Прот. Василий Нордов. т.1. Беседы на великие праздники.

ПЕРЕЙТИ на главную страницу прот. Василия


Беседа 1. На Рождество Богородицы (О Праведных Богоотцах и о Рождении Пресвятой Девы Марии)

Беседа 2. На Воздвижение Креста Господня (О обретении честного и животворящего Креста)

Беседа 3. На введение Пресвятой Богородицы во храм (О Посвящении Пресвятой Девы Марии Богу и Пребывании Ее во храме Иерусалимском)

Беседа 4. На Рождество Христово (О Рождении Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме, и о поклонении пастырей и волхвов Родившемуся Спасителю)

Беседа 5. На Богоявление Господне (О Крещении Господа нашего Иисуса Христа от пророка Предтечи Иоанна во Иордане)

Беседа 6. На Сретение Господне (О принесении Господа нашего Иисуса Христа в храм Иерусалимский, и о сретении Его праведным Симеоном) 1

Беседа 7. На Благовещение Пресвятой Богородицы (О Благовестии Пресвятой Деве Марии от Архангела Гавриила в Назарете и о преестественном зачатии ею Иисуса Христа, Сына Божия).

Беседа 8. В неделю Ваий (О Входе Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим и о торжественном сретении Его)

Беседа 9. На страсти Господни (О страдании и смерти Господа нашего Иисуса Христа)

Беседа 10. На праздник Антипасхи (О воскресении Господа нашего Иисуса Христа и о последовавших затем явлениях Его)

Беседа 11. На Вознесение Господне (Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо)

Беседа 12. На Пятидесятницу (О Сошествии Святого Духа на Апостолов)

Беседа 13. На Преображение Господне (О Преображении Господа нашего Иисуса Христа)

Беседа 14. На Успение Пресвятой Богородицы (О Чудесном Собрании Апостолов ко преставлению Богоматери и о Бессмертном Успении Ее)



Беседа 1. На Рождество Богородицы (О Праведных Богоотцах и о Рождении Пресвятой Девы Марии)

«Господи благослови!»

Святая Православная Христова Церковь празднует ныне рождество Пресвятой Богородицы. Это начальный из двунадесятых праздников в кругу церковного года, и первое священное событие в порядке божественного домостроительства, посредством которого Всевышний благоволил совершить спасение человеческого рода. Прежде рождества Спасителя нашего Иисуса Христа надлежало явиться в мир Пречистой Матери Его,—и вот рождается Дева Мария, праведных родителей Преблагословенная дщерь, и рождеством Своим полагает начало нашему спасению. «Начало нашего спасения, людие, днесь быстъ» (стих. на литии), воспевает ныне Христова Церковь.

Святая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, родилась в Галилейском городе Назарет. Родители Ее, Иоаким и Анна, происходили от рода благочестивого Царя Давида, и сами были «праведны», как ежедневно величает их Святая Церковь. Они служили Богу в чистоте и непорочности сердца, свято исполняя святые заповеди Его, благоговейно пребывали в посте и молитвах и были кротки, человеколюбивы и милостивы. Но Премудрый Господь ведет праведных к славе путем искушений, терпения и скорбей. Так случилось и здесь. Иоаким и Анна были неплодны и пятьдесят лет прожили в супружестве бездетными. Надобно заметить, что у Иудеев неплодство и бесчадие было в поношении и считалось наказанием Божиим за какие либо тяжкие грехи. Случилось, что праведный Иоаким в один большой праздник принес дары и жертву Господу в храме Иерусалимском. Первосвященник, узнав, что он бесчаден, не принял от него даров и сказал ему: «ты бесчаден; значит, лишен от Бога благословения за твои грехи, а потому и дары твои неприятны Богу». Выслушав сии слова, Иоаким пришел в глубокое сетование и печаль и, не возвращаясь домой, удалился прямо в пустыню. Такою же скорбию поражена была и Анна, когда узнала о случившемся во храме и об удалении печального мужа своего. Оба они, один в пустыне, а другая в дому своем, провели сорок дней, в сетовании и слезах, в посте и молитвах, умоляя Всеблагого Бога о разрешении их неплодства, и обещаясь рожденное от них чадо посвятить Господу. Наконец явился Ангел Господень каждому из них особо, возвестил им, что у них родится благословенная дщерь, Мария, от которой произойдет спасение и радость всему миру, и повелел им идти в Иерусалим. Здесь у храма, по предсказанию Ангела, они встретились друг с другом; пред лицом Божиим принесли благодарные молитвы Господу и в духовном веселии возвратились в Назарет. По возвращении в дом, праведная Анна зачала во чреве обетованный спасительный плод.

Исполнилось время чревоношения,—и вот рождается благословенная в женах, Дева Мария, пречистая и пренепорочная дщерь праведных Иоакима и Анны,—рождается Та, Которая должна была родить Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа,—рождается Та, Которую присно ублажают все народы земные,—рождается Та, Которая превознесена превыше Архангелов и Ангелов, рождается Царица неба и Владычица мира. Великое Миру даровано торжество в рождении Пресвятой Богородицы. В ней Сам Всевышний престол святой на земли Себе предуготовал; Ангелы невидимо окружили Рождшуюся Богоневесту; праведные родители прославляли великое милосердие Божие и благоговейно лобызали благословенную дщерь; все сродники и другие благочестивые иудеи с изумлением внимали слышанному от Богоотцев и возносили в сердцах своих хвалу и благодарение Господу.

Таково священное событие, которое ныне торжественно воспоминает Святая Церковь! Столь преславно рождество Пресвятой Девы Богородицы, которое мы, как чада Христовой Церкви, должны праздновать в благодарном хвалении и славословии спасшего нас Господа и в теплых молитвах ко Владычице нашей Богородице, непостыдному предстательству христиан и непреложному за нас ходатайству ко Творцу. Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Беседа 2. На Воздвижение Креста Господня (О обретении честного и животворящего Креста)

«Господи благослови!»

Празднуя ныне Воздвижение честного и животворящего Креста, Святая Церковь Христова созвала нас, братья, на поклонение Кресту Господню. Это — тот Крест, который нес на раменах Своих Великий Подвигоположник и Спаситель наш Иисус, это есть то треблаженное древо, на котором распялся Христос, Царь и Господь, и которым совершилось спасение всего человеческого рода. Более трех сот лет это божественное сокровище было неизвестно христианам, и тогда как Распятого Господа славословили верующие по всей земле, всечестный Крест лежал внутри горы Голгофской для зрения всех христиан вожделенный, но никому неведомый.

