🎧Свт. Серапион Печерский (игум. Киево-Печерского монаст.), еп. Владимирский. Слова и поучения

(озвучено Никой)

(тексты с 1 по 5  редактированы, но с максимальным сохранением оригинального текста)  (Источник русского текста: Памятники лит-ры Древней Руси XIII в. — М., 1980., украинского текста: litopys.org.ua; источник текстов 6,7 Журнал «Православный собеседник», Казань. — 1858 г. — Книга II)

🎧1. Слово (о необходимости покаяния, как в последние времена)
1.1. Слово (українською мовою)

2. Поучение вторника первой недели поста: когда отступим от грехов наших?
2.1. Повчання (українською мовою)

3. Слово («Подивимся, братья, человеколюбию Бога нашего!»)
3.1. Слово (українською мовою)

4. Поучение (об оставлении неправого суда людей на смерть из-за якобы колдовства, приводящего к погодным и стихийным бедствиям)
4.1. Повчання (українською мовою)

5. Слово бл. Серапиона о маловерии (о том, что общественные скорби от Бога и надо каяться, а не искать якобы виновных людей)
5.1. Слово (українською мовою)

6. Слово о мятеже жития сего.
7. Слово о кончине мира.


1. Слово (о необходимости покаяния, как в последние времена)

Слышали, братья, самого Господа, говорящего в Евангелии: «А в последние времена будет знамение через солнце, и луну, и звезды, и землетрясения в городах, и голод» (Лк.21). Тогда сказанное Господом нашим ныне сбылось — при нас, при последних людях. Сколько (раз) видели солнце, исчезнувшее и луну померкшую, и звёздное изменение! Ныне же земли трясение своими глазами увидели; земля, от начала утверждённая и недвижимая повелением Божиим, ныне движется, грехами нашими колеблется, беззакония нашего носить не может. Не послушали мы Евангелия, не послушали Апостола, не послушали пророков, не послушали светил великих, назову: Василия и Григория Богослова, Иоанна Златоуста, иных святитель святых, которыми вера утверждена была, еретики отогнаны были, и Бог всеми народами познан был, и те учили нас беспрестанно; а мы — едино беззакония держимся! Вот уже наказывает (наставляет – ред.) нас Бог знамениями, земли трясением Его повелением: не глаголет устами, но делами наказывает (наставляет – от ред.). Всем (этим) наказав нас, Бог (никак) не отведёт от злого обычая. Ныне землю трясёт и колеблет, беззакония грехов многих от земли отрясти хочет, как листву от древа. Если кто говорит: «Прежде этого потрясения были и войны, и пожары были же», — говорю: «Так и есть, но — что потом было нам? Не глад ли? не мор ли? не войны ли многие? Мы же, однако, не покаялись, пока не пришел на нас народ немилостивый, когда попустил Бог; и землю нашу опустошили, и грады наши пленили, и церкви святые разорили, отцов и братию нашу перебили, матери наши и сестры в поругании были». Ныне же, братья, все это зная, убоимся угрозы сей страшной и припадём Господу своему, исповедуясь: да не впадем в больший гнев Господень, не наведём на себя казни большие. Еще недолго ждет нашего покаяния, ждет нашего обращения. Если отступим от скверных и немилостивых судов, если отвратимся от неправого рЂзоимьства (ростовщичества –ред.) и всякого грабежа, воровства, разбоя и нечистого прелюбодейства, отлучающих от Бога, (отвратимся) сквернословия, лжи, клеветы, клятвы и оговора, иных дел сатанинских, — если всего этого отвратимся, хорошо знаю: что благая приимут нас не только в этом веке, и в будущем, ибо сам Господь говорит: «Обратитесь ко Мне, обращусь к вам, отступите от всех, Я отступлю, казня вас». Доколе не отступим от грехов наших? Пощадим себя и чад своих: в какое время такие смерти внезапные видели? Иные не могли о доме своём завещание сделать — восхищены были, иные с вечера здравые легли — наутро не встали: убоитесь, молю вы, этого внезапного разлучения! Если же предадимся воле Господней, всеми утешениями утешит нас Бог небесный, как сынов помилует нас, печаль земную отнимет от нас, исход мирный подаст нам в ту жизнь, где радости и веселья бесконечного насладимся с достойно угодившими Богу. Многое же говорил вам, братья и чада, но вижу: мало приемлют, изменяются наставлением нашим; многие же не внимают себе, как бессмертные дремлют. Боюсь, как бы не сбылось о них слово, реченное Господом: «Если бы не говорили им, греха не имели бы; ныне же оправдания не имеют о грехе своем» (см.Ин.15.22). Много же раз глаголю вам: если не изменитесь, оправдания не имеете пред Богом! Я же, грешный ваш пастух, повеленное Господом сотворил, слово Его передаю; вы же знаете, как куплю владычную умножить. Ибо когда придёт судить вселенную и воздать каждому по делам его, тогда потребует от вас — если умножили талант, и прославит вас, в славе Отца Своего, с Пресвятым Духом, и ныне, присно, вовеки.

1.1. Слово (українською мовою)

