Том 2.3. Слова в день Благовещения пресвятой Богородицы. Дмитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский

ПЕРЕЙТИ на главную страницу второго тома (часть первая)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений

Собрание проповедей Дмитрия (Муретова), Архиеп. Херсонского и Одесского (т.2)

9. Слово в день Благовещения пресвятой Богородицы («С нами Бог! Но с Ним ли мы? Господь Сам, пребывая с нами, хочет, чтобы и мы пребывали с Ним и в Нем»)

10. Слово в тот же день («Сегодня – начало нашего спасения (Тропарь Благовещения). Спросим себя еще: положено ли, по крайней: мере, начало нашего спасения?»)

11. Слово в тот, же день (О спасении человека во Христе Иисусе. «Сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление» «Не одних устных хвалений и не словесных только благодарений ищет у нас любовь Божия; она ищет нашего обновления и спасения»)

12. Слово в день Благовещения пресвятой Богородицы (Об отношении к сиротам. «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей» Что значит воспитать сироту?)

13. Слово в день Благовещения пресвятой Богородицы (Сироты. «Радуйся, безматерних сирот, незримая Воспитательнице!» Что значит воспитать сироту?)


9. Слово в день Благовещения пресвятой Богородицы («С нами Бог! Но с Ним ли мы? Господь Сам, пребывая с нами, хочет, чтобы и мы пребывали с Ним и в Нем»)

Св. евангелист Матфей, повествуя об обстоятельствах рождества Господа нашего Иисуса Христа, говорит: а все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. (Мф. 1, 22. 23). Сие все, т. е. чудесное предъизбрание богоизбранной Отроковицы и необыкновенное обручение Ее благочестивому старцу Иосифу, нисшествие Архангела в назаретское уединение пренепорочной Девы, дивное благовестие, безсеменное зачатие, чудное чревоношение, безболезненное рождение—сие все происходило потому, что так предопределено от вечности Богом Отцем и так предвозвещено, еще за семь сот лет до события, устами Исаи пророка,— происходило для того, чтобы все знали и видели особенное, преестественное снисхождение и приближение Бога к человеку, все чувствовали и восклицали: с нами Бог!

С нами Бог! Но разве Бог может быть когда-либо не с нами? Не наполняю ли Я небо и землю, говорить Он Сам? Не Его ли, вечная сила и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. I, 20), по слову Апостола? Не Его ли вседействующая сила является непрестанно в сохранение и управлении мира? Так, Господь близь, как вездесущий. Но и при сей близости Его к человеку, Бога не видел, из людей, никто никогда (1оан. I, 18); потому что все, как замечает Апостол, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; все совратились с пути, до одного негодны (Рим. 1, 21; 3, 12). То-есть, человек уклонился от Бога, и Бог сокрылся от человека,—сокрылся так, что и избранные из людей, всю жизнь ходившие пред Богом, ходили только верою, а не видением; что и самому Моисею, верному во всем дому Божиему, сказано: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. (Исх. 33. 20); что и мудрейшие из людей в недоумении вопрошали: Поистине, Богу ли жить с человеки на земле? И всегда находился бы человек в сем удалении от Бога, никогда не узрел бы лица Божия, навсегда остался бы, по слову Апостола, безбожным в том мире, который весь и непрестанно поведает славу Божию,—если бы Сам Бог, во глубинах премудрости Своей, не обрел средства приблизиться к человеку, явить ему лице Свое, но так, чтобы свет неприступной славы Божией не ослепил бренных очей его, чтобы огонь Божества, приблежением Своим к человеку, не поял его, как бренное тростие, чтобы человек остался жив. И вот, Сия тайна премудрости Божией благовествуется Пророком: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил— с нами Бог! Велия тайна благочестия открывается: Бог явися во плоти, невидимый становится видимым, неприступный осязаемым. Единородный Сын Божий, иже сияние славы и образ ипостаси Бога Отца, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам (Фил. 2, 7). Ипостасное Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отц а(Ин. 1, 14). Благовествуй же, земле, душам, ищущим Бога, страждущим в удалении от Него, радость велию: с нами Бог!

С нами Бог! И прежде призирал Господь на землю, даже преклонял небеса, и, непримечаемый никем, нисходил видети дела рук человеческих; но страшно было Божественное призрение, грозно нисшествие. Нисходил он в рай к первым грешникам,—и они изгнаны из рая, осуждены на страдания, доколе не возвратятся в землю, от которой взяты. Сходил к людям первого мира,—и вслед затем отверзлись хляби небесные и воды потопные погубили все—от человека до скота. Посетил Бог Содом и Гоморру,—и огонь небесный потребил их с лица земли. Теперь нисходит Он, не чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него: Я пришел для того, говорить Он, чтобы имели жизнь и имели с избытком. (1оан. 10, 10). Как грозное и нестерпимое для грешников посещение Божие, в нисшествии Сына Божия обращается в посещение животворное и спасительное?—Сию тайну бесконечной и неизследимой любви Божией объясняет св. апостол Павел: как говорит, дети (то есть все люди, которые, нося в себе образ Божий, всегда суть чада Божия, хотя заблудшие, а потому и в самом падении привлекают бесконечное милосердие Отца небесного) причастны плоти и крови, уклонились от Бога удовлетворением плотских похотей, соделались отчужденными от жизни Божией, приложились скотам несмысленным, и, вместо чад славы, стали сынами гнева, вечной смерти и погибели; потому Единородный Сын Божий, для искупления их, Сам преискренне приобщился их плоти и крови, чтобы в той же немощной плоти осудить грех — жало смерти, и Своею смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола. (Евр. 2. 14). Очистив, освятив, оживотворив и обожив, такими образом, плоть нашу в Себе, Он предал ее нам в снедь, дабы и мы, со своей стороны, приобщаясь преискренне Его плоти и крови, имели в себе источник жизни и освящениия, по Его божественному слову: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. (Иоан. 6, 54). Вот спасительная цель пришествия Сына Божия! Благовествуй же, земле, осужденному на смерть царю своему радость велию: с нами Бог, пришедший избавить нас от смерти и погибели!

С нами Бог! С нами есть и с нами будет. Вознесшись плотию на небо, Он оставил нам свое неложное обетование: се Я с вами во все дни до скончания века. (Матф. 28, 20). Просвещенный верою взор всегда сретает Его в Его Церкви, которая есть тело Его и которая без Него, как тело без главы, не могла бы существовать. Так, кто хранил и хранит невредимою Церковь в продолжение стольких веков, посреди всех восстававших на нее гонений и разнообразных бедствий? Он, сказавши!: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матф. 16, 18). Кто сохраняет неизменным в Церкви чин пастырский для просвещения и освящения людей? Он, который дал вначале и дарует доселе одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения (Ефес. 4. 12). Кто недоведомою для нас силою встречает грешников на распутиях порока, обращает на путь правый, переменяет сердце их, возрождает их к новой жизни и из сынов погибельных соделывает избранными сосудами благодати? Он, который рек: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. (Иоан. 12, 32). Кто приемлет исповедание отягченных совестью, и очищает грехи и отъемлет беззакония? Он, един имеяй власть отпущати грехи. Кто из обыкновенной пищи уготовляет для нас бессмертную трапезу жизни,—хлеб и вино претворяет в животворящее тело и кровь Господа? Он, который рек: сие есть тело Мое… сия есть кровь Моя… сие творите в Мое воспоминание (Лук. 22, 19). Кто оглашает каждодневно слух наш глаголом живота вечного? Он, заповедавший возвестить Евангелие Его всей твари, проповедовать на кровлях то, что рек Он во уши ученикам Своим. И мы сами не встречаем ли Господа внутри себя—в своей совести, когда прислушиваемся к ее гласу, и вне себя—в обстоятельствах жизни, когда взираем на них оком веры? И сколь чудодейственно пребывание Господа в Своей Церкви! Гонимое всегда, Евангелие царствия Божия распространено от конец до конец вселенной; едва приметное вначале, царство Христово возросло и исполнило пределы земли; на место тьмы неведения и суеверия облистал свет истинного богопознания, так что, по слову Пророка, теперь никто не имеет нужды вопрошать ближнего своего: повежде Бога; ибо все знают Его от мала; до велика. Неслыханные прежде на земле добродетели олицетворяются в последователях Христовых, и обложенные бренною плотью люди ревнуют подражать чистоте бесплотных. Целые сонмы святых возносятся от земли на небо, куда восшел Предтеча их Христос. Вот спасительные плоды пришествия Сына Божия на землю! Благовествуй же, земле, всем, ищущими просвещения, жизни и спасения, радость велию: с нами Бог!

