Перейти на главную страницу Сборника
Здесь представленны разделы из разных тем, в которых рассматривался вопрос о саможалении
Тема 5: Беседы о страстных помыслах в форме мысленных разговоров/внутренних диалогов (ч. 2. О трех видах повторений в мысленных разговорах. Гл.1. О «пластинках», как одних и тех же рассказах)
Примеры пластинок-тем как жалоб и саможаления (разд.1.1.2)
Тема 8: Святые отцы о том, что такое скорбь, и почему люди тяжело переносят различные скорбные обстоятельства. ч.2. О печали и страдании человека при разных скорбных обстоятельствах.
При печали действует саможаление (гл.1, разд.1)
Тема 8.1: Печаль о смерти ближних.
Печаль не об умершем, а саможаление (разд. 1.3.2.)
Тема 20: Беседы о смерти. О восприятии смерти людьми.
О связи гнева при телесных страданиях и разных видов печали — саможаления, нетерпения, малодушия (гл.4, разд.4.3)
Тема 24: Опоздание и грехи: что стоит за непунктуальностью
*Об усталости и требовании: «Я устал(а), хочу отдохнуть», происходящем от саможаления и самолюбия (гл. 3, разд. 3.4.1)
*Об усталости, переходящей в страсть уныние (или лень и праздность) (гл. 3, разд. 3.4.1)
*О помыслах саможаления после звонка будильника и о пороке саможаления и телолюбия (гл.3, разд.3.6)
*От лени или усталости мы зачастую не делаем вечером то, о чём знаем, что нужно сделать (гл.3, разд.3.7.2)
Тема 7: Цикл духовных рассуждений о хранении ума, языка, и внутреннего покоя. Тема 3 Цикла. О смирении и не смирении пред волей другого человека.
3. Рассуждение: о моём саможалении, не желающем «напрягаться» для другого (ч.2, гл.2, разд.2)
5. Рассуждение: о лукавстве, которое при отказе другому прикрывает лень, саможаление и самоугодие (ч.2, гл.2, разд.2)
Тема 5: Беседы о страстных помыслах в форме мысленных разговоров/внутренних диалогов (ч. 2. О трех видах повторений в мысленных разговорах. Гл.1. О «пластинках», как одних и тех же рассказах)
Примеры пластинок-тем как жалоб и саможаления (разд.1.1.2)
Следующий вид часто встречающихся пластинок – саможаление и жалобы, которые происходят от страсти печали при скорбных обстоятельствах (болезнях, разводе, конфликтах, бедности и др.) («а-пожаловаться). Это могут быть рассказы, а могут быть одни и те же выражения. Иногда такие жалобы бывают преувеличением своего несчастного положения или могут быть лукавством, а могут и иметь основание.
Интернет – источники: 1) «У моей подруги есть соседка, у нее муж пьющий, но не алкаш… Она каждый раз жалуется как ей тяжело, денег нет, уйти некуда, сама она из деревни, ребенок маленький, образования нет, куда она устроится на работу…». 2) «Год назад разъехались с мужем (ушла к другому), периодически с ним видимся, так как у нас ребенок! Он никак не может смириться с этим, и каждый раз жалуется на жизнь и говорит, что не может так больше жить, потерял смысл в жизни, просит, чтобы мы вернулись, говорит, что никто кроме нас ему не нужен!» 3) «Каждый раз жалуется, что еле жива, что сил нет и жить не хочется такой больной». 4) «Н. снова завел пластинку про то, что мужчин мало и их надо бережно хранить». 5) «Моя подруга вечно ноет на тему, какая она полная и целлюлитная (хотя лишнего у неё ничего нет, не скелет конечно, но нормальная)» 6) «У меня есть подруга, ей 28 лет. Она постоянно говорит о том, какая она несчастная (не замужем, подходящего человека нет и т.д.). Жалуется на здоровье (у нее пониженный гемоглобин и она каждый день рассказывает, какие фрукты она сегодня ела, какие соки пила, сколько времени провела на свежем воздухе). Я, конечно, все понимаю и сочувствую, но ведь это даже просто некрасиво в подробностях рассказывать о своих болезнях. В общем, ведет себя как старуха». 7) «Проблема с мамой. Она как пожилой, больной человек, часто жалуется на болячки. Постоянно жалуется, то болит печень и не могу ничего есть, все запахи еды неприятны, а если похвалю, что поела сегодня получше, а ты мне не веришь, что мне плохо». 8) «Мамина приятельница каждый раз жалуется, что за пост прибавляет в весе, потому как потребляет практически одни углеводы». 9) «(Бабушка) встречая его на улице, каждый раз жалуется, что уже совсем стара стала, и как бы ей дожить до свадьбы внучки, и чтобы зятька хорошего Бог послал.». 10) «Есть у меня одна подруга — все время жалуется на жизнь — зарплата у нее дескать маленькая (якобы 8000-10000 рублей), мама тоже копейки получает, папа на пенсии, все мол плохо… Едят-то они одни сосиски, ездить могут себе позволить только плацкартам и т.д. Я ей сочувствовала сначала, теперь вижу — то они ремонт в квартире сделали, то дачу купили под Москвой. Я только не понимаю, зачем было плакаться и под нищую косить? То же самое с личной жизнью, плачет (в буквальном смысле слова), что никто с ней не хочет встречаться, замуж она никогда не выйдет, детей у нее не будет и т.д. … Меня это все уже начинает (злить)! Если у нее все нормально, то зачем она плачется все время — позвонит и ноет в трубку… Надоело уже!!!» 11) «Одна моя подруга уже лет пятнадцать страдает, что очень хочет бросить мужа, но… где жить? как его бросить? на что жить? Исстрадалась вся. Всем постоянно рассказывает, какой он ужасный тип, как ей плохо, как они друг другу не подходят. Я когда-то давно еще воспринимала это всерьез, предлагала ей какие-то варианты: как и где снять квартиру и т.д., но… тот же диагноз, в общем. Ей, по-моему, очень приятно и удобно быть несчастной». 12) «Есть у меня подруга… Очень любит все свои проблемы мне рассказывать. Нет, не для того, чтобы посоветоваться или поплакаться, а для того, чтоб можно было слить свой поток негатива в свободные уши. И так всегда: как только встретимся с ней — начинается монолог как все плохо и ужасно. Сейчас у нее в жизни очень плохой и сложный период. Мне ее жаль. Но опять — каждый день я слышу ее жалобы, она даже не слушает то, что я ей советую — просто говорит, говорит, говорит».
О саможалении речь шла в теме «О конфликтах в семьях, происходящих от самолюбия и разных страстей (3. Об усталости и саможалении)» раздел 4.4.). Мы не будем говорить сейчас об этой страсти, а только приведем поучение, как говорит о нытиках свт. Василий Кинешемский.
Василий Кинешемский (Беседы на Евангелие от Марка, гл.14, 1-11): «Недовольство, неудовлетворенность у нас стали, кажется, заразною, повальною болезнью? В литературе появился даже особый тип так называемого нытика — человека, который только жалуется, стонет и ничего не делает. «Мы — дачники… — говорит писатель Горький о русской интеллигенции, — мы суетимся, ищем в жизни удобных мест… и отвратительно много говорим…, разве легко и свободно жить среди людей, которые всё только стонут, всё кричат о себе, насыщают жизнь жалобами и ничего, ничего больше не вносят в нее?..» … Недовольство — наша общая болезнь. Вряд ли можно было найти в России за последние двадцать лет много людей вполне довольных жизнью, и причина этого заключается в материалистическом понимании жизни, в желании найти свою долю счастья исключительно в области земных благ. Это стремление развивало алчность, желание как можно больше захватить в свое личное обладание, и в то же время требовало готового, дарового счастья без необходимых для этого усилий и труда. Не получая желанного счастья, ибо на этом пути его не могло и быть, люди ворчали, жаловались, злобились, винили друг друга и, создавая общую атмосферу недовольства, отравляли свою и чужую жизнь».
Тема 8: Святые отцы о том, что такое скорбь, и почему люди тяжело переносят различные скорбные обстоятельства. ч.2. О печали и страдании человека при разных скорбных обстоятельствах
При печали действует саможаление (гл.1, разд.1)
Одним из главных проявлений печали является саможаление. Оно появляется всегда, когда что-то происходит не по воле человека, а особенно если это сопряжено с трудностями.
Феофан Затворник (Толк. на посл. Римл.12, 12): «…саможаление, не любящее ничего прискорбного».
Прискорбным есть и болезнь, и усталость, и какие-то неприятности, и безденежье и др., и именно тогда люди жалеют себя.
