Феофан Затворник. Письма (851-900)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений Феофана Затв.
ПЕРЕЙТИ на страницу Собрание писем Феофана Затв.

851. Знающим Бога — нет извинения. О невнимательных сыновьях и добрых дочках
852. Благословение на путь в Москву
853. Введение в труд покаяния
854. Вкусившей плодов Причащения
855. Христианская счастливица
856. Слово болящей. Ободрение бегущей от мира. Наглядный опыт мирского счастья. О своем глазе
857. Утешение скорбящей о болезни дочери
858. О благодарении за скорби и послушании мужу
859. Отравленная черничка
860. Наставление о провождении поста. Утешительный сон
861. Источник утешения. В болезни должно учиться памяти смертной
862. О дурном сыне и лживых греках из Иерусалима
863. Неустанный советник. Наставление о духе уныния
864. Отзыв на известие о болезни и о состоянии близких родных
865. Утешенной Божиею помощью и духовною отрадой
866. Благословение матери семейства и отзыв о путешествии в Саров
867. Отзыв на известие о новом иерее, о детях, о сборах в Саров и об ожидании смерти
868. О памяти смертной и Божием Промысле. Рецепт против ушибов
869. О заблуждающемся сыне
870. Для христиан потребен подвиг терпения
871. Благословение красавицам, едущим в Москву для лечения и предупреждение
872. Что от Бога — все ко спасению. Ответ о духовнике и о сыне с переэкзаменовкой, благословившемся в Саров
873. По приезде в Москву. О том же сыне
874. Наставление о семейных. Соболезнование и благословение
875. Поздравление и благословение. О своем здоровье
876. Светлый луч жизни. Соболезнование и радование о семейных
877. Всем сестрам по серьгам
878. Откуда приходит тоска и как прогоняется
879. На скорбь о болезни близкого человека. Чем дети привлекают благословение и пресекают его
880. Снова о терпении. Сын от врага воюемый. К истории Арзамасской обители и о своем здоровье
881. Болящей матери семейства ободрение и наставление о вере и уповании
882. Наши небесные покровители. Тишина Вышенской обители и ее Авва
883. Изменчивость духовного настроения. Добрый гостинец к посту
884. Благословение посетительнице Вышенской обители. Ясный день
885. В день ангела. Поучительный сон. Думы при таянии снега
886. При посылке иконы
887. Заболевшей среди трудов для больного
888. Великопостное наставление. Бесчеловечные монахи
889. В праздник Вознесения
890. Мысли при наступлении страстной седмицы и о домашних
891. Благословение возвращающейся с Выши
892. Слово участия и благословение разным членам семейства
893. Последнее благословение с Выши
894. Печатные руководства к духовной жизни. Условие вступления на добрый путь. Цвет и плод преуспеяния
895. Существо молитвы. Много ли внимания надо отдавать внешним приемам при совершении молитвы
896. На что следует обращать главное внимание и чего искать при молитве. Где должно держать внимание при молитве. Значение внешних приемов о которых говорят новые старцы. Где сердце? Роль воображения при делании молитвы. Вред празднословия
897. Подтверждение сказанного о молитве
898. При молитве надо избегать внешних образных представлений. О внимании и других условиях совершенства молитвы. О поклонах
899. Новое разъяснение о существе молитвы, с устранением изобретенных новыми старцами внешних приемов, могущих неопытных вовлечь в прелесть
900. Программа Богомыслия и внутренних чувств христианина. Книги, руководствующие к молитве


851. Знающим Бога — нет извинения. О невнимательных сыновьях и добрых дочках

Милость Божия буди с вами!

Очень рад, что вам отлегло, потому что Б. стало лучше. Даруй Господи ей поправиться. Все же закон, что и себя и своих и все свое должно вседушно предать в руки Господа, остается непременным. Когда заповедь есть, — не могу не должно иметь места, — и отговариваться этим не должно. Как хотите и как сумеете, но извольте поставить себя в полную преданность в волю Божию, — и все встречающееся принимать, как прямо идущее от воли Божией, или от лица Божия, не только с покорностью, но и благодушно, радостно и благодарно.

Говорите: не выросла еще до того. А лет вам сколько? До глубокой старости все будете младенцем себя считать?! И это затем только, чтоб прикрыть неправость своих чувств. Неведущим Бога многое может быть извинительно, а познавшим Бога, и не держащим чувств сердца своего в должном порядке не на чем основать свое извинение.

Невнимание от сыновей должно быть очень чувствительно. Потерпите и их, любовью покрывая их неисправность. Бог даст, придут в чувство и раскаются. И все пойдет как по маслицу.

Благослови вас Господи!

Ч. рвется в монастырь. Но в монастырях встречается много неровностей, — и многое надо терпеть. Устройте, чтоб она пожила в каком-либо монастыре, как гостья, и присмотрелась, чтоб потом, вступив в монастырь, не как нечаянность встретила то, что встретить придется.

Спасайтесь! Ни чернички, ни белички имен не знаю. Скажите.  

852. Благословение на путь в Москву

Милость Божия буди с вами!

Благослови Господи путь ваш!

Опасливость во всякое время не худое дело. Но страшиться с тревогою, ничего не видя, не добре. Господь близ. Вопль боящихся Его услышит и спасет их. Восставьте упование и веру, и покой придет.

Будете молиться в Москве, помолитесь и о моем все. Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан.  

853. Введение в труд покаяния

Милость Божия буди с вами!

Благослови Господи — вам всем поговеть и причаститься св. Христовых Таин.

Больше сокрушения о грешности надо, чем перечисления грехов, хоть и это необходимо. Больше молитвенных воздыханий из сердца, чем прочитывания молитв, хоть и это нужно. Суетливость изгнать надо из души, и водворить там благоговеинство пред Богом. Водворивши это благоговеинство, — так потом с ним и оставаться. Пусть прочитают красавицы «Востани спяй.» Будет это хорошим введением в говение покаянное.

Вот вам обещанный 118 псалом. Псалтири нет. А вот собрание молитв св. Ефрема — в виде псалтири! О муже молитесь, но воздерживайтесь от осуждения. Господу не мудрено в одну минуту повернуть его сердце. И гимназисту дай Господи преуспевать.

Спасайтесь! За сработанную вещицу благодарствую.  

854. Вкусившей плодов Причащения

Милость Божия буди со всеми вами!

Радуюсь вместе с вами за вас, что сподобил вас Господь причаститься св. Его Таин, — и дать вам ощутить спасительный плод от сего.

Радость и мир!

Л. зачем себя лишила такого блага? А в пост своим бы чередом. Но как она сделала это, чтобы другим послужить, то за это Господь в пост сугубую подаст ей благодать.

Примите мое благожелание — сохранить дарованное вам благонастроение, сколько можно дольше. Не осуечайтесь, не рассеивайтесь, — паче же не допускайте страстных движений, не больших только, но и самых малых. И огонек, теперь в вас горящий и светящий, протянет свое светение и согревание вас непрерывно.

Буди вам сие! Вы хорошо сделали, что продолжили пребывание свое здесь несколько больше. В убытке не будете!

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Это всем один ответ.  

855. Христианская счастливица

Милость Божия буди с вами! Поздравляю взаимно и я вас с светлым праздником Рождества Христова! Се — и новый год при дверях. Желаю вам всего хорошего в сей год и в себе самих и в детях и в житейском порядке. Все прискорбности у вас. Судя по Апостольски, надо говорить вам: счастливица! Ибо Божия любимица. И да подаст вам Господь войти и разумением, и сердцем в пути воли Божией и из сего почерпать всякое утешение. О С. очень жалею. Тут враг прицепился к ней и держит ее в своих злых хотениях. Да будет к ней милостив Господь! Жалею ее. Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан.  

856. Слово болящей. Ободрение бегущей от мира. Наглядный опыт мирского счастья. О своем глазе

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за поздравление и благожелания, и за рукоделия. Спаси Господи!

