Сборник избранных поучений святых отцов об отношении христиан к КОНЧИНЕ МИРА и о ее признаках

 I. Иоанн Златоуст
** 1. «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес. 5:1-2). Кончина мира неизвестна для пользы живущих. (из т.11. ч.9, б.9)
** 2. Слово о лжепророках, и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего (т.8, ч.2)

II. Игнатий Брянчанинов.
** 2.1. Письмо 42 еп. к архимандриту Игнатию (об оскудении истинно спасающихся)
** 2.2. О причине отступления человеков от Бога
** 2.3. О Царстве Божием («Кто же не приял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста»)
** 2.4. Аскет. проповедь. Глава: часть 1. (Психологический портрет антихриста)

III. Прот. Григорий Дьяченко.
** 1. Скоро ли будет второе пришествие Христово? (Неделя 11-я по Пятидесятнице из «Праздничный отдых христианина»)
** 2. Почему грешный мир доселе стоит неразрушимо? (Поучение 3-е. Св. пророк Иона. 22 сентября из «Полный годичный круг кратких поучений»)

IV. Иннокентий Херсонский.
** 1. Лекции. Лекция 3-я. О последней судьбе человека и мира. Гл. Конец мира.
** 2. Взгляд на (образ) исполнения пророчеств о судьбе Иерусалима, с примечаниями касательно (образа) изъяснения пророчеств о последних днях мира (отрывок из «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа». Глава X)

V. Троицкие Листки.
** 101. Можно ли знать, когда будет кончина мира?
** 400. Христова Церковь пребудет до скончания века.

VI. Феофан Затворник.
** 1. О втором пришествии Господнем и откровение об антихристе. Толков. на 2 посл. к солунянам. гл. 2, 1-17 (ссылка)
** 2. Отступление в последние дни мира из Сб. «Созерцание и размышление»
** 3. Кончина мира из Сб. «Созерцание и размышление»

VII. Нил Мироточивый, Посмертные вещания. ч.1 (теоалогумен)
** гл. 28, Пророческая характеристика людей пред концом века (ссылка)
** гл. 31 -36. Об антихристе (ссылка)

VIII. Ефрем Сирин
Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово

IX. Амвросий Оптинский. Антихрист. (ссылка)

Х. Филарет Черниговский (Гумилевский). Беседа в неделю 24. Беседа об антихристе (ссылка)

XI. Серапион Печерский (Владимирский) Слово о кончине мира (текст)

12. Роман Сладкопевец. В неделю мясопустную, о Страшном Суде (ссылка)

13. Стефан Филейский, Вятский чудотворец. Кончина мира


1. Иоанн Златоуст

1. «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес. 5:1-2). Кончина мира неизвестна для пользы живущих. (из т.11. ч.9, б.9)

Ни в чьей, кажется, природе нет столько пытливости и жадности к знанию невидимого и сокрытого, как в человеческой. Это в ней обыкновенно обнаруживается тогда, когда ум еще несовершен и необразован. Так неопытные дети неотступно беспокоят и воспитателей, и наставников, и родителей множеством вопросов, в которых нет ничего, кроме как: когда бывает то-то и когда то-то. Это же случается и (с возрастными) от неги, или от того, что им нечего делать. Итак, ум наш сильно желает узнать и постигнуть многое, а особенно время кончины (мира). И что удивительного, если это занимает нас, когда и самих святых апостолов это всего более занимало? Так прежде страдания (Христова) они приступили к Христу с словами: «скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века» (Mф.24:3)? II после страдания и воскресения Его из мертвых также говорили Ему: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю» (Деян,1:6)? – и ни о чем ином прежде этого не спрашивали Его. Но не так было после. Когда они сподобились Духа Святого, то не только сами не спрашивают и не скорбят о таком неведении, но удерживают от этого и других, страдающих таким неуместным любопытством. Послушай, что говорит теперь блаженный Павел: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия». Почему не сказал он, что никто того не знает? Почему не сказал, что это не открыто, но – «нет нужды писать к вам, братия»? Потому, что теми словами он более опечалил бы их; напротив этими успокоил. Словами: «нет нужды» он воспретил им спрашивать об этом, как о чем-то излишнем и бесполезном. В самом деле, какая была бы польза (знать это), скажи мне?

Положим, что кончина последует через двадцать лет, через тридцать, через сто лет: какое это имеет к нам отношение? Не составляет ли для каждого кончины века конец его жизни? Отчего много любопытствуешь о всеобщей кончине и отчего причиняешь себе этим печаль? Но что бывает с нами в других (случаях), то же и в настоящем. Как в других (случаях) мы, не обращая внимания на собственные дела, беспокоимся о чужих, говоря: такой-то блудник, такой-то прелюбодей, тот украл, этот обидел, а о своих не говорим ни слова, напротив больше печемся о поступках всех других людей, нежели о своих собственных, – так и здесь каждый из нас, оставив заботу о своем конце, желает узнать об общей кончине. Что ты имеешь общего с нею? Если ты хорошо приготовишься к своей кончине, то от всеобщей не потерпишь никакого зла. Будет ли она далеко, будет ли близко, – это нисколько к нам (не относится). Потому-то и не сказал о ней Христос, то есть потому, что это было бесполезно.

Почему же, скажут, бесполезно? Тот, Кто сокрыл это, сам знает, почему бесполезно. Послушай, что говорит Он апостолам: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1:7). Для чего же любопытствовать вам? Вот что услышали находившиеся с Петром, верховным (апостолом), пожелав узнать более, нежели сколько нужно было им знать. Да, скажут, но тогда можно было бы заграждать уста эллинам. Как, скажи мне? Так как они, скажете, учат, что этот мир есть Бог, то, зная время разрушения его, мы этим заградили бы им уста. Конечно; но чтобы заградить уста эллинам, нужно ли доказать то, что мир разрушится когда-нибудь, или то, когда именно он разрушится? Если желаете заградить им уста, то скажите, что мир будет иметь конец. Если они этим не убедятся, то не убедятся и тем. Послушай, что говорит Павел: «ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью», не только день всеобщий, но и каждого собственный. Этот последний уподобляется первому, потому что имеет сходство и сродство с ним. Какое значение имеет первый для всех в совокупности, такое же последний для каждого в частности. Время всеобщей кончины началось с Адама, а конец жизни каждого из нас есть образ этой кончины,– даже не погрешил бы тот, кто назвал бы его всеобщею кончиною. В самом деле, если каждый день люди умирают тысячами, если все умершие ожидают того дня и прежде его никто не воскресает, то не следует ли отнести этого к кончине всеобщей?

Если же хотите знать, для чего сокрыт этот день и почему он придет как тать ночью, то я, как мне кажется, справедливо скажу вам: никто никогда во всю жизнь свою не стал бы заботиться о добродетели, если бы этот день был известен и не был сокрыт, но всякий, зная последний день свой, совершал бы бесчисленные преступления и уже в тот день приступал бы к купели, когда бы стал отходить. Если и теперь, когда страх неизвестности потрясает души всех, все, которые порочно вели прежнюю свою жизнь, позволяют себя крестить только при последнем издыхании, то если бы люди определённо знали последний день свой, кто тогда позаботился бы когда-нибудь о добродетели? Если при этом постоянном страхе многие отошли без крещения, – если даже и такой страх не научил их позаботиться в течение своей жизни об угождении Богу, то когда бы страх этот был отнят, кто был бы тогда целомудрен, кто кроток? Никто. С другой стороны теперь иного удерживает от зла не только великий страх смерти, но и любовь к жизни. А если бы каждый знал, что он завтра непременно умрет, то пред этим днем он ни от чего не стал бы удерживаться, напротив – стал бы убивать, кого бы только захотел, и наделал бы тысячи злодейств, мстя врагам. Человек развратный, потеряв надежду на продолжение здешней жизни, ни во что ставит даже облеченного в порфиру. Тот, кто был бы уверен, что ему непременно должно умереть, старался бы отомстить врагу, и тогда уже, насытивши наперед свою душу, восприял бы смерть.

