ПЕРЕЙТИ на главную страницу первого тома
ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений
36. Слово в неделю Пятидесятницы (Дух Святый – источник света и живота. «Дух Святый—свет и живот»)
33. Слово в неделю Пятидесятницы («Убоимся оскорблять живущего в нас Духа Божия делами беззакония, чтоб не подвергнуться участи распинателей Христовых»
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Иоан. 14, 16).
Так утешал Господь Иисус Христос богоизбранных учеников Своих, когда отходил от них ко Отцу Своему, когда оставлял их в Мире, яко агнцев посреди волков,—и исполнил Свое божественное обетование. В десятый день, по вознесении Его на небо ко Отцу Своему, Дух Божий сошел на апостолов в виде огненных языков, водворился в их чистых душах, как в истинных Своих храмах, пребыл навсегда их Наставником и Руководителем, Утешителем и Хранителем. Нося в сердце своем сей пренебесный дар своего Божественного Учителя, они, безкнижные рыбари, явились столько мудрыми, что буйством проповеди своей посрамили всю мудрость века сего, научили весь мир истинному боговедению, преобразили обычаи и нравы, всю жизнь человеческих обществ, и совершили такой переворот в целом мире, которому подобного не было и не будет. Укрепляемые Духом Божиим, они, прежде слабые и боязливые, явились столько твердыми в уповании на любовь и благоволение к ним Отца небесного, что никакие бедствия не могли поколебать их мужества, лишить благодушия и духовной радости, привести в уныние от какой бы то ни было скорби, заставить сожалеть о какой бы то ни было земной потере, отвратить, хотя на мгновение, ум и сердце их от того неувядаемого венца славы, который обещал им Господь в небесном Своем царстве. Предав сердце свое всеблагой воле и благодатным действиям Духа Божия, они так утверждены и укоренены были в любви к Господу, что, по словам одного из них, что « ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе » (Рим.8:38,39). Нести труды и болезни, терпеть поношения и страдания, подвергаться опасностям и бедствиям, страдать и умирать за имя возлюбленного Учителя и Господа—было для них вожделеннейшею участию, которой жаждало сердце их, как самого высшего блага и счастья.
Премилосердый Отец небесный, ради крестных страданий и смерти Единородного Своего Сына, ради Его всемогущего ходатайства о нас, не лишил и нас, последних учеников Христовых, божественной благодати учеников первых, даровал и нам обручение Духа Святаго, как уверительный залог Своего Отеческого благоволения, как начаток вечной жизни в небесном Его царстве. «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши», — так свидетельствует один из таинников благодати Божией.
Чувствуете ли, братия мои, все величие этого дара божественного, который сокрыт в глубине души нашей с того времени, как мы возродились водою и Духом и прияли помазание от Святаго? Это драгоценнейший залог любви и благоволения Отца небесного; ибо сама «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам, и Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы― дети Божии» (Рим.5:5;8:16), «сограждане святым и свои Богу». Это вернейший залог непреложного исполнения всех обетований евангельских, как бы ни казались они высоки и непостижимы; ибо, не пощадив для нас Сына Своего возлюбленного, даровав нам и Своего божественного Духа, «как с Ним не дарует нам и всего» Отец небесный? Это неотъемлемый залог и приснотекущий источник всех благодатных дарований и сил, потребных к животу и благочестию: в нем подается нам «Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страха Божия», а когда и кому нужно, подаются и чудодейственный явления Духа на пользу. Это верный и неотъемлемый залог и тех неизреченных благ, «что приготовил Бог любящим Его» в вечности, которых, по слову Апостола, « не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку». Это, наконец, очевидный и неотъемлемый залог вечно-блаженной жизни нашей с Богом; ибо Дух Святой уже и ныне соединяет душу нашу в един дух с Господом, и самое тело наше творит храмом Божиим и членами живоносного тела Христова. Словом, это такой неоценимый ничем залог любви Отца небесного, с которым сопряжено все счастие нашей жизни—и временной и вечной. Ибо что важнее и необходимее для нас любви и благоволения Отца небесного, в руце коего и дыхание и жизнь наша, силою которого мы « живем и движемся и существуем»? Что драгоценнее той уверенности, что мы, как чада Божии, всегда находимся под особым покровом Его божественного Промысла, так что и влас главы нашей не погибнет без Его воли, что Отец небесный готов исполнить всякое прошение наше, приносимое Ему во имя Единородного Сына Его? Что важнее и благотворнее для жизни нашей той уверенности, что и самая смерть не отлучит нас от Бога, но приведет из страны скорбей и печалей в жилище вечной радости и блаженства, из места пришельствия в обители Отца небесного? Все это подает нам Божественный Дух—Утешитель, которого исходатайствовал нам у Отца Своего вознесшийся на небо Господь наш Иисус Христос.
Но, братия мои, чем драгоценнее дар, тем несчастнее его потеря. Чем приискренне усыновляемся Богу, нося в сердце своем божественный залог Его всесвятаго Духа, тем более прогневляем Отца небесного и подвизаем Его на гнев и отмщение, когда оскорбляем живущего в нас Духа Божия своими грехами и беззакониями. Помните ли, что сталось со всем родом человеческим, когда Господь Бог, прогневанный нечестием сынов человеческих, изрек: « не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть»? Тогда воды потопные покрыли лице земли и истребили все от человека до скота, так что и самая память об этом преступном роде исчезла бы на веки, если бы не сохранило ее Священное Писание в поучение родам последующим. Или что последовало, когда вопль нечестия и беззаконий пяти злочестивых городов вознесся к небу и отвратил от них благоволительный взор Отца небесного? Прогневанное небо одождило на них огонь и жупел и истребило их с лица земли, так что и самое место их недоступно теперь стопе человеческой. Но еще тяжелее и злополучнее участь нас—христиан, когда мы, прияв залог и обручение Духа Божия, произвольно лишаем себя сего дара божественного, предаваясь нечистотам и сквернам греховным. К согрешившим до потопа и к погибшим жителям Содома нисходил во ад Сам Господь Иисус Христос с проповедию покаяния; но кто сойдет туда к нам, если Сам же Спаситель наш осудит нас в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его? «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.10: 27-29) Такова, по учению апостольскому, страшная участь христиан, лишающих себя благодати Духа Божия своими грехами, неправдами и беззакониями.
Правда, сему ужасному бедствию решительно подвергаются только те, которые или явно отвергаются Христа, коих погибель вечная несомненна; или же те, которые, принадлежа, по видимому, к собору верующих, духом и сердцем своим отделяются от него, закосневая в нечестии и беззакониях и оставаясь нераскаянными до смерти, и, таким образом, сами лишают себя благоволения и любви Отца небесного, явленной во Христе Иисусе. Но не должно, братие мои, скрывать от себя и того, что многие, сами не сознавая того, вступили уже на сей путь погибели и беспечно идут по нему, не предвидя опасности. Это, во-первых, те, которые не чувствуют и не ценят, как должно, великих благодеяний любви Божией, легкомысленно смотрят на свое небесное звание сынов Божиих, небрегут о том небесном сокровище благодати Духа Божия, которое носят в сердцах своих, и потому не остерегаются оскорблять Духа Святаго нечистыми помыслами и желаниями, студными словами и делами. «Разве не знаете, говорит таким легкомысленным христианам Апостол Христов: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»(1 Кор.3:16) Или не знаете, что, освятившись святыми таинствами Христовыми, вы сделались членами святейшего тела Христова, храмами пресвятого Духа Божия; что в храме Божием не должно быть ни малейшей скверны; что чистое и святое оскорбляется всем нечистым и греховным; что свет не может сочетаваться со тьмою; что для Источника жизни нетерпимы дела мертвые? Еще далее идут по пути погибели те, которые с тем же легкомыслием и невниманием относятся к самым священнодействиям и таинствам церковным, в которых преподается нам божественная благодать Духа Божия,—с пренебрежением и презорством входят в храм Божий, где священнодействуется Духом Святым страшная жертва тела и крови Сына Божия, где сослужат нам св. ангелы, предстоя со трепетом престолу Божию. «Не написано ли, говорит таким презрителям святыни Сам Господь: не написано ли, дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников?» (Марк.11;17) Не знаете ли, что всякое оскорбление святыни Господней есть поругание страшного имени Божия; что пренебрежение священнодействий и таин Божиих есть оскорбление Духа Божия, совершающего их; что не благоговеть пред страшною жертвою тела и крови Христовой значит уподобляться тем несча- стным, которые безумно глумились над распятым на кресте Господом? Особенно же недалеки от погибели те, которые, осквернив себя многими и тяжкими грехами, небрегут об очищении себя от скверн греховных искренним и вседушевным раскаянием, не стараются сердцем сокрушенным и смиренным умолять всесвятого Духа Божия, чтобы Он окропил их иссопом благодати Своея, омыл от беззаконий и очистил от грехов, сердце чисто создал в них и дух правый обновил во утробе их. «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, говорит таким некающимся искренно и закосневающим во грехах Слово Божие: не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:4,5).
