ПЕРЕЙТИ на главную страницу прот. Василия
Сеятель благочестия, или полный круг церковных бесед, поучений и слов. т.1, п. IV. Катехизические поучения. Поучения на блаженства Евангельские.
Поучение 7. О Блаженствах Евангельских.
Поучение 8. О первой и второй заповедях блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Поучение 10. О пятой заповеди блаженств: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
п. IV. Катехизические поучения. Поучения на блаженства Евангельские.
Поучение 7. О Блаженствах Евангельских
К утверждению в сердцах наших надежды, второй главной добродетели Христианской, после молитвы и вместе с молитвой, служить еще, братья, учение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа о блаженствах. Священное Евангелие повествует, что Господь Иисус Христос, однажды, увидев много народа, взошел на гору, и там начал поучать учеников Своих сими словами: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 3-12).
Какое чудное учение Христово! Как оно не согласно с учением мира! Смотрите, братья, кого Господь наш называет блаженными! Называет блаженными не богатых, не почтенных, не славных по духу мира сего, а нищих духом: блаженны, говорит, нищие духом. Называет блаженными не веселящихся и ликующих, а плачущих: Блаженны плачущие. Называет блаженными не гордых и сильных, а кротких: Блаженные кроткие. Называет блаженными не тех, которые любят сладко есть и пить, и ненасытно желают и ищут благ земных, а алчущих и жаждущих правды: Блаженны алчущие и жаждущие правды. Называет блаженными не властолюбивых, жестоких и мстительных, а милостивых: Блаженны милостивые. Называет блаженными не тех, которые находят удовольствие в удовлетворении своих страстей, а чистых сердцем: Блаженные чистые сердцем. Называет блаженными не тех, которые возжигают брани и торжествуют над другими, как победители и завоеватели, а миротворцев: Блаженны миротворцы. Называет блаженными не тех, которые остаются покойными на степени чести, славы и благоденствия, хотя бы с нарушением справедливости и с попранием совести, а изгоняемых правды ради: Блаженны изгнанные за правду. Называет блаженными, наконец, тех, которые подвергаются бесчестию, поношению и всяким бедствиям за имя Христово и вообще за благочестие: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня». Какое подлинно чудное и противное понятиям мира учение Христово! Но разве может быть иначе? Неужели и Христианин должен иметь те же качества, какими величаются сыны века сего? Неужели он должен идти тем же широким путем, какой пролагает для себя мир? Нет. Христианину указан другой путь – узкий, тесный. «Входите, — сказал Христос, — тесными вратами» (Мф. 7: 13). Христианин должен всевозможно стараться быть чистым, духовным, бесстрастным. Ведь он родился в Крещении снова, родился от Бога, а не от мира. Он должен, следовательно, и жить для Бога, а не для мира, для спасения души, а не в угождение плоти. Его и назначение – жизнь небесная, в Боге, со Христом. «Наше же жительство – на небесах» (Филип. 3: 20), говорит Апостол.
Страшное, скажете, учение? Тяжело жить не так, как хочется, трудно отказывать себе в приятном и заставлять себя терпеть неприятное? Согласен с вами, братья. Но одно из двух: или счастье здесь, или счастье там; или приятная жизнь временная, или приятная жизнь вечная. Господь наш определяет нам страдания, не безутешные, впрочем, на пользу нашу, лишает нас непродолжительно сладких наслаждений временных, чтобы даровать нам вечные. Какие здесь наслаждения? Плотские, греховные – и надолго ли? Одна минута, и все исчезло. А там? Там – наслаждения чистые, Святые, Божественные, и не на минуту, не на час, не на день, не на год, не на сто, не на тысячу лет, — а на целую вечность. Вот к этим-то наслаждениям и призывает нас Господь. Так, Он обещает всем подвижникам Его, исполняющим учение Его, различные наслаждения и блага. Нищим Он обещает Царство Небесное. «Ибо их, – говорит, – есть Царство Небесное». Плачущим обещает утешение: «ибо они утешатся». Кротким – наследие земли: «ибо они наследуют землю». Алчущим и жаждущим правды – насыщение: «ибо они насытятся». Милостивым – помилование: «ибо они помилованы будут». Чистым сердцем – лицезрение Бога: «ибо они Бога узрят». Миротворцам – имя и достоинство сынов Божьих: «ибо они будут наречены сынами Божиими». Изгоняемым правды ради – Царство Небесное: «ибо их есть Царство Небесное». Поносимым, подвергаемым бедствию и досаждениям за Христа – радость и великую награду на небесах: «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».
Вот, братья, сколько и какие награды обещает нам Господь за исполнение того учения, которое проповедал Он о блаженствах. Рассмотрим же порознь в следующих беседах эти блаженства Евангельские, и, как Христиане, постараемся исполнить Божественное учение Христово для собственного нашего блаженства. Ибо Господь сказал: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук. 11: 28). Аминь.
