это время тяжесть духовную, как бы стыд перед самим собой, — это и есть напоминание ангела, хранящего тебя. Если человек сознательно идет дорогой и «смотрит под ноги», тогда он обходит встречающиеся трудности пути, глаза его видят каждый камень на дороге и передают в мозг, и человек привыкает не механически ставить ногу, а так, чтобы обходить камни. Привожу это как пример. Когда в вас является такая неосязательная борьба, вам бы следовало остановить на ней свое внимание; и, при желании, вы могли бы никогда не видеть зла, потому что охраняющий вас предупреждает вас в совести вашей. Но большей частью это проходит для вас незаметно. И заглушается внутренний ваш слух шепотом бесовским. Просите же ангела вашего хранителя быть всегда с вами, но будьте внимательны и следите за собой. Если захотите последовать моему совету быть внимательными — заглушите шепот бесовский. Это нетрудно. Это сосредоточивание и есть совершенствование духа, очищение его от «нагара». Со временем поймете то, что я говорю, и увидите сами, сколь радостно будет вам по великой милости Божьей. Сколько раз вы оскорбляли Господа своим непослушанием. Вспомните, сколько раз ваша совесть была колеблема… Вы не сознаете еще всего ужаса вашего положения людей, мчащихся вперед, с невероятной быстротой приближающихся к пропасти, куда, только провалившись, опомнитесь…

БЕСЕДА VI

Помните ли вы сущность сказанного в Евангелии: «Да приидет Царствие Твое». Что значит это? Почему должны вы говорить это, обращаясь к Господу Богу в молитве, данной Сыном Божиим. Если вы говорите так, значит, желаете этого и ждете, а если ожидаете, значит и готовитесь к нему. Зная уже, что не всякий может назваться участником Царства Господня, старайтесь исполнить все законы и предписания Того, чье Царство ожидается. Если знаете уже, что Господь есть Любовь и милосердие, значит, старайтесь переполнить все свое существо тем же. Если ясно вам, что Господь есть Истина, то и бегите от лжи. Если Он есть Справедливость — будьте справедливы друг к другу. Следовательно, говоря «да приидет царствие Твое», сердцем своим вы говорите: я следую Твоим заповедям, Господи, потому что верю, что Царствие Твое придет, и хочу быть участником его, хочу его. Этим вы говорите о полном своем подчинении законам Божьим. Иначе вы бы противились пришествию Царствия Того, чьи законы и заветы вам не нравятся. Значит, эти слова весьма важны в вашей молитве и, произнося их, помните, что тем самым накладываете на себя обязанность помнить о всех правилах земной жизни, которые указаны вам Господом, чрез Сына Своего Единородного.

Хочу пояснить еще вам, что этими словами вы себя ставите в определенное положение в вашей борьбе с врагом вашим, который старается, чтобы вы не попали в Царство Божие, и кто из вас понимает, что говорит, тот — повторяю — будет стараться исполнить заповеди Божьи. Враг ваш будет мешать этому, вам — больше, чем тем, кто сам еще не знает, какого царства ему ожидать, и не уясняет себе, кто его царь и какие его действия. Значит, старайтесь возможно точнее придерживаться указаний Евангелия, любя своего небесного Царя, поступать так, чтобы Он принял вас к Себе.

«Да будет воля Твоя». Все люди смертны, а дух бессмертен — это вы уяснили себе. Уясните еще одно: ничего не происходит без воли Высшего. Все от Него, и все подчинено Ему, Его воле. Каждый из нас думает, что от его человеческого усилия может он быть счастлив или богат, — нет, все предусмотрено с начала веков (в понимании людском). Книга каждого из вас намечена, вам же дано право отклонения, по вашей просьбе, которая так же сама предусмотрена. Равно как отец предназначает своих сыновей: одного в кузницу, другого в школу, третьего при доме оставляет, в послушании воле его. Просят иногда дети изменить это, если можно, и отец, видя, что они просят, но не нарушают сами его приказания, — дает им просимое, потому что любит их и хочет утешить. В жизни вашей земной иногда встречаются будто и невинно страдающие от младенчества своего, но, вырастая и входя в разумение, они покорно говорят: «Да будет воля Твоя»; и осеняет их благодать Господня, и счастливее они многих, потому что в увечии своем или несчастии познают Господа.