И так, торжествуя с Церковью преславное сошествие Духа Божия на апостолов, вспомним, братия мои, что мы, от самого крещения нашего, носим в самих себе небесное сокровище благодати сего всесвятого Духа, которое может или обогатить нас на всю вечность, если сохраним его в чистом сердце, если усугубим данный нам талант делами веры и благочестия, правды и святыни, любви и милосердия; или подвергнуть вечным мучениям, если потеряем его в жизни беспечной, греховной и нераскаянной. Убоимся оскорблять живущего в нас Духа Божия делами беззакония, чтоб не подвергнуться участи распинателей Христовых; будем возгревать в себе благодать Духа Божия усердною, благоговейною молитвою и поучением в Слове Божием; будем упражнять благодатные силы, дарованные нам Духом Святым, «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению», чтобы, то есть, и мыслию, и желанием, и самым делом стремиться к тому единственно, что истинно, что честно, что пречисто, что прелюбезно, что доброхвально; чтобы во всей жизни и делах наших являлись плоды живущего в нас Духа Святаго—« любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» ( Галат. 5: 22,23,25). Аминь.
34. Слово в день пресвятой Троицы («Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа»)
«Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа».
Итак, особенное, глубокое значение имеет то обстоятельство, что пресвятой Дух Божий сошел на апостолов в виде разделенных языков, яко огненных. Оно, очевидно, находится в соотношении с тем великим, чудесным событием смешения и разделения языков, о котором повествует нам свящ. книга Бытия древнего мира, вследствие которого один род человеческий разделился на многие народы и языки. То и другое событие есть дело премудрости Божией, которое особенно достойно благочестивого внимания верующих.
Вам известно, братия, из священной «книги бытия человека», как быстро развивалось, возрастало, распространялось и укреплялось зло в первый период мира в ближайшем потомстве Адамовом. Через несколько поколений, злоба человеков до того возросла и умножилась, что само долготерпение Божие не могло долее терпеть преступлния рода человеческая. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов» (Быт. 6:5.7) И следствием сего страшного определения правды Божией был всемирный потоп, истребивший весь род человеческий, кроме избранного семейства Ноева. Но и потоп не смыл с лица земли греха и нечестия. Прирожденное падшему естеству человеческому зло перешло в новый мир вместе с семейством Ноевым. И в его потомстве оно так же быстро начало расти и умножаться, как и в потомстве Адамовом. Что было причиною сего? То, между прочим, что, как замечает свящ. Бытописатель, «на всей земле был один язык и одно наречие», т. е. что весь человеческий род был едино не только по естеству, но и по языку. Оттого все нечестивые мысли, чувствования и стремления скоро обобщались между людьми, пороки и соблазны становились общими и общественными, и увлекали всех от мала до велика, нечестие возрастало и умножалось, переходя быстро от одного к другому; и нет сомнения, что, чрез несколько поколений после Ноя, точно так же « земля растлилась» и « всякая плоть извратила путь свой на земле», как это было до потопа, и дальнейшее существование человеческого рода сделалось бы невозможным, и божественное определение о спасении человечества во Христе не могло бы исполниться; все человечество должно бы было погибнуть на всю вечность.
Что же делает высочайшая премудрость Божия, чтоб не попустить человеческому роду погибнуть совершенно, чтобы продлить бытие его на земле и дать ему возможность, в предопределенное время, возродиться и обновиться благодатью обетованного Искупителя мира? Для сего Господь смесил язык человеческий, так что люди не стали понимать один другого, разделились на разные народы по «языкам и по племенам их». Это было и наказание правды за преступное единомыслие во зле и нечестии, и вместе спасительная мера премудрости и любви Божией к ограждению человечества от конечной погибели. Таким образом положена преграда быстрому обобщению между людьми порочных мыслей и чувств, развитию и распространению зла и нечестия во всем человечестве, и человеческий род получил возможность преемственно и постепенно возрождаться и обновляться в различных народах, племенах и языках, выступающих постепенно на поприще исторической жизни.
Правда, падшее человечество обратило в немалое для себя зло и это благодетельнейшее дело премудрости Божией. Разделение одного человечества на племена и народы, мало-помалу, подавило в нем сознание своего единства, чувство братского, единокровного родства всех народов до того, что племена человеческие не только отчуждились друг от друга, но и сделались враждебными друг другу. Произошло взаимное соперничество, взаимная ненависть и вражда народов; «народ восстанет на народ и царство на царство», и во всей истории человечества слышится только «о войнах и о военных слухах». Но и эта отчужденность народов друг от друга в советах премудрости Божией послужила во благо человечеству. Промысел Божий употребил ее к тому, чтобы, избрав один народ и уединив его от всех прочих народов, соблюсти в нем святое семя, от которого надлежало произойти победоносному Семени жены — обетованному Искупителю; чтоб сохранить в нем истинную живую веру во грядущего Искупителя мира; чтоб соблюсти в нем для всего человечества непрерывную нить благочестивых преданий, божественных обетований и откровений о спасении всего человеческого рода. Самое соперничество и враждебные столкновения народов всепромыслительная премудрость Божия направила к тому, чтобы путем естественного развития сил душевных приготовить все народы к принятию имеющего совершиться искупления и спасения, чтоб из самого враждебного столкновения народов произошло общение их между собою, необходимое для того, чтобы из них образовалось потом единое духовное, благодатное царство Христово.
Нам известно, братия мои, как эти всеблагие советы премудрости Божией оправдались на деле в истории человечества. Мы знаем, как совершилась «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, проповедан в народах, принят верою в мире» (1Тим. 3:16) и основал на земле благодатное царство Свое, в которое должны войти все племена и языки. Что-же делает для сего единый, истинный Пастырь, пришедший собрать во едино расточенные чада Божия, и из всех народов, племен и языков составить единое стадо, одно благодатное царство? Он не уничтожил разделения рода человеческого на племена и языки, ибо в таком случае и с христианством случилось бы то же, что с первобытным человечеством; но самим проповедникам Евангелия даровал чудесное знание языков, чтоб они каждому народу проповедали Слово Божие и научили его молиться Господу его собственным языком; чтобы все народы земные призвали к духовному соединению в вере, любви и уповании, и из всех племен и языков составили одну соборную и апостольскую Церковь, одно благодатное царство Христово; чтобы весь род человеческий приготовить к тому всеблаженному, вечному царству Божию, где не будет уже различия ни племен ни языков, но все будут едино во Христе Иисусе. С тех пор светильник веры Христовой, переносясь от языка во язык, просвещает все человечество. Благодатное царство Христово, обходя все народы, как мрежа, уловляет их в небесное царство Божие, где искупленные от всех племен и народов составят один вечный лик поющих песнь новую пред Богом и Агнцем на новом, неслыханном на земле языке.
Таково предназначение и таково служение Церкви Христовой на земле. Не уничтожая племенных различий народов, она действительно и истинно соединяет всех верующих в одно духовно-таинственное тело Христово. «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» (Ефес.4:5,6,4), так учит св. Апостол, не различая ни Иудея, ни еллина, ни римлянина, ни скифа. Почему? Потому, во-первых, как изъясняет сам Апостол, «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело». Как по плоти, происходя от одного праотца и рождаясь одним плотским рождением, мы составляем одно человечество, стелесны и соестественны друг другу; так и по духу, возрождаясь в новую жизнь во Христе от единого Духа Божия и одним духовным рождением в тайне св. крещения, мы также соестественны друг другу и составляем одно духовное тело—Церковь Господа и Бога. Потому, во-вторых, что « все напоены одним Духом», т. е. не только рождаемся, но и возрастаем и укрепляемся в духовной жизни силою и действием одной и той же благодати всесвятого Духа Божия подобно как единоутробные братья воздояются млеком единой матери. Потому, наконец, что «все причащаемся от одного хлеба», т. е. божественного тела и крови Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», говорит Сам Господь. Посему, причащаясь Его тела и крови, мы делаемся, по слову Апостола, «члены тела Его, от плоти Его и от костей Его», все в совокупности составляем одно тело Христово, а « как в одном теле у нас много членов, стелесны и соестественни между собою». Словом, если един у нас Бог и Отец, «предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа»; то и мы все будучи чадами Его, друг другу братья, составляем одно святое семейство и одно благодатное царство Его, к какому бы ни принадлежали племени и народу. Если все мы призваны во едином уповании жизни вечной во Христе Иисусе; то и составим некогда, если явимся того достойны, единое вечное царство славы, где все земное, а с тем вместе и различие племен и языков прейдет и «не вспомниться более» и « будет Бог все во всем».