Чули, братіє, самого Господа, Котрий говорить у Євангелії: “І в останні літа будуть знамення на сонці, і на місяці, і на зірках, і землетруси в [різних] місцях, і голодомори”. Тоді проречене Господом нашим нині збулося — за нас, за останніх людей. Скільки [разів бо] бачили, як сонце загибало і місяць затьмарювався, і зорі змінювалися! Нині ж трус землі своїми очима узріли: земля, від початку [світу] утверджена й непорушна, повелінням Божим нині рухається, гріхами нашими коливається, беззаконня нашого зносити не може. Не послухалися Євангелії, не послухалися Апостола, не послухалися пророків, не послухалися світил великих, маю на увазі: Василія та Григорія Богословця, Іоанна Золотовустого; інших святителів святих, якими була утверджена Віра, відігнані єретики, й Бог усіма народами спізнаний був. І ті навчають нас безперестанку, а ми — всеєдино беззаконня тримаємося! Ось уже навчає нас Бог знаменнями, землі трусом [за] Його велінням: не каже вустами, але справою показує. [Проте,] усім караючи нас, [і тим] Бог не знищив поганих звичаїв. Нині землю трусить і коливає, чисельні гріхи беззаконня з землі струсити бажаючи, немов листя з дерева. Якщо хто каже: “Раніше [також] землетруси були, і війни, і пожежі”, — відповім: “Так є. Але що по тому було нам? Чи не голод? Чи не моровиці? Чи не війни чисельні? Ми ж однак не покаялися, доки не прийшов на нас, попущенням Божим, народ немилостивий, і землю нашу спустошив, і городи наші полонив, і церкви святі розорив, батьків та братів наших вибив, матерів наших і сестер збезчестив”. ― Нині ж, брати, це знаючи, побоїмося покарання цього страшного, і припадемо до Господа Свого, сповідаючись, аби не викликати ще більшого гніву Господнього, не навести на себе покарання сильнішого від першого. Ще трохи [Бог] чекатиме нашого покаяння, чекатиме нашого навернення. Якщо відкинемо погані й немилостиві суди, якщо відвернемося від неправедного лихварства та усіляких грабунків, крадіжок, розбоїв і нечистих перелюбів, які відлучають від Бога; сварливих слів, брехнів, неправедних звинувачень та наклепів, інших справ сатанинських — якщо від цього відвернемося, добре знаю: [за те] благодать отримаємо не лише в цьому віці, [але й] у майбутньому. Сам бо Господь каже: “Якщо навернетеся до Мене — навернуся до вас. Відступите від усіх — Я [також] відступлю, караючи вас”. Доколи не відступимося від гріхів наших? Пощадімо себе і дітей своїх: в які [ще] часи такі смерті раптові бачили? Деякі не встигли в домі своєму порядок навести — забрані були, інші з вечора здорові лігши — ранком не встали. Побійтеся, молю вас, цього раптового розлучення [душі з тілом]! Якщо бо підемо [далі] по волі Господній — всіма втіхами заспокоїть нас Бог Небесний, як синів помилує нас, печаль земну забере у нас, мирний перехід до іншого життя подасть нам, де радістю і веселощами безкінечними насолодимося з угодниками Божими. ― Багато говорив вам, брати й чада, але бачу: мало [і з того] беруть [до серця], не слухаються повчань наших. Багато хто ж [взагалі] не чує, дрімаючи, ніби безсмертним [є]. Боюся, аби не збулося на них слово, сказане Господом: “Якби не говорив до них — гріха б не мали; нині ж прощення не матимуть у грісі своєму”. Багато бо [разів] говорив вам: якщо не змінитеся — прощення не матимете перед Богом! Я бо, грішний ваш пастир, повелене Господом сотворив, слово Його передаючи, ви ж знайте, як набуток Господній помножити. Коли бо прийде судити Всесвіт і воздати кожному за справами його, тоді спитає з вас чи помножили талант, і прославить вас у Славі Отця Свого, з Пресвятим Духом і нині, [і] повсякчас, [і у] віки [вічні]!

2. Поучение вторника первой недели поста: когда отступим от грехов наших?

Господи, благослови, Отче! Многую печаль в сердце своем вижу о вас, чада, потому что никак же вижу, что вы, изменившись, (отстали) от дел неподобных. Не так скорбит мать, видящая чад своих болящими, как я, грешный отец ваш, видя вас болящими беззаконными делами. Много раз говорил вам, желая, чтобы отставили вы злые обычаи – (но) никак не вижу вас переменившихся. Если кто из вас разбойник — разбоя не отстает, если кто крадет — воровства не лишится, если кто ненависть на другого имеет, враждуя без отдыха, если кто обижает и похищает, грабя — не насытится, если кто ростовщик — лихвы брать не престанет, однако, по пророку: «напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то». Окаянный, помысли, как наг родился – так и отходит, ничего не имея, но только клятву вечную; а если ли кто любодей — любодейства не отлучится, сквернословец и пьяница от своего обычая не отстанет. ― Как утешусь, видя вас от Бога отлучившихся? Как ли обрадуюсь? Всегда сею в ниву сердец ваших семя Божественное, и никак  не вижу пророщенного и плод породившего. Молю вас, братья и сыны, переменитесь на лучшее, обновитесь добрым обновлением, перестанете злое творить, убойтесь сотворшего нас Бога, вострепещите суда Его страшного! К кому грядем, к кому приближаемся, отходя от света этого? Что скажем, что ответим? ― Страшно, чада, впасть в гнев Божий. Почему не видим, что придёт на нас, в еще этой настоящей жизни? Чего не приняли на себя? Какие казни от Бога не восприняли? Не пленена ли была земля наша? Не взяты ли были города наши? Не вскоре ли пали отцы и братья наша мертвыми на земле? Не ведены ли были жены и чада наши в плен? Не порабощены ли  были оставшиеся горькою работою от иноплеменников? Вот уже к 40 годам приближает томление и мука, и дани тяжкие на нас не престают, глады, мор на животных наших, и всласть хлеба своего съесть не можем, и воздыхание наше и печаль сушат кости наши. Кто же нас до этого довел? Наше беззакония и наши грехи, наше непослушание, наше непокаяние. ― Молю вас, братья, каждого из вас: вникните в помыслы ваши, узрите сердечными очима дела ваши, — возненавидьте их и отвергните их, к покаянию притеките. Гнев Божий престанет, и милость Господня изольётся на нас, мы же в радости поживем в земле нашей, по отшествии же со света этого придем радуясь,  как чада к Отцу, к Богу своему и наследуем Царство Небесное, Его же ради от Господа созданы были. Великими ибо нас Господь сотворил, — мы же ослушанием малы сделались. Не погубим, братья, величия нашего: «Не слушатели закона спасаются, но исполнители». Если же в чем оступимся, снова к покаянию притечем, любовь к Богу принесем, прослезимся, милостыню нищим по силе сотворим, бедным – помощью возможную от бед избавляйте. Если не будем такими — гнев Божий будет на нас; но всегда в любви пребывая, мирно поживем. ― Слышали, что Ниневий град: бывший великий множеством людей, полон же беззакония. Бог захотел истребить, как Содом и Гоморру, Иону пророка послал, чтобы проповедал погибель града их. Они же, слышавши, не дожидаясь, но скоро переменились от грехов своих, и каждый от пути своего злого, и истребив беззакония свои покаянием, постом, молитвою и плачем, от старцев и до юных, и до сущих младенцев, и тех молока лишили на 3 дня, но и скоту: и коням и всей животине пост сотворили. И умолили Господа, и кары от Него освободились, ярость Божию переменив на милосердие и погибели избегли. Ионино пророчество было напрасным, даже и потужил к Богу, что в бесчестие сотворено пророчество его: град же не погиб! Иона же, как человек, погибели града ожидал; Бог же, видел их сердца как воистину покаявшиеся, обратил каждого от своего злого дела и мысли, — милость к ним послал. ― Мы же что об этом скажем? Чего не видим? Что над нами не сотворится? Что не наказывает нас Господь Бог наш, желая нас переменить от беззаконий наших? Ни одного лета или зимы не было, когда бы мы были  не наказаны от Бога — и никак не лишимся злого нашего обычая: но кто в каком грехе увязнул — в том и пребывает, на покаяние никто не подвигнется, никто не обещает Богу зла не творить. Какие казни не примем в этом веке и в будущем — огнь неугасимый? Отныне перестаньте Бога прогневлять, молю вас! ― Многие ибо между вами Богу истинно работают, но на этом свете равно с грешниками от Бога казнимы есть, да светлейших от Господа венцов сподобятся; грешникам же большее мучение, так как праведники казнимы были за их беззаконие. Это слышащие, убойтесь, вострепещите, отстаньте от зла, творите добро. Сам ибо Господь говорит: «Обратитесь ко мне, и Я обращусь к вам». Ждет нашего покаяния, миловать нас хочет, беды избавить хочет, от зла хочет спасти! Мы же с Давидом говорим: «Господи, увидь смирение наше, отпусти все грехи наши, обрати нас, Боже, Спасителю наш, отврати ярость Свою от нас, да не на век прогневаешься на нас, да не прострешь гнева Своего от рода в род!» Ты ибо есть Бог Небесный, и Тебе прославляем со безначальным Отцем и с Пречистым Духом и ныне, и присно, во веки.