Что же это вы расхворались! Если не оправитесь, — причаститесь, как больная. Молитесь дома, вместо всякой службы кладите поклоны, с своею молитвою, а потом исповедаться и причаститься.

Для вашей племянницы, посылаю 118 псалом и книжку «Востани спяй», и письма в Спб. и 5 слов. Вам подошлю слова Симеона Нов. Богослова, второй выпуск. Ч. обрадовала тем, что кулаки засучает драться с миром. Благослови Господи. Лучше матушка Ч., миллион раз лучше отделаться совсем от мира житейского. Какую обузу наваливает он, что и ума не приставишь, как с ним управиться. Снаружи все у него красно и светло, а внутри, на деле, — у-у! как и скверно и тяжело. А жизнь вне мира, снаружи будто сурова и страшна, — а внутри рай Божий. Вот у Б. — то только и есть, что муж, и бывает, что и муж не утеха. Вот и рай! Кушай на здоровье.

Вы написали, что Б. дома, и вы туда отправили, а это откуда она пишет. Прошу передать ей мою благодарность за поздравление и утешение — тем, что она держит себя в своих обстоятельствах как подобает. Больше нечего делать, как Богу все предав, к Нему прибегать в молитве, с плачем и воздыханиями. Да вразумит Господь тестя ее. Пусть она его направляет, чтобы помогал бедным, хоть понемножку. Это лучший способ умягчения сердца, после молитвы о нем. Спаси их Господи и помилуй! О глазе говорите: неужто нет способов — помочь? Нету. Только и есть что операция, и та неудачна бывает. Такова болезнь, или не болезнь, потому что не больно, а повреждение хрусталика. Господь да утешит вас всех.

Спасайтесь!  

857. Утешение скорбящей о болезни дочери

Милость Божия буди с вами!

Какая вы мудреная?! Не поскорбеть конечно нельзя; но убиваться какой смысл? Что за беда, что заболела дочь? Поболит и оздоровеет. Ведь не все заболевающие умирают. С какой же стати вы провожаете на тот свет дочь, когда она только что заболела? Что ей стало хуже, обычный порядок болезней. Было хуже, а когда до вас доехал нарочный, ей уж лучше стало. А когда приедете туда, увидите, что она ходит по комнате.

Конечно все мы в руках Божиих, — и смерть каждого может застать в каждую минуту.

У больного та особенность, что смерть, если ей суждено придти, придет не внезапно. В этом отношении — выгода у заболевшей от болезни. Она может подумать о себе и приготовиться к исходу по-христиански.

Вот об этом и надобно позаботиться теперь паче, нежели убивать себя гореванием.

Положим — самое большое — что умрет. Какая беда, что умрет? Разве она одна только подвергается сему? Ведь и мы же все умрем. Она — ныне, мы — завтра. Какая разница? Умрет ведь не она. Тело умрет, а душа жить будет. И ей без тела еще лучше будет, чем с телом. Вышедши из тела, к вам прилетит, и будет ласкать вас. Она будет говорить душе вашей: ах! мама, как мне хорошо! Бросай скорее землю и переходи ко мне. Она не будет в состоянии понять вашу скорбь, когда ей лучше, а вы скорбите.

Так вот видите, — что не только по причине болезни, — но даже и по причине смерти, если бы она случилась, не следует убиваться. И извольте сейчас же встать, одушевиться и быть покойною, и всех тем утешить.

Благослови вас Господи! — и даруй душе вашей утешение. Спасайтесь! Ч. благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан.  

858. О благодарении за скорби и послушании мужу

Милость Божия буди с вами!

Тяжело, тяжело! А то что что же бы вам терпеть-то? Без терпения нет спасения. Вот Господь, устрояющий спасение вам, и дает вам случаи показать терпение и подвинуться вперед на пути спасения. След. вам — почувствовав тяжело — надо прибавлять и словом и чувством: Слава Тебе, Господи!

Мужа Бог поставил быть блюстителем жены. И нередко он, сам того не сознавая, дает позволения или запрещения жене такие, какие внушает ему Бог. Вот и ваш муж, не дав вам позволения побывать на Выше, волю Божию исполняет. Воля же Божия всегда блага. Восставьте такую веру. И успокойтесь! Ваша племянница — сирота кругом. Пусть сделается черничкою. И будет покойна. Это предполагаемая черничка, а настоящую благослови Господи — больше и больше втягиваться в черничество.

Благослови вас Господи! Со днем ангела поздравляю. Всего хорошего да даст вам Господь! 15 сент. 1882 г.  

859. Отравленная черничка

Милость Божия буди с вами!

Добре, что причастились! Да будет сие вам в утешение и подкрепление.

Вот какая ваша племянница?! А я думал, что она в чернички собралась! Какое заблуждение! Но я не знал, что она отведала С.-Петербурга. Это омут! Хорошо сделали вы, что проводили ее поскорее.

Послания к св. Тимофею нет отдельно. Но будет. Тогда получите. Посылаю вам сентябрь «Душ. Чт.», и возвращаю рассказы, прилагая другой экземпляр для Ч. Почаще в них посматривайте. А как в Добротолюбии говорят о сем св. отцы, — смотрите в письмах о духовной жизни, с 15 письма, и эту книжку оставьте у себя.

Благослови вас Господи! 25 сент. 1882 г.  

860. Наставление о провождении поста. Утешительный сон

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с причащением св. Христовых Таин. Вот и пост. Поговейте кроме первой и последней, и еще когда. На крестопоклонной, например, или к Благовещению.

Возложите все упование свое на Господа, — и Он устроит ваше спасение, яко Спаситель есть.

Сон послан вам в утешение. Ангел хранитель устроил вам его. Вместо меня он мог представить и всякое другое лицо, потому что это для вас понятнее. Прелести тут нет. Слова: довольно с тебя царства, указывают на царство обетованное, которое несомненно получат все истинно верующие, и до конца жизни пребывающие в заповедях Господа. След. и вы, если такими пребудете. Тут сказано то же, что сказал Апостол в словах: недостойни страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас.

Из сна выводите побуждение к большей ревности о спасении, а не то, чтобы залечь на бок. Ибо наше уж взяло. Тут враг может прицепиться. Лежи де, лежи. Что тебе хлопотать. А вы отвечайте: нет, не лежать, а до поту трудиться надо, чтобы не отнято было, что обетовано. Чего робеть? Господь с нами, Заступник наш. Аще Бог по нас, кто на ны?

С постом и красавиц. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.  

861. Источник утешения. В болезни должно учиться памяти смертной

Милость Божия буди с вами!

Утешения ищете?! Всякое утешение у Господа. Чего ради и именуется Он Богом всякия утехи. Когда душа хоть немножко вкусит Господа, по благодати Его; тогда все скорбности отпадают, и память об них исчезает. Вы отложили свою поездку до след. недели. Помоги Господи вам исполнить свои благие намерения. Б. больна. Пусть в это благовремение научается памяти смертной — спасительной. Здоровому трудно помнить. Господь для того и болезни посылает, чтобы напомнить о смерти, а от сей памяти перевести и к тому, чтобы болящий озаботился наконец и приготовлением к смерти. […]

Благослови вас Господи!  

862. О дурном сыне и лживых греках из Иерусалима

Милость Божия буди с вами!

И вас поздравляю с праздником. Покров Матери Божией да распрострется над вами, как скиния Божия, и да пребудет на вас!

С сыном что делать? Жалеть, — и молиться. Иерусалимские греки, должно быть обманщики. Письмо это лживое! Если б настоящий писал, — все хоть буквы были бы разборчивы, а тут ни одной буквы нет. Это плуты! В другой раз отправляйте их к становому.

Благослови вас Господи! 

863. Неустанный советник. Наставление о духе уныния

Милость Божия буди с вами!

Владычица Богородица да пошлет вам всякое утешение, в празднественный день Ея Рождения, — так однако ж, чтоб это неизменно продолжалось во весь день жизни вашей!

Откуда это вы взяли, будто надокучили мне своими письмами? Ни читать их, ни отписывать вам мне не скучно, и не докучно.