Если же не хотят смиренно покориться, нет мира для них, и, попадая под влияние сатаны, — они мучимы им, ибо Господь отворачивается от непослушных Ему. В Книге каждого из вас есть предназначенное вам от века; но вы можете просить Творца вашего помочь вам это спокойно и тихо пройти, если будете просить этого без внутреннего ропота, Господь поможет вам, поддержит вас в трудный момент, пошлет утешение; и, идя мирно, без зла, без ропота, слушаясь во всем своего великого Отца и исполняя Его приказания, всегда вы дойдете до места, всем вам обещанного. Всем Господь Иисус Христос сказал, что могут они быть участниками Брачного Пира, лишь бы одежда их подходила по своей чистоте и целости, ибо в неподходящей одежде никто не будет пропущен туда. Значит, для всех вас предначертан этот Пир Брачный, только если будете идти безропотно и любовно той дорогой, которая предназначена для вас. Одному — короткий путь и легкий, другому длинный и каменистый, иному с большими трудностями — каждому свое. Почему так? Знает Он, Отец ваш, а вы не поймете, пока не вырастете. Значит, идите данным вам путем, не задавая вопросов: «почему именно мне этот путь дан», «почему другой идет легко и весело» и т.д. «Да будет воля Твоя»: вот слова, которые должны быть теми перилами лестницы, которые должны уберечь вас. Ни один вздох не должен вырываться внутри вас. Если вам тяжело, смиренно просите Господа, непрестанно проникаясь мыслию, что воля Его для вас свята. Просите Его только помочь вам исполнить ее. «Господи, да будет воля Твоя».

Почему так? Знает Он, Отец ваш, а вы не поймете, пока не вырастете.

БЕСЕДА VII

Нужно вас учить молитве за ваших умерших. Если человек умер телом, он не может больше творить добрых дел и этим лишен возможности загладить свои грехи. Значит, о нем надо больше просить, чем о живущих в теле. Если вы хотите, чтобы вами самими сделанное, тоже греховное, противозаконное, было прощено, прося об этом, старайтесь сделать возможно больше такого, что стало бы плюсом для вас, и тем восполнило минус, сделанный вами.

Вспомните притчу о Неправедном Управителе: увидав, что господин его узнал о нехорошем поведении его, он позаботился скорее приобрести друзей, которые впоследствии помогли бы ему. Для этого он постарался взять на себя долги других должников своего господина и тем уменьшить их уплату ему, то есть уплатить за них из своих средств личных. Таким образом, должники, будучи облегчены в уплате, оставались в нравственном долгу у управителя. И если бы пришлось ему остаться без места, они натурально помогли бы ему. Так должны и вы поступать при жизни, подражая «догадливости» управителя. Если вы при жизни об этом позаботитесь, будут у вас благодарные вам должники. И отдадут молитвой за вас. Берегите в памяти своей, что, может, и вы должны нравственно тому или другому усопшему, и молитесь за них. Это ваша обязанность, ибо каждый грешен и жаль вам его, при сознании, что дух его отошел и тело в земле осталось, не исполнив всего по заповедям Божьим. Просите в молитвах Творца о прощении грехов умерших: «Господи, прости грехи рабам Твоим… ибо не знали, что делали. По милости Твоей великой отпусти им согрешения их. Да будет воля Твоя». Каждый своими словами молись. Я объясню значение молитвы, чтобы понятно было в корне. Старайтесь «платить долги за других» или уменьшать их, чтобы возможно более иметь должников вам. И сами припоминайте, не должны ли кому, чтобы отдать долг ваш теперь, когда должник ваш остался отстраненным и без места. Примите вы его в свое сердце и просите Создателя внимательно о нем.

БЕСЕДА VIII

Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Пастырям [2]

3.