2.1. Повчання (українською мовою)

Велику печаль в серці своєму маю задля вас, чада, оскільки [аж] ніяк не бачу, аби ви відвернулися від справ неналежних. Не таку скорботу має мати, бачачи дітей своїх хворими, як же я, грішний отець ваш, бачачи вас хворими на беззаконні справи. Багато разів звертався до вас, бажаючи відвернути вас від поганих звичаїв — [проте] не бачу в вас жодних змін. Якщо хто з вас розбійник — розбишакувати не припиняє, якщо хто краде — крадіжок не лишає, якщо хто ненависть до іншого має — ворогує невтомно, якщо хто [кого] обижає й хапає, грабуючи — не насититься, якщо хто лихвар — відсотків брати не перестає. Проте, за Пророком: “Дарма метається: збирає, не знаючи кому збирає“. Окаянний і [не] подумає, що нагим народився — так і піде, нічого не взявши, крім прокляття вічного. ― Якщо хто розпусник — любасів не відлучиться, лайливець і п’яниця свого звичаю не кине. Як утішуся, бачачи, що ви від Бога відлучилися? Як зрадію? Повсякчас засіваю ниву сердець ваших сім’ям божественним, [та] ніколи не бачу, аби проросло і плід зродило. Молю вас, брати й сини: змініться на краще, обновіться добрим оновленням, перестаньте погане творити, побійтеся Бога, Творця нашого, затремтіть перед Судом Його страшним! Куди йдемо, до кого наближаємося, пішовши зі світу цього? Що кажемо, що відповідаємо? Страшно, чада, підпасти під гнів Божий. Чому не думаємо про те, що чикає на нас, [доки] ще в цьому житті є? Якої [біди] ще не накликали на себе? Якого покарання від Бога не отримали? Чи не полонена була земля наша? Чи не взяті були міста наші? Чи давно впали отці та брати наші мерцями на землю? Чи не ведені були жони й діти наші в полон? Чи не поневолені були ті, хто лишився, гірким іноплемінним рабством? Ось уже до 40 років наближається страждання та мука, й данини тяжкі не припиняються, голод, мори на худобу нашу, і досхочу хліба свого наїстися не можемо, і зітхання наші та печаль сушать кості наші. Хто ж нас до цього довів? Наше беззаконня та наші гріхи, наш неслух, наша непокаянність! ― Молю вас, брати, кожного з вас: вникніть у думки ваші, перегляньте сердечними очима справи ваші. Зненавидіть їх і відкинувши їх, до покаяння прийдете. Гнів Божий припиниться і милість Господня виллється на нас, ми ж у радості поживемо на землі нашій, по відшесті ж зі світу цього прийдемо, радіючи, як діти до батька, до Бога свого і успадкуємо Царство Небесне, задля якого створені Господом. Великими бо Господь сотворив нас, ми ж непослухом малими стали. Не погубімо, брати, величі нашої. Не ті, хто чув про закон і справи [належні] спасуться, але ті, хто творить [те]. Якщо ж чим і спокусилися, знову до покаяння прийдімо, любов до Бога принесімо, прослізимося, милостиню жебракам по силі сотворімо, [бо якщо] бідним допомогти можете — від бід вибавляйте [їх]! Якщо не будемо такими — гнів Божий буде на нас, завше в любові перебуваючи — мирно житимемо. Чули бо [про] Ниневію-град: була велика безліччю людей, сповнена ж беззаконня. Бог хотів [її] знищити, як Содом і Гоморру. Йону-пророка послав, аби проповідував погибель граду їхнього. Вони ж, почувши, не чекали, але швидко відреклися від гріхів своїх, і кожен від шляху свого поганого, й перебороли беззаконня своє покаянням, постом, молитвою і плачем, [не лише] від старців до дітей, до немовлят, [бо]і тих від молока відлучили на 3 дні, але й до худоби: і коням, і всім тваринам піст зробили. І вмолили Господа, і від покарання Його звільнилися, гнів Божий перемінили на милосердя й погибелі уникнули. Йонине пророцтво даремним виявилось, аж стуживши, дорікнув Богу, ремствуючи за безчестя пророцтв своїх: адже місто не загинуло! Йона, як людина, загибелі міста чекав. Бог [же], побачивши їхні серця, котрі воістину покаялися, відвернулися кожне від свого зла справою та думкою, помилував нещасних. Ми ж що таке кажемо? Чого не бачили? Чого над нами не сотворилося? Чим ще не карає нас Господь Бог наш, бажаючи нас відвернути від беззаконнь наших? Жодного літа чи зими не пройшло, коли не були карані Богом — і ніяк не втратимо поганого нашого звичаю: але хто в якому грісі зав’яз — в тому перебуває, до покаяння ніхто не тягнеться, ніхто правдиво не обіцяє Богу поганого не творити. Якої кари не зазнаємо в цей вік, і в наступному — вогонь невгасимий?! ― Від сьогодні перестаньте Бога гнівити, молю вас! Багато бо хто між вами є істинними рабами Божими, але на цьому світі нарівні з грішниками Богом карані, аби ще світліших від Господа вінців сподобилися, грішникам же — більша мука [вготована], що праведники покарані були за їхнє беззаконня. ― Це чувши, побійтеся, затремтіть, перестаньте [творити] зло, творіть добро. Сам бо Господь каже: “Повернітесь до Мене, і Я повернусь до вас”. Чекає нашого покаяння, помилувати нас хоче, від біди вибавити хоче, від зла хоче порятувати! Ми ж з Давидом кажімо: “Господи, бачиш смирення наше, відпусти всі гріхи наші, наверни нас, Боже, Спасителю наш, відверни гнів Свій від нас, аби увік не прогнівався на нас, ні простер гнів свій від роду в рід!” Ти бо єси Бог Небесний, і Тебе прославляємо з безначальним Отцем і з Пречистим Духом і нині, і повсякчас, [і] у віки [віків].