Наперед поздравляю со днем вашего ангела. Всяких вам благ от Господа желаю. Да снидет на вас в тот день всеобъемлющее обрадование.

Причаститься св. Христовых Таин — постарайтесь устроить. И да поможет вам Господь. Какое поздравление может сравниться с восприятием Господа в себя и с сопребыванием с Ним. Буди сие вам!

На дух уныния жалуйтесь Господу и ангелу хранителю, и отбежит. Но всяко терпите благодушно. Состояние это есть один из крестов, которые нести неизбежно нам в продолжение жизни своей. Господь или да отгонит его, или да подаст вам благодушие — переносить такие состояния.

Б. едет! Да утвердит Господь за нею счастье! Думаю, что она уже навеселилась, и ищет отдыха душе своей.

Книжку новую посылаю вам, которая только что получена. Благослови вас Господи! Спасайтесь!  

864. Отзыв на известие о болезни и о состоянии близких родных

Милость Божия буди с вами!

Опять болезнь! Дай вам Господи терпение и благодушие, и избави от ропотливости грешной! Не смотрите мрачно на немощи. Они указывают скорее на милость Божию и Божие к вам внимание, нежели на неблаговоление. Что от Бога, все ко благу.

Мать Л. я думаю мало имеет нужды в утешении. Бог да поможет ей стоять на своем избранном пути. Она добре понимает сей путь. Нечего потому и толковать о сем. Иди, матушка, иди, не озираясь ни назад, ни вокруг.

Б. сохрани Господи. Что муж подладился, что худого? Крепче лады будут. А в этом большое семейное благо. Девушка, что они взяли на свои руки, теперь у вас. Не ухитритесь ли как-нибудь совсем завладеть ею? Я боюсь за нее, пока она там.

С. писала, что поедет в Сергиеву, потом 15 в Оптину и пробудет недели три-четыре. Не тревожьте ее. Напишите ей, чтоб она к вам после Оптина — приехала. То ей нужнее. Сделать так!

Выша все на одном месте стоит, и простоит полагаю по крайней мере на наш век. Потому нечего скучать, что все помеха побывать на ней.

Благослови вас Господи! Выздоровления вам желаю. 12 июня 1888 г.  

865. Утешенной Божиею помощью и духовною отрадой

Милость Божия буди с вами!

Милость Божия лучше лекарей для вас была. Благословен Бог, не посрамляющий упования нашего!

А. солдатчина смиряет. Хорошо бы было, если б она его немного пообтерла.

Перемены в духе — наша общая участь. Терпеть надо, предавая участь свою в руки Божии. Об одном да будет забота, чтоб всегда с Господом быть. Во всех случаях прямо к Нему обращаться, Ему открывайте тяготы души своей, и молитесь, да избавит, аще волит.

Отрады и утешения не суть окончательное свидетельство о добром настроении. Главное — решимость и ревность Богу угождать, дух сокрушен и сердце сокрушенно и смиренно, — и предание себя в волю Божию. Когда сие есть — добре.

Благослови вас Господи всяким благословением! Спасайтесь! 22 октября 1888 г.

866. Благословение матери семейства и отзыв о путешествии в Саров

Милость Божия буди с вами!

Вы порешили: терпеть! Да благословит Господь сие решение ваше и да подаст вам силу на то, излив в сердце ваше благодушие с преданностью воле Божией, от коей все, — и все сие благо для верующих.

Молитвою усердною молитесь о детях, — и Бог сохранит в добрых порядках тех, кои хотят быть сохраненными и ищут сего.

Ваше намерение побывать в Сарове, хорошо. Благослови вас Господи исполнить его. За Саровом десять верст, обитель Дивеевская, где сестры считают себя питомицами о. Серафима. И там побывайте. Слышу, что там очень хорошие держатся порядки. Может быть, когда придет время, и вам можно будет найти там место.

Благослови вас Господи и Ч., и малютку, и прочих детей, и покорных и непокорных. Спасайтесь! 13 июня 1889 г.  

867. Отзыв на известие о новом иерее, о детях, о сборах в Саров и об ожидании смерти

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с новым иереем! Дай Бог, чтоб он всегда больше и больше являл себя вам удовлетворительным.

И?! Что такое у него? Уж нет ли там зазнобы?! Но ведь он, кажется, еще очень малолетен для этого. Съездить — или нет — к нему туда, не знаю как. Как рассудите.

А в Саров Бог благословит! И в Дивеев съездите. Слышу, что там хороши порядки. И обитель многолюдна. Может быть — и понравится.

А. думаю лучше оставить в волях сердца его, — и молиться. А говорить ему, — никакого плода. Когда середка повреждена этим, снаружи ничем не удержишь.

Смерть на уме! Это и всегда спасительно; и исстари советуется, как благо плодородное. Но у вас особый сего смысл. Уж не видите ли и указания на это, это общий путь. И нечего охать и ахать. А готовиться. Сами готовьтесь, да Ч. надо и найти и обогреть немного места.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 29 августа 1889 г.  

868. О памяти смертной и Божием Промысле. Рецепт против ушибов

Милость Божия буди с вами!

Не помню, что могло так смутить вас в предыдущем письме. Похоже, что это было напоминание о смерти. Этим же чего смущаться? Ныне-завтра придет; и смущением не отстраним ее. Почему и положено для нас помнить час смертный, и быть всегда готовыми для него. Это должно быть главным нашим делом. И молиться каждодневно и даже каждочасно: «христианския кончины живота нашего — безболезнены, непостыдны и мирны, — и добраго ответа на страшном судилище Твоем, Господи, сподоби мя».

Вот вам и Выша! Примите это, как Божие изволение. Слепы мы. А если б не были слепы, то во всяком событии видели бы не общее только изволение Божие, а определенное, для того-то и для того-то именно. Впрочем в последствии, когда озираемся вспять и размышляем о случаях своей жизни, и это отчасти дается узреть осязательно. Благодушествуйте, предав себя в руки Божии премилосердные.

Благослови вас Господи всяким благословением!

P.S. Против ушибов — тинктура арники. На стакан воды ложку или две чайных арники (я делаю, пока немного пожелтеет вода). Смочить тряпку и прикладывать, и все так. И разобьется прилив крови, и опухоль. 

869. О заблуждающемся сыне

Милость Божия буди с вами!

Вспоминая о бывших вам милостях Божиих, утешайтесь упованием, что Господь не лишит вас их и в будущем: ибо Господь вчера и днесь той же и во веки. Может быть она коснется и А.; но ему необходимо для сего обратиться к Богу, а для сего подвергнуться огненному искушению, потрясающему, которое отрясет все налегшие на ум его парадоксальные учения и мнения. Господь да смилуется над ним, — и спасет его. Даруй вам Господи терпение, если случится что от него неприятное.

Раба Божия Трофима упокой Господи! Если он был добр, то Господь необидлив, чтоб забыть доброту его, и соразмерно, и паче меры воздаст ему.

Благослови вас Господи! Желаю вам всего доброго и утешительного. И малютку вашу да хранит Господь в добром настроении.  

870. Для христиан потребен подвиг терпения

Милость Божия буди с вами!

Терпения имате потребу. Так Апостол писал в той мысли, что как верующим неизбежны неприятности и лишения, то им надо заготовляться терпением, чтоб все перенести без ропота и с благодарением. Но когда Спаситель сказал: претерпевый до конца той спасет будет, то указал, что терпение есть условие спасения, так что без терпения нет спасения. При сей последней мысли стоит другая, как ее следствие: следовательно радоваться надо, когда есть, что терпеть. Иаков брат Божий так и учил: радуйтесь, когда во искушения впадаете различна. Держите сии мысли, и может быть из них уканет капля утешения.

Желаете на Вышу к Сретению. Дай Бог! и да сретите здесь всякое утешение духовное, не только на время вашего пребывания, но с запасом и на все последующее время.

Даруй Господи вам освободиться от головных болей!

Благослови Господи детей ваших, и того, кто задумал жениться. Потому что тут шаг к степенности. Спасайтесь!  