Поучение 8. О первой и второй заповедях блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся»
Первых блаженными называет Господь наш Иисус Христос нищих духом. Так нищета близка к милосердому сердцу Того, Который Сам «обнищал ради вас» (2 Кор. 8: 9).
«Блаженны нищие духом». Кто эти блаженные нищие? Те ли, которые претерпевают недостатки в необходимых потребностях жизни, и часто скитаются от дома к дому, не имея пищи, одеяния и покрова? Жалки без сомнения такие люди, жалки и по чувству человеческому, тем более жалки для сердца милосердного небесного Отца. Посему-то Господь в Евангельской притче повелевает насыщать «нищих и бедных» (Лук. 14: 13), и благодеяния, оказываемые нищим, относит к Самому Себе. «Благотворящий бедному даёт взаймы Господу» (Притч. 19: 17). Посему нет сомнения, что не чужды блаженства и эти нищие. Но все ли? Нет. Есть нищие, которые сделались нищими от лености, от пьянства, от расточительности; есть нищие, которые и в нищете не перестают быть порочными, но или обманывают, или крадут, или другие производят худые дела. Таковым нищим нет части в блаженстве нищих. Другое дело, если кто сделался нищим от обстоятельств, от пожара, от похищения, от нечаянного разорения, от болезни, и если кто переносит нищету свою с терпением, благодарно принимая помощь от других, прося и благодетелям своим, как себе, милости от Бога, — вот таковые не чужды блаженства, которое обещается от Господа нищим. Но, собственно и преимущественно, блаженны «нищие духом». Кто это такие? Нищие духом – это те, которые чувствуют немощь и растление своей духовной природы, которые по истине – не притворно считают себя грешными более всех, и за грехи свои отчужденными от Бога и лишенными небесных и Божественных благ, которые, в чувстве своего недостоинства, смиряются перед Богом, как Авраам, который говорил: «я, прах и пепел» (Быт. 18: 27), смиряются и пред людьми, подобно Давиду, который сказал о себе: «я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21: 7).
Что же за блаженство в таковом расположении сердца? Не справедливее ли таковых нищих назвать несчастными и злополучными? Нет. Господь называет блаженными их потому, что им обещается Царство Небесное. «Ибо их есть Царство Небесное». Простые, обыкновенные нищие в Царстве Небесном будут блаженствовать, как упоминаемый в притче Евангельской нищий Лазарь (Лук. 16: 25); а нищие духом, сверх того, будут превознесены и прославлены от Бога, по слову Господню: «унижающий себя возвысится» (Лук. 18: 14).
Ежели посему нищие блаженны: то что сказать о богатых? Могут ли они быть блаженными, и наследовать Царство Небесное? Могут, если не будут прилепляться к богатству, если богатство станут употреблять на добрые и святые дела, на созидание и украшение храмов Божьих, на содержание богоугодных заведений, на подаяние бедным и неимущим, если богатство будут считать не своим сокровищем, а Божьим. Но часто ли это бывает? Вот поэтому Господь и говорить в Святом Евангелии: «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие» (Лук. 18: 24). Трудно войти в Царствие Божие богатым потому, что они всем сердцем прилепляются к богатству п употребляют его на прихоти свои и забавы: нажив состояние, говорят себе: «покойся, ешь, пей, веселись» (Лук. 12: 19). И таковым богатым вот что изрекает Господь: «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лук. 6: 24). А есть и таки богатые, которые, в противоположность нищим духом, забыв свое ничтожество и греховность, напыщенны собою, мечтают о себе и превозносятся своим происхождением, своим умом, своими достоинствами, даже своими добродетелями. Один из таковых сказал о себе: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», но ему в ответ сказано свыше: «ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Апок. 3: 17). Жалкое ослепление! Да сохранить нас, братья, Господь от такого богоненавистного богатства! Не будем снедаться желанием богатства вещественного; а если Бог подаст нам оное, не забудем употреблять его во славу Божью и на пользу братьев наших. Если бы Бог судил нам быть и в бедности и нищете, не будем унывать, не будем роптать, но станем благодушно переносить и несчастную долю, предавая себя в Святую волю Божию и считая себя грешными и недостойными. За это Господь и нас сделает блаженными в Царстве Небесном!