В христианском учении говорится, что жалеть себя – это естественное чувство, но у самолюбивого грешника это чувство сверх меры и неправое.
Нравственное богословие Е.Попова (Грехи против 2 запов., грех: Самолюбие и излишнее саможаление вместо самоотвержения): «Любить как есть всего себя и душу свою и тело, жалеть самого себя, — есть чувство невинное и законное; потому что душа человека вещь очень ценная, так что потеря ее не может быть заменена и целым миром (Мрк.8,36), а плоть его естественно «питается и греется» (Еф.5,29), в будущем же свете будет разделять вечную награду вместе с душою (2Кор.5,10). Но правильную любовь к себе человек заменяет самолюбием и излишним саможалением, самоугодием. … Человек только себя любит и жалеет, безразборчиво выполняя пожелания своей души и плоти».
Почему же самолюбие любит жалеть себя? При саможалении человек утешает себя тем, что он сочувствует себе и любит себя, при этом видит себя очень хорошим, но только сейчас он несчастен. И именно поэтому человек считает саможаление верным и приятным.
Примечательно то, что самолюбивая душа принимает саможаление, как доброго своего друга, а на самом деле оно враг. Но этого не знают многие и многие люди.
Феофан Затворник (Письма, п.1454): «Вы на саможаление, как видится, смотрите очень легко, почитая случаи уступки ему неважными действиями. Тут у вас большая ошибка».
Феофан Затворник (Сб. «Слова о покаянии…, В неделю Крестопоклонную (… о крестах внутренних)): «Саможаление есть самый льстивый наш изменник и враг. Первое исчадие самолюбия. Жалеем себя и губим себя сами. Думаем, что добро себе делаем, а делаем зло».
Также мало кто знает, что саможаление это — наказание Божие грешнику.
Феофан Затворник (Путь ко спасению, отд.2): «Человек, падший от Бога, обратился к себе — и наказан саможалением».
Саможаление является врагом и потому, что через него легко «протискиваются» бесы.
Феофан Затворник (Письма, п.971): «Вред от поблажки (саможаления) тот особенно, что в толпу этих мыслей и образов протискивается враг, я в сумятице засеменяет худые сочувствия, желания и даже намерения. Несколько кратное повторение этого образует недобрый самоугодливый строй внутри».
И примечательно то, что бесы притворяются нам друзьями, которые очень нас «любят» и «жалеют».
Феофан Затворник (Путь ко спасению, отд.2): «Это вопль (самопощадения) самый обольстительный: враг стоит будто за нас, умоляет, чтобы мы сжалились над собою».
Все ли христиане так воспринимают свое саможаление? К сожалению, опыт говорит, что нет…
Тема 8.1: Печаль о смерти ближних
Печаль не об умершем, а саможаление (разд. 1.3.2.)
Многие люди, печалясь о смерти ближнего, более плачут о себе, например: о своем одиночестве, о том, что лишились помощника, кормильца и т.д.
Иоанн Златоуст (т.9, ч.1, беседа 21): «Когда же, оплакивая (мертвых), произносишь речи, (упоминая) и о привычке, и о попечении (своем), то не о том ты плачешь, а (только) притворяешься. …Такой плач, …– (знак) малодушия».
Лука Крымский (Евангельское злато, Жизнь наша – время терпения): «Вы же рыдаете из жалости к себе, потому что остались одни, часто совершенно беспомощными, а из-за этого переживать не нужно. Как ни тяжки страдания, посылаемые Господом, как ни трудно вдове без кормильца, надо смириться, склонить главу свою перед Богом, покориться Его святой воле, вспомнив, что жизнь наша – время терпения, время крестоношения. Пусть катятся тихие слезы, они очищают душу. И тогда, верьте, Господь облегчит несение креста,– Он никогда не оставляет без помощи того, кто возлагает надежды на Него».
Также некоторые говорят: «Как мне не плакать, если я больше не услышу имя «мать» или «отец», «муж» или «жена»?»
Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-й заповеди, грех: Чрезмерная печаль о чете или, напротив, забвение): «…безутешные слезы не одобряются, если льются не ради умершего мужа или умершей жены, но о собственном горе вдовства (или бездетности)…».
Иоанн Златоуст (т.12, ч.2, О смерти): «Но как можно, скажет кто-либо, не плакать о том, от кого я уже не услышу более имя «отец». Что говоришь ты? Разве ты потерял дитя, лишился сына? Нет, ты только приобрел его и крепче овладел им. И имени отца ты не утратил, но получил право на лучшее имя, потому что на будущее время ты получишь имя отца не от смертного сына, но от бессмертного. Хоть сына и нет, ты не думай, что потерял его; но будто отлучившись в путешествие, он даже по родству не оставил тебя вместе с телом. Он есть не дитя, лежащее пред тобой, но тот, который разлучился и вознесся к небу».
Тема 20: Беседы о смерти. О восприятии смерти людьми
О связи гнева при телесных страданиях и разных видов печали — саможаления, нетерпения, малодушия (гл.4, разд.4.3)
Мы уже не говорили, что гневу всегда предшествует огорчение или печаль (гл.2).
Авва Серапион (Собеседования Иоанна Кассиана, гл.16): «…от печали (рождается) брюзгливость, малодушие, раздражительность, отчаяние».
И в данной ситуации такой порядок не является исключением.
Вообще святые отцы четко говорят, что страсть печали имеет следующий плод – человеку становится очень тяжело на душе, и он теряет благорасположение даже к тем, кого любит.
Иоанн Кассиан (Послание к Кастору…, кн.9, гл.4): «…по влиянию тонкого врага (печали) мы вдруг подвергаемся такой скорби, что не можем о обычною приветливостью принимать посещение даже любезных лиц и родственников наших, и что ни было бы сказано ими в приличном разговоре, нам все кажется неблаговременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчною горечью».
И тем более это может происходить, когда человек болеет.
В вышеизложенном материале, когда речь шла о печали (гл.2) и различных типичных синдромах при болезнях, было видно, что люди находятся преимущественно в состоянии различных видов печали, таких как: страх, тревога, отчаяние, саможаление, обиды, чувство одиночества и др. Так, например, вначале человек чувствует себя очень несчастным и одиноким, испытывает страх, может плакать, а затем уже раздражается при некоторых обстоятельствах. Но бывает, что человек не раздражается, а остается в печали или скрытой вражде и обособленности.
Интернет – источник: «в стрессовых ситуациях, (человек) испытывает тревожность… (Она) нередко скрывается за другими эмоциями. Раздражительность, агрессивность, враждебность могут выступать в качестве реакций на вызывающие тревогу ситуации. Некоторые клиенты сами объясняют, что, когда они начинают испытывать напряжение, то становятся саркастичными, язвительными, трудно уживчивыми. Другие клиенты в подобных ситуациях, наоборот, становятся холодными, скованными, неразговорчивыми».
Также у разных людей гнев и печаль могут быть сильными или слабыми, долговременными или кратковременными.
Святые отцы четко говорят, что подобные реакции говорят или об отсутствии терпения, или об его умалении, и это усиливает саможаление, которое, в свою очередь, перерастает в раздражение.
Феофан Затворник (Толк. на посл. Римл.12, 12): «Где нет (терпения в истинном своем виде), там качествует саможаление, не любящее ничего прискорбного и не могущее мириться с ним. От того там прискорбное несут, но терпения не имеют, а лишь страдают, ропщут, осуждают всех и всё и горят местью».
Итак, как может выражаться печаль в виде саможаления, переходящая в гнев? Она может сопровождаться мыслями о потере здоровья и привычного образа жизни, о болях, о скорой смерти и т.д., и если в такие моменты человеку не нравятся чьи-либо слова или действия, то он, как правило, начинает раздражаться, говоря или думая, например, такие слова: «Как мне тяжело, а еще вы разговариваете…», или «мне и так плохо, а еще приходится и самому что-то делать». Причем подобные слова могут произноситься в никуда или к людям. Также исследователи отмечают, что одним из основных чувств умирающих людей является чувство одиночества, и гнев является его отчаянным криком.
Э. Кюблер-Росс «О смерти и умирании»: «…(больной) может посмотреть выпуск новостей, составленный из репортажей о катастрофах, войнах, пожарах и других трагедиях — но миру нет никакого дела до бед и проблем одного-единственного человека, которого вскоре окончательно забудут. И тогда пациент начинает делать все возможное, чтобы его не забыли: повышает голос, чего-то требует, жалуется и просит уделить ему внимание. Это просто последний крик: «Я еще жив, не забывайте об этом. Вы слышите? Я еще не умер!» Если к больному относятся с уважением и пониманием, уделяют ему время и внимание, тон его голоса скоро станет нормальным, а раздраженные требования прекратятся. Он будет знать, что остается значимым человеком, что о нем заботятся, хотят помочь ему жить как можно дольше».