Известно, что Спаситель наш Иисус Христос распят был с двумя разбойниками. Когда же Он, по снятии с Креста и погребении, воскрес, тогда иудеи Крест Христов вместе с двумя крестами разбойников тайно зарыли в земле у подножия горы Голгофы. По разорении Иерусалима через тридцать шесть лет после страдания и воскресения Христова, самое место распятия Спасителя осквернено было сооружением там нечестивого капища языческого, которое и существовало до времен Благоверного Императора Римского Константина Великого. Когда же этот Государь вместе с матерью своею Еленою уверовал во Христа Спасителя, тогда, по прекращении гонений на Церковь Христову, открылось в них благочестивое желание почтить святые места в Палестине сооружением на них храмов Господних, и видеть Крест, на котором Спаситель был распят. Разделяя вполне святое усердие с Царем, мать его, Царица Елена, в 326 году отправилась в Иерусалим. Здесь, посетив Голгофу, она повелела разрушить на ней капище языческое, чтобы на месте распятия и гроба Господня воздвигнуть святой храм Божий, и, узнав от одного Иудеянина место, где сокрыт был Крест Господень, приказала на этом месте копать землю. Тотчас вырыты были три креста. Но который из них был спасительный и животворящий Крест, узнать было не можно. Патриарх Иерусалимский обратился к Богу с молитвою и постом, и испросил чудо. Кресты, по повелению Спасителя, возлагаемы были попеременно на одного мертвеца, и лишь только возложен был третий крест, мертвый от прикосновения его ожил. Царица Елена и Патриарх с освященным собором ясно узнали через сие чудо животворящий Крест Господень, и в трепетной радости поклонились ему. С нетерпением желал видеть это священное сокровище и весь благочестивый народ Иерусалимский. Но поелику по причине многочисленного стечения не мог каждый тотчас припасть к животворящему Кресту и облобызать его, то Патриарх Макарий «воздвиг», т. е. поднял святой Крест, чтобы каждый верующий мог видеть его. Народ, увидев, спасительное древо Креста, пал на землю и прославил великое имя Распятого Господа. Животворящий Крест Христов остался на всегда в Иерусалиме на поклонение и целование от христиан, а часть его Царица Елена препроводила в Царьград к сыну своему, Царю Константину. Так совершилось обретете честного Креста Господня! С того самого времени доныне Святая Церковь ежегодно празднует обретение и воздвиженье Креста. И поелику с чествованием Креста неразрывно соединено воспоминание страданья Христова, то в день праздника Воздвиженья издревле установлено соблюдать пост.

Стяжав сие божественное сокровище, честный Крест Господень, Святая Христова Церковь украшается им, как царским венцем, с ним мужественно проходит чрез все искушения и напасти, им ограждается от всех врагов видимых и невидимых. «Крест есть хранитель всея вселенные, крест красота Церкви, крест царей держава, крест верных утверждение, крест Ангелов слава и демонов язва» (Светилен празд.). Крестом освящается все, крестом служители Божьи благословляют народ, крестом сами Христиане знаменуются и всегда носят на себе эту божественную печать искупления. Столь великое сокровище для Христиан есть Крест Господень! Такой драгоценный залог божественной любви оставил нам на земле Спаситель наш Иисус Христос, чтобы мы твердо веровали в Него и верно служили Ему, чтобы усердно чтили животворящий и спасительный Крест Его, благоговейно поклонялись ему и любезно целовали его, и чтобы святою и добродетельною жизнью, упованием и терпением последовали за Ним, Искупителем нашим, в жизнь вечную и Царство Небесное. Богу нашему слава во веки веков. Аминь

Беседа 3. На введение Пресвятой Богородицы во храм (О Посвящении Пресвятой Девы Марии Богу и Пребывании Ее во храме Иерусалимском)

«Господи благослови!»

В начале поста, которым Святая Церковь путеводит нас к великому празднику Рождества Христова, празднуем мы Христиане, введение Пресвятой Девы во храм. Этот Богородичный праздник составляет у нас светлое предпразднество божественного праздника Рождества Спасителя нашего; так как самое приведение Богоотроковицы во храм было предзнаменованием воплощения Бога Слова, и пребывание Ее во храме предуготовлением к великому назначению быть Матерью Господа.

Св. Дева Мария, еще до зачатия своего, обетом праведных родителей была посвящена Богу. Когда же Она, по рождении своем, достигла трехлетнего возраста, Иоаким и Анна приступили к исполнению своего священного обета. Для сего сделано было приготовление к торжественному шествию из Назарета в Иерусалим. Созваны сродники, приглашены девы, украшена юная Отроковица. Все шествовавшие, достигнувши Иерусалима, подошли ко храму с возженными свечами и с пением псалмов Давидовых, в которых таинственно изображалась невеста Царя Небесного. Священники, служившие во храме, с песнопениями встретили избранную Богоотроковицу. Праведные родители, посвящая Богу дщерь свою, как чистую и непорочную жертву, поставили пред церковью Святую Деву, Которая, никем неруководимая и неподдерживаемая, Сама взошла по всем ступеням входа церковного. Здесь принял и благословил Божественную Отроковицу Архиерей Захария, и по мановению Святаго Духа, ввел ее во Святая Святых, т. е. в самую главную и внутреннюю часть храма, куда мог входить только один Архиерей. Этим чудесным вхождением Девы во Святая Святых Премудрый Бог ясно показал, что Пречистая Дева предуготована бытъ селением небесным, одушевленным кивотом Божества, Матерью Бога и Спасителя нашего. Святая Христова Церковь так изображаетъ это событие: «во Святых Святая Святая и Непорочная Святым Духом вводится» (стихир. празд.). По совершении священного обряда и по принесении во храм даров и жертвы, праведные Богоотцы с сродниками возвратились в Назарет, а Святая Отроковица осталась на жительство при храме, где имели пребывание все посвящавшие себя Богу, как чистые девы, так и благочестивые вдовицы. Здесь Святая Дева провела время юности своей, упражняясь в рукоделии и чтении божественных книг, и постоянно пребывая в молитвах. Церковное предание говорит, что Она входила на молитву во Святая Святых, где почасту беседовала с Ангелами и принимала от них пищу.

Таковое вхождение Девы во храм было ясным возвещением того, что уже открывается к нам благоволение Божие и приближается спасение человеков; что Дева, о которой предрек Исаия, уже явилась в мир и предуготовляется бессеменное зачатие и рождество Спасителя мира. Так и Святая Церковь, воспоминая в настоящий день честное вхождение Богоматери во храм, поет: «днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание; в храм Божий ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает» (троп. праздн.).

Празднуя всечестное вхождение Пречистой Девы во храм, Святая Христова Церковь желает, чтобы и мы, чада Ее, подражая Преблагословенной Деве Богоотроковице, украшали себя святыми добродетелями Ее: верою, смирением и чистотою, посвящали души и сердца свои Богу и уготовляли себя в благоприятное селение Господу. Ему же слава во веки веков. Аминь.

Беседа 4. На Рождество Христово (О Рождении Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме, и о поклонении пастырей и волхвов Родившемуся Спасителю)

«Господи благослови!»

Свершив святой пост, достигли мы, православные Христиане, великого и всерадостного божественного праздника Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Святая Церковь, торжествуя этот пресветлый праздник, и в божественном Евангелии, и в священных песнях своих ясными чертами изображает воспоминаемое ныне спасительное событие, показывая нам как совершилось непостижимое явление Бога во плоти. 

Когда Богоизбранная Отроковица, Святая Дева Мария, пребывая при храме Божием в Иерусалиме, достигла 14-тилетнего возраста, тогда Она, по совету Архиерея и всего освященного собора иудейского, обручена была восьмидесятилетнему старцу Иосифу, не для того, чтобы он был Ее мужем, но для того, чтобы, под видом брака, сохранить девство, которое избрала сама Пречистая. Обрученная Дева перешла из храма Иерусалимского в дом мнимого мужа своего Иосифа, который был в Назарете. Здесь, по благовестию Архангела, Она бессеменно зачала Сына Божия, Спасителя нашего Иисуса Христа. Иосиф, увидев Ее непраздною, пришел в недоумение, потому что не знал тайны Божией, открытой Деве, и хотел разлучиться с Нею; но быв вразумлен от Ангела во сне, что зачатый Мариею плод есть от Духа Святаго, он благоговейно покорился неисповедимым судьбам Всевышнего. Случилось в это время, что Римский Кесарь Август повелел сделать народную перепись во всей Римской империи, к которой принадлежала тогда и иудейская земля; а потому каждый должен был идти в тот город или в то место, из которого происходил. Как Иосиф был потомок Давида, который родился в Вифлееме, небольшом иудейском городе, то он вместе с Мариею отправился из Назарета в Вифлеем. По прибытии в сей город, уже наступило для Пречистой Девы время родить, и так как Иосиф с Мариею, по бедности своей, не мог занять помещения в самом городе, куда стеклись многие по случаю переписи, то принужден был остановиться на ночь в вертепе, т. е. в ближайшей пещере под горою, на которой стоял Вифлеем. И здесь, в эту самую ночь воссияло миру Солнце правды, Христос Бог наш, Которого Непорочная Дева родила без болезни, Сама повила и положила в ясли. В то же время недалеко от вертепа находились на поле пастыри, которые стерегли свое стадо. Представший им Ангел возвестил, что родился теперь Спаситель мира Христос, и они узнают Его по тому знамению, что найдут младенца лежащего в яслях. Вскоре за сим явилось на воздухе множество других Ангелов, которые прославляли Бога и воспевали: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лук. 2: 14). Пастыри тотчас устремились к вертепу, увидели младенца, поклонились воплощенному Богу и, рассказав Иосифу и Марии все виденное и слышанное ими, возвратились в свое место, прославляя Бога.

