Феофан Затворник. Письма (651-700)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений Феофана Затв.
ПЕРЕЙТИ на страницу Собрание писем Феофана Затв.

651. По причащении
652. Рождественское поздравление
653. Поздравление с причащением и благословение маленькой рукодельнице
654. Утешение после поста
655. Ободрение и отзыв по житейскому делу
656. Практическое предостережение
657. Житейский совет
658. Об уставах св. Венедикта и Василия Великого
659. Бесполезный читатель. О житии при обители
660. О сочинениях св. Василия и Иоанна Златоустого. Наши идолы (страсти)
661. Поблажка страсти и обличение за это
662. На вопрос о причащении с малым приготовлением. О влиянии на других
663. О познании меры своего совершенства
664. Практически — мудрый совет о деньгах
665. Собирающейся посетить монастырь
666. Готовящейся к причащению
667. В виду предстоящего искушения
668. И в Москве можно сохранять уединение
669. По переезде в Москву
670. По совершении богомолья стремящейся в монастырь. Домашнее послушничество
671. О рассеянии мирских впечатлений
672. Совет по воспитанию девочки
673. Предупреждение посетительнице монастырей
674. Ищущей обители напутствие. О сочинен. о. Иоанна
675. По совершении путешествия. Лучшее средство для внутреннего покоя. О воспитании в школе
676. При посещении Выши
677. Сокрушение и смирение сердца
678. Возбуждение охладевающей ревности
679. О том же
680. Предупреждение мечтательнице. Икона св. Великомуч. Варвары в благословение
681. Любящей посещать церкви. Сличение обителей
682. Нападки врага пред говением
683. Где лучше?
684. По уменьшении забот о воспитаннице
685. Пасхальное поздравление
686. О памятовании смерти
687. Урок в день Преображения. Хорошие всходы
688. Терпи казак. Переменный воздух
689. Две картины. Похвала суздальским мастерам
690. Герой и его латы
691. Улей сладкого меда
692. Отзывы и ответы на разные вопросы о дух. жизн
693. Ответы о причащении, духовнике, беспокойном брате, поступлении в монастырь, шутках врага, замене руководителя и о тайном постриге
694. Добрые плоды болезни. О духовном отце. Похвала Афонцам. О сокрушении и молитве Иисусовой. Магазин духовный. Первый наш злодей
695. Ответ на вопрос о далекой поездке за постригом
696. Благословение на дорогу и постриг
697. Наставление по принятии тайного пострига
698. Вступление в переписку. Основы духовной жизни
699. Находящейся в путешествии
700. Отеческая заботливость о странствующей по богомольям. Не надо сердиться за отказы в ночлеге


651. По причащении

N.N.!

Благие мысли у вас по Св. Причащении. Клеть внутри. Если будете там, Господу не скучно будет у вас. Потрудитесь занять Его молитвенною беседою, — и Он будет внимать не отходя.

Там и брачный чертог у вас будет, и предивное сочетание. А за ним блаженство нескончаемое.

Благослови Господи сие! Ваш доброхот Е. Феофан.  

652. Рождественское поздравление

Милость Божия буди с вами!

N.N.!

Поздравляю и я вас! Даруй вам Господи всего хорошего с избытком! Вы добре рассуждаете о значении Рождества Христова. И сердце ваше отзывается радостью духовною при созерцании всего сего. — Да услышит Господь молитву вашу об укоренении такой радости в сердце, навсегда. — Помышляйте о сем и молитесь. Милостив Господь! Услышит, и подаст.

Трезвитесь и бодрствуйте! Бдите и молитеся! Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан.  

653. Поздравление с причащением и благословение маленькой рукодельнице

Милость Божия буди с вами!

N.N.!

Поздравляю с постом и с причащением Св. Христовых Таин.

Испытанный вами плод от сего да продлится до другого причащения. Внимайте себе, и Господа предзря пред собою, Ему предавайте себя. Однако ж не для того чтоб, сложивши руки, сидеть, а чтоб, ревнуя всесильною ревностью, успеха чаять от единой благодати. — Не худо будет перелистать книгу — о покаянии, исповеди и причащении.

Маленькой М. очень благодарен за ее дорогой подарок, от своих трудов. Благослови Господи преуспеть ей во всех рукодельях и работать в таком совершенстве, чтоб оно было неподражаемо для других.

Посылаю ей икону св. великомученика Пантелеимона, и да будет он ей помощником.

Благослови вас Господи всяким благословением! Ваш доброхот Е. Феофан.  

654. Утешение после поста

Христос воскресе!

N.N.!

Потрудившись постом, — утешение себе даете. Это в порядке вещей. Только плотского утешенья поменьше, а больше духовного. И плотское одуховлять подобает благодарением, мерною мерностью, и духовным осмыслением. Вы кажется так и делаете. В общем течении жизни вашей вы видите себя окруженною милостями Божиими паче других, — и благодарите Господа. Добре! Благодарение сие есть укрепление обладания сими милостями. — Переходите от радостного к ожиданию прискорбного — и тоже готовьтесь благодарить: ибо от Господа все ко благу нашему — вечному. Замечаете в себе не мало немощей и недостатков. — Благодарите Господа, что замечаете. Это замечание тоже, что тяжелое нечто прикрепленное к легкому, как пух. Это тяжелое не дает легкому, напр.: пуху носиться по воздуху и возноситься вверх. И сознание немощей и недостатков не дает парить и выситься душе в самомнении. Помогай вам Господи в сем: ибо самомнение лишает помощи Божьей.

Благослови вас Господи! Е. Феофан.  

655. Ободрение и отзыв по житейскому делу

N.N.!

Помогай вам Бог стоять в порядках внутреннего делания, в прибегании к Богу непрестанном, в памяти Божьей неотходной, и в прочем всем, требуемом от лица желающего добре угодить Господу, и душу спасти. Делали ли вы когда-либо дела, подобные тем, из-за которых едете теперь в Ш.?!! Вот отведаете что это такое. Запаситесь терпением. Но м.б. вы будете столько счастливы, что все совершится скоро и без помех.

Стихи, выписанные вами, хороши. Их писала душа, полная теплой веры и крепкого упования на Пречистую Матерь Божию и Владычицу нашу.

Спасайтесь! Ваш доброхот Еп. Феофан.  

656. Практическое предостережение

Милость Божия буди с вами!

Не ездили в Ш. — беда не велика. А что купчей нет у вас, в этом может быть беда. Это дает мысль, что ваше заимодавство не оформлено, а стоит на словах. Слова же — вода. Избави вас Господи!

Относительно внутреннего вашего состояния — держитесь строго.

Предмет войны вашей — самый дорогой, и самый нужный. На нем все стоит. — Что есть нападенья, это в порядке вещей. Наше дело стоять, — и противовоинствовать.

Помоги вам Господи! Ваш доброхот Е. Феофан.  

657. Житейский совет

Милость Божия буди с вами!

Я думаю, что переезды надо оставить до времени. И терпеть, — положившись на волю Божию. — Билет разменять было бы возможно, если б этим можно было положить конец всему неприятному. — Но кто знает, что впереди? — Может быть там встретится то, что потребует другого билета? И так далее.

Билеты берегите. Это вам Божий дар. С ними всегда можете иметь угол хоть в одно окно и ломоть хлеба с кружкою воды. Мне думается, что и лугов лучше бы не трогать. Все же они дают что-нибудь?! И они ведь тоже Божий дар на прокормление данный. — От тесноты же, если потребуется, Бог и без того избавит. Господь да устроит дела ваши!

