ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений
(озвучено Никой)
Кирилла-монаха притча о человеческой душе, и о теле, и о нарушении Божьей заповеди, и о воскресении тела человеческого, и о страшном суде, и о мучении
Господи, благослови, отче!
Хорошо, братия, и весьма полезно разуметь учение божественных писаний. Ибо сие и душу соделывает целомудренною и наклоняет к смирению ум, и сердце изощряет для добродетели, и всего человека делает расположенным к благодарности, и мысли возводит к обетованиям Владыки, и приводит к духовным на небеса трудам, тело укрепляет, вселяет пренебрежение к славе и богатству настоящей жизни, и отводит от житейских печалей света сего. Потому молю вас, постарайтесь прилежно читать святые книги, да насладившись словес Божиих, стяжаете желание неизреченных благ будущего века; ибо оные, хотя и невидимы, но суть вечные и не имеющие конца; тверды и неподвижны. Не просто только будем произносить языком написанное, но, внимая с рассмотрением, потщимся делом исполнить оное. Ибо сладок медовый сот и хорош сахар, но книжный разум лучше их обоих; он есть сокровище вечной жизни. Если бы кто обрел здесь земное сокровище,—истинное разумное понимание пророческих и апостольских писаний и спасительных словес самого Спасателя Христа,—сие было-бы не ему одному на спасение, но и многим другим слушающим его. Об этом находится в Евангелии притча, говорящая: всякий книжник, научившийся небесному царствию, подобен домовитому мужу, который из своих сокровищ выносит ветхое и новое. Если же—говорит—угождая по тщеславию большим, презрит по гордости многих меньших, глумится над ними, скрывая Господень дар, не давая оный истинным торжникам, дабы удвоить царское серебро, т. е. человеческую душу; то Господь, видев гордый его ум, возьмет от него талант: ибо Он сам гордым противится, смиренными же дает благодать. И так если властители мира сего и люди, занимающееся житейскими делами, прилежно требуют книжного научения; тем более приличествует учиться сему нам и всем сердцем исследовать слово Божие, написанное для спасения наших душ. Но утруждающий свой мутный ум и имеющий худой разум, не могущий по порядку изложить течение мыслей,—подвергается насмешкам, подобно слепому стрельцу, не могущему попасть в намеченную цель. Поэтому не будем говорить от себя своим не наученным языком а, взимая от божественных Писаний, со многою боязнию станем беседовать евангельскими словами.
Начало слова.
Был некий домовитый человек; он насадил вертоград,—устроил и ворота, но не затворил входа. Возвращаясь домой, он сказал: кого я оставлю сторожем моего вертограда? Если оставлю кого-нибудь из служащих мне рабов, то, зная мою снисходительность, расточат они мое добро. Вот что сделаю: приставлю к воротам слепого и хромого,—так что, если кто из врагов моих захочет окрасть мой вертоград, то хромой увидит, а слепой услышит. Если же кто-нибудь из них двоих захочет войти в вертоград, то хромец, не имея ног, не может проникнуть внутрь; а слепец если и пойдет, то попадет в пропасть и расшибется. И посадив их у ворот, дал им власть над всем, что вне вертограда, и пищу и одеяние приготовил неоскудно, только сказал: того, что внутри вертограда не касайтесь без моего повеления. И после того ушел, сказав, что возвратится со временем и тогда обещал дать им награду за охранение; если же преступят его заповедь, угрожал мучением.—Остановимся здесь, опять восприемлем Евангельские слова, предлагая словесный плод на умственной трапезе вашего ока.
Толкование слова.