Между тем как это происходило в Иудее, персидские волхвы, т.е. мудрецы, занимавшиеся наблюдением светил небесных, увидели на востоке новую необыкновенную звезду, и получили свыше откровение о рождении Спасителя мира под именем царя Иудейского. Тотчас предприняли они путь на поклонение Спасителю, и, руководимые звездою, достигли Иерусалима. Здесь вопрошая о местопребывании рожденного царя Иудейского, они привели в смятение весь Иерусалим, и особенно Ирода, жестокого и властолюбивого Иудейского царя. Продолжая путь от Иерусалима к Вифлеему, волхвы, по указанию той же звезды, прибыли в сей город, вошли в дом, где находился Богочеловек Иисус с Матерью Своею Мариею и обручником Иосифом; падши, поклонились Спасителю мира, принесли Ему дары, злато, ливан и смирну, и возвратились в свое отечество, миновав Иерусалим.

Таковы Евангельские события, которыми сопровождалось славное Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа. Святая Церковь все это ясно выражает в своей богодухновенной песни: «Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангелы с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». (Конд. праздн.)

 Итак ныне воплотилось от Девы сущее прежде века Слово; ныне вочеловечился Бог, ныне родилось Отроча, о Котором предрек Исаия: ныне пришел Избавитель, Который возвещен был падшим Праотцам в раю; — ныне явился Христос, чтобы спасти род человеческий от клятвы, и вместо смерти даровать жизнь вечную верующим в божественное и спасительное пришествие Его. Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Беседа 5. На Богоявление Господне (О Крещении Господа нашего Иисуса Христа от пророка Предтечи Иоанна во Иордане)

«Господи благослови!»

Ныне Святая Христова Церковь совершает светлое торжество, в воспоминание того, что Господь и Спаситель наш благоизволил креститься от Иоанна во Иордане.

Родившись по плоти от безневестные и пречистые Девы Марии, обрученной старцу Иосифу, Господь наш Иисус Христос дни младенчества и отрочества Своего провел в Назарете в дому

Праведного Иосифа, вместе с Мариею Матерью Своею, как человек обыкновенный, не начиная еще совершать проповедью, знамениями и делами того великого назначения, для которого Небесный Отец послал Его в мир. Как же скоро Он достиг тридцатилетнего возраста, и когда уже надлежало Ему вступить в великое осуждение искупителя рода человеческого, тогда явился в пустыне Иорданской проповедник покаяния и провозвестник приблизившегося царствия Божия, Предтеча и Креститель Иоанн. Этот великий Пророк родился, по благовестию Ангела, от Иудейского священника Захарии и праведной Елисаветы, которая была родственница Пресвятой Деве Марии. С самого младенчества пребыв в пустыне, как земной Ангел, Иоанн наконец оставляет пустыню, и приходит на реку Иордан. Здесь кающимся иудеям он предлагает крещение в воде, объявляя себя Предтечею Христа и возвещая грядущего за собою Спасителя, Который, как, Бог, крестит Духом Святым. В то время, как многие из благочестивых иудеев принимали крещение от Иоанна, приходит к Иоанну Иисус, и требует от него крещения. Иоанн, по откровению свыше узнав в Иисусе Бога и Спасителя мира, в изумлении и трепете удерживает Его, и говорит: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Матф. 3: 14); но Иисус повелевает ему оставить то, что он чувствует, как человек, и делать то, чего хочет и требует Бог; «так, говорит, так надлежит нам исполнить всякую правду» (Матф. 3: 15). Креститель, как раб, повинуется гласу Владыки,—и лишь только погрузился Иисус в водах Иордана, и Иоанн крещающею рукою коснулся божественной главы Его, вдруг отверзлись небеса; Дух Святый, в виде голубя, сошел на крещаемого Богочеловека, и глас Небесного Отца возгремел над водами Иордана: «се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3: 17). Таким образом Сам Бог—Отец во услышание всех возвестил, что крещаемый Иисус есть возлюбленный Сын Его, а Дух Святый Своим являем над Иисусом, в виде голубя, указал всем сего Единородного и Единосущного Сына Божия. Так в первый раз с совершенною ясностью открылось миру на Иордане непостижимое таинство Пресвятой и Пребожественной Троицы, во имя Которой должны креститься все спасаемые о Господе Иисусе. И это ясно выражает Св. Церковь в своей праздничной песни: «во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебя, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение» (троп. праздн.).

Спаситель наш Иисус Христос благоволил восприять крещение от Иоанна не для очищения грехов, как Безгрешный, а для того, чтобы исполнить, как Сам Он сказал Иоанну, ту правду, которую Он принял на Себя, как Ходатай и Искупитель, Иже, по слову святого Апостола Павла, «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек»  (Филип. 2: 6, 7); для того, чтобы, как богомудрствует Церковь, «водами погребсти человеческий грех» (прип. кан.); для того, чтобы, по словам Ее же, освятить водное естество (прип. празд. кан.), которое предназначалось к великому христианскому таинству; для того наконец, чтобы Своим божественным крещением предначать и предосвятить то спасительное крещение, которое Он благоволил установить в Церкви Своей и которого сила и благодать проистекает от единого источника благодати — Христа, Бога и Спасителя мира.

Святая Христова Церковь, торжественно воспоминая ныне крещение Господне, показывает нам, что наше спасение возможно силою благодати Святаго Духа, что для нас необходимо было крещение, и омывая нас освященною водою, заповедует нам очищение душ и сердец наших, чтобы удостоиться нам жизни блаженной. Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Беседа 6. На Сретение Господне (О принесении Господа нашего Иисуса Христа в храм Иерусалимский, и о сретении Его праведным Симеоном)

«Господи благослови!»

Дивный в судьбах Своих Бог, избрав Себе народ Израильский, дал ему чрез Моисея Свои божественные законы, между которыми были закон очищения жены после рождения младенца, и закон посвящения Богу каждого рождаемого первенца мужеского пола. По силе таковых законов, жена, родившая младенца мужеского пола, должна была чрез 40 дней по рождении явиться в храм Иерусалимский и принести жертву о очищении, и если младенец был первородный, то, представив его в храм, посвятить Господу с приношением за него жертвы искупления.