Скажу, в-третьих, и еще нечто иное: люди, привязанные к жизни и слишком пристрастные к здешним благам, истаивали бы от уныния и печали. Например, если бы кто-нибудь из юношей знал, что скончается прежде (нежели достигнет) старости, то мучился бы так, как мучатся ожиданием смерти самые робкие животные, когда их поймают. Кроме того и самые неустрашимые мужи тогда не заслуживали бы награды. В самом деле, если бы они знали, что именно после трех лет должны умереть, а прежде не могут, то какое право имели бы они на награду за то, что решались на опасные подвиги? Тогда им мог бы всякий сказать: вы надеетесь жить три года, поэтому и подвергаетесь опасностям, зная, что вам невозможно прежде умереть. Тот только совершенно ясно обнаруживает мужество и презрение к здешней жизни, кто в каждой опасности видит для себя смерть и знает, что он останется жив, если не решится на опасность, но потеряет жизнь, если отважится на нее.

… Видите ли, какую великую пользу приносит нам незнание времени смерти? Есть еще и другая, больше этой, но пока довольно знать и это. Для того, как тать в ночи так придет, чтобы мы не предавались порокам, чтобы не были нерадивы, и чрез то не лишились награды. «Сами», – говорит, – «знаете». Зачем же вам и исследовать это, когда сами достоверно знаете? А что будущее неизвестно, познай из того, что сказал Христос. А что Он действительно для того сказал это, послушай, что Он говорит: » Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24: 42).

2. Слово о лжепророках, и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего (т.8, ч.2)

… Мы наблюдаем кругом себя немало таких явлений, которые указывают на близость «конца века», по выражению апостола  (Кор. 10:11): настали трудные времена, умножилось беззаконие, иссякла любовь многих, появилось множество обольстителей и еще больше обольщаемых. Раскроем же священные книги, отыщем в них путь истины, пойдем по нему, поспешим к святым горам – я разумею пророков и апостолов, — чтобы не заблуждаться и носиться «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по хитрому искусству обольщения» (Ефес. 4:14). Не будем оставаться внизу, но вместе со святыми учениками Христовыми взойдем на блаженную гору и услышим Пастыря нашего, говорящего: «берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение» (Лук. 21:8); «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24:4); берегитесь всюду. И Иоанн говорит подобное: «наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились» (2 Иоан. 1:8); и Павел: «берегитесь псов» (Филипп. 3:2), «смотрите, поступайте осторожно» (Ефес. 5:15). Эти увещания: наблюдайте за собою, смотрите – повторяются не с иною какою-нибудь целью, как с тою, чтобы предупредить и обезопасить нас от тех, которые под овечьей шерстью скрывают в себе волков и обольщают беспечных. Очевидно, настоятельная нужда была в том, чтобы повсюду в Писании повторять: «наблюдайте за собою», смотрите, бодрствуйте, будьте внимательны – не только к себе самим, но и ко всему стаду. Ни о чем ведь не умолчало божественное Писание из того, что нам полезно.

… Как только начинаю я говорить о кончине мира, ужас объемлет меня и я теряюсь. Конечно, все дела Господни удивительны, велики, страшны и славны, но конец мира и таинство второго пришествия Господня превосходят всякое слово, всякий ум, всякую мысль, не поддаются изображению и поражают всякий слух. Велико было желание учеников – услышать от своего Учителя о признаках кончины мира и немало усилий было ими сделано с этой целью. Вы не один раз слышали евангельское повествование о том, «когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века» (Мф. 24:3)? … Отвечая на вопрос учеников о признаках Его пришествия, Он первым из всех признаков поставил появление ложных учителей, этих волков, расхищающих стадо Христово, и предтеч антихриста. Потом указал сопутствующие явления – войны и восстания: восстанет народ на народ и царство на царство. Все эти явления совершаются теперь перед нами, только значения их мы не хотим понять. Войны в различных местах, голод, землетрясения, знамения небесные и прочее, что Он предсказал, все это в больших размерах теперь совершается перед нами, только смысл всего этого нам остается непонятным. «Тогда», говорит Господь, «соблазнятся многие, и друг друга будут предавать» (Мф. 24:10). А где теперь нет предательства? Не восстают ли почти все друг против друга и не ненавидят ли друг друга? Очевидно, это исполнилось. Не все ли восстают друг против друга: народ на народ, царство на царство, начальники на начальников, епископы на епископов, пресвитеры на пресвитеров, дьяконы на дьяконов, чтецы враждуют между собою, миряне между собою? «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (ст.12). Поэтому и предрек Господь: «исследуйте Писания» (Иоан 5:39), и: «чтобы вас не ввели в заблуждение» (Лк. 21:8). Потом указал Он еще один признак: «и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (ст. 14). И тогда ожидайте конца, приготовьтесь увидеть мерзость запустения, сына погибели, который произведет скорбь великую, какой не было от начала мира. И опять говорит: «ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (ст. 24). Заметь это: и там, и тут лжепророки и лжеучители и лжеапостолы антихриста, сына погибели, которые, возбуждаемые и вдохновляемые нечистыми духами, являются предтечами антихриста и противника и своею проповедью обольстят и приготовят народ к принятию сына погибели.