Страхи ваши на молитве — вражья уловка. Плюйте на них. И мужественно стойте. Ваш доброхот Е. Феофан.  

658. Об уставах св. Венедикта и Василия Великого

N.N.!

Лености предаетесь. — А выписку из св. Венедикта сделали о ревности. — Если и всякие другие выписки и вычитыванья также лениво входят в дело; то долго будет ожидать, когда подвинетесь вперед.

Я и забыл попросить вас, при пересылке рукописи, спросить мать Л., — по какому случаю устав св. Венедикта занял внимание ее. — Спросите, когда будете писать. Св. Венедикт написал устав для западных. Для нас устав Василия Великого. Он давно переведен вместе с другими писаниями сего отца. Не мешало бы вам иметь его под руками. Он очень духовен и воодушевителен. И вводит в самую средину подвижнических деланий.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан.  

659. Бесполезный читатель. О житии при обители

N.N.!

Хорошо вы сделали, что взялись снова прочитать св. Симеона. — Это самый отрезвительный отец. Стало быть книги читает у вас шкап книжный; а вы только иногда посматриваете на них снаружи. — Нет, вы все перечитывайте их одну за другою. В книгах Добротолюбия сколько добра? — Перечитывайте же их. Это всегда новые книги. — Пожить при обители — доброе дело. Помоги вам Господи обрести местечко. — Такие дома бывают. — В иных монастырях уступают в наем некоторые номера гостиницы. Всяко это хорошо.

Помоги вам Господи! Благословение Божие буди на вас! Ваш доброхот Е. Феофан.  

660. О сочинениях св. Василия и Иоанна Златоустого. Наши идолы (страсти)

N.N.!

Добре — добре! — Читайте и перечитывайте. Эта книжка св. Василия — самая для вас нужная. Но у него и все другие премудры и высоконазидательны. Вот увидите! У него умозрение преобладает. У св. Златоуста более сердечности и убеждения при простоте речи. Вы хорошо сделали, что выписываете все части творений св. Василия. Когда получите книги, там найдете объявление и о других Отцах, которые можно получать у них же. Понемножку надо пособрать отеческие наставления.

О рукописи я думаю рано беспокоиться. М.Л., получив ее, напросилась на нее, и забыла про Б. Мне рукопись не нужна; лишь бы только не забельшила. Вразумление вам относительно идолов очень спасительно. Всякая страсть идол. И всякое пристрастие к чему-либо, хоть и не грешному, тоже на идолослужебной части находится. Присматривайтесь и не щадите. Чревонеистовство — самый безобразный идол. С поклонения ему пагуба начинается.

Спаси вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан.  

661. Поблажка страсти и обличение за это

N.N.!

Милость Божия буди с вами!

Совесть справедливо мучит вас и грозит! Извольте встрепенуться — и за дело.

Сочувствие оставляемое непрогнанным означает согласие на нечистоту. Согласие — внутренний грех, — очищаемый исповедью. И извольте это сделать. Затем блюдитесь. — Что требуется — знаете. Делать отпор с гневом и молитвою. — Свяжите толстые четки, и по плечам — до боли порядочной.

Поблажка ваша равняется тому, как если б невеста, после обрученья, поцеловала парня, не жениха. Что бы жених сделал с такою невестою, то с душою, Господу себя обещавшею, делает Господь за такую поблажку. Совесть выражает Его чувство к вам. Поопаситесь! — Одним из недостатков 5 дев юродивых была и эта поблажка. Этою поблажкою шутить нельзя. Она кажется легкою и ничтожною, но в ней вся пагуба. Извольте совсем отучить себя от этого. И при первом появлении помысла гнать немилосердно, до отрезвления.

За четки благодарствую. Прилагаю четки наказательные. Сейчас же сделайте из них употребление. — Се и книжки для Л.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.  

662. На вопрос о причащении с малым приготовлением. О влиянии на других

N.N.!

Благослови вас Господи!

Очень рад, что мое слово: се жених, встрепенуло вас и породило добрые мысли и намерения. У дверей, и время благопотребное для исполнения их.

Помоги вам Господи!

Причаститься можно вам. Недостаток пощенья ныне вознаградите пощением потом, наипаче же внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа.

Это краткое внутреннее и внешнее утруждение себя даст вам, по вере вашей в милосердие Господа, с дерзновением приступить к Святым Тайнам. Впрочем, если будет недоставать дерзновения по вере, а, напротив, будет слышаться внутри некое прещение, то лучше отложить сие святое дело. Скоро, ведь, можете сподобиться сего и дома. Делаю заметку сию на случай. Но лучше, если своею верою и возжеланием Господа окрылитесь к дерзновению. Обще говоря, мы ведь никогда не сможем вполне достодолжно приступать к Тайнам. Всегда покрываемся упованием на безмерное милосердие Господне.

Л. пусть повертится. Но пишите ей, чтоб не увлекалась слишком.

М. ухитряйтесь уговаривать, но не угрожайте, доводите ее до внимания как лучше действовать; тогда она будет действовать будто от себя. Хорошо, что помогаете И.Ив. в духовных его занятиях. Не спеша всему научится. Терпение!

Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан.

663. О познании меры своего совершенства

N.N.!

С прошедшими именинами поздравляю. Добре сделали, что сиротку причастили Св. Таин. Посылается книга Добротолюбие. Извольте — читать и перечитывать. Тут все — на все случаи. Какою видится ваша душа? — Если вы не колеблетесь в вере, и держите на душе твердое желание и искание спасения; то несомненно душа ваша стоит на стороне света. И слава Богу! — В какой же мере она просветилась, это нам угадать неудобно. И Господь не дает нам это увидеть; оттого что мы сейчас себя с глаз съедим т.е., потщеславясь, лишимся света.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан.  

664. Практически — мудрый совет о деньгах

N.N.!

Благослови Господи ваш приезд в обитель черных! Черных внешне, но светлых внутренне, или ищущих внутреннего света. — Да даст Господь и вам внутреннее просвещение, чрез исповедь и св. Причащение. Дай Господи вашей малютке вдохнуть здесь духа кротости.

Дать ли денег брату?

Биржевики — ненадежный народ. Все им золотые горы мерещатся; а между тем все теряют и теряют. — И удержи нет. Это то же, что картежники. Правду ли говорит он, что покупает имение?! — Как бы не случилось так, что возьмет деньги, — и пропустит?! Под верное обеспечение — можно бы. Но где оно? — Свое — пропустил; нового нет. — Будет вера — на ветер. Если не будет обеспечения осязательно верного, не давайте. Где он возьмет к генварю? Имение к этому времени ничего не даст. Верно заложить думает, когда купит. — Ничего верного не вижу. Пусть ищет, где хочет.

Благослови вас Господи! Ваш доброхот. Е. Ф.

665. Собирающейся посетить монастырь

N.N.!

Путь — дороженьку вашу благослови Господи! Опасаясь рассеянья, заготовляетесь наперед быть трезвенною. Се добре! Помоги вам Господи в этом! Приглядитесь к монастырям, что по дороге. — Может быть в самом деле там удобно будет вам. — Начинать при сестре, уже знакомой с порядками, лучше будет. Только самоотвержение и упование на Бога. Не остаться ли вам там на несколько дней, или недель, или на весь пост? Не дивно, что и совсем прилипнете. Ведь надо же когда-либо это сделать.