Таковым божественным законам благоизволил подчиниться Сам младенствовавший Законодатель, Господь Иисус, равно как

и Матерь Его, Непорочная Дева. Когда после рождества Спасителя исполнилось сорок дней, тогда Обручник Иосиф и Св. Мария с младенцем Иисусом пошли из Вифлеема в Иерусалим, чтобы новорожденное Отроча поставить в церкви пред Господом и принести жертву за Него, а Матери Его Марии принять молитвенное благословение от священника, и также принести жертву о очищении, какой требовал закон, по состоянию их. Но вот, лишь только Мария с Младенцем и Иосифом взошли во храм, как вдруг, по устроению Божию, являются Праведники, и Младенца Иисуса всенародно провозглашают Владыкою живота и смерти и Избавителем мира. Это были старец Симеон и благочестивая вдовица Анна. Симеон, муж праведный и благочестивый, получивший от Духа Святаго откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, и потому ожидавший сего божественного Помазанника, пришел, по внушению Духа Божия, во храм; и как скоро вступили в оный Мария и Иосиф, встретив их, он подходит к Марии, берет Младенца Иисуса на свои старческие руки и говорит к Нему: «ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»  (Лук. 2: 28, 29, 30, 31, 32). Слушая слова сии, Иосиф и Мария дивились им; но Симеон, продолжая богодухновенное пророчество, обратясь к Марии, и указывая на Младенца, сказал Ей: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле, и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лук. 2: 34, 35), предвозвестив Ей сими словами те лютые болезни и скорбь, которыми Она уязвлена была при страдании и распятии Сына Своего. В то же время подходит и праведная Анна, которая все время вдовства своего посвятила Богу, прожив до глубокой старости при храме в посте и молитвах, и также пророчествует о Христе, и всенародно объявляет Его Спасителем мира.

После таких чудных откровений о Младенце Иисусе, Праведный Иосиф и Святая Мария исполняют то, что предписывал им закон, т. е. посвящают Богу новорожденное Отроча, и приносят за Него и за Матерь Его жертвы. Так посвящен Богу Первенец, Который есть Единородный Сын Божий, перворожденный всея твари, и искуплен жертвою Тот, Который Своею крестною жертвою должен был искупить весь род человеческий. Так освятилась жертвою очищения и Матерь Иисусова, Та, Которая, как нетленная и непорочная Дева, не имела скверны, и как Матерь Божия, Сама была источником святыни. Исполнив все по закону,

Богоматерь с Божественным Младенцем и Обручником Ее возвратились в город свой Назарет.

Праздник Сретения Господня поучает Христиан тому, чтобы и они, посвящая себя Богу, приносили Ему души и телеса свои в жертву живую, чистую и благодатную, чтобы, по примеру Пророчицы Анны, как можно чаще пребывали в дому Божием, и благоугождали Господу молитвами и постом, и, подражая Богоприимцу Симеону, искали благодатного утешения и спасения во Христе, вверяя Его всеблагому промышлению свою жизнь и смерть. Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Беседа 7. На Благовещение Пресвятой Богородицы (О Благовестии Пресвятой Деве Марии от Архангела Гавриила в Назарете и о преестественном зачатии ею Иисуса Христа, Сына Божия).

«Господи благослови!»

Святая Церковь ныне торжественно совершает воспоминание преестественного зачатия и воплощения Сына Божия, Спасителя нашего Иисуса Христа, когда Архангел Гавриил, явясь Пресвятой Деве Марии, благовествовал Ей бессеменное рождение.

 Пречистая Дева Мария, после обручения Своего старцу Иосифу, оставила Иерусалимский храм, при котором получила воспитание, и переселилась в Назарет, в дом Обручника своего. Вскоре за сим последовало святое благовещение от Архангела, как повествует нам божественное Евангелие. По преданию, пред явлением Архангела Непорочная Дева в уединении и после глубокой, пламенной молитвы, занималась чтением священных пророческих книг; вдруг предстал Ей посланный от Бога Архангел Гавриил, и приветствуя Ее, сказал: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лук.1:28). Смиренная Дева, услышав сии слова, пришла в недоумение и смятение, размышляя в себе, что бы значило такое многознаменательное приветствие; но Архангел, ободрив юную Отроковицу благоволением Божиим к Ней, начал самое благовестие о зачатии и рождении Сына, и сказал: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лук.1:30,31,32,33). Как скоро Мария Непорочная и Пречистая Дева. Которая возлюбила чистоту девства и дала обет навсегда пребыть Девою, услышала от Ангела возвещаемое Ей зачатие и рождение сына, тотчас вопросила Ангела: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лук.1:34) Как могу Я зачать и родить, когда не имею мужа, а только обручена? Как буду Я матерью, когда решилась навсегда пребыть и пребуду девою? Ангел ответствовал Ей, что Она пребудет девою, и однако ж зачнет и родит,—зачнет силою и наитием Св. Духа и родит не простого человека, а Сына Божия. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1:35). Чтобы утвердить Святую Деву в мысли о столь необыкновенном зачатии и рождении, Архангел представил Ей в пример родственницу Ее, праведную Елисавету, которая, также по благовестии Ангела, шестью месяцами ранее зачала Предтечу. Хотя Елисаветино зачатие не было бессеменным, так как Елисавета имела мужа; однако ж поелику она была от юности неплодна, и зачала сына уже в старости, то зачатие ее получило силу также от силы Божией и от благоволения Всевышнего. «Вот и Елисавета, говорит Ангел, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,  ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук.1:36,37). Представленный Архангелом пример указывал на всемогущество Божие: ибо, по слову Благовестника, «Бог идеже хощет, побеждается естества чин» (стихир. Благов.). Святая Дева получила таким образом объяснение, что Всевышний благоволил совершить на ней Свое божественное смотрение, и что, по премудрому изволению Его, она есть та самая дева, которую предвозвестил Исая, и о которой предрек, что зачнет и родит Спасителя миру, как написано: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»  (Ис.7,14). Богоизбранная Матерь, видя премудрое смотрение Божие, как смиренная раба, всю себя предала в волю Бога и Творца своего. Се раба Господня, сказала она Архангелу, буди Мне по глаголу Твоему (Лук.1:38). После сего Архангел отошел от Марии и сделался невидим, а непорочная и неискусобрачная Дева, прияв Духа Святаго, бессеменно зачала во чреве Своем Бога и человека, Спасителя нашего Иисуса Христа.

Святая Церковь, празднуя ныне благовещенье Пресвятой Богородицы, благовествует Христианам радость великую, и именует праздник сей главизною нашего спасения. «Днесь, поет Она, спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует» (троп. праздн.). Возвещая спасение падшего рода человеческого, неисповедимою премудростью Божиею устрояемое, Она располагает всех к молитвенному прославлению Сына Божия, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и к ублажению Пречистой Богоневесты и Матери Божией гласом Архангела: «радуйся, благодатная; Господь с Тобою». Ему же слава во веки веков. Аминь.

Беседа 8. В неделю Ваий (О Входе Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим и о торжественном сретении Его)

«Господи, благослови!»

После святой Четыредесятницы, которая оканчивается пятком на субботу праведного Лазаря, Православная Христова Церковь воспоминает последние дни земной жизни Спасителя нашего Иисуса Христа, и с особенною торжественностью празднует славный вход Его в Иерусалим по воскрешении из мертвых четверодневного Лазаря.

Возлюбленный ученик и друг Христов, Лазарь, заболел и в скором времени умер. Это было в Вифании, которая находилась недалеко от Иерусалима. Чрез три дня после смерти и погребенья Лазаря приходит в Вифанию Иисус. Услышав о сем, печальные сестры Лазаревы, Марфа и Мария, которых также любил Господь, одна за другою встречают Его, бросаются к ногам Его и говорят Ему, что если бы Он был у них, брат их не умер бы. Иисус Христос утешает плачущих сестер, предвозвещает им воскресенье брата и, в сопровождении многочисленного народа, идет прямо ко гробу, в котором лежал умерший Лазарь. После краткой молитвы к Богу Отцу Своему, Владыка живота и смерти во всеуслышание взывает к мертвецу, повелевает ему выйти из гроба, — и Лазарь, повинуясь гласу Творца, мгновенно встает и, обвязанный полотном, приходит к Иисусу, от Которого в другой раз получил дыхание и жизнь. Столь великое и славное чудо воскресения Господь наш Иисус Христос благоволит всенародно совершить как для того, чтобы показать, что Он Господь и Зиждитель всех, Который имеет некогда воскресить все человечество, как поет ныне Церковь: «общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже» (троп, празд.), так и особенно для того, чтобы утвердить Своих учеников при наступавшем Его страдании и смерти, и уверить их в собственном Его воскресении, как воспевает опять Св. Церковь: «честное воскресение Твое прообразуя нам, из мертвых воздвигл еси Лазаря, друга Твоего, Блаже» (стих, на Госп. воз.). Это чудо тотчас сделалось известным в Иерусалиме, и тогда как иудейские князи и первосвященники, снедаемые завистью ко Христу, уже положили в нечестивом совете своем умертвить Его, народ хотел видеть в Нем своего славного Царя и готовился торжественно встретить Его.

