Том 2.2. Слова в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Дмитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский

ПЕРЕЙТИ на главную страницу второго тома (часть первая)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений

Собрание проповедей Дмитрия (Муретова), Архиеп. Херсонского и Одесского. т.2

5. Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы (О подражании Пресвятой Деве Марии. «Нужно и полезно вам, как совоспитанницам пресвятой Девы Марии, иметь в виду хотя некоторый черты из жизни Ее при храме Иерусалимском»)

6. Слово в тот же день (О том же. «Равно хороши все пути, которые ведут и приводят в царство Божие. Везде мы идем во след Матери Божией, где служим не миру, а Господу Иисусу Христу, трудимся не для себя, а для ближних своих угождаем не своими прихотями и страстями, а святой воле Божией»)

7. Слово в тот же день (О значении храма христианского. «В дому Божием нас окружает чистая, святая, небесная атмосфера, ибо храм Божий есть небо на земле»)

8. Слово в тот же день (О вседушевной преданности Пресвятой Девы Марии Богу. «Благочестивые души, предавшись однажды и навсегда Господу, беспрекословно идут всюду, куда ни поведет их рука Промысла Божия, с усердием исполняют все, чего требуют их положение и обязанности»)


5. Слово в день Введения во храм пресвятой Богородицы («Нужно и полезно вам, как совоспитанницам пресвятой Девы Марии, иметь в виду хотя некоторый черты из жизни Ее при храме Иерусалимском»)

Мы празднуем ныне Введение во храм преблагословенной Девы Марии, трехлетней Отроковицы. Престарелые, но бездетные дотоле родители Ее, Иоаким и Анна, предъизвещенные свыше, что у них родится в старости дитя, положили в сердце своем обет—посвятить Господу богодарованное дитя свое. Во исполнение сего то священного обета, когда родившаяся у них дщерь воздоена была матерью и достигла трехлетнего возраста, они привели Ее с великим торжеством в храм Господень и вручили первосвященнику, как многоценный Кивот святыни, для хранения в святилище Божием. Для чего привели Ее в храм Божий? Воспитатися пред Господем, как говорится в песнях церковных.

Не беспримерно было в Церкви ветхозаветной такое воспитание при храме Божием. Воспитывался при скинии свидения отрок Самуил, и это воспитание было так благоуспешно, что чрез несколько лет, проведенных Самуилом при храме, священный историк замечает уже: отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей, и сделался потом великим пророком и другом Божьим. Несравненно благоуспешнее было воспитание пресвятой Девы. Воспитываясь при храме, Она столько преуспела во всех боголюбезных добродетелях, что и Сама сделалась чистою и святою обителью Духа Божия, живым храмом Господа Вседержителя. Своим глубочайшим смирением, кротостью и покорностью воле Божией, своим богобоязненным исполнением заповедей Господних обрела Она благодать пред Отцем небесным, который благоволил—родиться от Нее Единородному Сыну Своему для спасения мира. Своею серафимскою чистотою Она соделалась достойною того, чтобы вместить в себе Самого Источника чистоты и святыни, взаимодать плоть и кровь Сыну Божию и быть виною нашего освящения и обожения. Своим неисповедимым терпением и преданностью воле Божьей Она сделалась достойною служительницею и хранительницею таин спасения нашего, слагая в чистом сердце своем живоносные глаголы Сына своего и Бога. Сделавшись, наконец, Матерью Господа и Владыки вселенной. Она явилась превознесенною превыше всех тварей, Царицею небесе и земли, Заступницею и Ходатаицею всех, притекающих к Ней с молитвою веры и упования. Таковы были плоды воспитания Ее при храме Божием.

Это счастье—воспитаться при храме Божьем выпало на долю и вам, возлюбленные дети, которые введены в этот храм воспитания и вместе в это святилище Божие с тою же целью—воспитаться пред Господом. И можно ли не пожелать, чтобы ваше воспитание здесь было столь же благоуспешно, как воспитание Матери Божией? Матерью Господа, конечно, могла быть только одна пресвятая Дева Мария, но сродниками Господа, братьями и сестрами Его, присными и искренними чадами пречистой Его Матери, соучастниками пренебесной чести и славы Ее в царстве Христовом, не только могут, а и должны быть все призванные Господом в благодатное царство Его, все просвещенные св. верою и крещением во имя пресвятыя живоначальныя Троицы, словом,- все чада православной Церкви Христовой. Помните ль, что сказал Господь, когда говорили Ему, что Матерь Его и братья Его желают говорить с Ним.

Кто Матерь Моя и братья Мои? сказал Он и, оглядев сидящих вокруг Него, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь. Вот почему Пророк Божий, созерцая издалеча небесную славу пресвятой Девы, яко Царицы, предстоящей одесную Царя царствующих, видел и безчисленные лики дев, приводимых в след Ее в небесный чертог Царя славы: за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. Кто ж эти искренния Матери Божией? Это те благочестивые души, которые, последуя стопам Ее, сродняются с Нею духом и сердцем своим, стараются усвоить себе самый дух Ее благочестия и богоподобных добродетелей— Ея живую и крепкую веру Слову Божию, Ее пламенную любовь к Богу и ближним своим, Ее боголюбезную чистоту и непорочность, Ее всесовершенную преданность воле Божией, Ее глубочайшее смирение и кротость, Ее неисповедимое терпение и послушание слову Господню даже до смерти.

Но до этой высоты совершенства духовного надобно восходить, возлюбленный, постепенно, путем долгого воспитания от юности своей, как и Сама Матерь Божия восходила путем немаловременного воспитания при храме Божием с самого нежного возраста. Посему-то и нужно и полезно вам, как совоспитанницам пресвятой Девы Марии, иметь в виду хотя некоторый черты из жизни Ее при храме Иерусалимском, который сохранило для нас благочестивое предание. И во-первых, никогда не забывайте, возлюбленные, напротив, живо представляйте всегда в уме своем, что вы, подобно пресвятой Деве, живете здесь действительно при храме Божием, в непрестанном присутствии и всеведении Самого Господа Иисуса Христа, пред очами Его  пречистой и пресвятой Матери; ибо Она—преблагая никогда не оставляет их, которые не только призывают Ее в молитвах, но и ревностно желают последовать Ей в своей жизни, уподобиться Ей в благочестии и благоговении пред Богом, в чистоте и святыни. Одно такое настроение ума и сердца уже много поможет вам к очищении ума вашего от всяких праздных и недобрых помыслов и мечтаний, к обузданию страстных порывов сердца, к возбуждению благоговения и страха Божия. Ибо как позволит себе какое-либо не только дурное или, по выражению Апостола, гнилое, но и неприличное и неуместное слово при святом храме Божием, в присутствии Господа Иисуса Христа? Как увлечься или гневом, или огорчением, или досадою, или злобою, или завистью пред лицем кроткой и смиренной сердцем Матери Господа? Как допустить между собою или распри, или свары, или брани, или злословия, или оклеветания, или что-либо подобное пред лицем пречистой, пресвятой и пренепорочной Девы? Как допустить себя не только сделать, а и помыслить что-либо недоброе пред лицем Самого Господа, испытующего сердца и утробы, слышащего все наши тайные мысли и желания, видящего самые сокровенные наши чувства? Се раба Господня! Вот я вся пред Господом и душею, и телом, и умом, и сердцем, и мыслью, и желанием,—в Его всепроницающем всеведении и в Его всеобъемлющей и вседержавной воле! Так приучила себя и мыслить, и чувствовать, и говорить пресвятая Дева Мария, живя при храме Божием. А потому не только никакое нечистое пожелание, но и никакая неподобная мысль не смела коснуться Ее чистой и непорочной души.

