Феофан Затворник. Письма (801-850)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений Феофана Затв.
ПЕРЕЙТИ на страницу Собрание писем Феофана Затв.

801. Усевшейся на новом месте. О своем глазе
802. После посещения монастырей
803. В ответ спорщикам о земном жребии праведников. Слово для долголетней труженицы и для вступающего в двери покаяния. О своей старости
804. О продолжении образования по отношению к делу духовной жизни
805. Дается совет установиться на определенном образе жизни и предаться духовным руководителям с отсечением своей воли
806. Отрезанный ломоть. Скромный отзыв о своем духовном опыте
807. Безопасная пристань
808. Благословение в Саров
809. Наставление ученику, желающему отправиться в Саров. Искушения. Товарищи
810. Ему же после неудавшейся попытки
811. Ему же на вопрос о продолжении науки
812. Доброму воину о военной службе
813. О том же
814. Ловушка врага. О малакии
815. Возбуждение ревности. Дыхание души. Уголок для уединения
816. Опасная прогулка
817. О том же. Обличение непочтения к матери
818. Предостережение угрожаемому любовною страстью. Плеть для усмирения плоти
819. При перерыве искушения; напоминание о непрестанной борьбе
820. Колеблющемуся убеждение к решимости порвать со страстью. Примеры доброй решимости
821. Изгоняющему страсть предупреждение об изменчивости добрых намерений. Отзыв ждущему хорошей службы
822. Слово ободрения и наставление кающемуся
823. Рвотное для грешной души
824. По получении Божией милости
825. Значение молитвы Иисусовой и способ приучить себя к ней
826. О терпеливом упражнении в делании молитвы
827. О том же
828. Пасхальное поздравление
829. Посетителю Выши. Условие частого причащения. О солдатчине
830. Наставление мечтателю о службе и женитьбе
831. Об опущениях по благочестию
832. Будущий генералиссимус под страхом монашества и перед холерой
833. Как побеждать гордость, гнев и осуждение
834. Будущему воину о воинствовании духовном
835. Благословение и предупреждение
836. Ответ ищущему совета по житейскому делу
837. Жаждущему духовного просвещения
838. Наставление против похоти плотской
839. Смущаемому помыслом о прежних искушениях
840. Последнее благословение с Выши
841. Первое общее наставление о христианском провождении времени
842. Долг родителей
843. Долготерпение Божие
844. Источник жизни. О замене церковного богослужения. Сведение о получательнице писем «Что есть духовная жизнь»
845. Домашнее говение. Скорбь вменяется в епитимию
846. В чем совершенство терпения. Как праведник на суд не приидет
847. Разъяснение текста: где труп, там орлы. Неровности жизни
848. Что от Господа — все к лучшему. О страхе смерти
849. Пребывающему с Господом — везде храм. Вражье искушение
850. О прискорбностях жизни


801. Усевшейся на новом месте. О своем глазе

Наездились, наговорились, надумались. Теперь предлежит вам сесть и насидеться. Теперь вы не гожи для прежней жизни. И Господь дал вам и новое место, и новое жилье, чтобы вы беспрепятственно могли заново устроиться и установиться в новых порядках. Вразуми вас Господи и помоги, не спеша, все устроить без хлопот, но все обдумайте, и не затевайте ничего неподходящего к новому быту вашему. Впрочем, вы, кажется, уж на возрасте, — и не требуете, да кто учит вас. Благодарю за то, что писали вы с дороги. Я в Москву поеду, когда глаз перестанет служить. И, если операция возможна, передам себя в руки эскулапов. Теперь глаз еще служит, — и мне горя мало. Мне будет очень приятно знать, как вы находитесь. Напишите пожалуйста. 1888 г.  

802. После посещения монастырей

Благодарю, что вспомнили обо мне. Значит, вы прощаете мое неотвечание вам. Спаси Господи вас за кротость вашу. Полагаю, что вы теперь уже воротились в свою келью. Как гулявший по цветнику приносит с собою цветочное благоухание, так, полагаю, и вы распространяете теперь вокруг себя дух подвижничества. Однако же не распускайте его из себя весь. Задержите в себе наибольшую часть. Хоть вы и не монахиня, но как взялись жить по-монашески, то все монашеское надлежит собирать в себе отовсюду. Это великая милость, что вы встретили не мало лиц благодатных на…, и имели очи увидеть это. Вы были пчела. Теперь насладитесь медом сами и других насладите.

Видели вы там строгости и снисходительности и спрашиваете, что лучше. Ответ прямой: нам с вами какое до них дело? Как знают, так творят — не маленькие. Обще же вот так: и строгость, и снисходительность в своем месте, в свое время и в своей мере, одинаково и потребны и благотворны. Кто ищет всегда душеспасительного, тот из той и другой умеет извлекать пользу. Посылаю вам 3 том «Добротолюбия». Тут попались статьи все отборные. Стоит посидеть и подумать. Спрашиваете, каково мое здоровье? Ничего сойдет. Глаз еще служит.

Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан. 1889 г.  

803. В ответ спорщикам о земном жребии праведников. Слово для долголетней труженицы и для вступающего в двери покаяния. О своей старости

Милость Божия буди с вами!

На вопрос, вам предложенный, ответьте: это решено в Евангелии, когда говорится об узком и трудном пути и о пути легком и просторном. Прочитайте, и решите, по какому идти, судя по тому, куда каждый приводит. Затем воззрите на небо, теперь уже довольно наполненное многими, шествовавшими по Евангелию, и рассмотрите, кто они, льготники или труженики. Каких там усмотрите, тем и подражайте. Так скажите и больше нечего говорить таким суемудренникам, и задирам, и спорщикам. Карточку я вам пришлю, и большенькую. Я плохо рассчел и мало заказал кабинетных, но еще есть.

Жду 5-й том «Добротолюбия», когда получу, вам пришлю, — и туда вложу карточку.

28 лет служения Господу! Сколько масличных ветвей! Сколько венцов! Какие палаты состроены там для вечного упокоения. Приветствую ее с такими надеждами. Да утверждает ее Господь все более и более в том же разуме и в тех же решениях. «Угодила ли?» Это Господь измеряет, но никому не сказывает, а только делом покажет в конце. Для нас же лествица восхождения определяется ступеньками нисхождения в самоуничижении и самоукорении: сии покрышки смирения, как это у нее и значится.

Благослови ее Господи ступать всегда сими словами!

Благослови Господи вашу поездку в… И успеха желаю вам в деле, ради которого отправляетесь туда. Кающемуся двери рая отворяются и объятия Отца Небесного простерты к нему. Не велико, если земные двери затворены и людские объятия и очи отворачиваются. Да укрепит его Господь в мужестве, с каким готовится он вступить в отложенные ему. Даруй ему Господи и благодушие. Если желаете знать что-либо о мне, то ведайте, что не словом только, но и делом старик: ослабел и телом и духом. Болезни никакой нет, а есть одно желание лежать и лежать, что я усердно и исполняю.

Это, впрочем, делается по совету гомеопатических врачей в книгах.

Желаю вам здоровья, бодрости духа и крепости сил. 1890 г.  

