Объяснения разным мест Святого Писания. Максим Грек


* 1. Послание к некоторому другу, где объясняются некоторые неудобопонятные изречения Священного Писания (а именно: псалмы 1.4,5; 2.6,7; 3.7; 25; 33.11; 31.4; 141,3)
* 2. Объяснение слов 102-го псалма: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя».
* 3. Объяснение, отчасти, псалма 18-го.
* 4. Толкование на слова: «идите людие Мои» и прочее (Исаии 26, 20)
* 5. Толкование слов Евангелия от Иоанна: «думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан.21, 25)
* 6. Толкование некоторых мест Священного Писания


1. Послание к некоторому другу, где объясняются некоторые неудобопонятные изречения Священного Писания (а именно: псалмы 1.4,5; 2.6,7; 3.7; 25; 33.11; 31.4; 141,3)

Господину Иоанну, благоразумному и верному другу, желаю радоваться.

Знаю, что ты сильно желаешь получить от меня, малоученого, некоторое краткое наставление к уразумению некоторых неудобопонятных изречений Писания, точному уразумению которых я и сам сильно желаю научиться, и с радостью принял бы такое учение, если бы нашел человека, который мог бы истолковать тай­ный смысл таких непонятных изречений. Но так как мы имеем неложное Божественное обещание, поощряю­щее нас к изъяснению Его чудес на пользу слышащих, которое говорит: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» (Исх. 4, 12), то есть отбрось всякую боязнь и всякое сомнение и решись говорить то, что служит на пользу людям Моим, и Я все исправлю, наполню ум твой премудростью и высоким разумом и языком твоим буду двигать подобно тому, как кто ударял бы инструментом в доброгласные гусли,—то, уповая на это не­ложное обещание или, лучше сказать, повинуясь ему, касаюсь того, что выше моего разума, чтобы исполнить твое доброе желание, насколько Господь вразумит меня.

Начну же с того, с чего и следует начать, то есть с первого псалма, ибо достойно всякого исследования сказанное в нем: «Не так-нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром» (ст. 4), потом прибавляет: «Потому не устоят нечестивые на суде» и прочее (ст. 5). Если же это так, то как Сам Господь говорить в святом Евангелии: «и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других», и про­чее (Mф.25, 32). Как же предстанут перед Судьей все народы, когда «не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных»? Что восстанут все—и нечестивые и грешные—это доказывается многими дру­гими доказательствами, особенно же тем, что объявил Сам Владыка, говоря: «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Иоан.5, 29). Неужели все это составляет противоречие? Никак. Явствует же из этого, что нечестивые и греш­ные воскреснут, но не «в воскресение жизни», а «в воскресение осуждения», то есть, воскреснуть не для того, чтобы на­следовать жизнь вечную вместе с благочестивыми и праведными, но чтобы быть осужденными и услышать сей праведный приговор о них на суде: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Mф.25,41), как и в другом месте божественный пророк объявил, говоря: «Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога» (Пс.9,18). Отсюда мы научаемся двум некоторым высоким догматам, именно: что души нечестивых и грешных до самого второго пришествия Судии содержатся во аде, и что грешники опять туда возвратятся для вечного мучения. Где же те, кото­рые без ума утверждают, что души грешных очи­щаются чистительным огнем и затем получают жизнь вечную? Ибо ни в течение многого минувшего времени не могли они очиститься, ни по возвращении в ад приемлют очищение, но «идут», говорит Судья, греш­ники «в муку вечную», а не к временному очищению, пра­ведники же в живот вечный, а не так, чтобы они получили это посредством очистительного огня, как утверждает латинское лжеучение, последующее Платону, эллинскому философу, и Оригену, начальнику ересей. Получают же сие те, которые всякою правдою и святостью и боголюбезными делами угодили Судии, как Он Сам о них свидетельствует, говоря: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть», исчисляя по порядку и все боголюбивые их деяния. Но об этом достаточно и сказанного. Те­перь же, если желаешь, обратимся к рассмотрению второго псалма, если найдется в нем что-либо достойное исследования.

«Я», говорит, «помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение» (ст.6 и 7). Достойно исследования, кто говорит это и о ком сие говорится. Мы утверждаем, что блаженный Давид, озаряемый Духом Святым, предсказал выше имеющее быть по воле Бога Отца уничижение и посмеяние со стороны восхотевших отвергнуть честь Единородного Сына Его, которые, хвалясь без ума, говорят: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их» (ст.3); предсказав о сем, пророк Божий присовокупляет, говоря от лица Самого Единородного: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Здесь под­лежат исследованию два обстоятельства: каким образом поставляется от Отца царем Тот, Который, как Создатель всего, есть Царь, присно соцарствующий Отцу и Святому Духу, как Бог, собезначальный Им и соприсносущный? Во-вторых, подлежит исследованию и то: если Сын приемлет от Отца в «достояние» все вообще народы и в «одержание» свое—«концы земли», как слышим в последующих словах, то как опять Он говорит: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею»? Мы знаем, что гора Сион, на которой был создан Вышнему царем Соломоном преславный храм, находится в черте города Иеруса­лима, почему (царь Сиона или Иерусалима) признается царем только одной страны Иудейской, а не всех народов. По поводу первого недоумения отвечаем так: Единородный Сын Божий, как Бог, равный Отцу и Святому Духу, имеет присносущно царство над всем; приемлет же оное от Отца и как человек, в виде воздания и почести за великие труды, которыми Он по человечеству крепко подвизался на земле, приняв смерть во славу Отца Своего и за спасение всех людей. Так разрешается первое недоумение. Что же касается до слов: «над Сионом, святою горою Моею», то следует писать и читать так: «Я же поставлен есть Царь от Него». Здесь должна стоять точка, чтобы сказанное имело такой смысл: Я, быв совершен, как человек, поставлен от Отца Моего Царем, приняв в Свое достояние и одержание всю подсолнечную, а не одно только царство иудейское. После точки пусть следует сказанное далее как новое начало: «над Сионом, горою святою Его возвещая повеление Господне», то есть, уча в Иерусалиме, в храме Бога и Отца Моего, иудейский народ и открывая ему то, что повелено Мне Отцем Моим сказать им открыто, как Сам говорит: «пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Иоан.12,49). Итак, следует писать и читать: «Я же поставлен есть Царь от Него». И здесь ставить точку. Затем писать и читать: «Над Сионом, горою святою Его возвещая повеление Господне». Этого разъяснения достаточно об этом.

