Дмитрий Херсонский. т.4, отд.VII-VIII. Перед причащением Св. Тайн. и по причащению

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений
ПЕРЕЙТИ на главную страницу т.4.Слова в Великий пост

Дмитрий Херсонский. т.4. Слова и Беседы на дни воскресные от недели о мытаре и фарисее до Пасхи и на Великий Пост

Отд. VII. Перед причащением Св. Тайн.
36. Слово 1-е (Как должно приступать к таинству причащения. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей; ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор.11, 28. 29))
37. Слово 2-е. (Установление и значение таинства причащения. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни»)

Отд. VIII. По причащении.
38. Слово 1-е (В ком из приобщающихся Тела и Крови Христовых пребывает Христос. «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15:4))
39. Слово 2-е (О плодах, достойных покаяния).
40. Слово 3-е (Принятие Господа нашего Иисуса Христа в себя в таинстве причащения и к чему оно побуждает христиан. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56))
41. Слово 4-е (Плоды таинства причащения. «Что значат божественные таинства, коими освятились вы ныне»)
42. Слово 5-е (Мы должны заботиться, чтобы сделаться достойными тех благ, кои мы получаем чрез приобщение Св. Христовых Таин. «Вкусите и видите яко благ Господь»)
43. Слово 6-е (Еще о плодах таинства причащения. «Буди имя Господне благословенно, отныне и до века!»)


VII. Перед причащением Св. Тайн.

36. Слово — первое («Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей; ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор.11, 28. 29))

«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей; ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор.11, 28. 29).

Страшно сие Апостольское слово; но оно истинно, непреложно. Подлинно суд, страшный и ужасный суд и осуждение ест и пьет тот несчастный, кто приемлет тело и кровь Христову не с подобающею честью, не с таким расположением духа, как должно; кто ест и пьет недостойно. Грозный суд постиг тот богоотступный народ, который, осудив на распятие Господа Иисуса Христа, вопиял: «кровь Его на нас и на чадах наших» (Матф.27,25). Но сей злосчастный народ не ведал тайны вочеловечения Сына Божия, совершил злодеянье по ослеплению и неразумию: «если бы познали, говорил св. Апостол, то не распяли бы Господа славы.  (1Кор.2,8). «То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет», рожденный в христианстве, с младенчества наученный таинствам веры, и при всем том по легкомыслию или злобе, «попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?»  (Евр.10,29).

Вот, почему Св. Церковь с такою заботливостью старалась приготовить нас к принятию животворящих тайн Христовых— пощением, молитвами, покаянием, да не постигнет кого-либо и из нас несчастный жребий распинателей Христовых. Через несколько минут, когда отверзутся врата алтаря, как бы врата неба, когда изнесется чаша Завета, к которой нам должно будет приступить, чтоб оживить в себе, обновить и укрепить завет свой с Иисусом Христом, наш слух и еще огласится последним воззванием, последним призывным гласом Св. Церкви: со страхом Божиим и верою приступите! В сии священные минуты да умолкнут в душе нашей все посторонние помышления, да исчезнут все другие чувствования, да угаснут все желания, кроме тех святых помыслов, тех небесных чувствований, к которым желаем вознести дух наш Св. Церковь. Со страхом Божиим, верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечной будем!

Приступим со страхом Божиим. — Для возбуждения в себе сего страха вспомним, где мы, пред кем предстоим и к чему приступаем. «Моисее, Моисее», говорил Бог избранному в вождя и законодателя Израильскому народу, не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3,5). Если место, освященное единократным снисшествием Божиим, соделалось местом святым, на которое не дерзал вступить муж, нареченный другом Божиим, то сколько святее место, освящаемое каждодневным схождением Духа Святаго, совершением страшного таинства, на которое и Ангелы взирают со трепетом! Как же легкомысленно попирать сие место, которое есть дом Божий, взирать на престол Царя славы, который со трепетом окружают и херувимы? Нет здесь пламени Хоривского, не слышно громов и молний Синайских, но тогда мы бежали бы отселе, покрыв лицо свое, отреклись бы не только приступить, но и воззреть на преестественную трапезу, ко вкушению которой призывает нас св. Церковь.

От места возведем мысленный взор к Тому, Кто освящает место своим присутствием. Это тот Бог неприступной славы, от присутствия Которого пламенел и колебался некогда Синай; тот Бог всемогущий, Который рече и быша, повеле и создашася, Который нарицает не сущая, яко сущая, мертвит и живит, низводит во ад и возводит; тот Бог всесвятый, Который не терпит беззакония, ненавидит грехи, отвращается неправды; тот Бог ревнитель, Который взыскует грехи отцов на чадах до третьего и четвертого рода; тот Бог правосудный, Который призрел некогда оком гнева на современников Ноя, и — воды потопные погубили все, от человека до скота; сошел видеть злобу жителей Содома и Гоморры, и — пламень небесный потребил с лица земли законопреступные города. Правда, здесь Он является нам только плотью и кровью Своею, без видимого величия и славы, без грозных явлений неумытного суда Своего, но в противном случае мы сами осудили бы себя на удаление от лица Божия и сказали бы, подобно Израильтянам: «чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх.20,19).

От величия Даятеля обратим взор свой и на величие дара. — Это то Божественное Тело, которое со трепетом и умилением восприял некогда на руки свои благочестивый старец Симеон; то божественное Тело, от прикосновения к которому исцелялись недужные, очищались прокаженные, которого ужасались бесы, от наготы и язв коего померкло солнце, сотряслась земля, сокрушились скалы; то преславное Тело, которое вознесено на небо, посаждено на престоле, прославлено славою Божественною, на которое со трепетом взирают Херувимы и Серафимы. Правда, оно является нам под покровом обыкновенного брашна, но в противном случае мы сами сказали бы с Петром: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный!» (Луки 5, 8).

Воззрим, наконец, и на самих себя: кто мы, предстоящие в дому Божием, пред престолом славы Его, приемлющие божественное Тело и Кровь Христову устами нашими?—Земля и пепел, в беззакониях зачатые, во грехах рожденные и сами тысячекратно прогневавшие Господа своими неправдами, возжегшие праведный огнь гнева Его. Как брение прикоснется Зиждителю? Как слабая трость устоит пред огнем всепоядающим? Как предстанет осужденный своею совестью пред Судьею сердцеведущим? Да обымет мысль сия священным трепетом дух наш, да сокрушит страхом сердце наше, да попалит, как пламень, все посторонние мысли и чувства, да проникнет, как елей очистительный, все существо наше, все кости наша да рекут: «Господи, Господи, кто подобен тебе, в величии и славе, в могуществе и силе, в правде и суде? Со страхом Божиим приступите!

