🎧Агапий Ландос. Грешников спасение. Часть 2.2. О покаянии и исповеди

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творения

🎧Часть 2.2. О покаянии и исповеди
Глава 5. О сокрушении и умилении
Первое вразумление к сокрушению сердца. О множестве прегрешений твоих
Второе вразумление. Сколько вреда тебе доставляет грех
Третье вразумление. Сколь Господь ненавидит грех
Четвертое вразумление. Об адских наказаниях
Пятое вразумление. О благодеяниях нашего Спасителя
Глава 6. Об исповеди
У исповеди должно быть десять свойств
Первая заповедь. Люби Господа Бога своего
Вторая заповедь. Не поминай имя Господа Бога всуе
Третья заповедь. Помни освящать день субботы
Заповедь четвертая. Чти отца твоего и матерь твою
Заповедь пятая. Не убий
Заповедь шестая. Не прелюбодействуй
Заповедь седьмая. Не укради
Заповедь восьмая. Не лжесвидетельствуй
Заповеди девятая и десятая содержатся в шестой и седьмой, и достаточно того, что написано о них
Глава 7. О четырех женщинах, преданных мучению, потому что оставили один грех неисповеданным
Глава 8. О воздаянии, то есть о посте, милостыни и молитве


Часть 2.2. О покаянии и исповеди

Глава 5. О сокрушении и умилении

Среди многих различных искушений и нарушений, думаю, нет более прискорбного, более заслуживающего рыданий и скорби, чем невнимательная и неподготовленная исповедь. Исповеди мы должны уделять больше внимания, чем любому другому телесному служению, как то и велит наша Церковь.

Я сам вижу, как многие люди приходят на исповедь без всякой подготовки, без покаяния и сокрушения сердца, без проверки совести. Поэтому, хотя они скажут все и затем причастятся, тотчас возвращаются к своим собственным испражнениям, то есть впадают в те же самые грехи. Не пройдет и месяца, а они снова испачкаются как свиньи в грязи и отбросах.

Это великое презрение к церковным таинствам. Похоже, что шутят и надсмехаются над Богом те люди, которые просят прощения прежних проступков, — они как будто бы желают исправить свой образ жизни, а затем тотчас возвращаются к подобным и большим беззакониям. Тот, кто желает освободиться от такой опасности и обратиться от всего сердца к Господу с истинным покаянием, — пусть часто читает эту главу. В ней мы даем некоторые полезные душе наставления, относящиеся к покаянию.

Покаяние делится на три части: сокрушение сердца, исповедь, удовлетворение. Начнем разговор с беседы о сокрушении. Сокрушение занимает первенствующее место в покаянии. Оно было абсолютно необходимо в борьбе против греха: и прежде Закона, и после Закона — вечно и всегда. Сокрушение имеет столь великую силу, что в некоторых случаях исторгает человека из греха и прежде исповеди, однако только если он намерился потом исповедоваться и исповедовался. Оно приводит человека в благодатное состояние, делает другом Божиим из врага, каким был прежде. Этого не может дать одна исповедь без сокрушения. Кто от всего сердца стремится вернуться к Господу, кто вожделеет войти как блудный сын в отцовский дом, пускай знает, что первая дверь, через которую он должен пройти, — сокрушение. Оно подобно принимаемой жертве, которую мы можем принести Господу. Сердце сокрушенное и смирившееся Бог не уничижит.

Сокрушение состоит из двух частей. Первая часть — покаяние в прошлых грехах. Вторая часть — твердый замысел и надежное решение не творить больше в будущем грех.

Первое ты должен делать, если действительно каешься, если возненавидел от всей души свои грехи, с несравненной болью сердца. И пусть так будет не от страха перед адским мучением, или потому, что не попадешь в Небесное Царствие, — но потому, что омерзительным грехом ты огорчаешь и заставляешь печалиться Всеблагого Господа. Мы обязаны Его любить и чтить больше всех творений. А справедливо сказать, что чаще огорчаем Его и делаем больно, греша и всячески попирая Бога. Нам искренне должно быть очень печально, что, обижая Его, Родного и Любящего, мы же сами о себе будем лить слезы. А вовсе не из-за того, что можем потерять дорогое и желанное Царствие Небесное. Великий наш грех требует и сильной боли для исцеления.

Мы должны враждовать с грехом в безпредельной ненависти, ибо он непрестанно вредит нам. Сокрушение, благодаря которому грешник восстает из смерти в жизнь, есть Божественный дар и благодеяние. Это значит, что душу его удостоил посещения Владыка. Божий дар столь велик, что ты, человек, должен готовиться, чтобы, сделав все зависящее от тебя, удостоиться его принять. То есть необходимо тщательно исследовать свой ум, вооружаясь на грех и сокрушаясь сердцем.

Чтобы удостоиться благодати сокрушения о грехах, мы напишем в напоминание те вразумления, от которых ты получишь большую пользу. Их надо прочесть в месте безмятежном и спокойном, где можно такое устроить, чтобы помысел не рассеивался. Если тебе покажется, когда прочтешь наши вразумления, что ты не дошел до подобающей боли от грехов, не бойся и не ленись в этом деле, но подумай тщательно о прочитанном, и Господь тебе поможет, как Он Сам наставил нас через Исайю со словами: Вернитесь ко Мне, и Я вернусь к вам. Только вправду имей вторую часть сокрушения — твердое намерение не грешить больше смертными грехами.

Раз ты имеешь намерение не грешить больше, не падать, то совершенно удались от того места и от того лица, с которым и где грешил. Например, если ты пал в неподобающее смешение плоти, ты должен уйти от такой женщины или выгнать ее из дома. Невозможно, если разорвана завеса благоприличия, и возник путь к лукавому пороку, тщательно охранить себя и не пасть вновь. «Место делает вора», — как говорит поговорка. Конечно, такое лекарство очень жестокое и тяжкое — отделиться от дела и «друзей». Но есть некоторые болезни тела, никак не излечивающиеся иначе, как огнем и железом, — нужно отрезать какую-то незначительную часть плоти, чтобы искупить все тело. Иногда больной меняет вредный воздух и климат и переезжает в более здоровое и безвредное место ради здоровья тела. Есть и некоторые болеющие душой, не имеющие другого врачевания, кроме этого, самого полезного.

Первое вразумление к сокрушению сердца. О множестве прегрешений твоих

Если ты стремишься подвигнуть свою душу на покаяние и умиление, то сравни свои грехи и неблагодарность с числом благодеяний, дарованных тебе Богом. Грех отделяет тебя от высшего блага и цели, во имя чего ты и создан, человек. Поэтому, во-первых, подумай об этой цели. Тогда ты поймешь, сколь удалился от нее и сколь предан суетным вещам.

Цель, ради которой Создатель сотворил тебя в мире, — не сажать виноградники и различные деревья, не строить богатые дворцы, не копить богатство и сокровища, не жить благополучно в земном изгнании. Нет, цель в том, чтобы с любовью стремиться к Создателю, сохранять Его заповеди. Так ты вкусишь высшее благо, ради чего и создан — Царствия Небес.

По этой причине тебе и дан Закон. Ты прежде всего должен думать в жизни о Таинствах, о достойном проведении жизни, о душевных силах, о чувствах, о членах тела, как они работают в служении Богу. Все, данное тебе, служит познанию Бога и жажды Его от всей души, и благодарности за совершенные ради тебя благодеяния, — особенно за спасительное Распятие, которое Он претерпел по любви к нам, грешникам. Исследуй свою душу: благодарил ли ты, воздавал ли хвалу Господу за все благодеяния, а тогда узнаешь, не свернул ли с заповеданного пути. Бог сотворил тебя, чтобы на Него был обращен весь твой ум, память, все желания, воля, вера и надежда. Но ты не берешь это во внимание, а предаешься игре и возвеличиванию всего сотворенного Богом, больше желаешь творений, чем Творца и Спасителя. Подумай, как безрассудно ты тратишь свою жизнь. Сколько раз ты клялся Его превышевоспеваемым и прославленным среди творений именем; сколько раз оскорблял Его своими грязными и отвратительными устами, не почитал праздники, узаконенные церковными отцами для того, чтобы мы славили и воспевали Господа, скорбели о своих грехах, — а ты воруешь у себя праздник, чтобы совершить позорные дела, поздравлять бесов песнями и плясками и другими неподобающими делами, свойственными скорее язычникам, чем христианам! С почтением ли благоговейным ты относишься к твоим плотским родителям и духовным отцам и заступникам? Любишь ли братски соседей — или чуть не постоянно их ругаешь и осуждаешь? Сколько раз ты впадал в наслаждения плоти, марая душу и тело, которое освятил Господь как Свое жилище? Кто расскажет о безчинных твоих подмигиваниях, неприличных разговорах, позорных и безобразных высказываниях? О тщеславии, интригах и изобретательности в порочном лукавстве? Ругани, хуле, клевете, ласкательстве и лжи, мечтах, анекдотах, — на что ты тратишь свою жизнь? Тебе не больно от этого?