Человек домовитый есть Бог Всевидец и Вседержитель видимого и невидимого; Он именуется домовитым, потому что, по словам Писания, не один только дом имеет. Пророк говорит: «Твоя суть небеса, и Твоя есть земля и вселенная, и Ты основание ея концев;» и опять: «небо Мне престол, а земля подножие Моим ногам.» Моисей же говорит о половине воды под твердью, а Давид повествует о воде превыше небес. Рассматривай Писания и разумей, что домы Божии суть везде, не только в творениях, но и в людях: «ибо—сказано—вселюся в них», что и сбылось. Ибо снизошел и вселился в плоть человеческую и вознес ее от земли на небо. Итак, плоть человеческая есть престол Божий, престол же его стоит на вышнем небеси. ― Под виноградом же разумеется рай, ибо это есть Его дело, как пишется: «и насади Бог рай в едеме.» А остенил его оплотом — значит страхом: «ибо Его страхом—сказал пророк—движется земля, расседаются камни, трепещут животные, курятся горы, повинуется море с живущими в нем, раболепно служат светила, исполняют повеленное облаки, воздухи и вся тварь.» ―Под стеною разумеется закон; закон же есть заповедь Божия для всего: «ибо—сказано—предел положил, его же не прейдут, ни обратятся.» Оставил же вход, то есть познающий разум; ибо вся тварь не преступает Божьего повеления; «ибо—сказано—все от Тебя чают, что Ты дашь им пищу во время.» ―Пищею же называется не брашно только одно, но и слово Божие, которым питается тварь. Ибо говорит Христос Моисею: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих». (Второз. 8. 3). ― Незатворенные же ворота означают дивное Божие устроение твари и чрез то познание Божьего существа; ибо — сказано—«от твари познавай Творца,» не качество, но величие и силу, славу и благодать, которою Он творит, угождая всем высшим и низшим, видимым и невидимым. Если же Христос называет Его человеком, то—не образом, а притчею, ибо человек не имеет ни одного подобия Божия. Писание не сомневается называть ангелов человеками, но словом, а не подобием. Если иные и соблазняются, слыша Моисея говорящего: сотворишь человека по образу Нашему и по подобию, и, не имея здравого разума, прилагают к бесплотному телу,—то сие есть ересь, когда человекообразно говорят о Боге, который никак не описуется и не может быть по качеству измеряем. Но оставим все это, и станем говорить о первом. Сей совет Отца и Сына и Святаго Духа не о твари, но о владеющем тварию, т. е. о человеке, которому Бог восхотел отдать землю и поработить всякое дыхание: ибо «не ангелам покорил вселенную….» и проч.
Притча.
И оставил—сказано—у ворот хромца и с ним слепца. Что есть хромец и слепец? Хромец есть тело человеческое, а слепец — душа. Прежде, сказано, Бог создал тело Адама без души, а потом душу; ибо по создании тела, говорит Писание: «и дуну на лице его дух животен.» Поэтому тело без души— хромо, и называется не человеком, но трупом. Смотри здесь и разумей написанное в книге Бытия. Бог сотворил тело человека вне рая и внес его в едем, а не в рай; «едемом» же называется пища. Как из вас кто-либо зовущий на пир прежде приготовляет в обилии пищу и затем призывает гостя,—так и Бог прежде уготовал человеку жилище,—едем, а не рай. Ибо рай есть место святое, как алтарь церкви; церковь же для всех доступна: она есть наша мать, порождающая чрез крещение и без труда питающая живущих в ней, одевающая и веселящая всех вселившихся в нее. Ибо пророк говорит: «работающее церкви будут есть и насытятся,» и опять «о чада церкви, ссущия от сосцев ея тук и масть! помажьте веселием главы своя»; а Давид сказал: «упиются от обилия дома Твоего;» и опять: «потоком пищи Твоей напоиши их.» И опять об одежде священников и облачении иноков: «Иереи твои, Господи, облекутся в правду» и проч.; монахов же одел в невольные и нелепые одежды: «и облекл меня во спасение, и препоясал меня веселием: воспойте Господеви песнь нову, хваления в церквах преподобных Его.» И явно, что сказано это об епископах, монахах и клирошанах. Смотри: епископия и монастырь есть едем, т. е. не трудная жизнь; алтарь же святой, т. е. едемский рай неудобовосходим, хотя имеет незатворенные ворота. ― И так был посажен хромец со слепцом стеречь внутренние врата, подобно тому как патриархи, архиепископы, архимандриты приставлены между церковью и алтарём стеречь святые тайны от врагов Христовых: от еретиков, зловерных искусников, нечестивых сребролюбцев и иноверных сквернителей. Внимайте же разумно о сем; мы по порядку будем продолжать беседу, а вы со вниманием вслушивайтесь. Имея мутный ум и грубый язык, я прошу дара слова в надежде на ваши молитвы; будучи не достоин говорить о сем, я пишу ради пользы слушающих меня. Если кто имеет злой слух, тот не ищет, чтобы приобрести себе пользу, но осуждает и укоряет, как будто бы он нас истязал.
