Феофан Затворник. Письма (1301-1350)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений Феофана Затв.
ПЕРЕЙТИ на страницу Собрание писем Феофана Затв.

1301. Посетительнице Выши
1302. Разные мелкие ответы и отзывы
1303. Посетительнице Выши. Ответ о поездке в гости к Беличке
1304. Об уходе за супругом, хворающем кашлем
1305. Поздравление и благословение
1306. В виду наступающего поста. Утешение Беличке и успокоение для матери
1307. Пасхальное поздравление и благожелание. Похвала Беличке
1308. Причащаться всегда можно. Путь спасения нигде не загорожен. В хилом теле может быть здравый дух
1309. Средства к укрощению деспота мужа и о разных других предметах
1310. Скорбящей о недостатке духовного внимания. Средства к отогнанию скуки
1311. Пасхальное поздравление. Исправляющийся зять. Льготы для Чернички
1312. Как относиться к соседям. Об арнике
1313. Скорби — лекарства Божии. Об отношении к провинившемуся мужу
1314. О лечении гомеопатией
1315. Влияние С.-Петербурга. О посылаемых книгах
1316. Господь любит добровольно посвящающих себя духовной жизни
1317. Поздравления. Урок юношам
1318. По известии об успехах сына. О принятой на воспитание девочке. Похвала Софии С.
1319. Объяснение о переписке. Наставление о принятой малютке. Забота о Софии С.
1320. О детях и Софии Слепцовой
1321. Отзыв на сообщение о детях
1322. О хлопотах по хозяйству. Сиротка — общая любимица
1323. При посылке «писем о духовной жизни»
1324. Недочитанное правило. Как молиться об облегчении скорби. Об отношении к черствому мужу и непослушным детям
1325. О пользе скорбей. Огорчение от сына. О воспитании чужой малютки. Забота о Софии С.
1326. Посетительнице Выши
1327. Душевный мир гонит внешние скорби. Забота о Черничке
1328. О гомеопатии и руководствах к ней. Забота о Софии С. и о Черничке
1329. Поздравление с причащением. Предостережение Черничке. Забота о больной сиротке и Мамаеве. О таинстве елеосвящения
1330. Недоученые возражатели против истин веры. Наставление для учеников высоких по списку. О священнике, не решившем возражения
1331. Успех гомеопатии. На вопрос о выписке газеты. Как поступать с резкими на язык
1332. Утешительный сон. Поздравление, благожелание и предупреждение
1333. Объяснение о переписке. О воспитании чужой малютки
1334. Приехавшей на Вышу. Ободрение и наставление школьнику
1335. Разные краткие сообщения и ответы
1336. Поздравления. Наставление и ободрение Черничке
1337. Сочувствие радующимся. Заботливый муж. О молитве без поклонов
1338. О надлежащем творении молитвы Иисусовой и плодах ее
1339. О причащении с доброю совестью
1340. Средства к возгреванию в себе благодати Св. Духа. Похвала военному званию
1341. Лучший способ предохранять себя от влечения к земному
1342. Должно благодарить Бога и за геенну. Отрешиться от греха в нашей власти
1343. Сущим в болезни. Не надо насиловать течения событий
1344. Господь ставит каждого в житейскую обстановку, благоприятнейшую для спасения. Что такое победительная мысль. Духовное значение соли. Наставление Черничке о чтении. Лекарь и молитва
1345. О сретении Господа. Наставление Черничке и Беличке и проч.
1346. О чувстве воскресения. Наставление о вразумлении молодежи
1347. Разные краткие сообщения
1348. Утешение о смерти мужа
1349. О носимой монахинями иконе. Слово к болящей. О сиротке и няньке
1350. Доброе слово для выздоравливающей


1301. Посетительнице Выши

Милость Божия буди с вами!

И слава Богу, что нашли утешение в нашей обители. После воспоминанием будете утешаться, что Господь всегда есть близ призывающих Его, — призывающих Его во истине.

Доброго вам пути желаю. — Да будет сие во утешение Беличке. — Однако ж вы очень скупы на раздаянье утешений. Два денечка! Не мало?! Если будут просить, не скупитесь. Дайте еще хоть денечек. Впрочем, как там еще будет вам?!

Черничка опять увлекаться пустится?! Пора ей за это епитимью налагать. — И извольте ей это сделать, если оплошает. — Храни ее Господи!

Всех вам благ от Господа желаю. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.  

1302. Разные мелкие ответы и отзывы

Милость Божия буди с вами!

Сорадуюсь вашей радости, что проехались благополучно, — и всем виденным утешены.

Дай Господи, чтобы хорошее отношение между Беличкою и супругом длилось до конца их пребывания на земле.

Деткам вашим да откроет Господь путь образования, который не сбил бы их с Божьего пути.

Спрашиваете — о молокопитании. Никакого нет греха употреблять в пост, когда того требует состояние здоровья. Даже и бульон можно употреблять.

Черничка взялась за ум. Уж коли собирается в военную службу, пусть научится военным делам отселе.

Спаси вас Господи и благослови; здоровье мое совершенно в порядке.

Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.  

1303. Посетительнице Выши. Ответ о поездке в гости к Беличке

Милость Божия буди с вами!

С приездом!

Даруй вам Господи отдохнуть у нас и насладиться духовным воздухом монастырским.

Я получил ваше письмо, — и все собирался писать. Но зашли у меня дела с моею разлюбезною леностью, — и не удосужился. Прошу извинения.

Собираетесь поговеть и причаститься св. Христовых Таин. Благослови Господи!

И к Беличке приехать Бог благословит. Расхвораться — от сего? — Напротив, перемена воздуха благоприятно подействует на ваш организм. — Но как бы тамошние (свекор и свекровь Беличкины) не натворили чудес. — Вооружитесь наперед терпением, и главное, получите себе законом не замечать их выходок, или что там они придумают.

Помоги вам Господи! Ваш богомолец Е. Феофан.

И Беличке поклон и благословение! Мудрости ей житейской желаю; но никак не в ущерб мудрости духовной. Без веры нет покоя, ни порядка в жизни. Спаси Господи!  

1304. Об уходе за супругом, хворающем кашлем

Милость Божия буди с вами!

Уморились, ухаживая за заболевшим. Помоги вам Господи выходить его и поставить на ноги.

Кашель от простуды. — Да ведь это, кажется, не мудреная болезнь! Сидеть в тепле, горчицы приставить к горлу или груди и спине, ноги в ванну, или посыпать в чулки сухой горчицы и надеть, чтобы горчица пришлась к подошвам, — и еще что подобное. А всяко поскорее спросить какого-либо врача, и делу конец.

Без врача промаетесь долго, а с ним духом поправите больного.

Мне думается, что опасности большой от этого ожидать не следует. — Но участь наша в руках Божиих. И вы добре сделаете, если уговорите больного исповедаться и причаститься св. Таин.

Благодушествуйте. Ухаживанием меняйтесь или чередуйтесь с Черничкою. — Если в ночь мало придется поспать, вознаграждайте то днем.

Праздник на дворе. Поздравляю. И желаю, чтобы вы все, не исключая и больного, встретили праздник в добром здоровье и в общей радости.

Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 22 дек. 81.  

1305. Поздравление и благословение

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю и вас с праздником и с наступающим новым годом.

Благослови вас Господи всяким благословением.

Сорадуюсь вам относительно выздоровления вашего супруга. Спаси его Господи впредь от всякого нездоровья.

Черничке да сопутствует Божие благословение, сохраняя ее от всякого навета вражия.

За известие о сне благодарствую. Побуждение готовиться на тот свет. Помолитесь!

