Иоанн Мосх. Луг Духовный (2)


50. Видение затворника аввы Георгия
51. Жизнь старца Юлиана
52. Слово аввы Илии молчальника
53. Жизнь старца Кириака из обители св. Саввы
54. Жизнь скитских монахов и о старце Аммонии
55. Видение одного старца, жившего в скиту, и об авве Иринее
56. Жизнь Иоанна, ученика великого старца
57. Кончина Симеона столпника и о другом столпнике, авве Юлиане
58. О том же Юлиане
59. Об авве Фалалее
60. Удивительный поступок одной благочестивой женщины
61. Жизнь аввы Леонтия киликиянина
62. Жизнь аввы Стефана, пресвитера илиотского
63. Старец сотворил молитву, и нечистый дух исчез
64. Старцы, получив урок, удалились
65. Хочешь ли видеть, какой славы достоин брат твой?
66. Жизнь отшельника аввы Феодосия
67. Он тридцать пять лет провел в уединении
68. У него не было зимнего плаща
69. Жизнь аввы Палладия и солунского затворника Давида
70. Жизнь затворника Адолы
71. Поучение от разбойника
72. О старике-убийце, оклеветавшем юношу-христианина
73. Жизнь воина Иоанна
74. Плоды ересей
75. Небесный покров
76. Потопление Марии грешницы
77. О том, как три слепца лишились зрения
78. Изумительное чудо умершей девицы, удержавшей грабителя и не отпускавшей его, пока тот не дал обещания стать иноком
79. Чудодействующая сила св. Евхаристии
80. Об источнике в Скопеле, явившемся по молитве аввы Феодосия
81. О кладезе, в котором явилась вода по чудотворной силе образа св. Феодосия
82. Жизнь старца Иоанна в Скопеле
83. Чудесная помощь отшельника Иоанна
84. Жизнь и смерть одного отшельника, раба Божия
85. О проросшей пшенице за прекращение раздачи милостыни
86. Об отшельнике, скончавшемся по принятии Св. Причащения
87. Обретение тела отшельника Иоанна Смиренного
88. Жизнь аввы Фомы и чудо действие его тела по смерти
89. Обретение тела на горе Аманской
90. Смерть двух отшельников
91. Жизнь отшельника аввы Георгия и Фалалея, ученика его
92. Жизнь Георгия каппадокийского и обретение тела Петра, пустынника св. Иордана
93. Кончина аввы Сизинния и его ученика
94. О Иулиане, епископе Бостры
95. Жизнь старца Патрикия в Скопеле
96. О слепце Иулиане, родом из Аравии
97. Жизнь и смерть двух отшельников, давших клятву никогда не разлучаться
98. Проведя столько времени в безмолвии и подвижничестве, чего достиг ты?
99. Жизнь Ианфа



Глава 50 Видение затворника аввы Георгия

Как мне не плакать, когда Господь наш прогневался на нас?!

Скифополь был вторым главным городом Палестины. Там мы виделись с аввой Анастасием, который передал нам рассказ о затворнике авве Георгии. «Однажды ночью я встал, чтобы ударить в било (он был канонархом), и слышу, что старец плачет. Подойдя к нему, я спросил: «О чем ты так плачешь, авва?» Старец молчал. «Скажи же мне о причине твоего плача», — продолжал я спрашивать. «Как мне не плакать, — сказал старец, вздохнув из глубины души, — когда Господь наш прогневался на нас! Мне казалось, чадо, что я стою пред Кем-то, сидящим на высоком престоле. Многие, многие тысячи обстоят вокруг престола, умоляя Его о чем-то. Но Он не склоняется на их молитвы. И приблизилась к Нему некая Жена, облеченная в порфиру. Припав к Нему, Она воскликнула: «Умилостивись же, хоть ради Меня!» Но Он остался непреклонен. Вот почему я плачу и рыдаю — в сильном страхе за то, что угрожает нам». Он рассказал мне об этом в четверток утром, а на следующий в пятницу, часу в девятом, произошло страшное землетрясение, разрушившее города приморской Финикии.

Тот же авва Афанасий рассказал нам еще об этом старце: «Спустя немного времени стоял он у окна и начал горько плакать. «Увы, брат, — говорил старец, — никакого сокрушения сердечного нет у нас, пребываем в нерадении, и я боюсь, что мы при дверях, и гнев Божий постиг нас». И на следующий день виден был огонь на небе».

Глава 51. Жизнь старца Юлиана

Свет небесный озарял его.

Аназарв — главный город провинции второй Киликии. На расстоянии двенадцати миль от города есть монастырь, так называемый Египетский. Отцы этого места рассказывали нам, что за пять лет перед тем скончался здесь старец по имени Юлиан. Свидетели говорят, что он около семидесяти лет подвизался в небольшой пещере и не имел ничего в этом мире, кроме власяницы, хитона ста (мегалии) и деревянного ковша. Говорили еще про него никогда он не зажигал у себя лампады, но свет небесный озарял его по ночам, давая ему возможность читать книги.

Глава 52 Слово аввы Илии молчальника

 Избирай, что хочешь!

Пришел однажды брат к авве Илии Молчальнику в Пещерную киновию аввы Саввы. «Авва, скажи мне наставление», — просил брат. «Во дни отцов, — отвечал старец, — любили три добродетели: нестяжательность, кротость и воздержание, а теперь среди монахов преобладает корыстолюбие, чревоугодие и дерзость. Избирай, что хочешь».

Глава 53. Жизнь старца Кириака из обители св. Саввы

Окружило его облако.

Авва Стефан Трихина рассказал нам об одном старце, жившем в лавре св. отца нашего Саввы: «Однажды он отправился в Кофилу и, пробыв немного времени близ Мертвого моря, возвращался обратно в свою келью. Был страшный зной, и старец сильно изнемог. И начал он молиться Богу, простирая руки к небу: «Господи, ты видишь, что я — могу продолжать пути от жажды». И тотчас окружило его облаке сопутствовало ему до самой кельи на расстоянии двенадцати миль». Тот же авва Стефан поведал нам еще об этом старце. Пришли однажды к нему родственники, чтобы повидаться с ним. В лавре искали его келью. Некоторые указали им, и они, подойдя, постучались в дверь. Узнав своих, старец молил Бога, да не будет видим ими. И, отворив дверь, вышел из кельи, не будучи замечен. Удалившись в пустыню, он пробыл там до тех пор, пока его родственники не оставили его кельи.

Глава 54. Жизнь скитских монахов и о старце Аммонии

Вовсе не принимали пищи, если кто-нибудь не заходил к ним.

Пришли мы в Теренуфу, к авве Феодору Александрийскому. Старец говорил нам: «Воистину, чада, скитские монахи совсем ослабили строгую скитскую жизнь, по предсказанию старцев. Поверьте, чада, мне, старику, что прежде у скитских иноков наблюда­лись великая любовь, и строгое воздержание, и дар разумения. И я застал еще там старцев, которые вовсе не принимали пищи, если кто-нибудь не заходил к ним. Между ними был старец Аммоний, живший близ меня. Зная его образ жизни, я каждую субботу наве­щал его, чтобы он, ради моего прихода, вкусил пищи. И все они соблюдали такое правило: в какое бы время кто ни пришел к ним, должен был сотворить молитву, а старцы между тем готовили трапезу и потом вместе вкушали пищу».

Глава 55. Видение одного старца, жившего в скиту, и об авве Иринее

Готовлю развлечение для братии.

Авва Ириней рассказал нам, что один старец, живший в Ски­ту, увидал ночью, как диавол раздавал братии грабли и корзины. «Что такое?» — спросил старец. «Готовлю развлечение для братии, — отвечал диавол, — чтобы они были рассеяннее во время славословия Бога». Тот же авва Ириней рассказал нам следующее: «При нападении варваров я удалился из Скита и, придя в Газскую область, взял келью в лавре. Взяв от аввы этой лавры книгу о жизни старцев, в тот же день присел за чтение. И лишь только раскрыл книгу, нашел главу, где говорилось о том, как один брат пришел к старцу, и говорит ему: «Помолись обо мне, отче». «Когда ты был с нами, — ответил старец, — я молился за тебя, а теперь ты ушел к своим, и я перестал молиться за тебя». Прочитав об этом, я сложил книгу и сказал сам себе: «Бедный Ириней, и ты ушел к себе, и отцы уже не молятся более о тебе!» И тотчас, возвратив книгу авве, я удалился и пришел сюда. В Кельи. Вот причина, чада мои, почему я нахожусь в этом месте.

Глава 56. Жизнь Иоанна, ученика великого старца

Отпуская меня, ты не благословил меня вкусить пищи.