С нами Бог! Но с Ним ли мы? Господь Сам, пребывая с нами, хочет, чтобы и мы пребывали с Ним и в Нем. И это условие так важно, что от него зависит все—и наше спасение и наша погибель; без него и самое пришествие Сына Божия, и все, что сделал Он на земле, и все, что делает теперь в Своей Церкви, останется бесплодным для нас, не избавит нас от вечного огня. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. (Ин. 15. 5-7). Почему, спросишь, узнать, пребываю ли я во Христе? Вот верный признак: Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. (1 Ин. 4,13). Кто ощущает в себе плоды Духа Святого—любовь, радость, мир, долготерпение, веру, кротость, воздержание, милосердие,—тот во Христе; а кто духа Христова не имать, сей несть Его. Как приблизиться ко Христу и чем удержаться в единении с Ним? Сему поучает Он Сам: пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей: как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. (Ин. 15, 9. 10). Но какая бездонная награда заключена в семь самом средстве, которое иных может устрашать своею трудностью! Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам, кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое: и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Иоан. 14, 21. 23). Воспользуемся сим средством, да всегда с Господом будем, и опытно познаем, как сладостно воспевать всерадостную песнь: с нами Бог! Аминь.

10. Слово в тот же день («Сегодня – начало нашего спасения (Тропарь Благовещения). Спросим себя еще: положено ли, по крайней: мере, начало нашего спасения?»)

Днесь спасения нашего главизна.

Днесь явлена миру сокровенная от века и родов, неизреченная тайна воплощения Сына Божия для спасения рода человеческого; днесь ипостасное Слово Божие, по благовестию Архангела, стало плотию, восприняло естество человеческое во чреве избранной от всех родов преблагословенной Девы Марии. Отныне начинается та непостижимо-дивная, новая жизнь Живущего во веки веков, в которой Неописанный и вездесущий Божеством явился в рабии зраце, с человеки поживе, вселился в нас, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Иоан.1:14). Ныне начало и тех болезней и скорбей, которые благоволил подъять Господь наш для спасения нашего; того уничижения, которым избавлены мы от вечного стыда и посмеяния дьявола; тех страданий, которыми искуплены мы от вечных мук. Ныне начало и той неизреченной славы, на которую превознесено бренное естество наше и в лице Сына Божия, восшедшего на небеса и сидящего одесную престола величествия на высоких, и в лице пренепорочной Девы Марии соделавшейся жилищем Бога Слова, Матери Сына Божия, честнейшею херувимов. Так, достойно и праведно воспевает св. Церковь: днесь спасения нашего главизна. Что убо сотворим, мужие братие, в сей благознаменитый день Господень?

Днесь спасения нашего главизна. Итак, прежде и паче всего падем со благодарением перед Начальником и Совершителем нашего спасения, Господом Иисусом Христом, который не возгнушался естества нашего, смирил Себя до восприятия зрака раба. Ах, что было и что было бы с нами, если бы Сам Господь не исхитил нас из той бездны погибели, в которую низверглись мы по действу дьявола? За преступление святых и животворных заповедей Господних мы праведно подверглись вечному проклятию гнева небесного; Единородный Сын Божий Сам соделался по нас клятвою, чтоб искупить нас от клятвы законной. Удалившись от Бога и отчуждившись от жизни Божией, мы соделались мертвыми из-за наших преступлений, проданными под грех, не имущими упования и естеством чадами гнева и погибели; Сын Божий предал Самого Себя в цену избавления нашего, изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши,—крестными страданиям и смертью истребил рукописание грехов наших, оправдал и примирил нас с правосудием Божиим, дал власть быть чадами Божиими. Вкушением запрещенного плода мы подвергли себя смерти временной и вечной; Господь Иисус Христос для оживотворения нас ниспослал благодать всесвятого и животворящего Духа, даровал животворящую плоть и кровь Свою в залог будущего воскресения нашего и жизни вечной. Неизреченна любовь, несказанно милосердие, непостижимо человеколюбие, неисповедимы благодеяния Твои, Господи, к нам недостойным и грешным! О, забвенна буди десница наша, если перестанет она возноситься в благодарной молитве перед Тобою! Прилипнет язык наш к гортани нашей, если престанет он величать Твое безмерное снисхождение, славословить Твое неизреченное человеколюбие! Да угаснет навсегда светильник разума нашего, если престанет он поклоняться с благоговением неисповедимой тайне воплощения Твоего, покоряться живоносным словесам Твоим, возноситься живою верою к Тебе, Источнику премудрости и разума!

Но, величая милосердие и человеколюбие Господа, достойно и праведно ублажать и пренепорочную Матерь Его, послужившую тайне нашего спасения. Ее серафимская чистота соделала Ее достойною быть обителью Источника чистоты и святыни, взаимодать плоть и кровь Сыну Божию и быть виною нашего обожения. Ее глубочайшее смирение преклонило милосердый взор Того, который, призрев на смирение Ее, помянул милости Своя от века, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его. Своим неисповедимым терпением и преданностью воле Божией Она соделалась достойною служительницею и хранительницею тайн нашего спасения, слагая в чистом сердце своем живоносные глаголы Сына и Бога своего. По своему матернему человеколюбию Она и теперь является Заступницею и Ходатаицею всего мира, утешением скорбящих, заступлением обидимых, спасением грешников. О, благословенна Ты в женах, преблагословенная Матерь и Дево! Благословен плод чрева Твоего, богоизбранный сосуде чистоты и святыни! Благословенно смирение Твое, честнейшая херувимов и славнейшая, без сравнения, серафимов! Благословенно пресвятое имя Твое, милосердая Заступнице и Ходатаице наша! Да иссохнет сердце наше, если престанет оно пламенеть любовью к Тебе, источать чувства благодарения Тебе! Да умолкнут уста наши, если не будут отверзаться на хвалу и прославление пресвятого имени Твоего!

Но, брат, возлюбленный, днесь спасения нашего главизна. Итак, воздав благодарение Господу, прилично обратиться и к самим себе: есть ли настоящей день главизна и нашего спасения? Нельзя не помнить и не должно забывать никогда, что может быть спасен мир, но можем погибнуть мы; что многие от востока и запада придут и возлягут с Авраамом и Исааком во царствии Божием, а многие из сынов царствия изгнаны будут во тьму кромешнюю; что спасение мира, совершенное крестною смертию Сына Божия, не будет нашим, если не совершится и в нас.

В самом деле, спасение наше состоит в освобождении нас от рабства греху. Итак, свободны ли мы от сего погибельного рабства? Побеждена ли в нас несчастная наклонность ко греху? Утверждена ли воля наша неподвижно в законе Господнем? Не царствует ли доселе грех в мертвенной плоти нашей?

Спасение наше совершается через умертвие миру, сораспятии со Христом, умерщвление в себе страстей и похотей. Итак, умерли ли мы для мира? Вменяем ли в уметы все, чем обольщается сердце миролюбцев, что дорого ценится людьми, преданными суете? Или око наше прельщается еще тленными благами, сердце привязано любовью к наслаждениям чувств? Распяли-ль плоть свою со страстями и похотями? т. е. погасили-ль в себе силою благодати всесвятого Духа все вожделения плоти? Исторгли-ль из сердца своего все страсти, умерщвляющие дух наш?

Спасение наше состоит в обновлении в нас образа Божия, в облечении в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Итак, обновился ли ум наш живою верою в Сына Божия, живым упованием жизни вечной? Или пребывает еще во мраке неведения, обуревается волнами сомнений, влается (колеблется, мятется) легкомысленно всяким ветром учения? Обновилось ли сердце наше истинною, крепкою любовью к Богу и ближним, или колеблется еще между Богом и миром, обуревается самолюбием, завистью, корыстолюбием, злопомнением, недоброжелательством? Обновился ли весь образ жизни нашей так, чтобы свет веры и благочестия нашего светился перед человеками, чтобы видящие дела наши прославляли Отца нашего, иже на небесах?