Следует теперь перейти к третьему псалму и изъ­яснить сказанное в нем ничто необычное. Ибо здесь псалмопевец, как бы хвалясь, говорит: «Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня» (ст. 7). Как же ты это говоришь, о блаженный пророк, когда много лет ты бегал; будучи гоним Саулом, искавшим убить тебя, и переходил из дубравы в дубраву, от одной горы к другой, и от одного народа иноплеменного к другому, уклоняясь от преследований и наветов Саула? Но не о себе, говорит, я сказал это, похваляясь, о читатель! Ибо я не только Саула боялся, убегал и укры­вался в горах и в пещерах и в дубравах, но и когда сын мой Авессалом восстал против меня, я не стерпел его ярости, но, как беглец, пешком ушел, бросив всю свою царскую славу; но это я сказал от Лица Воплотившегося Бога Слова, Господа Бога моего, на Которого восстали не один или два царя, как на меня Саул и Авессалом, но все по всей вселенной цари, князья и вельможи всех народов и взбесившийся против Него народ иудейский, единодушно усиливаясь истребить с лица всей земли божественное и поклоняемое Его имя, гоня не Его Самого, жившего в теле— это Он однажды претерпел от иудеев, осудивших Его на крест,—но верующих в Него благочестивых из всех народов, которых и теперь непрестанно гонят, различно удручая их по причине благочестивой веры в Него, о которых и говорит Господь: «окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне», Я же, говорит, «именем Господним я низложил их» (Пс.117, 12). И опять, молясь Отцу и Богу Своему, говорит: «Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых» (Пс.3, 8). И хорошо назвал зубами грешников неистовых гонителей благочестивых: царей, властелинов и богоборных князей, явившихся поборни­ками и защитниками служения скверным бесам, кото­рых, собственно, и называет грешниками, и которые посредством тех гонителей, как бы какими зубами, старались совершенно истребить благочестивый народ, верующий во Христа Бога; но Бог и Отец сокрушил эти пагубные их зубы, а верующих во Христа Бога благочестивых людей возвысил и прославил. Поэтому и говорит: «Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою»; за тем прибавляет, говоря: «От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое». Тому слава во веки веков. Аминь.

Смотри еще и в другом месте: в псалме 25-м, в конце говорится: «Моя нога стоит на прямом (пути); в собраниях благословлю Господа» (ст. 12). Желал бы я научиться, в чем заключается исправление и похвала этой свя­щенной души пророка, по причине которых нога тела его стала на правоте, то есть на ровном и гладком месте, ибо никакое наше исправление по Богу равно как и никакие наши предосудительные дела не утверждают ноги нашей ни на ровном, ни на неровном месте. Что же означает сказанное таинственно пророком? Рассмотрим это так. Во всем псалме этом он исповедуется Господу и перечисляет пред Ним свои исправления по Богу,—что он благоугодил Ему во истине, то есть, согласно святых Его заповедей исполнял всякую правду, возненавидев всех мыслящих лукаво и нечестиво, так что и не садился никогда с ними и не сходился с ними в их беззаконных деяниях. И приводит, говоря: «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (ст.8). Под местом же жилища славы Его и обителью дома мы понимаем горний Иерусалим, о котором говорит Апостол в послании к евреям: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму» (Евр.12, 22), Которого благолепие и красота неизреченны; сонмы ангелов окружают его, в нем торжество и собрание «первенцев, написанных на небесах,… и духов праведников, достигших совершенства» (ст. 23). Все это желая получить, блаженный сей пророк молится, говоря: «Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными». Затем, как бы поясняя, кто такие те, о которых он говорит,—продолжает: «у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства» (Пс. 25, 10); таковы же суть все обидчики, лихоимцы и по­хитители чужих имений, которые неудержимо обижают нищих и убогих, вдовиц и сирот, придумывая всякие козни и клеветы против неповинных, чтобы раз­грабить их имения. О, какое нечестие! Горе им воистину, ибо они будут мучиться хуже нечестивых, если не ложно достопоклоняемое слово Владыки, которое гово­рит: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лук.12, 47). то есть, будет предан многим жестоким мукам, и не избавит души своей от неугасимого пламени. «Ибо открывается», говорит, «гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» и прочее (Рим. 1, 18). Да»не погуби души моей», говорит, о Владыко, с таковыми, «ибо я ходил в непорочности моей», то есть, никому никогда зла не хотел и не делал, но поступал со всякою правдою; «избави меня», говорит, «Господи, и помилуй меня». «Моя нога стоит на прямом (пути)», то есть, благо­честивый помысл души моей всегда находится в пра­воте, то есть, неуклонно утвердился в правоте Твоих святых заповедей, и никогда не преступил я ни одной из Твоих спасительных заповедей. По этой причине и я прошу за то от Твоей благости одной этой благо­дати:»Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными», но «рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь» (Пс.25, 1).