804. О продолжении образования по отношению к делу духовной жизни

Письма к лицу искавшему спасения в скитском уединении М-ской С-кой пустыни К-кой губернии

Знание никогда не будет лишним грузом. Может быть опасение, не разбилась бы душа, живя четыре года среди молодежи, которая не всем своим составом будет одного с ним духа; это уж всегда так, но всегда также в среде ее бывают, не хорошие только, но и отличные юноши, умеющие хранить свою духовную жизнь в силе, не выдаваясь, при том, наружно. Для внутренней жизни, внешняя благоприятствующая обстановка полезна, но не безусловно необходима. Она может идти своим чередом, может и не благоприятствующее ей обращать в свою пользу. Руководителя подходящего трудно найти. Сразу положиться ни на кого нельзя. Остается, все искушающе, добрая держать. Указателем, чего держаться из искушаемого будет свой внутренний строй, письменные отеческие указания и постепенно прибавляющаяся своя опытность. Впрочем, пусть раб Божий N.N. предаст себя воле Божией и со слезами молит Господа: «пути Твоя, Господи, скажи ми». Прочитал бы он книжки: «Что есть духовная жизнь» и «Путь ко спасению» (и, пожалуй, «118 псалом»). Благослови его Господи! Вас все обременяют ходатайственными хлопотами. Помогай вам Господь! Вы добре рассудили, что это не есть напрасная трата времени, а напротив, должное его употребление.

То, что у нас такие иерархи многолетние и многоопытные, — есть честь и слава нашей иерархии. Их блюсти надо.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 1891 г.  

805. Дается совет установиться на определенном образе жизни и предаться духовным руководителям с отсечением своей воли

Милость Божия буди с вами!

Благослови Господи ваш приезд в … пустынь!

Теперь у вас о. архимандрит да о. духовник — два, справа и слева, блюдя вас, не дадут вам уклониться на неподобающую дорогу. Их вам и слушаться во всем надо. Их Бог вам дал. Я не могу быть вам указателем, потому что иначе могла бы исполниться на нас старая притча: слепец — слепца… Судя по тому, что вы рассказали про Афонские обстоятельства, мне думается, вы хорошо сделали, что не остались там. Теперь об этом вам уж нечего толковать. Решайтесь скорее. Неопределенность вашего положения не дает вам установиться в простых порядках обыденной жизни. От сего у вас и бывают томления, и тяготы. У вас нет впереди точки, куда все направлять, а когда решитесь, точка покажется. Тогда все туда и погонится, и как это должно занять всего вас, так, чтобы и вспять не было видно пустоты, то вам некогда будет скучать и томиться.

Если возьметесь усердно, то скоро и успехи пойдут, чуточные, но все след их будет отзываться внутри, и заохочивать, и пойдет дело ни шатко ни валко. Как ожидаете — все пойдет по маслицу, или что ни шаг, то ой — ой! Чем теснее будет в начале, тем лучше потом. Впрочем, во всем и Божия бывают мановения, и дорога настоящая пойдет среди всего сего, и справа и слева, и спереди и сзади, толчки и понукания. Спаси вас Господи. С своими планами и бывшими и теперь рассчитанными расстаньтесь с грубостью и, вдавшись в руки водящих, не встревайте в дело с предложениями своими, не лучше ли так, или этак. Я не был под руководством. Все сам и по-своему, и ничего из меня не вышло, из дряней дрянь. А вы, если хотите наконец явиться стоящим, — сразу и с первых шагов забросьте свою волю подальше.

Благослови вас Господи! 2 авг. 92 г.  

806. Отрезанный ломоть. Скромный отзыв о своем духовном опыте

Поздравляю с подрясником!

День Преображения — светлый — полагает начало вашему внутреннему преобразованию себя. Благослови Господи начало, для успешного достижения и предположенной цели! И прямо в скиток. Мир за густым лесом. Не перетягивайте его к себе. Лес не дает возможности видеть что за ним, — и для вас открыто только небо. Не блуждайте же по земле, а привлеките к себе небо, и так близко, чтобы между ним и вашим скитком и линию повести нельзя было. Для сего все, что видит ваш глаз в скиту и около, облеките в духовный хитон, подражая святителю Тихону в его сокровище духовном от мира собираемом. Сделав это, вы ни на чем видимом и мгновения останавливаться не будете, а как только взглянете на что, тотчас от того будете переходить к созерцанию духовного его знаменования, которое вы дали ему, а от сего далее и выше, и будете всегда не на земле, а на небе. Если же не сделаете этого, то видимое будет всегда наводить вас на воспоминания мирские с утехами его и держать вас как в тумане в помыслах мирских, а к этому подладится и весь строй ваш внутренний. Родитель ваш — да благословит его Господь! — премудро отвечал вам — благословеньем вас. Что он ничего не помянул о свидании вашем с ним, — и это премудро; не хочет поднимать мирскую пыль и тину, оседшую у вас, и тем затруднить вас в начале новых шагов ваших. Вам и не следует тянуться к нему. Вы отрезанный ломоть.

Вспомните того подвижника, который, когда мать пришла повидать его, не соглашался выйти к ней, когда же настоятель уговорил его выйти к ней, он вышел, обратив к матери лицо, зажмурив глаза, и немного спустя возвратился в келию. Сейчас мне пришло на мысль, что вам, побывши немного в скиту, надо воротиться в обитель — и пройти там все послушания, какие обычно проходят все поступающие в монашество. Ибо надо все переиспытать, и всюду показать и послушание и разумность. Я думаю, Авва ваш и с вами так поступит, — иначе Вы останетесь необожженным кирпичом.

Приезжал Б-й, и, думаю, написал к вам и к о. игумену. Моя хата заперта, и никого не пускает. И он не прошел. Тоже бы и с вами было. Хорошо, что вы дома сидите, и устав прибыл на Вышу один. Нашли советника!! — Я и монастырской-то жизни не испытал и не знаю, а не только скитской. Какой это у Крылова есть стишок, — что заставлять пироги печь сапожника не совсем удобно.

30 авг. 92 г.  

807. Безопасная пристань

Таким образом после долгого плавания вы благополучно вступили в безопасную пристань. Благослови Господи сие вступление ваше. Случалось ли вам встречать стихи: — «из-за облак месяц красный встал и смотрится в реке; сквозь туман и мрак ужасный путник едет в челноке. Вот уж берег видится ему, и он мечтает как вступить на твердую землю — встретить своих и проч. Как вдруг налетела волна, опрокинула челнок и путник пошел ко дну». Почаще вспоминайте этот случай.

Вы в скиту; — на один переход опередили прочее воинство. Но как Главнокомандующий при вас недалеко, то вам нечего бояться случайных превращений; при случае Он вас подхватит. Я писал, что вас следует посадить на монастырские послушания, чтобы обжечь как сырцовый кирпич, полагая, что вы вступаете с барского покоя. — А теперь вижу, что вы долго уже были в огне. Потому для вас должен быть другой черед, — и о. игумен очень мудро поступил, укрыв вашу ладью от начавших бить в нее волн. Да поможет вам Бог улаживаться с собою.

Вы правду говорите, что я смотрел на скит, как на жилище решительных отшельников. — Вы пишете, что заметили в монастыре иноков, кои кроются, чтобы не развлекаться. Вот таких я разумел кандидатов на скитское пребывание. Игумен же полагает, пусть наклевываются уединенники в скиту же, и тогда, как обнаружится у кого сильное влечение внутрь, отряжать его на задворик, который о. игумен имеет в мысли заготовить для них. Мои мысли оказались негожими, я и писал о. игумену, что делом не видал ни монастырской, ни скитской жизни, и пишу с ветру. Вот Преосвященный Ю-й прибудет, и будет для вас добрым и верным указателем всего подобающего. Вы предлагаете мне указать вам для скита старца опытного в настоятели. — Не знаю ни одного. — Где же я был и что видел? Все сижу на одном месте. Свой быт, т.е. помещение в скиту вы можете безопасно считать окончательно решенным. — Помогай вам Господи здесь же полагать прочные основы для дальнейшей жизни. Имеете благословение родительское, и преосвященного Т-го, — вот и преосвященный Ю-й благословит, и будете огороженны. Да поможет вам Бог.