Блаженны, неизъяснимо блаженны те, кои ощущают в себе все признаки новой жизни во Христе Иисусе, коих духови свидетельствуетСам Дух Божий, что они чада Божии! Да блюдут они в себе сие сокровище, как несомненный залог вечно-блаженной жизни с Богом! Да воспоют со благодарением в настоящий день спасения мира: днесь и нашего спасения главизна!

Но, увы! многие ли между нами могут с уверенностью усвоять себе сие блаженство? Многие ли могут сказать с Апостолом: сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос? Не большая ли часть из нас должна сказать о себе словами Пророка: прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены. Прошло много лет жизни, минуло много благопрятного времени, близка смертная осень; а мы далеко не готовы еще стать, непостыдно пред судищем Христовым, войти в славное царство Божие, быть причтенными к светлому лику святых! Итак, спросим себя еще: положено ли, по крайней: мере, начало нашего спасения? Ибо, если не будет положено начало спасения здесь, то мы вечные пленники дьявола и верная добыча ада: по смерти нет и не может быть покаяния! Итак, положено ли начало очищению от грехов искренним исповеданием их перед служителем Церкви, искренним желанием исправления жизни? Положено ли начало новой жизни о Христе всеусердным исполнением заповедей Господних, тщательным уклонением от всего, что может привести нас ко греху? Возбуждены ли в сердце отвращение от сует мира, тоска по небесной отчизне, алчба и жажда небесных сокровищ? Дорожит ли сердце наше паче всего в мире небесным именем сынов Божиих, наследников царства Христова? О, счастливы, несказанно счастливы, если ощущаем в себе хотя начатки духовного обновления и спасения нашего! Да храним со тщанием и возрастим со усердием сие благодатное семя вечной жизни до последней минуты разлучения нашего с телом! Воспоем со благодарением в настоящий день спасения мира: днесь и нашего спасения главизна!

Что делать тем из нас, кои не полагали еще и начала своего спасения, не обратились от греха к Богу искренно и постоянно. всем сердцем и душою? Братия возлюбленные, что ж мешает и вам в настоящий день спасения помыслить о вашем спасении, о вашей вечной участи? Ныне,—так может сказать каждый самому себе, ныне Господь славы смирился до восприятия зрака раба для спасения погибающих грешников.—и сколько братий моих по плоти, обновленных Его благодатью, вознеслись уже в обители Отца небесного, в которых и для меня уготовано место! Сколько подобных мне грешников предварили или предваряют меня во царствии Божием, которое и мне завещал сладчайший Искупитель мой! А я доселе, как овца заблудшая, убегаю в дебри от ищущего меня человеколюбивого Пастыря и сам, несчастный, ищу моей погибели! Какое безумное ослепление!—Ныне Господь славы предал Себя уничижению, чтобы отъять мое бесславие, даровать мне досточтимое имя христианина—сына Божия, и я ношу драгоценное имя сие от самой колыбели; но увы, оно бесчестится моею жизнью, хулится моими делами, поносится неверными ради меня непотребного. Какое жестокое оскорбление любви Божией! — Ныне Господь славы нисшел с высоты небес, чтобы пострадать и умереть на кресте для моего спасения, — и я омыт уже Его святейшею кровию, возрожден в таинстве крещения, восприял обручение Духа Святаго в миропомазании. Но увы, я попрал кровь заветную, обесчестил Духа благодати, погубил благодать сыноположения, и своими грехами второе распинаю Сына Божия. Какая ужасная неблагодарность величайшему Благодетелю! — Пресвятая Матерь Божия с собором святых молится и о мне недостойном грешнике, отвращает своим предстательством стрелы гнева небесного, готовый пасть на главу мою, преклоняет любовь Сына и Бога своего к долготерпению, без которого я давно не существовал бы на земле, по грехам моим. А я, несчастный, моим ожесточением и упорством, преогорчеваю и Ее матернее милосердие о мне, пронзаю скорбно и Ее любвеобильное сердце. Какое достойное ада ожесточение!

Боже мой, долго ль идти мне сим путем погибели? Вот, дни мои проходят, как сновидение по пробуждении, ; смерть каждодневно похищает собратий моих! Что, если внезапно восхитит и меня посреди моей греховной жизни? Как предстану я перед лицом сладчайшего Искупителя моего? Как явлюсь перед лицом Ходатаицы моей — Матери Божией, перед собором ангелов и святых Божиих? Милосердый Господи, просвети омраченный ум мой светом благодати Твоей; порази и сокруши окамененное сердце мое страхом нелицеприятного суда Твоего; воздвигни падший дух мой из глубины греховной! Да будет день Твоего человеколюбного снисхождения к роду человеческому днем благоутробного снисхождения и ко мне, недостойному помилования грешнику! Да будет днесь главизна и начало и моего спасения! Аминь.

11. Слово в тот, же день («Сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление» «Не одних устных хвалений и не словесных только благодарений ищет у нас любовь Божия; она ищет нашего обновления и спасения»)

 «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление»

Много слышали мы торжественных, священных песней, которыми св. Церковь прославляет совершившееся ныне таинство воплощения Сына Божия, и научает верующих достойно праздновать благознаменитый день спасения; но чаще всех слышится сия священная песнь: днесь спасенья нашего главизна, и еже от века таинства явление. Значит, сама св. Церковь желает, чтобы мы более остановили на ней свое внимание, глубже вникли в смысл ее, тверже напечатлели ее не в одной памяти, а и в сердце. Почему? Потому, без сомнения, что в ней изображается сущность настоящего празднества и заключается приличное назидание для празднующих.

В самом деле, что составляет сущность настоящего празднества? То, что ныне тайна, сокровенная от века и родов, юже предустави Бог в славу нашу, тайна воплощения Сына Божия явлена миру через благовестие Архангела; что, с воплощением Сына Божия, начинается дело спасения человеческого рода, т. е. избавления его от клятвы греха, примирения и соединения его с Богом, обновления, освящения и облаженствования: днесь спасенья нашего главизна, и еже от века таинства явление. Что поучительного для нас в этом таинстве? То, что спасение, совершенное Иисусом Христом, может и должно совершиться и в нас, т.е. и нам должно быть оправданными от грехов, должно примириться с Богом, обновиться и освятиться, чтобы наследовать вечное блаженство; что и наше спасение совершается так же, как совершено оно в мире, ибо совершается тем же Сыном Божиим Иисусом Христом, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Остановимся же мыслью на священной песни церковной, вникнем в дух ее, чтобы научиться принимать спасение, которое подает нам Спаситель наш.

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление. Итак, спасение наше начинается ныне, но оно уготовано от века; велие благочестия таинство открывается ныне, но оно было предопределено в предвечных советах Божиих. Так, беспредельная, неизреченная, вечная любовь Божия возлюбила нас еще прежде создания нашего; так, бесконечная премудрость Божия совещала о нас во благое, когда сын персти еще не призван был к бытию! И самый грех, которому подвергся, потом, праотец рода нашего, не возбранил придти в исполнение предвечным советам Божиим о нас; и самая бездна зла, в которую ниспали мы по собственной вине, не истощила бездны премудрости и благости Божией. Господи, что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс.8:5) Мы прах и пепел; а Ты от вечности, уготовляешь нам неизреченную славу в пренебесных обителях Твоих, в святом и славном царствии Твоем. Мы преступники вечного закона Твоего, чада гнева и погибели; а Ты, нас ради, не щадишь возлюбленного Сына Твоего. Мы рабы смерти и тления; а Твой Единородный Сын, Господь славы, уничижает Себя до нашего рабьего зрака, восприемлет наше бренное естество, подъемлет крестную смерть, дабы избавить нас от смерти. Каким языком возвеличим безприкладное милосердие Твое! Какими устами прославим непостижимую любовь Твою! Какими благохвалениями воспоем величество благости Твоея!

