Феофан Затворник. Письма (401-450)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений Феофана Затв.
ПЕРЕЙТИ на страницу Собрание писем Феофана Затв.

401. Трудные времена. Болезни и страх смерти. Об истолковании 118 псалма
402. Ревность святителя об окончании своих дел. Совет о костромском Владыке. О духовно-судебной реформе
403. Тревога за Русь православную. Извещение о своих трудах и образе жизни
404. По поводу назначения в Тамбов нового архиерея. О снах и о написанной святителем копии с Казанской иконы Бож. Матери
405. По поводу объявленной Турецкой войны и о своих текущих делах
406. По случаю смерти архиерея. Экзамен после смерти
407. Обещание написать снимок с иконы. О своей болезни и о разных современных делах
408. Надо ли скорбеть об умерших. О книге Антиоха
409. Домашняя пустынь. О путешествиях и о своем больном глазе
410. Привет старым знакомым с нового места служения (Владимир). О своем навыкновении писать проповеди. Хлопоты о школе и крестовой церкви
411. Поздравление с постом. Совет и мечты об уединении. О своей крестовой церкви и проповедничестве
412. О своей жизни и Архиерейских трудах во Владимире
413. По получении ордена. Хлопоты о церкви. Наставление чрез фотографическую карточку
414. О своих трудах и хлопотах во Владимире
415. Плоды святительских поучений во Владимире. Намерение об удалении на покой — на Вышу
416. С Выши. Труды по переводу писаний св. Антония о монашестве
417. Как заменять церковную молитву в уединении. Жалобы на леность
418. Мысли о сборнике из св. Отцов. Усиленные труды по истолкованию посланий
419. О радости в праздник Воскресения
420. Ответ на просьбу написать копию с чудотворной иконы Б. Матери
421. О новом архиерее Тамбовском
422. Поздравление с св. Четыредесятницею. Память смертная. Безответная молитва
423. По известии о смерти костромского Архиепископа. Воспоминание святителя о кончине своих родителей
424. Продолжается утешение об умершем Владыке. О поминовении. Замечательный случай с княгинею Ольхиной
425. Об отпечатании писем преосвящен. Платона. Результаты турецкой компании
426. Постом. Слухи о новой войне. О трудах по иконописанию
427. По получении посылок, разные сообщения и поклоны
428. О больных впавших в неверие
429. Состояние умерших. Сколь уместна скорбь об них. О своем правом глазе
430. О состоянии своего зрения и о погоде. О новом Моск. Митрополите Макарии. Отзыв на мнение о назначении святителя в Японию
431. О пребывании с Господом и о внутреннем очищении
432. О делах по хозяйству, новом покушении на жизнь Государя и отношении губернатора ко Владыке
433. Надо ли заранее готовить место на кладбище. О поведении во время поста
434. Основные правила для монахов
435. О новостях, частом причащении и как Господь украшает Своих избранных
436. Предуведомление о смерти. О новостях и трудах святителя по писательству
437. О разных новостях и о своем здоровье
438. Об оконченном труде по составлению Евангельской Истории и проч.
439. Краткие отзывы и известия о Евангельской Истории и о разных предметах
440. Мысли перед постом и отзывы на сообщения о разных предметах
441. Труды по изданию Евангельской Истории и Невидимой брани и просмотр письменных трудов игумении Смарагды
442. Отзыв о посетившем святителя Владыке. Еще о книгах игумении Смарагды и о своей Евангельской Истории и Невидимой брани
443. Отзыв святителя на замечательный сон адресатки. Известие о книгах и о совете игумена Ионы касательно больного глаза
444. Святотатственное оскорбление Тамбовской иконы Бож. Матери. Слухи о новых назначениях по духовному ведомству. Известие о своем здоровье
445. О посещении святителя Владыкою во время поездки по епархии. Замечательная икона св. Митрофана
446. Утешение в скорби об умершем
447. Взаимные благожелания. Основа внутреннего покоя. Писать есть отрада святителя
448. Радостные известия об афонских старцах. О церковной молитве. Уведомление о своем здоровье
449. Страхи от холеры и страх пред вездесущим Господом. Отзыв о высокопреосв. слепце Иосифе и о своем зрении
450. Сборы в дальний путь. О написанной святителем иконе Каз. Бож. Матери. Митрополиты из Тамбовских епископов


401. Трудные времена. Болезни и страх смерти. Об истолковании 118 псалма

Милость Божия буди с вами!

С новым годом! и с праздниками, хоть почти прошедшими.

Помоги вам Господи коротать век свой по Божьему. Правду вы говорите, что трудные времена. Эко враг-то ворочает. Нашел подручное оружие. Избави нас Господи! Да и все как-то расслабляется. Уж не последние ли времена!

Последние-то кто знает! А своя смерть скорее за плечи хватит. У меня разболелась поясница, да ведь как?! Насилу оправился. А тут кашель! А там… одно за другим. Но все это прошло. Только кашель еще тревожит не много. Это прошло, а кто знает, далеко ли то, что не проходит. Увы! Как мрачно за гробом? Господи, милостив буди нам грешным!

Сделать то ничего путного не сделаешь! — Писать да писать. Но где-то у пророка написано: «горе пишущим». Правда, горе! Ведь чего не напишешь, а сам ни с места. Вот и беда! Всяко однако же делать-то нечего более, как писать!

В «Домаш. Беседе» в этот год будут помещаться помыслы на 118 псалом. Первые тетради широко идут, так что по одному стиху будет на каждый номер. Отослано на полгода. А что далее Бог даст, увидим.

Костромскому Владыке передайте мое глубочайшее уважение и попросите не забывать в молитвах моего всеокаянства, как и я его не забываю.

Всем вашим мои приветы и благожелания!

Всех вам благ от Господа желаю. — Молите Бога о мне грешном. Ваш доброхот Е. Феофан. Января 1874 г.  

402. Ревность святителя об окончании своих дел. Совет о костромском Владыке. О духовно-судебной реформе

Милость Божия буди с вами!

Время течет и к смерти ближит. И не увидишь как пожалует на двор, — вот я и спешу довесть до конца дело, которое начал. Когда бы кончить?! Будем стараться.

Коли у вас биение сердца, возьмите подходящие капли гомеопатические, употребляйте и пройдет.

Владыка Костромской не дело загадывает. Киевский Владыка покойный дотянул же до конца. И ему надо тянуть. Пишите к нему строгое осуждение. Епитимию на него наложите, и потом велите отплевываться всякий раз, как придет такая мысль. Она есть ему искушение. Пусть кается. Все сие пропишите, но будто от себя, и не сказывайте, что я вам так говорю.

Об отзывах о духовно-судебной реформе и я слышал. Что делать. Надо молиться, чтобы Бог избавил нас от сей беды. А то и в этих судах пойдет полная безгрешность, как и в светских. И тогда уже деваться некуда. Ни над кем никакой рассуды не будет.

Здоровье мое порядочно идет. Будьте вы здоровы и веселы.

Всем вашим мои истинные благожелания. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 9 февраля 1875 г. 

403. Тревога за Русь православную. Извещение о своих трудах и образе жизни

Милость Божия буди с вами!

С приездом из богомолья и с отъездом в деревню — запасаться здоровьем.

Благодарствую за молитвенную память на святых местах. Спаси вас Господи и помилуй.

Преосвящ. Платон писал о вашем у него пребывании и о затруднении своем относительно ректора. Что делать? время такое. Терпеть надо, и все-таки действовать. Правому делу Бог помощник. Если бросит Господь Русь православную, то тогда уже пойдет все на выворот. И мне не редко сдается, уж не бросил ли Он ее? Слишком уже пустились мы вперед. И удержу нет. Впрочем отчаиваться нечего. По истории-то видно, что бывали времена и тяжелее, а потом прояснялось небо. Господи помилуй нас!

Я, славу Богу, здоров! И кое-как корпаю устав св. Василия Великого. Строгонек! Если б по нему заставить монахов жить, разбежались бы.

N.N. благодарствую за писание, Спаси его Господи и утеши, как Сам знает. На Вышу хочет. Коли Богу помолиться, как знает. А если мою святыню видеть, то это неудобно.

О. Митрофана я принял, делая пробу, можно ли иногда кого принять. Вижу, что нельзя. Надо тянуть до конца. А когда он? Не знаю. N.N. и N.N. Божие благословение. Я послал вам книги — на верх одну и на низ одну и N.N. одну. Есть будто недочет. Самому мало прислали и не из чего потянуться.

Благослови вас Господи! Будьте здоровы и веселы. Ваш богомолец Е. Феофан. 29 июля 1875 г.  

404. По поводу назначения в Тамбов нового архиерея. О снах и о написанной святителем копии с Казанской иконы Бож. Матери

Милость Божия буди с вами.

Благодарствую за письмо. Писал и Костромской Владыка, чем я тоже много утешен.

