Феофан Затворник. Письма (п.51-100)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений Феофана Затв.
ПЕРЕЙТИ на страницу Собрание писем Феофана Затв.

51. Благословение новобрачным и о посылаемом 2 томе Добротолюбия
52. Взаимное поздравление и благожелания
53. При посылке Невидимой брани и взаимные поздравления
54. По поводу предстоящего освящения храма
55. Новогодние поздравления
56. Пасхальные поздравления
57. О своей поездке в Москву и друг.
58. Заботиться о душе всегда есть время. Об иконе Святителя Митрофана, писанной по сновидению
59. О той же иконе: заказ увеличенной фотографии
60. О том же. Неудачный конец задуманного предприятия
61. Ответ на поздравление и об обещанном снимке с иконы Святителя
62. То же
63. Ободрение племяннице на задуманный добрый шаг
64. По поводу известия об урожае и о своем здоровье
65. Благословение в монастырь и о варежках
66. При посылке толкования 33 псалма
67. На раздумье при женитьбе сына
68. При передаче книг для владыки, на Выше
69. Окончившим широкое богомолье, при посылке 5 т. Добротолюбия
70. Уверение во взаимном памятовании и о посылаемой книжке
71. По освящении нового храма на Выше и о невозможности личного свидания со святителем
72. При посылке книжек для дочери Е-ны
73. Уверение в памятовании и о своих старческих немощах
74. Ответ на предложение ценной шубы
75. О своих недугах и о посылаемых книгах
76. Пасхальное поздравление и о посылаемых книжках
77. По поводу страха о предстоящем разделе
78. Поздравляющей отроковице при посылке ей книжки о духовной жизни
79. При наступлении Пасхи
80. По поводу распространяющейся холеры
81. При посылке книги «Древние монашеские уставы»
82. При посылке «Напоминания инокиням об иночестве»
83. При посылке кн. «О наших отношениях к храмам»
84. При посылке Толкований
85. При посылке книг для сына
86. О своих немощах и приглашение к пожертвованию на Алтайскую миссию
87. К деве желающей посвятить себя Богу о жизни келейной и монастырской
88. Об очищении и врачевании духовных немощей
89. Наставление о молитве и благочестии жене и ее обратившемуся к вере мужу
90. Утешение отцу скорбящему о похищенных смертию детях
91. То же
92. То же
93. О трудах для печати. Приписка об о. Т. и о Рашине.
94. К истории первого издания Псалтири из сочин. Ефрема Сирина. Первые шаги по составлению Добротолюбия
95. По напечатании Псалтири. Хлопоты о сочин. св. Антония и Феодора Студита. Розыск подлинника
96. Свой адрес и продолжение хлопот о сочинении Феодора Студита
97. Продолжается розыск подлин. Сочин. Феодора Студ. Просьба о переплетных инструментах
98. Материалы и план Добротолюбия
99. О втором томе Добротолюбия и частных делах
100. Пред напечатанием первого тома Добротолюбия


51. Благословение новобрачным и о посылаемом 2 томе Добротолюбия

Милость Божия буди с вами! Поздравляю с совершением брака. — Благослови Господи новобрачных, — здоровья, мира и любви желаю!

Посылаю вам второй том «Добротолюбия». — Все, в чем имеет нужду всякий возревновавший и возжелавший исправить свое сердце, найдет здесь в разнообразных писаниях отеческих. — Желаю вам насладиться чтением, — читать и не дремать. Желаю, чтоб у вас на душе не было ни маленького облачка печального. Тоже и N.N. и всем вашим поименно.

Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 11 июля 1885 г.

 52. Взаимное поздравление и благожелания

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

Поздравляю и я вас взаимно: и с праздником Рождества Христова и с новым годом. Желаю вам всяких утешений и радостей. А в новом году всего благоприятного вам и по семейству и по вашим занятиям. Милость Божия да покрывает вас, и вы представьте Господу дух к Нему горящий любовию и желанием всячески благоугождать Ему.

Посылаю вам книгу «Евангельскую Историю», сопровождая ее желанием, чтоб она охотно читалась и посевала спасительные семена в сердцах ваших. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 28 декабря 1885 г. 

53. При посылке Невидимой брани и взаимные поздравления

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

С праздниками! Очень вам благодарен за память. Спаси Господи! Се вам книжки. Брань духовная. Брань, ведущая к тому, чтоб всегда в мире глубоком пребывать — и с Богом, и с людьми, и в себе самих мирствовать. Благодарствую за ваши благожелания. У нас все добре обстоит.

Желаю и вам всего хорошего — и душевного и телесного. Спасайтесь! Здоровье мое в порядке.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 16 августа 1886 г. 

54. По поводу предстоящего освящения храма

Милость Божия буди с вами. N.N.

На освящении храма благослови Господи вам побыть. Поезжайте с миром. Детки здоровы. Зачем же думать, что их схватит болезнь? Поручите их надзору, чтоб не простудились, на случай накажите, чтоб поскорее известили. — Предать надо сие дело в руки Божии и на волю Божию и уповать на милость Божию, готовясь принять с покорностью, что благоволит Он послать вам.

Шлю в след вам Божие благословение на благополучное совершение освящения храма. N.N. поклон и полные благожелания. При сем идет не большой пакет. Это книги, нужные для N. Там и письмо ей. Прошу передать. С праздником Архангельским поздравляю.

Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан. 8 ноября 1887 г. 

55. Новогодние поздравления

Милость Божия буди с вами. N.N. и N.N.

И вас взаимно поздравляю с новым годом. Все хорошее да пошлет вам Господь в этот год весь! Обновления желаю вам всестороннего, и по душе и по телу, и в семье и по делам. Прошу передать И.С. мой поклон и благословение. Благодарствую за присланное.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. И.С. будет читать книги? Если будет, пришлю. 5 января 1888 г. 

56. Пасхальные поздравления

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N. Христос Воскресе!

Благодарствую за поздравление ваше и благожелания. — Приветствую и с своей стороны вас с Светлым Христовым Воскресением, Всеми радостями праздника сего великого да исполнится душа ваша. Благослови вас Господи, и детей ваших, и весь род ваш, и дела ваши! Спасайтесь! Е. Феофан. 1 мая 1888 г. 

57. О своей поездке в Москву и друг.

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

Благодарствую, что написали. Очень рад, что у вас все хорошо идет. Это благословение Божие! Поздравляю с окончательным устроением храмов. Вековечная молитва о вас будет на всякой службе и не раз.

В М-ву поехать я решил тогда, как перестанет служить второй глаз. Это думаю будет не в нынешний год. На поездку я сберег денег много и не буду иметь ни малой нужды. У нас пр-ный был, а к вам не поехал от того, что у вас ссоры какие-то идут. Я разумею весь N., а не вас.

Здоровье мое исправно. Будьте и вы все здоровы и благодушны. Благослови вас Господи всяким благословением. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 10 сентября 1888 г. 

58. Заботиться о душе всегда есть время. Об иконе Святителя Митрофана, писанной по сновидению

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

Старые годы навели вас на мысль, что надо бы о душе позаботиться, да некогда. Все время будут житейские заботы. Что заботиться о душе надо, об этом и говорить нечего. Но вы ведь и заботитесь, как я думаю. Если душа не довольна тем, что делаете, прибавьте. И Бог милостив будет. Но что вы сказали: некогда, это не верно. Время всегда остается, только употребляется не так. То вернее, что вы потом прописали: поминая о лености. и что с собою не сладишь. Но прихрабритесь немного. и понемножку все пойдет по спасенному пути. Господь да благословит вас в трудах ваших.

