ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений равноап. Космы
(Озвучно Никой)
🎧Притча 1. О купце, нашедшем мешок с фальшивыми монетами и настоящим алмазом.
Притча 2. О запахе гордости.
Притча 3. Об исповеди у иереев, живущих во грехах.
Притча 4. О том, что от ребёнка не стоит ожидать какой-либо заботы о твоей душе.
Притча 5. О законах иудеев, мусульман и христиан.
Притча 1. О купце, нашедшем мешок с фальшивыми монетами и настоящим алмазом.
Некий купец, прозванный безрассудным, торговал сорок-пятьдесят лет, но никогда не извлекал какой-либо прибыли.
Однажды он нашёл посреди дороги мешок. Открыв его, он обнаружил фальшивые монеты и жемчужины, а также один алмаз. Взяв мешок с сокровищами, он поспешил к меняле, чтобы выяснить, настоящие ли они. Посмотрев на них, меняла сказал, что все они, за исключением алмаза, фальшивые. Но торговец не поверил ему, забрал сокровища и пошёл к другому меняле, которые также подтвердил, что все деньги ненастоящие и фальшивые и только один алмаз представляет большую ценность. Расстроился торговец, взял алмаз и мешок с «сокровищами» и ушёл восвояси.
По дороге он встретил слепого и решил проверить, какова сила найденного алмаза. И о чудо! – едва он дотронулся им до глаз слепца, тотчас они открылись и незрячий прозрел. Возликовал тогда купец. Продолжив свой путь, он встретил некоего глухонемого человека – едва он его коснулся, тот стал слышать и начал говорить. Встретил расслабленного, который исцелился с его первым прикосновением. Прикоснулся к бедному, и тот стал богатым. Коснулся старика, и тот стал молодым и здоровым! Приложил алмаз к мёртвому, и он тотчас воскрес. При виде таких чудес сердце купца исполнилось радостью, он взял мешок с деньгами и бросил их в море, и, оставив себе один только алмаз, вернулся домой.
Приближался час смерти торговца, он позвал всех своих близких и сказал им: я, чада мои, сорок-пятьдесят лет был торговцем, но никакой особой выгоды извлечь не смог. Но нашёл мешок, в котором среди фальшивых золотых дукатов, грошей и жемчужин был один настоящий алмаз, сила которого была такова, что он даже мёртвых воскрешал, бедных обогащал, открывал глаза слепым, глухим давал возможность слышать и исцелял все болезни. Теперь, когда я умираю, я не могу вам оставить в наследство ничего другого, кроме этого алмаза. Но и вам, благородные, следует найти способ, как его сохранить, чтобы он остался пригодным; его нельзя ставить где попало.
Пришло время, и купец умер, а алмаз достался его родственникам. Исполняя последнюю волю покойного, они стали искать место, где его можно поставить. Наконец они нашли мраморный равносторонний треугольник и поставили на него алмаз, который, однако, не устоял на нём; близкие купца огорчились тому, что не могут найти надлежащий способ хранения драгоценности. Тогда они для мягкости подложили кусок белой ткани на мраморную подставку, но к их разочарованию алмаз всё равно не устоял на треугольнике. Тогда они решили постелить ещё один отрез ткани, и алмаз тотчас встал на подготовленную мраморную подставку. Люди возликовали и прославили Бога.
Теперь нам следует разобраться, во-первых, кто такой торговец, во-вторых, что обозначает мешок, в-третьих, что такое гроши, в-четвёртых, что такое дукаты, в-пятых, что такое жемчужины, в-шестых, что обозначает алмаз, в-седьмых, кто такие менялы, в-восьмых, кто такие родственники купца, в-девятых, что такое мрамор, в-десятых, что такое первый кусок ткани и в-одиннадцатых, что обозначает второй кусок? Это и есть одиннадцать вопросов, которые мы должны разрешить.
Итак, безрассудный купец, пьяница, лентяй и бездельник – это я, бывший «предпринимателем» сорок-пятьдесят лет. Чем я занимался? Более сорока лет я посвятил учёбе. Бог удостоил меня найти мешок. Что же он обозначает? Это Святое Евангелие. Открыв его, я нашёл фальшивые дукаты. Что такое дукаты? Это иудеи, которые говорят, что веруют, но их вера лжива и исходит от диавола. Нашёл также фальшивые гроши. Что они обозначают? Нечестивцев (имеет в виду мусульман), утверждающих, что веруют, но и их вера диавольская и ложная. Нашёл в нём фальшивые жемчужины. Что же обозначают они? Еретиков, говорящих, что веруют в Святую Троицу, однако, вера их тоже фальшива и исходит от диавола. Алмаз – Господь и Бог наш Иисус Христос. Менялы – пророки, предвозвестившие Сына и Слово Бога-Отца, Безначального и Всемогущего. Кто такие родственники купца? Благочестивые православные христиане, сыновья и дочери нашего Христа. Что такое треугольный равносторонний мрамор? Это человек, верующий в Святую Троицу, но одной только его веры будет недостаточно для спасения. Что же ещё необходимо? Первый кусок ткани – это человек, верующий в Святую Троицу и имеющий любовь к Богу. Второй кусок ткани, нужный для того, чтобы алмаз устоял, – человек, верующий в Пресвятую Троицу, имеющий любовь к Богу и к своим братьям, он сможет удержать в себе бесценный алмаз – Господа и Бога нашего Иисуса Христа.