Также исследуй себя, свободен ли ты от семи смертных грехов. Тогда ты поймешь превозношение своего сердца, великое сребролюбие, — ты ничего не почитаешь, только деньги. Посчитай дела милостыни. Сколько раз ты видел, что твой ближний в беде, а по своему неблагосердию ты ему не помог? Более всего бойся с дрожью своей неблагодарности к Благодетелю, думая о бесчисленных дарованиях, данных тебе Богом. Но ты тратишь свою жизнь и имущество на презрение к Нему и мирскую суету. Блага, полученные от Него даром, за которые следовало более чем служить, ты превратил в оружие и способы борьбы против Него, так что совершаешь безчетное количество грехов.

У кого найдутся глаза, чтобы увидеть все совершенные тобой беззакония, — и заплакать, пролив целую реку слез? Поймешь ли ты что другое, если не поймешь этого? О ком другом надо плакать и скорбеть больше, как не о тебе? Осмелюсь сказать, что, воистину, не найдется человека столь бесчувственного, что у него не заболит сердце, когда он начнет так думать.

Второе вразумление. Сколько вреда тебе доставляет грех

Когда ты посмотришь на множество своих прегрешений, подумай о бедах, которые они тебе доставляют. Тогда поймешь, что теряешь, и подвигнешься к великим и тягостным размышлениям, а затем к покаянию. Ни в чем другом скорбь и душевная тяжесть так не помогают, как в исповеди, говорит Златоуст. Единственная беда, излечиваемая скорбью и сокрушением сердечным, — это уныние от сознания греха. В любых других случаях скорбь и тягота неуместны со всех сторон и суетны — но не здесь. Кто желает приобрести такую приносящую пользу душе и содействующую спасению скорбь, тот должен внимательно и смиренно осмыслить блага, которых он лишается через греховность, и беды, доставляемые грехом. Тогда он поймет, как должно горевать и с какой тягостной болью каяться.

Обратись к началу Библии: там описаны все полученные человеком блага великие дары Духа, отнятые у тебя, несчастный человек, из-за одного твоего смертного беззакония. И тогда ты будешь дрожать, видя, что осужден на вечное мучение. Ты изглажен из Книги жизни. Вместо чада Божия, кем был ранее, стал рабом беса, из храма Святой Троицы превратился в пещеру разбойников и нору василисков (змей или драконов).

Самая ясная и достойная многого плача утрата — лишение Бога. Она и есть корень и причина всех остальных. Знай, что когда ты лишается Высшего Блага, то лишаешься всех остальных. Поэтому, совершив грех, ты тотчас должен понимать, что нужно плакать и скорбеть от всего сердца, — ты отпал от великого сокровища блаженства и вершины даров и плаваешь в море невезения. Как можно не плакать, когда человек впал во зло и в ров погибели?

Открой глаза, бедная моя душа, и пойми, — чем ты была прежде и чем стала теперь?! Ты являлась невестой Высочайшего, храмом Бога Живаго, сосудом избрания, престолом Истинного Соломона. Ты была основой мудрости, сестрой Ангелов, наследницей Небесного блаженства. Плачь более всего и скорби всякий раз, поняв, что у тебя нет больше прежних достоинств. Напротив, ты дошла до такого разврата и отчуждения, что невеста Божия стала блудницей и наложницей беса. Храм Святаго Духа превратился в пещеру разбойников, сосуд избрания — в сосуд погибели, око Христа — в свиную грязь и дрянь. Престол Бога стал основой нищеты, а сестра Ангелов — послушницей бесов. Душа, летавшая по небу как горлица, теперь ползает по земле как змея.

Плачь, душа несчастная, и скорби, думая о своей великой беде. Плачь о том, что тебя оплакивают Небеса. Скорби, что о тебе скорбит Церковь и все святые. Проливай слезы, что ты согрешила и не покаялась в лукавстве. Печалься, что за тебя больно пророкам, провидевшим гнев справедливости Божией. Оплакивай, ибо над тобой плачут больше, чем Иеремия над стенами Иерусалима. Рыдай, моя бедная душа, пока не смоешь грязь греха и не возвратишься в прежнее благородное состояние.

Третье вразумление. Сколь Господь ненавидит грех

Чтобы приобрести святую печаль и ненависть ко греху, ты должен подумать, сколь Всеблагой Бог ненавидит грех. Любой хороший человек любит благость и враждебен лукавому пороку. Бог безмерно благ и, следовательно, к благости у Него великая любовь, а к лукавству — безмерная ненависть. Первое Он награждает вечной славой, а другое — вековечным мучением, то есть лишением безпредельного небесного блаженства.

Чтобы ты понял силу этой ненависти, подумай о страшных отмщениях, посланных Господом за грех всему миру, — в Потопе захлебнулись все грешники! Я даже опускаю справедливое наказание Денницы <и всех впавших в превозношение духов, изгнанных с Неба, опускаю наказание Адама и его наследников, истребление Содома и другие раз­личные наказания, которые я сейчас не перечисляю по порядку, потому что ты слышал о них прежде. Я напоминаю тебе только величайшее отмщение, чтобы ты в страхе начал ненавидеть грех. Грех есть причина распятия Сына — Безсмертного Слова Божия. Это и было величайшим наказанием из всех, ибо убили Безгрешного, чье достоинство и благородство неизмеримы.

Отсюда ты поймешь причину строгости Господа к Божией справедливости; поймешь ненависть ко греху, которая есть у Благости. С этим размышлением в сердце твое войдет Божественный страх и боль при совершении греха.

 Четвертое вразумление. Об адских наказаниях

Ты можешь подвигнуть себя к болезненной скорби и слезам, когда вспомнишь о дне Судном и страшных возмездиях нескончаемого мучения. Там все члены и чувства будут ощущать несравненную боль: очи — плач, зубы — скрежет, обоняние — зловоние, слух — корчи и крики от боли, вкус — жажду, желудок — голод. Говоря просто, все члены будут иметь соответствующее возмездие и мучение, как ясно сказано в конце Писания.

Скорбнее всего то, что наказание будет вечным, поэтому грешники впадут в отчаяние: они будут вспоминать прежние бывшие у них удовольствия и ощутят свое стеснение, что теперь у них нет никакого утешения, а только бесконечный конец и бессмертная смерть. Всякий грешник скажет себе: «О, душа моя, пришел конец превозношению и бездумству твоему, пришел конец плотских наслаждений, которые ты любила и желала больше, чем Бога. Где вы теперь? Чем стали мои наслаждения и удовольствия? Какую пользу вы теперь мне можете принести? Из-за вас я лишился небесного наслаждения и вечных благ, а унаследовал нескончаемое мучение». Раз все это совершенно истинно, о грешник, и черви будут глодать твою душу без всякой пользы, не полезнее ли тебе теперь осудить себя со слезами и рыданиями прежде того праведного Суда, чтобы избежать вечного осуждения?

 Пятое вразумление. О благодеяниях нашего Спасителя

Более всего должно увеличивать боль твоего сокрушения беспредельное множество благодеяний Спасителя. Чем больше ты будешь думать о добре, сделанном тебе Всеблагим Богом, тем более следует стыдиться своей неблагодарности к Нему и лукавства. Так обычно делали и пророки, чтобы подвигнуть народ к покаянию и сокрушению сердца. Так поступил Нафан по отношению к Давиду: прежде, чем он изобличил царя за блуд, пророк возвестил ему о благодеянии и радости, которые тот получил от Бога.

Вспомни и ты божественные дарования и благодеяния. Бог тебя сотворил из несуществующего в бытие. Он тебя искупил Своей непорочной и всечестной Кровью. Он даровал тебе священное Крещение. Он хранит тебя в различных обстоятельствах и покрывает. Говоря просто, все сущее в целом мире — благодеяния Бога для твоего служения. Это и небо, и земля, и море, и все в них видимое и невидимое. Я даже не распространяюсь, потому что написал о том в 16 главе, — прочти ее после этого вразумления и ты увидишь всю меру своей неблагодарности. Как же ты дерзаешь огорчать своими грехами великого и щедрого Благодетеля, потерпевшего столько поношений, издевательств, бичеваний и крестную смерть, чтобы искупить тебя от рабства у беса?

