свт. Иустин Полянский. т.10.4. Слова в Страстную седмицу

35. В понедельник Страстной седмицы, на литургии (На слова: «Грядый Господь к вольной страсти…»)
36. Во вторник Страстной седмицы, на литургии (На слова: «Чертог Твой вижду, Cпасе мой…»)
37. В среду Страстной седмицы, на литургии (На слова: «Отверзи Чертог, и украсися с ним Божественный брак…»)
38. В четверток Страстной седмицы, на литургии (На слова: «Во светлостех святых Твоих, во причастие святынь Твоих…»)
39. В пятницу Страстной седмицы, пред Плащаницей (На слова: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя…»)
40. В субботу Страстной седмицы (На слова: «И Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем»)

35. В понедельник Страстной седмицы, на литургии (На слова: «Грядый Господь к вольной страсти…»)

(Из слова Иннокентия, архиеп. Херсонского).

«Грядый Господь к вольной страсти, Апостолом глаголаша на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем: приидите убо и мы, очищенными смыслы сшествуем Ему, и распнемся и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним» (на Вечер. стихира 1-я).

Господь грядет на вольные страдания; и св. Церковь приглашает нас, и самое сердце наше побуждает нас, и самый долг наш велит нам сшествовать Ему, сораспяться с Ним, умереть для житейских сластей Его ради, чтобы и ожить с Ним…

 Но как и какими путями мы можем сшествовать Господу?

Первый путь к шествованию за Христом во дни страданий Его есть постоянное присутствование в эти дни при Богослужениях церковных. Богомудрые отцы Церкви так составили и расположили Богослужения настоящей седмицы, что в них живо отражается весь образ и вся постепенность страданий Христовых. Храм попеременно представляет собою то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу и вертоград Иосифов. Посему, кто постоянно в храме в эти дни, тот видимо сшествует Господу, грядущему на страдания.

Второй путь к шествованию за Христом, в настоящие дни, есть благоговейное чтение в Евангелии последних бесед и страданий Его. Средство сие есть всегда одно из действительнейших к тому, чтобы приблизиться в духе к Господу; но тем более оно не должно быть оставлено без употребления в продолжение настоящей седмицы. Чтение сие представляет всю удобность следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. Читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь живое участие в происходящем, идешь за Спасителем и страдаешь с Ним.

Третий путь к шествованию за Господом, в настоящие дни, есть благоговейное размышление о Его страданиях. Такое размышление, в случае необходимости, одно может заменить все другие средства. Ибо чрез размышление мы вообще сближаемся с лицами и вещами самыми отдаленными, усвояем их себе и как бы вводим их в свою душу. Представь страдания Христовы, как можно живее, в уме своем; спроси себя: за что и для чего страдал ни в чем неповинный? Св. вера скажет тебе: за мир, за грешников, за тебя; потом спроси еще: что требуется от грешника для того, чтобы страдание и смерть Спасителя не остались для него бесплодными? Та же вера скажет тебе, что для сего требуется усвоение умом и сердцем заслуг Христовых, покаяние и подражание Христу в благой жизни; а совесть подскажет тебе: усвоил ли ты спасение Христово, ожил ли ты Его смертию?.. Такие размышления удивительно как скоро приближают грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связуют с Крестом Его, сильно и живо вводят в участие к тому, что происходит на Голгофе.

Четвертый путь к шествованию за Христом, в настоящие дни, есть путь поста и молитвы, исповеди и причащения, иначе – особенно благоговейного говения. Пост, облегчая наше тело, а чрез то и душу, делает нас способнее к следованию за Христом, по тернистому пути Его. Молитва возносит нас выше обыденщины нашей и делает способными как бы лететь по пути сему, не чувствуя его неудобств. Исповедь, очищая и облегчая совесть, производит еще большую легкость духовную и заставляет не выпускать из виду Спасителя, страждущего за те грехи, в коих мы каемся. А причащение не только приближает нас ко Господу, но и соединяет с Ним самым неразрывным образом. И когда же нам, возлюбленные, необходимее и спасительнее соблюсти все это, как не во дни, в которые «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным»?

Наконец последний – очевидный путь к шествованию за Христом, в настоящие дни, есть шествование за Ним в меньшей Его братии, – оказание во имя Его помощи бедствующему человечеству. Путь сей может казаться отдаленным и не прямым; но в самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Ибо Спаситель наш столько любвеобилен, что все делаемое нами во имя Его, для страждущего человечества, усвояет лично Себе Самому. На самом страшном суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение.

Таковы, мои возлюбленные, главные и открытые для всех пути, коими христианин, в настоящие дни, может сшествовать грядущему на страдания Господу. Избирайте какой вам угодно из этих путей и какой для вас удобнее. – Ты, по бедности своей, не можешь напитать и одеть Господа в меньшей братии Его: прими сам от Него пищу в Евхаристии, одежду оправдания – в исповеди, облегчение – в посте и молитве. Не можешь быть в Церкви, – читай Евангелие, особенно о страданиях Господа. Не можешь и этого, – размышляй с молитвою о том, за кого и для чего пострадал Спаситель твой. Последнее, явно, возможно для всякого и везде: на пути и дома, на самом одре болезни и в темнице. Но идя и сим одним путем молитвенного размышления, можно вполне достигнуть цели, то есть – разделить с Господом Его страдания и смерть. А лучше идти всеми указанными путями; потому что все они удобно сливаются в один путь и ведут нас к небесному Чертогу вечной славы и блаженства, с Господом Искупителем и Спасителем нашим, Крестом вошедшим в славу Свою и нам отверзшим райские двери в Царство небесное. Аминь.

36. Во вторник Страстной седмицы, на литургии (На слова: ««Чертог Твой вижду, Cпасе мой…»)

(Из слова Иннокентия, архиеп. Херсонского).

«Чертог Твой вижду, Cпасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (Светилен).

Такую трогательную молитву влагает в уста наши святая Церковь, без сомнения, потому, что в ней выражаются те чувствования, коими должно быть исполнено сердце наше, особенно в настоящее время, – во дни страданий за нас Господа нашего. Он грядет на вольную страсть и нас за Собою влечет, чтобы потом войти и нас с Собою ввести в небесный Чертог вечной славы и блаженства.