Но, чтобы сей страх не был подобен убийственному страху осужденного на смерть преступника, при виде орудий казни, святая Церковь повелевает растворять его верою. — Свято место, которое попирают наши недостойный стопы, страшен престол славы Божией, которому предстоим здесь, но нас ввел сюда, нас поставил здесь сам Господь. Он сам избрал нас от чрева матери нашей, просветил светом разума и Богопознания, приял в завет с Собою в таинстве крещения, даровал нам благодать сыноположения и обручение Духа, обетовал царство небесное, сожительство с Ангелами. Отречеся ли чести, убоявшись высоты ее? Но Господи, Господи, Твое царство, Твоя и воля! Мы земля и пепел; но—Твое создание, Тобою искуплены! Веди нас, куда угодно Твоему человколюбию Тобою, для Тебя и за Тебя мы всюду готовы идти— возвысишь ли горе, или низведешь долу; вознесешь на небо, или низвергнешь в преисподняя, только бы нам  быть всегда с Тобою, зрети красоту Твою, служить пред Тобою все дни живота нашего!

Велик дар, который приемлем ныне от руки Господней; свято пречистое Тело Господне, свята животворящая Кровь Его, страшно неизреченное таинство. Но их подает нам сам Господь: «примите, ядите,… пейте от нее все», глаголет Он Сам. Отречемся ли принять от руки Его? Сие божественное брашно есть жизнь наша, и священная трапеза есть залог бессмертия нашего; не вкусив от нее, мы мертвы на веки. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6,53,54.), это Его сладчайшие глаголы! Возлюбим ли смерть паче жизни, тление паче бессмертия? — Нет, Господи Иисусе Христе, всегда подавай нам животворящее Тело и Кровь Твою, никогда не лишай нас сего Божественного брашна. Сам возжигай в нас алчбу к сей всенасыщающей пище, к сему всеутоляющему питию; даруй нам причащаться бессмертной трапезы Твоей во все дни жизни нашей, да оживотворенные ею сподобимся истее(яснее) Тебе причащаться в невечернем дне царствия Твоего!

Недостойно предстоим мы пред престолом величия Божия, нечистыми устами приемлем пречистое тело и честную Кровь Христову, во грехах являемся пред лицом Судии и Бога нашего,—Но Сын Божий пришел призвать не праведных, а грешных на покаяние; не за праведных, а за грешных благоволил Он терпеть страдания и смерть; Его пречистое Тело преломляется во оставление грехов; Его пречистая Кровь изливается во оставление грехов; для очищения, освящения и оживотворения истлевшего в беззакониях естества нашего предал Он нам в снедь Тело и Кровь Свою.—Возлюбим ли тьму паче света, раны и язвы паче здравия, рабство паче свободы, погибель паче спасения? Господь мой, и Бог мой, говорил один святой муж (Св. Димитрий Ростовский  в приготовлении к Причащению), есть исцеление мое, аз же больной, Господь есть  здравие мое, аз же сокрушенный, расслабленный и еле жив; Господь есть живот мой, аз же мертв; Господь есть восставление мое, аз же падый; Господь есть оправдание мое, аз же осужденный, Господь есть взыскуяй мя, аз же погибший. Приступаю убо яко больной к Целителю, да исцелюся; яко мертв к животу моему, да воскресну и оживу от смерти греховной в добродетель; яко падый к восставляющему мя, да более не падаю; яко осужденный к Судии моему, да из неправедного праведна мя сотворит; приступаю яко погибший к ищущему мя Человеколюбцу, да всегда с Ним и в Нем пребуду, Он же со мною и во мне. Приемлю пречистые Тайны, да от тех причащения стяжавши помощь, отныне положу начало спасения моего, еже ктому не работати греху, но поработати по силе моей Богови моему. Верую всесильной Твоей помощи и благости, Господи Боже мой! Верую, помози моему неверию!

Но чаша завета нового есть по преимуществу чаша любви; пречистое тело Христово и животворящая Кровь Его есть бесценный залог Его беспредельного милосердия и благости. Любовь к падшему человеку низвела Сына Божия на землю, облекла Его в зрак раба, положила в вертепе и яслях, подвергла гонениям, лишениям, скорбям и мучениям, возвела на крест, низвела даже до ада. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3,16). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15,13). Сей пламень любви божественной да проникнет душу нашу, да разжжет сердце наше любовью, да излиется в слезах умиления и благодарения к благодеющему Господу, да укрепит волю нашу на пути покаяния и исправления жизни, да будет щитом  и ограждением нашим против соблазнов и козней вражиих. За любовь бесконечно возлюбившего нас Господа, да скажет отныне каждый из нас самому себе, «умых нозе мои, и како оскверню я»? — да речет морю страстей своих и похотей плоти; доселе дойдешь, и не перейдешь, но в тебе самом да сокрушатся волны твоя! Да речет каждый в себе: «Кто отлучит нас от любви Божией?» «Как не имам Тебя любить Господа моего! Ты бо мой еси живот, Ты мое спасение, Ты моя слава и похвала, Ты мое богатство и вечное сокровище, Ты моя надежда и упование, Ты мое радование и вечный покой. Сего ради всю надежду мою, все упование мое, все желание мое в Тебе едином да полагаю, Господи. Все сердце мое, вся душа моя, все помышления мои в Тебе едином да углублена будут. Вся внутренняя моя, членове и мозги Тебе единому да излию, да весь буду в Тебе, Ты же во мне (Св. Д. Ростовский Алфавит духовный )».

Со страхом Божиим, верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечной будем. Аминь.

37. Слово-второе. («Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни»)

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни».

Так говорил Господь Иисус Христос о необходимости для нас причащения плоти и крови Его,—т. е., что без причащения сего Божественного брашна мы не будем иметь истинной, вечной жизни, умрем не только телом, но и духом, не только временною, но и вечною смертью.

Почему? Потому что мы живем не своею, а дарованною нам свыше жизнью,—не сами оживотворили себя и не своею силою или искусством продолжаем и поддерживаем жизнь нашу: «Господь Бог вдуну в лице наше дыхание жизни» в начале, и Его же животворящим словом и Его присносущною силою продолжается и поддерживается бытие и жизнь наша.