9. Поэтому, братья, божественное Писание и тут и там повторяет, что многие обольстители появились в мире. Поэтому и Господь присоединил к Своим словам: Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне (ст. 25). Должно вникнуть в смысл этого изречения. «Вот, Я наперед сказал вам», — теперь вы не имеете отговорки. «Вот, Я наперед сказал вам»: если кого-нибудь из вас соблазнят, теперь он будет безответен. «Вот, Я наперед сказал вам»: теперь ни у кого нет повода оправдываться незнанием. «Вот, Я наперед сказал вам» все: «чтобы вас не ввели в заблуждение» (Лк. 21:8). Смотрите, не примите вместо Меня – истинного Христа – какого-нибудь лжехриста. «Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» (ст. 5), и: «время Мое близко» (Мф. 26:18). Не следуйте за ними. Видите, как много говорится во святых книгах о подобных вещах? Потому-то и я часто напоминал вам о безбожных еретиках и теперь умоляю вас: не имейте общения с ними ни в чем решительно – ни в пище, ни в питие, не ведите с ними дружбы, ни знакомства, ни любви, ни мира. Ведь если кто в чем-либо подобном сходится с еретиками, тот отчуждается от кафолической церкви. Истинный же и искренний ученик Божий смело и громко провозглашает: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Галл. 1:9), и вместе с Давидом воспевает: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их» (Пс. 138:21,22). Страшитесь и трепещите вы, разделяющие с ними братские трапезы, поспешите исправиться, чтобы нечестие ваше не погубило вас. Вы уже слышали слова предупреждения: «вот, Я наперед сказал вам». Но возвратимся к прерванному, чтобы докончить речь о кончине мира. Скажу кратко: предсказанные Спасителем явления совершились; теперь нам остается в полной готовности ожидать дальнейшего и не требовать большего, чем указано нам в Писании. Многие невежды и неутвержденные извращают божественное Писание; смотрите, не верьте им. Зло и пороки мощной волной разливаются по земле, соблазны обильны. Но смотрите, не обольщайтесь: не уклоняйтесь ни направо, ни налево, шествуйте царским путем. Оставаясь твердыми в вере, вы, возлюбленные, никогда не будете одиноки: если не на земле, то на небе много верных, к постоянному общению с которыми вы должны стремиться. Там лики ангелов, там патриархи, пророки, апостолы, евангелисты, там мученики, святые исповедники, там преподобные, просиявшие отшельнической жизнью, одним словом – великое множество тех, имена коих в книге жизни. Их возлюбите, им поревнуйте, от них не отлучайтесь, память о них имейте в сердцах своих днем и ночью, их книги постоянно держите в руках и читайте, чтобы получить от них великую пользу. Обогащайтесь словом правды, чтобы иметь возможность и противников обличать, и суесловящих посрамлять, и еретикам заграждать уста, и падающих вразумлять и обращать. Вникайте в божественные Писания, чтобы в случаях смущения и замешательства вам не теряться, но в божественном Писании находить твердую опору. Никакой слабости, никакого колебания в своих мыслях не допускайте ни по какому поводу. Если увидите многих неразумных, — не удивляйтесь: так должно быть. Если появится много лжепророков, — вспомните слова Господа, что «восстанут лжехристы и лжепророки» (Мф. 24:24). Появятся обманщики, — вспомните, что говорил пророк: «горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения» (Ис.10:1). Если увидите, что честные, верные и разумные уничижаются, а порочные и гордые, предатели и блудники пользуются успехом и благоденствуют, то вспомните сказанное апостолом: «злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13). Если увидите, что некоторые мнимые христиане гнушаются божественным Писанием, а тех, которые проповедуют слово Божие, ненавидят, — вспомните, что сказал Господь: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоан. 15:18,20). Если увидите, что народ сбегается к обманщикам, тайновещателям, гадателям, что распространяется учение бесовское и вопрошение нечистых духов, — не смущайтесь, не впадайте в уныние. Даже при виде того, что кто-нибудь из мнимых пастырей занимается подобными делами, не отчаивайтесь; но хотя сквозь слезы вспомните слова апостола, что «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1), и другие слова его же: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3,4).

2. Игнатий Брянчанинов.

2.1. Письмо 42 к архимандриту Игнатию (об оскудении истинно спасающихся)

Святые отцы предвозвестили, что в последние времена спасающиеся скроются от взоров человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отступников, предавая все воле Божией и суду Божию, благоговея пред самыми попущениями Божиими.

Не от кого ожидать восстановления христианству! Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати, а дело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановляемо только Его орудиями. Милосердое долготерпение Божие длит время и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющее и почти согнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, яко бремя сокращено есть, и от всякого из нас переход в вечность не далек.

2.2. Аскет. проповедь. Глава: Беседа в 13-ую неделю. О причине отступления человеков от Бога

Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, как предвозвестил апостол: Отступление приидет прежде, а потом, как последствие и плод отступ­ления, откроется человек беззакония, сын поги­бели (2 Сол. 2:3), который дерзнет назвать себя обетованным Мессиею, потребует себе божеско­го поклонения и получит его от приготовивших себя к принятию антихриста явным и тайным отступлением от Христа. Отступление будет так обширно, что за умножение беззакония иссякнет любы многих (Мф. 24:12). Это значит греховные соблазны и примеры так умножатся, что увлекут в греховную жизнь бесчисленное множество лю­дей. Вера во Христа едва будет существовать, как возвестил Сам Господь: Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли? (Лк. 18:8). Веще­ственные временные занятия и наслаждения при­влекут к себе всецело внимание человечества. Якоже бысть во дни Ноевы, говорит Евангелие, тако будет и во дни Сына Человеческого: ядаху, пияху, женяхуся, посягаху до него же дне вниде Ное в ков­чег: и прииде потоп, и погуби вся. Такожде и яко же бысть во дни Лотовы: ядаху, пияху, куповаху, продаяху, саждаху, здаху (Лк. 17: 26, 28). Обиль­ное земное преуспеяние и огромные земные предприятия, как очевидные для всех, выставле­ны Словом Божиим в признак последнего време­ни и созревшей греховности человечества боль­шею частию неявной и непонятной при поверх­ностном и неопытном взгляде на человечество. Человечество никогда не желает объявить себя последователем зла, хотя бы оно утопало во зле, оно постоянно стремится выказать себя добро­детельным. Когда оно наиболее позволяет себе беззакония, тогда-то наиболее заботится оправ­дать себя пред глазами людей (Лк. 16:15); тогда наиболее лицемерствует, тогда с бесстыдством и дерзостию начинает провозглашать о своем совер­шенстве и добродетели (Ин. 9:28).

2.3. Аскет. проповедь. Глава: ПОУЧЕНИЕ в понедельник двадцать шестой недели. О Царстве Божием

Кто приял внутрь себя Царство Божие, тот может иметь ясное понятие о втором пришествии Богочеловека, тот может узнать и избежать антихриста или противостать ему. Кто же не приял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно непонятным для себя образом создается его пос­ледователем; тот не узнает приближающейся кончины мира и наступающего страшного вто­рого пришествия Христова, — оно застанет его неготовым. Никакое человеческое учение, ника­кое учение словом и словами недостаточно для наставления тому, что требует наставления в ду­шевной клети, наставления от Самого Бога. Стя­жавший внутри себя Царствие Божие имеет руководителем Святого Духа, Который наставля­ет всякой истине (Ин. 16:13) руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ло­жью облекающеюся для удобнейшего обмана в призраки истины. Очень верно сказал некоторый блаженный инок, беседуя об антихристе: «Мно­гие имеют веровать в антихриста и станут сла­вить его как бога крепкого. Имущие Бога всегда в себе и просвещенные сердцами увидят истину чистою верою и познают его. Всем бо имущим боговидение Божие и разум, тогда разумно будет пришествие мучителя. Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная непонят­но сие будет: привязаны бо суть в вещах житейс­ких. Аще и услышат слово, то не имут веры, но паче омерзит им глаголяй сия». Они сочтут его сумасбродом, достойным лишь презрения и со­жаления. Омраченное своим плотским мудрова­нием человечество вовсе не будет верить второ­му пришествию Господа. Приидут в последних дни ругателе, по своих похотех ходяще и глаголюще: где есть обетование пришествия Его ? отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают от начало создания (2 Пет. 3: 3-4). …Иноки Соловецкого монастыря передают от­вет преподобного Зосимы, данный старцем уче­никам, которые вопросили его о том, как узнать антихриста, когда он придет? Преподобный ска­зал: «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это — антихрист». Ответ самый точный! Мир, или че­ловечество, не узнает антихриста — оно призна­ет его Христом, будет провозглашать Христом. Следовательно, когда разнесется молва, будет рас­пространяться и усиливаться о пришествии Хри­стовом, то это послужит верным признаком, что явился антихрист и начал совершать предопре­деленное и попущенное ему служение. Ответ преподобного Зосимы основан на словах Спаси­теля.

