🎧 Прот. Григорий Дьяченко. Избранные поучения (Полный годичный круг кратких поучений). (читать, слушать mp3 (озвучено Никой))

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений

🎧1. К распутному и нетрезвому христианину.

2. Страдальцы, спасающиеся и погибающие.

3. Христианский взгляд на жизнь

4. Что может пробудить человека от греховного сна?

5. Жребием владеет Бог

6. Надежда христианина на Бога, говорящего ему: не бойся, Я с тобой!

7. Незаконная плотская любовь не есть любовь, а человеконенавидение

8. Как нам относиться к грехам наших ближних?

9. О слепоте душевной

10. Отчего в наших душах слабо действует слово Божие?

11. Об уповании на Промысл Божий

12. Не воздавай злом за зло

13. О смирении



1. К распутному и нетрезвому христианину.

(Поучение 2-е. Преп. Феодора (11 декабря по ст.ст.) из «Полный годичный круг кратких поучений»)

I. Преп. Феодора, ныне прославляемая за свое глубокое и истинное покаяние в совершенном ей однажды, по искушению, грехе против седьмой Заповеди, за свои всегдашние слезы сокрушенного сердца, за свои подвиги умерщвления плоти с ее страстями и похотями, за свою великую святость жизни после своего единократного падения и благонадежного восстания, побуждает нас побеседовать с вами о грехе распутства в предостережение и увещание распутному сыну или дочери.

II. Только тело его тужить будет в нем, и душа его будет плакать о нем (Иов. 14, 12). Этими словами древней книги священной хочу я начать с тобою беседу мою, возлюбленный мой брат, впавший в грех распутства. Не смотри на меня так неприязненно, так подозрительно. Зачем этот взгляд недовольный? Что увлекает тебя сердце твое, и что подъемлются очи твои? (Иов. 15, 12). Не врага, не судью, не грозного обличителя ты видишь пред собою; нет, пред тобой стоит тот, кого любил ты когда-то слушать, к кому ласкался ты когда-то со всею детскою доверчивостью души твоей. Не говори в сердце своем: «знаю: начинается проповедь; будут предлагать советы и наставления, предписывать разные скучные правила, устрашать угрозами»… Что мне осталось советовать тебе, чего бы ты ранее не слыхал? Что проповедовать, чего бы ты уже не знал? Что мне угрожать?.. Послушай, о, послушай меня: я буду говорить с тобою так, как говорил бы ты сам с собою, если бы хотя на одну минуту захотел ты войти в себя. Тело твое тужит о тебе, и душа твоя плачет по тебе. Что ты был прежде? Что ты есть теперь? И что станется с тобой?

а) Тело твое тужит в тебе, и душа твоя плачет о тебе: ты совсем не тот ныне, что был прежде. Друг мой! Ты жил не так еще много, чтобы совершенно забыть свое счастливое прошедшее; ты жил не так уже и мало, чтобы, с грустью воспоминая свое прошедшее, с чувством утраченного спокойствия не обратиться к блаженным дням невинного детства твоего. Обратись же, умоляю тебя, и душа твоя молит тебя об этом!.. Вспомни: ведь тогда, в эти дни блаженства твоего, тело твое не тужило в тебе! Оно было свежо и здорово, как прекрасный цветок от благородного семени; его питала и украшала рука доброй матери твоей; его берегла и согревала любовь и ласковая грудь отца твоего. Чело твое было чисто и ясно; на нем не видно было ни единой чуждой черты; а теперь как неприятно поражают эти черты на лице твоем, выражая надменность духа твоего! Твои глаза были добры и мирны; самые волосы твои не были так жестки и упрямы, как ныне… Помнит ли это тело твое? Ах, помнит, конечно, помнит, что оно было легко и спокойно, как бывает спокойна совесть у доброго человека! Оно тогда не тужило, потому что было в согласии с тобой и с твоей душой.

И душа твоя тогда не плакала о тебе. Чья душа лучше твоей могла радовать сердце твоих родителей, кровных и друзей твоих? Сколько прекрасных надежд подавали счастливые способности твои! Как быстро и правильно развивались они! Смотря на то, как равномерно и согласно раскрываются и действуют духовные силы твои, я думал и говорил о тебе: «душа его стройна, как псалтирь Давидова». Помнит ли душа твоя тот священный восторг, с которым ты внимал наставлениям друзей твоих? Помнит ли то неизъяснимое наслаждение, которое находил ты в святой вере отцев твоих? Помнишь ли ты те блаженные минуты, который посвящал на прилежное чтение умных и благочестивых книг? И куда все это делось…

Поистине, мой друг, пришел диавол, сам диавол пришел и похитил тебя у нас, унес тебя из рая твоей невинности и блаженства.

б) Что такое ты теперь? Не стану изображать той бездны, в которую низринулся ты, как дух отверженный; но ты не запретишь мне сетовать о тебе вместе с твоим телом и душою. Тело твое тужит, и душа твоя плачет о тебе. Тело твое тужит: ты предал его тлению похотей прелестных, несмотря на мнимое здоровье твое, тонкое обоняние благочестивого человека уже слышит, уже чувствует запах греховного гниения от плоти твоей. Надменно, но вместе и мрачно чело твое. Тоскливы очи твои, несмотря на буйный смех твой… С каким ужасом смотрю я теперь на эти, когда-то добрые, кроткие очи, и вижу в них старый цвет, мутное движение, тусклый пламень страстей… Когда ты идешь, твои шаги подобны бегству отчаянного, который скорее спешит броситься в пропасть. Когда говоришь, твой голос, прежде такой мягкий, льющийся, похож теперь на хриплый голос узника, едва слышный из-за стен темницы. Когда спишь ты, упоенный пьянством буйных страстей своих, твое дыхание, неведомо для тебя самого, превращается в болезненный стон страждущего. Что все это значит, как не стоны тела твоего в тебе? Да, это оно тужит, оно жалуется, хотя ты и не слышишь, не чувствуешь этих стонов, этих жалоб его. А что мне сказать о том плаче, которым душа твоя плачет о тебе? Отнята от сей возлюбленной дщери возлюбленного Сиона вся красота ее (Пл. Иер. 1, 6). Потемнел чернее сажи боголепный вид ее так, что и не узнаешь ее (4, 8). Уморил ты жизнь ее в рове страстей твоих (3, 53). Разорил ты все, чем она украшалась (2, 2). Плачем плачется она в нощи и слезы на ланитах ее (1, 10). О, зачем ты внес чужой огонь в это святилище Божие? Зачем поставил мерзость запустения на святом месте? Зачем превратил храм Господень в капище идольское и наполнил его истуканами разврата и пьянства? Доселе – какую отраду нашел ты в страшном мятеже неистовых похотений своих, который добровольно воздвиг ты в душе и сердце своем? О, не обманывай себя, не старайся утаить от себя те мучения, которыми, среди буйных твоих радостей, мучится дух твой! Ты глубоко чувствуешь, и душа твоя ведает, что твое мрачное настоящее так же не походит на твое блаженное прошедшее, как жизнь падшего духа не походит на жизнь ангела Божия…

в) Каково будет твое будущее? Ты не хочешь теперь устремить взора своего в мрачную даль грядущих дней: но, поверь мне, тело твое тужить будет, и душа твоя будет плакать о тебе. Не стану угрожать тебе праведным судом Божиим; тебя осудит и уже осуждает собственная совесть твоя. Не буду говорить об ужасах ада, которые ожидают всех нераскаянных грешников: он скоро откроется в душе и теле твоем. Вот что я тебе скажу, послушай меня. Ты уже испытал гибельные наслаждения нетрезвой и распутной жизни, ты предал им на посмеяние душу и тело свое: но ты еще не знаешь тех грозных сил, которые таятся в душе и теле твоем, и которыми душа и тело твое будут, в день оный темный и страшный, мстить тебе за свое посрамление; ты не ведаешь еще страшной тайны беззакония, которая уже деется в костях тела твоего и в помыслах души твоей. Тело твое, по-видимому, здорово и тучнеет, но крепость его истощается, самый разврат и пьянство утончит его, дабы ты, сквозь тонкость его, яснее видел и ощущал все ужасы беззакония внутри себя. Ужели ты не замечаешь, что грехи твои обращаются в привычку, входят в плоть и в кровь твою, заражают душу и тело твое так, что в тебе как бы живет другое какое-то злое существо, которое настойчиво, неотвязно требует себе обычной пищи – привычных греховных наслаждений? Ужели не чувствуешь, как это злое существо насильственно влечет тебя к этим наслаждениям, хотя бы ты и не хотел их? Но, поверь мне, друг мой: если ты вовремя не остановишься, не вступишь в борьбу с этим злым навыком, то скоро наступит время, когда ты уже не сможешь с ним справиться: и плакать будешь, а все будешь грешить!.. Тайные пороки, которыми теперь наполняются кости твои, прирастут к сим самым костям, и с ними лягут в землю (Иов. 20, 11). Никакая сила не в состоянии будет разорвать страшную связь между пороком и костями твоими. Зло, которое теперь сладко в устах твоих, как мед, превратится в желчь аспидов во чреве твоем, и твои нервы будут сосать в себя яд аспидов (12, 16). Ты увидишь, и ты ни на одну минуту не будешь в состоянии не видеть, как беззакония твои ходят вслед за тобою, идут впереди тебя, издеваются над тобою днем, устрашают тебя ночью. Тогда, о, тогда, мой друг, небеса откроют нечестие твое, и земля востанет на тебя! (Иов. 20, 27).