В дополнение к тому, что вам будет толковать о. игумен, — ройтесь в книгах.

Ваш доброхот Е. Феофан. 22-го ноября 1892 г.  

808. Благословение в Саров

К князю И.И. К-ву.

В Саров и пешком! Доброе дело, — Бог благословит! Запаситесь терпением! Не слушайте врага, который начнет вам внушать, чтобы бросили это дело, и с пути будет гнать, вместо Сарова, домой. Стойте и держитесь на своем. Помоги вам Господи! — Пишите. Буду отвечать.

Е. Феофан. 3 мая 1890 г.

809. Наставление ученику, желающему отправиться в Саров. Искушения. Товарищи

Милость Божия буди с вами!

Пиша к вам, что писал, я разумел все ваше намерение, и идти в Саров пешком, и вступить в обитель, чтобы спастись.

Прежде надо добраться до Сарова, а потом и другое дело сделать. Сие последнее — не вдруг бывает. Еще посмотрят на вас, гожи ли вы. И благословение матушки надо, которое, добравшись до Сарова, и потрудитесь испросить. Но из школы не увольняйтесь теперь. Это надо сделать, когда потребуется, из Сарова.

Не подумайте, что добраться до Сарова — простое дело. — Оно просто по виду, а не на деле. По пятам за вами пойдет враг, чтобы смущать душу вашу и расшатать ваше благое намерение. Смотрите, внимайте себе и не давайте хода этим смущениям, но тотчас их подавляйте. Тут же, как заметите, так и начинайте взывать к Господу, Божией Матери и Ангелу Хранителю, пока внутри не восстановится тишина.

Враг всем будет смущать: и утомлением и ломотою ног, и неприятностями от людей, и страхами от зверей, — и всем. Держитесь! Если устоите, дальше легче будет. А если не устоите, то все расстроится начинание ваше. Помощь Божия будет сопутствовать вам, но она помощна борющемуся, а не поддающемуся первому удару искушения.

Господень и Божией Матери покров буди на вас. Мужайтесь!

Если попадется кто из нехудых, наверно, тоже шествующих в Саров, в Муроме или по дороге, это было бы не худо. Но смотрите сами. — Если случится это, и тот не одного с вами духа, не вступайте с ним в беседу. Пустая беседа разобьет голову и расшатает ваши решимости, и вообще не вверяйтесь, особенно сразу.

Когда доберетесь до Сарова, тут начнутся другие искушения — и со стороны поклонников, и со стороны монастырских, ибо не все, как следует, держат себя, — и эти всегда снаружи видны, а хорошие скрываются. Поэтому, не бросайтесь ко всякому, а держите себя особняком, одно дело исполняя, какое лежит на поклоннике: в церковь ходите и там благоговейно стойте и молитесь. Ни на кого не смотрите, как он молится, а себе внимайте. В номере своем сидите — думайте и читайте что-либо. Монастырь и что около монастыря после осмотрите, а теперь только духовным заняты будьте. Только к о. Серафиму на колодезь сходите, и почаще просите его принять вас.

Отдохнувши, можете с каким-нибудь старцем потолковать будто стороною о монашестве, а потом и с настоятелем.

Больше всего будьте в церкви — се дом Божий. Господь тут встретит вас и в объятия заключит.

Ничем не спешите. И будьте все в молитве. Чем бы ни смущал враг — не поддавайтесь.

Вялость, нерасположение к церковному и духовному, холодность и безвкусие, мыслей шатание, все отбивайте от себя.

Вашим б-ским, если пришлют, напишу, что вы собрались на богомолье в Саров, спрашивали — и я благословил.

Перед выходом из Мурома и вы напишите в Б-нки, что пошли в Саров, и скажите, что тотчас по приходе в Саров известите их; а о втором деле не пишите ни из Мурома, ни из Сарова. Напишете, осмотревшись там.

Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан.  

810. Ему же после неудавшейся попытки

Милость Божия буди с вами!

Дело ваше не удалось. Ничего: после удастся, — держите только пред Господом сердце к Нему обращенное. И Он устроит все. Помогай вам Бог!

Что вам делать? Ничего особенного. Живите, как свойственно всякому доброму человеку. Страх Божий имейте и не отступайте от памяти о Боге и о смерти. Читайте понемногу книги духовные, особенно Евангелие.

Что там по школе — разорено, опять устроится, с Божией помощью.

Да пребудет на вас Божие благословение и Божий покров. Спасайтесь! 

811. Ему же на вопрос о продолжении науки

Милость Божия буди с вами!

Так вы опять в Муроме! Благослови Господи! Как вам уже ведомы тамошние поводы к преткновениям, желание же не претыкаться у вас живо, — то на этот предмет нечего вам что-либо особенное приводить на память. Блюдитесь, себе внимайте и к Господу взывайте — о вразумлении и помощи.

Учение за плечами не тянет. Потому оно жизни не помеха. Дотяните его до конца. Помоги вам Господи!

Как это пришло вам в голову, будто чтение Писания Божественного отвлечет вас от науки. От науки отвлекает блуждание мыслей, неудержность желаний недобрых, больше же разленение и позыв на льготную жизнь. Вот от этого надо воздерживаться, и ничто так не помогает отгонять все такое, как чтение Св. Писания и других добрых книг. И положите себе за правило — утром и вечером прочитывать понемногу, стихов по 10, из Нового Завета, с рассуждением и к себе приложением.

Наука — наукой, а жизнь — жизнью. И учитесь, и держите себя, как подобает тому, кто решился Богу угождать. То, чего требует Богоугождение, может быть исполняемо и среди занятий. Страх Божий, память Божию и смертную, и ревнование о спасении души, как о едином на потребу, — держите, не прерывая. Тут вся суть дела.

Поминайте, что вы испытали у препод. Сергия и в Гефсиманском скиту, и тем оживляйте свои духовнык стремления.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! 29 октября 1890 г.  

812. Доброму воину о военной службе

Милость Божия буди с вами!

Как Илья Муромец — да будете вы в свое время грозою немцев!

Добре делаете, что не даете ходу дурным движениям, и подавляете их при их порождении. Трудитесь так над собою, и пребудете непобедимы!

Сон ваш хорош! Он значит, что на небе имеется в виду исполнение вашего главного желания.

Поступить вольноопределяющимся, может быть, хорошо. Если советующие вам сие принадлежат к числу опытных в военном деле, то можно последовать их совету. Или лучше, может быть, будет предоставить дело обычному течению.

Спасайтесь! Благослови вас Господи!  

813. О том же

Доброе дело задумали вы, И.И., поскорее начать военную службу. Благослови Господи и благопоспеши вам!

Держитесь строго своих прежних решений жить, как следует. Соблазнов много. Товарищество там широкое, не неоднородное. Есть такое, которого одобрить нельзя. Блюдитесь от него, как от чумы.

Господь да умудрит вас! К Нему прибегайте непрестанно. Спасайтесь!  

814. Ловушка врага. О малакии

Милость Божия буди с вами!

И.И., Господь сохранил вас. Слава Богу! И всегда уповайте, будет хранить. Но держите в уме пословицу: береженного Бог бережет. И блюдитесь!