Посмотри, сколько у тебя причин скорбеть и рыдать, видя, что ты опять бесчестно распинаешь Владыку! Подумав так, помести с одной стороны Его благосердие и сострадание, а с другой — твою великую неблагодарность и подсчитай убытки твоей души. Вернись к Нему с сокрушенным сердцем, прося прощения и исповедуя все грехи со смирением.

Таковы, о брат, размышления, очень полезные читателям. Они приносят в сердце сокрушение, а оно есть ключ к покаянию. Полезно тебе читать это часто, со вниманием и благоговением, в момент подобающий и подходящий, в месте спокойном и безмятежном. Ибо часто человек начинает молитву без благоговения и умиления, но вскоре он умиляется и заканчивает молитву со слезами.

Поэтому читай сказанное выше один без пренебрежения и произноси умиленные молитвы, какие можешь. Ибо когда кающийся приобретает дух умиления, тотчас к нему возвращается благодать Святаго Духа, и он принимается чадом Божиим. Благоутробный Отец встречает и целует блудного сына, велит одеть его в первую одежду радости и дать ему перстень Таинств Божией Премудрости, то есть новое знание тайных Божественных дел, которые неизвестны очам грешников. В этот час ликуют Небесные Силы, Ангелы празднуют с псалтирным пением, и, говоря просто, вся Вселенная радуется. Как прежде она печалилась из-за гибели грешника, так теперь по его возвращении ликуют все ее концы. Особенно радуется Добрый Пастырь, Который с таким трудом и потом нашел погибшую овцу, радуется, что вместе с друзьями и соседями нашел ее.

Знай точно, что сколь велико сокрушение и смирение кающегося, столь же огромно расположение высочайшей благодати, а через нее кающийся удостаивается величайшей милости. Суд и праведность есть приуготовление Престола Господа. Суд — дабы понять причину, праведность — исполнить решение. Душа, вошедшая в суд и со смирением узнавшая о совершенных прегрешениях, как она презрела Творца ради наслаждения творениям, — она поняла решение и подчинилась суду и праведности. Она узнала свое падение, то есть предпочтение тварного Творцу, и таким образом предопределила судебное решение. Презиравший Бога должен смириться до земли и смотреть на себя просто. Кто безчинно вкушал удовольствие от творений, тому должно стать больно, ему необходим суровый урок, дабы приготовиться стать Престолом Бога и обителью Божественной премудрости. Знай и то, что когда Господь желает возвысить душу к небесным вещам, Он испытывает се скорбями, желаниями и стеснениями духа, страданиями тела, — чтобы удостоить ее Своих даров. Кто идет через жестокую зиму, полную дождей и бурь (в Греции), затем приходит к цветущей и плодовитой весне даров и благодатей Божественного Духа. Чем больше дары, тем суровее скорби, через которые идут к дарам. Пусть никто не скорбит и не огорчается, что он терпит такое, но пусть радуется, ибо это знак и обещание будущей Господней благодати.

Достаточно сказав о сокрушении, перейдем ко второй части покаяния, то есть к святой исповеди.

Глава 6. Об исповеди

Среди многих даров, которые нам дал мудрый во всем Врач и Спаситель наш Бог, есть таинство покаяния. Оно нужно, чтобы мы уничтожили все засады беса. Бог, согласно беспредельной Своей благости, дает нам силу, чтобы мы после греха опять стали благодаря покаянию безгрешными, как прежде, и неподвластными вечному мучению. После сокрушения настает черед исповеди, как второй части. Без исповеди никто не может спастись, сколько бы добродетелей он ни имел. Исповеди более всего желает Господь. Он устраивает ее различными способами, чтобы человек узнал свое падение, чтобы он высказал все со смирением сердца. Поэтому Он подвиг нашего праотца, когда тот пал в преслушании, узнать свой грех. Он сказал ему: Адам, где ты? То есть: куда ты пал? какое зло ты сделал? Обратись к покаянию и исповедуй свой грех, чтобы получить прощение. То же самое Господь сказал Еве, Каину. И во многих других местах Ветхого Завета исповедь предстает полезной. Соломон говорит, что кто скрывает свои грехи, — не спасается, а кто их исповедует, — получает милость. Царь и пророк Давид восхваляет это деяние в различных Псалмах: Исповедуюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим; благо исповедоваться Господу, — и другое подобное. Пророк Исайя говорит, что если у тебя есть какой грех, то открой его, чтобы быть оправданным.

Ты видишь, что исповедь оправдывает человека. Есть много других свидетельств в Ветхом и Новом Завете, но их я пропускаю, потому что здесь можно говорить долго, ибо исповедь — начало нашего спасения. Да не стыдится никто исповедовать, что он сделал. Ведь стыд, приходящий при словах исповеди духовнику, — часть правильной исповеди. Так как стыд — тяжкая кара, то Господь и повелевает нам исповедовать грехи и получить стыд вместо мучения. Об исповеди некоторые церковные учители писали различные объяснения, но они слишком пространны. Я собрал их вкратце, чтобы это подходило и годилось для каждого, ибо человек, по силе человеческой природы, — должник Бога и Церкви.

Если ты желаешь украситься добром с совершением исповеди и очистить все нечистоты совести, чтобы душа твоя была просветленной пред Богом, то не иди просто так, как попало, без подобающей подготовки на таинство. Так делают некоторые незнающие люди. Поэтому они и не исповедуются хорошо, и не знают, что сказать. Будь внимателен к тому, что мы пишем для твоего вразумления, если хочешь получить совершенное прощение грехов.

В первую очередь, за два или три дня до исповеди начинай готовиться. Вспомни, как много времени прошло с твоей последней исповеди. И от того дня до нынешнего исследуй тщательно, в сколько грехов и в какие ты впал. Не относись к этому небрежно, но приложи соображение и воодушевление, будто речь идет о чрезвычайной необходимости для жизни. Представь, будто ты — порученец, счетовод или инспектор какого-нибудь правителя во всех его землях, и у тебя в подчинении люди. Каждый год он тебя вызывает дать отчет, и если отчет не очень хороший, то ты оплачиваешь расходы сам. Тогда ты не забудешь ни одну мелочь, чтобы не платить из собственных денег. Вот именно такую тщательность нужно прилагать, и даже большую, в необходимейшем деле исповеди. Ты рискуешь здесь лишиться не тысячи золотых монет или других временных вещей, но вечной радостной жизни, будучи осужденным на нескончаемое мучение, если пренебрежешь таким деланием.

Исследуй десять заповедей Господних, семь смертных грехов, пять чувств, пункты Символа Веры, семь дел милости, духовные и телесные, и все другие предписания нашей Церкви. Подумай, в каких случаях и сколько раз ты впадал в грех: умом, словом или делом. Следи за сопутствующими обстоятельствами греха, о которых мы напишем ниже.

Во-вторых, ты должен назвать число твоих прегрешений, если ты помнишь сколько раз грешил, или сказать, сколько времени ты находился во грехе. И если ты грешил, сколько раз у тебя был подходящий момент уйти от греха, или воздерживался ли ты от него в какие-нибудь дни — тогда врач поймет глубину болезни, чтобы ее лечить должным образом.

Третье. Недостаточно просто перечислить грехи. Надо сказать, что им сопутствовало. То есть: где? как? когда? с кем? Какой именно грех ты совершил, другие вещи, отягощающие беззаконие. Если ты согрешил с незамужней женщиной, это любодеяние. С замужней — прелюбодеяние, что тяжелее. С монахиней — святотатство и духовное прелюбодеяние. С родственницей — кровосмесительство. С девушкой насильно — изнасилование. Ты должен сказать все то, что отягощает беззаконие. В каком месте ты это совершил? Ибо гораздо тяжелее согрешить на виду у других или в освященном месте, чем сделать это тайно. Знай также в точности и то, что не нужно духовнику подробно рассказывать всю историю греха, что именно ты делал. В немногих словах скажи только название и вид греха, и число, сколько раз ты грешил. Не повествуй в безполезных и неподобающих словах. От них нет никакой пользы. Не исповедуй других людей, вместе с которыми ты совершал грех. Не говори: «Я воровал с таким-то человеком», «я развратничал с такой-то женщиной». Назови только грех, а имя другого человека объявлять не надо.