871. Благословение красавицам, едущим в Москву для лечения и предупреждение

Христос воскресе!

А вам все терпеть и терпеть приходится. Блаженная дорога ваша! Тяжело, — кто спорит. Но если благодушие не оставит, всякая минута и всякий вздох отзовется на том свете.

Благослови вас Господи!

Красавицы ваши отправляются в Москву. Благослови Господи путь их. Теперь Москва пустеет. Все разъезжаются, кто на дачи, кто в имение. Им будет просторнее.

Даруй им Господи встретить доктора добросовестного, который бы им сказал: не знаю, или указал решительно верно: вот репепт. Исполнят и добре — будет.

Блюдитесь однако ж красавицы! Там и соблазнов много, — что может быть для вас и не страшно, но паче всего есть много лукавства.

Желаю вам и им всего хорошего! Ваш доброхот Е. Феофан. 23 апр. 1890 г.  

872. Что от Бога — все ко спасению. Ответ о духовнике и о сыне с переэкзаменовкой, благословившемся в Саров

Милость Божия буди с вами!

Очень утешительно, что вы так успешно отогнали набег смутительных мыслей. Даруй вам Господи и всегда так с ними управляться. Есть Господь мироуправитель и правитель каждого лица, паче же лиц Ему служащих. Что ни посылает Он кому, все ко спасению. Возгревайте веру сему и упованием воодушевляйтесь на терпение. Ваш путь блаженный, ибо тесен; а тесный ведет в живот. Ваша часть с мучениками.

О духовнике. Я почти никого не знаю. О. А-ий хорош; и о. А-н хорош. Первый лучше. Но так думаю я; а как на деле — Бог знает. Очень приятно слышать, что родственник ваш берется пристроить И. Помоги ему Бог! И. не помянул мне, пиша о желании в Саров, что ему назначена переэкзаменовка. Иначе я сказал бы ему, чтоб прежде это дело исполнил и потом в Саров. Впрочем я писал ему, чтоб не делал разрыва со школою. У меня и мысли не было, чтоб он оставил школу. Я ошибся в том, что отложил настоять на этом до побывания его в Сарове и ознакомления с ним. Буди воля Божия!

Помоги вам Господи добраться до Выши, — и причаститься св. Христовых Таин!

Благослови вас Господи! Е. Феофан.

О Ч. ни слова; и сама она — ни слова. Верю, что она в хорошем состоянии. Да поможет ей Богь! Августа, 1890 г.  

873. По приезде в Москву. О том же сыне

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с благополучным переездом и приятным устроением быта в Белокаменной. Благослови Господи ваше там пребывание, — да будет мирно, тихо, здорово и всегда утешительно.

Что близко церковь и обитель — великая Божия милость. Вам улыбается скорая богомольная поездка, в Воскресенск и в Аносин. Дай Господи вам надышаться там святым воздухом. Матушке Л. поклон, полные благожелания и Божие благословение.

Молодец И-я Муромец, что хорошо сдержал экзамен, очень жалею, что в его дороге открылись такие препоны, и вышел — бег с препятствиями. Тем более похвалы, если добре перескочит их. Очень благотворно для него, что он будет с вами. Занимайте его чтением добрым. Занялся б он каким рукодельем! Столярство, точение, резьба, пиление, самые здоровые.

Н.И. желаю оправиться и окрепнуть, и затем благодушествовать среди приятной обстановки.

У нас хлопоты по монастырю. Все подготовляют к освящению храма; но время еще не назначено.

Мое здоровье — в порядке, — и все у нас обстоит добре. Благослови вас Господи! Спасайтесь!  

874. Наставление о семейных. Соболезнование и благословение

Милость Божия буди с вами!

Очень рад, что ваша болезнь не так страшна, как мне показалось. Господь да продлит дни ваши. Надо Ч. пристроить, — и дождаться упорядочения И. Какая благая мысль пришла ему побывать на Выше, и приобщиться св. Христовых Таин. Он теперь в очень хорошем состоянии. Да дарует ему Господь сохранить его, — и еще более упрочить. Дай Господи, чтоб и А. ваш поправился совсем, чтоб вам свободнее было действовать по движениям духа.

Б. бедная! Может быть и ее порадует Господь. Сама же она что может сделать? Если б она была сильнее мужа телесно; то ей можно бы посоветовать — колотить его покрепче. А без этого дай Господи ей благодушного терпения.

Ч. пусть поимеет в мысли, что И. может ее перегнать. Потому ей следует не плошать, а ретивей и ретивей подвигаться вперед.

Благослови Господи всех вас! 1890 г.  

875. Поздравление и благословение. О своем здоровье

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю и я вас с праздником и с новым годом Да пошлет вам Господь все хорошее, приятное и утешительное, что Его благость благоволит найти спасительным для вас.

Спраздновали вы, как Бог помог, праздник, и слава Богу!

Что И. держится, радуюсь. Даруй ему Господи — стоять и устоять.

Б.! Что делать? Так сложились ее обстоятельства. Пусть управляется. Не маленькая, и понимает, в чем главное дело жизни. Я все еще не оправился от болезни. Слабость — порядочная. Главный враг — желудок. Есть не хочет.

Благослови вас Господи! 30 дек. 1890 г.  

876. Светлый луч жизни. Соболезнование и радование о семейных

Милость Божия буди с вами!

Христос воскресе!

Благодарствую за поздравление и благожелания. И я вас поздравляю и желаю вам всего хорошего!

Поздравляю паче с причастием св. Таин. Да пребудет с вами Господь, по обетованию Своему.

Добре творите, что питаете надежду и упование живо. Они — луч, освещающий путь жизни и веселящий среди неизбежных теснот жизни Возгревайте их паче и паче. Они поддерживали мучеников в терпении, и преподобных в подвигах. Без них — один мрак и беспредельное томление.

На Вышу — да управит Господь путь ваш. У нас весь праздник много народу. И целый день все снуют по монастырю.

Очень жаль, что благоверный Б. пребывает неверен Господу. Ей самой конечно нечего делать, как терпеть. Да укрепит ее Господь в благодушии.

Очень рад, что И. держит себя добре. Спаси его Господи! А что уроки читает, это пройдет. Да благословит Господь вас и всех ваших, чтоб вам от них было всякое утешение. Шлю вам книжки — Душа и ангел не тело и Сборничек — который — мал золотник да дорог. По 4 экземпляра каждой; тут И. особо и М.Л.

Благослови вас Господи! 25 апр. 1891 г.

877. Всем сестрам по серьгам

Милость Божия буди с вами!

Ваше С-ство!

Дивно как Бог устрояет течение жизни вашей и всех случайностей ее!

И вы добре творите благодушествуя, и всячески отревая скорбные чувства. Блажен путь им же идете вы. Тесен и прискорбен он, но ведет прямо в царствие Божие.

Мужайтесь убо!

Б. сколько красавиц привела на Вышу, и все они писали мне, и я всем отписал, «всем сестрам по серьгам» по пословице. И книжек им дал — разных, чтоб по жребию разделили иные, а другие — по избранию. И вам тут приложены три экземпляра — Митерикона, два вам с Ч. и один — Л.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.  

878. Откуда приходит тоска и как прогоняется

Милость Божия буди с вами!

Вы чувствовали нападки тоски. Это вражья напасть. Слава Богу, что избавились. Она нападает, когда затмятся пути Божии в устроении наших обстоятельств жизни. Мрак этот где тоску наводит, где страхи, где нечаяния. Молитва разгоняет этот мрак, и свет промышления Божия о нас дает нам ясно видеть все тогда. Отсюда умирение духа и отрада сердца, даже при самом безотрадном положении. Да утешит вас Господь!

Благослови Господи вашу Л. Благодарю ее за туфли. Господь буди ей покров!

Ч. верно благодушествует и внешне и внутренне. Благословение Божие буди на ней! 8 июля 1891 г.

879. На скорбь о болезни близкого человека. Чем дети привлекают благословение и пресекают его

Милость Божия буди с вами!

