Слова на Благовещение Пресвятой Богородицы. Феофан Затворник

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений Феофана Затв.
ПЕРЕЙТИ на страницу Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни. Феофан Затворник

1. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (О радости. Что значит, что Благовещение, светло празднуемое, всегда почти совершается в пределах святого поста – времени плача и сетования? Как Сын Божий входит в общение в нашим естеством, которое он назвал храмом, так и нам должно вступить в Церковь, которая есть тело его)

2. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (Воплощение Сына Божия – начало всего домостроительства нашего спасения. Велия благочестия тайна приходит в явление, совет предвечный открывается, премудрость, сокровенная от века и родов, провозвещается. Но тайна не перестает быть тайной)

3. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (В чем состоят наши права на радость и как нам вступить в них? Войди в Царство Христово дверью покаяния; вошедши внутрь, пройди там поприще правды; прошедши поприще, вступишь в область мира, за которою и сретит тебя невозмутимая и нескончаемая радость.

4. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (Что принесем мы в дар Богородице, через которую излилась на нас радость жизни? – Надо усвоить дух жизни ее: творить волю Божию без рассуждения)



1. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (О радости. Что значит, что Благовещение, светло празднуемое, всегда почти совершается в пределах святого поста – времени плача и сетования? Как Сын Божий входит в общение в нашим естеством, которое он назвал храмом, так и нам должно вступить в Церковь, которая есть тело его)

 «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу». Припев праздника

 Ныне празднуем мы, братие, Благовеще­ние, что значит благую весть, возвеще­ние о радости, празднуем светло по гла­су Церкви, которая всех созывает к веселию — и небо, и землю, и Ангелов, и человеков, всю тварь видимую и невидимую. «Благовествуй», воспевает она, «земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу, — да веселятся небеса и радуется земля… да радуется вся тварь, и гласи да поет» (Стихиры на литии и на стиховне). Среди такой всеобщей радости о чем приличнее нам и рассуждать, как не о радости же?

 Все мы любим радость, все ищем радостей. Тягостны для нас узы скорби; печаль стесняет грудь, омрачает голову, поражает душу, расстраивает тело. Богат ли кто, готов бывает отдать все богатство, только бы ему возвратили весе­лие; славен ли кто, тяготится самою лестною сла­вою, если у него недостает радости; в чести ли кто, презирает все почести, когда сердце его то­мится в безотрадном крушении. При всем, одна­ко ж, в том, братие, что так естественно и так все­обще желание радости, радоваться можно и на добро себе, и на зло, в похвалу и в осуждение, радоваться и угодить Богу, радоваться и оскор­бить Его, судя по предметам и обстоятельствам нашей радости. Потому-то надобно уметь отли­чать радость от радости, чтоб радоваться не в осуждение, а во спасение. Будем же учиться сему у Святой матери нашей Церкви, ныне изливаю­щейся в радостных восхищениях о нас и ради нас. Здесь прежде всего очень вразумительное дает нам наставление обстоятельство времени. Что значит, — что Благовещение, светло празд­нуемое, всегда почти совершается в пределах свя­того поста — времени плача и сетования? Не яс­но ли сим уставом Святой Церкви внушает нам Бог, что мы не должны знать никаких радостей, кроме тех, которые открывает нам Благовещение? — Действительно так. Мы не можем радо­ваться без особенного Божия позволения, без непосредственного от лица Его разрешения на радость. Ибо где мы? — На земле — месте скорбей и бед. Рай сладости заключен грехопадени­ем, и падшим сказано — мужу: «в печалех снеси»— жене: «в болезнех родиши» (Быт.3,16-17). Не дано отрады роду нашему: она под запрещением. Как прао­тец наш, седя прямо рая, рыдающи бил себя в перси от скорби, так и нам, сынам его, жизнь свою проводить должно в слезах и болезновании. Бог наказал нас, чтоб мы сокрушились и жили со скорбным сознанием вины своей: чувствуя же на себе гнев Божий, прилично ли предаваться радости и увеселениям? Если раб, находясь под наказанием, веселится, не показывает ли это, что он не боится своего господина, презирает его угрозы, ни во что ставит его наказание? Не то же ли обнаружим и мы, осужденные, в отноше­нии к Богу, самовольно устрояя себе увеселе­ния? И сами мы укоряем того, кто в дни скор­би облекается в светлые одежды, не паче ли Бог? В забвении о казни, предаваясь радостям, мы не только лишаем себя всякого милосер­дия и сострадания, но еще большую привлекаем казнь за самоволие и невнимание к Божествен­ным распоряжениям. Но коль скоро Сам Бог откроет и дарует нам какую радость, то такая радость, несмотря на место изгнания, благосло­венна, и должно сказать — одна и благословен­на, потому что как Бог наложил на нас печаль и скорбь, так Он же Один и отменить ее может, или, по крайней мере, растворить отрадою и уте­шением. Благословение Божие все разрешает. В сем случае не то уже предосудительно, если кто радуется, но то, если не радуется, тем более, если не умеет радоваться, или даже не знает о радости. Такая радость даже поставляется в за­слугу, потому что означает соуслаждение Боже­ственному порядку, готовность к деятельному в нем участию. Потому-то человек, Бога боящий­ся, никак не позволит себе самому прелагать печаль на радость, самовольно слагать с себя наложенную на всех одежду сетования. Он, дей­ствительно, более сетует, а если радуется, то толь­ко тою радостию, которою радоваться разрешил Сам Бог.