3. Слово («Подивимся, братья, человеколюбию Бога нашего!»)

Подивимся, братья, человеколюбию Бога нашего! Как Он нас приближает к себе, какими только словами не поучает нас! Какими угрозами ни угрожал Он нам! Мы же никак к Нему не обратимся. Увидев, что прегрешения наши умножились и заповеди Его отвергнуты, много знамений явил Он, много страха наслал, много поучал нас через рабов Своих, но ничем не смог направить нас к лучшему. Тогда навел Он на нас народ немилостивый, народ лютый, не щадящий красоты юных, немощи старых, младости детей, ибо навлекли мы на себя гнев Бога нашего, по словам Давида: «Вскоре распалится ярость его на нас!» ― Разрушены Божьи церкви, осквернены священные сосуды, попраны святыни, святители стали добычей меча, тела преподобных иноков птицам на съедение брошены, кровь и отцов и братьев наших, как вода, в изобилье землю напоила, сила князей и воевод наших исчезла, воины наши, страха исполнясь, бежали, а множество братьев и детей наших в плен уведены были, поля наши сорною травою поросли, и величие наше смирилось, богатство наше других добычей стало, труды наши достались неверным, земля наша достоянием стала иноземцев, в позоре мы были для живущих окрест земли нашей, посмешищем были для врагов наших, ибо познали на себе, как дождь с неба, гнев Господень. Приняли ярость Его на себя и отвергли великую Его милость, не дали присматривать за нами милосердными очами. Не было кары, которая бы миновала нас, и теперь беспрестанно терпим наказанья; не обратились к Богу, не раскаялись в беззаконии нашем, не отступились от злых нравов наших, не очистились от скверны греховной, поза­были наказанья страшные на всю землю нашу. В ничтожестве оставшись, великими себя считаем. ― Поэтому не кончается злое мучение наше: зависть умножилась и вражда поборола нас, тщеславие мутит разум наш, ненависть к ближним вселилась в сердца наши, ненасытная жадность поработила нас — не дает Богу пощадить нас, не дает нам быть милостивыми к сиротам, не дает познать естество человеческое. И как звери алчут насытить плоть, так и мы жаждем и стремимся, как бы всех погубить, а горькое, кровью облитое их имущество к своему присоединить. Звери, поев, насыщаются, мы же насытиться не можем, получив одно — другого желаем. За праведное богатство Бог не гневается на нас, но как сказал пророк: «С небес взирает Господь, чтобы увидеть, есть ли кто разумеющий или ищущий Бога, но все уклонились вкупе», и далее: «Неужели не образумятся творящие беззаконие, поедающие народ мой вместо хлеба?» Апостол Павел непрестанно взывает, говоря: «Братья, не участвуйте в делах злых и темных, ибо осуждены будут лихоимцы и грабители вместе с идолослужителями». Моисею вот что сказал Бог: «Если обидой обидите вдову и сироту, то возопят они ко мне, слухом услышу вопли их и разгневаюсь яростью, погублю вас мечом». И ныне сбылось о нас сказанное: не от меча ли пали? Не один ли раз, не дважды? ― Что же следует нам сделать, чтобы прекратились беды, которые мучают нас? Вспомните честно на­писанное в божественных книгах, ведь и владыки нашего самая важная заповедь — любить друг друга, милость иметь ко всякому человеку, любить ближнего своего, как себя, сохранять в чистоте тело свое, не осквернять его блудом, а если осквернишь, то очисти его покаянием. Не возгордитесь, не воз­дайте злом за зло! Ненавидит Господь Бог и злопамятного человека. Как же скажем: «Отче наш, отпусти нам грехи наши», если сами не прощаем? Какою, сказано, мерою мерите, той и отмерится вам. Богу нашему слава.

3.1. Слово (українською мовою)