О помысле греховном.
После того как они сидели некоторое время, сказал слепец хромцу: что это за благоухание из ворот вертограда?—Отвечал хромец: «внутри вертограда есть у господина нашего много доброго и несказанно приятного на вкус. Но так как господин наш премудр, то он посадил тебя слепого и меня хромого, так что не можем достигнуть и насытиться тех добрых плодов». А слепец сказал в ответ: «что же ты давно не сказал мне этого, чтобы мы не оставались при одном желании, но пошли и завладели тем, что у нас под руками. Хотя я и слеп, но имею ноги и силен, могу носить и тебя и бремя. (Должно разуметь, что грех есть душевное бремя, как говорит пророк: «яко бремя тяжкое отяготеша на мне» (Пс. 37, 5).—И сказал слепец: «бери корзину и садись на меня; я тебя буду носить, а ты показывай мне путь, и оберем все блага господина нашего; поскольку, думаю, что в это время не придет господин наш сюда». Это суть помышления не о Боге тех, которые ищут, вопреки Божьему повелению, должностей в этом свете, заботятся о теле, не помышляют об ответе за свои дела, но считают свою душу за суетный пар или ветер; почему говорит Исаия: «зависть примут люди ненаказанные»; ибо мы грешные завидуем чести и славе света сего, более славы будущего века и царства небесного.
Притча.
«Если же—прибавил слепец—придет сюда господин наш, то укроется от него наше дело. Если он меня спросит о воровстве, то я скажу:—ты знаешь, господине, что я слеп. —Если же спросит тебя, ты скажи: я хром и не могу дойти внутрь вертограда. Так мы перехитрим своего господина и сами возьмём себе награду за сторожевую службу».—И вот воссел хромец на слепца, и достигши внутрь вертограда, обокрали все бывшие там блага господина своего.
Но не сетуйте, братие, на мою грубость, на то, что я не благолепно представляю образ Писания; как птица, увязшая ногами, не может взлететь на воздушную высоту, так и мне, погрязшему в телесных похотях, невозможно беседовать о духовном; ибо не складываются грешные слова, не имеющие помазания от Святаго Духа.—Но возвратимся к прежде сказанному, изъясняя смысл сей притчи.
Толкование 2-е.
Что есть долгое время? бесстрашие Божией заповеди, попечение о теле, а о душе своей нерадение. Ибо никто, имея в себе страх Божий, не прельстится плотским; никто, живущий справедливо, вопреки закону не ищет священнического сана; никто, ожидая смерти и по смерти воскресения, не коснеет в злых делах. Также мы говорим сие слово, разума ради. ―И сказал слепец хромцу: «что это за благоухание из ворот исходит?» и проч. Это означает надменность Адамова высокомыслия, так как, обладая всеми земными животными, морем и находящимися в нем тварями, и пользуясь в едеме всеми благами, он прежде освящения дерзнул на святое, ибо из едема вошел в рай. Поэтому Писание говорит; «изгнал Бог Адама из рая и осудил его обрабатывать землю, из которой он был взят». Смотри, ему не там повелено было жить, откуда он был изгнан. Ибо он так вошел, как церковник, недостойный иерейства, утаивший свой грех и пренебрегший Божьею заповедью, для высокого имени и славного жития, дерзнув, взошел на епископский сан.
Слоги подобные толкованию.
Потому Он и осудил Адама на смерть, что тот коснулся древа познания добра и зла. Ибо древо познания добра и зла есть разумный грех и добровольное действие; потому-то и пишется: «горе в разуме согрешающим». Таким образом Адам погубил вдуновение духа жизни, который был вдунут в лице его, т. е. несовершенный дар освящения; ибо пишется: «и дуну на лице его дух животен». Так, и Христос дунул на лица Апостолов: «приимите—сказал—дух свят»,— не совершенный дар, но только обещание освящения; ибо повелел им ожидать самого Св. Духа, который пришедши, окончательно освятит их. Так и святители святят чтецов и диаконов, подавая им не совершенный дар, но залог освящения, дабы они приготовляли себя к высшей степени священства. Ничто так неприятно Богу, как превозношение принявшего сан, и ничто так не мерзит Ему, как самомнительная величавая гордость.