Но теперь, братья, не такое бытие у нас и не та жизнь, которые даровал нам Господь изначала, то было бытие Богопреподобное, беспечальное и блаженное; то была жизнь— безболезненная, бессмертная и вечная, исполненная вседовольства, радости и блаженства. Первозданный человек, которому Господь Сам из пречистых уст Своих вдохнул дыхание жизни, поставлен был в рай сладости, вкушал от древа жизни и был бессмертен. Грех лишил нас сего преимущества, сего блаженства и бессмертия, осудил на бедствия и печали, болезни и смерть. «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей»;  «смертью умрешь», «ибо прах ты и в прах возвратишься». С тех пор царствовала смерть от Адама над всем его потомством. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили». Бесполезно было бы нам после сего вкушать от древа жизни; ибо оно дано было для поддержания жизни Богодарованной, но не могло возвратить жизни утраченной. И что было бы за счастье, если бы это тело — болезненное и страстное, в котором, по слову апостола, «не живет доброе», оставалось бессмертным? Если бы эта жизнь, исполненная бед и скорбей, печалей и воздыханий, не прекращалась никогда? Если бы эта земля, проклятая в делах рук человеческих, произращающая нам только терния и волчцы, оставалась навсегда в том же виде, не чая обновления и воссоздания к лучшему бытию? Если бы нынешние общества человеческие, в которых царствует грех и неправда, ненависть и злоба, коварство и зложелательство, обиды и озлобления, оставались такими же на всю вечность? Нет, для нас нужен был новый, хлеб жизни, «который сходит с небес и дает жизнь миру», который даровал бы нам вновь истинную Богоподобную жизнь, который бы исцелил, очистил, освятил и обновил естество наше, зараженное смертоносною язвою греха, который паки соединил бы нас с Богом единым присносущным источником вечной жизни и блаженства.

Что же творит для сего ипостасная премудрость Божия— Единородный Сын Божий? Восприяв на Себя естество наше, Он очистил, освятил и оживотворил его в самом Себе, соделал воспринятую на Себя плоть нашу Своею Божественною плотью — живою и животворящею, и кровь нашу Своею Божественною кровью — святою и освящающею, и душу нашу Своею Божественною душою—новым дыханием жизни, которого лишился человек, прияв в себя дыхание смерти от дьявола. Сие-то обоженное естество наше Он соделывает для нас хлебом жизни, пищею бессмертия, врачеством не от болезней только, но и от смерти. «Хлеб же, который Я дам, говорит Он,— есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира: плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную». Почему? Потому что «как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною». И вот, когда настало время воплотившемуся Сыну Божию предать тело Свое на страдания и кровь Свою на излияние за грехи человеков, когда сему Агнцу Божию, вземшему грехи мира, надлежало заклану быти и вознестися на крестный жертвенник во всесожжение, Господь Иисус Христос, как истинный архиерей, Сам Себе предпожре. В последний раз вечеряя с учениками Своими, «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое, во оставление грехов. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Таким образом Господь в первый, раз соделал учеников Своих причастниками Своего Божественного естества, а с тем вместе преподал им новую жизнь, даровал не только залог, но и начаток бессмертия и вечной жизни.

Но чтобы и все верующие, все ученики слова Евангельского, во все последующие роды до скончания века не лишились сего величайшего благодеяния, сего единственного средства ко избавлению от вечной смерти, к стяжанию вечной жизни и бессмертия, Господь заповедал святым Апостолам: «сие творите в Мое воспоминание». Оттоле и творится и будет твориться сие до скончания века. Ибо св. Апостолы, учреждая и благоустрояя Церковь Христову, завещали ей, как важнейшую и первую обязанность, совершать вечерю Господню, «как придет» Он Сам паки на землю, чтобы все верующие во все роды родов могли быть причастниками животворящего тела и крови Христовой, доколе не настанет невечерний день царствия Христова, когда будем причащаться истее Божественной жизни и славы Его. Для сего завещали и всем верующим не оставлять собрания церковного, причащаться Божественной вечери с чистою совестью, с верою и благоговением.

И так, желаешь ли, возлюбленный собрат мой, бессмертия и жизни вечной? Приди в храм Господень. Здесь услышишь тот же Божественный глагол самого Владыки жизни, смертью смерть поправшего и воскресением Своим живот миру даровавшего: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое, во оставление грехов: пейте из нее все: ибо сие есть Кровь Моя, за многих изливаемая во оставление грехов». Здесь на престоле Господнем узришь предлежащее и самое Божественное тело Его, под видом и покровом хлеба, и самую Божественную кровь Его под видом плода лозного,—как преподал Он Сам св. Апостолам. Со страхом Божиим и благоговением приступи к сей таинственной вечери, с верою и любовью прими сие Божественное брашно; и будет тебе во оставление грехов, и в жизнь вечную ибо ты соделаешься, по слову Апостола, «причастником Божественного естества»—пречистого и бессмертного. Нет нужды, что некогда жизнь твоя, по-видимому, прекратится, что ты прострешься во гробе яко мертв. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, — говорит Господь — имеет жизнь вечную», «аще и умрет, оживет», «и Я воскрешу его в последний день». Нет нужды, что это бренное тело соделается некогда бездыханным, предастся тлению и разрушению. Господь Иисус Христос, коего бессмертной плоти приобщалось оно, воздвигнет его из самого тления к новой нескончаемой жизни: «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие». «Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло —в воскресение осуждения».

Так, братья мои, и самое Божественное брашно сие, хотя воскресит нас из мертвых, по обетованию Господню, но не избавит от суда и осуждения, если будем причащаться его, не очистив своей совести искренним покаянием, не приготовив свою душу молитвою и прощением, не укрепив духа своего живою верою и упованием, не оживив сердца своего любовью и желанием со Христом жить и умереть. Напротив, недостойное причащение тела Христова само будет нам в суд и осуждение: «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе». Посему-то, братья, св. Церковь и призывает нас приступать к причащению тела и крови Христовой со страхом Божиим, верою и любовью.

