Григорий Дьяченко. Поучения на память Свв. апостолов Петра и Павла

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений

I. Полный годичный круг кратких поучений, июнь. 29-й день
*** 1. О том, как мы должны переносить постигающие нас беды, напасти и скорби? (Поучение 1-е. Свв. апостолы Петр и Павел)
*** 2. Апостолы своей жизнью научают нас той истине, что без благодати Божией человек весьма слаб. (Поучение 2-е. День свв. первоверховных апостолов Петра и Павла)
*** 3. О молитве к святым. (Поучение 3-е. Свв. апостолы Петр и Павел)
*** 4. Жизнь и труды св. апостола Павла и уроки из его жизни. (Поучение 4-е. Свв. апостолы Петр и Павел)
*** 5. Жизнь и труды св. апостола Петра и уроки из его жизни. (Поучение 5-е. Свв. апостолы Петр и Павел)

II. Праздничный отдых христианина. Июнь месяц. 29-й день. Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
*** 1. Исповедание Петра.
*** 2. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел.
*** 3. Почему апостол Петр изображается на иконах с ключами, а апостол Павел с мечом?
*** 4. Явление апостола Петра святому Льву, папе римскому.
*** 5. Место упокоения мощей св. ап. Петра и Павла в Риме.



I. Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений, июнь. 29-й день

1. О том, как мы должны переносить постигающие нас беды, напасти и скорби? Поучение 1-е. Свв. апостолы Петр и Павел

I. Ныне праздник в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Апостол Петр (Кифа, Симон) – рыбарь из Вифсаиды, брат ап. Андрея, призван к апостольству Самим Иисусом Христом. По вознесении Господнем он первый из апостолов начал проповедовать в Иерусалиме воскресшего Господа, много пострадал за это от иудеев и даже потерпел темничное заключение, откуда был чудесно спасен ангелом. Потом проповедовал Евангелие в Самарии, Сирии, Понте, Галатии, Вифинии, Асии и Египте. Он был апостолом преимущественно иудеев. Подвиг благовестия окончил в Риме, где в Нероново гонение был распят на кресте, вниз головой, около 67 г., так как в образе страданий он не хотел уподобиться своему Божественному Учителю.

Апостол Павел, именовавшийся прежде Савлом, родился в городе Тарсе киликийском, воспитывался в Иерусалиме под руководством знаменитого учителя Гамалиила и был ревнителем отеческих преданий по учению фарисеев. Чудесно обращенный Самим Иисусом Христом, на пути в Дамаск он принял св. крещение в Дамаске и из гонителя веры Христовой сделался самым ревностным ее проповедником. Он больше всех апостолов потрудился в устроении Церкви Христовой и насаждения веры между язычниками, причем перенес многочисленные страдания и гонения как от иудеев, так и язычников. Он основал Церкви в Малой Азии, Греции и Риме. Скончался в Риме, быв усечен мечом, в один год с апостолом Петром. Важнейшие события жизни и деятельности верховных апостолов описаны в книге «Деяний апостольских».

Св. апостолы Петр и Павел в земной жизни переносили бесчисленное множество трудов, лишений, бед и напастей. Так, св. апостол Петр три раза был заключен в темницу (Деян. 4, 3; 5, 18; 12. 4), подвергался поруганиям и побоям (Деян. 5, 18 и 35) и наконец, как мы видели, умер мученической смертью в царствование Нерона: он был распят на кресте головою вниз. А св. апостол Павел был безмерно в ранах, в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано было ему по сороку ударов без одного. Три раза били палками и однажды побивали его камнями, три раза терпел он кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был он в путешествиях, в опасностях на реках, от разбойников, от единоплеменников, от язычников, в опасностях в городе, в пустыне, на море и между лжебратиями (2 Кор. 11, 23–27). Слова Иисуса Христа: в мире скорбни будете (Ин. 16, 33), сбылись над ним во всей точности. Но среди всех бед, напастей и скорбей свв. апостолы Петр и Павел утешались и радовались.

II. А мы, братия христиане, как переносим постигающие нас скорби и напасти? Если случится с нами какая-либо скорбь, беда или несчастие, то как мы тогда печалимся, сокрушаемся и унываем! Сколько ропота на Бога вырывается тогда из уст наших, сколько досады и зависти на людей тогда возникает в нашем сердце! Нет, не так мы должны переносить постигающие нас беды, напасти и скорби.

а) Свв. отцы Церкви учат нас иному перенесению скорбей.

Св. Ефрем Сирин говорит: «Если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть, кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело и всякую опасность и отваживаться на искушение. Ибо если не будем охотно, с сердечным желанием переносить всякий труд, не будем с умилением и сокрушенным сердцем посевать слез, то как, не плакав здесь, станем пожинать там, т. е. на том свете. Если можно было бы получить Царство без скорбей, без искушений, без терпеливого подвига в прочих добродетелях, то для чего Бог попускал святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил жить всем в своеволии и роскоши? Посему не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и скорбь, а напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых» (Творения св. Ефрема Сирина, ч. III, стр. 423, 441 и 444 по изд. 1859 г.).

А свт. Иоанн Златоуст учит: «Душа очищается, когда терпит скорби ради Бога. Скорбь искореняет высокомерие, отсекает всякое нерадение, уготовляет к терпению, обнаруживает ничтожность дел человеческих и в жизни вводит много любомудрого. Ей уступают все страсти: зависть, ревность, похоть, пристрастие к богатству, плотская любовь, гордость, высокомерие, гнев и весь рой душевных недугов. Что огонь для золота, то скорбь для души; она стирает с нее скверну, делает ее чистой, светлой и ясной. Скорбь вводит в Царство, а беспечная жизнь в геенну. Итак, если ты ученик Христов, иди путем тесным и скорбным: не ропщи и не унывай» (Свт. Иоанн Златоуст, Толкование на 2-е послание к коринфянам, стр. 320 и 321, по изд. 1851 г.).

б) Зная благодетельное и благотворное значение бед и скорбей в деле нашего спасения, люди богобоязненные даже тревожились, беспокоились, сокрушались, когда их долго не постигали какие-либо беды и скорби.

Вот пример тому один из многих. Рассказывал некто из отцов другому, что, бывши в Александрии, он пришел однажды в церковь помолиться и увидел там женщину богобоязненную. Она была в черном одеянии и, молясь пред иконой Спасителя, плакала и со слезами повторяла: «Оставил Ты меня, Господи, помилуй Ты меня, милостивый». «Что это она так плачет? – думал я. – Видно, вдова она и от кого-нибудь терпит обиду. Поговорю с ней и успокою ее». Я сказал ей: «Видно, обижает тебя кто-нибудь, что ты так плачешь?» – «Ах, нет, – отвечала она и опять заплакала, – нет, отче, не знаешь ты моего горя. Среди людей я живу и ни от кого не терплю оскорбления никакого. И вот о том-то я и плачу, что так как я забываю о Боге, то и Бог забыл меня посещать; три уже года, как я не знаю никакой скорби. И ни я сама не была больна, ни сын мой, и ничего у меня из дома не пропадало. Думаю, поэтому, что Бог за грехи мои оставил меня, не посылает мне никаких скорбей, и вот плачу пред Ним, чтобы Он помиловал меня по милости Своей». Вот как люди богобоязненные рассуждают, когда долго у них не бывает скорбей: им тогда думается, что Бог забыл их; скорби они считают за особенное к себе внимание от Бога, за особенную Его к себе милость. («Троицкий листок» № 119).

III. Итак, «христианин, – скажем словами свт. Иоанна Златоуста, – не скорби среди скорбей, помышляя, кому ты чрез них приобщаешься и как искушения очищают тебя и сколь много приносят тебе пользы». («Толкование на 2-е послание к коринфянам, стр. 10, изд. 1857 г.). Аминь. (Составлено по проповедям, приложенным к «Руководству для сельских пастырей», 1889 г., июнь).

2. Апостолы своей жизнью научают нас той истине, что без благодати Божией человек весьма слаб. Поучение 2-е. День свв. первоверховных апостолов Петра и Павла

I. Великие похвалы Св. Церковь возносит ныне празднуемым апостолам Петру и Павлу. Труды их для распространения и утверждения св. веры нашей и Церкви выше всех похвал наших. Для нас в этом отношении достаточно участвовать умом и сердцем в песнопениях Святой Церкви, сложенных в честь св. апостолов. Лучшего мы не придумаем. Да и для чего было бы придумывать, когда труды благовестия апостолов Петра и Павла у всех на виду и заставляют каждого размышляющего только благоговеть к ним? Однако ж, размышляющего, потому что без размышления о подвигах апостолов нельзя понять всей их важности.

II. Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными? По своему характеру, по своей ревности к благовестию Христову, по смелости своих действий для распространения веры христианской, за которую Петр был распят, по собственному желанию, головою вниз, считая себя недостойным быть распятым по образу Христа Спасителя, как некогда трикраты отвергшийся Его в испуге, по живости характера; а Павел был усекнут мечом.

