ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений Никодима Святогорца
Песнь 1. Тропарь 2.
Ангел возопи: Вопию Тебе, веселяся, приклони ухо Твое, и вонми ми, Божие возвещающу безсеменное зачатие, обрела бо еси благодать пред Богом, еяже никогдаже обрете другая, Всечистая.
Ангел: О, Владычице, я, радуясь, вопию Тебе: приклони божественное ухо Твое и обрати внимание на мои странные и спасительные слова приветствия. Я возвещаю Тебе зачатие Бога Слова без семени. Ибо Ты, о Дево Всечистая, обрела такую великую благодать от Бога, которую никакая другая из святых и праведных жён никогда не обретала.
Ангел просит приклонить ухо к нему, чтобы показать величие Девы и Ее большее перед ним самим достоинство. Как рабы, желая сказать что-либо своим хозяевам и, не дерзая приблизиться к ним, просят своих хозяев приклонить ухо, так и Архангел Гавриил, видя Деву выше по достоинству, чем он сам, просит Ее приклонить ухо и услышать его.
Архангел Гавриил возвещает Пречистой Деве зачатие Бога Слова без семени и без страстного наслаждения. Таково бо должно быть зачатие Слова Божия, превыше всякого страстного наслаждения. Поскольку Сын Божий, Христос, воплотившись, воспринял в Свою ипостась чистое и новое естество Адама, каковым оно и было до грехопадения.
«Потому что если бы Она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новым Человеком, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников; … Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества, и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения, как не мог бы и осквернение оных Прародителей смыть преизбытком силы, ни довлеть, для освящения всего сущего, впоследствии. Поэтому не Ангел, не человек, но Сам Господь, воплотившись во чреве Девы и пребыв неизменным Богом, пришел и спас нас» (Святитель Григорий Палама, Беседа XIV на Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии).
Поскольку зачатие было без семени и без страстного удовольствия, то и рождество было нетленно и безболезненно. Потому что одно следует за другим. И там, где в зачатии предшествует удовольствие, то и в рождестве последует болезнь.
Далее, песнотворец приводит слово, сказанное Архангелом Деве: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; (Лк. 1:30).
«Ты, о Дева, – говорит песнотворец, – такую большую и великую благодать обрела у Бога, которую ни одна из святых и праведных жён никогда от века ни обретала, ни Сарра, ни Ревекка, ни Лия, ни Рахиль, ни Асенефа, ни Анна, ни Сусанна».
Так в согласии с этим божественный Софроний Иерусалимский, светло торжествуя праздник сей, в своём слове сказал следующее: «Не бойся, Мариам: обрете бо благодать от Бога, негибнущую; Ты обрела у Бога благодать преславную; Ты обрела у Бога благодать вожделенную; Ты обрела у Бога благодать пресветлую; Ты обрела у Бога благодать спасительную; Ты обрела у Бога благодать не оскудевающую; Ты обрела у Бога благодать незыблемую; Ты обрела у Бога благодать непобедимую; Ты обрела у Бога благодать вечную.
И хотя прежде Тебя бывали святые, однако никто из них не был до такой степени исполнен благодати, как — Ты; никто не был настолько полон божества, как — Ты; никто не был так украшен святостью, как — Ты; никто не был так возвеличен, как — Ты, никто не был так предочищен, как — Ты; никто не был так осиян светом, как — Ты; никто не был так озарен, как — Ты; никто так не возвысился, как — Ты. Потому что никто так не приблизился к Богу, как — Ты; и никто так не обогатился Божиими дарами, как — Ты; никто не получил столько благодати от Бога, как — Ты. Все прекрасное, что когда-либо было достигнуто людьми, Ты превзошла; все дарования, данныя от Бога кому-либо Ты превозвысела;»
Песнь 1. Тропарь 3.
Богородица рече: Да разумею, ангеле, твоих глагол силу, како будет, еже рекл еси? Глаголи явственнейше. Како зачну Дева сущи Отроковица? Како же и Мати буду Зиждителя Моего?