Приступим со страхом Божиим, как рабы неключимые к своему Владыке и Господу, имущему власть погубить и тело и душу нашу в геенне огненной как виновные и изобличенные преступники ко всеправосудному Судии своему, пред Которым не утаится ни одно, самое тайное помышление сердца нашего, который отошлет грешников, после страшного суда Своего, во огонь вечный, уготованный дьяволу и аггелом его. Приступим с верою, как искупленные кровью Христовою к своему Искупителю и Спасителю, Который един может изъять нас от темной власти дьявола, избавить нас от вечных мучений ада, освободить нас от суда и осуждения вечного как болящие ко врачу своему, который один может исцелить нашу душу от язв греховных, умиротворить совесть нашу, очистить ее кровью Своею от мертвых дел, освободить сердце наше от обладающих им страстей и похотей плотских, оживотворить и воскресить дух наш упованием спасения и жизни вечной.—Приступим с надеждою, как осужденные преступники к премилосердому царю своему, который один может упразднить рукопленение грехов наших, оставить нам множество долгов наших, простить нам все преступления наши, освободить нас от заслуженной нами казни. Приступим с любовью как дети к

Отцу своему, Который возродил нас Духом Святым в новую благодатную жизнь и из сынов проклятия соделал нас чадами Богу Отцу возлюбленными, Который питает нас Своею плотью и кровью, Который до того возлюбил нас, что самую душу Свою положил за нас; как облагодетельствованные к своему высочайшему благодетелю и другу, Который сказал нам всю всеблагую волю Свою о нас, открыл нам все премилосердое сердце Свое, Который обещал нам исполнять всякое доброжелание наше, даровать нам всякое благопотребное прошение наше.

С верою и любовью приступим, да причастницы жизни вышней будем. Аминь!

VIII. По причащении

38. Слово 1-е («Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15:4))

«Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Иоан. 15:4), говорил Господь св. ученикам Своим, преподав им Божественное тело и кровь Свою. Значит, для теснейшего, внутреннейшего, животворного и спасительного соединения с Господом Иисусом Христом не довольно одного видимого вкушения тела и крови Его. Для того, чтобы соединение наше со Христом было животворно и спасительно для нас, оно должно быть обоестороннее, полное и совершенное. Если Он предал всего Себя нам и для нас, то и нам должно предать себя всецело Ему и для Него. Он положил за нас душу Свою, и нам должно предать дух свой Ему, да будем един дух с Господом; Он предал нам в снедь тело и кровь Свою, и нам должно предать тело свое Господеви (1Кор. 6:13), по слову св. Павла. «Вы не свои, вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии»  (1Кор. 6:20). Такова сущность божественного Завета!

И так, в ком из причащающихся тела и крови Христовой пребывает Христос? В том, кто сам всецело пребывает во Христе: кто пленил разум свой в послушание веры Христовой,—мыслит так, как учит Божественное Слово, от сердца верует всему, что благоволил открыть нам сам Господь, кто поучается в законе Господни день и ночь, кто покорил волю свою игу закона Христова, — желает того, что угодно Господу, стремится к тому, чтобы в желаниях и поступках его исполнялась воля Божия, от сердца отвращается всего, что противно закону Господню; кто самое тело свое употребляет в орудие правды, хранит сосуд плоти своей в чистоте и святыне; паче же всего, кто возлюбил Господа и Спасителя своего любовью крепкою как смерть, готов за возлюбленного и возлюбившего нас не только вменить в уметы вся красная мира, но и положить самую жизнь свою. Таковы непременные условия и обязательства божественного Завета!

Много ли требуется от нас? Но, чего не в праве востребовать Тот, от Которого имеем и дыхание, и жизнь, и все; Кто Сам для избавления нашего претерпел страдания и крест?—Впрочем, и в самом обязательстве пребывать во Христе не столько требуется от нас, сколько даруется нам. Ибо чего лишается и что приобретает тот, кто пребывает во Христе и в ком пребывает Христос? Он отвергается воли своей—злой и развращенной, которая влечет в погибель, и предается воле Божией—благой и совершенной, которая всем хочет спастись и наследовать блаженство; вменяет в уметы земной прах, и обретает вечные блага; оставляет землю, и наследует небо; избегает смерти вечной, и обретает вечную жизнь; исхищается из плена дьявола, и становится сыном Божиим. Что может быть выше и вожделеннее сего? Напротив, что обретает тот, кто, соединяясь со Иисусом Христом видимо, не соединяется с Ним духом, приемля святое тело Господне и кровь завета, не приемлет намерения жизни святой и богоугодной? Он «суд себе ест и пьет» (1 Кор.11,29), говорит св. Апостол Христов. Как сухая, бесплодная ветвь, он готовится на сожжение; как презритель страшных тайн Божиих, он предается власти дьявола. Ибо что случилось с Иудою, который прияв тело и кровь Господню, не оставил злого умысла предательства? «И после сего куска вошел в него сатана» (Иоан.13, 27). Что может быть ужаснее сего?

Скажете: «удобоисполнимо ли обязательство, возлагаемое на нас приобщением плоти и крови Господней? Можно ли рожденному во грехах соделаться и пребыть навсегда безгрешным?» Есть — безмерное — различие между безгрешностью, свойственною единому Богу, и любовью ко греху, закоснением во зле, свойственными дьяволу и подобным ему; есть различие между претыкающимся нечаянно, и нежелающим восстать от падения. Пал Иуда и погиб; потому что пал сердцем, коим овладел дьявол так, что все обличения и угрозы не возбудили его к раскаянию. Отрекся Господа Петр, и—не смотря на то—пребыл Апостолом; потому что согрешил устами, но не сердцем, в коем не угасла живая вера и любовь к Господу, и омыл грех свой горькими слезами.— Мы не можем наперед обещать Богу совершенной безгрешности; но можем и должны возненавидеть грех и отвращаться его, возлюбить закон Божий и заботиться об исполнении его. Не можем обещать наперед быть святыми; но можем и должны стремиться к святости, отвращаться всякой нечистоты и скверны. Для сего-то Господь и даровал нам покаяние, дабы мы всегда обретали прощение грехов; для сего и дано нам святейшее таинство Евхаристии, дабы мы невозбранно обретали всегда источник освящения и бессмертия; для сего Сам Господь благоволит пребывать в нас и заповедует нам пребывать в Нем, чтобы мы немощные возмогали Его силою и крепостью: «пребудьте во Мне, и Я в вас», говорит Он, «ибо без Меня не можете делать ничего»; «кто пребывает во Мне,.. тот приносит много плода» (Иоан.15,4.5). Сделаем для Него то, что можем и должны; а Он не умедлит соделать в нас то, что и может соделать только Он! Аминь.

39. Слово 2-е.

