Слова на новый год, в навечерие и на Рождество Христово. Феофан Затворник

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений Феофана Затв.
ПЕРЕЙТИ на страницу Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни. Феофан Затворник

1. Слово на новый год (Размышление о времени и временном. Господь, силою Своею носящий вселенную, носит нас. В настоящую минуту Бог держит нас в деснице Своей над бездною ничтожества. Будем же хранить себя в чистоте. Будущее наше в руках Божиих)

2. Слово на новый год (Что такое обновление? Когда будут новое небо и новая земля, которых мы чаем? Объяснение слов Апостола «еще кто во Христе, нова тварь»)

3. Слово в навечерие Рождества Христова (Изъяснение пророчеств о Мессии)

4. Слово на Рождество Христово (Радость или не радость в нынешний день есть пробный камень наших должных или недолжных отношений к рожденному Господу. Кто вступил в общение с Господом, не может не радоваться)

5. Слово на Рождество Христово (В самый час рождения Христа всякая тварь, и разумная, и неразумная, славословила Христа. Радующиеся этой святой радостью не захотят знать других радостей. О современных увеселениях на Рождество)

6. Слово на второй день Рождества Христова (Как достойно встретить рождшегося Господа? – Вместе с пастырями – желанием спасения, вместе с Иосифом и Богоматерью – благоговейным упокоением в нем, вместе с волхвами – охотным шествием вслед Его, вместе с ангелами – благодарным славословием Ему)




1. Слово на новый год (Размышление о времени и временном. Господь, силою Своею носящий вселенную, носит нас. В настоящую минуту Бог держит нас в деснице Своей над бездною ничтожества. Будем же хранить себя в чистоте. Будущее наше в руках Божиих)

 Вот и еще прошел один год — и на чреду преходящих лет вступает новое лето, чтоб прейти подобно всем другим. Не­престанно прилагается день ко дню, месяц к ме­сяцу, год к году, — и умножение времени сокра­щает время. Непрерывно и быстро течет река времени и спешит к черте, за которою не будет более времени. Но и мы не на берегу сей реки стоим, чтоб быть сторонними только зрителями ее течения. Нет, но по ней, или вместе с нею и в ней влечемся и сами тем же путем временных изменений к своему концу. Потому помышле­ние о времени не чуждо нам; оно касается весь­ма существенной черты в нашей жизни времен­ной и если во всякое время может занимать нас, то тем неизбежнее должно занять ныне, когда за тем и собираемся в храмы, чтоб молить Гос­пода Вседержителя об освящении и благослове­нии нового лета.

 Живя во времени, мы многое знаем о време­ни: знаем, что время скоротечно, что им надобно дорожить, что утраченного времени воротить уже нельзя, что срок данного нам времени короток, а то, что должно быть совершено в продолжение его, имеет вечную цену, что время только на вре­мя и со временем все должно уступить место свое вечности. Но что есть само временное? Как бывает то, что во времени? Непрестанные изме­нения пред глазами нашими, и из уст наших по­стоянно слышится: ныне, вчера, завтра; но как стоит то, что есть ныне, или сей час? Куда дева­лось то, что было вчера или за час? Откуда при­дет то, что будет завтра или чрез час?

Не подумайте, благочестивые слушатели, что дух праздной пытливости возбуждает такие воп­росы. Нет. Они приводят нас к весьма важным истинам — таким истинам, кои должны руково­дить нас в употреблении данного нам времени и управлять всею нашею жизнию. Потому, поло­жив в нынешней беседе с вами кратко ответить на эти вопросы, я не думаю уклониться от цели бесед, предлагаемых с сего священного места. Итак,

1. Как стоит то, что есть ныне, или сей час? Мы обыкли расширять свое бытие, равно как бытие всего мира по пространству времени, видим себя и все другие вещи далеко в прошедшем и простираем взор далеко в будущее. Между тем действительное наше существование — одно мгновение, как одна тонкая полоса света среди густого мрака ночи. И под нами нет утвержде­ния (опоры). А между тем мы стоим, как и весь мир, являем некое постоянство, некую твердость. Кто же держит нас в этой бездне ничтожества (небытия)? Кто не дает окружающему нас ничтожеству поглотить нас? Кто, отъем ля действительность у прошед­шего, сохраняет бытие для настоящего и, внося в будущее, которого нет, вносит существующим?

Ответ на это готов у всякого. Тот, Кто сотво­рил нас, в Ком источник всякого бытия, Кто все содержит и живит. Так, братие, веруем, что ниче­му и одной минуты нельзя быть без действия в нем всемогущей силы Божией; но не забудем прибавлять к сему, что нельзя быть — не этому только большому миру, но поименно каждой вещи, поименно каждому из нас. Произнося сло­во — Вседержитель, иные обыкли думать, что Он держит только мир, а мы держимся уже ми­ром. Нет, мир не поможет нам: он сам не имеет в себе твердости, сам весь, как капля от кадки, или «стражик на превесех» («стрелка на весах» (Прем.11,23)). Напрасно думают вы­соко о мире и его законах, о природе и ее силах, как будто в них есть что неприкосновенное, не­пререкаемое, нерушимое, — и под видом науки изобретают себе идолопоклонство, которое ги­бельнее мифологического идолопоклонства древ­них греков. Нет, братие, не законами и силами природы держится жизнь каждого из нас, а си­лою Божиею, действующею в нас. Господь, нося­щий всяческая (вселенную) глаголом силы своей, глаголом же силы своей носит и каждого из нас.

Утвердим же сию мысль в уме и напечатле­ем ее в сердце. Над бездною ничтожества носит нас вседейственная сила Божия,— а мы жи­вем, движемся и есмы. Отымет дух свой, от­далит руку свою,— и мы исчезнем и не помянемся ктому (более) в живых. Но если держит нас Господь, то и прикасается к нам. Не мысленно только зрит нас; нет, прикасается к нам, как рука к руке или воздух к телу. Утешительно и пристрашно! Утешительно осязать, яко недалече коегождо нас суща Всеблагого Отца и Промыслителя, всегда готового Внимателя наших про­шений и молитв, хотящего и могущего помощи. Пристрашно ощутить такую близость Чистого — нечистому, Благого — злобному, Щедрого — ску­пому, Кроткого — гордому, Судии — грешнику. Не потому ли всячески и убегают памятования о Боге и Его к нам близости, что мысль о Его близости несовместна с нечистотою сердца? Но она есть, и лукавое забвение наше не устранит действительности. Да, Бог наш есть огнь, поядаяй все нечистое и греховное. И всегда близ есть, и убежать от Него некуда. Это грызение совести, которая мучит нас за грех, есть при­косновение Всесвятого Бога к нам, есть сло­во Его: перестань, покайся. И некуда укрыться, чтоб не слышать сего гласа. Убежище одно покаяние. И не будет мира, пока не будет пока­яния. Итак, Бог, держащий нас прикасается к нам: или будь чист, или кайся. Вот урок от на­стоящего!

2. Обращаясь к прошедшему, спрашиваем: куда девалось наше прошедшее? Где то, что было за год, за день, за час? — Кажется, поглощено ничтожеством. Что было, того нет уже: нет на­ших дел и слов, нет скорбей и радостей, нет ни­чего, что было в душе нашей и в нашем сердце. И нас самих нет там. Кажется, так. И как бы порадовался иной, если б многое из того, что было чувствуемо, любимо, замышляемо и приведено в исполнение, исчезло навсегда и никогда не помянулось! Но нет, ничто не исчезает, ничто не обращается в ничто: ни мысль, ни слово, ни же­лание, ни дело, подобно тому, как целы соки, час­тичка за частичкою, образующие дерево. Пусть иное забыто, ускользнуло из памяти, но оно все же есть, цело, не пропало, хранится.