После нищих духом Господь называет блаженными плачущих: «Блаженны плачущие». Много, братья, ах! как много плачущих в мире. Но не все плачущие блаженны. Недостойны блаженства те плачущие, которые есть сами причиною своих несчастий: например, кто пришел в нищету от лености, кто впал в болезнь от пьянства или распутства, кого посадили в тюрьму за воровство или другие преступления. Нельзя назвать блаженными и тех плачущих, которые безутешно плачут, подвергаясь каким-либо несчастьям и без собственной вины, например, кто лишается имения, кого поражает тяжкая болезнь, у кого умирает отец, мать, жена, дети, кто терпит напрасные обиды и притеснения. Ибо и в этих случаях умеренный плач есть естественное действие нашей природы, — а неумеренный и безутешный обличает недостаток веры в Бога и упования на Его Святой промысел. Вот разве мы будем переносить эти бедствия терпеливо, и в слезах наших будем обращаться с верою и упованием к Промыслителю мира, — и тогда не будем лишены части блаженства плачущих. Но истинно блаженные плачущие совсем другие. Из благовест Евангельского известно нам, что плакала блудница (Лук. 7: 38), плакал и Петр (Лук. 22: 62). О чем они плакали? О своих грехах. Вот истинный плачь, плачь покаяния и сокрушения о грехах. О, если бы и мы, братья, плакали этим богоприятным и спасительным плачем! Опять писание повествует, что Анна, мать Пророка Самуила, стояла пред Скинией, т. е. пред ветхозаветным храмом Божьим, и плакала (1 Цар. 1: 10). Что было причиною её плача? Усердная, сердечная молитва её. Как бы хорошо было и нам братья, орошать молитвы свои к Богу горячими слезами! Есть и еще плач, нам грешным неведомый, — плач о небесном отечестве с желанием скорейшего соединешя с Богом. Так плакал Царь и Пророк Давид: «Горе мне, — говорил он, — ибо странствование мое продолжается» (Пс. 119: 5)! «Когда приду и явлюсь пред лице Божие» (Пс. 41: 3)!
Что же, опять спросим, за блаженство в этом состоянии? Разве плакать приятно? Ах, как приятно, братья! Кто хотя мало испытал на себе, тот скажет, что нет ничего сладостнее на земли, как святой и божественный плач покаяния, молитвы и любви к Богу. А какое последствие этого плача? Божественное утешение плачущим: «ибо они утешатся». Утешатся и здесь, чувствуя благодать Божью в сердцах своих, мир в совести и упование спасения в душе, утешатся и там, соделавшись в Царстве Божьем причастниками вечной радости и славы небесной.
А что сказать о тех, которые не плачут, которые не знают никаких горестей и бед, а всю жизнь проводят в удовольствиях и забавах, — которые боятся и думать о грехах, и покаяние и молитву считают делом тяжелым и неприятным? Несчастные! Им говорит Господь: «горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лук. 6: 25). Сохрани, Господи! Лучше нам, братья, всю жизнь проплакать, чтобы утешиться в вечности, нежели веселиться здесь и вечно плакать, и рыдать там. Будем просить милосердного Бога нашего, чтобы он благоволительно принял печаль нашу в наших житейских горестях и бедах, и извел от печали души наши, и чтобы даровал нам обильные слезы для очищения грехов наших покаянием и для умилостивления Его молитвами нашими в вере и любви. Аминь.
Поучение 9. О третьей и четвертой заповедях блаженств: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся»
Господь наш Иисус Христос называет опять блаженными кротких. Вот уж это понятно для всех нас, братья. Это не то, что нищие и плачущие. Кротость сама по себе прекрасна. Кроткие обыкновенно всем любезны. И по правде: они всегда тихи, скромны, приветливы; они не раздражаются, не гневаются, не шумят, не бранятся, не дерутся; ссор они избегают, обиды от других переносят, в прекословиях уступают, в счастье они не превозносятся, в несчастье – не унывают и не ропщут; в чести и власти – подчиненных не притесняют, в подчинении к высшим уважительны и послушны. Можно ли же таковых не любить? И одним ли людям кроткие приятны и любезны? Не благоволит ли к ним и Сам Бог? Именно так. Вот Он говорит у Пророка: «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Исаия 66: 2).
Но часто ли видим мы, братья, такую блаженную кротость? Не более ли примечаются между нами раздражительность, неуступчивость, непокорность, ропот, обиды, ссоры, распри, тяжбы? Не случается ли, к прискорбию, видеть противников закону и власти? Нет ли и таких, которые дерзают порицать и хулить и Святую Церковь, как наши раскольники? Видно, братья, грешникам нелегко быть кроткими. Видно, кротость есть такая добродетель, которую нужно приобретать собственным подвигом. Не даром Господь называет блаженными кротких и обещает награду за кротость. Не без причины и побуждаемся мы к этой Христианской добродетели. Сам Господь наш Иисус Христос, показав нам в Самом Себе пример кротости и смирения, поучает нас быть кроткими. «Научитесь, — говорит — от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29). И Апостол Павел дает нам подобное наставление. «Кротость ваша, — говорит, — да будет известна всем человекам» (Филип. 4: 5). Значить, мы, как Христиане, должны быть кротки, должны, то есть стараться быть кроткими, хотя бы мы по природе были и не таковы. Посему, ежели что раздражает нас и побуждает на гнев, мы должны удерживать себя от досады и подавлять в себе чувство огорчения. Ежели кто худыми и поносительными словами вызывает нас на взаимную ссору и брань, мы должны противопоставить ему молчание, или удалиться от него. Если причиняются нам от других обиды и притеснения, или сами мы впадаем в беды и несчастья, мы должны сохранять себя в благодушии и спокойствии и молиться Богу: «Господи, прости ненавидящих и обижающих нас! Господи, дай нам терпение, великодушие и кротость!» Так должны мы приобретать себе благословенную кротость и являть себя кроткими всегда и пред всеми. За то Бог и нас не лишит той награды, которую обещает кротким. А этой наградой служит наследие земли: «ибо они наследуют землю».