Не питай, возлюбленный мой брат, в сердце своем злого помысла, будто я говорю тебе только для того, чтобы устрашить тебя мнимыми грядущими бедствиями. Для чего мне устрашать тебя тем, что бывает действительно, и что будет с тобою неизбежно, если ты не отстанешь от путей нечестия твоего? Горе тебе, сын нетрезвый, сын распутный, легкомысленно старающийся превратить истину во лжу, горе тебе, если ты слышал слова мои теперь и не хочешь послушать их! Они увеличат осуждение твое и умножат муки твои, потому что ты знал их и не хотел послушать. Я знаю, как глубоко пал ты; не слова, а только бедствия, только муки души и тела твоего могут спасти тебя от конечной погибели!..

III. Господи! Прежде даже не погибнем, спаси нас, спаси всех, обуреваемых нечистыми страстями! Удержи нас от нетрезвой и нецеломудренной жизни! Спаси нас Твоею всесильною благодатью! (Составлено прот. Гр. Дьяченко с дополнениями по «Воскресным чтениям» за 1840 г.).

2. Страдальцы, спасающиеся и погибающие.

(Полный годичный круг кратких поучений, 22 августа)

I. Празднуемый ныне св. Церковью св. мученик Агафоник был замучен в царствование Максимилиана. Посланный для преследования христиан по южной стране Черного моря, начальник Евтолмий схватил в Никомидии Агафоника и многих других, как-то: Зинона, Феопрепия, Акиндина и Севириана, отправился с ними во Фракию и на дороге убил их, кроме Агафоника, так как вследствие мучений они не могли продолжать путь. Агафоник же был замучен в самой Византии.

II. Св. мученик Агафоник и другие с ним является страдальцем за правду, – за исповедание веры Христовой. И много можно встретить в жизни страдальцев всякого рода.

а) Одни страдают невинно, по одной воле Божией, от злобы или неразумия человеческого. Такие страдальцы – все бедные и бесприютные сироты, невинно оклеветанные, искаженные природою и несчастными случаями, болезненные, обиженные и другие несчастные. Мало-помалу они привыкают к своему несчастному положению и переносят его благодушно. Такое безропотное перенесение незаслуженных страданий поучительно и достойно венцов мученических. Ибо что за похвала, – говорит апостол Петр, –  если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу (1 Пет. 2, 20).

б) Есть другого рода страдальцы, которые за пороки или преступления подвергаются тяжким болезням, или строгим и долговременным наказаниям. Чувствуя на себе наказующую руку Божию, они считают себя достойными наказания, не ропщут и стараются загладить соблазны и обиды, сделанные ими ближним, раскаиваются в своих грехах, отвращаются от прежней, беззаконной жизни. Все подобные страдальцы, как бы ни были велики грехи их, могут надеяться на прощение и помилование от Господа, как помилован покаявшийся на кресте разбойник, если они до конца жизни будут благодушно переносить свои страдания.

в) Есть очень много страдальцев, которые ропщут среди заслуженных страданий, не раскаиваются, не исправляются, предаются грубым порокам и погибают. Почти все пользуемся дарованными нам от Бога талантами не так, как должно. А когда правосудный Бог наказывает нас, ропщем, будто несем незаслуженное наказание.

III. Нужно нам, грешным, благодушно переносить все неприятное и тягостное в жизни, чтобы терпением загладить грехи свои и наследовать Царство Небесное, помня всегда, что не счастливые в мире призываются туда, но плачущие, гонимые, злословимые и подобные им страдальцы. (Составлено по Четьи Минеи и «Страннику» 1871 г., т. 3-й, с. 212).

3. Христианский взгляд на жизнь. (Поучение 1-е. Свв. десять мучеников, иже в Крите, 23 декабря)

I. Прославляемые ныне св. Церковью, свв. десять мучеников Критских пострадали при Декии, в III веке. Император поставил правителем на острове соименника себе, Декия, который, прибыв туда, дал приказание предавать смерти всех христиан. В числе многих христиан приведены были к Декию десять человек: Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид и Еварест. В течение 30 дней подвергали их разным истязаниям, наконец, 23-го декабря, мучили ужасным образом и усекли мечом. Мощи святых мучеников впоследствии были перенесены в Рим.

II. Свв. мученики, ныне воспоминаемые, спокойно пожертвовали своей жизнью для славы имени Христова. Отношение их к земной жизни, которую они с радостью отдали за Иисуса Христа, побуждает нас размыслить о том, как христианин должен смотреть на свою жизнь.

а) По христианскому воззрению, настоящая человеческая жизнь есть приготовление к жизни будущей.

Скоротечна и временна настоящая жизнь, но она вводит нас в нескончаемую будущую жизнь. Она есть кратковременное плавание по бурным волнам моря житейского для того, чтобы обрести вечное упокоение в обителях Отца Небесного. Коротка эта жизнь, но она решает нашу вечную судьбу. Все, что мы здесь на земле делаем, над чем останавливаем свои думы, к чему стремимся своими желаниями, к чему прилепляемся всем сердцем, не пропадет бесследно, а останется нашим неотъемлемым достоянием навеки, и притом таким достоянием, которое послужит к нашему вечному покою и блаженству, или к нескончаемому терзанию и мучению. Правый ум, чистое сердце, к добру направленная воля, при твердой вере в Искупителя и надежде на Его благость и милость, введут нас в вечный покой и бесконечное блаженство; а злоба, ненависть, гордость, безбожие и неверие, при упорстве и нераскаянности, приведут нас к вечным мукам. В этой жизни мы полагаем твердое основание, сообразно с которым будет возведено и все будущее здание.

б) Другая важная черта христианского воззрения на жизнь состоит в том, что жизнь всецело, от начала до конца, проходит под водительством провидения Божия.

Воля Божия ведет нас на жизненном поприще иногда такими путями, которыми мы вовсе не рассчитывали идти. Она сохраняет жизнь людям там, где по человеческим расчетам не было спасения; она полагает и предел нашей жизни. Со стороны человека требуется только, чтобы он был послушен воле Божией и твердо уверен, что всеблагая воля Божия спасет его.

в) Необычайно просто это воззрение, дарованное нам христианством, но оно вместе с тем настолько возвышенно и цельно, что мудрость человеческая в течение целых веков не изобрела ничего подобного.

Усвоивши себе христианское воззрение на жизнь, мы избежим всех уродливых воззрений, изобретенных мудростью человеческою. Мы не скажем, что жизнь есть наслаждение и пир веселый, – что нужно всякому спешить наслаждаться удовольствиями и счастьем, пока смерть не сокрушила в ваших руках чашу наслаждения. Мы не скажем вместе с людьми разочарованными, что жизнь есть тюрьма и больница, одно зло и несчастье, так как хорошо знаем, что в жизни есть блага и чистые радости, за которые нельзя не чувствовать благодарности к Творцу и Промыслителю. Не помирится наше сердце с теми новейшими мыслителями, которые говорят, что жизнь есть борьба за существование. Это учение сделало бы людей зверьми, которым свойственно насилие над слабым.

г) Христианское воззрение на жизнь приносит нам такой мир и покой, каких не могут дать никакие мудрования человеческие. Оно уверяет, что власть Вседержителя направляет к добру все пути человека, послушного ее велениям и указаниям, и исправляет зло, происходящее от нашего неразумия и непослушания, что без воли Божией и волос с главы нашей не погибнет; что наша жизнь и смерть в руках Божиих. Скорбь и беда, радость и счастье ниспосылаются человеку по воле Божией. Чего же бояться и чем смущаться человеку? Бестрепетно смотрит христианин на все жизненные невзгоды и превратности, в твердой уверенности, что Бог все приведет к доброму концу. Самую смерть, когда бы и как она ни пришла, он встречает как вестницу вечного мира и покоя, которая раньше или позже придет ко всякому человеку. Обуреваемый волнами моря житейского, твердо и непоколебимо стоит истинный христианин, утвержденный на незыблемом камне веры и одушевляемый любовью к Богу и твердою надеждою на Него.

III. Веруйте, братия, в Бога и Господа нашего Иисуса Христа. В этой вере ищите опоры, ободрения и утешения, и найдете мир и покой душам вашим. (Составлено по Четьи Минеи и «Церковным Ведомостям» 1889 г., № 1).