 Такая разрешенная Богом радость и есть уже на самом деле. Ее принес к нам ныне Ар­хангел Гавриил — к нам, изгнанникам, с неба от лица Божия. Он предстал Преблагословенной Деве Марии и сказал: «Радуйся, Благодатная! « (Лк.1,28). И вот сидящим в стране и сени смертной воссиявает в первый раз луч радости, в мрачной юдоли плача впервые слышится: радуйся! Прикло­ним же внимание! — «Радуйся, Благодатная! Гос­подь с тобою». Вдовствовавшая земля снова об­ручается Небу. Мы отдалились от Бога, но Бог не оставил нас. Сам приходит, ища нас, заблуд­ших, подъем лет на рамена Свои и приносит к Себе. Не скоро приходит, чтоб искусить терпе­ние и возбудить жажду помощи, а между тем приготовить, очистить и указать избранное себе селение: «Радуйся, Благодатная!… Благословен­на ты в женах! « Жена предстоит от лица рода нашего как начаток благословения, потерянного женою. Пречистая Дева обретает благодать, ко­торой лишила нас праматерь. «Обрела еси благо­дать у Бога. И се зачнеши и родиши Сына и наречеши имя ему Иисус» (Лк.1,30-31). «От ног до главы» не было в нас «целости», и «несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания» (Ис.1.6): приходит Иисус, Целитель всех наших недугов, и душевных, и телесных, приходит не Ходатай, не Ангел, но Сам Господь воплощьшся. «Сей будет велий и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Да­вида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки и царствию Его не будет конца» (Лк.1,32-33). Бог — Царь наш — уступил нам в свободе некоторую часть своей безграничной власти над нами самими, чтоб, свободно принося Ему себя в жертву, мы служили Ему совершеннейшим образом; но мы возмутились и преимущество свободы обра­тили в повод к своеволию; бежали из Царства Божия, и куда же? — В плен и рабство преж­де всего князю века сего, чрез него — греху, а чрез грех смерти и аду. Приходит наконец Гос­подь Всемогущий связать (Мф.12,29) сильного, свергнуть (Лк.10,18) с престола, изгнать (Ин.12,31) вон и заключить (Апок.20,3) в бездну, а нам возвратить опять свободу в истинном слу­жении Богу, восстановить владычество Божие, воздвигнуть в нас и чрез нас благодатное Свое Царство.

 И вот нам, братие, радость, Богом благо­словенная! Радуйтесь, ибо устроилось Царствие Божие. Сам Господь пришел в мир, совершил дело искупления нашего, основал Церковь Свя­тую, и ею спасает приходящих чрез Него к Богу. Потому сею одною радостию и должно нам ра­доваться — так радоваться, чтоб других радос­тей как бы не было для нас, чтоб мы и не замеча­ли их, не прилагали к ним даже имени радости. Изгнанник, когда по благоволению Царя возве­щают ему о возвращении в отечество, одну толь­ко сию радость и имеет на сердце; заключенный в темницу, получивши свободу, только и раду­ется одной свободе; больной, оздоровевши, весь, так сказать, поглощается отрадными чувствами здоровья. Так и нам поступать должно: тому только радоваться, что «Бог, Царь наш… содела спасение посреде земли» (Пс.73,12), восчувствовать сию ра­дость и потом исповедать ее вслух всех высо­ким проповеданием. Пусть спросит кто: какая у нас первая радость? — Скажем ему: та, что Еди­нородный Сын Божий пришел на землю.— Ка­кая вторая? — Та, что он избавил нас от всех язв, и душевных, и телесных. — Какая третья? — Та, что он поразил врагов наших — диавола, смерть, ад. — Какая четвертая? — Та, что он ос­новал на земле Царство Свое — единую Свя­тую Церковь, которою приводя к себе людей, преисполняет их всякого рода «благословениями в небесных о Христе» (Еф.1.3).

 Перечисляя так, братие, все блага, принесен­ные на землю Сыном Божиим, мы не дождем, по­ка наконец можно будет упомянуть о других ра­достях, именуемых на земле, даже тех, которые почитаются невинными: может быть, тысячное останется для них место, и то с великими огра­ничениями. Так, братие, — Святая Церковь, уч­режденная Господом нашим Иисусом Христом, есть град на горе, который один укрыться не может: все другое пред ним ничтожно. Припом­ните, что вся история рода человеческого ограж­дается двумя чудными пределами: сначала раем земным, маловременным, а по кончине веков — раем небесным и адом, бесконечным; между ни­ми заключается беспрерывная цепь изменений, которым одна надпись: «и плач, и жалость, и горе» (Иез.2.10). Отрадное, светлое, чудное в сих пределах мрака одно — дела спасения, совершенные Гос­подом нашим Иисусом Христом: Царство Его Святое, Святая Церковь, как видел еще пророк Исайя из отдаленного прошедшего в сокровен­ном будущем: «и будет», говорит, «в последния дни, явлена гора Божия и дом Божий версе гор» (Ис.2.2), дом преисполненный света и блаженства. Прилипни же, христианин, всем твоим вниманием к сей го­ре и к сему чудному дому, и пребывай так неис­ходно, вместе с мыслию и сердцем. Даниил, на­ходясь в плену у вавилонян, положил законом чаще обращаться в ту страну, где Иерусалим, и воздавать поклонение храму его — единому истинному. Подражай и ты сему святому делу. Встаешь — вспомни, что есть Церковь Божия на земле, поклонись внутренно и возрадуйся о милости Божией, явленной нам в ней. Отхо­дишь ко сну — вспомни, что есть Церковь Бо­жия, ради которой ты безопасно ложишься, за­сыпаешь и встаешь. И среди обыкновенных дел чаще воспоминай о чудных делах Божествен­ного домостроительства в Его Святой Церкви, от которой исходит благословение на всякое де­ло благое. Если в каком городе воздвигнут па­мятник, то сначала о нем одном только и разго­варивают и помышляют — дома и вне, за делом и на свободе: общее внимание всех обращено к нему. Но что для памятника делают вначале, то нам должно делать непрерывно в отношении к Святой Церкви: иметь во всегдашнем внимании в уме и сердце, что есть на земле сей дом спасе­ния, радоваться тому преимущественно, и благо­дарить Бога, воздвигшего сей чудный памятник в роде нашем.