Человек, у которого есть Бог в сердце, имеет вся благая и не может согрешать. Но когда у него нет в сердце этого алмаза – любви, то есть Христа, он будет иметь в сердце диавола. А тот, кто имеет в сердце своём диавола, одержим всяким злом, и всякий грех совершает.
Итак, братья мои, мне придётся оставить вас, и я не знаю, удостоит ли меня Господь вновь насладиться живым общением с вами. Нет у меня ничего другого, чтобы оставить вам, кроме этого алмаза. Только пусть у вас будет подходящее для него место. Этот алмаз содержит в себе блага, душевные и телесные, и счастлив будет тот, кто удостоится чести вместить его в своём сердце, ибо он станет обладателем бесценного сокровища.
Притча 2. О запахе гордости
Однажды один подвижник попросил Господа даровать ему знание многих откровений и тайн. По дороге к одному селению он встретил Ангела, но принял его за простого человека. Они нашли дохлую лошадь. Аскет зажал нос руками, Ангел же – нет. Прошли немного и увидели дохлого быка. Отшельник вновь закрыл нос, а Ангел – нет. Наткнувшись на дохлую собаку, подвижник снова схватился за нос, а Ангел – нет. У самого села путники увидели прекрасную деву в дорогих нарядах с украшениями. Тогда уже Ангел зажал нос руками (крылами).
Видя это, отшельник спросил: «Кто ты, Ангел, человек или диавол? При виде дохлых, смердящих лошади, быка и собаки ты не отворачивал свой нос от них, а теперь, когда мы встретили прекрасную девушку, ты закрываешь его руками?»
Тогда Ангел открыл себя отшельнику и сказал ему: «Ничто так не противно Богу, как гордость». Произнеся эти слова, он тотчас стал невидимым.
Аскет же устремился назад в свою келью, где стал плакать о своих грехах, прося Бога хранить его от западней диавола, не давать ему впасть в гордость и погубить свою душу.
Притча 3. Об исповеди у иереев, живущих во грехах
Некий человек исповедался пятнадцать лет у одного духовника. Однажды он пришёл к нему на исповедь и застал его за грехом блуда.
– Горе мне, я столько лет ему исповедовался – теперь меня ожидает ад, – воскликнул тогда он. Всё, что он мне простил, осталось непрощённым. — Сказав это, он тотчас ушёл.
По дороге его начала мучить жажда. Неподалёку он увидел тёкшую там воду, которая была такой чистой, что он воскликнул:
– Если эта вода столь чиста и прозрачна, то насколько чище её источник!
Наклонился и стал пить.
После этого он дошёл и до источника этой воды, которая текла из пасти одного пса. Человек тяжело вздохнул и сказал:
– Горе мне! Я осквернился.
Тогда Ангел Господень сказал ему:
– Почему сначала, когда испил воды, ты не почувствовал себя осквернённым, а теперь, когда увидел, что она течёт из пасти собаки, побрезговал ею? Она что, не от Бога, сотворившего небо, землю и всё остальное? Если собака грязная, не переживай, вода не принадлежит ей. Также и духовник, который тебя исповедовал. Прощение, которое он тебе дал, разве принадлежит ему? Нет, оно принадлежит не ему, но Духу Святому. Так как у него есть сан иерея, он выше царей и Ангелов. А если он блудник, что тебе с того? Он олицетворяет собой пасть пса, а тебе расстраиваться не следует. Всё, что он тебе простил, будет прощено. Тебе надо только пойти к духовнику и покаяться, а его самого уже будет судить Бог. — И Ангел стал невидимым.
Тогда человек поспешил назад к своему духовнику, рассказал ему обо всём произошедшем и принёс ему покаяние, как научил его Ангел. Услышав этот рассказ, духовник заплакал, покаялся и спасся. Нам следует обвинять во всём себя, и тогда спасёмся.
Притча 4. О том, что от ребёнка не стоит ожидать какой-либо заботы о твоей душе
Один человек собрал большое богатство. Он никогда не имел желания ни исповедаться, ни творить милостыню.
У него был сын десятилетнего возраста. Однажды богач тяжело заболел, и близкие стали советовать ему исповедаться и сделать что-нибудь ради спасения своей души. Но он отвечал им: «Да будет здоров мой сын, он сделает всё для спасения моей души». Он был пленён диаволом, и ничто не могло заставить его изменить своё мнение.