4. Что может пробудить человека от греховного сна? (Поучение 1-е. Преподобный Афанасий Печерский, 2 декабря)

I. Св. преп. Афанасий, память коего совершается ныне, был затворником в Киево-Печерской лавре. Проболев довольно долгое время, он скончался. На третий день, когда игумен с братиею пришел для погребения св. Афанасия, все с ужасом увидели его сидящим и плачущим. Братия начали спрашивать его, как он ожил и что видел в загробном мире. Но он не говорил им ничего, как только одно слово: «спасайтесь». Братия начали умолять его сказать что-нибудь для пользы их душ. Тогда св. Афанасий изрек: «Имейте во всем послушание к игумену, не возноситесь, кайтесь ежечасно и молитесь Господу Иисусу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы здесь скончать жизнь свою, потому что Пресвятая Богородица и преподобные отцы непрестанно молят Бога об этом месте и о живущих здесь». После сего св. Афанасий затворился в пещере и пробыл в ней безвыходно 12 лет, питаясь только хлебом и водою, которые он получал чрез оконце.

Когда же наступило время преставления его (в 1175 г.), то, призвав братию, повторил прежние свои слова о послушании и покаянии и, сказав еще: «блажен, кто удостоится быть здесь положенным», спокойно предал свою душу Богу…

Не напрасны были знаменательные слова о покаянии отошедшего к Богу угодника Божия… Если бы не вняли им иноки, то, может быть, не отклонено было бы страшное бедствие, угрожавшее обители Печерской в 1169 г., когда во взятом князем Мстиславом и отданном им на разграбление войску Киеве не было пощады никому и ничему, и зажжена уже была и Печерская обитель, но Бог чудно сохранил ее от окончательного истребления…

II. Преп. Афанасий Печерский, пробудивши от греховного сна иноков Печерского монастыря своими увещаниями и дивным возвращением к жизни, побуждает и нас побеседовать с вами, братия, о том, чем можно разбудить христианина от греховного сна.

а) Прежде всего может и должно будить человека от греховного сна рассматривание бедственности греховного состояния. Грех – пагуба для всех. Эту истину уже тысячу раз оправдали многие частные люди, семейства, города, целые земли, и теперь оправдывает ее бесчисленное множество людей. Всякий делающий и располагающийся делать грех носит осуждающего судию в собственном сердце. Он никогда не бывает совершенно спокоен; что-то непрестанно гложет его сердце, и он всегда в страхе, всегда боится всенародного обличения и тяжкого наказания. Притом грех обыкновенно бывает весьма неблагодарен. Вместо того, чтобы доставить своему любителю хоть что-нибудь утешительное, он часто отнимает у него все: отнимает честь, доброе имя, доверенность, здоровье, имущество, – и отнимает так, что состояние его бывает крайне несчастно. Это одна сторона! С другой стороны, состояние грешника весьма подобно, как говорит св. апостол, сну или состоянию сонного. Во сне у человека все высшие силы души как бы исчезают, и действует только воображение, которое доставляет спящему разного рода мечты: различные удовольствия, сокровища, почести и т. п.; но, по пробуждении, от всех его мечтаний не остается у него совершенно ничего. То же бывает с грешником. Совесть у него засыпает, разум – тоже; действует только чувственность: потому что грех льстит только чувственной части человека, только чувственную часть его распаляет приятными видами разных удовольствий и счастья. Это действование греха бывает так сильно, что человек забывает свое высшее происхождение, свое назначение и всею душою прилепляется к земле; но земля никак не может доставить ему душевного удовольствия и счастья: льстит ему тем, льстит другим, он испытывает все, что доставляет ему земля, и во всем, что она доставляет, находит только землю – пищу несродную его душе, томление духа, недовольство и разочарование. Суета суетствий, всяческая суета на земле, сказал премудрый, и – всякий проснувшийся от греха ясно видит и всей душой говорит то же.

Итак, грешник, всматривайся в бедственность своего состояния! Она может весьма сильно побуждать тебя к оставлению греховного сна – к покаянию и исправлению. Несчастье никому не приятно; тем больше должно быть всем нам неприятно несчастье истинное и вечное.

б) Далее, весьма сильно может будить грешника от греховного сна и располагать его к покаянию и исправлению частое представление себя на краю своей жизни.

Тот обманывает себя часто весьма несчастно, кто думает, что будет жить долго. Наша жизнь часто оканчивается совершенно неожиданно и прерывается, как слабая паутина, или тухнет, как свеча от сильного ветра. А на всю вашу жизнь нам должно смотреть как на длинный рабочий день, в который, при помощи Божией благодати, нам должно совершить дело нашего спасения и совершенным делом приобрети будущее блаженство.

Чаще представляйте себя на конце своей жизни! Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши, – говорит премудрый (Сир. 7, 39).

в) Наконец, весьма сильно будит нас от греховного сна мысль о всеблагом и правосудном Боге, Который никак не может терпеть греха. Без Бога мы ничто, Ему обязаны мы всем, что ни имеем, не исключая и нас самих. Бог весьма благ, но также и правосуден. Он долго щадил первый, растленный грехом (Быт. 6, 5) мир, и наконец, истребил его потопом. Он долго терпел исполненных всякой нечистоты иудеев, и – наконец, отверг их. Таким образом, кто не хочет покаяться и быть в Его любви и блаженстве, тот необходимо должен впасть в руки Его правосудия. Когда Он воскресит всех мертвых, тогда вместе со всеми воскреснут нераскаянные грешники, и – горе им! Их участь будет невыразимо ужасна. И ввергнут их в пещь огненну: ту будет плачь и скрежет зубом, говорит Господь (Мф. 13, 42).

III. Братия! Вот сильные средства к пробуждению от греховного сна. Употребляйте их, кому нужно проснуться, чтобы получить жизнь вечную. Аминь. (Составлено по «Словам или беседам на все воскресные и праздничные дни», Григория, архиепископа Казанского и Свияжского, т. III, с. 19–24).

5. Жребием владеет Бог

(Полный годичный круг кратких поучений. Св. апостол и евангелист Матфей, 9 августа)

I. Ныне прославляемый св. апостол и евангелист Матфей происходил из колена Иудина и родился в Вифлееме; с детства он был учеником св. Симеона Богоприимца. Он был один из пребывавших постоянно при Господе Иисусе Христе и был свидетелем многих Его чудес и слушателем Его учения. По вознесении Господа Матфей после общей молитвы апостолов был указан жребием из двух, выбранных апостолами учеников, свидетелей земной жизни Господа от Его крещения до вознесения, и был причислен к лику 12-ти апостолов вместо Иуды Искариотского, и проповедовал Евангелие в Иудее и Ефиопии. Обратив многих ко Христу и приняв много страданий за веру Христову, св. апостол Матфей принял мученическую смерть в Иерусалиме, быв побиен камнями.

II. Избрание св. апостола Матфея по жребию в лик 12-ти апостолов, одобренное как всеми апостолами, так и всеми верующими, и оправдание этого избрания всей дальнейшей жизнью святого апостола и евангелиста напоминает нам, братие, о той истине, что жребием владеет Бог (Пс. 80, 15–16). Что действительно жребием владеет Бог, это можно видеть из многих библейских примеров.

а) Господь посылал однажды пророка Иону на проповедь в Ниневию. Иона уклонился от такого трудного дела и бежал от лица Господня в Фарсис; и вот, когда он плыл туда на корабле, Господь воздвиг сильную бурю на море; корабельщики побросали в море весь груз и стали молиться каждый своему Богу, но буря не утихала; тогда все бывшие на корабле сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону… И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. (Ион. 1, 7, 15). Известно, что Иона промыслом Божиим сохранен был невредимым во чреве кита и выброшен, чрез три дня, на берег морской совершенно здоровым, после чего Иона стал проповедовать в Ниневии (Ион. 2, 1–11, 3, 4).

б) А вот еще случай более явного участия промысла Божия в жребии. Когда пророк Самуил, по повелению Божию, помазал Саула на царство (1 Цар. 10, 1), в народе еврейском об этом никто не знал еще; Самуил созывает старейшин народа и других почетных людей и предлагает им, согласно их желанию, избрать из среды себя достойнейшего человека в цари, кого укажет Сам Бог чрез жребий. (Между тем Господом уже был избран Саул и без жребия, на главу которого Самуил возлил елей, в доказательство того, что Бог посвятил его на царство). Собрались евреи, стали все по коленам своим, и начали вынимать жребии, и паде жребий на хоругвь Вениаминю, в которой находились предки Саула. Отделили эту хоругвь и стали призывать к жребию по племенам этой хоругви – и паде жребии на Маттариино, от которого происходили родоначальники Сауловы, но как в этом племени было много молодых людей – мужей, и неизвестно было, кого из них избрал Господь Бог, то стали вынимать жребий в третий раз, поименно, по мужам этого рода, и паде жребий на Саула, сына Кисова — на того самого, которого Бог ранее уже и без жребия избрал и посвятил в царя (1 Цар. 10, 20–21).

Таким образом, люди, по своему усмотрению, три раза вынимали жребий для избрания себе царя – и каждый раз невидимая сила Божия, владеющая жребием и располагающая судьбой человека, направляла выемку жребия к достижению заранее предположенной цели, к избранию заранее предопределенного к тому лица. Видно – невозможная у человек, возможна суть у Бога (Лк. 18, 27). Следовательно верно, что жребием владеет, располагает Сам Бог, и каждому человеку предопределен жребий уже давно, при самом рождении его и даже ранее (Иер. 1, 5).

III. Поэтому при вынутии жребия всецело предайте себя в волю Господа и вполне положитесь на Его всеблагое и премудрое провидение, сказав себе: Ты еси Бог мой, в руку Твоей жребий мой (Пс. 80, 15–16).