К этому, конечно, способствовали и постоянные занятия Ее при храме Божием.

Первым из них было благоговейное поучение в законе Господнем, в котором поучалась Она день и нощь. И с этим святым упражнением так сроднилась Она душею и сердцем своим, что никогда не оставляла его во всю последующую жизнь. При чтении пророческой книги Исаи, в благоговейном размышлении о словах Пророка о чудесном рождении Мессии от Девы обрел Ее архангел Гавриил, благовестивший Ей сверхъестественное зачатие и рождение от Нее Сына Божия. И для вас, возлюбленные дети, это святое и истинно душеполезное занятие должно быть любимым занятием. Нет и не может быть лучшего употребления свободного от уроков ваших времени, как внимательное и благоговейное поучение в Слове Божием. В нем открывает нам всеблагую волю Свою о нас Отец наш небесный; в нем беседует с нами, как со Своими братьями, Единородный Сын Божий; в нем поучает нас Сам всесвятой Дух Божий, глаголавший устами св. пророков и апостолов. В нем все сокровища премудрости и разума Божия, неоскудеваемый источник поучения, вразумления и утешения нашего. Как бы ни утомилась и ни изнемогла, среди разнообразными занятий, душа ваша и плоть, откройте св. Евангелие, этот драгоценнейший завет сладчайшего Искупителя нашего, — и светлые образы царствия Божия, где обрящут покой душами своим все труждающиеся и обремененные, ободрят и оживят вас сладостною надеждою покоя вечного. Сколько бы ни преогорчился чем-либо дух ваш, воспойте псалом Давидов,— и тяжелое чувство, давящее душу, отойдет от нее и светлое чувство радости о Господе согреет ваше сердце и усладит вашу горесть. Какие бы мысли ни занимали ум ваш, какие бы вопросы жизни ни тревожили ваше сердце, обращайтесь к писаниям апостольским и, или к беседам Господа Иисуса Христа,—в них найдете все, что нам нужно знать, что надобно делать, чего ожидать и надеяться, чего страшиться и убегать для того, чтобы пройти беспорочно все поприще жизни и дойти безпреткновенно к небесным обителям вечного покоя и блаженства. И всего лучше, если это святое упражнение в Слове Божием будет у вас, хотя по временам, общим. Тут ваши мысли соединятся в одно святое размышление о предметах божественных, ваши чувства сольются в одно святое чувство благоговения пред Богом,—и враг наш диавол не посмеет посеять в вас своего злого семени разномыслия и раздоров.

Другое занятие живущих при храме Иерусалимском было служение, или, что то же, телесные труды в исполнении различных потребностей храма и живущих при нем. В тогдашнее время при храме Иерусалимском образовалось нечто подобное нашим богоугодным заведениям. Там воспитывались юные девы, обучаясь всему, что в тогдашнее время считалось необходимым для будущей и жизни в семействах. Там жили благоговейные вдовы и старицы, в числе коих была и св. Анна пророчица, благоговейно встретившая Богомладенца Иисуса и возвестившая о Нем людям. Там призревались и нищие, увечные и больные. Посему служение живущих при храме дев и вдовиц было разнообразно. И нет сомнения, что пресвятая Дева, по мере возраста своего, участвовала во всех видах сего служения: занималась свойственным полу Ее рукоделием, исполняла сообразные возрасту своему работы при храме, служила нищим и увечным, которыми, ка говорить предание, отдавала и свою пищу, сама питаясь хлебом ангельским. Тогда-то приобучилась Она ко всему, что потом встретило Ее в жизни. Так, в дому Иосифово, называясь его женою, Она исполняет все, самые тяжелые труды домашнего хозяйства, приготовляет пищу и одежду всему семейству Иосифову. Предание указывает еще тот кладезь, из которого приносила Она воду на высокую гору, на которой находился Назарет; а драгоценный хитон, который исткала Она своему Божественному Сыну, который пожалели раздрать на части даже распинавшие Его грубые воины, показывает, с каким не только трудолюбием, а и искусством исполняла Она свои обязанности хозяйки дома. В дому усыновленного Ее ученика Христова, когда уже сбылось Ее пророчество, яко ублажат Ее все роди, Она, пребывая в глубоком смирении и уединении, собирает около себя вдовиц и дев, обучает их закону Божию, правилам веры и жизни христианской и свойственным их полу рукодельям, и Сама с непрестанною молитвою и богомыслием соединяет столь же непрестанный труд. Плодом этого труда был, между прочим, и драгоценный омофор, сделанный Ее пречистыми руками для друга Иисусова Лазаря, бывшаго епископом в Крите. Видите, возлюбленный дети, каким высочайшим примером освящены все занятия и труды ваши — и умственные и телесные в этом доме воспитания вашего! Не есть ли это лучшее удостоверение в том, что все труды ваши не только благоугодны и приятны пресвятой Матери Божией, но и сближают вас с Нею в едином духе смирения и послушания, прилежания и трудолюбия? Да послужит вам это поощрением к прилежанию, облегчением в трудах, отрадою и утешением вашей жизни здесь. Все, что преподается вам, все, к чему приобучаетесь здесь, послужит вам наилучшим напутием в вашей будущей жизни. Где бы и в какой бы доле ни привел вас Господь провести вашу жизнь, везде и всегда вы будете счастливы и спокойны духом, если, по примеру пресвятой Девы, предав себя всецело воле Божией. Употребите приобретенные здесь познания и искусства в пользу себе и другим, с тем же смиренным трудолюбием, с этой же послушливою готовностью служить своим ближним, как бы служили Самому Господу; если будете с усердием и страхом Божиим исполнять все, чего потребует от вас, и к чему будет обязывать ваше будущее положение в обществе, каково бы оно ни было — велико или мало, высоко или смиренно.