Здивуємось, брати, чоловіколюбству Бога нашого. Як нас приводить до себе? Якими словами наставляє нас? Якими погрозами не грозить нам? Ми ж ніяк до Нього не навернемося! ― Побачивши наші беззаконня, що помножилися, побачивши, як ми заповіді Його відкинули, безліч знамень показавши, багато страху напускав, багато рабами своїми повчав — і нічим на добро не наставилися! Тоді навів на нас народ немилостивий, народ лютий, народ, який не щадить краси юних, немочі старих, молодості дітей — воздвигли бо на себе гнів Бога нашого, за Давидом:“Небавом розгориться гнів Його на нас”. Сплюндровано божественні церкви, осквернено посудини священні й чесні хрести, і святі книги, потоптано святі місця, святителі харчем для меча стали, плоті преподобних мнихів птицям на поживу кинуті були, кров батьків і братів наших, як вода рясна, землю напоїла, міць князів наших, воєвод щезла. Витязі наші, страхом виповнившись, тікали, чисельні ж брати та діти наші в полон ведені були, городів безліч спустіло, села наші бур’яном поросли і велич наша змирилася, краса наша загинула, багатство наше їм на користь пішло, [плоди] праці нашої погані успадкували, земля наша стала власністю іноплемінних, в приниженні перед тими, хто живе на краю землі нашої, в посміх були ворогам нашим, бо звели на себе, як дощ з неба, гнів Господень! Викликали гнів Його на себе і відвернули велику Його милість — і не дали наглядати нас милосердними очима. ― Не було покарання, яке б минуло нас, і нині без перестанку карані, не навернулися до Господа, не покаялися у беззаконнях наших, не відступили від поганих звичаїв наших, не очистилися від бруду гріховного, забули покарання страшні на всю землю нашу: малими ставши, великими себе вважаємо. Тому не перестають зла мучити нас: заздрість помножилася, злість перемогла нас, на величання вознесло розум наш, ненависть до інших вселилася в серця наші, неситість до майна перемогла нас, не дає милувати нам сиріт, не дає набути людського єства — але, як звірі жадають наситися плоттю, так і ми жадаємо всіх погубити, а гірке те майно й криваве собі заграбастати, і не припиняємо [того]; звірі, ївши, насичуються, ми ж насититися не можемо: того набувши, іншого бажаємо! За праведне багатство Бог не гнівається на нас, але, як сказано пророком: “З небес наглядає Господь, аби бачити, чи є хто, [котрий] думає про Бога чи шукає [Його, але] всі ухилися [від Його шляху] сукупно”, і [ще] Пророче: “Чи думають всі, котрі творять беззаконня, [котрі] з’їдають людей Моїх замість хліба?”. Апостол же Павло безперестанку вигукує, говорячи: “Брати, не торкайтеся справ поганих і темних, бо лихварі-грабіжники з ідолослужителями засуджені будуть” Мойсеєві ж каже Бог: “Якщо обідою обидите вдову й сироту, заволають до Мене, слухом почую крик їхній, і розгнівавшись яро, погублю вас мечем”. І нині збулося на вас проречена: чи не від меча загублені, і не раз, і не два?! ― Пом’яніть чесно написану в Божественних книгах найбільшу Заповідь Владики нашого: любити один одного, милувати кожну людину, любити ближнього свого, як себе, тіло чистим зберегти, а не оскверненим розпустою — якщо ж оскверниш його, то очисти покаянням; не будь горделивим, не воздавай ні в чому злом за зло. Так ненавидить Господь нас — злопам’ятливих людей. Як говоримо: “Отче наш, відпусти нам гріхи наші”, а самі не відпускаємо [іншим]? “Якою бо, — сказано, — мірою мірите, відміриться вам”. Богу нашому [слава].

4. Поучение (об оставлении неправого суда людей на смерть из-за якобы колдовства, приводящего к погодным и стихийным бедствиям)

Мал час порадовался о вас, чада, видя вашу любовь и послушание к нашей худости, и думал, что уже утвердились и с радостью приемлете Божественное Писание, (в котором говорится) «на совет нечестивых не ходите и на седалище губителей не сидите». Но вы еще поганьского (языческого) обычая держитесь: волхвованию веруете и пожигаете огнем невинных людей и наводите на весь мир и град убийство; если кто и не был причастен к убийству, но, в сонме (убийц) быв единомыслен (с ними) — убийца был; или могущий помочь, а не помог, есть таким, как сам убить повелел. ― От которых книг или от ких писаний такое слышали, будто из-за волхвования (колдовства) голод бывает на земли и наоборот, волхвованием, жита (хлеба) умножаются? Так если этому веруете, то почему пожигаете их? Молитесь и чтите их, дары и приносите им, пусть строят мир (правят), дождь насылают, тепло приносят, земле плодить велят! Вот ныне по три года урожая хлеба нет не только в Руси, но в Латине (на Западе): это волхвы ли сотворили? А не Бог ли правит своим созданием, как хочет, за грехи нас томя (наказуя)? ― Видел я от Божественного Написания, что, как чародейки и чародеи бесы действуют на род человеческий и на скот, колдовать могут; над теми (бесы) действуют, а им веруют. Бог же попущает — бесы действуют; попущает Бог, если кто их боится, а если кто веру твердую держит к Богу, там чародеи – не могут. Печалюсь я о вашем безумии, молю вас, отступите дел поганских (языческих). Если хотите град очистить от беззаконных человек, радуюсь тому; очищайте, яко Давид пророк и царь истребляя в граде  Иерусалиме всех творящих беззакония: одних убитием, иных заточением, иных же темницами; всегда град Господень чист от творящих грех. ― Кто же таким есть судьей, как Давид? Страхом Божиим судя, Духом Святым видя и по правде ответ давая. Вы же как ссужаете на смерть, сами страстями исполненные? И по правде не судите: иной по вражде творит, иный горького того прибытка желая, а иный ума не исполнен; только желает убить, ограбить, а если убить, и того не знает (как подобает сделать – ред.). ―Правила божественные повелевают через многих свидетелей осудить на смерть человека. Вы же воду свидетелем ставите и говорите: если тонуть начнет, неповинен есть; если же поплывёт — колдун. Не может ли дьявол, видя ваше маловерие, подержать (его), чтобы не погрузится (в воду), чтобы ввергнуть вас в душегубство? как, оставив свидетельство сотворенного Богом человека, пошли к бездушной стихии, к воде, принять свидетельство на гнев Божий? ― Слышали ведь, что от Бога казнь, посылаемая на землю от первых поколений: до потопа на гигантов (исполинов) огнем, при потопе — водою, при Содоме — серой, при фараоне — десятью казнями, при хананиях — шершнями, камнем огненным с неба; при судьях — войнами, при Давиде — мором, при Тите — пленением, потом же трясением земли и падением града. При нашем же народе чего не видели? Войны, голод, мор и землетрясения; наконец то, что отданы были иноплеменникам не только на смерть и на пленение, но и на горькую работу. Се же все от Бога бывает, и этим (Он) нам спасение готовит. ― Ныне же, молю вас, за прежнее безумие покайтесь и не будьте отныне как трость, ветром колеблема. Но если услышите что-то из басней человеческих, к Божественному Писанию обратитесь, чтобы враг наш дьявол, видев ваш разум, крепкодушие, не смог понудить вас на грех, но посрамлённый отходил. Ибо вижу в вас великою любовью текущих в церковь и стоящих с благоговением; при этом, если бы мне можно каждого из вас наполнить сердце и утробу разумом Божественного! Но не устану поучать вас и вразумляя и наставляя. Досада же меня немалая гнетет, если вы такой жизни не получите и Божьего света не узрите; ибо не может пастух утешаться, видя овец от волка расхищенных, то как же я утешусь, если кого из вас похитит злой волк дьявол? Но поминающе си нашу любовь, о вашем спасении заботу угодить сотворшему нас Богу, Ему же воздаем всякую славу и честь.