На другой день по воскресении Лазаря, Спаситель наш благо- изволил шествовать в Иерусалим. На пути повелел Он двум ученикам Своим привести молодого осленка, на которого воссед, следовал, как победитель и царь, со славою, по пророчеству Захарии: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Иоан.12:15). Услышав о сем, Иерусалимляне вышли на встречу Христу; и как только начал Он нисходить с горы Елеонской, открылось всеобщее торжество. Ученики пели хвалебные песни, народ снимал с себя одежды и постилал по дороге, многие резали ветви с дерев и бросали пред Иисусом, иные шли держа в руках финиковые ветви; все, и предшествовавшее и сопровождавшие, восклицали: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних»  (Матф.21:9). Так встретил Иисуса народ Иерусалимский, после того, как он услышал о совершившемся в Вифании славном воскресении Лазаря.

Святая наша Церковь благолепно воспоминает ныне этот царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, прославляя вместе и чудесное воскресение Лазаря. По установлению Ее, все Христиане в настоящий день приемлют вайи в руки и воспевают хвалебные песни Победителю смерти и Разрушителю ада, Спасителю Иисусу Христу, предпразднествуя тем самым и грядущее славное Его из мертвых воскресение. И мы, «яко отроцы победы знамения носяще, Победителю смерти вопием: осанна в вышних; благословен грядый во имя Господне» (троп. празд.). Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Беседа 9. На страсти Господни (О страдании и смерти Господа нашего Иисуса Христа)

«Господи благослови!»

Душеполезную совершивши Четыредесятницу, вот, братья, мы уже сподобились видеть и святую седмицу вольной страсти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В сии последние дни святой и великой седмицы Православная Церковь представляет благочестивому нашему взору крест и гроб Христов, и с умилительною торжественностью воспоминает страшные страсти, распятие и погребение Его. Последуем теперь с благоговейным вниманием и чувством за Христом, чтобы видеть, сколь многие и великие страсти подъял за нас Божественный Ходатай и Искупитель наш.

Пред наступлением Иудейской пасхи, прежде страдания Своего, Господь наш Иисус Христос возжелал совершить с учениками Своими вечерю, чтобы на оной преподать им последние наставления, установить новый завет в Своем божественном теле и крови и заповедать всему миру новую, христианскую пасху. И вот за день до Иудейской пасхи, т. е. в четверг посылает Он в Иерусалим двух учеников приготовить Ему горницу. По окончании дня Господь приходит сюда с Апостолами и начинается тайная вечеря. Во время этой вечери Он изволил собственными руками умыть ноги учеников и тем показать высочайший образец смирения и служения ближним. Потом, возлежа за трапезой, Спаситель взял хлеб, преломил и подал ученикам, сказав им: «примите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов, и после опять подав им чашу с вином, сказал: пейте от нее вси, сия есть кровь Моя нового завета, яже за вы и за многие изливаемая, во оставление грехов», и заповедал им совершать это всегда «в Его воспоминание» (Лук.22:19). Причастив Апостолов под видом хлеба и вина Своим пречистым телом и Своею божественною кровью, Он объявил им Своего предателя Иуду Искариотского, который, по внушении дьявола, тотчас и вышел из горницы на совершение страшного предательства. Господь, оставшись в горнице с прочими Апостолами, дал им самые трогательные наставления, принес пламенную молитву к Отцу Своему, и вместе с ними вышел к горе Елеонской. Была уже глубокая ночь. Господь, оставив Апостолов в некотором отдалении, вошел в сад Гефсиманский на молитву. Здесь Он три раза молился с коленопреклонением и слезами до кровавого пота, готовясь испить горькую чашу страданий, в каковом подвиге для ободрения и утешения Его явился Ему Ангел Господень. Провидя, что предатель Его уже приблизился, оставляет сад и выходит на встречу Иудеям. Иуда первый подходит к Нему и предательски целует Его; но Господь Сам объявляет о Себе и допускает воинов взять и связать Себя. Тогда все ученики Его, от страха, разбежались, хотя незадолго перед тем обещались умереть с Ним. Иисус Христос приведен был на суд в дом первосвященника Анны, а потом Каиафы, где собрался весь Иудейский Совет. Когда на вопрос Первосвященника Он объявил Себя Сыном Божиим, нечестивый Совет принял это за богохульство и, признав Его достойным смерти, предал тут же на поругание, оплевание, биенье и заушение. В это время Апостол Петр, издали наблюдавший за своим Учителем, быв обличен от служителей архиерейских, трижды отрекся Христа и вышел вон с горькими слезами раскаяния. Наступил пяток. Поутру Иисус Христос, как преступник и злодей, приведен был на суд к Римскому правителю Пилату. Пилат знал невинность Иисуса и то, что Иудейские учители и первосвященники по зависти предали Его, а потому не раз хотел освободить Его; но, не смотря на то, ослепленный народ, по наущению старейшин, требовал смерти Иисуса. Малодушный Пилат, в намерении смягчить жестокосердие Иудеев, повелел бить Иисуса. Тогда Господь наш, Царь и Владыка всех тварей, принял новое поругание в доме Пилата. После жестокого бичевания, одели Его в багряницу, возложили на главу Его венец из терния и, дав в руки Его трость, ругались над Ним, кланяясь Ему и называя Его Царем, и тою же тростью били Его по главе Его. В этом измученном и окровавленном виде Пилат представил Иисуса пред народ и снова хотел отпустить Его; но неистовый народ упорно требовал у Пилата смерти Иисусу, и Пилат, побежденный сим требованием народа и угрозами лишения милости у Кесаря, умыв руки пред народом, как неповинный в крови Праведного, отдал Иисуса на распятие. Осужденный Праведник взял крест Свой на рамена Свои и приведен был воинами за город, на гору Голгофу, которая была местом казни преступников. Здесь, в самый полдень, воины распяли Его с двумя разбойниками по правую и по левую сторону. Божественный Страдалец и на кресте должен был терпеть хулы и поношение от народа Иудейского и воинов Пилатовых, и когда от смертной болезни почувствовал жажду, Ему, вместо вина, поднесли уксус с желчью. Искупитель мира, вися на кресте, принес молитву за Своих распинателей, обещал одному из повешенных с Ним разбойников благоразумному рай, поручил Матерь Свою возлюбленному ученику Своему Иоанну и, в три часа пополудни, предал дух Свой в руки Бога Отца. Во время распятия Господня произошли страшные знамения. Солнце померкло и наступил мрак, земля тряслась, горы расселись, гробы отверзлись и многие Святые ожили, завеса во храме Иерусалимском раздралась сама собою. Так Бог Отец возвестил всему миру смерть Единородного Сына Своего, Спасителя нашего Иисуса Христа. В вечеру, когда воины, перебив голени распятым для ускорения их смерти, пришли к Иисусу и нашли Его уже умершим, один из них пронзил Его копьем в бок, из которого истекла кровь и вода. В глубокий вечер того же дня Иосиф Аримафейский, член Иудейского совета, с Никодимом, учителем Иудейским, сняли тело Иисусово с креста и, обвив оное плащаницею, положил во гробе, который был высечен в той же горе Голгофской, а на другой день, утром, первосвященники и старейшины Иудейские выпросили у Пилата стражу и приставили оную ко гробу Иисуса, запечатав и самый камень, которым закрыт был вход в гробовую пещеру.