Поневоле спросишь: что за награда – наследование земли? Как можно наследовать землю, и какую? Очень естественно, братья. Ничем вернее нельзя возобладать над другими, как кротостью. Давид наследовал всю землю Израиля, сделавшись царем. Как наследовал? Кротостью. Христиане возобладали целой вселенной, из которой были изгоняемы язычниками. Как возобладали? Кротостью и терпением. Но не эта земля, собственно, обещается в наследие кротким, а другая, лучшая. Какая же? Та, которую Давид называет «землей живых» (Пс. 26: 13), а Апостола, Петр – «новой землей» (2 Петр. 3: 13), т. е. будущая, обновленная земля, на которой откроется Царство Божье. Наследовать эту землю значить тоже, что в будущей жизни вечно блаженствовать и царствовать.
Но вот и еще блаженные – алчущие и жаждущие правды. «Блаженны алчущие и жаждущие правды». Господь называет блаженными не просто алчущих и жаждущих, а алчущих и жаждущих правды. Значить, это не те, которые чувствуют потребность в пище и питье для поддержания жизни временной, а другие, которые желают и ищут себе правды, как пищи для жизни вечной. Какая же это правда, и кто алчущие и жаждущие правды? Правда есть совокупность добродетелей, или, что тоже, жизнь Христианская святая и праведная, почему Святые и называются «праведниками». А высшая Божественная правда, которая оправдывает всех праведных, есть Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос, «Который, — по Апостолу, – сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением, и искуплением» (1 Кор. 1: 30). И так алчущие и жаждущие правды суть те, которые, чувствуя себя грешными и повинными Богу, желают и стараются жить добродетельно и свято, и, как слабые и немощные, для утверждения себя в добре и для совершенного оправдания перед Богом, с верою обращаются к Искупителю мира, Господу Иисусу Христу. Вот, братья, алчущие и жаждущие правды. Хотите ли видеть их яснее, и как бы лицом к лицу? Посмотрите на говеющих в Великий пост. Христиане в продолжение оного мало употребляют пищи, а по временам и совсем не едят и не пьют. Вот вам и алчущие, и жаждущие. Чего же они алчут и жаждут в это время и чем насыщаются? Они читают и слушают слово Божье и другие священные и душеспасительные писания. А слово Божье и есть пища для души. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4), — сказал Спаситель. Они часто и усердно молятся Богу. А молитва и есть пища для души. «Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере» (Пс. 79: 6), — говорит Св. Давид, и именно о слезах молитвенных. Они вкушают пречистое тело и пьют животворящую кровь Христову. А тело и кровь Христова и есть Божественная пища и питие. «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6:55), — сказал Сам Господь. Видите, теперь, братья, кто алчущие и жаждущие правды! Это те, которые, гнушаясь пороками, стараются жить добродетельно и свято, желают и ищут оправдания своего во Христе и прибегают к Нему в посте и молитве, поучаются у Него в Божественном слове Его и соединяются с Ним в Святых и животворящих тайнах Его. Они и насытятся. «Ибо они насытятся». Насытятся и здесь, от полноты Божественной и спасительной благодати, как пророчественно сказал Давид: «насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» (Пс. 35: 9). Насытятся и там, в Царстве Небесном, от полноты славы Божественной, как сказал о себе тот же Давид: «пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16: 15).
О, во истину блаженны алчущие и жаждущие правды! Но все ли Христиане таковы? Нет ли других, которые не мучатся этим голодом и жаждою? Есть, братья, — и, к несчастью, много таковых. Многие, пресыщаясь земными благами и греховными наслаждениями, не заботятся обогащать себя святыми добродетелями, не любят поститься, не чувствуют нужды питать души свои молитвою и словом Божиим, не ищут оправдания своего в Спасителе Иисусе Христе и не стараются иметь общение с Ним в животворящих и спасительных тайнах. Что же? Хорошо ли будет им? О, нет! Спаситель возвещает им пагубу и горе. «Горе вам, пресыщенные ныне! – говорит, — ибо взалчете» (Лук. 6: 25). Они взалчут, пожелают жить добродетельно, почувствуют важность и пользу воздержания, молитвы, спасительного говения, Божественной пищи тела и крови Господней, захотят обратиться ко Христу Спасителю, чтобы получить от Него спасение и жизнь вечную, но поздно, — им сказано будет: «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7: 23).