 Но, братие, сия радость наша не будет пол­ною и даже искреннею, если мы не усвоим ее себе, если не сделаем из общей радости вместе и частною радостию о себе. Не того мы почитаем счастливым, кто воображает только царский пир, но того, кто удостоивается быть на нем и на­слаждаться им; не ублажаем и того больного, который смотрит только, как один, другой, тре­тий получают исцеление, а сам остается боль­ным, ни того, кто видит, как многие около его милостиво принимаются в царскую благосклон­ность, а сам остается в презрении и невнимании. Что утешительного смотреть только и дивиться чудному делу Божию в роде нашем, не участвуя в плодах его. Святая Церковь не затем воздвиг­нута на земле, чтоб быть предметом праздного любопытства, а затем, чтобы мы входили в нее, делались причастниками благ ее и благословля­ли Бога. И святой Пророк, видевший возвыше­ние горы и дома Божия верху ее, видел вместе и то, как все народы единодушно взывали: «приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь, и пойдем по не­му» (Ис.2,3). Припомните притчу о званых на браки! То, что они знали о браке, и даже были званы, нисколько не помогло: требовалось участие, а они отказались, потому и презрены, как неклю­чимые. Великое благо, что Церковь Божия, как скиния, осеняет нас, что она есть в роде нашем и ублажает вступающих в нее: не забудем же при­том, что сие благо может пребывать в нем толь­ко чрез нас, только тогда, как каждый в част­ности будет иметь живое участие в сем благе. Отказываясь от участия в нем, мы тем самым как бы умаляем его во всем роде и, следователь­но, из простого равнодушия доходим до подры­ва всеобщего блага, что свойственно только од­ной злобе.

 Видите теперь, что еще требуется для полно­ты нашей радости? — Требуется живое общение каждого из нас с телом Церкви Христовой, чтоб все содержащиеся в ней блага перенесть в себя. И Архангел не ограничился одним возвещени­ем о рождаемом Царе и Царстве, но не прекратил благовествовательного собеседования, пока не изрек: «Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя», и не услышал: «се раба Господня» (Лк.1,35,38). Здесь изображено, как Слово плоть бысть, и вме­сте сокрыто для нас наставление — чем воспол­нить недостающее к совершенству нашей радос­ти. То есть, как Сын Божий входит в общение с нашим естеством, которое он после назвал хра­мом, так и нам должно вступить в Церковь, ко­торая есть тело Его. Когда Преблагословенная Дева Мария предложила Архангелу: како бу­дет сие? — как то есть Богом устроится в ней плоть — Архангел отвечал: «Дух Святый най­дет на тя, и сила Вышняго осенит тя». Дух Свя­тый только и нас может ввесть в живое общение с Царством Христовым, которое и состоит не в слове, но в силе, то есть в силе Духа. Привлеки Духа, чтобы как «каление живо» (1Пет.2.5) положиться ­где-нибудь в духовном здании храма Церкви Христо­вой; соделайся жилищем Духа, чтоб быть включену в жилище Божие (Церковь) Духом. А для того приступи к сосудам благодати — Святым Таинствам — и пей из них живую воду, пока утолится жажда; только отверзи при сем уста совершенною Богопреданностию. И в Преблагословенной Деве Дух Святой начал действовать к общению Бога Слова с плотию не прежде, как она всецело предала себя Его вседействию, в словах: «се раба Господня» (Лк.1,38). Положи и себя в руку Божию, тогда при глубоком молчании естествен­ных движений твоего духа и тела напечатлеет­ся в тебе глагол Духа, вводящий в таинственное общение с Святою Церковию, а чрез нее с Са­мим Господом и Спасителем. Тогда-то возраду­ется сердце твое радостию неизглаголанною, ибо «царство Божие… есть правда, мир и радость о Дусе Святе» (Рим.14,17). И вот второй предмет истинной радости — если мы уже испытали благодатную милость Божию к себе, приняты в недра Святой Церкви, приобщены к народу Божию, значимся в числе сынов Царствия и ходим среди благ и обе­товании его.

 Сии-то две радости, — то есть, что есть на земле Святая Церковь и что мы сами принадле­жим к живым членам сей единой Святой Собор­ной и Апостольской Церкви, и должны занимать нас во все время нашей жизни, исключая все другие, для которых потому у нас не должно быть ни времени, ни сердца. Так, кажется, про­сто и так естественно заметить сии предметы радости и радоваться им. Но, обращаясь к себе, мы не находим того. Истинная радость наша потеряна, а следовательно, и всякая. Правда, по­теряв истинную радость, мы много теперь изобрели себе радостей сторонних, но что это за ра­дости? Ни упоминать о нашем в сем случае об­мане, ни обнаруживать заблуждения нет почти нужды: всякий из нас знает это сам по опыту. Дайте голодному камень вместо хлеба — тотчас знает, что то не хлеб; так и мы испытали уже все придуманные нами блага и знаем, что они не радостны: не радостно богатство, не радостна слава, не радостны все удовольствия чувства — и вкуса, и обоняния, и осязания, и слуха, и зре­ния, даже и те, кои известны под именем высо­ких наслаждений. Пустота в душе, смятение и томность сердечная ясно показывают, что там кроется обман и обольщение. Но что за несчас­тное у нас расслабление! Ясно сознаем, что мы в обмане, а не возымеем крепости отказаться от обычая жить в обмане, потому и словом, и делом гонимся за ложными удовольствиями при уве­ренности, что они для нас — крушение духа, даже с самим крушением духа. Ложных наслаждений не вкушаем, от истинных отклоняемся и стоим, таким образом, в некоторой безотрадно неопре­деленной средине; кружимся и действуем по чье­му-то внушению, как орудия; жалуемся друг другу на такой порядок и все остаемся по-пре­жнему в нем. О Господи! Когда же наконец из­бавимся мы от ослепления! Соломон вдавался в удовольствия ложные, когда в себе самом но­сил источник истинных наслаждений — Богом дарованную мудрость; но, познавши опытно, что все на земле есть одно крушение духа, тотчас все оставил и опять обратился к истине. Позво­лим, братие, и о себе надеяться, что в нас ослеп­ление только отчасти, только на время. Господь милосердый не попустит нам навсегда оставать­ся в сем дыме, в сем чаду и опьянении чувствен­ном. Пробудимся, Бог даст, и опять познаем и исповедуем истинную радость, и тогда уже «радо­сти нашей никто не отнимет у нас» (Ин.16,22). Только, братие, скрепим сию надежду до времени, по крайней мере, одним видимым делом благочес­тия: будем благоговейно взирать на нашу Свя­тую Церковь, честно хранить ее уставы, неуклонно ходить в ее постановлениях. Тогда не забыва­ющий «дела и труда любве» (Евр.6,10) Бог и за это одно помилует нас и от внешнего действием Духа Сво­его преведет к внутреннему. Пусть себе преступ­ное и богопротивное суемудрие изобретает свое служение без Церкви и ее благообразного чина в святых постах, в праздниках, в священное лу­жении. Останемся лучше в смиренной части людей, преданных Церкви, без отмен и нечести­вых мудрований, все еще будем при сем, хоть одною частию, на стороне истины, будем заклю­чены внутри мрежи Апостольской. И пусть мы непотребны; может быть, наконец Бог скажет кому-нибудь и о нас: «заколи и яждь» (Деян.10,13). В сем чая­нии будем чаще обращаться к Преблагословенной — Радости нашей — с молитвою, да по­сетит нас и положит благая в сердцах наших, как и Ей первой принесена благая весть с Пре­стола Божия. Аминь.