Но главным и наиболее любимым упражнением пресвятой Девы была св. молитва, для которой она часто уединялась во внутреннейшая храма. Там она единая с единым беседовала с Богом отцев своих; там изливала пред Ним свою душу и сердце, предаваясь всесовершенно Его всеблагой и вседержавной воле. Так укреплялась Она на тот беспримерный подвиг своей жизни, на котором ожидали Ее не одни высочайшие радости, но и жесточайшие скорби, когда, по выражение праведного Симеона, оружие проходило самую душу Ее. И для вас, возлюбленные, св. молитва должна быть главною подпорою сил ваших, источником воодушевления в вашей деятельности, утешения в трудах. Двери храма Божия не должны быть заключены от вас во всякое время. Станет ли одолевать скука, унынье и печаль, спешите в храм Божий, припадите пред Отцем небесным, излейте пред Ним всю печаль вашу, выскажите всю болезнь души вашей, и не преставайте вопиять к Нему духом своим, доколе свет благодати Божией не коснется сердца вашего и не облегчит души вашей от подавляющего ее бремени. Помните ли, Сам Иисус Христос троекратно возвращался к молитве, когда душа Его прискорбна была даже до смерти, и  находясь в борении, прилежнее молился. И тогда только явился Ему ангел с небесе, укряпляя Его. Встретится ли какое огорчение, обида или оскорбление, прежде всего, спешите в храм Божий, и от всего сердца вашего, со всею искренностию любви помолитеся за огорчившего вас. Поверьте, что ничем нельзя так скоро исцелить раны сердечной и заслужить милость и благоволение Отца небесного, как молитвою за оскорбляющего. Пошлет ли вам Господь какую- либо радость, благословит ли вожделенным успехом ваши занятия и труды, опять спешите в храм Божий и здесь в уединении принесите Господу сердечную жертву хвалы и благодарения. Ибо ведайте, что Господь подает и ущедряет дары Свои тому, кто приемлет их со смиренным благодарением, а от неблагодарного вземлется и то, что мнится имети. Встретите ли какое затруднение, недоумение, или неуспех в занятиях своих, поведайте в смиренной молитве Божией Матери свое неразумение и немощь и просите усердно Ее благодатной помощи, озарения, вразумления. Она, всеблагая Матерь наша, не отринет смиренной молитвы чад своих, отверзет ум ваш к уразумению и подаст силы к достижению желаемого успеха, как отверзла некогда и ум и уста св. Роману сладкопевцу. Но можно ли указать наперед все случаи, где первее всего бывает потребна для нас молитва? Она есть дыхание души нашей, жизнь нашего духа и столько же необходима для нас во всякое время, как дыхание для жизни телесной. И можно ли исчислить все блага, которые приносит душе нашей усердная сердечная молитва? Она, как золотой ключ, отверзает нам все сокровища милосердия и щедрот Божиих.

Так бегите, возлюбленные, чтобы получить! Так идите по стопам Матери Божией, чтобы и ваше воспитание здесь было так же благоуспешно и плодоносно, каково было Ее воспитание при храме Божием! Так уподобляйтесь Ее кротостью и смирением, чистотою и благоговением, благодушием и терпением, послушанием и трудолюбием! Так сродняйтесь с Нею в духе верою и любовью, благочестием и страхом Божиим, усердною молитвою и преданием воле Божией! И Она возлюби вас, как любимейших чад своих, и сохранит вас под покровом своим. Аминь.

6. Слово в тот же день («Равно хороши все пути, которые ведут и приводят в царство Божие. Везде мы идем во след Матери Божией, где служим не миру, а Господу Иисусу Христу, трудимся не для себя, а для ближних своих угождаем не своими прихотями и страстями, а святой воле Божией»)

«Приведутся Царю девы в след Ее, введутся в храм царев» (Пс. 44, 15. 16.)

(Произнесено в Богородничной церкви при больнице и общине сестер милосердия, в Одессе)

Значит, и введение во храм и пребывание в нем пресвятой Девы Марии было только началом, за которым, по пророчеству, долженствовало последовать приведение во след Ее к Царю царствующих Господу Иисусу Христу множества ликов дев святых. Так и исполнилось и исполняется до ныне в святой Церкви Христовой. Сколькими ликами св. девственниц украсилась св. Церковь от дней апостольских до ныне! Сколько чистых вдовиц и стариц востекло уже в небесный чертог Христа Господа, в след приснодевственной Его Матери! Сколько подвизавшихся и подвизающихся войти в сей пренебесный чертог многообразными путями жизни человеческой!

Говорим: многообразными путями. Ибо не один путь жизни иноческой есть путь последования пресвятой Деве и служения Господу Иисусу Христу. И не должно затруднять себя вопросом: какой путь лучше и вернее? Равно хороши все пути, которые ведут и приводят в царство Божие. Везде мы идем во след Матери Божией, где служим не миру, а Господу Иисусу Христу, трудимся не для себя, а для ближних своих угождаем не своими прихотями и страстями, а святой воле Божией—благой и совершенной.

Нет сомнения, что и вы, возлюбленные сестры, ввели себя в этот дом общежития, в этот храм молитвы и в это жилище болезней и страданий человеческих не для собственного покоя, а для успокоения страждущих братий своих, не для угождения самим себе, а для служения Господу Иисусу Христу в лице страждущей Его братии, не для того, чтоб достигнуть чего-либо на земле, но чтоб войти в пренебесный чертог Господа, Царя славы, во след Его пречистой Матери. И вы достигнете, несомненно достигнете сего вечного чертога славы, если будете идти именно во след пресвятой Матери Божией. Порукою в этом Сам Господь Иисус Христос: приидите, благословенные Отца Моего, говорит Он, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: был болен, и вы посетили Меня;

Само собою разумеется, что идти во след пресвятой Девы значит не подражать только некоторым внешним действиям Ее, а усвоить себе самый дух Ее добродетелей и совершенств; ибо вся слава дщери Царя внутри, как говорит Пророк Божий. То есть—усвоить себе Ее живую и крепкую веру слову Господню, Ее пламенную любовь к Богу и ближним своим, Ее всесовершенную преданность воле Божией, Ее глубочайшее смирение и кротость, Ее неисповедимое терпение и послушание слову Господню даже до смерти. Но до этой высоты совершенства духовного нужно восходить, возлюбленный, путем долгого воспитания, как Сама присвятая Дева восходила путем немаловременного воспитания при храме Божием. В вашем состоянии полезно, посему, заметить для себя, хотя некоторые общие черты из жизни пресвятой Девы при храме Божием, которые сохранило для нас благочестивое предание.