Знай и то, что плотские грехи случаются четырьмя способами: в уме, в слове, в осязании и на деле. Если ты согрешил на деле, достаточно сказать: «Любодействовал». Если приблизился рукой, то скажи сколько раз. Если ты грешил только в разговоре, скажи для чего ты произносил постыдные и безобразные речи: чтобы подвигнуть к злу, или чтобы помечтать, — а не надо произносить те слова, которые ты говорил. Если ты согрешил в уме, то скажи, были ли у тебя грязные помыслы блуда охотно или невольно.

Пятое и последнее. Старайся найти духовного врача, чтобы он был образован, то есть опытен в своем деле. Чтобы он хорошо знал, какие повреждения наносит грех, и подобрал бы лекарство соответственно этим недугам. Ведь когда твое тело разбито, ты разыскиваешь мудрого врача. Мы много раз видели, как больные умирали от неумелого лечения. То же самое можно сказать и о духовниках. Когда один слепой становится поводырем другого слепого, то, как сказал Господь, не оба ли упадут в яму?! Когда ты найдешь хорошего духовника, больше не ходи ни к кому другому на исповедь. От торговли исповедью нет никакой пользы. Если ты исповедуешься одному, а потом, впадая в тот же самый грех, стыдишься сказать о том духовнику и идешь к другому, чтобы было не так стыдно, или чтобы епитимия была легче, — знай, что такая исповедь не приносит пользы. Ты неисправим, если не идешь к своему духовнику на покаяние.

У исповеди должно быть десять свойств.

1. Она должна быть простой и краткой. Не нужно говорить несвоевременные речи, повествования о грехах и сказки, как то делают некоторые невежественные женщины. Говори только по делу.

2. Она должна быть смиренной. Знай, что ты — несчастный грешник. Не хвались, но будь смиренен в словах и движениях, во всем обличии.

3. Она должна быть правдивой. В ней не должно быть лжи или извинений себя. Надо говорить ни больше, ни меньше того, что совершил. Только то, что знаешь, и в чем тебя обличает совесть, не ища себя извинений. Нельзя говорить, что «бес меня подстрекнул» или «такой-то человек был причиной», как некоторые бездумно говорят, чтобы облегчить тягость своего греха. От этого самооправдания и поиска причин им не дастся прощения. Поэтому нужно, как говорит Давид: Выскажу против себя мое беззаконие Господу, — осуждать самого себя, говорить, что ты был причиной греха, и ты согрешил, а не кто-то другой. Пусть даже бес или кто другой может подвигнуть тебя на зло, но властвовать над тобой они не могут; в твоей воле — делать грех или нет.

Когда ты осуждаешь самого себя на земле, в своем «духовном судище», то на Небесах оправдываешься. Это только на внешних (гражданских) судах ты должен себя оправдывать. А здесь, чем больше себя оправдываешь, тем сильнее осужден.

4.  Исповедь должна быть скорой. Как ты согрешил, должен сразу прибегнуть к духовнику. Так и человек тотчас обращается к врачу, когда у него что-то повреждается и начинает болеть.

5.  Исповедь должна быть разборчивой. Нужно говорить благочинными и рассудительными словами, понятными и тебе, и духовнику. Нужно со знанием себя проверять, особенно женщинам не распускаться в своих речах.

6.  Исповедь должна быть со стыдом и благоговейным смущением. Ты огорчил Бога, ты повредил душе своей и душе ближнего. Как мытарь не дерзал посмотреть на Небо, так и ты стыдись найти у Бога милости. Стыд — это часть покаяния.

7.  Исповедь должна быть целой и без упущений. Нельзя ничего скрывать, надеясь сказать другому священнику, — иначе это святотатство, разве сам забудешь какое-то малое прегрешение, но большие беззакония не забываются.

8.  Исповедь должна быть тайной, в скрытом месте. Никто не может ее слышать. Кто разболтает исповедь, тот очень тяжело согрешит. Ты не должен ничего никому, кроме духовника, открывать, даже если тебе угрожают смертью. И духовник обязан не открывать ни чей грех, даже если ему угрожают, ведь исповедь — это тайна.

9. Исповедь должна быть скорбной, со слезами и печалью сердца, с ненавистью ко греху, чтобы не совершать его больше. Если у тебя нет мысли в уме и твердого решения больше не грешить, избегать места греха и лиц, с которыми ты пал, — то твое покаяние не правдиво, а грех не прощен. Если ты блудил со служанкой, то должен ее прогнать, как мы сказали выше. А если с другой женщиной, не должен ходить около ее дома и встречаться с ней. Если ты произносишь хулу в игре, больше не играй. Если ты наперед знаешь, что можешь опьянеть на пиршестве, куда тебя пригласили, то не иди, ибо пьянство близко разврату. Если у тебя чужая вещь, верни ее немедленно. Если кто согрешил по отношению к тебе, то прости его от всего сердца.

Если ты не дашь мысленно обещания больше не грешить, то твоя исповедь неистинна, и духовник не может тебе дать прощение.

10. Десятое и последнее. Ты должен быть готов к епитимьи. Ты должен твердо знать, что исполнишь то правило, которое тебе даст врач, без лени и как можно быстрее. Пусть всякий будет внимателен и тверд в этом необходимом деле. Пусть не лукавит и не вредит себе, думая, что уже исповедан. Да не будет этого! Если ты по небрежности не заметил смертного греха, то полностью не прощен.

Поэтому мы здесь пишем грехи по десяти заповедям Господним, показывая тебе, сколько раз ты грешишь в каждом случае, — и тогда легче будет подготовиться к исповеди. Когда ты пришел к духовнику, стань перед ним со смирением и благоговением, какое у тебя перед образом Владыки, ибо духовник — наместник и представитель Бога на земле. И скажи ему, обратив лицо к земле.

Первая заповедь. Люби Господа Бога своего

Я не полюбил Господа Бога Моего, как велено, от всей души и силы. Я не благодарил Его должным образом за сделанные мне благодеяния.

Затем скажи, какие ты вспомнил грехи, совершенные тобой против этой заповеди:

Сомневался ли в каком-либо из положений Символа Веры: «Верую во единого Бога…»?

Не совершал ли гаданий или колдовства? Не сыпал ли уголь на голову болеющего? Не связывал ли заклинанием коров или овец, чтобы их не съел волк? Или парня и девушку, чтобы они не поженились? Не лечил ли заговорами зубы или головную боль? Если кто хочет узнать, сколь тяжкими считаются такие вещи, пусть прочтет Номоканон (главу 1), а также 40 зачало от Матфея; 60 канон Трулльского Собора; 83 Канон Василия Великого.

Когда ты вспомнишь, что сделал что-то враждебное или непочтительное по тношению к Богу, исповедуй это. Особенно, если произносил хулы против Бога или кого из святых.

Исповедуй, если ты жаловался в скорбях и болезнях, а не благодарил Бога подобающим образом. Исповедуй, если проклинал кого из христиан, если предавал диаволу, — все, что вспомнишь, что ты делал против этой заповеди.

Вторая заповедь. Не поминай имя Господа Бога всуе

Здесь скажи, сколько раз ты клялся Богом или кем из святых без великой нужды, правдой или ложью. Не входил ли с кем в сговор, делал ли вреда, чтобы другие нарушили клятвы. Не наставлял ли детей и рабов, что нужно клясться. Знай точно, что когда ты даешь обет или клятву сделать какое боголюбезное дело, то ты должен тотчас совершить обещанное и не рассеиваться, чтобы не согрешить дважды: что не сделал блага и что нарушил клятву. А если у тебя нет сил совершить обет или это не в твоей власти, Закон не принуждает тебя совершать, а только накладывает епитимью. Если ты неразумно поклялся что-то сделать, побежденный гневом, то епитимья будет тяжелой, а обещанный грех никак не надо совершать. Лучше бы Ирод преступил клятву, чем убил Предтечу. Когда тебя позовут на суд свидетелем, то говори всю правду, пусть даже многих казнят по твоему свидетельству; а если ты под присягой будешь лгать, то будет мучиться твоя душа, а другой погибнет телесно. Некоторые говорят, что надо лжесвидетельствовать, чтобы сохранить жизнь человеку. Но то, что неправда, есть, без сомнения, ложь.

Третья заповедь. Помни освящать день субботы

Здесь ты обязан сказать, сколько раз в год в праздники ты оставался без церковного последования от нерадивости, особенно без священной службы. Все христиане обязаны, и мужья, и жены, ходить в церковь на все праздники, чтобы слышать вечерню, утреню и литургию. А кто не ходит, тот тяжко согрешает, — не только он, но и те, кто находятся в его власти. Поэтому отцы и установили праздники, когда не работают, чтобы мы шли в храм Господень, славословили и просили прощения грехов, — а не для того, чтобы мы тратили воскресные дни и Господские праздники на танцы и песни и прочие бесовские или телесные занятия.