Картинка очень хороша. Благодарствую.

Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 26 дек. 81.  

1306. В виду наступающего поста. Утешение Беличке и успокоение для матери

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за поздравление с праздником. — Помоги и вам Господи здесь сретить Господа, чтоб возыметь ручательство, что и там сретение Его не подлежит сомнению.

Се и пост на дворе. Даруй вам Господи сил провесть его сколько можете строго и по христиански. — Говейте и причащайтесь — три раза: на первой, на крестопоклонной и на страстной, — конечно, если не встретите препятствий.

Беличке тяжко. Жаль, но утешительно, что она изучает при сем урок о промышлении Божьем. — Так-так, Беличка матушка, — все от Господа, — и все нам на добро. Теперь трудновато; а потом — и плоды сего сладкие покажутся. Помоги ей, Господи!

Свекровь — пусть. Муж как?! Он для нее главное. А та что? — Можно не попереча делать свое дело. Пусть злится: ей же хуже. — Да умудрит Господь.

Испытали вы на Выше скороуслышность Божиею Материею молитвы вашей, и слава Богу! — Стало быть очи Матери Божией на вас покоились. — Почему не думать, что они и продолжали покоиться, — и в сем черпать тепла успокоения под покровом Владычицы!

Спасайтесь! Черничке Божие благословение! Ваш богомолец Е. Феофан. 1-2 февр. 82.  

1307. Пасхальное поздравление и благожелание. Похвала Беличке

Милость Божия буди с вами!

Христос Воскресе!

Взаимно и вас поздравляю с праздником Светлого Христова Воскресения. Желаю вам всяких радостей, паче тех, кои о Господе Спасителе.

Письма ваши получил. Благодарствую. Не отвечал потому, что мы заняты в эту пору были.

Здоровья вам желаю.

Очень рад, что причастились св. Христовых Таин. — Буди вам во спасение. — Вместо епитимии пусть идет нездоровье, — только не ропщите, а паче благодарите!

И Черничка заболела. Желаю и ей благодушия. Потому что зубная боль самая чувствительная.

За присланное благодарствую. Покровец — пойдет лучше под антиминс.

Беличка молодец. Если по ее указанию муж говел, то это много значит. Благослови ее Господи! Всех вам благ от Господа желаю.

Посылаю вам книжек маленьких. Ваш богомолец Е. Феофан. 11 апр. 82.  

1308. Причащаться всегда можно. Путь спасения нигде не загорожен. В хилом теле может быть здравый дух

Милость Божия буди с вами!

Когда неудобно было говеть на первой, — поговейте, как предполагаете. Чаша Господня всегда открыта, и все на всякий день приглашаются к ней. Потому никогда нельзя говорить, что время безвозвратно пропущено. Ныне пропущено, завтра готово.

Чаете, что и Беличка — обратится к Господу. Да ведь она и теперь не убежала от Него, — помнит Его и Ему угодить желает. Господни суть и те, кои связаны житейскими делами. И угодить Богу могут полно, — и спасение получить — полное. Пусть все обращает во славу Божию, — и все тут.

А Черничка в лес смотреть стала?! Жаль. Не видала нужд. Насмотрится, но вы хорошо делаете, что не верите ей. Так и следует. И там путь ко спасению не загорожен. Всем и всюду можно спасаться.

Что вы хилы. Это про здоровье говорят, а не про отношение к Господу. Хилы, что же тут? — Лета уж. — Вот как душа, смотрите, когда она здрава к Господу прилепляется; то стало не хила, а бодра. А коли так, о прочем что заботиться? Здоровье мое в порядке. Глаз один уже не служит; а другой только начал мутиться.

Благослови вас, Господи! Всех вам благ от Бога желаю. Спасайтесь!

Ваш богомолец Е. Феофан.

1309. Средства к укрощению деспота мужа и о разных других предметах

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю со днем рождения. Да утешит вас Матерь Божья прочным утешением.

Вы хорошо вздумали причаститься св. Христовых Таин в этот день. Новою жизнью духовною да исполнит вас сие причащение! Господь Сам да пребудет с вами!

Сорадуюсь вам, что у вас по всем частям все идет добре. Да продлит Господь сей порядок.

Беличке только тяжело. — Пусть ухитряется перехитрить. Мне думается, этого можно достигнуть, не давая заметить, что деспотство неприятно, и держа вид, что будто его выходки признаются состоящими в порядке вещей. Не встречая противодействия, деспотство все будет тише — и тише. Наконец и совсем стихнет. Тогда обратно можно и его забрать в руки, не переменяя смиренного тона и держания себя. Начитанной никогда не надо возражать; а совсем соглашаться, будто учиться — хоть и явно, что несостоятельное утверждается.

Помоги ей Господи, выдержать испытание!

Черничка, думается, воротилась с новыми резонами к оставлению мира по причине его неудовлетворительности. Даруй Господи!

Что вы сон свой рассказали, хорошо сделали. Пустой сон, или непустой, надо им воспользоваться, чтоб почаще заглядывать в дверь общего исхода. К тому уж идет.

О книге по объявлению ничего нельзя сказать. Но кажется хороша. Беды не будет, если выпишите. А польза возможна очень.

Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.

Благодарствую за венок. Се — книжки вам!  

1310. Скорбящей о недостатке духовного внимания. Средства к отогнанию скуки

Милость Божия буди с вами!

Буди во спасение вам говенье и св. Причащение!

Что не так могли внимать себе, — что делать? Господь видит, что это не столько от небрежения, сколько от обстоятельств ваших, и прощает вам, ради скорби вашей о том. От житейских людей нельзя требовать такой сосредоточенности, какая обязательна для оставивших житейские порядки.

Что тяжело бывает, уже такова земная жизнь! — Кто от этого свободен!! Но умудритесь наполнить все часы дня ваши делами, так чтоб вам все некогда было, и скучанья меньше будет. — А то с Господом быть навыкайте. Это высший способ не замечать течения жизни. Господь да устрояет ваше внутреннее!

Я здоров и у нас все добре. Благослови вас, Господи! Спасайтесь!

Черничке желаю углубляться в черничество. Ваш богомолец Е. Феофан. 29 июня 82.  

1311. Пасхальное поздравление. Исправляющийся зять. Льготы для Чернички

Милость Божия буди с вами!

Христос Воскресе!

Благодатный праздник еще продолжается. Даруй вам Господи вкушать непрерывно и празднественные радости.

Хорошо вы сделали, что пересилили себя на праздник, чтоб встретить его вместе со всеми в храме. Это ведь глава и корень всех праздников.

Что ваш зять говел и причащался, — и язык свой держит на привязи, — очень утешительно слышать. Верно он и болтал-то с ветру; чтоб только пофонфаронить.

Черничка на бале. Надо в газетах пропечатать на удивление всему свету. Впрочем ей еще позволительны кой-какие льготы. И мир посмотрит, каков он. Только бы он не ухитрился отуманить ее светлые мысли и чувства.

Малютку да хранит Господь.

По календарю весна уж на приходе, а мы еще зимних окон не выставляли. Может быть и вы. — Нынешняя зима долго тянется.

Желаю вам веселых и здоровых дней, — и всем вашим.

Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.  

1312. Как относиться к соседям. Об арнике

Милость Божия буди с вами!

Мудрено вам сказать что-либо решительное относительно того, как быть с соседями. Закон для сего один: общиться с единодушными, для взаимного себе поддержания в действовании на пути спасения. Потому если случится отшатнуться от тех, кои мало думают о Боге и спасении, жалеть об этом нечего. Общение с ними останется только в житейских порядках. Но если достанет мужества, то и их надо принести в жертву. Сообразите с сими началами.