Да сохранить нас, братья, Господь и Спаситель наш от греховного усыпления и нечувствия, да возбудить в нас Своею Божественною благодатью жажду душевного спасения и да будет нам Он, премилосердный Искупитель наш, «праведностью и освящением, и искуплением» (1 Кор. 1: 30). Аминь.
Поучение 10. О пятой заповеди блаженств: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
Господь ублажает здесь милостивых. А кто они? Те, которые входят в положение несчастных и бедствующих, помогают им в нуждах их и облегчают участь их, как только могут. Какие же это прекрасные люди! — Сколь необходима и благодетельна для человечества милость! Сами знаете, братья, сколько бед в нашей суетной и многомятежной жизни, сколько бедствующих, терпящих недостатки, горести и заключения. Вот видите нищего, у которого нечего есть, который просить себе куска хлеба. Можно ли отказать ему? Как не накормить его, как не подать ему на пропитание? Сделаем это, — вот и будет милость. Другой, например, путешественник, от усталости и жары мучится жаждою и просить питья, — напоим его, это будет милость. У иного нет одежды, или она очень ветха и не защищает его от наготы и холода; — дадим ему другую, это будет милость. Видишь темницу, в которой сидят заключенные, кто бы они ни были. Святое и христианское дело посетить этих несчастных, и утешить их, как и чем можно. Кто сделает это, тот окажет милость. Слышим, что такой-то бедняк болен, и некому около него походить. Если посетим его, поможем ему, послужим ему, — это будет милость. Приходит к нам странник, и просить нас дать ему приют; — примем его в дом и успокоим его, — это будет милость. Если бедный умрет, и некому и нечем его похоронить; — отдадим ему, как брату, последний долг, — это будет милость. Именно эти дела считает милостью Господь и Спаситель наш, братья! И, что всего удивительнее, бедных и несчастных называет Своими братьями, и все, что им делается, относить к Себе Самому. «Ибо алкал Я, — говорит, — и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 35, 36, 40).
Но кроме этих, конечно, более видимых и поразительных, бедствий, есть, братья, и еще бедствия, которым подвергаются люди, менее видимые, и есть милость, оказываемая нами ближнему, которая относится к пользе души его и ко спасению его. Ведь, бывают люди, которые находятся или в беспечности о своем спасении, как все вообще грешники, или в заблуждении касательно веры, как наши раскольники. Увещание таковых к исправлению и обращению есть милость. А сколько таких, которые не имеют полезных и необходимых познаний? Например, не знают веры и обязанностей Христианских? Научить таковых истине и добру есть милость. Случается, опять, что человек находится в каких-либо затруднительных обстоятельствах, и сам собою не может выйти из оных без очевидного вреда, или даже грозит ему какая-либо опасность, которой он не предвидит. Вот такого человека предостеречь, или подать ему полезный совет, или указать способ к избавлению от вреда и опасности, есть милость. Но все ли несчастные обстоятельства ближнего могут быть нам известны, и всем ли мы можем подать пособие и помощь? Нет. Вот для этого есть такой род милости, которую мы можем оказывать всем ближним нашим и всегда. Это молитва Богу за братьев наших. Видим ли еще печального, скорбящего о потере близких сердцу, или пораженного каким несчастьем, или изобиженного кем, — должны утешить его и обнадежить милосердием Божьим. И это есть милость. А ежели нам другие делают обиды; ежели для нас ближние наши делаются врагами, и причиняют нам бедствие и зло: что мы должны делать? Должны не вооружаться против них, не воздавать им злом за зло. Это грех. Ведь они тоже несчастные, действующие по воле общего врага нашего и по влеченью своих страстей. Нет, мы должны жалеть их, любить их, даже делать им добро, и молиться за них. Так заповедал нам Господь. Он сказал: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Вот и это милость, — высокая, богоподобная милость.
Ах, братья! Какая прекрасная добродетель — милость! Как она идет к нам, Христианам! Мы дети Отца Небесного; а известно, каков наш Небесный Отец: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 45); «Он благ и к неблагодарным и злым» (Лук. 6: 35)! Мы веруем в Спасителя нашего Иисуса Христа; а знаете, как Он милосерд! Сколько Он благотворил бедному человечеству, когда был на земле? Больных исцелял, прокаженных очищал, слепых просвещал, мертвых воскрешал. Не должны ли и мы подражать Ему, и служить ближним нашим, чем и как можем? Ведь Он особенно заповедал нам любовь к ближним. Сие заповедаю вам, — сказал, — да любите друг друга» (Иоан. 15: 17). А милость что другое, как не любовь к страждущему брату нашему? И какая сладкая служба ближнему — быть милостивым! Какое святое, небесное наслажденье видеть утешение несчастного, быть виновником его благополучия и радости! Вот и это награда милостивым, и притом на земле ни с чем другим не сравнимая. А что ожидает милостивых в будущем? «Ибо они помилованы будут», — сказал Господь. Малая ли награда грешнику быть помилованным на страшном суде Христовом? Но милостивые не только будут помилованы, но и наследуют Царствие Небесное. Ведь именно милостивым сказал Господь в Евангелии: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34).