4.1. Повчання (українською мовою)

Недовго радів за вас, чада, бачачи вашу любов і послух до нашої малості, і думаючи, що вже утвердилися і з радістю приймете Божественне Писання: “На раду нечестивих не ходіть і на зібраннях погибельних не сидіть”. Якщо ж поганського звичаю тримаєтесь: у чарівництво вірите і спалюєте вогнем невинних людей — і наводите на всю общину та місто [гріх] вбивства: якщо [бо] хто і не братиме участь в смертогубстві, але разом бувши в однодумстві — убивцею став. Чи міг допомогти, але не поміг — [то] ніби сам убити повелів. В котрих книгах чи з яких писань дізналися, що від чарування голодомори бувають на землі, і знову чарами жита помножувалися? То, якщо в це віруєте, то чому спалюєте їх? Моліться і вшановуйте їх, дари приносьте їм — хай управляють общиною, дощ викликають, тепло приводять, землі плодоносити велять! Ось нині три роки хліб не вродив, не лише в Русі, але й серед латин. Чи це волхви сотворили? А чи не Бог управляє своїми творіннями, як захоче, за гріхи нас мучачи? Бачив я в божественних книгах, як чарівниці і чарівники-біси впливають на рід людський і на худобу, і знищити можуть: на тих діють, котрі їм вірять. Бог попущає — біси діють; попущає Бог [діяти їм над тими], хто їх боїться, а хто твердо вірує у Бога — над тим чарівники не владні. Печалюсь за вашим безумством, молю вас: відступіть від справ поганських! Якщо хочете місто очистити від беззаконних людей, радію тому; очищайте, як Давид пророк і цар винищував у місті Єрусалимі всіх беззаконних: одних убиваючи, інших ув’язнюючи, інших до темниці кидаючи; постійно місто Господнє очищав від гріхів. [Проте] хто бо такий був судія, як Давид? Страхом Божим судив, Духом Святим бачив і правдиво відповідь давав. Ви ж як засуджуєте на смерть, самі пристрастями виповнені? І правдиво не судите: один із ворожості творить, інший гіркого того прибутку жадаючи, а інший, розуму не виповнений, тільки бажає убити, пограбувати, а за що і кого убити — того не знає. Правила божественні велять багатьма свідками засуджувати на смерть людину. Ви ж воду свідком ставите і говорите: якщо втопати почне, невинним є; якщо ж попливе — волхв є. Чи не може диявол, бачачи ваше маловірство, підтримати, аби не занурився, щоб навернути [вас] на душогубство. Як, не зважаючи на свідоцтво сотвореної Богом людини, ідете до бездушного єства — до води, [аби] отримати свідоцтво на прогнівлення Бога?

Чули покарання, послані від Бога з перших родів: до потопу на гігантів вогнем, за потопу — водою, за Содому — сіркою, за фараона — десятьма карами, за ханаанян — шершнями, камінням вогняним з небес; за суддів — війнами; за Давида — моровицею, за Тита — полоном, потім же землетрусом і сплюндруванням міста. За нашого ж народу чого не бачили? Війни, голодомори, моровиці й труси; нарешті віддані були іноплемінним не лише на смерть, але й у полон, в гірке рабство. Це ж усе від Бога буває і цим [Він] нам Спасіння здійснює. Нині ж, молю вас, покайтесь у попередньому безумстві і не будьте звідсьгодні немов тростина, яка вітром коливається. Але якщо почули якісь вигадки людські — до Божественного письма вдайтеся, аби враг наш, диявол, побачивши ваш розум і міцнодушність, не міг змусити вас до гріха, але посоромленим відійшов. Бачу бо вас, котрі з великою любов’ю йдете до церкви і стоїте з благоговінням; до того ж, якщо б я міг кожному з вас наповнити серце та утробу розумом божественним! Але не втомлююсь повчати вас і врозумляти, наставляючи. Жалію бо я дуже, що ви такого життя не отримаєте, і Божого Світла не побачите; не може бо пастух втішатися, бачачи овець вовком розкрадених, то як я втішусь, якщо когось із вас вкраде злий вовк — диявол? Але поминаючи тут нашу любов, задля вашого Спасіння постарайтеся вгодити Богу, Який нас сотворив, Йому ж всяка слава, [і] честь [і поклоніння у віки віків. Амінь.]

5. Слово блаженного Серапиона о маловерии (о том, что общественные скорби от Бога и надо каяться, а не искать якобы виновных людей)