Но, братья мои, не одних устных хвалений и не словесных только благодарений ищет у нас любовь Божия; она ищет нашего обновления и спасения: вот, в чем наибольшая слава и похвала премудрости и благости Божией! вот, чем можем достойно возблагодарить любовь Божию! Видите, как драгоценна в очах Божиих душа наша! Он Сам в триипостасном совете Своем, от вечности промышляет о судьбе ее, уготовляет средство ко спасению ее. Столько ли драгоценна она в наших собственных очах? столько ли помышляем мы сами о своем спасении? твердо ли помним о своем вечном назначении? Кто глубоко сознает достоинство существа своего, созданного по образу Божию; тот остерегается осквернять его грехом, предавать образ Божий в жертву страстей и похотей, из существа богоподобного прилагаться скотом несмысленным и уподобляться им. Кто твердо помнит о своем вечном назначении; тот со всем усердием заботится о том, чтобы явиться достойным любви Божией, со страхом и трепетом уготовляет себя к нескончаемой вечери в царствии Отца небесного. Так, братья, нескончаемая вечность блаженства ожидает всех нас на небе: будем ли хладнокровны при сей радостной вести? Бесконечная вечность мучений угрожает нам во аде; останемся ли беспечны, при сей страшной угрозе? Все небо подвиглось на взыскание нас погибших; пребудем ли равнодушны к собственной участи?

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление. Но и прежде, нежели явлена миру сия велия тайна, она многообразно была предвещаема и предобразуема в мире, чтобы мир познал ее и прежде явления, возлюбил ее и прежде исполнения, возжадал и искал спасения своего и прежде совершения его. Премудрость Божия, от вечности уготовавшая вечерю велию, давно посылала пророков с высоким проповеданием, чтобы обуявшие в нечестии люди обратились на зов их, отвергли безумие и нечестие, взыскали разума и благочестия. И если премудрость Божия медлила несколько тысячелетий открыть тайну спасения нашего, то, без сомнения, потому, что люди не были способны принять ее как должно. Если Сын Божий не благоволил долго нисходить на землю, то, без сомнения, оттого, что человеческий род не был готов к сему божественному посещению. Не любовь Божия медлит спасти человека, а человек, предавшийся суете и тлению, не вмещает своего спасения. —Так и ныне, когда мы блуждаем по распутью порока, не помышляя о возвращении под кров Отца небесного, когда дремлем в обаянии суеты и сластей житейских, не примечая под собою бездны погибели,—любовь Отца небесного не оставляет нас совершенно, благодать Божия не престает призывать нас к себе. Сам Господь вопиет в душах и сердцах наших: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Слышим ли сей божественный глас? Чувствуем ли толцания благодати? Ощущаем ли нужду поспешать на призвание Божие? Чувствует ли преданный рассеянности человек, как громко вопиет, по временам, его совесть, томит сердце его недовольством и скукою, делает удовольствия его горькими, самые радости нерадостными? Это глас благодати, призывающей к Богу, это сокровенная тоска сердца по небесной отчизне, это тайная грусть души об утраченном наследии рая, которого не заменят все радости мира. Чувствует ли усердный искатель мирской чести и славы, как собственное честолюбие точит, как червь, его сердце, как самое достижение чести не радует его духа, производит в нем большее томление и скорбь? Это благодать Божия хочет вразумить его, что одна только почесть вышнего звания о Христе Иисусе может удовольствовать бессмертный дух его, одна слава сынов Божиих и наследников царствия Христова может преисполнить сердце святой и чистою радостью и веселием. Чувствует ли преданный любостяжанию, как приобретенные им сокровища ускользают иногда из рук его, как беглый раб; или, сберегаемые тщательно, тяготят сердце его горькою заботою, которая отъемлет сон и пищу, иссушает тело и душу; как взгляд на любимое золото наводит, по временам, не радость, а скуку и грусть? Это—благодатное напоминание о том, что сердце наше создано не для тленных сокровищ, что есть иные сокровища на небе, которых ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, что нет пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Ощущает ли невоздержный плотоугодник, как не только дух, но и тело его тлеет в похотях прелестных, разрушается по вся дни, истощается ежечасно, быстро клонится к истлению? Это—явное напоминание о смерти и о том, что за смертию, о гробе и о том, что за гробом. Чувствует ли, вообще, всякий грешник, не переставший от греха совершенно, окованный страстными привычками, держимый во узах дьявола,—чувствует ли, как что-то недоведомое ударяет, по временам, в его сердце, как омерзителен иногда становится ему грех, как тяжелы бывают, по временам, узы порока, как вожделенна свобода духа? Что иное значить сие, как не прикосновение благодати Божией, влекущей его от греха к добродетели, от погибели к Богу? Страшно, братья мои, противиться сему зову благодати Господней, дозволять греху запутывать себя более и более, отлагать покаяние со дня на день. С каждым противлением благодати увеличивается жестоковыйность и нечувствие; каждое оттолкновение луча света небесного умножает внутреннюю тьму, увеличивает хладность и окаменение сердца; каждое попрание гласа совести делает ее нечувственною, мертвою, сожженною. Долго ли дойти, таким образом, до совершенного ожесточения, ниспасть в самую глубину зол, удалить навсегда благодать Божию, соделаться, наконец, сыном погибели и смерти вечной?

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление. То-есть, когда род человеческий самою тяжестью зол приведен был в сознание своей бедности, исповедал свою немощь и бессилие; когда высокая проповедь пророков уготовала мир к приятию небесного Посетителя душ; когда и исполненный благодати Божией сосуд, украшенный многоценными добродетелями ковчег—пресвятая и пренепорочная Дева Мария избрана, освящена и уготована была Духом Святым в достойный чертог Царя славы, в чистое вместилище Невместимого: тогда немедленно является Архангел с радостным благовестием о том, что Сам Единородный Сын Божий нисходит в девственную утробу пресвятой Девы, приобщается приискренно плоти и крови нашей, соединяется ипостасно с естеством человеческим. Как будет это? вопрошает в смущении непорочная Дева. Дух Святый найдет на Тебя,ответствует небесный вестник, и сила Всевышнего осенит Тебя!— Так и ныне, когда проникнутое действием благодати сердце сотрясается страхом суда Божия, сокрушается скорбью о грехах своих, размягчается печалью по Богу, омывается слезами умиления, согревается усердным желанием спасения, изливается в искреннем исповедании грехов своих,—тогда служитель Церкви, которому Сам Господь вложил в уста слово примирения, является, как ангел благовестник спасения, возвещает радость велию, изрекает прощение грехов, милость и любовь Отца небесного. «Как будет это?» может вопросить мятущаяся совесть грешника, обремененная тяжестью грехов. Как загладятся преступления, коими оскорбляется и прогневляется вечная правда Божия, и за которые одно достойное воздаяние—вечные мучения ада? Как обновится дух, умерший прегрешениями, истлевший в похотях прелестных? Как сын гнева и погибели соделается паки сыном Божиим, наследником вечной славы и блаженства? «Дух Святый найдет на тебя», скажет ему служитель алтаря Господня, «и сила Всевышнего осенит тебя». Сам Дух Божий, Господь животворящий, которого Иисус Христос ниспослал нам от Бога Отца, загладить преступления твои ради крестной смерти, подъятой за тебя Сыном Божиим, дарует тебе благодать усыновления, залог и обручение вечной жизни; вседействующая сила Вышнего, все обновляющая, оживотворяющая и освящающая, таинственным наитием освятит естество твое, оживотворит дух твой и соделает тебя новою тварью во Христе Иисусе.—Такова, братья, сила искреннего, вседушевного, нераскаянного покаяния, запечатленного разрешительным словом служителей Церкви; ибо Сам Господь сказал им: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся, и что свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. К сему то благодатному сокровищу спасения призывает и нас, братья, св. Церковь в настоящие дни поста и покаяния. И вот, эти святые и спасительные дни уже преполовились и клонятся к концу. Стяжали ли мы бесценное сокровище оправдания? Обновились ли покаянием? Положили ли начало новой благодатной жизни с причащением плоти и крови Господней? Или и о нас должно еще сказать с Пророком: прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены? Проходят дни жизни нашей невозвратно, а мы не решились еще употребить их на стяжание блаженной вечности; приближается страшный час смерти неизбежно, а мы не помышляем еще о должном приготовлении к нему; протекает одна четыредесятница за другою, а мы остаемся только зрителями священнодействий церковных. Но, братья мои, св. Церковь для того и священнодействует, чтобы мы освящались; для того и заповедует пост, чтобы мы очищали себя от всякие скверны плоти и духа; для того отверзает двери покаяния, чтобы мы сокрушенным исповеданием грехов принимали оправдание жизни; для того уготовляет трапезу плоти и крови Христовой, чтобы мы оживотворялись вкушением ее и укреплялись в жизни святой и непорочной.