У некоторых людей саможаление сопровождается желанием заботы со стороны других людей и если оно не исполняется, то человек раздражается. К тому же, как отмечалось ранее, саможаление и гнев могут выражать обиды, злопамятство, нелюбовь к кому-либо, месть и т.д.; вот как описывают это исследователи.
Интернет-источник: «Стадия гнева. Направлена на окружающих: «они не понимают, как я страдаю, они продолжают жить своей жизнью. Как они могут улыбаться, смотреть телевизор, танцевать, когда я обречен?». Все это направлено на своих близких, хотят наказать близких за непонимание и невнимание».
Далее. Отцы четко говорят, что при саможалении, нетерпении и т.д. проявляется малодушие и от него может рождаться гнев и ропот.
Иосиф Исихаст (Письма, п.32): «Малодушие же — мать нетерпеливости. … От малодушия рождаются многие чада: ропот, непослушание, бесстыдство, сетования, хула, отчаяние и другие подобные им».
Хотя нельзя опять-таки не сказать, что при сильных телесных страданиях человеку действительно приходится очень тяжело и его малодушие имеет определенное оправдание, и вот как об этом говорят святые отцы.
Феофан Затворник (Толкование на 1 Кор., 1,18): «Святой Златоуст говорит: «Для страждущих смертельно бывает неприятна и здоровая пища, неприятны друзья и близкие, которых часто и не узнают они и даже тяготятся их присутствием».
Паисий Святогорец (Страсти и добродетели, ч.4, гл.2): «Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: «Да отстань ты» — хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только «здравствуй». Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться. Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи…».
(О том, как вести себя с гневающимся больным или умирающим человеком будет говориться в другом разделе)
К тому же следует учитывать, что умирающие люди от тяжелых болезней зачастую испытывают хронические боли, которые могут порождать тяжелые формы печали, или депрессии. Так, некоторые исследователи считают что:
Интернет – источник: «во всех случаях хронического болевого синдрома имеет место депрессия, основываясь на том факте, что боль всегда сопровождается отрицательно-эмоциональными переживаниями и блокирует возможность человека получать радость и удовлетворение».
Тема 24: Опоздание и грехи: что стоит за непунктуальностью
Об усталости и требовании: «Я устал(а), хочу отдохнуть», происходящем от саможаления и самолюбия (гл. 3, разд. 3.4.1)
Я нередко слышу от современных людей такое суждение, причем которое произносится с неким вызовом, иногда с саможалением, а иногда и с раздражением: «я так устал(а), у меня было много работы, и мне нужен отдых».
Сразу замечу, что, когда я слышу подобное, то я понимаю это очень хорошо, потому что сама устаю, и знаю, что без отдыха человек не может жить. (Что подробно говорит христианское учение об усталости, можно прочесть в Теме 10: О конфликтах в семьях, происходящих от самолюбия и различных страстей, глава 2 — О конфликтах от усталости, саможаления и мнимой усталости.)
Однако здесь есть несколько важных нюансов, на которые мне хочется обратить внимание.
1. Дела/работа → утомляемость/усталость → отдых, это — естественное течение жизни для миллиардов людей на протяжении всей истории. Это — обычный жизненный круговорот, в котором живет человек. Иной порядок жизни невозможен. Как говорит Исаак Сирин: «Предел же отдохновения от делания положил в нас (Бог), до тех пор, когда тела наши … (не разрешаться) от жизни сей. Так и Адаму сказал: в поте лица твоего снеси хлеб твой. И долго ли будет сие? «доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят», и которая возрастит тебе «терния и волчцы» (Быт. 3, 18. 19). Вот тайны делания жизни сей, пока ты живешь!» (Слова подвиж., сл.19). И Феофан Затворник говорит: «Жалуетесь на хлопоты по хозяйству, что это отбивает от других любимых занятий. Что же делать? Таково уже дело хозяйское. Ничего тут не остается как терпение. На то и обречена настоящая жизнь, чтобы работать в поте лица, а не философствовать. Это наша всеобщая епитимия» (Письма, п.275).
Но гордые и самолюбивые наши души, как видно, не хотят соглашаться с этой епитимией, и часто говорят об усталости, жалуются на нее или оправдываются ею…
2. А теперь скажу о том, что к телесной усталости следует подходить разумно.
Во-первых, святые отцы говорят, что нельзя чрезмерно нагружать тело. Иосиф Оптинский (Письма, п.231): «Немощное тело не надо нудить сверх силы». Исаак Сирин: «Когда тело немощно и будешь принуждать его к делам, превышающим силы его, тогда в душу твою влагаешь омрачение за омрачением и вносишь в нее большое смущение» (Слова подвижнические, сл.85). Как видим, по связи души и тела при сильной телесной усталости душа впадает в печаль.
Но, во-вторых, также и нельзя держать себя в постоянном покое, потому что при телесном расслаблении из-за лени и праздности душа становится нерадивой, слабовольной и ищет удовольствий.
Итак, следует придерживаться этих принципов, и как говорит Феофан Затворник: «Поблажать себя и льготы позволять не должно; но и тяготы большие вдруг налагать на себя не надо» (Письма о разных предметах веры и жизни, п.61). И Василий Великий говорит: «…Божественное Писание повелевает работать, приводить тело в движение и больше подкреплять немощь других, нежели самому искать руки других, но нимало не велит истощать и расслаблять тело неумеренными изнурениями» (Подвижнические уставы…, гл.4). А также Климент Александрийский: «…как в порядке вещей, чтобы работа предшествовала еде, так очень дурно, обременительно и нездорово, если кто напрягается через меру. Не следует поэтому оставаться совершенно бездеятельным, но не следует и быть исключительно лишь работником» (Педагог, кн.3, гл.10).
Также дается совет: следить за тем, чтобы сильно не утомляться и делать небольшие перерывы. Паисий Святогорец (Страсти и добродетели, р.1, ч.1, гл.2): «Геронда, нужно ли чрезмерно напрягаться на работе? Может, жалея себя, я отгоняю Благодать Божию? (Ответ) — Нет, дурашка! Нужно наблюдать за собой и останавливаться, прежде чем наступит момент, когда у тебя уже не будет сил». Иосиф Оптинский (Письма, п.144): «Много не налегай на работу. Когда чувствуешь слабость, надо давать отдых себе – всех делов не переделаешь, все хорошо в меру».
3. Жалобы на усталость происходят от саможаления. Это — смесь: печали, когда человек расстраивается, ощущая телесную тяготу, или когда происходит что-то скорбное, а также самолюбия, которое выражается в жалости к себе, любимому и страдающему.
Каждый раз меня поражает то, что, когда оно начинает действовать во мне, то моя грешная душа воспринимает усталость так, будто это состояние незнакомо ей, и как будто она не знает, что это одно из естественных физических состояний, которое сменяется восстановлением сил и энергии. И если она таких простых и знакомых вещей не помнит в этом состоянии и страдает, то куда ж ей помнить о милостивой епитимии от Бога, в скором подающему и отдых?!… Спаси, Господи, мою грешную душу!
4. Нельзя не сказать и то, что действительно немало людей страдает от хронической усталости.
Т.е. утомляемость как естественное состояние, которое должно сменяться отдыхом и восстановлением сил, стало у некоторых людей хронической усталостью, о которой они часто говорят.
И нередко это — результат безалаберно организованного уклада жизни, в котором нарушены здравые границы деятельности и нет полноценного отдыха.
Так, моя знакомая, будучи постоянно спешащим холериком, которая ничего не успевала, в какой-то момент жизни стала жить в этой хронической усталости. Она сдавала анализы, проходила обследования, но ничего не помогало. И только когда она стала учиться планировать свои дела с учетом, чтобы не было спешки, стала отдыхать и расслабляться не хаотично, а осознанно, а главное – она стала ложиться спать не поздно ночью и стала высыпаться (в противовес ее многолетнему сбитому режиму сна), то хроническая усталость ее покинула. Но, конечно, осталась естественная утомляемость, которая восстанавливается обычным отдыхом.
5. Когда мы не просто констатируем, что устали, а говорим об этом с вызовом, с оттенком требования и с раздражением, то это уже проявление греховных страстей: саможаления, самолюбия, эгоизма, страсти праздности или лени.