Благослови Господи! Спасайтесь! Е. Ф.  

666. Готовящейся к причащению

Милость Божия буди с вами!

N.N.!

Благослови Господи ваш приезд!

Благо намерение ваше исповедоваться и причаститься св. Христовых Таин. Потрудитесь хорошенько определить, что следует пресечь и отбросить, и, дав обет на сие, решение засвидетельствуйте строго исполнить. — И мир Божий водворится, и особенно несмущенное воззрение на Господа во время молитвы.

Какие загадки вы загадываете, да благословит их Господь! От чего не к Л.? Мать Л. прислала рукопись, и о другой какой не поминает. Между тем ей не бесполезно просмотреть устав св. Пахомия, по образцу коего и все потом уставы пошли.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Ф.  

667. В виду предстоящего искушения

Спаси вас Господи!

Благодушествуйте! Милостив Господь! Не даст вам искуситися паче сил ваших. — Восставляйте упование ваше, — и предавайте себя и все свое в руки Божии, и в милосердое Его о нас попечение.

Если уж угодно будет Господу послать вам это испытание, запасайтесь мужеством на такой случай, и будьте готовы сретить его, как подобает христианке, приявшей намерение являть себя во всем истинною христианкой!

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Ф.  

668. И в Москве можно сохранять уединение

N.N.!

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с новинкою. Жалеете об уединении деревенском. Надо бы жалеть, если бы переезжали в маленький городок; а в Москве удобнее сохранить уединение даже более, чем в деревне. Там всяк занят собою и до других дела нет. Улицы полны народа; но вы можете шествовать по ним, как по пустыне. Только сами не затрагивайте никого. Не ищите знакомства и развлечений. Душа тогда, не подвергаясь разнообразию впечатлений, будет сама с собою свои думки вести, пережевывать жвачку. Бог даст со временем встретите единомысленную другиню, и ею загородите дверь от других. — На все однако ж глазок смотрок. Себя держать везде следует, и везде это есть труд, требующий борьбы. Рвение к должному когда присуще, оно все уладит. Страх Божий и внимание — охрана и покой. Молитву Иисусову твердите всегда — всегда, с верою и упованием.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 

669. По переезде в Москву

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с благополучным переездом и приятным устроением быта в белокаменной. Благослови Господи ваше там пребывание, — да будет мирно, тихо, здорово и всегда утешительно.

Что близко церковь и обитель — великая Божья милость. Хорошая для вас школа будет, если положите каждый день бывать на ранней. Или как это будет для вас возможно. Вам улыбается скорая богомольная поездка, в В. и в А. Дай Господи вам надышаться там святым воздухом. Матушке Л. поклон, полные благожелания и Божие благословение. — Молодец И.М., что хорошо сдержал экзамен. Очень жалею, что в его дороге открылись такие препоны, и вышел — бег с препятствиями. Тем более похвалы, если добре перескочит их.

Очень благотворно для него, что он будет с вами. Занимайте его чтением добрым. Занялся бы он каким рукодельем! Столярство, точение, резьба, пиление, самые здоровые.

Н.И. желаю оправиться и окрепнуть, и затем благодушествовать среди приятной обстановки.

У нас хлопотня по монастырю. Все подготовляют к освящению храма; но время еще не назначено.

Мое здоровье — в порядке, — и все у нас обстоит добре. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.  

670. По совершении богомолья стремящейся в монастырь. Домашнее послушничество

N.N.!

Помоги вам Господи оттрясти налипшую во время странствия пыль. Начнете обычные благочестивые занятия, и душа воротится к прежнему настроению. Понравилась вам А. обитель?! Что ж и собирайтесь туда. — Что строгенько, это не должно вас ужасать. Терпят же тамошние?! Сможете и вы перетерпеть. Ко всему можно привыкнуть. И что вначале бывает тяжело, после слюбится и станет легко. Думайте, думайте об этом. А все же Бога молите — устроить для вас дело сие, и оно само собою устроится, как и для вашей родственницы. А теперь пока свои дела справляйте. Ведь вы то же и дома состоите на послушании.

Надобно матушку всячески упокоевать. Она игуменья, а вы послушница, ну, пожалуй, казначея, и послушною останется одна малютка. — О малютке вы ничего не сказали. — Где и как она пробыла? Видели ли сестру ее. И какова та?!

Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан.  

671. О рассеянии мирских впечатлений

N.N.!

Приношу благодарность за поздравление и благожелания.

Вы, как будто немножко расшатались путешествием. Если да, — плохая рекомендация! Но, чаю, что у вас внутренний строй прочнее, нежели чтобы его могли расшатать такие пустяки, как поездка, и то, что случалось мимоходом видеть и слышать. Я виноват сам. И забыл напомнить, что впечатления, не согласные с принятым вами строем, следует тотчас изглаждать — тут же, как получены, не отлагая ни до вечера, ни тем паче на дальнейший срок. Дело это просто: сойти в сердце, где впечатление осталось, оттолкнуть его неблаговолением к нему, — и в то же время молиться против него Господу. — И быть так, пока пройдет. Это минута какая всего-то. Извольте это, по крайней мере, взять в правило и на все случаи, и большие и малые. Поговеть — благослови Господи. Читайте книгу о молитве, — и проповеди о покаянии.

Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан. 

672. Совет по воспитанию девочки

N.N.!

С праздником!

Причаститься св. Таин — всегда хорошо. Если успеете, даруй вам Господи во спасение. Да принесет оно вам мыслей благих, и намерений добрых, и чувств святых богатую сокровищницу.

Девочку — учить надо. Всякий раз, как прорвется худое, толкуйте ей, как это нехорошо, — и прибавляйте, что так мужички только делают. Кто ни увидит тебя, будет говорить: вот и барышня, а ничем не лучше мужичек. Иногда штрафуйте, не давая ей в этот день чего-либо, что она любит. Но никогда серчания не выказывайте, чтобы видело дитя, что вы делаете это по любви одной. Письмо А. красавицы — возвращаю. Одну брошюрку возьмите у мамаши, и держите за пазухой, и почаще просматривайте.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.  

673. Предупреждение посетительнице монастырей

N.N.!

Благослови Господи пребывание ваше здесь. Освежитесь немного воздухом монастырским. Вы порываетесь посмотреть монастыри. Добрые порывы! Но подготовьтесь. Ведь в монастырях — не все небо. Встречается земля — и очень не добрая. Небо в монастырях спрятано. Надо уметь его увидеть. Напоминаю вам о сем, на случай, чтобы вы, когда придется вам побыть в монастырях, не заключали от того, что сразу увидите, к общему характеру обители. Щепки всегда сверху плавают; а что потяжелей — опускается на дно и не видно.

Вы добре делаете, что свое желание ознакомиться с монастырями подчиняете — Богом устрояемому течению дел ваших. И будьте так расположены всегда.

Благослови вас Господи! Е. Ф.  

674. Ищущей обители напутствие. О сочинен. о. Иоанна

N.N.!

Сорадуюсь вашей радости о близости исполнения ваших давних желаний благочестивых. Но вместе прошу молиться поусерднее, чтобы Господь управил путь ваш, и ум ваш просветил увидеть благое, и сердце расположил сочувствовать тому, — и намерения благие возродил и утвердил соответственно тому. Батюшку о. Серафима призывайте, чтобы он вас там приголубил.