Днесь спасения нашего главизна,—главизна, но не конец, начало, но не совершение. Ибо тайна спасения человеческого, и по явлению ее миру, совершилась не вдруг. Воплотившемуся Сыну Божию надлежало много пострадать, чтобы войти в славу Свою и возвести с Собою человечество. —Многими скорбями подобает, братья, и нам войти в царствие Божие, и после духовного обновления в покаяние. Неминуемо встретят нас сии скорби, как скоро истинно и действительно вступим на путь добродетели, начнем очищать себя от всякой скверны плоти и духа, решимся стоять в истине и правде, вере и добродетели даже до смерти. Много горьких скорбей принесет борьба со страстною плотию, с греховными похотями, воюющими во удах наших, доколе не подчиним ее совершенно духу, не соделаем удобоподвижною на все благое. Не раз, быть может, придется вопиять с Апостолом: бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7: 24). Много томительных болезней причинит борьба и против собственного духа, когда решимся победить его самомнение, истребить его завистливость, смирить его гневливость; когда начнем, по заповеди Господней, любить враги своя, благословлять клянущих нас и молиться за творящих нам напасть. Много скорбей встретят нас и в мире, среди твари, повинувшейся суете, на преданной проклятию Божий земле, где, по замечанию св. Павла, в опасностях на реках, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море. Еще более огорчений и бедствий встретит нас среди общества подобных нам человеков, столько же, как мы, страстных, так же ищущих более своих си, нежели ближнего; и здесь, по слову Апостола, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников (2Кор:11,26). Но братья мои, чем же иначе засвидетельствовали бы мы, что мы отвращаемся греха, ненавидим порок, если не распятием плоти своей со страстями и похотями? Чем же доказали бы, что мы искренно желаем спасения души, как не отвержением всего, что может погубить ее? Чем оправдали бы любовь свою к Богу и Его закону, как не принесением в жертву всего, что драгоценно для нас в мире? Как же хотели бы мы без труда и подвигов получить венец вечной славы, когда и для приобретения тленного венца славы человеческой не щадят иногда самой жизни?—Не подумайте, братья, чтобы, среди стольких скорбей, мы оставлены были одни, без всякой помощи и утешения. Нет, Сам Господь сказало нам: Я с вами во все дни до скончания века. (Матф.: 28, 20). И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его (Иоан. 14: 16,17). С сею божественною помощию может ли всякое бремя быть тяжким и неудобоносимым? всякая скорбь безутешною? Только нераскаянные грешники страждут безнадежно и безутешно; страдальцы Христовы единодушно свидетельствуют: ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. (2 Кор. 1: 5). Крест Христов страшен только сопреди, а за ним рай сладости и блаженства! Примем и понесем его небоязненно, — и Господь не умедлит облегчить его Своею благодатною помощию, усладить несение его предвкушением вечной радости и блаженства.

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление. И посредницею сего спасения, служительницею сего таинства является едина от нас, избранная от всех родов пресвятая Дева, Матерь Божия. Ее равноангельная святыня соделала Ее достойным вместилищем Бога Слова; Ее глубочайшее смирение и преданность воле Божией соделали Ее способною послужить величайшему таинству воплощения Сына Божия; Ее чистейшая и святая плоть могла взаимодать плоть и кровь Святейшему святых. Воистину достойно и праведно есть величати Тя, Богородице, честнейшую херувимов и славнейшую, без сравнения, серафимов! Что было бы с человеческим родом, что было бы со всеми нами, если бы не обрелось посреди людей сего пренебесного сокровища чистоты и святыни, сей неискусобрачной невесты, достойной небесного Жениха?—Но, братья мои, то особенно важно для нас, что пресвятая Дева, соделавшись Материю Господа и Спасителя нашего по естеству, есть Матерь и всех, верующих во Христа, по благодати. Если и Сам Господь наш Иисус Христос не стыдится братиею нарицать нас, не постыдится и пресвятая Матерь Его нарещи своими чадами всех, истинно верующих во имя Его. Ставши посредницею спасения всего мира, Она есть вместе благонадежная Ходатаица и нашего спасения; бывши служительницею преславной тайны воплощения Сына Божия, Она есть первая служительница и всех таин Божиих в царстве Христовом. Итак, братья, мы имеем любвеобильную Матерь на небе, которая не забудет и не оставит чад своих, хотя бы забыли и оставили их земные матери—имеем теплую Предстательницу и Ходатаицу перед престолом Господним, которой Матерняя молитва много может ко благосердию Владыки; имеем скорую Помощницу и усердную Заступницу, которая может спострадать немощам нашим, быв Сама дщерью человеческою, нося общее всем нам естество Адамово; может утешить во всякой скорби, понесши Сама все скорби во днех плоти своей; может избавить от всякой беды и напасти, будучи Царицею неба и земли, коей вся тварь повинуется. Притецем убо к сему тихому пристанищу. Откроем перед Нею все недуги души нашей, все заблуждения сердца; поведаем перед Нею и всю скорбь сердца, всю болезнь совести, обремененной узами многими, не дерзающей и воззреть на высоту славы божественной. Любвеобильная Матерь Господа не отвратится кающихся, приимет и обымет с любовью, как прияла некогда великую грешницу Марию; Она Сама предстанет о нас перед престолом Сына и Бога своего, Сама испросит нам прощение и помилование. Паче же, когда начнет оскудевать в нас крепость и сила духа в борьбе с собственными страстями и похотями, или когда туча внешних бедствий омрачит дух наш печалью; тогда преимущественно припадем к любвеобильной Матери небесной, излием перед Нею моление наше, печаль нашу перед Ней возвестим. Для Ее матернего сердца нет приятнее дела, как вспомоществование бедствующим, утешение плачущих, исцеление сокрушенных сердцем. Одного только не может покрывать, одного отвращается в нас Матерь Божия—нераскаянности и закоснения во грехах, коими второе распинаем возлюбленного Сына Ее, Иисуса Христа. Тогда только не может и не захочет и Она предстать о нас с молитвою перед престолом Господним когда, за ожесточение и нераскаянность нашу, Сам Господь скажет о нас, как говорил о древних израильтянах: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут.

 Днесь спасения нашего главизна... Но премилосердый Господи и Спасителю наш, молитв ради пречистыя, преблагословенныя Матери Твоея, соделай Сам, чтобы священный день спасения мира был главизною спасения и нас бедных грешников, чтобы день радости всей вселенной соделался днем веселия духовного и нашего окаянного сердца! Аминь.

12. Слово в день Благовещения пресвятой Богородицы («Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей» Что значит воспитать сироту?)

«Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей» (Луки 1, 46. 47. 48).

Так радовалась и благодарила Господа Преблагословенная в женах, сподобившаяся, по благовестию Архангела, быть безмужною Материю Сына Божия, послужить спасению человеческого рода в Его неизреченном воплощении и вочеловечении. Эта святая радость Преблагословенной в женах, в некоторой мере, принадлежит и вам, благородные жены, труждающиеся в призрении и воспитании сих бедных сирот под Ее небесным покровом. Пресвятая Дева, единая небесная Матерь сирых, уступает, так сказать, и вам свое небесное звание, усыновляет вам сирых чад своих, соделывает и вас богонареченными матерями тех, которых Сам Единородный Сын Божий нарицает Своими братиями.