 1845 г.

2. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (Воплощение Сына Божия – начало всего домостроительства нашего спасения. Велия благочестия тайна приходит в явление, совет предвечный открывается, премудрость, сокровенная от века и родов, провозвещается. Но тайна не перестает быть тайной)

 «Днесъ спасения нашего главизна! « (Тропарь праздника) — Так Святая Церковь определяет значение ны­нешнего праздника. Она именует Святое Благовещение главизною нашего спасения, то есть его началом, источником, семенем, кор­нем. И это ради совершившегося в нем вопло­щения Бога Слова, ради того, что в нем Сын Божий стал Сын Девы. Воплощение Сына Бо­жия точно есть начало всего домостроительства нашего спасения. Вследствие его уже были рож­дение, обрезание, сретение, возрастание премудростию и разумом, крещение, явление миру с проповедию и чудесами, страдание и крестная смерть, воскресение, вознесение на небо, ниспослание Святого Духа на апостолов, устроение апостолами всей Церкви Божией, обнявшей всю вселенную и нас достигшей. Видите сами, как семя, положенное в Благовещении, разрослось в великое спасительное древо, древо, покрывающее ветвями своими все страны света. Вот указание того, как днесь спасения нашего главизна! Но, братие, ведайте, что для каждого из нас лично домостроительство спасения становится спаси­тельным с той минуты, как мы делаемся причас­тниками его спасительности. Можно ли в Свя­том Благовещении видеть главизну спасения и в сем отношении? — Можно. Именно в образе Благовещения и духе его указываются нам те главные расположения сердца, или то главное настроение духа, которые свидетельствуют о начале в нас спасения и делают нас его достой­ными. Как это и в чем именно, на этом и хочу остановить ныне ваше внимание.

 Вообразите себе живее самое событие Бла­говещения. Вот оно! Пречистая Дева в смирен­ном молитвенном и покорном положении, пред нею небесный посланник Архангел Гавриил — благовествующий. Но невидимо над ними до­полняет сию картину — Бог Отец, благоволя­щий даровать нам Сына Своего, Сын, идущий сотворить волю Его, и Дух Святой, нисходящий осенить Пречистую. Установите внимание ваше на сей картине и поучайтесь в ней!

 Что это совершается? — Велия благочестия тайна приходит в явление, Совет Предвечный открывается, премудрость, сокровенная от век и от родов, провозвещается. Пришло время, и ис­полняется положенное от сложения мира. При всем том, однако ж, тайна не перестает быть тай­ною. Только Всевидящий Триипостасный Бог видел, как и почему по благоволению Отца Сын Божий должен стать сыном человеческим и Дух Святой низойти и осенить к зачатию браконеискусную. Мир ангельский и человеческий видит действуемое, исполняет повеленное, но не пости­гает совершающегося. В тайну Боговоплощения желают только проникнуть Ангелы. Не прони­кая, однако ж, ее, Архангел слетает с небесных кругов, благовествует, убеждает. Тем больше не постигает сей тайны Пречистая Дева. Несмотря на то, не только не противоречит, но и себя всю предает вседействию Божию. И что же распо­лагало их к такой покорности? — Несомненная известность, что так хочет и так повелевает Бог. И вот вам коренное производительное начало спасения в нас! Не видение всего, как есть и дол­жно быть, а одно ведение, что так хочет Бог, ведение, сопровождаемое безусловною покорностию. Тайны спасения и доселе остаются тайна­ми — и в догматах, и во многих заповедях, и, тем более, в сообщении благодатных даров. Старай­ся проникнуть в них, если хочешь, подражая Ангелам, но наперед покорись им в примраке веры, ибо не ведение спасает, а вера. В Благо­вещении, положившем начало нашему спасению, все только покорствуют, а не рассуждают, — и Сын Божий, и Дух Святой, и Архангел, и Пре­святая Дева! Так да будет и в каждом из нас!

 Смотрите далее, как совершается сия велия благочестия тайна. Всесторонним самоуничиже­нием. Единородный Сын Божий, сый сияние сла­вы и образ ипостаси Отца, идет Себя умалить, зрак раба приим,— глубоко нисходит, чтобы поднять глубоко падшего и в уничижении, со­кровенно, произвесть благодатное устроение спа­сения. Архангел предвидит, что безвестная на земле Дева, непостижимо имеющая быть Мате­рию Бога, соделается честнейшею Херувим, слав­нейшею без сравнения Серафим; но, несмотря на то, смиренно благовествует и благоговейно убеждает, и не отходит, пока не услышал: буди мне по глаголу твоему. Пречистая Дева, услышав от Ангела высокие о Себе слова: «благодатная, благословенна Ты в женах», смутилась, помыш­ляя, «како будет целование сие». Она не видела в Себе совершенств, хотя ими украшены были ее Душа и тело, и не постигала, как могли относить­ся к Ней такие похвалы, до того, что небесному посланнику надлежало приподнять несколько Ее самоуничижение, не описанием, однако ж, Ее лич­ных достоинств, а указанием благоволения Бо­жия. Не бойся; обрела бо еси благодать у Бога, — как бы так: не от Твоего достоинства все, а от благодати, имеющей действовать в Тебе… Так непостижимо великое дело воплощения, сила ко­торого простирается на всю вечность, прикрыто отовсюду глубоким самоуничижением и смире­нием и совершилось в смиренной хижине дре­во делателя, в городе, от которого никто не чаял ничего доброго. Смирением, самоуничижением и в нас начинается дело спасения. Надо присту­пить к нему с глубоким сознанием своего непот­ребства и негодности, надо глубоко чувствовать: не знаю и не имею сил, — ими же веси судьбами, спаси мя, Господи! Пока же внутри есть самона­деянный голос: сам знаю и сам смогу, — познай­те из сего, что дело спасения еще не начиналось в вас! Спасает Божия сила; но надо в ничто об­ратить свою силу, чтоб начала действовать вседеятельная сила Божия. Самонадеянность вве­ла пагубу в мир; она же и держит его в состоянии погибельном. Надо уклониться от ней, чтобы всту­пить на путь спасенный.