Опять скорбь Бога ради! Опять призовите терпение и благодушие и Вы! Навыкните видеть в прискорбностях милость Божию, и встречайте их спокойно в преданности в волю Божию, или даже с радостью. Раскройте око ума и усмотрите венец, сходящий с неба на главу вашу, аще пребудете невозмутимою и спокойною.

Милостивый Господь да изольет елей утешения на скорбное сердце ваше.

Л. умница! Образ ее действования нельзя не похвалить. Да укрепит ее Господь!

Завтра кризис! Это выходит тиф. Да дарует ей Господь исцеление!

Очень приятно видеть, что по дому у вас есть бодрая и мудрая помощница. Дщерь, блюдущая покой матери, благословенна. Сын же, не чтущий как следует матерь и не пекущийся о покое ее, заключает над собою небо и пресекает нисхождение оттуда благословений Божиих. Прочтите эти последния строки И.

Благослови вас Господи! 27 июля 1891 г.  

880. Снова о терпении. Сын от врага воюемый. К истории Арзамасской обители и о своем здоровье

Милость Божия буди с вами!

Все скорби и скорби! Но мужайтесь! Ни один акт терпения не пропадает даром, но всякий имеет позади себя свою награду или здесь или там.

И. враг одолевает. Враг мысли его разбивает и влечет на дурные мысли и дела. Господь да устроит его и да утвердит в благоустроении! Он, может быть, и не замечает сам, как поддается вражьим внушеньям. А потом заметив, что обманут врагом, скорбит о том. Даруй ему Господи, хоть это! Да не отсюда ли и скучания его или позывы на путешествия? Будем молиться о нем.

Собираетесь в Арзамас. Благослови Господи! Там увидите многих, кои укрываются в безопасные пристанища, — разумею, — обители. И община там есть рукодельная. Так ли она благоустроена, или настроена, как было по мысли основателя ее? Первый зародыш ее был в Спб. — от в лавре тогда жившего старца Феодора. А потом сюда переведена. Даруй вам Господи всюду зреть преобладающими добрые стремления и искания.

Мое здоровье не худо. По временам только слабость нападает, в роде чемера. Но это не боль, а так — все лежать хочется И не часто и не долго.

У нас тепло пошло, а было холодно, и порядочно. Благослови вас Господи всяким благословением! Ч. и И. — Божие благословение!  

881. Болящей матери семейства ободрение и наставление о вере и уповании

Милость Божия буди с вами!

Вы все болите. Спаси вас Господи! Что вы решились пособороваться, это очень хорошо. Таинство сие для христиан должно быть единственным врачебным способом при болезнях, как я, кажется, уже поминал вам. Да поможет вам Господь! Мне думается, что вам еще не конец; потому что вы еще очень нужны здесь. Для вас может быть уже и довольно бы, но надо пристроить еще детей, и когда это устроите, тогда — и с Богом.

Однако ж, как часы жизни не в наших руках; помышления же Божии отстоят от наших, как небо от земли; то при болезни иметь в мысли и исход не противно ни Богу, ни нашим упованиям. Сего ради и уповайте, и готовьтесь! Восставьте веру в Господа, рай для нас крестом отверзшего! Входят во врата сии крестоносцы. Вы же сколько лет уже состоите под крестом, и так благодушно несете его. Дерзайте убо: ибо Той победит, — и не даст вас в обиду.

Помоги вам Господи терпеть, уповать и благодушествовать. Спасайтесь! 1 декабря 1891 г.  

882. Наши небесные покровители. Тишина Вышенской обители и ее Авва

Милость Божия буди с вами!

Вчера преподобный Сергий ходатайствовал за всех обращавшихся к нему, — ныне тоже творит св. Иоанн Богослов. Возблагодарим Господа за сей небесный покров, простертый над нами.

Сподобил ли Господь причаститься вам вчера? Если да, слава Богу. Да укрепит вас сие причащение в добрых ваших порядках и внешних и паче внутренних, — и утешение всякое да исполнит сердце ваше!

Именины ваши прошли тихо с родственными утешениями. Да утешает вас Господь и всегда такими утешениями! Вот доберетесь до Выши, и вероятно протянется день утешения вашего. У нас по монастырю так тихо, что дивиться подобает. Это дело нашего Аввы. Он очень молитвен, и кажется, приял дар непрестанной молитвы. Спаси его Господи и дни жизни его преумножи!

Благослови вас Господи, желаю вам всего хорошего, веселого и покойного.  

883. Изменчивость духовного настроения. Добрый гостинец к посту

Милость Божия буди с вами!

Я получил ваше письмо, что шло по почте — 1 ноября, и не спешил ответить, потому что нужда никакая не надлежала. Но вот и другое, и у вас все, слава Богу, как обычно.

Жалуетесь на изменчивость настроения. В житейском быту не то, что в келлии иноческой. От вас ведь и не требуется, что требуется от иноков. Коли есть страх Божий и желание во всем поступать по заповедям, — и довольно, если приложить терпение и благодарение. Молитвенные же высокие состояния бывают только, как Божии посещения.

Пост уже на дворе — и вот предлежит духовное утешение, коего чаете. 4-й том Добротолюбия — писания св. Феодора Студита. Он был духом горящий, — и слово лилось из сердца с теплотою и силою. Даруй вам Господи напитаться духом его.

Троицкие листки — хороши. Есть такие же и Афонские.

Спаси Господи трудящихся! Очень рад слышать, что М. любит это чтение и слушание. Благослови вас Господи всяким благословением. Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан.  

884. Благословение посетительнице Вышенской обители. Ясный день

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за добрые пожелания!

Ваше терпение в пребывании здесь на молитве да соделает Господь для вас источником утешения духовного на долгое время. В терпении вашем стяжите душу вашу.

Покой Божий да сопровождает вас в пути, да сретит вас дома и да сожительствует там с вами неразлучно.

Не одни болезни, но и всякие неприятности, не большие только, но и малейшие — все направляются Господом в пользу нашего спасения.

Как день ясен, — так да будет светло на душе вашей! Будьте Симеон, носящий в объятиях сердца Господа! Будьте Анна, поющая славу Богу Спасителю! Будьте Иосиф, смиренно исполняющий законное, в уповании свободы от всякого закона! Будьте Мария — Дева — Богоматерь, — которая вся была в Господе! Благослови вас Господи и с Ч., — и со всем семейством! 

885. В день ангела. Поучительный сон. Думы при таянии снега

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за поздравление с именинами. Феофан Сигрианский был дивный муж и в подвижничестве, и в страдальчестве от иконоборцев. — И ученый был, и царского рода. — Его молитвами спаси меня Господи!

Ваш сон очень поучителен, бури при вступлении в монастырь — это внутренние сердечные. Откуда возьмутся?! Избави вас Господи! — Мне думается, вы все же вступите в монастырь, — и будете птички, поющие Богу песнь хвалы и благодарения, — а далее, очистившись скорбями и лишениями, станете ангелами, присно славословящими триипостасного Бога.

Вы боитесь рек, или разлива их. А мне думается, что этого не будет. Смотрите — снег пропадает, но ни капельки от него не остается на месте. Солнце крадет его влагу и уносит в другие места, а мы останемся ни причем. Увы и ах!

Благослови вас Господи! 1891 г.  

886. При посылке иконы

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с принятием св. Христовых Таин. Буди вам сие во спасение.

Се иконка ваша! Сделано по желанно вашему. И буди вам по вере вашей!

Помните, что есть некто не забывающий вас и всегда воздыхающий о вас пред Господом. — И воодушевляйтесь! Но не думайте, что вам по сему можно сидеть сложа руки. Благожелательная молитва не прильнет к тому, о ком она бывает, если сей сам не молится. Молитва других о нас бывает сильна только тогда, когда она есть смолитва, т.е. сопровождает молитву собственную нашу.

Покров Матери Божией буди на вас.  

887. Заболевшей среди трудов для больного

Милость Божия буди с вами!

Христос воскресе!