Так блаженны милостивые! А немилостивые? Немилостивым, жестокосердым, притеснителям, истязателям, мучителям – мука вечная, геенна огненная. Суд без милости не сотворившему милости (Иак. 2: 13), говорит слово Божье. Это значит осуждение грешников по правосудью Божью, и, следовательно, на вечное мученье, на вечную смерть. Страшная участь немилостивым! Обымем, братья, друг друга искреннею христианскою любовью. Не оставим без нашего участья и помощи несчастных и бедствующих. «Будем милосерды» к ближним нашим, «как и Отец наш небесный» к нам грешным «милосерд» (Лук. 6: 36). Аминь.
Поучение 11. О шестой и седьмой заповедях блаженств: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»
Многих уже видели мы, братья, которых Господь наш называет блаженными: но вот и еще некоторые, которым также усвояется блаженство. Таковы чистые сердцем. «Блаженны, -говорит Господь, — чистые сердцем». Чистота вообще есть свобода от скверны греховной, состояние человека непорочное и безгрешное. Таковы и есть и все те, которые, гнушаясь грехами и беззакониями, живут, по выражению Апостола, «целомудренно, праведно и благочестиво» (Тит. 2: 12). Но для чего же Господь сказал не просто: блаженны чистые, а блаженны чистые сердцем? Вот в этом-то и сила, братья. Хорошо, ежели мы избегаем грехов и делаем добро искренно, от души, от чистого сердца. А ведь можно только и казаться добрым и беспорочным, а поистине быть нечистым и злым. Всегда ли мы говорим то, что у нас на душе? Не замечаются ли в нас и между нами ложь, обман, лесть, ласкательство, лицемерие? Пусть и этого не будет; пусть мы будем непорочны по жизни, благочестивы и добродетельны: да каково сердце наше? Знаете, каков был фарисей! Он молился Богу, постился, отдавал десятую часть своих доходов в точности по закону. Но что было у него в сердце? Гордость, по которой он величался, как праведник, — презрение к другим, которых он называл великими грешниками, — осуждение мытаря, который вместе с ним молился и который, по свидетельству Спасителя, оказался более его угоден Богу. Представить ли и еще пример? Кто был Иуда? Апостол, который находился всегда с Господом, проповедовал слово Божие, творил чудеса. А каково было его сердце? Оно было полно зависти, сребролюбия, ненависти. Он был, по выражению Церкви, «образом ученик, в действительности же предатель и убийца». Посему-то Господь на вечери пред всеми учениками и об явил его нечистым. «Вы чисты, — сказал, — но не все» (Ин. 13: 10), разумея под нечистым Своего предателя. Вот как может заблуждаться человек и, при видимой праведности, быть грешным, скверным и нечистым! Поэтому-то и требуется, чтобы все добродетели наши проистекали от души, чтобы сердце наше было чисто. Поэтому-то и ублажаются чистые сердцем. Кто же это — чистый сердцем? По слову Давида: «кто живет непорочно, поступает по правде и говорит истину в сердце своем; кто не лукавствует языком» (Пс. 14: 2, 3), и «не клялся лукаво ближнему своему» (Пс. 23: 4), тот, кто любит правду и истину, говорить всегда то, что у него на душе, показывает себя таким, каков он есть, ко всем искренен, незлобив, все делает с прямым и добрым намерением, но усердию и любви. Но нет сомнения, что Господь ожидает от нас, как Христиан, высшей, духовной чистоты, и за эту чистоту преимущественно обещает высокую степень блаженства. Он желает, чтобы не только наши дела были непорочны и праведны, но и мысли, и чувства, и желания, и намерения чисты и святы, чтобы сердце наше свободно было от страстей и всяких суетных, мирских помышлений, чтобы наша вера и любовь соделали оное чистою и непорочною обителью Господу нашему Иисусу Христу. Вот здесь-то именно, в сердце нашем, и может быть благодатное царство Божие, о котором сказал Христос: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17: 21).
Теперь понятна и та высокая награда, которую обещает Господь чистым сердцем: «ибо они Бога узрят». Как же им не узреть Бога, когда Бог будет в них? Узрят Его и здесь, благодатно и таинственно; узрят и там, в вечности, «лицом к лицу» (1 Кор. 13: 12), и так, «как Он есть» (1 Ин. 3:2). Какое же это неиз яснимо высокое и сладостное блаженство! Приятно видеть того, кого мы любим, вожделенно видеть Царя земного: каково же видеть Царя небесного, во всем Его Божественном блаженстве и славе, видеть не однажды, не дважды, нет! всегда, вечно зреть Его, и вместе с Ним наслаждаться Его славою и блаженством?