Посему неразумно делают те, кои, вынув, например, жребий, призывающий их к отбыванию воинской повинности, ропщут на свою судьбу: не слепая судьба или простой случай управляет жизнью человека, но премудрый и всеблагий промысл Божий, без воли коего ни один влас не упадет с нашей головы.

Запомните, братия мои, что слово судьба есть слово не христианское: по непреложному и ясному учению слова Божия и учению церкви, жизнью народов, царств и даже каждого отдельного человека управляет не простой случай или слепая судьба, но живой, разумный, премудрый и всеблагой промысл Божий, без велений коего не упадет на земле ни один волос с головы человека.

Неразумно также поступают и те христиане, которые выражают свой ропот по поводу взятых по жребию на службу их детей на те или другие общественные учреждения или должности: жребием Господь указал на них, как на людей, которые наиболее будут полезны в той должности на какую они избраны. (Прот. Г. Дьяченко).

6. Надежда христианина на Бога, говорящего ему: не бойся, Я с тобой! (Поучение 1-е. Воспоминание чуда св. Архистратига Михаила, 6 сентября)

… II. Св. Архипп, чудесно избавленный Богом от смертной опасности по ходатайству св. архистратига Михаила, верным служителем коего он был, напоминает нам, возлюбленные мои братия, о той отрадной истине, что христианин ничего не должен бояться, если с ним Бог, говорящий ему: «Не бойся, Я с тобой!».

«Бывает, – говорит святитель Тихон Задонский, – что мать утешает свое плачущее дитя и говорит ему: не бойся, я с тобою! Вот также и милосердый, человеколюбивый Бог, наш Создатель, Отец щедрот и Бог всяких утех, говорит всякой верующей душе, которая находится в искушениях и напастях, скорбит, сетует и боится: не бойся, говорит ей Господь: Я с тобою! Я твой Создатель, Я твой Искупитель, Я твой Спаситель, Я твой Помощник и Заступник, Я, Который в руце Своей все содержу и Которому все повинуется, Я с тобою! А Сион говорил: `оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!’ Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 14–15). Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, -через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой (43, 2–3).

Так был Господь с верным Своим Ноем, и сохранил его от всемирного потопа.

Был с верным Своим Лотом, и сохранил праведника от казни содомской.

Был с рабами Своими Авраамом, Исааком и Иаковом, сохранил их на земле странствования их, как написано о них: никому не позволял обижать их и возбранял о них царям: `не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла (Пс. 104, 14. 15).

Был со Иосифом, и в нашедших ему искушениях и страданиях сохранил его и прославил.

Был с Израильскими народом в Египте, почему и говорил: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его (Исх. 3, 7).

Был с тем же Израилем во время исхода его из Египта, и разделил ему Чермное море, и провел его посреди вод, и спас от фараона мучителя.

Был с тем же Израилем в пустыне, и питал его чудесною манною, и поражал пред лицом его врагов его, и ввел его в гору святыни Своей.

Был с тем же народом и в земле обетованной и спасал его, как поет пророк: Если бы не Господь был с нами, -да скажет Израиль, — если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди (Пс. 123, 1. 2).

Был с Давидом помазанником Своим в различных искушениях и гонениях, и сохранял раба Своего от врагов его.

Был с Ионою во глубине морской, и сохранил его во чреве китове, и избавил его от зверя морского.

Был с тремя отроками в пещи вавилонской, и угасил им силу огненную, и научил их петь благодарственную песнь.

Был с Даниилом в рове, и заградил уста львов, и избавил его оттуда.

Был с апостолами, был с мучениками, и сохранил их посреди ужасных мучений.

Был с пустынниками, жившими в пещерах, в вертепах и пропастях земных, и сохранил их от козней вражиих.

Был и есть и будет до скончания века с верными рабами Своими, по неложному Своему обещанию: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 20). – О Божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе, Его же вернии утверждение имуще радуемся. Вот почему верные рабы Его, ощущая присутствие Его и живое утешение, дерзают, воскипают и поют песнь в радости духа: Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова (Пс. 45, 2, 3, 12). Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной (22, 4). Господь-свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Пс. 26, 1).

III. «Смотри, христианин, сам-то ты будь только Божий, а Бог Своего не оставит, – наставляет тот же святитель. – Веруй сердечно в Него, яко в Бога, угождай Ему верой и правдою; всю надежду свою на Него возлагай, и от сердца призывай Его, Он – близ тебе есть, с тобою есть, спасаяй тя Святой Израилев. И где бы ты ни был, в каком бы искушении или скорби ни находился – Он всегда с тобою, и смотрит на подвиг твой, и невидимой рукою укрепляет тебя и помогает тебе, и хотя бы все злые люди восстали против тебя, и бесовские полки окружили тебя – ничего не успеют. Господь сохранит тя, Господь-хранитель твой; Господь-сень твоя с правой руки твоей. Господь сохранит тя от всякого зла, сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек (Пс. 120, 5. 8). – Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой! (37, 22, 23). Господи сил, с нами буди, иного бо, разве Тебе, помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас!»… (Составлено по Четьим Минеям и «Сокровищу духовному», святителя Тихона Задонского).

7. Незаконная плотская любовь не есть любовь, а человеконенавидение (Поучение 1-е. Преподобная Феодора, 11 сентября)

II. Св. Феодора своим великим покаянием после допущенного ею однажды греха плотской нечистой любви говорит нам, братия, о той весьма важной истине, что плотская нечистая и незаконная любовь есть не любовь, а человеконенавидение, которое может низринуть человека, предавшегося ей, во глубину ада. Потребны были, как то видим в жизни преп. Феодоры, великие покаянные труды, сильные слезы, изнурительный пост, перенесение бесчестия и разного рода нравственных и телесных страданий, чтобы загладить грех нечистой любви, однажды допущенный. Ясно, что плотская, незаконная любовь не есть в собственном смысле любовь.

Но тем не менее мир любит эту любовь, понимает ее яснее, нежели любовь духовную, дорожит, увлекается ею сильнее, нежели любовью христианской, постоянно во все времена называл и называет ее любовью.

Но в самом деле это не любовь, это человеконенавидение.

Где истинная христианская любовь, там сильное желание добра ближнему; там готовность делать одно то, что действительно полезно ближнему, что относится к временному и вечному благу ближнего, что сохраняет совесть ближнего в спокойствии и радости; словом, – что составляет истинное счастье ближнего. Это видно из любви родителей к детям. Какой родитель не желает видеть своих детей счастливыми во времени и в вечности? Какой родитель не предпринимает мер к тому, чтобы дети его были невинны пред людьми и пред Богом, счастливы и в сей жизни и в будущей? Так действует любовь, заслуживающая имя любви.

Посмотрите же после этого на незаконную плотскую любовь: то ли она делает, что споспешествует к счастью ближних? Такая любовь стремится осквернить и тело и душу ближнего. Какое тут счастье? Тут грех, нарушение закона Божия, оскорбление Бога, смерть чести, смерть доброго имени, – смерть души. Оттуда удаляется благодать Божия, где незаконные плотские связи; оттуда бежит спокойствие совести, где удовлетворяют плотской нечистой похоти; там ад, где торжество постыдных вожделений плоти и крови.

Какая же там любовь, где не только мыслят зло, но и делают беззаконие, имеющее самые вредные последствия? Любы, по замечанию апостола Павла, не мыслит зла (1 Кор. 13, 6). Следовательно, незаконная плотская любовь, как не только мыслящая зло, но и делающая зло, не есть любовь. Это злоба, это человеконенавидение, скрывающееся под видом любви, это змий, смертельно уязвляющий человека, это убийственный яд, подслащенный обаятельным упоением чувств. Посмотрите на Сампсона, некогда богоносного и могучего. Он обнажен благодати Всесвятаго Духа, лишен исполинской силы, он у врагов на поругании, он без глаз, без чести, без жизни, на ложе преждевременной смерти. А отчего? От плотской любви. И такую злокачественную любовь будем ли еще называть любовью? Нет! Это зло, это братоубийство. Это знают, это чувствуют и самые рабы плотской похоти, но чувствуют уже поздно, когда проходит пыл страстей, когда рассудок возвращается, когда  совесть входит в свои права, когда зло уже сделано и ближний убит.

III. Да сохранит Господь Бог всех православных христиан от незаконной плотской любви! Это бич человечества, которым люди сами себя убивают за то, что не имеют ни любви к Создателю, ни истинной любви к ближним. Пример св. Феодоры, падшей и восставшей благонадежным восстанием, да побудит нас прибегать к сердечному покаянию в случае допущенной нечистой любви не только делом, но и мыслями и словами. (Составлено по Четьи Минеям и «Словам и речам» Иакова, архиепископа Нижегородского и Арзамасского, ч. 3-я, изд. 4-е, 1853 г.).