Скажите мне пожалуйста, есть у вас в N. фотограф? Если есть, спросите его, может ли он из маленькой иконы сделать большую ее фотографию? У меня есть икона святителя Митрофана маленькая, очень хорошая. Мне хотелось бы иметь ее в большем размере, раза в два или более больше той, какую я имею. Так если он может это сделать, я пришлю свою маленькую иконку и попрошу вас поручить ему отфотографировать ее в большем размере.

Про эту иконку, кто доставил мне ее, говорил, что она писана по сновидению. Живописец один Воронежский молился святителю, чтобы он показал ему лице свое. Долго молился, святитель услышал молитву и явился ему во сне. Живописец проснувшись тотчас нарисовал лице его по свежей памяти, Потом все уже и писал по этому образцу. И никто не мог потрафить, чтоб иконка нарисовалась, как у него. Он уже умер. И это, что у меня, была последняя, какую можно было купить. Вот почему я дорожу ею.

Благослови вас Господи! С праздниками подходящими поздравляю. Ваш доброхот Е. Феофан. 17 декабря 1888 г.

59. О той же иконе: заказ увеличенной фотографии

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

С новым годом! Желаю вам в год сей всего хорошего: и здоровья, и спокойствия душевного, и успеха в делах, паче же преуспеяния в жизни по Богу, ее же конец — вечное спасение. Вы меня очень обрадовали вестью, что ваш фотограф может из маленьких образов делать большие. И я спешу воспользоваться тем. Посылаю иконку святителя Митрофана. Закажите пожалуйста фотографу сделать из ней икону в два раза большую. Прошу особенно позаботиться о чертах лица, чтоб вышли как можно отчетливее. Я имею в мысли нарисовать вам, по этому новому снимку, икону сию масляными красками, если не помешают глаза.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 1 января 1889 г.

60. О том же. Неудачный конец задуманного предприятия

Милость Божия буди с вами. N.N. и N.N.

Премного вами благодарен за ваши хлопоты — доставить мне фотографический снимок с иконы святителя Митрофана, в увеличенном виде. Получил все посланное сохранно. Но вы конечно более желаете услышать, удовлетворен ли я? По совести должен сказать: нет. Вас обманул фотограф, он сделал это так: — сначала нарисовал, не совсем верно; а потом снял с этого своего изображения фотографию. Есть части не согласные с подлинником. Но хотя я и не удовлетворен, тем не менее благодарен вам за ваше желание доставить мне удовольствие. Неудача не по вашей вине. Виноват фотограф. Смиряюсь и говорю: верно святителю неугодно, чтоб такой снимок сняли, как я желал. И теперь оставляю хлопотать о снимке. Так и быть! И вы не желайте посылать в С.П.Б., как прежде говорили. Но я свое обещание попробую исполнить, — и по этому снимку нарисую вам икону святителя.

Благослови вас Господи всяким благословением. Спасайтесь! Ваш доброхот Епископ Феофан. 4 мая 1889 г.

61. Ответ на поздравление и об обещанном снимке с иконы Святителя

Милость Божия буди с вами! N.N.

Великую приношу вам благодарность за ваше поздравление меня с ангелом и ваши мне благожелания. Спаси вас Господи за вашу доброту. Вот понемножку-понемножку перетянули мы и за половину поста. Дай вам Господи дотянуть и до конца. А там светлое воскресенье светло праздновать, — все в добром здоровьи с благодарением Господу. Что обещал вам, с удовольствием исполню. Уже начал. Но делишки зашли. Постараюсь, чтоб это было вместо красного яичка.

Всех вам благ от Господа желаю. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 18 марта 1899 г. 

62. То же

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

Благодарю вас за поздравление с светлым праздником и за ваши мне благопожелания. Желаю и вам всего радостного и светлого, и по дому, и по городу, и по делам, все во спасение души, без коего все ни к чему, как ни будь оно велико.

Очень жалею, что не успел окончить иконку обещанную. На страстной и светлой работать неудобно было. Вот уже с понедельника начну и кончу.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 15 апреля 1889 г. 

63. Ободрение племяннице на задуманный добрый шаг

Милость Божия буди с вами! N.N.

Племяннице вашей написал что нужно. Доброе дело ваша умница загадала. Господь да устроит ей путь сей. Она боится, выдержит ли? — Бог поможет. Внешний труд не налагается не по силам. Внутренний труд тяжелее бывает, но и он с помощью Божиею не бывает неодолим. Когда возьмется как следует, все преодолеет. Ревность к делу не знает препон непреодолимых. Благослови вас Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан. 13 июля 1889 г. 

64. По поводу известия об урожае и о своем здоровье

Милость Божия буди с вами. N.N. и N.N.

Очень рад, что вы довольны нынешним урожаем. Благослови Господи употребить то во славу Богу, на пользу себе и братиям неимущим, как вы и делаете всегда. Благодарю вас за добрую память и прошу сохранить ее на утешение мне. Здоровье мое в порядке. А обычные немощи все продолжаются.

Холода настают. Прошу Г.А. связать мне варежки. тепленькие. У меня свело на обоих руках безымянные пальцы. Перчаток надевать и нельзя. Варежки же пригодны и при этом. Желаю вам всякого благополучия.

Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 18 октября 1889 г. 

65. Благословение в монастырь и о варежках

Милость Божия буди с вами!

Желание вашей родственницы поступить в монастырь — хорошо. Пусть идет. Бог благословит. Не приготовилась. Какая же тут приготовка? Все в желании. Если желание есть, стало она готова.

В. поздравляю с монашеским нарядом, Пусть хранить его чистым. Помоги ей Господи! Благодарю за готовность связать варежки. Сработайте подлиньше, чтоб заходили под одежду. Другого чего теперь не требуется. Если окажется нужда, подокучаю вам. С.К. поклон и благословение. Благослови вас Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан. 15 октября 1889 г.

66. При посылке толкования 33 псалма

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

Посылаю вам книжку Толкование 33 псалма: Благословлю Господа на всякое время. И налагаю на вас епитимию — непременно прочитать ее. Спаси вас Господи за вашу доброту. Желаю вам всего хорошего. Благословение Господне буди на вас, и на детях ваших, и на делах ваших.

Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 19 ноября 1889 г. 

67. На раздумье при женитьбе сына

Милость Божия буди с вами! N.N.

Вы, я думаю, теперь уже давно уехали на свадьбу. А может быть и брак уже совершен.

Пишу однако ж к вам, чтоб успокоить вас: какова-то будет? Какова будет, видно будет после, и наперед нечего тревожиться. Можно ограничиться одним желанием и молитвою — пошли Господи: «смиренную, послушную, трудолюбивую, хозяйку — домоседку, а не разгульную». — Пошлет Господь такую, благодарение воздадите. А не пошлет, надо будет принять, какая есть. И не охать, а потихоньку придумывать, как бы исправить неисправное.

Ведь вы уж многое видели. ну и эту статью знаете. Где милостию, где строгостию. Бог даст все поправите. Но любовь сильнее всего. Полюбите ее как дочь. Эта любовь и в ней зародит любовь. Когда же это будет, тогда не нужны указания: любовь сама все устроит.