Жизнь наша походит на клубок нитей. Нити слой за слоем наматываются и образуют клу­бок: виден только верхний слой, но и прочие все целы, только прикрыты. Так и в нас: дела при­лагаются к делам, мысли к мыслям, чувства к чувствам, и образуют нас самих, нашу душу в том виде, как она теперь есть. Памятны только недавние дел и те, коих прикрыть уже нельзя, но и все прочие дела не исчезли, а есть, только со­крылись внутрь сердца и совести. Размотайте клубок — и увидите все нити, и в том виде, как они были намотаны. Так будет время, когда все, сокрытое внутрь нас, раскроется, выйдет нару­жу и будет явно и нам, и всем. Вы знаете, какое это время! Как отрадно будет тем, у коих не за­ложено в себя ничего, кроме дел чистых и бого­угодных. Они возрадуются, как радуется обрет­ший сокровище, сокрытое на селе своем, или как радуется богатый, когда пред всеми разлагает дорогие вещи, кои дотоле скрывались в его со­кровищницах. Но другой и смотреть бы не хо­тел на многое из того, что тогда раскроется из него самого, не хотел бы смотреть, но будет смот­реть и терзаться, будут видеть то и другие — Бог, Ангелы, святые, и увеличат его терзание и муку. Хотел бы отвратить очи свои от себя, и не отвратить, хотел бы убежать и скрыться, но куда убежишь и где скрыться от себя? Будет вопи­ять: горы, падите на меня и покройте меня от лица Седящего на престоле; но и горы не падут и не покроют его!

Что же нам делать? — Не допускать в себя ничего нечистого и греховного, положить мери­ло очам, устам, рукам и ногам и.тому, что соот­ветствует им в душе — мыслям, чувствам и же­ланиям, чтоб слагающаяся из них сокровищница нашего существа (сердца и совести) всегда была чиста, светла и боголюбезна — в отраду нам в день оный. Ибо, если ни одно действие наше не пропадает даром, если всякая мысль, всякое чув­ство, всякое слово и дело, взор, все до малейшего движения оставляет свой след в нас, остается в нас и вместе с нами предстанет на всеобщий суд в оправдание или осуждение наше, то, судите сами, благоразумно ли допускать внутрь себя что-либо такое, что тогда хотели бы исторгнуть, но уже будет поздно. Кто своими руками вливает яд в жилы свои или сам собирает себе на главу углие огненное? — Будем помнить, что жизнь наша не шутка, и ничем в жизни шутить не должно, ибо все в ней имеет вечную цену.

Но что сделать с тем худом, которое уже до­пущено? — Если по легкомыслию, нерадению, увлечению и страсти уже допущено что худое в жизнь нашу, заблаговременно позаботимся от­вратить ту крайность, в какую оно поставит нас в час раскрытия всех дел наших. Что сделано, то уже сделано, а что худым сделано, то худым и останется навсегда, и добрым того сделать нет никакой возможности. Есть только средство изгладить худое дело и изгладить так, что оно ни­когда уже не помянется в числе дел человечес­ких. Средство это — покаяние. Оно только изглаждает грехи, и не помянутся ктому (впредь). Измоемся слезами покаяния и чисты будем, и чисты­ми предстанем на суд Божий. Так ничто из пре­ходящего не гибнет, а остается в нас навеки: потому или не допускай ничего нечистого, или, если допустил уже, попекись изгладить то пока­янием. Вот урок от прошедшего.

3. Обращаясь наконец к будущему, спраши­ваем: что будет с нами впереди? Что ожидает нас в будущем? Вопрос самый любопытный. Но на это не может ответить нам ни один сотворен­ный ум. Мы можем сказать, что будет из того или другого семени, но не можем сказать, что будет с тем или другим человеком, хотя и его будущее, как из семени, раскрывается из него же, из того, что он есть теперь. Не можем сказать ибо в устроение судьбы его привходит, с одной стороны, его собственная свобода, которой нельзя подчинить верному рассчислению, с другой — действия Промысла Божия, всесвободного и независимого, хотя всегда правосудного и все­благого. Оттого непрестанно почти видим непостижимые для нас превращения и в участи, и в характерах людей: хороший падает, худой восстает; богатый беднеет, бедный богатеет; слав­ный бесславится, безвестный возвышается в сла­ве, — и все это путями, для нас безвестными, так что никто не может разгадать, что готовит ему будущее.

Все утешение и успокоение наше в Боге, в том, что Бог наш есть любовь бесконечная, есть наш Бог, а мы чада Его, и хочет нам одного доб­ра, и не только хочет, но и все устрояет к тому, чтобы мы вкусили сего добра, и самые устроения свои промыслительные приводит в исполнение. Он объем лет нас своею попечительностию, ищет своими благодеяниями, преисполняет всяким добром. Мать забудет отроча, а Господь не забу­дет нас. Не довольно ли сей известности? Не ясно ли для ока веры, что все, что будет с нами, исходя от руки Господни, будет во благо нам? Пусть не знаем мы определительно, что будет с нами впереди, но, зная одно, что с нами будет то, что Богу угодно, мы уверены, что с нами будет одно добро. И не лучше ли вместо всякого же­лания определить свое будущее желать одного, чтобы с нами было то, чего хочет Бог, и молиться об одном: буди воля Твоя, Господи, над нами! — Это самый надежный руководительный свет во мраке будущего, узда для наших неопределен­ных желаний, пустых страхов и безотрадной безнадежности! Явшийся за сию котву (взявшись за этот «якорь» (Евр.6,19)) упова­ния и посреди сени смертной не убоится зла, и без страха встретит всякую скорбь, веруя, что она исходит от любви Божией к нам на очище­ние наше, как огненная ступень к совершенству в христианской жизни. Можно сказать, что незаблудно течет жизнь преданного в волю Божию. Как за руку ведет его Господь к своему пред­назначению и успокоивает его своею любовию.

Не потому ли большею частию и постигают нас скорби, что в нас недостает сей преданности, что наперекор воле Божией мы вносим в устро­ение своей участи свою волю и беремся сами действовать, когда следовало бы все предоста­вить благоустроению Божию. Упреждаем, когда следовало подождать, или пережидаем, когда следовало действовать, по легкомыслию делаем ошибки и по недобрым видам избираем не тот путь жизни. Правда, благости у Бога бездна многа, и Он нередко благоволит благостынно поправлять наши ошибки, но иногда мы дела­ем такой шаг, которого уже и поправить иначе нельзя, как с болезненными переломами. Вот и скорбь! Но кто виноват?

С другой стороны, чего ради посещают нас скорби? — Грех ради наших. Итак, оставим грех — и не будет скорбей и бед, наказующих его. Да, братие, царь Езекия на болезненном смер­тном одре. Приходит Пророк и от лица Божия объявляет ему определение смерти. Но Езекия, обратясь к стене, слезно помолился, и Бог изме­нил определение свое. Ниневии проречено па­дение; но народ во вретище и пепле принес покаяние — и определение Божие отменено. Ви­дите ли силу покаянного к Богу обращения? Видите ли сию уравнительницу жизненного пути нашего, превращающую стропотная в правая и острая в пути гладки? Видите ли сию воду, уга­шающую огнь гневных судов Божих? Потому если приходит сомнение, нет ли какого грозного определения Божия о нас и нашей участи, воз­дохнем и припадем к Нему в покаянии, и гроза минет. Или лучше… как мы не знаем судов Бо­жих, будем непрестанно воздыхать, плакать и ка­яться о грехах своих и тем отвратим всевозмож­ные горести. Не думайте, что видимые причины суть истинные причины того, что бывает с нами и вокруг нас. Нет. Все управляется невидимы­ми мановениями Божиими, и сии мановения все­гда находятся в прямом соответствии с движе­ниями сердец человеческих. Бог действует на нас, судя по тому, как мы держим себя в отноше­нии к Нему. Не каемся — наказует, каемся — милует. Здесь ключ к изъяснению переворотов и перемен не в одной нашей частной жизни! Сер­дце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Так, все будущее в руках Божиих: потому или в преданности Богу ходи непорочно в воле Его, или спеши раскаянием отвратить грозное опре­деление судов Его. Вот урок от будущего.