Печаль многую имею в сердце о вас, чада. Никак же не обратите  от злобы обычая своего, все злое творите в ненависть Богу, на пагубу души своей. Правду оставили, любви не имеете, зависть и лесть жирует в вас, и вознёсся ум ваш. Обычай поганский (т.е. языческий – от ред.) имеете: волхвам веру имеете и пожигаете огнём неповинных людей. Где это есть в Писании, чтобы человек управлял обильем или скудостью (возмож. перев.: урожаем или неурожаем – ред.)? посылал или дождь, или теплоту? О, неразумные! все Бог творит, как хочет; беды и скудость посылает за грехи наша и наказывая нас, приводя на покаяние. О, маловерные, слышали о казнях от Бога: в первых родах гиганты (исполины – от ред.) потоплены и огнём пожжены, а содомляне огнем так же сожжены, а при фараоне было десять казней на Египет, при ханании камни огненные с небес пустил, при судьях рати (войны – от ред.) навел, при Давиде — море на людей, при Тите плен на Иерусалим, потом трясенье земли и падение града. И в наше время чего не видели злого? многие беды и скорби, рати (войны), голод, от поганых (язычников) насилие. Но никак же обратимся от злых обычаев наших; ныне же гнев Божий видя и утверждаете: что утопленника и удавленника, если бы кто и погреб, надо вырыть, чтобы не пострадали люди*. О, безумие злое! О, маловерие! Все мы зла исполнены, о том не каемся. Потоп был при Ное не про удавленного, не про утопленника, но за людские неправды, (за это были) и иные казни бесчисленные. Драч град** 4 года стоял потопленный морем, и ныне в море есть. В лясех (в Польше – ред.) от умножения дождя 600 людей утонуло, а иные в Перемышли граде 200 утонули, и глад был 4 года***. Там же это все было в эти времена за грехи наши. О, люди, это ли ваше покаяние? Этим ли Бога умолите, что утопленника или удавленника выроете? Этим ли Божию казнь хотите утишить (успокоить – ред.)?  Лучше, братья, престанем от зла; лишимся всех дел злых: разбоя, ограбленья, пьянства, прелюбодейства, скупости, лихвы, обиды, воровства, лжесвидетельства, гнева, ярости, злопамятства, лжи, клеветы, ростовщичества. Я, грешный, всегда учу вас, дети мои, велю вам каяться. Вы же не прекращаете злых дел. Когда какая на нас казнь от Бога придет, то более прогневаем, приводя приметы: из-за этого засуха, из-за этого дождь, из-за того — хлеб не родится; и бываете устроителями Божией твари, а о безумии своём почему не скорбите? Даже язычники, закона Божия не ведающие, не убивают единоверных своих, ни грабят, ни наговаривают, ни клевещут, ни крадут, не зарятся чужого; всяк поганый (язычник) брата своего не продаст; но, кого из них постигнет беда, то искупят его и на промысел дадут ему; а найденное на торгу покажут;― а мы, делая вид, верные, во имя Божие крещённые и, заповеди его слышащие, всегда неправды исполнены и зависти, немилосердия; братьев свою грабим, убиваем, язычникам продаём; обидами, завистью, если бы можно было, съели бы друг друга, но все Бог возброняет. Если вельможа или простой, то весь добычи желает, как бы обидеть кого. Окаянный, кого снедаешь? не таков ли он человек, как и ты? не зверь есть, не иноверец. Зачем плачь и клятву на себя влечешь? или бессмертен ты? не чаешь ли Суда Божия, ни воздания каждому по делам его? От сна встав, не на мольбу ум прилагаешь, но как бы кого озлобить, ложью победить кого. Если не отстанете от этого, то горшие беды придут потом. Но, молясь, вам глаголю: примем покаяние от сердца, да Бог оставит гнев свой, и обратимся от всех дел злых, да Господь Бог обратиться к нам. Это знаю я, поучаю вас, что за мои грехи беды эти происходят. Придите же со мною на покаяние, да умолим Бога; зная что, если покаемся, будем помилованные; если не оставите безумия и неправды, то узрите горшее напоследок. Богу же нашему слава.

* В 13 веке  был обычай выкапывания, т.к. называемых «заложенных» покойников.  Ими считались умершие не естественной смертью люди, мертвые чародеи, колдуны, а также мертвецы, которых прокляли близкие родственники. Их не хоронили, а забрасывали ветками, кореньями и т.п. в заболоченных местах, у перекрёстка дорог и т.п. Столетиями держалась традиция, когда в случае засухи, непрекращающихся ливней либо голода, причину бедствий связывали с «нечистыми» покойниками.

** Драч — город на побережье Адриатического моря, был разрушен землетрясением в 1273 г. и затоплен.

*** Наводнение в Польше случилось в 1269 г., а голод на Западе начался в 1271 г. Если прибавить  указанные 4 года, то речь была произнесена в 1275 г.  

5.1. Слово (українською мовою)

Вельми печалюсь за вас, чада. Ніяк не переміните поганого звичаю свого, всіляке зло творите на ненависть Богу, на згубу душі своїй. Правду облишили, любові не маєте, заздрість і обман процвітає у вас, і вознісся розум ваш. Звичай поганський маєте: волхвам вірите і палите вогнем невинних людей. Де це є в Писанні, аби люди володіли статками і нестатками; давали чи дощ, чи тепло? О, нерозумні! Все Бог творить за Своїм бажанням: біди й нестатки посилає за гріхи наші і [тим] навчаючи нас, приводить до покаяння. О, маловірні! Чули про Божі кари: у перших родах [до] потопу гіганти вогнем попалені, а содомляни також вогнем спалені, а за фараона — десять кар на Єгипет, за ханаанян — каміння [Бог] вогняне з небес скинув, за суддів — раті навів, за Давида — моровицю на людей, за Тита — полон на Єрусалим, потім трус землі і сплюндрування міста. І в наші літа чого [ще] не бачили поганого? Великі біди та скорботи, війни, голод, насилля поганих. Але ніяк не змінимо своїх поганих звичаїв! Нині ж, гнів Божий бачачи, вигадуєте: [коли] хто поховав удавленника чи утопленика — викопаєте, аби не погубив людей тутешніх. О погане безумство! О, маловір’я! Виповнені ми зла, [і] в тому не каємося. Потоп був за Ноя не через удавленого, ні через утопленика, але через людську неправду, [як] і інші кари незчисленні. Драч-місто 4 роки стояв, морем затоплений, і нині в морі є. В ляхах від великого дощу 600 чоловік потонуло, а інших у Перемишлі- граді 200 потонуло, і голод був 4 літа. Там же це все було в наш час за гріхи наші. О, люди, чи це є ваше покаяння?! Чи цим Бога умилостивите, якщо утопленика чи удавленника викопаєте? Чи цим Боже покарання хочете втишити? Краще, брати, облишимо зло; відринемо всі справи погані: розбій, грабунки, п’янство, перелюби, скупість, лихварство, обіди, крадіжки, неправдиві свідчення, гнів, злість, злопам’ятність, брехні, наклепи. Я бо, грішний, повсякчас навчаю вас, чада, велю вам каятися. Ви ж не припиняєте погані справи [творити]. Коли яка від вас кара Божа прийде, то [ще більше] прогніваємо [Бога], прикмети придумуючи: тому — бездощів’я, від цього — дощ, тому хліб не родить. Управляєте Божим сотворінням, а над безумством своїм чому не плачетеся? Погани бо, Закону Божого не відаючи, не вбивають одновірців своїх, не грабують, не звинувачують [неправедно], не зводять наклепи, не вкрадуть, не жадають чужого; кожен поганин брата свого не продасть, але, [якщо] когось із них настигне біда, то викуплять його й на обзаведення дадуть йому; а знайдене на торгу показують. А ми, вважаючись вірними, хрещені в Ім’я Боже, і Заповіді Його чувши, завше неправди виповненій заздрости, немилосердя; братів своїх грабуємо, убиваємо, до поган продаємо; доносами, заздрістю, коли б могли, з’їли один одного, але всіх Бог боронить. Чи вельможа, чи простий — кожен добутку жадає, якби обидити когось. Окаянний, кого з’їдаєш? Чи не таку ж людину, як і ти? Не звір бо, не іновірний. Чому плач і прокляття на себе накликаєш? Чи безсмертним є? Чи не чаєш Суду Божого, ні воздання кожному по справах його? Прокинувшись бо, не на молитву думку спрямовуєш, але як би кого образити, брехнями перемогти кого. Якщо не облишите цього, то [ще] гірші біди отримаєте по тому. Але, просячи, кажу вам: приймемо покаяння до серця, аби Бог втишив гнів свій і відвернемось від усіх поганих справ, аби Господь Бог повернувся до нас. Це знаючи, я повчаю вас, оскільки [й] за мої гріхи біди ці діються. Прийдіть зі мною до покаяння, аби вмолили Бога. Знаю бо: якщо покаємося — будемо помилувані; якщо не облишите безумство та неправду, побачите [ще] гірше наостанок. Богу ж нашому [слава].