Объяснив таким образом приведенные изречения, рассмотрим, если угодно, и сказанное в 33-м псалме: «Скимны (богатые) бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (ст. 11). Как это понять нам и рассудить правильно, чтобы оказаться истинствующими, а не быть лжецами? Если примем это так просто, то ска­занное явно окажется ложью: ибо ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков и ни сам говорящей сие, никогда не обнищали, а напротив, всегда изобиловали всякими стяжаниями и у них избыточествовало всякое богатство. С другой стороны не все взыскающии Господа обладали всякими благами. Неложный свидетель сему тот, кто говорит: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся» (1Кор.4,11.12). Как же правильно это разуметь?—Духовно следует сие понимать, и это может быть понятно в таком смысле: бывшие прежде бога­тыми в духовных дарованиях суть иудеи, которые обиловали догматами непогрешительного богопознания и благодатию пророчества, сходившею свыше на их свя­тых пророков, но впоследствии они всего этого лиши­лись за свое нечестие, коим они дерзнули против Спа­сителя всех, Христа Бога; под взыскающими же Гос­пода, изобилующими всякими благами духовными, будем разуметь верующих во Христа: апостолов, пророков, мучеников, преподобных и праведных, и всех вообще христоименитых людей, на которых сошел Всесвятый Дух и исполнил их и всегда исполняет всякими дарованиями божественной премудрости и разума. Можно это и иначе понимать: богатые, собирающие себе в этой жизни большие сокровища путем хищения и неправды и всякого лихоимства и упитывающие себя чревоугодием и сладострастием, подобно скотам,—эти в будущем веке всего этого будут лишены и вместо того наследуют страшные мучения, как объявил Своим ученикам неподкупный Судья, говоря: «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение», воспринимая его здесь; «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лук.6,24). «Взыскающии же Господа», которые с избытком испол­няются «всякого блага» духовного, это—те, кои добровольно пренебрегают благами мира сего и этой маловременной жизни, в надежде получить и наслаждаться теми не­изреченными благами, которые уготованы праведным на небесах, коих «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор. 2, 9), кои да сподобимся и мы получить со всеми праведными. Аминь.

Следует еще разъяснить тебе и сказанное в 31-м псалме: «возвратихся на страсть, егда унзе ми терн» (4) (рус.пер.- свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху). Значение же этого изречения таково: блаженный сей царь и пророк, быв побежден плотскою страстью, согрешил беззаконным смешением с женою Урии и самого Урию неправедно лишил сей жизни. Раскаиваясь в сих беззакониях, он исповедуется Создателю и Владыке всех, говоря: «возвратихся на страсть», то есть, не вознерадел я о своем беззаконии, не забыл о нем и не вознера­дел, но «возвратихся на страсть», изнуряя себя всякими видами покаяния и всякими лишениями: неедением, неспанием, возлеганием на земле, слезами и непрестан­ными воздыханиями, как сам говорит в другом месте: «весь день сетуя хожу» (Пс.37, 7), то есть, в течение всей жизни своей помню о своем беззаконии, и непрестанная печаль и скорбь снедают сердце мое и не дают мне нисколько никакого веселия в жизни. Поэтому, говорит, я сильно скорблю, «смирихся» и «рыках от воздыхания сердца моего». И в другом месте он же испове­дуется, говоря: «Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою». (Пс.6,7). Вот полное и искреннее и Богу благоприятное покаяние, о добрейший, которое не в одном только воздержании в пище и питии полагает надежду своего спасения, но при этом и слезами теплыми всегда обли­вается и непрестанными стенаниями и сердечною печалью всегда томит себя, возненавидев всякое вкусное питание, всякое плотское наслаждение и упокоение и возлюбив добровольно всякую скорбь и тесноту, всякое поношение и уничижение, ради греха своего. Справедливо поэтому называет он терном грех, который он себе дозволил. Ибо как терн, уязвив ногу, или иную какую-либо часть тела, производит нестерпимую болезнь во всем теле, так и грех, если по навождению лукавого демона дозволит себе его праведник, то тягчай­шими муками непрестанно уязвляет душу его, и поэтому он не перестает приносить от всей души покаяние, пока не получит от Бога прощения греха своего. По­этому пророк и присовокупляет, говоря: «беззаконие мое познах и греха моего не покрых», то есть, без стыда открыл его пред Тобою отцу духовному,— «и Ты», Господи, «оставил eси нечестие сердца моего». Затем, уча нас как освободиться от этой скверны, говорит: «за то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно», то есть, пока дается нам время покаяния в этой вре­менной жизни, как и Сам Господь говорит чрез про­рока Исаию: «во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе» (Исаия 49, 8), называя временем благоприятным и днем спасения—время многоболезненного в теле жития нашего, когда мы имеем возможность каяться и умолять Господа, ибо после разлучения души от тела нет уже покаяния, как ясно научает нас известная божественная притча Спасителя о том нена­вистнике нищих—богаче, который, хотя и много молил страннолюбивейшего патриарха Авраама, но не сподобился получить от него ни малейшей капли воды, но услышал неприятный оный ответ: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» и прочее, известное читателям. К этому он присовокупил: «и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лук. 16. 25, 26),—и этою великою пропастью патриарх, правильнее же, Сам Творец всех и грозный Судья, показал вечное разлучение между грешными и праведными. А что после того говорится в псалме: «и тогда разлитие многих вод не достигнет его» (Пс.31, 6), то этим ясно показывается великое безумие тех, которые, совершив грех, полощатся в банях и думают посредством омовения водой и мылом омыть скверну греховную. Внутреннее чаши и блюда следует очищать теплыми слезами и прилежным покаянием, чтобы и внешнее было чисто. Но об этом достаточно. Теперь перейдем к другому исследованию.

