Слова на Воздвижение Честного Креста Господня. Феофан Затворник

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений Феофана Затв.
ПЕРЕЙТИ на страницу Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни. Феофан Затворник

1. Слово на Воздвижение Честного Креста Господня (Господь наш Иисусу Христос, крестом упразднив смерть, даровал нам в нем жизнь вечную, и всякий человек, желающий приобщиться этой жизни, должен подъять некоего рода крест. Вот сокращенное учение о жизни, даруемой Крестом)

2. Слово на Воздвижение Честного Креста Господня (Крест Христов был лествицей восхождения из ада в рай для тех, которые жили до Господа Иисуса Христа. Для нас он есть лествица восхождения на небо тотчас про разрешении души от тела, но восходят по ней только те, которые обыкли ходить под крестом в настоящей жизни)

3. Слово на Воздвижение Честного Креста Господня (Как от креста Господня – спасение всему миру, так от распятия нашего на своем кресте – спасение наше. Особенности иноческого креста)


1. Слово на Воздвижение Честного Креста Господня (Господь наш Иисусу Христос, крестом упразднив смерть, даровал нам в нем жизнь вечную, и всякий человек, желающий приобщиться этой жизни, должен подъять некоего рода крест. Вот сокращенное учение о жизни, даруемой Крестом)

 «Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому, да всяк веруяй в Онъ не погиб­нет, но имать живот вечный» (Ин.3, 14-15).

 Таинственна и неизъяснима, братие, пре­мудрость крестная! И первое, чего не может понять ум наш, это есть жизнь, проистекшая от Креста. Крест — орудие смер­ти, и притом самой поносной; между тем Цер­ковь восхваляет его живоносным, живодавцем, Древом жизни и бессмертия, падших воздвижением, всех воскресением, и вообще приписывает ему все те блага, коих ищет, истинный христиа­нин в сей жизни и каких надеется в будущей. Как истинная жизнь происходит от Креста, это во всякое время было соблазном для суеверных и безумием для суемудрых. Но чего не постига­ет ум, то должна видеть и содержать вера, и мы оживляемые Крестом, не безвинны, если не забо­тимся познавать живоносную силу, сокрытую в Кресте, размышлять о ней и поучаться непре­станно, по примеру апостола Павла, который (бу­дучи в Коринфе), «не судил что и ведети, точию Иисуса Христа, и сего распята» (1Кор.2.2), и который отли­чительным свойством спасаемых поставляет опытное познание силы Креста; «слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть» (1Кор.1.18). Если же так поступать долж­ны мы всегда, то тем паче ныне, когда Святая Церковь, призывая нас к поклонению честному и Животворящему Кресту, тем самым склоняет к нему наше внимание и сердце. Будем же по­учаться тайне Креста, чтоб видеть, как течет из него истинная жизнь.

 Сердцем веруем и устами исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, Крестом упразднив смерть, даровал нам в нем живот вечный и что всякий желающий приобщиться сего жи­вота, должен подъять некоего рода свой крест. Вот сокращенно все учение о жизни, даруемой Крестом!