Да что же вы беспокоитесь? У N.N. разве уже глаз нет? А жених разве безгласен при сем?!

Благослови вас Господи! С.К. поклон. Благослови Господи и всех ваших. Ваш доброхот Е. Феофан. 12 декабря 1889 г.

68. При передаче книг для владыки, на Выше

Милость Божия буди с вами. N.N.

Радостно слышать, что вы у нас (на Выше). Дай Господи вам добре помолиться так, чтоб и услышану быть.

Спешите владыку проводить. Добрые чувства. благословение Божие привлекающие. Сначала я не разобрал, что такое говорит Е. (келейник). Потом догадался. Думаю, что лучших книжек нельзя предложить: и грузно и содержательно.

Желаю, чтоб владыка доволен был этим. Если владыке тесно будет поместить их. так вы возьмитесь переслать их после. А теперь, чтоб только он принял их.

Ваш доброхот Е. Феофан. 13 февраля 1890 г. 

69. Окончившим широкое богомолье, при посылке 5 т. Добротолюбия

Милость Божия буди с вами. N.N. и N.N.

Поздравляю с благополучным совершением богомолия такого широкого. Да призрит Господь на сей труд ваш и да осенит вас благословением Своим, и Своею да обогатит помощью.

Посылаю вам последний 5-й том «Добротолюбия». Это самый высокий; а 4-й том самый подручный и пригожий для живущих обществом. Верую, что у вас все идет добре. Помогай вам Господи! Благодарствую за ваше доброе расположение ко мне. Спаси Господи!

Мои немочи немного поукротились. Менее беспокоят ноги, как и всегда бывает в это время. И прочее все добре.

Благослови Господи вас, Г.А., деток ваших и все дела ваши. Ваш доброхот Е. Феофан. 27 мая 1890 г. 

70. Уверение во взаимном памятовании и о посылаемой книжке

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

Приношу вам искреннюю благодарность за добрую вашу память о моей грешности. И я вас всегда поминаю в молитвах и во всякое время. Память о вас мне всегда приятна. Желаю вам от души прочного благоденствия и мира душевного и Божия благословения ощущения. — Покров Божий буди на вас!

Посылаю вам книжку о покаянии и причащении. Она, думаю, у вас есть; но это новое издание, в коем исправлены кое-какие погрешности. Может быть и еще вздумаете прочитать. Желаю вам всего хорошего.

Ваш доброхот Е. Феофан. 26 августа 1890 г. 

71. По освящении нового храма на Выше и о невозможности личного свидания со святителем

Покров Божией Матери. Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

Благодарствую за поздравление с освящением храма (нового Рождественского Вышенского зимнего собора), в котором хотя я не участвовал видимо, но молитвенно не отходил от него. Отныне да посылает Господь всем молящимся в нем всякое утешение и всякие дары. Прошу извинить, что так сложились обстоятельства, что я не могу свидеться с вами и побеседовать. Но молитвенно я всегда поминаю вас.

Да будет на вас всякое благословение Господне! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 1 октября 1890 г. 

72. При посылке книжек для дочери Е-ны

Милость Божия буди с вами!

Е-на решается остаться в обители. — Благое дело. Бог благословит! Вот ей несколько книжек. Пусть читает и перечитывает. и то, что вычитает пусть добре исполняет. Главное: — пусть навыкает всегда о Боге памятовать.

Вам желаю здоровья и благодушия. И — С.К. того же желаю, с прибавком мудрости в ведении дел своих: хозяйских и христианских. Спасайтесь!

Желаю вам всего хорошего. Ваш доброхот Е. Феофан. 15 октября 1890 г. 

73. Уверение в памятовании и о своих старческих немощах

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

Давно я не писал к вам, виноват! Прошу извинения. Но если вы подумали или подумаете, что я забыл вас, то это будет грешно. Всякий день поминаю вас, прося вам всякого благоденствия. Милостивый Господь да покрывает вас от всякой беды и напасти.

О себе нечего мне сказать вам, чего бы вы не знали. В старики поступил, и чувствую немощи стариковские; но не такие сильные, чтоб охать и ахать. Все слава Богу! Как-нибудь проскрипим!

Г. А. писала про Е. желавшую поступить в общину. — Устроилось ли дело сие? Если устроилось, слава Богу. А если нет, буди воля Божия с нею.

Есть ли у вас морозы? У нас такие, что нельзя показаться на балкон. Или уж я такой зябкий.

При случае, если встретитесь с о. пр-ем — поклон ему и всяких благ желание!

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 1 декабря 1890 г. 

74. Ответ на предложение ценной шубы

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

Премного вам благодарен за ваше такое доброе предложение. Я никогда не сомневался и не сомневаюсь в вашей готовности сделать все, что бы мне ни потребовалось. Во время пребывания моего на Выше, я имел этому много опытов, дающих мне возможность измерить всю широту вашего ко мне доброхотства. Благодарю Господа за утешения, которые Он благоволил доставить мне чрез вас.

Но от настоящего вашего предложения отказываюсь, потому что шубка такая добрая, в моем положении, — излишнее дело. В зиму я выхожу только на балкон. От внешнего озноба ограждает меня овчинная шуба теплая претеплая и такие сапоги. К тому же дверь под рукою. Мало-мало зябкость покажется, — укрываюсь в хату.

Так пожалуйста не серчайте на меня, что отказываюсь. Ведь и Бог взыскал бы с нас, что попусту тратим такую сумму, на которую можно согреть десяток зябнущих бедных. Помиримся же на этом, и не пеняйте на меня.

Благослови вас Господи, всяким благословением. Ваш доброхот Е. Феофан. 18 декабря 1890 г. 

75. О своих недугах и о посылаемых книгах

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

Насилу я собрался написать вам. Хворость моя прекратилась было, а потом опять поднялась в ином виде. И теперь, кажется, к концу подходит.

На днях получил новые книги. Посылаю вам два экземпляра: один С.К., а другой Г.А., чтоб каждому из вас можно было свободно пользоваться этою книгою.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 5 февраля 1891 г. 

76. Пасхальное поздравление и о посылаемых книжках

Милость Божия буди с вами! Христос воскресе! N.N. и N.N.

С светлым праздником поздравляю вас и желаю вам от Воскресшего Господа и нас совоскресившего всех благ и земных и небесных.

Посылаю вам новеньких книжек, — обоим поровну — по две книжке. Сборничек не велик, но много содержит душеспасительных уроков. А которая поменьше, та спорная. Однако же не бесполезно просмотреть ее. Ныне много разномысленных появляется. И надо держать ухо остро.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш искренний доброхот и богомолец Е. Феофан. 27 апреля 1891 г. 

77. По поводу страха о предстоящем разделе

Милость Божия буди с вами. N.N.

Вы пишете что беда, большая у вас беда. — Я не вижу, какая же это беда? Только и видно, что у сестры вашей затевается дележ. Не уж-то это беда? Вы же ведь разделились. И все слава Богу!.. И у сестры дележ состоится. И все будет слава Богу. Если делить нечего, то, конечно, беда, а коли есть что, чего горевать?!

Сестра ваша в письме своем только и поминает о дележе. И что вздумали. Коли вздумали, и хорошо обдумали. Благослови Господи! Дай им Господи поделиться мирно и справедливо и по дележе начать успешно новым порядком вести свои дела. Муж стар. Старый лучше. Он по опыту знает все и может издали заметить, где может быть проруха в делах. И предотвратит. Сил нет у старца? В торговле дела не каменья ворочать. Старец может сидеть и смотреть, а дети ее, хоть и молодые, по его руководству, добре поведут дела и придется ей говорить только славу Богу!