То, о чем вы писали, надо совсем пресечь. Кто сам в воде и в опасности утонуть, тому не следует протягивать руку другому утопающему, а то оба утонут, один другого утопит. Спасение и обращение других предоставьте Богу. Молитесь только. Или лучше: помолитесь однажды поусердней и затем забудьте совсем — и на ум не приводите. Вы справедливо видите в этом ловушку врага, который покушается снова ввергнуть вас в пагубу.

Другое дело ваше, которое и по вашему сознанию, делает вас виновным пред Богом, вы, кажется, почитаете легким. Найдите и прочитайте следующее место в первом послании св. Павла к Коринфянам: гл.6, ст.9. Что здесь названо: малакии, то есть ваше дело. Оно лишает царствия. Следовательно, есть смертный грех. Блудная страсть здесь во всей силе — и удовлетворяется. Поразмыслите о сем. И положите конец сему делу. Оно иссушает, и преждевременную смерть причиняет. У иных способности расслабляет, здравомыслие и энергию подавляет, бывает причиною и умопомешательства. Блюдите себя!

Уж если положили вы исправно жить, попекитесь не давать хода блудной похоти!

Кончить учение вам надо, — и позаботьтесь о сем. Помоги вам Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.  

815. Возбуждение ревности. Дыхание души. Уголок для уединения

Милость Божия буди с вами!

Добре делаете, что строго держитесь принятого намерения. Стойте, мужайтесь, утверждайтесь.

Поминайте последняя, и легко будет удерживать себя от непозволительного.

Дух бодр, плоть же немощна. Но так бывает, что когда дух бодр, то немощь плоти властного влияния не имеет. Дух бодр есть ревность о спасении, — коренная сила, содевающая спасете наше в том, что требуется при сем с нашей стороны. — Молюсь, чтоб Господь хранил в вас сию силу. Она есть свидетельство, что благодать Божия обитает в духе, имеющем и деятельно проявляющем ее.

Не ослабевайте в молитве. Она то же в духе, что дыхание в теле. Дышит тело — и живет. Пресеки дыхание — и жизни конец. Старайтесь непрестанно дышать сим дыханием. Для этого изберите себе несколько коротеньких молитовок — и все их повторяйте. А то — одну держите, именно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!

Уголка желаете, чтобы скрыться? Это вам легко делать и дома. А то — уединяйтесь в духе, именно — отвлекайте — внимание от всего внешнего и, собравшись, внутрь, стойте пред Господом.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!  

816. Опасная прогулка

Милость Божия буди с вами!

В первый раз слышу о прописанном вами. — По существу дела — это прогулка по узкой жердочке, тонкой и хрупкой, — над пропастью. Доселе все шло сносно; но долго ли закружиться голове? И полетите в пропасть. В виду такой опасности, я понуждаюсь просить вас прекратить эту прогулку. Вы дали слово поступить так, как я скажу. Вот — я сказал, и питаю уверенность, что вы исполните мое слово. Вы готовитесь к борьбе с собою по сему случаю. Воодушевитесь! Будет дело святое и принесет внутреннее утешение и светлость в воззрении на себя и на свое положение, — и особенно на Бога в молитвах к Нему.

Буду молиться, чтобы Бог помог вам одолеть себя. Благослови вас Господи! Спасайтесь!  

817. О том же. Обличение непочтения к матери

Милость Божия буди с вами!

Очень жалею, что вы такую оказали слабость. Скрепитесь и стойте потверже. Знали вы свою шаткость? И напрасно выходили. Если так и после будет, когда же дождемся исправления?! — А смерть за плечами, не забывайте этого. — Помоги вам Господи установиться.

От чего слабость? — Нет помощи благодатной; а она отчего не приходит? — Оттого, что грех на вас лежит и отгоняет благодать. Грех не разрешенный всегда на вас. Преодолейте себя — и исповедуйтесь духовному отцу своему. И увидите помощь. Укрепитесь нравственно. — Что вы мне сказали, это все же есть что-нибудь, а если поплакали пред Господом, — еще больше хорошо. Но все это подготовки. Настоящее же дело покаяния завершается разрешением духовного отца. Сделайте так. И Бог да поможет вам.

Вторая причина вашей слабости — ваша резкость в разговоре с матушкою своею. Резкость предполагает ослабление уважения или и прямо неуважение, — виднее же их неблюдение покоя матери. Нет греха больше неуважения и оскорбления матери. Благо обещано чтущим родителей. А для нечтущих — лишение благ. Вот у вас все и не строится. Извольте сейчас идти к Н.И., падите в ноги и испросите прощение — и вперед обещайте всячески чтить ее, и блюсти покой ее.

Благослови вас Господи!  

818. Предостережение угрожаемому любовною страстью. Плеть для усмирения плоти

Милость Божия буди с вами!

Враг и лукавое, грехолюбивое сердце все тянет на свою сторону. Благодать Божия помогает тому, кто сам себя бережет, а кто бросается в огонь, того она оставляет сгореть. Вам с своею С. надо пресечь свидания и близко-бывание, и особенно один на один, если хотите сохранить себя целым от греха. Сколько раз говорили вы — не буду, — и все то же и то же. Надо вам придти в стыд перед самим собою — и показать себя не легкоречивым, не легкомысленным и верным Господу.

Извольте завет с собою положить пред лицом Господа быть твердым. Грубость некую надо возыметь и к себе и к той, и неумолимое оттолкнутие. Без этого толку не будет.

Касательно поступления в полк, сами все смотрите. Мне же думается, что чем скорее поступить, тем лучше. Будет дело на руках. А теперь праздность учит худому и всяким себе поблажкам.

Я думаю, что вы не обсуждаете порождающихся позывов дурных, и как явятся, так склоняетесь. Враг и тянет вас к делу, как за веревку. Внешнее дело последует за созрением вожделений внутри и склонением на него воли. Надо всегда первую мысль схватывать и гнать, не давая ей ходу. Это очень не трудно, если будет желание хранить себя чистым от греха.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Сейчас вспомнил, что тут, в обители, был некто из дворян. Борьба у него была с блудною страстью. Он держал под подушкой плеть, и как плоть начинала свои тревоги, он дул себя без жалости плетью, и усмирил плоть. Попробуйте.

1 августа 1891 г.  

819. При перерыве искушения; напоминание о непрестанной борьбе

Бросили?! Держитесь! Ибо враг сбоку, и даром не уступит. Боритесь, — и всегда будьте наготове к борьбе. Выбросьте из головы, что держать добрый путь можно льготно, и что это устроится как-нибудь без усилий. — Нет; неизбежный труд и борьба до крови. Припоминайте слово Апостола: «не у до крове стасте противу греха подвизающеся», эта некоторый укор и указание, что борьба до крови неизбежна.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан.

Затеяли бы какую-либо работу или мастерство, — например, столярничать. А то праздность — злая товарка.  

820. Колеблющемуся убеждение к решимости порвать со страстью. Примеры доброй решимости

Желающий быть рабом Божиим — И! — Когда же, наконец, желание сие станет делом?! Все завтра, да завтра. А удерживает что? Дрянь какая-то. И из-за этой дряни — лишать себя душевного спокойствия, причинять сердечную боль матери, себя в грязь лицом бросать (ибо это срамная страсть) и подвергать верной опасности лишиться царствия Божия и наследовать ад с невообразимыми муками его — есть ли смысл?! Но страсть помрачает смысл, — и он не видит и всего безобразия, и всей пагубности подобного поведения.