В Финикии есть город Птолемаида. Там есть предместье, называемое Парасима. В нем жил один великий старец. У него был ученик по имени Иоанн, тоже великий подвижник, особенно отличавшийся послушанием. Однажды старец послал ученика на работу и дал ему для подкрепления сил немного хлеба. Ученик ушел и, ис­полнив работу, возвратился, не дотронувшись до хлеба. Старец, увидав хлебы, сказал ему: « Отчего же ты, чадо, не вкусил хлеба, который я дал тебе?» «Прости меня, отче, — отвечал ученик, поклонившись стар­цу. — Отпуская меня, ты не благословил и не дал мне повеления зкусить пищи. Потому я и не ел» Старец, подивившись разумению брата, благословил его. После кончины старца этот брат постился сорок дней, и ему было небесное видение, причем он слышал голос: «На какого больного ты ни возложишь своих рук, он исцелится». И вот утром, по промыслу Божию, приходит к нему человек и приводит свою жену, страдавшую раком в груди. Муж начал просить, что-бы он исцелил его жену. Брат называл себя грешником и недостойным для такого дела. Однако муж неотступно молил его, чтобы он склонился на его просьбу и помилосердовал о жене его. Тогда он, возложив руку, осенил грудь (крестным знамени­ем), и женщина немедленно получила исцеление. И с той поры Бог явил через него много других знамений не только при жиз­ни, но и по смерти его.

Глава 57. Кончина Симеона столпника и о другом столпнике, авве Юлиане

Душа его отходит с радостью.

В четырех милях от города Эги стоял столпник Симеон. Пораженный молнией, он скончался. Тогда авва Юлиан столпник, стояв­ший близ залива, в необычное время сказал ученикам: «Положите фимиам в кадило!» «Что за причина, скажи нам, отче», — спросили ученики. «Брат Симеон, живший в Эгах, скончался, пораженный молнией, — и вот душа его отходит с радостью». А столпники находились один от другого на расстоянии почти двадцати четырех миль.

Глава 58. О том же Юлиане

Именем Иисуса Христа, Сына Божия…

Вот что ещерассказал нам авва Стефан Трихина об авве столпнике Юлиане. В его местности появился лев, пожравший многих странников и туземцев. Однажды старец приказал своему ученику Панкратию: «Отправься за две мили отсюда к югу. Ты найдешь там лежа­щего льва. Скажи ему: «Смиренный Юлиан именем Иисуса Христа, Сына Божия повелевает тебе удалиться из этой местности». Брат, отправившись, нашел льва. И лишь только произнес то, что ему было заповедано, лев удалился, и все прославили Бога.

Глава 59. Об авве Фалалее

Бог дал нам время этой жизни для покаяния.

Пресвитер тамошней лавры авва Петр рассказал нам об авве Фалалее киликиянине, что он подвизался в иночестве шестьдесят лет и постоянно плакал, говоря: «Бог дал нам время этой жизни для покаяния и потребует от нас строгого отчета в нем».

Глава 60. Удивительный поступок одной благочестивой женщины

Монахиня схватила гребень и вырвала свои глаза.

Во время пребывания нашего в Александрии один христолюбивый рассказал нам следующее: «Одна монахиня жила в своем доме, проводя дни в уединении и заботе о своей душе. Она постилась, творила молитву, проводила ночи в бдении и подавала много милостыни. Но вечно воинствующий против рода человеческого воздвиг на нее бурю, вдохнув в одного юношу сатанинскую страсть к ней. Этот юноша поджидал ее за порогом ее дома. Собиралась ли она куда-нибудь, выходила ли в храм для молитвы, юноша не упускал случая докучать ей и даже оскорблять ее, нашептывая ей бесстыдные речи, так что под конец она принуждена была сидеть дома во избежание оскорблений от этого юноши. Однажды монахиня послала к нему свою служанку пригласить его в дом: «Пойди, тебя зовет моя госпожа». Молодой человек обрадовался, вообразив, что достиг, наконец, своей цели, и пришел к ней. Монахиня сидела на своей постели. «Садись здесь», — сказала она гостю. И, усадив его, говорит: «Скажи мне, брат мой, зачем ты меня так преследуешь, чтомне нельзя уже и выйти из дома?» «От страстной любви к тебе, государыня моя… И как только увижу тебя — я весь горю в пламени». «Что же ты нашел во мне привлекательного, что так полюбил меня?» «Твои чудные очи — они очаровали меня…». Монахиня, услыхав это, схватила гребень и тотчас вырвала свои глаза… Лишь только увидал это юноша — пораженный в самое сердце, удалился в Скит и там сделался добрым иноком.

Глава 61. Жизнь аввы Леонтия киликиянина

Сорок пять лет подвизался он, не отходя о Ее храма, весь погруженный в себя самого.

Некоторые отцы передавали нам об авве Леонтии киликиянине, что, он особенно усерден был к службам в обители Госпожи нашей Пресвятой Богородицы Марии, Новой. Сорок пять лет подвизался он, не отходя от Ее храма, весь погруженный в себя самого… Рассказывали нам еще про него, что, если приходил к нему бедный слепой — он сам подавал ему милостыню. Если же нищий был зрячий, то клал фолерыили на подставку колонны, или на скамейку, или на ступени храма, и оттуда брал их нищий. Один старец спросил его: «Отчего ты, отец, не подаешь из рук?» «Прости меня, отче, — отвечал Леонтий, — то не я подаю, ноГоспожа моя Богородица, питающая меня и их».

Глава 62. Жизнь аввы Стефана, пресвитера илиотского

Христос, Сын Бога живого сокрушит тебя!

Один старец рассказал нам следующее об авве Стефане, пресвитере лавры Илиотской. Однажды сидел он в келье, и диавол вну­шил ему мысль: «Уйди отсюда, здесь ты не получишь пользы». «Не послушаюсь тебя, — отвечал старец. — Я знаю, кто ты. Ты не хочешь видеть спасения кого-либо, но Христос, Сын Бога жи­вого сокрушит тебя».

Глава 63. Старец сотворил молитву, и нечистый дух исчез.

Рассказывали нам еще о нем, что он однажды сидел в своей келье и читал, и вот снова видимым образом явился ему демон и сказал: «Уйди отсюда, старик, здесь тебе не будет пользы». « Если, как я хорошо знаю, ты желаешь моего удаления отсюда, то вот сделай так, чтобы стул, на котором сижу, начал ходить». А сидел он на плетеном стуле. Выслушав слова старца, диавол сделал так, что заходил не только стул, но и вся келья. «Ловок же ты! — сказал старец, увидав хитрость диавола. — А я все-таки отсюда не уйду». Старец сотворил молитву, и нечистый дух исчез.

Глава 64. Старцы, получив урок, удалились

Три старца однажды пришли к пресвитеру авве Стефану. Они долго сидели у него, ведя беседу о спасении души. Авва Сте­фан молчал. «Что же ты, отче, нам ничего не ответишь? Мы пришли к тебе ради душевной пользы». «Простите меня — я не слыхал ничего, что вы до сих пор гово­рили. Впрочем, что знаю, скажу вам. Днем и ночью я ни на что бо­лее не взираю, кроме Господа нашего Иисуса Христа, пригвожден­ного к Древу Крестному». Старцы, получив урок, удалились…

Глава 65. Хочешь ли видеть, какой славы достоин брат твой?

Авва Иоанн, по прозванию Молива, рассказал нам о том старце, т. е. о Стефане, следующее. Он очень ослаб и заболел. Тогда врачи заставили его есть мясное. У блаженного старца был в миру брат, человек благочестивой, богоугодной жизни. Однажды брат-мирянин пришел к брату-пресвитеру и, застав его за вкушением мясной пищи, смутился. Его очень огорчило то, что после великих подвигов воздержания под конец жизни брат разрешил себе мясную пищу. И вот, внезапно, в состоянии духовного восторга он увидал перед собой незнакомца, говорившего ему: «Зачем ты соблазняешься тем, что старец вкушает мясо? Или ты не знаешь, что он делает это по необходимости и послушания ради? Воистину, тебе не следовало соблазняться. Хочешь ли видеть, какой славы достоин брат твой? Оглянись назад и смотри». И, обратившись, он увидал своего брата пригвожденным ко кресту как Христос. «Вот какой славы сподобился брат твой! Воздай же славу То­му, Кто прославляет истинно любящих Его!».

Глава 66. Жизнь отшельника аввы Феодосия

Вот, с ним тебе предстоит борьба.