2.4. Аскет. проповедь. Глава: часть 1. (Психологический портрет антихриста)

Причина сильного влия­ния антихриста на человеков будет заключаться в его адском коварстве и лицемерстве, которы­ми искусно прикроется ужаснейшее зло в его необузданной и бесстыдной дерзости, в обиль­нейшем содействии ему падших духов, наконец, в способности к творению чудес хотя и ложных, но поразительных. Воображение человеческое бессильно для представления себе злодея, каким будет антихрист; несвойственно сердцу челове­ческому, даже испорченному, поверить, чтоб зло могло достичь той степени, какой оно достигнет в антихристе. Он вострубит о себе, как трубили о себе предтечи и иконы его, назовет себя проповедником и восстановителем истинного богопознания — не понимающие христианства увидят в нем представителя и поборника истинной ре­лигии, присоединятся к нему. Вострубит он, назовет себя обетованным Мессиею; воскликнут в сретение его питомцы плотского мудрования; увидев славу его, могущество, гениальные способ­ности, обширнейшее развитие по стихиям мира, провозгласят его богом, соделаются его споспешниками (преподобный Ефрем Сирский. Слово 106, ч. 2). Явит себя антихрист кротким, милос­тивым, исполненным любви, исполненным вся­кой добродетели; признают его таким и покорят­ся ему по причине возвышеннейшей его добро­детели те, которые признают правдою падшую человеческую правду и не отреклись от нее для правды Евангелия (Преподобный Макарий Ве­ликий. Беседа 31, гл. 4). Предложит антихрист че­ловечеству устроение высшего земного благосо­стояния и благоденствия, предложит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и на­слаждения — искатели земного примут антихри­ста, нарекут его своим владыкою (Благовестник. Объяснение на Иоанна 5:43). Откроет антихрист пред человечеством подобное ухищренным пред­ставлениям театра позорище поразительных чу­дес не объяснимых современною наукою; он на­ведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлет­ворит ими безрассудному любопытству и грубо­му невежеству, удовлетворит тщеславию и гор­дости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость — все человеки, руководствующиеся светом падшего есте­ства своего, отчуждившиеся от руководства све­том Божиим, увлекутся в повиновение обольсти­телю (Апок. 13:8). Знамения антихриста преиму­щественно будут являться в воздушном слое (преподобный Ефрем Сирский. Слово 106, ч. 2), в этом слое преимущественно господствует са­тана (Еф. 2:2; 6:12). Знамения будут действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обма­нывая его. Святой Иоанн Богослов, созерцая в откровении события мира, долженствующие предшествовать кончине его, говорит, что анти­христ совершит дела великие, да и огнь сотво­рит, сходити с небесе на землю пред человеки (Апок. 13:13). На это знамение указывается Пи­санием как на высшее из знамений антихриста, и место этого знамения — воздух; будет оно ве­ликолепным и страшным зрелищем. Знамения антихриста дополнят действия его ухищренного поведения, уловят, в последование ему, большин­ство человеков. Противники антихриста сочтут­ся возмутителями, врагами общественного бла­га и порядка, подвергнутся и прикрытому, и от­крытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням. Лукавые духи, разосланные по вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвы­шеннейшее мнение об антихристе, общий вос­торг, непреодолимое влечение к нему (прп. Еф­рем Сирский. Слово 106, ч. 2). …Придет антихрист в свое предопределенное ему время. Пришествие его предварится общим отступлением в боль­шинстве человеков от христианской веры. От­ступлением от Христа человечество приготовит­ся к принятию антихриста, примет его в духе своем. В самом настроении человеческого духа возникнет требование, приглашение антихрис­та, сочувствие ему, как в состоянии сильного не­дуга возникает жажда к убийственному напитку. Произносится приглашение! Раздается призыв­ный голос в обществе человеческом, выражаю­щем настоятельную потребность в гении из ге­ниев, который бы возвел вещественное развитие и преуспеяние на высшую степень, водворил на земле то благоденствие, при котором рай и Небо делаются для человека излишними. Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовно­го направления человеков. Чудеса вочеловечившегося Бога составляли собою величайшие вещественные благодеяния, какие только может представить себе человече­ство.

3. Григорий Дьяченко

1. Скоро ли будет второе пришествие Христово? (Неделя 11-я по Пятидесятнице из «Праздничный отдых христианина»)

(См. «Воскр. лист». № 317).

Все мы веруем, что при кончине мира явится вторично на землю Иисус Христос, но никто из нас не знает, когда случится это второе пришествие Христово. Уверяя нас в действительности второго пришествия на землю Спасителя для совершении суда, слово Божие не открывает однако же нам, скоро ли Господь наш приидет на землю. «О дни же том и часе, – сказал Спаситель – никто же весть, ни ангели небеснии, токмо Отец Мой един» (Мф.24:36). Мало того, Христос положительно отказался отвечать ученикам Своим, когда они спросили Его об этом; Он даже запретил им, а чрез них и нам такое любознательство, сказав однажды прямо: «несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти» (Деян.1:7). Итак, не наше дело испытывать судьбы Божии, не наше дело предугадывать день и час пришествия Господа, но наше дело всегда готовиться достойно сретить Его; посему «бдите, яко не весте, в кий час Господь ваш придет», наставляет нас Спаситель; будьте всегда готовы предстать на суд Господа, потому что, в который час не думаем, в тот и придет Сын человеческий (Мф.24:44).

Но, не указав нам определенного дня и часа Своего пришествия на землю для всеобщего суда, Господь Иисус Христос благоволил все-таки открыть верующим некоторые признаки, по которым можно узнать о близости кончины мира и страшного суда. Признаки эти указываются в слове Божием следующие: проповедание евангелия всем народам на земле, крайнее оскудение веры и любви между людьми, распространение нечестия и умножение пороков и вследствие сего умножение бедствий на земле и, наконец, явление врага Божия – антихриста. Пред пришествием Христа на землю проповедь о Христе распространится по всему миру, так что не останется места, куда бы не проникло слово евангелия, не будет народа, который бы не услыхал слова о спасении. «И проповедано будет евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем языкам, и тогда приидет кончина», сказал Сам Спаситель (Мф.24:14). Это случится для того, чтобы нечестивые не имели на суде Божием оправдания, что они не знали учения Христова. Но, несмотря на всемирное распространение проповеди евангелия, пред кончиною мира среди людей произойдет небывалое развращение нравов, умножится неверие, взаимная ненависть, зависть и злоба; так что Единородный Сын Божий, пришед на землю, едва обрящет веру на земли (Лк.18:8). Св. ап. Павел говорит, что в последние времена будут человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горды, хульницы, родителям противящиеся, неблагодарны, неправедни, нелюбовни, непримирительны, невоздержницы, некротцы, имущии образ благочестии, силы же его отвергшиися (2Тим.3:1–5). Развившаяся между людьми злоба и взаимная ненависть произведут на земле непрестанные войны, междоусобия и кровопролития. «Восстанет язык на язык и царство на царство» (Мф.24:7). За такие беззакония правосудный Господь будет поражать людей разнообразными, но одинаково тяжелыми бедствиями: то гладом, то язвою, то землетрясениями. «Тогда будут глады и пагубы и труси по местам» (Мф.24:7). Но так как грешник, когда впадает в глубину зол, то уже нисколько нерадит о спасении, то и эти кары гнева Божия не образумят развратившегося рода людского, не остановят его на пути к погибели. Посему и бедствия не только не прекратятся пред последними временами, но постепенно будут возрастать, как и говорит Иисус Христос: «вся же сия начало болезням» (Мф.24:8).

В это же самое время диавол, предчувствуя близость кончины мира и окончательной своей погибели, употребит все усилия к омрачению и уловлению людей в свои коварные сети. По его внушению, между людьми во множестве «восстанут лжехристы и лжепророцы, которые будут отвлекать людей от веры в Бога ложными знамениями и лживыми чудесами. Хитрость и лукавство таковых слуг сатаны будут настолько сильны, что они едва не прельстят и самых избранных из поклонников Господа. Они «дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранные» (Мф.24:24). Соблазн будет тогда так силен, что только прекращение этих злых дней волею Вседержителя спасет людей от всеобщей погибели: «и аще не быша прекратилися дние оны, не бы спаслася всяка плоть; избранных же ради прекратятся дние оны» (Мф.24:22).