Таков, братия мои, смысл великой тайны явления Духа Божия в виде разделенных языков. Единый Дух Божий явился в виде разделенных языков потому, что искупленное Сыном Божиим человечество разделено теперь на многие народы и языки,—явился для того, чтоб разделенные ныне народы собрать во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. «Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненны языки раздал, Он к единению всех призвал»
Чему поучает нас это созерцание советов Премудрости Божией в разделении рода человеческого на племена и языки и в соединении всех во Христе Иисусе?
Тому, во-первых, что внешнее различие племен и языков не может и не должно быть препятствием к единомысленному и единодушному исповеданию святой веры и прославлению имени Божия едиными устами и единым сердцем. Как солнце, говорит св. Ириней, одно во всем мире,—то же и у еллинов, и у варваров, и у скифов; так и вера кафолическая одна во всей вселенной: кто бы ни исповедал ее и на каком бы языке ни излагались ее священные догматы, она всегда одна и та же, не умаляется и не изменяется ни от извития ни от простоты слова. Равно и св. Евангелие Христово, на каком бы языке ни благовествовалось оно, всегда одно и то же слово Единородного Сына Божия. Поучаясь Слову Божию на родном каждому языке, мы питаемся одною и тою же духовною пищею—словом «Бога живаго и пребывающего вовек». Будем только стараться блюсти цело и здраво святую веру нашу в единстве духа со всеми во Христе братиями нашими, как небесное сокровище и как залог вечной жизни нашей во Христе Иисусе.
Поучает, во-вторых, тому, что, любя свою народность и свой отечественный язык, надобно помнить, что все верующие во Христа связаны между собою благодатным, духовно-таинственным союзом, как дети одного Отца небесного, как члены одного тела Христова. Этот духовный союз наш не расторгается никаким пространством не прерывается временем, не изменяется никакими внешними племенными отличиями: в нем начало вечного сопребывания нашего в Боге со всеми братиями нашими по вере. Посему, кто бы ни был православно верующий во Христа, где бы ни находился, к какому ни принадлежал бы племени, он всегда и везде есть член Церкви Христовой и брат всех верующих, всегда и везде он имеет право на нашу братскую любовь к нему, на наше родственное сочувствие ему во всем—и в радости и в печали, и в немощах и в силе, и в бесчестии и в славе. О Христе Иисусе, го- ворит Апостол: «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; ибо все вы одно во Христе Иисусе».
Поучает, в-третьих, тому, что все мы, как члены одной Церкви Христовой, должны быть живыми, а не мертвыми членами тела Христова, чтобы вся благодатная жизнь тела Церкви Христовой осуществлялась и в нашей жизни — в наших мыслях, желаниях и поступках. Надобно, чтобы ум наш, просвещаясь светом Евангелия Христова, соделался умом Христовым, мыслил и судил обо всем так, как научил Сам Господь; чтобы воля наша, управляясь законом евангельским, желала и искала токмо того, что угодно пред «Спасителем нашими Богом»; чтобы сердце наше, « вменив ни во что» все земное, временное и тленное, возжадало всей любовию к «Богу крепкому, живому», чтобы дух наш возносился непрестанною молитвою к Духу Божию и от Него принимал благодатную жизнь и силу; чтобы всеми действиями нашими управляла искренняя, живая, братская любовь ко всем братиям нашим во Христе. В противном случае, как мертвые, бездейственные члены, как сухие, безжизненный ветви, хотя бы и принадлежали православной Церкви, мы отпадем от главы Церкви Господа Иисуса Христа; а вне Его нет жизни и бессмертия, нет света и блаженства, но тьма и смерть вечная.
Поучает, наконец, тому, что все племенные отличия наши, все народные преимущества или недостатки—временны; на небе не будет этого различия, а будет одно искупленное кровию Сына Божия человечество. Посему, прославляя Господа на родном каждому языке, надобно, братия мои, тщательно изучать тот внутренниий глагол веры, которым беседует всесвятой Дух сердцу верующего, навыкать тому духовному языку, которым душа верующая и любящая Господа беседует с Богом и святыми ангелами, чтобы, по смерти, сподобиться стать в том небесном лике торжествующих, которые поют пред престолом Божиим новую вечную песнь радости, хвалы и благодарения. Аминь.
35. Слово в неделю Пятидесятницы («Исполняйтеся Духом (Ефес. 5, 18)»)
«Исполняйтеся Духом» (Ефес. 5, 18), заповедует нам св. Апостол Павел.
Итак, не довольно праздновать сошествие Св. Духа на апостолов, а надобно и самим исполняться Духом. Иначе мы не будем живыми членами тела Христова, в котором обитает вся полнота пренебесных даров Духа Божия, не будем истинными чадами Отца небесного, который потому и сознают себя чадами Божиими, что имеют в себе Духа Божия, вопиющего в сердцах их: Авва Отче! не будем и христианами, или Христовыми; ибо, кто Духа Христова не имать, тот не Его.
Но разве, скажете, мы не возрождены Духом Святым в таинстве св. крещения? не прияли даров Духа Святаго в таинстве миропомазания? Для чего-ж еще исполняться Духом? Будем отвечать на это сравнением. Родившийся младенец имеет всю полноту жизни, всю совокупность сил и способностей, который должны развиваться во всю последующую жизнь; но для этого ему нужно постоянное питание от млека родившей его матери; иначе и самая жизнь его иссякнет и прекратится. Так и духовная жизнь наша, и по возрождении нашем банею пакибытия, должна быть непрестанно возбуждаема, питаема и укрепляема возродившим ее Духом Святым; иначе изнеможет и замрет. Неразвившиеся телесные силы младенца требуют постоянного возбуждения, укрепления, деятельности; иначе увянут и оскудеют. Так и духовные дарования и силы требуют непрестанного возгреяния и возбуждения Духом Святым; иначе оскудеют и возвратятся к своему Источнику, предоставив человека собственным его силам. Словом, как тело наше дотоле и живет, доколе поддерживается сродными ему стихиями вещественными, из которых оно создано вначале; точно так же дотоле живет и дух наш, доколе наитствуется и исполняется Духом Святым, от которого он получил свое начало. Как скоро Дух Святой перестает обитать в душе нашей и животворить ее,—жизнь духовная прекращается в ней: она становится «мертвою прегрешениями» и растлевается в беззакониях, предается « превратному уму—делать непотребства». Посему-то и нужно нам, братия, всеми богодарованными средствами благодатными поддерживать и укреплять в себе духовную жизнь, возбуждать и укреплять в себе благодатные силы, постоянно исполняясь животворящим Духом Божиим, чтобы не явиться мертвыми пред Богом.