О взятии сана не о Бозе.
Смотрите же на оного слепца с хромцем, как они пренебрегли заповедь и запрещения господина своего: взял слепец хромца и понёс бремя и, достигши внутрь вертограда, приблизился к древу и вкусил плода,—и то, что повелело было им охранять, оказалось весьма приятным на вкус.
Толкование.
Того дерева вкусил Каин, который, не будучи священником, дерзнул на священнический чин, поревновавши священному Авелю, впоследствии убитому им по зависти. Того дерева вкусили сыны Кореевы, которые с Дафаном, не будучи освящены, взяли кадильницу и пошли в скинию,—и были пожерты землею. Того дерева вкусил Илия первосвященник, который, зная о бесчинствующих своих сыновьях—иереях, не отлучил их от священства. Того дерева вкусили еретики, которые, мечтая знать душевный путь, чрез злохитрие заблудились и, не приняв покаяния, погибли. —Но сокращая сие, возвращаюсь к первым сказаниям. Хотя и изнемог мой голос, но один пророк возбуждает меня, говоря также: «утрудихся, вопия, измолче ми гортань» (см.Пс.68.4).
Об обличении греха
Услышав же господин, что его вертоград обокраден, повелел изринуть от ворот хромца и изгнать от стражи слепца. Разумейте же ныне безумные между людьми сановные и упорные между еретиками. Когда вы умудритесь? Устроивший ухо, не слышит-ли, и создавший око не видит-ли? Наставляющий народ, не обличит-ли? Учащий человека разуму, не разумеет-ли нашего грехопадения? Ибо Господь ведает помышления злохитрых, сколь они лестны, Господь лишает неправедных власти и изгонит нечестивых от жертвенника; никакая власть мира сего не избавит от мучения преступающих Божии заповеди.—Но молю вашу любовь, тщательно внимайте излагаемому на письме, и разумейте, что слышите.
Решение слова.
Бог повелел изгнать Адама из рая, поскольку он коснулся запрещённого ему, то есть прежде повеления вошел в святое место,—и поселил его против райской пищи, и когда он прострет руку и возьмет от древа райского и—будет жив во веки, т. е., если образумится, смирится и покается. О многое Владычнее человеколюбие! и казнит нас—и милует, и опять ради покаяния принимает: ибо не хощет смерти грешника, но велит ему обратиться и быть живу.
Толкование.
Что есть древо жизни?—смиренномудрие, корень коему исповедание: «исповем—сказано—беззакония моя, и Ты отпустил нечестие сердца моего.» Стебель того корня благоверие: «вера твоя—сказано—спасет тебя; Ибо верующему все дается.» У того стебля много различных ветвей; ибо—сказано—«многие суть образы покаяния: слезы, пост, молитва, милостыни, смирене, воздыхание», и прочее. Плоды тех ветвей многие добродетели: любовь, послушание, покорность, и нищелюбие; ибо многи суть пути ко спасению. Смотри, не в раю было древо жизни, не в едеме, но в оземстии, т. е. в отлучении сана. И еще: изринул Бог Каина, спросив его об убийстве брата, и по обличении показал ему животное древо; Бог сказал: «будешь стенать и трястись», т. е. покайся в злобе, зависти, лести, убийстве, лжи; смирись, постись, бодрствуй, лежи на земле. Но так как Каин не сделал сего, то удалился от лица Божия не чрез далекое расстояние земли, но чрез неимение страха Божия в своей душе. Когда мы не имеем добрых дел, не раскаиваемся во грехах,—в каком бы сане мы не были—мы далеки от Бога: «ибо Бог близь сокрушенных сердцем, и спасет смиренных духом; сотворит волю боящихся Его и услышит молитву их; лице же Господне на творящих злое, потребит от земли память их».
Об изгнании.