Так совершились страдания и смерть, которые претерпел за нас Сын Божий, Господь Иисус Христос, чтобы очистить наши грехи, избавить нас от клятвы и, умертвив смерть, даровать нам жизнь вечную. Святая Церковь, воспоминая теперь страсти Господни, повелевает нам в умилительных песнопениях и молитвах благодарить и прославлять Искупителя нашего, благоговейно покланяться Ему и с верою и любовью лобызать пречистые язвы Его в очищение грехов и в освящение душ наших, учит нас последовать Ему в умерщвлении плоти и страстей, по словам Св. Апостола Петра: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр.2:21), и заповедует нам избегать грехов и жить в преподобии и правде все дни живота нашего, увещевая словами того же Апостола:  Христос «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петр.2:24). Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Беседа 10. На праздник Антипасхи (О воскресении Господа нашего Иисуса Христа и о последовавших затем явлениях Его)

«Господи благослови!»

По благодати Божией сподобились мы, православные христиане, видеть светлые дни воскресения, прославили Христа, восставшего из мертвых, торжественно совершили пасху священную, пасху Божию спасительную. Но вот, Св. Церковь, воспоминая явление воскресшего Господа всем Апостолам, последовавшее в восьмой день по воскресении Его, паки призывает верных на прославление воскресшего Спасителя нашего Иисуса Христа и настоящий день торжествует по подобию других великих праздников! Итак, обратимся паки умом и сердцем к божественному и спасительному событию воскресения, и услышим из благовестия Евангельского, как последовало святое и живоносное воскресение Христово.

По прошествии субботы, которая у Иудеев была праздником и днем покоя, в следующий день Мария Магдалина и другие женщины, именуемые Мироносицами, пришли рано поутру с ароматами ко гробу Иисусову, чтобы помазать тело своего Учителя, чего не успели они сделать в пятницу; но гроб был уже празден и в нем не было пречистого Тела Господня. Распятый Искупитель наш, силою божества Своего, воскрес из мертвых в третий день, как предрек Он Своим ученикам. В самую минуту воскресения явился Ангел Господень на гроб Жизнодавца и отвалил камень от дверей гроба, от чего произошло великое землетрясение. Воины, которые охраняли гроб, пришедши в страх от явления Ангела и землетрясения, бежали от гроба и некоторые из них донесли первосвященникам Иудейским о том, что случилось при гробе. Между тем, когда жены Мироносицы приступили ко гробу Господню, нашли, что камень отвален от гроба и увидели Ангела, который сидел на камне и говорил им, что распятый Иисус воскрес. Мироносицы со страхом и радостью побежали к Апостолам, чтобы возвестить им воскресение Христово; но Апостолы от радости и недоумения не поверили им, и двое из них, Петр и Иоанн, тотчас побежали ко гробу, где однако ж нашли и увидели только погребальный одежды.

Вскоре за сим начинаются явления и Самого воскресшего Спасителя нашего Иисуса Христа. Говорим: «явления», потому что Господь Иисус, по воскресении, имел тело Свое уже тонкое, духовное, а потому и был не видим; являлся же, или видимо показывал Себя Мироносицам и Апостолам для того, чтобы уверить их в Своем воскресении. Итак, Господь является сперва Марии Магдалине. Стоя у гроба Христова, Мария оборотилась назад и, увидев человека, почла его за садовника. Но это был Сам Господь, Который открылся Марии, назвав ее собственным ее именем. Когда же Мироносицы бежали от гроба, чтобы возвестить Апостолам то, что слышали они от Ангела, Господь, опять явившись, встретил их на пути и приветствовал их «радостью». Где и как явился Он Апостолу Петру, Святое Евангелие не раскрывает подробно, но Господь и его удостоил особого явления Своего. В вечеру того же дня, два ученика, Лука и Клеопа, шли из Иеру- салима в селение Еммаус. На дороге является им Господь и, приняв вид обыкновенного путника, присоединяется к ним, беседует с ними о том, что случилось в то время в Иерусалиме, и изъясняет им тайну искупления. Достигнув селенья, все они входят в один дом, где садятся для вкушенья вечерней пищи. Господь, по обычаю, берет хлеб, преломляет и подает ученикам. Тотчас ученики узнают Его, но Он уже стал невидим. Наконец в самый поздний вечер воскресший Иисус является в Иерусалиме всем Апостолам, которые, кроме Фомы, были вместе в одной горнице. Приходит к ним сквозь запертые двери, приветствует их миром, показывает им пронзенные руки, ноги и ребро и вкушает при них рыбу и мед для уверенья их в истинности Своего воскресенья. Все эти явления Господа и Спасителя нашего последовали в самый первый день воскресенья Его, но Он продолжал являться Апостолам и в последующее время до самого вознесенья на небо. Так Он явился в восьмой день по воскресении Своем и ощутительнейшим образом показал Апостолам истину Своего воскресенья. Когда в первый день Господь явился Апостолам в заключенной горнице, тогда не было Апостола Фомы, который, не смотря на свидетельство прочих Апостолов, не соглашался верить воскресенью Господа дотоле, пока не увидит и не осяжет язвы страстей Его. Посему вторично является Господь Апостолам, когда был и Фома с ними, и, прямо обращаясь к Фоме, повелевает ему осязать пронзенные руки и ноги и ребро,—и Фома, уверившись в действительности воскресенья своего Учителя, исповедал Его «Господом и Богом».

Сими и другими явлениями Своими Господь Иисус Христос совершенно уверил Апостолов и других Своих последователей в Своем воскресении, и тем самым утвердил всех в непоколебимом исповедании, что Он есть истинный воплотившийся Сын Божий, посланный от Небесного Отца, Искупитель мира, в Которого мы должны веровать, и о имени Которого созидать свое спасение, последуя увещанию возлюбленного Апостола и Благовестника Христова: «сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его»  (Иоан. 20:31); «ибо нет, как проповедывал Апостол Петр, другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.  (Деян.4:12). Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Беседа 11. На Вознесение Господне (Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо)

«Господи благослови!»

От первого дня Святой Пасхи до ныне Святая Церковь в богослужебных песнях своих ежедневно прославляла святое и живоносное воскресение Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и сегодня совершила окончательное празднование или отдание Пасхи. Ныне предначинает Она торжествовать славное вознесение Господа Иисуса на небо. Воскресший Господь Иисус в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам и Апостолам, уверяя их в Своем воскресении, изъясняя им тайны царствия Божия, а в сороковой день оставил землю и учеников, и вознесся на небо, в славу Бога Отца Своего.

Славное вознесение Господа нашего Иисуса Христа последовало в присутствии всех Апостолов на горе Елеонской, которая находится близ Иерусалима. Явившись в последний раз ученикам Своим, воскресший Спаситель послал их в мир проповедывать Евангелие всем народам, дал им наставления к устроению благодатной Церкви Божией на земле, и обещал облечь их божественною силою Святаго Духа. На вершине горы, оставляя Апостолов видимо и обещаясь невидимо пребывать с ними во все дни до скончания века, Он, подняв Свои божественны руки, благословил их, и в то же самое время отступил из среды их и  начал восходить на небо. Апостолы смиренно поклонились Господу, когда Он благословлял их, и с трепетным изумлением смотрели в след Его возносившегося, пока, наконец, облако скрыло Его от взоров их. Но Господь не умедлил утешить Учеников Своих в столь неожиданном ими и прискорбном для них разлучении. Тотчас явились Апостолам два мужа в белых одеждах. Это были Ангелы, которых вознесшийся Иисус, как Господь и Владыка Ангелов, послал на землю к Апостолам. Ангелы сказали им: «мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Услышав от Ангелов столь утешительную весть, что Божественный Учитель их паки придет на землю, Апостолы с радостью оставили Елеон и возвратились в Иерусалим.