Но разве в нашей воле исполняться или нет Духом Святым, который, яко Бог, « дышит, где хочет», действует где и как угодно Ему, « разделяя каждому/дарования/ особо, как Ему угодно»? Без сомнения, в нашей воле, подобно как в нашей воле употреблять или нет все, что потребно для поддержания жизни нашей телесной. Щедродательный Отец небесный независтно изливает дары Свои на всех; но употребление их в свою пользу предоставил нашей свободе и власти. Для всех повелевает Он сиять солнцу, которое водрузил на тверди небесной, да светит на землю; и оскудел ли когда-либо и для кого-либо свет его после стольких тысячелетий? А между тем, не всякий ли может закрыть глаза, углубиться во тьму и не видеть света? А люди с больными глазами не убегают ли и сами от света солнечного, который тяжел и невыносим для их полуослепших глаз? Господь повелел земле произращать многообразные плоды для питания живущих на ней миллионов живых существ; и оскудели ли когда-либо и для кого-либо дары ее после стольких тысячелетий? А между тем не всякий ли может не пользоваться ее благами? Не бывают ли даже случаи, когда люди с расстроенными органами телесными совсем не могут ими пользоваться? С другой стороны, не часто ли бывает, что и самые полезные вещества, через злоупотребление ими, становятся вредоносными и гибельными? Так, сколь ни неистощимы дары Божии в царстве природы, для некоторых они вовсе как бы не существуют, а для иных, вместо пользы, приносят вред и, вместо поддержания жизни, разрушают ее. Еще неистощимее и обильнее благодать Духа Святаго в благодатном царстве Христовом. И здесь возжено Духом Святым духовное солнце божественного Откровения,—и сколько миллионов людей просвещено и просвещается его светом! и оскудел ли когда-либо и для кого-либо сей божественный свет? А между тем, сколько есть людей, которые и среди полудня остаются во тьме неведения, которые даже с намерением закрывают умственные очи свои, чтобы не видеть света евангельской истины, или же позволяют ослеплять себя и отводить от света веры Христовой во тьму суеверия и неверия! В Церкви Христовой уготована преизобильная трапеза св. таинств. Есть в ней духовная пища и животворное питие в насыщение алчущих, в укрепление изнемогающих, в наслаждение жаждущих душ; есть спасительное врачество для исцеления болящих духом, для уврачевания язв совести; есть спасительная вода—слезного покаяния, омывающая все душевные скверны, очищающая всякую проказу духовную. Кто и когда не нашел бы доступа к сей божественной трапезе? А между тем, сколько есть таких, которые, при всем обилии ее, истаивают духовным гладом и жаждою! Сколько грешников, терзаемых совестью, и все еще алчущих на- сыщения страстей своих! Сколько истомленных душою и телом в наслаждениях плотских, и все еще жаждущих сих наслаждений! Значит, не рука Господня оскудевает в даровании, а наши руки неспособны принимать дары Его. Не благодать Духа Святаго сокрывается от нас, а мы сами уклоняемся от нее и не приемлем ее. Посему-то и нужно нам искать благодати Духа Божия и стяжевать ее, пить от живой и животворной воды ее и исполняться Духом, по заповеди апостольской.
Как исполняться? Верою и любовью, желанием и молитвою. И во-первых, верою, которая, по изъяснению Апостола, есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Круг естественного разумения нашего слишком мал и ограничен: с трудом разумеваем мы и яже на земли, а яже на небеси осталось бы для нас и навсегда недоступным, если бы не открыл нам Дух Святый и не дал нам самим способности постигать откровенное—верою. При свете Откровения Божия и при посредстве веры, для нас видимо и постижимо и то, что « на небе вверху», и то, что в преисподних ада, и то, что было, и то, что будет еще с нами. Посему, у кого живее, чище и совершеннее вера, тот видит более, прозревает далее; тот, под руководством Слова Божия и просвещаясь Духом Святым, постигает все тайны и весь разум, и ведает все, «дарованное нам от Бога»; тому даруется Духом Святым прозревать и те блага, «которых не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Напротив, у кого сие око ума темно, у кого разум помрачен сомнениями, или суеверием, или совершенным неверием: тот и видя не видит, и слыша не разумеет; тот, и при свете, пребывает во « тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза». Равным образом, чем чище и светлее совесть, тем яснее и лучше отражается в ней закон Божий, тем совершеннее напечатлевается в ней «воля Божия, благая, угодная и совершенная». Напротив, у кого совесть омрачена злыми делами, упорством и ожесточением во зле, тому не может воссиять свет благодати Духа Святаго, тот останется навсегда в области тьмы и греха. Посему-то Слово Божие учит нас просить премудрости у Господа с верою, «ничуть не сомневаясь», и хранить открываемое Духом Святым таинство веры в чистой совести.
Но дары Божии преимущественно объемлются, братия, любовию к Богу, которая состоит в деятельном исполнении воли Божией: «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня», говорит Господь. Мы знаем опытно, как воля наша, по природе своей, удобопреклонна ко всему злому и косна ко всему доброму. Примем же в подкрепление ее евангельскую заповедь о самоотвержении и любви к Богу, евангельские обетования и угрозы о жизни вечной и о вечных мучениях ада. Возлюбим Господа и в Нем вечную жизнь нашу всем сердцем и всею душою нашею,—и увидим, как путь добродетели, после нескольких опытов самоотвержения, будет становиться легче и удобнее, а путь порока терять свою прелесть; как воля наша постепенно будет укрепляться благодатию Божиею в благих намерениях и стремлениях, ощутит в себе прикосновение силы всесвятого Духа Божия; как сердце наше будет более и более оживать упованием вечной жизни во Христе Иисусе, преисполняться миром и радостию о Дусе Святе; как Дух наш преизобильно насыщаться будет от тука дома Божия до нежелания ничего, как только «разрешиться» от уз плоти «и со Христом быть».
К изощрению и утверждению веры и к возбуждению в сердце своем истинной, горячей любви к Богу наилучшим средством служит, братия, молитва, которая сближает и соединяет дух наш с Духом Божиим. Посему-то св. Апостол, изрекши заповедь: «исполняйтесь Духом», указал и средство к тому: «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Ефес.5:18). Молитва возносит дух наш к Богу и тем самым делает его недоступным для всего нечистого и злого, даже для козней духов злобы, которые не смеют предстать с молящимся пред престолом Божиим. Молитва содержит ум и сердце молящегося в постоянной близости к Богу, от которого ум его осяивается светом истины, а сердце согревается теплотою любви божественной. Молитва есть как бы некий золотой ключ, которым отверзаются все сокровища премудрости и благости Божией, все благодатные дары Духа Божия: «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», так уверяет нас Единородный Сын Божий; ибо если и земные отцы умеют даяния блага даяти чадом своим, кольми паче Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Само собою разумеется, что все эти средства тогда только приведут к цели, т. е. помогут нам насытиться на всю вечность живоносной водою Духа Святаго, которую Господь Иисус Христос обещал подавать верующим в Него, когда мы имеем искреннее, всесердечное желание своего спасения, искреннее стремление благоугождать Богу делами правды, любви и благочестия, искреннее отвращение ко всему, что противно воле Божией, чем оскорбляется любовь Божия, чем прогневляется Его святость и правда. Когда хотят врачевать больного, то прежде всего стараются возбудить в нем желание здравия, доверие к врачу и надежду выздоровления; потом требуют, чтоб он остерегался всего, что вредно, а принимал и употреблял только то, что полезно его здоровью. Так и Врач небесный не может уврачевать и оживотворять нашего духа, если не обрящет в нас искреннего желания своего спасения, полной и непоколебимой веры и упования на Него и совершенной преданности Его воле. Подаваемое нам Духом Святым врачество жизни и бессмертия не принесет нам пользы, если мы не отвратимся всем сердцем от мертвых дел греха и беззакония, убивающих нашу душу, не будем укреплять и возращать подаваемых нам Духом Святым благодатных сил в подвигах благочестия и любви христианской, если не будем приносить «плод Духа во всякой благости, праведности и истине». Аминь.
36. Слово в неделю Пятидесятницы («Дух Святый—свет и живот»)
Поистине Дух Святой есть свет невечерний, ибо Он есть Бог истинный, единосущный и равночестный Богу Отцу и Сыну Божию, а «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Иоан. 1:5), как говорит св. Апостол Иоанн. Воистину Дух Святой есть и живот присносущный; ибо Бог Отец, который « и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» посредством предвечного и неизреченного рождения, «дал» и Духу Святому « иметь жизнь в Самом Себе» посредством предвечного и неизреченного исхождения. Праведно убо и боголепно воспевает св. Церковь: «Дух Святый—свет и живот».
Но для нас особенно драгоценно и утешительно то, что Дух Святый есть не только свет самосущий, но и света податель всем ищущим света духовного; не только живот присносущный, но и животворящий всех неимущих живота в себе: «живот и животворяй, свет и света податель».