А вашего-то Владыку берут от вас. Верно, много нагрешили Тамбовцы, что Бог не дает им долго наслаждаться добротою своих достойных Владык. Каков-то будет новый? Тоже Палладий. Старые диаконы и священники будут рады, что тоже имя. Готовьтесь опять привыкать. Ваш сон — будто умирали, я думаю, значит только то, что вы часто поминаете о смерти. Часто думаете о ней, вот она и приснилась. Всяко это хороший сон. У меня же никогда почти хороших снов не бывало: все пустяшные такие.

Владыка ваш, теперь уже верно бывший, был у нас. Я очень рад был его видеть. Он доставил мне утешенье взойти ко мне, и посидел немного. Спаси его Господи! Думал ли он, что в последний раз посещал север нашей епархии?!

Благодарствую за молитвенную память. Мне очень приятно слышать, что писанная мною копия Казанской Божией Матери нравится. Я старался, чтобы она сколько можно более походила на настоящую. И думается, что это так есть.

Вот и осень холодная, бурная и дождливая.

Здоровья вам желаю и благодушия, и всем вашим. Ваш богомолец Е. Феофан. 17 сентября 1876 г.

405. По поводу объявленной Турецкой войны и о своих текущих делах

Милость Божия буди с вами!

Христос воскресе!

Едет к вам наш один старец. Пишу с ним. Посылаю при сем еще одну книгу Добротолюбия — прежняя будет для вышки, а эта для нишки. Тогда не прислал потому, что самому мало прислали. Теперь еще шлют, и нечего скупиться.

Се и война! Надо молиться и каяться. Ведь есть за что нас и покарать. А если есть, то надо со страхом и трепетом приступить к делу. Станем ниневитянами! Но если б это сказал кто в проповеди, или напечатал в газетах, никто бы, думаю, и ухом не повел. Вот до чего мы дошли?! Как же это Тамбовцы-то? ведь, мало пожертвовали? Разве после еще прибавить? Вот Москва-то махнула?!

Се и весна! — я ныне только велел в зале вынуть зимние окна, тепловато; а то все холодновато было.

Меня все леность одолевает. Вот маленький сборничек о молитве едва дотянул до конца. Но надо еще из св. Златоуста выбрать, а леность! Экое горе. Но там много послано. Достанет до конца года. Я же теперь поспею.

А Симеона-то нового Богослова переводить надо?! По строчке перевожу. Какой он строгий. Но премудрости духовной у него бездна!

Молите Бога о мне грешном.

Владыку Костромского сохранит Господь.

Благослови вас Господи всяким благословением и всех ваших. Ваш богомолец Е. Феофан. 28 апреля 1877 г.  

406. По случаю смерти архиерея. Экзамен после смерти

Милость Божия буди с вами!

Верно вы уж воротились. Наплакались, — нагоревались. Теперь пора и утешиться. Владыка отошел не на худшее, а на лучшее. Следовательно его ради надо радоваться, что кончились труды и хлопоты и начинается покой. — И для нас это лучше. Он будет молиться о нас, и тамошняя молитва прямее и сильнее. Ему яснее, что нам нужно, и он прямо будет говорить Господу: даруй им то и то. И поелику будет говорить прямо пред Господом, слышнее будет молитва его. Следовательно, нам нечего горевать, а скорее радоваться и его ради и себя ради.

Станем и мы собираться. Будет экзамен. Просмотрим программу, и чего не учили, доучим, что позабыли, припомним, что не твердо знаем, протвердим. И поспешим это уладить. Ибо кто знает, может быть, вот-вот и кликнут: Феофан Вышенский, или N. Тамбовская, или еще кто, и выходи. Ни тетрадок, ни книжек нет, и подсказать некому. Всякий один, как перст, с своими только собственными средствами. Так вон оно что?! Всяко с чувствами мудрено совладеть. Господь да утешит вас всяким утешением.

Ваш богомолец Е. Феофан. 27 мая 1877 г.  

407. Обещание написать снимок с иконы. О своей болезни и о разных современных делах

Милость Божия буди с вами!

С праздником!

Благослови Господи провесть его в радости духовной. Поздравьте и всех своих. Посланное вами получил. Благодарствую.

Спешу сказать вам, относительно Ошуркина. Доска получена, и икона будет готова. Что не скоро, сам он виноват. У меня и так управы никакой нет с моею благоверною (леностью); а он ее подзадорил. Она и связала мне и руки и ноги. Напишу-напишу. Постом великим получит. А может быть и позже. Не хотите ли и вы иметь такой же снимок? Когда хотите, напишу и для вас. Но доски у меня простые. Если неудовлетворительны для вас простые, — пришлите непростую.

На днях схватил меня ревматизм в крестце, и очень не милостиво. Но, славу Богу, укротился скоро. Чрез день уже боли жгучей не стало. А маленькая пройдет и сама собою.

О святителе Божием Платоне что вам скорбеть?! Он молитвенник теперь о всех, кто помянет его. А это гораздо выше, чем сопребывание видимое.

Благослови Господи пребывать вам на своей вышке с Господом единым.

Об о. ректоре и я так же думаю. Хорошо он сделал, что пошел в монахи. Будет архиерей и умный и добрый, — и главное православный. Ибо есть, говорят, и очень неправославные. Спаси Господи и помилуй православие русское.

Всех вам благ от Господа желаю. Молите Бога о мне грешном. Ваш богомолец Е. Феофан. 20 декабря 1877 г.

408. Надо ли скорбеть об умерших. О книге Антиоха

Милость Божия буди с вами!

Что пишете о П. А-не, и я так думаю. Милостив Бог! Зачем же печалиться-то? Когда бы не было надежды, что она милость обрящет, то надо бы убиваться; а так как есть, нечего скорбеть. На много ли мы отстали от нее? Не обернешься, как и позовут.

Пусто стало. Да, ведь, она жива и бывает иногда у вас. Стало не пусто. Она, небось, смотрит, как вы печалитесь и качает головой: экой мудреной, подумаешь, народ. Жаль им, что Бог избавил меня из темницы сей. Радоваться бы, а они скорбят. Если б она явилась вам и вы стали ее просить, чтоб опять вошла в тело; она и руками и ногами, ни за что не согласится. В эту дрянную конуру лезть! Помилуй Бог.

Вам хлопоты точно не под силу. Нет ли какой старушки родни, на которую могли бы взвалить все хлопоты? А то новый генерал пусть тянет эту службу. А то он около красавиц там охоч хлопотать. Пусть в отместку и дома хлопочет.

Посланное вами получил. Благодарствую.

Книгу Антиоха в Иерусалиме я не переводил, а списывал по-гречески, думая, что она не напечатана. А она напечатана. Здесь брался переводить ее; но леность руки связала. Но потеря небольшая, что нет ее в переводе. Она очень хороша, но скучна. Собрание текстов редко с приложением пояснений.

Молите Бога о мне многогрешном. Ваш богомолец Еп. Феофан. 25 февраля 1879 г. 

409. Домашняя пустынь. О путешествиях и о своем больном глазе

Письма к Вере Алексеевне

Милость Божия буди с вами!

Мои вам приветы и благожелания! Вы теперь в своей пустыньке — настоящая пустынница. В первое время так и живали подвижницы. В доме, где-нибудь в уголку, устрояли конурку и жужжали там незримо ни для кого. Не дивно, что скоро мы воротились к этому чину подвижничества, при общем охлаждении к церкви и монашеству паче.

Если съездили в Воронеж, поздравляю; если нет еще, благослови Господи. И я собирался куда-либо прокатиться, но уже время ушло. Разве, может быть, в Москву махну на часок. Но это все загадки, которые, недивно, что окажутся пустыми.

Глаз мой все слабеет, как и подобает, и дело свое ведет очень скромно и тихо, т.е. не причиняет никакой боли.

Благослови Господи всех вас. Ваш богомолец Е. Феофан. 7 августа 1879 г.  

410. Привет старым знакомым с нового места служения (Владимир). О своем навыкновении писать проповеди. Хлопоты о школе и крестовой церкви

Милость Божия буди с вами!

Вера Алексеевна!