Повторим же теперь кратко все наставление, предлагаемое нам от лица времени! — В насто­ящую минуту Бог держит нас в деснице Своей над бездною ничтожества и прикасается к нам силою Своею: будем же или хранить себя в чи­стоте, якоже Он чист есть, или очищать себя по­каянием, если уже допущено что нечистое. Ни одно действие наше, становясь прошедшим, не проходит, но остается в существе нашем и вмес­те с нами, в нас же самих предстанет некогда на суд в оправдание или осуждение наше; позабо­тимся же не допускать внутрь себя ничего нечи­стого, что в час суда может поставить нас в зат­руднительное положение, из которого уже не выпутаемся, или если уже допущено что укорное, поспешим изгладить то покаянием. Буду­щее наше все в руках Божиих; итак, ходя неук­лонно в заповедях Его, предадим себя всецело Его Отеческому водительству; в отвращение же наказательных посещений Божиих предварим лице Его исповеданием грехов и искренним в них раскаянием. Так отвсюду один урок — урок чистоты и покаяния. И какого другого наставле­ния ожидать можно от времени, когда цель са­мого времени есть покаяние? Мы созданы для жизни в раю. Но согрешили и изгнаны на эту землю скорбную. Зачем? — Чтоб принести по­каяние. Жизнь наша на земле есть епитимия. А тому, кто несет епитимию, что свойственно? — Сетовать, сокрушаться и плакать о грехах сво­их. Аминь.

1856 г.

2. Слово на новый год (Что такое обновление? Когда будут новое небо и новая земля, которых мы чаем? Объяснение слов Апостола «еще кто во Христе, нова тварь»)

 С новым годом, с новым счастьем, — при­ветствуем мы ныне друг друга. Но подвергал ли кто рассмотрению, как это наступающий год есть новый год? И откуда возьмется в нем что-либо новое? Нынешний день чем разнится от вчерашнего или от перво­го дня прошедшего года? И впереди не та же ли будет перемена дней и ночей, и не то же ли чередование месяцев и времен года, как бы­ло прежде? — Разве течение дел не будет ли ново? — Но и это отрицает Премудрый, говоря: «что было, тожде есть, еже будет: и что было сотвореное, тожде имать сотворитися. И ничтоже ново под солнцем. Иже возглаголет и речет: се, сие ново есть, уже бысть в вецех бывших прежде нас» (Еккл.1, 9-10).

Так что же — смысла нет в наших привет­ствиях?! — Быть не может, чтоб такой всеобщий и древностию освященный обычай не имел смыс­ла, и смысла глубокого. Как не подвергаем мы сомнению искренности благожеланий, так не можем обличить их в излишестве или беспред­метности. Должно быть нечто истинно новое, в которое, несмотря на окружающую нас ветхость, верует душа, которого с уверенностию ищет и чает она и появление которого готова привет­ствовать во всем, что в каком-либо отношении кажется новым. Что бы такое было?

 Будет небо ново и земля нова, говорит Гос­подь. Чего ради все мы, верующие, «нова небесе и новы земли по обетованию Его ждем» (2Петр.3.13).

 Вот первая истинная новость! Она откроет­ся во всей славе уже по кончине мира, когда все перечистится огнем; но приготовление к ней на­чато с первых почти дней бытия неба и земли и действуется с того времени невидимо, конечно, для ока чувственного, но зримо для ока веры. Обновительные силы, положенные в круг вре­менного течения тварей, так действенны и верны, что Апостол при мысли о них воззвал: «древняя мимоидоша, се быша вся нова» (2Кор.5,17), и, обозревши умом всю тварь, вкусившую начатков обновления, слы­шал сетование ее о том, что нескоро приходит время, когда она сбросит настоящую одежду вет­хости и тления и облечется в новую, полную свет­лой играющей жизни. «Чаяние твари откровения сынов Божиих чает. Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании, яко и сама тварь свободится от работы истления…» О чем и «совоздыхает» она с нами и «сболезнует» (Рим.8,19-22).

 Утвердите мысль свою в сем учении, и узри­те, что в настоящем нашем положении одно ви­дится совне, а другое действует внутри, и в нас, и вне нас. Настоящее — и наше, и всего мира — состояние есть состояние переходное, как состо­яние больного, обложенного пластырем, или де­рева, замершего на зиму, или вновь устрояемого дома, загроможденного лесами. Придет срок, сни­мут обвязки с больного — и он явится исцелен­ным и оздравленным в обновленной жизни; кон­чится постройка, примут леса — и все увидят новый дом во всей его красоте; придет весна нового века — и древо бытия мира, теперь голое, даст из себя листья, цветы и плоды.

 Первоначально, когда Бог обозрел только что сотворенную Им вселенную, в ней быша вся «добра зело» (Быт.1.31). Когда же человек пал, все ниспало в худшее, как падает цепь, когда порывается первое зве­но. Тогда о земле сказано: «терния и волчцы воз­растит»; жене: «в болезнех родиши»; и мужу: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт.3,16,18-19). Так все облеклось в траур, или на все наложена епитимия. Все приняло состояние ветшающего и дряхлеющего.

 Так бы это и осталось навсегда. Но многохудожная премудрость Божия открыла, благость Божия избрала и сила Божия начала приводить в дело сокровенный способ исправления и вос­становления всего в лучший еще прежнего и совершеннейший вид. Семя жены, сказано, со­трет главу змия, истребит зло, влитое в человека и чрез него во всю тварь. Тогда же начало и действовать сие обетование. Но по премудрому домостроительству Божию оно не вдруг явлено в силе. Действенную на тварь силу свою ему предопределено открыть чрез плоть; явление же плоти ограждено своими условиями времени и места. Но и явясь во плоти, семя спасительное, возглавило хотя в себе все — небесное и земное, прошедшее, настоящее и будущее, и чрез то дало возможность проникать всюду восстановитель­ным силам своим, но сокровенности действия их не отменило. Внешнее состояние оставлено то же — болезненное, безутешное, разлагающееся, тлеющее.

 Восстановительные и обновительные силы Бо­жий действуют сокровенно под сим неблаговид­ным покровом, так что воистину исполняются слова Апостола: внешнее тлеет, внутреннее же обновляется по вся дни. Когда же обновление, действующее ныне невидимо, произведет свое дело, когда все способное обновиться причастит­ся сего обновления, тогда не нужны уже будут сии узы тления: тварь освободится от них и яв­лена будет вся во всей красоте своей чистою и нетленною. Как весною все облекается в новую одежду, которую каждое растение производит, однако ж, из себя, так в конце мира ныне сокро­венно действующее обновление сбросит скры­вающую его тленную оболочку и явится во всем великолепии своем. И тогда будет небо ново и земля нова.