Решимость у вас бывает, но пред лицом страсти она рассеивается, как легкое облако ветром. Отчего это? Оттого, что вы, как только появится помысл или легкое желание, тотчас склоняетесь на их сторону. А это отчего? Оттого, что принимаете помысл и даете ему доходить до желания. Сколько раз напоминать вам — гнать помысл и подавлять желание. — Или без борьбы хотите избавиться от греха?! Слышали, что те, кои Христовыми желают быть, плоть распинают со страстьми и похотьми?!! — Зачем же, желая быть Христовым, даете себе привилегию не распинать себя?! Потрудитесь довести свою решимость до того, чтобы, хоть бы резану на части быть предлежало, не поддаваться страсти. Тогда страсть даже не подступит. Решимость такая будет попалять ее, как огонь стружки. Слабость решимости у вас от саможаления. — Надо принесть себя в жертву.

В древних отечниках рассказывается такой пример решимости. Юноша — умный и богатый — возымел желание все оставить и удалиться в пустынь. Но сколько раз ни собирался он сделать это, всегда отлагал на завтра, потому что жаль бывало то того, то другого, и себя еще попокоить немного желание приходило. — Стыдно ему было перед собою самим, и бояться стал он, что и умрет, не исполнивши своего намерения. — Наконец, видя, что никакого толку не выходит от таких отлагательств, рассерчал на себя — выбежал за город, сбросил одежду — и голый убежал в пустынь. Из сего видеть можете, что истинная решимость такова, что от всего отрезывает себя и душевно, и телесно.

Извольте подражать.

Вот и еще пример, как по решимости устоять против искушения. Была в городе некоем блудница — красивая, и у нее в любимцах недостатка не было. Сжалился над нею правитель города, и сказал: перестань безобразничать, и я возьму тебя в жены себе, будешь у меня жить в довольстве и почете. Она согласилась — и вступила с ним в брак и стала жить в доме его. — Любители ее искали ее всюду и не находили. Наконец узнали, что она стала женою градоправителя. — Однако ж не отказались от надежды перетянуть ее опять к себе. И для того всячески усиливались увидеть ее, ходили под окнами, и на двор врывались, но их гнали отовсюду. — Наконец придумали: пойдем сзади дома и свиснем ей: она услышит наш свист — и выйдет. И сделали так. Но она, как только услышала свист, заткнула уши и убежала во внутреннейшие покои. Искушенно и места не было.

Вот как следует поступать. Вы же как поступаете? — Лишь только эта гадкая змея прошипит под окошком, вы весь не свой, и — как ослик, за веревочку ведомый, выходите.

Затыкайте уши, и искушениям конец. — Советую вам рассерчать на нее, и хорошенько ее приколотить. Е. Феофан.  

821. Изгоняющему страсть предупреждение об изменчивости добрых намерений. Отзыв ждущему хорошей службы

Милость Божия буди с вами, И.И!

Очень рад, слыша: «креплюсь — и отгоняю помыслы лукавые». — Помоги вам Господи и навсегда так пребыть. Не забывайте об изменчивости добрых намерений человеческих и собирайте мысли в поддержание их. Вы хорошо поступили с змеею, жалящею вас, но поопаситесь. Она орудие врага, который умеет прикидываться спокойным, между тем как выжидает только случая, — и вдруг набросится.

Поступить вам на службу было бы очень хорошо. Да поможет вам Бог!

Сейчас только пришло мне на ум, что ваши ожидания слишком светлы — и едва ли сбыточны.

Места, о коих говорите, верно, заняты и пустыми никогда не бывают. Ждущих таких мест всегда много, — и ваш родственник не всегда бывает свободен распорядиться ими, когда опрастываются. — Потому можете проездить в Москву попусту. Лучше наперед снестись, и тогда ехать. Ждать же места, там живя, — пустая трата денег.

Благослови вас Господи!

822. Слово ободрения и наставление кающемуся

Милость Божия буди с вами, И.И!

На свои силы и не должно никогда полагаться; а как только какая тревога внутри, тотчас надо обращаться к Господу, — и все взывать, пока стихнет тревога. — Что сокрушаетесь, доброе дело, и пусть да пребудет у вас сердце сокрушенно и смиренно.

О. Илариона вам нечего бояться. Он не судья, а только свидетель — и оправдатель. А что стыдно, то ведайте, что чем стыднее будет, тем лучше.

Случай, — что будто что-то зажглось, — не худое что означает, а милость Божию. Господь дает вам знать, что Он готов вселиться в вас и навсегда, если позаботитесь очистить внутри себя Ему обиталище.

Вы правду говорите, что слова на Четыредесятницу — самые подходящие для кающихся. Прочтите теперь же слова на среду и пятницу первой недели поста. Еще есть большой трактат о покаянии — в книге: «Путь ко спасению».

Вот вам обе эти книги. Изучите их хорошенько, и особенно «Путь ко спасению». Влагаю и портрет.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!  

823. Рвотное для грешной души

Милость Божия буди с вами!

Господь да благословит чувства ваши и да утвердит в сердце вашем добрые решения. Будьте тверды. Запасайтесь твердостью на случай соблазна со вне или внутрь.

Все выложить, что кроется в сердце, — доброе дело. Это то же, что рвотное при лечении расстройства желудочного. После него здоровье быстро поправляется, а после искреннего раскаяния — быстро начинает исправляться внутренний строй и добрый нрав. Помоги вам Господи все это получить — и вступить, наконец, твердою ногою на путь к Господу в лоно Его благодати и милости.

Книжка та — «Путь ко спасению» — после исповеди указывает и на то, что должно делать затем, чтобы начатое добре — добре и продолжалось и достигало конца.

Господь да благословит вас!  

824. По получении Божией милости

Радуюсь вместе с вами, что так устроил о вас Господь. Поминайте сию милость — и ею всегда остепеняйте себя и упорядочивайте возмущающийся и расстраивающийся внутренний мир. Благослови вас Господи на новую жизнь.

Книжка — рассказы странника — внешний чин дела изображает, а писания отеческие — внутренний. Наука ходить пред Богом и проста, и мудрена. Она требует ума крепкого. Все же от Господа.

Спасайтесь! Е. Феофан.  

825. Значение молитвы Иисусовой и способ приучить себя к ней

Милость Божия буди с вами, И.И!

Пришло желание учиться молитве Иисусовой. Бог благословит! Но делание молитвы Иисусовой не есть непрестанная молитва, а только подспорье к ней. Непрестанная молитва есть дар благодати, и о сем молиться надо: Господи, даруй мне непрестанно Тебе молиться! Состоит сия молитва не в словах, а в чувстве к Богу неотходном. О сем чувстве и заботиться должно и его возгревать.

С вами, конечно, было, что иной раз неудержимо Богу молиться захочется. Припомните, что при этом было на душе, и старайтесь всякий раз, как становитесь на молитву, воспроизводить то в душе и так Богу молиться молитвою Иисусовою. Это воспроизведение будет возбуждать молитву Иисусову, а молитва сия поддерживать тот молитвенный строй. В этом весь секрет успеха в творении молитвы Иисусовой. Не в словах сила, а в этом чувстве.

Для занятия молитвой Иисусовой определите особое время от утреннего и вечернего молитвословия. Раза два становитесь до обеда, раза два после обеда, всякий раз творя сто молитв Иисусовых с поклонами — поясными при маленьких узелках и земными — при больших.

Положив так, неотложно исполняйте каждый день, ничем не отговариваясь.

Став на молитву, тотчас воспоминайте, что Господь близ есть — и видит, и слышит, и желает дать вам, что для вас спасительно.

Постоянство в исполнении — главное условие успеха. Успех не вдруг покажется. Для сего потребуются месяцы и годы. Потому нечего отчаиваться в успехе, когда не скоро оказываются плоды труда.