В 141-м псалме написано следующее: «На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня» (ст.3). Это говорится от лица всякого праведного и благочестивого человека, ко­торый всегда ходит во святых заповедях Владыки и Создателя всех, которому богопротивные бесы всегда расставляют всякие сети, желая отвлечь его от исполнения спасительных заповедей Божиих. Эти богоборцы, завидуя благочестивым, которые посредством всякой добродетели и праведных деяний усиливаются достиг­нуть того сана и места, откуда те ниспали,—устраивают против праведника такие козни, стараясь отвлечь его от пути, ведущего к Богу. Праведник же, будучи сохраняем и вразумляем благодатью Бога своего, гово­рит с большим благоговением и дерзновением: «Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня» (Пс.141, 5), то есть: они не перестают, наветуя против меня и усиливаясь всякими кознями запнуть стопы мои, я же, памятуя говорящего: «если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих», и—»Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои» (Пс.118, 5. 6),—не перестаю и не перестану смотреть и уразумевать одесную, то есть, познавать и всегда держать в памяти своей силу запо­ведей Господа и Бога моего, ибо пока держусь их, не только «не знаем» бываю борющим меня, но и погибают и бегут они от меня и не могут «познавать» меня. Ибо невидимые ратники того «познают», то есть порабощают себе и содержат в подчинении, кто преслушанием за­поведей Божиих во всем повинуется им. А кто разумевает и смотрит одесную, то есть, к заповедям Господним, того не могут одолеть и не знают его. Десными же называются божественные заповеди потому, что во второе пришествие Судии преподобные делатели заповедей Его будут поставлены одесную Его. Если же смотрящего и разумевающего одесную не порабощают невидимые ратники, но бегут от него и погибают, и нет между ними взыскающих душу его, то горе, во­истину горе, тому, кто всегда смотрит налево и всею душею прилежит злым деяниям, никогда не переста­вая всяким лихоимством обижать убогих, сирот и вдовиц, грабя чужое посредством разных козней и клевет, и многоразличными нечистотами и осквернениями, как свинья, ненасытно оскверняет себя! Таковой, во­истину, безответен и самоосужден, если не поспешить принести покаяние, соответственное его богомерзких без­законий. Ибо такового, как не взирающего одесную себя, порабощают всегда богопротивные бесы, и в бегстве от него не погибают, а, напротив, успокаиваются и веселятся о нем, как о возлюбленном своем брате и верном друге, и душу его всегда привлекают к себе.

Избави нас, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от таковой погибели и такового гнева! Сподоби же нас, Господи, разумевать всегда прилежно и «смотреть на правую сторону», то есть, святые Твои заповеди совершать делом и истиною, со всяким благоговением и теплым желанием! Ибо, как соблюдающим их «воздаяние много» от Тебя, так и попирающим их с гордостью и великим безумием, надлежат страшные угрозы, осуждение и вечная погибель.

Это тебе от меня, добрейший друже, малое духовное наслаждение, так как ты доброхотно ко мне расположен и сподобляешь меня всякой любви. Приняв это, прочитывай часто и наслаждайся духовно и, если в чем согрубил я тебе, прости меня, друга твоего. Здравствуй!

2. Объяснение слов 102-го псалма: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя»

Блаженный царь и пророк Давид во 102-м псалме, побуждая душу свою к хвалении и благодарении Вла­дыки и Создателя всех, говорит: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его» (ст. 2). Затем, напомнив ей все благодеяния Божии, присовокупляет: «обновляется, подобно орлу, юность твоя» (ст. 5). Это дарование есть совершенство всего блаженства, которого надеются пра­ведники получить, как говорит св. апостол Павел в послании к филиппийцам: «наше», говорит, «жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит», то есть, обновит плохое и тлеющее разнообразными бо­лезнями и смертью тело наше, «так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Филип.3, 20 21), то есть, тела святых, во втором пришествии Христовом, соделаются светлыми, как и Сам Господь наш Иисус Христос извествует нас, говоря: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Mф.13, 43). И опять апостол Павел в другом месте: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1Кор. 15, 41—44). Из этих божественных изречении явствует, что тела праведных восстанут подобообразными телу славы Христовой, сего разумного Орла, как Он называется Священным Писанием в пророчествах и в божественном Апокалипсисе, где говорится: «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню» (Апок.12, 14). Орел великий,—это Христос, крыла его—это Новый и Ветхий Завет, которыми Церковь Христова, будучи возвышаема и вспомоществуема, летит превыше всех козней бесовских и живет в пустыне, то есть, в тишине и безмолвии, не боясь еретических шатаний и бурных наветов их.

Неразумно некоторые спорят между собою и утверждают, что под юностью орла должно разуметь перна­тую птицу—орла; но обновление этой пернатой птицы совершается ежегодно, и опять она стареет. А обновление Орла разумного и великого, то есть, Христа и всех праведных, бывает однажды, и остаются они на веки живыми, юными и неветшающими. Этой благодати да сподобит и нас Господь Бог наш Иисус Христос. Аминь.