 Войдите, братие, умною верою вашею в со­зерцание сего порядка домостроительства Бо­жия о значении времен, утвердитесь в нем и стойте. Ради веры вашей Господь даст вам кре­пость устоять против наветов отца лжи, кото­рый, растлевая доверчивые к его внушениям умы, отнимает у них способность видеть действу­ющее среди тления обновление. И они сами себя обольщают и других вводят в обман, думая, что окружающее нас кажущееся нестроение есть естественное (нормальное) состояние вещей, и позволяют себе делать слишком смелые заклю­чения против творчества Премудрого и промышления Всеблагого. Стойте убо в вере, братие, и утверждайтесь в ней!

 Такова первая новость, которую можно на­звать вселенскою. Но есть подобная же новость и для каждого из нас, которая входит в нас и являет в нас силу свою, когда каждый из нас становится причастником восстановительных сил, принесенных на землю. «Аще кто во Христе, но­ва тварь» (2Кор.5,17). Ведомо вам, что все силы к новому животу вверены Святой Церкви и все истинные сыны Церкви несомненно исполняются ими и приемлют обновление чрез них. Начало сему об­новлению полагается во святом крещении, в ко­тором мы совлекаемся ветхого человека и обле­каемся в нового, или возрождаемся к новой жизни. В тех, которые сохраняют благодать кре­щения, сила внутреннего обновления не перестает действовать. В тех же, кои по крещении впада­ют в смертный грех, она прекращается. Но сно­ва начинает действовать, когда в таинстве пока­яния они опять приобщаются жизни Божией о Христе Иисусе. В крещении ли, или в покаянии получит кто благодать обновления, но если он хранит ее и действует по ее требованиям, то семя новой жизни в нем уже не замирает, а все более и более развивается, оттого более и более растет и крепнет потаенный сердца человек, исполня­ясь премудростию и разумом духовным, нрав­ственною красотою и крепостию характера, и внутренним радованием о Духе Святе, хотя на­ружно он бывает и нищ, и беден, и наг. При некрасивой наружности зреет внутренняя кра­сота, как красивая бабочка в своем некраси­вом клубочке. Созревши, бабочка разрывает обо­лочку и начинает радоваться жизнию на свете Божием. И потаенный наш человек, созревши в теле немощном, когда судит Бог, сбрасывает сию оболочку, восходит горе и начинает там жить вполне обновленною жизнию у самого источни­ка жизни.

 В этом, братие, предназначение наше. По­чему образ сего обновления предносится в душе и сознание его обнаруживается в ее предчув­ствиях и тайных желаниях, даже и тогда, как она чужда бывает обновительных сил. Вот при­чина, почему мы так любим новое и так заботли­во ищем его!

 Сами видите из предыдущего, как и чем дол­жно быть удовлетворяемо сие стремление. При­веду, однако, вам несколько уроков из посланий Апостольских. «Яко новорождени младенцы, сло­весное и нелестное млеко возлюбите, яко да о нем возрастете во спасение» (1Пет.2.2). «Очистите ветхий квас, да будете ново смешение» (1Кор.5,7). Совлекайтесь «ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных» и облекайтесь «в новаго, созданаго по Богу в правде и преподобии истины» (Еф.4,22,24). Надо стать новыми в себе, и жажда нового будет удовлетворена и по­стоянно удовлетворяема. Ибо новая духовная жизнь во Христе Иисусе по своему существу постоянно нова! Постоянно же присущая внутрь нас новость будет утолять жажду нового. Сего да сподобит Господь всех вас! Лучшего поже­лать вам не могу в нынешнее новое лето.

 И готов бы заключить этим мое слово, но приходит на мысль на всякий случай дать вам небольшое предостережение. Не дивно, что вы встретите лица, кои иначе судят о новизне, и то, что на деле есть обновление, считают ветшани­ем, а что есть ветшание — обновлением; во что Апостол заповедует облечься, как в новое, то советуют они сбросить, как ветхое. Понятно вам, о чем тут дело. Предложу вам в руководство два-три положения, чтоб вы могли правильно судить о сем.

 До пришествия Христа Спасителя во всем мире, исключая народа Божия, качествовала вет­хая языческая жизнь во всех областях — ум­ственной, нравственной, эстетической, семейной и гражданской. После Христа Спасителя вмес­те с распространением христианства сила сло­ва Божия и благодать Святого Духа вытесни­ла начала языческие и воцарила всюду начала христианские, также во всех областях — умст­венной, нравственной, эстетической, семейной, политической. Сии начала в Святой Православ­ной Церкви действовали и действуют непрерыв­но — и на Востоке, и у нас. На Западе Папа, отпавши от Церкви, первый принял корень язы­ческой жизни — гордыню. Около сего центра не замедлили сгруппироваться и все другие сти­хии языческие. К XVI веку они довольно ок­репли, подняли главу и гласно вступили снова в состязание с христианством. Образовался круг людей, языческим духом исполненных, которые задачею себе поставили — снова ввести язычес­кие начала, тоже опять во всех областях — ум­ственной, нравственной, эстетической, семейной и гражданской. Время, когда сие совершилось, называется Возрождением западным. Запомни­те себе теперь, что западное Возрождение есть восстановление язычества наперекор христи­анству. Таково значение Возрождения. Но ка­ково семя, таков и плод. Все нынешнее запад­ное образование во всех его видах есть итог того движения, которому толчок дало Возрож­дение. Оно есть плод сего последнего. Почему и есть и в духе, и в теле — и в главном, и в частях все пропитано языческими началами, враждеб­ными христианству. Всякий, кто касается его и сколько-нибудь сродняется с ним, становится больше или меньше враг Христу. Так об этом свидетельствует опыт. До Запада нам какое бы дело? Пусть себе как знает. Мы жили просто под влиянием животворных начал христианс­ких и знать не знали, что делается на Западе, и не знали бы, если б не были в необходимости войти с ним в сношения. Вошедши в сношение, стали заимствовать от него вместе с полезным и качествующий там дух образования языческого, который и у нас тоже производит, что там, то есть кто только касается его, тотчас восстает против Христа Спасителя и Святой Его Церк­ви. И у нас образовался класс людей, которые твердят, что церковное — христианское — это есть ветхость, которую надо отбросить, а евро­пейское образование есть обновление, которое надо усвоить. Зная теперь, что значит европейс­кое образование, вы сами хорошо поймете, что это они нам советуют. — Вот что! Апостол Па­вел говорит, что Бог послал святых апостолов, облеченных благодатию Святого Духа, в мир затем, чтоб они всех привели из тмы в свет, из области сатанины к Богу; а эти нам советуют из света опять идти во тму и от Бога — в область сатанинскую, где качествует не обновление жиз­ни, а смерть, убивающая все зародыши жизни истинной. Видите, какие благожелатели!! Чтоб разъяснить это до подробностей, надо целые кни­ги написать. Я предложил вам сии истины в кратких положениях, только на всякий случай. «Блюдите убо, братие, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри, « — не бывайте «младенцы, влающеся ветром новых учений… истинствующе же в любви», все возращайте в Того, «Иже есть глава Христос» (Еф.5,15;4,14-15). Аминь.

 1864 г.

3. Слово в навечерие Рождества Христова (Изъяснение пророчеств о Мессии)

 Не обременю внимания вашего долгою речью. Только несколько слов намерен вам в руководство, как бы лучше провесть навечерие наступающего праздника. В час события Рождества Христова все небо подвиг­лось изумлением и радованием, видя начало исполнения предвечных предначертаний, под­готовленное откровениями, учреждениями, про­образами, явлениями, пророчествами. Готовя­щимся торжественно праздновать сие событие нельзя лучше провесть последние пред тем ча­сы, как благоговейно размышляя о том, как оно подготовлялось. Итак, когда наступит ти­шина ночная и улегшиеся заботы дадут свобо­ду уму вашему, погрузите мысль свою в глуби­ну ветхозаветных времен и в бывших тогда откровениях соберите все начертание имевшего быть явления на земле Сына Божия во спасение наше. Я же предложу вам нечто в пособие к тому.