Посмотрим еще на блаженных — миротворцев. «Блаженны, -говорить Господь, – миротворцы». Мир, то есть тишина и спокойствие между людьми есть истинное благополучие на земле. Благоденствует семейство, ежели есть в нем согласие и мир. Благоденствует общество, ежели все жители единодушно трудятся для его пользы, в полном послушании начальству. Благоденствует Церковь, ежели все христиане, как дети её, живут в союзе любви и мира. А если иначе? Сохрани Бог! Горько смотреть на дом и семейство, в котором видишь несогласие, раздор, брань, взаимные укоризны и досаждения. Горько смотреть на общество, в котором видишь разделение, взаимное противоборство, и разрушение общественного мира. Горько смотреть на Христиан, ежели они оскорбляют Церковь Божью своим неповиновением, раздирают ее ересями и расколами. Как же, следовательно, не дорог для человечества мир? Как не досточестны те, которые бывают виновниками мира? Вот поэтому Св. Церковь за каждым служением молится Богу о «мире всего мира». А Господь наш Иисус Христос называет блаженными миротворцев. Кто же эти миротворцы? Те, которые удерживают себя от гнева, от противоречия, от ссоры, от досаждения и оскорбления других, и возникшие несогласия и раздоры стараются прекратить кротостью, уступчивостью, извинением. Те, которые обиды и досаждения, наносимые от других, переносят великодушно, и враждующих стараются успокоить кротким и дружелюбным с ними обращением. Те, которые других враждующих укрощают и примиряют, возмутительных против общественного покоя вразумляют, и обращают к должному повиновению, противников Святой Церкви и отпадших от нее добрыми советами и увещаниями возвращают в матернее лоно ее.
Какие подлинно это прекрасные люди! Как и не назвать их блаженными? Они подражают Господу нашему Иисусу Христу, Который принял на Себя великое дело примирения падшего и согрешившего человечества с правосудным Божеством, и для сего, будучи Сыном Божьим, не возгнушался соделаться Сыном человеческим. Посему удостаиваются от Бога и чести, подобной достоинству Сына Божия. Им обещается звание сынов Божьих: «ибо они будут наречены сынами Божиими». Какая великая награда миротворцам! Они нарекутся и будут сынами Божьими, а, следовательно, и сонаследниками Христу в Царствии Божьем. «А если дети, — говорит Св. Апостол, — то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим. 8: 17).
Братья! Если вожделенно для нас звание сынов Божьих (а может ли быть иначе?); если желательно нам в будущей жизни зреть лицо Божье (а можно ли сего не желать?): возлюбим мир, пребудем в любви и согласии друг с другом, сохраним чистоту не только тела, но и сердца и души, последуя заповедям Спасителя нашего и помня завещание Апостола, которое дал он Христианам: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12: 14). Аминь.
Поучение 12. О восьмой и девятой заповедях блаженств: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»
Вот, наконец, каких блаженных показывает нам Господь наш, братья! Чудное доселе слышали мы учение о блаженствах, дивных видели блаженных: но настоящее учение еще более чудно, нынешние блаженные еще более дивны. Господь называет блаженными не тех, которые благоденствуют и наслаждаются спокойствием и счастьем, а тех, которые преследуются и изгоняются за правду; не тех, которых люди любят, почитают, превозносят, а тех, которых ненавидят, унижают, бесчестят, предают поруганию, мучению, смерти за имя Христово. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня.»
Что такое правда, за соблюдение которой можно подвергнуться гонению? Это нелицеприятная истина, верное исполнение христианских обязанностей, жизнь праведная и благочестивая. Да неужели можно за это подвергнуться гонению? Во всякое время, по большей части можно, нередко даже неизбежно. Истина священна, добродетель похвальна, жизнь праведная и благочестивая досточтима, но только до тех пор, пока нет врагов истины, пока не являются желания и страсти, противные добродетели, пока временное благополучие совместно с благочестием и правдою. А как скоро не так: вот и беда. Например, по зависти хотят кого-либо обвинить, и спрашивают тебя: такой-то виноват ли в том-то? Скажешь: «не виноват» (а он действительно не виноват); вот и тебе уж враги. Или, приказывают тебе сделать что-либо незаконное (а, ведь, это может быть); скажи: «я не могу этого сделать, — это противно закону». Вот и жди себе гонения и беды. Или опять, приятель твой в какой-нибудь праздник зовет тебя не в церковь, а в другое какое место, где можно повеселее провести время. Скажи ему: «нет, не пойду; это теперь грешно». Вот уже ты ему и неприятен. Так, братья, бывает в миру. Ведь это вы и сами видите и знаете. И не легко, конечно, бороться с миром, выстаивать против соблазнов и страстей, быть непоползновенным на поприще добродетели и благочестья; часто нужно бывает терпеть озлобления, лишения, горести, беды; но за то, если кто будет верен истине и тверд в соблюдении добродетели и правды, тот получит от Господа блаженство, того как бы собственностью будет Царство небесное. «Ибо их есть Царство Небесное», — сказал Господь. Царство небесное, вечное блаженство за кратковременное бедствие! Неужели это не стоить того, чтобы решиться быть верным, истинным, твердо благочестивым и добродетельным, хотя бы довелось за это и потерпеть ненависть, притесненье и гоненье? Неужели лучше быть изменником правде, лжецом, лицемером, предателем христианского имени и звания и врагом добродетели? Сохрани нас Бог от этого, братья! Погонимся за временным благополучием, а потеряем вечное; поладим с людьми, а впадем в противленье Богу; подорожим любовью и расположеньем смертных, а подвергнем себя гневу и осужденью бессмертного и вечного Бога!