Кстати сказать, что в современное время я слышу от людей об их усталости намного чаще, чем это было в моем детстве и молодом возрасте. Я никогда не слышала от своих бабушек и дедушек, мамы и папы, которые много работали, чтобы они часто говорили, что устают. А если говорили, то после этого я слышала: «сейчас отдохну немного и сделаю/пойдем и т.п.». И я поняла, что у моих родителей и в недавние времена был естественный отдых, который действительно восстанавливал силы, и не было гаджетов и различных соцсетей, которые перегружают мозг человека и не дают полноценно отдохнуть (об этом скажу позже).
А сейчас я очень часто слышу об усталости от разных людей. Эти слова стали неотъемлемой частью многих разговоров, и они стали «пластинками» у многих людей. И у меня такое впечатление, что, если раньше труд воспринимался как естественная деятельность человека, то теперь нередко он расценивается некоторыми людьми как подвиг, за который они требует награды в виде отдыха. Причем, отдыха – развлечения. В таком случае у человека есть не только действительная усталость и проявление страсти печали о трудностях и тяготах, но он имеет и сильное желание или поиграть, или проверить ленту новостей или соцсетей, или посмотреть сериал/фильм. А это уже действует страсть уныния (праздность и лень).
Также смена этих состояний проявляется в одних случаях (даже в течение одного дня) так, что мы или наши близкие действительно могут телесно устать в разной мере или испытывать слабость, а в других случаях мы ленимся или действуем по эгоизму, но лукаво оправдываемся усталостью. Но чаще все же современному человеку хочется не просто отдохнуть, а развлечься.
У некоторых людей даже есть своеобразные установки по поводу удовольствий. Например, вот что говорит одна девушка в интернет-источнике: «Когда я говорю себе, что пора бы убрать телефон, например, и лечь спать, внутри просыпается «нытик» и говорит: «ну почему??! Я ещё недостаточно удовольствия получила от жизни за этот день!». И все, я «ему» говорю, ну ладно, ещё несколько минуточек, и тогда точно спать! Но проходит время, а ему все равно недостаточно. И в итоге «он», а на самом деле «я», уже ложусь спать недовольной и уставшей». Но у многих людей нет такой четкой установки, но желание как-то развлекаться все равно есть у каждого. Только бы оно было в мере, в разуме и не мешало бы необходимой деятельности.
6. Также у некоторых людей бывает, что и усталость несильная, но они слишком изнежены и относятся к себе, как к фарфоровой статуэтке, и небольшое переутомление и напряжение расценивают как очень немощное состояние. А если случается сильная усталость, то для них это вообще стресс. Это говорит о том, что у человека в силе пороки: самолюбие и саможаление.
Возможно, что в современное время стало и больше проявлений физических болезней, которые влияют на ощущение усталости.
А, возможно, и усилились страсти у большинства современных людей: лень, праздность, нерадение, самолюбие и эгоизм, которые постоянно действуют в человеке, сменяя друг друга. Вот как об этом духовном пороке говорил Амвросий Оптинский в XIX веке: «Немощь и слабость, и усталость и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение, вот (наши) спутницы!» (Письма к разным лицам, п.152). А у современного человека это стало отчетливее проявляться. Ведь не зря же апостол Павел во втором послании Тимофею (гл.3) сказал: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, … невоздержаны, …более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрёкшиеся».
А может быть тот, кто часто говорит об усталости, рассчитывает, что кто-то другой будет его обслуживать, пока он будет развлекаться? Кто тогда — ближние?! Но ведь в христианском учении — перекладывать на других свои дела, не выполнять то, что необходимо для нормальной жизни, — это грех. Мы должны заботиться о себе сами и не быть в тягость окружающим (если только мы не немощные, не старики, но и даже тогда они по мере своих сил должны участвовать в своём быту, чтобы жить со спокойной совестью). Более того, мы должны помогать другим — как в их личных делах, так и в общих семейных заботах. А это значит, что мы должны уметь разумно организовывать свои дела и отдых ради себя и ради других.
7. Чуть позже я еще скажу, что некоторые виды отдыха, могут приводить к утомляемости. И это также способствует ощущению постоянной усталости.
Об усталости, переходящей в страсть уныние (или лень и праздность) (гл. 3, разд. 3.4.1)
Так как по вопросу усталости у меня уже есть вышеуказанная тема, то я укажу только некоторые нюансы, которые относятся к неправой организации домашних вечерних дел и отдыха.
1. Если отдых действительно помогает восстановиться, а затем человек снова занимается делами — своими или ближних, — то всё организовано правильно. Но если человек часто говорит об усталости и необходимости отдыха, а затем, передохнув, не делает ничего, что необходимо для себя, то у меня возникает вполне резонный вопрос: а кто будет готовить тебе еду, ходить за продуктами, убирать в доме, решать твои насущные вопросы? Ответ очевиден: либо ты сам этим займёшься, либо останешься голодным, будешь жить в грязи и окружении нерешённых проблем. Да, если есть деньги — ты можешь оплатить такие услуги. А если нет?
Приведу пример о крайней степени саможаления и рабства отдыху-развлечению одной устающей женщины, а затем, что говорит христианское учение об этом. Интернет-источник: «Постоянно ничего не успеваю. «Успеваю», если это можно так назвать, работать, отдыхать после работы, стирать вещи, гладить, еду готовлю обычно уже ночью, если готовлю. За котом убирать, кормить, лечить, если надо, всегда обязательно. Не успеваю посуду мыть, в квартире порядок наводить. Вечный завал. Посуду мою в выходной вечером, как высплюсь, перемываю всю посуду часа полтора, спецом выкраиваю время. В рабочие дни ни сил, ни времени нет на эту посуду. Если без сил мыть начинаю, посуда из рук валится, так что не мучаюсь и коплю до выходного. Благо дело живу одна, кот меня не ругает за посуду. В выходной успеваю выспаться, постирать, погладить, помыться, перемыть посуду, приготовить еду, помыть пол максимум ещё и за продуктами сходить, и то не успеваю это все, ибо, когда надо уже спать, я доделываю дела ещё. Ни о каком свободном времени, уходе за собой, масочках домашних, о которых только мечтаю, встречах с друзьями или родственниками, или свидании с мужчиной речи не идёт, ни погулять, ни книжку почитать, ни лечебной физкультурой заняться не успеваю. На это нет времени абсолютно. Я живу одна. Работаю много. С работы прихожу поздно. Работаю продавцом-кассиром, на ногах весь рабочий день кроме 30 или 60 минут обеда. По 3-4 дня работаю без выходных, посуду за это время накопить успеваю, конечно. Готовлю и кушаю, и на работу стараюсь брать еду, экономить средства, если успеваю приготовить, лучше взять с собой в контейнере. ― Я терпеть не могу посуду мыть, и мечтаю о посудомоечной машине, только она дорогая, пока нет лишних денег на её покупку. ―Я в принципе медленнее других всё делаю. ―(Что делаю после работы?) Отдыхаю физически и ментально. Кушаю, лежу на диване и смотрю телек. Потому что физически находилась, и от работы мысленно хочется отключиться на что-то приятное. Кидаю кости (играю) и смотрю то, что интересно. Просмотр любимого сериала повышают у меня гормон радости, и переключает внимание с работы. Это именно то, что мне нужно. ― (Почему не заставляю себя мыть посуду сразу или убирать?) Я с насилием себя завязала. Одно дело, когда я отдохнула, и мне не охота заняться делом, тогда договариваюсь с собой и усилием воли делаю дела. Но когда сил нет, ибо я устала физически, тогда не заставляю себя, знаю, что наворочу больше дел, чем выполню. ― (Почему обращаюсь за помощью, если живу одна и предпочитаю отдыхать?) Это реальная большая проблема для меня. Это не моё впечатление. Все, кто видел состояние моей квартиры, были в шоке. Сколько ссор по поводу прихода без предупреждения часа за 2-3, потому что мне нужно убраться перед тем, как кто-то зайдет ко мне. «Гостья» с антисептиком приехала, порядок стала свой наводить в моей квартире, тоже плачевно закончилось, потому что мне неприятно, но потом осознаю, что человек просто вынужден был находиться у меня, а в таком сраче, грязи и беспорядке не может нормальный человек находиться».
Далее скажу о некоторых нюансах из анализа этого примера.
А. Как знают все люди по опыту, часто бывает так, что действительная усталость легко переходит в лень и праздность. Например, человек после работы действительно устал в той или иной мере, и решил полежать. Проходит некоторое время и усталость отступает, а появляется желание и дальше ничего не делать. Или пока ты отдыхаешь, то развлекаешься, например, просмотром каких-либо передач или фильмов, или игрой в компьютере, или общаешься с кем-то ― и когда уже отдохнул, то тебе не хочется оторваться от этого. И это все признаки страсти уныния (лени и праздности). Т.е. после естественного отдыха начинают действовать страсть уныния, а человек продолжает лукаво прикрываться усталостью, которая уже прошла. Бл. Августин говорит: «…мы весьма часто, особенно если сильно устали, желаем продолжить приятный для нас покой и охотно предаемся ему, хотя уже наступило время для дел» (Исповедь, кн. 8, гл.5).