3. Объяснение, отчасти, псалма 18-го

Касательно значения изречений Писания, о чем ты, по великому своему смиренномудрию, изволил спросить меня, я признал справедливым вкратце, насколько вмещает мой скудный разум, разъяснить тебе встречающееся недоразумение. Да будет же тебе известно, что этот псалом, который по числу есть 18-й, предвозвещает о некоторых двух величайших событиях именно, о евангельской проповеди, которая вскоре пронесена свя­тыми апостолами по всей вселенной, о чем говорится в псалме: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (ст. 2); потом ниже говорит: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (ст.5). Небесами называет божественных апостолов, которые, как лучи разумного Солнца правды воссияли всюду и научили тем благам, которые соблю­даются праведным на небесах. Под твердью же разу­мей Соборную Церковь Спаса Христа, о которой говорит блаженный апостол Павел в первом послании к Тимофею: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3,14.15). Она возвещает творение рук Божиих, то есть, Спасителя Христа, Который воздеянием на кресте пречистых рук Своих истребил отовсюду многораз­личное идолопоклонническое заблуждение и народы, кото­рые дотоле были разлучены разными бесовскими обма­нами, собрал и совокупил в одно непогрешительное благочестие, и естество человеческое, прежде отверженное, опять сподобил жизни райской и соединил в одно жительство ангелов и человеков. В этом заключается «творение», то есть, последствия воздеяния на кресте пре­чистых рук Спасителя Христа. Но об этом довольно сказанного. Затем тот же священный псалом научает нас вознесению Христа на небо и седению Его одесную Отца, когда говорит: «Он поставил в них жилище солнцу» (ст.5). Под солнцем же понимай не это чувственное светило, как думают еретики-армяне, но Самого Безначального и Присносущного Бога и Отца Его; а словами: «оно выходит, как жених из брачного чертога своего» (ст.6) показывается превосходнейшее и неизреченное наслаждение и радование, каким служит разумный Жених для душ свя­тых и чистых, и что спасительною и вольною Своею страстью Он наполнил находящаяся на небе бесчисленные обители Отца Своего душами святых совершенными и первородными Церкви, написанными на небесах. По­этому присовокупляет, говоря: «радуется, как исполин, пробежать поприще: (18-7) от края небес исход его» (ст. 7). Под исполином же разумей здесь не зверя какого-нибудь дикого и страшного, как думают некоторые грубые и необра­зованные, ибо исполины или гиганты, как узнаем из Священного Писания, написанного Моисеем — боговидцем, были люди громадного телесного сложения, которые имели ноги, способные быстро ходить по пути. Поэтому, под исполином разумей силу и быстроту евангельской про­поведи, которая в малое время осветила всю подсол­нечную силою вышеестественных чудес Распятого, Сильнейшего всяких исполинов и всякого созданного естества, ибо Он Един сильный и крепкий, как Бог Вседержитель. Он-то и возрадовался «как исполин, пробежать поприще», то есть, со благоволением и несказанного благостно к человеческому роду потщался твердо всеять и вкоре­нить в человеческое естество тайну непогрешительного богоразумия, которое иносказательно называется путем. Поэтому и присовокупляет, говоря: «от края небес исход его, и шествие его до края их» (ст. 7), то есть, от самого востока чувственного солнца и до запада дошло Его блистание. И это яснее показал он, сказав: «и ничто не укрыто от теплоты его» (ст. 7), то есть, все по всей вселенной услышат страшную тайну Его вочеловечения и просветятся. Если же не все уверовали, то этому не должно удивляться, ибо и те, которые ощущают теплоту этого чувственного солнца, не все могут и светлость его рассматривать, если имеют поврежденными зеницы очей своих. Но и об этом твоем исследовании до­вольно сказанного здесь, а теперь поговорим о втором твоем исследовании.

Ты желаешь уразуметь, какое значение священного изречения: «дал eси того брашно людем эфиопским» (Пс. 73, 14)? Об этом и скажу тебе. Да будет же тебе известно, что блаженный сей царь и пророк предузнав Духом Святым имевшие впоследствии постигнуть израильский народ беды, как то, запустение Иерусалима, разорение храма и пленение народа иудейского, молит Создателя и Владыку всех, чтобы умилосердился и восстал в помощь сродного ему народа, и не попустил бы до конца врагам его хвалиться против достояния Его. Затем, будучи просвещен дивною благо­дарю, предвозвещает имеющее быть в последнее время явление во плоти Создателя всех и Владыки, говоря: «Бог же Царь наш прежде века содела спасете посреди, земли» (ст. 12), показуя этим совершившуюся спаситель­ными страданиями и погребением и воскресением и вознесением на небеса победу над бесами, — смерти умерщвление, адово разрушение и обновление человечества божественным крещением; почему и говорит Самому Спасителю: «Ты сокрушил еси главу змиеву, дал ecu того брашно людем ефиопским» (ст. 14), под главою змиевою разумея различные лукавые деяния богопротивных бесов, которыми они прельщали окаянный род человече­ский. Ты не только, говорит, сокрушил козни их в воде, то есть, божественным крещением, но и самую главу змиеву стер, то есть, уничтожил распространив­шееся повсюду заблуждение богомерзкого идолослужения, посредством Которого богопротивный змий почитался поклонением, как бог, и возносился с великою гордостью. Эту пагубную главу его сокрушил Ты, приняв крещение в струях Иорданских, и не только главы их и главу самого змия сокрушил Ты в воде, то есть окончательно упразднил силою божественного крещения, но и самого сатану дал в пищу, то есть, на уничтожение людям эфиопским. Под эфиоплянами же разумеем не только уверовавших в Эфиопии, но и всех повсюду горящих огнем божественной любви. Ибо слово Эфиопия, будучи эллинским изречением, имеет значение в нашей речи—»страна сожженная». Поэтому те, которые непрестанно горят душами своими нетленным огнем божественной любви, и непрестанными молитвами, бдениями и пощениями и священным безмолвием очищают себя,—таковым, воистину, предан злоначальный змий, то есть, он ими попирается и, как слабая птица, удобно служит для них предметом поругания. Для подобных же мне ленивых и скверных, небрежных и угождающих плоти и похотям ее, он не брашном служит, но как лев рыкающий ищет всегда поглотить их.

