ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений
(озвучено Никой)
(…) А наше настоящее бедствие, без сомнения, есть следствие наших усиливающихся грехов и нашей нераскаянности. Ибо все бедствия, кроме крайне не многих, каким, например, подвергнут был многострадальный Иов, суть порождения наших грехов. Бедствия вошли к нам только с грехом; без греха нет бедствия, а есть только благо и блаженство. Наше бедствие весьма велико, посему и грехи наши должны быть весьма велики. Наше бедствие у нас повсеместно, посему и грехи наши должны быть повсеместны. Какие эти грехи у нас в настоящее время?—Нам весьма нужно узнать эти наши грехи, как бы ни было бы противно вашему самолюбию, которое всегда хочет казаться и слыть во всем беспорочным; нужно узнать для того, чтобы очистить их покаянием: иначе мы замучим нашего государя императора, и бросим наше отечество в игрушку врагу, а за тем и самих себя в несказанное вечное бедствие.
Великих повсеместных грехов у нас немало, и первый из них—глубокий упадок веры.
В людях нашего времени почти везде больше или меньше исчезают: страх Божий, упование на Бога, любовь к Богу и память о Боге. В наше время многие живут и действуют так, что им явно нет никакого дела до православной веры, и они готовы предпочесть ей, пожалуй, хоть магометанскую. Самая наибольшая часть нынешних людей мыслят наипаче о себе, редко о других, еще реже о Боге и о святых Его заповедях. Многие так забывают Бога, как будто бы Его совсем нет, и будто бы они пущены на землю так, чтоб жили, как кто умеет, может и хочет.
А когда каше люди совсем забывают Бога, тогда в дому тех людей отворяются для греха все двери и окна. Ибо когда какие люди живут в мире без Бога; тогда они живут без всякого внимания к своей совести, без всякого страха Божия и, тем паче, без всякого внимания к Слову Божию и к Божиим заповедям.—Когда же какие люди живут без внимания к Слову Божию и Божиим заповедям, без страха Божия, без совести; тогда те люди (естественно бывают почти то же, что звери, и по причине своего разума еще пагубнее зверей). Потому что человек, как существо разумное, может изобрести и наделать зла несравненно более зверей, лишенных разума. Не для такой жизни Господь создал род человеческий. Такая жизнь должна быть неотложно исправляема.
Другие великие грехи нашего времени суть плотоугодие и самолюбие.
Человек, у которого нет Бога, плоть всегда необузданная; он ищет удовольствий только для своей плоти, т. е. удовольствий чувственных; все духовное для него как бы не существует. Человек самолюбивый, привязанный любовно к одному себе, ищет удовольствий только для своего сердца,—и особливо—славы или благоволения и похвалы людской. Приобретению и сохранению людского благоволения и людной похвалы он жертвует и Богом, и верою, и совестью и благоденствием ближних. Оба эти человека весьма гнусны пред Господом Богом. И они оба, чтобы не допустить их до вечного огня, должны быть весьма чувствительно вразумляемы.
В мире нашего времени есть великий грех —корыстолюбие.
У человека корыстолюбивого нет иного Бога, кроме своей корысти, ни иного закона, кроме желаний приобретать временные блага. Он не смотрит на сироту, у которого отнимает собственность; ни на вдову, у которой похищает имущество; ни на бедного, которого заставляет истаивать от голода; ни на зажиточного, которого делает нищим; ни на знатного, которого унижает, ни на низкого, которого бросаете в грязь. — Он ищет корысти, и не остерегается ничего, кроме только оскорбления какой либо другой своей преступной страсти. Правда, Свод Законов и заповедь Божия решительно запрещает все преступные действия корыстолюбия, но у кого бог —корысть, тот будет ли помнить и уважать заповедь Божию? Свод же Законов он толкает в сторону как служку. Свод Законов нужен ему только тогда, когда какими либо изворотами и вымыслами ему нужно бываете оправдать в человеческом суде свои преступные действия.
Наконец очень важный грех нашего времени есть величайшее неуважение к истинно Христовой Церкви. Первая совершенно видимая сторона этого греха есть своевольное преступление церковных правил. В прежнее время никто не смел нарушать правил св. Церкви. Все помнили Господне слово: «аще кто Церковь преслушает, тот буди тебе, яко язычник и мытарь,—помнили и боялись. Потом местами мало по малу начали делаться преступления правил Церкви, против св. поста, впрочем тайно, еще стыдились своих ближних. Но в наше время в отношении к св. посту во многих местах потерян весь стыд, все действия совести. Какой-нибудь чиновный, или богатый заставляет благоговейного крестьянина в великий пост колоть и варить для себя в своей избе курицу. Крестьянин поражается страхом и не знает что делать; но тот обращается к тяжким для него угрозам, курица заколота, сварена и он есть ее без всякого стыда в виду благоговейного едва стоящего на ногах семейства. Какой ужасный соблазн! При таких людях может ли распространяться и процветать св. Православная Христова Церковь, для утверждения и процветания которой Сам Сын Божий сходил на землю и пролил Свою святейшую кровь? И такие люди не стоят ли сильного вразумления?