Но самым очевидным признаком близкого пришествия Христова и вместе с этим самым сильным бедствием для верующих во Христа пред кончиною мира будет появление антихриста. Что же такое антихрист? Слово антихрист значит противник Христу, не покоряющийся Его учению. По пророчеству апостола Павла, антихрист, имеющий явиться пред пришествием Христовым, будет «человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемого бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией, аки богу, показующе себе, яко бог есть» (2Фес.2:3–4). Он будет настолько горд, что отвергнет Господа и Христа, будет выдавать себя за бога, требовать себе божеского поклонения, будет хулить имя Божие. Против христиан он выступит с страшною враждою и жестоко будет мучить верующих во имя Христа. Преподобный Ефрем Сирин следующим образом описывает вражескую жизнь и деяния антихриста: «Придет всескверный как тать, чтобы прельстить всех, придет притворно благоговейным, смиренным, кротким, отвращающимся идолов, добрым, нищелюбивым, в высшей степени благообразным, ко всем ласковым. При всем этом с великою властию совершит знамения, чудеса, и примет хитрыя меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его простой народ, и во всем этом блаженною наружностию станет обольщать мир, пока не воцарится. Скоро утвердится царство его. Тогда он чрез меру вознесется сердцем, смятет вселенную; всех притеснит, осквернит многие души, поступая уже не как человек благоговейный, но при всяком случае суровый, жестокий, губительный, старающийся весь род смертных ввергнуть в пучину нечестия, произведет великие знамения лживо, а не действительно» (Слово на при шеств. Господне 2-е). Но владычество антихриста продлится не долго; время самовластия, вражды и насилия над христианами пройдет скоро. Господь Иисус Христос явится, погубит антихриста духом уст Своих и сокрушит силу его славою пришествия Своего.

Таковы признаки близкого пришествия Христова и кончины века. По ним видно, что последние времена еще не наступили, и что антихрист еще не пришел. Но это не должно располагать нас к лености и нерадению о своем спасении, и Господь может всегда каждого из нас чрез смерть позвать к Себе на суд. Кто из нас может сказать о себе, что он далек от смерти, после которой так же, как и после будущего при конце мира пришествия Христова, верующий тоже идет на частный суд Христов? И как никто из людей не знает «дня и часа пришествия Господня», так никто из живых не знает дня и часа своей кончины. Посему для всех нас должны быть памятны и назидательны слова Спасителя: «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф.24:42).

2. Почему грешный мир доселе стоит неразрушимо? (Поучение 3-е. Св. пророк Иона. 22 сентября из «Полный годичный круг кратких поучений»)

I. Пророк Иона, память коего ныне, был преемником пророка Елисея и пророчествовал в царствование Иеровоама II, в VIII веке до Р.Х. Иона предсказал этому царю победу над сирийцами, самыми опасными врагами израильтян. И действительно, Иеровоам возвратил своему царству отнятые сирийцами древние области. Затем Господь повелел Ионе проповедовать покаяние в ассирийском городе Ниневии. Иона слишком любил свое отечество, чтобы благоприятствовать врагам его, и вместо того, чтобы исполнить волю Господа, сел на финикийский корабль и поехал в Фарсис. Но едва отплыл корабль, как поднялась в море буря, и каждую минуту мореплаватели боялись, чтобы корабль не потонул. Тогда решили бросить жребий, чтобы узнать, за чью вину постигает всех такое бедствие, и жребий пал на Иону. Пловцы спросили его: « Кто ты, где твоя страна и народ, какое твое занятие?» Иона отвечал: «Я еврей. Господь послал меня проповедовать в Ниневию, а я ослушался и еду в Фарсис». Пловцы ужаснулись и сказали пророку: «И что сделать нам с тобой, чтобы море утихло?» «Бросьте меня в море, – отвечал Иона, – и оно утихнет, ибо ради меня постигла всех нас такая буря».

Как только пловцы это сделали, буря утихла. Брошенный в море, Иона был поглощен огромной рыбой и пробыл внутри ее три дня, сначала в страхе за свою жизнь, потом в надежде на помощь Божию. По прошествии трех дней рыба извергла его на сирийском берегу Средиземного моря. Иона отправился в Ниневию и начал проповедовать, что она погибнет через сорок дней. Ужас овладел ниневитянами. Они оставили нечестие, установили всеобщий пост и надели печальные одежды. Господь, видя раскаяние ниневитян, умилостивился и отложил казнь до времени. Между тем Иона, устроив вне городских стен шалаш для себя, ожидал исполнения своего пророчества. Видя же, что сорок дней прошли, а город оставался невредим, он стал в душе сетовать на милосердие Божие к развращенным жителям Ниневии. Тогда Господь вразумил его следующим образом. Над шалашом пророка в одну ночь выросло ветвистое дерево. Иона был очень рад, что мог укрыться под ветвями его от палящих лучей солнца. Но на другой день дерево было подточено червем и засохло; потом с восходом солнца подул жгучий восточный ветер, и уже не было защиты от зноя. Иона был так огорчен потерею доставлявшего ему прохладу растения, что пожелал себе смерти. Тогда сказал ему Господь: «ты жалеешь о растении, которое не ты насадил, не ты и вырастил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь засохло: как же Мне не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой?»

II. Это библейское повествование возбуждает вопрос о том: каким образом мир, очевидно погрязший в беззакониях, доселе стоит? Каким образом Святой и Праведный Господь терпит грехи в человеческом роде и не посылает на него заслуживаемой им казни? Что удерживает Его Божественную правду? Объяснения на это поищем, братия, в указаниях откровенного слова Божия.

а) Когда Господь, видимо явившись в лице странников праотцу Аврааму, беседовал с ним и когда открыл ему Свое намерение истребить беззаконных жителей Содома, то Авраам задал Господу вопрос: неужели Он погубит в числе беззаконных и праведников? Господь, удовлетворяя молитвенно расположенному духу праотца, сказал ему, что Он не погубит целого беззаконного города и тогда, если бы нашлось в нем только десять праведников. Вот, значит, братия, кто причиной стояния и грешного мира, и непотребления его, при всем беззаконии людей: праведники, находящееся в среде беззаконных.

б) Прогневался опять Господь на ниневитян, как мы слышали ныне. Ниневия была столица ассирийского царства, величайший, знаменитейший и многолюднейший город. Жители Ниневии нечестием и грехами своими возбудили противу себя праведный гнев Божий, и Господь положил в совете Своем истребить Ниневию со всеми жителями ее. Посланный с грозной проповедью пророк Иона возвестил ниневитянам праведный гнев Божий и объявил, что Ниневия чрез три дня разрушится. Народ принял проповедь пророка с верой; все, от царя до последнего жителя, облеклись во вретища, наложили пост не только на себя, но и на всех животных своих и обратились к Богу с молитвой о помиловании. Что же? Милосердный Господь помиловал народ и отменил предназначенную Ниневии казнь. Вот, братия, еще причина, почему Господь долготерпит грешному роду человеческому. Это – сами же грешники, но кающиеся в своих согрешениях и умоляющие благость Божию о помиловании. В этом точно смысле говорит и апостол: не коснит Господь обетования, т. е. кончины и разрушения мира, но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2 Пет. 3, 9).