Истина должна быть полна и ясна, в ней ничего недоговоренного не может быть. По своей окаменелости сердечной ее не понимают, а потому не скупитесь и не ленитесь говорить о ней и объяснять и повторять много раз, помня, что дети нуждаются в повторении и подробном пояснении, потому что они дети. Настойчиво и терпеливо учите о Свете и указывайте, чтобы овцы ваши увидали наконец светлую точку в своем мраке и чтобы обратили на нее внимание свое, сердцем своим заинтересовались бы.

Пастыри, мало вы знаете своих овец, а они вас и того меньше. Старайтесь встречаться с ними и вне храма, собирайте их вокруг себя, уподобьтесь пастухам в поле, стерегите стадо свое от волков и бодрствуйте особенно, когда наступает тьма, когда хищники легко могут подойти незаметно и взятая овца не будет сразу бросаться в глаза своим отсутствием. Не бойтесь быть смешными или непонятыми, исполняйте свой долг, потому что иначе спросят цену пропавших из вашего стада с вас. Помните, взыщется с вас, потому что дано в руки вам и отвечать должны будете, если небрежно отнесетесь, ибо знаете, Кто вам дал и знаете, что должны отдать Ему.

Кто из нас думает, что не может сделать большего — ошибается; только должен подумать в себе, так ли делает, как должно и как учил Сын Божий. И увидит, что далек он от учения Христова, и усовестится в сердце своем, и увидит, что «служит двум господам», а потому и результат скорбный. Такой пастырь не является достойным управителем; он не верит Поставившему его, ибо проповедуя Истину, сам не идет за Ней. Пусть каждый из вас подумает о том, что Поставивший их сказал: «Голос ваш должны знать овцы». А разве ваши овцы знают его? За своим пастухом они безбоязненно идут, ибо знают его и верят ему, а вам разве верят? Не верят, потому что не видят вас постоянно, яко ведущих, пасущих, и не знают силы и крепости вашей; если нападет кто на них, сумеете ли оборонить, отнять и в случае ранения залечить, помочь? Покажите же силу вашу, мощь вашу, как служители Поставившего вас.

Если Он поставил вас, то дал вам и оружие, и щит, и броню, и лекарство, и бинты, и все, что надо для вашей службы у Него. Значит, знайте, что вы сильны, ибо иначе не поставил бы вас во главе, пасущими стадо Его. Сознайте в себе эту мощь. Она дана Поставившим вас, и состоит она в молитве и посте и служении Ему. Мощь эта делает вас непобедимыми для врага человека — диавола, и оружием — знамением Креста — вы парализуете его. Значит, не бойтесь, если увидите, что приблизились волки к стаду вашему, и, собрав его, безбоязненно идите отнимать жертву, а овцы, видя силу вашу и веру в эту силу, и результат, и сами не будут разбегаться, а наоборот, все теснее будут толпиться вокруг своих пастухов.

К чему речь моя — поясню. Пасомые видят, что пасущий шатается сам: например, по многим причинам не говорит того, что надо, и тому, кому надо, — «шатается»! Жизненные интересы ставит часто прежде всего — «шатается»! Не относится с должным вниманием к таинствам, хотя бы крещения, покаяния, — «шатается»! Не шатайтесь и станьте на ноги твердо, т.е. поверьте Поставившему вас, а поверив полностью Ему, доверьтесь, положитесь на Его руку. Тогда не страшно вам будет выполнять свои обязанности так, как говорит вам Господь Бог. И не страшно будет вам тогда твердо идти вперед, не считаясь с выгодой своего слова. Не будете страшиться немилости «сильных мира», но будете свободно учить их тому Свету, который вручен вам.

Значит, пусть каждый из вас прежде всего остановит свое внимание на себе и подробно, в деталях, рассмотрит свое «я», и примеряя к себе только что сказанное мною; и пусть совестью определит процент исполняемого им по Евангелию и Заветам Господа Бога. Пусть спросит себя, хочет ли он твердо идти дорогой узкой, тернистой, не покладая сил и не щадя здоровья, без устали вести стадо свое туда, куда поручил ему Господь. Если так, пастырь, если ты чувствуешь, что хочешь и должен делать, то иди, иди, не боясь никого, иди свободно и весело, с радостным [3] сердцем собирай овец, зови отставших, вытаскивай провалившихся в ямы, лечи и перевязывай больных и раненых, помогай уставшим. Говори им, беседуй с ними, объясняй, проси, увещевай мягко и ласково, терпеливо. И привыкнут к Твоему голосу, и будут знать тебя, и без тебя не пойдут в путь.