И прежде всего, никогда не забывайте,—напротив, живо представляйте всегда в уме своем, что вы живете здесь действительно при храме Божием, в непрестанном присутствии Самого Господа Иисуса Христа, живете не одни, а вместе с Его пресвятою Материю; ибо Она — преблагая никогда не оставляет тех, кои не только призывают Ее в молитвах, но и ревнуют последовать Ей в своей жизни, уподобиться Ей в благочестии и благоговении, в чистоте и святыни. Одно такое настроение ума и сердца вашего уже много поможет вам к очищению души вашей от всего нечистого и злого, к обузданию страстных порывов сердца, к возбуждению благоговения и страха Божия. Подумайте сами, можно ли позволить себе какое-либо не только нечистое или, по выражение апостольскому, гнилое, но и неприличное и неуместное слово при святом храме Божием в присутствии Господа Иисуса Христа? Как увлечься или гневом, или огорчением, или досадою, или злобою, или завистью в присутствии кроткой и смиренной сердцем Матери Господа? Как допустить между собою или распри, или свары, или брани, или злословия, или оклеветания или что-либо подобное пред лицом пречистой, пресвятой и пренепорочной Девы? Как позволить себе не только сделать, но и помыслить что-либо недоброе пред лицом Самого Господа Иисуса Христа? Се раба Господня! Вот Я вся пред Господом—и душею и телом, и умом и сердцем, и мыслию и желанием, пред Его всепроницающим всеведением и в Его вседержавной воле! Так приучила Себя и мыслить, и чувствовать, и говорить пресвятая Дева, живя при храме Божием. А потому, не только никакое нечистое пожелание, но и никакая недостойная мысль не смела коснуться Ее чистой и непорочной души.

К этому, конечно, способствовали и постоянные занятия Ее при храме Божием.

Первым из них было благоговейное поучение в законе Господнем, в котором поучалась Она день и ночь. С этим святым упражнением так сроднилась Она душею и сердцем своим, что не оставляла его во всю последующую жизнь свою.—Не далеко и от вас, возлюбленный сестры, это святое и истинно душеполезное занятие, и не может быть лучшего употребления свободного от трудов ваших времени, как внимательное поучение в Слове Божием. В нем открывает нам всеблагую волю Свою о нас Отец наш небесный; в нем беседует с нами, как с братиями Своими, Единородный Сын Божий; в нем поучает нас всесвятой Дух Божий чрез св. пророков и апостолов, в нем все сокровища премудрости и разума Божия,— неоскудеваемый источник назидания, вразумления и утешения нашего. Как бы ни утомилась и ни изнемогла от трудов душа и плоть ваша, откройте св. Евангелие,—и светлые образы царствия Божия, где обрящут покой душам своим все труждающиеся и обремененные, где утешатся вечной радостию все плачущие и скорбящие, ободрят и оживят вас сладостною надеждою покоя вечного. Сколько бы не преогорчился иногда дух ваш, воспойте псалмы Давидовы,—и тяжелое чувство, давящее душу, отойдет от нее, и светлое чувство радости о Господе согреет ваше сердце и усладит вашу горесть. Какие бы мысли ни занимали ум ваш, какие бы вопросы жизни не тревожили ваше сердце, обращайтесь к Писаниям апостольским, или к беседам Господа Иисуса Христа,—в них найдете все, что нам нужно знать, что надобно делать, чего ожидать и надеяться, чего страшиться и убегать для того, чтобы пройти беспорочно все поприще жизни и дойти беспреткновенно до небесных обителей вечного покоя и блаженства. И всего лучше, если это святое упражнение в Слове Божием будет у вас общим. Тут ваши мысли соединятся в одно святое размышление о предметах божественных; тут ваши чувства сольются в одно святое чувство благоговения пред Богом, и враг наш диавол не посмеет посеять между вами своего злого семени разномыслия и раздора.

Другое занятие живших при храме Иерусалимском было служение, или, что то же, телесные труды в исполнении раз- личных потребностей храма и живущих при нем. В тогдашнее время при храме Иерусалимском образовалось нечто подобное нашим богоугодным заведениям. Там воспитывались юные девы, там жили благоговейные вдовы и старицы, в числе коих была и св. Анна пророчица, встретившая в храме Богомладенца Иисуса. Там призреваемы были нищие, увечные, больные. Посему служение живущих при храме дев и вдовиц было разнообразно. И нет сомнения, что пресвятая Дева, по мере возраста своего, участвовала во всех видах сего служения: занималась свойственными полу Ее рукоделием, исполняла сообразные возрасту своему работы при храме, служила нищим, увечным и недужным, которым, как говорит предание, отдавала и всю свою пищу, Сама питаясь хлебом ангельским. Тогда то, без сомнения, предуготовилась Она к тому, чтоб сделаться потом Материю всех скорбящих. Ибо мы видим из примеров святых, что небесная помощь их является преимущественно в тех видах, в которых упражнялась и укреплялась любовь их к человечеству в земной их жизни.

Видите, возлюбленные сестры, каким высочайшими примером освящены все ваши занятия и труды! Не есть ли это самое лучшее удостоверение в том, что все труды ваши в сем доме болезней не только благоугодны и приятны пресвятой Матери Божией, но и сближают вас с Нею в едином духе милосердия, сострадания и любви; что, служа страждущему человечеству, вы несомненно идете во след Ее, по истинному пути к царствию Божию; что, неся крест свой с верою, благодушием и покорностью воле Божией, вы несомненно придете туда, где Она, Владычица наша, царствует ныне с Сыном и Богом своим? И может ли премилосердая Матерь всех скорбящих не сочувствовать вашим тягостям, не благословлять трудов ваших, оставить вас без своего матернего, благодатного утешения?— Но какою неисповедимою радостью возрадуется сердце ваше, когда, совершив богоугодно весь подвиг ваш на земле, вы предстанете самому пречистому лицу Ея на небе, когда Она, всеблагая Матерь ваша, примет и обымет вас, как любезнейших своих дщерей, как избраннейших сотрудниц своих в трудах милосердия и человеколюбия. Утешайте себя в словесех сих!