в) Находим и еще причину стояния грешного мира в откровении новозаветного провозвестника будущих судеб мира. Ему сказано было: время близ есть (Откр. 22, 10), т. е. время кончины мира. Так, кончина мира близка, но еще не наступает; для чего? Обидяй, сказано, да обидит еще, и, скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит еще, и святый да освятится еще (Откр. 22, 11). Видите намерение Божие, по которому Он милостиво отлагает еще кончину мира и человеческого рода. Господь дает время, чтобы благочестивые и праведные более и более преуспели в благочестии и правде, а грешные и нераскаянные также более и более закосневали в своей нераскаянности и грехах, дабы на будущем страшном суде предстали пред Ним безответными.

Вот, братия, причины, кроме других, уму нашему недоступных и Богу единому ведомых, по которым Господь щадит грешный мир и не предает его конечному разрушению. Правда праведников и покаяние грешников удерживают праведный гнев Божий на беззаконных.

Однако ж, будет и конец милосердию и долготерпению Божию. Восстанет на суд и правда Его во второе пришествие Сына Божия Иисуса Христа на землю. Точно так же будет и тогда, как было прежде. Яко же бысть во дни Ноевы, и во дни Лотовы, тако будет и в пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 37. Лк. 17, 28), – сказал Сам Господь. Ной с семейством спасся в ковчеге, а все прочие потонули; Лот с семейством быль выведен из Содома, а все прочие сгорели: так и в кончину мира, праведники войдут на небо, а грешники потонут в озере огненном (Откр. 20, 15).

III. Возблагодарим, возлюбленные во Христе братия, Господа, что Он, по милосердию Своему, еще дает нам время и отлагает кончину нашу и кончину мира для нашего спасения. Не истратим времени, этого дорогого дара милости Божией, в пустых, и еще паче душевредных делах, а обратим его в пользу души и в приобретение жизни блаженной и вечной. (Составлено с дополнениями по «Сеятелю благочестия», прот. В. Нордова, т. 2-й, изд. 1891 г.).

VIII. Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово

(По славянскому переводу, часть I. Слово 106)

Я, наималейший, грешный, исполненный проступков Ефрем, в со­стоянии ли буду выговорить, что выше сил моих? Но поскольку Спа­ситель по благоутробию Своему и некнижных научил премудрости, а через них повсюду озарил верных, то и мой язык соделает. Он ясен (станет) без недостатка и к пользе и назиданию как меня самого, говорящего на нем, так и всех слушателей. С болезнью начну речь и с воз­дыханиями буду говорить о скончании настоящего мира, и о том бес­стыднейшем и ужасном змие, который приведет в смятение всю под­небесную, а в сердца человеческие вложит боязнь, малодушие и страшное неверие, произведет чудеса, знамения и страхования, якоже прелстити, аще возможно, и избранныя (Мф.24:24), и всех обманет ложными знамениями и признаками чудес, им совершаемых. Попуще­нием Святаго Бога получит он власть обольщать мир, потому что ис­полнилась (полнота) нечестия мира, и повсюду совершаются всякого рода ужасы. Потому-то Пречистый Владыка за нечестие людей попу­стил, чтобы мир был искушен духом лести, ибо так восхотели челове­ки – отступить от Бога и возлюбить лукавого.

Велик подвиг, братья, в те времена, особенно для верных, когда самим змием с великой властью совершаемы будут знамения и чудеса, когда в страшных призраках покажет он себя подобным Богу, будет летать по воздуху, а все бесы, подобно Ангелам, вознесутся перед му­чителем. Он с крепостью (силой) возопиет, изменяя свой вид и безмер­но устрашая всех людей. Кто тогда, братья, окажется огражденным, непоколебимым, имеющим в душе верный знак – святое пришествие Единородного Сына, Бога нашего, когда увидит ту неизреченную скорбь, отовсюду приходящую на всякую душу? Совершенно ниотку­да не будет у нее ни на земле, ни на море ни утешения, ни покоя. Он увидит, что весь мир в смятении, что каждый бежит укрыться в горах, одни умирают от голода, другие истаивают как воск от жажды, и нет милующего; увидит, что всякое лицо проливает слезы и с сильным желанием спрашивает: «Есть ли где на земле Слово Божие?» – И слы­шит в ответ: «Нигде». Кто перенесет дни эти, кто стерпит невыноси­мую скорбь, когда увидит смешение народов, которые от концов зем­ли придут увидеть мучителя, и многие поклоняются ему, с трепетом взывая: «Ты – наш спаситель?» – Море мятется, земля иссыхает, небе­са не дождят, растения увядают, и все, живущие на востоке земли, от великого страха бегут на запад, а также живущие на западе солнца с трепетом бегут на восток. Бесстыдный же, прияв тогда власть, пошлет бесов во все концы смело проповедовать: «Великий царь явился во славе, идите и видите его». У кого же будет такая адамантовая душа, чтобы мужественно перенести все эти соблазны? Где, как сказал я, та­кой человек, которого бы ублажали все Ангелы?

А я, христолюбивые и совершенные братья, прихожу в ужас при одном воспоминании о змие, помышляя о скорби, какая постигнет лю­дей в эти времена, помышляя о том, сколь жестоким к человеческому роду окажется тот скверный змий; еще более злобы будет он иметь на святых, которые могут преодолеть его мечтательные чудеса. Много найдется тогда людей благоугодивших Богу, которым в горах и в ме­стах пустынных можно будет спастись (только) многими молитвами и невыносимым плачем. Святый Бог, видя их несказанные слезы и ис­креннюю веру, умилосердится над ними как нежный отец, и соблюдет их там, где они укроются, хотя всескверный змий не перестанет отыс­кивать святых и на земле, и на море, рассуждая, что уже воцарился он на земле, и все ему подчинены. И, не сознавая своей немощи и той гор­дыни, от которой пал, замыслит несчастный воспротивиться в тот страшный час, когда Господь придет с небес. Впрочем, лишь приведет в смятение землю, устрашит всех ложными чародейными знамениями.

В то время, когда придет змий, не будет покоя на земле, будет же великая скорбь, смятение, замешательство, смерти и глады во всех кон­цах. Сам Господь наш Божественными устами изрек, что скорбь будет в дни тии, якова не бысть такова от начала создания (Мк.13:19). Как же мы, грешные, изобразим ту чрезмерную, даже несказанную скорбь, если так ее наименовал Бог? Да остановит каждый со вниманием ум свой на святых речениях Господа и Спасителя, когда Он по Своему благоутробию, ради чрезмерной нужды и скорби, желая сократить дни скорби, увещевает нас, говоря: Молитеся же, да не будет бегство ваше в зиме, ни в субботу (Мф.24:20). И еще: Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим (Лк.21:36), – ибо время то близко. Все мы подвержены будем тому бедствию, но не верим. Будем же непрестанно просить в слезах и молитвах, день и ночь припадая к Богу, чтобы спа­стись нам, грешным. У кого есть слезы и сокрушение, да просит Господа, чтобы избавиться нам от скорби, какая придет на землю, чтобы вовсе не видеть того зверя и не слышать страхований его, ибо будут по местом глади и труси (Мф.24:7), и различные смерти на земле. Муже­ственной должна быть душа, которая бы могла сохранить жизнь свою среди соблазнов. Если человек окажется хоть несколько беспечным, то легко подвергнется нападениям и окажется пленен знамениями змия лукавого и хитрого. Таковой не найдет себе пощады на Суде; там от­кроется, что добровольно поверил он мучителю.