В той местности жил один благочестивый старец. Сбрив бороду и одев мирскую одежду, он отправился в дом богача.
– Что тебе надо? – спросили его, когда он постучал в дверь.
– Я чужеземец. Когда я волей случая оказался в вашем селении, я узнал, что ваш правитель болен. Я пришёл увидеть его, так как я врач.
Тотчас он был принят. Все родственники больного собрались вокруг духовника.
– Как себя чувствует больной? – спросил он их.
– Мне худо, – ответил ему сам больной.
– А что тебе говорят врачи вашего селения?
– Они говорят, что я смертельно болен.
Врач-духовник взял его за руку и сказал:
– Да, это так, ты действительно умираешь. Но если бы нашлось одно лекарство, ты бы не умер.
– Что же это за лекарство, которое нам необходимо найти?
Духовник притворился, что не слышит, и спросил:
– У тебя есть дети?
– Только один ребёнок.
– Не переживай, твоё лекарство найдено. Я обещаю тебе, что ты не умрёшь.
Он попросил дать ему чашку воды и немного муки, перемешал их и сделал вид, что добавляет туда ещё какое-то снадобье, и сказал:
– Теперь лекарство готово, лишь необходимо, что бы сюда пришёл твой сын, я уколю его мизинец иголкой, добавлю в лекарство три капли крови, дам тебе его выпить, и ты тотчас поправишься.
В это время сын богача играл во дворе. Тотчас поспешили к нему и сказали:
– Пойдём, сынок, пришёл врач, который исцелит твоего отца.
Ребёнок хотел было продолжить играть, но его силой привели к отцу.
Завидев его, врач сказал:
– Чадо моё, давай я уколю твой мизинец иголкой и капну три капли крови, чтобы приготовить лекарство, которое дам выпить твоему отцу, и он тотчас выздоровеет.
– Что, я с ума сошёл портить свой палец?
Врач воскликнул:
– Сынок, от тебя зависит, выживет твой отец или умрёт. Не видишь, сколько богатства он собрал, что бы тебе оставить?
– Будет он жить или нет, я свою руку портить не собираюсь, – ответил юноша и ушёл.
Тогда врач сказал правителю:
– Я, духовник этой области, сделал это, чтобы показать тебе, что от ребёнка не стоит ожидать какой-либо заботы о твоей душе.
Тогда больной поднялся и сказал:
– Я погубил свою душу ради своего сына, чтобы оставить ему большое наследство. А тот не смог ради спасения моей жизни пожертвовать тремя каплями своей крови? Ты прав, отче.
Тотчас он разорвал все завещания, раздав всё своё имущество нищим, а сыну своему не оставил ничего, сделав его бедняком. Он обрёл Рай, и вечно радуется.
Теперь вы, те, у кого есть дети, не возлагайте на них надежду, говоря, что они хорошие и позаботятся о ваших душах. Что человек сам сотворит в этой жизни, то и найдёт в жизни другой.
Притча 5. О законах иудеев, мусульман и христиан
Однажды один грек решил стать иудеем. Есть три закона: естественный – у иудеев, плотский – у турок и духовный – у христиан.
Последую-ка я естественному закону, – подумал грек и стал его изучать: «Если кто-то возьмёт твою одежду, отними и ты её у него. Если кто-то обсчитает тебя на десять грошей, возьми и ты у него десять монет. Если кто-то убьёт твоего брата, убей и ты». Грек стал размышлять над этим: «Я иду по дороге. Кто-то хочет отнять у меня одежду, в соответствии с этим законом, я должен отобрать и его одеяние. Тот мне воспрепятствует, остаётся одно: или я убью его, или он меня. Иудейский закон плох, – подумал грек, – стану турком. В соответствии с плотским законом можно иметь множество женщин и творить разные беззакония. Такой закон мне тоже не по душе, он животный, – заключил грек. – Стану не турком, а христианином». Грек взял духовный закон и, начав его изучать, нашёл в нём следующие слова: «Тому, кто возьмёт у тебя одно платье, – отдай и другое, а тому, кто отберёт десять монет, – отдай ещё десять. Тому, кто ударит тебя по правой щеке, подставь и левую». Тогда грек сказал: проведу-ка я следующий опыт: положим, я иду по дороге и ко мне кто-то подходит, чтобы отобрать мою одежду. В соответствии с законом я должен сказать ему: постой, брат, возьми ещё одно платье. Он подходит, чтобы отнять у меня десять грошей. Я скажу ему: погоди, брат, возьми ещё десять. Подходит, чтобы дать мне оплеуху. Я повернусь к нему другой стороной, чтобы он мог ударить меня ещё раз. Мне кажется, что, каким бы он ни был плохим и свирепым человеком, я своим кротким поведением, смиренными и добрыми словами заставлю его вернуть мне обратно отобранную вещь и не убить меня. А если буду ему сопротивляться – или убью его, или сам погибну. Итак, духовный закон наиболее предпочтителен и я стану христианином.