Но главным и наиболее любимым упражнением пресвятой Девы была св. молитва, для которой Она часто уединялась во внутреннейшая храма. Там Она беседовала единая с единым Отцом небесным; там Она изливала пред Господом непорочную душу свою; там, предаваясь всесовершенно воле Отца небесного, укреплялась на тот беспримерный подвиг жизни своей, на котором ожидали Ее не одни высочайшие радости, но и жесточайшие скорби, когда оружие проходило душу Ее.—И для вас, возлюбленные сестры, св. молитва должна быть главною подпорою многотрудной вашей жизни, главным источником вашего утешения и ободрения. Двери храма Божия не должны быть заключены для вас во всякое время дня и ночи. Станет ли одолевать скука, уныние и печаль? Спешите в храм Божий, падите пред Отцом своим и Господом, излейте пред Ним всю печаль вашу, выскажите всю болезнь души вашей, и не преставайте вопиять к Нему, доколе свет благодати Божией не коснется сердца вашего и не облегчить души вашей от подавляющего ее бремени. Помните ли, Сам Господь Иисус Христос троекратно возвращался к молитве, когда душа Его прискорбна была даже до смерти, и находясь в борении, прилежнее молился, до кровавого пота? И тогда только явился Ему ангел с небесе, укрепляя его. Встретится ли какое огорчение, обида, или оскорбление? Прежде всего, спешите в храм Божий, и от всего сердца вашего, со всею искренностью любви молитесь за огорчившего вас. Поверьте, что ничем нельзя так, скоро исцелить раны оскорбленного сердца и обрасти милость и благоволение Божие, как искреннею молитвою за оскорбляющего! Встретится ли какая радость? Опять спешите в храм Божий и здесь в уединении принесите Господу жертву хвалы и благодарения. Ибо ведайте, что Господь подает и ущедряет дары Свои тому, кто приемлет их с благодарением, а от неблагодарного возьмется и то, что имеет. Но можно ли указать все случаи, где первее всего бывает потребна для нас молитва? Она есть дыхание души нашей, жизнь нашего духа, и столько же необходима для нас во всякое время, как дыхание жизни. И можно ли исчислить все блага, которые приносит душе нашей усердная, сердечная молитва? Она, как золотой ключ, отверзает нам все сокровища милосердия и щедрот Божиих.

Так бегите, чтобы получить! Так идите во след Матери Божией, чтоб достигнуть брачного чертога небесного! Так уподобляйтесь Ей кротостью и смирением, чистотой и благоговением, благодушием и терпением, трудолюбием и послушанием. Так приближайтесь к Ней верою и любовью, усердною молитвою и преданностью воле Божией! И Она, всеблагая Матерь ваша, приведет вас с Собою к Сыну и Богу своему и введет вас в Его небесные обители. Аминь.

7. Слово в тот же день («В дому Божием нас окружает чистая, святая, небесная атмосфера, ибо храм Божий есть небо на земле»)

 «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26.4).

Это живое чувство любви к дому Божию, выраженное некогда Пророком и Царем израилевым, ни в ком так полно и совершенно не осуществилось и, так сказать, не олицетворялось, как в пречистой и пресвятой Богоотроковице—Матери Божией. Весьма рано, еще в трехлетнем возрасте, Она возлюбила уже дом Божий—так, что оставила дом родительский и все, близкое сердцу в среде людей своих, и посвятила Себя навсегда Господу, чтобы пребыват в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его. Правда, Ее привели в храм Божий сами родители, по данному ими обету- но этот обет родительский сделался безвозвратным, вечным обетом и Ее сердца. Не как ведомая на заклание, а как торжествующая и радующаяся вошла Она в храм Господень, на который взирала уже, как на райскую обитель славы Божией, как на вожделеннейшее место пристанища, которого возжаждала душа Ее паче дома родительского — так что радостное Ее вшествие в храм Господень невольно привело в удивление самих священников храма. Не по принуждению, даже не по чьему-либо совету, а по внутреннему влечению собственного, горящего любовью к Богу, сердца. Она положила пред Господом обет всегдашней чистоты и девственности, чтоб навсегда и безраздельно принадлежать единому Богу и Ему единому служить и работать во все дни живота своего.

Вам, возлюбленные, живущие при храме сем и посвятившим себя на служение Господу в лице страждущих Его и наших братий, вам по преимуществу близок и достоподражаем этот высокий пример горячей любви к храму Божию; но и для каждого из нас, братие мои, эта святая любовь к храму Божию не менее обязательна; потому что каждого из нас ввели некогда в храм Господень, по примеру пресвятой Девы, воцерковили, т. е. водворили в дому Божием, как сына. Желаете ли знать, почему храм Божий так драгоценен для нас, что Пророк Божий желал лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия, что пресвятая Матерь Божия с самой юности возлюбила его паче дома родительского? Потому именно, что он есть дом Божий, дом Отца нашего небесного, место духовного рождения и воспитания нашего для жизни вечной, пристанище и упокоение душ наших среди волнения и сует временной жизни от начала до самого конца ее.—Есть, братие мои, кроме видимой телесной жизни нашей, есть в нас другая, невидимая духовная жизнь, которая, подобно жизни телесной, зачинается и возрастает во времени, но никогда не стареет и не кончается, как жизнь телесная. По плоти мы рождаемся от земных родителей в их жилищах, по духу рождаемся от Бога Духом Святым в храме Божиием. Там родила нас матерь наша по плоти, здесь возрождает нас духовная матерь наша св. Церковь. Происходя по плоти от падшего праотца человеческого рода, мы являемся в мир сей чадами гнева и погибели; потому что в беззакониях зачинаемся и рождаемся во грехах, потому что от Адама падшего мы наследовали осуждение смерти вечной и находились под темною областью миродержателя тьмы века сего, имущего державу смерти, т.е. диавола. Но искупивший нас кровью Своею Господь уготовал для нас в храме Своем новое рождение, баню пакибытия и обновления духовного. Возлюбленная невеста Его, св. Церковь, восприяв нас от утробы земной матери нашей в свои матерние объятия, нарекла на нас святое имя Христово; знамением креста Христова, коим попрана и разрушена держава диавола, и силою молитв своих Она изъяла нас из-под власти сатанины, сочетала Христу и приобщила к чадам света. Тайнодействием св. крещения возродила нас в новую жизнь во Христе Иисусе и соделала чадами Божиими, которых Сам Единородный Сын Божий не стыдится нарицать Своими братьями. Священнейшими помазанием от Святаго низвела в сердца наши Духа Божия—Духа премудрости и разума, Духа совета и крепости, Духа ведения и благочестия, Духа страха Божия, и подала нам вся божественныя силы, яже к животу и благочестию, вручила жизнь нашу хранению и заступлению, руководству и наставление св. Ангела Хранителя. Словом, омыла, оправдала и освятила нас: из грешников отверженных соделала царским священием, языком святым, людьми обновления, из изгнанников рая и отчужденных от жизни Божией—сожителями святых и присными Богу, из сынов вечной смерти и погибели — причастниками жизни вечной, наследниками вечного царствия Божия, блаженства и радости в дому Отца небесного. Таков живой и родственный союз, который соединяет нас, братия, со св. Церковью, как с истинною духовною материю нашею, которая породила нас не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. Так драгоценен для нас храм Божий, как место нового, духовного рождения нашего, где началась наша новая жизнь во Христе, которая не кончится никогда и будет продолжаться во всю вечность!