Много молитв и слез нужно нам, возлюбленные, чтобы хоть кто-либо из нас оказался твердым в искушениях; много будет мечтаний (искушений), совершаемых зверем. Он сам – богоборец, и всех захо­чет погубить. Такой способ употребит мучитель, что все должны бу­дут носить на себе печать зверя, когда в свое время, то есть при исполнении (полноты) времен, придет он обольстить всех знамениями; (сде­лает так, что) в таком только случае можно будет людям покупать себе снедь и все потребное, и поставит змий надзирателей исполнять его повеления. Заметьте, братья мои, чрезмерную злокозненность зверя и ухищрения его лукавства: начинает он с чрева, чтобы вынудить чело­века, приведенного в крайность недостатком пищи, принять печать зверя, то есть злочестивые начертания, и не на каком-либо члене тела, но на правой руке, а также на челе, чтобы человеку не было уже воз­можности правой рукой запечатлеть крестное знамение и на челе назнаменовать святое имя Господне или славный и честный Крест Христа и Спасителя нашего. Знает несчастный, что запечатленный Крест Господень разрушает всю силу его, и потому кладет свою пе­чать на правую руку человеку, ибо она запечатлевает Крестом все члены наши! Подобно и чело, как подсвечник, носит на высоте све­тильник света – знамение Спасителя нашего. Потому, братья мои, страшный предлежит (предстоит) подвиг всем христолюбивым людям, чтобы до часа смертного не приходить в боязнь и не оставаться в без­действии, когда змий будет начертывать печать свою вместо Креста Спасителева. Для того, без сомнения, употребит такой способ, чтобы имя Господа и Спасителя даже и не имянуемо было в то время; сделает же это бессильный, боясь и трепеща святой силы Спасителя нашего. Ибо если кто не будет запечатлен печатью зверя, тот не пленится и мечтательными его знамениями. Притом и Господь не отступит от та­ковых, но просветит и привлечет их к Себе. По всей точности должны мы, братья, уразумевать неприязнен­ные мечтательные знамения врага. Господь же наш в тишине придет ко всем нам, отразит ради нас ухищрения зверя. В чистоте соблюдая неуклонную веру Христову, соделаем шаткой силу мучителя. Приоб­ретем непреложный и твердый рассудок, и отступит от нас бессиль­ный, не имея возможности что-либо сделать нам.

Умоляю вас, братья, я, малейший из вас, – не будем ленивыми, христолюбцы, но станем паче возмогать силой крестной. Неотврати­мый подвиг – при дверях! Воспримем все на щит веры. Будьте же готовы как верные рабы, не принимающие иного. Злочестивый и же­стокий тать придет прежде, в свое время, с намерением окрасть, закласть и погубить избранное стадо истинного Пастыря. Постараемся узнать, о други, в каком виде придет на землю бесстыдный змей.

Поскольку Спаситель, вознамерившись спасти род человеческий, родился от Девы и в образе человеческом попрал врага святой силой Божества Своего, то антихрист умыслил восприять образ Его прише­ствия и прельстить нас. Господь наш на светоносных облаках, подоб­но страшной молнии, придет на землю. Но не так придет враг, потому что он – отступник. От оскверненной девы родится орудие диавола, но это не значит, что он воплотится. Придет же всескверный как тать в таком образе, чтобы прельстить всех: придет смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой сте­пени благообразный, постоянный, ко всем ласковый; уважающий осо­бенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его прише­ствия. А при всем том с великой властью совершит он знамения, чуде­са и страхования, и примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинной наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Поэтому, когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы, все вдруг возымеют одну мысль и с великой радостью провозгласят его царем, говоря друг дру­гу: «Найдется ли еще человек столь добрый и правдивый?»

И скоро утвердится царство его, и во гневе поразит он трех вели­ких царей. Потом вознесется сердцем и изрыгнет горечь свою этот змий, смятет вселенную, подвигнет концы ее, всех притеснит и станет осквернять души, не благоговение уже в себе показывая, но при вся­ком случае поступая как человек суровый, жестокий, гневливый, раз­дражительный, стремительный, беспорядочный, страшный, отврати­тельный, ненавистный, мерзкий, лютый, губительный, бесстыдный, который старается весь род человеческий вринуть в пучину нечестия. Многочисленные произведет он знамения, но ложно, а не действительно. И в присутствии многолюдной толпы, которая будет восхвалять его за мечтательные чудеса, издаст крепкий глас, от которого поколеб­лется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: «Все на­роды, познайте мою силу и власть!» – В виду зрителей будет пере­ставлять горы и вызывать острова из моря, – но все это обманом и мечтательно, а не действительно. И прельстив мир, обманет взоры всех. Многие поверят и прославят его как крепкого Бога.

Тогда сильно восплачет и вздохнет всякая душа, тогда все увидят, что несказанная скорбь гнетет их день и ночь, и нигде не найдут пищи, чтобы утолить голод. Жестокие надзиратели будут поставлены на ме­сто, и кто только имеет у себя на челе или на правой руке печать мучи­теля, тому позволено будет купить немного пищи, какая найдется. Тогда младенцы будут умирать на лоне матерей, умрет и матерь над своим детищем, умрет также и отец с женой и детьми среди торжища, и некому будет похоронить и положить их в гроб. От множества тру­пов, поверженных на улицах, везде будет зловоние, сильно поража­ющее живых. С болезнью и вздыханиями скажет всякий поутру: «Когда настигнет вечер?» А потом с самыми горькими слезами будут гово­рить сами в себе: «Скоро ли рассвет, чтобы избежать нам постигшей скорби?» – Но некуда бежать или скрыться, потому что все в смяте­нии: и море, и суша. Потому-то сказал нам Господь: бодрствуйте, не­отступно молясь о том, чтобы избежать скорби. Зловоние на море, зловоние на суше; глады, землетрясения; смущение на море, смущение на суше; страхования на море, страхования на суше. Множество золо­та и серебра и шелковые одежды не принесут никому пользы во время той скорби, но все люди будут называть блаженными мертвецов, пре­данных погребению прежде, нежели пришла на землю та великая скорбь. И золото, и серебро рассыпаны на улицах, и никто до них не коснется, потому что все омерзело. Но все поспешат бежать и скрыть­ся, и негде им укрыться от скорби; напротив того, при голоде, скорби и страхе будут угрызать плотоядные звери и пресмыкающиеся.

Страх внутри, извне трепет; день и ночь трупы на улицах. Злово­ние на стогнах, зловоние в домах; голод и жажда на стогнах, голод и жажда в домах; глас рыдания на стогнах, глас рыдания в домах; шум на стогнах, шум в домах. С рыданием встречаются все друг с другом, – отец с сыном, сын с отцом, матерь с дочерью. Друзья на улицах, обни­маясь с друзьями, кончают жизнь; братья, обнимаясь с братьями, уми­рают. Увядает красота лица у всякой плоти, и вид у людей, как у мер­твецов. Омерзела и ненавистной стала красота женская. Увянут вся­кая плоть и вожделение человеческое. Все же поверившие лютому зверю и принявшие на себя печать его, злочестивое начертание оскверненно­го, приступят к нему вдруг и с болезнью скажут: «Дай нам есть и пить, потому что все мы истаиваем, томимые голодом, и отгони от нас ядо­носных зверей». И этот бедный, не имея к тому средств, с великой же­стокостью даст ответ, говоря: «Откуда, люди, дам вам есть и пить? Небо не хочет дать земле дождя, и земля также вовсе не дает ни жатвы, ни плодов». Народы, слыша это, восплачут и прольют слезы, не имея утешения в скорби; напротив того, другая неизреченная скорбь при­ложится к их скорби, а именно, – что так поспешно поверили мучите­лю. Если он, бедный, не в силах помочь себе самому, как же окажет милость им? В те дни великая будет нужда от многой скорби, причи­ненной змием, от страха и землетрясения, и шума морского, от голода и жажды, и угрызения зверей. И все, принявшие печать антихристову и поклонявшиеся антихристу как благому Богу, не заимеют никакой части в Царстве Христовом, но вместе со змием будут ввержены в ге­енну. Блажен, кто окажется всецело святым и верным, у кого сердце несомненно предано Богу, потому что бесстрашно отринет он все пред­ложения змия, пренебрегая и истязаниями, и мечтаниями его.

