🎧Георгий Конисский, археп. Белорусский. О недействительности духовного врачевания, по причинам, зависящим со стороны духовных врачей и самих врачуемых (сказ. 1788 год.)

Перейти на главную страницу сборника

8. Слово в неделю Сыропустную. О недействительности духовного врачевания, по причинам зависящим со стороны духовных врачей и самих врачуемых. (Собрание сочинений, ч.1)

«Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между чистым и нечистым» (Иез. 22:26)

Пост святой, слушатели, уже при дверях. По установлению своему, он есть врачебница болезней наших душевных; так как воспомянув грехи наши, и ощутив остроту оных, бодущую совесть нашу, прибегаем в эти постные дни ко Врачу и Целителю душ и телес наших, благоутробному Богу, открывая пред Ним, и служителем Его, Священником, раны наши. Таким образов, при вере во Христа, и надежде на заслуги Его, раны и смерть Его, кающийся грешник непременно и несомненно приемлет исцеление ран своих чрез разрешение Иерейское; верно бо и непременно слово Спасителя, Апостолам и их преемникам сказанное: Елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф. 18:18). Пост убо конечно врачебница есть.

Но вот, к несчастию нашему, аптеки и врачи телесные многих исцеляют; духовная же аптека и врачи, или редко, или совсем никого не пользуют. Кто однажды освободился от недуга телесного, тот бережется, дабы опять не пасть в него; а разрешенные от грехов, в то же болото снова лезут, и, скажу более по притче Христовой, освободясь от единого беса, седмим лютейшим паче первого, готовое и пометенное дают в себе место (Мф. 12:43–45).

Многие причины сего несчастия зависят и со стороны самих врачуемых: но я ныне вспомню только те, которые бывают со стороны врачей, либо неискусных, либо нерадивых в должности своей.

Во-первых, одни священники, братия мои, невежды суть; не умеют различать между грехом случайным и нарочитым, по неведению или по нужде учиненным, и по разуму и волею совершившимся; не знают, свежа ли рана, или застаревшая, одну ли силу души, или все вдруг объявшая; следовательно, не знают и того, какой греховной язве пластырь приложить, какую для болезни душевной диету предписать. … А по такому крайнему невежеству, будучи не в состоянии наставить больных грехами, как им греху сопротивляться, как сражение иметь со грехом, навыком утвержденным и пленяющим грешника, как убегать от греха нарочитого и самовольного, или как спасаться, попавши в засаду его, – по истине оставляют грешника в болоте его, разрешают неразрешимого, допускают его к причастию пресвятых Таин, не ко очищению и освящению, но в суд и осуждение: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11:29).

Другие священники не лучше, если не горше первых собратий своих. Правда, они умели бы различать болезни греховные, и приличные всякому недугу пластыри приложить: но или по лени и небрежению должности своей, или из опасения, дабы врачуемый не лишил чаемого прибытка, или пакости какой-либо, в отмщение, не сделал, – потакают больному: мир возглашают там, где меч гнева Божия примыкается; многолетие обещают, когда секира уже при корни древа лежит; помазывают стену, уже расседшуюся и к падению преклоненную; подстилают, так сказать, сличенному грехами мягкие возглавия под всякий лакоть (Иез. 13:11,18), чтоб мозоли греховные совести не беспокоили. Таким образом, всякий грех и беззаконие без разбора и внимания пропускают. Милосердие Божие клепают там, где гневом Правосудия Его надобно устрашить; разрешают, кого следовало бы в узах держать; допускают к причастию пресвятых Таин, коих надлежало бы от Сея Святыни, яко псов, от сего неоцененного Бисера, яко нечистых свиней, отгонять (Мф. 7:6). И можно ли ожидать, чтобы при таком сброде мнимых христиан, при такой смеси больных и здоровых, чистых и нечистых, достойных соединения со Христом и недостойных – последовало когда-нибудь истинное покаяние грешников и применение их от греха в добродетель, истинное разрешение от уз греховных, истинный Союз со Спасителем Иисусом Христом? Нет, этого не будет никогда! – А чтоб на исповеди, по одному обряду, получить какое ни есть, и без выговоров, разрешение, надобно только попу указать сребреник; а когда златник посулишь, то он, при разрешении, и благословениями, от ног до главы, осыплет тебя.