Отбежавших и непокорных не наказывай проклятием, но постарайся, чтобы знали они, что ожидаешь их и скорбишь, а если вернутся — поступи, как сказано о Блудном Сыне. Отнесись со вниманием ко всякой мелочи, не оставляй самого незначительного вопроса без подробного ответа. Если не будешь знать сам, обратись ко Господу, и Господь вразумит тебя и вложит в уста твои нужное.

Обратите, пастыри, внимание на исповедь. Разве так должно исповедоваться? Вразумите, объясните, что каждый грех отдельно должен быть развязанным через вас, иначе он останется связанным. Мало прийти и сказать: «Я грешен», надо сознать отдельно каждое свое противозаконное действие или слово, или мысль, сознать греховность этого, сожалеть искренно, и, раскаявшись нелицемерно, сказать священнику; и тогда лишь отпущенный грех — развязан. Не понимают этого, многие не знают, а вы недостаточно поясняете. Обратите внимание и на то, что исповедующиеся иногда не знают, что называется грехом, потому что плохо знают Закон. Научите же сначала овец, подробно и много толкуйте им, а своею жизнью показывайте пример, но нежно и мягко, отнюдь не грубо и не сурово, а терпеливо и кротко, не сердясь и не крича.

Помните, что работа сеятеля трудна, если не знает полей своих, если не оберегает их. Заботьтесь же о почве, ухаживайте за землей и посеянным в ней, бережно ходите около всходов, а не взошло — сейте снова и снова.

Тогда только и будете теми пастырями, за голосом которых пойдут овцы, и приведете все стадо, и о каждом дадите отчет подробный, и если и пропадет которая, то вы, исполнив все, как указано вам, не будете виноваты и не взыщется с вас. Итак: верящий в Господа и любящий Его исполнит Завет и Слово и возлюбит брата своего, а возлюбив — постарается о спасении его. Пастырь, по совести отнесшийся к обязанностям своим, сделает много, сделает все, потому что Господь Бог поможет, видя желание его. И повернете мчащихся бессознательно в гибель братьев ваших и отделите их от сознательно идущих с диаволом.

Да будет воля Твоя Господи. Благословенно имя Твое во все времена. Аминь.

БЕСЕДА IX

Еще пастырям: подходит время жатвы. Приготовьтесь и озаботьтесь, чтобы не знающих об этом не было. Колос и с небольшим количеством зерна возьмется жнецами, но горе тем, кто дал пустоцвет; будет он выкинут из снопа или обойден жнецами и останется и будет приобщен к плевелам и сожжен вместе с ними. Пусть временный хозяин поля (священник) озаботится, не дремля, чтобы оберечь его от птиц и насекомых. Пусть чаще ходит на свой участок, осматривая каждый колос и уничтожая вредящих зерну червяков. Помни, хозяин, что ты временно это поле имеешь и Владетелю дашь за него ответ, если будет твой сбор меньше, чем должен он быть. Потому позаботься, не думая о труде обхода каждого колоса, и о том, что их так много. Если увидишь, что сломался один, оберегай, чтобы не зацепил он другие около себя. Если нужно подвязать — сделай это. Если видишь, что сохнет, полей. Если ничего не помогает и видишь, что гниет — вырви и выкинь, чтобы по небрежности твоей не пропали бы и еще колосья. Хозяин, не бойся пройти в самые густые места, ступай осторожно, чтобы наклонить, но не сломать, и отклони колосья, раздвинь там, где густо и мало света, пропусти его, обрежь сорную траву, заслоняющую свет.

БЕСЕДА X

4.

Хотим правды и чистоты, но не можем осуществить их. Не можем, потому что не хотим. Ведь «просто хотеть» — это значит тлеть, а нужно горение, жар сердечный. Когда тлеет что-либо, а не горит — легкий ветерок может загасить; огонь же, разгоревшись, ветра не боится. Разгоревшееся большое пламя освещает все вокруг, согревает и оживляет.