Станем же мысленно на скорбном пути к Чертогу небесному и будем из глубины души и сердца взывать: «Чертог Твой вижду, Спасе мой…»

Как ни далеко заблудил я от дома Твоего, как мир и страсти ни заслепили очей сердца моего, как ни оземленел я всем существом моим, как ни глубока пропасть греха, в коей держит меня враг мой, но и я – недостойный – подъемлемый силою благодати Твоей, не оставляющей самого последнего из грешников, озаряемый светом Евангелия, вразумляемый примером избранных рабов Твоих, – возношусь иногда мыслию до той святой высоты, с коей все дольнее и земное кажется малым и ничтожным, а все небесное, святое, вечное видимо приближается ко мне и как бы зовет к себе… О, буди милосерд, Владыко, и ко мне – бедному созданию Твоему!

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…»

О, как в нем все чисто и свято, как все светло и радостно! Лучше, воистину лучше приметаться у порога сего Чертога, нежели восседать и царствовать в селениях грешничих. Вижу и то, что, несмотря на всю мою нечистоту и недостоинство, и для меня есть место в сем Чертоге, что и мое бедное имя не забыто Тобою, а вписано драгоценною Кровию Сына Твоего, – вписано в число искупленных и предназначенных к блаженству во Царствии Твоем!

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный! И одежды не имам, да вниду в онь».

Все давно зовет меня к Тебе, и я готов бы идти на вечерю Твою. Но как явиться пред светлое Лице Твое с моею тьмою и наготою, с моими рубищами и язвами греховными? Была у меня одежда невинности в Едеме, украшал меня там самый драгоценный образ Твой; но явился лукавый змий и похитил у меня сию одежду: «оттоле лежу наг и стыждуся…» Было у меня потом и другое царское облачение от Тебя – бесценная одежда заслуг Сына Твоего, в которую облекла меня при крещении святая Церковь; но пришли с летами нечистые помыслы, злые пожелания и страсти, совлекли с меня нешвенный хитон оправдания благодатного; «и оттоле лежу наг и стыждуся». Омывался и после я не раз в таинственной купели покаяния, убелялся паче снега причащением Святых Таин; но вскоре, безумный, возвращался к болоту мирских забав и утех, – погружался еще глубже в тину невоздержания и сладострастия.

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче!»

Что мне теперь делать? Куда обратиться? Кто снимет мрак и язвы с моей совести? Кто покроет наготу души моей? Напрасно обратился бы я за сим к тварям, меня окружающим: они сами воздыхают от ужасной работы тлению, коей покорило их преступление Адамово, сами ожидают, чрез мое обращение к Тебе, освободиться, вместе со мною, из плена. Вотще молил бы я о сем самих небожителей и Ангелов: у них много света и любви; но их одежда не по мне, ибо я землен и смертен. Куда ни посмотрю, ясно вижу, что не к кому прибегнуть мне, кроме Тебя же, о, Всемилосердый Владыко и Судия мой, – Тебя, Который умер за нас еще грешников сущих, Который доселе долготерпеливо ожидает обращения моего. Твой, Господи, чертог: Твоя да будет и одежда!

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды, не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!»

«Просвети!..» Я не молю Тебя о свете Фаворском: пусть он остается уделом и наградою присных друзей Твоих. Озари меня хотя светом Синайским, да вижу ясно путь заповедей Твоих, и, проникнутый страхом Твоего всемогущества, начну ходить непреткновенно в оправданиях Твоих! Не скрой от меня света Голгофского, да узрю силу и необходимость для спасения людей животворящего креста Твоего и займу от него мужество и св. решимость – умерщвлять плоть мою с ее страстями и похотями. Осени меня сиянием света Сионского, да облеченный силою свыше – благодатию Духа Утешителя, не устрашусь борьбы с соблазнами мира и с злыми моими навыками! Да посетит, наконец, о Всеблагий, мрачную душу мою хоть один луч света с Елеона, да не упущу из вида той блаженной стези, по которой взошел Ты ко Отцу Твоему на небо и которою должно востекать к Тебе всем, желающим обрестись на Божественной вечере в богосветлом Чертоге Твоем! «Просвети, Светодавче, и спаси мя!» Аминь.

37. В среду Страстной седмицы, на литургии (На слова: «Отверзи Чертог, и украсися с ним Божественный брак…»)

(Одна из проповедей Димитрия, архиепископа Херсонского).

«Отверзи Чертог, и украсися с ним Божественный брак; Жених близ, призываяй нас: уготовимся прочее».

Так милосердый Господь, даровав нам окончить святую Четыредесятницу, ввел во всечестные дни страстей Своих, отверзает Чертог таинственной вечери и дарует нам узреть животворные страдания Свои, тайнодейственное погребение, славное и светоносное воскресение. Уготовимся к сему! Долго и разнообразно уготовляла нас святая Церковь к этим великим и спасительным дням, чтобы не пришел кто-либо из нас на таинственный брак Агнца, не имый одеяния брачна, не явился при кресте и гробе Господнем с сердцем Иудиным, с ожесточением фарисейским, чтобы все равно вкусили благодатной силы страстей Господних, насладились пира веры — святой радости светоносного воскресения Господня.

Есть ли между нами мудрые девы, стяжавшие светильники живой веры, полные елея любви и добрых дел? Жених близ призываяй: да внидут в Божественный Чертог, да вкусят бессмертные трапезы! Есть ли между нами благие и верные рабы, понесшие зной и тяготу дня, потрудившиеся во все дни святой Четыредесятницы? Да внидут в радость Господа своего! Там Сам Господь, препоясавшись, послужит им, омоет ноги их от последнего праха земных помышлений, вознесет ум их горе — ко Отцу, напитает душеспасительною трапезою, усладит чашею бессмертия. Есть ли между нами верные ученики Господни, пребывшие с Ним в напастях, вземше крест и последовавшие Ему неуклонно, сраспеншеся Ему духом и умертвившие себя Его ради житейским сластем? Да внидут в светлый Чертог Христов! Да причастятся таинственной Пасхи! Да примут предсмертный завет мира и любви из уст своего Учителя и Господа: «и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем». Господи, Господи! велики и неизреченны благодеяния Твои! но мы сами творим себя недостойными их. Высоки и вожделенны обетования Твои; но око ума нашего, омраченное суетою, не смеет и воззреть на высоту предлагаемой Тобою славы. Светел и благоукрашен Чертог Твой; а одеяние души нашей мрачно, — самый пост не убелил его как должно: как явимся в светлый Чертог Твой? Свята и пречиста уготованная Тобою бессмертная трапеза; а сердце наше нечисто, —самое покаяние не исторгло из него совершенно корней греховных: как приступим к святейшей трапезе Твоей? Как тьма приобщится ко Свету? Как приемлем Тебя под кров души нашей, который весь пуст и пался есть? Славно и блаженно завещанное Тобою царство; а мы не избыли еще греховного бесславия, носим еще в самих себе змия вечного осуждения и мучения: как стать нам в числе сынов Твоего царствия, приобщиться к богосветлому лику святых Твоих? Увы, пламенный меч Херувима преграждает райский путь от преступников Твоего закона. Кто повелит отступить ему от древа жизни, чтобы могли и мы приобщиться райския пищи?!