Касательно священного изречения: «положил ecu тьму и бысть нощь, в ней же пройдут ecu зверие дубравнии, скимни рыкающш восхитити и взыскати от Бога пищу себе» (Пс. 103, 20, 21),—слушай внимательно и пойми достоверно, отбросив то детское толкование, которое ты слышал от некоторых необразованных. Пусть будет тебе известно, честнейший отче, что весь этот священный псалом представляет собою пение Создателю всех и Управителю, ибо в нем, в виде славославия Создателя повествуется об управлении всеми созданными Им видимыми творениями,—и не только научает слушателя об управлении ими, но учит также и тому, на какую, потребу каждое из творении создано, как когда говорит: «горы высокия еленем, камень прибежище заяцем» (ст. 18). Тем, что сказал: «еленем и прибежище заяцем», показал то, что елени, гонимые и отыскиваемые ловцами, спасаются от них на высотах гор, недоступных для ловцев, также и зайцы, за которыми гоняются люди и различные звери, получают от Твоего щедрого промысла убежище в расселинах камней и в вертепах, входя в которые, спасаются. Подобно этому и изречение: «положил ecu тьму, и бысть нощь, в нейже пройдут ecu зверие дубравнии». Этим он научил, для какой потребности создана ночь,— именно, чтобы во время ее все звери дубравные прохо­дили, прося себе пищи от Создавшего их, а затем почивали бы в ложах своих. Ибо Создатель устроил это так для того, чтобы люди безбоязненно, безопасно и невозбранно могли выходить днем на дела свои, не опасаясь встреч со зверями. И это он показал, говоря: «возсия солнце и собрашася» звери дубравные «и в ло­жахе своих лягут» (ст. 22); тогда «изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера» (ст. 23). А что под зве­рями дубравными и скимнами разумеются пророки и пра­ведные, которых Христос, сошедши во ад, освободив и извел оттуда,—это толкование не только ложное и детское, но и очень смешное. Нигде в Священном Писании не найдешь, чтобы боговдохновенные пророки и праведные приравнивались зверям дубравным и скимнам рыкающим, но именует оно их ангелами. И об основании святого Сиона говорит: «се Аз посылаю ангела Моего пред лицем Твоим» (Малах. 3, 1), называя ангелом Своим Крестителя Иоанна. И опять: «се Аз полагаю в основание Сгона камень, избран, чесшен», называя основанием посланных прежде Спасителя Христа боговдохновенных пророков, камнем же избранным, честным—Самого Спасителя Христа, пришедшего не разорить, но исполнить закон и пророчество. Также не говори, что зверь лев именуется тремя наименованиями: это детское и смешное толкование. Зверь этот именуемый лев, по-эллински леон, всегда так называется, в младенческом ли на­ходится возрасте, или в престарелом, и название его никогда не изменяется, как мудрствуют и учат неко­торые невежествующие; а изречение скимни рыкающие, есть выражение эллинское, и оно относится не только к молодым щенятам—львам, но и всякие молодые де­тища какого бы то ни было зверя, по-эллински назы­ваются скимнами,—будут ли то медвежата, или вол­чата, или рыси; все они, пока молоды, называются по-эллински и в Священном Писании скимнами. И об них-то сказано, что они преходят ночью «вocxumumu и взыскати от Бога пищу себе». Исходят же они по нужде, так как родившие их не питают их, поэтому они и ходят ночью, рыкая и вопия к Сотворшему их, и Он, будучи щедр, послушает их и питает обильно, каким Сам знает способом. Тому слава во веки. Аминь.

4. Толкование на слова: «идите людие Мои» и прочее (Исаии 26, 20)

Божественное изречение пророка Исаии: «идите людие мои, внидите в храмину вашу, затворите двери» ваша и прочее, сколько я могу понять, имеет такое значение. Так как несколько выше пророк молился, говоря: «Господи Боже наги, мир даждь нам, вся бо воздал ecu нам. Господи Боже наш, стяжи ны»и прочее (ст. 12,13), то есть, после тех скорбей и. наказании, какие мы, за грехи наши, по­несли от Тебя, неподкупного и страшного Судии, и на­ходимся под страхом, ибо и град Твой святый—Иерусалим уже разорил Ты, и знаменитый храм, боже­ственный Сион, истребил, и царей наших и священников и людей Твоих предал Ты в плен в землю дальную и нечистую,—ныне умоляем Тебя, милостивого Господа: умилосердись над нами, призри милостивым оком и упокой нас, возвратив из плена и долговременного порабощения вавилонянам и всели нас в землю Твою, которую обещал Ты отцам нашим: Аврааму, Исааку и Иакову, возлюбленным Твоим. Такими и по­добными сим молитвами будучи умолен многомилости­вый Бое, отвечает им и заповедует милостивно, го­воря: «идите, людие мои», то есть, устройте жизнь вашу так, чтобы ходить вам в хранении и исполнении всех за­поведей Моих. Словом „идите» здесь Он обозначает не движение и не перехождение ногами с места на место, но восхождение и преуспеяние от добродетели на боль­шую добродетель. И этому учит нас Сам Господь, го­воря иудеем: «ходите, дондеже свет имате» (Иоан. 15, 35),— не перехождение с места на место заповедуя им, но добродетельное преуспение в святых Его заповедях, как и псалмопевец говорит о святых мучениках: «ходящии хождаху и плакаху, метающе семена своя» (Пс. 125, 6), то есть, держась веры и любви Христовой, они терпели с радостью всякие мучения и скорби. А так как при хождении этом мы нуждаемся еще в большем хранении себя и внимании, то совокупляет, говоря: «внидите в рамину вашу, затворите двери» ваша, «укрыйтеся мало», и про­чее, то есть, всею мыслью вашею и всеми помыслами со­берите весь ум свой в сокровенном делании сердец ваших и не попускайте ему скитаться по распутиям туда и сюда, но затворите для него двери ваши, то есть, прилежно охраняйте пять чувств ваших, которыми вхо­дит мысленная смерть и убивает внутреннего человека; «укрыйтеся мало, елико елико», то есть успокойтесь от лишних, неполезных и суетных попечение этого суетного миpa, к которым будучи привязаны вы постоянно суе­титесь, а Мне, Который повелеваю вам: «упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог», вы нисколько не внимаете, и все ваши мысли, все тщание и желание вращается в земных и маловременных стяжаниях и в гибнущем богатстве. Если же вы искренне желаете насладиться Моих благ, которые Я уготовал любящим Меня, ходите всегда в заповедях Моих правою и совершен­ною мыслью и с искренним желанием, отступив от всяких суетных житейских попечений и беспокойств,— «укрыйтеся мало» (ст. 20), то есть, в маловременной этой жизни вашей от таких суетных привязанностей, «дондеже мимоидет гнев Господень», имеющий открыться на всех грешников в день суда, когда воздаяние будет всякому по делам его. Но об этом доста­точно.