а) Апостол Петр избран Господом в самом начале открытого Его служения роду человеческому, и переименован из Симона Петром, потому что он первый из апостолов признал в Иисусе истинного Мессию. Ты еси Христос, Сын Бога живаго, – сказал он на вопрос Спасителя: вы же Кого Мя глаголете быти? (Мф. 16, 15 и 16). Исповедание, сказанное Петром, есть краеугольный камень христианства, потому и сказавший назван камнем: Петр значит камень; назван он так и в знак того еще, что Спаситель знал, какую со временем он покажет твердость веры. И действительно, омывший горькими слезами свое троекратное, но самое кратковременное отречение от Христа в часы страданий Его, он запечатлел после веру свою кровью и крестной смертью. Поистине ап. Петр есть первоверховный!

б) Но Павел вначале не был апостол, не только в числе двенадцати, но даже в числе семидесяти. Он не сопровождал Господа во время Его проповеди, а обратился ко Христу уже по вознесении Его на небо, – чудесным образом. Павел, в иудействе Савл, был самым жестоким гонителем христиан, а потом сделался достойным названия первоверховного апостола по своим великим заслугам для Церкви; вот что значит благодать Божия! Она сделала из страшного врага самого сильного защитника христианства.

Апостол Павел сам о себе говорит: благодатию Божиею есмь, еже есмь (1 Кор. 15, 10). И действительно, как можно обяснить такой великий переворот в душе человека, какой совершился с Савлом, иначе, как не особенным сверхестественным действием Божиим? За то Павел сделался достойным сосудом благодати своей неутомимой деятельностью в пользу христианства; он сам говорит: паче всех их потрудихся (ст. 10). И кто достойно изобразит все труды Павла? Сам св. Иоанн Златоуст отказывался вполне восхвалить великого апостола. Св. Церковь воспевает: «Яже по вся грады узы и скорби твоя кто скажет, славне ап. Павле? Труды, болезни и бдения, яже во алчбе и жажде злострастия, яже в зиме и наготе, каменометания и обхождения, глубины истопления? Позор бысть ангелом и человеком: вся убо претерпел еси о укрепляющем тя Христе».

Павел еще до обращения в христианство был отлично образован; он не только в совершенстве знал ветхозаветные книги св. Писания, но и языческих древних писателей греческих; он обладал превосходными способностями, и вот, когда благодатная сила возродила его к новой жизни, он принес в жертву христианству все свои познания и способности; он с неотразимой силой доказывал истину христианской веры и опровергал ложные мнения иудейские; его послания, которые так часто слышатся в Церкви, самое высокое богословие. Не достоин ли Павел, после сего, имени первоверховного апостола? А проповедь его в разных странах света? Сколько основал он Церквей! О не исчислить мне всех заслуг апостола Павла; лучшее его изображение в его же посланиях.

III. Поспешим к заключению. Апостолы Петр и Павел, своей жизнью преподавая урок пастырям Церкви Христовой, проповедникам веры и руководителям ко спасению, вместе с сим поучают своими делами каждого, что может, какую силу может иметь человек при благодати Божией, и как он слаб, оставленный самому себе.

Петр без благодати неоднократно показывает опрометчивость и слабость; с благодатью он тверд, непоколебим, пламенен. Павел, при естественных своих силах, образован, но не видит истины; с благодатью он увидел свет истинный, познал нищету мирской мудрости без Христа, сделался силен самоотвержением для истины, неутомимо деятелен, любвеобилен. Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе. Кто ны разлучит от любве Божия? (Фил. 4, 13. Рим. 8, 35).

Будем же помнить, что одни естественные силы наши слабы, и что мы можем быть всегда сильными словом и делом при содействии благодати Божией. Но как часто мы забывает это и, получая благодать в св. Таинствах, мы слабы оттого, что вследствие грехов теряем ее, не возгреваем своим трудом, своими делами, своим покаянием. Благодать Божия действует в нас, но не без нас, – не принуждая, но наклоняя волю нашу к добру чрез нашу свободу, и дар Божий, живущий в нас, необходимо возгревать христианской деятельностью, собственным старанием; тогда огонь ревности по вере и благочестию будет в вас апостольский, постоянный и сильный. Аминь. (Извлечено из «Слов и речей» Леонтия, митрополита Московского).

3. О молитве к святым. Поучение 3-е. Свв. апостолы Петр и Павел

Молю вы, братия… споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу (Рим. 15, 30–31).

I. Так писал ублажаемый ныне апостол Павел христианам римским.

Что же это значит? Ужели апостол имел нужду в молитвах чужих? Ужели он, сосуд благодати, ожидал помощи молитвенной от людей? Ужели считал он не лишним ходатайство за него других? Ужели не видел он ничего несообразного с духом христианским в том, что, по его примеру, будут молить его самого о ходатайстве за других? Братия, мы собрались в храм этот вознесть молитвы к свв. апостолам о помощи за нас грешных.

II. Соединим же с размышлением о молитве апостола размышление о наших молитвах ко святым.

а) Молю вы, братия, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу. Апостол просит, апостол молит, чтобы молились за него. Откуда такое расположение в апостоле? Почему апостол просит молиться за себя? Чтобы понять апостола, возьмем другие слова его о себе самом. Окаянен аз человек, – восклицает он, – кто мя избавит от тела смерти сего? (Рим. 7, 24). Так сознавал он в себе немощь плоти, бессилие природы человеческой для добра, и не надеялся избавиться от немощей прежде гроба. В чувстве этой-то немощи, в сознании этой-то слабости молился он за себя, молил и других молиться за него. Он был исполнен дарами благодати, но эти дары всегда оставались дарами Божиими, собственностью чужой, а не его самого; они оставались во власти Того, Кто даровал их – Духа утешителя; Тот мог уменьшить или увеличить их, удержать или усилить их действие.

Да, братия, на какой бы степени духовного совершенства ни стоял кто, сознание немощей неизбежно, чувство нужды в помощи необходимо для каждого; падения наши с того и начинаются, что мы не видим грехов своих, не видим ран и болезней своих; не видя их, мы не просим помощи, не прося помощи, слабеем час от часу более и доходим до изнеможения, до глубины греха.

Вот основание молитвам нашим ко святым, основание в самой глубине христианского духа!

б) Но для чего не обращаться с молитвою прямо к Богу или Господу Иисусу? Для чего нужно обращаться к посредству святых? Если чистый луч света пропускают сквозь зеленое или окрашенное стекло: он не доходит до нас светлый, он кажется нам зеленым или окрашенным; но ни вера моя в светлость света не уменьшается, ни свойство света не изменяется оттого, что нечистое стекло показывает его мне нечистым: возьмите чистое стекло, и до глаза вашего дойдет чистый свет. Так точно, если хотите, чтобы небесный луч благости Божией дошел до вас во всей его светлости: пусть проходит он сквозь чистые мольбы святых; а моя и твоя молитва, возлюбленный брат, легко, быть может, покажет нам его совсем в другом виде, – оттого, что она нечиста. Вот почему столько чудес благодати Божией испытывают на себе по молитвам святых Божиих! Молитва ко святым соединяет нашу душу с чистыми проводниками благодати Божией, и через них низводит на душу лучи света благодатного. Грехи мои удаляют меня от Бога моего, служат преградой между моими ранами и Его благостью. Св. братия мои о Христе близки к Господу; чистые души их с Ним и в Нем живут. Что мне остается, чтобы душа моя грешная не оставалась лишенной благодатного света, чтобы не потеряла, наконец, и самого вкуса духовного к сладостям неба? Остается средство верное – обратиться к святым Божиим, да милость Его к ним станет между Богом и мною, и через них излиет елей свой на израненную грехами душу мою.

III. В заключение скажем, что все возражения против молитвы ко святым обнаруживают полную свою несостоятельность при первом прикосновении к ним непредубежденной мысли.

Говорят: знают ли святые на небе о наших земных молитвах к ним? О! Пусть не тревожатся ни за знание святых о земле, ни за любовь их к нам – земным странникам. Святые Божие и на земле столько были прозорливы, что прозирали в тайные помыслы человеков, видели сокровенные чувства и желания ближних, зрели отдаленное пространством и временем. Вспомните, как апостол Петр видел тайные расположения и дела Анании и Сапфиры. Вспомните, как пророк Елисей верно видел происходившее в сердце ученика его Гиезия, и то, что тайно замышлял сирский царь. Что же сказать о небесном зрении святых Божиих? Здесь, говорит апостол, видим мы отчасти, – там вполне; здесь смотрим на предметы духовные как бы в зеркале, – там будем видеть их лицом к лицу, в самой сущности их (1 Кор. 13, 9. 12).