Авва Антоний, основатель и настоятель лавры Илиотской, рассказал нам об авве Феодосии молчальнике то, что слышал от него са­мого. «Прежде чем удалиться в пустыню, — рассказывал авва Феодо­сии, — в состоянии духовного восторга я видел Юношу, лицо Которо­го сияло светлее солнца. Взяв меня за руку, Он сказал: «Пойдем, тебе предстоит состязание», — и привел меня в театр, обширности которого я не могу описать. Весь театр был наполнен зрителями. Одна часть была в белых одеждах, другие были черны, как эфиопы. Юноша привел меня на середину театра. Здесь я увидел эфиопа необыкновенного роста: голова касалась облаков. Он был безобразен и имел вызывающий вид. Явившийся юноша говорит мне: «Вот с ним тебе предстоит борьба». При виде исполина я пришел в ужас и задрожал… «Кто же из людей с одними человеческими силами может бороться с ним?!» — воскликнул я, обращая умоляющие взоры на приведшего меня Юношу. «А ты все-таки бодро выходи против него. Я буду при состязании… Сам буду Судьей и вручу тебе победный венец». Мой противник также выступил на середину, и мы начали борьбу. Быстро явился дивный Судья и вручил мне венец. И вот — всемножество эфиопов с воплем вдруг исчезли. Тогда люди, облеченные в белые одежды, воссылали хвалы Тому, Кто помог и доставил мне славную победу.

Глава 67. Он тридцать пять лет провел в уединении

Об этом же авве Феодосии молчальнике поведал нам ученик его авва Кириак, что он тридцать пять лет провел в уединении, причем постился по два дня и хранил совершенное молчание — не го­ворил ни с кем. Если же хотел что-либо сказать, выражал это знаками. И авва Кириак видел его в лавре Илиотской, потому что про­жил в ней десять лет.

Глава 68. У него не было зимнего плаща

Авраамий, настоятель киновии Пресвятой Богородицы Марии — Новой, рассказал нам об этом авве Феодосии, что у него не было зимнего плаща, и он купил ему. Однажды, прикрывшись им,старец заснул, а спал он при храме. Пришли разбойники, сняли снего плащ и ушли. И старец ничего не сказал об этом.

Глава 69. Жизнь аввы Палладия и солунского затворника Давида

Они получили награды за свои подвиги несравненно большие, чем ожидали.

Вместе с господином софистом Софронием, еще до отрече­ния его от мира, прибыли мы в Александрию, к авве Палладию. Этот боголюбивый муж и раб Божий имел свой монастырь в Лифазомене. Мы просили его сказать нам назидание, и старец начал го­ворить нам: «Чада, временная жизнь наша кратка: будем недолгое время здесь подвизаться и трудиться, чтобы удостоиться великих благ в вечности! Посмотрите на мучеников, посмотрите на святых, посмотрите на подвижников: как они были мужественны! Их хоро­шо знали минувшие века — мы также не перестаем никогда удивляться им. И кто бы ни слышал о них — изумляется терпению бла­женных мучеников, терпению, превышающему силы человеческие. Чего только не претерпели они! Одним выкалывали глаза, другим перебивали голени; одним отрубали руки, другим — ноги. Одних скоро пожирало пламя, других сжигали на медленном огне. Топили их в реках и в морских пучинах. Иных, как злодеев, живых терзали жадные звери, других, после всевозможных мук, по смерти пожирали хищные птицы. Словом — нельзя ни вообразить, ни пересказать все виды мук, каким враг диавол подвергал боголюбезных мучеников и подвижников. Но с каким мужеством и терпением они подвизались, торжествуя силою духа над немощью плоти! И вот теперь они получили награды за свои подвиги несравненно боль­шие чем ожидали. Своими подвигами они оправдывают несокру­шимую веру, во-первых, в то, что, пострадав здесь короткое время, можно достигнуть вечных благ, во-вторых, — что врага можно одо­леть: сверхчеловеческие муки, которым враг наш диавол подвергал их, мужественно перенесены. Таким образом, если и мы перенесем все скорби и пребудем тверды в испытаниях, то воистину «други Божии» будем, Сам Бог будет споборствовать нам и сверх меры воздаст нам за подвиг… Мы знаем, каких трудов требует настоящаяжизнь: испытаем самих себя в безмолвии! Прежде всего, нам необ­ходимо искреннее раскаяние, чтобы сделаться храмами Божиими, потому что великая награда ожидает нас в вечности… «Вспомним о Том, — продолжал старец, — Кто не имел, где главу преклонить…». «Скорбь, по слову апостола, порождает терпение, — сказал ещестарец, — сделаем наш дух причастным Царствия Небесного… Чада, не будем любить мира, ни того, что в мире… Будем хранить себя от помыслов, — сказал в заключение старец, — это — спасительное средство ко спасению…». «Сделай милость, отче, скажи нам, зачем, по каким побужде­ниям принял ты иночество?» — спросили мы. «В моем отечестве, — старец был из Фессалоник, — за три версты от городской стены жил отшельник, родом из Месопотамии, по имени Давид. То был муж весьма добродетельный, любвеобильный и строгой жизни. Он провел в затворничестве около семидесяти лет. Однажды ночью военная стража охраняла стены города от варваров. Воины стояли на стене, обращенной к той стороне, где в затворе жил старец. Вот и видят воины в одну ночь, что огонь исходит изо всех окон кельи. Вообразив, что варвары подожгли келью старца, лишь только рассвело, они бросились к келье, и, увидев, что старец невредим и келья цела, остановились в изумлении. В следующую ночь воины снова видят огонь в келье старца — и это повторялось потом не раз. Необычайное явление стало известно всему городу и всей той стране, так что многие проводили ночи на стене, чтобы видеть дивный огонь. Явление продолжалось до самой кончины старца. Я сам видел это чудо не раз и не дважды, а много раз. И сказал я сам себе: если и в этом еще мире Бог прослав­ляет рабов Своих столь великой славой, что же будет в грядущем веке, когда лицо их просияет, как солнце!? Вот, чада мои, это и бы­ло поводом к тому, что я принял иноческий образ.

Глава 70. Жизнь затворника Адолы

Простертая рука вдруг осталась без движения.

Вот что еще рассказывал нам старец. После аввы Давида пришел некий инок по имени Адола, также родом из Месопотамии. Поселившись в окрестностях города затворником в кленовом дупле, он устроил себе оконце, через которое и говорил с приходив­шими к нему. Однажды во время варварского нашествия та мест­ность подверглась страшному погрому. Варвары случайно прохо­дили мимо затворника. Увидав выглянувшего из оконца старца, один из варваров извлек меч и замахнулся, чтобы поразить отшель­ника, но его простертая рука вдруг осталась без движения. При ви­де этого чуда пораженные изумлением остальные варвары поверг­лись перед старцем с мольбою. Сотворив молитву, старец исцелил наказанного и отпустил их с миром.

Глава 71. Поучение от разбойника

После того как, вочеловечившись, Он умер за нас, человек уже не умирает вечной смертью.

Тот же авва Палладий рассказывал нам, что в фиваидской области, в городе Арсиноэ схвачен был убийца. После многих пыток он приговорен был к отсечению головы. Его нужно было отве­сти для казни за шесть миль (1/5 нем. мили) от города — на то мес­то, где он совершил убийство. Вместе с другими за осужденным шел монах посмотреть на его казнь. Идя на казнь, преступник увидал монаха. «Отче, должно быть, у тебя нет ни кельи, ни рукоделия?» «Прости меня, брат, — возразил инок. — У меня есть и келья, и занятие». «Так что ж ты не сидишь в келье и не предаешься сокрушению о грехах?» — спросил осужденный. «Правда твоя, брат мой! — отвечал монах. — Я вовсе не забочусь душе своей. Потому-то и иду посмотреть на твою казнь, чтобы хоть через это придти в сокрушение». «Ступай-ка лучше, отче, сиди в своей келье и благодари Бога Спасителя нашего: после того как, вочеловечившись, Он умер за нас, человек уже не умирает вечной смертью».

Глава 72. О старике-убийце, оклеветавшем юношу—христианина

Получив спасение сверх ожидания, юноша сделался иноком.