 Станете ли вы у входа в вертеп Рождества, чтоб смотреть назад, или у заключенных врат рая едемского, чтоб устремлять взор вперед,— картина не изменится в существе. Вы увидите, как живописавшие лик Спасителя от простей­ших черт восходили все к более сложным, от общих — к частным, от многообъятных — к под­робнейшим.

 Первая черта — спасительное семя жены, имевшее стереть главу змия. Как во мраке ночи, где-либо вдали показавшийся огонек благонадежным указанием пути радует заблудшегося путника, так сие обетование чрез долгий ряд веков спасительно руководило не имевших зде пребывающего града, а грядущего взыскивавших (Евр.13,14). Слышанное прародителями, оно перешло чрез долговечных патриархов, потоп и смешение язы­ков и обновлено в обетованиях Аврааму, Исааку и Иакову — всем одними и теми же словами: «благословятся о семени твоем все люди, — бла­гословятся о семени твоем все языцы», — или «все концы земли» (Быт.12,3;18,18;22,18;26,4;28,14). — Вскоре затем патриарх Иаков видит уже нового скиптродержавца — прими­рителя; далее — ходатай народа Моисей ука­зывает Пророка с заповедию слушать его; а царь Давид — Иерея нового, по чину Мелхиседекову. В ряд с сими изречениями шли разительные прообразы. — Вот жертвоприношение сына отцем — в Исааке, союз неба с землею — в лествице Иакова, спасение чрез отверженного и проданного — в Иосифе; далее — купина, го­ревшая, но не сгоравшая, столп облачный, пере­ход чрез море, услаждение древом горьких вод Мерры, манна, источение воды из камня, медный змий, все устройство скинии — что суть, как не «сень грядущих благ» (Евр. 10, 1) как уверяет Апостол?

 Конечно, несмотря на такую общность и та­инственность черт в указаниях будущего изба­вителя, верою просвещенное и согретое сердце способно было ощущать сокрытую в них силу, подобно Аврааму, сквозь сень преобразователь­ную узревшему день Господень и возрадовав­шемуся. Но нельзя было не желать яснейшего истолкования таинственного и подробнейших очертаний для многообъятного. И вот, когда для народа Божия, образовавшегося уже в царство и успевшего войти в славу при Давиде и Соло­моне, належала опасность, как бы заботы о благоуспешном порядке дел временного быта не вытеснили из памяти начертание вечного порядка устроения спасения, воздвигается пророк за про­роком, и черта за чертою прилагается к изображению лика и деяний Христа Спасителя; так что все предсказания в совокупности составят пол­ное Евангелие, предписанное в Ветхом Завете. Спросите теперь, кто сей, грядущий избавить нас? — Пророки ответят вам многообразно: Это Сын Божий, Коему говорит Бог: «Сын мой ecu ты, аз днесь родих тя» (Пс. 2, 7). Это Господь, седящий одесную Господа, как написано: «рече Господь Господеви моему: седи одесную мене» (Пс. 109, 1). Это Бог крепкий, рождающийся, как отроча, чтоб быть Отцем будущего века, как провидит Исайя: «от­роча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же началство бысть на раме Его, и нарицается имя Его: Велика совет Ангел, чуден, советник, Бог креп­кий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века» (Ис. 9, 6).

 «Сей Отец будущего века царствовати будет, как Царь премудрый» (Иер. 23, 5); Ему даны будут «все языки в достояние и в одержание ecu концы земли». Царство Его будет «царство всех веков, и владычество Его во всяком роде и роде» (Пс. 144, 13).

 Но это царство Его — не как другие царства, утверждаемые и расширяемые мечом. Народы сами придут и поклонятся Ему (Пс. 85, 9). Он устроит дом и исполнит его всем, что питает, утоляет жажду, дает крепость и здравие. И пошлет с высоким проповеданием: «идите —  пейте, вкушайте» (Притч. 9, 5).

 «И рекут все народы: пойдем — взыдем в дом Божий, и покажут нам путь, и пойдем по нему» (Мих.4.2) Этот путь будет Новый Завет, не по завету который завещан прежде дому Израилеву. В сем завете говорит Господь: «дам законы моя в мысли их и на сердцах их напишу я» (Иер.31,33). «И дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, яко да в заповедех моих ходят и оправдания моя сохра­нят и сотворят я. И будут ми в люди, и Аз буду им в Бога» (Иез.11,19-20).

 Но прежде чем совершится все сие, Ему Са­мому надлежит пройти путь уничижения, родить­ся в безвестности, прожить среди всяких про­тивлении, понесть страшные страсти и умереть, как изображают святой Давид и пророк Исайя. Сей грехи наши понесет и о нас будет болезновать. Он «язвен» будет «за грехи наша и мучен за беззакония наша». Это «Господь» предаст «его грех ради наших» (Пс.21,Ис.53).

 А вот и вся история пути, коим пройдет Он по земле!

 Родится Он от Девы, Которая во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, «еже есть сказаемо с нами Бог» (Ис.7,14). — Родится в Вифлееме, ибо из него «изыдет старейшина, еже быти в Князя во Израили», исход Коего «из начала от дний века» (Мих.5,2). Сюда приидут к нему с дарами царие аравийстии (Пс.71,10), приидут носяще злато, и Ли­ван, и камень честен (См.Мф.2,11). Потом глас в Раме слы­шан будет, плач и рыдание и вопль мног. Ра­хиль восплачет о чадах своих и не захочет утешиться, «яко не суть» (Иер.31,15). Далее — воззван будет Сын сей из Египта (Ос.11,1) и поселится в Назарете, «яко да Назорей наречется» (Суд.13,5); Мф.2.11).

 Приближится время открытого действования Его среди людей. И вот пошлется Ангел пред лицем Его — уготовить путь Ему, и весь Изра­иль услышит глас вопиющего в пустыне: «угото­вайте путь Господень, правы сотворите стези Его» (Ис.40,3; Мал.3.1).— Затем внезапу приидет и Сам Господь, Его же ищем, и Ангел завета, Его же хощем. И почиет на Нем Дух Господень (Ис.11,2), — о Коем он потом засвидетельствует, говоря: «Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищим посла мя… проповедати лето Господне приятно» (Ис.61,1-2).

 В первый раз свет проповеди Его воссияет Для седящих во тме и сени смертней в Галилее, около Иордана и Тивериадского моря, «в преде­лах Завулоних и Неффалимлих» (Мф.4,13).

 Затем три с половиною лета (Дан.9) благовествуя будет врачевать всякие болезни, исцелять со­крушенных сердцем, проповедовать пленникам отпущение и слепым прозрение (Ис.61,1). «Тогда отвер­зутся очи слепых и уши глухих услышат. Тог­да скочит хромой, яко елень, и ясен будет язык гугнивых» (Ис.35,5-6). Укрепятся руки ослабленные и ко­лени расслабленные (Ис.35,3). «Он трости сокрушенны не преломит и льна курящася не угасит»; но о славе имени Божия ревность будет снедать ду­шу его (Ис.42,3).