 Вот второе расположение, условливающее наше спасение, которое вместе с первым соста­вит следующее правило: смирись всем существом твоим и беспрекословно покорись воле Божией, устрояющей наше спасение. У кого произойдет сие, у того с сей минуты начнется труд делания спасения. Спрашивается, чего искать в сем тру­де? — Чистоты. И этот ответ тоже даст нам ныне празднуемое Божественное событие. Ибо смот­рите: Кто воплощается? — Единородный Сын Божий, пречистое сияние славы и образ ипоста­си Отца. Кто о том благовествует? — Бесплот­ный Ангел — пречистый служитель сокровенной тайны. Кем и как приемлется благовестие? — Девою и не иначе, как под условием сохранения девства, не иначе, как после уверения, что Дух Святой найдет и сила Вышнего осенит. Пречис­тая Дева пребыла девою не в действии только воплощения, но и в Рождестве и по Рождестве. Так всесторонне окружена чистотою главизна нашего спасения! И наше спасение, личное каж­дого, желанием чистоты начинается, ревностию о чистоте продолжается и стяжанием чистоты завершается. Непорочною и чистою вышла из рук Творца природа наша. Падение соделало ее растленною и нечистою, и это во всех частях и силах нашего существа. Когда покорностию ис­тине полагается зачало спасения, начинается очи­щение нечистот, покрывающих нас. Это и долж­но иметь в уме ревнителям спасения! Ревнуй очистить ум от помышлений суетных, от заблуж­дений, сомнений и упорного неверия, ревнуй очи­стить волю от нечистых целей, порочных склон­ностей и привычек и греховных дел; ревнуй очистить сердце от страстных возмутительных движений похоти, гнева, зависти, ненависти, са­момнения, гордости, падкости на чувственность и прочее. Ревнуй о всем этом, пока не возведешь естества своего до той девственности, которою оно украшалось, вышедши из рук Творца. Вот расположения, составляющие главизну спасения, действующего уже в нас, расположения, указы­ваемые нам главизною спасения, положенного воплощением Бога Слова в Благовещении! Ко­ротко так: погасив всякую самонадеянность, в самоуничижении, смиренно, без мудрований по­корись открываемой воле Божией и действуй по ней, ревнуя очистить себя от всех нечистот, ка­кими обременен ты чрез прародительское паде­ние и свои произвольные грехи!

 Скажет кто: слишком общи эти правила и наставления. — Отвечаю: точно, общи и всеобъ­емлющи, потому и сочтены главными и неточны­ми в деле спасения. Но потому же самому они не на какой-нибудь неопределенной высоте ви­тают, а имеют и должны иметь приложение во всяком действии спасительном, составляют или должны составлять его душу. Объясню приме­ром.— Повелевается нам: покайтеся. — Ищуще­му спасения надо, сложив орудия ума, отложить все извороты самооправдания и, смиренно поко­рившись велению, исполнить его с чистым наме­рением, во славу Божию. Повелевается творить милостыню.— Надо покориться, не жалея себя и не оскверняя дела тщеславием и человекоугодием. Повелевается молиться. — Надо исполнить, уничижив себя до неимущего и изнемогшего от нужд и болезней. — Повелевается не гневать­ся. — Надо подавить сознание своих прав и с самопринуждением покориться заповеди. Так, какое дело ни возьмите, во всяком, как сокро­венные производительные силы, должны быть са­моуничижение самоотверженное и покорность, смиренная и не размышляющая, и ревность о чистоте, безжалостная к себе.

 Сознав это, положим так и действовать во славу Воплощенного Господа, в честь Пречистой Девы и свое собственное спасение, чтобы не язы­ком только, но и всем существом воспеть: «днесь спасения нашего главизна». Аминь.

 25 марта 1861 г.

3. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (В чем состоят наши права на радость и как нам вступить в них? Войди в Царство Христово дверью покаяния; вошедши внутрь, пройди там поприще правды; прошедши поприще, вступишь в область мира, за которою и сретит тебя невозмутимая и нескончаемая радость

 Небесный благовеститель Архангел Гав­риил приветствовал Пресвятую Деву обрадовательным приветствием, говоря: «радуйся, Благодатная». Восприяв вместе с сим словом и самое дело радости, Богоизбранная по­ет потом: «и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем!… « В ответ не сие и Святая Церковь, име­нуя ее радости Приятелищем, припевает ей: «ра­дуйся, Радосте наша! «

 От Владычицы Богородицы, как наследие от матери детям, радость перешла ко всем христиа­нам и стала неотъемлемым их достоянием до то­го, что один Апостол в числе заповедей ставит: «всегда радуйтеся» (1Сол.5,16), а другой к тому прибавляет еще: «всяку радость имейте, братие моя», даже и тогда, когда «во искушения впадаете различна» (Иак.1,2).

 В нынешний радостный день поясним себе, братие, в чем это состоят права наши на радость и как нам вступить в них.

 Христианам нельзя не радоваться. Им усво­ены милостивым Господом такие преимущества, с коими ничто на земле сравниться не может, о которых одно помышление должно обвеселять сердце и плоть их. Есть немало вещей, которые радуют людей. Но христианину усвояются не­сравненно высшие всех их блага, которые — и сравнить нельзя как больше — должны обвесе­лять душу его.

 Радуются люди, когда избывают от какой-либо беды и опасности. Но какие беды могут сравниться с теми, от коих избавляет христиа­нина христианство. Мы были в плену у врага — и вот, искуплены честною кровию Господа. Мы были в узах и темнице греха и страстей,— и се, изводимся на свободу доброделания. Мы были в болезненном расслаблении ума и серд­ца — и се, получаем исцеление здравомыслия и обученные на всякое добро чувства. Мы были под гневом, как преступники — и се, снова при­нимаемся в милость Отца нашего Небесного за помилование.