«Придите ко Мне, вещает нам Господь, придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»; «без Меня не можете делать ничего», а со Мною можете творити все: «кто пребывает во Мне, тот приносит много плода». Кроме Меня, нет иного имени под небесем, о нем же подобает спастися вам от бездны греха и погибели. Прежде Мене никтоже взыде на небо; никто и вас не возведет на небо, кроме Мене: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Ко мне убо приидите! За всех вас положил Я живот Мой, за всех пролил Кровь Мою и предал Плоть Мою на страдание; всем исходатайствовал всеосвященную и всесовершенную благодать Святаго Духа; для всех уготовал обители блаженства в дому Отца Моего небесного. Теперь одно только может огорчать, пронзать скорбию, второе распинать Меня, — когда искупленные Моею Кровью не внемлют Моему гласу, небрегут о своем спасении, предаются произвольно злейшему врагу Моему. — Приидите убо ко Мне все; никто да не преогорчит Меня в сии великие и спасительные для вас дни; окружите Крест и Гроб Мой, для соучастия в страданиях Моих духом, для приятия оного отрадного слова: «ныне же будешь со Мною в раю!»

Все, все приидите ко Мне! Долго и много работали вы суете мира и, без сомнения, испытали одно крушение духа; гонялись за счастьем и обретали скорби и томление; обольщались цветами удовольствий и уязвлялись терниями неприятностей, стыда и раскаяния; стремились к славе и почестям и впадали в тяжкие цепи суеты мирской; искали независимости и свободы и являлись в узах собственных страстей и мирских отношений. Долго ли стенать вам, бедные труженики, неудобоносимым игом суеты? Думаете ли найти блаженное упокоение духу и сердцу вашему в сей стране изгнания, где грех осудил вас на вечные труды и болезни? Вечный покой — в блаженном царстве Божием, — в дому Отца Моего небесного. Но никто, кроме Меня, не приготовит вам обители, если не поиму вас с Собою Я.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас!» Бремя ли грехов тяготит вас? Никто, кроме Меня, не избавит вас от сего проклятого бремени: оно будет преклонять вас все ниже и ниже к земле, влечь вас все глубже и глубже в погибель, доколе не вовлечет в преисподняя, не погрузит в безднах адовых. У Меня одного — избавление от грехов; один Я имею власть отпущать грехи. Я положил душу Мою за избавление ваше; Мой Крест отверз для всех вас сокровища милосердия и благости Отца Моего; ценою Крови Моей искуплены вы от вечной клятвы и осуждения. Что препятствует вам воспользоваться туне благодатным даром прощения грехов? Какая сила удерживает вас в узах греховных, кои разрешены уже Крестом Моим, из которых вам остается только исходить свободно и беспрепятственно? Что привязывает вас к нечистотам и сквернам, когда Мое слово говорит вам: «ничто нечистое не войдет в царствие Божие»? Что удерживает вас в нераскаянности, когда Я Сам сказал вам: «но, если не покаетесь, все так же погибнете»?

«Придите ко Мне все обремененные, и Я успокою вас!» Свергните у подножия Креста Моего тяготящее вас бремя грехов,  — возьмите Мое благое и легкое иго, и обрящете покой душам вашим! Блудница покаялась, и прощена в последний день Моей проповеди. Разбойник покаялся, и наследовал рай в последние часы Моих страданий. Что же препятствует и вам употребить совершенно и всецело во спасение души своей хотя последние дни покаяния?

Поспешим, мои возлюбленные, на сей глас небесного Жениха, предочистим себя покаянием и исповеданием грехов; пребудем с Господом в сии спасительные дни — постом и молитвою, богомыслием и приобщением Плоти и Крови Его. Ах, много четыредесятниц провели мы; но увидим ли еще хотя одну?! Много призываний к покаянно слышали мы; услышим ли еще хотя однажды! Или слух наш, прилегший к земле, возбудит уже одна труба Архангела?! Аминь.

38. В четверток Страстной седмицы, на литургии (На слова: «Во светлостех святых Твоих, во причастие святынь Твоих…»)

(Из проповед. Димитрия, арх. Херсонского).

«Во светлостех святых Твоих, во причастие святынь Твоих, како вниду — дерзну — недостойный; аще бо дерзну совнити в Чертог — к Тебе приступити — одежда — хитон — моя обличает, яко несть брачна — вечерний, — и связан извержен буду от Ангелов—и осужденье исходатайствую многогрешной души моей. Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко человеколюбец».

Такую трогательную молитву влагает в уста наши святая Церковь, без сомнения, потому, что в ней выражаются те чувства, коими должно быть исполнено сердце наше, особенно в настоящие дни. Желающим внити в Чертог Христов, приобщиться бессмертной трапезы жизни, как не подумать о самих себе, не углубиться в состояние души и сердца своего, не обратиться ко Господу и Спасителю своему с сокрушенною молитвою об очищении себя от всякой скверны, да не будет причащение святыни Господней в суд и осуждение?!

Итак, пусть каждый поставит себя духом и верою в преддверии Сионской храмины, где Господь Иисус Христос предназначает великое священное, действие искупления нашего таинственным преломлением Плоти Своея, приглашая всех вкусить от сего хлеба животного, чтобы не погибнуть вечною смертью; пусть обратит испытующий взор на себя, готовящегося вкусить Божественного брашна Плоти и Крови Христовой и быть соучастником Иисусу Христу в Его страданиях и смерти, воскресении и славе вечной; пусть даст свободу совести своей — судить и обличать, укорять и сокрушать: тогда сердце само наполнится чувством умиления, уста отверзутся на молитву покаяния, со вздохом глубокого сокрушения вознесется к небу взятая нами молитва: «во светлостех святых» и проч.