Любовь святых на небе, без сомнения, полнее и чище, чем была на земле. Если они на земле готовы были отказаться от собственного спасения для спасения братий, готовы были считаться чуждыми для Христа, лишь бы были своими Христу чуждые Его; чего же не готовы они делать на небе для спасения тех же братий? Кто изнемогает, – говорил апостол Павел, – и не изнемогаю за него? Кто соблазняется, и аз не разжигаюся любовью к нему? Сердце наше распространилось, и не тесно вмещаетесь вы в нас (2 Кор. 11, 29; 6, 11, 12).

Будем же, нимало не сомневаясь, несмотря на все речи враждебных Церкви сектантов (штундистов), обращаться с молитвой ко святым. (Составлено по «Словам и речам» Филарета, архиепископа Черниговского).

4. Жизнь и труды св. апостола Павла и уроки из его жизни. (Поучение 4-е. Свв. апостолы Петр и Павел)

I. Св. апостол Павел, память коего вместе с первоверховным апостолом Петром ныне празднуется, был иудей из колена Вениаминова, житель киЛикийского города Тарса, имевший права римского гражданина и, наставленный в строгих правилах фарисейских, был сперва ревностным гонителем Христовой веры. Еще будучи юношей, он стерег одежды убийц архидиакона Стефана. Не довольствуясь гонением христиан в Иерусалиме, он испросил у первосвященника письма в Дамаск, чтобы там отыскивать христиан и приводить их в Иерусалим на мучения. Когда он со своими спутниками приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет, превосходивший солнечное сияние. От света небесного Павел, или Савл, ослеп и пал на землю. Потом он услышал голос Господа: «Савл! Савл! Что ты Меня гонишь?» Савл спросил: «Кто ты, Господи?» Голос отвечал: «Я – Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Господи! Что повелишь мне делать?» Господь отвечал: «Иди в Дамаск: там тебе будет сказано, что делать». Савла повели в Дамаск. Там был ученик Христов, Анания, и Господь в видении сказал ему: «Иди в улицу, называемую Прямой. Там, в доме Иуды, спроси тарсянина Савла. Он теперь молится и видел в видении, что человек по имени Анания придет к нему и, возложив на него руку, возвратит ему зрение». – «Господи! – сказал Анания, – я от многих слышал, что он сделал много зла святым Твоим в Иерусалиме, да и сюда пришел, чтобы гнать призывающих имя Твое». Господь отвечал: «Иди, ибо Я избрал этого человека, чтобы пронести имя Мое к народам, и царям, и сынам израилевым». Анания пошел к Савлу, возложением рук исцелил его и сподобил его святого крещения. С этого времени Савл стал таким же ревностным проповедником Евангелия, каким прежде был гонителем. Сперва чуждались его как иудеи, так и христиане: иудеи досадовали на его обращение, а христиане не верили искренности обращения. При участии апостола Варнавы Савл был, наконец, принят в общение с прочими апостолами. Этого-то Савла Господь избрал на подвиг проповеди среди язычников, и Савл справедливо мог сказать о себе, что он при помощи благодати Божией потрудился более всех. Он проповедовал преимущественно среди образованных греков и римлян, не щадя ни трудов, ни самой жизни, которую, как он говорил, охотно бы отдал за спасение ближних, которых любил всем пламенем своего сердца.

Когда римский император (Нерон) узнал об этом, то предал его смерти. Как римский гражданин, Павел был казнен почетной казнью, т. е. отсечением головы. Павел скончался 29 июня 67 года по Р.Х. в один день с апостолом Петром.

II. Св. апостол Павел учит нас пламенно любить ближних наших и стараться обращать их к Богу, как сам он любил всех и как старался обращать всех ко спасению во Христе Иисусе.

а) О любви Павловой, говорит св. Иоанн Златоуст, что она была шире всякого моря, сильнее всякого огня; это был неизреченный пламень, о котором, что ни говори, ничего не скажешь достойного. Один Павел достиг ее, как вполне обладавший ею. Святая душа Павлова обнимала всю вселенную и всех заключала в себе, родство по Боге почитая выше всякого родства. Павел всех любил так, как бы сам родил их, или лучше сказать, всякого отца он превосходил нежностью любви. Ибо такова благодать Духа; она выше плотского рождения и обнаруживается в пламеннейшей любви. Особенно это видно в душе Павла, который, как бы окрылившись любовью, неутомимо всех обтекает, нигде не медлит, нигде не останавливается. Он знал, что Христос, сказав Петру: любишь ли Мя? Паси овцы Моя (Ин. 21, 15), указал тем высочайшую степень любви, и потому сам с преизбытком явил эту любовь в себе.

б) «Соревнуя же Павлу, убеждает св. Иоанн Златоуст, чествуя, таким образом, истинно достойно память славного апостола, будем и мы назидать, если не весь мир, не целые города и народы, то, по крайней мере, каждый собственный свой дом, свою жену, своих детей, друзей, соседей. И никто не говори мне: я неопытен, я невежда. Нельзя быть неученее Петра, неискуснее Павла. Он сам признается в том и не стыдясь говорит: хотя я и невежда в слове, но не в познании (2 Кор. 11, 6). Но невежда Павел, но неученый Петр победили тысячи философов, заставили молчать тысячи витий, и все то произвели собственным усердием и благодатью Божией. Какое же извинение найдем для себя, когда не можем научить двадцать человек, быть полезными для живущих с нами в одном доме? Пустой предлог, пустая отговорка! Не малоученость, не малообразованность, но леность и сон препятствуют нам учить. Отрясем этот сон и со всем тщанием позаботимся о собственных членах, чтобы, наставляя ближних своих страху Божию, и здесь насладиться полным спокойствием, и там соделаться участниками бесчисленных благ по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа». (Толкование свт. Иоанна Златоуста на послание апостола Павла к римлянам).

III. Да укрепит нас Господь Своей всесильной благодатью любить наших ближних, как самих себя, и заботиться об их преуспеянии в вере и благочестии, как заботился о всех ныне прославляемый св. апостол Павел. Аминь. (Прот. Г. Дьяченко).

5. Жизнь и труды св. апостола Петра и уроки из его жизни. Поучение 5-е. Свв. апостолы Петр и Павел

I. Свв. апостолы Петр и Павел называются первоверховными из всех апостолов, и им двоим установлен особый праздник, потому что они трудились в деле евангельской проповеди более всех прочих апостолов и пострадали в один день. Ныне побеседуем о жизни св. апостола Петра.

Св. апостол Петр до призвания ко Христу назывался Симоном и занимался вместе с братом своим рыбной ловлей. Происходили они из небольшого городка, Вифсаиды галилейской. Андрей уверовал во Христа прежде и, пришед домой, сказал Симону: «Мы нашли Мессию». Симон сам пошел, чтобы видеть Христа. Иисус Христос, увидев Симона, наименовал его Кифою или Петром, что значит камень, в знак твердости его веры, и с этого времени он сделался учеником Христовым. Апостол Петр имел характер живой, пылкий и потому при каких-либо вопросах со стороны Иисуса Христа отвечал первый. Он был в числе трех любимых учеников Иисуса Христа и посему присутствовал при особенно важных случаях жизни Иисуса Христа, например, при преображении, в саду Гефсиманском пред страданиями и др. случаях. Ему на тайной вечери указан был Иисусом Христом через Иоанна Богослова предатель. Здесь, на вечери, апостол Петр обещал стоять за своего Учителя до смерти, но Господь предрек ему троекратное отречение, и он отрекся, но загладил свое отречение глубоким раскаянием, и Господь возвратил ему апостольское звание. Апостол Петр первый начал проповедь о Иисусе Христе в день сошествия Святаго Духа и этой проповедью обратил ко Христу около 3000 человек. Он первый начал крестить язычников, крестив, по внушению свыше, сотника Корнилия с его семейством. Он действовал на апостольском соборе.

Апостол Петр проповедовал во многих местах не только Азии, но и Европы и Африки. Он написал два послания, или письма, о христианской вере и жизни. Окончил жизнь свою в Риме, где обратил ко Христу многих придворных. Апостол был распят вниз головою, потому что считал недостойным умереть на кресте так, как умер Сам Господь. Это было в 67 г. по Р.Х.

II. Из многих уроков, предлагаемых нам жизнью св. апостола Петра, остановимся ныне на одном – на покаянии его после кратковременного отречения его от Иисуса Христа во дни Его страданий.

а) Припомним, братия и сестры во Христе, тяжкое, греховное падение апостола Петра и научимся его спасительному восстанию чрез глубокое покаяние.

Будучи самым ревностным и преданным учеником Христа Спасителя, Который назвал Петра твердыней Церкви Своей, однако апостол Петр допустил тяжкое согрешение пред Господом, трижды отрекшись от Него во дворе первосвященника. И когда ж он отрекся! В то время, когда скорбному, изязвленному сердцу всячески мучимого, заушаемого Христа-Страдальца безбоязенная твердость веры и горячий пламень любви Петра должны были доставить утешение, облегчение скорби и некую отраду. Как видите, велико было падение Петрово, но посмотрите, как быстро совершилось и восстание его и как глубоко было покаяние Петрово! Кинул Божественный Страдалец издали грустный взгляд на отрекшегося Петра – и сердце грешника тотчас сокрушилось: Петр вышел вон и горько плакался в своем раскаянии… И не в тот только раз Петр горько плакался в своем покаянии об этом грехопадении: каждую полночь, заслышав пение петуха, он вставал на молитву, умоляя в слезах Христа Бога о прощении ему этого падения!.. И Господь услышал покаяние Петра, ибо, по воскресении Господа, Петр был тем же избранным из всех других учеников Христа, как и прежде.