Трудились много больного ради и свалились. Вам можно утешать себя тем, что не по своей вине свалились. Хоть А. и не стоит того, но Господь по милости Своей и ради вашей материнской любви и терпения ради оскорбляющего вас, примет уход за ним, как уход за Собою: болен бех. Даруй вам Господи оправиться, к тому времени, как весенний воздух установится, чтоб освежиться им и новую вдохнуть крепость.

И. утеха ваша; и ваше упование, что за его к вам доброе расположение, Господь осенит его Своим благословением, не тщетно.

Господь милостивый сжалится наконец над вами и пошлет вам устроение быта житейского отрадное. Терпите благодушно. Ваш крест — крест Господень, — многоплодный, — только не здешними плодами.

Духовных вам утешений желаю, — таких, чтоб ради их отсеклось всякое желание здешних утешений.

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.  

888. Великопостное наставление. Бесчеловечные монахи

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с принятием св. Христовых Таин. Да будет сие для вас источником утешения, укрепления, вразумления и воодушевления, — на подвиги великопостного образа жизни по силам вашим.

Еще поздравляю с началом поста — душеспасительного. Великое благо — время сие. Бог чрез св. церковь благотворно учредил его для нас немощных, не могущих и не умеющих добре постничествовать все время жизни своей, хотя сознаем, что она вся, ни мгновения не исключая должна принадлежать Господу и обращена во славу Его. Это и по самому сотворению нас, а тем паче по искуплению, — в коем мы имеемся купленными ценою бесценною, почему и не должны себе принадлежать, а купившему нас, Который в силу его стал нашим господином, законно требующим, чтоб мы Ему себя предавали и иных господ не накликали на себя, которым по оплошности нашей нет числа.

Добре делаете, что освящаете начало поста в обители, по-монашески. — Смотрите, какие бесчеловечные эти монахи. Кухню и столовую замкнули и огонь погасили. Сухоядение держится, или должно держаться, целую неделю, — и многие выдерживают его. Какие молодцы!! А иные капустки и огурчиков берут понемногу, — особенно поющие и читающие.

Потрудитесь и себе поревновать о подражании, по силам однако ж своим: ибо не все все могут, а могущий вместити — да вместит. Благослови вас Господи! Желаю вам обрадования и воодушевления о Господе. Спасайтесь!

17 февраля 1892 г.  

889. В праздник Вознесения

Милость Божия буди с вами!

Отзываюсь и я вам: С праздником!

Вознесся во славе Христос Бог наш, — на радость нам и окрыление надежды нашей, в силу обетования Его, что где Он, там и слуги Его будут.

Слава благоволению Твоему к нам Господи!

Поелику так вознес нас Господь; вознесем и мы имя Его вкупе! И будем возноситься туда, — мыслями, желаниями и чувствами, чтоб узнать и изучить дорогу туда, и не быть в смущении, когда самым делом придет время возноситься туда. Но еще пустят ли туда?! Будем помнить этот вопрос, — и позаботимся заслужить позволение на то.

Очень рад, что наконец-то вы в руках своих держите средство к исполнению ваших благочестивых желаний. Молитесь однако ж, чтоб Господь не попустил врагу нагородить каких-либо барьер по дороге и местам, куда желаете пробраться.

Вместе с вами разделяю ваше чаяние об умягчении сердца А. и направлении его на лучшее. М. очень жалею. — Как ей бедной жить на свете, где, что ни шаг, то уступки требуются. Спаси ее Господи!

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 13 мая 1892 г.  

890. Мысли при наступлении страстной седмицы и о домашних

Милость Божия буди с вами!

Вот и страстная на дворе. Даруй вам Господи спострадать Господу, сколько сил достанет.

Страданьем Своим Господь совершил наше спасение. Мы же усвояем себе сие спасение после св. таинств спостраданием Ему. Дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно даруй нам Господи. Грехопадения св. Апостол назвал вторым распинанием Господа. Хоть бы в чувство нам сие принять. Тогда сколько бы было сокрушения, сколько слез, сколько воздыханий!!! Спасе наш Господи, помилуй нас немощных и вялых!

По письмам вашим вам там живется хорошо. Радуюсь сему. Теперь у вас в памяти всегда будет место, где можете найти отдых от теснот житейских и вздохнуть спокойно.

И.И. писал ко мне не раз. Хлопочет. Благослови Господи хлопоты его. Что доставят ему хлопоты, тем ведь направится вся жизнь. Потому есть из-за чего хлопотать, — и он разумно действует, не жалея хлопот.

Относительно М. не умею, что сказать. Да устроит Господь первые лета детства ее, так, чтоб и до старости можно было почерпать из сего силы и указания в жизни.

Благослови вас Господи! 17 марта 1893 г.  

891. Благословение возвращающейся с Выши

Милость Божия буди с вами!

Да благословит Господь обратный путь ваш!

Желаю вам благополучного пути.

Желаю, чтоб полученное вами здесь от Господа сохранилось в вас и плод принесло.

Желаю, чтоб и все обстоятельства ваши текли благоприятно для вас, — и здорово и душеспасительно.

Желаю, чтоб и все ваши, о коих болит душа ваша, жили и действовали на радость вам.

О коей вы писали — X-ская, та же есть, что и мне писала; но мне она кажется более мужественною. Мне она рассказывает свой сон, или видение во сне. Не рассказывала ли и вам?

Благослови вас Господи!

И.Ч. Божие благословение! Ленивица. Пусть сама на себя наложит епитимию, что ни слова не сказала.

Спасайтесь! 20 июля 1893 г.  

892. Слово участия и благословение разным членам семейства

Милость Божия буди с вами!

Ваш посол ныне поспел на Вышу. И се отвечаю.

Восхищаюсь успехами И.И. Молодец! Даруй ему Господи и до конца года такие же получать баллы, а то и получше, все 4 да 5, или все 5. Благослови его Господи!

И у вас внутри дома перемена. По поводу ее вы избрали самое лучшее: покорность воле Божьей; ибо все от Него и все во благо нам, если сумеем понять намерения Божии, — и действовать при свете такого понимания дела.

О Б. очень жалею. Да даст ей Господь крепость нести свою участь, — и по силе поправлять могущее быть поправленным.

Л. и М. остались в нужде. Даруй им Господи терпение, а отцу успех в получении места. Да хранят их ангелы хранители.

Ч. хорошо сделала, предлагая для М. свое попечение. Но и отцово сердце — должно пользоваться своими правами: иначе нельзя ему и утешения иметь.

Соседушку вашу благодарю за прекрасную чашку. Буду ее употреблять, — и рабу Божию А. поминать. Спаси ее Господи! Посылаю ей книжку — Мысли на каждый день.

22 ноября 1893 г.  

893. Последнее благословение с Выши

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю взаимно и я вас с праздником и с новым годом!

Даруй вам Господи всего хорошего и для здоровья, и для жизни, и для богоугождения! Помог вам Бог празднично помолиться в церкви — да поможет и все дни праздники провесть в праздничных чувствах! На Вышу собираетесь: благослови Господи путь ваш!

И. Муромец — приехал. Теплым словом, благословением и молитвою оградите его, да добре кончит начатое, теперь, разумею учение.

О С.С. поминайте?! Я виноват пред нею, долго не отвечал, и она молчит, и не сказала о своем ушибе. Даруй ей Господи оздороветь. Наипаче же да дарует ей Господи продление крепости духа, которою наделил Он ее. Спаси ее Господи!

Да дарует Господь оздравление — болящей А., о коей вы поминаете, а пока оздоровеет — терпение. Терпение всюду потребно, как воздух для дыхания и соль для пищи.

Да устроит Господь быт Б. Вот и ей нужно терпение. Возложено на нее ярмо. Пусть тянет. Господь все видит, — и готовить ей воздаяние. Спаси ее Господи!

Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан. 28 дек. 1893 г.  

894. Печатные руководства к духовной жизни. Условие вступления на добрый путь. Цвет и плод преуспеяния

Милость Божия буди с вами!