Богородица же отвечает Ангелу: «О, Ангеле, дай мне познать силу, то есть истину твоих слов, и скажи мне яснее, как может произойти то, о чём ты мне говоришь? Как я могу зачать Сына, если я Дева и мужа никогда не знала? И что ещё более странное, как я могу стать Матерью не просто какого-нибудь создания, но Самого Создателя моего и Творца всего мира?»
Эти слова Богородицы песнотворец заимствует из Евангелия от Луки: Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1:34). Сказала же Дева так, не потому, что она не поверила словам Ангела, но потому, что она, будучи мудрой и разумной, желала узнать способ сего события, как изъясняет это священный Феофилакт. Поскольку ранее такого подобного чуда никогда не происходило, да и после сего никогда более не случится. Поэтому и Ангел не осуждает Её, как осудил Захарию, наказав его молчанием, но только объясняет Ей способ такого зачатия.
Григорий Нисский в похвальном слове на праздник говорит следующее: «Как будет мне это, когда я мужа не знаю? Иосиф обручник мой, но не муж. Сочетание в браке достигло лишь обручения. Как же без брака зачатие мне будет возможно? Как же без сеятеля я плод возрастить сумею? Разве на мне первой порядок в природе меняется? Или меня ради первой закон естества изменяется? Только ради меня одной необычный путь деторождения обретается? Ради меня одной древний способ рождения обновляется? Дай мне яснее понять слов твоих тайну, о Ангеле. Ты расскажи мне о способе, того, что тобой изглаголано. Ты объясни мне силу доброго твоего благовеста. Направь меня к разумению странного сего рождения, чтобы узнать хоть немного мне то таинство, которое мною будет рождено. И узнать мне, как невозможное сделается возможным. Узнать, как неосуществимое некоем образом осуществляется, и как недостижимое может стать достижимым. Услышать, как новое что-то и большее благодатью в естество наше вносится, или понять, как естество наше человеческое благодати служит божественной» (Вероятно, здесь вкралась ошибка, поскольку данное слово принадлежит Иоанну Златоусту).
Также Златоречивый Иоанн говорит следующее изящные слова: «Не требуй, говорит он, естественного порядка, когда это событие сверхъестественное; не думай о браке и болезнях рождения, когда этот способ рождения выше брака. Как будет это, говорит она, когда Я мужа не знаю?
Но потому и будет это, что ты не знаешь мужа. Если бы ты познала мужа, то не удостоилась бы послужить этому делу; таким образом, почему ты не веришь, потому самому и веруй; не удостоилась бы ты послужить этому делу не потому, чтобы брак был зло, но потому, что девство лучше» (Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам, Том 3, книга первая, беседа 32).
Песнь 3. Тропарь 2.
Ангел возопи: Ищеши от мене уведети Дево, образ зачатия Твоего, но той несказанен есть, Дух же Святый зиждительною силою осенив Тя совершит.
Этот тропарь произносится от лица Ангела к Деве, и взят он из Евангелия от Луки. Ибо когда Дева вопрошала о способе зачатия Божественного Слова, то Архангел Гавриил сказал Ей: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1:35).
Так, песнотворец говорит следующее: «Ты, Приснодева Мариам, ищешь и желаешь от меня узнать, каким способом произойдёт в Тебе зачатие Единородного Сына и Слова Отчего. Но знай, однако, что способ зачатия Твоего несказуем и невозможно его объяснить ни человеческими языками, ни ангельскими. Но Дух Святой, осеняющий Тебя, и покрывающий Тебя со всех сторон и окружающий, созидающей силою Своей, задействует в Тебе зачатие, то есть сделает так, чтобы Ты зачала Сына Божия во утробе Своей».
И хотя песнотворец был вынужден изменить приведённые выше евангельские слова соответственно гласу тропаря, но толкование этого тропаря всё же таково, как говорит блаженный Феофилакт: «Дух Святый найдёт на Тебя, устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова. И сила Всевышнего осенит Тебя, то есть Сын Божий, ибо Христос, по словам апостола Павла, есть сила Божия (1 Кор. 1:24). Он покроет Тебя, окружит Тебя со всех сторон. Ибо как птица осеняет совершенно своих птенцов, накрывая своими крыльями, так сила Божия объяла Деву совершенно; сие и значит осенить».