Больше ничего не могу сказать, как благослови Господи! Ведь я ничего не понимаю в житейских делах.

О.К. поклон и благословение. Да вот и помощник. Благослови вас Господи и сестру вашу со старцем ее. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 28 сентября 1891 г. 

78. Поздравляющей отроковице при посылке ей книжки о духовной жизни

Милость Божия буди с вами! М.С-на!

Благодарю вас за поздравление меня с именинами и ваши благожелания. Ваше поздравление мне было очень приятно, потому что видимо шло от доброго сердца. Спаси вас Господи за такое утешение.

Посылаю вам книжку, она есть между книгами С.К., но вам, может быть, не случалось заглянуть в нее. Загляните теперь хотя затем, чтоб немножко разогнать скуку, какую чувствуете без своих родителей. Эти письма писаны к юной отроковице ваших лет; потому, вероятно, вы тут найдете что-нибудь вам знакомое.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 14 марта 1892 г. 

79. При наступлении Пасхи

Милость Божия буди с вами.

Надо было сказать несколько слов В. Исполнив это дело, прибавляю и к вам тоже несколько слов, чтоб пожелать вам всяких милостей от Господа.

Вот Пасха на дворе. Но прежде светлости пасхальной, надо пройти темноту страстной недели, когда воспоминается омрачение солнца в час распятия Спасителя нашего. Желаю вам войти в чувство страданий Господа ради нас. и вместе с Ним поскорбеть о нас же самих. Если это даст вам Господь, то Пасха покажется вам более светлою.

Спасайтесь! Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан.

Р.S. прошу передать письмо В-ре, а если она уехала, то переслать в монастырь. 2 апреля 1892 г. 

80. По поводу распространяющейся холеры

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

И к вам подошла холера? Спаси вас Господи! У нас около слышно, но не шибко. А у вас сразу и в таком числе. Будем молиться и просить Господа о помиловании. Однако ж и то верно, что Бог бережет береженого. Есть книжки, где прописано, какие брать предосторожности, и в газетах писали. Читайте и исполняйте. Сырого не есть, воду кипяченую пить, прохладив ее немного и подобные указания.

Вы хорошо делаете, что не поехали в область холеры, чтобы не подпасть под ее злые руки, а теперь уже делать нечего. Терпеть надо и милостей Божиих чаять. Да хранит вас Милосердый Бог!

Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 23 августа 1892 г. 

81. При посылке книги «Древние монашеские уставы»

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

С постом поздравляю. Провести его вам благочестно и здраво желаю. Храни вас Господи в здравии телесном и спокойствии душевном на многие лета.

Посылаю вам книгу «Древние монашеские уставы». Хоть они писаны не для житейских людей, но просмотреть их и вам не мешает. Увидите, как тогда в начале жили и как теперь живут монахи. В общем сходно, но по частям есть и разности. Впрочем кто из монахов и ныне возьмется с ревностью за дело… в конце выходит не хуже древних ревнителей богоугождения в иноческом чине.

Приложил я несколько и маленьких книжек и тетрадок. Это выпечатки из прежних книг. Но прочитать их и снова не мешает.

Как думаете проводить пост? По модному или по старому? Может быть вздумаете поговеть. На сей случай шлю благословение. В С. Петербурге многие семейства говеют в этот, как и во все другие великие посты.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан. 14 ноября 1892 г. 

82. При посылке «Напоминания инокиням об иночестве»

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

С постом великим поздравляю и желаю провести его вам в добром здоровье и душеспасительно. Посылаю вам три книжки: «Напоминание инокиням об иночестве». Хоть тут речь все о монашеских делах, но они, ведь, все же христианские суть, и что говорится инокиням, то в своем виде может быть приложимо и не к монахам. Сопровождаю книжки сии желанием, чтоб вы ухитрились почерпнуть себе из них назидания. Когда говорится, например, о молитве, редкое что из говоримого не приложимо и ко всем христианам. Молитва, как молитва, везде одна… Тоже о терпении, о хождении в церковь и должном стоянии в храме, о самоотвержении, о смирении, и проч. и проч. Умудряйтесь во спасение, изо всего и отовсюду собирайте себе уроки. Благослови вас Господи! И обо мне помолитесь.

Ваш доброхот Е. Феофан. 27 февраля 1893 г. 

83. При посылке кн. «О наших отношениях к храмам»

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

Посылаю вам книжки: «О наших отношениях к храмам», в трех экземплярах. Может быть найдете минутку просмотреть и припомнить, коль великое благо для нас храмы Божии!

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 12 сентября 1893 г.

84. При посылке Толкований

Милость Божия буди с вами? N.N.

Вот еще несколько книг, которых не пересылал еще к вам. Прилагаю на пробу две книги Толкований. — Попробуйте почитать. И если читаются, скажите; я дошлю другие. Спрашиваю о сем потому, что иные не берутся читать таких книг, хотя они совсем не тяжелы.

Вам и вашей супруге с детками и всем вашим. Божие благословение.

Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. (Без года и числа). 

85. При посылке книг для сына

Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N.

Благодарствую за ваши мне благопожелания. Даруй вам Господи мир душевный и здравие телесное, в течение дел ваших да благословит Милостивый Господь!

Посылаю сыну вашему книжки, какие нашлись подходящими. Желаю ему получить пользу душевную от них. Пусть начнет с книги «О покаянии и причащении». Подходят и недели, к коим относятся слова те.

Ваш доброхот Е. Феофан. (Без года и числа). 

86. О своих немощах и приглашение к пожертвованию на Алтайскую миссию

Милость Божия буди с вами!

N.N. и N.N.

Приношу усердную благодарность за все ваши заботы обо мне, и за бальзам особенно. Все немочи, против которых придуман этот бальзам — есть у меня, И я со вчерашнего дня стал натирать ноги, в которых спазмы бывают, и крестец, в котором не большая боль. Как-то Бог поможет. Ноги очень меня беспокоят, не давая спать средину ночи, самое нужное для сна время.

Но еще покорнейшая к вам просьба. Прилагаю сведения о пожаре в Алтайской миссии. Из них увидите, какая там нужда, и эта миссия самая нужная и самая трудолюбивая. Так помогите сами и уговорите к тому же и других, которые по мягкосердее. Говорите им: «есть у тебя лишний грош? Хочешь положить его в банк самый надежный, из коего будешь получать проценты вечные времена и во смерти? Так вот клади сюда». Не требуется целый вагон золота, а что Бог положит по сердцу, десяток, пять, а сотню, это будет уже сверх ожидания.

Благослови вас Господи всяким благословением! Спасайтесь!

Ваш богомолец Е. Феофан. 

87. К деве желающей посвятить себя Богу о жизни келейной и монастырской

Милость Божия буди с вами!

То, что вы желаете жизнь свою посвятить Богу, доброе дело, свв. Апостолами предуказанное. И благослови Господи выдержать до конца такое начинание и дело. Теперь, как устроить быт свой соответственно сему намерению? Иные живут в келлиях и вам это можно. Иные идут в монастырь, и вам это можно.

Спрашиваете: как же поступить? Кто же это вам скажет? Сами смотрите. Богу молитесь усерднее, чтоб Он дал какое-либо указание. К Божией Матери с болезнью сердца прибегайте. Она Приснодева, всех девственниц Мать!