Многие не могут идти путем духовной жизни, потому что не хотят и не понимают разницы между огнем и тлением. И не поймут, если не захотят.

Иногда у человека мелькает мысль: «Не дано мне» (то духовное, что дано другим). Или: «Если бы и мне Господь дал то же!» Захоти, загорись — и получишь много больше. Ты тлеешь, не горишь, оттого не получаешь.

Разные мысли борются в человеке. Многие насильно замыкает он в своей голове, хочет принять только мозгом, а мозг не может всего принять, бунтует. Не принимает иногда мозг того, что уже знает дух [4].

Иногда неправильное, чисто мозговое смирение показывает человек, говоря: «Недостоин я высшей жизни»… И это парализует в нем всякое святое искание, и воля Божия не исполняется. Но путь любви открыт каждому, и много возлюбивший — имеет великое достоинство. «Прощаются грехи ее (души) многие за то, что возлюбила много«. Желание много любить есть уже начало большой любви.

Вот что часто мешает: трудность всех и за все простить. Трудность отстранить от себя всякий суд над другим человеком. Казалось бы, всепрощение (предание всего Богу) не трудно. Но бывает, что не только «не можешь» простить, но и (такая мысль приходит) будто «нельзя простить». Надо быстро заглушить это терние, пока оно не «заглушило истинных всходов».

Откинуть надо от себя мысли запутывающие и действия грязнящие. Иначе в духовной жизни будем подобны человеку, руками грязными берущего светлую одежду. Светлая одежда — это молитва наша и жажда правды. Для такой одежды надо руки вымыть. Иначе пятна на ткани останутся от грязных пальцев.

Омойся, человек, и тогда смело протягивай руки к этой одежде. Одевши ее, будешь невольно остерегаться всего грязного, и сядешь так, чтоб не замарать свое платье.

«Тлению» способствует еще лень. Порыв есть, но остается порывом и дальше не идет.

Многое может сделать человек в духовной жизни, если будет жаждать. Сможет много более, чем даже себе представляет. Тлеющая искра духа пусть раздувается терпеливо, осторожно, пока не образуется огонек. А огонек может перейти в большой огонь.

БЕСЕДА XI

Приближаются дни, в которых многие не могут разобраться. Дни смуты и непокоя для тех, кто шатается. Твердо стоящие на ногах и ощущающие почву под ними будут во всем полагаться на волю Господа и стараться, не соединяясь со злом, распространять добро.

Смутными днями могут быть названы дни, когда человек неуравновешенный чувствует беспокойство, волнение и страх, и это все занимает его сердце и мозг, и он, поддаваясь своим переживаниям, отодвигается от Господа и делает ошибку за ошибкой.

Сеющий эти чувства (злой дух) пробует почву, и если она «принимает», то посеянное быстро растет и заглушает всходы Божьего посева.

Будьте готовы к таким дням… Помните, что и они от Господа, а потому не бойтесь и не страшитесь, обращая взор к небесам, твердо зная, что Дающий их не даст не по силам