Там вы встретите землячек, и если вы знакомы с ними, то и знакомых. Желаю, чтобы они вас приворожили, так чтобы вам и уехать оттуда не захотелось.

Вы знаете, кто землячки? N.N., N.N., и N.N. Поклоны им. Может быть и другие есть.

Хорошо, что мысли о. Иоанна так вас озаряют. Я назвал их утренним весенним ветерком благоуханным. — Прочитайте их не раз, а несколько раз, чтобы все высосать оттуда.

Книжка — Митерикон; я еще послал им несколько экземпляров. Благослови вас Господи! Е. Феофан.  

675. По совершении путешествия. Лучшее средство для внутреннего покоя. О воспитании в школе

N.N.!

Поздравляю и вас с плодовитым совершением богомоления! Сколько оживления! Сколько возбуждения надежд! — И местечко вам наметилось. Даруй Господи и поместиться там самым делом, а не думаньем одним. — И старица в руководство готова. Готовьтесь только и располагайтесь слушаться. Или вам не стать полагать начатки послушания, когда все время в нем пребывали. — Вам вообразилась иноческая жизнь, как она есть. Какой покой дает! Какою отрадою исполняет всю жизнь! — Рай растворенный! — Если бы вам было время, — я думаю, что вы скучать стали бы о Д. Но вам не до скучаний. И это от Бога. Благодарение Ему!

Вы правду говорите, что предание себя в волю Божию есть наилучшее средство для безмятежия сердца и внутреннего покоя. И не выходите из сего строя. Благо, что оно вообразилось, и чувствуется. Ибо о нем можно только думать и гадать. М. в школу. Конечно надо. Скорее сроднится с школьною жизнью и незаметно проведет в ней время. Вы не стращайте ее школою, а так изображайте, чтобы она видела там рай и начала стремиться к нему; и на одно напирайте, что только надо слушаться и учиться не лениться — всему учиться. Это для нее будет хорошая подготовка.

Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан.  

676. При посещении Выши

Милость Божия буди с вами!

N.N.!

Искали Вышу, и обрели! Благодарение Господу!

Но чего ради вы ограничиваетесь — пользоваться Вышею только внешне — навеетельно, а не внутренне, как спутники ваши!

И это не худо коли то пропущено. Учитесь в пустыне устроять пустынь в сердце, чтобы была только чистая атмосфера и светлое солнце, т.е. сердце чисто и память Божья. А под ногами земля твердая, крепкая решимость спасаться и благоугождать Господу.

Благослови вас Господи! Е. Феофан. 

677. Сокрушение и смирение сердца

N.N.!

Спаси вас Господи!

Трудитесь над собой всеусильно, и Бог поможет вам преусилить. — Целью имейте — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Когда они есть, это значит, что вы в должном настроении. Сии чувства должны быть постоянно присущими в сердце. И тогда покров Божий — и во всем духовном благопоспешество и успех. Тогда внимание к Богу стоит прочно, и память Божия неотходна. Вон И.И. думает заняться молитвой Иисусовой. Помогите ему в этом деле, и будьте ему старицею вместо старца.

Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан.  

678. Возбуждение охладевающей ревности

N.N.!

Милость Божия буди с вами!

Добре, что идет борьба. Горе будет, если прекратится. А кажется к тому идет: ибо, если ревность ослабела, а к поддержанию ее ничего не предпринимается, то она совсем погаснет, как гаснет лампада, когда не подливают масла. — Хорошо, что это вы предвидите сами и боитесь сего. — Если боитесь, нельзя сидеть сложивши руки. Соберитесь в себя и собирайте воедино все известные вам возбудительные истины христианские, начиная с творения и кончая страшным судом, и тем, чем все закончится на вечную неизменность, или благую или ужасную. Вместе же с сим молитесь к Господу вездесущему, да своими благодатными воздействиями пробудит душу от опасного засыпанья и дремоты.

Спаси вас Господи! Спаси вас Господи! Спаси вас Господи! Нельзя дремать, когда вокруг злые враги, ищущие сгубить и поглотить.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.  

679. О том же

N.N.!

Благодарствую! Вы много меня утешили, извещая, что немного разбудили спящую душу. Еще и еще теребите ее и мучьте. Образ представления положения души, как значится у Исаия отшельника, держите в мысли и извлекайте из него воодушевление. Во всем худом нашем участвует враг, льстя, грозя и обманывая обещаниями. Все это проходит в мыслях наших. Воображайте так: направо Господь с истинными дарами; налево враг льстящий с злобным намерением поглотить вас. Или так: справа рай сладостей истинных, слева — ад вечно мучащий. И определяйте свои склонения воли!

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан. Сиротка умница. Благодарю за полотенце. Работа хороша по летам.  

680. Предупреждение мечтательнице. Икона св. Великомуч. Варвары в благословение

N.N.!

С приездом на Вышу!

Вы торжествуете, в чаянии какого-то блага. Да исполнится надежда ваша! Летите куда-то, как на крыльях, и голова наполнена планами. — Бывало ли, чтобы такие планы сбывались? Кажется, никто этим похвалиться не может. — А все — мечтают. И вы мечтаете. Мечты текут вереницею, а враг сбоку стоит и подбрасывает свои намеки.

Поостерегитесь. Враг широко растворяет дверь в будущее. А Господь сузит проход, и самый путь грядущий. Готовьтесь встретить Господа, да устроит ваше внутреннее.

Иконку желаете?! Вот вам, — св. Варвара великомученица, — избавительница от нечаянной смерти, и от всех нечаянностей! Да будет она вашею хранительницею.

Стихи очень хороши. С удовольствием прочитал. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.  

681. Любящей посещать церкви. Сличение обителей

N.N.!

Слышу, что у вас там церквей много, и что вы не даете им скучать по вас, а всегда спешите то в одну, то в другую. Но вы сами, когда воротитесь домой, будете скучать по ним. Впрочем в этом не будет укора вам или церквам, — церквам, что умели оставить такое глубокое впечатление, — вам, что сумели поддаться такому доброму впечатлению, и вспоминать о нем, или постоянно помнить его.

Что же прилюбилось ли вам тамошнее жительство? — Наметилось ли место, где бы с удовольствием вы готовы были основать свою оседлость?!

— Мне думалось, что это случится, хоть всегда предпочитал я и предпочитаю Д. Тут в Д. покой и отрешенность; а там (в А.) мир во все окна не смотрит только, но и лезет, и свои услуги предлагает. Предадим сей предмет в волю Божию. Как Он устроит, так и да будет.

Благослови вас Господи! Желаю вам всего хорошего, здоровья и отрад. Спасайтесь! Е. Феофан. Здоровье мое в порядке. 

682. Нападки врага пред говением

N.N.!

Да хранит вас Господь!

Что говели и Св. Таин причастились, очень благотворно. Буди вам сие во спасение и в приятие силы Божией на противоборство. Что испытываете нападки и особенно, когда поговеть решаетесь, это вражья уловка. Он силится сам или отклонить от говенья, или испортить его. — Но когда сопротивлялись и не уступали, то это знак победы, а не поражения, и не только не мешает приступлению к таинствам, напротив, служит лучшим украшением сего дела Божия, т.е. Причащения. — Вы хорошо делали, что с самого первого появления нападения, восстали и воспротивились. И всегда так делайте, как только покажется, тотчас сопротивление, отвержение, ненависть и молитва. — Если тайный голос говорит, что было допущено соизволение на помыслы, покаянием надо сие очистить и сокрушением с твердою решимостью не уступать более. — Что нападки, это не беда, это к венцам приглашение. Беда в уступках. — Господь да вооружит вас! — Молитва Иисусова — первое орудие и всемощное. Не выпускайте его из рук!