Я же только общее могу сказать, именно: «В монастырь идти лучше, чем жить в келлиях. Жизнь в келлиях, наполовину — мирская жизнь. И воля, тут своя и руководства нет. И соблазны кругом. Бывает и тут высокая жизнь. Но это уже особая милость Божия. Однако ж сами смотрите. Может быть у вас столько есть ревности к самоотвержению, что вы, и в келлии живя, будете жить строже всех монастырок. Если на келлию падет мысль; то, как вы сошлись две, строили бы особую келлию. Тетушка-то может, если потребуется, указывать вам что-нибудь по временам. Вам разлучаться на что? А у тетки, строившей келлию для себя одной — троим тесно. Но идти в монастырь лучше. С келлиею сколько хлопот?!

Е. Феофан. 

88. Об очищении и врачевании духовных немощей

Милость Божия буди с вами!

Духовная немощь очищается исповедью, в коей полагается и начало врачевания ее. — Врачевание же самое продолжается, доканчивается потом подвигами против нее (немощи). Кончится врачевание, когда страсть станет противною и перестанет влещи. Пока сия процедура совершается, борющийся состоит в милости Началовождя, хотя раны получает чувствительные, падает и встает. Милость сия отступает только тогда, когда пал кто и не встает — валяется. А если пал и тотчас встает и опять берется за оружие, чтоб противоборствовать, милость не отходит. Сим растворяйте совести своей горечь. Таинство Тела и Крови совершается Господом чрез действо всей церкви. Служащий есть только орудие. Коль скоро на нем нет не разрешенного греха, он с дерзновенным упованием может и совершить таинство и причащаться.

Благослови вас Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан. 31 августа 1888 г. 

89. Наставление о молитве и благочестии жене и ее обратившемуся к вере мужу

Милость Божия буди с вами!

Правило ваше молитвенное очень хорошо. И продолжайте исполнять его как привыкли. Но помните, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все то, что у вас написано, проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить, или кое-как с рассеянною мыслию и блужданием ума. И следовательно, не молясь — исполнит молитвенное правило. Выйдет — молитва грех пред Богом. Избави Господи! Со страхом и трепетом надо совершать дело Божие, это и имейте в уме. Всячески старайтесь, чтоб где слово, там и ум был или, как говорит св. Лествичник, заключать ум в словах молитвы. Приступая к молитвословию, надо установиться вниманием пред Богом и не отходить от Него.

Читание молитв по книжке много рассеивает. Лучше на память заучить их. Равно перелистывание, чтоб найти тот или другой икос и кондак, тоже должно рассеивать внимание. Попробуйте делать так: молитвы утренние и вечерние заучите на память, с пониманием их и чувством того, что в них говорится. Читать их потом так, как бы они шли из сердца. Из Псалтири тоже выберите, какие псалмы понятны и ближе к сердцу, и заучите. И их тоже читайте на молитве на память поряду. Их читайте и так — идя куда и делая что. Дневное Евангелие читайте после молитвы, с размышлением и выводом для себя нужного. Помянник составьте по образцу печатного (в Следованной псалтири), по своим нуждам и обстоятельствам и говорите его на память.

Акафисты все обратите в поклоны, не читайте по книжке, а мысленно обращаясь к тем, кому у вас положено и кладите поклоны. За то, что не будете читать слова, прибавьте по поклончику. Прочее все хорошо.

Чем меньше будете иметь нужду в молитвеннике, тем лучше. Навыкайте паче всего быть в памяти Божией и памяти смертной. Жертва Богу — дух сокрушен. Тогда и считайте, что хорошо помолились, когда отходите от молитвы с сокрушением и самоуничижением полным. И днем, вместо перебирания четок, старайтесь быть умно пред Богом, молитвою Иисусовою. Как Ангелы всегда пред лицем Бога, так и нам надо стараться. Они приносят жертву хвалы, а мы — сокрушения.

То, что вам пришлось выйти замуж повыше своего состояния, не есть гордость. Бог дал. Но этим гордиться можно. Так если гордитесь, перестаньте гордиться. Другой никто этого видеть не может, кроме вас да Бога. Молитесь Богу, чтобы Он дал дух сокрушения и смирения и Он даст. Между тем сами собирайте смирительные мысли, и держите их в душе. Гордость самая пагубная страсть, и тем пагубнее, что чиста со вне. Что вам старцы говорили про гордость еще в детстве, это значит, что Бог хочет, чтоб вы сами смирились и готов дать смирение, если взыщете. Но в том, что вы теперь в высшем положении и богаче, не есть нарушение старческих слов. Гордость в чувствах, а не во внешнем положении. И великие цари есть — смиреннейшие. Св. Давид из пастухов царь, а говорил: аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей.

Пост в среду и пяток — достаточно. Прибавлять к сему еще что-либо не настоит нужды. Налегайте больше на упорядочение мыслей и чувств. Тело достаточно держать в воздержании. Пощение детей, если здоровье не позволяет, не обязательно. Но очень жаль, что привыкши с мальства, потом уж они не наладят на пост. Спасение души — главное. Но спасает души Спаситель, а не мы. Мы только веру свою, свою Ему преданность свидетельствуем и Он уже по мере нашего к Нему прилепления, подает нам все нужное ко спасению. Не думайте трудами что заслужить; заслуживайте вы верою, сокрушением и преданностью себя Богу. Делайте побольше добра, помогайте нуждающимся.

Я задолжал ответом еще вашему супругу. Уж зараз буду здесь писать и ему, полагая, что у вас нет разделения.

Христос посреде нас, раб Божий!

Что Господь обратил вас к вере, — великая милость. Стало быть Он ожидает, что вы получив дар веры пребудете и верны вере. Верность вере, есть жизнь в духе веры.

Вера в Бога! Но и деисты верят в Бога и в промысл, а дальше нейдут, стали на полдороге. Бог создал нас и образом Своим почтил, чтоб мы жили в Боге, — были в живом с Ним союзе. В раю так и было. Падение прародителей расторгло сей союз. Но Бог пожалел нас и не хотел, чтоб мы были вне Его, оставались в отпадении, а благоволил изобресть способ воссоединения, который состоит в том, что Сын Божий и Бог пришел на землю и воплотился, и в Своем лице соединил человечество с Божеством и чрез то всем нам дал возможность соединяться чрез Него с Богом. Те, которые веруют, крестятся и другие принимают таинства, соединяются живо со Спасителем, а чрез Него и с Богом. И в этом спасение! Цель наша — жизнь в Боге, но к Богу нам нет иного пути, как Господь Иисус Христос. Един есть Бог и Един ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус (1Тим.2:5). Так надо веровать во Христа Спасителя, таинство принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает св. церковь. С Господом тот, кто с церковью. Будьте так не суемудрствуя и будете на спасенном пути.

За то, что Господь призвал вас к вере, ничего особенного не требуется, кроме того, чтобы быть искренно верным вере. И благодарны бывайте, что из тьмы во свет призвал вас Господь. Больше всего помогайте нуждающимся. Кто бы ни приходил к вам со слезами, не отпускайте его, не осушивши сей слезы. Блажени милостивыя, яко тии помиловани будут… Из-за руки нуждающегося всегда узревайте протянутую к вам руку Самого Господа, вас обратившего. Сам Он сказал: «что сделаете им — бедным, Мне сделаете». Тем, которые достаток имеют, не следует думать, что они хозяева, а что — приказчики Божии. А приказчикам какой закон? Отмеривай всякому нужное… Надпись над собою зрите: «Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощником».