Премного вам благодарен за память и поздравления. Взаимно и вас поздравляю и с праздником Рождества, и с новым годом. — Всеми благами да ущедрит вас Господь Бог в начинающийся год. Вы благодушествуете. Слава Богу! Какие вы добрые! Всем вам мои искренние приветы. Всех помню, и всем благодарен за привет и расположение, коими пользовался, живя между вами. Не оставляйте тем же и нового Владыку. Сие для нас есть не малое утешение. Я здесь еще ни с кем не сошелся. В Тамбове это было как-то легче. Народ тут будто хорош, но еще ничего не могу утвердительно сказать. Дивятся только. С самого приезда доселе еще ни одной службы не было без проповеди, и слушают. Владыке вашему когда за проповедьми, когда всякий день служба. Да это свалишься. Укрепи его Господи! Не думаю, что не может говорить. У нас вся беда от сборов писать. Помните, сначала я мало говорил, именно от того, что думалось проповедь писать, тоже, что книгу сочинить. Так мы все думаем. Преосвящ. Серафим тогда и говорит мне: да что долго думать? сел да и написал за один присест. Я никак не верил, чтобы можно было так. Потом как-то самому стало досадно, что не говорю проповедей. Пришел от всенощной и ну писать, что напишется. Кажется, это была проповедь о любви к Богу. За обеднею с робостью начал говорить. Ничего, сошла с рук. Потом и в другой раз, тоже и в третий, и пошло так. И все проповеди, что «слова к Тамбовской пастве», исключая 3-4, такого происхождения. Вечером после всенощной писаны. Это я затем рассказываю, что пока не придет Преосвящ. к мысли — писать за один присест — не ждите проповедей. Столкните его на эту колею. Увидите, как пойдет. Проповедничество всякое удовольствие доставляет. Рад очень, что наконец школа открыта. И здесь загадываем. Уже дом приторговали. В след. год откроем. О. Никодима очень жаль. Даруй ему Господи терпение. Что-то у них церковь… иконостас в Казанском?! Во Владимире зимою служить негде. Помните крестовую? Неуклюжая такая. Переделываем. Уж план составлен. К 30 авг. будет новая, без столба — с новым иконостасом, немного разукрасим. Деньги собрал с монастырей.

Поклонитесь всем знаемым и большим и маленьким.

Всех вам благ от Господа желаю. Молите Бога о мне грешном. Ваш богомолец Е. Феофан. 29 декабря 1863 г.  

411. Поздравление с постом. Совет и мечты об уединении. О своей крестовой церкви и проповедничестве

Бог в помощь! Спасайтесь!

Со святым постом честь имею поздравить вас. Благослови Господь проводить его тихо, покойно, мягкосердо и со всеми благами, обетованными трудящимся постникам!

Простите Господа ради леность мою. Всегда помню вас, и в молитве моей многогрешной поминаю, считая вас и все родство ваше -искренними себе. Господь да наградит вас за вашу любовь и память. Приветливо ли, как всегда, смотрит на вас келлия ваша?! Если приветливо, то можно бы попробовать уединение на пост! Сейчас это у меня с мысли сошло. Всяко, как душа хочет. Уединение полное я разумею. Уж до самой Пасхи. И окошечко завесить. Э, любо! э! любо. Когда то Господь даст, хоть бы недельку мне так побыть. Я совсем было в лес, да не приходится.

Сломали уж церковь — крестовую, неуклюжую.. Помоги Господи к зиме, чтоб служить уж в новой церкви!

Уж прислушались к проповедям, и у меня что-то охота отпадает. Опять замолчу, или помоги Господи. Ибо горе, аще не благовествую.

Молите Бога о мне. Всех вам благ от Господа желаю. Ваш богомолец Феофан Еп. Владим. 27 февраля.  

412. О своей жизни и Архиерейских трудах во Владимире

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за поздравления в память о мне многогрешном. Только и спасения чаю, что от чужих молитв, а сам никуда не гож, и молиться ленюсь. Отделал себе верх, так хорошо, что выйти не хочется. Церковь отдалилась на одну лествиду, а сойти не хочется. А тут случись так, что постные службы совсем не в ладу с консисторскими делами.

Головка наша горькая. Вот так-то маешься-маешься целый век, а все толку мало. Боже! милостив буди мне грешному! У нас все добре. Девичью бурсу открыли, церковку освятили и красавицы мои блаженствуют. А уж начальница, что за чудо! Как у нее идет все ловко, умно, матерински, экономично. Не нарадуюсь. Красавиц с 20. Как они сначала дики были и как теперь привыкли. Рады-рады, когда приедешь к ним.

Господь да благословит всех вас и да благопоспешит всем во всем. Всех почасту поминаю и молюсь грешною моею молитвою. И всех других помню, кто приближался ко мне.

Феофан Еп. Владимирский. 16 марта 1864 г.  

413. По получении ордена. Хлопоты о церкви. Наставление чрез фотографическую карточку

Христос воскресе!

Милость Божия буди с вами!

Премного благодарен за поздравление. Запоздал сам. Виноват. Взаимно всех вам благ от Господа желаю. Дух ваш да укрепится паче и паче в Господе, о Нем же Едином наше спасение.

Начинает все цвести и юнеть. Когда бы и нам Господь благословил изнести что-либо жизненное вместо сухоты форменных дел. Господи, помилуй! Вот и мне наказание Господне прислали — ленту. Прошлый раз в церковь наряжался. Какой срам! Все смотрят как на чучелу, а между тем, ведь, не могу сказать, чтобы не был и сам занят этою пустотою, при всем знании, что это пустошь. Это враг попридумал мучить души. Это награда за Тамбов. Тамбовцы выжелали!

Церковь свою разорили, а созидать еще не начинали. Иконы чай и будет Палехский писать. Ему очень желательно поработать, и его желанье имеет для нас особую привлекательность по дешевизне. Согласен работать по цене, как в Тамбове рисовал.

N.N. благословенье. И эта карточка не хороша, как и та. Ни то, ни се. Подтруните над нею, что солнышко стоит за Господа. У кого отношение к Господу установлено решительно, того портрет делает оно определенно, вот ваш, N.N. Резко, четко — видно, кто это. А ее карточка выходит ни то, ни се. От того, что на душе к Господу ни то, ни се, ни да, ни нет. Пора на да перейти. Что мятешься человек?!

Благослови вас Господи! Ваш богомолец Феофан Е. Владим. 24 апреля 1869 г.  

414. О своих трудах и хлопотах во Владимире

Милость Божия буди с вами!

Виноват! Шуточка — сколько времени не писал, засуетился, житейскими волнами обуреваем. Письмо ваше последнее получил на дороге; по возврате немного побыл, опять в дорогу, а тут постройки. Да как будто наказание какое,. одно за другим. Все коромыслом пошло. В доме духовые печи, а там верх вздумал отделать, чтоб там жить. Кругозор шире. Всю подсолнечную обозревать буду, а пол-Владимира несомненно. И балкон почти во весь дом — гуляй и воздухом наслаждайся, и идеи широкие развивай, сколько хочешь.

Живу теперь на бивуаках в другом корпусе. Скоро новоселье. Церковь вчерне готова, отделка в след. году.

Прошу не забывать меня грешного в молитвах своих. Поклон всем знаемым. Мир вам! Ваш богомолец Феофан Е. Владим.  

415. Плоды святительских поучений во Владимире. Намерение об удалении на покой — на Вышу

Милость Божия буди с вами!

Приношу благодарность за поздравления; взаимно поздравляю и вас. Утешения вам от Господа желаю.

Очень радуюсь умирению и утешению любезного Тамбова. Да сохранит его Господь Многомилостивый!

У нас все дается. Только Господа благодарить. Ныне слышу в городе, что под новый год не будут уж пить шампанское в полночь, потому что прошлый год Его Преосвященство разбранил их в проповеди за это. Если так сбудется, то с этой стороны владимирцы перещеголяли тамбовцев послушанием к слову пастырскому. Или может быть это говорится, чтобы только говорить что-нибудь. Вот увидим. Очень интересно знать, самое дело как будет.

Ведь, не успел с церковью. Придется освятить не кончивши. Желаю успеха вашей Казанской церкви.

Поклонитесь всем знаемым.

Преосв. Костромской чем-то нездоров. Тоже, вишь, карбункул. Что это поветрие что ли?

Наш Преосвященный хочет подавать на покой в Вышу. Как это вам покажется? И спит и видит Вышу. Хочется на свободе — в степи посибаритничать.

Ваш богомолец Ф. Е. Владим. 26 декабря.  

416. С Выши. Труды по переводу писаний св. Антония о монашестве

Милость Божия буди с вами!

Едут за чем-то наши к вам. И пишу, чтобы пожелать вам здоровья и покоя у милостивого Спаса нашего. Время течет-течет, и не ухватишь. Того и гляди смерть. Ах, ах, а уж делать-то нечего будет. Иди… на расправу. Только ел, да пил, да веселился, а дельце на ум не шло. Извольте теперь отдуваться. Ой, беда!

Сижу теперь и перевожу писания св. Антония Великого, — родоначальника монахов, чтобы потом сделать заключение, как он смотрел на монашество. Ныне все расползлись в понятиях. Монахи — свое, миряне — свое. Что-то нам скажет св. Антоний?! Я начал это еще с приезда на Вышу, да бросил, а теперь опять вздумалось. Трудноват язык. Докончу ли? А много, 20 слов, 20 посланий, сколько наставлений! Целая книга! У Преосв. Игнатия в недавно изданной им книге собрания изречений, много взято из этих писаний. Жаль только, что он не в порядке их выбрал, а смешанно, то о том, то о другом.

Здоровье мое слава Богу! Желаю и вам здоровья и покоя душевнаго.

Молите Бога о мне. Всем вашим привет.

Ваш богомолец Е. Феофан. 18 января 1871 г.