8. Как нам относиться к грехам наших ближних? (Поучение 2-е. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, 26 сентября)

I. В день преставления св. славного апостола и евангелиста Иоанна Богослова, учившего более всего о христианской любви и даже на смертном одре не переставшего учить об этой великой добродетели, без которой нет возможности спастись, весьма благовременно будет побеседовать с вами, братия, о том грехе, который чаще всего разрушает христианскую любовь между людьми: мы говорим о грехе презрительного осуждения наших ближних, в случае их нравственного падения.

II. А. Рассмотрим, прежде всего, впечатление, производимое на нас падениямн наших братьев, и увидим потом, что нужно делать для их обращения.

Пред вами светское общество, составленное не из тех необразованных, грубых и часто лишенных с детства всякого воспитания людей, которые встречаются тысячами на улицах. Здесь все люди, получившие хорошее воспитание, способные понимать и восхищаться всем прекрасным, доступные иногда самым великодушным порывам… В этот-то избранный кружок вдруг приносится весть… о проступке, падении, позоре, который и открывается вскоре… Замечаете ли вы действие, произведенное ею? Замечаете ли вы взгляды, блистающие злобной радостью? Слышите ли вы, как дотоле вялый разговор оживляется, перерываясь бурными взрывами, подобно пламени, раздуваемому со стороны? Наблюдаете ли вы, с каким живым интересом собираются малейшие подробности об упомянутом падении; следите ли вы за выражением лиц, показывающих, что знают более, чем желают сказать; за вероломными намеками, прикрывающимися ложным соболезнованием? Правда ли все это? Преувеличиваю ли я, утверждая, что легкомыслие и бесчинства других суть любимая пища для разговоров во всех сословиях общества, и что, если отнять из этих разговоров клевету, то отнимете всю их прелесть, и что будто бы ничто не воодушевляет так беседы, как злословие?

Один из наших ближних пал!.. Итак, если вы действительно проникнуты духом Христа, то позвольте мне выразить впечатление, которое произведет это падение на вашу душу.

а) Он пал. Но вы, осуждающие его, разве никогда не падали сами?

Ваша жизнь, вы скажете, была свободна от больших погрешностей. Согласен. Но себе ли вы обязаны этим? Если вам недоставало случаев для падения, то не стремилось ли ваше сердце к ним тысячу раз, не жаждало ли и не домогалось ли их? Покажите-ка нам, если осмелитесь, историю вашей внутренней жизни! Расскажите нам о тех тайных мыслях, которых никто и не подозревал, о тех постыдных вожделениях, глухих страстях, недостойных желаниях и успехах самолюбия, которые вы лелеяли и осуществляли по заранее обдуманному плану, в ущерб смирению и к скорби других… Всего этого не видел ни один человеческий взгляд. Предположим теперь, что в одну из тех минут, когда страсть зажгла ваше сердце и обольстила вашу совесть, явилось искушение действительное, живое, со всеми своими прелестями и очарованием, что сталось бы с вами? Куда девалась бы гордость беспорочной жизни и беспозорного прошлого? Предположим, что это первое падение обратило на себя взгляд человека, который по недостатку терпимости осудил бы и изобличил вас, как вы осуждали ближнего, что сталось бы с вами? Бог вас пощадил в Своем милосердии. Тысячи обстоятельств отвращали ваше падение, но будьте уверены, что, предоставленные своим инстинктам, вы погибли бы, и что высшая причина вашего спасения заключается не в вас самих.

б) Ваш ближний пал! Но знаете ли вы его историю? Знаете ли вы, какие заблуждения окружали его, какие обольщения обуревали, какие искушения застилали ему свет, загромождали ему путь? Знаете ли вы, что в роковой час падения ему недоставало братской руки, могущей его поддержать и спасти, и что эта рука могла быть вашей?

в) Ваш ближний пал!.. Но знал ли он то, что знаете вы? Было ли у него прошлое, полное благословений и чистых влияний, могущих его предохранить? Изведал ли он, подобно вам, от своей колыбели молитвы, слезы, предостережения матери-христианки? Было ли ему открыто Евангелие с самого начала его жизни? Видел ли он на своем пути крест, простирающий к нему надежду спасения? Слышал ли он многочисленные предостережения, в которых, может быть, не нуждались вы? Итак, в глазах Бога, взвешивающего все на Своих весах, кто из вас виновнее? Кому Он дал больше талантов? К кому Он будет требовательнее?

Вот, братия, первое впечатление, которое должно производить на нас падение одного из наших ближних; оно должно являться скорбным обращением к самому себе, искренним смирением пред Богом.

Б. Первое побуждение влечет другое: это действительное и глубокое сострадание к тому, кого постигло зло.

а) Человек нуждается в другом человеке, чтобы открыть свое сердце. «Исповедайте друг другу свои согрешения», – сказал апостол Иаков. Что же делаем мы из этой заповеди? Нам говорят, что достаточно исповедоваться Богу чрез таинство покаяния. Чтобы быть прощенну – да, без сомнения; но, кроме этого, вы увидите, что часто человек ощущает потребность поделиться с другим своими чувствованиями и волнениями души. Надо всячески поддерживать такое настроение души человека. Притом, разве мы не знаем, что некоторые искушения, окружающие нас, неопределенные и смутные, теряют свою силу и прелесть от одной только передачи их словами? Разве мы не знаем, сколько может дать нам силы и утешения выслушивающее, понимающее нас благовоспитанное сердце? И если кто нуждается в сочувствии, так это павший. Найдет ли он его у вас, братия? Найдет ли он то серьезное внимание, которого никто не чуждается, и которое одно лишь заслуживает доверия? Первое искушение часто имеет решительные последствия. Унижение, служащее его продолжением, может превратиться в исправление или выродиться в горечь, а потом в возмущение. Может быть, от нас самих зависит этот грозный выбор.

б) Открыть наше сердце павшему – значит много, но однако это недостаточно. Наше призвание, братия, должно стремиться к тому, чтобы обратить его.

«Если человек впадает в согрешение, исправляйте его», – говорит св. апостол. Прекрасное, трогательное выражение! Оно нам напоминает Того, о Котором Писание говорит, что Он и трости сокрушенны не преломит: сокрушенной же тростью является надломленная душа, объятая грехом; ее следует вразумлять осторожно до тех пор, пока она будет в состоянии снова стремиться к небесам.

Это дело – трудное и высокое, потому, что есть дело Божие. Да, но оно исполняется людьми, потому что Ему угодно было сделать нас Своим орудием. Если вы спросите у меня: как определить его ход? Что я могу сказать? Все зависит здесь от характеров, и каждый нуждается быть исследованным и понятым. Скажу вам только: исполняйте дело Иисуса Христа в духе Иисуса Христа, т. е. любите ваших ближних любовью без слабости и святостью без гордости. Не льстите, так как Иисус Христос никому не льстил; показывайте павшим путь узкий и тернистый, говоря им, если понадобится, о тяжести креста и самоотвержении, требуемых Богом. Все это является не тою легкой религией, которая когда-нибудь овладеет сердцами, и не той низменной нравственностью, которой довольствуются души: одни те много получат, которые много спрашивают и много понесут в жизни.

Обратить падшую душу! Знаете ли вы, что это значит? Не спрашивайте у мира, который пренебрегает этим, но слушайте ангелов с неба, радующихся грешнику. Иисус Христос изумляет и восхищает во всех делах Своего служения и жизни. Никогда Он не трогал более душу человека, как под видом доброго пастыря, несущего свою потерянную овцу, усталого, измученного и не знающего отдыха до тех пор, пока заблудшая овца не будет возвращена в стадо. (Ин. 10).

Итак, для исполнения этого благого дела Он вас призывает в свою очередь. О, братия! Павшие души здесь возле вас: они страдают, плачут, стонут или, что еще печальнее, ожесточаются и богохульствуют. Останетесь ли вы бесчувственными, когда можете своей любовью спасти некоторых из них и привести с собою к дому Отца; когда вы можете на земле разделить радость ангелов в ожидании, пока вступите вы, окруженные всеми спасенными вами, в вечные селения!

III. Еще одно слово, братия! Разве вы никогда не спрашивали себя с испугом, не погубили ли вы какую-нибудь душу? Разве вы знаете, каковы были неизбежные последствия вашего прежнего легкомыслия; разве знаете, сколько грешников толкнули вы на дурной путь? Что сделали вы из тех, которых Бог доверил вашему великодушию и попечению? Что сделали вы во времена вашего неверия, сомнения и прочих заблуждений? Увы! Знаете ли вы, что из толпы тех несчастных, которых Бог в последний день отвергнет от лицезрения Своего, быть может, не один может обратиться к вам с горестным воплем: «ты, ты погубил меня!» Я этого не знаю, вы, быть может, сами не знаете этого, один Бог знает все.

Но, если ваша совесть шевелится, и вы слышите недовольство собою, крик, исходящий из неумолимого прошлого, внимайте себе: есть еще время действовать и спасать заблудших ближних наших: Божественное слово говорит вам: «Братья! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обратившей грешника от ложного пути спасет душу от смерти и покроет множество грехов». (Прот. Г. Дьяченко).