Есть столь бесчувственные и ослепшие от лукавства люди, которые видят слышат священника, что он священнодействует, но совершенно над тем не умают, как будто это не к ним относится, в церкви бесстыдно сидят, будто дома, или, будто на площадях, стоят и болтают. Но многих я видел хотя и находящимися в церкви, но как вне нее. Когда священник служил литургию, они обменивались постыдными и неподобающими словами, словно они чужаки и мусульмане и совершенно не верят в таинство Евхаристии. Их я много раз порицал, показывая тяжесть такого беззакония. Подобает, чтобы духовники и священники проверяли знаемых ими людей и строго им предписывали ходить в церковь.

В Фурне и Иерапетре, когда я жил там, только раздавался звон била, сразу собирались все, юноши и старики, мужчины и женщины. Я хвалил их воодушевленность. Особенно отличался этим управитель Андрей Каравелла, любезный Христу и монахам, как и все члены его семьи. Они не только по праздникам, но почти каждый день собирались в церкви, как зимой, так и знойным летом, когда ночи малы, — и по прошествии ночи они вновь вставали на утреню.

Порядок происходит от усердия священнослужителей, а те, кто пренебрегают этим, дадут ответ Страшному Судии за свою паству, что они не старались их пасти на несущих жизнь пастбищах: сами, мол, ищем полезное, а овцы пусть подыхают.

Знай точно, что не только телом ты должен стоять на последовании, но и душой, то есть с вниманием и благоговением. Ум твой не должен сосредотачиваться на житейских вещах, но думать о Страстях Господа и Воскресении, и других таинствах Церкви. А то бывает, что ты телом в церкви, а душой и умом развратничаешь. Наоборот, можешь телом быть на горе, а умом в церкви. Поэтому ты должен всякий раз исповедоваться, когда был на последовании с грязными помыслами и не прогонял их. Не смотрел ли на женщину со злой мыслью? Не совершал ли какую службу в праздничный день без великой необходимости? Если ты сажал хлеб или виноградники в дождливое время, чтобы они не пропали, или чинил мост, чтобы люди могли ходить, — это не грех. Но если возможно, делай все дела так, чтобы не вводить народ в соблазн. Всякую другую работу, которая не необходима, грех делать в праздничный день. Пусть не болтает никто, что помол, выпечку хлеба, жатву, сбор винограда нельзя прерывать. Скажите мне, где так написано?

Неужели вы не краснеете и не стыдитесь, когда даже мерзкие иудеи не берут в руки деньги в день субботний, чтобы не преступить спасительную для души Господскую заповедь?

Заповедь четвертая. Чти отца твоего и матерь твою

Эта заповедь повелевает не только, чтобы дети чтили родителей и заботились о них, но чтобы и родители чтили детей, рабы — господ, а хозяева — рабов, начальники — подчиненных, а они — начальников, мужи — жен, а жены — мужей, и все родственники друг друга. Так каждый должен себя проверить, как он ведет себя с благодетелями и пожилыми людьми.

Пусть сын скажет, не раздражал ли он родителей, не досаждал ли им, не относился ли к ним с презрением. Слушался ли он их, помогал ли им в нуждах, не допускал ли им обеднеть. Не желал ли их смерти, чтобы получить наследство. Не враждовал ли с ними по другой причине.

Так и родители должны сказать, заботились ли они о детях, объясняли ли им Божественные заповеди, наказывали ли их, чтобы они шли по правильному пути, или позволяли делать им, что хочется. То же самое должны совершать хозяева рабов и начальники подчиненных: заботиться о их телесных и душевных нуждах, лечить в болезнях, вместе ходить к исповеди и святому Причащению. Подчиненный должен подумать, радовал ли он начальника, или он его осуждал, или не слушался, или ругал его. Не укорял ли он старших, не забывал ли благодетелей.

Не ругали ли родителей супруга или супруги, не желали ли им смерти, чтобы взять их имущество. Было ли так, что муж не пускал жену в церковь из-за ревности, чтобы ее не увидел другой, или — по тщесла­вию, что она не одета, как следует, или по подобной причине. Не хлестал ли ее несправедливо, больше, чем следует, не ругал ли или проклинал ее. Так же должна сказать и она, слушала ли она мужа в положенных делах. Не бранилась ли с ним, не хулила ли его и подобное. Нужно точно знать, что если женщина очень красива, и видящие соблазняются ее красотой, пусть она сидит дома и молится, пока поют в церкви, — и только когда ей нужно причаститься, пусть идет в свой приход, но желательно, чтобы там не было много мужчин и не вышло соблазна.

Заповедь пятая. Не убий

К этой заповеди относится убийство душевное или телесное. Если ты советуешь ближнему соблудить, или убить, или совершить другой грех, сопровождаешь его в том или помогаешь, чтобы он так сделал, то ты — убийца своего брата духовно. Убийца тела — если ты кого убил, или собирался кого убить, а время и место тебе не позволили. Если ты враждовал, был злопамятен и желал мести. Если ты глумился над человеком, избивал его или во зло использовал свою власть над ним. Если ты не прощал своему врагу, если ты не просил прощения у него. Если ты не сгладил вред, который нанес. Если ты бил женщину и случился выкидыш. Если женщина сделала аборт. Все это и подобное считается убийством и строго судится по канонам.

Заповедь шестая. Не прелюбодействуй

Ты можешь впасть в этот грех тремя способами, как мы и написали выше: делом, словом и умом. Скажи, каким именно способом ты согрешил. Пренебрегал ли тем, чтобы изгнать помыслы. Был ли снисходителен к замыслу греха. Говорил ли ты позорные и неподобающие речи. Пел ли блудные песни, танцевал ли развратные танцы, рассматривал ли картинки. Приближалась ли твоя плоть к другой, так что было истечение. Расслаблялся ли ты наедине. Мечтал ли о блуде. Многое другое подобное человек мог сделать — мы об этом здесь не пишем, потому что нехорошо объявлять позорные дела, ибо лукавство тогда входит в ум.

Но пусть каждый скажет духовнику, в чем его обличает святая совесть. Вел ли он беседы со страстью и злым намерением, или дотрагивался до кого, или заводил знакомства, или прихорашивался — и другие подобные изобретения лукавых бесов.

Заповедь седьмая. Не укради

В эту заповедь включаются многие различные способы греха. Не только кража, но и несправедливость к ближнему — через безчестную работу, обман и лукавство, вымогательство вещи. Скажи, не задержал ли ты у себя чужой вещи, не помешал ли хорошему делу, не обвешивал ли кого на рынке, не продавал ли вещь дороже ее стоимости? Пла­тил ли достаточно работнику, не обманывал ли его? Не покупал ли ты меньше, чем тебя просили? Не принимал ли ты краденой вещи себе в дом? Верно ли ты исполнял свои обязанности? Не брал ли взятки, не подкупал ли суд? Давал ли ты десятину Церкви и на нищих по любви Христовой? Если у тебя есть чужая вещь, тотчас ее верни, а если нет — исповедь тебе не поможет, и духовник не вправе, в согласии со священными законами, простить такой грех, пока ты не возвратишь назад несправедливо взятое.

Заповедь восьмая. Не лжесвидетельствуй

Эта заповедь расходится на две. Первое — грехи, совершаемые в суде судьями, чиновниками и нотариусами, а также подсудимыми и свидетелями. Второе — сплетни, осуждения, клевета, наговоры, насмешки и надругательства над ближним.

В первом случае исповедуй ложь, в которую ты попал. Во втором, если ты лжесвидетельствовал что дурное на ближнего, или рассказывал о падениях ближнего, или сплетничал, или слушал клевету, или ругал кого, или сеял соблазн среди братьев, чтобы поссорить их, или интриговал, или получил через суд что-то несправедливо, — исповедуй это. В последнем случае согрешил не только ты, но и те, кто тебе помогал и сотрудничал с тобой, особенно ходатаи и адвокаты, которые и должны возместить все бедняку, потерявшему свою собственность по их вине.

О любви к ближнему мы не пишем здесь, ибо говорили о том в другой части книги. Но сказанное здесь вполне относится и к заповедям о пользе ближнего.

Заповеди девятая и десятая содержатся в шестой и седьмой, и достаточно того, что написано о них

Когда ты исповедуешься по десяти заповедям Господним, то исследуй и семь смертных грехов, описанных в первой части книги. Затем посмотри, в какие прегрешения ты впал помимо них: или пятью чувствами, или против семи дел милостыни.