Но жизнь духовная, братие мои, так же, как и жизнь телесная и временная, требует для продолжения своего многого—дыхания. питания, укрепления, охранения и проч. Все это доставляет нам возродившая нас Духом Божиим св. Церковь; все это мы обретаем в св. храме, как отеческом дому нашем.

Для жизни телесной необходимо, во-первых, дыхание; так и для жизни духовной необходима молитва, — это дыхание души нашей. Без дыхания тело наше ослабевает и умирает; так и дух наш без молитвы ослабевает и замирает до того, что иногда не остается в нем и признаков жизни духовной. Для того, чтобы дыхание было животворно для тела, нужен чистый и свежий воздух; так и для молитвенного дыхания души нашей нужен чистый, небесный воздух, который оживлял бы наше сердце чувствованиями святыми и укреплял бы дух наш на дела благие, на борьбу с искушениями мира. Чтобы освежить и укрепить грудь свою свежим воздухом, мы оставляем свои жилища, оставляем даже все жилища человеческие, выходим под чистый кров небесный, где воздух не заражен никакими вредными, удушливыми испарениями. Так и для оживления души нашей чистою, святою, животворною молитвою надобно не только удаляться от шума мирского, но оставлять и свои дома и приходить в храм Божий, в дом Отца нашего небесного. В мире, в обществе людей, более или менее преданных страстям, действующих по влечению самолюбия, корысти, тщеславия, плотоугодия, на нас веют многоразличные неприязненные духи; в нем, как в удушливой атмосфере, мы невольно, чрез слух и зрение, напитываемся вредными и порочными мыслями, нечистыми и грубыми чувствованиями. Даже и в домах наших душа и сердце наше бывают подавлены заботами, обременены и помыслами и чувствованиями—плотскими, земными, суетными. Но в дому Божием нас окружает чистая, святая, небесная атмосфера, ибо храм Божий есть небо на земле. Здесь, как и на небе, обитает Сам Господь Бог наш с тем только различием или—лучше—пре имуществом для нас грешных, что здесь Он является нам не в той велелепной, но неприступной для недостойных и страшной для грешников славе, которой мы не могли бы стерпеть, от которой бежали бы сами и возопили бы горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле—но под смиренным покровом внешних образов и тайнодействий. Здесь Всесвятой и Всесовершенный приближается к нашему смирению, недостоинству и нечистоте, не потребляя и не попаляя нас огнем Божества Своего, но освящая, совершая и возводя нас к блаженнотворному общению с Собою. Здесь Царь царствующих и Господь господствующих благоволит являться нам в смиренном виде, как жертва, приносимая за грехи всего мира, и дает осязать и вкушать Себя в теле и крови Своей. Здесь, при всем недостоинстве нашем, мы находимся в общении со св. ангелами и со всею Церковью первородных, написанных на небесех, которые готовы принять нас под кров свой, как присных и братий своих, готовы вспомоществовать нам во всех нуждах и обстояниях, готовы ходатайствовать о нас пред Отцем небесным. Итак, отяготится ли когда дух ваш молвою, заботами и попечениями житейскими, возжелаете ли вздохнуть, так сказать, чистым, небесным воздухом, помолиться святою, животворною молитвою? Придите с верою и благоговением в храм Господень. Здесь узрите божественный лик Господа Иисуса Христа, как видели Его самовидцы и слуги словесе, полное благодати и истины, благости и милосердия, кротости и долготерпения. Приблизьтесь к Нему со смиренным дерзновением, излейте пред Ним всю душу свою, выскажите все сердце свое, откройте все помышления и желания свои,—Он, премилосердый, примет с любовью ваши моления, облегчит тяжесть души вашей, и скажет вашему сердцу: вера твоя спасла тебя; иди с миром. Здесь узрите престол Божий и на нем Агнца, закланного прежде сложения мира, окруженного тьмами тем св. ангелов, услышите их хвалебные песни, который слышали и предали Церкви св. тайновидцы и пророки. Приобщитесь к их священному лику, исповедайте и прославьте, вместе с ними, величие и славу Божию, поклонитесь, вместе с ними, своему Творцу и Промыслителю, своему Господу и Спасителю, своему Судии и Мздовоздаятелю,—и сердце ваше преисполнится чувством блаженства неземного, миром и радостию о Дусе Святе. Здесь узрите лик преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, небесной Матери нашей, Заступницы и Ходатаицы нашей пред Сыном Ее и Богом, — лики св. апостолов и пророков, мучеников и исповедников, святителей и преподобных. Припадите к ним, как нашим сродникам и братиям, но облеченным ныне силою и славою многою у престола Царя царствующих; умоляйте их, как друзей Божиих, просите их ходатайства и заступления пред Богом, их помощи и благодатного содействия в наших нуждах и немощах, в наших трудах и тяготах жизни. Могут ли они, испытавшие сами все скорби и болезни, все напасти и искушения в мире, отказать нам в своей помощи, презреть наши моления, отвратиться от нас, как от чуждых и незнаемых? Здесь, наконец, узрите такое священнодействие, какого нет даже и на небе ибо здесь на престоле Божием приносится та самая всемирная жертва, которую принес на кресте Единородный Сын Божий за грехи всего мира. Стоя в храме во время священнодействия литургии, мы стоим как бы на Голгофе в тот великий и страшный час, когда Господь Иисус Христос страдал на кресте, когда примирялось небо с землею, когда Он изрек Свое всемогущее слово: совершилось,— то всеобъемлющее слово, которого исполнением будет целая вечность. Какая чистая, сердечная молитва не будет услышана и принята Отцом небесным в это священнейшее время! Какой вздох покаяния будет презрен и отвергнут милосердием Божием! Поистине, братие мои, в храме стояще славы Божией, на небеси стояти мним.