Вижу, Спасе мой, горницу Сионскую — Чертог Твой, уже не в одном Иерусалиме, а по всей вселенной, где и ныне предлагается та же таинственная трапеза, которую Ты Сам уготовал нам на Сионе, — где священнодействуются великие и святые таинства Твои. О, как все там чисто, свято, Божественно! Здесь присутствуешь Ты Сам — великий Архиерей и жертва, — где с трепетом предстоят Тебе Архангелы. Здесь возглашается Твое Божественное слово, которому повинуются небо и земля, которому со страхом внимают чистейшие духи. Здесь священнодействуется Твое Божественное Тело, в котором обитал ты на земле, которое превознес Ты выше небес, в котором воссядешь на престоле со Отцем Своим, которому поклоняются Херувимы и Серафимы. Здесь преподается нам Твоя Божественная Кровь, которую излил Ты за спасение мира, которою освятил Ты землю и род человеческий, которой ужасаются и трепещут все враждебные силы. Здесь предстоят Тебе лики святых, души праведников совершенных, которые благоугодили Тебе в жизни своей непорочностью и чистотою, верою и любовью, терпением и страданиями, кротостью и смирением, которых приобщил Ты к избранному лику другов Твоих, прославил в вечной славе Твоей. «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный!» Но како вниду во светлостех святых, како дерзну во причастие святых Твоих, — недостойный?

Желал бы я внити во светлый Чертог Твой, но возбраняет мне недостоинство мое — нечистота моя; хотел бы приблизиться к Тебе, Господу и Богу моему, но не позволяет мне сего одежда моя — греховные рубища мои; вожделел бы стать в числе другов Твоих, но устыждает меня сознание беззаконий моих многих. «Аще бо дерзну совнити в чертог, одежда мя обличает, яко несть брачна; аще дерзну к Тебе приступити, хитон мя обличает, яко несть вечерний…» Как изнуренный путник, я весь покрыт прахом земных помыслов, суетных мечтаний, ничтожных пожеланий, греховных надежд и упований; в таком ли виде явиться мне в светлый Чертог Твой, Господи, где возлежат с Тобою избранные Твои други, где окружают Тебя чистейшие духи? Как запоздалый странник во тьме ночной, я весь объят мраком греховной ночи, омрачен глубокою мглою заблуждений ума и сердца, окалян тиною страстей, осквернен нечистотами законопреступных действий: таким ли приступлю к святейшей Твоей трапезе, причащусь святых и страшных Таин Твоих, — и приму себе суд и осуждение? Как несчастный пловец, застигнутый бурею на утлой ладье, я весь погружаюсь в волнах житейских попечений и сластей, плотских вожделений и страстей: таким ли стать мне посреди Херувимов и Серафимов, Архангелов и Ангелов, окружающих престол Твой? Не буду ли связан и извержен от Ангелов, как осквернитель святейшего места, как презритель великого Таинства, как оскорбитель неприступного величества славы Твоей? «И осуждение исходатайствую многогрешной душе моей, и связан извержен буду от Ангел…»

«Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко человеколюбец!» Господи Милосердый! где обращу одеяние бело, да облекуся, и да не явится срамота наготы моея, как не у Тебя—Творца и Промыслителя, Ходатая и Искупителя, Судии и Спасителя моего! Твоею святейшею Кровию убеляются нечистые ризы души грехолюбивой; силою Твоих живоносных страданий изглаждаются неправды, очищаются грехи, не вменяются преступления, отъемлются беззакония; действием Твоея благодати обновляется все ветхое, воскрешается умершее, воссозидается истлевшее. К Тебе убо притекаю, Подателю всех благ, не отрини мене от лица Твоего, взыщи мене заблудшего, воздвигни мене падшего, просвети мене омраченного! Даруй мне покаяние сокрушенное и невозвратное, да совлекусь раздранной ризы греховной и облекусь в одежду оправдания, чистоты и непорочности, которую подаешь Ты всем, ради страданий и смерти Твоей. Порази сердце мое спасительною скорбию о грехах моих, да изведут очи мои источники слез, да омою слезами моими весь смрад грехов моих, всю нечистоту души моей. Ниспосли благодать Всесвятаго Духа Твоего, все обновляющую, освящающую и оживотворяющую, — да обновится дух мой, истлевший страстьми, — да созиждется во мне сердце чистое и непорочное, Тебя любящее и Тобою питающееся, — да оживотворится душа моя верою, любовью и упованием, — да благоукрасится храм души моей помыслами благими, желаниями чистыми и небесными! «Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко человеколюбец».

«Очисти!..» Ибо я ненавижу тьму мою, и желаю ходить во свете Твоем; отвращаюсь нечистоты моей, и всею крепостию духа моего ревную о чистоте и святыне; сокрушаюсь и жалею о грехах моих, и всем сердцем желаю благоугождать пред Тобою во все дни жизни моей. «Очисти, Господи, скверну души моея», да невозбранно вниду в дом Твой, поклонюся ко Храму святому Твоему, чашу спасения прииму и имя Твое, Господи, призову! «Спаси мя, яко человеколюбец!» Аминь.

39. В пятницу Страстной седмицы, пред Плащаницей (На слова: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя…»)

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лук. 9:23). «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет». (Иоан. 12:26). «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится…» (Лук. 9:26). «И кто не и идёт за Мною, не может быть Моим учеником».

Так сказал Тот, Кто здесь предлежит в таком виде.

Кого мы видим здесь предлежаща, так уничиженна и умаленна «паче всех сынов человеческих». Кто Сей в тернии, уязвленный, наг, мертв и не погребен?

О, глубина богатства и премудрости Божией (Рим. 11:33)! Се Судия, Творец и Бог наш! Судия живых и мертвых, осужденный на позорнейшую смерть! Творец всяческих — мертв и бездыханен! Бог страдает в виде раба-преступника! Кто может постигнуть сие таинство? Целой вечности и всех вместе умов человеческих недостанет для того, чтобы вполне обнять мыслию великость сего события!

Но что было причиною такого неслыханного, неизреченного и ужасного события? Что заставило Сына Божия соделаться Сыном человеческим и претерпеть все то, что только может изобрести злоба человеческая?

Любовь к человеку-преступнику, любовь к погибающему человечеству соделали таковые чудеса.

О, человек! ты, который, за беззаконие свое и ожесточение, не стоишь ни малейшего помилования, о, человек! — ты, душа твоя, твое блаженство причиною того, что Иисус Христос, невиннейший Агнец, был заклан днесь. Потому что, если бы Иисус Христос не изволил пострадать нашего ради спасения, то «не спаслась бы никакая плоть», тогда бы все несчастное племя Адамово погибло вовеки и безвозвратно, тогда никто и никогда бы не мог быть в царствии небесном, ни за какие заслуги и никакими страданиями.

Но се, ныне, по великой милости Иисуса Христа, всякий, кто только хочет, может получить первобытное блаженство во царствии небесном. Ныне всякий имеет возможность достигнуть царства небесного: двери отверсты, путь показан и, по возможности, очищен, и даже готовы помощь и утешение на всяком шагу оного.

Но путь, которым можно достигнуть царствия небесного, только один для всех; нет и не было, и не будет вовеки другого пути в царствие небесное, кроме того, который показал нам Иисус Христос и которым Он Сам прошел.