Достопочтеннейший О. N.!

Бывши столько времени под руководством старца, вы, конечно, все слышали, что требуется. — Припоминайте и исполняйте, не отлагая на завтра.

У Афонцев есть книги: Путь ко спасению (очерк Аскетики); Что есть духовная жизнь; Письма о духовной жизни; Невидимая брань. Приобретите их и учитесь из них, не знать, а делать.

Еще: чем обеспокоеваема бывает совесть, все то тотчас надобно оставить. К сему разряду, думаю, относится все, что вы навязали на себя, после смерти старца.

Того, что считается необходимым в деле спасения и преуспеяния, нельзя миновать никоим образом, как ни прикрывай то, надо исполнять.

Молитва Иисусова, в силе своей, является не в начале, а в конце преуспеяния, как цвет и плод. Ей предшествует тяготение внутрь.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь! Прошу помолиться о моей многогрешности. Е. Ф. 22 дек. 86 г.  

895. Существо молитвы. Много ли внимания надо отдавать внешним приемам при совершении молитвы

Милость Божия буди с вами!

Молитва — дело внутреннее. Все, что при этом делается внешне, к существу дела не принадлежит, а есть внешняя обстановка.

Все, что бывает будто хорошего от этой внешности, кажется только хорошим, а не есть. Потому на это никакого внимания обращать не должно.

То, что вы делаете, лучше бросить. Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия, или хождение в присутствии Божием. Старайтесь приобресть навык всегда быть в сознании и чувстве, что находитесь под оком Божиим, проникающим всю глубину вашего сердца и все внутренние движения ваши видящим.

Молитва Иисусова стоит в числе средств к успеху в навыке ходить пред Богом.

Все, что надо знать о производстве сей молитвы, находится в книге о невидимой брани. Там и посмотрите.

Главное тут: стать вниманием в сердце и взывать к Господу, везде сущему.

Лучше стоять, чем сидеть. О дыхании, положении головы и прочем лучше не думать совсем. А все внимание обратить на внутренний строй.

Корень доброго внутреннего строя есть страх Божий. Его надо сделать неотходным. Он будет все держать в напряжении и не даст распускаться ни членам, ни мыслям, созидая бодренное сердце и трезвенную мысль.

Но всегда помнить надо и чувствовать, что успех в духовной жизни и во всех ее проявлениях есть плод благодати Божией. Духовная жизнь вся от Пресвятаго Духа Божия. У нас и свой есть дух, но бессильный. В силу вступает он, когда осенит его благодать.

Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 26 февр. 87 г.  

896. На что следует обращать главное внимание и чего искать при молитве. Где должно держать внимание при молитве. Значение внешних приемов о которых говорят новые старцы. Где сердце? Роль воображения при делании молитвы. Вред празднословия

Милость Божия буди с вами!

Ищите, и обрящете, обетовал Господь. Вы ищете, и будьте уверены, что найдете.

Чего искать должно? Живого осязаемого общения с Господом. Дает сие благодать Божия, но нам необходимо и самим трудиться о том. Куда же обращать труд? На то, чтоб всегда памятовать о Господе, яко близ и даже в сердце сущем. Чтобы в сем успеть, советуется навыкнуть молитве Иисусовой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, повторяя ее непрестанно с мыслью о Господе, яко сущем в сердце или близ сердца. Стань вниманием в сердце пред лицом Господа и говори: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. — Все дело в этом и есть, и по существу дела больше ничего не требуется.

Все, что, кроме этого, придумывается, придумывается только в пособие к сему главному. Старцы говорят: держи внимание в сердце или на конце языка и руку держи у груди; старица говорит, вообрази Распятого Господа и, как к живому, Ему говори твою молитовку. Если для них это помощно, пусть себе делают, только пусть не считают этого главным делом. Другие делали так: сядет на маленькое стульце, что под ноги подставляют, прижмет голову к груди, пригнется к коленам и дышит, одну половину молитвы говорит, вдыхая воздух, а другую, — выдыхая. Трудясь так, навыкают молитве, а потом и другим советуют то же. И пусть, только б не считали, что в этом все дело и есть. — Но это все и подобное сему — не дело, а приделки. Дело: стать умом в сердце пред лицом Господа и говорить Ему молитву. При сем ведай, что умная молитва есть стояние умом пред Господом с воздыханием к Нему, а молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, есть словесная, внешняя молитва.

Сим способом память Божия утвердится в уме, и лик Божий будет в душе, как солнце. Положи холодную вещь на солнце, она согреется. Так согреется и душа от памяти о Господе, Который есть умное солнце. А что потом будет, после увидишь.

Первый труд — навык повторять непрестанно молитву Иисусову. И начинайте, все твердите и твердите, но все и с мыслью о Господе.

И все тут.

Где сердце? — Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев и проч., там сердце. Там и вниманием стойте. Сердце телесное есть мускулистый серчак — мясо, но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума.

Старцев не осуждайте. — Верно они начинают держанием внимания на конце языка, а потом переходят к сердцу. Но и пусть их; только б не почитали этого умным деланием, равно как говорения молитвы Иисусовой. То и другое есть внешнее дело, телесное. Умное дело — одно: умом и сердцем к Господу возноситься.

Воображение Распятого Господа есть ли существенное дело? — Нет, и оно тоже — помощное, а не главное. — Старица правду говорит, что для удержания ума от блуждания хорошо воображать предмет образно. Это можно. Но к одному образу привязываться нет резонов. Господь теперь во славе, сидит одесную, — и все святые окрест Его. — И так можно воображать. Но лучше без образов обойтись, ибо воображение грубая сила. Лучше в одной вере стоять, что Господь близ, чем воображать. — Старица привыкла, и образ Распятого Господа слился у нее с сердечною молитвою, в которой все дело. — Что старица углубляется в молитву до забвения всего, это, истинно, и есть милость Божия, ради ее смирения, без коего не дано было бы сие.

Она не в прелести, а в истине.

Не можете отстать от празднословия. Празднословие — самое разорительное дело. Равное ему зло, когда прогуливаются, не соблюдая чувств. Успеху в молитве то и другое очень мешает. Когда начнет утверждаться в сердце молитва Иисусова, тогда язык свяжется. Его свяжет благоговейнство пред Присущим Господом.

Ведайте также, что надо так вести дела свои, чтоб совесть ни в чем не осуждала, и если осуждает, надо тотчас умиротворить ее покаянием. — И тело надо облегчить малоястием, и малоспанием, и преутруждением.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.

P.S. Есть ли у вас книга Невидимая брань? Там подробно изложено дело молитвы. Извольте читать и вникать. 22 окт. 87 г.  

897. Подтверждение сказанного о молитве

Милость Божия буди с вами!

Очень рад, что недоумения ваши разъяснились. Налегайте более на умное предстояние Господу, чем на телесные при сем делания и положения.

Спасайтесь! Ваш доброхот. 28 ноября 87 г.  

898. При молитве надо избегать внешних образных представлений. О внимании и других условиях совершенства молитвы. О поклонах

Милость Божия буди с тобою!

Что говорила старица о видимых предметах, как нужных при молитве, я думаю, ты не так понял. Надобно всячески стараться, помышляя о Боге, помышлять о Нем, как о Духе чистейшем, не имеющем никакого вида и образа. Но иметь такое помышление дает только благодать, когда образуется в сердце чувство к Богу. До тех же пор помышление наше о Боге не совершенно, смешано с какою-либо формою. Напр., Пророк говорит: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть (Пс.15:8). Это есть образ. Другой подобный: камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси; аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя (Пс.138:7-10). И это образ вездесущия Божия. Так и при всяком другом помышлении о Боге и божественных вещах. Мысль старицы та, что нам трудно освободиться от образов при мысли о Боге; а ты понял, что должно всегда иметь образ, и что без такого образа и молиться нельзя. Это твоя ошибка, а не старицы. Изволь же всячески стараться о том, чтобы молиться без образов Божиих. Стой в сердце с верою, что и Бог тут же есть, а как есть, не соображай. Молись и ищи, чтоб благодать Божия дала тебе, наконец, чувство к Богу.