Есть свет вещественный, который открывает очам нашим весь мир Божий, являет красоту неба и земли, дает созерцать и употреблять в свою пользу все творения Божия, открывает пред нами верный и правый путь, по которому безопасно можем идти, куда нам нужно, так что «кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего». Но есть и свет невещественный, духовный, который открывает уму нашему другой, высший и совершеннейший мир — духовный, дает созерцать и познавать не только видимые твари, но и Самого Творца невидимого и тьмы тем бесплотных ангелов, окружающих престол Божий,—свет, который показывает нам духовный путь жизни, по которому можем восходить и приближаться к Отцу небесному и входить в вечное царство славы Его, который указывает нам, « ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу», чем можем благоугодить Ему и сделаться любимыми Его чадами. Свет вещественный доставляет нам солнце, свет духовный источает Дух Святой. Когда скрывается от нас солнце, тогда скрывается от нас и весь мир: мы остаемся во тьме, в которой и малый и большой равно не видят ничего. Точно также, когда Дух Святый сокрывается от людей, сокрывается от них и весь мир духовный: они остаются в такой глубокой тьме, что и простой и мудрый равно не видят и не познают предметов духовных. Так, когда Господь Бог, прогневанный грехами человеческими, отъял от них Духа Своего, сказав: « не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть»; тогда весь почти род человеческий погряз во тьме суеверия и идолопоклонства, и не только простые люди, но и « называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим.1:22.23). Когда же Господь Иисус Христос, Своими страданиями и крестной смертью примирив нас Богу Отцу, ниспослал Духа Святаго на землю: тогда, вместо прежней тьмы идолослужения, облистал повсюду свет истинного боговедения; тогда и некнижные рыбари сделались благовестниками таин Божиих, познали и возвестили миру «премудрость» Божию, «сокровенную от века и родов, которой никто из властей века сего не познал», но которую «им Бог открыл Духом Своим»; тогда и младенцы о Христе уразумели то, что сокрыто было от премудрых и разумных. От единого Духа Святаго можем получить и мы, братия, тот божественный свет, который может просветить нас в познании таин спасения нашего; без Него мы навсегда останемся во тьме неведения, так что, по слову Апостола, «не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».
Как сообщается нам этот божественный свет? Сообщается посредством Слова Божия, которое, происходя непосредственно от Самого Источника света — Духа Святаго, само есть истинный свет, просвещающий всякого человека, которое есть «светильник ногам и свет стезям нашим». Ибо Слово Божие, как свет, открывает нам все, чего не видит и не знает собственный разум наш. Возведем ли взор наш горе? Там узрим, при свете Слова Божия престол Триипостасного Божества, окруженный тьмами-тьмущими св. ангелов и архангелов, херувимов и серафимов. Низведем ли взор свой долу? Там узрим разверстую бездну ада и мучимых в ней духов злобы. Обратим ли взор свой назад, к самому началу Мира? Там узрим, как созидается мир весь глаголом Божиим, как воззывается к бытию и первый человек, украшенный образом Божиим; как, потом, по навету диавола, он делается преступником заповеди Божией, изгоняется из рая сладости и осуждается на смерть со всем своим потомством; как премилосердый Отец небесный не оставил в погибели падшего рода человеческого, но обещал послать ему избавителя в лице Единородного Сына Своего, «который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Галат. 4: 4.5). Устремим ли взор свой вперед? Узрим, как нынешняя небеса и земля прейдут и, по глаголу Божию, явится новое небо и новая земля, «на которых обитает правда»; как Господь и Спаситель наш Иисус Христос явится со славою судить всему миру, призовет праведников в наследование уготованного им царствия от сложения мира, а грешников изгонит во огнь вечный, уготованный дьяволу. Видите ли, братия мои, какой беспредельный кругозор освещается пред нами Словом Божиим. Впрочем, и само Слово Божие есть светильник, сияющий в темном месте только «доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». Через чтение и слышание Слова Божия и через исполнение заповедей Господних должно стремиться к тому, чтобы Сам Дух Божий пришел и вселился в нас, даровал нам то божественное помазание, которое учит человека всему. Тогда внутрь нас самих откроется неиссякаемый источник того света невечернего, которым просветятся праведницы, яко солнце, во царствии Отца их. А без сего внешнее озарение и просвещение Словом Божиим будет озарять нас только на время, но не избавит совершенно от тьмы вечной.
Как приемлется божественный свет, сообщаемый Духом Святым? Свет вещественный приемлется оком чувственным; свет духовный приемлется живою верою, которая есть око ума нашего, и хранится в чистой совести. Потому, у кого чище, тверже и совершеннее вера, тот видит более, прозревает далее; тот, под руководством Слова Божия и озарением Святаго Духа, постигает все тайны и весь разум и «ведает все, дарованное нам от Бога»; тому даруется Духом Святым прозревать даже и те блага, «( которых) не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Напротив, у кого сие око ума темно, у кого ум и сердце омрачено или суеверием, или совершенным неверием: тот и видя не видит, и слыша не разумеет; тот, и при свете, пребывает во тьме, «и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза». Равным образом, чем чище и светлее совесть, тем яснее и лучше отражается в ней закон Божий, тем совершеннее отпечатлевается в ней воля Божия «благая, угодная и совершенная»; напротив, у кого совесть омрачена злыми делами, упорством и ожесточением во грехах, в том не может обитать Дух Святой, податель света божественного; «что общего у света с тьмою?» Посему-то Слово Божие заповедует нам просить у Бога света премудрости—« с верою, нимало не сомневаясь», и хранит открываемое Духом Святым таинство веры в чистой совести. В таком только случае Дух Святой будет и для нас светом и подателем света.
Но Дух Святый есть вместе живот и животворяй. Есть у нас жизнь телесная, которая обнаруживается в стройном и согласном действовании всех сил телесных, в правильном исполнении всеми членами тела того, что нам нужно и угодно; есть и жизнь духовная, которая обнаруживается также в стройном и согласном действовании всех сил и способностей души нашей по закону Божию, в исполнении всего, что угодно воле Божией. Жизнь телесная поддерживается вещественными стихиями, из которых первоначально составлено наше тело; жизнь духовная поддерживается Духом Святым, который «вдунул в лице его дыхание жизни». Как скоро вещество перестает питать тело, оно умирает и предается тлению; как скоро Дух Святый перестает животворить нашу душу, жизнь духовная прекращается в ней, она становится «мертвою по преступлениям» и растлевается в беззакониях. Так, когда Господь Бог отъял Духа Своего от людей, сказав:« не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; и предал их Бог превратному уму-делать непотребства», и «растлилися в беззакониях». Нет греха, которым не осквернились бы падшие люди; нет вида нечистоты и беззакония, которых сатана не посеял бы между ними; так что св. Апостол всех людей, не обновленных Духом Святым, именует отчужденными от жизни Божией, «мертвых по преступлениям и грехам вашим». Но когда Господь Иисус Христос, положивппй душу Свою за живот мира, ниспослал в мир животворящего Духа Своего, тогда лицо земли изменилось: посреди растленного грехами мира явилось царство Божие, общество людей святых и богоугодных. Оживотворенные благодатью Духа Божия самые грешники соделались чадами Божиими, в которых сияют совершенства Отца небесного. Нет добродетели, которой не олицетворили бы в себе эти новые люди, рожденные от Духа Святаго; нет искушения, которого не победили бы сии воины Христовы; нет столь высокого дарования духовного, которого не сподобились бы принять от Духа Святаго; нет чуда, которого не совершили бы силою обитавшей в них благодати. Так, один Дух Святой благодатию Своею животворит умерший грехом дух наш, возвращает ему истинную богоподобную жизнь: не приобщившись сей божественный жизни, мы останемся мертвыми на веки.
Как сообщается нам эта божественная жизнь? Сообщается в святых таинствах церковных. Св. крещение возрождает нас в новую благодатную жизнь и из сынов гнева и противления творит нас чадами любви и благоволения Божия. Св. миропомазание сообщает нам все «божественные силы, яже к животу и благочестию», делает нас способными к содеянию дел правды, любви и святыни. Св. покаяние врачует язвы совести нашей, налагаемый делами злыми и беззаконными, оживляет и воскрешает дух наш, сколько раз ни впадаем мы в грехи смертные, лишающие нас благодати животворящего Духа Божия и жизни духовной. Пречистая плоть и кровь Господа Иисуса Христа, приемлемая в таинстве евхаристии, питают, укрепляют и животворят дух наш, по оному слову Господню: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Иоан. 6: 55. 54). Впрочем, св. таинства суть только орудия благодати всесвятого Духа, которую должно надлежащим образом принять и усвоить, так чтобы она вселилась и обитала в нас. Без этого одно внешнее участие в св. таинствах не сделает нас причастниками божественной жизни и бессмертия.