Для уяснения религиозных понятий читайте святителя Тихона, св. Димитрия Ростовского, свв. Златоуста, Василия Великого и проч. Правила молитвенного и вам не умею сказать, не знавши, как молитесь теперь. Одно скажу: станьте, да молитесь Господу, как душа требует, сказывая Ему, что на душе. Бог везде есть и все слышит. Надо только внятно сказать. Речь к Богу не языком произносится, а чувствами сердца. Если будете так, и это будет истинная молитва.

Забота об имении? — Да как же быть-то? — Детей надо пристроить. Без забот никого нет. Но есть мера заботам и при том забота со всецелым упованием на Бога. Держите эту заботу как послушание налагаемое в монастырях на каждого. У св. Симеона Нового Богослова есть правило: «держи совесть свою чистою пред Богом, людьми и пред вещами». Вот и к ним есть цена совести. Москва! Молитесь и Бог сохранит. С веселыми не знакомьтесь, а с богобоязненными, которых довольно в Москве. Там есть много и духовной жизни лиц. Поддержат. А главное, Господь да будет вам опорою.

Будьте оба здоровы и веселы. Последнее Соломон заключил Екклезиаста своего: «Бойся Бога и заповеди Его храни: яко сие всяк человек».

Молите Бога о мне грешном.

Ваш доброхот Е. Феофан. 14 сентября 1814 г. 

90. Утешение отцу скорбящему о похищенных смертию детях

Милость Божия буди с вами!

Не поскорбеть — нельзя не поскорбеть. — И скорбите. — Это так натурально, что и Господь, везде сый, смотря на вашу скорбь, не оскорбится, что с болезнью сердца встречаете то, что Он, конечно по любви к вам, благоволил послать вам. Так скорбите, но в меру, — по Иовлевски. У него целых десять детей зараз взято. Конечно, и он скорбел, но не давал скорби своей разливаться до безмерности, препобеждая ее благодушием, из преданности в волю Божию рождавшимся. «Господь даде, Господь отъят. Яко Господеви изволися, тако и бысть». Напрягайтесь и вы взойти до такой же преданности, — и если ее недостает, вопийте ко Господу, близ сущему и скоропослушному, — и Он подаст.

Вы сами указали источник, откуда следует черпать утешение, — из той веры, что дети ваши живы и находятся в лучшем положении, нежели как были у вас, на отеческих и материнских руках. Они не лишены и общения с вами, но бывают при вас. — Я думаю, что они очень изумляются, видя, что вы плачете, и спрашивают друг-друга: чего плачут папа и мама? Нам так хорошо. Мы к ним не хочем, а хочем, чтобы они скорее к нам переходили.

Горе наше по отшедшим увеличивается обманчивым представлением их по смерти! Воображаем их, как лежат в гробе, как в сырую и мрачную опущены землю. А на деле ведь так бывает, что как душа вышла из тела, так идет особо от тела. Там ее, в той особности и воображать надо, — в месте светле и прохладне. А мы себя терзаем — почти что попусту.

Извольте себя успокаивать понемногу, и совсем наконец успокойтесь. Не забудьте и благодарение Богу возслать, ибо за все надо Бога благодарить. Желаю вам в этом полного успеха. Бог всякой утехи да утешит вас Своим отеческим утешением.

Да чему же мы и учились? Надо показать и Богу и людям, что не на воздух же твердили нам божественные истины.

Благослови вас Господь и утешь.

Ваш богомолец Е. Феофан. 11 мая 1882 г. 

91. То же

Милость Божия буди с вами!

Что горько, то горько. Об этом нечего. И опять скажу вам: горюйте в меру. Пройдите сердцем обетования нашей светлой веры, и сколько вы почерпнете из нее созерцаний в утешение скорби вашей?!

Или не верите, что Бог лучше вас знает, что для вас с супругою и для детей ваших душеполезно? Или полагаете, что Бог забыл о вас, и пропустил случившееся с вами без внимания, и оно случилось без особого направления во благо вам? Или вы у Бога пасынок и падчерица… а не сын и дщерь?!

Вы уткнули свое внимание все на горестную сторону дела, и не узреваете Божией в том о вас попечительиости?! А она действительно есть. Не осязаете ее?! Она такова и есть. Не осязаема в настоящем, а узреваема после. Воскресите же веру, и как река польются оттуда утешения.

Расскажу вам случай. В С.П.Б. одна большая барыня потеряла троих детей, умненьких, миленьких, благонравных, — особенно старшая была благоговейного настроения и умела молиться. Мало тут горя?! Но этого мало. Спустя немного и мужа лишилась, и этого мало: осталась ни с чем. Горю не было предела. Мужалась, предаваясь молитвам в волю Божию. Но скорбь грызла. Наконец смиловался Господь, и в утешение послал сон. Видит мужа в полусумрачном состоянии. Спрашивает, что тебе, как? «Ничего, говорит, милостив Господь. Но надо потерпеть, пока отойдет эта мгла». — А дети? — Дети там, указывая на небо, сказал он. «А Маша?» (это старшая лет 5-ти). — Машу посылает Бог на землю утешать скорбящих.

С тех пор отошла скорбь. Так видели, где дети-то? И ваши там. — Попали б они туда, если б живы остались? Кто знает. А теперь это верно. Так вам родителям чего же лучше желать для детей?!

И установитесь в этой мысли, что участь детей ваших устроилась наилучшим образом. И перестаньте скорбеть.

Ведь и сами помрете. Будет кому встречать вас, а пожалуй и защищать.

Даруй вам, Господи, всякого утешения.

Ваш богомолец Е. Феофан. 

92. То же

Милость Божия буди с вами!

Очень жалею о ваших потерях. Господь да утешит вас! Ищете у меня утешения по прежним случаям. Очень рад утешить вас. Но ведь одна и та же песня во второй и третий раз уж не оставляет того впечатления, какое сделано в первый. А в настоящих ваших скорбях ничего нельзя придумать нового, все та же речь: предайте себя и все свое в руки Божии, и с Его определениями согласуйтесь вседушно — всем сердцем. Тогда тень скорби, покрывающая случай, начнет редеть, и не дивно, что совсем рассеется. Как это? — сквозь прискорбное узреем благого — и на сей век и на будущий. Сие да дарует Господь узреть уму вашему и почувствовать сердцем. Молитесь! Господь изольет вам в сердце потребное утешение.

Для родителей что утешительнее, как быть уверенным в блаженной участи детей. Детки ваши все пошли в рай. В этом и сомнения быть не может. А если б остались живыми, то уверенность в этом не могла бы иметь места. Она возможна и при этом; но много инстанций, не дающих положить, что так и будет.

Взирая теперь на сие лучшее и тем утешаясь, с уверенностью принесите сему в жертву удовольствие, какое доставили бы вам дети, оставаясь живыми, поставьте, в параллель сему возможности, каким могли подвергнуться дети, при всем старании о них. Таким образом видите, что Господь избавляет вас действительною светлою участью детей от встречи участи их худшей и непоправимой.

Милосердый Господь, Отец всех, и скорбящих паче, да пошлет вам струю утешения — откуда весть.