«Но каков путь сей, и как должно идти по нему?» Мы побеседуем несколько о сем при гробе Того, Кто первый прошел сим путем.

Иисусе, Слово Божие! даждь разум и слово мне, Твоему слабейшему служителю, дабы я мог и ныне, и всегда достойно возвещать слово царствия Твоего, и коснись Твоею благодатию сердец наших, дабы всякое слово Твое доходило до нашего слуха сердечного.

При сотворении первого человека, путь к блаженству или к царствию небесному, от самого начала оного и до бесконечности, был легок, гладок, чист, широк и усыпан розами, так что идти по сему пути — значило переходить от радости в радость, от удовольствия к удовольствию и от торжества к торжеству.

 Но когда горький плод древа познания добра и зла пал на сем пути, то в то же время волчцы и терния произрасли на нем и до того заглушили и заградили его, что человек, при всех усилиях разума своего, не мог отыскать оного; а тех, которые великими подвигами своими приближались к нему, пламенный меч Херувима прогонял; а потому, до пришествия Иисуса Христа в мир сей, никто не мог войти в царствие небесное.

Иисус Христос, Великий Спаситель наш, первый показал нам сей путь и первый прошел сим путем. Но кто, кто может изъяснить те скорби и страдания, которые Он встретил на сем пути?!

Но поелику мы для того-то и собрались здесь, чтобы вспоминать и прославлять страдания Иисуса Христа, а потому обратим наше внимание на оные и, сколько можем, вспомянем их.

Страдания Иисуса Христа начались не с того только времени, когда Он был предан в руки человеков; но вся жизнь Иисуса Христа, от яслей и до Голгофы, была не иное что, как беспрерывная и тяжкая цепь многоразличных и многообразных страданий, так что, от самого Его рождества до того времени, когда Он испустил дух Свой на кресте, не было даже минуты во всей Его тридцатитрехлетней жизни, в которую бы Его чистейшая душа не страдала, и крест, на коем умер Иисус Христос, есть только конец Его земного поприща.

Страдания Иисуса Христа были и внутренние, и наружные, и духовные, и душевные, и телесные. Духовные страдания Иисуса Христа начались с того самого времени, в которое Он сошел с небес и воплотился, или, скажем лучше: Иисус Христос есть Агнец заколенный и закалаемый от сложения мира и до тех пор, когда Он все во вселенной, умиротворив Своею Кровью, предаст Отцу Своему, «когда же все покорит Ему», и потому духовные Его страдания мы даже вообразить себе не можем.

Душевные же и телесные страдания Иисуса Христа начались вместе с Его земною жизнью, и, Боже мой! сколько самоотвержений, сколько борений, сколько противностей, сколько огорчения, сколько горестей внутренних должен был перенести Иисус Христос! Евангелие не описывает подробно всяческих страданий Иисуса Христа, впрочем, потому, что скорей можно исчислить и описать каждую песчинку всех миров, нежели исчислить все душевные страдания Иисуса Христа: но Евангелие замечает только некоторые из таковых случаев, и мы здесь, по возможности, исчислим оные.

Иисус Христос, Царь небес и земли, рождается в нищете, от убогой Матери, в пещере, среди зимы и лишенный всякой человеческой помощи, ибо мнимый отец Его был бедный плотник; Тот, Кого не могут вместить небеса, вмещается в самое тесное пространство яслей; Тот, Кто всегда был, есть и будет, — стал временным младенцем; Тот, Коего силою и крепостью воздвигнуты громады миров, — был слабый младенец; Тот, Кто дал Моисею закон на горе Синайской и Кто всякому начертывает закон на сердце, — подвергается кровавому закону обрезания; за Того, Кто пришел искупить мир, — Мать Его платит выкуп, как платили беднейшие родители за своих первенцев; Того, Кто в деснице Своей имеет и хранит жизнь всех тварей, — Ирод ищет убить; Тот, от Лица Коего некогда побегут небо и земля, — должен был бежать в Египет; Тот, Коего манию повинуется все во вселенной, — Сам повинуется Своей Матери; Тот, Кому служат тьмы Ангелов, —служил мнимому отцу Своему, как добрый сын, и Своими руками труждался и делал; Тот, Кому небеса — престол, земля —подножие, не имел уголка на земле, где бы мог подклонить главу Свою; Тот, Кто все сокровища миров имеет в руке Своей, — был самый беднейший человек; Тот, о имени Коего некогда поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних, — попустил дьяволу искушать Себя; Тот, Имже цари царствуют и Кто есть Всемогущей Царь небес и миров, — платит дань царю земному, как подданный.

Всякое слово будет слабо для изображения духовных и душевных страданий Иисуса Христа, как Богочеловека!

Теперь взглянем на Его страдания во время Его великого служения.

 Возможно ли думать, чтобы такого великого «Пророка,  сильного в деле и слове пред Богом и всем народом», не приняли и не почтили люди? Но нет, Он был в мире, и мир, Им сотворенный, не познал своего Творца; Он явился к Своим единоплеменникам, но свои Его не приняли, и не только не приняли, но Его поносили, охуждали и презирали и, из презрения, называли плотниковым сыном. Его почитали обманщиком и льстецом: Его называли ядцею, винопийцею и другом отъявленных грешников; Его считали имеющим беса в Себе; в одном месте хотели Его сбросить с горы, как несносного в обществе; много раз хотели Его побить каменьями, как богохульника; за благодеяния Его платили Ему лютейшею неблагодарностью; учение Его называли лестью; многие или совсем не хотели слушать Его, или слушали  просто как приятного рассказчика, или слушали для того только, чтобы уловить Его на словах. Если Он творил чудеса, то враги Его говорили, что Он это делает силою сатаны. Он воскрешал мертвых, а Его Самого хотят и ищут убить.

Вот слабый очерк страданий Иисуса Христа, как пророка и проповедника.

Наконец, воззрим на последние Его страдания, как человека и ходатая человеков.