Обращу внимание и на такой нюанс: когда человек, вначале чувствуя обычную усталость, расслабляется при отдыхе, то он думает, например: как же я устал. А затем продолжает пребывать в этом расслаблении и уже не желая напрячь свои силы на какой-то труд, думает, например: как же не хочется мыть посуду. И вот именно этого перехода от усталости к разленению грешный человек не замечает и не осознает, а если сознает, то не придает ему значения. И притом, что тело уже отдохнуло, он продолжает говорить, что он уставший.
Кстати сказать, бессилие может давать и страсть лени, которая есть мнимая усталость, и которая обессиливает душу, когда тело не бессильно, а человек осознано или неосознанно лукавит о своей усталости. И поэтому христианское учение говорит: «… не смей свою лень извинять своим недомоганием» (Евергетин, т.2, гл.3).
Б. Бывает еще и душевная усталость, если человек не любит то, что ему приходится делать по дому, например, мыть посуду или гладить. Труд всегда сопровождается любовью и нелюбовью, и если человек не любит какую-то работу, то он и не хочет ее делать. Об этом так говорит Паисий Святогорец (Семейная жизнь, ч.4, гл.2): «… если человек делает свою работу без любви, то он устаёт. Например, если кто-то не любит работу и для того, чтобы окончить её, надо подняться в гору, то только один вид этой горы отнимает у него силы. Тогда как другой, делая то же самое от сердца, идёт и взлетает на гору, сам того не замечая. К примеру, если человек рыхлит грядки или пропалывает огород от сердца, то он может работать несколько часов и не уставать — несмотря на солнцепёк. Если же человек работает не от сердца, то он то и дело останавливается, зевает, жалуется на жару и страдает».
Вот это и происходит с той женщиной в отношении мытья посуды и уборки. Думаю, что много найдется читателей, которые также не любят мыть посуду (и я в их числе), но, надеюсь, у них эта нелюбовь не доходит до таких крайних степеней… А если честно, то каждый что-то не любит делать по дому, но, опять-таки надеюсь, этого почти не заметно в наших квартирах…
О помыслах саможаления после звонка будильника и о пороке саможаления и телолюбия (гл.3, разд.3.6)
1. О разных помыслах при нежелании вставать утром.
Итак, есть привычные помыслы, которые появляются сразу же, как звонит будильник. И первый их вид таков: «ох, уже утро, надо вставать, ну, еще пять минут, еще чуть-чуть», а второй вид: недовольство и саможаление (некое «нытье»), например: «ох, как я хочу спать», «как мне не хочется вставать», «как мне плохо», «я не отдохнула», «я не могу встать, я засыпаю», «в комнате холодно, а под одеялом так тепло» и т.д. Иногда под эти же мысли человек засыпает или потом какое-то время находится в плохом настроении, и периодически их повторяет. О пяти минутах я уже сказала, а теперь скажу о втором виде помыслов.
Через саможаление-нытьё у человека еще более ослабляется телесная и душевная энергия, и ему тяжело заставить себя встать. В этом проявляется особенность печали, которая содержится в саможалении. К тому же сама по себе печаль есть немощь, а если это печаль по телесным страданиям, то эти страдания усугубляются. А о ней святые отцы говорят, например, так: Иоанн Кассиан (Послание к Кастору…, кн. 9, гл.1): «…(печаль) совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы (или что-то делать – от сост.) с обычною ревностью сердца, ни с пользою заниматься священным чтением (или каким-то делом – от сост.), … ко всем обязанностям трудов … делает нетерпеливым и неспособным». Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.2, §404): «Когда печалишься, что находишься в немощи, то тем самым немощь не умаляется, но умножается, как сам это можешь чувствовать, ибо и сама печаль есть немощь. И так печаль в немощи большую соделовает немощь, ибо немощь с немощью совокупляется».
Подобные мысли психологи относят, например, к токсичным, потому что они «вызывают негативные эмоции и блокируют активные действия. Токсичное мышление провоцирует эмоции … гнева и раздражения, и при этом способствует развитию лени и безответственности» (интернет-источник). А в христианстве, опять–таки скажу, это – страстные помыслы. И зависят они от привычек и идей/установок, которые есть у человека.
Если же посмотреть на пунктуального человека, который не опаздывает на работу, то у него также по пробуждению по будильнику бывают саможалеющие мысли, особенно если он не выспался или плохо себя чувствует. Но его ответственность и установка о недопустимости опаздывать, так сказать, отвергает саможаление и печаль, и он принуждает себя встать само-командой, например: «садись», «включай свет», «иди умывайся/в душ», «опоздаешь» и т.д.
2. О пороке саможаления.
Нужно сказать и то, что тот, кто опаздывает на работу по причине сонливости или не соблюдения разумного распорядка, вообще очень жалеет себя, а не только в такие минуты. И я уже об этом говорила на протяжении этой темы, но скажу еще раз.
В святоотеческом учении очень много говорится о саможалении и самолюбии. И это должен знать каждый христианин для того, чтобы не согрешать. Но непунктуальный христианин, похоже, об этом даже не задумывается. И чтобы напомнить об этом таким людям я приведу малую часть поучений об этом.
Итак, святые отцы называют «саможалением» — самолюбие, телолюбие (плотолюбие) и самоугодие. Максим Исповедник (Главы о любви, сотн. 2-я, 4): «…самолюбие же есть телолюбие (или саможаление)». Феодор Эдесский (Добротолюбие, т.3, 93): «Самолюбием же называем мы страстное расположение и любовь к телу с исполнением плотских пожеланий». Феофан Затворник (Письма, п.541): «Телолюбие, плотоугодие, поблажка, саможаление, это разные имена одного и того же».
Примечательно то, что самолюбивая душа принимает саможаление, как доброго своего друга, а на самом деле оно — враг, но этого не знают многие и многие люди. Феофан Затворник: 1. «Вы на саможаление, как видится, смотрите очень легко, почитая случаи уступки ему неважными действиями. Тут у вас большая ошибка» (Письма, п.1454). 2. «Саможаление есть самый льстивый наш изменник и враг. Первое исчадие самолюбия. Жалеем себя и губим себя сами. Думаем, что добро себе делаем, а делаем зло». 3. «Враг-то нам первый кто есть? Саможаление — враг самый льстивый и самый опасный. «Послабь, говорит,— немножко, утомился!» Видите, за нас стоит. А послушай его и послабь себе в чем? Одно послабление поведет к другому, другое — к третьему и так далее, а потом все и расслабнет…»(Сб. «Слова о покаянии…, В неделю Крестопоклонную). 4. «Саможаление — враг. Не оно, а сам ты. Ведь сам себя жалеешь; кто же виноват? Сам себя жалеешь, сам себя и разжалей, и делу конец. А ты прикидываешься, будто саможаление пришло откуда-то со стороны, и тебя насилует. Совсем не со стороны пришло; оно твое собственное, доморощенное чадо, или ты сам, прикидывающийся насилуемым и лукавящий пред тобою самим» (Письма о разных предметах веры и жизни, п.31).
3. О брани с саможалением.
Против него есть такое правило: надо учиться не поддаваться своему саможалению, обращая внимания на мысли и эмоции определенного характера, и потом их отвергать и не следовать им. Феофан Затворник: «Гоните всегда всякий позыв в чем-либо поблажить себя. Надо при этом всегда возбуждать себя к напряженной деятельности и тотчас же сделать что-либо, требующее такого напряжения. Еще появится,— еще также поступить. И так далее. Перестанет, наконец, являться такой позыв. И живая энергия возьмет силу». (Письма к разным лицам, п. 57). Или еще: «Потрудитесь наблюсти (понаблюдать) за собою хоть в продолжении одного дня и увидите, что саможаление кривит все дела наши и отбивает охоту делать их. Без труда и напряжения ничего не сделаешь; а понудить себя жаль, — вот и остановка. Есть дела, которые хочешь, не хочешь, надо делать. Такие дела делаются неопустительно, хоть и трудновато. Но тут саможаление побеждается саможалением. Не станешь делать — есть будет нечего. А так как дела заповедей не такого рода, то при саможалении они всегда опускаются. И на худые дела поблажка тоже делается из саможаления. Жаль отказать себе в том, чего захотелось — желание и исполняется; а оно или прямо грешно, или ведет ко греху. Так жалеющий себя всегда — что должно, того не делает, а что не должно, в том себе поблажает, и выходит никуда негожим» («Мысли на каждый день года», неделя 26).