Да возвеличит душа ваша Господа, который призрел Своею благостию на виноград сей, насажденный вашими трудами и попечениями, и в четверть столетия умножил, укрепил и возрастил его до той степени духовной зрелости, что он приносит уже обильный плод во славу Божию и во благо граду нашему.

Да благословит сердце ваше преблагословенную в женах Матерь Божию, которая, восприяв сию обитель сирых под свой благодатный покров, благословляет труды ваши, совершает попечения ваши, исполняет во благих желания сердца вашего, утешает дух ваш благословенным успехом.

Да будет в благословении вечная память и почившим в Господе приснопамятным насадителям вертограда сего. Веруем несомненно, что премилосердый Отец сирых утешает и утешит души их от неистощимых сокровищ благодати Своей за то успокоение и утешение, которое обретают здесь преогорченные сердца вдов и сирот. Каждая молитва, вознесенная ими, каждая благодарная слеза, пролитая ими, приложит свою нескудную долю к тому сокровищу блаженства, которое воздаст им Судия мира в день праведного суда Своего.

Да возрадует благодать Божия и ваш дух, богонареченные матери сирых сих, и да возвеселит сердце ваше тою святою пренебесною радостью, которая есть плод всякого христианского подвига, всякого дела христианской любви. Этой святой радости и сего небесного утешения желаем вам, возлюбленный, прежде и паче всего, а не того только утешения, которое проистекает из благодарности облагодетельствованных, и не той одной радости, которая возбуждается похвалами от человеков. Как ни драгоценна благодарность человеческая, но она льстит нашему самолюбию; а это самолюбие, как червь, подтачивает, портит и извращает всякое доброе дело. Как ни утешительна похвала от человеков, но она возбуждает в нас тщеславие, которое, как горькая отрава, отнимает все достоинство и всю цену самых высоких подвигов. Все, что делается не для единого Господа Спасителя, не будет принято и вознаграждено Им. Все, чем питаются самолюбие и тщеславие, уже находит достойное себе воздаяние в мишурной славе человеческой. Как после сего горько и безотрадно будет услышать из уст Судии мира: чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твое! Нет, возлюбленный, единая мысль о Боге Спасителе да одушевляет вас в подвигах добра и благотворения, и эта одна мысль может поддержать ревность вашу до конца. Единое упование вечного воздаяния да укрепит дух ваш, и только это упование может вполне и совершенно утешить ваше сердце среди забот и огорчений, неизбежных во всяком истинно христианском деле. Единая любовь христианская, благодатная, да руководствует вас в деле призрения и воспитания юных сих; ибо одна только любовь христианская и может быть источником благословенных плодов воспитания.

В самом деле, что значит призреть сироту? Значит, заменить ему его родителей, его родного отца и матерь. Можно ли достигнуть сего без истинной любви к нему? Как ни ласкайте сироту, но если в ласках ваших не искрится истинная, неподдельная любовь,—от них повеет холодом, и юное, нежное, восприимчивое сердце дитяти ощутит этот холод. Оно вспомнит горячие ласки матери и заплачет в ваших холодных объятиях. Чем ни утешайте сироту, но если в сердце своем вы отличаете его от родных, милых вам чад своих, то ваши утешения не облегчат, а еще более отяготят юное сердце, да- дут ему почувствовать всю горечь утраты любви родственной. Какие ни давайте мудрые наставления юному питомцу своему, но если не звучат они глубоко-сердечною любовью и не затронут нежных струн юного сердца, то пролетят мимо ушей его, проскользнут по поверхности души его и забудутся в ту же самую минуту. Какие ни давайте полезные советы, но если не дышат они живою, деятельною любовью, юное сердце дитяти ощутит их неискренность и не примет их. Тогда воздаянием за все труды ваши будет разве одна учтивая, но не сердечная благодарность. Тем паче не вознесется о вас теплая, сердечная молитва к Богу, не упадет горячая слеза благодарности перед Отцом небесным. Весь труд ваш останется безплодным.

Напротив, воодушевитесь искреннею христианскою любовью. Тогда нежное сердце дитяти привлечется, как магнитом, к вашему сердцу, покорится вполне и совершенно вашему влиянию, прильнет к вам своею горячею любовью. Ваши ласки и утешения оно будет впивать в себя, как нектар услаждающий, и они будут утешать его во всю последующую жизнь. Ваши советы и наставления углубятся в душе его, укоренятся в сердце его, вырастут и расцветут в целое древо добрых чувствований и поступков, будут охранять его во всю жизнь от заблуждений и пороков. Пусть бури жизни и возвеют на него тлетворным дыханием своим, возмутят его душу нечистыми страстями, огрубят и очерствят его сердце злыми навыками, увлекут его в бездну порока — и тогда одно воспоминание о любви вашей пробудит его совесть, смягчит его сердце, исторгнет из груди его тяжелый вздох сокрушения, извлечет из очей его слезу раскаяния. Мало ли примеров, что одно воспоминание о доброй, любящей матери пробуждало совесть самых закоренелых злодеев, приводило их к раскаянию и исправлению? О, какая это драгоценная заслуга перед человечеством! Какое это поистине святое дело любви, и вместе какая совершеннейшая награда любви!

Что значить воспитать сироту? Значит сохранит в душе его благодать св. крещения, развить, направить и привести в правильное действие духовные силы его, запечатленные печатью дара Духа Святаго; значит возрастить отроча в истинного христианина, сына Церкви Христовой, человека Божия, на всякое дело благое уготованного. Здесь уже, возлюбленные, вы становитесь служительницами не природы, а благодати Божией; заменяете для сироты не земных его родителей, а Отца небесного, который, вверяя вам усыновленных Ему в св. крещении чад Своих, обещает и подает в помощь вам Свою божественную благодать; заступаете место небесной их Матери, преблагословенной в женах Богородицы, которая, избрав вас в сотрудницы Себе, вверяет вашему хранению то, что есть драгоценнейшего на земле нашей,—омытое и освященное кровью Сына Ее дитя христианское. Чувствуете ли всю высоту призвания вашего, все величие служения вашего в царстве Божием, всю славу уготованного вам воздаяния и всю тяжесть ответа перед судом Божиим за малых сих? Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих, говорит Господь наш Иисус Христос. Итак, если вашими заботами и попечениями сохранятся малые сии для царствия Божия, если, по крайней мере, из своих рук вы предадите их в руки Промысла Божия чистыми и непорочными, на всякое дело благое уготованными; то с каким светлым, радостным лицом предстанете престолу Божию и речете; вот я и дети, которых дал мне Господь! Напротив, если от небрежения и невнимания, тем паче от собственного примера вашего соблазнится и погибнет хотя един от малых сих, то лучше было бы тому, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской, говорит Сам Господь наш Иисус Христос. Отец небесный, не пощадивший для спасения их Сына Своего, спросит вас: где Авель, брат твой? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне. Сын Божий, искупивший их кровью Своею, спросит вас: где сокровище, купленное ценою крови Моей? Отдайте его Мне. Матерь Божия, вверившая вам чад своих, спросит вас: где чада Мои возлюбленные, омытые кровью Сына Моего и Бога? «Приведите Ми их семо». Боже мой! Кто ж из воспитателей и наставников избегнет праведного суда Твоего? Смиренная, благочестивая христианская любовь одна достойна стать и оправдаться перед престолом правды Божией; ибо она положит душу свою за друзей своих, а нет больше той любви, и больше ничего не требует от вас сама правда Божия. Итак, стяжите любовь, которая есть совокупность совершенства, —и она научит вас совершить дело любви во спасение, она облегчит всякий труд и усладит вам всю горечь забот, она привлечет в помощь вам божественную благодать Духа Святаго: пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. А с такою помощью может ли что быть или трудно, или безуспешно? Ваша христианская любовь, как искра, возжет и воспламенит любовью нежное сердце дитяти. Тогда ваша живая вера, споспешествуемая любовью, перейдет невидимо в его душу и оживотворит ее святою верою. Ваше живое упование на Бога оживит и его юное сердце тем же святым упованием, которое будет укреплять его на всех стезях жизни. Ваше святое усердие к храму Божию соделается потребностью и его юной души. Ваша горячая молитва согреет и его нежную душу и оживотворит ее тем же духом молитвы. Ваши добрые христианские чувствования и дела глубоко западут в его сердце, как доброе семя в удобренную ниву, и принесут плод сторицею во время свое. Словом, ваша живая, деятельная любовь к Богу, выражаясь во всех словах и делах ваших, во всех советах и начинаниях, написанная на благоговейном лице вашем, светящаяся во взорах ваших будет его путеводною звездою и приведет его ко Христу. О, какое это великое торжество для целого неба! Какой это светлый праздник для самих ангелов Божиих! Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Какими сокровищами и наградами не воздаст вам Отец небесный, не пощадивший за нас Единородного Сына Своего! Какою честию не почтит вас Сын Божий во царствии Своем! Какими небесными радостями не утешит вас пресвятая Матерь Божия! С какою радостью встретят вас, обымут вас и введут вас в селения небесные св. ангелы малых сих, которые видят ваши труды и попечения об них, читают в сердце вашем христианскую любовь к ним и сами с любовью готовы помогать вам!