Его предает ученик и друг Его, который с Ним всегда обращался, который своими глазами видел все чудеса Его, который сам, данною ему властью, творил чудеса, — и сей друг предает Его, и предает самым коварным образом: лобзанием и лестью. Его, как злодея, как ужасного преступника, связывают и ведут судить, злобные судьи Его осуждают и под благовидною отговоркою, что им недостоит никогоже убити, предают Его язычнику Пилату. По-водимому добрый, но малодушный Пилат очень видел, что по одной только зависти предали ему Иисуса Христа, и потому он хотел и даже старался освободить Его, но народ, неблагодарный народ иудейский, который видел Божественные силы Иисуса Христа и который незадолго перед тем даже хотел поставить Его царем себе, теперь отрекается от Него пред Пилатом и требует Его на распятие, как самозванца. Пилат предлагает им отпустить для праздника или Варавву, или Иисуса; но буйный народ, наущаемый архиереями, требует отпустить Варавву, и тем Иисус Христос променивается на ужасного разбойника. Ученики, которых Он до конца возлюбил, при первой опасности оставляют Его и разбегаются; и тот из них, который за несколько часов торжественно обещался идти с Ним в темницу и на смерть, при первом спросе троекратно отрекается от Него. И Иисус Христос, оставленный всеми знаемыми и осужденный от всех сильных земли, предается на распятие, в волю буйных воинов, которые, прежде нежели исполнили приговор над Ним, били Его, мучили, терзали, плевали, насмехались и ругались над Ним самым язвительным образом, как над уничиженнейшим из человеков, и даже, пригвожденному ко кресту, никто из мимоходящих не изъявил никакого сожаления Ему, но, напротив, и здесь, на кресте, насмехались над Ним самым бесчеловечным образом. И наконец Иисус Христос, невиннейшей из всех людей, распятый посреди злодеев, как величайшей злодей, умирает на кресте, претерпев все то, что только злоба и буйство человеческое могли изобрести мучительнейшего.

Но все, что мы сказали здесь о страданиях Иисуса Христа, есть только тень тех внутренних страданий, которые Он претерпел в прошедшую ночь в Гефсиманском саду. Здесь Он молился до кровавого пота; здесь Он испил чашу, наполненную всякими беззакониями и гнусностями всего рода человеческого, от Адама и до скончания веков, беззакониями всех людей вместе и каждого порознь из нас; здесь Он был оставлен Отцом Своим и предан всему правосудию Божию, как ужаснейший грешник, как ходатай, принявшей на Себя все грехи человеков; с одной стороны, любовь к Богу и истина требовала истребить неблагодарный род человеческий, как недостойный Его святости и милосердия; а с другой стороны, любовь к человекам требовала в одно время и вдруг перенести все наказания, долженствовавшие тяготеть на человеках во всю вечность. Словом — гефсиманские страдания Иисуса Христа столь были тяжки, что и Он возопил: прискорбна душа Моя до смерти!… Христиане, ученики Иисуса Христа! вот какова была земная жизнь нашего Учителя! Вот горести и страдания, которые встретил Иисус Христос на пути в славу царствия! О, поистине, страшен и ужасен путь Иисуса Христа! И кто из смертных, и даже кто из бестелесных в состоянии перенести всю безмерную тяжесть такого пути, когда одно слабое изображение оного устрашает нас?!..

Но, христиане! мы, которые называемся учениками Иисуса Христа, мы, которые обрекли себя Иисусу Христу, и мы, которые желаем быть с Иисусом Христом в царствии небесном, — ужели мы думаем войти в оное каким-либо другим, легким путем, а не путем скорбным? Нет! и нам предстоят страдания на пути нашем, и мы, если только хотим быть там, где Учитель и Глава наш, — и мы должны терпеть и страдать в сей жизни. Потому что, каким путем пришел Учитель, таковым должны идти и ученики Его; в каком положении был Глава, в таком положении должны быть и члены Его. Апостол Павел говорит: «желающие жить благочестиво, должны быть гонимы». А иначе, почему же мы будем называться учениками Иисуса Христа, ежели не будем подражать Ему во всем? Тот, кто не хочет перенести ни малейшего оскорбления и ни малейшей неприятности, ни ограничить ни одного желания, ни остановить ни одной дерзкой мысли, — тот не ученик Иисуса Христа; он не христианин, но самозванец, и, следовательно, он не может быть в славе царствия Иисуса Христа. Но, напротив того, тот только может назваться учеником Иисуса Христа, кто со смирением старается переносить оскорбления и неприятности всякого рода, и даже тот, кто хотя самые малейшие досады переносит с кротостью и покорностью, — не лишится награды, обещанной ученикам Иисуса Христа. Нет! никто из человек и никогда не войдет в царствие небесное без страдания, потому что и Сам Иисус Христос, приняв на Себя человечество, уже не мог без страдания войти в славу Свою. И посмотрите на первых учеников Иисуса Христа: кто из них не страдал, и кто из них даже не претерпел насильственной смерти? Все и каждый из них, изо всех тех, кого мы почитаем святыми, — все страдали и терпели на пути в царствие небесное. Так, христиане, и мы непременно должны подражать Иисусу Христу; должны быть подобными во всем Ему и ученикам Его в страданиях.

Правда, нет ныне в свете таких гонителей и мучителей, каковые были в первые века христианства: ныне нет Пилатов и Неронов, и самый буйный народ уже не требует кровавых жертв. Но мы имеем своих, так сказать, домашних мучителей и гонителей: наши страсти, наши пожелания суть та буйная чернь, которая неистово требует исполнения своей воли; разум наш есть тот малодушный Пилат, который хотя и бывает убежден в несправедливости требования страстей наших и хотя и старается иногда освободить дух наш от мучения их, но буйные страсти превозмогают его; чувственность наша есть мучитель и гонитель духа нашего, страшнейший и опаснейший всех бывших гонителей христианства. Вот важнейшие враги наши, с которыми мы должны бороться и против коих должны вооружаться благоразумным терпением.

Но сколько предстоит нам и других всяких трудностей и горестей на сем пути жизни! Мир, с его славою и прелестями и с его неизбежным злом, люди, с их слабостями, с их недостатками и с их злобою и завистью, на всяком шагу нашем причиняют нам досады и огорчения.

Поистине, очень, очень редко удается человеку проходить путь сей жизни по розам и приятным местам! Но везде терния и со всех сторон колючки и неровности, то глубокие и нечистые овраги, то скользкие возвышенности, так что, избежав одну трудность, встречаем другую. Сколько огорчений на пути жизни, как-то: нищета, бедность, недостатки всякого рода, неудачи в предприятиях и намерениях, различные болезни, несчастья, даже самые стихии с их неприязненностями и проч. И сверх всего этого, сколько других неприятностей, хотя мелочных самих по себе, но очень чувствительных для нашего сердца!

Вот каков путь жизни человеческой!

Но ужели сей скорбный путь есть только удел одних учеников Иисуса Христа? Нет, всякий человек — и ученик Иисуса Христа, и ученик мира — более или менее идет сим путем: скорби и страдания суть удел всех сынов Адамовых.