А вообще, пробуждение и подъем (или не подъем) можно сравнить с поблажкой/угождением себе и бранью со страстными помыслами. Так, греховный помысел ублажает тебя и говорит по типу: «ну съешь», «ну поспи», «ну отдохни еще» и т.п., а христианин, подвизающийся в брани со страстями, понимая, что это плотоугодие или страсть чревоугодия, лени или сонливости, отвергает помысел/не принимает/не сочетается с ним; а если не отвергает/принимает/сочетается с ним, то прегрешает. И этот главный закон духовной брани со страстными помыслами Феофан Затворник объясняет так: «На чем застанете в себе движение страстного, оттоле и гоните его. Законом положите ни помыслу, ни чувству, ни пожеланию страстному произвольно не поблажать, а гнать их полною ненавистью тотчас, как только заметите» (Что есть духовная жизнь…, п.57).
Замечу еще вот что: относительно утреннего пробуждения или желания спать на молитве, есть такой совет Феофана Затворника: «не давайте себе спать, и не заснете». И интересно то, что некоторые люди делают то же самое, но только с вечера – не дают себе заснуть и гонят от себя сон. А утром – наоборот, когда они хотят спать, и они не не дают себе заснуть, чтобы встать вовремя и не опоздать на работу, а всячески пытаются продлить сон и не гонят его. Значит, вечером ради фильма или игры у них есть сила воли противостоять сну, а ради работы и порядка – они слабовольны и немощны. Да уж…
4. Заканчивая вопрос о сне, приведу очень здравое мнение одной женщины из интернет-источника: «Времени уже час ночи, вы смотрите сериальчик/читаете интересную книжку/переписываетесь с кем-то в соц. сети. Вам вставать в семь, но вы только отмахиваетесь: «Ничего страшного, я успею выспаться!» И продолжаете часов до трех, когда и ложиться-то уже глупо… А утром предсказуемо не можете продрать глаза и путаете солонку с сахарницей. Не знаю, что на этот счет говорят ученые, я не из их числа. Но мне для нормального функционирования нужно не меньше восьми часов сна. Поэтому я перестала врать себе, обещая, что успею выспаться (соберусь за час перед вылетом, быстренько уберусь перед приходом гостей). И просто ложусь, давая себе возможность нормально поспать. Хронический недосып копится и подрывает наше здоровье — это постоянный стресс. Да и каменную голову оторвать от подушки утром гораздо сложнее, как итог — мы опаздываем. Конечно, нужно время, чтобы режим пришел в норму — понадобится несколько дней, прежде чем вы привыкнете засыпать раньше, чем обычно. Это временное неудобство, которое нужно перебороть силой воли. Зато результат потрясающий, вы будете просыпаться легче, и гораздо более отдохнувшими».
И добавлю от себя: и тогда ты не будешь «особенным», который опаздывает на работу из-за того, что тебе хочется поспать. А будешь, как и миллиарды людей, которые приходят вовремя на работу, заботятся о своем здоровье и имеют полноценный ночной отдых, или даже, если и хотят спать, то понуждают себя встать. И тогда будешь дисциплинированным работником, который хотя бы в этом исполняет четвертую заповедь Господа о честном труде. Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 4-й заповеди, грех: Изнеженность на поденной работе): ««Перенесшими тягость дня и зной» (Мф.20,12), сказано в Евангелии о работавших в винограднике. И целый день, с утра до вечера, работники провели на своем деле за поденную плату; и не уклонились от работы из-за солнечного жара; но так выполняли всю работу, что как бы каждую минуту смотрел на них хозяин. Отсюда и было у них полное сознание своей заслуги, чувствовали они в душе верность своему делу и, вместе с тем, право на полную плату. Такова должна быть работа … каждого работника работающего …. Между тем ныне многие показывают себя изнеженными…: выходят на (работу) не рано…; принявшись за работу, часто отдыхают; а потом и спешат уйти с работы … Нет, — работающие за поденные платы! не играючи и по гостевитому должны вы работать, но с сознанием, что рабочий труд необходим вам и что до́роги часы для него, а также не ради только человека, но вместе с тем ради самого Бога (Еф.6,7: «служа с усердием, как Господу, а не как человекам»)».
И вновь повторю еще раз: «Не давайте себе спать, и не заснете» (Феофан Затворник), и не слушайте своих мыслей о том, какие вы несчастные, и которые предлагают еще «пять минут» поспать. А так же, как говорится в Нравственном богословии Е. Попова: «Ты, читатель наших нравственных, практических уроков! Упорядочи твою жизнь так, чтоб день и был для тебя светлым живым днем, а ночь—успокоительною ночью». Или как советует Схииг. Савва (Путь к спасению): «…начинать день надо так: проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и вскочить с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу. Затем сделать три земных поклона и обратиться ко Господу с такими словами: «Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня и этот день и помоги провести его в молитве, в добрых делах и сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых». И тут же начинай читать молитву Иисусову. Умывшись и одевшись, встань в святом углу, соберись с мыслями, сосредоточившись, чтобы ничто не отвлекало, и начинай утренние молитвы».
От лени или усталости мы зачастую не делаем вечером то, о чём знаем, что нужно сделать (гл.3, разд.3.7.2)
Может быть так, что человек никогда не собирал нужное на утро, потому что ему просто не приходила в голову мысль сделать это вечером. Он живёт по привычной, накатанной схеме: утро — время сборов, а вечер — отдых. И о том, что можно и даже нужно облегчить себе утреннюю суету, он даже не задумывается.
А может быть и по-другому: человек вспоминает о вечерней подготовке, или о том, что нужно найти документ, который ему понадобится завтра, но тут же не соглашается с этими мыслями-напоминаниями, думая: «Ой, не хочется», или: «Я устал», или: «Ладно, утром найду, соберу, что там собирать…». Такие помыслы показывают несогласие страстей (лени и саможаления) с разумной мыслью. Ум/логика предлагает правильное, полезное, удобное решение, но душа, находясь под действием страстей, не соглашается. То лень мешает (по типу «неохота»), то саможаление («я так устал, хочется отдохнуть»), или если это поздний час, то нежелание делать звучит так: «уже слишком поздно, утром сделаю».
Иногда бывает и так, что душа даже вроде бы и соглашается, что надо собраться вечером, но с условием: «чуть позже сделаю», а позже — забыл, отвлёкся, уснул. И снова утро начинается как всегда.
Конечно, бывает, что человек вспоминает об этом и начинает собираться вечером — и это хорошо. Но и тут бывает по-разному. Если начал готовиться в непозднее время — всё нормально. А если вспомнил, когда уже давно пора лежать в постели, то вся эта подготовка идёт уже в ущерб сну, а это также может повлиять на опоздание на работу.
Вот так и получается, что разумные мысли ведут к порядку, а душа «отворачивается» от них. А причины: или лень, или усталость, или потому, что так никогда не делал.
Далее подробней скажу о лени и усталости.
А. Бывает так, что у человека есть время и силы (пусть даже и чуть устал), но ему просто лень сделать нужное дело, т.е. у него в этот момент действует страсть уныния. Эта лень может быть не только к действию; бывает, что даже подумать лень — например, заранее обдумать, что завтра надеть или что взять с собой на работу. И человек говорит себе: «Не сейчас… потом… утром разберусь».
А еще интересно и то, что откладывая на утро решение, например, что тебе одевать, получается, что завтра тебе все равно придется принять какое-то решение, потому что не пойдешь же ты раздетым, или придется собрать еду, или что-то сделать. ―Так на что я надеюсь, когда говорю «завтра/потом»»? На то, что я завтра захочу это сделать? Так обычно – не захочу и завтра. Ну да, завтра мне ничего не останется, как заставить себя под влиянием обстоятельств. Странно, а почему я сегодня не заставлю себя?! Зачем я создаю незавершенные ситуации, которые потом меня напрягают, когда я спешу, или могут принести мне неприятности, если я опоздаю на работу?! Воистину, греховные страсти делают человека неумным и слабым…
Жаль, если ленивым является христианин. Во-первых, будучи таковым, он изобличает себя в разных пороках, потому что, как сказал авва Исаия: «Леностью питается своеволие; рождается гордость и презрение своей обязанности (от сост.: в рассматриваемой нами теме: к обязанности к честному труду и соблюдению договорённостей)» (сл.16). А во-вторых, Ефрем Сирин: «Обременяющая нас леность не позволяет нам возвести очи к созерцанию совершеннейшего, но непременно влечет нас во ад, и принуждает идти самым широким путем погибели» (На слова …: «В мире скорбни будете» (Ин.16:33)).