 Всуе, однако ж, будет простирать он «руце свои весь день к людем непокаряющимся и противуглаголющим», которые ходят не путем истинным, а «вслед грехов своих» (Ис.65,2). По сих пророческому вну­шению внемля, возрадуется дщи Сионя и воспроповедует дщи Иерусалимля, видя Царя свое­го кроткого грядущим к себе на жребяти (Зах.9,9). И «из уст младенец и ссущих» совершится Ему хвала» (Пс.8,3). Но царие земстии и князи соберутся на Господа и на Христа Его (Пс.2.2). Один из ядущих с ним хлеб «возвеличит на него запинание» (Пс.40,10), и продаст «за тридесять сребренников» — цену оцененного (Зах.11.12). Тог­да врази Его скажут и стрегущии душу Его совещают глаголюще: «Бог оставил есть Его, пожените и имите его, яко несть избавляли» (Пс.70,10-11)…

 Так взят будет Пастырь, и разыдутся овцы стада. Посмотрит Он одесную, и не будет того, кто бы узнал Его (Пс.141,5). Восстанут свидетели непра­ведные, и солжет неправда себе (Пс.26,12).

 «Но той не отверзет уст своих. Яко овча на заколение поведется и яко ягнец прямо стригу­щего его безгласен, тако не отверзет уст своих» (Ис.53,7). Враги поскрежещут нань зубами своими, а он не воспротивится и не воспротивоглаголет. «Плещи своя вдаст на раны и ланите на заушение, и лица своего не отвратит от студа заплеваний» (Ис.50,5). Чрез древо предадут его смерти (Иер.11.19), ископают руце его и нозе его, и изочтут вся кости его; разделят ризы его себе, и об одежде его метнут жребий (Пс.21,18-20). Дадут в снедь ему желчь и в жажду напоят его оцта (Пс.68,22). Вси видящий его поругаются ему и, покивая гла­вою, возглаголют устами: «упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его» (Пс.21,8-10).

 Так Христос Старейшина — Святый свя­тых — умрет (Дан.9,26). Но кость не сокрушится от Него, хотя будут прободены ребра Его (Исмх.12,46; Чис.9,1; Зах.12,10). Душа же Его не будет оставлена во аде, и плоти Его не дано будет видеть нетления (Пс.15,10). В день третий воскрес­нет и живым явится Он пред всеми (Ос.6,2). «Где ти, смерте, жало, где ти, аде, победа?» (Ос.13,14).

Так Господь на земле явится и с человеки поживет. Потом на высоту обратится паки: «взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубнем» (Пс.46,6). Возмут врата князи свои и «возмутся вра­та вечная, и внидет Царь славы» (Пс.23,7-9). И «рече» наконец «Господь Господеви: седи одесную Мене дондеже положу враги твоя подножие ног твоих» (Пс.109,1).

 Здесь кончим собрание пророчеств, ходя дело Христа Спасителя сим не кончилось и прозре­ние простиралось до конца веков!

 Так ясно и подробно провидели святые Бо­жий весь путь, коим имел пройти на земле Гос­подь в тридцатитрехлетнее пребывание Свое на ней!

 И сими-то помышлениями займите себя ныне, чтоб напитать тем и возгреть веру свою. Зерца­ло Евангелия — пророчества, Евангелие же для пророчеств есть тело созерцаемого в них обра­за. Одно в другом — двойное удостоверение! Образ в зеркале можно бы еще заподозрить — не призрак ли то? Но когда осязается стоящее пред ним тело, тогда взаимное соответствие и образа, и тела рождает непоколебимое убежде­ние в истине ведения. И вот почему пророчес­кие предсказания суть воистину светильник, си­яющий в темном месте. Нельзя сказать, что они темны. Они прикровенны, но ясны и вразумительны. Как в семени знающие дело видят все дерево, так при виде младенца Иисуса все изо­стрившие свое умное зрение посредством про­роческого света тотчас уразумели в Нем Госпо­да. Таковы: Захария, Симеон, Анна Пророчица, Пресвятая Богородица и все, чаявшие избавле­ния. Неверие некоторых не умаляет силы и зна­чения приготовительных к явлению Господа ска­заний. Неверие не от недостатка силы в слове, а от грубости и оплотенения душ. Как тогда, так и теперь причина неверия одна — погружение в плоть и навык к плотским воззрениям на вещи. Как ясно светит свет Христов! — а они не видят его. Кто погрузится глубоко в воду, да еще мут­ную, как увидит солнце, хотя бы оно самым яр­ким светило светом?! Вот от сего-то и возникни (освободись) прежде, ищущий истину, — и ясно увидишь свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! Аминь.

 24 декабря 1863 г.

4. Слово на Рождество Христово (Радость или не радость в нынешний день есть пробный камень наших должных или недолжных отношений к рожденному Господу. Кто вступил в общение с Господом, не может не радоваться)

 Ныне не поучений время, а славословия, не наставлений, а благодарения, не пред­ложения уроков, а изъявления радова-ния. Будем же благодарно славословить Госпо­да и радоваться о имени Его Святом. Слава неизреченному милосердию Твоему, Господи, не оставившему нас в горьком падении нашем! Сла­ва бесконечной премудрости Твоей, устроившей для нас такой дивный образ спасения нашего! Слава промыслительному попечению Твоему о нас именно, призвавшему и нас в причастие иску­пительной благодати Твоей. Приидите возвели­чим Господа, призревшего на смирение рабов Своих.

 Ангелы славят — и не за себя. Посреде неба и земли утвердив стопы свои, они то к небу об­ращаются, то к земле приникают; видя славу на небе и мир и благословение на земле, не могут удержать в себе невольно исторгающихся хвалебных песней. Мы ли удержимся, когда в Рож­естве Христовом — все для нас! Се уготовляется жертва умилостивления — Агнец Божий, реющий заклаться во спасение наше! Се сходит неба хлеб животный, имеющий даровать живот миру! Се Господь, как пастырь, Сам подвигся высоты и, оставя девяносто девять овец — сонмы Ангелов, снисшел, ища одну — заблудшее человечество, чтоб, восприяв его на рамена Свои, принесть спасенное к Отцу Своему!

 Итак, нет Тебе покоя, Господи! До мене бо идеши, мене ища заблудшаго. В седьмый день почил Ты от дел творения, а от дел спасения не почиваешь, но от начала и доселе делаешь — и Ты, и Отец Твой. Тогда, Адама падшего ища в раю, звал его, говоря: Адаме, где еси? Адам скрылся в чащу — в любовь к падению свое­му. Ныне Ты нисходишь в самую глубину сего падения, чтоб воззвать возлюбивших сей мрак.

 О, Господи, воззови и нас! Но даруй нам не скрыться, а открыться сердцем, и исшед во сре­тение Тебе с готовностию на все отозваться: се мы! Вот мы — немощные и расслабленные; возьми, уврачуй и исцели. Вот ум наш — сия выя железная и лоб медян; возьми, истни его в прах пред лицем Твоим, и всели в него на­вык смиренно покоряться Божественному слову твоему и истине твоей. Вот сердце похотливое сия жена кровоточивая, непрестанно источающая токи нечистых пожеланий; возведи нас в при­косновение к Тебе, да станет ток крови сей. Вот душа, о небе забывшая и только земными вкуса­ми питающаяся; дай нам возвратиться в объя­тия Твои, ощутив сладость их и возвеселиться на трапезе Твоей, чтобы забыть о всех этих рожцах, не питающих, а только раздражающих вкус и томящих никогда не удовлетворяемым жажданием. Тогда и мы принесем Тебе, Рождшемуся, злато чистого беспримесного ведения Истин тво­их, смирну — умертвие похотям и страстям, и ливан — устремление к горним и наслаждение только небесным.

 О когда бы было так! Тогда кто бы удержал хвалебную, благодарную и обрадованную песнь нашу? Обрадованному в существе как не радова­ться, когда он носит источник радости в сердце своем! Ангел не говорит пастырям: радуйтесь, а говорит только: благовествую вам радость, яже будет. Что говорить: «радуйся» тому, кто не вку­сил еще радующих благ? И повидав Господа, они возвратились, славяще и хваляще Бога, а не радующеся. Они могли не радоваться, не вкусив еще принесенных Рожденным благ; но можно ли, извинительно ли не радоваться кому-либо из нас?