Успокоились ли монахини раскудахтавшиеся?! Пора. Вся беда, что на монахов и монахинь стали смотреть как на мирян. Монашество лишает всех прав, след. и судов. Бьют — молчи.

417. Как заменять церковную молитву в уединении. Жалобы на леность

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за молитвенную память у рак св. угодников Божиих.

Благослови, Господи, ваше уединение. Что в церкви не бываете, не беспокойтесь. Для Бога всякая молитва от сердца равно ценна, где бы она ни возносилась. Тут разницу делает только одна привычка. И к безцерковной молитве можно привыкнуть. Меньше читайте по молитвенникам. Больше молитесь так от себя, и с одним «Господи помилуй» можно обойтись. Переведите службы на поклоны и посредством их удовлетворяйтесь. Так делали все пустынники и уединенники. И это лучше гораздо, чем читать. Совсем не читать — не обойдешься. Но кое-что на память, без книжки. Благослови Господи!

Благодарствую за поклон преосв. Иосифа. Да помолится обо мне. Леность совсем меня обуяла. Чтобы я мог наделать, если бы не она треокаянная. Теперь немного легче стала, как сказал о ней владыке Платону. Верно он помолился. О, когда бы мне избавиться от нее?!

Всем вашим Божие благословение. Молите Бога о мне многогрешном. Ваш богомолец Еп. Феофан. 7 октября 1874 г.  

418. Мысли о сборнике из св. Отцов. Усиленные труды по истолкованию посланий

Милость Божия буди с вами!

Примите и от меня поздравление с праздником и с новым годом. Полные вам мои благожелания. Будьте здоровы и всегда благодушествуйте!

Да будет для вас ваша вышка выше нашей Выши. Да посещает вас Господь Своею милостью и сердце ваше да согревает в молитве и благомысленном к Нему обращении.

Из таких статей, как св. Максима, надо бы сборник составить, и иметь всегда под руками. Это был бы локомотив духовный. Некогда! Вот уж управлюсь с посланиями. Тогда возьмусь именно сборник составлять из всех святых отцов. А вы молитесь, чтобы дожить до того. Посланий еще года на два станет самой усидчивой работы. Тем сборником слаще бы для меня заняться; но толкования нужнее. Наш старец преосв. Платон велел все бросить для толкований, и я бросил, и благоверную (леность) прогнал, и носа не кажет. Работа идет усиленная очень.

Преосв. Феодосий привыкнет так, что о Тамбове и не вспомянет. На первый раз всегда так. А там слюбится.

Всех вам благ от Господа желаю. Молите Бога о мне. Ваш богомолец Е. Феофан. 27 декабря 1874 г.  

419. О радости в праздник Воскресения

Милость Божия буди с вами!

Христос воскресе!

Взаимно приветствую и я вас с светлым праздником Воскресения Христова. Буди вам в обрадование духовное, которое однако ж зависит не от слов и не от желаний.

Вкусившие силы воскресения прежде оного воскресения, только они радуются настоящим образом воскресению Христову. У них плоть умерла и живут они духом. Нам же, плотянным, как радоваться истинною радостью? Радуют, кое пение, кое яичко, кое так уж заведено радоваться; ну и надуешься на радость. И все сие не то. Господи, помилуй нас!

Собираетесь в путь? Благослови, Господи! Поклонитесь усердно и от меня великому владыке. Утвердите его покрепче в мысли, что не следует на покой, как он уже и решился продолжать службу.

Я здоров; но леность опять обуяла. Ничего не делаю. 7-ой десяток неужели проспать придется?! Вот рай?!

Будьте здоровы и веселы. Благослови вас Господь всяким благословением. Ваш богомолец Е. Феофан. 24 апреля 1875 г.  

420. Ответ на просьбу написать копию с чудотворной иконы Б. Матери

Милость Божия буди с вами!

Что выйдет хорошего, если я своими пакостными руками напишу икону? Теперь не совсем усердно, но все же ходят, а тогда и перестанут ходить. Но я не отказываюсь. Одно условие: спишу не так, как икона есть с украшениями, а так, как она есть без ризы золотой. Мне приносили сию икону, чтобы снять ризу и подложить новую слюду под лик Божией Матери. Я тогда срисовал ее, только на картоне. И теперь можно вновь снять ризу и срисовать, это будет икона чудотворная, как есть. Ризу же купцы пусть закажут новую сами.

Идет?! Если идет, пусть пришлют кипарисную доску в меру иконы. Та, которая у них есть, вероятно, копия метахромотипийная, из монастыря полученная. По этой иконе и мерку возьмут для кипарисной доски.

С украшениями и ризою рисовать не стану, ибо это египетская работа, а все-таки дурно выйдет.

Мое здоровье исправно.

Владыке низко кланяюсь и прошу молитв. Благослови Господь вас и всех ваших. Ваш богомолец Е. Феофан. 16 ноября 1875 г.  

421. О новом архиерее Тамбовском

Милость Божия буди с вами!

Вот вам и владыка! Нагрешили, верно, тамбовцы, Бог и берет пастыря. Но утешьтесь! Слышно, и тот владыка очень добр. А сейчас о. архимандрит сказал, что кто-то писал ему, будто будущий владыка крутенек. Но если крутенек в должном, то это не худо, а хорошо. Кучера хорошие — самые крутые: держат вожжи туго и не дают воли лошадкам.

Я здоров, чего и вам желаю. Холода пошли, хоть погода ясная стоит. Но, ведь, вам не гулять, а только в окошечко посмотреть, как и мне многогрешному.

Желаю вам всего доброго и здоровья и спокойствия душевного.

Господь да благословит вас! О. архимандрит спешит, спешу и я.

Прошу не забывать меня в молитвах своих. Ваш богомолец Е. Феофан. 16 октября 1876 г.  

422. Поздравление с св. Четыредесятницею. Память смертная. Безответная молитва

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю и вас с св. Четыредесятницею. Помоги вам Господи провести ее в добром здоровии и во спасение души. Можно дома поклонами отбывать все службы, а в субботу и в воскресенье сходить к обедне. Св. Таин причащаться можно и не раз. Благослови, Господи!

Да-да. Время течет. И не заметишь, как смерть придет. У вас там указали мне во мне знаки смерти. Хоть очень сомнительного значения, всяко однако ж, поставив себя в состояние обреченного на смерть, которая может вот-вот придти и захлебнуть, я чувствовал, как горько быть в таком состоянии. И только несомненная надежда на милость Божию может усладить его. Коль великая и неописанная милость Божия крест Господень. В нем вся наша надежда.

Вы молитесь сказать вам, где лучше спастись? И Бог не сказывает. Если не сказывает, значит дает знать, что нечего об этом молиться. Потому что и в настоящем положении ничего нет, что бы могло мешать спасению. Все дело в добром произволении и в спасительном настроении сердца. О сем и забота буди! Что есть, то хранить; чего и не достает, то прибавить. По какой программе? По блаженствам. Что написано в блаженствах, надо все в сердце возыметь; и рай!

Благослови вас Господи! Молите Бога о мне грешном. Ваш богомолец Е. Феофан. 14 февраля 1877 г.  

423. По известии о смерти костромского Архиепископа. Воспоминание святителя о кончине своих родителей

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую, что поспешили известить о смерти Костромского владыки. До вашего письма мы не знали о сем, а в газетах, кажется, дня через три увидели известие о сем.

Я не умею горевать об отходящих, когда уверен, что они отходят ко Господу. Как горевать о них, когда они радуются? Если они видят нас (а точно, видят), то как им неприятно видеть наши слезы! Сказать бы, что плачем о себе, что их теряем, и это неладно. Ибо они не перестают быть близкими к нам и добро делать нам, только невидимо, вместо видимого. Они еще ближе становятся к нам. Ибо видимое бытие разделяется пространством, а невидимое сокращает разделение, так что вспомни о владыке (только сердечно — живою памятью), он тут и есть. Понимая так дело, я никогда не плачу и не горюю об умерших. Это со времени смерти батюшки и матушки. Они умерли через две недели друг от друга. Когда узнал об этом, какое налегло тяжелое и мрачное облако!. Но в тот же момент пришли мысли немрачные и всю тьму разогнали. Утешился, и ни слезинки. Я верую, что это мне внушил Ангел хранитель. С тех пор я делюсь этою верою со всеми.

Благослови вас Господи! Молите Бога о мне грешном. Ваш богомолец Е. Феофан. 27 мая 1877 г.  

424. Продолжается утешение об умершем Владыке. О поминовении. Замечательный случай с княгинею Ольхиной

Милость Божия буди с вами!

Вы все тужите о Владыке и не надеетесь перестать тужить. Господь да утолит скорбь вашу! Восставьте ту уверенность, что Владыке там очень хорошо и что он не лишен вместе с тем возможности иметь свойственное таинственному его состоянию общение со всеми любящими его и молящимися о нем. Если верите сему, то поверьте, что он бывает у вас. Если бывает, то вы стало быть теперь получаете то, чего при жизни его не имели.