б) Братия, все мы – грешники, от них же первый есмь аз! Не отрекаемся ли и мы, подобно Петру, от Христа-Спасителя? О, да, отрицаемся и не трижды только, а бесчисленно, во всякое время и на всяком месте владычествия Его, отрицаемся многообразно, – не словом только, как апостол Петр во дворе первосвященника, а горше того – делами и всей жизнью своей. И наше отречение, братия, уязвляет сердце Божественного Страдальца паче Петрова грехопадения, ибо мы спасены честной Кровью Христа Спасителя.

Вы хотите яснее уразуметь, когда, как и в чем мы, во Христа крестившиеся, отрицаемся Его?

Мы отрицаемся от Христа тогда, братия, когда не хотим, или не стараемся исполнять Его св. волю и божественный закон. По Его святому и спасительному закону мы, например, должны прежде всего и паче всего возлюбить Господа Бога, а затем ближних, а мы, христиане, в наш, так называемый, эгоистический (себялюбивый) век, прежде всего и больше всего любим себя и своих друзей от мамоны. Нарушая так основную Заповедь христианства, на которой закон и пророцы висят, не отрицаемся ли мы Христа?

Христиане должны любить, творить и хранить в своей жизни все божественное, святое, чистое, честное, богоугодное и спасительное всегда, а тем паче в праздничные дни, а у нас в праздники то и самые богомерзкие и стыдные слова и дела!.. Разве мы этим не отрицаемся от Христа и не досаждаем Спасителю нашему? Итак, всмотрись каждый в Заповеди закона Божия, заключенного в слове Божием и в учении Церкви, и постарайся увидеть там свои беззакония, свою греховную нечистоту и черноту души твоей, которая оскорбляет Христа в тысячу раз горше Петрова грехопадения, и мучит Спасителя нашего не менее древних мучителей двора Каиафы, претории Пилата и Голгофы еврейской.

III. Если, братия мои, таково тяжко наше падение, то пусть, по образцу апостола Петра, и восстание наше будет столько же быстро, и покаяние столь же глубоко и живодейственно. Согрешив, как немощный, торопись, брат, подобно Петру, скорее улучить спасительную минуту, дабы узреть тот скорбный взгляд Спасителя, который сокрушил сердце Петрово и исторг слезы покаяния. Где ж узреть? И в очах ума своего и памяти, и на св. иконе Спасителя, которая должна украшать дома всякого исповедующего Христа во плоти. Да, возлюбленный о Господе брат, согрешив, скорее взирай на икону Спасителя и Заступницы усердной, падай на колени и ниц, с молитвой на устах и с слезами на глазах. Плач горько и молись долго о прощении твоего грехопадения, пока не отойдет от твоей слабой воли сатана-искуситель и не приблизится к тебе ангел-хранитель, пока не почувствуешь ты благодатного успокоения измученной бременем грехов души твоей.

А так ли мы каемся в наших грехах? Мы все покаяние наше отлагаем на время говенья и ограничиваем покаяние исповедью только великим постом. Но чтобы искренно покаяться, чтобы принять прощение грехов от Господа Бога на таинстве исповеди, и чтобы попалить в сердце своем терния содеянных прегрешений, так чтобы впредь этими уже греховными язвами не болеть, – для этого, братия мои, надо готовиться не неделю, а целый год, – в каждодневной молитве о прощении грехов с плачем и сокрушением сердечным по поводу содеянных в каждый день грехов. Вот это покаяние и будет подобно Петрову покаянию. (Составлено по проповедям, приложенным к «Руководству для сельских пастырей», 1889 г., июнь).

II. Григорий Дьяченко. Праздничный отдых христианина. Июнь месяц. 29-й день. Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла

1. Исповедание Петра

Кого Мя глаголют человецы быти, Сына человеческого, т. е. обетованного Мессию (Мф.16:13; сн. Дан.7:13)? – спрашивал Иисус Христос приближенных учеников Своих. Ученики отвечали: одни – Иоанна Крестителя, другие – Илию, иные – Иеремию или единого от пророков. Вы же кого Мя глаголете быти? Тогда Симон Петр исповедал: Ты еси Христос, Сын Бога живого! На сие Иисус сказал в ответ: блажен еси, Симоне, вар (сын) Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех. И Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей (Мф.16:13–18). Вот место, где Иисус Христос в первый раз говорит о церкви Своей!

И прежде ученики исповедали Его Сыном Божиим (Мф.14:33), но тогда не было слова о церкви, вероятно, потому, что к тогдашнему случаю примешивалось маловерие Петрово, и самое исповедание основывалось на виденном чуде – спасении апостола Петра от потопления и укрощении бури, чем спаслись и прочие ученики, бывшие на корабле, потому-то они и говорили: воистину Божий Сын еси; но потому-то и вера их, может быть, была не так совершенна, как здесь вера Петрова. Здесь же без всяких посторонних обстоятельств, которые могли бы возбуждать веру, исповедание апостола Петра льется стремительною речью: Ты еси Христос, Сын Бога живого! Видно, что это исповедание излилось из всей души Петровой, проникнутой верою в Иисуса, как Христа, Сына Божия; видно, что такого полного, сердечного исповедания ученики Христовы не изрекали еще ни однажды, хотя уже исповедали Его Сыном Божиим; и Сам Иисус Христос замечает, что такое исповедание внушили апостолу Петру не плоть и кровь, т. е не соображения просто человеческие, по коим иные называли Иисуса то Иоанном Крестителем, то Илиею, то Иеремиею, то единым от пророк, но Сам Отец небесный, Который, по слову Христову, Один и привлекает людей к Сыну (Ин.6:44). Потому-то, как доселе не было столь полной веры и такого сердечного исповедания Иисуса Христом, Сыном Божиим, т. е. истинным Мессиею, так не было и слова о церкви. Что же из сего должно заключить? – То, что твердая, сердечная, Самим Богом в сердце человека производимая вера во Христа и есть в человеке тот камень, на котором Христос созидает церковь Свою.

Но не есть ли этот камень – Симон, поименованный Петром, или Петр переименовавный из Симона, как некоторые полагают? Сему мнению, кажется, служит опорою и значение имени Петр, и название оным Симона. Петр, как и в другом месте (Ин.1:42) Кифа (сирское) означает гору, скалу или камень; для чего ж Петру и такое имя, если не быть ему основным камнем церкви Христовой? – Но не очевидно ли, с другой стороны, что это наименование относится не к лицу Симона, но к твердой его вере? Как бы так сказал ему Иисус: «настоящее исповедание твое так твердо, как скала, по ней называю тебя Петром; и на сем камени, на такой-то скале, на таком-то твердом, как скала, исповедании, Я созижду церковь Мою». – Такая вера, без сомнения, не может ограничиваться одним лицом апостола Петра, как и не один Петр призывается в церковь; между тем с неподвижностью скалы, на которой бы могла основаться церковь так прочно, чтобы и врата адовы, т. е. все усилия врагов ее, не могли одолеть ее, нельзя, кажется, в самом Петре согласить ни троекратного отречения его от своего Учителя (Мф.26:64–75), ни всенародного обличения, сделанного ему апостолом Павлом (Гал.2:11–14); как же после сего апостол Петр мог быть основным камнем церкви? Разве скажут, что он первый имел твердое дерзновение проповедать Иисуса Христа Иудеям (Деян.2:14 и д.) и язычникам (Деян.10:1 и до конца), и, следовательно, первый положил основание, или лучше, начало созиданию церкви? Но это, очевидно, не то значит, что апостол Петр был основным камнем церкви Христовой, а то, что он был первым по ревности и решительности соработником Богу и искусным строителем церкви (1Кор.3:9–10), созидавшим, подобно прочим апостолам, на данном уже основании или камне, который собственно и единственно есть Иисус Христос. Основания бо иного, говорит апостол Павел, никто же может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос (ст. 11, сн. Мф.21:42; Мк.12:10; Лк.20:17; Деян.4:11; Пс.117:22–23; Ис.28:16), в чем совершенно согласуется с ним и сам апостол Петр (1Пет.2:4–8). Посему, ежели можно назвать его основанием церкви, то в таком только смысле, в каком и прочие апостолы и пророки называются таким основанием в словах апостола Павла, называющего верующих назданными на основании апостол и пророк, сущу краеугольну (камню) Самому Иисусу Христу (Еф.2:20–21); но и здесь без всякого особого преимущества пред другими апостолами, как бы Петр был, если не основным камнем, то главою церкви, – дабы в церквах, местностью, или временем разделяемых, не произошло того же, что произошло некогда в коринфской церкви, где иной говорил – я Павлов, другой – я Аполлосов, тот – я Кифин (Петров), сей – я Христов. Еда разделися Христос? еда Павел распятся по вас (1Кор.1:12–13)? Кто Павел, кто Аполлос (кто следовательно и Петр), как не служители только, посредством которых вы уверовали? – писал апостол Павел (1Кор.3:5). Таким образом, чтобы яснее и полнее сказать о сем предмете, говорим, что основной камень церкви вне человека – есть Иисус Христос, а в самом человеке – твердая вера в Него; апостол же Петр есть, как и прочие апостолы, только служитель церкви, первый по предупредительной своей решительности, с какою он начал свое служение, а не по какому-либо преимуществу, – впрочем и столп церкви, как Иаков и Иоанн (Гал.2:9).