Но хотя всякий: более или менее страдает на пути жизни, но не всякий есть ученик Иисуса Христа; хотя всякий идет по скорбному пути жизни, но не всякий войдет в царствие небесное. Только те войдут в царствие славы, которые с верою в Иисуса Христа, с покорною преданностью воле Его и из любви к Нему страдают и терпят неприятности жизни; все прочие страдальцы, даже самые великие страдальцы, суть ученики и страдальцы мира, а не Иисуса Христа, а потому они не будут никогда иметь части с Ним.

Итак, христиане! если уже идти скорбным путем жизни и страдать есть неизбежный удел смертного, то будем лучше страдать из подражания Иисусу Христу, будем переносить неприятности и скорби наши с духом смирения и покорности воле Отца небесного; ибо лучше терпеть для вечной награды и для спасения нашего, нежели терпеть даром и даже для погибели своей.

Будем уверены, что все, что бы мы ни потерпели для Иисуса Христа и из любви и покорности к Нему, — все будет причтено к заслугам нашим, и ничто не останется без награды в будущей жизни, ибо всякое терпение поставляет человека на степень ученика Иисуса Христа.

Будем терпеть и страдать здесь на земле, где всякое страдание о Христе Иисусе полезно и спасительно, и где мы можем находить множество утешений в скорбях наших; или придет время, когда принуждены будем страдать в геенне огненной, без всякой надежды и без всякого утешения.

Будем подвизаться войти сквозь тесные врата жизни, пока они еще для нас отверсты; но когда востанет дому Владыка и затворит их, тогда, хотя бы и захотели, но невозможно войти; тогда,— говорит Иисус Христос, — «станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы». И хотя мы будем говорить Ему: «Господи! мы родились с именем учеников Твоих, мы слышали слово Твое и даже ели Тело Твое и пили Кровь Твою; но Он скажет нам: «отойдите от Меня все делатели неправды, и там будет плач и скрежет зубов».

Итак, братья, будем делать для спасения нашего, «пока есть день»; но «приходит ночь, когда никто не может делать», как говорит Сам Спаситель. Будем, и, в знак нашей решимости, приидите поклонимся и припадем ко Христу с глубочайшею благодарностью, как Искупителю нашему, и с сокрушенным сердцем, как Богу и Судии нашему. Но поклоняясь телом и почитая Его устами нашими, приблизим к Нему и самое сердце наше, приблизим сердце к сему огню Божественному, и Он согреет его духом любви; приблизим сердце наше к сему Свету невечернему, и Он просветит его; приблизим к сему Источнику святыни, и Он очистит его от всякой скверны.

Господи Иисусе, Боже наш, Спасителю наш! услыши нас, учеников Твоих. Но нет, мы не стоим называться учениками Твоими. Даруй нам, недостойным рабам Твоим, благодать и силу Твою для подражанья Тебе, нашему Учителю, пошли свет Твой и огнь любви Твоей в сердца наша, и прими нынешнее наше поклонение Тебе, как слабую жертву сердец наших, и даруй нам видеть Твое славное воскресенье, и сподоби нас воскресенья праведных. Аминь.

40. В субботу Страстной седмицы (На слова: «И Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем»)

(Из соч. еп. Феофана).

«И Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лук. 22:29—30).

Когда умирает какой-либо известный человек, то оставляет обыкновенно «духовное завещание»; и все стараются поскорее узнать, что содержится в том завещании. Пред нами, возлюбленные, лежит умерший за нас, не человек, а Богочеловек, также оставивший нам завещание, которое вот на персях Его — во Святом Евангелии. Позаботимся узнать содержанье сего великого завещания: оно относится к нам, — в нем все наше богатство и вечное спасенье, в нем — самая сущность христианства.

Существо христианства, как известно, состоит в восстановлении падшего человека. Человек в творении назначен быть в общении с Богом, чтобы жить в Нем и блаженствовать. Преступлением заповеди он отпал от Бога, потерял истинную жизнь и должен был страдать как временно, так и вечно. Единородный Сын Божий, приняв на Себя человеческое естество, оживотворил его в Себе, смертию Своею удовлетворил правде Божией и возвратил человеку блаженство в Боге. Для того, чтобы и людям можно было усвоять Сии блага во все времена, Он учредил на земле святую Церковь — дом спасения и двор спасаемых. Всякий теперь, желающий достигнуть своего назначения — вкусить блаженства от общения с Богом, может сподобиться сего не иначе, как чрез общение с Господом Иисусом Христом. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6). В этом состоит существо завещания Его к нам. Отсюда само собою видно, что более частные пункты сего завещания касаются: а) пути восхождения к общению с Иисусом Христом, б) пребывания в Боге по общении с Господом и в) пребывания в Церкви, где находятся все силы и способы к совершению того и  другого.

1. «Как восходят в общение с Господом и что вследствие того лежит на нас?» Путь восхождения к общению с Господом состоит в следующем: приходя в раскаяние о своих грехах, человек готов бы впасть в отчаяние, если бы не предстоял ему Господь с заслугами. Усвояя же их себе верою в Господа Иисуса Христа, он возникает к надежде спасения и приемлет Божественные силы, чтобы положить намерение работать Господу вся дни живота своего; а потому чрез таинство и соединяется с Господом.

Соединение с Господом вот чего требует от всякого христианина: а) «знай и познавай свою бедность и окаянство», — что ты нищ и слеп и наг, и погибал бы и временно и вечно, если бы не Господь… б) «Знай и возрастай в познании Господа Иисуса Христа», пришедшего в мир грешников спасти: Он удовлетворил правде Божией за тебя, оживотворил тебя в Себе и спосадил одесную Отца на небесных… в) «Веруй» полною верою, что Господь, спасши мир весь, и тебя спасает, и взывай к Нему с Фомою: «Господь мой и Бой мой!..» г) Вследствие сего, «уповай спасенным быть»: содержи в сердце, что опасность уже миновалась, но не предавайся беспечности и неге, а ходи в делах самоотвержения, забвение которого ввергало тебя в бездну столько раз… д) «Возгревай чувство мира с Богом»: созерцай в духе светлое, благоволительное к Тебе Лице Божие, но не послабляй страстям; и всякий раз, когда они прорвутся против воли твоей, спеши очищать себя слезами покаяния, или и всегда пребывай в слезах покаяния, омывая ими всякую нечистоту… е) «Носи в сердце убеждение, что и ты сын Богу», — сын, коему дана власть взывать к Нему: «Авва — Отче» и, помня сие, действуй как бы от Лица Божия, в видах Божиих, для Бога, всегда во славу всесвятого имени Его… Вот первый ряд чувств и расположений, завещанных Господом!