 Мы привыкли к изъявлениям благожелании в сей праздник. Но в них может скрываться горький нам укор и обличение. Радость или не ра­дость в нынешний день есть пробный камень наших должных или недолжных отношений к рожденному Господу! Мы ведь уже призваны, приступили к Нему и приняты Им. Мы — Его и Он наш, а стало и все Его есть наше. Что же Его, то непременно приносит мир и радость. Радость потому должна быть обычным состоянием на­шего духа. И это всегда, тем паче в дни, подоб­ные нынешнему!

 Вот сколько нас тут ныне. Войдемте в со­весть свою и с нею ответим сами себе на следу­ющие вопросы:

 Кто из нас так рад, как рад узник, получив­ший свободу после долгого томления в мрачной и душной темнице? — А так радоваться следо­вало бы всем нам во Христе Иисусе, ибо в Нем получается свобода из несносного узилища (темницы) лжи, греха и вкусов земных. Если нет ощущений та­кой радости, то посмотрите, не потому ли, что мы еще в узах и темнице?

 Кто из нас так рад, как рад наследник, кото­рому возвращено безнадежно потерянное наслед­ство и отдано в полное распоряжение? — А так радоваться следовало бы всем нам во Христе Иисусе, ибо в Нем призваны мы в наследие не­тленно, неувядаемо, соблюденно на небесех нас ради! Если нет ощущения такой радости, то по­смотрите, не потому ли, что еще не удостоились мы получить наследия сего.

 Радость не есть чувство вольное. Кто, всту­пив в общение с Господом, вкусил всех благ Его тот не может не радоваться, а кто, чуждаясь Гос­пода, не вкусил благ сих, того сколько ни при­глашай к радости, не заставишь радоваться. Это будет то же, что говорить слепому — смотри, глухому — слушай, безногому — ходи.

 Как же быть тем из нас, кои попали в число сие? И не радоваться? И будет нам праздник не в праздник!! — Нет, понудим себя радоваться и мы наряду с другими. Порадуемся за род наш, что ему уготованы такие блага. Порадуемся за других братий наших, кои сподобились уже сде­латься причастниками их. Понудим себя пора­доваться и за себя, потому что и нам оставлена надежда получить их. И тут же попробуем воз­будить и ревность свою, усыпленную и замер­шую. Вот все у Господа на пиру — радуются и веселятся! А мы-то что — враги себе, что не идем туда? Или вход туда заключен нам? Или нас не примут?.. Или заделят чем? — Нет… всем и все предлагает Господь. Приди только всякий, как указано, и все получишь,— и радость восприимешь такую крепкую, что никто уже не си­лен будет отнять ее у тебя. Аминь.

 25 декабря 1863 г.

5. Слово на Рождество Христово (В самый час рождения Христа всякая тварь, и разумная, и неразумная, славословила Христа. Радующиеся этой святой радостью не захотят знать других радостей. О современных увеселениях на Рождество)

 Слава Тебе, Господи! — Дождались мы и еще светлых дней Рождества Христо­ва: повеселимся теперь и порадуемся! Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвы­сить наше веселие в дни сии, учредила пред ни­ми пост — некоторое стеснение, чтоб, вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том, однако ж, она никак не хочет, чтоб мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но, исстари наименовав дни сии святками, требует, чтоб самое веселие наше во время их было свя­то, как святы дни. Чтоб не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу Христа Рождшегося, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней их занятия. «Христос раждается — славите», и прочее. — Славьте же Христа, и славьте так, чтоб сим славословием усладились гортань, душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому дру­гому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху.

 Славьте Христа. — Это не то, что составляй­те длинные хвалебные песни Христу. Нет… Но если помышляя или слушая о Рождестве Хрис­та Спасителя, вы невольно из глубины души воскликните: слава Тебе, Господи, что родился Христос,— этого и довольно. Это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако ж, небеса и внидет во уши Божий. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом,— и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для вас легче, приравните к сему следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал сво­боду… Ждет заключенник день, другой, ждет месяцы и годы… не видит исполнения, но не те­ряет надежды, веря цареву слову.

 Наконец показались признаки, что скоро; внимание его изощряется, он слышит шум при­ближающихся с веселым говором; вот спадают запоры дверей и входит избавитель. Слава Тебе, Господи! — восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий! Другой случай. Больной, покрытый ранами и расслабленный всеми частями, переиспытал все лекарства и много переменил вра­чей. Терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Говорят ему: есть еще искуснейший врач, всех вылечивает, и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его — обещал прийти. Поверив, больной, возни­кает к надежде и ждет обещанного… Проходит час, другой, более, — беспокойство снова начи­нает точить душу… Под вечер уже кто-то подъе­хал… идет… отворилась дверь — и входит же­ланный… Слава Тебе, Господи! — вскрикивает больной. Вот и еще случай! Нависла грозная туча, и мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор, и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, будто настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, го­ворит: слава Тебе, Господи!

 Приблизьте сии случаи к себе, и увидите, что в них наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами… Вот пришел Господь Прими­ритель и разогнал тучу сию. Мы были покрыты ранами грехов и страстей. Вот пришел Врач Душ и исцелил нас… Были мы в узах рабства… Вот пришел Освободитель и разрешил узы наши… Приблизьте все сие к сердцу своему и восприимите чувствами своими; и, думаю, не мо­жете удержаться, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! Услышал сию весть отец Предтечи — Захария и воззвал: «бла­гословен Господь Бог Израилев, яко посети и со­твори избавление людем Своим; и воздвиже рог спасения нам», и прочее (Лк.1,68). Услышала Пречистая Дева и воспела: «величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем» (Лук.1.46-47). Услы­шала Елисавета и младенец во чреве ее… и воз­радовались. В самый же час рождения Господ­ня небо все подвиглось на славословие и всякая тварь — разумная и неразумная. Пастыри, волх­вы и Симеон Праведный и Анна Пророчица вос­пели слава Богу Рождшемуся, восприяв серд­цем, что рождением Своим Он «сотворил избавление людем… « Восприимите и вы сие чув­ством, и возрадуется сердце ваше, и радости сей достанет вам не на эти только дни, но и на всю жизнь, такой радости, при которой не захотите искать других радостей, и если сами придут, бу­дете встречать их и останавливаться на них ми­моходом, как на деле придаточном и случайном, если не излишнем.

 Не усиливаюсь словом моим привить к вам такую радость, это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное Господом Рождшимся, касается каждого из нас. Вступающие в об­щение с Ним приемлют от Него свободу, врачев­ство, мир, обладают ими и вкушают сладость их. Тем, кои испытывают их в себе, незачем гово­рить: радуйтесь… ибо они не могут не радоваться, а тем, кои не испытывают, что и говорить, радуй­тесь; ибо они не могут радоваться. Связанный по рукам и ногам, сколько ни говори ему: ра­дуйся избавлению, — не возрадуется; покрыто­му ранами грехов откуда придет радость увра­чевания? Как воздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таковым можно только сказать: пойдите вы к Младенцу повитому, ле­жащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих (удручающих) вас зол, ибо это Спас мира Христос.