Господь наш Иисус Христос, преподав св. ученикам Своим Божественное Тело и Кровь Свою, заключил великое тайнодействие пространною утешительною беседою, в которой открыл пред ними все любвеобильное сердце Свое. Божественная трапеза любви всегда может проникнуть и воспламенить огнем божественным и всякое сердце, расширить и не красноречивые уста, и побудить душу изыти в слово так, что святой Павел, по преломлении таинственного хлеба, простирал слово до полуночи. Но, при всем желании нашем разделить с вами свои чувства в настоящие минуты, что можем сказать вам после того, что вы слышали из пречистых уст Самого Господа, Который един и мог вещать достойно о Своем Теле и Крови, как Он один и мог даровать нам их в снедь? Станем ли говорить о величии дара, коего сподобились вы ныне?—Но сия весте: вы приобщились пречистого и животворящего Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Что можно сказать более сего? Есть ли дар выше и неизреченнее сего дара? — Будем ли изъяснять вам силу и действие святейшего таинства? И сия весте: вы слышали из пречистых уст самого Господа: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан. 6:56, 54, 53). Нужно ли говорить что-либо более сего? Что необходимее для нас соединения с Богом? Что драгоценнее вечной жизни? Что ужаснее вечной смерти? — Захотим ли напомнить вам о том, к чему обязывает нас вкушение плоти и крови Господней? Но и сие весте: Сам Господь сказал нам: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей; если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей. Пребудьте во Мне, и Я в вас: кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоан. 15:9, 10, 6, 5, 7, 8). Можно ли сказать что-либо убедительнее и отраднее сего?

Но, братья мои, «если это знаете, блаженны вы, когда исполняете». На суде церковном, на котором вы были, вас не спрашивали, знаете ли вы то или другое; но поступаете ли так, как знаете, как научены с детства? И на суде Христовом, на который предстанем некогда мы все, нас не спросят, много ли, мало ли мы знали, но исполнили ли на деле то, о чем всем и каждому вещает слово Божие? Не для того Сын Божий нисходил на землю, чтобы преестественное явление Его во плоти служило предметом праздного любопытства: «Я пришел, говорит он, для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». (Иоан. 10:10). Не для того восшел Он на крест и сошел во гроб, чтобы нам быть праздными зрителями Его страданий: Он «умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Римл. 6:4). Не для того, наконец, Он предал нам святейшее Тело и Кровь Свою, чтобы они служили предметом и состязаний совопросников века сего; но чтобы верующие, оживотворяясь вкушением сего божественного брашна, освобождались от тьмы греха, и, порабощаясь правде, преуспевали в добродетелях. Для того благоволит Господь приобщать нас плоти и крови Своей, чтобы мы, преискренне приобщаясь Ему, были живыми членами Его таинственного тела, на веки пребыли неразлучными от Него, чтобы ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч не могли разлучить нас от любви Божией. Так мыслили и чувствовали те, кои первые удостоились приять божественное Тело и Кровь из пречистых рук самого Господа. «Господи, говорил один из них, хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Матф. 26:35); «с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лук. 22:33): «подобное, замечает Евангелист, говорили и все ученики» (Матф. 26:35). И все они, исполняя свято великий обет свой, носили на себе во всю жизнь свою поношение Христово, все положили жизнь свою за возлюбленного Учителя и Господа. Так и должно быть по закону благодарности и правды: любовь за любовь, тело за тело, кровь за кровь! Страшно слово сие?— Но не ужаснее ли стократ, вместо общения со Христом в животе и смерти, в страданиях и блаженстве, быть в общении с велиаром, хотя бы в непрестанных радостях и утехах мира; вместо того, чтобы предать душу и тело свое Господу, предать их власти злейшего врага Его и нашего, обречь самого себя геенне огненной? — Нет, Господи Сердцеведче всех! От чистого сердца рек каждый из нас пред Тобою: «не повем тайну врагам Твоим, ни лобзания Тебе дам, яко Иуда». Подаждь нам крепость и силу оправдать жизнью и делами сие нелестное исповедание! Простри руку благовременной помощи в годину искушения! Паче же не оставь нас в страшный час смерти нашей и не лиши божественного напутия к жизни вечной — причащения животворящего Тела и Крови Твоей! Мы же, взысканные и искупленные Тобою, не престанем в слезах благодарения и радости, лобызать животворные язвы Твои, источившие нам токи жизни и бессмертия!— Аминь.

40. Слово 3-е («Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56))

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56).

Значит все, чего лишились мы в раю несчастным вкушением от запрещенного древа, несравненно в большей мере приобретаем паки вкушением плоти и крови Господней. Там мы отпали и удалились от Бога на веки; здесь паки соединяемся с Ним так, что бываем причастниками Божественного естества, как говорит Апостол. Слава и благодарение Господу, Который не оставил нас погибнуть на веки в злосчастном удалении от Него, Который, для возведения нас к соединению с Собою, смирил Себя до восприятия зрака раба, послушлив был воле Отца Небесного до смерти крестной, положил душу Свою за избавление наше, предал в снедь нам самое тело и кровь Свою! Теперь мы с Ним и Он с нами, мы в Нем и Он в нас, отныне и на веки!

Итак, теперь мы не одни: с нами и в нас сам Господь. Сколь же должно быть нам осторожными и осмотрительными в мыслях и желаниях, словах и делах наших! Соединившись в един дух с нами, Он не может не скорбеть о грехах наших, о коих скорбит и наша слабая совесть. Соделавши нас членами Своего тела от плоти Его и от костей Его, Он не может не сокрушаться и не страдать от оскорблений и поруганий, наносимых Его телу. Отныне каждая нечестивая и небогоугодная мысль, возникшая в духе нашем, будет оскорблением толико возлюбившему нас Господу; всякое законопреступное пожелание будет восстанием против величайшего Благодетеля нашего; всякое порочное действие будет явною обидою сладчайшему Искупителю нашему; всякое злоупотребление, какое сделаем из членов собственного тела, будет равно оплеванием, заушением и биением, кои терпел Он от врагов Своих. Да оградится же отныне сею мыслью наш дух, душа и тело от всех козней и наветов сатанинских. Посеет ли враг в душе нашей худой помысел; да поразится он тотчас мыслью о живущем в нас Господе. Возбудит ли в сердце нашем злое пожелание; да попалится оно тотчас пламенем любви божественной. Возгорится ли огонь похоти в нашем теле; да погасится он тотчас воспоминанием о плоти и крови Господней. Да помышляем себя всегда «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем»  (Рим. 6:11).