Авва Палладий рассказал нам также следующее. Один ста­рик-мирянин задержан был за убийство. Во время пытки, по александрийским законам, он заявил, что у него был еще сообщник в убийстве. Тот, на кого указывал старик, был юноша лет двадцати. И тот и другой подвергнуты были жестоким истязаниям. Старик про­должал стоять на своем: «Ты был со мною при совершении убийст­ва!» Юноша не признавался. «И в убийстве я не участвовал, и с ним вместе не был». После многих пыток они оба были присуждены к повешению. Их отвели за пять миль от города, на обычное место казни. В одной стадии от города находились развалины храма Кро­на (Сатурна). Прибыв на место казни, толпы и воины пожелали, чтобы первым повешен был юноша. Бросившись к ногам воинов, юноша вскричал: «Ради Господа, сделайте милость — повесьте меня лицом квостоку, так чтобы мне смотреть в ту сторону, когда буду висеть». «Зачем это?» — спросили воины. «Ох, милостивые государи, не прошло и семи месяцев, как несчастный, удостоился св. крещения и стал христианином». Это признание до слез тронуло воинов. Между тем, старик затрясся от злобы и громко крикнул: «Ради Сераписа, повесьте меня лицом к Крону!» Тогда воины, услыхав это богохульство, оставили юношу и сперва повесили старика. Лишь только они покончили со стариком, как вдруг прискакал всадник, посланный наместником Египта (августалием). «Юношу не велено казнить. Возвратите его обратно!» Воины и народ чрезвычайно обрадовались этому и, вернувшись с юношей, представили его в судилище, откуда он был освобожден августалием. Получив спасение сверх ожидания, юноша сделался иноком. Мы записали это для пользы многих.

Глава 73. Жизнь воина Иоанна

Господи, от тайных моих очисти мя!

Вот и это рассказ аввы Палладия. В Александрии был воин по имени Иоанн. Он вел следующий образ жизни: каждый день с утра до девятого часа сиживал он в монастыре близ входа во храм св. Петра. Он был одет во вретище и плел корзинки, все время молчал и совсем ни с кем не разговаривал. Сидя у храма, он занимался своей работой и только одно возглашал с умилением: «Господи, от тайных моих очисти мя» (Пс.18), «да не постыжуся в молитве». Произнеся эти слова, он погружался в продолжительное молчание и затем снова, по прошествии часа и более, повторял то же восклицание. Так он возглашал раз семь в течение дня, ни слова не говоря ни с кем. В девятом часу он снимал вретище и одевался в воинские одежды, т.е. в свою хламиду, и шел к месту своей службы. С ним я пробыл около восьми лет и нашел много назидания и в его молчании и в его образе жизни.

Глава 74. Плоды ересей

Расколы и ереси ведут к ослаблению любви.

Вразумляя нас однажды, старец говорил нам: «Поверьте мне чада! Расколы и ереси ни к чему не ведут во святой Церкви, к только к ослаблению любви к Богу и ближнему».

Глава 75. Небесный покров

Поручаю вас Владычице Богородице!

Когда мы в другой раз пришли к авве Палладию, он рассказал нам следующее. Однажды жил один человек в Александрии. Он был христолю­бив сострадателен и радушно принимал иноков. У него была жена, отличавшаяся скромностью и соблюдавшая ежедневный пост. До­чери его было около шести лет. Однажды ему понадобилось отпра­виться в Константинополь, потому что он был купцом. Оставив в доме жену с дочерью и при них одного раба, он собрался в путь. При отплытии жена спрашивает его: «На кого же ты нас оставляешь, господин мой?» «Поручаю вас Владычице Богородице», — отвечал муж. Однажды жена сидела дома за работой. При ней была и дочь. Раб, по дьявольскому наущению, вознамерился убить хозяйку вме­сте с дочерью, захватить из дому имущество и бежать. Взяв на кух­не нож, он пошел в столовую, где сидела госпожа. Дойдя до двери столовой, он внезапно был поражен слепотой и не мог ни войти в столовую, ни возвратиться назад в кухню. Целый час бился он, упо­требляя всевозможные усилия над собой, чтобы войти в столовую, выбившись из сил, он принялся кричать и звать госпожу: «Подойди сюда!» Та пришла в крайнее изумление, видя, что он стоит в дверях, не подходит к ней и кричит. «Подойди лучше ко мне!» — сказала хозяйка, не подозревая его слепоты. Но слуга продолжал заклинать ее, чтобы она приблизилась к нему. Госпожа с клятвой заявила ему, что она не тронется с места. «Пошли хотя бы дитя ко мне!» Но та и этого не допустила, сказав: «Если хочешь, подойди сам». Тоа раб, в совершенном изнеможении, ударил себя ножом и упал.Увидав это, госпожа подняла громкий крик. Сбежались соседи. Скоро прибыли и власти, нашли раба еще живым и узнали от него обо всем. И все прославили Бога, явившего знамение и сохранившего мать с ее дочерью.

Глава 76. Потопление Марии грешницы

За мои-то грехи и вы все по­гибнете!

Вот что еще рассказал нам тот же авва Палладий. Хозяин одного корабля лично передавал ему, что однажды ему нужно было плыть с пассажирами обоего пола. Вышли в море. Между тем как другие корабли благополучно поплыли: одни — в Константинополь, другие — в Александрию, третьи — в иные места и для всех были попутные ветры, мы одни только не могли тронуться в путь и простояли неподвижно на одном месте целых 15 суток. Уныние и даже отчаяние овладели всеми. В особенности я, как хозяин кораб­ля, сокрушался и о судьбе судна, и о пассажирах. И обратился я с молитвою к Богу. И вот однажды слышится мне голос кого-то не­зримого: «Брось в море Марию — и совершишь благополучно свое плавание!» Долго я размышлял в недоумении: что это значит. Ктотакая эта Мария? И вот снова тот же голос: «Я сказал тебе: брось в море Марию — и вы спасетесь!» Среди размышлений об этом я вдруг вскрикнул: «Мария!» Я ведь и не знал никакой Марии. Женщина, лежавшая на своем ложе, отозвалась на мое восклицание и спросила: «Что тебе надо, господин?» «Сделай милость, подойди сюда!» — сказал я ей. Та встала и подошла. Удалившись от других, я обратился к ней со следующими словами: «Видишь ли, сестра Мария, какой я грешник — и все вы погиб­нете из-за меня». «Нет, господин мой, это я грешница», — глубоко вздохнув, произнесла она. «Какие же у тебя грехи?» «Увы, нет греха, которого бы я не совершила, и за мои-то гре­хи и вы все погибнете…». После этого она мне ответила следующее: «Я, государь мой, несчастная, была замужем, и у меня было двое детей: одному исполнилось девять лет, другому — пять. Муж мой скончался, и я осталась вдовой. Неподалеку от меня жил воин, и мне захотелось, чтобы он взял меня в жены. Я сама подсылала к нему кое-кого. Воин ответил: «Я не желаю брать за себя женщину, у ко­торой есть дети от другого мужа». Узнав, что он не желает взять ме­ня за себя из-за детей, но вместе с тем любя его, я, несчастная, заре­зала своих детей и объявила ему: «Вот, теперь у меня нет никого!» Узнав о моем поступке с детьми, воин воскликнул: «Жив Господь Бог мой, Иже на небесах! Не возьму я ее за себя!» Испугавшись то­го, как бы не открылось мое злодеяние, и боясь смерти, я бежала». Выслушав рассказ женщины, я, однако, медлил и не решался бросить ее в море. Дай, думаю, еще сделаю опыт. «Смотри, — говорю ей. — Вот я войду в лодку, и если корабль поплывет — знай, что мои грехи причиной его стоянки». Зову матроса, и говорю ему: «Спусти лодку!» Схожу в лодку — ничего: ни корабль, ни лодка не двигаются с места. Тогда, взойдя на корабль, обращаюсь к женщине: «Сойди-ка ты теперь в лодку». Та исполнила мое требование, и в ту же минуту лодка закружилась и, повернувшись раз пять, пошла ко дну. Между тем, корабль понесся с такой быстротой, что в три дня мы совершили плавание, которое продолжалось обыкновенно пятнадцать дней.

Глава 77. О том, как три слепца лишились зрения

Получили хороший урок.