Как говорит Иоанн Дамаскин: «Действительно, после того, как Святая Дева выразила своё согласие, по слову Господню, возвещённому Ангелом, сошёл на неё Дух Святый, очистил её и даровал ей силу как принять в себя Божество Слова, так и родить. Тогда осенил её, как бы Божественное семя, Сын Божий, ипостасная Премудрость и Сила Всевышнего Бога» (Точное изложение православной веры, книга третья, глава вторая).
А Григорий Палама говорит так: «Ибо Ты воистину свята еси и благодатна, Дево. Дух же Святый, в Свою очередь, сойдёт на Тебя, чрез более возвышенное прибавление освящения, устрояя и предуготовляя в Тебе Божие действие, и сила Вышняго осенит Тебя, подкрепляя Тебя и вместе – осенением и соприкосновением сама в Тебе создавая человеческое естество» (Омилия 14 На Благовещение).
Как же понимать то, что Дух Святой созидательной силой соделывает зачатие в Деве? Послушай внимательно, так как здесь очень глубокий смысл.
Святитель Василий Великий, изъясняя слово, сказанное ангелом обручнику Иосифу Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; (Мф. 1:20), говорит следующее: «Когда говорится, что кто-то есть от кого-то, этим указывается на то, что этот кто-то происходит от кого-то либо созидательно (как к примеру, Един Бог Отец, из Негоже вся (1 Кор. 8:6), так как всё было созидательно сотворено Богом Его сущностью, Его силой и Его энергией), либо через рождение (как Сын рождён от Отца по сказанному: Из чрева прежде денницы родих тя (Пс. 109, 3); добавь здесь также через исхождение, как Дух Святой исходит от Своего Отца), либо по естеству, как наши действия совершаются нами самими, или как солнечное сияние происходит от самого солнца, или, если говорить ещё яснее, как действие от самого совершающего это действие; ибо всякое действие божественное происходит от Бога».
Далее Святой Василий обобщает и говорит, что плоть Господа в Деве была сотворена созидательным действием Святого Духа, а не через рождение и не по действованию естества: «Если надмирное тело Христово есть от Духа Святого, то оно не может быть от Него рождённым, поскольку Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух (Ин. 3:6). Также оно не может быть действованием Святого Духа, поскольку в простом и бестелесном естестве действование принимает точно такой же характерный для этой сущности признак (то есть нетварность и совечность). А значит остаётся заключить, что фраза от Духа указывает на то, что тело Христово является творением Духа Святого». (Слово пятое против Евномия).
Итак, созидательным действием сотворил Дух Святой богоипостасное тело Владыки нашего Господа, как в прочем и всё, что было сотворено. А не по естественному порядку вещей, как от семени рождаются тела человеческие от одного поколения к другому.
Какой же отсюда мы сделаем вывод?
Поскольку же действование, направленное на внешнее (творение), является, по общему мнению всех богословствующих, единым действованием Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, то значит и плоть Владыки нашего Господа была создана и сотворена из пречистых кровей Девы не только Духом Святым, но и Отцом и Сыном, то есть всей Святой Троицей. Отец благоволил воплощение Сына Своего, Сын же исполнил своё воплощение, Дух же Святой завершил его.
Заметь, что и Архангел Гавриил, благовествуя зачатие Богородицы, также явил всю Святую Троицу, Вышним называя Отца, Силою – Сына, Духом же – Духа Святого, как это изъясняет Феофилакт. Блаженный же Августин в пятом параграфе второй книги о Троице говорит следующее: «Зачатие и деторождение Марии было действием Святой Троицы, Которая созидает и всякое творение созидается» (В третьем слове на Благовещение Иосифа Вриенния, начало которого «Царица Ангелов»).