Как приемлется эта божественная жизнь, сообщаемая нам животворящим Духом Божиим? Приемлется искренним, сердечным желанием, соединенным с твердою и непоколебимою верою, а удерживается в нас и усвояется нам искренним усердием к добродетельной и богоугодной жизни, постоянным упражнением духовных сил своих в делах правды, любви и благочестия, теплою молитвою к Богу Отцу, ниспосылающему нам всесвятого Духа Своего, к Богу Сыну, непрестанно ходатайствующему о нас пред Отцом Своим, и к Богу Духу Святому, животворящему дух наш. Когда хотят врачевать больного, то прежде всего стараются возбудить в нем желание здравия, доверие к врачу и надежду выздоровления; потом требуют, чтобы он уклонялся от всего, что вредно ему, и употреблял все, что полезно его здоровью. Так и Врач небесный не может оживотворить и исцелить нашего духа, если не обретет в нас искреннего желания своего спасения, совершенной веры и преданности Его воле и крепкого упования на Его милосердие и благость. Подаваемое нам Духом Святым врачество жизни и бессмертия не принесет нам пользы, если мы не отвратимся всем сердцем от нечистоты греховных дел, убивающих нашу душу, не будем тщательно укреплять и возращать подаваемые нам благодатные силы в подвигах благочестия и любви христианской. Для сего-то и нужно, братия мои, хранить, как зеницу ока, св. веру во святую живоначальную Троицу, как начало и корень духовной жизни,—бегать, как язвы, безумного глумления и кощунства неверующих, слушать и повиноваться Церкви Божией, которая есть столп и утверждение истины, и в которой одной можно обрасти спасение души и жизнь вечную. Надобно блюсти совесть и сердце свое в чистоте и святыни, ибо одни « чистые сердцем, Бога узрят»,—не попускать им оскверняться нечистыми и развращенными помыслами, скверными пожеланиями и страстями, завистливыми и братоненавистными чувствованиями; или же очищать их от мертвых дел искренним и вседушевным покаянием, теплыми и умиленными слезами и воздыханиями. Надобно паче всего пребывать в непрестанном молитвенном общении со всесвятым Духом Божиим, «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными». Тогда только Дух Святый будет и для нас «живот и животворяй, свет и света податель».
Свет и живот! Что ж драгоценнее света и что любезнее жизни? Да будет же первым желанием нашим желание сего божественного света и жизни, первейшим делом—снискание просвещения и оживотворения от всесвятого Духа Божия, первою молитвою та святая молитва, которою св. Церковь предначинает все свои молитвословия: «Царю небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и все наполняющий, Сокровище благ и жизни Податель, прейди и вселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Преблагий , души наши!» Аминь.
37. СЛОВО в понедельник св. Пятидесятницы («Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16))
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16).
Такую речь обращает св. Апостол Павел к верующим, сподобившимся принять Духа Святаго в сердце своем. В этих словах апостольских заключается, братия, высшее побуждение к тому, чтобы мы были внимательны к самим себе и осторожны в своей жизни, в своих действиях и поступках, хранили себя в чи- стоте и святости. Для сего Апостол Христов указывает на то высочайшее достоинство существа нашего, что оно предназначено быть жилищем Самого Божества, и на то особенное преимущество христиан, что в них, как в истинных храмах Своих, обитает всесвятой Дух Божий. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»
Когда же и как мы сделались храмами Божиими? Это было тогда, когда мы очистились от греха и обновились банею пакибытия и обновления духовного в таинстве св. крещения, когда прияли печать дара Духа Божия в таинстве св. миропомазания. Тогда и душа и тело наше соделались воистину храмом Божиим—святым и непорочным. Тогда Сам Господь Бог вселился в нас и усыновил нас Себе во Христе Иисусе, как обещал Он через Пророка: «вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом». Ибо можем быть неверными обетам своим мы, но не может не быть верен Своим божественным обетованиям Господь Бог наш: « дары Божие непреложны; все обетования Божии в Нем да и в Нем аминь»
Это, братия мои, высочайшая почесть, какой может удостоиться бренное, а тем паче падшее и погибшее существо, и какой удостоил нас Отец небесный ради возлюбленного Своего Сына. И самые херувимы и серафимы не имеют высшего достоинства и чести, как быть престолом Господа Вседержителя. И самых великих подвижников христианства св. Церковь отличает названием Духоносных и Богоносных мужей, как самым высшим титулом в царстве Божием. В этом же состоит и высочайшее счастье наше. Ибо, вселяясь и обитая в нас, чрез сие самое Господь творит нас Своими чадами возлюбленными, украшает и обогащает нас многоразличными дарами благодати Своей, «благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах», всегда готов услышать всякое моление наше, даровать нам, как чадам Своим, всякое благопотребное прошение, явить нам Свою божественную помощь во всякое время. Это и есть несомненный залог вечноблаженной жизни нашей в Боге, что в нас вселяется и обитает Он Сам—Источник жизни и бессмертия, вечной радости и блаженства. Но это же самое побуждает и нас, братия, хранить тщательно храм души нашей в чистоте и святости, стоять бодренно на страже сердца своего, чтоб не подкрались тати духовные, не подкопали храмину души нашей, не похитили у нас небесного сокровища благодати Божией и не внесли в нее своей нечистоты и скверны. « Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?»
Посему нам должно внимательно наблюдать, цель ли в душе нашей этот нерукотворенный храм Божий? Благоукрашен ли он так, чтобы мог вселиться и обитать в нем Сам Господь Бог со всею Своею святостию и правдою? Или же он весь пуст и пал есть? Или же вместо храма Бога живаго он соделался нечистым капищем страстей и пороков? Не поставился ли в нем идол своекорыстия, сребролюбия и лихоимания, которое Апостол Христов именует прямо идолослужением? Не водворился ли в нем кумир гордости житейской, которая, по слову Писания, есть мерзость пред Богом? Не воцарился ли в нем дух зависти, вражды и недоброжелательства к ближним, который ученик Любви Божественной именует человекоубийством, а одержимых ими людей—пребывающими в смерти? Не возобладал ли сердцем нашим безстудный истукан плотской похоти и нечистоты, которая, как смрадный дым, далече отгоняет от нас все чистое, святое, небесное и привлекает к нам духа злобы со всею его нечистотою и скверною? Сюда ли придти Господу? В такой ли запустившей храмине вселиться и обитать Ему? «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Какая совместность храма Божия с идолами?» ( 2 Кор. 6:14. 15. 16 )
Что же делать нам в таком случае? То же, что делают с разрушившимся и оскверненным храмом. Его возсозидают, украшают и освящают вновь.
Обновим храм души своей искренним покаянием, омоем и очистим все нечистоты и скверны греховные слезами умиления и сокрушения сердечного. Премилосердый Господь наш не хочет смерти и самого грешника; ведая немощь естества нашего, Он даровал нам божественное врачество покаяния, которым исцеляются все недуги душевные, очищаются все скверны и нечистоты греховные; учредил в Церкви Своей священное судилище не для осуждения, а для оправдания грешников, не для обличения и наказания, а для исцеления и заглаждения греховных язв и струпов. Прейдите, и истяжимся, глаголет Господь: « если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, -как волну убелю.»( Ис. 1:18.).