Другая также явная сторона означенного греха есть раскол. Раскол прежде объявлял себя отъявленным врагом только Православной Иерархии, и, выдавая в народе, разными клеветами, Патриарха Никона в виде антихриста, т. е. отъявленным врагом спасения человеческих душ, прятался только за Никона, и своевольно бесчинствовал по видимому только против твердо постановленной Господом Церковной Иерархии. Но в наше время раскол местами уже сбросил с себя это старое, злохитро взятое им, место; он уже вышел из-за Никона, и ходит в собственном виде. В этом гнусном виде, благодарение Господу, у нас он еще не очень виден; посему, … не говорю о нем более.
Вот наши главнейшие грехи в настоящее время! Эти пагубные плевелы, к несчастью, растут даже на самых лучших полях Божиих и произращают плоды. Эти плоды созревают, и готовят, а частью уже и приготовили, как сами знаете, изобильную жатву, которая по сю сторону гроба называется общим народным бедствием.
Народное бедствие есть необходимое следствие упомянутых наших великих грехов.
Когда многие люди делаются хуже и хуже; когда они начинают не только не слушать наставлений богоучрежденной Иерархии, но перестают ходить и в храмы, в которых богоучрежденная Иерархия преимущественно дает народу наставление; тогда эти люди перестают слушать уже и собственного наставника—свою совесть, перестают бояться и Бога, и людей, и тогда вечное Правосудие посылает таких наставников, которых нам, без совершенного ожесточения, уже нельзя не слушать;—посылает бесплодие и дороговизну, для того, чтоб люди, чувствуя голод, вспомнили подобно блудному сыну об Отце Боге и обратились к Нему с молитвою;—посылает разные болезни и моровую язву, дабы некоторые люди мерли как мухи, а другие пришли в страх смерти, вспомнили о Боге, Которого забыли, и молились Ему. Ежели же эти бедствия не действуют; то вечное Правосудие посылает еще ужаснейшего наставника—войну, которая почти всегда водит с собою трех ступников (опеч. спутников, — от ред.): голод, дороговизну и моровую язву для того, чтобы надежнее образумить людей, потерявших ум и обратить их к Богу. Но когда и эти бедствия не производят ничего, кроме скорбного вопля к Богу, без твёрдого расположения исправить сердце и образ жизни; тогда вечное Правосудие посылает нового еще ужаснейшего наставника, как свидетельствует история, — междоусобную войну, т. е. всеобщее расстройство, дабы в то время, когда многие тысячи жителей какой либо земли гибнут, другие опомнились, покаялись, молились Богу, и начали новую жизнь;— жизнь по вере, в мире, любви, правде и благочестии.
Всякому из нас всемерно должно убегать означенных распространяющихся у нас великих грехов для самого себя, чтобы сохранить себя от временной и вечной погибели. Всякий из нас также должен всевозможно стараться препятствовать означенным грехам укореняться в других людях. Всякий должен; ибо всякий должен любить ближнего, как себя по заповеди Господа. Всякий должен помогать ближнему в телесной нужде; тем паче он должен стараться полагать препятствия усилению упомянутых великих грехов в своих ближних; ибо эти грехи разрушают все наше благосостояние в сей жизни и лишают блаженства в вечности.
Кто живет в себе самом, всегда помнит Бога, смотрит на Иисуса Христа, носит Его любовь в своем сердце, Его премудрость в своем уме, молится о силах свыше и непрестанно побеждает в себе греховные пожелания: тот весьма много может препятствовать входу зла и к себе и к другим.—Как могли бы в какое либо христианское общество войти и сделаться господствующими забвение Бога, плотоугодие, самолюбие, корыстолюбие и пренебрежение к св. Церкви, ежели бы родители подавляли это зло в себе и в своих детях; ежели бы соседи подавляли это зло в самих себе и в своих соседях, и ежели бы участвующее в управлении народов подавляли это зло в самих себе и в своих подчинённых?—Наши предки, смотря на не жизнь многих православных местами так выровнялась с жизнью татар, что, как слышно, иногда уже на православный татарина, а татарин православного называете поганым! До какого унижения мы дожили! И какого вразумления мы достойны от Господа Бога!
От всякого бедствия избавляемся всегда гораздо удобнее и надежнее, ежели удаляем его от себя соединенными силами. Так действуйте соединенными силами и против означенных великих грехов, а особенно против греха забвения о Боге и Вере. При забвении о Боге и вере возрастают и усиливаются грехи всякого рода. Стойте против этого греха, как крепкая гвардия Божья, — и этот грех со всеми его прелестями не переможет нас.
Действуйте соединенными силами все — Священники в народе, начальники и подчинённые, родители и дети, братья и сестры, господа и слуги, молодые и старые, бедные и богатые, крепкие и слабые — действуйте словом и делом, учением и примером, надзором и вразумлением, молитвою и увещанием, сопротивлением и терпением—действуйте все! Ибо весьма пора так действовать, весьма пора взяться за дело. Общественное бедствие не уменьшается, а грозит еще новыми бедствиями. … Весьма пора всем нам взяться за дело, иначе очень удобно прейдет пора вся,—и Бог, по ожесточению наших сердец, отдаст наше Отечество в позорь нам.
Господь Бог молитвами Пречистая Своея Матери да сотворит, чтобы сказанное мною было сказано не глухим, но чтобы вразумились мы все, и Он всемилостивый, видя наше вразумление и исправление, защитил наше Отечество…—Аминь.