Вы думаете, что и время не уврачует скорби вашей. Это не так. Останется наконец тихая — не скорбь, а утешение приносящая память. Сам Владыка постарается наградить этим вас за такую любовь к нему.

Вы обещали мне брошюрочку о его кончине и похоронах. Жду.

Так ли вы поминаете? Так, так. Бескровная жертва возьмет вашу слезку и принесет пред Господа. Сердечное поминовение — главное с нашей стороны, а со стороны Божией церкви — бескровная жертва. Вместе они делают полное дело поминовения.

Посмотрите, что было с княгинею? После удара она потеряла речь. Понимает все, а не говорит, бурлит только. Недели две-три пред сим была там в Питере гроза. Княгиня начала крайне беспокоиться и ужасаться. Наконец сказала: «вот она!» и начала молиться: «помилуй меня, Господи!» повторяя несколько раз. Затем свалилась в постель, начались небольшие корчи и напало нечто в роде беспамятства. Так прошло с сутки или более. Думали — конец, так и доктора присудили. Но княгиня встала и начала ходить. Приехала сестра. Она сказала ей: слушай Маша (Мария Сергеевна Ольхина). Когда я лежала, приходил бес и нудил меня отречься от Христа, говоря, что Он мне не поможет. Я прокляла его и закричала: вон пошел! Пришел Ангел Божий хорошенький-хорошенький и прогнал беса. Рассказав это, прибавила: смотри ты, мне все это запиши, как я тебе сказала. Это все говорила она четко, как обычно говорила, но потом речь опять пропала, и она бурлит только. Какая история!?

Спаси вас Господи и помилуй! Молите Бога о мне грешном.

Всем вашим поклон и благожелания. Ваш богомолец Е. Феофан. 6 августа 1877 г.  

425. Об отпечатании писем преосвящен. Платона. Результаты турецкой компании

Милость Божия буди с вами!

С масляницею и, если хотите, с преддверием поста! Даруй Господи и сие и оную наладить ко спасению.

Письма Преосв. Платона, думаю, лучше вам при жизни отпечатать. А чтобы не догадались, что к вам писаны, для сего во 1-х напечатайте их в ведомостях, а во 2-х все частности, какие есть в письмах, по которым может кто догадаться, что к вам писаны, опустите. Как печатать? Если от себя издавать, то будет дорогонько. Думается, можно снестись с редактором Душеполезного Чтения и предложить ему, не угодно ли ему напечатать их в его журнале, с условием, доставить вам оттисков с 200. Если согласится, и делу конец. Снесется с ним пусть N.N., не поминая, что к сестре его писаны, а к некоей знакомой, которая желает предложить сии письма для чтения православным. Можно для образчика приложить одно-два письма в копии, чтобы редактор видел, что за письма. Да этот редактор был в постоянной переписке с Владыкою и с радостью согласится на сие. Потом перепишите письма сами дома все огулом. Вы все хорошо пишете, и отошлите. Доброе дело будет.

Икону для А-ва начал малевать. Потом и вам. Афонские книги получены давно-давно. Благодарствую.

Ну, вот и войне конец! Турки рады, или нос повесили? Пообщипали их порядком. Я думаю, что конференция не будет перечить ничему, ибо сил нет. Крепко уж мы налегли на турку, не стащишь. Англичане как шавки бегают кругом и вякают без толку. И сраму им, сраму! Тоже ширятся! Слава Тебе, Господи! Это последняя война с турками. Разве начнут обижать болгар? Но, кажется, болгаре так будут поставлены, что дадут и сами отпор. У них сила великая!

Благослови вас Господи! Помолитесь о мне грешном. Ваш богомолец Е. Феофан. 20 февраля 1878 г.  

426. Постом. Слухи о новой войне. О трудах по иконописанию

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за поздравления. Спаси вас Господи за ваше доброе расположение!

Ну, вот и пост на проходе, и весна на дворе. Попостились, поговели, св. Таин причастились. Теперь что? Радоваться? Но наперед поплакать надо над плащаницею о грехах своих. Потом уж Христос воскресе! А далее и с птичками петь веселую песнь хвалы Богу — Создателю и Устроителю всяческих!

Вы боитесь войны новой?! Да, что-то будто собирается. Впрочем, ничего определенного. Как враг хитер! Ведь, все рады, что христиане получают свободу. Но зачем это сделала Россия? И ну орать на чем свет стоит. Но пусть орут. Сделать им ничего не придется. И войны, вероятно, не будет. А крики будем все еще слышать м.б. долго. Будем молиться, чтобы Господь устроил все, как Его св. воле угодно.

А-ву икону кончил и посылаю. — Сверху она немного треснула. Пять раз я ее замазывал, все вылезает. Как будет риза, то этого не будет видно. А подписать забыл. Пусть сами подпишут день, когда получат. Свидетельство прихода вернее.

Ваша икона скоро будет готова, но пойдет уж после Пасхи.

Всем вам Божие благословение. Ваш богомолец Еп. Феофан. 29 марта 1878 г. 

427. По получении посылок, разные сообщения и поклоны

Милость Божия буди с вами!

Я только вчера отослал к вам письмо, а ныне вот и ваши. Благодарствую за подрясники и гостинцы. Подрясники впору. Карточку Преосв. Игнатия получил. Благодарствую.

Вы жалуетесь на засуху, а у нас дожди и холод, хоть топи. Теперь подымается, что хотело засохнуть. За то останется без уборки, что поспело. Так на весах чашки — одна подымается, другая опускается.

Икона ваша почти готова. Но с нее надо другую еще снять. А тут леность. Потерпите на мне грех сей.

Ваши сейчас показались, и сейчас едут. Благослови Господи путь их. Грязно, небось. Меньше тряски.

В пустыньке своей сидите дольше. Воздухом свежим запасайтесь на зиму.

Мне теперь ничего не нужно. Как станет нужно, так скажу.

Всем вашим поклон и благословение. Молите Бога о мне грешном. Ваш богомолец Е. Феофан. 13 июля 1878 г. 

428. О больных впавших в неверие

Милость Божия буди с вами!

Виноват. Икону еще не кончил. Вот-вот примусь. Немножко дельце зашло и не до рисования.

Спрашиваете, где можно достать письма последние. В Афонской часовне в Москве на Никольской улице, вероятно и у Ферапонтова есть.

Об N. жалею. Даруй ему Господи здоровье, если оно спасительно; но всяко, да образумится. Уж, конечно, нечего высоко думать о тех, кои не веруют ни во что. Дух замер. Как успевают они его убить? Не постигаю. Ведь, он есть часть нашего естества. Верно уж время такое дурное. Моровое поветрие нашло на духовную жизнь. Буди воля Господня!

Что у N.N. там около красавиц все было хорошим найдено, очень рад. Помоги ему Господи делать добро, как сможет и как открывается возможность в его обстоятельствах.

Вот и зима; в куты загоняет. Меньше развлечений; больше собранности, молитв, богомыслия, а у иного, пожалуй, и уныния.

Всех вам благ от Господа желаю. Молите Бога о мне. Ваш богомолец Е. Феофан. 2 ноября 1878 г.  

429. Состояние умерших. Сколь уместна скорбь об них. О своем правом глазе

Милость Божия буди с вами!

Давича утром о. архимандрит прислал записочку с извещением от N. о смерти N.N. Упокой Господи душу ее! Вы писали, что будете очень горевать о ее смерти. Не погоревать нельзя, а очень горевать совсем не следует. Умерла не она. Она жива, только перешла в другую комнату и, надо полагать, в другой уже ходит одежде. Так и воображайте ее, что она жива, только в другом месте и в другом виде. Можно бы скорбеть, если бы не было основания веровать, что она обретет милость у Господа. Какие на ней грехи?! Веровала и работала Господу, сколько сил было. Как нет человека без греха, были, конечно, и у нее свои. Но вот Господь послал болезнь тяжеловатую, и ею отребил все эти грешки, немощи и неведения. За что же после сего останется карать ее правде Божией? Не сомневаясь же, что она обретет милость Божию, какой смысл в плаче и сокрушении безмерном? Лучше молитесь и молитесь с духом покойным и богопреданным. Да надолго ли разлука?! Ведь, ныне-завтра и мы туда же перейдем. Да будет Господь милостив ко всем нам!

N.N. поздравляю с генеральством. Дай Господи ему еще послужить с пользою делу, к которому так усердствует.

N.N. приношу благодарность за сделанные им показания. У меня болезнь совсем не страшная. Правый глаз слабеет в зрении и отстает на половину от левого. Но это не мешает мне ни читать, ни писать, ни что другое делать. И боли никакой нет. Посмотрим, отличится ли N. над моим глазом, как отличался над ревматизмом N.N-а.

Поздравляю с постом, минуя масляницу. Всех вам благ от Господа желаю и всем вашим.