Старику вашему я дал арники, а Евлампий — муравьиного спирту. Тинктура арники — во всех ушибах, — даже с раздроблениями костей самое действенное средство. Она есть в аптеках. Это негомеопатическое средство. На стакан воды ложку столовую арники. Я же — лью пока немного пожелтеет. Потом смачивать тряпки и накладывать на место ушибленное, и обвязывать другою тряпкою. Как высохнет крепко, — опять смачивать. Так пока пройдет опухоль и боль.

Посылаю вам еще две книги Душ. Чт. и письмо к Олимпиаде. Письма к разным лицам скоро кончатся. Будут оттиски!

И еще — книжки — мысли краткие на каждый день, и что потребно кающимся. — Сии у себя оставьте.

Мира душевного у Господа просите. — Путь ваш на Вышу в августе да угладит Господь. Уж это не хоронить ли меня собираетесь?!

Ваш богомолец. 8 июля 82.

1313. Скорби — лекарства Божии. Об отношении к провинившемуся мужу

Милость Божия буди с вами!

У вас все прискорбности и прискорбности! Это спасительные Божии врачевства, — и свидетельство Божия к вам внимания. Благодушествуйте. Благодарите Господа. — и врачуйтесь, — или не мешайте, врачебному действию сих лекарств какою либо ропотливостью.

О беличке будем жалеть и молить Господа, чтоб Он воодушевил ее мужественно переносить случившееся. Муж мрачен, — верно пропустил порядком. Ну теперь он на ус себе мотает, — и наперед зароки дает — так не поступать. — Пусть она не точит его, а жалеет и воодушевляет, что-де авось все как-нибудь понемногу поправится. А станет точить, только разлад будет, и неприятности, — а толку не будет.

Черничку да укрепит Господь! Вот и она пусть мотает на ус, как сладка жизнь житейская,

Спаси вас, Господи, всех, и помилуй! Ваш богомолец Е. Феофан. 31 окт. 82.  

1314. О лечении гомеопатией

Милость Божия буди с вами!

Михаил Архангел да охраняет вас на всех путях ваших.

Поздравляю с приобретением гомеопатического доктора и с аптечкою. — Теперь всем болезням конец. Особенно для малютки как это будет полезно. Вот увидите.

Спрашиваете о приемах. У меня не одна гомеопатическая книга. И приемы указываются разные. Большею частью одна крупинка на чайную ложку. Есть которые велят три крупинки прямо в рот и запить. А этих, что у вас, — 9 круп, на 6 ложек столовых. Уж вам надо действовать по указанию вашего доктора. — Я указал вам aconit belladon — из другой книги. Теперь берите — nux vomica.

Понемножку присмотритесь и привыкните, — как что употреблять.

«Московская премудрость» (София Н.С.) заболела. — Напишу. Даруй ей Господи оправиться!

Спасайтесь!  

1315. Влияние С.-Петербурга. О посылаемых книгах

Милость Божия буди с вами!

Добре, что причастились! Да будет сие вам в утешение и подкрепление. Вот какая ваша племянница?! А я думал, что она в чернички собралась! Какое заблуждение! Но я не знал, что она отведала С.-Петербурга. Это омут! — Хорошо сделали вы, что проводили ее поскорее.

Послания к св. Тимофею нет отдельно. Но будет. Тогда получите. Посылаю вам — сентябрь Душ. Чт. и возвращаю рассказы, прилагая другой экземпляр для Чернички (Кн. Н.И.К.). Почаще в них посматривайте. А как в Добротолюбии говорят о сем св. отцы, — смотрите в письмах о Духов. Жизни, с 15-го письма, и эту книжку оставьте у себя. Благослови вас, Господи!

Ваш богомолец Е. Ф.  

1316. Господь любит добровольно посвящающих себя духовной жизни

Милость Божия буди с вами!

Спешу вам ответить. Насильно не следует тянуть на эту трудную дорогу. Пусть сама произвольно вступает на нее, по самом глубоком убеждении в превосходстве сей дороги и в пригодности ее для нее.

И скажите ей: сама возраст имеешь. Отчасти испытала и ту и другую дорогу, И смотри, куда тебе следует направить шаги.

Если хочешь Господу себя посвятить, то незачем тебе водиться с миром, в котором нет духа Христова.

Если же не хочешь, — как хочешь. Господь любит доброхотно к Нему идущих невест.

Давно ли подвергалась искушению? — И еще не прочахла, — и опять в этот одуряющий чад!

Это скажите, — и еще что придумаете. Потом, прощайте: как хочешь.

Что Беличка находит себя счастливою, очень рад. Благослови их Господи!

И всех вас благослови Господи! Ваш богомолец Е. Феофан. 10 дек. 82.  

1317. Поздравления. Урок юношам

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю и вас, и с праздником Рождества Христова хоть уже прошедшим, и с новым годом, который уже на дворе. Даруй вам Господи здоровье и благодушие.

Благодушествуйте! И всегда у Господа испрашивайте себе сего дара. С ним не будет никакого горя. Все будет принимаемо, как радостное и благоприятное. Тут сила Божия на мирное течение пути в жизни сей, всегда почти стропотном.

Сына вашего благослови Господи. Теперь побольше ему потолкуйте, что все, что городят обыкновенно юноши неудержные, после будет отзываться в старости болезнями и немощами. Тогда как юноши сдержанные заготовляют себе запас сил и сведений, — как продовольствие на всю жизнь.

Посылаю вам Григория Богослова, — но не первую, а последнюю книгу. Думается, это будет удобнее. Если разохотитесь, можно и другие прислать в восходящем порядке.

Как вам нравятся письма преосв. Герасима; то прилагаю и декабрь Душ. Чт.

Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.

Посылаю вам и новые книжки. 31 дек. 82.  

1318. По известии об успехах сына. О принятой на воспитание девочке. Похвала Софии С.

Милость Божия буди с вами!

Рады, что сын сдал добре экзамен и перешел в следующий класс. — Сорадуюсь вам. Дай ему Господи и в следующий раз также успешно сдать экзамен и перейти еще в дальнейший класс.

Избави только его Господи переходить с Божией стороны на вражью.

Ex-prompt, с каким принято дитя, — полу-сирота пока, — означает что решение это вышло из глубины сердца, без всяких сторонних влияний. Дело само по себе похвально; из-за него можно похвалить и сердце, давшее такое решение.

Что из сего выйдет? — Если мать подымется, она возьмет дитя и будет вам благодарна. А если не подымется, вы воспитаете дитя, поставите и на ноги, и устроите жизнь ее. Т.е. сделаете распрекрасное дело. Вы будете в сем деле — игуменья, а черничка — послушница.

И дело прекрасно пойдет.

Московская мудрость — ищет истинной христианской премудрости, а не мишурной — светской, и не мирской — пагубной. Господь да управит путь ее.

Благослови вас Господи и Черничку, и малютку. Ваш богомолец Е. Феофан. 11 мая 83 г.  

1319. Объяснение о переписке. Наставление о принятой малютке. Забота о Софии С.

Милость Божия буди с вами!

Почтовое письмо ваше получил; ответ же послать вам мог бы только в тот же день, в который пришел и посол ваш.

Молитвами св. пророка Илии даруй Господи, чтобы у вас все было добре.

Малютка озабочивает вас. Потерпите. Это Божие вам поручение — воспитать ее. И Черничка добре и предобре делает, что печется о ней, с нянюшками надо очень осмотрительно обходиться. Если б попалась испытанная — не худо бы было.

Проповеди, о коих пишете, не новые, а из прежних выбраны. Печатали Афонцы. И мне пришлют; но еще не получил.