Однажды вместе с господином Софронием мы пришли в дом со­фиста Стефана, чтобы заняться с ним. Было около полудня. Он жил близ храма Пресвятой Богородицы, именуемой «Дорофеи». Храм был воздвигнут блаженным папой Евлогием. На наш стук в дверь выгляну­ла отроковица и сказала нам: «Он еще спит. Подождите немного». Тогда я говорю господину Софронию: «Пойдем на Тетрапил и там по­сидим». Местность Тетрапила в большом уважении у александрийцев. Говорят, что основатель города Александр, взявши из Египта останки пророка Иеремии, похоронил их там. Придя туда, мы никого не нашли, кроме троих слепцов; было, как уже сказано, около полудня. Молча и, не говоря ни слова, мы подсели к слепцам со своими книгами в руках. Слепцы вели беседу между собой, и один из них говорит другому: «Как ты ослеп?» «В молодости я был матросом, — отвечал собеседник. Мы плыли из Африки, и в море я вдруг разболелся глазами, так что не мог и ходить. У меня на глазах появились бельма, и я ослеп». «А ты как ослеп? — спросил тот же слепец другого товарища по несчастью. «Я был стекольщиком по ремеслу — отливал стекла. Брызги попали мне в глаза, и я ослеп». «Ну, а ты сам каким образом потерял зрение?» — спросили оба слепца первого. «Сказать вам по правде, — отвечал тот, — в молодости я ненавидел труд, к тому же был и мот. Дошло до того, что мне нечего было есть, и я принялся за воровство. Однажды, уже совершив много преступлений, я стал на площади. Смотрю — хоронят покойника, роскошно разодетого. Иду за процессией, чтобы заметить место погребения. Обошли церковь св. Иоанна и, положив покойника в склепе, разошлись. Тогда я, оставшись один, вхожу в склеп. Сняв с покойника одежды, я оставил на нем только один саван (собственно полотно, в которое было обернуто тело). Я уже собирался выйти, много забрав, как дурная привычка моя шепнула мне: прихвати-ка и саван, он из дорогой материи. Вот я и вернулся — на горе себе! Как только снял я саван, обнажив совершенно мертвеца, вдруг он встает прямо пере­до мною и простирает обе руки ко мне… Ощупав пальцами мое лицо, он вырвал мне глаза. Тогда я, несчастный, бросив все, с большой горестью и с ужасом ушел из могилы. Вот и я вам рассказал, как я ослеп…». Выслушав это, господин Софроний кивнул мне головой. Мы поднялись и отошли от них. «Ну, достопочтенный авва, — сказал он мне, — сегодня мы не будем более заниматься, потому что получили хороший урок». Получив назидание, мы записали это, чтобы и вы, узнав об этом, извлекли себе пользу. Сущая правда, что никто, творящий злое, не скроется от очей Божиих. А рассказ этот мы сами слыша­ли из уст пострадавшего.

Глава 78. Изумительное чудо умершей девицы, удержавшей грабителя и не отпускавшей его, пока тот не дал обещания стать иноком

О, бедное человечество!

Когда мы находились в Феаполе, авва Иоанн, игумен монастыря Гигантов, рассказал нам нечто подобное: «Незадолго пришел ко мне молодой человек. «Ради Бога, прими меня, — говорил он. — Я желаю раскаяться». Говоря это, он проливал слезы и вообще имел вид человека, со­вершенно убитого горем. «Скажи мне, — спросил я его, — что привело тебя в такое со­крушение?» «О, отче, я — великий грешник…». «Поверь мне, чадо, — говорю ему, — что как бы ни были велики и разнообразны прегрешения, есть и много целительных средств. Только если ты подлинно желаешь исцеления, скажи всю правду о себе, чтобы я мог назначить соответствующую епитимию. Одним способом врачуется блудник, другим — убийца, третьим — лживый врач. И совсем иное нужно для сребролюбца». Юноша залился слезами и с громкими воплями ударял себя в грудь. От необычайного душевного волнения у него захватывало дух, и он не мог выговорить ни одного слова. Видя, что при его отчаянии и невыразимой скорби он даже не в силах рассказать о своем несчастии, я говорю ему: «Чадо, выслушай меня: соберись сколько-нибудь с мыслями и скажи мне, в чем дело. И Христос Бог наш пошлет тебе Свою помощь. По Своему неизреченному человеколюбию и бесконечному милосердию Он все претерпел ради нашего спасения: обращался и с мытарями, и не отверг блудницу, и разбойника принял, и назван был другом грешников, наконец, претерпел и крестную смерть. С радостью примет Он и тебя в Свои объятия, видя твое раскаяние и обращение. Он не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему». Тогда, сделав над собой усилие и несколько воздержавшись от слез, юноша начал говорить. «Отче, я исполнен всякого греха, недостоин неба и земли… Два дня тому назад я услышал, что у одного из вельмож этого города умерла дочь-девица и была погребена в склепе за городом в дорогих нарядах. По привычке к гнусному занятию я ночью пришел в склеп и начал раздевать ее… Снял все, что на ней было… Не пощадил даже последней сорочки — и той лишил ее… всю обнажил, как ее мать ро­дила… Я уже хотел выйти из гробницы, как вдруг она поднимается прямо передо мною и, протянув левую руку, хватает меня за правую… «Так-таки, негодный человек, тебе и нужно было обнажить меня? — вскричала умершая. — И ты не устрашился Бога? Не побоялся и последнего воздаяния на Страшном Суде?! И не жаль тебе меня умершей во цвете лет? И не постыдился ты общей матери — природы? Но ведь ты — христианин!!! Так-таки нагою, по-твоему, по-твоему я должна предстать пред Христом?! И мой пол не устыдил тебя?! Не женщина ли родила также и тебя? Не обесчестил ли ты вместе со мною и свою мать? Какой ответ, какое оправдание, несчастнейший из людей, принесешь ты пред Страшным Судилищем Христовым?… При жизни ни один чужой глаз не видал лица моего, а ты по­сле смерти и погребения обнажил меня и видел мое нагое тело?! О, бедная человеческая природа, в какую бездну зла низверглась ты! С какими чувствами, как с такими руками приступишь ты к принятию Святейших Тайн Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа?!». Пораженный всем виденным и слышанным, я дрожал от ужаса и едва мог выговорить: «Отпусти меня… Я никогда не буду делать ничего подобного…». «Да, ты по своей воле пришел сюда, но выйти отсюда не от тебя зависит!.. Эта гробница может сделаться общей для нас обоих… Впрочем, не думай, что смерть немедленно поразит тебя, но после долгих мучений страшным образом ты испустишь злую душутвою…». Тогда я принялся со слезами умолять ее, чтобы отпустила меня. Я клялся всемогущим Богом, что никогда не буду совершать столь гнусных и беззаконных поступков. После усиленных продолжительных просьб и обильных слез она, наконец, ответила мне: «Если желаешь остаться в живых и избавиться от настоящей беды, дай мне слово, что, если я отпущу тебя, ты не только бросишь эти отвратительные и нечистые дела, но немедленно отречешься от мира, сделаешься иноком и, раскаявшись в своих поступках, будешь служить Христу». «Не только то, что ты говоришь, — клялся я, — нет, — я не зай­ду даже сегодня в дом мой, но прямо отсюда иду в монастырь». «Одень меня по-прежнему», — сказала девица. И лишь только я одел ее, она снова пала на ложе и стала мерт­вой. А я, несчастный грешник, выбежав из гробницы, пришел сюда. Выслушав рассказ юноши, я успокоил его, говоря ему о покая­нии и воздержной жизни, и затем постриг его. Облачив в иночес­кое одеяние, я затворил его в горной пещере внутри города. Он воздал благодарность Богу и теперь подвизается для спасения души своей.

Глава 79. Чудодействующая сила св. Евхаристии

Все благодарили Бога за неизреченное и недомысленное знамение.

Прибыв в Селевкию, близ Антиохии, мы встретились с епископом города, аввой Феодором. Он рассказал нам о следующем со­бытии, происшедшем при его предшественнике на епископской кафедре — блаженном Дионисии. Жил там богатый купец, человек весьма богобоязненный. Он держался ереси Севера, но у него был слуга, принадлежавший к святой кафолической и апостольской Церкви. По обычаю страны, в св. Четверток он принял Св. Дары. Завернув их в чистое полотно, положил в свой шкап. После св. Пасхи купцу понадобилось по торговым делам послать слугу в Кон­стантинополь. Тот отправился, но, позабыв про Св. Дары, оставил их в своем шкапу, а ключ вручил хозяину. Однажды хозяин, отомк­нув шкап, нашел полотно с находившимися там Св. Дарами. Сму­тившись, он не знал, как ему поступить. Принять их он не решался, не принадлежа к кафолической Церкви. Так на этот раз он и оста­вил их в шкапу, рассудив, что его слуга, возвратившись, примет их. Но пришел снова св. день Великого Четверга, а слуга еще не возвраился. Тогда хозяин решился предать огню Св. Дары, чтобы они остались еще на год. Отворив шкап, он видит, что все св. части произрастили стебли и колос… Страх и трепет объяли его при виде нового и необычайного чуда. Взяв Св. Дары, он, громко вопия: «Господи, помилуй!», со всем домом немедленно поспешил в св. храм к св. епископу Дионисию. Это столь великое и страшное, превосходнейшее всякий ум и понимание, чудо видели не двое, или трое, или немногие, но все собрание: горожане и поселяне, туземцы и пришельцы, путешествующие по суше и плавающие по морю, мужчины и женщины, старые и малые, юноши и старцы, господа и бы, богатые и бедные, власти и подвластные, образованные и вежды, духовенство, девственники и подвижники, вдовцы и в браке живущие, правители и народ — все восклицали: «Господи, помилуй!» — и каждый взывал по-своему, прославляя Бога. Все благодарили Бога за неизреченное и недомыслимое знамение. Многие, уверовав после чуда, присоединились к святой кафолической и апостольской Церкви.