 «Веруем, что Господь наш Иисус Христос, Крестом упразднив смерти, даровал нам в нем живот вечный». «Тайн еси, Богородице, рай, невозделанно возрастивший Христа, имже Крестное живоносное на земли насодися древо», — поет Свя­тая Церковь (Ирмос 9-ой песни Канона на Воздвижение Креста). Что древо жизни посреди рая сла­дости, то Древо Креста посреди земли, плачев­ной юдоли смерти. В раю было еще другое древо, о коем сказано: «в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт.2.17). Прародители вкусили — и умерли. Их преслушанием жизнь была потеря­на во всем ее пространстве: была потеряна жизнь вечная, ибо с падением заключился рай и явился ад жилище состоящих под гневом и клятвою; по­теряна жизнь духовная, ибо с возношением на ум Божий испало из души ревностное помышление о Боге и Богоугождении, составляющее суще­ство духовной жизни; потеряна жизнь телесная, ибо вслед затем сказано: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3.19). Смерть воцарилась на земле и во всех сынах Адама стала царствовать вместе с гре­хом. «Единем человеком грех в мир вниде, и гре­хом смерть, и тако смерть во вся человеки вни­де» (Рим.5,12). Все человечество стало представлять один мертвый труп, а земля — вообще мрачное клад­бище. И о всем роде человеческом можно было сказать как о сынах Израилевых: поле, полное костей (Иез.37,2). Но когда здесь, на земле, водворялась смерть, свыше полагалось начало новой жизни новому бытию в жертве Единородного Сына Божия, Который сказал Отцу Своему: «се иду… сотворити волю твою, Боже мой… всесожжений о гресе не восхотел еси, теложе свершил ми еси» (Пс.39,7-9). Сия воля тогда же была открыта в определении стереть главу змия; и живоносная сила будущей жертвы тогда же начала действовать верою в Грядущего. Наконец, по исполнении времен, Един родный Сын Божий действительно снисшел на землю, принял на Себя человечество, пострадал и умер на кресте. Сею крестною смертию умерщвлена смерть и возвращен нам истинный живот во всем его пространстве: возвращен живот вечный, ибо со креста сказано и разбойнику Гос­подом: «днесь со мною будеши в рай» (Лк.23,43); возвращен жизнь телесная, как сие явлено было особенны знамением в самый час смерти Господней на кре­сте, когда «гроби отверзошася и многа телеса усоп­ших святых восташа» (Мф.27,52).

 Возвращена жизнь духовная, ибо распятый Христос Господь соделался для званых силою и премудростию во спасение (1Кор.1,24). А таким образом истинная жизнь опять воцарилась на земле. Единый Бог имеет живот в Себе. Мы потолику мо­жем жить, поколику Бог дарует нам жизнь при живом общении с Ним. Грех разлучил между нами и Богом: мы потеряли благоволение Божие и умерли. Спаситель, восприяв на Себя наше естество, крестною смертию Своею примирил нас с Богом. Бог возвратил нам Свое благоволение, и мы оживотворились. Вот как и почему Древо Креста соделалось Древом Жизни и бессмер­тия, почему Крест — свет вечный, мертвых вос­стание, всех воскресение, как воспевает Церковь (в каноне Животворящему Кресту).

 Но живоносный от Креста источник не раз­ливается сам собою для оживления не имеющих жизни, как разливался четырьмя потоками рай­ский источник напояти лице земли. Нам самим должно приблизиться к нему, чтоб оживить свой омертвелый состав его животворною силою, са­мим должно подклониться под сень его, чтоб костям сухим и мертвым он дал жилы, возвел на них плоть, простер по ним кожу и вселил Дух свой в них. А без сего Крест вечно будет заклю­чать в себе жизнь, а мы по-прежнему можем ос­таваться мертвыми; без сего все вокруг нас бу­дет восставать и оживляться, а мы навсегда можем пребыть сухими и безжизненными костями. Как же и чем приобщиться живоносной силы Креста? Как и чем привиться к сей единой истинно жи­вой маслине? — «Иже хощет по Мне ити, да от­вержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет», говорит Господь (Мк.8,34). «Иже Христови суть, плоть распята со страстми и похотми», учит апостол Павел (Гал.5,24). Нет иного пути к общению со Христом понесшим крест, как подъятие каждым своего креста, состоящего в распятии плотского чело­века с его страстьми и похотьми. Источник на­шего оживления — в сообщении нам спаситель­ных скорбей и смерти Господа нашего, коего с таким рвением искал апостол Павел, вся уметы вменивший ради Него (Флп.3.8). Но удостоиться сего со­общения мы можем не радостями, а скорбями же, каковы суть внутренние скорби самораспинания. И вот где начало нашей духовной жизни.