Шлю I т. св. Димитрия Ростовского, — и продолжение Душ. Чт.

Премудрая не пишет. И не знаю, что у нее. И какие дела задержали ее. Может быть погулять захотелось и повеселиться. Спаси ее, Господи!

Прошу не смущаться если не последует, или не скоро последует, ответ на почтовое письмо. Беда невелика. Иногда мы с неделю не посылаем в город, а иногда дело какое встретится.

Благослови вас, Господи! И Черничку — и всех. Е. Феофан. 20 июля 83 г.  

1320. О детях и Софии Слепцовой

Милость Божия буди с вами!

Я получил ваше письмо, но не успел ответить. Благодарствую за вашу добрую память.

Сгрустнулось вам по детям. Натурально. Но вот-вот приедут может быть, в добром здоровье, к прощеному дню. Не соблазнила бы масленица. Беличке и масленица ничего, а Черничке она не очень благоприятна.

Сохрани их Господи!

София премудрая от чего стала Московка? — Я в этом вижу добрый знак, ибо С.-Петербург — разгульный, невер и революционер, — а Москва — благочестива, смиренна, и верна. Да будет и она по духу Москвы! Случилось, что наши ныне собрались посылать в Шацк. Я ответил ей и послал прямо. Не ловко только было на конверте написать только София Слепцова, — как по батюшке, нигде не указано. Пропишите в другой раз. У Софии хороший строй. Зовет ее Господь: но еще не созрела решимость.

Стишки хороши и эти, что вы вновь прописали, но первые особенно хороши.

Да утешает вас Господь внутренне, если не всегда сладко внешнее.

Если возвратились путешественницы, — Божие и им благословение. И всем.

Ваш богомолец. Е. Феофан. Посылаю февраль Душ. Чт.  

1321. Отзыв на сообщение о детях

Милость Божия буди с вами!

Ревность св. пророка Илии да преисполнит сердце ваше! Хлопоты о сыне поглощают все ваше внимание. Иначе сему быть нельзя, когда вы мать. Господь да обрадует вас, после сих трудов, добротою сына вашего.

Собираетесь и на Вышь отдохнуть. Не худое дело. Ворота у нас для всех отворены. Лишь бы усердие хватило у желающих быть в обители нашей.

Очень рад, что у Белички положение дел утешительное. Труд — преспасительное врачевство!

Господь да воздаст Черничке утешением и нравственною крепостью за труды ее над сиротою-младенцем.

Благослови Господи всех вас!

Что Московская премудрость?!

Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. По почте письмо пришло. 

1322. О хлопотах по хозяйству. Сиротка — общая любимица

Милость Божия буди с вами!

И вас поздравляю с праздниками — и вместе с выздоровлением.

Даруй, Господи, вам быть всегда здоровыми. В руках Божиих болезнь по временам бывает, что молотьба. Умудряйтесь!

Не знаю, какие хлопоты принесет вам смотрение за садом и усадьба. Потому ничего не могу сказать о сем.

Вообще же без хлопот как жить? И закона такого нет. Самые большие пустынники заводили у себя огородцы для овощей, и хлопотали конечно около их.

Надобно только вести дела, чтобы хлопоты не поглощали, — и вдаваться в них, не как в главное дело, а как в приделок.

Малюткой занимаются: а вы ревнуете? Если ее все окружают любовью, так этому надо радоваться. Она как деревцо при исходищах вод. Я не умею себе представить ничего, что бы могло быть непригодным в обращении с малюткою. Смотрите сами!

На письмо ваше некогда еще было ответить. Оно получено только в прошлую почту.

Аконит есть. Не знаю, какого он деления. Благослови вас Господь всяким благословением. Спасайтесь!

Ваш богомолец Е. Феофан.

За воздух и платочек к причастной чаше благодарствую Черничке. — Да, я ей буду писать.  

1323. При посылке «писем о духовной жизни»

Милость Божия буди с вами!

Благослови Господи причаститься вам — во спасение.

Что написано в Письмах о духовной жизни, то всеми исполнимо. Потому что в этом существо дела христианского.

Бот вам и Книга Писем.

Желаю вам здоровья. Благослови вас Господи и матушку Черничку, будущую игумению. Спасайтесь!

Ваш богомолец Е. Феофан. 

1324. Недочитанное правило. Как молиться об облегчении скорби. Об отношении к черствому мужу и непослушным детям

Милость Божия буди с вами!

Добре вы сделали, что причастились, и малютку причастили. Что не прочитали молитвы, — не неизвинительно когда возможности недоставало. Опущение чтения всегда можно вознаграждать молитвенным к Богу обращением и если можно с поклонами, чтобы Бог благословил сие действие молитвы, с сокрушением и верою — главное, а читание полученного есть только средство к тому.

О прохладе молиться — от чего не помолиться? Только прибавляя: «но Твоя, Господи, да будет воля!» — и быть всегда готовою терпеть. Терпение многоценно у Господа, — и стоит наряду со слезами.

О нелюбии мужа молитесь, да укротит его Господь. — Что вы плакали, а он смеялся, тяжело конечно. Но, возьмите отсюда урок: вперед прятать сии драгоценности — слезы, никому не показывая их, подражая св. Давиду, который ночью омочал постель свою слезами.

И о детях молитесь. Господь силен исправить их. — Говорить же им, как видите — лучше не говорить, коли они такие стали. Разве когда заметите их готовность послушать.

Что Черничка в своем чине, очень утешительно. Благослови ее Господи!

Ваш богомолец, Е. Феофан. Вот еще — Душ. Чт. 2 кн.  

1325. О пользе скорбей. Огорчение от сына. О воспитании чужой малютки. Забота о Софии С.

Милость Божия буди с вами!

Говорите: слава Богу о всем! — Слава Богу, что посылает, что потерпеть: ибо это то же, что доставлять случай к заслужению царствия Божия, которое обетовано терпящим, — и в терпении благодушествующим. Терпеть терпите: но приложите и благодушие. То от Бога, а это от вас: и будет у вас точка соприкосновения с Господом.

Больнее всего — неуклюжий поступок сына. — Думается, он не от злости, а от юной малосмысленности. Немножко погодя разъясните ему, что то, что он считает зависящим от вас, совсем не от вас происходит. И приложите, что вы более нежели кто другой желаете ему всякого довольства. Когда он уверится в том и другом, — сердце его должно смягчится. Тогда уместно будет сказать нечто и в назидание — словом не столько повелительным, сколько благожелательным.

Сиротку благослови Господи вам воспитать. А что труд, — уж без этого что бывает? И Черничку благослови Господи пособить вам поудачнее.

Премудрая давно не пишет. Боюсь не нагородила ли она чего противного премудрости. Что она к вам едет, это добре.

Письмо ваше получил с прошлою почтою. Отвечать еще не было времени.

Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.  

1326. Посетительнице Выши

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с постом и с достижением обители, где игуменствует Матерь Божия. Даруй вам Господи побыть здесь во здравие и спасение.

Письмо ваше получил; но не отвечал, ожидая вашего приезда.

Малютку, вашего приемыша, да сохранит Господь.

Пишете про цветы; но где они? — Хоть я небольшой, т.е. не записной, охотник до цветов, однако ж, спросил Евлампия, он говорит, что забыл взять.

Благодарствую.

Говеете и готовитесь ко св. причастию. Да будет сие вам во спасение, — и с Черничкою.

У меня новенького ничего нет, что бы мог вам доставить. — Вот следующий номер Душеполезного Чтения.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.  

1327. Душевный мир гонит внешние скорби. Забота о Черничке

Милость Божия буди с вами!