Не надо желудок наполнять пищею, пусть чувствуется пустота там, — и сну поблажать не должно.

Не должно и развлечений допускать — и смехов и балагурства.

Держать себя всегда, как бы находились в присутствии царя.

Если будете внимательно все делать, само дело научит многому.

В книгу — рассказы — не смотрите. Там есть советы, не пригожие для вас, которые могут повесть к прелести.

Читайте книгу о трезвении и молитве. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.  

826. О терпеливом упражнении в делании молитвы

Милость Божия буди с вами, будущий отец И. или главнокомандующий К-в!

Уж коли начали учиться, то не пресекайте. Все тяните и тяните. На успех требуются не часы и дни, а месяцы и годы, иной раз долгие. Терпеливо несите труд сей, и Бог благословит успехом. Так, как вы разделили труд, можно делать. Бог благословит! Страх Божий, внимание к душевным движениям и поминутное чаяние смерти — необходимы для оживления и поддержания энергии. Каждый день прочитывайте что-нибудь из духовных книг с размышлением.

Доложите сестрице своей, что она спит, как мне думается. Се жених грядет! — Глас сей прозвучит внезапно. И пребудет вне толкущи!

Спасайтесь все!

P.S. Вот вам всем — книжка — «Путеводитель по Афону». Тут есть немножко и о Пантелеимоновском монастыре. А подробного описания его и его иноческой жизни не имею. Можете удержать книжку у себя — в домашней вашей библиотеке.  

827. О том же

Милость Божия буди с вами, И.И!

Благодарствую за поздравление с именинами!

Что о себе пишете, все хорошо. Трудитесь, не жалея себя, и Бог благословит вас успехом.

Смирением паче и паче украшайтесь, — все глубже и глубже внедряйте его в сердце. И Господь, паче всего любящий смиренных, во всем поблагопоспешит вам.

Молитва Иисусова есть как и всякая другая. Она сильнее всех только всесильным именем Иисуса, Господа, Спасителя, когда оно призывается с верою полною, теплою, не колеблющеюся, — что Он близ есть, все видит и слышит, и тому, чего просят, вседушно внимает — и готов исполнить и даровать просимое. Упование такое не посрамляет. Если замедляется иногда исполнение, это зависит от неготовности еще просящего принять просимое.

Благослови вас Господи! Прочитывайте понемногу статьи Добротолюбия. Спасайтесь!  

828. Пасхальное поздравление

Христос воскресе, юный воин Христов!

Апостол пишет, что Христос Господь, воскресши, ктому не умирает. Смерть Им уже не обладает. Потом прибавляет: так и мы в обновлении жизни ходить начнем. Обновленная жизнь — это жизнь, устраняющаяся от всего греховного, чувственного и плотского и ревнующая об одном Богу угодном, святом и небесном. Вот об этом именно напоминает нам и светлое Христово воскресение.

Воскресите же в душе своей всю энергию, какая бывала у вас, и блюдите ее.

Теперь подходит время такое, что невольную навевает на душу блажь. Блюдитесь, Господа ради блюдитесь, — и против блажи — всегда уязвляйте тело свое чем-нибудь, чтобы трезво было и не предавалось опьянению похотному.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан. 1892 г.  

829. Посетителю Выши. Условие частого причащения. О солдатчине

Милость Божия буди с вами, И.И!

Если чувствуете дерзновение к Господу, верою и любовью порождаемое, приступите к Св. Тайнам здесь, в обители. Всегда можно причащаться, когда совесть чиста и мирна. И Господь всегда милостиво принимает таких, приступающих к Нему.

Что касается до вашей солдатчины, то поступайте, как находите для себя удобнее и лучше. Только всячески себя блюдите в добрых чувствах и делах, по вере в Господа. Спасайтесь! 

830. Наставление мечтателю о службе и женитьбе

Милость Божия буди с вами, будущий главнокомандующий!

Но прежде надо обучиться. Благослови Господи! Однако ж так, чтобы при обучении внешнему воинствованию не забывать и о внутреннем и даже увидеть в первом указания на второе.

Вы все планы строите. И это не худо; но лучше предайте все в руки Божии — и ждите со смирением, что речет о вас Господь, с готовностью благопокорливо принять то. Жениться захотелось?! Но и это лучше отдать в руки Божии. Мечтания об этом разжигать могут и чувства, и намерения — излишние пока. Только душу мутить могут без пользы. Молитесь так: имиже веси судьбами, Господи, так благоустрой жизнь мою, чтобы мне спастись.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!  

831. Об опущениях по благочестию

Милость Божия буди с вами, И.И.!

Очень утешительно для меня видеть, что вы все еще держитесь в богоугодном порядке и жалеете, если когда случится что-либо не исполнить по обстоятельствам от вас не зависящим. Эти опущения не вменяются в грех; вменяется то, что опущено произвольно и по угождению чему-либо не духовному. Да хранит вас Господь!

Не понимаю, какой смысл имеет вам предлежащий экзамен. Но если он нужен, дай Господи вам сдать его настолько хорошо, сколько это требуется для ваших целей.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Блюдите себя перед Господом! 

832. Будущий генералиссимус под страхом монашества и перед холерой

Будущий генералиссимус!

Поздравляю с окончанием труда — путного. Вижу, что и для вас это Богомоление не прошло бесследно. Вы поновили там свои убеждения и углубили. На себя посмотришь, ни туда, ни сюда не гож. Одно лишь, слезно вопию: «имиже веси судьбами, Господи, так благоустрой жизнь мою, чтобы спастись». И вопию денно-нощно. Самое хорошее это настроение. Бог дал его. Благодарите Бога и храните сей дар!

«Заметил я», говорите, «что в те дни, когда совершаю правило как следует, на душе бывает покойней и легче». Прибавлять ли к сему: это вам указание, где искать покоя и силы держать себя, как должно. И трудитесь, не ленитесь.

Это добрые помышления. А вот не совсем похвально: «вижу, что трудна монашеская жизнь; лишь одни избранные могут понести ее».

Вот так генералиссимус!! Только взглянул на Плевну, и бежать от нее прочь. С таким духом и в рядовые не годитесь! Трудности и в монашеской жизни есть, и в житейском быту. И в последнем их больше. Выходит, вы бежите от меньших трудностей, чтобы попасть в большие. Разумно это? Придумайте для своего бегства не трудности, а другое что. От трудностей никуда не убежать.

Холера! Холера!! В Шацке, говорят, было два случая. В Воронеже объявлено — оседлость ее у них.

Вот и готовьтесь! Избави нас Господи! Но, как Его святая воля может для блага нашего подвергнуть такой смерти, то наперед надо подчинить нам волю свою — сей воле Божией и с покорностью принять сей род смерти, как благо, и благодарить Господа!

Восставить надо всю силу веры в крестную спасительную смерть Господа — и так пребывать, ожидая, что благоволит Господь.

Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.

833. Как побеждать гордость, гнев и осуждение

Милость Божия буди с вами, И.И.!

Жалуетесь на гордость, гнев, осуждение. Последние два — от первой. Взыщите смирение, — гнев и осуждение отстанут сами собою. Но и прямо против них бороться надо. Против гнева — стиснув зубы молчать. Это первый, начальный прием. Второй, когда забирает, немножко удалиться, чтобы не видеть возбуждающего гнев. Когда от этого не уймется гнев, и придется наговорить глупостей и неправостей, найдите веревку — толстенькую — и идите к сестре. Положив ей поклон земной, скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько. Можете меру назначить — пять, десять ударов, только б чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош. Против осуждения — свои грехи поскорее воспоминайте и держите их пред сознанием, — и осуждение отойдет. Всяко боритесь против этих и всех других страстей, гоня прочь самые зачатки их и преследуя движения, с молитвою к Господу.