И Владычица, всех скорбящих радость, да порадует вас! Спасайтесь.

Ваш доброхот Е. Феофан. 

93. О трудах для печати. Приписка об о. Т. и о Рашине.

Достопочтеннейшии отец Арсений!

Бог в помощь! Спасайтесь!

Просмотрел тетрадки ваши. Не умею сказать что-либо решительное. Тут много неопределенностей. Если и все так же писано: то поправляющему, если такой найдется, все надо будет переделывать. Впрочем эти статьи — о нравственных состояниях вообще трудно изобразить. Другие части может быть лучше. А если все так: то не большая находка от печатания. И лучше не тратить денег.

О Евангелиях. — Я все прилаживался, что и как лучше. — Случайно напал на мысль не толкование писать, а размышления о Евангельской истории, по порядку событий: чему и положено начало — и печатается сие в Домашней Беседе под заглавием: уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Можете догадаться, что сему делу конец очень-очень далеко. После можно будет издать отдельно; но ждать этого долго. Евангелие с толковыми примечаниями издает инспектор Московской Академии арх. Михаил. Печатается: скоро выйдет, если не вышло уже (вышло).

У петербургского вашего послушника я спрашивал про камни, как бы их взять у литографа. Ответ был такой, что можно взять, но деньги надо заплатить, — тогда как камни и с рисованием оплачены. — Он же представил какой-то дополнительный счет, то и другое недоуменно.

Всех вам благ от Господа желаю.

Кланяюсь настоятелям вашим и духовникам, и прошу их св. молитв.

Ваш богомолец Е. Феофан. 17 марта.

P.S. Хотел ваше письмо вложить в письмо о. Тихона. А теперь наоборот, его письмо и с деньгами 15 р. влагаю в ваше письмо, в той мысли, что это удобнее. Прошу передать нашему старцу то и другое. Он все же пока наш, — хоть я от души желаю ему там остаться.

О Рашине ничего не знаю. Напрасно его тогда не послали, когда он рвался на Афон. Ну — всякому своя дорога! 

94. К истории первого издания Псалтири из сочин. Ефрема Сирина. Первые шаги по составлению Добротолюбия

Милость Божия буди с вами, Достопочтеннейший о. Арсений!

Получив заявление вашего, хоть и не совсем усердного, желания — печатать псалтирь, я тотчас сел сам за переписку, — и трудился над этим денно-ночно. Сказываю об этом ради того, чтобы вы видели, с каким усердием я желаю, чтобы псалтирь сия была отпечатана, — и как потому скорбно будет, если вы по каким-либо расчетам не напечатаете ее.

Скажу вам, что лучшего дара Афон не может доставить всем своим чтителям. Никто так не умеет расшевелить заснувшую душу, как св. Ефрем. Но сочинения его кто имеет? — Вот это маленький сборничек послужит вместо всего его.

План, но которому составлен сборник объяснен в предисловии. — Потрудитесь наблюсть, чтобы в печатании соблюли цифры, — и чтобы каждая стояла на своем месте. По средине будут идти числа псалмов, — по углам к корешку числа кафизм, и с краев — страниц.

Каждая слава у меня означена не словом: слава, а чертою — а каждая кафизма тоже отделяется сложною чертою. Извольте распорядиться, чтобы это так и было. Не то, чтобы непременно чертами отделялись, а отличными знаками, славы своим, кафизмы — своим, чтобы сразу видеть можно было.

Шрифт и формат возьмите с писем о духовной жизни, или о христианской; он очень приятен для всяких глаз.

Если впереди поместите картину св. Ефрема, то это будет совсем не лишнее.

Итак благослови Господи! Только не упирайте ногами и поскорее к делу.

Сам я переписывал от того, что о. Тихон переписывает сборник аскетический.

Теперь я делаю экстракт из св. Макария, — далее еще одну-две вещи, и конец. Но это протянется; потому что моя леность не совсем проворно действует.

Если почему-либо вы раздумаете печатать посылаемое: то рукопись сохраните, и возвратите. У нас легче сочинить книгу, чем переписать.

Всех вам благ от Господа желаю. Ваш богомолец Е. Феофан. 24 октября 1873 г. 

95. По напечатании Псалтири. Хлопоты о сочин. св. Антония и Феодора Студита. Розыск подлинника

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с окончанием псалтири! и очень рад, что она великолепна!

Дай Господи, чтобы и читающие все стали великолепны пред Господом.

Пришлите мне побольше. Экземпляров 300, а не то и 400. Часто просят что-нибудь. Раздаю книги; но ни одна так не будет подходяща как эта.

Об Антонии св. хлопочу; но едва ли поспеет к четвертой неделе. Обещали кончить в последнем втором номере февральском. И теперь верно кончают. Но когда-то пришлют? На следующей, а может быть и за следующей неделе. Как пришлют, так поспешу переслать. Но не надеюсь так скоро.

Подождем! Что же делать?

Поедете домой, привезите Феодора Студита. Его устав может быть войдет во вторую часть сборника. И будут уж все уставы в одном месте.

У меня есть издание его творений, но не все. — Вот что отыщите! — Катихизисы. Их было два: маленький — краткие поучения к монахам, и большой — поучения попространней. — Маленьких — было 130 или 35. Побольше не знаю — чай 96-7. Вот их отыщите; возьмите на подержание примерно на год. И привезите. — При сем ведайте, что у греков читаются на утренях — Феодора Студита поучения — на новогреческом и разделены на три части — по трем временам чтения: 1) с 15 ноября — по Рождество. 2) С Мытаря и Фарисея до Пасхи, и 3) с сентября по 15 ноября.

Эта книга у меня есть. И она не так нужна. Подлинные найдите, на старом греческом. Ибо греки переводят на новую речь с старого очень вольно, и размазывают против подлинника.

Так вот ваша задача. Поищите в Ватопеде или в Лавре, — где у вас там библиотеки-то есть.

Для монахов эти поучения все сокровище суть. Ибо о чем ни станет говорить, все сводит на монашеские чины. Непрестанно напоминает, что надо более делать монаху.

Пилочки, присланные вами, получил. Благодарствую. Как раз такие нужны!

Благослови Господи путь ваш. Ваш богомолец Епископ Феофан. 21 Февраля 1874 г.

Прошу молитв у всех старцев. 

96. Свой адрес и продолжение хлопот о сочинении Феодора Студита

Милость Божия буди с вами!

Спрашивают, как лучше переслать книги? Вот как!

В г. Моршанск, Тамбовской губернии. — Г. Новикову, смотрителю Нарышкинской лесной пристани для доставления такому-то.

Это пойдет по чугунке и скорее дойдет.

Из Тамбова не имею ответа о том, на чем стоит там печатание. — Но вот уже и 3-я неделя прошла. К четвертой — нечего и ожидать — поспеть.

Что писал я про Феодора Студита, не забудьте похлопотать. — Да сами-то вы скоро воротитесь?! — Если очень не скоро, то известите письмом об успехах искания. — Это мне нужно знать. Если нет подлинных, с латинского стану переводить, и посылать в Тамбовские Ведомости. — Но это наперед можно сказать будет не совсем близко к подлиннику; — перевод из вторых рук. Да и латинский-то каков, незнать.

Прошу молитв у всех старцев.

Благослови вас Господи! Ваш богомолец Епископ Феофан. 28 февраля 74 г. 