Покров Матери Божией буди над всеми вами!

Все причастились. Благодарение Господу, вложившему желание, и давшему исполниться ему. Да будет вам сие во спасение, крепость духа и утешение.

Когда на душе хорошо, внешние нехорошества проходят, будто их не было. Уповайте на Господа, и всегда просите Его заступления, и все у вас будет сходить с рук легко.

На ушко скажу: вы бесконечно думаете жить, или полагаете, что умрете. Если, как верится, у вас последнее… то не плохо бы вам при себе устроить Черничку в какой-нибудь обители. — Останется одна: кто ей тогда поможет?

Однако ж сами смотрите, как лучше. В этом ответ наш и пред Богом и пред людьми.

Ваш богомолец Е. Феофан.  

1328. О гомеопатии и руководствах к ней. Забота о Софии С. и о Черничке

Милость Божия буди с вами!

Доброе празднование ваших именин да привлечет на вас благословение Господне! — Но вы все болите. Хотите прибегнуть к гомеопатии. Добре! — Слышу, что крупинки многим помогают. — И у меня берут, — и будто получают пользу. — Книг по этой части куча. Вот, думается мне, какие получше:

— Гомеопатический домашний лечебник д-ра Е.К. Шепмеля — цена 1 р. 50 к. с пересылкой. — Но тут не все. — В пополнение Домашний врач-гомеопат д-ра Геринга, — с пересылкой 3 р. Для первой — есть и приспособленная аптека, в 36 пузырьков с крупинками, что стоит, не знаю, кажется — руб. — 15 или более.

Напишите об этом к Премудрой, и она все устроит.

Будете писать к ней, побраните ее, что она не сообщила мне нового адреса. — Что она в монастырь пробралась, очень рад. Господь да управит путь ее.

Что Черничка стоит на своем, — слава Богу! Благослови ее Господи. Посылаю ей книжку о девстве св. Златоуста, перевод красавицы Марии Ивановны Виноградовой, дочери протоиерея — 20 — с небольшим — летней.

Вот вам крупинки — Aconit и Belladonna — принимать попеременно. Во время припадков, через — 1, 2, 3, часа. А не во время припадков, если есть охота, — одно утром, другое вечером, прием: одна крупинка на чайную ложку, или берите в рот крупинку, — и глотком воды проводите ее — внутрь.

30 сентября 83.  

1329. Поздравление с причащением. Предостережение Черничке. Забота о больной сиротке и Мамаеве. О таинстве елеосвящения

Милость Божия буди с вами!

Слава Богу, что вы успели причаститься св. Христовых Таин. Буди сие вам во спасение, — в утешение и укрепление духа вашего на пути Христовом.

А о Черничке очень жалею, что она не с вами была. Я думаю, что вы знаете, что бывает у нее. Но все же написал, чтоб она пооткровенничала с вами. Кому ближе ее дело, как не вам?

Может быть, все это пустяки, или само собою разлетится в прах; однако ж, поелику враг лукав и злохитр, — то надо во всем ухо держать остро. Помоги ей, Господи!

Что сиротку лечите, добре. Не залечите. Я слышал, что полезнее, чем кому, гомеопатия для детей, — и для простого народа.

Случай с Мамаевым очень достоин сожаления, да поможет ему Господь очнуться, хоть для исповеди и св. причастия, если судил ему Господь теперь прейти в другую жизнь.

Об елеосвящении священник правду говорит. Но я не помню, нет ли каких исключений. Для отходящего не столько потребно елеосвящение, сколько исповедь и причащение. — Елеосвящение идет больному, чающему выздоровления. Оно не есть напутствие на тот свет; а врачевание для сей жизни, чтоб пожил в покаянии.

Господь да умирит сердце ваше, и укрепит его против всех волнений.

Ваш богомолец Е. Феофан. Посылаю Душеполезное Чтение. Ноябрь.  

1330. Недоученые возражатели против истин веры. Наставление для учеников высоких по списку. О священнике, не решившем возражения

Милость Божия буди с вами!

Что сказали вы о своем зяте, заставило меня пожелать, чтоб ему не удалось перебраться в соседство к вам. — Вопросцы — злая уловка нездравомыслящих! Это тоже, что хульные помыслы, всеваемые врагом. Там враг действует, а здесь подручные ему полуученые, которые, не разобрав в каком смысле иные пишут то и то, принимают то за решительную находку науки, тогда как у пишущих это суть только предположения, мысли, на время придуманные для решения некоторых недоумений, тоже с дуру придуманных. — В наших книгах естествознательных много пустомолония. Недоучки нахватаются и щеголяют этою дрянью. И многих сбивают с толку. — Ваш зять — сумасшедший. Вы хорошо сделаете, если запретите ему когда-либо разевать рот о подобных вещах. И особенно с Черничкою и при Черничке. Долго ли разорить ее прекрасное настроение. Спаси ее Господи и сохрани.

Сорадуюсь вместе с вами добрым успехам и добронравию вашего сына. Высокое место в классе делает учащегося солидным, и заставляет держать себя, как подобает лицу, которому отдается вес среди других. Благослови его Господи!

Что священник смешался, немудрено. В семинарии преподается положительное учение преимущественно; потому не дивно, что он не нашелся, что сказать. Но это может подать ему повод — обратить внимание на этот пробел в его познаниях, и заполнить его. А может быть, подумавши, он и сам сможет поставить в тупик вопрошателя.

Побыть вам с Черничкою в обители к Сретению — дай Господи!

Всех вам благ от Господа желаю. Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш богомолец Е. Феофан.  

1331. Успех гомеопатии. На вопрос о выписке газеты. Как поступать с резкими на язык

Милость Божия буди с вами!

Очень рад, что гомеопатия вам помогла и что вы решились иметь лечебник и аптечку гомеопатическую. Теперь все болезни будут бояться вашего дома, — и держаться поодаль, — если предположить, что у них есть некое чутье.

Хотите газету выписывать. Добре! Мне известна газета Нева, — с прибавлением для семейного чтения, листа повестей и рассказов, которые все назидательны, и которые могут с пользою читать не только Беличка, но и Черничка. Цена 6 р. в С.-Петербурге. Адресовать — в редакцию иллюстрированной газеты Нева. Газета недельная — с картинами прекрасными, — и с премиею — картинною. Есть и отдел о текущих делах.

Очень жалею, что Черничка бывает резка. Надо ее поучить, чтоб она навыкла владеть собою. — Делайте так. Когда прорвется эта немочь, вы ничего не говорите ей. — Потому что и вы немного неспокойны бываете, — и она в смущении или волнении некоем. — Добра никакого не выйдет говорить в таком состоянии. Но когда успокоитесь оба, в тот ли день, или в другой, начинайте ей говорить матерински. Хочешь быть умницею, разумницею? Никогда не допускай слабости, чтоб у тебя срывалось что с языка, или прорывалось движение, показывающее, что у тебя на душе есть некая неурядица. Это всегда унижает, и показывает, что ты не умеешь владеть собою. — Мне больно видеть это в тебе. Любя тебя, я желаю, чтоб ты была во всем совершенна. Это совсем немудрено сделать. Делай так: когда приходит в движение душа, — укроти сие движение и тогда говори и действуй; а пока смятение есть, — перемолчи.

Несколько опытов — может быть не совсем удачных — доведут до удачных, и конец.

Желаю от всей души успеха во всем. Благослови Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 21 окт. 83 г.  

1332. Утешительный сон. Поздравление, благожелание и предупреждение

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за поздравление и благожелание. Прошу принять то и другое и от меня.