БЕСЕДА XII

«Не мудрствуйте лукаво» — что значат эти слова и в чем их смысл, вы будто понимаете, но не все одинаково, и не все так, как должно. Что значит Мудрость? Мудрость есть Господь Бог. Кто приближается к Нему, на том почивает мудрость Бога, ум его ясен, не затемнен. Значит, казалось бы, что мудрость не есть грех, но Сын Божий говорит: «Не мудрствуйте лукаво». Значит, есть две мудрости, различные между собой. Остерегайтесь этой последней, лукавой, потому что исходит она от царя лжи и лукавства. Что значит «ложь», вам понятно, потому что она часто встречается в жизни у вас и распознать ее вы умеете. Лукавство же есть ложь, которую трудно для всех распознать сразу. Лукавство и состоит в том, что имеет неясное основание, а чтобы добраться до грунта, на котором стоят эти основания, надо затратить много сил и энергии, а иногда и времени. И каждый из вас останавливает на этом свое внимание, и, опираясь на данные основания, верит этой лукавой лжи, повторяет ее и поучает ею других. Вот против этой лукавой лжи, мудрствования необходимо предостеречь вас. Если мы, христианские учители, учим вас чему-либо, для вас неосязательному, мы говорим вам только: верьте нам. Царь же лжи, в то же мгновение, вселяет в вас мысль: «Зачем верить, подумайте, размыслите» — и вот вам все основания к опровержению того, чему вас учат. И если вы подчинитесь ему, не подумав, то мысль эта пускает в вас корни, вы начинаете верить основаниям, иногда очень неясным и туманным, начинаете строить на них свое здание мысли, строите этаж за этажом, не проверив грунта и не зная, насколько он тверд, и этим зданием стараетесь затемнить себе и другим то, что дается вам светлое. Очень часто такое здание высоко и чрезмерно тяжело, но уверяю вас, что как бы ни было оно вместительно и крепко на вид, оно рухнет в час вашего перехода в высший мир. Только тогда сможете вы понять, что значит: не мудрствуйте лукаво. Обратитесь к Высшей Мудрости, и Он вас просветит, если хотите проверить слова учения. Если вы мыслите о чем-либо, стараясь понять непонятное для вас, и открываете в это время сердце ваше Создавшему вас, ожидая помощи Его, Он поможет вам и как бы озарит светом во всех мельчайших подробностях неясного и неуловимого для вас. Если же закроете свое сердце для Бога и будете работать своей головой, не вспомнив даже о Нем, сатана, будет руководить вашей мыслию. Если примете на веру учение наше, то если сатана даже и будет стараться вложить камень сомнения в вас, вы не впустите его. Говорю про камень, потому что не вместится он, будет не на чем ему лежать, и без грунта провалится.

И так понятно для вас теперь, что значит мудрость лукавая и почему она опасна для людей. Ясно теперь, что человек должен быть мудр, но мудрость его должна исходить от Господа Бога. Этой мудростью вы можете отличить доброе от злого, этой мудростью вы можете заслужить прощение и достигнуть Царствия Божия. Ребенок всегда просит родителей, если чего-либо не понимает, а если кто ему пояснит, то он поверит, спросив у матери или отца. Значит, не мудрствуя лукаво, во всем спрашивайте Отца вашего Небесного. Как добрые дети, не полагайтесь на свой разум или подсказку. Проверяйте ваши мысли, останавливайтесь на них глубже, и если видите, что грунтом является лишь ваш собственный мозг, откидывайте эти мысли как ненужные вам. Вот что значит: «Не мудрствуйте лукаво». Слава Святой Единосущной и Нераздельной Троице во все времена!

БЕСЕДА XIII

«Будьте как дети». Что значит это? Понятие о ребенке у вас есть определенное: ребенок не разумен. Ребенок доверчив, он плачет, он просит того, чего не может достать сам. Ребенок привязан к матери. Ребенок не сознает опасности.

Значит, ребенок отличается от взрослых и зрелых людей. Человек вырастает и из доверчивого ребенка превращается в гордого своими знаниями и умом и потому недоверчивого, сомневающегося. Если вы ребенку скажете, что лисица говорит, — он не будет сомневаться и поверит вам. Попробуйте уверить гордого своим умом в чем-либо, чего он не может осязать, — не поверит вам и вас же будет злословить. Если вы дадите ребенку бумагу и скажете, что это кусок железа, — он возьмет и, проникнувшись своей верой, услышит, почувствует тяжесть и холод железа, между тем как гордый своим умом зрелый человек, беря даваемое ему железо, разложит его на несуществующие элементы и будет с вами спорить. Ребенок, прося чего-нибудь и плача, успокаивается, если мать ему скажет: «Нельзя». Взрослый же человек будет добиваться, несмотря не только на запрещение, но и на подробное объяснение, почему это нельзя. Ребенок идет доверчиво за матерью или опекуном даже в огонь, человек же, когда его тянут к свету, поясняя опасность тьмы, упирается, не веря и предпочитая тьму, — вот на этом и остановите свое внимание. Почему такая разница и почему указано вам: «Будьте как дети».