Ваш богомолец Е. Феофан. 4 февраля 1879 г. 

430. О состоянии своего зрения и о погоде. О новом Моск. Митрополите Макарии. Отзыв на мнение о назначении святителя в Японию

Христос воскресе!

Поздравляю взаимно и вас с светлым праздником воскресения Христова. Да подаст вам Господь светлую во всем жизнь.

Зрение мое все, кажется, в том же положении: ни взад, ни вперед. Но кажется назад не воротится, а будет двигаться вперед — к ослеплению не общему, а правого глаза. Да уж бы поскорее. А то нянчись с ним. Но боли глаз никакой не делает.

Извините, что не скоро вам отвечаю. Ведь, мы бываем залиты в эту пору. Теперь, чай, пойдет все исправно. Как скоро у нас все просохло?! И дорога, говорят, уж исправна.

Слышали гром? видели молнию? А у нас тут где-то недалеко первая молния четыре двора сожгла. Вот и первый визит!

Слышали, что Преосв. Макарий в Москву? Я этому очень рад. Хоть и есть которые постарше его; но он пригожее всех. Так мне думается.

А Вышенского хотят в Японию проводить. Он отвечает: ехать не хочу, а полететь полечу. Кто-то сидит и придумывает крылья. Так вот как только он выдумает, так сейчас куплю крылья и полечу. А ехать не хочу — не хочу.

Спаси вас Господи всех и в царство Свое вечное введи. Прошу ваших молитв.

Ваш богомолец Е. Феофан. 24 апреля 1879 г.

431. О пребывании с Господом и о внутреннем очищении

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за поздравления и благожелания! Примите и мой вам искренний привет с праздниками, хотя уже прошедшими. В наступающий год да дарует вам Господь всего наилучшего и наирадостнейшего.

Чего скучать? Господь близ. С Ним быть все одно хоть в этом, хоть на том свете. Только бы благоволил Он удерживать от всего несродного Ему и внутри, как во вне. Во вне легче быть исправным. Стыд пред людьми помогает. А внутри — авось, небось. И идут своим чередом недобротные помышления и желания. И беречься то никак не убережешься. Боже, милостив буди нам грешным!

Благослови вас Господь всяким благословением. Ваш богомолец Е. Феофан. 11 января 1880 г.  

432. О делах по хозяйству, новом покушении на жизнь Государя и отношении губернатора ко Владыке

Милость Божия буди с вами!

О. Тихон завез все посланное вами. Благодарствую.

Все скучаете за хозяйством. Примите это как послушание, Богом на вас наложенное. Ведь, служить друг другу — Божье есть дело. Потому и исправляемо быть может по Богу, в угождение Ему. Молитвою и чтением заняться все же останется довольно времени. А это вместо рукоделья.

N.N. да упокоит Господь! Я поминаю ее на всякой службе.

Сейчас принесли весть о новом крупном покушении на жизнь Государя и всего дома. Господи! что это творится на нашем свете?

О разладе слышал, что губернатор задирает. Но у Владыки есть такой премудрый такт, что все сие мимо идет без особенно неприятных следов. Будем молиться об этом.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 10 февраля 1880 г.

433. Надо ли заранее готовить место на кладбище. О поведении во время поста

Милость Божия буди с вами!

Кладбище! Что за нужда о нем хлопотать? Где ни похоронят все одно. Душе же какая помощь от места похоронения тела? Помните сказание, что из Церкви-то выходили. Ну, вот! Коли что неладно в душе, не сдобрить того похоронами.

Се — пост. Благослови Господи провесть вам его в добром здравии и во спасение души.

Можно и дома отмаливаться, не ходя в церковь. При говении хорошо понудить себя. А в прочие недели можно и дома молиться, на преждеосвященные только ходить. И дома-то читать последования, как положено, а то и одними поклонами можно отделываться.

Всяко да устроит ваше жизненное течение Господь по благоугодному Ему и благопотребному для вас!

Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 3 марта 1880 г. 

434. Основные правила для монахов

Милость Божия буди с вами!

Спешу ответить вам на последнее ваше письмо, полученное 21 сент.

Поздравляю с переездом в Тамбов и с богомольем. Благодарствую за молитвы по моей многогрешности и за поклон от пр. Иосифа. Поминает ли он меня в молитвах своих? Я поминаю его.

Поздравляю N.N. с выздоровлением или подкреплением своего здоровья. Дай Господи бодренно трудиться ему в лежащем на нем деле. Что министр видел и увидел?

Что спрашивает Иерусалимская подвижница у Вышенского лежебока, на то скажу: 1) главное монашеское правило есть — быть неотлучно умом и сердцем в Боге, или непрестанно молиться; 2) для подогревания сего подвига положены определенные молитвословия — круг дневных служб, которые в церкви совершаются, и некоторые келейные молитвования; 3) поелику Иерусалимская подвижница дневные службы сама исправляет, то ей более никаких молитвословий можно не читать, а вместо чтения обычных молитв класть поклоны с молитвою Иисусовою, или к Богородице и Ангелу Хранителю, к соименной святой, к святым дня. Сколько молитв и сколько поклонов, сама пусть определит, применительно к тому, как о сем написано в следованной псалтири там, где расписано, что в какой день читать готовящимся ко св. причащению. Только пусть не обременяет себя. Лучше поменьше, оставляя себе на свободу иногда и прибавить.

Но главное да ведает, что сила вся в непрестанном к Богу чувстве, которое и пусть возгревает, как умеет. Се закон! Коль скоро чувство то есть, то все правила им одним заменяются; а коль скоро его нет, то его никакие читательные труды заменить не могут. Молитвословия назначены для того, чтобы питать сие чувство, — и коль скоро не питают, то они попусту. Только труд, а проку нет. Это внешняя одежда, для которой или под которой нет тела, или тело, в котором нет души.

Боже мой! Какие строгости прописаны! А иначе нельзя сказать, как так.

Благослови вас Господи всяким благословением. Ваш богомолец Еп. Феофан. 26 сентября 1860 г. 

435. О новостях, частом причащении и как Господь украшает Своих избранных

Милость Божия буди с вами!

Взаимно и вас поздравляю и с праздником прошедшим и с новым годом наступившим. Желаю вам всякого обновления духовного.

Об о. ректоре я уже слышал тоже из Тамбова. Не молва ли это неопределенная? Что ж горевать? Вам Бог другого пошлет, а он везде хорош.

Что причащались дважды в пост, добре. Благослови Господи! Можно почаще причащаться, как вздумаете. Священник каждый день приглашает причащаться православных; только никто не откликается. Если найдете возможным почаще причащаться, не будет худо.

N.N. желаю выздоровления, а пока даруй, Господи, терпения!

N.N. спаси Господи! Я всегда ее поминаю на проскомидии. Давно страдает. Даруй Господи терпение. Выполаскивает Господь, чтобы белее была. А мучеников так еще подрумянивал Господь. Вот как Он любит Своих холить и украшать!

Поклон всем знаемым и всему Тамбову. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 4 января 1881 г.  

436. Предуведомление о смерти. О новостях и трудах святителя по писательству

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за поздравления и благожелания. Поздравляю и вас с праздниками, уже прошедшими, и с новым годом наступившим. Даруй вам Господи быть здоровою и веселою.

Вы получили от матушки своей предуведомление, что умрете. Что же? Общий путь! Благодарите Господа, что дано такое напоминание и приготовьтесь. Хоть может быть это и не совсем скоро будет, но все же будет. К готовому смерть никогда не приходит рано.

Порадовался и я от души, что дело N.N. решилось в ее пользу. Но, ведь, и еще надо ждать пересуда в СПБ. Там — главное. Если и там по сему же решат, то и торжество.

Владимирская красавица лихих лошадок купила, вероятно, для племянника с племянницею, кои в Москве, около генерал-губернатора. А если для себя, то ей следует епитимия.

Я, слава Богу, здоров, но глаза идут своим чередом.

Ныне только кончил второй том Добротолюбия. Пошлю афонцам для переписи и печатания. Протянется это однако ж с полгода, если не более.

Теперь возьмусь за толкование послания к Евреям, которое отстало.

Всем вам Божие благословение. Спасайтесь! Ваш богомолец Еп. Феофан. 28 января 1884 г.  

437. О разных новостях и о своем здоровье

Милость Божия буди с вами!

Хоть запоздавши, но искренно приношу вам благодарность за поздравления и благожелания праздничные. Желаю и вам всего доброго преизобильно в текущий год.

Что такая беда стряслась с N. и N.N., очень жалею. Вина в нашем излишнем доверии к честности некиих господ. Заведем доброе дело, а проверять строго исполнителей совестимся. Вот и расплачивайся! Очень жалею.

Что о. архимандрит Димитрий стал владыкою Димитрием, этому очень рад. Давно бы следовало. Он достойнейший человек, украшенный светлыми качествами ума и сердца. Благослови Господи ему потрудиться теперь в архиерействе.