Итак, поскольку первого человека, Адама, Святая Троица общим советом создала из адама, то есть из девственной земли (что и означает имя Адам по-еврейски), так и нового Адама сотворила из земли Девственной, то есть из девственной утробы Богородицы. И посредством нового Адама Троица Святая совершила воссоздание Адама падшего.
Поскольку же зачатие Девы совершилось зиждительно, то есть созидающей силой Святого Духа, или, точнее сказать, созидающей силой всей Троицы Святой, как мы уже об этом говорили, а не посредством семени, то есть не по естественному порядку и чину нашей природы, то отсюда неизбежно следует, что неизреченное сие зачатие превосходило законы человеческого естества.
Для внутриутробного развития плода, человеческой природе необходимо пройти множество стадий развития: от зачатия до рождения. Зачатие же Господа от девственных кровей Богородицы было превыше этих естественных для человеческой природы последовательных стадий. Поскольку, как говорят многие богословствующие Отцы, всё совершилось сразу. Одновременно и ипостасное соединение и восприятие (плоти), и состав, и зачатие, и формирование, и обожение. Посему Иоанн Дамаскин произносит следующее утверждение: «Одновременно (с тем, как образовалась) плоть, она (была уже) плотью Бога Слова» (Точное изложение православной веры, Книга 3, Глава 2 (46) О том, как зачался Бог Слово и о божественном Его воплощении).
И Софроний Иерусалимский, восхваляя праздник сей, говорит следующее: «Ибо одновременно (с тем, как образовалась) плоть одушевлённая и разумная, она (была уже) плотью Бога Слова. Потому что в Нём она (плоть Его) приобрела ипостась (то есть бытие) и до сочетания с Ним она не существовала. Она никогда не была прежде плотью кого-нибудь другого от подобных нам людей и после соединилась бы Богу Слову. Но плоть одушевлённая и разумная в Нём обрела своё существование, стала одновременно плотью Бога Слова одушевлённой и разумной, взятая от девственных и пречистых кровей Пречистой Девы» (Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы).
Так Василий Великий, изъясняя евангельское изречение: Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Мф. 1:20), сказал следующее: «Из этого ясно следует, что тело Господа произошло не по общему естественному закону плоти. В самом деле, Носимый во чреве мгновенно достиг совершенного состояния плоти, не проходя постепенного развития во времени. Об этом говорят сами [Евангельские] слова, ибо сказано не «зачатое» (то есть ещё не сформированное), но «родившееся» (то есть полностью развитое и сформированное)» (Гомилия на Святое Рождество Христово). То же самое повторяет и Иоанн Дамаскин: «При этом человеческий образ не через постепенные приращения составлялся, но сразу совершился» (Точное изложение православной веры, Книга 3, Глава 2 (46) О том, как зачался Бог Слово и о божественном Его воплощении).
Так возникает некое противоречие и недоумение между Василием Великим и блаженным Феофилактом. Поскольку Феофилакт, изъясняя слово архангела Гавриила к Деве «Посему и рождаемое тобой Святое» (Лк. 1:35), говорит следующее: «То есть растущее в утробе твоей постепенно, а не вдруг явившееся в совершенном виде» (Толкование на Евангелие от Луки).
Также Златоречивый Иоанн говорит то же самое следующими словами: «И делается человеком. Как делается? Зачинается в утробе, растет мало помалу и проходит путь моего возрастания. Кто возрастает? Домостроительствующий, а не самое Божество, образ раба, а не лицо Господа, моя плоть, а не Его сущность; Он возрастает мало помалу и общается с людьми.» (Беседа когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен).
Но противоречие это разрешается, как я полагаю, если представим, что хотя все органы тела Богоипостасного младенца были сформированы сразу в утробе Девы, как и говорит Василий Великий, но не сразу эти сформированные органы выросли и стали совершенны, как у девятимесячного младенца. Ведь если б это было так, тогда тотчас бы округлился и живот Девы, и, соответственно, сразу бы родился младенец. А это вещь непристойная. Итак, понемногу возрастали уже сформированные органы младенца, до тех пор, пока младенец не достиг девяти месяцев и родился, как говорит блаженный Феофилакт и другие.