 Человек по падении стал двойствен. В него вошел иной закон, действующий в членах его, противовоюющий закону ума и пленяющий его за­коном греховным, вошло как бы иное лицо, иной человек, у которого есть и своя голова — гор­дость, и свои руки — корыстолюбие, и свое чре­во — плотоугодие; сей пришлый человек стес­нил собою прежнего человека, подавил прежнюю нашу истинную жизнь. Потому, чтоб восстано­вить и воскресить сию жизнь, надлежит умерт­вить того чуждого человека, который всем без­законно завладел в нас, стал душою всей нашей деятельности. Желающий спастись должен погубить сию душу, по заповеди Спасителя (Мк.8.35). И дей­ствительно, все губящие ее чрез внутреннее рас­пятие, и только они одни, и начинают жить ис­тинно по духу. Из креста, на коем совершается распятие греховного человека, из него собствен­но и источается для каждого силою благодати Божественной наша духовная жизнь. Ибо когда греховный человек будет поражен во главу,— гордость, тогда вместо ее в духе водворится сми­рение; когда пригвоздят руки его,— корысто­любие, тогда место его заступит нестяжательность; когда пребиются голени, — плотоугодие, тогда родится вместо его целомудрие; когда, наконец, пронзено будет самое сердце его — са­молюбие, тогда дастся боголюбезное самоотвер­жение. Самоотвержение со смиренномудрием, нестяжательностию и целомудрием составляют первые начатки, первые стихии образующейся духовной жизни, которой после остается только давать свободу и благоприятствовать, чтоб она возросла, укрепилась и пришла в полноту. Ибо чем более умерщвляется грех, тем более ожива­ет дух, чем решительнее и безжалостнее самораспинание, тем вернее и благоуспешнее возрас­тание истинной жизни, по степеням ее, коими восходит она от силы в силу, пока дойдет до меры полного своего возраста.

 Так истинная жизнь происходит от Креста Жаждая жизни, поспешим на живоносные воды источаемые Крестом. Да не устрашают нас в сем спасительном деле болезненные скорби крестоношения. Правда, прискорбно крестное шествие вслед Спасителя, но с Ним соединены высокие утешения.

 Труден путь, ведущий к жизни, но есть для идущих там и надежные подкрепления. Тот же самый Крест Христов, который есть основание и начало нашего оживления чрез крест внутрен­ний, будет для нас утешением и помощию. Кто возлюбит его и сею любовию перенесет как бы в свое сердце, тот непрестанно будет и наслаждать­ся его сладостию и преисполняться его силою. Того не смутят волны помыслов и похотствований, Крест Христов, подобно жезлу Моисееву, пресечет сие море и доставит ему безбедное прехождение. Того не поколеблют ни внутренние болезни сердца, расстающегося с любезными ему вещами, ни внешние озлобления неправды, все­гда враждующей против правды: целебная сила Креста Господня с избытком усладит горести души, как некогда древо, положенное Моисеем в источник, отъяло горечь у вод его. Пусть обыдут его все враги спасения и жизни: всесильный Крест Христов отразит и поразит их, как пора­жало врагов Израиля воздвижение рук Моисея. Но что всего желательнее, на того он низведет благословение Божие на все благие начинания и труды его, как Иаковлево крестное возложе­ние рук на Ефрема и Манассию низвело на них и потомство их обильные блага; — низведет бла­гословение, с коим всякое доброе и полезное предприятие будет совершаться легко, успешно, многоплодно, от которого будет он процветать в Церкви Божией, как крин сельный, как древо при источнике вод. Еже буди всем нам благодатию Господа нашего Иисуса Христа, ради нас подъявшего Крест и им нас оживившего. Аминь.  1843 г.

2. Слово на Воздвижение Честного Креста Господня (Крест Христов был лествицей восхождения из ада в рай для тех, которые жили до Господа Иисуса Христа. Для нас он есть лествица восхождения на небо тотчас про разрешении души от тела, но восходят по ней только те, которые обыкли ходить под крестом в настоящей жизни)

 «Слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть».1Кор. 1,18

 Такую благую мысль вложил Господь в сердце здателей храма сего — посвятить его славе Креста Своего! Как это уте­шительно для живых и спасительно для отхо­дящих! Как много пищи вере доставляет это со­четание славы Крестовоздвижения с временным покоищем прахов наших по отходе из сего жи­тия! Припоминаю при сем нашу многознамена­тельную икону Воскресения!.. Там изображает­ся Крест, который нижним концом ниспущен во ад и своею поперечиною опирается о землю…По продольной части ниспущенной во ад, восхо­дят праотцы наши — Адам и Ева… а за ними и другие праведники, влекомые десницею Госпо­да, стоящего на верхнем конце. Думаю, для вас понятен смысл сего изображения! Оно означает, что Господь Крестом Своим разрушил ад и выс­вободил оттуда всех, до пришествия Его содер­жащихся там.