Сон ваш очень утешителен. Он указывает вам престолы, с означением и добродетелей, за которые они даются. То, что это вам показано, дает разуметь, что престолы сии вам предназначаются, если преуспеете в тех добродетелях. Если бы зародыша этих добродетелей не было у вас, это не было бы вам показано. Показано же, чтоб вы те добродетели, коих зародыш есть, доводили до совершенства.

После сего жаловаться на нетерпеливость грешно. Надо чувствовать воодушевление, — и парить, как на орлих крыльях.

Благодарствую за крестик. В святки, святых вам утешений желаю.

Спасайтесь!

Беличку благодарю за поздравление. И ее поздравляю взаимно, — и супруга ее. Желаю им, чтоб ожидания их исполнились, и жизнь их потекла так тихо и светло, как им чается.

И Черничку благодарю.

И прежде болезнь отогнала ее от церкви, — и теперь. Очень жалею. Как бы не привыкнуть к беганию от церкви!

Спаси ее Господи и укрепи.

Спасайтесь все, — и о мне грешном Бога молите. Ваш богомолец Е. Феофан. 26 дек. 83 г.  

1333. Объяснение о переписке. О воспитании чужой малютки

Милость Божия буди с вами!

Получил письмо; а ответ отложил на одну почту, т.е. на неделю. Виноват! Поленился.

Матушке казначее я писал, прежде ее жалоб вам на меня. Мне немножко некогда было.

Очень жалею, что у вас все хлопоты и хлопоты, — и в придаток боль головная. Вооружитесь терпением, — и благодушествуйте.

Ныне вы верно причастились. Да будет сие вам во спасение. Да подаст вам Господь силы на все — и внутреннее, и внешнее.

Матушку Черничку укрепи Господи. Пусть смотрит на труд ухаживания за малюткою не как на дело, от людей возложенное, и для людей делаемое; а как на дело, самим Господом порученное, и Ему приятное. Пусть зрит Господа и в сознании говорит Ему: Тебя ради Господи делаю. Помоги мне, и прими благосклонно труд мой сей

Благослови Господи всех вас! Ваш богомолец Е. Феофан. 23 июня 84 г.

1334. Приехавшей на Вышу. Ободрение и наставление школьнику

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с приездом на богомолье. Помоги вам Господи отдохнуть здесь и освежиться духом.

«Скучно лежать». — Как лежать? Разве вы заболели? — Верно ветер вас простудил дорогою. — Да и вообще погода стоит никуда негожая.

О Премудрости Московской я мимоходом спросил. Очень жаль, если она объюродеет.

Сын ваш трусит ехать в школу. Разъясните ему, что когда папа уедет из Мурома, товарищи не дадут ему поскучать и дня одного. Может быть день-другой будет скучновато, а потом все пойдет тихо и мирно, и Берестенку свою забудет.

Посоветуйте ему с первого раза оказать себя хорошим учеником. С первого же раза затем станет на ноги — и пред наставниками и пред товарищами. И потом уж легко будет.

Благослови его Господи! Две вещи: внимательно слушать толкование в классе, и потом заучивать дома с пониманием. Что непонятно, пусть не стыдится спрашивать у товарищей, и у старших.

Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан.  

1335. Разные краткие сообщения и ответы

Милость Божия буди с вами!

Божия Матерь да обрадует вас, памяти ради чудесного рождения Своего, которое было зарею, предвестницею воссияния Солнца Правды, Христа Бога нашего, на тверди нашей духовной.

Я получил ваше письмо. Но ответить не успел. То, о чем вы писали, не оставило никакого следа, как простое сказание о бывшем.

Что малец ваш мирится с своим новым житьем, этого надо было ожидать. Помоги ему Господи! Что загадываете причаститься в день именин, — доброе дело. Буди во спасение.

Черничку благослови Господи! Наипаче мира душевного желаю ей!

Беседы души с Богом бл. Августина — нет.

Спасайтесь! Благослови Господи всех вас. Ваш доброхот Е. Феофан.  

1336. Поздравления. Наставление и ободрение Черничке

Милость Божия буди с вами!

С праздником поздравляю.

Добре, что поговели и причастились св. Христовых Таин, — и опять собираетесь. Благослови Господи быть сему во спасение.

Очень рад, что успокоились насчет Московской Премудрости.

Черничку спаси Господи. Время ее молодое, потребности души и тела в живом движении. Сколько ей потребно внимания! Но Господь близ, и Ангел Хранитель, и Покров Матери Божией. Да молится убо с воздыханиями, и будет как овечка в прочной ограде. — А материнская молитва да будет как покров, или осенение согревающее.

Светлый праздник и вам желаю встретить — в радости духовной. Но прежде потрудиться, и поскорбеть надо с Господом в страданиях Его.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец. Е. Феофан.

P.S. Посылаю с соседями вашими, — которые были так добры, что сами пожелали, чтоб я написал, и передал то чрез Евлампия.  

1337. Сочувствие радующимся. Заботливый муж. О молитве без поклонов

Милость Божия буди с вами!

Благодушествуете. Это очень приятно встретить в вас, почасту, если не всегда, чувствующих себя в тяготе сущими. Даруй вам Господи постоянно иметь обрадованное сердце.

Что Беличка наконец утешена, очень рад. Я так и ожидал, что у них там случайно что-нибудь расклеилось. Слава Богу!

Что ваш муж беспокоится, боясь оставить вас в затруднительном положении, — добре делает. Это его долг — устроить, чтоб лишась головы семьи, вы, по крайней мере, покойно сидели в своем угле. Но к чему же хандрить?! Устроить надо, добре взявшись за дело, и конец. — И вам в успокоение ему тогда довольно сказать: видишь, — все в порядке. И я не буду в беде!

Да кто же это такой малец?! Я совсем забыл. — Благодарю его за молитву. — Благослови его Господи, и научи всему доброму.

У вас самих если голова мешает класть поклоны, без поклонов молитесь: поклоны принадлежность молитвы помогающая, а не самая молитва. Молитва — то, что ум и сердце имеют к Богу. Изредка кладите поклоны. Молясь же, то на ногах стойте, то на коленях. Если творите молитву Иисусову; то начните не с 3000, а с 1000, и даже 500, — и потом прибавляйте. Дальше 3000 не заходите. Разве потребность будет. Но лучше все за раз выполнять положенное число, — и ночью. Днем же так вперемежку, не в счет почасту творить ту же молитовку.

Черничку благослови Господи преуспевать.

Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.

Посылаю вам октябрь Душ. Чт. Благодарствую за попечение о согретии ног моих.  

1338. О надлежащем творении молитвы Иисусовой и плодах ее

Милость Божия буди с вами!

Добре, что причастились. Буди сие во спасение!

Упокой Господи и старицу Александру!

Если сердце ваше согревается при чтении обычных молитв, то этим способом и возгревайте сердечную к Богу теплоту. Молитва Иисусова, если ее механически творить, ничего не дает, как и всякая другая молитва, языком только проговариваемая.

Попробуйте при молитве Иисусовой поживее помыслить, что Господь Сам близ есть и предстоит душе вашей и внимает тому, что в ней происходит. В душе же при сем пробудите жажду спасения и уверенность, что кроме Господа неоткуда ожидать нам спасения. Затем и вопийте к Нему, мысленно пред собою зримому. Г. И. X. С. Б. п. н. или: милостивый Господи, спаси меня имиже веси судьбами. Дело совсем не в словах, а в чувствах к Господу.

Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу. Как Он весь есть любовь; то прикосновение Его к сердцу тотчас и возжигает любовь к Нему. А от любви горение сердца к Нему. Вот это и должно быть предметом искания. Творение молитвы Иисусовой есть только орудие к тому, или лучше только труд, показывающий сильное желание души обресть Господа.