Украсим храм души своей, подобно как украшаются храмы вещественные, образами Самого Господа и святых Его, т. е. богомысленным размышлением, представлением, воображением деяний Самого Господа Иисуса Христа, Его смирения и уничижения, Его спасительных страданий и смерти,—воспоминанием веры и добродетелей, терпения и подвигов св. пророков и апостолов, мучеников и исповедников, преподобных отцов и святителей. Паче же всего будем убегать тех душетленных зрелищ, тех безумных бесед и забав, которые могут растлить и воображение и сердце наше нечистыми образами страстей человеческих, которыми оскорбляется целомудренное око и ухо христианина. «Лучше, по слову Пророка, быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». Надобно чаще всего посещать св. храм Божий, «созерцать» здесь «красоту Господню», услаждаться размышлением о Боге Спасителе, об обетованной Им славе и блаженстве в обителях Отца небесного. Облагоухаем храм души нашей благоуханием Слова Божия и молитвы. «Дом Божий есть дом молитвы», как говорит Сам Господь. В нем слышится только Слово Божие; в нем воспевается только песнь хвалы и благодарения Господу; в нем возносятся пред престолом Божиим молитвы и моления, прошения и благодарения. Надобно, чтоб и во глубине души нашей слышалось постоянно живое и действенное Слово Божие, которое одно есть полезно для «научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности», то утешительное Слово, которое утешает грешника безконечным милосердием Божиим, укрепляет подвижника благочестия уготованным ему венцом славы, ободряет унылого помощью от Господа, осияивает душу страждущего светлым лучом упования вечных благ во царствии Божием; то животворящее Слово, которое исцеляет сокрушенных сердцем, разрешает окованных узами греховными, воскрешает мертвых духом. Надобно, чтобы сердце наше соделалось жертвенником, на котором выну приносились бы жертвы славословия, хвалы и благодарения Господу; чтобы молитва соделалась дыханием души нашей; чтобы мысли и чувства наши возносились, как фимиам, от земли к небу, от временного к вечному, от тленного к бессмертному; чтобы душа наша стремилась к Богу крепкому, живому, как жаждущая лань к источникам воды; чтобы все существо наше упокоевалось в любвеобильном лоне Отца небесного.
Освятим, наконец, храм души своей благоговейным причащением таинственной вечери Христовой, вкушением божественного тела и крови Его: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», говорит нам Сам Единородный Сын Божий, «пребывает во Мне, и Я в нем». Это верх высоты и совершенства, и вместе счастия и блаженства, до которых может возвыситься душа человеческая! Вот, каким образом души верующие, приближаясь ко Христу, «камню живому, устрояют из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу!»
Как охранить нам храм души своей, чтоб не входило в него ничто нечистое и не приводило его в состояние падения и разрушения? Для сего надобно, братия мои, оградить его крепкою, надежною стражею.
Поставь на страже души своей здравое рассуждение и строгое внимание к самому себе. Приучи мысль свою взирать на землю и все земное очами веры, видеть здесь то, что есть на самом деле, одну суету и крушение души, один призрак, который рано или поздно исчезнет из глаз наших. Возлюби всем сердцем небо и жизнь вечную; поставь их, как и должно, первою и главною целью всей жизни своей, средоточием всех надежд и желаний. Тогда все мнимо важное и великое на земле явится ничтожным, все мнимо приятное потеряет свою прелесть, все драгоценное явится не имеющим никакой цены и достоинства. Все, что теперь обольщает, пленяет и увлекает сердце человеческое на путь греха и заблуждения, окажется столь низким и ничтожным, что возбудит отвращение и презрение.
Поставь на страже души своей страх Божий. Приучи свою мысль, свое воображение, свою память, свое желание, словом, все силы души своей быть всегда в святом везде присутствии Божием. Чтобы ты ни делал, делай пред лицом Божиим; о чем бы ты ни думал, думай пред Господом; чего бы ни желал, желай пред Богом. Не допускай и в мысли своей того, чтобы какое-либо уважение души и тела твоего, какая-либо мысль или желание твое могли укрыться от всеведения божественного. Тогда весь ум и сердце твое преисполнятся страхом и благоговением пред Богом, все желание твое утвердится в воле Божией. «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь».
Поставь на страже души своей память смертную,—и « во веки не согрешишь». У присужденного к смерти не может быть другой мысли, как мысль о вечности, другого желания, кроме желания живота вечного, другого страха, кроме страха суда Божия и вечных мучений, другой надежды, кроме надежды помилования на суде Божием. Ничто земное не пленяет его, никакая сладость греховная не прельстит его, никакие сокровища не привлекут к себе его сердца, никакие удовольствия не могут усладить чувств его. А что же все мы, братия мои, как не осужденные на смерть от самого рождения нашего? И что ожидает нас по смерти, как не страшный суд Божий? О чем же и думать нам более, как не о смерти и суде Божием? Не подумайте, братия, чтобы эта непрестанная мысль о смерти ослабила вашу ревность к полезным занятиям, или сделала жизнь вашу слишком печальною. Память смертная страшна только для празднолюбцев и грешников; а для истинного труженика она есть возбуждение к труду и облегчение труда, для праведника она преисполнена отрады и утешения. Ничто так не утешает истинного подвижника благочестия, среди трудов и скорбей жизни, как приближение того вожделенного часа, когда он может «разрешиться и со Христом быть»; когда, возлегая на смертный одр, он может сказать с Апостолом: «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил: а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (2 Тим. 4:7. 8).
Но никакой страж так бдительно не охранит храма души нашей от всего нечистого и враждебного Богу, как истинная, совершенная любовь к Господу. Кто искренно любит Господа, тот не только не сделает, но и не помыслит ничего, что противно воле Божией, чем оскорбляется Его святость, от чего отвращается любовь Его, чем возбуждается праведный гнев Его. Тот, напротив, старается делать все благоугодное пред Богом, находить отраду и утешение в исполнении заповедей Господних. Для того пища и питие есть святое слово Господне, у того жизнь и дыхание есть непрестанная молитва к Господу. Сия-то совершенная любовь к Господу есть та жизненная сила души верующей, которая влечет ее ко всему доброму, святому, небесному, сочетавает ее в един дух с Господом, вселяет в нее Самого Господа Иисуса Христа. « Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня , говорит Сам Господь: а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14: 21. 23. 20). Аминь.
38. Слово на первое августа.
«Главная потребность для жизни — вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу». (Сирах. 29, 24).
Таковы, по слову Писания, первые, главные, существенные потребности жизни человеческой, и первая между ними вода. Непререкаемая истина этих слов известна всякому, кому доводилось терпеть продолжительную жажду, кто хотя читал или слышал о тех несчастных муках, которые терпят умирающие от жажды. Но и эта самая необходимая, самая полезная для жизни нашей стихия бывает иногда и вредоносною, и гибельною. Вода оживляет истаивающего жаждой; но она и приносит ему иногда смерть вместо жизни. Вода очищает и омывает; но она же и оскверняет, и заражает иногда тело наше язвами. Вода исцеляет; но вода производит иногда тяжкие и продолжительные недуги. Вода, в виде дождя, животворит растительность земную; но она же, в виде града, опустошает и поля, и вертограды наши, и делает труд земледельца бесплодным. Вот, почему св. Церковь совершает по временам, как совершает, например, в настоящий день, торжественное освящение воды, чтобы она служила нам в пользу, а не во вред.
Что же значит и какую имеет силу это священнодействие, совершаемое над водою? И почему оно повторяется многократно?