97. Продолжается розыск подлин. Сочин. Феодора Студ. Просьба о переплетных инструментах

Милость Божия буди с вами!

Хоть я не получал еще книги посланной вами, но наперед вижу, что это — не то, что требуется. Это на нововогреческом, а надо на старогреческом. На старом греческом Симеон не печатан, не печатан и Феодор Студит и Исаия. Их надо искать в рукописях. А что рукописи есть, это несомненно; ибо Симеона переводил на новогреческий какой-то афонец, на островку против Афона живший. — И другие есть. Св. Антония печатать, — не помешает ли сборнику? Ведь он туда войдет. Мне думается, это неловко. Уж скорее как-нибудь сборник надо сбить и печатать, а то вот валяются — тетради. Еще пораспропадут. Коли хотите впрочем печатайте и отдельно. — А поправить как? — Сами поправите?! Ну поправляйте. Или давайте мне — я поправлю. — Да где ж печатать? В Москве? — Или у вас в монастыре? — Или в Царьграде?

Я теперь крайне занять толкованием посланий св. апостола Павла.

Будьте здоровы и веселы.

Прикажите вашим старцам московским, чтобы нашли и доставили мне все, что требуется для переплета. Я писал к ним об этом. Мешкают. А чай магазин есть.

Прошу всех старцев помолиться о мне многогрешном.

Ваш богомолец Е. Феофан. 10 декабря 74 г. 

98. Материалы и план Добротолюбия

Милость Божия буди с вами!

И книги и вещички для переплетного дела получил от ваших старцев. Благодарствую.

Спешу вас известить о будущем Добротолюбии.

Я чай вам писал сколько листов заготовлено для первого тома. Кроме той брошюрки, что Антония Великого содержит, есть еще рукописи — 170 листов — письма о. Тихона. В книжку Антония Великого пошло их — 50 или 60. Считайте посему сколько выйдет листов печатных. Отцы приготовлены вот какие: Антоний Великий, Макарий Египетский, Марко подвижник, Исаия отшельник и Евагрий.

Все что приготовлено и должно войти в один том. Антоний Великий с ближайшими преемниками своими. — Вторую часть составляют — Пахомий Великий — с другими общежительниками. Тут будут все уставы — Пахомия, Василия Великого, Кассиана, св. Венедикта, — и некоторые мелкие уставцы, сохранившиеся в сборниках. Но этим не кончится Добротолюбие, а пойдет далее. В каком порядке дело там пойдет, не знаю еще, — Нил препод., Лествичник, Варсанофий и Иоанн, Дорофей, Ефрем Сириан., Исаак Сирианин.

Из всех их будет сделана выборка, — в какой-нибудь системе, думаю — о борьбе со страстьми, — или как придется. Это займет тома два, — если не более.

Но и еще надо — Филофея, Феодора Едесского, Иоанна Коринфского, Диадоха, Максима исповедника, — и подобных. Еще том.

Феодора Студита — катихизисы надо перевести — еще том.

Симеона Нового Богослова и очень том.

Так вот как широко.

Но когда все приготовить придется, не пророчу. — Я теперь крайне занят. — В этот по крайней мере год ни за что взяться не могу кроме своего дела.

Когда будете ехать в Москву, известите. Рукопись будет готова, — и тотчас пришлю.

Делу вашему желаю всякого благопоспешения.

Перейти в Крым или на Кавказ — мысль добрая, если то есть не сделают греки, как вам хочется. — На Кавказ может быть далеко, но будто спокойнее.

Всех благ от Господа желаю. Прошу молитв у всех старцев.

Ваш богомолец Е. Феофан. 24 Февраля 75 г. 

99. О втором томе Добротолюбия и частных делах

Милость Божия буди с вами!

Насилу добрались вы до Москвы! Поздравляю.

Печатанием Добротолюбия можете спешить. Скоро будет готов второй том. Во вторую часть я положил собрать уставы. Но их в одну книгу поместить нельзя. Надо разделить эту часть на два тома или выпуска. Первый выпуск составят уставы — Пахомия Великого, Василия Великого, св. Венедикта и других некиих небольшие уставцы. Все это в совокупности займет тетрадей с 30 — в четверть дести. — Нет больше. 30-ть возьмут два первых устава: ибо св. Пахомий взял 14-ть. Василий Великий уже 12-ть имеет, а конец не совсем скоро. Стало, все сказанные займут более, чем первая часть, которая у вас уже. — Второй выпуск второй части займет один св. Кассиан. Большая будет книга. 36 таких статей, как в Добротолюбии — статья о рассуждении. Иные гораздо ее более. — Первый выпуск второго тома скоро кончу. И печатать будете в след за тем, что есть у вас. Кассиан возьмет порядочно времени. Трудно переводится. — Но я буду поспешать.

Третья часть составит свод из всех отечников по особому плану, — такому, какой у меня в аскетике, или в пути ко спасению. — На то потребуется выпуска три — больших. — Это все будет идти без перерыва. — Что дальше, дело покажет. Но и это уже достаточно. К ним придется прибавить еще тома три-четыре. Все Добротолюбие дойдет до 10 книг.

Аскоченский предлагал вам печатать — мысли на каждый день. Почему не отпечатать? Надо книжкою небольшого формата. — В 12-ю долю. — Прибавлять ничего к тому не нужно. Как есть, так следует и печатать.

За деньги благодарствую. У меня ни полушки не было. — Лежачие деньги мне нейдут. И я уже променял ваш билет в монастыре. — Промотал все деньги — и до Рождества ничего не имею.

Пресса, — и что при нем еще не получил. Когда получу, извещу, гож он мне или нет. Благодарствую впрочем за все.

Княгине на один предмет нужно бы мне послать денег. Послал бы вами присланные, — да пришло на мысль вас попросить — дайте ей пожалуйста такую же сумму. Это крайне ей нужно.

Что дело ваше афонское тянется, — жаль. — Буди воля Божия.

Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан. 3 июля 75 г.

Машинку для делания винтов получил. Благодарю; хороша. 

100. Пред напечатанием первого тома Добротолюбия

Милость Божия буди с вами!

Очень рад, что дело ваше пришло к концу; и кажется удовлетворительно для вас. Слава Богу!

Пресс получил; жду наставлений, как им действовать.

Относительно Добротолюбия — озаглавить его полным нельзя; ибо оно, как сборник никогда не может быть полно, а можно прибавить: — в более полном виде или составе.

Что у вас там прописано еще — излишне. — У меня кажется прописано заглавие: Добротолюбие или собрание святоотеческих писаний о подвижничестве и духовной жизни вообще, — в более полном составе. Больше этого ничего не нужно.

В следующем томе вместе со св. Кассианом не отложно должны быть помещены уставы св. Пахомия, св. Василия Великого и св. Венедикта. — Что касается до сборника, — отечников, то его можно отнести ко времени после Максима исповедника, когда вышел в свет Лимонарь.

Сей порядок изменен быть не может.

Благословитесь у старцев печатать Добротолюбие, как я его составлю — худо ли то, или хорошо, чтобы у нас с вами споров не было.

Прошу у всех старцев молитв и благословения.

О. архимандрита Макария поздравляю с настоятельством. Или не его, а обитель с этим надо поздравить. Ему же желаю всякой свыше помощи, на ведение дел во благо братии вечное.

Будьте здоровы. Спасайтесь! — И скорее к нам приезжайте.

Ваш богомолец Е. Феофан. 17 августа 75 г.