Глава 80. Об источнике в Скопеле, явившемся по молитве аввы Феодосия

Прекрасный источник дан нам Богом!

Мы пришли в монастырь аввы Феодосия в Скопеле. Монас­тырь стоит на горе между прибрежной Селевкией и Россом киликийским. Отцы этого монастыря повели нас еще выше на гору, на расстояние полета стрелы. Там указали нам на источник и сказали. «Этот обильный и прекрасный источник дан нам Богом. Воистину, он не от природы, но — дар Божий. Святой и великий отец наш Феодосий много постился и изливал с коленопреклонением источники слез, прося, чтобы Бог дал на наше утешение и употребление эту воду. Раньше отцы добывали воду из горного потока, но Бог, всегда исполняющий желания боящихся Его, даровал нам благословение воды сей по молитвам отца нашего. За два года перед сим некоторые из братий просили игумена, чтобы дозволил им построить в монастыре баню. Авва с неудовольствием выслушал эту просьбу, однако уступил, снисходя к слабости братии. Баня была выстроена, однако всего только раз успели вымыться в ней, как источник богодарованной воды иссяк. И сказать вам правду: много мы постились и много молились со слезами, но воды не было. Целый год вода в источнике не показывалась, и мы много скорбели. Но когда отец наш разрушил баню, Бог снова дал нам воду».

Глава 81. О кладезе, в котором явилась вода по чудотворной силе образа св. Феодосия

Бог, по его молитве, даст тебе воду!

Вот что еще рассказали нам отцы. «На днях, — говорили они, — одна христолюбивая женщина, из страны апамейской, рыла колодезь. Много она издержала и дорылась до большой глубины, но воды не нашла. На нее напало уныние: ей жаль было и напрасных трудов, и денег. Однажды видит она незнакомца, который говори ей: «Пошли и вели принести изображение аввы Феодосия из монастыря в Скопеле, и Бог по его молитве даст тебе воду». Женщинанемедленно отрядила двоих и, приняв из рук их образ святого, опустила его в колодезь. И тотчас показалась вода, наполнившая цистерну до половины. Те, кто вынул икону из воды, принесли и нам, и мы пили и прославили единодушно Бога».

Глава 82. Жизнь старца Иоанна в Скопеле

Велик этот старец и страшен демонам.

В том же монастыре мы видели старца по имени Иоанн. Отцы этого места говорили нам про него: «Подлинно, христиане, велик этот старец и страшен демонам. Кто бы ни пришел, будучи одержим нечистым духом, он каждому дарует исцеление».

Глава 83. Чудесная помощь отшельника Иоанна

Бог тебе поможет!

Вот еще что слышали мы от отцов этого места. В двадцати четырех милях от монастыря есть гавань по прозванию Малый Мыс. В этой гавани хозяин одного корабля вместимостью в тридцать тысяч модий желал его спустить в море. Целых две недели пробился он с тремястами рабочих, трудившихся ежедневно, но не мог не только спустить корабля в море, но даже сдвинуть с места. Это было дело злых людей. В большом унынии и горе хозяин не знал уже, на что ему решиться. По Божию устроению, старец пришел в то место, грабельщик, хорошо его знавший, увидав его, сказал: «Отче, помолись о корабле моем. От чародейства корабль мой не может быть спущен в море». «Поди и приготовь мне пищи, а Бог тебе поможет. Старец сказал это с целью удалить корабельщика в его дом. Тогда старец один вошел в корабль и, повергшись трижды перед Богом, осенил корабль также три раза крестным знамением во имя Господа нашего Иисуса Христа. Придя после того в дом хозяина корабля, сказал ему: «Ступай и спусти корабль свой в море». Поверив старцу, корабельщик только с немногими отправился к кораблю. Стали спускать — и вот корабль на море! И все воздали хвалу Богу.

Глава 84. Жизнь и смерть одного отшельника, раба Божия

Много лет провел в уединении, питаясь травой.

В той же обители отцы рассказали нам об одном отшельнике, жившем в близлежащих горах. Этот отшельник был велик в очах Божиих и много лет провел в уединении, питаясь травою. Скончался он в малой пещере, и мы не знали об этом, решив, что он удалился в другую пустыню. Однажды ночью он является во сне настоятелю отцу нашему, благостному и досточтимому пастырю, авве Юлиану. «Возьми несколько человек братии, — сказал явившийся, — и ступай, принеси меня сюда из того места, где я лежу на горе под названием Олень». Взяв несколько человек, отец наш пошел к указанной горе. Много часов мы проискали, но не нашли останков отшельника, так как вход в пещеру с течением времени закрылся от сучьев и снега. После тщетных поисков старец сказал нам: «Пойдемте, чада, сойдем с горы». Лишь только мы начали спускаться, как вдруг подошел олень и остановившись недалеко от нас, начал рыть землю. При виде этого отец наш говорит нам: «Поверьте мне, чада, здесь лежит раб Божий!» И, расчистив вход, мы нашли тело его невредимым. Принесли в обитель и там похоронили.

Глава 85. О проросшей пшенице за прекращение раздачи милостыни

Пожинайте плоды непослушания!

Вот что еще рассказали нам: «У нас в обители наблюдался следующий обычай: во св. и Великий Четверток сходились в обитель из той страны бедные и сирые и получали по полмодия пшеницы, по пяти благословенных хлебов, по пяти фолер, по секстарию вина и по полсекстарию меда. За три года перед тем случился большой неурожай пшеницы, так что она продавалась в той местности по номисме за два модия. Настал Великий пост. Некоторые из отцов сказали нашему игумену: «Сделай милость, отче, отложи на этот раз обычную раздачу бедным, чтобы не оскудела братия монастыря, так как нигде нет пшеницы». «Не станем, чада, нарушать благословения отца нашего, — начал было возражать авва. — Вы знаете заповедь старца, нам не следует преступать ее. Воистину он сам позаботится о нас». Но братия продолжали упорно стоять на своем. «Нам самим не хватит, и нечего давать нам». «Что ж, — сказал игумен, глубоко опечаленный, — будь по вашему. Делайте, как знаете». Так и не раздали милостыни ни в св. Четверток, ни в св. Пятницу. Заведующий пшеницей вскоре пошел туда и, войдя, увидал что пшеница вся проросла. И пришлось ее побросать в море. Тогда стал нам говорить авва: «Вот и поделом приходится переносить кару нарушителям заповеди отца нашего. Пожинайте теперь плоды непослушания!Всего только пятьсот модий мы должны были раздать — и угодили бы своим послушанием отцу нашему Феодосию, и бедных братии своих утешили бы. А теперь что же? Погибло у нас пшеницы око­ло пяти тысяч модий… Какую же пользу получили мы, чада? Поис­тине причинили себе сугубый вред: первое — нарушили заповедь отца нашего; второе — понадеялись не на Бога, но на пшеницу. На­учимся, братия, из этого опыта, что есть Бог, пекущийся о всем че­ловеческом роде, и что св. Феодосии невидимо заботится о нас, своих чадах».

Глава 86. Об отшельнике, скончавшемся по принятии Св. Причащения

Пришел в монастырь, чтобы отойти ко Господу, примирившись со всеми.

Фома из Эгов рассказал нам: «Я вышел из Эгов после праздника. Стояла страшная стужа. Я зашел в монастырь аввы Феодосия в Скопеле. При мне произошло там следующее: в той местности жил отшель­ник питавшийся травою. По воскресным дням он приходил в монас­тырь и причащался Св. Тайн. Однажды отшельник, придя в соблазн, целых пять недель не являлся, вопреки своему обычаю, в монастырь. Иноки были этим опечалены. Во время моего пребывания в монасты­ре в воскресный день он наконец пришел туда. Увидав его, отцы мо­настыря возрадовались и, пав перед ним, просили прощения. Пал и он перед ними, и затем облобызались. И приняв Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отшельник лег посреди церк­ви и тотчас скончался, вовсе не болев. Отцы монастыря поняли тог­да, что отшельник предузнал свою кончину. Потому-то он и пришел в монастырь, чтобы отойти ко Господу, примирившись со всеми».

Глава 87. Обретение тела отшельника Иоанна Смиренного

На вершине горы — свет.