Ребенок имеет на себе первородный грех, но уши его не запачканы, а руки не совершили преступления. Дух его не колеблется, а потому видит то, чего не может колеблющийся. Глаза его, чистые и невинные, созерцают ангелов небесных, и он в радости улыбается им. Он, не познавший зла, и не откликается на зло, и сатана не смеет подступить к нему. Потом глаза его понемногу начинают останавливаться на злом, и, воспринимая зрением, он грязнит их, а с ними и сердце свое; и при первом же загрязнении закрывается небесное видение и начинается человек.

Значит, «будьте как дети» — будьте чисты; будьте с их верой без рассуждений и обходов. Идите за своим Учителем. Не просите, если говорят вам «нельзя», не спорьте, не надейтесь на ум свой, не противоречьте и не доискивайтесь. Положитесь на учащего вас Евангелием и помните, что ничто вы без своего Создателя. «Будьте как дети» — значит, ничего сами не трогайте, никуда не лезьте, чтобы не упасть вам. Ждите, чтобы старшие, помогли вам, дали или поднесли. Не идите сами, без провожающих, держитесь за них. Отшатывайтесь от тех, против которых остерегают вас. Любите Отца вашего небесного, как ребенок любит мать свою. Ему никто не заменит ее, никто не будет милее и дороже — пусть же и вам никто не заменит Того, Кто должен быть вам любимым, Господа Бога. Ребенок кричит до тех пор, пока не услышат его, — кричите и вы; «будьте как дети»- учит Спаситель, значит, во всем уподобляйтесь им, откиньте злобу и тяните руки ваши, не полагаясь на свой разум, чтоб, если упадете, поддержали вас и чтобы вам не покалечиться.

Ребенок на руках матери ничего не боится — вот и вы почувствуйте себя безопасно около Отца Небесного, положитесь на Его могущество и силу. Тогда Господь обережет вас, потому что Отец любит своих детей, доверяющих Ему и любящих. «Будьте как дети» — любите друг друга без различия, ибо дети играют и любят друг друга, будь один сыном царя, а другой бедняка. Будьте как дети.

БЕСЕДА XIV

Все время бросаются семена ангелами-хранителями. Некоторые засыхают сразу же, потому что ум человека их не принимает, а в сердце они не попали, ибо сердце человека заполнено другим, противоположным, не соответствующим.

Иной человек принял что-либо, но не заботится об уходе за ростком, не дает влаги. И хоть проросло зерно, но засохло или засыхает. Тревожит ли это людей? Нисколько. Они даже не замечают этого большей частью. Многие, услышав слово, противоречащее их взглядам и привычкам, не находят ничего лучше, как, опираясь на гордость ума своего, разрешать просто и скоро то, что не могут вместить, и — бисер растоптан ногами! [5]

Но хотелось бы поддержать тех, которые веруют Откровению Божию, не искажают слова вечной мудрости и совести своей, чрез которую входит человек в общение с миром небесным.

Не нужно смущаться незаметностью шагов своих. Лучше пусть очень медленно, но продвигаться вперед, раздувая маленькую тлеющую искру, осторожно и внимательно оберегая ее от вихря злобного и богопротивного.

Не надо ни уныния, ни растерянности, когда видна невозможность сделать многого. Выпрямившись, пойдем, отдавшись воле Того, Которого мы дети. Иной думает: «Все пропало, я погиб». А надо думать и говорить: «Боже Милосердный, помоги мне, Господи, очисти меня, как избранный сосуд, и не давай остаться тем, чем я являюсь — черепком грязным, предназначенным к уничтожению — по своим делам. Ты, Господи, очисти уста мои, исцели душу мою, исправь разумение мое, мысли мои, открой глаза и уши мои, и я буду славить Тебя, Господа моего, во веки веков. Господи, помилуй меня, я нищий и убогий протягиваю грязную, гнойную, больную руку мою и прошу подаяния от Силы Твоей. Господи, подай, прими вопль мой, услышь просьбу мою. Господи, помилуй…» И услышит Господь. И подаст щедрую милостыню спасения.

Если вопль будет идти из сердца, разве не услышит Тот, Кто создал это сердце? Разве останется какой человек глухим к зову своего ребенка, просящего: «Сними, меня душит, мне больно?» Разве не бросится он помочь, как только услышит эти слова, и сделает все, чтобы облегчить, спасти и обрадовать свое дитя, беспомощное и больное? Мужаться надо, надеяться, просить, просить неустанно.