На сем-то камени – на Христе и твердой вере в Него, как Сына Божия, и созидает Господь Свою церковь так прочно, что врата адова не одолеют ей, Это выражение, впрочем, по отношению к людям, очевидно не значит того, чтобы вера их была всегда так тверда, что врата адовы никогда не одолеют ее; вера и апостола Петра, в первом исповедании так твердая, впоследствии, как известно, поколебалась; равно нельзя поручиться и за веру каждого человека, всегда свободного по сердцу и несвободного от падения; но значит, что для того, дабы верующие могли, как камение живо (1Пет.2:4–5), составлять церковь столь твердую, чтобы врата адовы не одолели ее, им прежде и паче всего необходима вера во Христа, столь же твердая, сколько она была тверда в первом исповедании апостола Петра, – Буди, христианин, верен даже до смерти (Откр.2:10). (Христ. чт. 1839 г., ч. III, стр. 44–51).

2. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

Св. апостол Петр, сын Ионин, родом из Вифсаиды, старший брат Андрея Первозванного, занимался рыбною ловлею. До призвания он назывался Симоном; по призвании же Господь нарек ему имя Кифа по-сирски, или Петр по-гречески, т. е. камень, в предзнаменование твердости его в вере. Петр столь был равностен и усерден к Иисусу Христу, что чаще, скорее и пламеннее других апостолов свидетельствовал свою веру и свою преданность Ему. И Господь всегда отличал его пред прочими апостолами, делая его участником и свидетелем самых больших чудес Своих (Лк.8:51) и важнейших событий Своей жизни (Мф.17:1; Мф.26:37). Насколько, однако, природные качества его души были еще несовершенны! Любовь его, громко провозглашаемая в торжественные минуты, его преданность и верность Господу, заставившая его взять мечь в руки для защиты Его против врагов, могли поколебаться пред насмешками нескольких слуг! Петр отрекся от Господа с клятвою, что не знает Его вовсе. Вслед затем, сознав свое падение, Петр горько плакал. После Своего воскресения Господь утешил его особым ему явлением, простил его измену и восстановил его в апостольском достоинстве (Лк.24:34; Ин. XXI). По сошествии на апостолов Св. Духа, облекшего их божественною силою свято жить, учить, действовать и управлять, горячность и ревность ап. Петра освятились и возвысились. Исполненный силы и ревности, ап. Петр является одним из важнейших деятелей образующейся церкви Христовой. Он первый выступает пред народом с проповедью о Христе в день пятидесятницы. Это не прежний Петр робкий и колеблющийся, но мужественный и неустрашимый. Он говорит, что необычайное явление, совершившееся пред ним, есть действие Св. Духа, которого Бог некогда обещал послать на Своих рабов, что сего Духа ниспослал на Своих учеников Сам Иисус, Которого недавно распяли иудеи и Которого Бог воскресил из мертвых, прославил и посадил одесную Себя, следов., Он есть истинный Мессия. Чрезвычайно тронутый этою речью народ спрашивал, что нужно делать, и св. Петр отвечал: «покайтеся, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Св. Духа». Не тщетно призывал апостол своих слушателей: он имел радость видеть, что около трех тысяч душ уверовало и крестилось в этот день. Как в учении, так и в чудотворении апостол Петр был первым. Чудо исцеления хромого при храме поражает удивлением народ. Ап. Петр воспользовался этим обстоятельством, чтобы благовествовать ему о Христе распятом и воскресшем, силою Которого совершено чудо. Он увещевал его покаяться и обратиться, чтобы изгладить грехи, которые тяготеют над ним. Священники, начальник стражи при храме и саддукеи, раздраженные проповедью его и особенно тем, что он возвещал воскресение, прервали его, схватили и бросили в темницу вместе с ап. Иоанном, ибо уже был вечер, чтобы можно было приступить к допросу. Однако большое число слушателей обратилось ко Христу, так что общество христианское увеличилось на пять тысяч человек. В следующий день собрался синедрион; ввели Петра и Иоанна вместе с исцеленным хромым. Спрашивают у них: какою силою или чьим именем они совершили это исцеление? Тогда Петр, обятый Св. Духом, сказал исполненную силы речь. «Так как мы, – говорил апостол, приведены на суд за благодеяние, дарованное несчастному, то мы воспользуемся этим, чтобы обявить членам синедриона и всему Израилю, что чудо это совершилось именем Иисуса Христа Назорея, распятого ими, но Которого Бог воскресил. Он есть камень, Который был отвергнут строителями, но Который сделался краеугольным камнем новозаветной церкви. От Него одного происходит спасение, обещанное пророками; вне Его имени нет спасения.» Синедрион был в большом затруднении. Он не мог обяснить себе уверенности этих простых и необразованных людей, в которых он признал учеников Иисуса Христа; кроме того, не было средства отвергнуть исцеление только что совершившееся, потому что исцеленный присутствовал здесь. Не зная, что сделать, синедрион запретил апостолам под строжайшими угрозами говорить кому-либо впредь об Иисусе Христе, как Мессии. Но Петр и Иоанн не хотели обещать ничего подобного. Когда решение синедриона было им обявлено, они отвечали, спрашивая у своих судей, справедливо ли пред Богом повиноваться им более, нежели Богу, и обявляя, что им невозможно хранить молчание. Члены синедриона усугубляют угрозы по отношению к апостолам, но не достигают своей цели и вынуждены освободить апостолов, ибо не имели предлога, чтобы наказать их, и боялись раздражить народ, который прославлял Бога за великое чудо, совершенное Им.

Второе гонение, спустя некоторое время, обратилось также к славе евангелия. Апостолы, после долгих поисков их, снова приведены на суд. Председатель обращается к ним с речью. «Не запретили ли мы вам накрепко, – сказал он, говорить о вашей вере, и не смотря на это, вы наполняете Иерусалим учением вашим и хотите сделать нас ответственными за смерть этого человека»! Ничего не боясь, ап. Петр отвечал на этот упрек, что нужно повиноваться Богу более, нежели человекам. Члены синедриона были раздражены таким ответом и готовы были уже произнести смертный приговор, как один из них, фарисей, по имени Гамалиил, учитель закона и уважаемый всем народом, встал, приказал вывести обвиняемых и изложил свое мнение. Он советовал осторожность. Нужно хорошо поразмыслить, прежде чем прибегать к насилию. Дурные дела в конце концов падают сами собою. Если проповедь апостолов была делом человеческим, была основана на заблуждении, то она уничтожится сама собою, без содействия синедриона. Насилие тогда было бы излишним. Но если бы оказалось, что мы имели дело с истиною, происходящею от Бога, то употребление насилия было бы большою ошибкою, потому что не только было бы тщетною попыткою, но и противлением Богу. Судьи приняли совет Гамалиила. Призвали апостолов, приказали бить их палками, повторили запрещение говорить об Иисусе и затем освободили их. Радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять безчестие, апостолы удалились из синедриона и не переставали каждый день в храме и дома возвещать, что Иисус есть Мессия.

Деятельность ап. Петра не ограничивалась Иерусалимом. Он предпринимает путешествия и проповедует евангелие в Самарии и в селениях самарийских (Деян.8:25) и в различных местах иудейской страны (IX, 31–43). Об этой деятельности ап. Петра свидетельствует, кроме книги Деяний апостольских, и послание ап. Павла к галатам (XI, 7–8). Петр посещал церкви, которые находились во всей Палестине, и которые сделались весьма цветущими после обращения главного гонителя их, Савла. Он приходил также в Лидду, где исцелил силою имени Иисуса расслабленного Энея, который восемь уже лет лежал в постели. По усердной просьбе он отправился потом к верующим Иоппии, города, расположенного на берегу моря, недалеко от Лидды. Его пригласили потому, что там умерла христианка, смерть которой оплакивали, ибо она была благодетельница бедных. Она называлась Тавифа. Еще не погребли ее в надежде на прибытие апост. Петра. Он возвратил ее к жизни, к великой радости верующих и особенно бедных и вдов, которых она снабжала одеждою. Благодаря этим двум чудесам, апостол приобрел вере великое число душ – в Лиддии и Иоппии и во всех окрестностях. Из Иоппии апостол, после бывшего ему видения чистых и нечистых животных, отправился в Кесарию и здесь положил начало церкви христианской из язычников обращением Корнилия. Это событие указывает новую эпоху в распространении христианства. С этого времени открывается необозримое поле для деятельности апостолов среди язычников. Весть о крещении язычников быстро распространилась между христианами и вызвала удивление. Когда ап. Петр, спустя некоторое время, возвратился в Иерусалим, то многие верующие из иудеев стали упрекать его за то, что он ел вместе с необрезанными. Он тогда подробно рассказал видение, бывшее ему, и все то, что случилось потом, упомянул о даре Св. Духа, дарованного Корнилию и всем бывшим с ним. В подтверждение своих слов ап. Петр указал на свидетельство шести братьев из Иоппии. Когда узнали об этих событиях, то все признали в них перст Божий и прославили Господа за то, что Он язычникам также дал благодать для достижения спасения.