Спасайтесь! Е. Феофан.  

683. Где лучше?

N.N.!

Очень приятно слышать, что несмотря на многое, нравящееся вам в А., вы все же предпочитаете для своей оседлости избрать Д. И я тех же мыслей. Батюшка о. Серафим, коли взглянет на вас ласково, то вам нечего более желать. В этом одном — полное вам обеспечение на счет жизни душеспасительной. — Все дело, впрочем, тут не от места, а от строя сердечного. Не впускайте в сердце ничего вяжущего, и старайтесь быть птичкою, не в клетке, а на воле живущею, и всегда без помехи могущею парить в высоту. — Господь да блюдет вас в таком строе. — Но в мире живя, при всех осторожностях, глядишь, там репей, там репей. И стой, срывая их и отбрасывая.

Вы всегда были внимательны к себе и к стезям своим. И впредь блюдите, как опасно ходите.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан.  

684. По уменьшении забот о воспитаннице

N.N.!

Радуюсь за вас, что много назидательного видели, и всем пользовались, как следует. И о том радуюсь, что ни одно место вас не приворожило и у вас в душе остается царящим Д.

Вы расправляете крылья, — по тому поводу, что отселе не будете иметь вяжущей заботы о М. Карточка ее кажет, что она духа независимого. Даруй ей Господи учиться, и всему научиться, не только здравым познаниям, но особенно рукоделиям и хозяйству. Вы помянули о внутренней жизни. Да — она теперь в ваших руках. Это приятно видеть; но пользование сим требует других забот и трудов, не меньше тех, кои давала М. Да вразумит вас Господь. Чтением поновите ведомое. Прочитайте 3-й отдел Пути ко спасению, или Что есть духовная жизнь. И та и другая — изображает всю картину жизни духовной. Господь, Иже везде сый, да зрится умом вашим. И самое зрение сие будет источать светлые мысли и решения об угождении Богу.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан.  

685. Пасхальное поздравление

Христос воскресе!

N.N.!

Желаю вам всего светлого в дни сии, — а ради их — и во все последующие. Господь всегда есть и сладость, и радость, и покой! — Умудритесь всегда быть с Господом, — и будете всегда Пасху светлую праздновать. Вы сами видите, что для сего требуется. — Остается и сделать, что требуется. Но никогда не позволяйте допускать себя до того, чтобы кричать: просто беда!

Внимание, — самопротивление, — к Господу Спасителю обращение. Вот вам все оружие! — Ни один враг не устоит!

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.  

686. О памятовании смерти

N.N.!

Хороший урок заимствовали вы от зубной боли. Затвердите хорошенько.

Научите себя думать и ожидать, что вот-вот смерть. Прицепите такую думу к чему-нибудь. Один старец приучил себя к такому думанию тем, что все посматривал на дверь, ожидая, что сию минуту отворится — и смерть предстанет. И тем всегда поддерживал в себе страх Божий и осторожное смотрение за собою. Это и вам можно делать. N.N. помиловал Бог, и дал ей крепость остановиться на едином на потребу. У нее всегда был дух сокрушенный, — но постоянства не было; а теперь она держится, кажется уже года три, и все около себя держит в порядке. Спаси ее Господи! Как бы с глаз не съесть. — В А. теперь ваших красавиц целый пансион. N., N., N. Дай Господи, чтобы они выходили одна другой лучше!

Благослови вас Господи! Е. Феофан.  

687. Урок в день Преображения. Хорошие всходы

Милость Божия буди с вами!

N.N.!

Поздравляю и вас с праздником Преображения! — Смотрите на Спасителя и учитесь, как преображаться и самим от силы в силу. Он преобразился для нас, а Сам Он всегда в неприступном свете, которого воплощение ни мало не умалило. Поселите поглубже в себе страх Божий, и он, взяв в руки бразды правления вашего внутреннего человека, устремит вас в след Господа, для стяжания светлой славы, нам обетованной, подгоняя бичами смертной памяти и памяти суда, на коем никакие извинения не приемлются в резон.

М. успевает, это по основе вами положенной. Товарки там, и соревнованье.

N. писала, что и она О. свою намерена сдать с рук. Вот им там и будет рай.

Вы знаете М.П.?! Не судите об ней потому, какою она себя тогда зарекомендовала, когда была у вас. — Теперь она совсем святая.

Благослови вас Господи! Е. Феофан.  

688. Терпи казак. Переменный воздух

N.N.!

Благодарю и вас за поздравление с именинами и благожеланья! Спаси вас Господи! Вы заключили свои строки: «А пока терпи». — Да, — терпи казак, атаман будешь. — Это обетование держите в мысли и сердце, только другими словами, терпением стяжевайте душу — т.е. спасайте. Ибо претерпевый до конца спасен будет. А это кто такой? Кто не смотря на противление своим добрым намерениям со стороны житейской обстановки и всего внешнего течения жизни держит путь неуклонно по тому, как решил, с единственною целью благоугодить Богу. — Сие весте, — и как пишете, творите. — И слава Богу!

Монастырский воздух повлиял на вас добре. Когда-то благоволит Господь вам навсегда им начать дышать? Но тогда, м.б., он иной раз окажется не совсем благорастворенным. — Но о всем буди воля Божия. — Вы боретесь с внешностью за свое внутреннее. — Добре! — А вечером сядьте и переберите все, — и придумайте, нельзя ли с иным чем, и успешнее побороться!

Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан.  

689. Две картины. Похвала суздальским мастерам

Милость Божия буди с вами!

N. б. N.!

Св. Иоанн Богослов раскрывает пред взором ума вашего две картины — одну — мира многомятежного, указывая чем он занят и как пусты предметы те, а с другой — богатого в милостях Бога, Коего хоть не видим, но имеем возможность силою любви в себе Его иметь, и не видя видеть Его, и не ведая ведать сердцем совершеннее даже, чем умом. Да подаст вам Господь благо сие, и да приумножает его в вас. — Картинку смерти и суда очень хорошо иметь пред глазами. У вас верно есть кто-нибудь в Москве знакомая. Попросите купить, только Суздальского мастерства, а не живописного рисования. Те лучше; ибо дело представляют точнее и впечатлительнее; а искусное рисование для глаз лучше, — а для назидания никуда негоже. Ищите во всем назидания и обратите все окружающее вас в книгу и читайте ее глазами, ибо она без букв наших, а своим образом напечатана. У св. Тихона четыре книжки напечатаны сим образом.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан.

690. Герой и его латы

Милость Божия буди с вами!

N.N.!

Восхищаюсь вашим геройством, с каким отказались от участия в брачных увеселениях. Тут могло крыться большое вражье хитросплетение. Но от всего избавил Господь, — дав вам разум и силу отказаться.

Ваш навык в молитве Иисусовой то же, что латы или панцирь.

Молитва сия одна есть всеоружие духовное, против всякого нападения пригодное. Облеките сию молитву смирением и крепким упованием на милостивого Бога, и Господа нашего Иисуса Христа, всем хотящего спастися, и всех скоро спасающего.