В начале бытия мира все творения Божии, все стихии и существа земные были, братья мои, чисты, светлы, прекрасны, потому и полезны и благотворны для человека; потому что все созидалось вседействующим и всесовершающим Словом Божиим, все освящалось и оживотворялось всесветлым и оживотворяющим Духом Божиим, который «носился над водою», все запечатлено, наконец, всеосвящающим благословением Творца. «И увидел Бог все, что Он создал», говорится в священной книге Бытия мира и человека: «и вот, хорошо весьма». Потому все стихии, как творения пречистых рук Божиих, преданные в служение и хранение человеку, служили ему в пользу: поддерживали жизнь его, предохраняли от разрушения телесный состав его, который, по обетованию Божию, долженствовал быть бессмертным, ибо «смерти Бог не сотвори». Но человек сам, чрез общение с духом нечистым, приял семя нечистоты и греха в свою душу, а оскверненная душа грехом осквернила и его тело, ибо «исходящая от» нечистого «сердца оскверняет человека», как сказал Сам Господь. Отсюда нечистота и скверна проникла и во всю, окружающую человека и подчиненную ему, тварь; потому что в руках грешника все делается орудием греха и все заражается нечистотой и скверною греховною. Всесветлый Дух Божий отступил от зараженного нечистотой грешника: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть», сказал Господь о падших людях. Благословение Божие, которым торжественно запечатлел Господь все творения Свои, отнялось от них и проклятие гнева Божия отяготело на них: «проклята земля в делах твоих», сказал Господь падшему человеку. Таким образом, «вся тварь», которая вначале была добра зело, «покорилась суете», как говорит Апостол, «не волею», т. е. не сама собою, но за «по воле покорившего ее» человека, «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 20. 22), и своими тяжкими вздохами, болезненно отзывающимися на самом человеке, как бы мстит осквернившему ее человеку. «Споборет Богу мир на безумных, и вооружися тварь в месть врагом», говорит слово Премудрого. С тех пор все стихии, служившие прежде в пользу и наслаждение человеку, как бы в отмщение за осквернение их обращаются ему во вред. Земля, вместо добрых плодов, приносит ему терния и волчцы, а нередко и совсем становится, по выражению Пророка, как бы железною под стопами его. Воздух, упитываясь тлением, делается смертоносным и губительным. Вода, сделавшись стоком нечистот человеческих, делается в свою чреду вредоносною человеку: то погубляет она весь род человеческий в виде вод потопных, то истребляет наш хлеб насущный в виде дождей неблаговременных, то погубляет наши жилища и имущество внезапным разлитием, то делается источником и проводником заразительных болезней. И что было бы с землею и со всем, что на ней, если бы бесконечная любовь Божия не предопределила от вечности спасти человека от греха и проклятья, если бы Единородный Сын Божий не стал за нас Посредником и Ходатаем пред лицом правды Божьей. Сей-то Единородный Сын Божий, Само ипостасное Слово Отчее, «имже вся быша» вначале, «имже создана быша всяческая, я же на небеси и на земли», восприял на Себя естество человеческое, в котором, с паденьем, возник первоначальный грех—корень всей нечистоты и скверны на земле нашей. Очистив и освятив естество наше в Себе Самом, через него Он очистил и освятил всю тварь, сует повинувшуюся за человека. Очистил и освятил землю Своими молитвенными коленопреклонениями на ней и излиянием на нее пречистой крови Своей. Очистил и освятил воздух Своим животворным словом, Своими молитвенными воздыханиями, Своим божественным благословением. Очистил и освятил водное естество Своим крещением во Иордане. Вот, почему, братья мои, при крещении Христовом над Иорданом повторилось как бы то же, что было при сотворении мира. Над ним разверзлись небеса; Сам Бог Отец изрек в слух всех Свое божественное благоволение; всесвятой Дух Божий, который в начале мира «носился над водою», нисшел на воды Иордана и на крещающегося в них Иисуса в виде голубя. Так совершилось торжественное освящение воды в первый раз после того, как и она со всею тварью «покорилась суете» за грехи человека.
Для чего же, спросите, при всяком случае, как и ныне, мы повторяем освящение воды, которая так торжественно освящена Самим Единородным Сыном Божьим, погружением в нее не креста вещественного, а самого пречистого тела Его? Потому, во-первых, что не весь еще род человеческий восприял верою и усвоил себе жизнью благодать освящения, принесенную на землю Сыном Божиим, а многие остаются доселе под областью духа злобы, во тьме заблужденья и греха, в неверии и под клятвою гнева Божия. Потому, во-вторых, что первый грех человека оставил в самом существе нашем семя злое, которое непрестанно возрождается в многочисленных и многоразличных грехах человеческих, так что и верующие во Христа и обновляемые Духом Божиим не свободны от сего яда греховного, ощущают в себе его закон, «противоборствующий закону ума» их и «делающий меня пленником» их «закона греховного», должны еще много трудиться и подвизаться, чтобы «совлекшись ветхого человека с делами его, распять плоть» свою «со страстями и похотями», очистить себя от всякой скверны плоти и духа. Оттого и в мире христианском царствует еще грех со всеми вредоносными его плодами. Своими беззакониями мы вносим опять беззаконие и в окружающую нас природу; своими нечистотами греховными мы опять оскверняем и землю, и воздух, и воды; своими неправдами мы удаляем от себя и всего окружающего нас благословение Божие и привлекаем Его гнев и проклятие. Против сего, неоскудевающего в сердце человеческом, источника нечистоты и скверны Господь Иисус Христос даровал Церкви Своей неоскудевающий источник освящения в пресвятом и животворящем Духе, которого ниспослал от Отца Своего св. апостолам, который пребывает в Церкви во век, которым совершаются все церковные священнодействия. По силе сего всеосвящающего Духа Божия св. Церковь имеет власть освящать всех и все Словом Божиим и священнодействиями, низводить на всех и на все молитвами и благословением всесвятое благословение Божие. По сей-то, дарованной ей Господом, власти св. Церковь Словом Божиим, молитвами и священнодействиями освящает воистину не только самого человека, но и все, чем пользуется он в мире, дабы преизбытком освящающей благодати Духа Божия полагать предел распространению нечистот греховных, отвращать умножение гибельных следствий грехов человеческих. Она освящает землю, испрашивая ей у Бога благословение плодородия, освящает хлеб и плоды, служащие в пищу человеку, освящает и воду, утоляющую его жажду. Без сего освящения могла ли бы эта телесная пища поддерживать жизнь человека? «Не рождения плодов питают человека», говорит Премудрый: «но слово Твое сохраняет верующих в Тебя» (Прем. 16, 26). Не грубое вещество даровало жизнь человеку; не грубое вещество может и поддерживать эту жизнь: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Без силы животворящего Слова Божия, без благословения Господня, без благодати всесвятого Духа, рождения плодов суть только плевы, годные к истлению.
Отсюда уже само собою очевидно, что значит и какую имеет силу церковное освящение воды, употребляемой нами в питие и омовение. Это значит обновление в ней благословения Иорданова, возвращение ей первобытной чистоты и святости, низведения на нее благословения Господня и благодати животворящего Духа Божия, сообщение ей благодатной силы к освящению душ и телес тех, кто пользуется ею с верою. Посему-то, освящаемая церковным священнодействием вода, по молитвам св. Церкви, бывает «нетления источник, освящение дара, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам отгнательна, ангельской крепости исполнена»; так что всем почерпающим ее и пользующимся ею она служит ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе духовной и телесной.
Само собою разумеется, что этих благотворных действий освященной воды удостаивается только тот, кто приемлет ее с истинною, живою верою, с искренним желанием очищения от грехов и спасения, с теплою и усердною молитвою и благоговением, в духе глубокого умиления сердца. Бог не творит чудес там, где желают их видеть из одного любопытства, без искреннего желания воспользоваться ими к своему спасению: «род сей», говорит Спаситель о своих неверующих современниках, «роде сей знамения ищет, и знамение не дастся ему». Искренняя, живая, всесердечная вера есть единственный орган души нашей, которым приемлется благодать Божия, главное условие, при котором возможно наше освящение и спасение: «иже веру имеет, спасен будет, а иже не имеет веры, осужден будет», так сказал Сам Господь. Без искреннего с нашей стороны желания очищения и спасения невозможно спасти нас самому всемогуществу Божию. Ибо, даровав нам свободное произволение, Господь не отъемлет Своего великого дара, призывает, но не принуждает нас прийти к Нему, с долготерпением ожидает, чтобы мы сами свободно обратились к Нему, сами возжелали и искали Его благодати и милости. Без усердной молитвы мы не можем принять никакого дара Божия, подобно как, не протянув руки, не можем взять никакой вещи: «просите и дастся вам», говорит Господь, «ищите и обрящете». Без смирения и страха, без любви и благоговения пред Богом мы недостойны пользоваться дарами благодати Божией, не заслуживаем того, чтобы все служило нам в пользу, а не во вред. Для преступников заповедей Божиих, для некающихся грешников не только вкушение освященной воды, но и самое причащение тела и крови Христовой бывает не в жизнь и спасение, а в суд и осуждение. От нас самих, братья мои, зависит, чтобы участие наше в священнодействиях церковных всегда приносило душе нашей благодать Божию, чтобы принятие всякой святыни действительно освящало нас. Когда приходим к Богу с искренним сердечным умилением и молитвою, со страхом Божиим и сыновнею любовью, как дети к Отцу своему, — и Отец небесный призирает на нас, как на чад Своих призрением благости и милосердия, благословляет нас, как чад Своих, отеческим благословением. Если же приходим к Нему с легкомыслием и холодностью, с небрежением и бесстрашием, то и Господь обращается к нам не с любовью и милостью Отца, а с гневом и строгостью Судьи. Если приемлем всякую святыню с верою и благоговением, с сердцем сокрушенным и смиренным, с искренним желанием благодати Божией, — она бывает нам в освящение и спасение. Если же приемлем с легкомыслием и бесстрашием, без веры и упования благодати Божией, — бывает нам, как презрителям тайн Божиих, в суд и осуждение. Аминь.