После мученической кончины св. Стефана апостолы и верующие делаются жертвами кровавого преследования. Был последний год царствования Ирода Агриппы I. По ложной ревности своей к иудейскому закону, этот царь, друг фарисеев, делал насилия многим верующим. Один из сонма апостолов, Иаков, сын Зеведеев, убит был мечом, и церкви угрожал удар еще более тяжкий. Царь, видя, что его строгость угодна иудеям, приказал схватить ап. Петра и не задолго до Пасхи заключил его в темницу. Он намерен был всенародно предать его смерти по окончании праздника. Но Петр особенным Божиим содействием был освобожден из темницы. По молитве о нем церкви, ангел разрешил его узы, извел из запертой темницы, ввел в город и спас апостола от смерти для блага церкви. После этого ап. Петр оставил Иерусалим и удалился в другие страны для проповеди евангелия как своим соотечественникам, жившим в рассеянии, так и язычникам. Видят его в Риме, куда влекла его ревность проповедовать Христа в этом центре язычества, в Антиохии, в знаменитом в древности Вавилоне и, наконец, опять в Риме, где он закончил свое апостольское служение мученическою кончиною. Переходя из одной страны в другую и распространяя свет учения Христова, ап. Петр вместе с другими апостолами бдительно охраняет чистоту учения и нравов церкви. Он пишет новообращенным свои послания и настойчиво убеждает их жить в чистоте и невинности, умерщвлять свои страсти, быть покорными властям, усовершаться во всех христианских добродетелях, определять свое поведение по примеру и заповедям Иисуса Христа и назидать неверных святостью своей жизни. Но, как ни ревностна и многоплодна была деятельность ап. Петра и других апостолов, поле было слишком обширно, и жатва предстояла многа. Поэтому Господь избирает на служение Павла, причисленного Духом Св. к высшим апостолам (2Кор.11:5).

Происшедший из колена Вениаминова, обрезанный в восьмой день, ап. Павел был воспитан в самом строгом повиновении предписаниям закона и преданиям. Его глубокое уважение и его горячая ревность к вере отцов были приобретены с самых ранних лет; он сердцем и душою принадлежал к фарисейской секте. Ложная ревность о законе воодушевляла его и сделала его упорным и жестоким гонителем христиан. Не удовлетворившись преследованием христиан в Иерусалиме, он испрашивает себе дозволение отправиться в Дамаск, чтобы и там пролить кровь верующих в Иисуса Христа. Какая пылкость в этом характере, которую дурно направленное изучение закона делало не совместною с евангельскою кротостью! Он отправляется, как волк хищный, в Дамаск, он жаждет произвести опустошение в робком стаде Иисуса Христа. Но, о, сила благодати Божией! – От одного слова этот страшный враг повергается на землю, и это слово не есть удар молнии, – это упрек, исполненный доброты: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Я Иисус, Которого ты преследуешь в Моих учениках. Прежде это слово воспламеняло его гнев, когда св. Стефан произнес его; сто раз клялся он уничтожить это святое имя, но на этот раз он имел в своем сердце и на устах только изявление своей совершенной покорности: Господи! Что повелишь мне делать? Встань, сказано было ему, и иди в Дамаск, там сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Павел входит в общество верующих, вступает в общение с апостолами, слушает и принимает все учение о спасении людей, проводит время только в молитве и посте. Это уже апостол, и эта перемена столь быстра, столь необыкновенна, что верные трепещут еще в присутствии бывшего гонителя Савла, потому что не знают о том глубоком впечатлении, какое слово Иисуса Христа произвело на его сердце. Слава обращенного Павла есть чудо всемогущества Божия. Этот человек делается сосудом избранным, которого Иисус Христос посылает возвещать имя Его пред народами, царями и сынами Израилевыми. Иудей умер в нем, отныне он проповедует, что не делами, но верою, не законом, но благодатию люди спасены, и что, следовательно, нет различия между иудеем и язычником. Душа его всецело влеклась к Иисусу Христу, Который из послушания Богу Отцу и по любви к людям был распят на кресте и сжалился даже над ним, Павлом, Его врагом и гонителем. Он так соединился духом с Распятым, что как будто он пригвожден был ко кресту со Христом, умерши таким образом для закона, мира и греха, и как если бы он воскрес из мертвых, чтобы быть отныне новым человеком и чтобы жить единственно для Бога и со Христом. Христос так глубоко напечатлелся в его душе, что он не может заниматься другим предметом. С какою пламенною ревностью он проповедует евангелие и с какою любовью готов пролить кровь свою, чтобы поддержать и защищать его от нападений врагов! Со времени выступления своего на поприще апостольского служения св. Павел не знает отдыха и покоя. Он проникает в страны самые отдаленные, возвещает слово Божие царям, как и народам, необразованным, как и мудрым. Он проповедует в Антиохии, Ефесе, Филиппах, Коринфе, Афинах и Риме; повсюду он устрояет церкви и управляет ими. Когда измеряешь на карте пространство стран, пройденное апостолом с проповедью о Христе; когда вызовешь в воображении бесчисленные и громадные трудности, какие проповедник слова Божия должен был в то время преодолеть; когда подумаешь, сколько пути сообщения были редки и трудны, сколько средства к жизни были недостаточны; когда представишь себе всякого рода опасности, которым он подвергался, то с изумлением останавливаешься пред великими подвигами и делами апостола языков. Один Бог, Который воодушевлял и укреплял его, дал ему силу, мужество и постоянство, чтобы преодолеть все трудности. Особенно не нужно забывать, что самое дело, для которого он подвергался стольким опасностям и лишениям, было чрезвычайно трудно и навлекало на него почти везде насмешки, противодействия и преследования. К этим тяжким страданиям за любовь ко Христу присоединились великие скорби для апостола. Некоторые христиане из иудеев, будучи строгими приверженцами закона Моисеева, усиливались повсюду поставить ему препятствия. Несколько раз неизбежная смерть угрожала ему, часто сердце его обливалось кровью глубоко раненное, не раз он чувствовал, что телесные силы оставляли его, но он всегда оставался непоколебимым, и твердая вера его одерживала полную победу (2Кор.1:8–9; 2Кор.11:4; 2Кор.4:16 и след.). Таким образом, имя и евангелие Иисуса Христа были проповеданы ап. Павлом от одного до другого конца древнего мира и восторжествовали над высокомерным равнодушием одних, неприязненностью, исполненною ярости, других, над язвительными насмешками ученых и страшною ненавистью сильных. Общество языческое, погруженное во тьму пороков и заблуждений, под влиянием евангелия возрождается и преобразуется. Выслушаем из уст самого апостола историю его миссионерских подвигов (2Кор.11:24–29). «От иудеев, говорит он, пять раз дано мне было по сороку ударов, без одного» – весьма строгое наказание, которое применялось в синагогах и от которого, случалось, умирали. «Три раза, продолжает он, я был бит палками по приказанию языческих властей» – наказание гораздо более жестокое еще, чем удары бича иудеев. Книга Деяний упоминает только об одном бичевании ап. Павла в Филиппах. Апостол продолжает: «я был побит камнями однажды», и остался жив! Это было чудо. Деяния упоминают об этом побиении камнями в Листре. – «Три раза я терпел кораблекрушение, день и ночь пробыл в открытом море, подвергался каждую минуту опасности быть потопленным волнами». После этих подробностей апостол продолжает в более общих чертах. «В многочисленных моих путешествиях, говорит он, я был в опасностях на реках», подвергаясь опасности утонуть, переправляясь с одного берега на другой или во время плавания; «в опасностях от разбойников», проходя малонаселенные страны; «в опасностях от единоплеменников», которые преследовали ненавистью того, кого они считали отступником от закона; «в опасностях от язычников», которые принимали своего благодетеля за нечестивого или нарушителя общественного порядка; «в опасностях в городе» по причине сборищ, которые там легко составлялись из негодных людей, и которые угрожали жизни апостола; «в опасностях в пустыне», где он мог заблудиться и легко погибнуть от недостатка пищи; «в опасностях на море», если бы он упал в воду или потерпел кораблекрушение; наконец «в опасностях между лжебратиями» – иудео-христианами, которые посягали на его дело, его спокойствие, свободу и даже жизнь. – Далее апостол продолжает: «сколько других трудов, других страданий я еще претерпел ради Иисуса Христа! бдения безпрерывно, голод, жажду, частые посты, холод и наготу. К этим внешним бедствиям нужно присоединить беспокойство души, бремя дел, которые следовали одно за другим, и заботу о всех церквах, которые я основал. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» Он писал еще: «даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим, мы сор для мира, как прах всеми попираемый (1Кор.4:11–13)». Но все это не может привести апостола в уныние. «Мы отовсюду притесняемы, писал он опять, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставляемы; низлагаемы, но не погибаем» (2Кор.4:8–9); ибо в его слабости обнаруживается сила Божия. «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, нуждах, в гонениях, притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда я силен» (2Кор.12:10). Кто не был бы тронут рассказом, который апостол предлагает здесь о своих трудах и страданиях при устроении им церквей? Находясь в течение двух лет в узах в Риме, апостол Павел трудится здесь с величайшим успехом для просвещения неверующих и утешения и обогащения новыми духовными дарами верующих. Слово Божие не было пленено, и его узы дали только более мужества тем, которых он просвещал. Освободившись от ярости врагов, он вновь посетил и утешил восток, просветил запад и, наконец, завершил свою деятельность мученичеством. Святые первоверховные апостолы! Даруйте нам свое покровительство пред Богом, чтобы нам получить Его милость и благодать и достигнуть жизни вечной. («Кур. Еп. Вед.»).