Семь дел милостыни такие: накормить голодного, напоить жаждущего, выкупить пленника из плена, одеть нагого, принять чужестранца, посетить больного, похоронить мертвого.

Духовные дела такие: дать совет нуждающемуся в нем, наставить неученого, утешить скорбящего, исправить грешащего, простить павшего, выдержать ругань и вред, тебе нанесенный, и молиться за всех. Это все — дела благосердия. Они называются порождениями милости. Мы исповедуемся, что по небрежению их не сделали.

Затем, чтобы завершить исповедь, скажи все, что ты еще вспомнил, — чтобы у тебя не было сомнения, что ты забыл какой-то грех. И потом скажи духовнику со страхом и благоговением, преклонив колена и шею до земли: «Я исповедую сегодня все эти грехи и все другие, которые знает Господь мой, что я соделал против Него делом и словом, умом и помышлением; и все те, которые не сказал по забывчивости и невежеству, и которые лукавый бес может предъявить в час Суда. Их я исповедую и как грешник осуждаю, прося прощения у Господа Иисуса Христа. А тебя, отче, прошу по канонам отнестись к моим прегрешениям».

Такая исповедь особенно полезна для малых грехов, частью невольно забываемых. Но если ты после исповеди вспомнишь какой грех, то обязательно скажи его в следующий раз, или исповедь твоя будет для тебя безполезна.

Даже если ты не исповедуешь только один смертный грех, устыженный безобразием и позором содеянного, то будешь мучим без милости. Ты можешь узнать эту истину из ниже данных примеров (глава 7). Я их переписал из книги «Цветущий луг» («Лимонарь», часть 1, лист 106). Там было и много других примеров, но я записал только четыре, чтобы не слишком удаляться от нашего разговора.

Кто их прочтет, пусть в дальнейшем начнет очень тщательно относиться к святой исповеди, чтобы не потерпеть так, как те женщины, о которых мы скажем. Я свидетельствую истинным Богом, что ничего не добавил от себя, но — как было в той книге издревле запечатлено. И чудеса Пресвятой Богородицы, составляющие последнюю часть книги, я все, как было, записал вкратце, как обычно и делаю, когда пишу. Так что будьте внимательны к сказанному, чтобы не подпасть описанному осуждению.

Глава 7. О четырех женщинах, преданных мучению, потому что оставили один грех неисповеданным

Некая женщина совершила смертный грех и не осме­ливалась никак его исповедовать — от позора и безобразия содеянного. Она творила другие добродетели: давала ми­лостыню, постилась, бодрствовала, молилась и исповедова­ла другие грехи, и причащалась Божественных Тайн, думая, что найдет милость у Бога, и Он ей простит скрытый грех за остальные ее доброделания. Когда она тяжело заболела, то исповедала все другие грехи, но тот великий грех несчаст­ная женщина не дерзнула исповедовать даже при смер­ти. Она только плакала по невежеству и, причастившись Божественных Тайн, скончалась.

Через много дней одна из ее дочерей молилась в комнате. Вдруг ощутила такое зловоние, что не могла стоять, так ей было дурно. Она стала бегать по дому, чтобы понять, откуда идет запах. Тут она видит над кроватью тень столь безобраз­ную и страшнейшую, что уже не могла устоять на ногах, но пала на землю и стала звать Господа Христа и Его Матерь на помощь. Тут из тени изошел голос: «Не бойся дочь, я — твоя жалкая мать». После этих слов девушка набралась смелости. Она встала и сказала: «Как это возможно, о мати моя, что ты столь зловонна и безобразна, хотя ты была столь добро­детельна?» — Та отвечает: «Помнишь, как я тебе сказала однажды, что совершила смертный грех? И что я никогда не исповедовала его никакому духовнику из-за стыда перед содеянным? За тот грех я осуждена на вечное мучение и буду истязаться нескончаемо, — и мне не дают пользы другие добрые дела, которые я содеяла». Девочка говорит: «Но могу ли я тебе помочь? Я заплачу священникам, они будут служить заупокойные службы, я раздам много денег на бед­ных и на монастыри. Может быть, ты найдешь прощение?» — Мать ответила: «Нет в аду покаяния. Когда у меня было время, я не исправилась по невежеству, хотя это не требо­вало большого труда; а теперь, что бы ты ни делала, поль­зы не будет. Тотчас, как я отделилась от тела, меня схватили лукавые бесы и представили на Судище Христовом. Христос посмотрел на меня страшным оком и отвернул лик от меня, сказав громогласным и страшным голосом: «Иди от меня, проклятая, в нескончаемую геенну». И тотчас я оказалась в глубине мучения. Итак, больше нет ради меня милости. Единственно, чтобы вам, живым, быть примером, — для это­го Судия разрешил мне появиться сейчас, дабы ты возве­стила всем мою муку, да убережетесь вы потерпеть то, что я терплю. Скажи своему брату, чтобы он исправил свой образ жизни. И ты оставь краску лица и наряды. Красками ты все равно не сделаешь лицо благовидным, а многие женщины по одной только этой причине преданы мучению. Если ты и ме­ня не послушаешь, то тотчас станешь моей спутницей в том мрачном и безрадостном месте. Это я тебе сказала, чтобы не увеличилась моя скорбь, когда я увижу, что и вы будете му­читься со мной в геенне».

Когда девушка все услышала, она стала задавать разные вопросы об адском мучении. Мать не ответила на них, а произнесла: «Я только это должна была тебе сказать, и не спрашивай меня о большем». Тут же она исчезла как ветер, а в комнате осталось такое зловоние, что в нее никто больше не мог входить. Девочка поставила кровать в другом месте и много дней лежала в немощи от страха и трепета пред видением. Она позвала своего духовника, Серафима из Болоний, и подробно рассказала ему бывшее. Так оно стало известно во всем городе и было записано в книге, чтобы потомки чи­тали и тщательно хранили себя, — дабы не попасть в такую же опасность.

В другом городке была некая благородная и богатая женщина. Она совершила позорнейшее беззаконие и не ска­зала о нем никому из духовников из-за стыда за содеянное — как бы не узнал кто. В один из дней в город зашел некий чужестранный иеромонах вместе с послушником, они шли на поклонение Гробу Господню. Когда женщина увидела их в церкви, что они совершают праздничную службу, ей при­шло на ум исповедовать все ему, потому что он чужестра­нец и ее не знает. Она пошла в исповедальню и сказала ему грехи. Но когда она желала сказать о том величайшем безза­конии, то, по содействию диавола, на нее напал такой стыд, что она покраснела и не смогла ничего сказать.

А послушник иеромонаха был человеком простым и добродетельным. Он стоял и издали видел, как с каждым гре­хом из уст женщины выходит змея. После всего он увидел большую змею. Она трижды показывала свою голову, чтобы выйти из уст, но затем опять уползала внутрь и не выходи­ла. Тогда и другие змеи, которые вышли прежде, вновь вош­ли в ее уста, — потому что она не сказала о том беззаконии. Духовник прочел разрешительную молитву и двинулся в путь. Но послушник рассказал ему видение. Духовник тогда понял, в чем дело, и тотчас вернулся назад, чтобы объявить видение женщине и подвигнуть ее рассказать и о другом беззаконии. Когда они вошли к ней в дом, нашли ее мерт­вой. Оплакав ее, совершили моление, да откроет Господь, что стало с ее душой.

Вот они видят, что она сидит на страшном драконе, а две другие змеи обвили ее и причиняют ни с чем несравнимую боль. Она говорит им: «Я — нечестивая женщина, которая исповедовалась сегодня. Так как я не сказала одно совершенное мной беззаконие, то Судия предал меня на умерщвление дракону. Я буду вечно мучиться в нескончаемом аду. Теперь у меня, бедной, нет вовсе надежды на спасение». Сказав это, она стала невидима.

Другая подобная история. Жил некий царь в Италии. У него была дочь благоговейная и добродетельная — она дела­ла многие милостыни и искренне заботилась о бедных. Она попросила отца отпустить ее, чтобы стать монахиней. Но от великой любви к ней отец не желал с ней разлучиться. Он сообщил об этом римскому папе (это происходило еще до отпадения Западной Церкви от чистоты Православия), а ей посоветовал для большей пользы оставаться дома и совершать лучше великие благие дела, чем стать монахиней и приносить пользу только самой себе. Девочка осталась против своей воли, чтобы не быть непослушной отцу, жила, как и прежде, добродетельно.