Когда упование на Бога крепко и молитва сильна, тогда врагу нет подступа. Св. Исаак Сирианин в одном месте изображает такое состояние неприступным небесным осенением, к которому враг и приступить боится, потому что опален будет. Благослови Господи труды ваши над собою — благим успехом.

В псалмах поется: вся слава дщери царевы внутрь. Там да будет для вас всякая радость и всякое утешение!

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.  

691. Улей сладкого меда

Письма к Н.М. (продолжение)

N.N.!

С праздником!

Радуюсь вместе с вами о том, что в пост прошедший дал вам Господь вкусить сладости пребывания в храме Божием на богослужении, и что дал вам там бывать в хорошем настроении духа. Есть старицы, которые нашедши удобную квартирку близ церкви, потом только и знают, что храм Божий и свою хату, и блаженствуют. Мне нередко приходилось советовать такой же образ жизни некиим, желавшим мирно проводить дни свои.

Видите, что дает церковь, если внимать там поемому и читаемому! — Извольте почаще добираться до сего улья сладкого меда духовного.

Читаете Макария Егип. Воистину он море мудрости духовной. А после него найдите — Исаака Сирианина.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан.  

692. Отзывы и ответы на разные вопросы о дух. жизни

К Н.М.

Милость Божия буди с вами!

Вот теперь яснее, что у вас там деется. — По переселении вашем в Москву, окружавшие вас искусители не поимели на вас влияния. Это великая милость Божия. Благодать Божия не дала сердцу вашему ни на волос податься в ту сторону. — Что говорил сын по этому случаю, думаю, говорил потому, что его подучали родные ваши, — что вы не послушали ни его, ни родных, хорошо сделали, тут исполнение вашей молитвы: имиже веси судьбами.

Сердце ваше потребовало сделать какое-либо добро, и вы сделали его. Оно незаметно для вас принесло вам много добра душевного. Слава Богу! Не устраняйтесь от таких случаев. В них Господь обращается к вам, — чтоб потом и воздать вам здесь же. — Речь по этому случаю вашего дух. отца не умею понять. — Не смотрите на его слова.

Ваш духовник отказывает руководить вас. Это добросовестно с его стороны. — Уважьте его желание, и взыщите руководителя. Но как он не желает, чтоб вы совсем от него отдалились, то и с ним говорите о духовном, чему он всегда рад, как вы говорите. Духовные дела ведите по указаниям руководителя, а исповедь и причащение у него имейте.

Но куда обратиться за руководителем?! Если внимание к вам отца А.А. состоит в связи по времени с отказом вашего дух. отца от руководства, то мне приходит на мысль признать указанием Божиим сей случай на руководителя. Обратитесь к О. А. — мне думается, что это будет хорошо для вас. — Но смотрите сами.

Ваш дух. отец изъявил неудовольствие, зачем вы приняли, что предложено было вам Афонцами. — Отказавшись от руководства, ему уже не следует вмешиваться в ваши дела. — Но и без сего вы ничего худого не сделали в этом обстоятельстве.

Мне очень приятно слышать, что книги мои какую-нибудь пользу доставляют. Я большой грешник, а молиться ленив, и на другие подвиги не падок, так читающие помолятся и умилостивят Бога. — Обратите внимание на письма к разным лицам. Они начаты так, а потом пошли все к одному лицу, и пришлось говорить много такого, что и для всех пригоже, — может быть и для вас пригоже что найдется.

Вы любите молиться внутреннею молитвой и желаете научиться ей. — Молитесь усерднее и научитесь. Читайте книги — о молитве. Есть сборник — о трезвении и молитве. Тут собраны великие учители как молиться. И себе перенимайте. — Вы говорите, что стараетесь всегда памятовать о Господе и все для Него делать. Это прекрасное преддверие успеха в молитве. Пекитесь о сем всячески. Око Божие зрите утвержденным над сердцем вашем и туда в него зрящим, это не даст никакому духу приближаться к сердцу. — Внимание к Господу с вниманием к сердцу неразрывны. Одно другому помогает.

Причащаться часто — очень благоплодно, и делайте так. Кто вам мешает? — Любите сидеть дома. Прекрасно. Есть правило старцев: сиди в келлии и она всему тебя научит. В келлии велят отцы — молиться, читать, рукодельничать, переходя от одного к другому. Устройтесь так и будете жить как в раю, госпожою над собою и над всеми делами своими, а далее над мыслями и чувствами. Главное тут навыкнуть всегда быть в том, что есть едино на потребу.

Выходить ли? — Выходите, но только в церковь, и еще на дела неотложные, но вот найдете руководителя и с ним все порешите. Он же скажет вам и как быть с праздноречивыми посетителями.

Я писал вам назначить время для разных духовных занятий, а теперь говорю, делайте, что захотите, только в праздности не сидите.

Молитва Иисусова не спеется. Трудитесь, — и благопоспеется. — Внимание при сем держите в сердце, и к Господу любовь благоговейную приводите в движение.

Молитва — на устах при просыпании есть след хорошего сновиденья. — Это хорошо.

Бойтесь прелести. Надо бояться. Но избегайте коренной прелести и прочие места не будут иметь. — Коренная прелесть есть — думать и еще хуже чувствовать, что я нечто, тогда как я ничто. Я называю это самоценом. Вонмите сему и возымейте самоцен сей — первым врагом своим. — Не давайте ему засесть внутри, — иначе он сгубит вас. Это Апостольский урок: мнящий себе быти что, ничтоже сый, сам себе прельщает.

Благослови вас Господи всяким благословением. Спасайтесь! Е. Феофан. Если вздумаете писать, всегда приписывайте адрес. 30 ноября 1892 г.  

693. Ответы о причащении, духовнике, беспокойном брате, поступлении в монастырь, шутках врага, замене руководителя и о тайном постриге

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за поздравления и благожелания. Поздравляю и я вас, и желаю вам всего хорошего и отрадного, — паче же — преуспевания в духовной жизни вашей. Благослови вас Господи на это.

В этом поздравительном письме вы еще поминаете только о причащении св. Христовых Таин с благотворным их на вас действием, — и о молитве Иисусовой. Св. Таин причащайтесь почаще, как дух. отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно. По привычке нам солнце ни почем, а от него всякая жизнь. Так и к св. Тайнам привыкнуть можно и стать к тому равнодушной — что очень неодобрительно. О молитве Иисусовой вы хорошие слова сказали. И держите сию молитву и вставляйте ее в свое молитвенное правило, и так произнося непрестанно между всякими делами. И молите Господа, чтоб Он утверждал вас в сей молитве, и чрез нее в постоянном умилении, сокрушении, паче же в чувстве к Нему неотходном, что составить непрестанную молитву.

В прежнем письме, на которое я не успел ответить, вы жалуетесь, что отца духовного не найдете никак. — Что же делать? оставайтесь одни с книгами и идите своим путем со страхом, осмотрительностью и смирением. — Если что встретите недоуменное, спрашивайте. Я буду отвечать, как сумею, а не сумею, — так и скажу. Ныне не найти настоящего руководителя, — а говорителей много, писателей еще больше, хоть те и другие не всегда попадают в такт. — Из числа последних я не последний.

Спаси вас Господи! — Спасения ищете, — доброго дела ищите. Есть Спаситель, Который и будет вам помощником первым: ибо обетовал: ищите и обрящете.