 Стало быть, Крест Христов был лествицею восхождения из ада в рай для тех, кои жили до Господа Иисуса Христа… Что же он для нас? Для нас он есть лествица восхождения на небо, тотчас по разрешении души от тела. Ибо ныне верующие во Христа Иисуса не нисходят во ад.

 Как же для нас должно быть утешительно, что близкие к нам, оставляя мир сей, не бывают поражены безвестностию пути в новом своем состоянии, а сретают его готовым тотчас, и как сладка уверенность, что того же утешения, мо­жет быть, не лишены и мы.

 Таким образом, благодарение Господу, все сие для нас устроившему. Для всех отходящих из сей жизни уготована лествица восхождения на небо — именно Крест… но самым делом восхо­дят по ней только те, кои обыкли ходить под крестом в настоящей жизни… Те же, которые в настоящей жизни не успели или не захотели ходить под крестом как следует, никакой поль­зы не получат оттого, что есть для отходящих отсюда лествица на небо. Ибо они или не найдут ее, или, и нашедши, не возмогут воспользо­ваться ею.

 После сего можете вывесть урок, который внушает нам Крестовоздвиженский храм — на кладбище! Утешайтесь, как бы так говорится сим что по отшествии из тела готов вам будет вос­ход на небо — в Кресте; но вместе позаботьтесь и о том, чтоб подготовиться навыком восходить по нем и подготовиться благоразумным хож­дением под крестом в продолжение настоящей жизни.

 При этом не воздохнул бы кто в горести,— как быть? где взять крестов и как ходить под тяжестию их? — Не беспокойтесь! Господь знал, что без крестов нам нет спасения, потому так устроил нашу жизнь, что мы бываем поминутно и со всех сторон обложены крестами. Остает­ся только одно с нашей стороны… восприни­мать на себя и нести свои кресты как следует… Я вам укажу, какие это кресты и как воспри­нять их и нести.

 Первый крест есть — горестное наше на зем­ле сей пребывание, исполненное скорбей, лише­ний, неудовольствий, болезней и всякого рода бед. Ведь мы созданы для блаженства, но, пре­ступив заповедь, изгнаны из рая, — и вот несем епитимию временного пребывания в сей юдоли плача и сетований… Никто не свободен от сего креста; но всякий волен и обратить его в цели­тельное себе врачевство, и отравлять им свою жизнь. Чтоб сего не случилось, вот что надоб­но… Надобно сие состояние считать заслужен­ным и говорить Господу искренно: не стою луч­шего; затем окаявать себя, что сами виноваты во всем том, и, наконец, благодушно нести все скор­бное. Только ходя так, под сим крестом, мы по­лучим дерзновение и по отходе отсюда восхо­дить по Кресту на небо.

 Второй крест есть вся совокупность наших слабостей и неправых чувств и расположений нашего сердца. Бог сотворил человека правым, но, вняв совету змия, он принял в себя семя зла, которое извратило его добрую природу… не ис­требило ее, но, привившись к ней, стоит пред ли­цом ее, как соблазн и искушение. Никто не сво­боден и от сего креста, и кто не знает, как он беспокоен и скорбен? Тому, кто хочет обратить сей крест в свою пользу, вот что надобно де­лать! — Не поддаваться ни за что неправым влечениям сердца; поддавшись нечаянно — ка­яться и снова установлять себя в бранное поло­жение против страстей. Всякий отказ страстным требованиям, всякая победа над ними есть шаг под Крестом и приготовление к посмертному поступательному восхождению по Кресту в рай.