Пришли мы в селение за шесть миль от Росса. Два мирских старца приняли нас в храме. Селение стояло у подошвы горы. В храме они указали нам каменную плиту. «В этой гробнице, христиане, покоится великий отшельник», — сказали старцы. «Откуда вы знаете об этом?» — спросили мы. «Семь лет тому назад жители этого селения стали замечать по ночам на вершине горы свет, как бы от огня. «Не звери ли это?» — думали мы. Несколько дней мы наблюдали это. Однажды мы взошли на вершину и не нашли никакого знака: ни света, ни чего-либо опаленного в лесу. Снова ночью видим тот же свет… Так в течение трех меся­цев — огни… Однажды мы взяли несколько человек… Ночью, с оружи­ем в руках на случай встречи со зверями, приходим на вершину горы на место, где появлялся свет, и остаемся там до утра. Утром видим небольшую пещеру: из нее-то и являлся свет. Входим в пещеру и видим умершего отшельника. На нем была власяница из козьей шерсти и плащ из пальмовых листьев. В руках у него было серебряное Распятие. При нем — хартия, на которой было написано: «Я, смиренный Иоанн, скончался пятнадцатого индикта». Рассчитав время, мы нашли, что кончина его последовала семь лет назад, а он был точно скончавший­ся только сегодня. Подняв его, мы принесли и похоронили в церкви.

Глава 88. Жизнь аввы Фомы и чудодействие его тела по смерти

 С пением псалмов перенесли св. мужа.

Мы прибыли в Феополь. Один пресвитер тамошней Церквирассказал нам о некоем авве Фоме. Он был апокрисиарием киновии, что в Апамее. Однажды по монастырским нуждам пришел он в Феополь. Замедлив здесь, он скончался в Дафне, в храме св. Евфимии. Клирики того места похоронили его как странника, на месте погребения странных. На следующий день погребли там же одну женщину, повыше его. Это было во втором часу. Около девятого часа земля выбросила покойницу. Жители были удивлены этим происшествием… Потом к вечеру снова похоронили ее в той же могиле, а на следующий день нашли труп ее опять вне могилы. Взяли тело покойницы и хоронили в другой могиле. Спустя несколько дней похоронили одну женщину над иноком, еще не сообразив, что он не дозволя­ет хоронить над собою женщин. Когда и эту земля не приняла, тогда только уразумели, что старец не желает этого. Доложили обо всем патриарху Домнину, и тот распорядился, чтобы все граждане со све­чами шли в Дафну и с пением псалмов перенесли останки св. мужа. Его похоронили в усыпальнице, где покоилось много останков св. му­чеников, а над его гробницей устроена была небольшая часовня.

Глава 89. Обретение тела на горе Аманской

Пятнадцать лет прошло, как старец скончался.

В Феополе один из отцев поведал нам: «Однажды по некоторой надобности взошел я на гору Аман и нашел там пещеру. Войдя в нее, нашел отшельника, склонившегося на колена, с руками, простертыми к небу. Волосы, ниспадая с головы его, касались земли. Полагая, что он жив, я поклонился ему словами: «Помолись обо мне, отче!» Ответа не было. Тогда я приблизился к нему, чтобы приветствовать его, но, дотронувшись, увидал, что он уже мертв… Отойдя немного, вижу другую пещеру, вхожу и нахожу в ней старца. «По добру ли пришел, брат? Заходил ли в другую пещеру кстарцу?» «Да, отче…» «Получил ли что-нибудь там?» «Нет…» «Да, уж пятнадцать лет прошло, как старец скончался». А между тем, он был в таком состоянии, как будто почил лишь час назад. Старец совершил обо мне молитву, и я удалился, славя Бога».

Глава 90. Смерть двух отшельников

Копай здесь!

Двое отшельников жили выше горы Росса, на горе, извест­ной под названием Крыша, близ реки Пиапи и обители аввы Феодосия в Скопеле. Старец скончался, и ученик его, совершив мо­литву, похоронил его в горе. Прошло несколько дней. Ученик отшельника спустился с горы и, проходя мимо селения, встретил человека, трудившегося на своем поле. «Почтенный старец, сделай милость, возьми свой заступ и лопату и пойдеммною». Земледелец тотчас пошел за ним. Взошли на гору. Отшельник указал мирянину на могилу своего старца и сказал: «Копай здесь!» Когда тот вырыл могилу, отшельник стал на молитву и окончив ее, спустился в могилу, лег над своим старцем и отдал душу Богу. Мирянин, зарыв могилу, вознес благодарение Богу. Сойдя с горы на такое расстояние, как может упасть бро­шенный камень, сказал сам в себе: «Я должен был бы принять бла­гословение от святых!» Но, вернувшись, он уже не смог найти их могилы.

Глава 91. Жизнь отшельника аввы Георгия и Фалалея, ученика его

Тридцать пять лет скитался без одежды по пустыне.

Некоторые из отцов рассказывали нам об отшельнике авве Георгии, что он тридцать пять лет скитался без одежды по пустыням. О нем же говорили, что, живя в горах монастыря аввы Феодосия в Скопеле, он имел ученика. Когда ученик скончался, авва Георгий, не имея орудий, чтобы вырыть могилу и похоронить тело брата, сошел с горы к морю и увидал приближавшийся корабль. И стал он звать хозяина корабля и матросов, чтобы они шли за ним на гору и погребли брата. Те с готовностью согласились и, захватив необходимые орудия, взошли со старцем на гору. Вырыв могилу, они погребли тело. Один из матросов, по имени Фалалей, придя в умиление при виде добродетельного старца, стал просить его, чтобы позволил остаться при нем. Старец ответил, что ему не перенести трудов подвижничества. Но юноша утверждал, что он готов на все подвиги. И действительно, оставшись со старцем, он провел вместе с ним год в изнурительных подвигах. По прошествии года брат Фалалей бросается к ногам старца со словами: «Помолись обо мне отче! По твоим молитвам Бог избавил меня от страданий: я не чувствую утомления, на меня не действует более ни суровость воздуха не жжет палящий зной, не зябну во время стужи, напротив — испы­тываю полное спокойствие». И старец благословил брата. Прошло еще два года с половиной. Брат Фалалей предузнал свою кончину и обратился с просьбой к старцу: «Своди меня в Иерусалим, чтобы мне поклониться св. Кресту и св. Воскресению Христа Бога нашего, потому что на этих днях Господь возьмет меня к Себе». Старец вместе с ним отправился во св. град. Поклонившись святым и дорогим местам, они прошли к св. Иордану и омылись в нем, а три дня спустя почил брат Фалалей. И старец похоронил его в лавре Копрата. Прошло немного времени, и сам отшельник авва Георгий скончался. И похоронили его отцы лавры Копрата в своем храме.

Глава 92. Жизнь Георгия каппадокийского и обретение тела Петра, пустынника св. Иордана

Вышел из огня без вреда.

Св. отец наш авва Георгий, архимандрит монастыря св. отца нашего Феодосия, расположенного в пустыне близ св. града Хрис­та Бога нашего, рассказал мне и брату Софронию софисту: «Жил со мною здесь брат по имени Георгий, родом из Каппадокии. Он служил в Фасаэлиде. Однажды братия пекли хлебы, а Ге­оргий растапливал печь. Истопив печь, он не знал, чем ее вытереть, так как братия, ради его испытания, спрятали лоскут. Тогда он влез в печь и вытер ее своим плащом, потом вышел из огня без всякого вреда. Узнав об этом, я сделал строгое порицание братии за такое испытание». Тот же отец наш, авва Георгий, рассказывал о том же брате, что ему пришлось пасти свиней в Фасаэлиде. И пришли два льва, чтобы похитить одну из них. Тогда он, взяв свою палку, прогнал их к св. Иордану. В другой раз тот же отец наш поведал нам: «Я собирался стро­ить храм во имя св. Кириака в Фасаэлиде. Вырыли место для фунда­мента. И вот является мне во сне неизвестный инок, по наружнос­ти великий подвижник. Нижнее платье на нем было из пальмовых листьев, на плечах — короткая мантия из рогожи. И говорит он мне Умоляющим голосом: «Скажи мне, авва Георгий, ужели, после столь великих трудов и подвигов моих, ты оставишь меня лежать вне воздвигаемого храма?» Изумляясь благолепному виду старца, я говорю ему: «Кто же ты, господин мой?» «Я — Петр, пустынник и воск св. Иордана», — отвечал он. Встав утром, я расширил план храма. Когда начали рыть, нашли его тело, лежавшее в земле, в том же самом виде, как он являлся мне во сне. Выстроив храм, в левом углу храма я устроил прекрасную гробницу и там положил его».