3. Почему апостол Петр изображается на иконах с ключами, а апостол Павел с мечом?

Ключи на иконе апостола Петра означают ключи царства небесного, которые Господь Иисус Христос, во время земной жизни Своей, обещал первоверховному апостолу дать за твердое и решительное исповедание Его Сыном Божиим. Дело происходило так: «шедши в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за которого-нибудь из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отличавшийся от прочих апостолов особенною горячностью и решимостью духа, один, предваряя их, исповедал Христа новым исповеданием христианским: «Ты еси Христос, Сын Бога живого». И за такое твердое и решительное исповедание Господь не только похваляет его, но и ублажает: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, – сказал Он апостолу, – потому что не плоть и кровь (не люди и не твой разум) открыли тебе это, но Отец Мой сущий на небесах». За сим в награду за первое и новое исповедание Христа Петр один, преимущественно пред другими апостолами, услышал от Христа новое слово о церкви и на первоначальном всеобщем камне основания – Христе (1Пет.2:4)положен первым из последующих, меньших камней основания, то есть апостолов (Еф.2:20). «И Я говорю тебе, – сказал ему Господь, – ты Петр, и на сем камне (на камне веры твоей и исповедания) Я создам церковь Мою и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царства небесного», – говорит, наконец, Господь (Мф.16:13–18).

Царствием небесным, в ключари которого поставляется Петр, здесь, как и в других местах евангелия (Мф.3:2; Мф.4:17; Мф.13:24), называется царство Господа благодатное, или церковь Его, создать которую на камне Петровой веры и исповедания Он пред сим обещал. Церковь земная называется царством небесным потому, что глава церкви Господь Иисус есть Царь не земной, а небесный, – и потому, что члены церкви, живя на земле, должны приготовлять себя к небу. Как понимать надобно вручение апостолу Петру ключей от царства небесного, или церкви? По обычаю древних народов, в частности и еврейского, вручение ключей служило знаком вручения кому-либо власти над домом (Ис.22:22; Откр.3:7). Сообразно с этим и образное выражение Спасителя: и дам тебе ключи царства небесного, надобно понимать в смысле вручения апостолу Петру власти отверзать и заключать вход в это царство, принимать в общение с церковью и отлучать от нее. Но с этою властью необходимо соединяется другая, – власть вязать, т. е., обявлять непрощенными грехи людей, и разрешать, т. е. прощать их. Ибо только тот может сделаться членом церкви, кто чрез раскаяние получит отпущение своих грехов, даруемое церковною властью; равно и отлучение от церковного общения угрожает только тому, кто пребывает нераскаянным во грехах, и потому не получает прощения в них. Посему, вручивши апостолу Петру власть ключей, Господь Иисус уполномочил его вязать и решить, обещая, что его приговоры о грешниках будут утверждаемы на небесах: «и что свяжешь на земле (т. е. какие грехи обявишь непрощенными), то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Так святой апостол Петр, как первый исповедавший Христа Сыном Божиим, первый из апостолов получает от Него обетование иметь ключи царства, небесного, первый облекается властью вязать и разрешать совести человеческие. Но исключительно ли он один из всех апостолов получил эту власть? Нет, вскоре после этого власть вязать и разрешать Господь обетовал всем пастырям церкви (Мф.18:18). И по славном воскресении Своем Он за всеми апостолами, и следовательно за преемниками их служения – пастырями церкви, торжественно утвердил эту власть (Ин.20:23). «С какою целью, – пишет святой Златоуст, – вверил им (апостолам Иисус Христос) и ключи? Ибо если не будут судить, то не будут иметь никакой важности, и следовательно всуе получили власть вязать и решать».

Итак, видя на иконе апостола Петра в руке его ключи, мы должны, во-первых, вспоминать и восхвалять твердое и решительное исповедание им Божества Иисуса Христа, ибо это самое исповедание было причиною вручения ему, первому из апостолов, ключей царства небесного; во-вторых, в лице апостола Петра, держащего в руке ключи, мы должны видеть образ церковной власти, имеющей полномочие от Господа Иисуса связывать и разрешать, прощать и не прощать, отверзать и заключать вход в церковь (Мф.18:17). «Церковь связывает, – пишет блаженный Августин, – церковь разрешает, церковь, основанная на краеугольном камне – Самом Иисусе Христе (Еф.2:20), связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же, связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии, ибо пленицами своих грехов, – говорит Премудрый, – кийждо затязается (Притч.5:22): а кроме сей святой церкви нигде не можно получить разрешения».

Апостол Павел изображается на иконе держащим меч. Что знаменует этот меч? – Знаменует неутомимое, самое ревностное проповедование св. апостолом слова Божия, которое сам он дважды в своих посланиях представляет под образом меча. Так, в послании к ефесским христианам, говоря о предстоявшей им постоянной брани с начальниками, властями и мироправителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными, апостол, для успеха этой брани, советует им запастись оружиями духовными и в числе сих оружий предлагает им меч духовный, под образом которого заповедует разуметь слово Божие (Еф.6:12–17). В послании к христианам из евреев, для показания особенной силы и действенности слова Божия, апостол сравнивает его с мечом обоюдуострым и показывает превосходство первого пред последним; слово Божие живо и действенно, – говорит он, – и острее всякого меча обоюдуострого: оно проникает до разделения души и духа, до суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (IV, 12). Святой Павел позднее всех избранных учеников Спасителя вступил в апостольское служение Его слову; в проповедании же сего слова, в действовании этим духовным мечом для обращения к вере иудеев, особенно язычников, он, как сам о себе свидетельствует, потрудился паче всех апостолов (1Кор.15:10). И замечательно, что этот пламенный поборник Господа Иисуса Христа, со времени своего обращения не престававший ни днем, ни ночью действовать мечом слова Божия (Деян.20:27; Деян.20:31), заповедавший и другим, как мы видели, вооружатьсясим мечом, один из всех апостолов, как римский гражданин, свободный по тогдашним законам от телесных наказаний (Деян.16:37–39; Деян.16:25–29), окончил земное свое поприще от усечения мечом.

Итак, видя на иконе святого апостола Павла в руке меч, который означает в духовно-нравственном смысле слово Божие, во-первых, вспомним и ублажим его пламенную и неутомимую, пресеченную только усечением от меча, ревность в проповедании слова Божия для блага и спасения ближних; а во-вторых, будем, сколько возможно, подражать этой ревности. Когда мы пламенно возлюбим своего Господа и своих ближних, для нас всегда откроются удобные случаи для действования духовным мечом во славу Господа и во благо наших ближних. Подобни мне бывайте, – вещает нам апостол, – якоже аз Христу (1Кор.4:16). (См. «Наст. и утеш. св. веры христ.» №12, 1890 г.)