Нет, братья мои. Нам ли, Христианам, не идти по стопам своего Искупителя, и не быть готовыми отдать и жизнь временную в защиту правды святой? Господь сказал в Евангелии: «Ибо кто хочет душу свою сберечь (для себя, для своих выгод, для своего покоя и здоровья), тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Марк. 8: 35). Вот и здесь Он называет блаженными последователей Своих. Когда? Тогда, когда «будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня». Да! было время, когда за имя Христово и за исповеданье веры Христианской надлежало претерпеть ненависть, презренье, поношенье, раны, мученье, смерть. И сколько было таких, которые, не смотря на страшные мучения, не отреклись от Христа, а все претерпели за Него, и теперь радуются и веселятся на небесах, в светлых обителях Отца небесного! Вот они-то и есть, которых Св. Церковь именует исповедниками и мучениками, и которых чтит и прославляет, как истинных последователей Христовых и угодников Божьих. Было время, — а теперь нет? Благодаренье Господу! Ныне открытых гонений на христиан нет: ибо по большей части и Цари, и царства Христианские. Но все же еще есть, и много есть не христиан. Есть язычники, жиды и магометане; а, ведь, они враги Христиан. Да и между Христианами разве нет врагов Христианам? Каковы, например, наши раскольники? Они тоже Христиане: но какого зла, каких бедствий не готовы причинить и Христианам Православным и Церкви Православной? К несчастью, и в числе Православных Христиан не все истинные и добрые Христиане. Есть и такие, которые, именуясь Христианами, не любят жить по-христиански, и как говорить Апостол: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит. 1: 16). Что мудреного, если истинному Христианину придется потерпеть от таких недостойных Христиан? Например, у многих из нынешних Христиан уже вывелось из обыкновения, проходя мимо Св. Церкви, помолиться, или, пришедши в дом, поклониться Св. иконам, или, садясь за столь, перекреститься. Стань же другой это делать, — назовут святошей, лицемером, и как угодно, а, пожалуй, станут и насмехаться, и осуждать, и, под час, вредить такому боголюбцу. Нельзя, братья, доброму и благочестивому обойтись без терпения, да и Апостол сказал: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3: 12). Что ж? Неужели оставить благочестие и пристать к нечестию? Сохрани Бог! «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Марк. 8: 38), — сказал Господь. Неужели дорожить любовью мира, славою и честью суетною? А что говорит Господь? «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Лук. 6: 26). Нет. Пускай «путь нечестивых благоуспешен» (Иерем. 12: 1), пускай они торжествуют на семь свете: что будет им там, в вечности? Там «путь их погибнет» (Пс. 1: 6), там «нечестивые да погибнут от лица Божия», а «праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости» (Пс. 67: 3-4). – «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах», — сказал Господь. Видите, что обещается от Бога тем, которые терпеливо и мужественно переносят все скорби и беды за Христа, за Святую православную веру и за благочестивую Христианскую жизнь! Будем молиться Богу, чтобы и нам пребыть до конца жизни нашей непоколебимыми в Святой Православной вере, и верными своему Христианскому званию, да сподобимся и мы радоваться и веселиться в Царствии небесном вкупе со всеми праведниками, исповедниками и мучениками Христовыми!
Оканчивая беседы наши о блаженствах Евангельских, не можем мы, братья, не заметить, что учение Господа нашего о сих блаженствах есть ни что другое, как подробное изложение Евангельского пути, который Сам Он, Спаситель наш, освятил Своею Святейшею жизнью и Своим вольным страданием, и который указал всем последователям Своим в сих словах: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Марк. 8: 34). Этим путем и прошли бесчисленные угодники Божии, и Апостолы, и Мученики, и Святители, и Преподобные, и Праведные. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12: 1, 2). Аминь.