Для жизни телесной нужно питание, без которого тело истощается и умирает; нужно свое питание и для жизни нашей духовной, без которого дух наш также истощается и умирает смертью вечною. Пищу и питие для тела доставляет нам общая матерь наша земля; пищу и питие для духа подает нам духовная матерь наша св. Церковь в храме Божием. Этот небесный хлеб жизни есть божественное тело Господа Иисуса Христа, и это питие бессмертия есть божественная кровь Его. Я хлеб живый, сшедший с небес, — говорил Он иудеям: не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. И хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира: ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною.  (Ин. 6: 51. 58. 54. 57).. И вот, когда настало время Агнцу Божию, взявшему грехи мира, вознестися на крестный жертвенник, предать плоть Свою на преломление и кровь Свою на излияние во оставление грехов, Он, как истинный Архиерей, Сам Себе предпожре, и взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов; и, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26: 26. 27. 28. ср. Лук. 22:19. 20)—и, таким образом, соделал их причастниками Своего божественного естества, бессмертного и всеблаженного. Но чтобы и все последующие роды не лишились сего величайшего благодеяния, сего единственного средства к стяжанию живота вечного, Господь заповедал св. апостолам: сие творите в Мое воспоминание. Оттоле и творится сие и будет твориться до скончания века в храмах Божиих. Теперь, изнеможет ли дух ваш в борьбе с плотию и миром; томится ли душа ваша преодолевающею силою страстей и похотей; чувствуется ли в сердце вашем духовная алчба и жажда, которой не утоляет и не погашает ничто земное; ощущаете ли в себе душевную сухость и мертвенность, разслабление и леность на дела благия и богоугодные? Придите в храм Божий. Здесь услышите из уст священнодействующего божественные глаголы Самого Господа и Владыки жизни нашей: приимите, ядите: сие есть тело Мое, пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.Узрите, предлежащее на престоле Господнем и самое божественное тело Его под видом и покровом хлеба, и самую божественную кровь Его под видом и покровом плода лозного, как преподал Он Сам св. апостолам. Со страхом Божиим и с верою приступите к сей таинственной вечери, с любовью и благоговением причаститесь сего божественного брашна, всесвятого и животворящего. С причащением тела и крови Христовой вселится в вас Сам Господь Иисус Христос со всею полнотою благодатных даров Своих, укрепит силы духа вашего Своею божественною силою и оживит ваше сердце Своею святостью и правдою, вдохновит его любовью ко всему доброму, честному и доброхвальному. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, говорил Сам Господь: пребывает во Мне, и Я в нем, а кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 6:56;15: 5)

Для жизни телесной нужны врачевания, в случае болезни, нужны укрепляющие средства, в случае изнеможения и упадка сил, так и для духа нашего потребно духовное врачество и духовное подкрепление и обновление сил; ибо есть и болезни и немощи душевные, как есть болезни и немощи телесные. Врачества для тела произращаются землею и уготовляются искусством человеческим; врачество духовное уготовано для нас Самим Господом и преподается нам в храме Божием. Итак, страждет ли дух ваш от тяжести грехов и беззаконий, так что нет мира в костях ваших от лица грехов ваших,— совесть терзает и мучит вас, горькое, но бесплодное раскаяние сокрушает вашу душу и сердце? Нигде не обрящете елея и обвязания от сих палящих язв совести, кроме св. Церкви. Ибо один токмо Сын Божий, которому Отец предал весь суд над миром, имеет власть на земле прощать грехи. И сию то божественную власть Он вверил св. Церкви, предал избранным и освященным Им Самим строителями таин Божиих, сказав им: примите Духа Святаго, кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся. Теперь, только прииди к божественному престолу, глаголи, в сокрушении сердца, беззакония твоя,—и оправдишися: если исповедуем грехи наши, свидетельствует возлюбленный ученик Христов, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши.

(1 Ин. 1, 9.) Снидается ли дух ваш какою-либо печалью и скорбью, сокрушается ли сердце ваше от тяжких ударов бедствий и несчастий? Спешите под матерний кров св. Церкви. Ей Сам Господь Иисус Христос дал право и власть творити молитвы, моления и прошения за вся человеки и Сам же обещал исполнение ее прошений. Она не только сама будет умолять о вас своего Владыку и Господа, но подвигнет на молитву с собою весь собор святых и друзей Божиих, весь лик ангелов и архангелов и Самую Царицу ангелов и человеков, пречистую Матерь Божию. Какой скорби не утолит такая молитва! Какой отрады и утешения не прольет в сердце, удрученное печалью! Изнеможет ли самое тело наше в борьбе с трудами изнурительными и со стихиями враждебными и повергнется на одр болезни, и дух наш, связанный немощью плоти, возмятется и уныет? Тогда, если не можем придти сами, возведем хотя очи свои ко храму Божию. От-толе придут к нам служители храма с освященным елеем и пусть помолятся, о нас, помазав елеем и молитва веры исцелит болящего, и если он соделал грехи, простятся ему, (Иак. 5: 14. 15)так уверяет нас Слово Божие. Приблизимся ли, наконец, ко вратам смерти, когда уже никто и ничто в мире не может оказать помощи душе нашей, когда все сокровища мира явятся в глазах наших прахом, вся мудрость земная окажется немою и безгласною пред таинством смерти, самая любовь и усердие близких нам людей бессильны помочь нам и утешить нас? Одна св. Церковь может оказать нам действительную помощь и в эти страшный для нас минуты. Тогда-то, возлюбленный собрат мой, тогда наипаче обрати взор свой ко храму Божию. Оттоле придет к тебе служитель Христов и животворными словесами утешений и обетований евангельских укрепит твое сердце и оживит его благою надеждою, силою святейшего таинства покаяния очистит, освятит и утвердит мятущуюся совесть, молитвою и молением окрылит твою душу и поможет ей совершить благонадежно горний полет свой от земли к небу. Оттоле придет к тебе Сам Господь Иисус Христос, надежда в смерти нашей и живот по смерти нашей, в пречистых Своих таинствах. Соединись с Ним напутственным причащением тела и крови Его; тогда и сам восприимешь дерзновение и речешь: если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох-они успокаивают меня.