2. «Вступив в общение с Иисусом Христом, а чрез Него воссоединившись с Богом», человек становится пред Лице Бога, от Коего отпал было: созерцает Его в бесконечных совершенствах Его и в Его делах — творения, промышления и совершения всего. При этом он должен исполняться особыми чувствами и расположениями. Какими именно?

а) «Созерцая Бога сокровеннейшим и непостижимым, изумляйся пред Ним»: да замолкнет в тебе всякое помышление, как молчит пред Ним всякая тварь — небесная и земная… б) «Созерцая Его бесконечно великим, падай пред Ним в уничижение», проникаясь благоговейным страхом и трепетом… в) «Созерцая Бога всесовершеннейшим, хвали и славословь Его», вместе с хорами Ангелов, взывая к Нему: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы твоея!.. г) «Созерцая Его вездесущим, всевидящим и всеисполняющим, ходи пред Лицем Его» так, как ходил бы пред царем, на тебя смотрящим. д) «Бог сотворил тебя и хранит»: ты весь Его, «покорствуй же Ему», как Владыке жизни, в чувстве всесторонней зависимости от Него… е) «Бог», сотворивший тебя, «и промышляет о тебе»; стало быть, все твое есть Его: благодари Его за все, благодушествуй и терпи, если найдет на тебя что неприятное, и никогда не попускай ослабевать в тебе чувству довольства распоряжениями Промысла о тебе самом… ж) «Бог», всем управляющий, «ведет тебя к своему назначению»; следовательно все, что будет с тобою, будет от Бога. Итак, «предай себя в волю Всеблагого Бога», Который лучше тебя знает, что тебе нужно: успокойся в Нем, не позволяя себе терзаться пустыми недоумениями и крушениями духа, и питая полную надежду, что Он приведет тебя к твоему концу, «возносись к Нему» умом и сердцем в молитве. 3) «Бог», все сотворивший и всем управляющей, «положит конец настоящему порядку вещей», преобразит небо и землю и водворит вечное царство блаженства для человека. Итак, «ожидай сего второго пришествия Господня», и не только верь Ему, но и желай и приготовляйся сретить Его на всякий час: «готовься к смерти, помни суд, рай и ад», и будь как странник на земле. Вот второй ряд чувств, и расположений, завещанных Господом!

3. Вступающие в общение с Иисусом Христом, а чрез Него с Богом, не иначе достигают сего общения, как в святой Церкви, по ее указанию и руководству, и не иначе утверждаются и пребывают в сем общении, как пребывая в общении с Церковью. В Церкви все необходимые для сего благодатные средства, и все в ней, пользующиеся сими средствами и к Богу обращающиеся, становятся единым телом, исполненным единым духом.

Церковь есть дом спасения, или сосуд благодатных средств, и двор спасаемых. Итак, к ней обращайся и в ней ищи удовлетворения твоим нуждам духовным. Все, что тебе нужно, найдешь в ней. Тебе нужно просвещение ума? Церковь есть просветительница. Верь и содержи в сердце, что она одна есть столп и утверждение истины; и в ней ищи сей истины — в слове Божием, в отеческих писаниях, в наличном учительстве церковном. По руководству сего просвещения, ищи и всякого другого и им поверяй его. — Ты слаб, тебе нужно подкрепление? Церковь есть подательница благодати и воспитательница духа благодатного. Семь таинств, как семь сосцев, открыты у матери нашей; приступай к ним верою, и напояйся из них живоносными силами, по нуждам своим. И потом возгревай их хождением во всех уставах и чиноположениях церковных — в постах, говениях и во всем.— Ты окружен врагами: тебе нужна защита и ходатайство? Ходи в храм Божий. Собирая чад своих, Церковь низводит на них защитительную и ходатайственную свою силу… Здесь жертва безкровная, здесь хоры Ангелов и святых; здесь молитвование на всякую потребу — душевную и телесную. Сюда прибегай и молитвою церковною ограждай себя.

Церковь — двор спасаемых; все верующие — одно тело с одним духом. Итак, пребывай в единомыслии, не ища самостоятельных взглядов в делах веры, от которых бывают ереси, — пребывай в сочувствии со всеми и в готовности содействовать благу всех. Это стихи истинной любви, которая далее научит тебя — всякого брата встречать с благорасположением, с благожеланием и благопопечением; научит — каждого честью больше себя творить и блюсти чистым лице ближнего; научит всем жертвовать для блага его — душевного и телесного, и — в постоянном взаимообращении — быть искренно радушным, скромным, миролюбивым, уступчивым, истиннолюбивым и проч.; научит так держать себя не только в отношении к благодетелям и друзьям, но и ко врагам и недоброжелателям. Ревнуй всею ревностью, чтобы пребыть в единении с Церковью и себя подвесть под един с нею дух; а для сего помни обеты, данные при вступлении в нее — в крещении, и чаще возобновляй их в памяти. Отвергнись себя и непрестанно приноси себя в жертву Богу; покори Ему ум свой и восприми ум Христов; пожри волю свою и ходи только в воле Божьей; пожри сердце свое и ничего не люби, кроме Его; пожри Ему тело свое в трудах и озлобленьях спасенья ради… Трезвися и бодрствуй, и чувства свои храни нерассеянными. Вот третий ряд чувств и расположений, завещанных нам Господом!

Есть и еще особые завещания — всякому званью и состоянью; но они понятны уже из первых завещаний сами собою. Всюду господствующим да будет дух любви и самоотверженья, в ревновании творить во всем единую волю Божию, которой должна быть посвящена вся жизнь. Истинный христианин, твердо содержа сей Богоначертанный порядок, всю жизнь свою ходит по нему умом и сердцем, и собирает в нем святые чувства, расположенья и деяния, — собирает сокровища «неветшающие», по слову Господа, — сокровища небесные, «скрываемый на небесах», и делается, в полном смысле, сыном Божиим, — наследником Божиим и сонаследником Христа Спасителя.

Таково завещание Господа нашего Иисуса Христа, написанное Кровью Его и оставленное нам в святом Евангелии и в святой Церкви! Что может быть выше сего? Что необходимее сего для нашей жизни? Что может сравниться с этим сокровищем? Ни на земле, ни даже на небе нет ничего для нас выше, необходимее и драгоценнее сего! Понятно, после сего, как мы должны отнестись к сему завещанию, как исполнять его, чтобы получить завещанное им наследство тех сокровищ, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»,— получить Царство Небесное?!

В нем вся наша жизнь, единственное спасение наше, вечное воскресение наше: «иного жития вечного начало». Без него —вечная смерть и невозвратная погибель. О, христианин, «емлися за вечную жизнь: почитай себя мертвым для греха, живым же для Бога»; и будешь праздновать свое, не временное только, а и вечное воскресение! Аминь.