9. О слепоте душевной (Поучение 1-е. Св. мученик Фирс, 14 декабря)

I. Св. мученик Фирс, ныне прославляемый, пострадал при Декии. Родиною его был гор. Кесария в Вифинии. Сюда прибыл мучитель Кумврий и начал жестоко мучить христиан. «Зачем ты, погубляя себя, хочешь губить и других?» – сказал ему Левкий, муж знатный и образованный. Кумврий замучил Левкия. Вслед за Левкием явился к нему Фирс с более суровым обличением. Кумврий долго убеждал Фирса к отречению от Христа. «Не рассчитывай чем-нибудь убедить меня в язычестве. Я много думал и совершенно убедился, что ваши боги – бездушные идолы, и жертвы ваши – скверна», – говорил Фирс правителю. Правитель приказал мучить и его; но, что ни делали с св. мучеником, он все оставался здоров и жив. Кумврий не знал, как поступить с ним, и отдал его другому мучителю, Сильвану. Сильван приказал бросить мученика в кипящий котел, но и тут он остался невредимым и предсказал своим мучителям скорую смерть. Третий мучитель, Вавда, велел утопить Фирса, но Господь и здесь спас Своего угодника; затем – отдать на съедение зверям, но звери сначала ласкались к нему, а затем разбежались. Видя чудеса св. Фирса, многие уверовали во Христа.

II. Много чудес сотворил Господь чрез Своего св. мученика. Однако, мучитель не уверовал во Христа, видя чудеса, как бы не видел, будучи душевно ослепленным.

а) Великое несчастье быть слепым, ужаснее того ослепнуть духовно; и какое множество слепых духовно!

Слепнут духовные очи наши от чтения вредных книг, от дурных сообществ, от излишнего пристрастия к земному и плотским удовольствиям. Но ничто не ослепляет столько человека, как греховные привычки, страсти. Гордость до того ослепила диавола, что он восстал на Всемогущего; сребролюбие до того ослепило Иуду, что он продал своего Учителя и Господа; зависть до того ослепила детей патриарха Иакова, что они продали в рабство брата своего Иосифа; властолюбие побудило Авессалома восстать против отца своего Давида. Плотоугодник из-за страсти бросает жену, детей, разоряет все свое имущество, а Ирод даже решился убить Иоанна Крестителя, несмотря на то, что считал его за пророка. И в наше время есть люди, которые видяще не видят, и слышаще не разумеют. Есть люди, которые ни в чем не видят Творца и Промыслителя мира. Ни природа видимая, ни осязательные события, в которых явно видна рука Божия, ни чудеса, превышающие законы естества, – ничто не обращает ума и сердца их к Богу. Не думайте, что неверие основывает свои выводы на каких-либо неоспоримых данных. Нет, главная опора неверия – нечестие сердца. Начало премудрости – страх Господень. Нет страха Божия, нет и премудрости. В злохудожну душу не внидет премудрость, потому что она отвращается от нее. Как плотоугоднику не глумиться над учением Христа о самоотвержении? Как не отрицать ему учение о будущей жизни, вечных мучениях? Приятно ли человеку, поставившему целью своей жизни наживу, христианское учение о нестяжательности? Понравится ли честолюбцу Тот, Кто обещал Своим последователям не почести, не славу, а гонения? Почему вы не понимаете речи Моей? – спрашивал Спаситель иудеев и Сам ответил: вы потому не слушаете, что вы не от Бога; кто же от Бога, тот слышит слова Божии. (Ин. 8, 43–47). Вот коренная, вековечная причина неверия – этой слепоты духовной, – наше плотоугодие, миролюбие, гордость, а не научные истины. Великие грехи, плотская жизнь удаляют человека от Бога, и меркнут в душе его святые истины, воцаряется в ней тьма непроглядная; и не увидать ему света истины, если не просветит его Христос, Свет истинный; не разорвать ему самому уз страстей, которыми сам связал себя, если не разрешит их Тот, кто и узы ада растерзал, и вереи вечные сломил.

III. Ты – просвещение ума моего, Иисусе мой! Ты спасение отчаянной души моей, Спасе мой! Ты един можешь просветить меня темного, научить меня непотребного, очистить скверного, воздвигнуть падшего, дать мир душе моей, смущаемой прилогами страстей, освободить от сети, ею же змий запят мя страстьми плотскими, блудным навождением и злым унынием. Просвети душевные очи мои, да не когда усну во гресех в вечную смерть. (Составлено по Четьи Минеям и «Душеполезным чтениям» 1881 г., декабрь).

10. Отчего в наших душах слабо действует слово Божие? (Поучение 1-е Св. преподобномученица Евгения)

I. Св. Евгения, память коей совершается ныне, была дочь египетского правителя Филиппа, который хотя и был язычник, но кротко обходился с христианами. В свободное время Филипп любил заниматься обучением своей дочери всему тому, что сам знал, а он знал много. Под руководством отца Евгения научилась в совершенстве владеть языками греческим и латинским – многое перечитала, многое узнала. Она имела прекрасные способности, особенно хорошую память. Стоило ей только раз прочитать или услышать какую-нибудь новую истину – и она уже никогда не забывала ее.

Однажды Евгения случайно нашла послания ап. Павла, прочитала их со вниманием и решилась обратиться к вере Христовой. Случилось ей быть за городом. Проезжая мимо монастыря, она услышала пение христиан: все боги у язычников бесы: Господь же небеса сотворил и тотчас припомнила прочитанное у ап. Павла. В тот же день она крестилась и поступила в монастырь. Чрез несколько времени Евгения обратила ко Христу своих родителей и братьев.

Переселившись с своими родителями в Рим, она старалась распространять христианство среди знакомых ей женщин и девиц, за что и была усечена мечом.

II. Вы слышали, братия, что чтение слова Божия, именно чтение посланий св. ап. Павла, произвело столь сильное впечатление на душу св. преподобномученицы Евгении, что она в скором времени порвала все связи с языческой верой и приняла христианство.

Отчего же так сильно воздействовало семя слова Божия на душу св. Евгении?

Оттого, что оно не нашло в ней никаких препятствий к своему возрастанию и плодоношению.

В Евангелии Господь Иисус Христос сравнивает слово Божие с семенем и говорит о сеянии его в душах и сердцах человеческих. Спрашивается: почему слово Божие, или учение веры и евангельский закон, уподобляется семени? Потому что, как семя, хотя по природе своей плодоносно, но если упадет не на добрую землю, то никакого плода принести не может: так и слово Божие, хотя само по себе полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16), однако, если найдутся некоторые препятствия в душе слушателя, никогда не может произвести в ней обыкновенного своего действия.

Каковы же эти препятствия, и как бы нам удалить их из своих душ, чтобы они не сделались причиною нашей погибели?

а) Первое препятствие, которое не позволяет слову Божию возрастать и созревать в сердце человеческом, есть леность и небрежение слушателей. Иисус Христос означает это словами: иное семя упало при дороге. Под дорогой разумеется здесь сердце ленивого и празднолюбивого человека (как поясняет свт. Иоанн Златоуст). Как семя, брошенное на дорогу, попирается (топчется) ногами проходящих: так и ленивый слушатель не обращает внимания на слово Божие. Он с большим удовольствием слушает, когда ему рассказывают пустые небылицы, чем когда наставляют его христианской жизни. Вот пример тому: один греческий учитель не мог добиться, чтобы народ его выслушал, когда он говорил о самых важных государственных делах. Тогда он стал рассказывать народу следующую небылицу: «Какой-то юноша в летнее время нанял у некоторого человека осла, чтобы проехать от одного города до другого; когда в полдень стало палить солнце, то оба они хотели укрыться от жара под тенью осла; но один другого оспаривал и отталкивал от тени; юноша говорил, что он нанял осла, а потому и тень осла должна быть в его пользу; а хозяин осла говорил, что он отдал в наем осла без тени». Сказав это, учитель сошел со своего места, чтобы уйти, но народ удержал его, требуя, чтобы он кончил и сказал, какое было решение спора. Тогда учитель засмеялся и сказал: «Какие вы люди! О тени осла вы желаете слушать, а о спасении отечества не желаете». Так и некоторые христиане: когда они смотрят, слушают или читают что-нибудь пустое, то нимало не скучают, хотя бы то продолжалось целый день. А если в церкви проповедь продолжается на четверть часа и даже меньше, то как им бывает тогда скучно! Тут ли ожидать плода небесному Сеятелю от Своего божественного семени, которое Он рассевает то чрез особое действие благодати внутри человека, то чрез своих слушателей?

б) Другое препятствие, не допускающее слову Божию укорениться в сердцах человеческих и приносить плод, есть ожесточение этих сердец. Людей с ожесточенным сердцем Иисус Христос уподобляет камням, когда говорит: иное семя упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги. Каким способом человек становится похожим на камень? Чрез долговременное пребывание во грехе. Премудрый говорит: егда приидет нечестивый в глубину зол, нерадит (Притч. 18, 3), т. е., когда человек привыкает к какому-нибудь беззаконному делу, то он не слышит ни угрызений совести, ни обличения проповедников.