Радуются люди, когда имеют под руками все, чем могут удовлетворить свои нуж­ды и желания. Но есть ли в мире кто столько богатый, сколько богат христианин всем, что ему необходимо к удовлетворению своих христиан­ских потребностей и стремлений?! Нужен ему свет ведения: — вот, у него неложное слово Бо­жие, могущее его умудрять на все, сильное воз-весть его ко принятию и особенного благодатно­го внутреннего просвещения свыше. Нужна ему крепость нравственных сил — все Божествен­ные силы, яже к животу и благочестию, обильно подаются ему чрез Божественные Таинства При­звавшим его. Нужно ему предохранительное и поучительное руководство — и оно готово ему в устроении Святой Церкви и, ближе, в много­степенном и многочисленном священстве!

 Радуются люди, когда имеют благоприятную обстановку со стороны родителей, родства, про­чих соприкосновенностей и всего течения дел. Но у кого в мире есть такой родитель, как у христиан? — Отец их есть Бог, к Коему из глу­бины духом движимого сердца вопиют: «авва Отче! « и от Коего приняли они и благодать ча­дами Божиими именоваться и быть (Ин.3,1-2). У кого та­кое родство, как у христиан! — Сам Господь и Спаситель не стыдится нарицать их братиями своими по человечеству (Евр.2,11) и все небо делает родственным для них до того, говоря чрез Апостола, что чрез веру в Него они приступают «ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ан­гелов… церкви первородных, на небесех написан ных, и… духом праведник совершенных» (Евр.12,22-23). У кого так благоприятно течение дел, как у христиан, коим «вся поспешествуют во благое» (Рим.8,28), коим по делу их «в служение посылаются служебные духи» (Евр.1.14), у коих «волос с головы» не падает без воли Отца Небесного (Лк.21,18), и коих течение, если только они не захотят, ничто в мире возмутить не может — «ни смерть, ни живот… ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина кая тварь» (Рим.8,38). Раду­ются люди, когда несомненно ожидают, что ско­ро — на днях, завтра — получат что-либо очень ценное, дорогое сердцу их. Но какие надежды и ожидания мирские могут сравниться с надежда­ми и ожиданиями христиан? Смотрите, что им обетовано? — «Наследие нетленно, нескверно, не­увядаемо, соблюдено на небесех их ради» (1Пет.1,4), такое наследие, о котором восхищенный до третьего небеси и слышавший там неизреченные глаголы свидетельствовал, что «око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его» (1Кор.2,9), которого получение, однако ж, так верно и несомненно, что оно как бы уже в руках их есть: «вся ваша суть, говорит Апостол, или мир, или живот, или настоящая, или грядущая, вся ваша суть. Вы же Христовы, Христос же Божий» (1Кор.3,22-23).

 Помышляя о всех сих источниках радостей, так обильных, один святой отец (авва Аполос, см. Лавсаик, гл.47) сносить не мог лица скорбного и печального ни у кого и ко вся­кому из таковых тотчас обращался с укорною речью: не должно, говорил он, на пути спасения скорбеть тем, кои имеют такие обетования. Пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят неверы и еретики, а идущие путем спа­сения должны всегда радоваться.

 Если помышляющие о земном в земном на­ходят радость, как же нам, удостоенным такой надежды, не радоваться непрестанно, когда и Апостол понуждает нас всегда радоваться, не­престанно молиться, о всем благодарить?!

 Так бы сему и следовало быть у всех нас, и, однако же, оно не у всех есть. Кто бы не хотел, чтоб у него сердце и плоть непрестанно радова­лись о Боге живее (Пс.83,3)? Но кто силен заставить серд­це радоваться, когда оно не ощущает радости? — Радость, как и всякое чувство, не в воле челове­ка. Можно ли чувствовать себя, например, сы­тым, когда не насыщен? Насыться — и будешь чувствовать насыщение. Так и в радости. Поставь себя в обрадовательное состояние — и бу­дешь радоваться. Тогда даже не возможешь не радоваться, хоть бы и захотел. Христианство потому так тесно и родственно связано с радостию, что всякого, верного требованиям его, не­пременно поставляет в обрадованное состояние, так что слово «радуйся», можно заменить слова­ми «поставь себя в обрадовательное состояние», а сие последнее — словами «выполни то, что требует христианство». Что же это такое?

 Я представлю вам сие в коротких словах. — Припомните, что принес Спаситель на землю? — Он принес Царство.— «Приблизилось царство» (Мф.3,2), проповедовал Иоанн Предтеча. Первые слова Спасителя были: «приблизилось царство» (Мф.4.17), и апо­столам, посылая к народу, велел Он повсюду воз­глашать: «приблизилось царство» (мФ.10,7).

 Царство — это нечто отрадное, утешитель­ное, радостотворное. Но посмотрите, что в этом Царстве? — Ястие и питие? — Нет. «Несть цар­ство Божие брашно и питие», говорит Апос­тол. А что же? — Есть «правда, мир и радость о Дусе Святе» (Рим.14,17). Это внутри. Как вступают в сие Царство? — Не иначе, как дверью покаяния. «Покайтеся» (Мф.3,2), проповедовал Иоанн Предтеча. «Покайтеся» (Мф.4,17) требовал Спаситель. «Покайтеся» (Деян.2,38) учили апостолы. Итак, войди в Царство Христо­во (это то же, что в христианство) дверью пока­яния вошедши внутрь, пройди там поприще правды; прошедши сие поприще, вступишь в область мира, за которою и сретит тебя невозму­тимая и нескончаемая радость. Радость из мира, мир из правды, правда из покаяния. Покаяние есть семя и корень, правда — лоза, мир — цвет, радость — плод. Вот и все райское древо радо­сти, древо, которому надо посеяться на земле сер­дца нашего, возрасти и принести плод в духе нашем. Вот и условия к обрадованию.