Вас беспокоит брат. Жалейте об нем и молитесь, чтобы Бог образумил его. Ему же скажите: если хочешь бывать у меня, говори об обычных делах, дел же религиозных не касайся, потому что ты тут ничего не понимаешь. — Если ты заговоришь когда, и по невежеству своему начнешь врать, — и тем паче, когда изрекаешь хулу на Бога и вещи Божеские, то возьму тебя за руку тотчас, выведу вон, и скажу тебе, чтоб нога твоя тут не бывала никогда. Вы хорошо делаете, что не всегда его принимаете, но если и на отрез запретите ему приходить, беды и греха не будет.

Вас уговаривают поступить в монастырь. Если Богу угодно и Он судит то необходимым для вас; то это придет само собою. Тогда упирать ногами не станете, а потечете, как елень на источники водные. Монастырская жизнь не так трудна, как вам кажется. Не труды там тяжелы, а неимение своей воли: делать что прикажут, и сестрам и начальницам и распорядительницам надо покорствовать. За это в награду Бог дает внутренний мир, покоющийся в лоне смирения.

Самая основательная у вас причина не поступать теперь в монастырь, — это пристроенье сына. Пока он не воспитан вполне, и не пристроен, вам покоя иметь нельзя.

Что было во время молитвы, стук, шум, будто тяжелой птицы летание, не понимаю. Не подстроил ли кто, например — сын ваш, — чтоб вас выгнать из этого дома. Слыхал я, что иногда и враг эти штуки строит. Против него орудие первое молитва как вы молились и не уступили. И бесстрашие надо являть, возложив все упование на Бога. Да хранит вас Господь от козней лукавого.

Что говорил вам отец А., то не всегда верно бывает. Книги не окончательный учитель, но все же учитель. И они могут заменять руководителя, если присоединить к ним вопрошение старцев или братий, или если согласиться вдвоем или втроем. Двое или трое — единомысленные сходятся и спрашивают друг друга и решают вместе в чем бывает недоумение — и вам можно согласиться с какою сходною с вами женщиною и совещаться по руководству книг, живя хотя не вместе, а розно, в разных местах. Можно это; но самыми делами это устроить, надо умолить Господа. — И сына вы не больше любите; ибо любите не помимо любви к Богу, а по любви к Богу.

Ваше духовное общение с Афонскими братиями может быть полезно. Вот при случае и они помогут вам советом.

Что и еще прописано у вас в конце о том, как вы в разных случаях поступаете, — все то думается хорошо.

Со страхом и трепетом свое спасение содевайте, и паче всего прибегайте к Господу и докучайте Ему молитвой.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан.

P.S. Пропустил одно — вы поминали о тайном постриге, и что вам очень этого желается. Это можно. Постриг этот вашему пути не помешает; напротив придаст вам энергии, так примите. Бог благословит! Но попекитесь хранить сие в тайне.

12 января 1893 г.  

694. Добрые плоды болезни. О духовном отце. Похвала Афонцам. О сокрушении и молитве Иисусовой. Магазин духовный. Первый наш злодей

Милость Божия буди с вами!

Поболели? — Но слава Богу, что поправляетесь, или уже поправились. Слава Богу и за то, что не без пользы перенесли болезнь. Уроки, какие вы извлекли себе из обстоятельств сих, очень многозначительные в жизни и общей, тем паче в духовной. Ничего не ожидать от людей, и все попечение свое возложить на Господа, и еще постоянно ждать смерти, и веруя, что Господь оставил еще пожить, для очищения грехов, всю заботу на то обращать. Эти пункты рычаги духовной жизни и направители.

Духовного отца своего не судите строго, не зная наверно, почему он так невнимательно к вам держал себя. — Афонских отцов — спаси Господи! Они хорошо действовали. — Брат же ваш и сын, мудреные судьи, как это у них все клеится?

Болезнь была не от образа жизни; следовательно и менять его не следует по причине болезни. Род пищи в восстановлении сил — побочное дело. Главное — пища свежая (непопорченная), воздух чистый, и больше всего спокойствие духа. Непокой духа и страсти портят кровь, — и существенно вредят здоровью. Пост и вообще постническая жизнь — лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его. — Немец Гуфеланд написал науку, к долголетной жизни, где превозносит постническую жизнь. Научники должны его слушать, а мы других имеем учителей, поважнее этого немца. Молитва вводит дух в Божию область, в коей корень жизни, — а от духа и тело причащается той же жизни. — Дух сокрушен, покаянные чувства и слезы не сокращают силы, а придают их: ибо поставляют душу в отрадное состояние. Вы хорошо сделали, что не поддались их внушениям. Впрочем в видах скорейшего восстановления здоровья, чтоб пространнее работать Господу, можете без греха немного снизойти к немощам тела, — в сне, труде, стоянии, — и в пище. Это уже после страстной.

Вот лето, можете иногда молоко употреблять, и даже бульон, то же яйца, ездить за город, ибо в городе нет чистого воздуха. Всегда в нем примесь есть. Старцы древние писали, что они сурово относились к телу: не его убить имея в виду, а чрез умерщвление плоти умертвить страсти.

Вы желаете, чтоб сокрушение и слезы никогда не отходили. Лучше желайте, чтоб всегда у вас царил дух смирения глубокого. От него слезы и сокрушенье, от него же и то, что они ненадымают, ибо и от них враг ухитряется породить сии зловредные зелия. Бывают и радования духовные вперемежку с сокрушением. Настоящее сокрушение умеет не мешать чистому радованию духовному, — и с ними дружески уживаться, скрываясь некако под ним. — Теперешнее ваше умиленье и сокрушение — отчасти плод прошедшей или проходящей болезни.

Порождение молитвы во время рукоделья — милость Божия, — и молитесь тут же за работою. — Жалеете, что молитва Иисусова не бывает непрерывною, — что не произносите непрестанно — это и не требуется, требуется постоянное чувство к Богу, которое может иметь место и при разговоре, и при чтении, и при наблюдении и рассматривании чего либо. Но как молитва Иисусова, когда вы молитесь ею, бывает в настоящем виде; то продолжайте так действовать, и молитва сия расширит область свою.

Как по душе пришлись вам мои книжки, то и читайте их. Вон вышли книги, моя жизнь во Христе озаглавлены, о. Иоанна Кронштадтского, одного сорта с моими. Но в них есть многое лучше написанное, чем у меня. Потому не излишне, если встретите их и прочитаете.

Но главный магазин духовных научений в Добротолюбии. Попросите у Афонских отцов, дать вам почитать 2-й том Добротолюбия. Там говорится все о борьбе со страстями, что крайне нужно добре знать подвизающемуся. Читайте и замечайте признаки, в каких являются страсти. Потом по сим указаниям себя обсуждайте, и исправляйте.

А самоцен как у вас? Возьмите меч или держите всегда, — смирения и уничижения и безжалостно отсекайте, и непрестанно отсекайте главу первому злодею нашему.

Благослови вас Господи! Благодарю за молитву о мне — и прошу продолжать. Спасайтесь! Е. Феофан. 30 марта 93 г.  

695. Ответ на вопрос о далекой поездке за постригом

Милость Божия буди с вами!

Виноват. Запоздал я вам ответом. Немножко не свободно было. Но предметы, о коих у вас речь — большой важности.