 Третий крест, или образ креста есть неизбеж­ен для нас труд и соединенные с ним тягота и терпение в исполнении лежащих на нас обязанностей. Нет ни одного человека, свободного от обязательств. Но исполнение их неизбежно тре­бует напряжения сил и постоянства, или, что то же, труда и терпения… Таким образом, терпение в постоянном исполнении лежащих на нас обя­занностей с преодолением всех сопряженных с тем препятствий есть крест и вместе то, как можно надлежащим образом им воспользоваться. Ты отец или мать — терпи, исполняя обязанности отца и матери… Ты судья… терпи, исполняя долг добросовестного судьи (о недобросовестном не­чего говорить… тот сам себя вешает на крест в пагубу). Ты учитель — веди дела учительства с неутомимостию… Ты купец — веди дела купе­чества как следует… Так всякий, исполняя обя­занности своего места и звания, встретится с тер­пением и трудом, или, что то же, со крестом, который неся благодушно, будет приобретать силу и к загробному свободному восхождению по Кресту на небо.

 Есть и еще множество других крестов: есть крест умерщвления суемудрия, крест распятия своеволия, крест отвержения всяких утех, или, в совокупности все, крест строгого самоотвержен­ного жития; и еще, выше всего — крест Богопре-данности,— когда замирает у человека всякое помышление об устроении своей участи времен­ной и вечной от предания себя в волю Божию.

 Вот сколько крестов!… и еще не все… Да и зачем их исчислять все подробно… Все дело относительно их кратко — вот в чем состоит.

 Неся благодушно доставшуюся тебе долю и борясь мужественно со страстьми и похотьми, иди с терпением путем обязательных для тебя дел, силясь достигнуть в безмятежную область решительного предания себя в волю Божию.

 Сим образом жительствуя, мы несомненно приобретем силу и дерзновение к беспрепят­ственному восхождению по Кресту на небо по исходе из сего жития!.. Господь да умудрить всех нас сотворить так. Ропщущий на свою участь, работающий страстям, ленивый на обязательные дела, своенравный и суемудренный — тоже не­сут кресты, но не во спасение себе… Да избавит нас Господь от сего неразумия, в котором, чая себя спасать, губим себя, не подозревая козней врага, сим образом опутывающего нас и заранее подготовляющего нас в жертву себе — в другой жизни. Аминь.  1859 г.

3. Слово на Воздвижение Честного Креста Господня (Как от креста Господня – спасение всему миру, так от распятия нашего на своем кресте – спасение наше. Особенности иноческого креста)

 Празднуем мы ныне славное Воздвиже­ние честного и Животворящего Креста Господня. Всем известно, почему оно нужно было, как совершилось и для чего празд­нуется с таким величием в Христианской Церк­ви. Припомните все сие. По снятии Господа на­шего Иисуса Христа со Креста и положении Его во гроб честный и Животворящий Крест остал­ся на Голгофе и потом вместе с другими креста­ми — разбойничьими — брошен в глубокую пещеру, бывшую тут же, близ самого места рас­пятия. Место сие со временем закидано было всяким сором и забыто.

Когда обратился в христианство Константин Великий и мать его Елена положила в сердце своем построить храм Воскресения на самом месте Воскресения, тогда по особенному Божию руководству найден был и Крест Господень. Народ, бывший при сем в несметном множест­ве, желал видеть Крест. Царица повелела испол­нить желание народа, и Епископ, приподняв его вверх, показал всем. Это действие приподнятия, или воздвижения, как венец предшество­вавших ему трудов, вместе с прикосновенными к нему чудными действиями Божиими Святая Церковь установила воспоминать каждогодно, как знак особенной милости Божией к Святой Своей Церкви.

 Возблагодарим промыслительную о нас по­лечительность Господа, но вместе и поучимся у ней тому, к чему она обязывает нас сим. Ибо припомните также, что всякий из нас имеет свой крест, с которым, по призванию Господа, идет вслед Его и на котором надлежит Ему, по при­меру Апостола, распятися Христу. Голгофа для сего креста наше сердце; воздвизается он или водружается ревностною решимостию жить по Духу Христову, а слагается из разных сердеч­ных расположений, главных и неточных в хрис­тианском житии. Как от Креста Господня — спа­сение всему миру, так от распятия нашего на своем кресте — спасение наше. Но как Живот­ворящий Крест Господень был брошен в яму и засыпан сором, так можем бросить и мы свой крест и забросать его нерадением и беспечностию, и тогда мы не в числе спасаемых, а в числе погибающих. Потому крайне нам нужно хоро­шо себе уяснить, из чего слагается наш крест чтоб верно уразуметь, стоит ли он в сердце на­шем, или сброшен с него, идем ли мы с сим кре­стом вслед Господа, или уклонились инуды, и, свергнув с себя сие благое иго Христово, блуж­даем, сами, не зная где и к чему?