Глава 93. Кончина аввы Сизинния и его ученика

Похоронили их вместе старца и ученика его

От того же отца нашего, аввы Георгия, мы слышали следующий рассказ: «Однажды я пришел к отшельнику авве Сизиннию. Этот старец, оставив для всецелого предания себя Богу свою епископию, поселился и начал проводить безмолвную жизнь близ селе­ния Ветанаварии, на расстоянии шести миль от св. Иордана. Придя к нему, мы долго стучались. Прошло много времени, прежде чем ученик его отворил нам. «Отче, — сказал он нам, — старец при смерти… Он молил Бога не посылать ему смерти, пока он не услы­шит о вашем возвращении в эту страну». А мы, по нуждам обители, ездили в Константинополь к благочестивейшему императору Тиверию. Ученик пошел к старцу и возвестил ему о моем прибытии. Прошло опять много времени, прежде чем он возвратился. «Пожа­луйста!» — сказал он. Войдя, мы нашли старца уже умершим. Потом я узнал, что он отошел ко Господу, лишь только узнал, что это я сту­чался к нему. И когда я облобызал его, умерший тихо сказал мне: «Благополучно возвратился авва мой», — и снова почил. Тогда я дал знать в селение, чтобы пришли и похоронили старца. Когда при­шедшие из селения начали рыть могилу, ученик старца просил их: «Сделайте милость, ройте немного пошире, чтобы можно было положить двоих». Пока рыли могилу, ученик лег на рогожу и почил, мы похоронили их вместе — старца и ученика его».

Глава 94. О Иулиане, епископе Бостры

Во имя Отца и Сына и Св. Духа — выпиваю сию чашу!

Отец наш, архимандрит Георгий, рассказывал нам также об авве Иулиане, бывшем епископе Бострском. Когда он удалился из обители и сделался епископом в Бостре, некоторые из жителей города, не­навистники имени Христова, задумали погубить его при помощи яда. Они подговорили слугу, подававшего епископу вино, разбавленное водою, подкупив его, и дали ему яд, чтобы он подмешал его в чашу с вином. Тот так и сделал, как его подговорили, — подал блаженному Иулиану подмешанное вино. Епископ принял чашу и по вдохновению свыше узнал о злом умысле, равно как и о том, кто это подстроил. Взяв чашу, епископ поставил ее перед собою, ни слова не сказав слуге. Потом он созывает к себе всех жителей, в числе которых были и злоумышленники. Дивный Иулиан, не желая подвергать позору заговорщиков, обращается ко всем со скромными словами: «Если вы желаете умертвить смиренного Иулиана при помощи яда — вот я пью его пред вами». Сказав это, он трижды крестообразно осенил пер­стом своим чашу. «Во имя Отца и Сына и Св. Духа — выпиваю сию ча­шу!» — произнес он и, выпив отраву перед всеми, остался невредим Увидав это, пали пред ним и просили у него прощения.

Глава 95. Жизнь старца Патрикия в Скопеле

Только великим людям под силу пасти словесных овец.

В обители отца нашего Феодосия жил один старец, родом из Севастополя Армянского, по имени Патрикий. Он был очень стар — говорил, что ему было 113 лет. Старец отличался кротостью и смирением. Тамошние отцы рассказывали нам об этом добродетельном старце, что прежде он был игуменом обители Абазанской. Он отказался от игуменства, боясь ответственности. «Только великим людям под силу пасти словесных овец», — говорил он. Пришел в обитель Феодосия, чтобы жить в послушании, рассудив, что это гораздо полезнее для души.

Глава 96. О слепце Иулиане, родом из Аравии

Жертва святая.

Был там также, как рассказывали нам, другой старец, араб по происхождению, по имени Иулиан, слепец. Этот авва Иулиан соблазнился о Макарии, Иерусалимском архиепископе, и сомневался, быть ли ему с ним в общении. Вот однажды авва Иулиан извеща­ет авву Симеона, жившего на Дивной горе, находящейся в девяти милях от Феополя: «Я слеп, да не знаю, куда бы мне и сходить; нет никого, кто бы вывел меня из затруднения, а между тем, я сомнева­юсь вступить в общение с Макарием. Объясни также мне, отче, как поступить мне с согрешившим братом, равно как и с тем, кто связал себя с ним клятвой?» Авва Симеон отвечает брату Иулиану: «Не удаляйся и не думай удаляться от св. Церкви. В ней, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, нет ничего худого. Сверх того — знай, брат, что если кто при св. возношении погрешит в вашей оби­тели, у вас там есть старец по имени Патрикий. Этот старец стано­вится вне святилища, позади всех, близ западной стены храма. Он достойно совершает св. молитву проскомидии, и она принимается как жертва святая».

Глава 97. Жизнь и смерть двух отшельников, давших клятву никогда не разлучаться

Ради брата я терплю все это!

Отшельник авва Иоанн, по прозванию Огненный, поведал нам следующее. Авва Стефан Моавитский рассказывал мне: «Однажды мы были в монастыре великого вождя иноков, св. Феодосия. Там были два брата, давшие друг другу клятвенное обещание — не разлучаться с другом ни в жизни, ни в смерти. В обители они для всех были при­мером назидания. Но вот один из них подвергся плотской брани и, будучи не в силах побороть ее, сказал другому брату: «Отпусти ме­ня, брат! Похоть плоти одолевает меня, и я решился уйти в мир». Тотначал уговаривать его. «Не губи, брат, своего подвига» «Или ты иди вместе со мной, чтобы мне удовлетворить страсть, или отпусти меня одного», — возразил тот. Не желая отпустить одного в мир, брат пошел вместе с ним в город. Подвергшийся плотской брани зашел в дом блудницы, а другой стоял вне, посыпав голову пеплом и сильно страдая. Впавший в блуд, совершив преступление, вышел из дому. Другой начал говорить ему. «Какую пользу получил ты, брат, от греха? Не причинил ли, напротив, вред? Пойдем обратно в свое место…» «Нет, уж я не могу идти в пустыню… Ты ступай туда, а я останусь в миру» Напрасны были все усилия убедить его возвратиться в пустыню. Брат решился сам остаться с согрешившим в миру, и они оба начали трудиться для своего пропитания. В то время авва Авраамий строил свой монастырь, так называемый Византийский. Незадолго до этого он устроил монастырь в Константинополе, называемый Авраамиев, а впоследствии был архиепископом в Ефесе. То был добрый и кроткий пастырь. Придя к нему два брата нанялись за плату работать при постройке. Впавший в блуд получал плату за двоих и каждый день отправлялся в город, тратя деньги на распутство. Между тем, другой постился все дни, молча делал свое дело и не говорил ни с кем. Мастера, видя его ежедневно, — как он не ест и не пьет и весь сосредоточен в себе самом, доложили обо всем — об его образе жизни — св. авве Авраамию. Великий Авраамий зовет труженика к себе в келью и обращается к нему с вопросом: «Откуда ты, брат, и какое у тебя занятие?» Тот открылся ему во всем. «Ради брата я терплю все это, да видит Бог скорбь мою и да спасет его». «И Господь даровал тебе душу брата твоего!» — выслушав все, произнес Авраамий. Лишь только авва Авраамий отпустил брата, и тот вышел из кел­ьи, как вот пред ним — брат его… «Брат мой, возьми меня в пустыню, — восклицал он, — да спа­сется душа моя!» И немедленно взяв брата, он удалился с ним в пещеру близ св. Иордана и затворил его там. Прошло немного времени, и согревший брат, много усовершенствовавшись в духе пред Богом, скончался. А другой остался в той же пещере, согласно клятве, чтобы и самому скончаться там же».

Глава 98. Проведя столько времени в безмолвии и подвижничестве, чего достиг ты?

Во время пребывания его близ св. Иордана, после кончины брата, навестил его один старец из лавры Каламонской. «Проведя столько времени в безмолвии и подвижничестве чего достиг ты, брат?» — спросил гость. «Ступай и возвратись дней через десять, тогда я скажу тебе. Придя на десятый день, старец нашел брата уже умершим. На черепе было начертано: «Прости меня, отче, что я никогда при ис­полнении своего правила не обращал своих мыслей к земному».

Глава 99. Жизнь Ианфа

Да будет воля Твоя!

Отцы той же обители поведали нам: «Незадолго здесь был один старец, именем Ианф. Всю свою жизнь он прожил в Кутилийской пустыне. Однажды он был в пустыне, и вот пришли сарацины. Увидав старца, один из них обнажил меч и бросился на старца с целью убить его. Но старец, завидев сарацина, устремил свой взор к небу и воскликнул: «Господи Иисусе Христе! Да будет воля Твоя!» И мгновенно земля разверзлась и поглотила сарацина. Старец был спасен и пришел в монастырь, славя Бога».