Но коварный змей не выносил видеть такие деяния де­вушки. Он стал бороться с ней плотски. Она полюбила кра­сивого юношу, слугу царя. Диавол столь сражался с ней, что победил ее, и она впала в грех с этим юношей. Вскоре она поняла, что ждет дитя. Она так скорбела, что хотела покон­чить с собой от стыда, чтобы никто из людей не услышал о деле. Но затем поверила предложению одной служившей ей старухи. Старуха дала ей яд, который умертвил плод. Поэтому никто не узнал о случившемся. Только она скорбе­ла, и была теснима этими двумя грехами.

Царь, увидев, сколь она несчастна, подумал, что она скорбит из-за того, что он не пустил ее в монахини, и спро­сил ее, не желает ли она постричься. Она, услышав об этом, обрадовалась. Он поместил ее в славный монастырь, где она постриглась и соблюдала непоколебимо весь чин монашеско­го жительства. Никто ее не видел смеющейся, болтающей, и когда посетить ее приходили родственницы и женщины из дворца, или другие княгини, или даже сам царь, она, пере­молвившись с ними несколькими короткими словами и поблагодарив их, уходила в келлию. Там она плакала о своих беззакониях, о которых она, несчастная, никогда не гово­рила духовнику,- то есть о блуде и убийстве. Только наеди­не плакала она о них ко Господу, прося прощения. Затем она умерла, исповедовав все другие грехи и причастившись Божественных Тайн.

Через тридцать дней она явилась в видении игуменье и сказала, что находится в мучении. Та спросила, как такое возможно, если она была столь добродетельна, благоговейна и ревностна. Она говорит: «Я совершила два великих греха, которые не исповедовала духовнику по невежеству, думая, что достаточно плакать о них Христу, и Он осудил меня поэ­тому навек, — а другие благодеяния мне бесполезны».

Смотрите, женщины. Берегитесь скрывать какой грех! Лучше здесь немного постыдиться, пусть ты и княгиня, чем навечно иметь позор и нескончаемую смерть. Ибо здесь ты скажешь это только одному человеку, который никому не проговорится, даже если ему будут рубить голову, а там ты будешь выставлена на всеобщий и страшный позор. И пусть у тебя не будет предлога говорить, что, мол, я не то чтобы не желаю исповедовать мое беззаконие, а боюсь, потому что многие духовники и архиереи нечестивы и рассказывают о грехах, позоря тех, кто им исповедовался. Послушай, женщи­на. В прежние времена такое могло быть, но теперь не бы­вает. Патриарх издал определение с собором архиереев, что даже отрекшемуся от веры духовнику или архиерею — нельзя верить. Итак, если священник безумно отречется от самой истины — Христа, и не пожалеет свою душу, ему не поверят, потому что он мог сказать это в отчаянии. Тем более, как поверят той многой лжи, которую вкладывает в ум диавол? Ведь в противном случае священник может опозорить всех, и мужчин, и женщин, исповедовавшихся ему! Поэтому ни­кто ему верить не будет. А если даже некоторые и поверят, то лучше пусть узнают немногие люди, чем тебе пребывать в муках, как вышеназванные женщины. Верь мне, что если бы Судия дал силу одной из тех женщин воскреснуть, она бы пошла по всем столицам и городам, смело рассказывая всем о своем беззаконии, только чтобы не мучиться вечно. Да поистине — не бойся людей и не стыдись нисколько, ибо боль­шее страдание побеждает меньшее.

Подобная история. В одном монастыре была некая мо­нахиня, племянница игуменьи. Она любила юношу, который часто приходил в монастырь, чтобы посмотреть на сестру. Названная монахиня так вожделела его, что искала способ и подходящий момент, чтобы соединиться вместе, — дабы она на деле согрешила, потому что в уме и помысле они уже часто развратничали. В таком неподобающем вожделении бедная монахиня скончалась, так и не исполнив желания, потому что ей не позволяло место. При смерти она испове­довала все остальные грехи и, приняв Святое Причащение, скончалась. Но о своей похоти она духовнику не сказала, — что она согрешила бы, если бы представился подходящий момент.

Игуменья очень любила эту монахиню, потому что та была ее родственницей. Когда она совершала поминове­ние, то молилась Господу, чтобы Он объявил, в каком ме­сте та находится. Так она молилась в посте и плаче много дней и увидела ее в видении. Она была мрачной и безобраз­ной и сказала игуменье: «Знай, матерь моя, что я мучаюсь». Игуменья удивилась этим словам: «Как это возможно? Ведь ты — дева. Ты с детства пришла в монастырь. Ты сохраняла все чины монашеского жительства. Почему же ты мучаешь­ся?» И та сказала вышеназванную причину. Игуменья от­вечает: «Я не верю этому. Милостивый Бог за одну только похоть плоти, когда ты этого не совершала, не будет тебя мучить вечно». А она говорит: «Не удивляйся, я справед­ливо осуждена. Очи Высшего Бога не переносят видеть ни грязного дела, ни грязной мысли — ее надо смыть святой ис­поведью. А я, хотя и не совершила грех на деле, но мыслью часто развратничала: я только не нашла подходящего места и времени, чтобы грех был сделан. Знай, что многие, не только миряне, но и монахи, мучимы за то, что не заботились о ис­поведании грехов. Вразуми сестер монастырских, чтобы они тщательно исповедовались, если желают спасения». Когда игуменья все увидела, она очень скорбела о потере племян­ницы.

Не будьте недоверчивы, возлюбленные, ибо много раз мы видели противоположное. Многие спасались потому, что у них было только намерение совершить благо, хотя им это не удалось, что и показано в главе 7. Спасся благоразумный разбойник. Много и других примеров показано в церковных книгах. Некоторые спаслись доброй мыслью, не успев сде­лать благо.

Итак, благую мысль награждает богатый дарами Бог. Но как мучает лукавую и невыносимую мысль! У меня есть множество свидетельств, которые можно привести в под­тверждение. Но достаточно одного, самого неложного, изо­шедшего из истиннейших Божественных уст. Уста Бога не ошибаются, их слово полнее всех земных учителей, — ведь люди часто могут ошибиться: Посмотревший на женщину с вожделением, уже развратничал с ней в сердце. Кто может возразить на эти Евангельские слова? Да не будет! Давайте станем внимательны и заботливы о нашем спасении — что­бы не пришло время плакать невыносимо, не находя помо­щи. Поплачем теперь немного, чтобы там радоваться вечно во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же и слава.

Глава 8. О воздаянии, то есть о посте, милостыни и молитве

Третья и самая последняя часть покаяния называется воздаяние. Оно достигается трудом и правилом против греха. У воздаяния есть три добродетели, три сотрудника и помощника — пост, милостыня и молитва. Исполнение их, даже если они тяжки и трудны для плоти, много способствует покаянию, воздаянию и совершению правила против нашего греха, дает самой плоти радость и наслаждение.

Ведь три самых больших греха превозношение, сребролюбие и блуд. На них растет и чревоугодие. Эти три больших гиганта сражаются с нами постоянно: радость победы над ними и достигается названными тремя средствами: пост действует против плоти, милостыня — против сребролюбия, молитва — против превозношения.

Молящийся стоит как осужденный пред лицем Господа, с великим смирением. Держа пост, творя милостыню и молитву человек приносит совершенную жертву — самого себя и свои дела.

Благодаря милостыне, он жертвует свое имущество, благодаря посту — смиряется плотью, а молитвой возносит душу Господу.

Необходимость и польза воздаяния узнается по различию Таинств крещения и покаяния. Божественное крещение есть дверь всех Таинств и именуется рождением души, внове входящей в христианское жительство, раньше чуждое ей. Она, словно младенец, полностью оставляет все, что было прежде, и получает другое и новое силой и благодатью святого крещения. А душа, возрождающаяся в духовную жизнь крещением покаянных слез, оставляет прежний грех, который влек ее к обвинению и мучению, и получает новое духовное жительство и благодать, где не остается ничего прежнего.

Поистине, Таинство покаяния — как очищение и врачевание души. Каждый раз оно излечивает совершенно и делает здоровым ослабшего. От прежней болезни в сокрушенном сердце не остается ничего. Когда оно полно покаяния, как полагается, то человек освобождается от греха и мучения.

Но так как именно такое сокрушение случается не часто, то мы очень нуждаемся в этих трех добродетелях, чтобы совершенно вылечиться от греха.