На языке пусть будет молитва Иисусова, в уме — предзрение Господа пред собою, в сердце — жажда Бога, или общения с Господом. Когда все сие будет постоянно, тогда Господь, видя, как нудите себя, подаст просимое.

Извольте все сие сообразить и взять в руководство и почаще прочитывать, чтоб поновлять в памяти, как должно действовать.

И Черничке все сие растолкуйте. Болит по ней душа моя, в желании, чтоб она покрепче утвердилась во внутреннем человеке. Ибо тогда уже никакие волны не могут колебать ее, как твердый утес.

Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 29 ноября 84 г.

1339. О причащении с доброю совестью

Милость Божия буди с вами!

Благослови Господи вам причаститься Святых Христовых Таин.

Чтобы не быть в грехе — надо грехи очистить покаянием, — и приступая, приступить с верою и страхом в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими непричащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами. — Главное иметь — желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо и добро делая можно себе угождать.

Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан.  

1340. Средства к возгреванию в себе благодати Св. Духа. Похвала военному званию

Милость Божия буди с вами!

Благодать Духа Святого с нами с момента крещения и миропомазания. Молитвы церковные, домашние, труды подвижничества и доброделания — развивают сей дар и дают ему простор действовать в нас. Лучшее к тому средство — сердечная молитва, которую и саму надо считать плодом Духа, и вместе привлекательницею Духа. В этом смысле и церковная о Духе Святом молитва имеется привлекательницею Духа.

Детей ваших — воина настоящего и будущего благослови Господи. Военный путь самый хороший — чистый, честный, самоотверженный.

Господь да утешает вас Своими утешениями в том, что приходится вам терпеть.

Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 

1341. Лучший способ предохранять себя от влечения к земному

Милость Божия буди с вами!

Дух наш восстановляется благодатию Божиею в силе противостоять влечениям к земле со стороны души и тела. Он и восстановлен уже в христианах. Но невнимание к нему и к делу его делает то, что земное успевает увлекать нас и как туманом заслонять небо. Лучший способ, как подкреплять дух наш в его борьбе с душою и телом — при влечениях к земному, есть память об исходе и о последующем за ним суде и предрешении участи нашей. Потрудитесь поставить себя в состояние умирающей — сей час, — и сей час имеющей предстать на суд, — и вместе с тем возбудить соответственные тому чувства, — и смотрите, что будет? Полагаю, что все нити земные этим будут порваны, — и в сердце останется одно вопияние: о Господи! Спаси же! — Научите сему и Черничку. Ничто так не оживляет страха Божия со всеми плодами его, как поставление себя в сие состояние и возчувствование того.

Надо теребить свое сердце разными возбудительными помышлениями. А так оставлять его — оно зарастет тернием и волчцами — нечувствием, нерадением и невниманием.

Благослови Господи вашего гимназиста!

Умница Беличка — чего ради себе не вздумает, все оставивше, поискать покоя в Господе Иисусе Христе, в Коем все сокровища, душу удовлетворяющие, сокрыты.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.  

1342. Должно благодарить Бога и за геенну. Отрешиться от греха в нашей власти

Милость Божия буди с вами!

Очень рад, что гимназист ваш доставил вам удовольствие.

Как св. отец благодарен за геенну?! — По сознанию, сколь великое для нас благо в том, что Бог открыл нам о геенне. Если и зная, что есть геенна, мы так беспечно грешим, что бы было, если б не знали о том? — Теперь все же иной грешит — грешит, — и призадумается.

В нашей ли власти отрешиться? — В нашей. Если захочешь, все сможешь. Ибо если захочешь, взыщешь, взыскав, взмолишься, — взмолившись помощь получишь, — а с сею помощью все возможно. Так говорит Апостол: все могу о укрепляющем мя Христе Господе. Но конечно — не вяло надо просить и не кое-как надеяться, — а то и другое сильно, глубоко, вседушно.

Здоровье мое исправно. Глаз пока еще держится.

Спасайтесь! Благослови вас Господи и красавиц ваших! Ваш богомолец Е. Феофан.  

1343. Сущим в болезни. Не надо насиловать течения событий

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю и вас с праздником, — и с наступающим новым годом!

Даруй вам Господи всего хорошего и утешительного и по духовным и по житейским порядкам и обстоятельствам.

В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Богоблагодарению. Что приходит нетерпеливость, это дело человеческое. Придет, — отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтобы было что терпеть. Если не чувствуется тяготы, то и терпения нет. Но когда приходит чувство тяготы и сопровождается желанием ее сбросить; то тут ничего нет грешного. Это естественное чувство! Грех начнется, когда вследствие сего чувства — душа поддастся нетерпеливости и начнет склоняться к ропотливости. Пришло чувство, надо его прогнать. Бога же поблагодарить.

Очень рад, что Беличка поправляется. А Черничка решилась сидеть у моря ожидать погоды. Не надо никогда насиловать течения событий; а смотреть внимательно, как они текут, и пользоваться тем во спасете свое.

Божие благословение буди на вас и детях ваших! Ваш богомолец Е. Феофан.

1344. Господь ставит каждого в житейскую обстановку, благоприятнейшую для спасения. Что такое победительная мысль. Духовное значение соли. Наставление Черничке о чтении. Лекарь и молитва

Милость Божия буди с вами!

Если верите Промышлению Божью, определяющему участь земную для всякого так, как ему удобнее спастись, то должны верить и тому, что вся ваша житейская обстановка есть самая пригожая вам для устроения вашего спасения. Сколько мне видится, она дает вам полную свободу заниматься своею душой. Это большое преимущество! Уверясь так — Бога благодарите за все, и приятное и неприятное. Благодушно терпя неприятное, немножко приближаетесь к части мучеников. Зато, если роптать будете, не только от этой части далеки будете, — еще и ответ дадите.

Благодушествуйте.

Что за победительная мысль? Когда обращается кто к Богу, тогда происходит борьба — самолюбие и мир с одной стороны, а Божии истины с другой. Перебирает человек эти истины, и одолевает самость и мир; но из этих истин не все одинаково на всех действуют: на одного одна более действует, на другого другая. Но есть среди их для каждого такая, которая как только вспадет в сознание, тотчас склоняет человека на сторону Божию. Эта истина в первой борьбе оканчивает победу, — и в частных борьбах тоже прогоняет врагов. Какие это истины? Извольте — в книге: Путь ко спасению читать вторую часть — об исповеди и покаянии. И увидите.

— Что есть соль? Там приточное слово. Как Спаситель толкования не дал Сам, то всякому воля понимать это как рассудит, в назидание себя. Я думаю, что это любовь к Богу — горячая. Соль — гнилость прогоняет, а любовь к Богу — все грешное и Богу противное истребляет. Соль проникает осоленное; и любовь проникает все составы душевные, и духовные, и телесные, и всему сообщает прочность и неповрежденность.

Черничку благослови Господи тещи начатым путем. Пусть хорошенько обдумает книгу — писем последнюю… и ту, что путь ко спасению. Утром хорошо читать Евангелие и Апостол — дневные: они указываются в крестном календаре Гатцука. Да не просто читать, а додуматься до теплой мысли, чтобы с нею и день весь проводить.

И лекарь не мешает, и преданность Богу нужна. То и другое пусть идет. Не попал — переменить лекарство. Молитесь, чтобы Господь его надоумил… Если не надоумеет, верно лучше для вас жить с больною головою. Благослови Господи вам поговеть, в утешение и укрепление.