Таким образом и Павел изринул от святого жертвенника Именея и Филита и соблудивших в Коринфе священников, отлучил их от святого алтаря, т. е. поставил их с клириками, и сказал коринфянам: «стыдитесь таковых, но имейте к ним любовь, да не погрязнут в злой печали, но да покаются и живы будут».
О древе животном.
Не захотел вкусить сего животного древа Александр ковач, о котором сказал Павел: «да воздаст ему Господь в день судный по злобе его». Не вкусил сего дерева Трофим ефесянин и Николай, бывший одним из семи диаконов, который отвергся Христа и был кумирослужителем в Солуне и предавал христиан мучителям. О них-то пишет евангелист Иоанн, говоря: «от нас вышли и были на нас». Того райского дерева не приняли еретики, и прокляты были, и умерли душевною смертью; ибо не разумели пророка, говорящего: «вкусите и видите, яко благ Господь.» Нет греха, который превосходил бы Божию милость, —только бы мы не отчаивались, как Иуда, и не отвергали воскресение тела, как саддукеи, но покаянием ударяли в Божии двери до тех пор, пока отверзутся нам райская врата. Ибо неложен Сказавший: «толцыте и отверзется вам, ищите и обрящете, просите и дастся вам».—Но, дабы продолжением слов не умножить написанного и не распространить чрезмерно беседы,— возвратимся к предлежащему.
О теле, душе и смерти
Видев же человек оный, что его вертоград обокраден, счел нужным разлучить слепца от хромца, и повелеть сначала привести хромца, чтобы его допросить,—кто преслушал заповедь и посягнул без повеления господина на запрещенное для входа? Ибо ничто не может укрыться от Божиих очей, и никто из нас так не знает себя, как Бог знает всех нас.
Толкование.
Повелел разлучить душу от тела: ибо—сказано —отъимеши дух их—и изчезнут, и в персть свою возвратятся». Посему когда видишь тело, погребенное в землю, не думай, что здесь находится и душа: ибо душа взята не от земли и не уходит в землю. Если видишь и чудотворные мощи святых, не думай, что здесь и их душа; но уразумевай благодать Бога, так прославляющего своих угодников; ибо «славящих Меня—сказано—прославлю».
Притча.
Повелел привести Слепца. Ибо, по исшествии из тела, приходит к Богу с приставленным к ней ангелом душа всякого человека, верного и неверного, исполнявшего закон и беззаконника. «Ибо Господь— сказано—испытует праведного и нечестивого». Все племена и народы, будучи рождены от одной крови, рассеялись жить по лицу всей вселенной, и им Бог оказывает благодеяния, даруя дождь с небес и обильные времена: ибо—сказано—«светит солнце свое на благие и злые» и проч. Пусть никто не заподозривает меня в сих словах. Испытайте Писание, и вы найдете, что я взимаю от Божественных словес; ибо Моисей пишет: — «поставит пределы народам по числу ангелов Божиих»; Иеремия же говорит: «един есть Господь всех, находящихся под небесами народов; хотя Он оставил каждого из них пребывать в своей прелести, но душа их пред Ним явственно является и Он судит их по делам их». А Павел говорит: «зачем мне судить внешних? мне судить внутренних, вы судите судом внешним, а Бог внутренним». Под внутренними—апостол разумеет умерших в законе, под внешними—беззаконные народы. Слышать же имя Божие следует разлучающимся ныне от тела душам;— пусть они в последний день, воскресши с телами, неблазненно (непогрешимо) поклонятся Богу, а не тому, чему, прельщённые бесом, работали ныне;—согласно со словами апостола: «тогда увидит всякое око и всякий язык поклонится, и узрят, исповедуя, что Господь Иисус Христос в славе Бога Отца,—все это узрят.» Но продолжу вкратце начатую беседу, не во всей ей силе, но сообразуясь с нашим пониманием,—если даже и увижу делаемые мне укоризны.
Об исшествии души из тела и предстоянии ее пред Богом.