Кто это придумал: держать внимание на губах, или на конце языка?! Дурно придумано: брось. В сердце старайся быть вниманием, и больше нигде. — Что ум после нескольких молитв убегает из сердца и от памяти Божией отстает, это от слабости внимания и от равнодушия к молитве. Не дорожит душа молитвою и спешит отделаться от нее поскорей, бормоча ее кое-как. — Взыщи страх Божий и с ним приступай к молитве и молись, внимание держа на смысле слов молитвенных. — Затем, коротенькие молитовки и молитва Иисусова употребляются, чтоб привить к сердцу чувство к Богу и тем приковать внимание. Но если будем небрежно относиться к молитве, то никогда не преуспеем в ней. Помни также, что молитва одна не бывает в совершенстве, а вместе со всеми добродетелями. По мере усовершения добродетелей совершенствуется и молитва. Главнейшие суть: страх Божий, целомудрие, смирение, сокрушение, плоти умерщвление, терпение, любовь. Когда они будут, явятся и другие все, а с ними и молитва.

«Количеством ли молитв и поклонов себя определить или о внимании более заботиться?» — Без внимания молитва не молитва. След., это главное. Но при этом надо и правилом определить количество молитв и поклонов. Это для домашнего молитвословия. Лучше всего для успеха в молитве ходить в церковь на все службы и там стараться в благоговейной быть молитве. Посмотри в Слав. Добротолюбии сказание о Максиме Капсокаливите и подражай ему. Когда получишь, что он получил, тогда будет у тебя и молитва настоящая. — На боку лежа, ничего не приобретешь.

Спрашиваешь о брате некоем. Скажи ему все, что здесь прописано, и довольно. Губы и язык пусть оставит, а делает, как у Отцов написано, т.е., стоит вниманием в сердце. Можно ему посоветовать: оставь все эти прибавки, будь только в сердце и с чувством, падши на землю, вопий: Господи помилуй! Вот как Максим Капсокаливит. — И все так пусть трудится. В церковь пусть ходить не упустительно, дома побольше кладет поклонов и пусть непрестанно твердит какой-либо молитвенный стишок со вниманием и благоговением, особенно же молитву Иисусову. — Предел труда — чувство к Богу неотходное, или то, что получил Максим Капсокаливит. — Особенно надо плоть утончить постом, бдением и трудом телесным и постоянно держать ее в напряжении, как солдат на разводе. Да рассеяния бегать, празднословия и смеха, и чтения пустого. И все пойдет добре.

Трудить себя надобно и преутруждать без жалости. Благослови тебя, Господи! Спасайся! Твой доброхот Е. Ф. 24 марта 88 г.  

899. Новое разъяснение о существе молитвы, с устранением изобретенных новыми старцами внешних приемов, могущих неопытных вовлечь в прелесть

Милость Божия буди с вами!

Существо молитвы в умном предстоянии Господу со взыванием к Нему, в чувстве или благодарения, или славословия, или прошения, или сокрушения, или страха, или упования, или другого какого чувства, к Господу относящегося, так что коль скоро нет какого-либо к Господу чувства, то и молитва не в молитву. Когда кто в чувстве, то ему некогда обращать внимание на внешнее положение как всего тела, так и разных частей его, — губ, языка, пальцев. — В сердце надо стоять вниманием, но не пред сердцем, а пред Господом. Если Господа нет во внимании, то и молитвы нет.

Вы много поклонов кладете. Это хорошо; но старайтесь, чтоб при этом было и внимание к Господу и чувство. Самое приличное нам чувство — есть сокрушение: дух сокрушен, — сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. — Это бывает от страха Божия, а страх Божий оживает от памяти о смерти и о суде Божием. — Всякий раз, как приступаете к молитве, восстановляйте в себе страх Божий и сокрушение и затем молитесь, не давая ослабеть сим чувствам. Удобнее всего быть в страхе Божием и сокрушении в церкви. Позаботьтесь с сими чувствами всегда быть в церкви. — А потом и дома будете в них. И благо вам!

Пересмотрел письмо старцев и их ответ на ваш вопрос. — В письме (См. приложение), есть хорошие мысли, их можно иметь во внимании. С чем же не следует соглашаться, я то вычеркнул.

Отвечали ль вы на их ответ? — Если нет, ответьте так: так как ваш прием молитвенный вы не могли оправдать отеческими указаниями, то я отказываюсь следовать вам, боясь попасть на ложный путь: новшества пагубны. Ими враг роет нам яму.

Тому брату юному, которому передали вы прием старческий, скажите, чтоб бросил его. Пусть возбуждает в себе дух сокрушения и смирения и с сими чувствами молится Господу, стоя вниманием в сердце и всегда ходя в присутствии Божием и памяти смертной. — Пусть ищет и молится о том, чего искал и что нашел Максим Капсокаливит. Вот прямой путь. У него не видно никаких особых приемов, а была одна жажда того блага, которое получил, наконец. Благо то есть духовный огонек и теплота. Но совсем другие от тех, кои порождаются старческими, или другими какими приемами. — Когда даст Господь дар тот, тогда все пойдет иначе, и молитва Иисусова иначе будет звучать.

Господь да благословит вас! Спасайтесь! Прошу молитв. Ваш доброхот Е. Феофан. 7 мая 88 г.

(Вопрос. Так ли я понимаю о молитве: если я буду о чем-нибудь вас просить, то потребуете ли вы от меня держания ума на губах или на конце языка или перевода дыхания и прочего, разве одного внимания к особе вашей? — Так и Господь мой).  

900. Программа Богомыслия и внутренних чувств христианина. Книги, руководствующие к молитве

Милость Божия буди с вами!

Вижу, что вы поняли, в чем дело молитвы. Извольте теперь и действовать так. — Утром, как проснетесь, пройдите мысленно все божественные истины, но символу веры, о единосущной Троице и беспредельных свойствах и совершенствах Божеских, всеведении, вездесущии, вседержительстве и проч., о творении, промышлении, воплощении Бога-Слова во спасение и искупление наше, о Его страданиях, смерти, воскресении и вознесении, о сошествии Духа Святаго, об основании св. Церкви Божией чрез св. Апостолов, о конце мира и суде Божием, и о вечной участи каждого по делам его, о милости Божией к нам, что принадлежим единой истинной Церкви и надежду имеем чрез нее обетований Божиих сподобиться и здесь, и в смерти, и по смерти. — Пересмотр этот породит чувство к Богу и соответственные сему чувству воззвания к Богу. Вот и молитва. Потом и во весь день старайтесь быть в таком чувстве, дома ли вы, или в церкви, не исходно стоя в сердце пред Господом. — Действеннее всех других помышлений — мысль о смерти, о суде и о последнем решении вечной участи нашей. — На сей мысли и держитесь долже. — От сего родится дух сокрушен и сердце будет сокрушенным и смиренным, коих никогда не уничижает Бог. — Вот вся программа дела внутреннего. — Будьте же таковы.

Какие книги читать? — Купите у Афонцев Сборник о трезвении и молитве. Тут много собрано отеческих учений о молитве, и читайте понемногу каждый день, чтоб поддерживать чрез то молитвенное настроение. Возьмите у них тоже Псалтирик св. Ефрема, где собраны его молитвенные к Богу вопли. Перечитывайте чаще книгу: Что есть духовная жизнь? — и главы о молитве в книге: Невидимая брань. Добротолюбие русское. Это мною составленные книги, но в них моего ничего нет: все отеческое. Только книга: Что есть духовная жизнь, вся моя, но учение в ней не мое, мои только слова, а в других поименованных здесь книгах и слова не мои: все отеческое. — Кто желает навыкнуть молитве, тому надо читать только о молитве.

О полунощнице после всенощной в уставе надо смотреть. — Я думаю, что лучше прочитывать ее с сердечным вниманием. Вместо кафизмы можно поклоны с молитвою Иисусовою — сотню.

Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 17 июня 88 г.