Спасайтесь!  

834. Будущему воину о воинствовании духовном

Милость Божия буди с вами, И.И.!

Вы — будущий воин! Война дело — бодро стоять и всегда быть готову вступить в схватку с врагом, себя не жалея и врагу не поблажая. Теперь, по очищении совести — причащении Св. Христовых Таин — к обычному состоянию должно придти воодушевление. У воина воодушевление делает его потоком сильным и быстрым и все сокрушающим на пути.

Таким следует отходить от причащения всякому христианину.

Внимайте себе, бдите и молитеся, да не внидете в напасть. Благослови вас Господи! Спасайтесь!

835. Благословение и предупреждение

Рабе Божий И.!

Благодарите Господа за милости. Значит, чувствуете себя добре в своих отношениях к Богу! Радуюсь сему. Да хранит вас Господь.

Арзамас — благочестивый город. Пользуйтесь пребыванием в нем в созидание души.

Опять у вас план поступить в военную вольным. Молитесь, чтоб Господь благословил, наконец, этот шаг.

Блюдите себя, когда заедете на родину. Там сильным может оказаться соблазн. Держите ухо остро.

Благослови вас Господи!  

836. Ответ ищущему совета по житейскому делу

Милость Божия буди с вами, И.И.!

Я не умею вам посоветовать что-либо. Сами смотрите, и выбирайте, что вам подходяще. Я же только в след ваших решений и шагов воззову: Благослови вас Господи!

Спасайтесь!  Ваш доброхот Е. Феофан.  

837. Жаждущему духовного просвещения

яМилость Божия буди с вами!

Готовитесь исповедаться и причаститься. Даруй Господи совершить сие благоплодно. Письмо это будете читать уже после исповеди и причащения. Посему прилагаю другое благожелание — да хранится в вас сила сих Таинств не прерываясь и не ослабляясь.

Жаждете просвещения духовного. Оно само собою приходит, когда кто идет путем духовной жизни, и в какой мере исполняются при сем требования такой жизни, в такой и плод получается, а затем и ведение просветительное приходит. Мы много хлопотали об успехе в духовной жизни. А дело просто совершается. Надо корень ее поглубже водрузить. Корень — страх Божий! Когда он придет, все ублагоустроит, всему научит. О нем молитесь! и его своим размышлением развивать старайтесь.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! 18 июня 1893 г. — полночь.  

838. Наставление против похоти плотской

Милость Божия буди с вами, воин Христов, готовый стать и воином земного царя.

Один духовник писал ко мне, что, по причине множества исповедающихся, не успевает он всем подать должное наставление, особенно относительно похоти плотской. Я посоветовал ему выпечатать из 2 тома Добротолюбия, что высказано свв. отцами о борьбе с этой похотью. Он это сделал, — и мне прислал несколько экземпляров. Вручаю вам один. Потрудитесь пересмотреть, и благопотребное запомнить.

Поздравляю с днем ангела. Св. пророк огнем ревности да наполнит душу вашу. 20 июля 1893 г.

839. Смущаемому помыслом о прежних искушениях

Милость Божия буди с вами, будущий фельдмаршал!

Благослови Господи вам добре проучиться годик, и потом далее тещи — по преднамеренному вами.

Что вы писали о смущающем вас помысле, который подрывает энергию вашу. Против него опыты святых, после недоброй жизни покаявшихся. Сии опыты и держите в мысли. Мария Египетская какого совершенства достигла! Моисей Мурин — разбойник, душегубец, пьяница, развратник, покаявшись, явился образцом для тех, с коими жил. Св. Пелагея! публичная была, а умерла прозорливицею и чудотворицею. И много, много таких.

И вам не на то следует смотреть, что было, а что предлежит. Бывшее — покаяние заглаждает; а предлежащее зависит не от бывшего, а от подвигов и трудов. Мера сих трудов и подвигов бывает мерою очищения, а далее и свидетельства Божия о сем очищении. Мужайтесь!

По всему видно, что вам не дано будет иметь покой, иначе, под условием исполнения ваших добрых намерений. Спасайтесь!  

840. Последнее благословение с Выши

Милость Божия буди с вами, И.И.!

Очень утешаюсь, слыша, что учение ваше течет успешно. Приналяжьте, после будете почивать, как на лаврах. Труд терпеливый сам за себя приносит награду.

Собираетесь на Вышу. Выша, если захотите, снабдит вас силами на брань и воинскую, и духовную.

Да поможет вам Бог покорить всех врагов — и видимых и невидимых.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан. 28 декабря 1893 г.  

841. Первое общее наставление о христианском провождении времени

Милость Божия буди с вами!

Потрудитесь сделать так: утром — на молитвенном своем правиле, потрудитесь так установиться вниманием пред Богом, чтобы потом и весь день быть пред Ним, что бы ни случилось делать. Если устроитесь так и станете с пророком предзреть Господа пред собою выну, — с соответственными конечно тому и чувствами, — то и будете непрестанно молиться. И тогда не будет вам скучно.

От молитвы — правила — не отходите, пока не возродится сокрушение в сердце с преданностью Богу.

Вы — жена, мать, хозяйка. Обязанности сюда относящиеся — ваше спасение.

Чтение Евангелия и Псалтири — доброе дело. Не оставляйте книжки, пока не почерпнете себе какого урока или правила для жизни.

Мир вам! Благослови вас Господи! И супругу вашему Божие благословение, и детям. 25 авг. 1874 г.  

842. Долг родителей

Милость Божия буди с вами!

Детей вразумлять есть долг родителей, — стало и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит.

Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день, и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать, — какие нам и в голову не придут. Бог всем правит. Он мудрый, всеблагий и всемощный Правитель. И мы принадлежим к Царству Его. Чего же унывать? Он не даст Своих в обиду. Об одном надо заботиться, — как бы не оскорбить Его, — и Он не вычеркнул вас из числа Своих.

Благослови вас Господи! 21 сент. 1875 г.  

843. Долготерпение Божие

Милость Божия буди с вами!

Вам скорбно смотреть на нарушение заповедей Божиих. Но как Бог — пречистый — вездесущий и всевидящий — сносит наши грехи. Снаружи мы все еще походим на что-либо, а внутри — увы! И вот все же терпит Господь, ожидая, что когда-нибудь опомнимся и зачнем исправлять душу свою.

Благослови Господи вам причаститься св. Христовых Таин во спасение.

Книжку буду ждать, нужды в ней нет теперь. Еще что-либо посмотрите. 31 июля 1877 г.  

844. Источник жизни. О замене церковного богослужения. Сведение о получательнице писем «Что есть духовная жизнь»

Милость Божия буди с вами!

Предоброе дело сделали вы, что причастились Святых Христовых Таин. Устрояйте сие и почаще. И «Ч-ка», чтоб не отставала. Жизни духовной источник, питатель и совершитель есть Христос Господь, Который, по неизреченной милости Своей, благоволит вступить в общение тесное с достойно причащающимися пречистого тела Его. В эту пору и взговорить Он может душе: спасение твое есмь Аз! Слушайте! Но надобно приступать к Нему в чувстве погибающей, и неимеющей на чем опереться.