Карточку Преосв. Воронежского получил. Благодарствую. Какой он безплотный! Да будет он светилом, светящим широко вокруг.

N. воротились с лекарствами. Что-то им Бог даст! Но я отказываюсь от Вревского. Он за глаза не лечит, а я не могу ему показаться на глаза. Вот и расходимся! Если о. Иона Киевский вымолит, или о. Иоанн Кронштадтский, к которому я писал, то и добре. А если грехи мои не дадут прохода к Господу молитве их, то буди воля Божия!

И я уж сложился почти встретить слепоту, не хныкая. Вот придет время! Лежи! А теперь и лег бы, да не уложишь. Все совестно без дела.

Всем вашим поклон и полные благожелания. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 26 января 1884 г. 

438. Об оконченном труде по составлению Евангельской Истории и проч.

Милость Божия буди с вами!

Виноват, что так много задолжал ответом. Немножко дело было; немножко ленился.

Составлял евангельскую историю словами св. евангелистов, придумывая и причины, почему такой, а не другой должно дать порядок евангельским событиям. Кончил все и теперь переписываю.

Распрощались вы с своим Владыкою. Чудо будет, если он опять вернется, при всем желании и его и вашем. Извольте поусерднее Бога молить. Такого Владыки другого не дождете.

За честь, воздаваемую вами иконе Владычице, да осенит вас всегда Всемилостивая защитительным покровом Своим!

Я здоров. Последний глаз все еще в силе. Молитесь, чтобы он не засорился, как первый. Об операции я и думать перестал.

Посылаю вам книжки аввы Исаии. Прошу передать N.N. с N.N. и N.N. После Владыки вы старинная моя знакомая. Вам и следует принять на себя труд раздачи книг.

Шлю вам полные мои благожелания. Всем знаемым поклон. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 17 июня 1884 г.  

439. Краткие отзывы и известия о Евангельской Истории и о разных предметах

Милость Божия буди с вами!

Очень рад, что благополучно совершили свое богомольническое путешествие. Благодарю за помин о мне грешном при св. местах. Спаси вас, Господи!

И я слышу, что Задонские обители процветают. Настоятеля такого Бог послал. У него и по главному монастырю все в порядке. В скит — это он отправил о. Кассиана. Благослови их там, Господи, всех!

Преосв. Серафим, думаю, прикрывается болезнью. На деле же — уединение возлюбил, и, преосв. Арсению подобясь, бегает людей, потому что с Богом разлучиться и на минутку не может.

Преосв. Иосифа благодарю за молитвы. И я поминаю его всякий день. Про Евангельскую историю я прозвонил на весь свет. А теперь слышу, что Синод не разрешит. Ожидается, что не разрешит. Потому что уже были представляемы такие своды, и он не разрешал. Ну — это будет сильное поражение вышенскому самовозношению, — смирению наука.

У меня все в порядке — и здоровье, и леность.

Благодарю вас за предложение теплоты. На нынешний год все есть. И чулков куча, и подрясники, и сапоги.

Афонцы прислали мне греческие похвальные слова св. Пантелеимону. Перевожу. Писать же свое — всякая охота отпала.

Всем знаемым поклон. Прошу молитв. Ваш богомолец Е. Феофан. 28 октября 1884 г.  

440. Мысли перед постом и отзывы на сообщения о разных предметах

Милость Божия буди с вами!

С новым годом и с преддверием поста! Слышали: покаяния отверзи ми двери!

Всемилостивый Господь опять стоит у отверстых дверей Своих с распростертыми объятиями. Падем в объятия Его и восплачемся пред Господом, сотворшим нас и всячески спасение наше устрояющим Своими промыслительными о нас действиями.

О дворянских ваших выборах и о крайне деятельном в них участии N.N. я уже слышал от кого-то.

Кондоиди прижился в Тамбове. Да и на что менять когда хорош.

Я всегда считал о. Иоасафа добрым монахом. За то Господь послал ему добрую кончину. Мира и покоя душе его желаю.

Надо и себе готовиться. Вот уже неделя, как я начал осьмой десяток!

Желаю вам мира душевного и здоровья! Молите Бога о мне грешном. Всем знаемым поклон.

Ваш Богомолец Е. Феофан. 13 января 1885 г.  

441. Труды по изданию Евангельской Истории и Невидимой брани и просмотр письменных трудов игумении Смарагды

Милость Божия буди с вами!

Виноват, что так долго не отвечал. Прошу прощения, не представляя никаких извиняющих обстоятельств, по неимению оных.

Приношу благодарность за все присланное. Спаси, Господи! И пр. Иосифу приношу благодарность за книжку.

Евангельскую историю только что пересмотрел в печати и отсылаю заметки опечаток. Недели через три получу экземпляры и пришлю вам, и прочим тамбовским и преосв. Иосифу. Преосв. Леонтию поручено было Св. Синодом пересмотреть и представить мнение. Я ему очень благодарен.

Мое здоровье исправно, но глаза своими законами управляются.

Афонцы возложили на меня послушание переложить на русский язык «Невидимую брань». Перелагаю понемногу. Книга аскетического свойства. Печатается в Душеполезном Чтении.

На днях получил из Иерусалима от какой-то игумении Смарагды ее письменные труды — переводы Добротолюбия и толкование некоторых слов Исаака Сирианина. Просит пересмотреть и сказать, можно ли печатать. Переводов нельзя печатать потому, что они деланы не с греческ., а с славянского. А толкования св. Исаака, может быть, можно печатать. Не разчухал еще. Думается, что следовало бы печатать по тому одному, что автор — игумения и речь у нее твердая, с знанием дела!

Благослови Господи всех вас! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 4 ноября 1885 г.  

442. Отзыв о посетившем святителя Владыке. Еще о книгах игумении Смарагды и о своей Евангельской Истории и Невидимой брани

Милость Божия буди с вами!

С праздником Рождества Христова и новым годом усердно поздравляю вас! Даруй вам Господи всякое добро, какого желаете и ждете.

Владыка ваш великое доставил мне утешение своим посещением. Он очень мне понравился и по нраву, и по духу ревности живому, и по силе веры сильной. Помоги ему, Господи!

Очень вам благодарен за вести об игуменье Смарагде. Книги ее негожи к печати — одна уже в печати и в лучшем переводе с греч., а другая хоть и не худа, но печатать ее не из-за чего, потому что говорит тоже, что и у св. Исаака.

Кое-где у нее прорываются слова, из коих видно, что она слишком много приписывает силам человека в деле спасения. Но теперь конечно уж узнала из опыта, что так думать небезопасно.

Какая притча случилась с моею Еванг. Историею — не знаю. Давно-давно я перечитал ее и с отметкою опечаток отослал для окончания. И вот все жду и жду, и не дождусь. Как получу, так пришлю вам, и для владыки Иосифа, если не пошлю прямо к нему с преосв. Серафимом.

Читаете «Невидимую брань» в Душепол. Чтении? На днях кончил. К половине года кончится печатанием. Она слишком перетушована, и подлинника не узнал бы сам старец Никодим. Хотелось все пояснее сказать.

Всем вашим поклон и Божие благословение. Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан. 22 декабря 1885 г.

443. Отзыв святителя на замечательный сон адресатки. Известие о книгах и о совете игумена Ионы касательно больного глаза

Милость Божия буди с вами!

С постом поздравляю вас. Даруй Господи протянуть его в добром здравии и еще в добрейшем благорасположении духовном.

Сон ваш точно очень хорош. Это ваш Ангел-Хранитель что-то сказал. Только не знаю, как это ему вздумалось взять мою образину? Ведь, они видят не наружу, а нутро.

Про книгу мою ничего не слышу. Думаю, морщатся. Я просил владыку, чтоб, передавая книги ректору семинарии, сказал ему пропечатать объявление. Не печатает. Преосв., м.б., забыл сказать. Коли не пропечатает, к мировому. Будет он знать тогда. И штраф заплатит: понюшку табаку.

Вы спрашиваете, будут ли оттиски Невидимой брани? Будут. Это афонское издание. Перевод кончен. К концу года, а м.б. и раньше кончится и печатание. Теперь перевожу некую подобную книгу.

К о. игум. Ионе писал и получил ответ, и действую по его совету, и верю, что если Господу угодно помиловать меня, то глаз мой окрепнет. Прочее мое здоровье исправно.

К Преосвященному немного спустя напишу, как идет дело, и не покажется ли какой след?

Благослови вас Господи! Всем знаемым поклон и благословение. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 2 марта 1886 г.  

444. Святотатственное оскорбление Тамбовской иконы Бож. Матери. Слухи о новых назначениях по духовному ведомству. Известие о своем здоровье

Милость Божия буди с вами!

Не успел ответить вам, как и второе письмо. Благодарствую.

Мне очень утешительно видеть, что вы с N.N. и другие попамятовали обо мне в день моего Ангела. Спаси вас, Господи!