Когда приведен был слепец, ему сделан был допрос: «не поставил-ли я тебя—сказал господин— как доброго сторожа моему вертограду; зачем же ты обокрал его?!»—«Господи!—отвечал слепой—ты знаешь, что я слеп и без водящего меня не вижу, куда идти; я не видел никого и не слыхал, чтобы кто-нибудь шел мимо меня в ворота, в след за которым я стал бы крепко кричать. Но думаю, Господи, что воровал хромец». —Смотри ложное запирательство души пред Богом и клеветание на тело.
Толкование
Таков ответ души: Господи! я дух, я не хотела ни есть ни пить, я не искала земной славы и чести, не разумела плотской похоти не исполняла воли дьявола,— но все это делало тело.
Откровение книг.
Тогда повелел Господь блюсти слепца в укромном месте,—где сам знал,—пока не придет к вертограду, призовёт хромца и будет судить обоих.— Поэтому до второго пришествия Христова нет суда и мучения для души всякого человека,—как верного, так и неверного; ― в истину же воскресения душ человеческих веруйте.
Свидетельство.
Ибо—сказано —«пошлешь Дух свой и созиждутся, и обновишь лице земли». И чрез Иезекииля показал над надежду воскресения: «сказал—сыне человеческий на мертвыя сии кости, да покроются они кожею, и да приидет дух от четырех ветров, и внидет в мертвых сих, дабы они ожили». Во всем же этом действует сам Творец, не превращая чина творческого, но поновляя свое исконное дело. Ибо прежде создал тело Адама, а потом вдунул в него душу; так и в утробе женской Бог первоначально созидает тело от семени, а по прошествии пяти месяцев творит душу; в крещении же сначала порождаете нас водою, потом обновляет Духом от греховного тления. Так и в последний день во-первых обновит землю, и соберет человеческую персть, и в мгновении ока созиждет все наши тела; потом уже наши души войдут каждая в свою храмину, согласно словам Павла говорящего, что «сам Господь во гласе Архангеловом, в трубе Божией сойдет с небес, и первое оживут мертвые о Христе, а потом—сказал—и мы живые». Кто суть мертвые? Все народы, не бывшее под Божиим законом, не принявшие крещения: «ибо—сказано,—те, которые беззаконно грешили, беззаконно и погибнут.» А живыми называет христиан. Смотри: всем человеческим телам надлежит воскреснуть, и мы будем веровать свидетельству Павла, словами Господа говорящего: если кто не верует, что Бог издревле создал человека, тот не разумеет и возрождения чрез крещение, а вместе с тем не ожидает последнего воскресения с телами, когда восстанут все люди для вечной жизни,—одни для чести и славы, а другие— для стыда и муки.—Но скажем об остальном.
Пришествие Христа на суд и предстояние пред Ним со страхом всех народов.
Затем, пришедши к вертограду для собирания плодов и видя все раскраденным, господин призвал хромца и поставил его на очную ставку со слепцом, и начали они обличать друг друга. Хромой говорил слепцу; «если бы ты меня не носила, никак бы я не мог при своей хромоте добраться туда».—А слепец говорил: «если бы ты не показывал мне путь, то никак бы я не мог добраться туда» —Тогда господин, севши на судейском престоле, сказал: «как вы крали, так и теперь пусть всядет хромец на слепца. И когда хромец всел на слепца, то господин приказал пред всеми рабами своими немилостиво казнить их и мучить в кромешной темнице; там будет плач и скрежет зубов.
Разумейте же, братие, толкование сей притчи. Человек домовитый—Бог Отец, Творец всяческих; Его же Сын доброго рода—Господь наш Иисус Христос. А вертоград—это земля и мир сей. А оплот вертограда—закон Божий и заповеди. А слуги, сущие с Господом,— ангелы. Хромец—тело человека, а слепец—душа его. А что Господь посадил их у ворот —это значит, что Он отдал во власть человека землю, дав ему закон и заповеди. Когда же человек преступил заповедь Божию и за это осужден на смерть, то сначала душа его приводится к Богу и оправдывается, говоря: не я, Господи, но тело согрешило. Поэтому и нет мучения душам до второго пришествия; но они блюдутся, Бог знает где. Но когда Господь придет обновить землю и воскресить всех умерших, как предрек сам Христос,—тогда «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия» и оживут «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло-в воскресение осуждения».