Вот самое верное средство достигнуть наилучших плодов в призрении и воспитании детей, кратчайший и верный путь к вашей высокой и святой цели! Идите сим царскими путем, и больше не заботьтесь ни о чем и не страшитесь ничего. Все, что в силах наших, освятить и утвердить,— все, что свыше сил наших, восполнит и совершит вседействующая, всесовершающая благодать Божия. Нет нужды, что, быть может, вы не успеете научить их чему- либо. Опыт и нужда научат их всему. Вы сделаете их христианами, а в этом — все. Ибо истинный христианин на все полезен, ко всему пригоден, везде благопотребен, всегда верен, во всяком деле честен, не клевещет языком своим, не покривит душею, не продаст своей совести, ходит непорочно и делает правду.

Достигайте убо крепче всего любви: все у вас да будет с любовью; ибо пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Аминь.

13. Слово в день Благовещения пресвятой Богородицы («Радуйся, безматерних сирот, незримая Воспитательнице!» Что значит воспитать сироту?)

Радуйся, безматерних сирот, незримая Воспитательнице!

Так, между многими благохвалениями, св. Церковь ублажает пречистую и пресвятую Матерь Господа. И если где и когда, то здесь, среди воспитывающихся под кровом Матери Божией сирот, и теперь, в день основания этого дома призрения убогих и сирых, достойно и праведно принести ей—Госпоже, Царице и Владычице нашей это хвалебное благодарение. Ея матерняя любовь к сирым вдохнула приснопамятным предкам вашим мысль основать вертоград сей в пристанище сирым и убогим. Под Ее небесным покровом он возрастал, процветал и приносил обильный плод в течение целого почти столетия. О сих всех буди Тебе слава, честь и благодарение, небесная Матерь убогих и сирых! Да будет и от нас благословенно имя Твое в роды родов!

Так, братья мои, это—непреложная, святая истина, что Матерь Божия, которая Сама, быв посвящена Богу еще в трехлетнем возрасте, скоро потом лишилась святых своих родителей и сиротою воспитывалась при храме Божием, есть истинная Матерь и Воспитательница сиротствующих. Но уверенность в этой истине избавляет ли нас от обязанности заботиться о призрении и воспитании сирот? Напротив, она-то и обязывает нас к сему благому и богоугодному делу. Она-то и побуждает нас относиться к сиротам с искреннею любовью, как бы к собственным детям, о воспитании и направлении их к честной и полезной деятельности в кругу общественном. Если пресвятая Матерь Господа есть Матерь сирот, то чем лучше мы можем приблизиться к ней и сделаться ей угодными, как не любовью к ее чадам? Чем скорее всего можем заслужить ее благоволение и милость, как не усердною, братскою заботливостью о присных ее чадах? Все, что сделаем доброго для сирот, пресвятая Дева, как Матерь их, вменит Самой Себе и за все воздаст сторицею. Все, чем оскорбим и преогорчим сироту, Матерь Божия примет в огорчение и оскорбление Самой Себе и отвратит лице свое от оскорбителя. Итак, желаешь ли, возлюбленный собрат мой, сделаться сыном Матери Божией, снискать ее матернюю любовь и благоволение,—будь искренним, нежным и попечительным братом сих меньших чад ее, возлюби их любовью чистою, искреннею, бескорыстною, яви к ним свое братское и отеческое усердие и горячность, прими и обыми сироту, как дорогого, милого тебе сродника, как собственное дитя свое,—и небесная Матерь сирых возлюбит тебя, как своего любимейшего сына.

Что такое сирота? Это—сорванный с корня своего цветок, предоставленный произволу бурь и непогод; это — выпавший из родного гнезда неоперившийся птенец, готовый сделаться жертвою всякого хищника. Правда, и у сироты есть жизнь, но ей не на чем укорениться, чтобы развиться, расцвести и принести плод; нет жизни родительской; нет опытного отеческого руководства, которое предохранило бы разум и волю его от заблуждений и по- роков, просветило бы его светом веры Христовой, научило бы его всякому полезному для жизни знанию, направило бы волю его ко всему доброму, честному и святому, ко всякой добродетели и правде, приучило бы юные и свежие силы его к честной и полезной деятельности; нет теплоты любви матерней, которая согрела бы сердце его и возбудила бы в нем святые чувства любви к Богу и ближнему, кротости и терпения, скромности и целомудрия, милосердия и сострадания,—оживила бы и вдохновила бы его духом веры и упования на Бога, духом молитвы и преданности воле Божией. Есть и у сироты родное место на земле—могила его родителей; но безмолвна могила, не отзовется она ласкою и приветом на самые горькие его вопли: холодна могила, не согреют ее самые жаркие его объятия; жестка могила, не смягчат ее горячие слезы сиротские,—по неволе он отойдет от нее, как и пришел, сиротою, без привета и утешения, без крова и защиты, с унылою душою, с растерзанным сердцем. Оставьте-же его без при- зрения,—он одичает среди чуждых ему людей, у которых не находит живого, родственного к себе сочувствия; он озлобится на весь мир, в котором не встречает братской к себе приязни и любви; в нем разовьются одни дурные наклонности и страсти—зависть, ненависть и озлобление ко всем. Положим, вы не дадите умереть сироте с голоду и холоду; один подаст ему хлеба, другой— какую- нибудь одежду, третий—какую-нибудь монету. Но к чему послужат сироте эти случайные безучастные, как бы вынужденные назойливостью просящего, ваши подаяния? Легкий способ приобретения выпрашиванием не приучит ли его к лености, праздности, тунеядству и бесстыдству? Если милостыня обильна, не послужит ли она поводом к легкомысленной и бесполезной трате, к невоздержанию, разгулу и распутству? Если, напротив, милостыня скудна, не разовьется ли у него страсть восполнять ее кражею или другими бесчестными средствами? Не так ли именно образуется в наших обществах большая часть тех несчастных, которыми наполняются наши темницы? Святое дело—подать милостыню просящему; но дороже всего поставить нуждающегося в такое положение, чтобы он сам был в состоянии удовлетворять своим нуждам и не имел бы горькой необходимости выпрашивать подаяния у других, что бывает иногда тяжелее и горче, чем терпеть нужду и горе. Доброе дело—накормить алчущего, или одеть нагого; но, без сомнения, лучше и полезнее достигнуть того, чтобы и тот и другой могли и умели сами снискать пищу и одежду, не имея необходимости толкаться в двери домов, злоупотреблять святейшим именем Христовым. Если бы наша благотворительность приняла навсегда это истинно христианское направление, если бы общее сочувствие, особенно к сиротствующим, всегда выражалось в этой истинно братской помощи; тогда безродный сирота не одичал бы, не развратился бы, не сделался бы гнилым и вредным членом общества, в тягость себе и другим; тогда бесприютный юноша не предался бы праздности и распутству и не сделался бы язвою общества, а был бы деятельным и полезным его членом. Итак, призрение и воспитание сироты—вот истинно доброе и святое дело! Вот истинно христианский подвиг, который возлагает на нас Сам Господь Бог наш! Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник, так говорит Он с неба каждому из нас. Но весь успех в этом святом деле зависит, братья мои, от истинно христианской любви, без которой все труды и заботы в призрении и воспитании сирых не достигнут вполне своей цели, не принесут ожидаемых добрых плодов.