Что вам в церковь неудобно теперь ездить, это очень жаль (куда же смотрят тамошние господа К-вы, что церковь не согреют)? Но если не придется когда поехать в церковь, молитесь дома. Сколько вы пробыли бы в церкви? Часа два будет, думаю. Извольте же дома молиться час вечером, и час утром. Вот и праздник. Если мало этого — по два молитесь. В молитве говорите только: Господи помилуй мя, грешную. Имиже веси судьбами спаси мя, Господи. У вас ведь есть где укрыться? Укройтесь и молитесь, чтоб никто не видал. И «Ч-ка» пусть тоже делает — в своей каюте.

Красавица, к коей писаны письма, дома живет с отцом; замуж не хочет; но и в монастырь еще не собралась с духом. Господь да устроит ее. У нее склад нрава очень хороший и прочный. Да — спасение к месту не привязано. Везде возможно, и везде на деле содевается. В монастыре конечно лучше, как вы пишете. Но и там свои есть неудобства. Для спасающихся везде путь тесный и прискорбный. И никто еще цветами усыпать его не ухитрился.

Жертва Богу — дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Пусть сие помнит паче «Ч-ка». Беда, как попадет в праведницы. Пусть добивается чувства неоплатной грешницы и осужденницы, и в этом чувстве вопиет: Господи помилуй!

Благодарствую за ваши поздравления с праздником Р.X. и ваши благожелания. Даруй Господи и вам сретить его в здоровье и со всяким утешением духовным.

Се вам — последние четыре книжки «Душ. Чтения» за текущий год! Спасайтесь! и о нас Бога молите. 16 дек. 1878 г.  

845. Домашнее говение. Скорбь вменяется в епитимию

Милость Божия буди с вами!

Неудобно выехать из дома; дома поститесь. Дело говения можете все совершить дома; а потом исповедаться и причаститься в церкви.

Неприятности же и все, что приходится перечувствовать скорбного, переносите благодушно, и милостивый Господь вменит то в епитимию, какие всем следует нести за грехи свои по чину Церкви. Господь да подаст вам по мере терпения и утешение, на радостное перенесение прискорбностей, и отгнание всякого уныния, которое враг не скупится вливать в души терпящих что-либо.

Спасайтесь! и о нас Бога молите! 2 июня 1879 г.  

846. В чем совершенство терпения. Как праведник на суд не приидет

Милость Божия буди с вами!

Терпение дело совершенно да имать, т.е. надо его выдерживать как следует, чтоб оно ни в чем не недостаточествовало. Совершенство терпения благодушно терпеть, и паче — с радостью и благодарить Бога за обстоятельства, терпеть заставляющие, как за благо — прямое и существенное. Восставьте веру, что терпя напраслину, вы причастными становитесь чина мучеников, и радуйтесь тому. Ибо так есть воистину. А допущая скорбь и жалость к себе, будто заделенной, вы умаляете цену того, что вам дает Господь в руки.

Текст, который вы прописали, ясен. Суд всем будет, но тем, кои оправдания достойны, суд будет такой, что будто его не будет, — радостно будет встречен, будто совсем не суд, а объятия Господни, радостно пройден, и в радость после него. Сподобятся сего верующие в Господа, как следует, и живущие по воле Его. Не всяк, глаголяй: Господи, Господи внидет в Царствие, но творяй волю Отца небеснаго.

Посылаю вам «Странник» за прошлый год. Послание к Римлянам и к Ефесеям — оставьте у себя. Виноват! А я думал, что уже послал их к вам.

Ваш богомолец Е. Феофан.  

847. Разъяснение текста: где труп, там орлы. Неровности жизни

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за поздравление и благожелания. «Где труп, там — орлы».

Речь идет о втором пришествии Христовом. Как на мертвый труп скоро собираются орлы, так туда, где явится Христос, придут святые все, парящие на высоте добродетелей, и вознесутся на облака, подобно орлам. Спаситель уподобляется трупу, потому что Он умер за нас.

Вы бы приобрели толковое Евангелие архимандрита Михаила, ныне преосвященного — киевского викария. У него все Евангелия и Деяния протолкованы, коротко, но достаточно.

Неровности жизни, как внешней, так и внутренней надо терпеть, там Господу предаваясь, а здесь каясь и молясь, да уравнит Господь путь жизни нашей.

Вот ныне и время такое, чтоб только замечать неровности и исправлять их стараться. Разумею св. пост.

Благослови вас Господи, и красавиц ваших, и супруга, и весь дом. 14 марта 1880 г.  

848. Что от Господа — все к лучшему. О страхе смерти

Милость Божия буди с вами!

Если все от Господа, то и болезнь ваша от Него же. Если все от Господа к лучшему, то и болезнь ваша.

Болезнь ваша помешала вам ехать в Москву. След. не ехать в Москву в настоящее время для вас лучше. И успокоитесь на этом, — и не загадывайте, не смотря на болезнь, ехать. Москва не уйдет, и дорога к ней после будет также открыта, как и теперь. Пройдет болезнь, и съездите в Москву.

Вот причастились Св. Христовых Таин. Слава Богу! Если б тут была помеха, то было бы жалости великой достойно. Но другое что — все мелочь.

Враг внушает: не выдержишь. А вы отвечайте: и не берусь сама одна выдержать, но надеюсь, что Господь милостивый не оставит меня одну, а поможет устоять, как помогал доселе.

Смерти чего страшиться? Но того, что по смерти, надо бояться, — и стараться всегда быть готовой к тому. Готовность есть — плач о грехах, посильное делание добра и непоколебимая вера в Господа Спасителя, всем спастись желающего. Всем? След. и вам. А чего Господь желает, тому кто может помешать? Не давайте только с своей стороны оплошности, — а Господь уж не оставит.

Благослови вас Господи; и «Ч-ку» и «Б-ку» и всех. 5 июля 1881 г.  

849. Пребывающему с Господом — везде храм. Вражье искушение

Милость Божия буди с вами!

Да у вас прекрасная обстановка! Точь-в-точь — пустынницы. Стало быть о чем же горевать? Дело все ведь в том, чтоб быть с Господом. Ну и будьте. Он везде есть, где бы кто ни был. Коль скоро душа к Нему воззовет и обратится, — Он к ней или в нее. Вот и храм, — вот и обитель!

Под ложечку подкатывается пустое томление — снизу — вражье дело. Это он ухитряется ту породить мысль, что де вот у Бога скучно. Идите-ка ко мне. У меня любо — разливанная! и опомниться некогда будет как закружу. И никогда, ни на секунду не дозволяйте себе останавливаться на этой туге, а сразу — плевать на нее. Господь близ! Буди имя Господне благословенно!

Говеть благослови Господи — и с Ч.

Что у Б.? Праздник или великий пост?!

Книг «Душ. Чт.» только одна, которую и посылаю. Прибавляю к ней 3 книги «Православ. Собеседника.» «Симеон новый богослов» будет особою книгою. Приходит к концу его печатание.

Благослови вас Господи!  

850. О прискорбностях жизни

Милость Божия буди с вами!

Что бывают прискорбности, это в порядке вещей. На то и есть земная жизнь. Но благодарение Господу, что Он нам указал, куда обращаться в минуты скорби и где искать утешения. Господь близ, — ни о чем же пецытеся. Если б нам одним остаться, кто бы нашел столько сил, чтоб протянуть до конца плачевную жизнь нашу.

Дурной поступок сына к родителю конечно очень дурен безусловно. Но что с этим делать!? Все у нас пошло вверх ногами. Вместо скорби лучше бы молиться.

Что Ч. покойна, — и не поддается смущениям со стороны черных сил, — радуюсь сему. Благослови ее Господи! Да внимает, молится и себе не поблажает!