 Чего все сие требует, полагаю, ведомо вам, братие, ведомо, что покаяние требует познать грехи, оплакать их и положить намерение впредь не грешить. Ведомо, что правда требует всякое дело не иначе делать, как по ясной заповеди, по сознанию на него воли Божией, или имея на то свидетельство слова Божия, к чему тотчас и при­ступает покаявшийся, положив намерение не грешить, или, что то же, уклоняться от зла и тво­рить благо. Ведомо вам, что труд хождения пу­тем правды, труд доброделания по заповедям убивает мятущие сердце страсти и приносит дер­зновение пред Богом из сознания, что ни од­но дело обязательное не пропущено и ни одно не сделано с небрежением, а, напротив, все нео­бщительно содевалось со страхом и трепетом. А это и есть то, чего требует и чем достигается мир, то есть внутреннее безмятежное состояние, или бесстрастие и спокойствие совести, ничем не смущаемой, ни из отношений наших к Богу, ни из отношений наших к ближним. Да будет же ведомо вам и то, что кто сего достигнет, тому нельзя не радоваться. Труждающемуся таким образом делателю подобает от плода вкусити, а плод сей есть радость и блаженство. Ибо в та­ком есть то, что обетовал Спаситель: «блажени чистый сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5.8). Он из чис­ла тех, о коих молил Господь: «да и тии в нас едино будут» (Ин.17,21). К нему же и следующее относит­ся ублажительное слово: «к нему приидем и оби­тель у него сотворим» (Ин.14,23). А где блаженный Бог, там всякая радость и блаженство.

 Вот какому пути положено начало Святым Благовещением! Вот какое поприще пройти при­глашает Апостол, когда говорит: «радуйтеся все­гда о Господе, — и паки реку, радуйтеся» (Флп.4.4). Радость указуется вначале, хотя в полноте достигается она в конце, чтоб надеждою ее возбуждать силы и облегчать трудности шествия. Итак, хотите ли радоваться,— вот путь к радости! Покайтесь, и затем исполните всякую правду; это приведет к миру Божию, превосходящему всякий разум; а из мира родится радость, неописанная и неизглаголанная! Все другие пути ложны и не к радости ведут, а к призракам, которые на минуту ув­лекают и одуряют, а потом только больше оставляют томление.

 Молитвами Пречистой Владычицы нашей Бо­городицы да дарует достигнуть истинной радос­ти всем вам единый блаженный Бог, в Троице поклоняемый. Аминь.

 25 марта 1865 г.

4. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (Что принесем мы в дар Богородице, через которую излилась на нас радость жизни? – Надо усвоить дух жизни ее: творить волю Божию без рассуждения)

 Что принесем мы ныне в дар Преблагословенной Владычице Богообрадованной, чрез Которую радость излилась на весь род наш? Что лучше, думаю, можем принесть, кроме усвоения себе духа жизни Ее, чрез кото­рое все мы соделаемся одно с Нею, как дети од­ной матери, и составим из себя одно — духовное Богоблагодатное семейство.

 В чем же дух жизни Владычицы Богоро­дицы? В покорении Своей воли воле Божией. И прежде в решительные минуты жизни Сво­ей — именно при введении во храм и при обру­чении праведному Иосифу — Она являла решительное послушание; но верх совершенства сей добродетели открылся в Ней ныне, когда Она указала Ангелу: «Буди Мне по глаголу твоему». Ибо сим словом Она не желания только, но все силы души и тела Своего предала распоряже­нию и вседействию Божию, так что отселе не Она уже действовала, а действующею в Ней ста­ла сила Божия. Оттого и удостоена Она такой высоты, что такое стяжала внутреннее благонастроение.

 В тот же дух жизни надлежит войти и всем, кои ищут взойти в меру совершенства, Христом Спасителем христианству предначертанного.

 Что это значит, что говорит Апостол: «живу не ктому Аз, но живет во мне Христос! « (Гал.2.20). Значит, что у него нет уже своих хотений и смышлений, а качествуют одни хотения и смышления Хри­стовы. Только силы тела и духа были апостоловы, а действователь был Христос. Как это сде­лалось?! — Так, что Апостол отказался от своей воли и вполне покорился воле Божией.

 Что значит также, что еще прежде того гово­рил Господь: «будите во Мне, и Аз в вас. Я коже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребуде­те. Аз есмь лоза, вы же рождие» (Ин.15,4-5). Как ветвь не своим живет соком, а соком дерева, так и нам, если хотим жить истинно, надо жить не своим, скажем так, движением, а движениями, от Хрис­та Спасителя исходящими. Когда это сделает­ся? — Когда Его воля святая станет законом жизни нашей, исключающим всякое другое сто­роннее влияние, входящее в нас и покушающее­ся принять в нас качество властвующего и опре­деляющегося закона. Акт решимости на такую покорность воле Господа есть привитие нас к Нему, как к древу жизни. А пребывание в сей покорности есть пребывание в сем привитии к Нему, в сем общении жизни Его, или в таком к Нему отношении, по коему все Божественные силы, яже к животу, от Него беспрепятственно изливаются в нас. Устройся кто так — и пойдут у него крепость и сила нравственная, благоуст­роенность и благоплодность жизни; и все сие так начнет делаться, что сам он отчета себе дать не может, откуда что берется у него: откуда бла­горазумие и распорядительность, откуда наход­чивость в средствах и умение привесть их в ис­полнение в свое время, в своей мере и в своем месте. Тайна же такой жизни одна: когда обра­зуется покорность воле Божией не размышляю­щая, тогда «Бог есть действуяй» в нас и «еже хотети и еже деяти о благоволении» (Флп.2,13). А где Бог, там чего нет?

 Итак, хочешь такого совершенства и блага? — Устрой свою жизнь так, чтоб всякий шаг твой, вся­кое действие твое — и внутреннее, и внешнее — было исполнением воли Божией, исполнением сознательным, но беспрекословным и не размышляющим,— и получишь его. А для сего вот что сделай. Вникни хорошенько в свое состояние и положение; потом разверни слово Божие, выбе­ри оттуда все правила, которые к тебе преиму­щественно пред другими идут по твоему состоя­нию и положению, и ими определи, как следует тебе действовать и как следует быть тебе расположену во всех случайностях жизни твоей. Оп­ределивши же это, положи и действовать не иначе, как по сему начертанию, не размышляя о по­следствиях, приложив даже к первой решимос­ти термин: до положения живота, то есть хоть бы умереть, а не отступать от сознанной воли Божией.