Что значит призреть сироту? Значит заменить ему его родителей, его родного отца и матерь. Можно ли достигнуть сего без нежной, родственной любви к нему? Как ни ласкайте сироту, но если в ваших ласках не искрится истинная, неподдельная любовь,—от них повеет холодом, и юное, нежное, восприимчивое сердце дитяти ощутить этот холод. Оно вспомнит горячие ласки матери и заплачет в ваших холодных объятиях. Чем ни утешайте сироту, но если в сердце своем вы отличаете его от родных, милых вам детей своих то ваши утешения не облегчат, а еще более отяготят юное сердце, дадут ему почувствовать всю горечь утраты любви родственной. Какие ни давайте мудрые наставления юному питомцу своему, но если не звучат они искреннею, сердечною любовью и не затронут нежных струн юного сердца, то пролетят мимо ушей его, проскользнут по поверхности души его и забудутся скорее, чем вы успеете их кончить. Какие ни давайте полезные советы, но если не дышат они живою, деятельною любовью, юное сердце ощутит их неискренность и не примет их. Тогда воздаянием за все труды ваши будет разве одна учтивая, но не сердечная благодарность, тем паче не вознесется о вас теплая, сердечная молитва к Богу, не упадет горячая слеза благодарности перед Отцом небесным,—весь труд ваш останется безплодным. Напротив, воодушевитесь искреннею христианскою любовью к малым сим. Тогда нежное сердце дитяти привлечется, как магнитом, к вашему сердцу, покорится совершенно вашему влиянию, прильнет к вам своею горячею любовью. Ваши ласки и утешения оно будет впивать с себя, как нектар услаждающий, и они будут утешать его во всю последующую его жизнь. Ваши советы и наставления углубятся в душе его, укоренятся в сердце его, вырастут и принесут добрые плоды, будут всегда охранять его от заблуждения и пороков. Но пусть бури жизни и возвеют на него тлетворным дыханием, возмутят его душу и сердце нечистыми страстями и увлекут на погибельный путь порока,—и тогда воспоминание о любви вашей пробудит его совесть, смягчит его сердце, исторгнет из груди его тяжелый вздох сокрушения, извлечет из очей его слезу раскаяния. Мало ли есть примеров, что одно воспоминание о доброй, любящей матери приводило самых закоренелых злодеев к раскаянию? О, какая это драгоценная заслуга перед человечеством! Какое это поистине святое дело любви и вместе драгоценнейшая награда любви!

Что значит воспитать сироту? Значит сохранить в душе его благодать св. крещения, развить, направить и приучить к правильной деятельности все силы души и тела его, запечатленные печатью дара Духа Святаго; значит возрастить отроча в истинного христианина, сына Церкви Христовой, в человека Божия, на всякое дело благое уготованного. Здесь уже, благочестивые воспитатели сирот, вы становитесь служителями не природы, а благодати Божией; заменяете для сироты не земных его родителей, а Отца небесного, который, вверяя вам усыновленных Ему во св. крещении чад Своих обещает и подает в помощь вам Свою божественную благодать; заступаете место небесной их Матери, пресвятой и преблагословенной Царицы небесе и земли, которая, избрав вас в сотрудники Себе, вверяет вашему хранению то, что есть драгоценнейшего на земле нашей, — омытое и освященнное кровью Сына Ее дитя христианское. Чувствуете ли всю высоту призвания вашего, все величие служения вашего в царстве Божием, всю славу уготованного вам воздаяния и всю тяжесть ответа пред судом Божиим за малых сих? Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих, говорит Господь наш Иисус Христос. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих. Если вашими заботами и попечениями сохранятся они для царства Божия, если, по крайней мере, из своих рук предадите их в руки Промысла Божия, в среду общества христианского, чистыми и непорочными, на всякое благое дело уготованными; то с каким светлым и радостным лицом предстанете престолу Божию и скажете: вот я и дети, которых дал мне Господь! Напротив, если от невнимания и небрежения, тем паче от собственного примера кого-либо из вас соблазнится и погибнет хотя и един от малых сих, то лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море, как свидетельствует Сам Господь. Отец небесный, не пощадивший для спасения их Единородного Сына Своего, спросит вас: где Авель, брат твой? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; Сын Божий, искупивший их кровию Своею, спросит вас: где сокровище, купленное ценою крови Моей? Возвратите его Мне. Матерь Божия, вверившая вам чад своих, спросит вас: где чада Мои возлюбленные, омытые кровию Сына Моего и Бога? Приведите Мне их сюда

Боже мой! Кто же из воспитателей и наставников малых сих избежит страшного суда Твоего? Избежит любовь, одна смиренная, благочестивая любовь христианская. Она одна достойна стать и оправдаться пред престолом правды Божией, ибо она положит душу свою за друзей своих. Стяжите эту чистую, святую, нелицепрятную любовь к малыми сим, — и она научит вас совершить дело любви во спасение, она облегчит вам тяжелый труд и усладит всю горечь забот ваших, она привлечет в помощь вам божественную благодать Духа Божия: пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. А с такою помощью может ли быть что-либо или трудно, или безуспешно? Ваша христианская любовь, как искра, возжет и воспламенит любовь к Богу и ближним нежное сердце дитяти. Ваша живая вера, любовно споспешествуемая, перейдет невидимо в его душу и оживотворит ее тою же верою. Ваше живое упование на Бога оживит и его сердце тем же святым упованием, которое будет укреплять его во всех превратностях жизни. Ваше святое усердие к храму Божию и совершающемуся в нем богослужению соделается потребностью и его юной души и будет во всю жизнь его источником высокого, небесного утешения. Ваша горячая молитва согреет и его нежную душу и оживотворит ее тем же духом молитвы. Ваши добрые, христианские чувствования и дела глубоко западут в его сердце, как доброе семя в удобренную ниву, и принесут плод сторицею во время свое. Словом, ваша живая, деятельная любовь к Богу и ближнему, выражающаяся во всех словах и делах ваших, во всех советах и начинаниях, написанная на благоговейном лице вашем, светящаяся во взорах ваших, будет ему путеводною звездою и приведет его ко Христу. О, какое это великое торжество для целого неба! Какой это светлый праздник для самих ангелов Божиих! Аминь бо глаголю вам, так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся. Какими сокровищами и наградами не воздаст вам Отец небесный за малых сих! Какою честию не почтит вас Сын Божий во царствии Своем! Какими радостями небесными не утешит вас пресвятая Матерь Божия! С какою радостью встретят вас, обымут вас и введут в селения небесные св. ангелы малых сих, которые видят ваши заботы и попечения о них, читают в сердце вашем христианскую любовь к ним и сами с любовью готовы помогать вам!

Вот самое лучшее средство достигнуть наилучших плодов в призрении и воспитании сирых, кратчайший путь к этой высокой и святой цели! Идите этим путем, и больше не заботьтесь ни о чем и не страшитесь ничего. Все, что в силах ваших, освятить и утвердить,—все, что выше сил ваших восполнит и усовершит вседействующая благодать Божия. Нет нужды, что вы, может быть, не успеете научить чему-либо, что впоследствии окажется им нужными в жизни. Опыт и нужда научат их всему. Вы сделаете их христианами, а в этом—все; ибо истинный христианин на все полезен, на все пригоден, везде благопотребен, всегда верен, во всяком деле честен, не клевещет языком своим, не покривит душею, не продаст своей совести, ходит непорочно и делает правду.

 О, да будет благословенна во веки память почивших в Господе приснопамятных основателей и благотворителей сего питомника сирых, которые за столетие почти пред сим прозрели и указали нам истинный дух и цель христианского благотворения убогим и сирым! Веруем, что премилосердый Отец убогих и сирых утешает и утешит души их от неистощимых сокровищ благодати Своей за то успокоение и утешение, которое обретают здесь преогорченные сердца несчастных. Каждая молитва, возносимая ими, каждая благодарная слеза, пролитая ими, приложить свою нескудную долю к тому блаженству, которое воздаст им Судия мира в день праведного суда Своего. Аминь.