 Я поясню состав нашего внутреннего креста, особенно применительно к вашему иноческому житию, сестры, с которыми судил мне Господь ныне праздновать честное Воздвижение Креста Своего. И ваш крест, то есть иноческий, походит на обыкновенные христианские кресты, только он имеет свою постройку и некоторые особенно­сти в одних и тех же частях. Правда, он немного тяжелее, но зато и плодотворнее. И если со кре­ста вообще — жизнь, то из-под креста иноческо­го — обильные потоки жизни.

 Не все подробно буду изъяснять вам, а толь­ко укажу такие чувства и расположения, без ко­торых вы и шагу не можете сделать в иночестве, без которых и жить в монастыре нельзя по-монастырски, без которых и иночествование — не иночествование, а обыкновенная жизнь, только в стенах монастырских. Так послушайте.

 «Нижней части креста», той, которая входит в землю, соответствует во внутреннем кресте «са­моотвержение,»  которым раздирается земля сер­дца и в него внедряется крест. Отвергнуться себя — значит обходиться с собою так, как другие обходятся с отверженным. В иночестве сие дей­ствие принимает новый вид умертвия себе и все­му миру- Инок — то же, что мертвый, зарытый в землю. Стены монастыря — гроб его. Одеж­да его — погребальный саван. Он оставляет все за стенами монастыря и во всем сущем не име­ет ничего себе родственного: он чужд всему, и все его чуждо, так что к нему вполне идет сло­во Апостола: «мне мир распяся и аз миру» (Гал.6,14). Кто стяжал такое расположение, тот положил проч­ное основание внутреннему кресту и иночествованию.

 «Верхнюю часть» внутреннего креста, или иду­щую вверх, стоящую прямо — продольную — составляет «терпение», то есть такая твердость сто­ять в намеренном, которой не колеблют никакие препятствия, никакие неудовольствия и труды. Без терпения нельзя стоять в добре и всякому, тем более устоять иноку в иночестве. Для миря­нина терпение есть постоянство в перенесении всех трудов по исполнению лежащих на нем обязанностей; у инока, сверх того, оно есть твер­дость пребывания в своем чине и в своем месте. Тут что ни шаг, то упражнение терпения, и сле­довательно, здесь и шага нельзя сделать без терпения. Просмотрите устав монастырский, и увидите, как широко поле для дел терпения. Только тот, кто умер себе и миру, может вынести все требуемое здесь как должно.

 «Поперечную часть» внутреннего иноческого креста составляет «послушание» — такое распо­ложение, по которому ничего не предпринимают сами, ничего не замышляют, а только слушают и беспрекословно исполняют распоряжения дру­гих. Послушный походит на шар, который без треска катится, куда устремит его сообщаемый ему удар. Он добровольно отказывается от са­мостоятельности и передает себя в орудие дру­гому. Он действует или по совету, или по пове­лению, не доверяя ни своей мысли, ни своему желанию. Потому весь открыт. Если другие чего не видят, он сам открывается избранному или назначенному, чтоб не затаилось что недоброе под видом доброго.

 Соедините теперь все вместе — и увидите, что умертвие всему дает вход в монастырь, тер­пение обезопашивает пребывание в нем, послу­шание обнимает всю деятельность пребывающих внутри его. Вот трехсоставный крест, из которо­го источается истинная жизнь иноческая!

 Но что это за жизнь? — подумает кто. От­чуждение от всего, отречение от своей воли в по­слушании, погашение почти всякого чувства в терпении, — это ли жизнь?! Но не останавливай­тесь на одной наружности. Каждая из показанных добродетелей иноческих, кроме внешней — суровой — стороны, имеет и сторону внутрен­нюю, живую и отрадную, которая или предпола­гается ею, или из ней развивается. Так, терпение поддерживается и живет «надеждою», что не всуе труд иноческий. Предвкушая чаемое благо, на­дежда питает терпение и делает его ненасытимым. Надежда исполняет сердце радостию от несомненности обладания тем, что чается, и сею радостию растворяет жгучесть терпения трудов. Оттого терпящий радуется и не столько стра­дает, сколько наслаждается, несмотря на то, что другие видят его многостраждущим.