 Желал бы я видеть всех вас радующимися сею именно святою радостию и не хотящими знать других радостей. Но не все сущие от Из­раиля суть Израиль. Начнутся у вас увеселения пустые — буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим сие сколько ни говори: укротитесь,— они затыкают уши свои и не внемлют, и всегда доведут свет­лые праздники до того, что заставят милостиво­го Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: мерзость Мне все эти празднества ваши. И на де­ле так есть, что многие из наших увеселений об­щественных суть воистину мерзость языческая, то есть одни прямо перенесены из языческого мира, а другие, хотя и позже произошли, пропи­таны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большом количестве в дни Рож­дества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира — мучителю своему, противнику Божию повод говорить к Богу: что сделал Ты мне Рож­деством Своим и Воскресением?!., все ко мне идут! Но, братие, чаще да проносятся в глубине сердца вашего слова 50-го псалма, что оправдится Господь во словесех Своих и победит, внегда судити Ему.

 Нас увлекает просвещенная Европа! Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие. И оттуда уже перешли они к нам и переходят. Дохнувши этим чадом ад­ским, мы кружимся, как помешенные, сами себя не помня. Но братие, припомним 12-й год. За­чем это приходили французы?.. — Бог послал их истребить то зло, которое мы у них переняли дотоле. Тогда покаялась Россия, и Бог помило­вал ее. Но вот, кажется, начал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет, а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь ис­правления. Таков закон Правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, голосом Церкви утверждаемое, как ныне же услышите вы в молитве на молебне. Ведайте, что Бог поругаем не бывает и, ведая сие, веселитесь и радуйтесь во дни сии со страхом. Освятите светлый празд­ник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища не знающих Бога — нечестивцев и развратников. Аминь.

 1860 г.

6. Слово на второй день Рождества Христова (Как достойно встретить рождшегося Господа? – Вместе с пастырями – желанием спасения, вместе с Иосифом и Богоматерью – благоговейным упокоением в нем, вместе с волхвами – охотным шествием вслед Его, вместе с ангелами – благодарным славословием Ему)

 Из всех речений, какими живописуется Рождество Христово и наше отношение к Рождшемуся ближе всего к вам, сест­ры, идут следующие слова: «Христос с небес — срящите» (Песнь 1-я Канона на Рождество). Христос сходит с небес, выходите в сретение! Говорю так, приноровляясь к притче о десяти девах, ибо и там в полу нощи глас бысть: «Се жених грядет, исходите в сретение его» (Мф.25,6). Раз­ница в том, что там приходит Судия, а здесь Спаситель. Там какими застал Он дев, так и ре­шил (приговорил) их навсегда, мудрые остались мудрыми, а юродивые — юродивыми, не имея возможности поправить своей участи. А здесь не то; но пусть юродивыми окажутся какие в час сретения, есть еще время сделаться им мудрыми, равно как и мудрые не лишены опасности попасть в число юродивых. Тем с большею осмотрительностию надлежит нам узнать и привесть в исполнение, как достойно сретить рождшегося Господа, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес.

 Когда в какой стране проходит весть, что царь идет, все жители той страны приходят в движе­ние и заботливо начинают готовиться — при­нять царя достойно царя: исправляют улицы, ук­рашают дома, выставляют на вид все, что имеют лучшего, чтоб и царю, и всем другим показать, что они находятся не в обыкновенных обстоя­тельствах. То же и у нас. Издали начали мы го­товиться к празднику: келлии почищены, рабо­ты прибраны к стороне, одежды новые пошиты, и к столу нечто лишнее заготовлено, так что и свои, и сторонние видят, что у нас праздник. Так, для видимости все сделано; но удовольствуется ли этим рождшийся Господь? — Для нас такая ви­димость, может быть, и неизлишняя, но для Гос­пода не она нужна. Смотрите, как Он родился! — В вертепе «Младенец повит, лежащ в яслех» (Лк.2,12). Вся слава внутрь. Внутреннее благонастроение духа будет и достойным сретением Его, сходящего с небес. Посмотрите на икону Рождества Христо­ва! Матерь Божия и Иосиф Праведный на коле­нах, между ними предвечный Младенец; окрест пастыри или волхвы. Очи всех устремлены на Него, в Нем исчезают все и на Нем упокоевают­ся. Так устройтесь внутренно и вы… Сретьте Господа вместе с пастырями желанием спасения, вместе с Иосифом и Богоматерию — благоговей­ным успокоением в Нем, вместе с волхвами — охотным шествием вслед Его, вместе с Ангела­ми — благодарным славословием Ему. Так.

 Приходит Спаситель и приносит спасение. Возгревайте же желание спасения. Вы в обитель вступили по сему именно желанию, но длитель­ность времени, начатки успехов, а может быть, и другие дела могли ослабить или совсем пога­сить его. Позаботьтесь ныне сильнее возгнести сей огнь в себе. Восставьте мысль о тесноте на­шей отовсюду: от дел наших греховных, от стра­стей и привязанностей, от врага нашего искон­ного; приложите к ней другую мысль, что кроме рождшегося Христа Господа, нет иного имени под небесем, о нем же можно бы нам спастися. И устремится дух ваш к Господу, как елень на ис­точники. Это и будет значить, что вы выйдете в сретение Господу и сретите Его желательно как жаждущая земля сретает дождь.

 Приходит Спаситель, и приносит спасение. Примите же всем сердцем сие принесенное Им на землю устроение спасения, во всей его пол­ноте и подробностях, ни от чего не отказываясь и ни к чему не прилагая кривых толкований. Вы уже и вступили в дело самого строгого ис­полнения всего нужного ко спасению. Не осла­бевайте. Волхвы, несмотря на неопределенность небесного указания, тотчас поднялись и пошли искать указанного, и нашли… Не обманет и вас надежда, несмотря на то, что не видите, может быть, очевидных успехов вашего искания. При­дет время — увидите плод, самое спасение воссиявающим в сердце вашем. Только не отказы­вайтесь ни от каких внушений евангельских. Это сердечное восприятие всей воли Христа Спаси­теля, коею определяется путь спасения, будет то же, что объятие при первой встрече желанного; как, напротив, отречение от сего сделает нас по­добными тем, о коих написано: «во своя прииде, и свои Его не прияша» (Ин.1.11)

 Приходит Спаситель и приносит спасение — Спаситель всемощный и всежелательный. Успо­койтесь же насчет своего спасения в Нем, и в Нем едином. Не ищите ничего другого: все у Не­го, и все, что есть у Него, есть ваше. И ум, и сила, и радости, и красота, и покой — и все готово для вас, только приникните к Нему всем устремле­нием вашего духа… Как Пречистая Дева Богородица слагала в сердце Своем все глаголы, так сложите их в своем сердце и вы, и веруйте, не ко­леблясь, что все до йоты будет так, как написано

 Приходит Спаситель и приносит спасение готовое для вас, оказавшееся сильным в несчет­ном множестве спасенных, на небесах уже про­славленных. Прославляйте же ныне богатство щедрот и снисхождения Божия. Славьте благо­дарно Господа и за то, что не бросил Он рода нашего и устроил ему дивный образ спасения, и за то, что к нам именно приблизил сие спасение и явил нам образцы спасенных в возбуждение ко спасению нашего духа. Ангелы велегласно прославили Бога еще только в начатках устрояемого спасения. Какими устами надо нам про­славлять Господа, видя самым делом совершив­шимися столько дивных дел во спасение наше!.. Пойте же непрестанно: слава в вышних Богу!..

 Вот так устройте из сердца вашего ясли рождшемуся Господу и окружите их сими священ­ными расположениями — желанием спасения, деятельным восприятием всего устроения спа­сения, успокоением в Господе и благодарным славословием Ему. Это доставит самое высокое занятие духу вашему в дни сии, освятит празд­ники ваши и даст вместе возможность самым точным образом исполнить то, что содержится в песни: «Христос с небес — срящите». Аминь.

 В Воскресенском девичьем монастыре