Рассмотрим же и то, что сказано тем же пророком в той же песни: «мертвш же живота не имут видети, ниже врачеве воскресят» (ст.14). Сказав выше: «зависть приимет люди ненаказанные, и ныне огнь супостаты поясте» (ст. 11), пророк этим ясно предсказывает о безумной ревности саддукеев и фарисеев, которые заключили в темницы апостолов, проповедавших воскресение мертвых о имени Иисусове; также пророчествует и о конечной погибели всего народа, который распял Гос­пода, говоря о них: «сего ради навел ecu, и погубил ecu, и взял ecu всяк мужеск пол их» (ст. 14). Исполнилось же это тогда, когда Господь предал их римскому войску при Веспасиане и Тите, царях римских, и рассеял их пленниками по всей поднебесной. По какой же при­чине праведный суд Божий попустил на них такое всегубительство? Попущено это на них за то, что про­тивники—книжники и фарисеи—с беззаконными своими архиереями говорили: мертвые да не узрят жизни и вра­чеве да не воскресят мертвых, то есть, да не оживляют безбожные прежде народы, которые совсем были непри­частны жизни вечной. «Врачеве же», это—посланные во всю вселенную святые апостолы воскресить души, умерщвленные смертоносным идолослужением. Это ясно объясняет апостол Павел в первом послании к солунянам, говоря: «зане таяжде и вы пострадаете от своих сплеменников, якоже и тии от иудей, убивших и Господа Иucyca, и его пророки, и нас изгнавших, и Богу не угодивших, и всем человеком противящихся, и возбраняющих нам глаголати языком, да спасутся; постиже же на них гнев до конца» (1. Сол. 1, 14—16). Но и в Деяниях Апостольских они оказываются говорящими тоже апостолам:»не запрещением ли запретихом вам не учити о имени семь; и се исполнисте Иерусалим учением вашим и хощете на­вести на ны кровь человека сего» (Деян. 5, 28). Также про­рок, разжегшись божественною ревностно на беззаконно мыслящих о Христе, молится против них Господу и говорит: «приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли» (ст. 15), то есть, ищущим славы от людей на земле, а не от Бога в будущем. Затем ниже гово­рит, радуясь: «воскреснут мертвии, и востанут, иже во гробех» (ст. 19), то есть, народы, погребенные во всяких богомерзких грехах, оживут богопознанием и возра­дуются земнородные, окропившись росою, исходящею от Тебя, Боже, которая есть святое крещение и причастие даров Святого Духа, и наслаждение святым писанием. «Земля же нечестивых», которая есть свет их и нечести­вое мудрование, которое они придумали против Тебя, Господи, «падет» (ст. 19), то есть не пребудет, Но как дым исчезнет, и как прах, который отметается ветром с лица земли. Ибо упал на них Камень крае­угольный, о Котором сказано, что «падый на камени семь сокрушится, а на немже падет, сотрыет и» (Mф. 21, 44). Мы же будем держаться Его крепко, чтобы оказаться нам основанными на Нем и непоколебимыми во веки. Аминь.

5. Толкование слов Евангелия от Иоанна: «думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан.21, 25)

Многие недоумевают, а есть и такие, которые считают невероятным сказанное божественным евангелистом Иоанном о многом множестве чудес воплотившегося Бога Слова, так что и весь мир не мог бы вместить написанных книг, если бы все до одного чу­деса Спасителя были описаны. Да будет же известно, что в числе прочих обычаев Божественного Писания, оно имеет и то обыкновение, чтобы изображать словами, употребляемыми в превосходнейшей степени, не только превосходное множество божественных благодеяний и благочестивых мужей, но даже и умаление их и ред­кость. И это ясно видно из тех обещаний, которые Сам Создатель дает блаженному Аврамму, говоря: «и будет семя твое, яко звезды небесные, и яко песок вскрай моря» (Быт.22, 17). Это не то значит, что они, действи­тельно, по числу будут также бесчисленны, ибо это близко к неверию, но что их будет очень много и с преизбытком и выше всякого человеческого исчисления. Подобно сему и сказанное в псалме 138-м: «мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их, изочту их и паче песка умножатся» (Пс.138, 17),—не так, что их будет больше песка, существующего во всей вселенной, но что их будет очень много и что друзей Божиих будет превосходное число, то есть, тех, которые от начала века и до скончания его благоугодили Богу. Таким же превосходнейшим способом выражения божественное слово представляет и умаление их, но не совершенное оскудение, когда гово­рит: «вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благостыню, неть до единого» (Пс.52, 4). А что это сказано в смысле превосходнейшего способа выражения, явствует из того, что и при самом этом благочестивом царе Давиде было много благочестно угождающих Богу в народе иудейском; доказательством служат бывший при божественном Самуиле лик пророческий, также и после Давида—Илия и Елисей и бывший в их время не малый пророческий лик, также Исаия, Иеремия и те, о которых Сам Бог говорил Илии: «оставих Себе седмь тысящ мужей, иже не преклониша колена Ваалу»; также Амос и Авдий, Малахия и Аввакум, и в переселений вавилонском Даниил и три отрока, и Иезекииль, и многие другие, и вообще говоря, ни в одном поколении не найдешь, чтобы окончательно оскудели благочестивые и даже во время самого пагубного пришествия богоборца— антихриста вполне не оскудеют, но и тогда найдется не мало таких, которые мученически ополчатся против богоборца твердыми орудиями веры и любви к Спаси­телю Христу, посрамят нечестивого силою Христовою и будут увенчаны венцами мученическими, светлейшими тех, коими были увенчаны древние мученики, так как ополчатся против такого гонителя, который будет отли­чаться от всех прежних мучителей более зверским и жестоким нравом, и жесточайшие претерпят мучения. Итак, малочисленность, а не совершенное оскудение живущих добродетельно представляет Писание превос­ходнейшим способом выражения, когда говорит, «несть творяй благое, неть до единого», чем означает, что их очень мало. Таким же образом и божественный евангелист Иоанн, желая представить не в буквальном смысле бесчисленное, но великое множество чудотворений Спасителя Христа, выразил это такими дивными сло­вами. Не будем же сему удивляться и не сочтем божественного евангелиста говорящим ложь или ничто неестественное, ибо вполне чуждо и противно благочестию лгать и говорить неестественное. Уразумев же силу сего божественного изречения, будем благочестно и благого­вейно понимать то, что встречается неудобопонятного в Божественном Писании, и в некоторых случаях сами собою будем доискиваться глубины разума священных словес, насколько это нам доступно и посильно, а что выше нашей силы, тому не постыдимся научиться у мудрейших себя, повинуясь сказанному в Божественном Писании: «вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе» (Втор. 32, 7), Ибо нет никакого стыда спрашивать и научаться у других, но постыдно то, чтобы не зная, считать себя знающим.