в) Третьим препятствием к тому бывают житейские попечения и наслаждения. Все это Спаситель наш заключил под именем терния, сказав: а иное семя упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. Нередко бывает, что люди с умилением, а иногда со слезами принимают в себя слово Божие и, кажется, хотят исправиться от грехов и обратиться на путь истинный. Но потом, не желая лишить себя какого-нибудь временного блага или еще более желая умножить его, по душевной слабости остаются такими же, какими были и прежде. Поэтому-то Иисус Христос говорил: не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). В особенности плотские страсти и сребролюбие не позволяют слову Божию созреть в человеческом сердце. Упоминаемый в Евангелии юноша, который вопрошал Иисуса Христа, что ему нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную, был, по-видимому, готов исполнить все повеления Господни, но когда Господь потребовал от него, чтобы он исправился от сребролюбия, роздал имения свои нищим, то юноша, Услышав слово сие, юноша отошел с печалью (Мф. 19, 16–24). Так сердце человека сребролюбивого отвращается от слова Божия и хотя со скорбью, но все же удаляется от него, чтобы не расстаться со своею страстью. (См. проповеди, приложенные к «Руководству для сельских пастырей»).

III. Вот главнейшие препятствия к приятию и сохранению внутри души спасительного семени – слова Божия, которые да поможет нам Бог молитвами св. преподобномученицы Евгении преодолеть, дабы не лишиться благ жизни вечной. Аминь. (Составлено по указанным источникам).

11. Об уповании на Промысл Божий (Поучение 2 е. Преподобный Антоний Римлянин, 3 августа)

1. Преподобный Антоний Римлянин, новгородский чудотворец, память коего совершается ныне, родился в Риме от благочестивых родителей. По смерти их Антоний роздал часть своего имения нищим, а на остальную приобрел церковные сосуды и другие вещи, положил все в бочку и пустил ее в море; а сам удалился в пустыню, будучи 18-ти лет, Встретившихся монахов он упросил постричь его и около 20-ти лет прожил в одном из монастырей. Затем удалился к морю и поселился на одной скале, но в 1106 году, сентября 5-го дня, произошла буря, оторвавшая скалу его от берега и понесшая каменную глыбу по морю. Камень, по устроению Промысла Божия, не утонул, но плыл по водам и наконец достиг Новгорода. Антоний сначала, не зная языка славянского, не мог понять, куда он прибыл; но в Новгороде нашлись люди, знавшие и латинский, и греческий язык; они и разъяснили ему все. Княжил в Новгороде в это время Мстислав, сын Владимира Мономаха. Святитель новгородский Никита дал Антонию то селение, к которому он пристал, и выстроил ему деревянную церковь. Впоследствии Антоний основал здесь монастырь и был первым его игуменом. Вещи, пущенные в бочке в море, чудесным образом прибыли в Новгород.

«Ветхий Рим, отечество твое, оставив, – поется ему в тропаре, – на камень яко на легкий корабль восшел еси и на нем паче естества аки бесплотен по водам шествовал еси, промышлением Божественного разума направляем великого Новгорода достиг еси и обитель в нем сотворив, тело твое в нем предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние, моли Христа Бога, да спасет души наша». (Тропарь).

II. В жизни преподобного Антония Римлянина нельзя не видеть, братия, явных путей Промысла Божия, охраняющего жизнь человека среди бушующих волн моря и безопасно сохраняющего брошенные в море сокровища. Зная, что над нами бодрствует недремлющий Промысл Божий, мы должны с детской верой и сердечной любовью уповать на него.

Уверьтесь крепко в той истине, утвердитесь всем сердцем и всей мыслью в том отрадном веровании, что во всех случаях и обстоятельствах жизни вы находитесь под премудрым и всеблагим надзором и попечением любвеобильного Отца, Владыки неба и земли; что все благопотребное для жизни нашей подается нам Его щедроподательной десницей, что от Его отеческого благословения зависит все наше счастье и временное и вечное, а от Его гнева все несчастие и погибель.

а) В самом деле, если и на все творения великие и малые простирается всеблагое промышление Отца небесного, то может ли Он оставить и презреть человека, на котором напечатлел Он Свой божественный образ, для спасения которого не пощадил единородного Сына?

Взгляните, – говорит Господь, – на птиц небесных; оне не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: кольми паче вас, маловеры! Посмотрите и на полевыя лилии, как оне растут. Не трудятся, ни прядут, но и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же и траву полевую, которая сегодня растет, а, завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему локоть един? (Мф. 6, 26–30). Кто из самых мудрых и прозорливых людей может предвидеть и предуразуметь, что встретит его в грядущий день, или обещать себе продолжение жизни и здоровья хотя бы на один час? Кто из самых заботливых и попечительных может обеспечить жизнь свою от всякой беды и скорби, от всякого зла и напасти? Кто из самых трудолюбивых и предусмотрительных может быть уверен, что приобретенные им блага много послужат ему на лета многа? Все это в воле Божией, все зависит от Его благоволения или гнева. Отымите благословение Божие от земли, и она окаменеет под стопами нашими, не произведет сама собой ни одной живой былинки. Отымите благословение Божие и от человека, от его жизни и сил, от его дел и трудов, и никакое искусство не продлит его жизни ни на одно мгновение.

б) Потому-то и учит нас св. вера наша, чтобы мы уповали не на свой только разум и силы, но на всеобъемлющую премудрость и всемогущую силу Божию; не на сокровища земные, но на неиждиваемое сокровище благости и милосердия Божия, не на князи и сыны человеческия, в нихже несть спасения, но на Бога жива и истинна; чтобы мы всего ожидали не от своих только трудов, забот и попечений, но от благости и милосердия Отца небесного, Который знает все наши нужды и подает нам все потребное прежде прошения нашего. Как бы ни был ты счастлив и благополучен во всем, помни, возлюбленный, что все, что имеешь, чем наслаждаешься и утешаешься в жизни, не твое, все подается тебе свыше от Отца светов, все подано тебе только на время и все может быть взято от тебя навсегда. С другой стороны, как бы ни было тягостно положение, в котором ты находишься, какими бы ни был ты окружен скорбными обстоятельствами, никогда не забывай, брат мой, что есть всевидящее Око, которое видит твою скорбь; есть всемогущая Премудрость, которая может избавить тебя от всех возможных бедствий; есть высочайшая Любовь, которая любит тебя более, нежели матерь дитя свое, есть щедродательная десница, которая готова подать тебе все благо потребное во время свое.

в) Уповать на Промысл Отца небесного должно разумно, благочестно и со страхом Божиим. Может ли уповать на любовь и милость родителей своих преступный сын, забывший благодеяния их, пренебрегший любовью их, не покоряющейся власти их? Так и грешник, забывающий об Отце небесном, не исполняющий Его святых Заповедей, достоин ли ожидать от Него даров Его? Не менее ложно было бы упование наше на Промысл Божий, если бы мы, уповая на Бога, сами оставались беспечными в отношении к самим себе, не трудились в поте лица своего, по Заповеди Господней. Помощь Господня приходит только к тому, кто трудится и молится, а не к тому, кто бездействует и предается унынию. Было бы дерзко и безумно воображать, что Господь будет творить чудеса для поддержания людей ленивых и праздных, для сбережения их имущества, когда они сами расточают его; для сохранения их здоровья и сил, когда они сами разрушают их. Отеческого попечения Божия достоин только тот, кто своей жизнью и делами старается быть достойным сыном Отца небесного, кто принимает дары Божии с благодарением, употребляет их в славу Божию и спасение души своей, кто проводит жизнь трудолюбивую и богобоязненную. Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и все, потребное для жизни вашей временной, приложится вам.

III. Молитвами преподобного Антония римлянина да сохранит нас Господь в крепкой и разумной вере в Промысл Божий. (Составлено по Четьи Минеям и проповедям Димитрия, архиепископа Херсонского, т. I).

12. Не воздавай злом за зло (Поучение 1-е. Перенесение мощей св. первомученика и архидиакона Стефана? 2 августа)

I. Св. архидиакон Стефан, перенесение мощей которого ныне воспоминается св. Церковью, был первым христианским мучеником, почему и называется первомучеником. Он был одним из числа первых семи диаконов, посвященных самими апостолами. Из этих диаконов Стефан был особенно исполнен веры и Духа Святаго, как о нем говорится в книге Деяний апостольских. Именем Иисуса Христа он совершал многие чудеса. Многие еврейские законоучители вступали с ним в споры, но никто не мог противиться его мудрости. Поэтому они оклеветали Стефана перед синедрионом (верховным судилищем), будто бы он говорил хулу на Бога и ветхозаветного законодателя, пророка Моисея. Когда привели его на суд, то архиереи спросили его: «справедливо ли то, что донесли на тебя?» Стефан отвечал целой речью, где объяснил, что он почитает Бога и пророка Его Моисея, как равно чтит храм Божий и закон Его; но что сами евреи не имеют истинного богопочитания в сердцах своих. Кончив речь следующими словами: «народ упрямый и жестокосердый! Вы всегда противитесь Духу Святому. Что сделали отцы ваши, то делаете и вы сами. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Вы же сделались предателями и убийцами Того Праведника, о Котором они предсказывали». Услышав эти слова, члены синедриона от досады заскрежетали своими зубами на Стефана. А Стефан взглянул на небо и сказал: «я вижу небо отверсто, и Сына человеческого (т. е. Иисуса Христа), стоящего по правую сторону Бога Отца». После этого иудеи бросились на Стефана, вывели его за город и там побили камнями. А он в это время молился, говоря: «Господи Иисусе! Приими дух мой». Последние же слова св. Стефана были молитвой за врагов: «Господи, не поставь им сего во грех». (Деян., 6 и 7 гл.). Мощи св. Стефана были обретены в 415 г. в окрестностях Иерусалима. В 428 г., 2-го авг., при императоре Феодосии Младшем, мощи св. Стефана перенесены были из Иерусалима в Константинополь.