Послушание оживляется «любовию». Послуша­ние есть отречение от своей самодеятельности и своего рассуждения — самых дорогих нам дей­ствий. Великую силу надо иметь, чтоб одолеть себя и отказаться от них. Силою воли можно, конечно, переломить себя, и твердая решимость успевает в этом. Но пока она действует одна, действия послушания походят на ломание су­хих ветвей. Только любовь сильна сообщить неболезненную гибкость послушничеству. Лю­бовь бывает готова на все пожертвования и не может считать чем-нибудь ни трудов, ни траты времени, ни траты сил и достояния. Где любовь, там все творится охотно, легко и скоро. Только послушание из любви делает отрадными все тру-Ды, к каким оно обязано.

 Наконец, умертвие себе и миру оживляется и вызывается верою, что так быть должно, и ина­че сему быть нельзя, если возжелавший сего жи­тия хочет быть в нем тем, чем следует быть. Свя­тая вера говорит нам, что мы были сотворены для жизни в Боге, но отпали от Него и пали в узы самости и обаяний мира, и что потому желаю­щий снова восстать для жизни в Боге должен умереть себе и миру. Это убеждение в неизбеж­ности такого порядка — при живом желании себе блага истинного — питает умертвие всему и дает жизнь ему, особенно в связи с другим убеждением, что сим только расположением мож­но привиться ко Христу и, сораспявшись с Ним, почерпать из Него полное оживление.

 Таким образом, основу внутреннего креста составляет вера с самоотвержением, или умертвием всему, продольную его часть — терпение, укрепляемое надеждою, часть поперечную — по­слушание, воодушевляемое любовию.

 Если крест вообразить древом, то корень его есть вера, из которой возрастает первее всего самоотвержение и решимость — все бросить и взяться за одно дело спасения души в удалении от всего. Из самоотвержения рождается любовь, готовая на всякое послушание; из послушания или современно с ним развивается терпение, вен­чаемое надеждою, восходящею на небо — во внутренняя, за завесу, как говорит Апостол. Где есть все эти расположения, там Древо крестное стоит одно голым, а разветляется на многие отростки разнообразных добродетелей, покры­вается листвием внешнего благоповедения и изо­билует плодами добрых дел. Там — забвение мира и обычаев его, непрестанное пребывание в обители без исхода, любовь к уединению, труд молитвенный в келлии и храме, постничество, неутомимость в рукоделии, готовность помогать друг Другу, взаимопрощение, взаимопоощре­ние на добро, мир, воздержание очей, языка и ушей, и прочее, и прочее, и прочее. Блаженна ду­ша, которая, войдя внутрь себя, найдет все сие в своем сердце! Это очевидный знак, что древо креста в нем воздвигнуто, водружено прочно и изобилует живою внутреннею силою, так что его воистину можно назвать живоносным древом, не вообще только, но именно для сего сердца.

 Что у нас с вами сестры, — смотрите сами! Если все указанные мною добродетели дейст­вительно есть в вашем сердце, то крест ваш сто­ит — воздвигнут. Если же нет, то знайте, что он зарыт противоположными им недобрыми чув­ствами и расположениями. Я не называю сих последних, потому что они сами собою очевидны. Но не могу не приложить желания, или даже прощения: если найдете, что крест ваш или пре­клонился, или совсем пал, или, еще более, занесен пылью и сором худых помыслов и пожеланий, попекитесь открыть его, очистить покаянием снова воздвигнуть и водрузить в сердце твердою решимостью ревновать о спасении души до положения живота. Верьте, что без сего кре­ста — нет духовной жизни и нет спасения, нет и отрады в житии иноческом. Без креста никто не спасался и не спасется. Как Господь вошел в славу, пострадав на Кресте, так и все последую­щие Ему, чрез своего рода крест входят в сопрославление с Ним. Желаете ли внити в славу сию? — Взойдите прежде на Крест — и со Кре­ста уже пойдете на небо. Аминь.  1860 г.