Теперь мы не одни: с нами и в нас сам Господь. Как же должно быть нам скорыми на все благое, тщаливыми (тщательными) на всякое доброе дело, готовыми на всякий благочестивый подвиг! Пребывание в нас Господа не может быть  праздно и бездейственно. Он не престанет вдыхать нам благие помыслы и чувства, наставлять нас на всякое доброе дело, помогать нам во всяком подвиге благочестия: «если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоан. 15:7): это Его святое слово. Да укрепится отныне сею мыслью дух наш на всех путях жизни, во всех подвигах благочестия. Пусть каждая благая мысль, которую внушит нам Господь, приведется в действие немедленно; пусть всякое доброе намерение совершится неотложно во славу Божию; пусть всякое благоговейное чувство изольется или в слове хвалы и благодарения благодеющему Господу, или в слове назидания и утешения ближнего; пусть всякое благое желание осуществуется неотложно в благом и полезном деле. «Вы не свои; ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии»  (1Кор. 6:20).

Теперь мы не одни: с нами и в нас сам Господь. Как же должно быть нам благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни! Пребывая в нас, Он не может не принимать участия в наших чувствах. Он скорбел и плакал с сестрами Лазаря, может ли не разделить, или лучше не утолить и нашей печали? Он радовался с обрадованными апостолами может ли не разделить и нашей святой и благочестивой радости? Во днях плоти Своей Он сам был искушен по всяческим; может ли не помочь искушаемым? Итак, постигнет ли вас печаль; да возвестится она пред Господом в молитве,—и бремя скорби спадет с скорбящего духа, елей невидимого утешения прольется в уязвленное сердце и уврачует его раны. Посетит ли сердце наше чистая и святая радость; возрадуемся пред Господом, — и радости нашей никто же возьмет от нас. Найдет ли искушение; возопием ко Господу, и Он избавит душу нашу от самого ада преисподнейшего. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной».

Да не отступим токмо мы от Господа, а Он пребудет с нами во век; ибо скорее прейдет небо и земля, нежели останется без исполнения Его божественное слово: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Аминь.

41. Слово 4-е («Что значат божественные таинства, коими освятились вы ныне»)

Если бы кто из нас предстал внезапно самому страшному судищу Христову на небе таким, какими предстали мы здесь на суд покаяния, какой неизъяснимый трепет и ужас объял бы все существо его! Какими горькими воплями окаял бы он житие свое! Какими стенаниями возрыдало бы сердце его! Какими горькими слезами оплакал бы он злое произволение свое! Какими неотступными мольбами умолял бы он о помиловании!…

А где же и были мы все, как не на суде Христовом? Ибо какой иной суд судит св. Церковь, как не суд Божий? Какую разбирает прю, как не несчастную прю падшей твари с правосудным Творцом?—Что осуждается здесь, будет осуждено и там; что похваляется здесь, будет похвалено и там; что разрешается здесь, будет разрешено и там; что связуется здесь, будет связано и там!—Сотряслось ли сердце наше священным трепетом, когда предстояли мы пред судищем покаяния? Сокрушился ли дух наш страхом Господним? Умилилась ли и восскорбела ли душа наша о грехах своих? Омыли ль мы горькими слезами раскаяния заблуждения наши? Жаждала ль совесть наша, как манны небесной, как сокровища, драгоценнейшего всего мира, прощения и помилования?— У кого в духе не произошло сей спасительной борьбы жизни со смертью, страха осуждения с надеждою помилования, того ненадежно покаяние; тому должно еще трудиться возбудить в себе чувство истинного раскаяния во грехах, много и усердно молиться, чтобы благодать всесвятого Духа Божия сокрушила окаменение сердца его, насадила в душе его корень всех благ — страх Господень, напоила, по слову Пророка, слезами умиления в меру.

 Если бы еще кто-либо из предстоявших уже суду Божию на небе, по милосердию Судии, отпущен был паки на землю для исправления жизни своей, для изглаждения грехов своих, для лучшего приготовления себя к страшному Суду Божию, каких не употребил бы он усилий, каких не принес бы жертв, каких не претерпел бы страданий для сей цели? Не вменил ли бы в уметы весь мир, да Христа приобрящет? Не был ли бы готов лучше стократ положить душу свою, нежели однажды соделаться преступником закона Божия, противником и врагом своего Искупителя?

Что ж иное теперь мы все, как не преступники, судимые и помилованные, — по неизреченному человеколюбию Божию, отпущенные на свободу для заглаждения своих преступлений, для исправления своей жизни, для лучшего приготовления себя к суду Божию? Служитель Христов, по данной ему власти, мог связать нас, и мы остались бы связанными навсегда; но он разрешил нас ради данного нами обета исправления. Суд Божий мог постигнуть нас во всякое время, восхитить нас внезапно среди дел беззакония, — и мы соделались бы на веки добычею ада; но милосердие Отца Небесного еще дарует нам время для покаяния, в ожидании нашего обращения и исправления. Преступая заповеди Господни, мы сами предавали себя власти дьявола,—и он давно соделал бы нас своими пленниками на веки, возобладал бы совершенно нашим телом и душою, терзал и мучил бы нас прежде вечных мук, но всемогущество Искупителя нашего обуздало его львиную ярость, исторгло нас из самых челюстей его, освободило нас от страшной власти его,—в надежде, что мы будем впредь страшиться и убегать его, не прельщаться змеиною лестью его. Изменим ли собственным нашим обетам? Поругаемся ли милосердию и человеколюбию Господню? Пойдем ли произвольно опять в плен дьявола, подобно как обаянная взором василиска птица сама стремится в разверстую пасть его?

Если бы, наконец, отпущенному с неба на землю дан был какой либо залог райский — с таким условием, что, сохранив залог сей, он соделается причастником рая, — потеряв, изгнан будет во тьму кромешную, думаете ли, чтоб этот человек дал сон очам своим и веждам своим дремание, зная наперед, что он окружен хищниками, которые ждут только его оплошности, чтоб лишить его небесного сокровища? Не отдал ли бы стократно жизнь свою для сохранения небесного дара?

А мы все прияли теперь от рук Самого Господа такой залог, драгоценнее которого ничего нет в самом раю; прияли честнейшее тело и святейшую кровь Самого Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, — единственный залог бессмертия нашего и вечной жизни; — прияли именно с условием сохранить его в себе целым в уповании жизни вечной, не предавать его врагу Господню под опасением вечной смерти и погибели. — Предадим ли тело и кровь Господню в жертву похотей растленной природы нашей? Отдадим ли драгоценный залог бессмертия нашего за временную греха сладость? Променяем ли вечную жизнь и блаженство на вечную смерть и погибель?