II. Св. Стефан, побиваемый от иудеев камнями, не только не гневался на них, но молился за них Богу о прощении грехов их. Так поступали и прочие христианские мученики. Подобно ему и мы, братия, должны в жизни своей не мстить обидчикам нашим, но прощать им, дабы, таким образом, добром победить зло.

Что же, скажет кто-нибудь, неужели христианин должен быть беззащитной жертвой злобы человеческой? И к чему может привести торжество зла, если его не ограничивать и оставлять без отмщения? Но заповедь Спасителя об отречении от всякого возмездия за зло: не противься злу (Мф. 5, 39), нельзя понимать буквально. Сам Спаситель, когда на суде первосвященническом один из служителей ударил Его по щеке, не подставил ему другую, напротив обличил оскорбителя, как нарушителя правды, сказав ему: «если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, за что ты бьешь Меня» (Ин. 18, 23). Также св. апостол Павел, когда иудейский первосвященник велел бить его по устам, с укоризной ответил ему: «ты сидишь, чтобы судить по закону и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян. 23, 3).

а) Христианам дана заповедь не противиться злу, но при этом не запрещается искать правды и законной защиты, особенно в тех случаях, когда торжество неправды и злобы человеческой, остающихся безнаказанными, будет оскорбительно для славы Божией и вредно для благосостояния общественного. Бог есть высочайшая любовь, многомилостивый и долготерпеливый, но в Нем с любовью неразрывно сопрягается правосудие, неизменно требующее достойного возмездия нарушителям истины и правды. В нем, как говорит псалмопевец, милость и истина сретаются, правда и мир лобызаются (Пс. 84, 11). Так и христианин, проникнутый Божественной любовью, когда в душе своей прощает врагов и оскорбителей, не желает им зла и в то же время прибегает к законным мерам, чтобы оградить себя от обиды и подвергнуть наказанию преступников правды, то это не значит, чтобы он воздавал им зло за зло. Напротив, всякое усилие со стороны христиан содействовать торжеству правды и закона, как необходимое для ограждения общества от злых и вредных людей, есть дело богоугодное и законное. Не зло делается и самим преступникам правды, но прямо добро, когда угрозой наказания они отвлекаются от новых злодеяний, и преданные суду подлежащей власти в наказании находят себе праведное возмездие, приводятся к раскаянию и исправлению, а чрез то освобождаются и от вечного осуждения. Законная власть для того и установлена от Бога, чтобы ограничивать зло и наказывать злодеев к исправлению их во благо. Начальник есть Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13, 1), и обращаться к начальству всякому обиженному и озлобленному коварством и неправдой не только не грех, но дело святое и законное.

б) Грешат против Бога и нарушают законный порядок только те, которые мстят по личной злобе, самоуправно, без посредства Богоучрежденной власти. Грешат против Бога они потому, что присвояют себе власть, принадлежащую только Богу, как говорит апостол: не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Аз воздам, – говорит Господь (Рим. 12, 19). Злобные мстители, прибегающие к самосуду, причиняют неисчислимый вред общественному благосостоянию. Такой самосуд, как не подчиненный правде законной, но руководимый личным и необузданным раздражением, ни к чему не может привести, как только к умножению гибельных нескончаемых раздоров, так как всякая личная месть при самосуде обыкновенно бывает вызовом новой мести и новых злодеяний. Не приведет ли это общество человеческое к конечной гибели? Истинно сказано в слове Божием: «аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете» (Гал. 5, 15). От того гражданскими законами строго и преследуется всякое самоуправство и отмщение, как в высшей степени вредное для нашего благосостояния.

III. Но не страхом только наказания мы, братия, должны удерживать себя от раздражительности, ведущей к неправедным обидам ближних наших, Искренняя и нелицемерная любовь к ближним, а также смиренное послушание законам должны быть неизменными нашими руководителями, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (Составлено по Четьи Минеям и «Воскресным беседам» 1892 г. № 25, изд. Общества любителей духовного просвещения).

13. О смирении (Поучение 1-е. Св. преподобномученик Дометий)

I. Прославляемый ныне св. Церковью св. преподобномученик Дометий был родом из Персии, почему и называется Персянином; жил в царствование Константина. Наученный вере во Христа одним из христиан, он ушел из своего отечества и в городе Низибии (в Месопотамии) крестился и постригся в иноки. Избегая зависти со стороны иноков, перешел в Феодосио-польский монастырь и здесь был сделан диаконом. Но когда узнал, что архимандрит хочет поставить его в священники, скрылся, считая себя недостойным сего сана; удалился за Ефрат и поселился в пустынной горе, терпя зной и холод. Здесь он творил чудеса и обращал многих ко Христу. Впоследствии времени чудотворные мощи св. Дометия были вынесены из пещеры.

II. Великое смирение св. Дометия, считавшего себя недостойным священнического сана, побуждает нас, братия, сказать вам несколько слов о смирении.

Смирение есть начало и основание всех христианских добродетелей. Не может быть истинной добродетели без смирения: если и начнется она, то скоро без него разорится. Только от познания себя и своей бедности происходит смирение, но не всякий видит свою бедность. Рождается человек на беды, и, как бы предчувствуя их, плачет. Живет он и воспитывается в бедах: чем дольше живет, тем больше умножаются его беды. Разные немощи и болезни удручают его в жизни. Восстает на него плоть с ее страстями и похотями, она хочет обладать им и предать его вечной смерти. Различные соблазны мира уязвляют его.

а) Иной и богат, но душою нищ и убог; у людей в славе и почете, а в душе бесславен и бесчестен; повидимому мудр, а на деле безумен; кажется счастлив, а по душе самый жалкий человек. Не смотри, каков человек по наружности, – наружно и неверный турок может быть хорош, – смотри, каков он по душе, каков не пред людьми, а пред очами Божиими. Часто и по большей части так бывает, что человек пред людьми мудр, а пред Богом безумен; пред людьми богат, а пред Богом совершенно нищ; пред людьми велик, а пред Богом ничто.

б) Князь и вельможа – только до гроба князь и вельможа; славный только до гроба славен; богатый только до гроба богат; мудрый только до гроба мудр. Так и всякое сокровище мира сего служит человеку только до гроба, а потом все покидает его: тогда все видят себя нищими, убогими, бедными и жалкими, какими и были на самом деле. Посмотри во гробы мертвых. Где лежат князи, вельможи, богатые, и где лежат рабы их, – и распознать нельзя. Где богатые и нищие, где мудрецы и простецы, где благородные и худородные, где славные и бесчестные лежат – поистине не узнаешь! Все там сравнились и в землю обратились, как и были все – земля! Как все рождаются равными, так и все равными умирают, кроме того, что один спасается и отходит в вечную жизнь, а другой погибает и предается вечной смерти.

в) Вот в чем горе и несчастье человека: хотя он и подлинно ничто, но о себе мечтает высоко; думает, что все знает, но ничего не знает; думает, что он разумен, но он безумен; думает, что он счастлив, но поистине он несчастен и беден; думает, что он богат, но он подлинно нищ и убог; думает, что он добр, но он поистине зол; думает, что он свят и праведен, но он подлинно грешен и скверен. Что же делать с таким человеком всемогущему Богу, Который все творит из ничего? И вот, Бог оставляет его в мнимом его блаженстве, и делает дело Свое на том, кто себя унижает, делает блаженным того, кто познает и признает себя бедным и окаянным. Книжники, фарисеи и законоучители еврейские думали о себе, что они мудры и разумны: за то и сокрылись от них свет и премудрость Божия. Апостолы, как младенцы, просты и смиренны были, но просветились и умудрились от Духа Святаго. Великая слепота и безумие есть гордость; она не допускает человека познать и признать свое окаянство, он так и остается в своей бедности и окаянстве. Великое просвещение и мудрость есть смирение.

III. Познай же, христианин, самого себя и свою бедность, и будешь смирен и блажен. Познавай и признавай свою нищету пред Богом, и будешь богат. Познавай и признавай свою слепоту пред Богом, и откроются твои очи сердечные. Познавай и признавай свое безумие пред Богом и будешь мудр. Познавай и признавай своя грехи пред Богом и будешь оправдан. Познавай и признавай свою нечистоту пред Богом, и будешь чисть и свят. Познавай и признавай свою неисправность пред Богом, и исправишься. Познавай и признавай свою немощь пред Богом, и будешь приходить в здравие. Познавай и признавай свое заблуждение пред Богом, и будешь взыскан. Все будет исправлять в тебе благодать Божия, которая будет с тобою, когда будешь смирен. Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 1). (Составлено по Четьи Минеям и «Сокровищам духовным» свт. Тихона, епископ Воронежского).