Столь славно было видимое вознесение Иисуса Христа на небо, о котором повествуют нам божественные Евангелисты, но еще гораздо славнее дальнейшее невидимое восхождение Его к Отцу Своему, в вечное божественное царство. Тогда Святые Ангелы с трубным гласом сретали и сопровождали Господа, как сказал Пророк: «восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс.46:6). Дух Святый повелевал небесным Силам отверзть Искупителю врата вечного царства славы, как засвидетельствовал тот же Пророк: «поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!»  (Пс.23:7). Сам Бог Отец с любовью ожидал и принял к Себе возлюбленного Сына Своего Богочеловека Иисуса Христа, Которого и посадил одесную Себя, сказав Ему: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.109:1).

Так, Господь Иисус Христос в сороковой день по воскресении Своем восшел на небо к безначальному Отцу Своему с человечеством, и воссел одесную престола величествия на высоких. По вознесении Своем, Он не оставил последователей Своих сирыми, не разлучился с верующими, но благодатью Своею пребывает с ними неотступно по божественному Своему обещанию: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28: 20); и наконец паки придет на землю со славою, как Господь и Владыка, имеющий вечно царствовать с верующими. Ибо Он для того и восшел на небо, чтобы там уготовать обители царствия, и ввести туда всех верующих в Него, и работающих Ему в благочестии и святости жизни, как Сам Он объявил Апостолам пред страданием Своим: «иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан.14: 2, 3). Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Беседа 12. На Пятидесятницу (О Сошествии Святого Духа на Апостолов)

«Господи благослови!»

«Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие» (стих. на вел.

веч.). Сими словами огласила нас Святая Церковь, предначав ныне светлое христианское торжество. Итак настоящей праздник наш есть торжественное воспоминание сошествия Святаго Духа на Апостолов, Которого послал от Отца воскресший и вознесшийся Искупитель наш Иисус Христос. Это сошествие Божественного Духа последовало в пятидесятый день по воскресении Христовом, а потому оно и есть новая, духовная, христианская Пятидесятница.

У Иудеев был великий праздник, называвшийся Пятидесятницею. В пятидесятый день по исшествии Евреев из Египта, они с горы Синая приняли от Бога чрез Моисея закон. Господь заповедал Иудеям праздновать эту пятидесятницу; но Он же предвозвестил им и новую пятидесятницу, когда устами Пророков обещал им благодатный закон Духа. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иерем.31:31,32, 33). Сию то новую пятидесятницу, которая заступила место Иудейской пятидесятнице, празднуют ныне Христиане. Сие духовное, благодатное законоположение, которое дал человекам сошедший на Апостолов Божественный Дух, торжественно воспоминает ныне христианская Церковь. «Ныне от Сиона изыде закон, языкоогнеобразная Духа благодать» (ирм. 5 песн.), поет Она. Ибо Св. Дух, сошел на Апостолов и всех верующих, силою благодати начертал в сердцах их закон любви, как говорит Св. Павел: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5), а любовь, по словам того же Павла, есть исполнение закона (Рим.13:10).

О пришествии Божественного Утешителя и об излиянии благодатных даров Его на верующих предрекли еще Пророки. «И будет после того, сказал один из них от лица Божия,  излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил.2:28). Спаситель наш Иисус Христос и прежде и после воскресения Своего обещал ученикам Своим Утешителя Духа. «И Я умолю Отца, говорил Он пред страданием Своим, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоан.14:16,17). «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас, говорил Он и по воскресении, вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше»  (Лук.24:49);  «вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян.1:5). И действительно: в десятый день по вознесении Господа Иисуса Христа на небо, в пятидесятый же от воскресения Его, чудесно сошел святый и Божественный Дух в Иерусалиме на Апостолов, как повествует богоглаголивый Лука. Когда ученики Господни с Мариею Богоматерью и другими благочестивыми женщинами, собравшись в Сионской горнице, все вместе пребывали в молитве, утром в пятидесятый день вдруг услышали шум с неба, как бы несущуюся сильную бурю, которая проникла и наполнила дом, где находились Апостолы, и на каждом из присутствующих показался пламенеющий свет, на подобие огненных языков. Это было пришествие Утешителя Святаго и Божественного Духа, Который в виде огненных языков явился, и просветил и умудрил Апостолов, так что они в тот же самый час начали говорить разными языками и прославлять на сих языках великие и чудные дела Божии. Народ, собравшийся на это необыкновенное происшествие, смотрел с недоумением на Апостолов: но Петр, исполненный Св. Духа, изъяснил им это событие словами Пророка, и, обратив ко Господу Иисусу три тысячи душ, положил начало спасительной проповеди Евангелия, которая, по заповеди Спасителя, устами Апостолов должна была пронестись во все концы мира.

Таковым сошествием Св. Духа оправдались божественные обетования Спасителя нашего Иисуса Христа, утвердилось спасительное учение Его, открылась сила смерти и воскресения Его, и запечатлелось все божественное смотрение о спасении человека. Явлением Св. Духа окончательно изъяснилось, сколько сие было нужно, таинство пресвятой Троицы: ибо Бог Отец послал в мир Сына Своего; Сын Божий пришел на землю для спасения человека, а Дух Святый излил божественные дары Свои на Апостолов и всех верующих. Посему настоящий праздник называется и во истинну есть всечестный день Святой Пребожественной Троицы, Которую православно и благочестно исповедывать учит Святая Церковь, и на поклонение Которой призывает ныне всех; «приидите людие, поет Она, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце со Святым Духом (слав. на стих. вечерн.). В Троице славивому Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Беседа 13. На Преображение Господне (О Преображении Господа нашего Иисуса Христа)

«Господи благослови!»

Спаситель наш Иисус Христос, преподавая божественное учение Своим ученикам и Апостолам, начал, под конец Своей проповеди, открывать им о будущем Своем страдании, смерти и воскресении. Когда Он объявил об этом в первый раз, Апостолы пришли в такое недоумение, что Петр, не постигая тайны искупления, начал противоречить Спасителю и отклонять Его от спасительного страдания, для которого Он пришел. Премудрый и Милосердый Господь, желая предуготовить учеников к Своей крестной смерти и вместе утвердить их в том, что Он, как Владыка живота и смерти, имеет претерпеть вольную страсть для нашего спасения, благоизволил однажды преобразиться пред учениками и показать им славу Своего божества, сокрытую Им под покровом плоти человеческой.

По прошествии шести дней от первого возвещения ученикам вольной Своей страсти, Господь, как повествуют божественные Евангелисты, приходит с Апостолами к горе Фаворской. Взяв троих из них, Петра, Иакова и Иоанна, Он восходит с ними на вершину горы и там проводит в молитве целую ночь. В продолжение молитвы произошло откровение божественной славы. Иисус преображается, открыв из-под завесы плоти Свое божество; лице Его Сияет, как солнце, а ризы блистают, как чистый свет. Являются к Нему также в прославленном виде два Пророка: Моисей, который избавил Еврейский народ от египетского рабства, и Илия, который восхищен был на небо, беседуют с Иисусом о страдании и смерти Его, которые Он имел восприять в Иерусалиме, и тем самым свидетельствуют о Христе, что Он есть обетованный Спаситель мира. В это самое время пробудились Апостолы, которые погрузились в глубокий сон. Увидев славу преображения, они пришли в необыкновенный восторг, и один из них, Петр, подошед к Иисусу, сказал Ему: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лук.9:33), не зная сам, как замечает Евангелист, что говорил от преизбытка сладости божественной славы. Лишь только сказал это Петр, нашло облако и покрыло всех их, и тотчас услышан был из облака глас Небесного Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» (Матф.17:5). Апостолы, от страха, пали на землю, как повествует Евангелист, а Св. Церковь присовокупляет, что в это время «Фаворская гора светом покрывашеся, Ангели служаху страхом и трепетом, небеса убояшася, земля вострепета, видяще на земли славы Господа» (слав. на стих. вечерн.). Спаситель воздвиг падших Апостолов, которые, пришед в себя, не видели более ничего, кроме одного Божественного своего Учителя Иисуса в обыкновенном виде; ибо видение уже кончилось.