Видите, возлюбленные, что значат божественные таинства, коими освятились вы ныне; видите, что сделал для вас Господь и к чему обязались вы вкушением плоти и крови Его? «Да даст вам Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветит очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе Иисусе» (Ефес. 1:18, 16). Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (1Сол. 5: 23).

42. Слово 5-е («Вкусите и видите яко благ Господь»)

«Вкусите и видите яко благ Господь», глашает св. Давид, познавший опытом всей своей жизни неизреченную благость Божию.

Вкусили и видим, Пророче Божий, яко благ Господь и к нам, недостойным Его благости. Тысячекратно оскорбляли мы величие Его произвольными грехами; а Он забыл и не помянул оскорблений наших, продолжал и продолжает являть нам благость Свою. Неоплатными должниками явились мы пред престолом вечной правды Его; а Он простил нам все и весь долг оный отпустил нам за одно исповедание грехов наших. Сообщниками бесов сотворили мы себя угождением похотям и страстям нашими; а Он соделал нас причастниками плоти и крови Своей, сообщниками Ангелов и святых Своих. Достойны геенны и ада были мы по грехам нашим; а Он соделал нас сынами царствия Своего, наследниками нескончаемого блаженства жизни будущей. Вместо праведного осуждения, Он помиловал нас; вместо гнева и проклятия, Он явил сладость любви Своей; вместо того, чтоб на веки отринуть нас, Он соединил нас с Собою, напитал нас пищею бессмертия. Велие благоутробие Твое, Господи, непостижимо долготерпение Твое, Человеколюбче!

Видите, возлюбленные, сколько благ к нам Господь! Да возрадуется душа наша о Господе! да возвеселится дух наш о Боге Спасителе нашем, Который призрел на смирение наше, не отвратился недостоинства нашего, не возгнушался нечистотою нашею. Пребудем и мы благодарны Ему во всю жизнь нашу; да будет первая и последняя мысль наша о Боге Спасителе; первое и последнее слово наше — словом хвалы и благодарения Господу, благодеявшему нам; первое и последнее движение сердца нашего— чувством радования о Господе Помощнике и Покровителе нашем; первый и последний вздох наш— сердечными вздохом благодарения сладчайшему Искупителю нашему. «О, благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя—святое имя Его, благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами!» (Псал. 102:1-4).

 Видите, яко благ Господь! — Возлюбим и мы Возлюбившего нас от всея души нашей, от всего сердца нашего, от всего помышления нашего, любовью крепкою аки смерть. Он даровал нам всего Себя в таинстве плоти и крови Своей: предадим самих себя Ему; принесем в жертву Ему душу и тело наше, мысли и чувства наши, желания и намерения наши, слова и дела наши, входы и исходы наши, каждое движение сердца нашего, каждый день и час жизни нашей! — Причащением плоти и крови Его мы соделались удами тела Его, от плоти Его и от костей Его: да будем воистину живыми членами Его; орудиями правды и святыни, исполнителями святой воли Его, жилищем Пресвятаго Духа Его, верными служителями благодати Его! Да прославится пресвятое имя Его в телесех и душах наших, в мыслях и желаниях, словах и делах наших, «да и видящие наши  добрые дела прославят Отца нашего Небесного» (Матф. 5:16)!

Видите, яко благ Господь!— Убоимся оскорблять всеблагого Господа не только словами и делами, но и мыслями и желаниями неподобными. Не дадим места лукавому в сердце нашем. При всяком искушении сатанинском, при всяком поползновении собственного сердца нашего будем возбуждать и охранять себя оным благоразумным словом Иосифа целомудренного: «как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом» (Быт. 39: 9)? Как оскорблю я дражайшего Благодетеля моего? Как огорчу я сладчайшего Искупителя моего? Как оскверню душу мою, в которой обитает Сам Господь? Как оскверню уста мои, орошенные святейшею кровью Сына Божия? Как обесчещу тело мое, которое есть храм Духа Святаго? Как сотворю уды Христовы удами греха и неправды? «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?»

Видите, яко благ Господь!—Возверзем на Него всю печаль нашу, возложим все упование наше; предадим Всеблагому Господу всю участь нашу, временную и вечную; примем с благодарением от руки Его все, что ни подаст Он нам в течение жизни нашей; в твердом убеждении, что Его бесконечная благость не подаст нам камень вместо хлеба. Пошлет ли Он нам радость и утешение? Буди воля Его; примем с благодарением, возрадуемся пред лицом Его. Поведет ли путем скорби и печали? Да будет паки воля Его; покоримся безропотно,  будем нести крест свой с терпением. Аще животом, аще ли смертию нашею, да прославится Его всесвятое имя!

Так, братья мои, бесконечно благ Господь! Да будет же первою и непрестанною заботою нашею обрестись навсегда достойными Его благости, да почиет на нас выну Его вседействующее благословение! «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Сол. 5:23). Аминь.

43. Слово 6-е («Буди имя Господне благословенно, отныне и до века!»)

«Буди имя Господне благословенно, отныне и до века!»

Если когда, то теперь особенно нам должно славить и превозносить, хвалить и благословлять имя Господне. Что мы были и что теперь? «Ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня, говорит каждому из нас Господь устами пророка. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну: говори ты»  (Иса. 43:24-26). Так, нам должно помнить и поминать непрестанно, что мы явились сюда грешниками, и Господь оправдал нас; пришли врагами Божиими, — Господь примирил нас; явились в нечистотах и сквернах, — Господь очистил и освятил нас; предстали в язвах и струпьях,—Господь уврачевал нас; были мертвы душою и сердцем,—Господь оживотворил нас Своею благодатью. «Буди имя Господне благословенно, отныне и до века!»

Сего мало: возлюбивший своя, сущая в мире, до конца возлюбил нас. Велико было бы, если бы Он сотворил нас яко наемников и рабов в дому Своем; но Он соделал нас другами Своими: «Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями, — вы  друзья Мои» (Иоан. 15:14,15). Величайшая была бы честь для сынов персти, если бы Господь благоволил к  нам токмо предстоять лицу Своему, как предстоят Ему со страхом тьмы тем воинств небесных; но Он ввел нас во внутренняя царского чертога Своего, спосадил нас с Собою, соделал участниками преестественной трапезы Своей, причастниками божественного тела и крови Своей, того тела, которое восприяло в ипостасное, нераздельное соединение с Божеством, которое превознесено, обоженно, в котором обитает всяко исполнение Божества; так что мы соделались воистину причастниками Божественного естества, как говорит апостол Петр (2Петр. 1:4). Паки и паки «буди имя Господне благословенно, отныне и до века!»