Если христианин этого не знает или не помнит в ситуациях, то, как часто говорят святые отцы: «горе ему»…
Также хочу отметить: если человек по своей лени отложил какое-то дело, а в это время смотрел фильм, например, не погладил одежду вечером и из-за этого опоздал утром, а его потом кто-то прямо спросит: «А почему ты не сделал это заранее?», то вместо простого признания: «Мне было лень и я смотрел фильм», он может начать лукавить. Он придумывает какие-то «веские» причины: то устал, то были какие-то дела, то времени не хватило…― всё что угодно, только не правда. А ведь такая ложь перед собой и другими это — уже не только грех лени, а двойной грех: лень, сопряжённая с лукавством. И вот что об этом сказал Василий Великий: «Леность, сопряженная с лукавством, подвергает ленивого осуждению» (Правила кратко изложенные, в.69).
Б. Откладывать «на потом» можно не только по лени, но и по причине усталости. В таком случае возникает саможаление от страсти печали: «Я же весь день работал», «Я так устал», «Ну что я не могу себе позволить немного отдохнуть?», «Устал и хочу посмотреть фильм» и т.п. Да, тело устало, но душа, вместо того чтобы проявить усилие на что-то не очень тяжелое, вместо того чтобы хоть немного напрячь волю, или чтобы отдохнуть, а потом сделать дело, начинает себя жалеть и разрешать себе не делать даже самого простого.
Но давайте честно: как часто человек бывает действительно настолько уставшим, что не может, например, помыть судочек и положить в него еду на завтра? Ведь это же не сварить суп, не накормить семью, а просто — отложить кусочек какой-то готовой еды, закрыть крышкой, убрать в холодильник. Или разве так уж сложно хотя бы взглядом пройтись по одежде, увидеть, всё ли в порядке (например, поглажено ли то, что хочешь одеть), и выбрать ее? Это же — несколько минут и минимум сил. Но именно на это у человека якобы не хватает сил или времени. И получается: если ты мог, но не сделал — значит, лень победила твою волю, а потом ты лукаво оправдываешься «безумной усталостью».
Теперь снова вернусь к примеру о своей подруге. Я точно знаю, что моя подруга среднего возраста, приходя в 8 вечера домой и ложась в постель до 21.30, каждый вечер собирает еду на работу, просматривает, что будет одевать, если нужно, собирает сумку — и это несмотря на усталость, несмотря на долгую дорогу домой с пересадками. Она делает это, потому что знает, что вечерняя подготовка избавит её от лишней суеты утром.
А вот одна моя родственница, которая намного моложе подруги, и которая живёт ближе от работы и возвращается с нее в 17.30, и дел у неё не больше, ― почему-то каждый день жалуется на то, что она очень устала, как только речь заходит о том, чтобы сделать что-то с вечера. Интересно, правда?!
Устают все, но кто-то — делает, а кто-то — жалеет себя и откладывает. Напомню, что на это христианское учение говорит: «Не смей свою лень извинять своим недомоганием» (Евергетин, т.2, гл.3).
И обязательно здесь бывает и саможаление. Феофан Затворник говорит: «Враг-то нам первый кто есть? Саможаление — враг самый льстивый и самый опасный. «Послабь, говорит,— немножко, утомился!» Видите, за нас стоит» (В неделю Крестопоклонную (Или погибать…)). Иосиф Исихаст (Толков. на «Десятигласную … трубу», гл. Звук трубы 8): «…согласно святым отцам, во время усталости и утомления … человек может с большей легкостью быть окраден снисходительностью к телу. Ведь наша природа, испытывая усталость, действительно всегда ищет покоя».
Итак, вроде бы мелочь — ну что там, собрать сумку или погладить юбку вечером, или выбрать, что оденешь. Но из этих мелочей выстраивается привычка жить в беспорядке, в спешке, в рассеянности, в лени и т.д. И это уже не просто вопрос организации быта — это вопрос состояния души: умеет ли она быть рассудительной и делать то, что полезно, или идет ли она за разумом/духом, или делает выводы из своих ошибок, или каждый раз идёт на поводу у своих привычных страстных помыслов и саможаления ― и человек живет нерадиво и страдая (нередко даже не сознавая этого)…
И в заключение этого вопроса замечу: моя неорганизованная знакомая, послушав меня о порядке сбора одежды и еды с вечера, сказала, что раньше бывало, что она не задумывалась о таком порядке и делала это по привычке утром, а бывало, что задумывалась, и иногда собирала с вечера. Но в какой-то раз сбивалась, и привычно думала по типу: «да успею и утром», и вновь собиралась по утрам.
Когда же после наших разговоров она решила осознанно исправляться, то какое-то время собирала вещи и судочек вечером. Причем, иногда делала это легко, а иногда ей не хотелось, т.к. было или лень или устала. И вначале приобретения новой привычки она часто замечала тот свой хорошо знакомый помысел про «завтра», свойственный отложению дела/прокрастинации, но не соглашалась/отревала его и делала по-новому.
Но в какой-то момент произошел сбой в новых правилах (что-то ей помешало собраться вечером), и помысел про «завтра» опять привычно зазвучал в мыслях ―и она, не распознав его как «старый и неправый», согласилась на него. И всё вернулось на круги своя, пока в какой-то день она не очнулась и не вспомнила о новых правилах.
То есть, как говорят святые отцы, греховный, бесовский помысел вернулся и победил, а ты отошел от нового порядка. Феофан Затворник (Слово в неделю Крестопоклонную (Или погибать…): «Одно послабление поведет к другому, другое — к третьему и так далее, а потом все и расслабнет, и все строгости отойдут, и все порядки жизни благочестной придут в забвение. … Подержал себя немного степенно и бросил…». Жаль, что люди не научились трезвиться над помыслами и различать страстный помысел от добродетельного, и каждый раз совершают одни и те же ошибки и грехи. А надо нам держаться такого поведения, как сказал Феофан Затворник (там же): «Начато дело? Не бросайте. Трудно? Перемогитесь; день ото дня все будет легче и легче. А там и совсем легко. Не все же труд и болезнь, и утешение Господь посылает; а там и смерть скоро, и всему конец. Даруй, Господи, чтобы она застала нас на добром пути раскаяния и в трудах самоисправления!».
Тема 7: Цикл духовных рассуждений о хранении ума, языка, и внутреннего покоя. Тема 3 Цикла. О смирении и не смирении пред волей другого человека
3. Рассуждение: о моём саможалении, не желающем «напрягаться» для другого (ч.2, гл.2, разд.2)
Другой причиной отказа воле другого, которая часто связана с ленью, является саможаление.
О саможалении также много сказано в теме «Беседы о конфликтах в семьях, происходящих от разных страстей членов семьи», во второй части, во второй главе «Конфликты по поводу выполнения домашних дел, связанных с усталостью членов семьи, которая относится к страсти уныния и печали». А сейчас приведу только некоторые нюансы.
1. Саможаление грешника появляется всегда, когда что-то происходит не по его воле, а особенно если это сопряжено с трудностями, с напряжением его сил. Об этом так говорит Феофан Затворник: «…саможаление, не любящее ничего прискорбного» (Толк. на посл. Римл.12, 12).
Вообще, у меня саможаление проявляется не только тогда, когда я устала или немощна в болезнях, но и тогда, когда чувствую себя нормально. И тогда оно разное.
При телесной немощи человек часто констатирует, что он устал и жалуется в мыслях и на словах, и хотел бы, чтобы страдание тела закончилось. И тогда у него есть скорбь о себе несчастном. А если еще при этих немощах надо что-то делать и еще и для другого, то это для души вообще становится «катастрофой». Это – саможаление в печали и скорбях.
А другое саможаление бывает при страсти лени, когда человек не ощущает никаких телесных немощей, и не несет болезненных трудов, а ему просто не хочется что-то делать. К тому же, если какое-либо дело не нравится или кажется трудным (даже если оно и нетрудное), то ленивому человеку обязательно будет жаль напрячь себя на преодоление этих трудностей. Интересен тот факт, что пока такого человека никто не трогает и не просит что-то сделать, его саможаление не выражается открыто. Но как только его затронут, часто он тут же начинает ссылаться на усталость и представлять себя жертвой, т.е. он начинает лукавить.