Таково Евангельское событие Преображения Господня, которое ныне воспоминает и прославляет Святая Христова Церковь. Оно необходимо было для Апостолов: ибо Иисус Христос по словам Церкви, для того и показал Ученикам Своим славу Своего Божества, чтобы они, «когда узрят Его распинаема, страданье Его уразумели вольное» (конд. празд.); для того и просветил светом Божества Своего пречистую плоть, чтобы прояснить им славное Свое из мертвых воскресение, как свидетельствует Святая Церковь: «прообразуя воскресение Твое. Христе Боже, тогда поят три Твоя ученики, на Фавор восшел еси» (слав. на стих. Велик. вечер.). Оно поучительно и для всех верующих; ибо Апостолы, бывшие очевидцами славы Преображения, проповедали всем, и все уверовали, что Христос есть Бог и Господь, «сияние славы и образ ипостаси» Бога Отца (Евр.1:3). В славе Преображения мы ясно созерцаем славу будущего нашего воскресения, ибо Иисус Христос, как учит Апостол Павел, «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Фил.3:21); созерцаем и славу будущего века и царствия; ибо тогда, по свидетельству Самого Иисуса Христа, «праведники» и все верующие и благоугождающие Ему «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Матф.13:43). Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Беседа 14. На Успение Пресвятой Богородицы (О Чудесном Собрании Апостолов ко преставлению Богоматери и о Бессмертном Успении Ее)

«Господи благослови!»

 Предочищенные постом, который Св. Церковь установила в честь бессмертного Успения Владычицы нашей Богородицы, наконец мы, православные Христиане, совершаем сие священное торжество Богоматери, воспоминая блаженную Ее кончину и честное преставление от земных к небесным. Ныне родившая Творца и Господа оставила мир, чтобы взойти к премирным селениям; ныне Матерь Присносущного Света покрылась сению смерти, чтобы явиться в живоносном свете и божественной славе; ныне Источница жизни заключилась во гробе, чтобы получить нетленную и вечную жизнь на небе. Предание Церкви сохранило самые утешительные черты чудодейственной кончины Матери Божией.

Известно из благовестия Евангельского, что Господь наш Иисус Христос с креста препоручил Матерь Свою ученику Своему Иоанну Богослову. С того времени Пресвятая Дева Мария пребывала в доме Св. Иоанна Богослова, на горе Сионской, до самой кончины Своей, которая последовала спустя пятнадцать лет после Вознесения Господня. В это время Матерь Божия как была сладчайшим предметом утешения и лицезрения для всех верующих, так и Сама находила сладкое утешение в непрестанном молитвенном посещении тех мест, которые освятил спасительными действиями и страданиями Сын Ее, Богочеловек Иисус Христос, как-то: Вифлеема, где Он родился, Гефсимании, где молитвенно предначал Свои страдания, и Голгофы, на которой был распят. Особенным же молитвенным прибежищем Ее была гора Елеонская, с которой Господь вознесся на небо, и на которой Она возносила к Нему Свои молитвы. За три дня до Своей кончины, когда Она молилась на горе Елеонской, явился Ей Архангел, принес финиковую ветвь из рая и предвозвестил Ей скорое отшествие Ее к Сыну и Богу. Пречистая Дева, возвратясь в дом, объявила о сем Апостолу Иоанну Богослову и прочим святым и начала благоговейно приготовляться к кончине. Ей весьма желательно было видеть еще всех Апостолов, которые находились в разных странах мира для проповеди Евангелия,—и вот святое желание Матери совершенно исполнил Божественный Сын Ея и Владыка мира. В самый день Успения вдруг услышался шум, на подобие сильной бури, и облака окружили дом, где находилась Матерь Божия с верующими. Это было чудесное прибытие всех Апостолов, кроме Фомы, которые невидимою рукою взяты были из разных стран мира и принесены в Иерусалим на облаках. Услышав от Иоанна Богослова о наступившей кончине Богоматери, Апостолы взошли в храмину, и, увидев Владычицу, поклонились Ей, как смиренные рабы, и получили от Нее кроткий и любезный привет и Богоматернее благословение. Вместе с Апостолами явились к Богоматери и другие ученики, как-то: Св. Павел, Дионисий Ареопагит, Иерофей и Тимофей. Когда все были в молитве и песнопении: видимо открылся верх храмины, и небесный свет осиял всех присутствовавших. Сам Господь, сошедши с неба со множеством Ангелов, приветствовал, как Сын, лежавшую на одре Пречистую Матерь Свою небесною радостью, и, приняв в Свои божественные руки пресвятую душу Ее, вознес с Собою на небо. В то самое время Матерь Господня мирно преставилась, как бы уснув тонким и сладким сном, и пречестное лицо Ее просияло нетленным светом, а из непорочного и пречистого тела, как из божественного сосуда, исходило небесное благоухание, и изливались бесчисленные исцеления страждущим. Апостолы с духовными песнями изнесли гроб Богоматери, пред которым Св. Иоанн Богослов нес финиковую ветвь, принесенную Архангелом из рая, и все шествовали для погребения Ее, по Ее Богоматернему завещанию, в весь Гефсиманскую. Во время шествия слышно было Ангельское пение на воздухе и произошли новые чудеса. Слуги нечестивых Иудейских первосвященников и старшин, и Иудейский священник Афоний дерзнули было, по злобе к Господу Иисусу Христу, опровергнуть несомый гроб Матери Его, и были наказаны, первые слепотою, а последний отъятием рук; но, уверовав в Господа и призвав милосердие Матери Его, в то же время все они исцелились. Достигнув Гефсимании, Апостолы с молитвами, песнопениями и поклонением погребли богоприятное тело Матери Господа и Учителя своего и остались тут до третьего дня. В третий день внезапно явился и Апостол Фома, принесенный силою Божиею также на облаке и, узнав о погребении Матери Божией, скорбел, что не сподобился видеть успение Ее, и поклониться святому и блаженному телу Ее. Апостолы, в утешение Фомы, решились открыть гроб Богоневесты, и, раскрыв, не нашли в нем пречистого тела Ее, а одни погребальный пелены. В недоумении и скорби, когда они в тот же день вечером сели за трапезу, вдруг явилась им Матерь Божия на воздухе в небесной славе, окруженная святыми Ангелами, и сказала им: «радуйтесь, Я пребуду с вами во все дни». Божественные Апостолы уверились и уверили всю Церковь, что Матерь Божия, Пресвятая Мария, чрез три дня по преставлении Своем боголепно воздвижена из гроба, и вместе с телом восприята в небесную славу царствия Сыном Ее и Богом, Господом Иисусом Христом.

Подлинно Пресвятая Матерь Божия, по собственным словам Ее, не оставила нас и по отшествии Своем в премирное селение Божие. Она, как Небесная Царица и Владычица, по изволению Сына и Бога Своего, владычествует в мире, хранит Святую Церковь Христову и показует бесчисленные чудеса Своего богоматернего милосердия. Она всему христианскому роду спасение, и всем земнородным верное прибежище, покров и веселие. Богу нашему слава во веки веков. Аминь.