 Пусть вы — муж и жена; посмотрите, какие есть вам предписания от Господа, и так располо­житесь жить: муж люби свою жену, а жена люби и слушайся во всем мужа. Пусть вы — мать и отец; посмотрите, как предписано в слове Божием вам действовать, например домом править хорошо, детей в страхе Божием воспитывать,— и положите неуклонно действовать так, несмот­ря ни на что. Пусть вы — сын и дочь; разузнай­те, что написано о вас в Писании, что, например, вам надо во всем слушать родителей о Госпо­де, — так и положите действовать, и благо вам будет, и будете девы и юноши благообразные пред Богом и людьми; примером же распложающихся повсюду эмансипированных — разнузданных — девиц и юношей не увлекайтесь, ведая, что это богомерзкий, богопротивный, проклятый образ жизни и поведения. Пусть судья — кто; посмот­ри, как написано производить суды, так и суди. Пусть ты — продающий и купующий; посмотри, как велено вести торги, так и веди. Пусть ты — слуга; посмотри, что указано слугам, по тому и поступай. А то и общие правила пересмотри, например: чтоб не гневаться, не обижать, не гор­диться, не брать чужого, не завидовать, жить со всеми в мире, друг другу помогать, быть трез­вым, воскресные дни и праздники чтить и про­чее. Так всякий подробно разузнай, какие идут к нему определения воли Божией, и по ним жизнь свою распоряди и распиши, как на картине ка­кой, чтоб для тебя ясно было, как в чем волю Божию исполнить.

 Определивши так, положи потом исполнять то без размышления, особенно не размышляй о последствиях. Это есть отличительная черта истинной покорности воле Божией — творить узнанную волю Божию без размышления. Гово­ри себе всякий раз в сердце своем: знаю, что вот в этом случае такая воля Божия есть, и исполню ее непременно, а что дальше будет, о том не мое дело рассуждать. Господь, давший закон, все видит и промыслит о последующем. И какой бы ни был случай, относительно коего ты знаешь определенно волю Божию, всегда так держи на душе. Ибо станешь размышлять о последстви­ях, непременно собьешься с правого пути и по­грешишь. Пусть, например, обидел кто. Воля Божия ведома: прости. И прости без размыш­ления. Но станешь размышлять о том, что из этого выйдет, — и растеряешься. Пойдут мысли, что все станут считать тебя бесхарактерным, че­ловеком без достоинств; и еще что? — ныне один обидел, завтра другой обидит, там третий и так далее,— и жить нельзя будет. И скажешь: нет, нельзя простить; надо постоять за себя, и нач­нешь стоять, и пойдет сумятица; отчего? — От­того, что воля Божия нарушена. А она отчего нарушена? — Оттого, что стал размышлять о последствиях. А скажи сразу: прощаю, так Бог велел, — и всем колебаниям конец. Ведь во всем мире домовладыка один — Господь. Он все ви­дит, и строгий исполнитель воли Его никогда не будет забыт Им. Возьмите вы примеры святых мучеников! Предлагали им: или отрекись Христа, или вот муки. Знали они на этот случай волю Гос­пода: «кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» (Лк.12,9) — и без размышления о последствиях исповедали: мы христиане и от Христа не отвергаемся, и му­жественно переносили всякого рода муки. Стань они рассуждать, что вот какие страшные муки; — не вытерпишь,— что я языком только отрекусь, а сердцем не отрекусь, что после пока­юсь и тому подобное. — Уж верно не устояли бы. Как, действительно, и бывали такие, коих сбивали с правого пути такие мысли. Вот и ныне многие родители распустили детей своих в раз­нузданность — отчего? — Не оттого, чтоб не знали воли Божией, что должно держать их в страхе Божием, а что рассуждать стали, что из этого выйдет, какими нас станут считать, что ны­не уже все так, что дети заскучают, завянут и подобные нелепости. Стали так рассуждать — и распустили детей, и сгубили их. А если б сра­зу положили: ни за что никакой поблажки не дозволять, если б положили: как велел Господь держать детей, так и будем, и на волос отступить от воли Божией не отступим, и детям строго наказывать будем, чтоб они и думать не смели в чем-либо отступить от нашей воли, от поряд­ков христианской жизни,— если бы поступи­ли так, не появлялись бы у нас такие безобра­зия, о коих слышно повсюду, которые скоро в притчу и посмеяние всемирное обратят землю нашу. Равно и дети отчего пустились в разнуз­данность? — Оттого, что стали рассуждать. Или нет, эти ни о чем не рассуждают, а делают так оттого, что в голове ветры веют. Им кажется, что они являют высокую мудрость, а на деле — повторяют историю праматери, видом всезнания увлекшейся.

 Не посетуйте, что немного долее должного ос­тановился я на этом предмете и строй речи моей нарушаю. На днях только слышал, до чего до­ходит своеволие юношей и девиц в старших горо­дах наших. И прежде знал я это, но думал, что так делают кое-какие. Оно нет, не кое-какие, а с высокими титлами. Вот куда уже пошло. Дай, ду­маю себе, хоть мимоходом оговорю, авось кто-ни­будь послушает. И да избавит нас Господь от та­ких порядков: родителей от послабления, детей от злого духа своеволия. Навел же меня на это светлый лик послушной и благопокорливой Ма­тери Божией. Вот кому подражать надо, и не юным только, но и всем людям — всех возрастов, званий и состояний. Как Она сказала Ангелу: «буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1,38),— глагол же сей был глагол Божий; так пусть говорит всякий при всех делах своих: буди все у меня по глаголу Божию. Как определил Господь, так и буду жить и действовать; своей же воли слушать не стану, и злым духом времени увлекаться себе не поз­волю. Пусть что хотят о мне говорят и думают. Одного ищу — ходить неуклонно в воле Божи­ей, и никогда сознательно не нарушу ее, хотя бы грозили мне за то скорбные последствия.

 Такое настроение ныне обнови, если всегда имел его кто, или возроди, если не имел, — и бу­дет сие даром, самым приятным Преблагословенной Владычице, Которая и примет его радос­тно, и ходатайственною молитвою благословение на него и на имеющего его испросит от щедродательного Господа. Аминь.

 25 марта 1865 г.