Но прежде, нежели будет это, Господь по милосердию Своему по­шлет Илию Фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили человеческо­му роду богочестие, дерзновенно проповедали всем благоведение, на­учили не верить мучителю из страха, вопия и говоря: «Это лесть, о человеки! Никто да не верит ей нисколько, никто да не повинуется богоборцу, никто из вас да не приходит в страх, потому что он скоро будет приведен в бездействие. Вот, святой Господь идет с неба судить всех, поверивших знамениям его». Впрочем, немногие тогда захотят послушать и поверить этой проповеди пророков. Спаситель же сдела­ет это, чтобы показать неизреченное Свое человеколюбие, ибо и тогда не оставит род человеческий без проповеди, да не будут все безответ­ными на Суде.

Многие из святых, какие только найдутся тогда, в пришествие оскверненного, реками будут проливать слезы к Святому Богу, чтобы избавиться им от змия; с великой поспешностью побегут в пустыни, и со страхом будут укрываться в горах и пещерах, и посыплют землю и пепел на главы свои, в великом смирении молясь день и ночь. И будет им это даровано от Святого Бога; благодать Его отведет их в опреде­ленные для того места, и спасутся, укрываясь в пропастях и пещерах, не видя знамений и страхований антихристовых, потому что име­ющим ведение (знание) без труда сделается известным пришествие ан­тихриста. А кто имеет ум на дела житейские и любит земное, тому не будет то ясно: привязанный всегда к делам житейским, хотя и услы­шит, не будет верить и погнушается тем, кто такое говорит. А святые укрепятся, потому что отринули всякое попечение о земной жизни. Восплачут тогда вся земля и море, восплачет воздух, а вместе вос­плачут дикие звери и птицы небесные; восплачут горы, и холмы, и де­рева на равнинах; восплачут и светила небесные о роде человече­ском, – потому что все уклонились от Святого Бога и поверили лести, приняв на себя, вместо Животворящего Спасителева Креста начерта­ние скверного и богоборного. Восплачут земля и море, потому что в устах человеческих прекратится вдруг глас псалма и молитвы; воспла­чут великим плачем все церкви Христовы, потому что не будет свя­щеннослужения и приношения.

По исполнении же трех с половиной лет власти и действий нечис­того, когда исполнятся соблазны всей земли, придет, наконец, Господь, подобно молнии, блещущей с неба. Придет Святый, Пречистый, страш­ный и славный Бог наш, с несравненной славой, в предшествии его славе чинов Ангельских и Архангельских. Все же они – пламень огненный и река, в страшном клокотании полная огня. Будут здесь Хе­рувимы с поникшими долу очами и Серафимы, летающие и закрыва­ющие лица и ноги крылами огненными и с трепетом взывающие: «Вос­станьте почившие! Се, пришел Жених!» Отверзутся же гробы, и во мгновение ока пробудятся все колена и воззрят на святую лепоту Же­ниха. И тьмы тем, и тысячи тысяч Ангелов и Архангелов, бесчислен­ные воинства возрадуются великой радостью; святые и праведные, и все, не принявшие печати змия и нечестивца, возвеселятся. Мучитель со всеми демонами, связанный Ангелами, а также и все, принявшие печать его, все нечестивые и грешники связанные будут приведены пред судилище. И Царь даст на них приговор вечного осуждения в огнь неугасимый. Все же непринявшие печати антихристовой и все скры­вавшиеся в пещерах возвеселятся с Женихом в вечном и небесном чер­тоге со всеми святыми в беспредельные века веков. Аминь.

XI. Серапион Печерский (Владимирский). Слово о кончине мира

Братие, бойтесь грознаго и страшнаго суда Божия: ибо внезапно придет тот страшный день. Если мы не приготовимся добродетелями, то, нагие и странные, будем осуждены в неугасимый огонь. О братие, живите в страхе Божием, ибо время жизни сей мало, как дым исчезает; и много бедствий нам приключается за грехи, и скорбь немалая: нашествия поганых, волнение между людьми, неустройство церквей, безпорядки между князьями, безчиние священников: только плоти угождают, а о духовном не заботятся. И игумены также. А чернцы становятся заботливы о пирах, склонны к тяжбам, гневливы, имеют жизнь, неподобную святым отцам. Владыки стыдятся лиц сильных, судят по мзде, обидят сирот, не заступаясь за вдовиц и убогих. В мирянах неверие и блуд, и люди оставя правду, начинают творить неправду. И в такие дни, если кто хочет, спасется, и великим наречется в Царствии Небесном. Ибо так было и в дни Ноевы: ели, пили, женились, блудили; настал потоп, и всех погубил за беззаконие. Ужасно видеть то страшное явление! Когда Ной делал ковчег, как Господь ему заповедал, тогда слоны из Индии и львы из Персии шли с овцами и с козами вместе, не вредя друг другу; гады и птицы собирались туда, где Ной делал ковчег. И Ной с плачем говорил людям: покайтесь! потоп на вас идет. А они, видя все это, не внимали, и учения не слушали, пока не покрыла их потопная вода, и они худую кончину приняли. О, братие, убоимся: ибо, вот, все писанное к концу приходит, и предсказанныя знамения сбываются. И уже мало остается нашей жизни и века.

Итак, кто хочет спастись, подвизайся ныне в смирении, воздержании и милостыне. Ибо если кто впадет в руки разбойников, возлюбленные, то как умиленно просит,чтобы сохранили ему жизнь, а имение взяли бы. Как же, братие, не худо то, что ради худой жизни мы всего лишаемся, а о душевной пользе не заботимся? Для чего жалеем давать неимущим? Почему не отстанем от злых дел и не хотим преклонить сердец на покаяние? Вот и земля трясется от лица Господня нам на страх, и многие города опустели по Божию гневу. Мы и того не убоялись: не перестаем творить зло. И поганых Бог попустил на нас: сыны и дщери ваши поруганы были и отведены в плен: все для того, чтобы мы убоялись: не смотря на то, мы одинаково неправды творим! не оставляем гнева и зависти, блуда и пьянства, и от грабительства не отстаем и от прочих злых дел, которые ненавистны Богу. О братие, доколе есть время покаянию, потщимся жить в добродетели; будем милостивы, да будет и Господь к нам милостив. Смотрите, братие, как и своих церквей не щадит Бог, ни святых книг, когда землю оставляет пустою, за грехи человеческия, дабы принудить их к покаянию. Если же и казнимые не каются и не отстают от злоб: то еще бо́льшия томления и вечныя муки ожидают их. Не погубите, братие, душу, угождая телу: ибо Иоанн Богослов сказал: «аще кто мир сей любит, несть любви отчя в нем» (1Ин.2:5). Вы не знаете, в какой час постигнет нас смерть. Многие вчера легли здоровыми, а в сию ночь внезапно умерли, увязли в пагубной сети, и на утро погребены. Заботьтесь, братие, о спасении душ своях: ибо страшен Судия не стяжавшим добрых дел. О, возлюбленные! что тогда сотворим, когда сам Господь придет на отмщение грешникам? И здесь, когда бывает буря и гром, мы не переносим того; а там куда деться, когда будет страшный суд, если ныне не приготовимся!