6. Слово о мятеже жития сего

Уже самое время наводит нас на дело вечной жизни и неразрушимой славы. Ибо жизни сей преемствует смерть, а славу постигает посрамление. Многие из вельмож прежде времени, как псы, сведены были во ад, а богатые впоследствии обнищали. И судья радуется, осуждая подсудимых; а (потом) восплакал, когда потерял власть. И ничто не твердо в людях, но все беспорядочно: один землю у другого захватил, а другой именье отнял; вот село слыло (было) за тем, а ныне дом другого там. Другие, не насыщаясь имением, и свободных сирот порабощают и продают. Иные крадут и грабят, стараясь собрать больше имения. И все они собирают огнь на свои главы. Нисколько нет правды в мире: дети бесчестят своих родителей, а отцы отметаются от своих детей; мужья от своих жен блудят; старые юнятся. Нельзя иметь веры к другу и надеяться на брата: ибо обещает мир, а в себе мыслит зло и только устами любят друг друга. Лесть и зависть только господствует в вас; и ненасытимое корыстолюбие сохраняете. Никто Бога не поминает; как бы бессмертными себя представляют, и никто не ожидает осуждения по смерти. Вот почему казни от Бога приходят на нас: ибо мы все худое творим. Силу нам (Бог) дал, дабы правду Его творить, а мы ею беззакония совершаем; богатство нам дал, дабы мы из него неимущим и убогим подавали. А мы еще обидим сирот, вдовицам причиняем насилие, и у бедных отнимаем. Власть нам вручил Он, дабы мы обидимых избавляли; а мы обидим: правого по мзде обвиняем. Нет правого пути, ни суда правого; погибла любовь, ненависть умножилась; добродетель презрена, целомудрие забыто; почтено высокомерие и гордость; истина погибла, и ложь покрыла землю. О, широта и глубина долготерпения Божия! не отмщает Он нам за все наши грехи, не потому, чтобы не мог нас мучить, но от каждого из нас ожидает покаяния и обращения; не прогневляется, но милосердует о нас, как чадолюбивый отец.

7. Слово о кончине мира

Братие, бойтесь грозного и страшного суда Божия: ибо внезапно придет тот страшный день. Если мы не приготовимся добродетелями, то, нагие и странные, будем осуждены в неугасимый огонь. О братие, живите в страхе Божием, ибо время жизни сей мало, как дым исчезает; и много бедствий нам приключается за грехи, и скорбь немалая: нашествия поганых, волнение между людьми, неустройство церквей, беспорядки между князьями, бесчиние священников: только плоти угождают, а о духовном не заботятся. И игумены также. А чернцы (монахи) становятся заботливы о пирах, склонны к тяжбам, гневливы, имеют жизнь, неподобную святым отцам. Владыки стыдятся лиц сильных, судят по мзде, обидят сирот, не заступаясь за вдовиц и убогих. В мирянах неверие и блуд, и люди, оставя правду, начинают творить неправду. И в такие дни, если кто хочет, спасется, и великим наречется в Царствии Небесном. Ибо так было и в дни Ноевы: ели, пили, женились, блудили; настал потоп, и всех погубил за беззаконие. Ужасно видеть то страшное явление! Когда Ной делал ковчег, как Господь ему заповедал, тогда слоны из Индии и львы из Персии шли с овцами и с козами вместе, не вредя друг другу; гады и птицы собирались туда, где Ной делал ковчег. И Ной с плачем говорил людям: покайтесь! потоп на вас идет. А они, видя все это, не внимали, и учения не слушали, пока не покрыла их потопная вода, и они худую кончину приняли. О, братие, убоимся: ибо, вот, все писанное к концу приходит, и предсказанные знамения сбываются. И уже мало остается нашей жизни и века. ― Итак, кто хочет спастись, подвизайся ныне в смирении, воздержании и милостыне. Ибо если кто впадет в руки разбойников, возлюбленные, то как умиленно просит, чтобы сохранили ему жизнь, а имение взяли бы. Как же, братие, не худо то, что ради худой жизни мы всего лишаемся, а о душевной пользе не заботимся? Для чего жалеем давать неимущим? Почему не отстанем от злых дел и не хотим преклонить сердец на покаяние? Вот и земля трясется от лица Господня нам на страх, и многие города опустели по Божию гневу. Мы и того не убоялись: не перестаем творить зло. И поганых Бог попустил на нас: сыны и дщери ваши поруганы были и отведены в плен: все для того, чтобы мы убоялись: не смотря на то, мы одинаково неправды творим! не оставляем гнева и зависти, блуда и пьянства, и от грабительства не отстаем и от прочих злых дел, которые ненавистны Богу. О, братие, доколе есть время покаянию, потщимся жить в добродетели; будем милостивы, да будет и Господь к нам милостив. Смотрите, братие, как и своих церквей не щадит Бог, ни святых книг, когда землю оставляет пустою, за грехи человеческие, дабы принудить их к покаянию. Если же и казнимые не каются и не отстают от злоб: то еще бо́льшия томления и вечные муки ожидают их. Не погубите, братие, душу, угождая телу: ибо Иоанн Богослов сказал: «аще кто мир сей любит, несть любви отчя в нем» (1Ин.2:5). Вы не знаете, в какой час постигнет нас смерть. Многие вчера легли здоровыми, а в сию ночь внезапно умерли, увязли в пагубной сети, и на утро погребены. Заботьтесь, братие, о спасении душ своих: ибо страшен Судия не стяжавшим добрых дел. О, возлюбленные! что тогда сотворим, когда сам Господь придет на отмщение грешникам? И здесь, когда бывает буря и гром, мы не переносим того; а там куда деться, когда будет страшный суд, если ныне не приготовимся!