6. Толкование некоторых мест Священного Писания

Вопрос: «Сей день его же сотвори Господь». Обяснение: Это говорится о Пасхе Господней 25 Марта месяца. Если же в 3й день воскрес Господь наш Иисус Христос, как Сам говорит: «подобает Сыну Человеческому убиену быти и в третий день воскреснути» (Лук. 9, 22), то почему воскресение Господне называется восьмым днем? Толкование: третьим он называется, будучи исчисляем от дня спасительной страсти и распятия, восьмым же считается по созданию миpa; ибо начало видимого миpa было в тот день, и истинный свет—Христос в тот же день воскрес.

Вопрос: Почему Павел полагает первыми апостолов, потом пророков (1Кор. 12, 28)? Обяснение: Апо­столы суть и первые и последние: первые по величию и по множеству подвигов и трудов, какие они понесли в проповеди Евангелия Христова, и по славе, какую по­лучили от Бога; последние же, как избранные Богом в конце веков, чтобы и в этом быть им подобными Учителю своему, Который говорит: «Аз еемь Альфа и Омега» (Апок.1, 8), то есть первый по Божеству и последний по вочеловечению, как благоволивший в последние времена принять плоть человеческую и явить человекам Свое неизреченное милосердие. Альфа есть первая буква грече­ской азбуки, изображаемая так: «α», конец же всей азбуки греческой есть «ω» большое (омега). Этим Господь пока­зал о Себе, что Он есть начало всех видимых и невидимых творений, также и конец их и совершение. И Он все сотворил и возвратил к первой красоте, какую они имели до преступления Адама.

Что такое «мерзость запустения» (Mф.24, 15)? Мерзостью запустения Господь назвал образ Адриана, царя римского. Ибо этот царь разорил город Иерусалим до основания, так как иудеи, после бывшего запустения его от Becnacиaнa и Тита, царей римских, снова собрались при Адриане, постарались обновить Иерусалим и начали проводить в нем жизнь по древнему своему обычаю, самовластно, возмутившись против римского владыче­ства, чем, по безумно своему, и навлекли на себя окон­чательное разорение. Ибо царь Адриан, воюя против них, до тла разорил город их и наименовал его своим именем, Элия, ибо он так назывался — Элий Адриан. Мерзостью запустения называется также Антиох, названный Великим, сын Селевка Филопатора. Он был человек многокозненный и лихоимец, который, завоевав Иерусалим, избил в нем 180 тысяч чело­век, также дерзнул войти с великою гордостью во Святая Святых и поставил в алтаре кумир — эту мерзость запустения, и храм Господень осквернил не­чистыми жертвами, назвав его святилищем Зевса Олимпийского, и не употребляющих свиного мяса предавал смерти; им были убиты святые Маккавеи.

Что такое покой? Покой есть день субботний, в кото­рый Бог почил от всех дел Своих и перестал (творить новые твари), и в этот день иудеи вошли в землю обетованную. Действительное же упокоение есть царство небесное, которое наследуют все жившие благочестно в этой маловременной жизни и всякими правед­ными делами благоугодившие Богу. Постараемся и мы, любезный читатель, всею силою, Бога ради, достигнуть этого божественного царства и покоя, ибо все, почитаемое здесь — ложно, суетно, непостоянно и для неправильно держащихся сего служит причиною вечных мучений,

Вопрос: что значит сказанное апостолом Павлом: «душевен же человек не приемлет яже Духа Божия» (1Кор. 2, 14)? Ответ: человек, состоящий из души и тела, если исполняет дела, угодные Богу, то называется духовным, а не душевным, приемля наименование от другой высшей чести, то есть, от действия в нем Святого Духа, ибо душа не имеет собственных сил к творению добрых дел, если не получит помощи Святого Духа. Как плотским называется человек, ко­торый угождает плотским скверным похотям и сладострастию, так и душевным человеком апостол называет того, который устраивает свою жизнь по суетным человеческим помыслам, не приемля действия Святого Духа. Иначе: когда совершаем добродетели, тогда называемся духовными; когда же, уклонившись ко греху, совершим какое либо противное и богомерзкое дело по влечению падшего естества, тогда Писание именует нас землею, как сказано у пророка: «поразит Гос­подь землю словом уст Своих» (Исаии.11, 4). Не о земле здесь говорится, но о грехах, как и в другом месте сказано: «бы вся земля устне едине» (Быт. 11, 1), где также говорится о грешниках. II Авраам, уничижая себя пред Богом, говорит: «аз же есмь земля и пепел» (Быт. 18, 27).

Вопрос: Что значит: «вопль содомский и гоморрский умножися» (Быт. 18, 20)? Ответ: мерзкий и смраднейший тот противоестественный грех, который совершали содомляне, как голос какой восходил и вопиял во уши Господа Саваофа о величии нечестия, но Он долготерпел им; впоследствии же, по причине нераскаянности и не­исправимости скверного их нрава, навел на них вполне заслуженную казнь, говоря: «вопль содомский и гоморрский умножися ко, Мне».