Бывает, что исповедующийся роды грехов своих не хочет открывать, призывая себя только вообще грешником. Но ежели делает он сие, стыдясь одного свидетеля, и притом содержащего тайну; то недостоин и разрешения, так как больной исцеления, который не хочет пред лекарем рану свою обнажить. Но и при этом случае пусть рассуждают духовники, не сами ли они подают повод к такому закрывательству грехов; нет ли у них того, о чем Духовный Регламент гласит: «На дух к себе приходящих да не будет Священник тяжестен; тяжестен же бывает, когда или во время исповеди гордится и суров к кающемуся является, или в другие времена просит чего нахально у сынов духовных, или же и домагается, аки со властью: таковые духовники должны во-первых помнить, что грешник исповедующийся Богу согрешил, а не им, по сказанному: Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих (Пс. 50:6), а они свидетели только покаяния его, и орудия подаваемого от Бога, а не от человека; кающемуся разрешения.» В противном случае, да не забывают того же Регламента заключение: «Гордые таковые бездельники аще явятся, тотчас запретить им власть духовничества» (прибавлении к Дух. Регламенту, под числом 8). И се, следовательно, случай показывает, что сами духовники не без вины в такой неправильной исповеди, тем паче, когда после оной и удостаиваем не истинно кающихся пресвятых Таин; даем хлеб, по коем «вошел в него сатана» (Ин. 13:27); изгоняем будто беса единого, а в след за ним входят семь бесов лютейших (Мф. 12:45).

О! братия и сослужебницы, с которыми предлежит мне суду Божию предстать! Есть ли награждение большее у Бога, как то, которое определено священникам, изводящим честное от недостойного, будет бо таковой яко уста Божия, по сказанию Пророка (Иер. 15:19), целящим недуги душевные, и поставляющим порученные им люда в службу и славу Божию? Таким бо врачам и домостроителям обещал Спаситель наш поставить их над всем имением Своим (Мф. 24:47). Напротив, будет ли казнь строжайшая и лютейшая, паче той, каковая ожидает худых домостроителей, нерадивых духовных врачей? «И рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами» (Мф. 24:51).– Иуду, предателя Христова, мы воображаем, будто он, сидя на лоне диавола, лютейшими, паче всех прочих грешников, муками терзается. Что же вы, о! Священники, неразлучающие нечистого от чистого, и равно всех пречистых Таин удостаивающие, что иное вы творите, если не тоже самое, что предаете вместе со Иудою Христа? Ибо беззаконник нераскаянный, что иное делает, если не вновь распинает Сына Божия в себе (Евр. 6:6), и «кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» (Евр. 10:29)? ― Прочие люди восстанут на суд без товарищества; а власти и законоучители, в том числе и священники, конечно без того Судии Богу не предстанут. За священником вслед целая толпа прихожан увяжется.

О! с какою радостью взглянет добрый Священник и Искусный душам врач на свою дружину, говоря к ней с Апостолом: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?» (1Сол. 2:19)? О! как благонадежно приступив ко Господу, проглаголет: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Ис. 8:18) и «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (Ин. 18:9). Напротив, какой печальный жребий ожидает пастыря лукавого нерадивого, корыстолюбца, предавшего тело и кровь Христову за меньшую еще цену, нежели самый Иуда! Он ни гласа испустить к Судии, ни очей возвести на Него не возможет: но возопиют на него, с воплем крепким, словесные овцы его: «Сей наемник и тать, а не пастырь, погубил нас. Отыми убо, Судья Праведный, часть гнева Твоего от нас, и возлей на главу его: чашею ярости Твоей черпли ему сугубо» (Откр.18:6)!

Избави же нас горькой части этой, о врач душ и телес, Иисусе Христе Боже наш! Вразуми нас, да наставим люди Твоя согрешившие к истинному покаянию. Страхом Твоим поколебли сердца наша, да бодрствуем во святом долее нашем и попечемся о душах, кровью Твоею купленных, и нам в сохранение преданных, да не постыдимся во время ужасного истязания, предлежащего нам! – Аминь.

Говорено Февраля 27 дня, 1788 года.