Иоанн Кронштадтский. Новые грозные слова о Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся. Слово XII. Изгнание Адама и Евы из рая.

ПЕРЕЙТИ на главную страницу сборника «О падении Адама и Евы»

Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими (Заглавный стих Синаксаря).

Два слова первым человекам: – слово Бога Творца и слово сатаны, и их последствия для человеческого рода.

Сегодня св. Церковь воспоминает плачевное изгнание из рая Адама и Евы за непослушание их Слову Творца и за доверие – ложному слову Его врага-диавола. О, слово, слово, сколь ты важно, сильно и действенно по своим последствиям! Вот одно слово Творца все изводит из небытия в бытие – бесчисленный мир светлых, умных, святых, благих, сильных крепостью и блаженных, бессмертных духов; затем, необъятный пространством, мыслью, воображением и зрением – мир вещественный или, правильнее, бесчисленные светлые солнечные и звездные миры, в том числе и наш малый мир – землю со всеми ее стихиями, со всеми царствами природы, наконец человека – разумно-чувственное животное, по образу и подобию Божию, правое, радостное и блаженное, царственное для всей земли; насаждает для него, для этого земного царя твари – рай сладости, обещает блаженное бессмертие и по телу – с тем условием, чтобы он сохранил только одну заповедь, исполнил верно и беспрекословно одно слово Творца, – как Царя и Жизнодавца, – не касаться плодов древа познания добра и зла, чтобы за повиновение и смирение, за верность и преданность Его воле святой получить в награду вечное благоволение и бессмертие.

Казалось бы, следовало только охотно и с радостью исполнить легкую заповедь Творца и Благодетеля уж из одной благодарности к Нему и тем более, что Творец оградил заповедь угрозою за неисполнение ея, что они умрут.

Является лукавый искуситель, позавидовавший блаженству человеков, падший гордостию злой дух, денница, и говорит свое лукавое слово Еве: вы не умрете, но вы будете сами, как боги, зная добро и зло; не верьте Богу – вкусите запрещенный плод. И какое же действие произвело на Еву льстивое слово? Она сочла ложным слово Творца и верным – слово диавола; вкусила запрещённого плода и вместе с тем вошла в нравственный союз и сочетание, содружество с врагом Божиим, приняв в себя яд греха и смерти, – склонила к прослушанию Адама, передав ему всю свою греховную заразу, – и они объявили вражду Богу, и вместе с тем лишились Его благодати, света, жизни, мира. Яд, мерзость греха заразили все существо первых людей. Они стали непотребны для Бога и недостойны для Его сопребывания с Ним. Правда Божия требовала изгнания преступников из светлого, блаженного жилища райского, и из сожития ангельского, и грозный Ангел Божий изгнал их, вселив их прямо из рая оплакивать свое легкомысленное падение. Да восплачет горько с родоначальниками весь мир: снедию сладкою падший с падшими. Словесные твари, человеки! обращаюсь ко всем вам, как член человеческой семьи, с вопросом, что значат эти два слова: слово и заповедь Творца первым человекам, и слово ложное, искусительное человекоубийцы-диавола.

Заметьте последствия для людей того и другого слова. Каковы они по существу? Одно слово живое, зиждительное, жизнерадостное; другое льстивое, мечтательное, омрачающее, мертвящее. Что было и доселе бывает последствием послушания людей слову врага или последования человека-грешника всем внушениям врагов бесплотных и всяким страстям? Не смятения ли всякие в мире – неверие, безбожие, безначалие, своеволие, зависть, крамолы, убийства, татьбы, хищения, пьянство, сквернодейство, всякое насилие, взаимная неприязнь народностей, идолопоклонство, бесчисленные несогласия в верах и самые нелепые заблуждения?

А какие бывают последствия послушания человека верующего слову Божию, заповедям Божиим, Евангелию и святой Богоучрежденной церкви Христовой? Вера, всяческая правда, всякий порядок общественный, кротость, послушание, воздержание, мудрость, мужество, благость, милосердие. Послушание слову Божию ведет к тишине, миру, всякому порядку в мире семейном, политическом и экономическом; к повиновению властям духовным и гражданским.

Этим двум словам – слову Божию и слову врага бесплотного, все мы доселе повинуемся; слушаем или того или другого. Послушавшись человекоубийцы-врага вначале и доныне повинуясь ему, род человеческий впал в бесконечное безумие, он променял – жизнь на смерть, свет на тьму, красоту на безобразие, мудрость на безумие, нетление на растление; мир на постоянный мятеж страстей, правду на ложь, мужество на постоянную боязнь, богатство на бедность, ибо человек в начале был богат божеством, а лишившись Бога, лишился всего и обнищал нравственно хуже всякого нищего, будь он – царь или простолюдин, вельможа или простец, богатый или бедный, священник или мирянин, ученый или невежда, купец или земледелец, мужчина или женщина. Через грех все лишились славы Божией; все обнищали, все совлеклись одежды правды, все ниспали от нетления в тление, все расслабели душей и телом; все облеклись в мрак страстей бесчисленных; все повинны пред Богом; все подвержены суду Божию праведному, нелицеприятному, ожидающему всякого из нас, и все должны смиренно взывать: милостиве Господи, помилуй мя падшаго. Аминь.