И воина Павла да хранит Господь. Ваш богомолец Е. Феофан.  

1345. О сретении Господа. Наставление Черничке и Беличке и проч.

Милость Божия буди с вами!

Се начались приготовительные к посту недели, — и в самом начале Сретение, — которое очень знаменательно указывает, что желающие сретить Господа могут достигнуть сего не иначе, как постническими трудами — мытаревыми смиренномудрием, искренним раскаянием, по указанно блудного, памятью о страшном суде, плачем о падении во Адаме и о своих собственных, — и воплями: помилуй мяг Боже, помилуй мя!..

Извольте стать в начале сего пути, — просмотреть его весь в день… и затем положить по мере сил своих пройти его, как того желает Господь.

Беличке даруй Господи полно восстановить силы свои, и начать обычное течение жизни… к Богу — почаще посматривать на конец, который может застать очень неожиданно.

Благодушие Чернички да укрепляет Господь паче и паче! Пусть навыкает быть в памяти Божией и памяти смертной. Это два остна, которые сильны возбуждать и самого ленивого.

Значения для вас раздела имения я не понимаю. Потому не вижу: охать вам или радоваться. Лучше всего — буди воля Божия.

Странника нет дома, — хоть он и выписывается. Ваш богомолец Е. Феофан.

1346. О чувстве воскресения. Наставление о вразумлении молодежи

Милость Божия буди с вами!

Христос Воскресе!

Сила воскресения Христова невыразимо велика! Нам не понятие только светлое надо возыметь о нем, — но и в сочувствие с Ним войти: ибо не для себя, а для нас воскрес Господь; нас совоскресил. Это совоскресение верою увидеть, — и радость от того возыметь — даруй Господи.

О сыне много слишком не тужите. Каков нрав смотрите; а жизнь потом заставит перекреститься. — Что любит стяжания, это еще не великая беда. Степеннее будет. Не иметь нельзя, ибо надо есть, пить, иметь кров и проч. Надежду только при имении на Бога возлагать надо, — и часть уделять неимущим. Учите его, по копейке давать бедному, хоть в воскресенье только. Начав с этого, и далее пойдет.

И молитвою не докучайте; можно надоесть. Советуйте ему хоть немного, да молиться утром и вечером, не читая никаких молитв, а так умно очи к Богу возводя. Вечером — Бога поблагодарить за день, утром попросить о дне, — своими словами, как знаешь, — только бы делом. И этого довольно. Поклоны три-пять с такими мыслями. — И днем иногда пусть обращается к Богу с краткою молитвою — Господи помилуй, благослови Господи, помоги Господи. Больше этого и не нужно. — Трудно ли это, скажите ему. — Ну, так доставь мне утешение — что будешь делать так.

Молодежь жить на земле и по земному хочет. — Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время — и короткое; — стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.

Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан.  

1347. Разные краткие сообщения

Милость Божия буди с вами!

Благодать Всесвятого Духа да осеняет вас неотходно, и да будет для вас тем, чем был огненный столп для сынов Израиля!

Сыну вашему помоги Господи оздороветь. Лучше бы сдать экзамен наряду с другими. Но уж если Богу угодно иначе сему быть, дай Господи ему не забыть, что теперь хорошо знает, и подучить, если что знает не совсем исправно.

Книжку вашу посмотрю и возвращу с отзывом. Переводила, кажется, красавица. Повернется ли язык сказать о том, что нехорошо, — нехорошо?

Вот и весна на проходе. — Запасайтесь — силами.

Малютку ухитряйтесь отучать от капризов. Иначе после придется плакать.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь! Е. Феофан. 12 мая 85 г.  

1348. Утешение о смерти мужа

Милость Божия буди с вами!

Да упокоит Господь душу новопреставльшегося раба своего Иоанна!

Вас же да утешит Господь! Милость Божия, что вы плачете. Плач на половину облегчает сердечную скорбь.

Поплачьте; а потом и утешение поищите! — Это не неожиданное несчастье, а общий всех нас удел. Скорбна разлука; но она не без конца. Нынче-завтра и мы туда же пойдем. Скорбна безвестность положения отшедшего, но вера, что отшедший переходит в руки Божии, разгоняет всякий при этом мрак. У Господа праведного никакое добро не забывается; а вы говорите, что почивший делал много добра. Когда отходит кто к Господу, Господь ищет не того, чтоб осудить, а чтоб оправдать.

С этой стороны утешение близко. Положение всех вас оставшихся, я уверен, не дурно. — И слава Богу! Но всяко начнется новый порядок. Положите в основу его любовь, взаимное друг друга успокоение, и он прочен будет, имея под собою небесную основу. Господь да умудрит вас!

Об усопшем больше молитесь. Ему паче всего теперь нужна молитва, Молитва и пред Богом — ходатаица, и прямо действует на отшедшую душу, воодушевляя ее, согревая и укрепляя.

Просите книжку. Какую? Вспомнил, что у меня есть одна книжка — маленькая преосв. Гермогена. Это он сам себя утешал по смерти жены своей. Посылаю ее.

А матушка Черничка плачет? Пусть плачет. Плакать крепко хорошо. — Сердце умягчается.

Благослови Господи вас, и деток ваших. Ваш богомолец Е. Феофан. 15 мая 86 года.  

1349. О носимой монахинями иконе. Слово к болящей. О сиротке и няньке

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю вас с родственным празднованием дня св. пр. Илии! И пророк Илья видит, и родители ваши чувствуют ваше молитвенное о них воспоминание.

Ходит икона!! Но ведь это простая икона, ничем не ознаменованная. Копия это с Афонской знаменательной иконы, а сама ничем не ознаменовалась, — И монахини плохо делают ходя с этою иконою. — Вы же хорошо сделали, благочестно сретив и проводив св. икону, как икону Матери нашей Пресв. Богородицы. Божья Матерь не забудет этого.

Соседка ваша изнемогает под тяжестью болезни, да дарует ей Господь упокоение в воле Божией! Во всех наших невзгодах не можем мы иного утешения находить, как в вере, что все случается по воле Божией, Воля же Божия ничего для нас не хочет, паче спасения нашего, и к сей цели направляет все мучающееся. — Да вразумит ее Господь!

Очень рад, что сиротка весела. Но нянюшка ее — Черничка, захозяевшись, как бы не рассеялась, и не забыла, что есть еще и другой огород, за которым надо присматривать — сердце наше.

Благослови вас Господи всех! Ваш богомолец Е. Феофан. 20 июля 65 года.  

1350. Доброе слово для выздоравливающей

Милость Божия буди с вами!

А уж я беспокоиться начинал, что нет вести о болящей. Ну — и слава Богу, что опасность прошла. Теперь только осторожность — во всем, паче же в пище, питии и движении воздуха вокруг болящей.

Болящая весьма хорошо сделала, что причастилась св. Христовых Таин, кои суть истинное врачевство для души и тела.

Даруй ей Господи благодушие и терпение. Спокойствие душевное — великое пособие к выздоровлению. Как бы хорошо она делала, если б могла не думать. Пустяков сколько лезет в голову. — Пусть молится коротенькою молитовкою — ко Господу, Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю. Потом пусть читает на память какой-нибудь псалом, какой знает, и размышляет о нем потихоньку. Евангелие хорошо прочитать ей немного, а она бы послушала.

Не оставляйте ее одну. Сидите подле, — и тут что-нибудь работайте, и другие тут бы были. Ей веселей, и мысли не бурлили б. Это теперь большие враги.

Вы крепко уморились. Теперь отдыхать будете. — И весело посматривать на выздоравляющую.

Благослови Господи всех вас. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 29 августа 85 года.