2. Саможаление мешает человеку исполнять заповедь о труде для своих потребностей (т.е. о своем благе) и заповедь о любви к ближнему (т.е. трудиться для блага ближнего). Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе, ст. 1758) говорит об этом так: «Самолюбивый человек жалеет себя для блага других. И гортани ему жалко для научения других, если он учитель или священник; и всего сердца ему жалко, потому что он, так сказать, от полсердца служит ближним, а часто и вовсе без сердца; и сил физических жалко, он боязлив как заяц, и боится, как бы не заболеть от трудов, и – покоится». ― Где ж тут исполнять волю ближнего?!…
Интересно еще и то, что иногда, жалея себя, человек может вредить своим интересам. Так, например, если сотрудник нуждается в деньгах, но он не желает обучаться новому, потому что ему не хочется напрягаться, более чем есть, то он откажется идти на курсы, а это значит, что лень с саможалением угодили телу, но сделали ему же хуже в плане материального обеспечения себя.
3. А еще: когда я что-то делаю по своей воле, у меня также может быть саможаление, но оно другое, по сравнению с тем, когда связано с волей другого. Потому что к нему еще и присоединяется гнев и нелюбовь к тому, кто желает что-то от меня.
Так, уже говорилось в начале главы, что когда тебе не нравится воля другого, то ты начинаешь раздражаться и гневаться. Это происходит вот почему: саможаление относится к самолюбию, и Максим Исповедник говорит: «…самолюбие же есть телолюбие (или саможаление)» (Главы о любви, сотн. 2-я, 4). И у грешника на защите самолюбия стоит страсть гнева. Так, когда человеку не хочется что-то делать, а тем более если это дело сопряжено с какими-то трудностями, то по законам греха саможаление обязательно будет недовольно тем, что надо утрудить плоть; а также самолюбие будет недовольно тем человеком, который понуждает его к этому делу. И проявляться оно может обвинениями и ропотом иногда в мыслях, а иногда открытыми укорами. Например, мать просит взрослую дочь убрать в квартире или купить продукты, но дочь, «уткнувшаяся» в телефон и ничего не делающая обычно по дому, понимает, что для этого надо оторваться от того, что ей интересно, и напрячься телесно для того, что неинтересно. И начинает роптать и раздражаться на мать. И это — саможаление эгоиста и ленивого, который настроен на то, что он не должен трудиться, особенно когда кто-то желает от него этого. И когда таких людей попросить что-то сделать, то они, жалея себя и защищая себя от труда, но, не будучи немощными, будут кричать или что они устали, или что это не их обязанности.
И во всех мною смоделированных ситуациях в этой теме также не могло обойтись без саможаления и раздражения, например: дочери жалко себя, что она и так устает, а придется еще и напрягаться при приезде мамы, которая, как известно по опыту, будет заставлять убирать на балконе (или придумает другие дела); знакомой жалко себя, чтобы еще более напрячь себя работой, которая нужна дальней знакомой, когда она и от своей не успевает отдохнуть; соседке жалко себя, что сын может опять кричать на нее из-за просьбы соседки.
Итак, пусть итог о саможалении подведет Василий Кинешемский (Беседы на Еванг. от Марка, гл.4, 1-20): «В душе человека таким каменистым пластом является себялюбие. Обыкновенно оно лишь слегка закрыто сверху тонким налетом чувствительности и добрых порывов. Но когда необходимо эти добрые порывы углубить и осуществить в жизни, то есть сделать доброе дело, которое, собственно, и составляет плод доброго порыва, против этого неизменно восстает себялюбие и рожденное им саможаление. Допустим, вас просят оказать помощь. Вы готовы это сделать и пожертвовать что-нибудь нуждающемуся, но сейчас же вы слышите голос себялюбия: «А сам-то я с чем останусь? Мне самому нужны деньги: у меня их так мало!» Ваш добрый порыв наталкивается на холодную каменистую стену эгоизма и блекнет, как нераспустившийся бутон»…
5. Рассуждение: о лукавстве, которое при отказе другому прикрывает лень, саможаление и самоугодие (ч.2, гл.2, разд.2)
А теперь скажу о лукавой притворной усталости от лени и эгоизма, т.к., от лукавства нередко, так сказать, никуда не денешься, когда не хочешь исполнять волю другого, и, отказывая, ты не хочешь честно сказать «инициатору», что тебе лень или что ты не хочешь утруждаться для него. А говоришь, например: не могу, занят и т.п., да еще и с какой-то виноватой интонацией, как бы говоря: я и рад бы, но не могу…
Причем некоторые люди притворяются осознано, а некоторые даже не осознают, что притворяются.
Далее я скажу о таких лукавых отговорках, как: «я устал», «я не могу», «мне некогда», «я не умею» и т.п., когда тебе не хочется сделать по воле другого.
Так, устает каждый человек, когда он действительно физически или умственно напряженно работал; но правда в том, что пусть он сейчас занят или устал, но он все же или имеет силу еще что-то сделать сейчас, или у него будут силы через время, чтобы оказать услугу другому человеку, но — он не хочет. Причем, иногда продолжаешь прикрываться усталостью даже, когда она уже прошла, но говоришь, что устал, а иногда начинаешь разыгрывать усталого или больного даже когда усталости и не было или она была незначительной.
А еще: действительно, бывает так, что «возможный исполнитель» не может исполнить просьбу или предложение «инициатора» (и это – естественно). Но мотив отказа «не могу», не всегда бывает правдивым, потому что нередко «можешь», но это будут дополнительные трудности, которых ты не хочешь. Это парализованный человек не может пойти куда-то, а даже тот, у кого ноги больные, все равно может пойти и что-то сделать…
А, например, когда нежелающий называет причину «некогда», то нередко правда заключается в том, что это он сейчас не может, а позже сможет, или что можно все-таки найти время, даже в ущерб своей занятости, или что у него всегда есть время, которое он или не доспит, или подвинет свои дела, или просто заберет его у праздности.
Даже на причину: «я учусь удаляться от мира и поэтому не связываю себя суетными делами» можно сказать, что ты – не ангел, а человек, и все равно ты немало делаешь дел мира и общаешься с разными людьми, особенно если тебе это выгодно или интересно.
Также лень может прикрываться неумением. И вот как об осознанном и специальном прикрытии недомоганием и неумением говорит Симеон Новый Богослов (сл.66): «…если прикажут мне что-нибудь работать, я скажу им, что немощен, не могу, и если будут принуждать к тому, отвечу: «хоть задушите меня, или выгоньте, не могу работать», — и нахмурюсь, будто плачу, вскрикну и скажу: «вот колена подгибаются и в глазах потемнело»; … если заставят меня смотреть за мулами, то сначала проговорю, что не умею ходить за ними, а потом нарочно буду оставлять их без пойла и корма, тогда поневоле или оставят меня, или дадут мне помощника, на которого я и свалю весь труд, сам же сделаю что-нибудь для вида и залягу; если велят мне быть хлебопеком, то я, чтоб не показаться ослушником, буду уверять их притворно, что не умею печь хлебы, и скажу, что ни разу не видал, как печется хлеб, но пойду и испеку им такой хлеб, что будет как камень, и они, не могши есть его, не будут более принуждать меня к такому послушанию; если пошлют меня прислуживать на кухне, то я не послушаю игумена и, не поклонившись даже ему, скажу: «Господи помилуй! Меня это ты, отче, из всех выбрал, чтоб приставить к такому низкому послушанию? Разве нет других братий в монастыре?»». Так думает он сказать, чтоб отделаться и от этого послушания. Затем пересматривает все послушания и на все заготовляется отвечать: «не умею, не могу», — а если принудят, исполнять их кое-как и портить. Как замышляет, так потом и делает, или еще и хуже того».
Спаси и сохрани нас, Господи, от такого лукавства и обмана!
Вообще, притворству свойственно разыгрывать какое-нибудь состояние, которым человек желает вызвать нужное отношение к нему, или понудить других что-то сделать, потому что лукавая душа знает, что страдания вызывают в душе другого человека жалость и желание помочь, или совесть его будет обличать в том, что он не помог. И поэтому лукавый человек всегда притворяется перед другими, а, когда остается один, перестает это делать. Также его притворство заканчивается, когда он делает то, что ему нравится (например, играет на компьютере или его приглашают ужинать), и он тут же становится веселым и не больным или не уставшим.
О таких людях так говорит Евангелие и Василий Великий (Правила, кратко изложенные, в. 69): «А что леность, сопряженная с лукавством, подвергает ленивого осуждению, это видно из слов Господа, сказавшего: «лукавый раб и ленивый» (Мф.25, 26)».
В отношении такого лукавства и обмана христианское учение однозначно говорит: Евергетин (т.2, гл.3): «… не смей свою лень извинять своим недомоганием».