БЕСЕДА XV

Слова мои будут относиться к некоторым. Коснусь глубоко скрытого смысла слов: «Достойно покайтесь Господеви». Что значит «достойно покаяться»? Объясню. Преклонив колена перед Господом всего, искренно пожалеть о своих проступках и, главное, сознать их горечь, т.е. мерзость своей неправоты. Многие понимают, что сделали не так, но в душе своей всегда находят себе оправдание. Грех имеет свою мирскую сладость для грешника, человека душевного, и пока этот человек не начнет себя делать духовным, он не поймет и не почувствует этой «горечи» греха. Какой же способ наиболее применим к переделыванию (чтобы вам понятнее было) себя из «душевного» в «духовного»? Укажу сначала самый примитивный, как младенцам, а потом и более строгий, как подрастающим. На что бы вы ни смотрели из окружающего, всегда останавливайте внимание во всем на Премудрости Господней. И беспрерывно ваш разум будет удивляться. Это удивление есть проявление духовного. Все наши чувства будут удивляться, — и сила этого удивления рождает духовного человека. Есть, пить, спать без удивления доступно и животному, и это дает сладость «душевную». Человек в этом не возвышается над животным, но «унижает» себя, еще больше придавливает, сказал бы, и остается безмолвным духовно. Не замечая Премудрости, он не имеет и страха разумного, а без страха не боится переступить недозволенное и переступает, не сознавая горечи, а значит, и кается без нее в своих грехах (покаяние — для виду).

Достойное покаяние — это покаяние с горьким чувством духовным. «Я сделал не так, как приказал Господь», — сказать так мало. Надо, чтобы эти слова были так горьки, чтобы сознание в этой своей вине было столь ужасно, что и сам поступок обрел отвратительный горький вид, и чтобы мерзость его отталкивала в мыслях, в духе вашем. Трудно это сразу обрести, но необходимо. Сладость сильна, если нет страха. Любовь и страх обуздывают человека и заставляют следить за собой. Достойно кающийся, при каждом взгляде вокруг себя в мире, увидит и поймет, насколько он виноват даже в самом будто невинном проступке, ибо Тот, перед Которым он провинился и Которому кается, Совершен во всем, даже в пылинке летающей, велик и страшен в Премудрости Своей, и смерть и жизнь Ему повинуются.

Что же после этого — человек? Не ужас ли? Не горечь ли от самого малого ослушания Бога? Очень сладкое и привлекательное для «душевного человека» делается неприемлемым при размышлении духовном, и сладость исчезает, а горечь остается и увеличивается при сожалении, что это сладкое «съел» — совершил.

Значит, стремитесь возбудить в себе это удивление. Через него, при любви, родится страх перед Премудростью и собственным ничтожеством. При любви ничего нет невозможного. Будете достойно каяться, со слезами и горечью внутренней, когда явится эта горечь; захотите сами отталкивать кажущуюся сладость греховную, и легче вам будет бороться со злом. Такая борьба примитивна и по силам дается каждому. Будете сильнее, и оружие будет тяжелее. Я здесь хотел ответить некоторым на вопрос: «Почему нельзя, если так приятно«, и объяснить, каким образом можно родить в себе сознание горечи греха и как добиваться исполнения слов «достойно покайтесь».

Благословенно Имя Господне во все времена.

        Примечания

1. Все эти массовые убийства и самоубийства в мире (например, в Гвиане и других местах) ясно открывают демонский мир, действующий в человечестве и в лжепастырях.

2. Несомненно, что это, в простоте своей, благодатное поучение специально пастырям. Как и в следующей IX беседе «не в бровь, а в глаз» идет ко всякому из нас, пастырей. Это прямая речь к ним Божьего Ангела. Прямая это была речь и к моему молодому пастырству. А.И.

3. Небо не хочет от нас никакой мрачности! А.И.

4. Ясное здесь и прямое указание на связь истины с духом, духоведением более, чем с интеллектуальностью. А.И.

5. Оттого не всем и не сразу открываются тайны Божьи.