4. Явление апостола Петра святому Льву, папе римскому

Во время святительства святого Льва, папы римского, отвратившего своим ходатайством Аттилу от разрушения Рима, появилась ересь евтихианская, названная так по имени ересеначальника Евтихия, константинопольского архимандрита, который, вопреки православному учению, учил, будто человечество в Иисусе Христе было совсем поглощено Божеством, и потому в Нем должно признавать только Божеское естество. Много зла причинила эта ересь православной церкви. В это время святитель Лев показал особенную ревность, охраняя православное учение: он упросил царей созвать вселенский собор. Последний был созван в городе Халкидоне и осудил евтихианскую ересь. Но святой Лев по дальности расстояния не мог присутствовать на соборе; зато он написал послание, в котором он подробно разоблачил ересь. Это послание замечательно потому особенно, что оно исправлено самим апостолом Петром. Вот что повествует об этом святой Софроний Иерусалимский:

Когда святой Лев написал свое послание к святому Флавиану, константинопольскому патриарху, против еретиков: Евтихия, соединявшего два естества в Иисусе Христе в одно, и Нестория, разделявшего естества, то он положил это послание на гроб апостола Петра, в молитвах, бдениях и пощениях прося апостола: «если в чем-либо я, как человек, погрешил или не так понял, то ты исправи». Спустя сорок дней, молящемуся святому Льву явился святой апостол Петр и сказал ему: «прочел и исправил». Святой Лев взял от гроба апостола Петра послание, раскрыл его и нашел его исправленным апостольскою рукою. Когда это послание было прочитано на соборе, то все отцы заявили: «устами Льва говорит апостол Петр», и, согласно его рассуждению, утвердили известное вероопределение: «Верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». Этим посланием святого Льва дорожили и после (да и как не дорожить таким неоцененным сокровищем!). Доживши до глубокой старости и приблизившись к концу жизни, святой Лев сорок дней молился у гроба святого апостола Петра, прося у него заступления пред Господом за свои грехи. И вот, по окончании сорока дней явился ему апостол Петри сказал: «я молился за тебя, и твои грехи будут отпущены». Спустя немного времени после этого, святитель Христов Лев мирно предал дух свой Господу. Видишь, христианин, как составлялись писания святых отцов: они писались под руководством Святаго Духа и святых Божиих. Посему старайтесь внимательно читать их. («Воскр. день» 1900 г, № 6).

5. Место упокоения мощей св. ап. Петра и Павла в Риме

Мощи ап. Петра покоятся в Ватиканском соборе его имени. Храм этот, превосходящий величиною и богатствами своими все существующие храмы в мире, стоит на том месте, где некогда красовались сады и цирк Нерона, в которых, по повелению этого тирана, пролита была кровь бесчисленного множества христиан. Вскоре после этой жестокой расправы с христианами последовала мученическая кончина св. ап. Петра, распятого, по повелению Нерона, в 67 г. по Р. X. Верные, сняв тело апостола со креста, с честью положили его на холме Ватиканском, возле цирка Нерона, вместе с мученическими телами страдальцев Христовых, умерщвленных в том же цирке. В 90 г. по Р. X. папа римский Анаклет или Клит (79–91) соорудил над местом упокоения св. апостола надгробный памятник, под которым честные останки первоверховного апостола и покоились долгое время в мире. В III в. они, в видах безопасности, взяты были верными отсюда и перенесены в загородные катакомбы св. муч. Севастиана, по Аппиевой дороге) (выходящей из Рима на юг), где и положены были в одной пещере. Вскоре, однако же, при папе Корнилии (251–253 г.), они вновь отнесены были на Ватиканский холм и положены на прежнее место, под сооруженным папою Анаклетом памятником, где почивают и доселе. В 324 г. император Константин Великий положил над сим памятником основание благолепной церкви во имя св. славного, всехвального и первоверховного ап. Петра. Этот основанный христолюбивым императором храм существовал в продолжение 11 с половиною столетий.

В 1450 г, он стал грозить разрушением, и папа Николай V приступил к его перестройке, с намерением создать новый храм, который, по своему благолепию, был бы подобием храма Соломонова. Постройка нового храма длилась очень долго и лишь к концу XVIII века была окончена. Новый собор построен над прежде существовавшею церковью, только в несравненно больших размерах. Внутренность собора представляет собою базилику, величайшую в мире. Длина ее 87 1/2 сажен, а вышина 54 1/2 саж. На самой средине собора, под главным куполом, на возвышении, к которому ведут 7 мраморных ступеней, стоит главный престол собора. Престол этот сделан из одного цельного куска белого мрамора. Над престолом возвышается богатая сень, покоящаяся на четырех столбах (19 1/2 саж. высоты).

Под главным престолом собора, в особо устроенном склепе почивают мощи св. первоверховного ап. Петра. Спуск к этому склепу устроен посреди собора. Обширное, полукруглое место, примыкающее к возвышению, на коем стоит главный престол, обнесено мраморным баллюстрадом (перегородка из колонн). От двустворчатых дверец, устроенных в баллюстраде, ведут вниз две лестницы, идущие параллельно одна другой, с мраморными ступенями. Богомолец, спустившись по одной из этих лестниц, подходит к наружной стенке вышеупомянутого склепа, обложенной разноцветным мрамором. В средине этой стены устроены бронзовые, вызолоченные, резные, двустворчатые врата. Через них открывается вид на внутренность склепа. Внутри наружной: стены склепа идет другая, обложенная также разноцветным мрамором. В верхней части этой внутренней стенки, за решеткою виден тот древний деревянный, почерневший от времени гроб, в который вслед за мученическою кончиною св. ап. Петра положено было его страдальческое тело, и в котором мощи первоверховного апостола почивали до перенесения их из катакомб, что по Аппиевой дороге, на холм Ватиканский. По средине же этой внутренней стены имеется одностворная дверца. За сею последнею видна небольшая ниша, которая именуется местом исповедания св. Петра. В глубине означенной ниши, на стене ее – весьма древнее мозаическое изображение Спасителя; по обеим сторонам его изображены также мозаикою св. ап. Петр и Павел. Дно этой ниши бронзовое, позолоченное. Это и есть крышка от небольшой гробницы, в которой почивают мощи св. ап. Петра, положенные туда папою Анаклетом. Так как обем всей упомянутой ниши весьма небольшой, то и гробница с мощами св. ап. Петра видна не вся; остальная часть ее выходит в существующий позади той ниши и находящийся собственно в ватиканских гротах под собором придел гроба св. ап. Петра. Гробница эта была открываема в последний раз для государя императора Николая I, в бытность Его Величества в Риме при папе Григории XVI215.

В 25 минутах езды на извозчике от юго-западных городских ворот, именуемых «воротами св. Павла», по дороге Остийской, находится загородная церковь во имя св. ап. Павла. Она устроена на месте погребения другого первоверховного апостола – св. Павла. Здесь некогда была загородная мыза, принадлежавшая благочестивой матроне римской Лукине. Когда, в 67 г. по Р. X., по повелению императора Нерона, усекнута была честная глава св. ап. Павла (что последовало недалеко от Рима, в местности, именуемой «у здоровых вод», где ныне стоит загородный монастырь «у трех фонтанов»), то благочестивая Лукина собрала священные останки первоверховного апостола и с честью погребла их на своей загородной мызе. С этого времени мыза Лукины сделалась усыпальницею древних христиан, известною под именем катакомб св. Лукины. Епископ Анаклет (79–91) воздвигнул на месте упокоения св. ап. Павла надгробную часовню его имени, а Константин Великий в 324 г. соорудил вместо оной базилику, которая последующими императорами и епископами римскими была постоянно расширяема и улучшаема. По обширности своих размеров она занимает, после Ватиканского собора во имя св. ап. Петра, первое место в числе всех церквей г. Рима. Главный престол церкви стоит на возвышении, состоящем из пяти ступеней. В передней доске сего престола, т. е. той, пред которою становится священнослужащий, имеются небольшие двустворчатые решетчатые дверцы; для желающих из числа богомольцев они отворяются, и богомолец, заглянув внутрь престола, видит стоящую там гробницу, над которою висят несколько лампад, а на самой гробнице надпись: «Павлу апостолу мученику». В гробнице этой почивают мощи св. первоверховного ап. Павла. Мощи св. ап. Павла, погребенные на настоящем месте Лукиною, покоились здесь мирно (так же, как и мощи св. ап. Петра на Ватиканской горе) до III века. В означенном столетии, когда последовало перенесение мощей св. ап. Петра в катакомбы св. Севастиана (по дороге Аппиевой), одновременно с тем туда же перенесены были и священные останки апостола языков. При папе Корнилии (251–252) мощи св. ап. Павла вновь были отнесены на дорогу Остийскую и положены на прежнее место, где почивают и поныне.

В ризнице церковной, в числе многих святынь, находятся: вериги св. ап. Павла, которыми он был связан по рукам, когда заключен был под стражу, под надзором воинов, часть от посоха св. ап. Павла, частица от мощей св. ап. Иакова Зеведеева, частица от мощей св. ап. Варфоломея, часть от честной ноги св. ап. Иакова, брата Господня, честная глава св. ап. Анании, одного из 70 апостолов, который, по указанию свыше, крестил Савла, часть честной главы св. мученицы Фотины самарянки, с которою беседовал Христос при кладезе Иаковлевом, и др. (См. кн. «Святые места и святыни на востоке, в России и на западе Европы» П. Петрушевского, Спб. изд. 1898 г. стр. 147–151, 155–158).