Владыке очень благодарен, что он с такою готовностью разделил с вами вечер того дня. Я писал к нему о лечении глаза, и что из того выходит, ничего пока определенного сказать нельзя. И о ногах тоже.

Очень жалею, что так нечестиво оскорблена Божия Матерь в воровском обнажении благоукрашенной иконы Ее Тамбовской. Верно заснули прихожане, чтоб пробудить их, Божия Матерь попустила нечестивцам сделать это святотатственное дело.

О том, что преосв. Серафим подал на покой, я слышал раньше; но не поверилось. А теперь прочитал и в Ведом. Москов. В Церк. Вестн. еще не видно. Может быть, только молва. Слух говорил, что он просился в Задонск, к свят. Тихону. На его место ярославский, Ионафан, тоже орловец. Очень кроткий. К Преосв. Иосифу, думаю, и он полное будет иметь внимание. В Задонске преосв. Серафиму будет очень покойно. Настоятель — его бывший эконом, Прокопий. Однако ж на все это надобно еще подождать подтверждений. Слухи, глухи, и слепы.

Здоровье мое исправно, кроме известных немощей внешних. Делать только ничего не хочется. Хоть это и под руку бы мне ленивцу; однако ж от этого скучновато бывает. За делом время летит незаметно.

Благослови вас Господи! Поклон всем знаемым. Ваш богомолец Е. Феофан. 22 марта 1886 г.  

445. О посещении святителя Владыкою во время поездки по епархии. Замечательная икона св. Митрофана

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с благополучным возвращением с богомолья. Да будет во благо вам все виденное и слышанное. Приношу благодарность за молитву о мне пред св. мощами.

Беседа свят. Божия Иосифа оживила вас. Благодатные речи его многим служат на пользу. Даруй ему Господи послужить во благо нам грешным.

Наш владыка много трудится в поездке по епархии. Оттого и похудел. Помоги ему Господи в трудах его!

Нынешний раз владыка полюбопытствовал видеть церковку мою и рабочую. Я хотел щегольнуть пред ним и показать ему облачение шелковое, золотом расписанное. А он сказал, что оно у него уже есть. Вот и пропал заряд. Но польза та, что я удостоверился, что девочки в школе будут учиться сему мастерству. Ибо до меня дошел слух, что там у вас некие считают его непрочным.

Очень жалел и жалею, что у меня из моих рукоделий ничего не было готового; и заготовить теперь уже трудновато. Везде глаз нужен, а у меня в этом недостаток. Загадываю однако нарисовать икону свят. Митрофана. У меня есть весьма хорошая. Только не велика и трудно рисовать, но постараюсь. Когда мне вручалась эта икона, мне сказали, что она писана живописцем, видевшим святителя во сне по молитве, и нарисовавшим его как видел. И действительно — лик очень характеристичен и строг, и приветлив. Когда бы мне удалось. Если угожу, пришлю владыке.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 2 октября 1888 г.  

446. Утешение в скорби об умершем

Милость Божия буди с вами!

Опять вам скорбь и опять хлопоты может быть тяжелейшие прежних.

Скорблю вместе с вами и молю Господа послать вам утешение и исполнить мужества и терпения.

Господь ведает, что творит. Но как веруем, что все творимое Им направляется к нашему душевному спасению, то хоть и нельзя не скорбеть, подвергаясь прискорбностям, но не можем не почерпать утешения в вере в такую милостивость к нам Господа нашего и тем заливать огонь скорби.

Раб Божий N., мертвый телом, жив духом, коим и сопребывает с вами. Представляйте его не в могиле, а в лучшем месте и лучшем виде, чем обычно видали его. И это не даст широко разлиться скорби.

Господь да приблизится к вам и да пребудет с вами! Ваш доброхот Е. Феофан. 29 августа 1889 г.  

447. Взаимные благожелания. Основа внутреннего покоя. Писать есть отрада святителя

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с благополучным окончанием богомолья. Благодарю за молитвы о мне к св. Митрофану и за поклоны от свят. Иосифа. Очень ему благодарен и за молитвы. И я всякий раз поминаю его в молитвах моих.

Очень рад, что вы во внешнем вашем пребывании благонадежно чаете обретать покой. Господь да благословит сие и да дарует вам такое благо.

При внешнем покое и внутреннему легче стоять, хоть он и сам по себе крепким может быть. А он кажется у вас имеет прочные основы в уповании на Бога и преданности в волю Его святую с готовностью все принимать, как от руки Его, с благодушною покорностью. Божий покров да будет над вами простертым всегда.

Преосв. Иосиф дивится, как пишу. Да ведь это — моя отрада. Чтобы мне было делать, если бы не это? Вот теперь, после окончания Добротолюбия, никак не найду предмета по душе и нередко скучаю от безделья. Может быть, порядком отдохнувши, нападу на что-нибудь, и займусь тем усердно.

Благослови вас Господи всяким благословением. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 9 октября 1889 г.  

448. Радостные известия об афонских старцах. О церковной молитве. Уведомление о своем здоровье

Милость Божия буди с вами!

Получил новые книжки и посылаю вам. Ее доставит вам N.N. Чрез М-х посылаю, потому что им легче получать с почты.

Вы возлюбили уединение и желаете разрешиться, чтобы быть с Господом. Блаженное расположение и преблаженное желание. Да укрепит его Господь.

Порадовались вы поведаньям о. Рафаила Саровского об афонских старцах. Там всегда их много было и будет, по обетованию Божией Матери и молитвам стольких святых афонских. Если там не будет подвижников старцев, то где же быть им? И я слыхал и слышу, что там обильный рассадник подвижников.

Церковь — утешение ваше. Благодарение Господу, дающему вам ощущать благотворность пребывания в церкви. Св. Златоуст часто поминает, что можно и дома помолиться; но так помолиться, как в церкви, дома не помолишься.

Я всегда поминаю вас в грешных молитвах своих. Благодарю и вас, что молитесь о мне. И еще и еще молитесь.

Немощи мои прежние прошли. Но явилась новая — головокружение. Впрочем оно слабеет, и есть надежда, что скоро и совсем прекратится. Это скучная немощь, и валит на пол, что раза два и было.

Спаси вас Господи и помилуй. Всех вам благ от Господа желаю. Ваш доброхот Е. Феофан. 26 февраля 1891 г.  

449. Страхи от холеры и страх пред вездесущим Господом. Отзыв о высокопреосв. слепце Иосифе и о своем зрении

Милость Божия буди с вами!

Закатились вы в свою пустыньку и забыли про свет Божий. Надо вам о нем напомнить. Но напереди поставлю прошение — простить мне мое промедление ответом.

Я, слава Богу, здоров, хоть небогатым здоровьем. Но головокружение умалилось. Теперь нас окружают страхи от холеры. Слухи ходят, что там и сям кто-нибудь умер. Однако ж не видно, чтобы это было страшное нечто. Умирали возвратившиеся с Дона, а у нас Выша и Дна — неопасны. Если угодно будет Господу, то Он иным путем дойти до нас холере не помешает, если заслужили. Господи, помилуй!

Холода! Из теплой одежды не выходим. Не помешали бы они вам подолже пожить в деревне! В городе все же шумный город, а не тихая деревня.

Господь впрочем везде присущ и везде, как Господь, пред Коим подобает держать страх и трепет, — не один однако же, но в союзе с упованием на милость от всемилостивого Бога.

Вы помянули о высокопр. Иосифе. Дивный старец Божий! Какая крепость духа! Столько лет в слепоте пребывать благодушно! И мне подходит тоже. Даст ли Господь мне мир душевный при слепоте?! Буди мне милостив, Господи! Впрочем, моя слепота не мрак будет. Для правого глаза теперь все закрыто серым полотном. Когда обведешь кругом, только и заметны окна, как светло-коричневое пятно овальное.

Желаю вам мира душевного, теплой памяти Божией и трезвенной молитвы!

Благослови Господи всех вас! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 9 августа 1892 г.  

450. Сборы в дальний путь. О написанной святителем иконе Каз. Бож. Матери. Митрополиты из Тамбовских епископов

Милость Божия буди с вами!

Вы собираетесь в дальний путь — туда, откуда нет возврата. Никому не миновать сего пути. Но как минута, когда прикажут вступить в него, неизвестна, а известно только, что она может настать каждое мгновение; то лучше всего думать, что вот-вот надо будет отправляться восвояси и всегда держать себя готовым к тому.

Когда и как написал вам икону Казанской Божией Матери, не помню. Но ваше намерение оставить ее в Уткинской церкви хорошо; чествования ради Владычицы Богородицы. Мое рисование ничего не придает вашему делу. Желаю вам в этом успеха.

Вы радуетесь, что в митрополиты С.-Пб.-ие попал владыка, бывший в Тамбове. Да, Тамбов счастлив. Можно подумать, что он поставляет митрополитов. На нашей памяти сколько?! Арсений, Макарий и сей Палладий. Да поможет ему Бог!

Посылаю вам экземпляр древних иноческих уставов.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 7 декабря 1892 г.