Постриг. У вас большое желание поскорее принять его; но вы сами же себе и путь к тому заграждаете, — тем, что желаете его принять непременно от… Постриг может совершить всякий иеромонах, — ваш духовный отец ближе бы всех был к тому. Так попросите своего духовного отца, — или какого иеромонаха. И дело совершится — полное.

Собираетесь на Кавказ, или на Кавказский Афон.

А потом пишете: очень люблю уединение, и ничего мне так не желательно как сидеть одной и с Господом пребывать.

Как же вяжутся оба эти ваши желания? — Поездка, если вы на нее решитесь, так вас растрясет и рассеет, что вы после в год не соберетесь, и забудете совсем про любезное уединение.

Просите ответа и совета. — В том, что я уже сказал, уже есть и ответ вам. Если хотите рассеяться и вступить на опасный путь, поезжайте на Кавказ, а если хотите еще более усилить свое желание быть с единым Господом, сидите в своей хате, всячески отбиваясь от сообщества с несущими одного с вами духа.

Затем постриг — предоставьте на Божие благоустроение.

Только молитесь о нем усердно. И Бог совершит.

Сила пострига не от лиц совершающих его, — а от усердия приемлющих и от веры их в Господа присущего при сем. — Что любите читать духовное, хорошо. Берегите сие расположение, ибо оно может отойти.

Читайте житие святых. Приобретите Четь-Минеи, которые на Славянском, и в синодальных лавках продаются. — А русские не берите.

Читайте Патерик, — собрание отеческих уроков и наставлений. У Афонцев есть такой.

Благослови вас Господи! Е. Феофан. 5 мая 93 г.  

696. Благословение на дорогу и постриг

Милость Божия буди с вами!

Ну — поезжайте, коли так. Бог благословит!

И постриг. И постриг да благословит Господь. С пострижением волос да отрежутся и все земные помышления, чувства и движения.

И домой воротитесь совсем новая по внутреннему строю. Спасайтесь! Е. Феофан. 3 июня 93 г.  

697. Наставление по принятии тайного пострига

Письма к схимонахине Елецкого Знаменского монастыря Магдалине (в миру Софье Михайловне Ивановой)

Милость Божия буди с вами!

Вы описали все чувства и расположения, с какими готовились к принятию пострига, приняли, и изготовились к понесению его. Прибавлю только: все знаете; потрудитесь же так и держать себя и внешне, а паче внутренне. Да поможет вам Бог.

Внутрь пребывание и сердечное уединение вы держите. Дай Господи и всегда хранить его вам. Тут главное дело. Когда сознание внутрь в сердце, а там и Господь; тогда они сочетаваются и дело спасения идет успешно. Ни помыслам неправым нет хода тогда, ни тем паче чувствам и расположениям. Единое имя Господа разгоняет все чуждое и привлекает все сродное.

Что имеете вы, это само учит вас теперь. Внимайте и поостерегитесь оскорбить каким-либо противлением сего сокровенного учителя. Благослови вас Господи!

Если есть у вас там доверенное лицо духовное, лучше всего духовник; то поверяйте ему все в вас происходящее, или все изменения в сознании и сердце, чтоб не прокрался враг, одевшись в светлую призрачную одежду. Чужой ум лучше рассудит, и укажет куда метит враг, и избавит от беды, а свой может увлечься и ступить на не правую стезю.

Внутренних помышлений кажущихся добрыми бездна. Они так и парят около доброго настроения. Беда еще невелика, если взглянуть на них, но лучше не взглядывать; лучше имея единое на потребу, которое вообразилось в сердце и стоит в глуби его, им одним и занимать сознание, отревая все прочее без рассуждения.

Чего вам больше всего опасаться должно? — Самодовольства, самоцена, самомнения, — и великого другого само.

Со страхом и трепетом свое спасение содевайте. Дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно возгревайте и держите.

Держите мысль и чаяние смертного часа, и словами почасту говорите: вот-вот идет. Кто? Ангел смерти, схватит душу и унесет туда, откуда нет возврата.

Бойтесь сытости. Но как нищая голодная, раздетая и разутая взывайте, Боже милостив буди! мытаревым гласом.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан. 21 октября 93 г.  

698. Вступление в переписку. Основы духовной жизни

К сх. М.

Желательно вам слышать что-либо от меня. Хорошо: буду говорить, только спрашивайте. Так, — общее что писать не охотно. Посмотрите около себя и в себе, и если встретите что, требующее пояснения, пишите. Ответы на вопросы ваши доставят мне удовольствие. Как жизнь течет, так и вопросы идут из сердца, без остановки. На иные оно же дает и ответ, или Ангел Господень влагает в него в час молитвы; а иные остаются нерешенными и тревожат. Се участь всех, идущих не совсем ясным для ума путем богопреданности! Вот в сии-то минуты взаимная беседа очень дорога и благовременна. Если встретится такая нужда, я охотно буду говорить с вами. Не с наставлениями навязываюсь к вам, а так, — чтоб поговорить о деле Божием. Господь же будет строить Свое.

Господь да раздувает искру ревности о спасении души, которая в вас. Сию хранить яко зеницу ока подобает. Ибо когда ее не станет, тогда и толковать не о чем, и не для чего.  

699. Находящейся в путешествии

Так вы в дороге. Доброго вам пути! Ангела хранителя да пошлет вам Господь, и терпение да дарует. Хорошо пешечком. Куда как хорошо! А я подумал, что вы разъезжаете. Тут много сборов и хлопот, и суеты дорожной. В Киеве помолитесь у святых Божиих и о мне грешном и многогрешном.

Спрашиваете об исполнении правила. Уж теперь какое правило? Дорога! Пришлось поклончик положить, хорошо; а не пришлось, так и быть. Лежа про себя что-либо поговорите Господу. Где тут, утомившись, правило справлять? Когда воротитесь на свое место, тогда все пойдет своим чередом.  

700. Отеческая заботливость о странствующей по богомольям. Не надо сердиться за отказы в ночлеге

Благодарю за ответ. Он меня успокоил на счет вас. Ибо часто приходил вопрос, где вы и что с вами. Слава Богу, что все у вас хорошо. Утомление! Что же делать-то? По жалости к вам, готов бы обязать вас, на возвратном пути не пешком идти. Но вместо обязательства так скажу, что не будет никакого умаления вашему подвигу, если будете иногда переезжать. И замаривать себя чересчур не должно. Все в меру. Однако ж во всем да будет по предположенному и по движению вашего усердия, которого тоже обижать не следует. Молюсь Господу и пречистой Владычице, да укрепят вас и дадут вам силу возвратиться в добром здоровье. Молитву вашу держите. Утомление на время может сокращать силу ее; она возвращается в своей полноте. Плод настоящих трудов ваших окажется после. Смотрите за движениями сердца. И приветы и огорчения принимайте, как от руки Господни. Когда приходит из-за отказов недоброе движение в сердце; исповедуйтесь Господу внутренне и браните себя и укоряйте до тех пор, пока из сердца выгоните чувство недовольства и поместите противоположное чувство, — что так надо, что не того еще стоите, — и возблагодарите Господа за сей случай, посланный к вашему очищению. Занозы же в сердце никогда не оставляйте. Она отгонит молитву и покой, и много мрака поселит в душе. Что это чувство оскорбления нападает, ничего. Не упасешься: не надо только соглашаться с ним, держать его и думать по его внушению; а на первых же порах осудить себя и прогнать недоброе расположение. Господь да умудрит вас во всем!