Сопровождай пост делами милости. Тогда он будет полезным и любезным Богу. Пост без любви и милости — как светильник без масла. Даруй свою милость и милостыню, чтобы Господь услышал твою молитву, простил твои грехи, искупил от будущих зол и пожаловал вечные блага. Пост угашает плотские страсти, уничтожает причины греха. Но он не дает совершенного здоровья без помазания милостыни, без потока благосердия и сопровождения благотворением. Пост излечивает раны от греха. Но следы их не сойдут без масла сострадания. Екклесиаст говорит: Как вода гасит пламя, так милостыня истребляет грех. И Амвросий Медиоланский Великий повторяет: “Поистине, велика сила милостыни. Родник любви угашает жар прегрешений, ибо если разгневанный на грешника Судия желает его наказать, то силой милосердия его прощает”. Даниил пророк не нашел другого способа искупить Навуходоносора от угроз Господа, кроме благосердия. Он сказал ему: Прими совет, о царь изгладь свои грехи милостью, а лукавство твое — делами благотворения нищим. Так сказал святой, потому что знал, какую силу имеет милость. чтобы расположить Всемилостивого Бога.

Раз эта добродетель такая могучая, то кто желает найти милость у Бога, пусть оденется в ее одежду. Пусть он ущедрит тем имуществом, какое ему дал Бог, и бедных, вдов и сирот. А если беден, то может помочь советом или поддержкой. Если и это невозможно, то сострадает сердцем — ибо и тогда бывает польза. Согласно Григорию Двоеслову от всего сердца сострадать бедному уже немало. Одни помогают деньгами, а другие — душой. Великий Августин говорит, что нет больше; милости, чем простить от всего сердца согрешившему. Раз ты сам не можешь прожить даже час без греха, то прости твоему брату, если желаешь, чтобы Господь простил твои собственные падения. То же самое говорит Кесарий: “У кого нечем выкупить пленника или одеть нагого пусть принуждает себя не иметь ненависти в сердце к ближнему и не воздавать врагам злом за зло, но более всего их любить и молиться за них. Такой человек пусть имеет великую надежду на благосердие и обетование Господа нашего. Пусть он скажет Ему: “Дай мне, Господи, что я дал. Прости мне, как и я простил”.

Мы не будем больше писать о милости, потому что ниже скажем отдельно об этой добродетели, весьма полезной для нашего спасения ибо не подобает изучать ее так вкратце.

Третья часть воздаяния — священная молитва. Когда молитва происходит с верой и великим смирением, то чего бы мы ни попросили в ней у Господа, без сомнения, получим, — как Господь установил нам во многих местах Святого Евангелия. Молитва есть соприсутствие и единение человека и Бога. Она есть восстановление мира, примирение с Богом, милость к грешникам, мать слез, мост через искушения, прекращение войны. Молитва — делание Ангелов, источник добродетелей, доставление благодатных даров, просвещение ума, невидимое продвижение, пища душе, отсечение отчаяния, доказательство надежды, разрушение печали, богатство монаха, уменьшение гнева, зерцало продвижения. Говоря в совокупности, молитва есть, воистину, судище и судебное решение для — молящегося, кресло Судии Христа прежде будущего Судища. То есть молитва для того, кто молится, есть суд прежде Страшного Суда Второго Христова пришествия. Грешник сам осуждает себя, чтобы там оказаться невиновным. Счастлив тот, кто горько плачет здесь в молитве пред лицем Бога, потому что он не будет судим на том Страшном Суде.

Поэтому, возлюбленный, когда ты начинаешь молиться, оставь все телесные помыслы и чувства, покинь землю и море, взойди к верхнему воздуху и звездам небесным, осматривай воинства бестелесных Сил, многоочитых Херувимов и шестикрылых Серафимов. Так, воспарив разумом над всем творением и возвысив свой ум по ту сторону всего, мысли о запретном для высказывания и о совершенно потустороннем уму: Божественной природе глубинной, неизменной, необратимой, простой, несоставной, нераздельной в трех ипостасях, Свете непроходимом, Силе невыразимой, Красоте непостижимой, вдруг возжигающей, уязвленную ей душу, но не могущей словом объявить по достоинству. Отец, Сын и Святый Дух — в трех лицах Бог. Трое святые, соцарствующие, единосущные, вечные. Едино Божество, едино Господство и Святость, все объемлющая, созидающая и освящающая. Едино Божество и Сила. Единый Царь царствующих и Господь господствующих. О небесном Царе и мысли, когда молишься. Тогда ты поймешь Его величие, и сколь ты должен Его любить и благоговеть перед Его именем. Ибо Он — Бог Всемилостивый, прекраснее всех сынов человеческих, всеблагой, всеблагоутробный, страшный и праведный. Он — Отец, любящий почтение, щедрый и благодетельный, Искупитель и Спаситель многомилостивый. Когда ты размыслишь над этими священными именами, то узнаешь, каким сердцем должен служить и почитать столь великого Владыку. Как Богу ты ему должен поклоняться, как Преславного — воспевать, как Прекрасного и Всеблагого — любить, как Праведного и Страшного — бояться, как Всемирному Царю — подчиняться, как Благодетельного — благодарить, как Бога — прославлять. Как Творцу и Создателю приноси ему в жертву самого себя и все, чем распоряжаешься, ибо это — Его собственные дарования тебе. И как у Спасителя и Искупителя проси в молитве помощи. Разумное творение полагает в своем Творце и Зиждителе деяния добродетели. Он есть все во всем, и пред Ним надо благоговеть, чтить Его всеми чувствами и движениями. Так и происходит во всех делах, совершающихся в Его славу. Но более всего и исключительным образом это исполняется в молитве, когда деяния сопровождаются такими добродетелями, как вера, надежда, любовь, смирение и другими подобными.

Но чтобы ты не думал, что Господь далеко отстоит от тебя, знай что Бог неописуемый (неограниченный). Причина сущего, есть в каждом месте. Особенно, когда ты молишься, Он стоит, воистину, перед тобой, слушает твои слова, смотрит на твое благоговение и приветствует твои слезы. Когда ты видишь Его очами ума, то у тебя глубочайшее благоговение сердца, ибо ты сознаешь Его величие и свое недостоинство. Как сказал праведный Авраам, что скажу Владыке моему? Я земля и прах. Думай тщательно о всемогущей мудрости, о благолюбивой мысли преславного и пречестного Владыки. Его суть столь удивительна, что превосходит во всем ум и всякое разумение — не только человеческое, но и самих Небесных Сил.

Такого размышления достаточно, чтобы ты смирился до пыли земной, как червь недостойнейший, кто ты и есть. Тогда ты будешь стоять со страхом и трепетом великим пред лицем Господа твоего. Сколь более будет твое сердце предано в своих занятиях этому страху, тем менее твой ум сможет обращаться к житейским помыслам. Узда страха не позволит уму перескакивать на другие помыслы, находясь пред лицем Его величия.

Когда ты приходишь на встречу с земным царем, то стоишь со страхом и трепетом — при том, что он такой же человек, как и ты. Сколь более ты должен трепетно стоять, беседуя в молитве с Царем Ангелов и всего творения? Стой в молитве, о грешник, столь смиренно и жалостиво, как осужденный стоит перед судьей, — только так ты угасишь гнев праведного Судии: внутренним видом и внешним нравом, — чтобы получить совершенное прощение своих грехов.

Когда молишься, начинай с богомыслия и богоприличных похвал. Смиренномудрено произнеся славословия, переходи к просьбам. Проси не пищи или даже телесного здоровья — не проси ничего из того, что на земле, но проси Царствия Небес. Необходимое телу Бог дает и без просьб, как Он установил словами: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, а все это вам приложится.

Если ты желаешь, чтобы твоя молитва исправилась яко кадило — направилась как воскурения ладана и достигла ушей Царя Христа, то дай ей два крыла, как мы уже сказали: пост и милость. Она полетит на них очень легко. Ибо пост делает тонким ум и заставляет не учитывать тяжестъ тела, — и так делает молитву сильной. А молитва усиливает пост и сокрушение сердца: насколько усердно ты молишься, настолько достигаешь ты умиления слезного. Будь в борении, сколь можешь, чтобы никогда не завершать молитву без слез и без боли сердца. Тогда к тебе придет сладчайшее утешение Духа. Чем чаще будет твоя молитва и слезы, тем больше ты будешь пренебрегать пищей тела, в согласии со сказанным Давидом: Я забыл о том, чтобы есть мой хлеб: слезами я орошаю ложе.

Когда молишься, добивайся безмолвия, успокоения, тишины, если желаешь, чтобы пришло умиление. Будь один, чтобы в том месте и в то время не услышать смятения, не встретиться с человеком; это происходить ночью, когда молчание и тишина во всем. И тогда весь твой ум будет в Боге.

Когда ты достаточно помолился и сделал все, о чем мы сказали выше, иди со страхом и верой к священному Причащению. О нем мы сейчас и напишем.