 Какое следствие сей высочайшей почести, которой удостоил нас ныне Господь наш Иисус Христос? То, как учит св. Павел, что мы теперь уды тела Христова, от плоти Его и от костей Его (Ефес. 5: 30), соединены со Христом таким же теснейшим, необходимым и живым союзом, как члены живого тела соединены с главою; — Он Глава, а мы члены тела Его! — В этом то и состоит высочайшая наша слава; здесь — непоколебимое основание нашей надежды; но здесь же и неиссякаемый источник спасительного страха, и сильнейшее побуждение к духовному бодрствованию над собою.

Итак Господь Иисус Христос есть Глава, а мы члены Его. «Посему, славится ли один член, с ним радуются все члены»  (1Кор.12:26); тем паче, если прославляется глава, с ней прославляется и все тело. Посему все, что совершилось во Иисусе Христе, совершится и в нас, как Его членах. Его пресвятая душа, по разлучении с пречистым телом на кресте, не осталась во аде; не будут во аде и души верующих в Него; ибо Он имеет ключи неба и ада,—«отворяет—и никто не затворит» (Апок. 3:7). Воскрес из мертвых Он—Глава наша; воскреснем и мы — члены Его: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, говорит Он, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Иоан. 6: 54; 11: 25). Вознесся на небо Он—Глава наша; вознесемся и мы — Его члены: «веруйте в Бога, и в Меня веруйте», уверяет Он нас, в доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам; и когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан. 14:1-3). Воссел на престоле Отца Своего Он;—спосадит с Собою и нас: «истинно говорю вам, говорил Он первым ученикам Своим, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф. 19:28). «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Апок. 3:21). Ужасает ли кого самая высота обетованной нам славы? Но— «небо и земля прейдут», словеса же Сына Божия «не прейдут» (Марк. 13:31). «Возлюбленные, говорит св. апостол, мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, подобны Ему будем» (1Иоан. 3:2). Да окрылится дух наш сею мыслию в своем парении к небесному и вечному, в отвержении всего земного и временного, в побеждении всех соблазнов, влекущих нас долу, в благодушном перенесении всех трудов для царствия Божия!

Господь Иисус Христос есть Глава, а мы члены тела Его. «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены», тем паче состраждет ему глава. Посему во всем, что происходит с верующими, соучаствует Сам Господь, как Глава их. Подвергаются гонению верующие? Господь упрекает гонителя: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня»  (Деян. 9:4)? Алчет и жаждет верующий? С Ним алчет и жаждет Сам Господь: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня». Заключен в темнице верующий, или лежит на одре болезни? — И Господь говорит: «был болен и в темнице, и не посетили Меня»: — «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне»  (Матф. 25:42, 43, 45). Видите, братья, под какою защитою состоим мы, доколе пребываем членами тела Христова! Что, после сего может поколебать верующего? Угрожает какая-либо опасность? угрожает не ему, одному: «если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Псал. 22:4). Обуревает печаль и уныние? Он проливает пред Господом моление свое, печаль свою пред Ним. возвещает. Сретают его оскорбления и обиды? «Мне отмщение, Я воздам», говорит ему Господь. Да будет мысль сия всегдашним утешением нашим во всех обстояниях и скорбях житейских. Что отраднее, как страдать с Господом? «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться».

 Господь Иисус Христос есть Глава, а мы—члены тела Его. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе»  (Филип. 2:5). Члены должны уподобляться главе, ей последовать и ей повиноваться. Свята Глава —Христос; должно и членам творить святыню в страхе Божием; кое бо общение свету ко тьме, или кое сложение Христови с велиаром? Путем крестным грядет ко славе Своей Глава—Христос;— «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»; «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня»  (Марк. 8:34. Матф. 10:38),—говорит Он Сам. Исполнением воли Отца небесного благоугождает Ему Глава наша — Христос; исполнением заповедей Господних можем благоугодить Ему и мы: «Если любите Меня, говорит Господь, соблюдите Мои заповеди». «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Иоан. 14:15; 15:10). При сем только единственном и непреложном условии мы можем пребыть членами тела Христова, ожидать себе той славы, которою прославлен Он, уповать той благодатной помощи, которую обещал Он верующим в Него. «Не всякий, говорящий Мне: ‘Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7: 21, 22). Это Его божественные словеса!

Итак, братья мои, теперь мы не свои, а Христовы. Посему, что сделаем, по-видимому, только с собою, — все это Господь вменит Самому Себе, как Главе. Омрачим ли мысль свою злыми и развращенными помыслами? Возложим вновь терновый венец на главу Искупителя нашего. Растлим ли сердце свое похотями злыми и вреждающими?— Пронзим вновь сердце Иисусово копием. Оскверним ли тело свое нечистотами? — Обнажим и поругаемся над телом Иисусовым. Соделаем ли члены наши орудиями греха?— Иъязвим вновь члены тела Христова. Посему-то и говорит св. Павел о неких людях, что «они снова распинают в себе Сына Божия» (Евр. 6:6). Помните, братья, что «вы не свои; ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:20). — С другой стороны, все, чем согрешим против ближних своих, Господь также вменит Самому Себе. Всякое поругание, оскорбление и обида, причиненные члену тела Христова, не будут ли повторением тех поруганий, кои терпел Господь во дворе Каиафы, в претории Пилата и на Голгофе? Всякий соблазн, поданый брату нашему, не обновит ли язвы пречистого тела Христова, которого он член? «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных; а согрешая таким образом против братьев, во Христа согрешаете» (1 Кор. 8:12).

Впрочем, сия же самая уверенность в общении нашем с Господом, будучи источником спасительного страха, есть вместе и благонадежный щит наш против разженных стрел вражиих. Ибо если мы члены тела Христова, то, при каждом поползновении злой природы нашей ко греху, нам должно говорить себе: «отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы» (1 Кор. 6:15)? При каждом нападении вражием, нам должно отвечать дьяволу: «отойди от меня, сатано»: «какое согласие между Христом и Велиаром»  (2 Кор. 6: 15)? Если Господь Иисус Христос  есть глава наша, то, при каждой опасности, первое и паче всего нам должно вопиять к Нему: «Господи, спаси нас, погибаем!» При каждом искушении и недоумении, нам должно обращаться к Нему с молитвою: «настави меня, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей! Господи, ими же веси судьбами, спаси меня!» И верен есть обещавый, яко не оставит нас искуситися паче, еже мощи нам понести! Аминь.