Но на этом последнем поприще нашей жизни вам, живущие здесь сестры, дано Промыслом Божиим не только самим пользоваться благодатью храма Божия для спасения души своей, но быть служительницами и орудиями сей благодати для спасения других. Служение ваше при одре болящих, потому особенно и важно, что состояние болезни нередко превращается в предверие смерти, когда каждое слово и действие, каждая мысль и чувство имеют неизмеримое значение и силу на целую вечность. Какие, единственно важные минуты для христианского человеколюбия! Быть может, усиленное желание здоровья не дает болящему помыслить об угрожающей ему опасности: ласкаемый ложною надеждою, он не видит приближающейся смерти, не примечает важности наступающего подвига, не ищет действительных к тому пособий. Приблизьтесь к сему обольщающемуся собрату с тем чувством любви и сострадания, которого заслуживает его положение. Обратите взор его ко храму Божию; направьте мысль его к предстоящему ему последнему подвигу смертному; напомните о приготовлении к решительной минуте, когда одним благоуспешным подвигом увенчивается вся жизнь; возбудите в сердце его сокрушение о грехах, умиление и покаяние; привлеките дух его к соединению с Господом Иисусом Христом причащением тела и крови Его; укрепите сердце его против ужасов смерти утешительным и животворным Словом Божиим; помогите душе его, отрешающейся от уз плоти, возноситься к Отцу духов на крылах мирной и благонадежной молитвы. Какую драгоценнейшую услугу окажете вы собрату своему! И кто знает? быть может, душа его, сподобившись части блаженных, по взаимности любви христианской, придет на помощь вашей душе, когда настанет и ее чреда отрешиться от тела, и поможет ей вознестись на небо. Иногда, напротив, усиленное раскаяние умирающего в своих безрассудных заблуждениях чрезмерно отягощает дух его и приводит его ко вратам отчаяния. Поспешите же подать руку помощи сему утопающему собрату своему! Подкрепите и поддержите дух его всеми силами любви христианской, всеми средствами благодати Божией. Помогите ему в этой тяжкой, опасной брани с духом злобы, подайте ему духовные оружия — щит веры и шлем упования спасения! Если успеете оживить дух его истинным покаянием, растворенным верою и упованием на милосердие Божие; то какую драгоценную услугу окажете Самому Господу, который говорит: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был! Какое одолжение сделаете Самой Матери Божией—радости всех скорбящих, спасению погибающих! И забудет ли Она, премилосердая Матерь наша, такое, воистину святое дело любви вашей? Что же, если Господь удостоит кого-либо из вас быть при смертном одре одного из избранных рабов Его, послужить последнему исходу праведника? О, в какую драгоценную услугу Самому Себе вменит Господь ваш подвиг любви христианской! С какою горячностью утешенная вами душа праведника будет молиться о вас, когда предстанет лицу Божию на небе! С каким усердием и ревностью будет охранять и защищать вас от наветов духов злобы и в продолжение жизни и особенно в час исхода вашего! С какою любовью примет вас в свои вечные кровы, когда явитесь туда, идеже несть помогающего! Аминь.

8. Слово в тот же день («Благочестивые души, предавшись однажды и навсегда Господу, беспрекословно идут всюду, куда ни поведет их рука Промысла Божия, с усердием исполняют все, чего требуют их положение и обязанности»)

«Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего, и возжелает Царь красоты твоей» (Пс. 44, 11. 12).

В отдаленной древности, сквозь таинственный сумрак грядущих веков Богоотец Давид видел некоего славного Царя, высшего всех царей земных; видел одесную Его и превознесенную пред всеми Царицу, рясны златыми одеянную и преиспещренную, и, обращая речь свою к Ней, как бы готовившейся еще сделаться Царицею, говорил: слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего, и возжелает Царь красоты твоей. Для нас понятно теперь это пророческое видение, как давно уже сбывшееся, давно славимое и поклоняемое во всем мире. Славный Царь, для изображения величия коего Пророк истощил, так сказать, все известные на языке человеческом выражения величия и славы, есть Господь наш Иисус Христос, который есть Царь царям и Господь господам, славе и величию коего несть, конца. Предстоящая одесную Его Царица есть преблагословенная Матерь Его, пресвятая и пренепорочная Дева Мария, которая, соделавшись Материю Господа славы, соделалась Царицею небесе и земли, препрославленною и превознесенною превыше херувимов и серафимов.

Но эта, превознесенная превыше всех тварей небесных и земных, Царица была и есть, братие мои, дщерию человеческою, соестественною всем нам дщерию Адамлею.— и хотя происходила от царственного рода Давидова, но родилась в смиренной и скромной доле, от незнатных, по внешнему состоянию, и богатых токмо верою и благочестием родителей—Иоакима и Анны, скоро лишилась потом и этой слабой опоры в жизни, осталась круглою сиротою во Израиле. Как же возвысилась Она до такой высоты славы, до которой не возвышался никогда и никогда не возвысится никто не только из человеков, но и из ангелов? Она всем сердцем последовала гласу Божию, призывавшему ее устами Пророка: слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего, и возжелает Царь красоты твоей.

Весьма рано, еще в трехлетнем возрасте, она оставила дом отца своего и все близкое сердцу Ее в среде людей своих, и посвятила себя навсегда единому Господу. Правда, Ее привели в храм сами родители, по данному ими обету; но этот обет родительский сделался безвозвратным вечным обетом и Ее сердца. Не как ведомая на заклание, но как торжествующая и радующаяся вошла Она в храм Господень, на который взирала уже как на райскую обитель, вожделеннейшее место пристанища, которого возжадала душа Ее не только паче дома родительского, но и более всех селений человеческих; так что радостное Ее вшествие в храм Господень невольно привело в удивлению встретивших Ее священников. Не по принуждению и даже не по чьему-либо совету, но по внутреннему влечению собственного, горящего любовию к Богу, сердца, Она положила пред Господом обет всегдашней чистоты и девства, чтобы навсегда и безраздельно принадлежать единому Богу, и Ему единому служить и работать во все дни жизни своей.

В этой всесовершенной любви и преданности единому Господу и Владыке живота нашего, с полным и совершенным забвением всех и всего, и состоит, братия мои, вся слава дщери Царевой; в ней источник и начало всех Ея добродетелей, и ее смиренною глубиною соизмеряется высота безпримерного величия и славы преблагословенной Девы Марии. И как ни тяжел и труден был путь Ее восхождения на сию высоту славы Царицы небесе и земли, но в самой преданности своей Богу Она обретала и побуждение и силы восходить твердо и неуклонно от силы в силу и от славы в славу.

Еще воспитываясь при храме, юная Мария лишилась престарелых своих родителей, которые, предав Ее Господу, и сами отошли скоро ко Господу. Оставшись сиротою, одна в целом мире, без родственного крова и призора, без радушного участия от кого-либо к своей участи, Она тем горячее возлюбила Господа Бога отцев своих, тем безраздельнее предала себя Ему единому. Молитва и поучение в Слове Божием были пищею души Ее, труд и служение всем живущим при храме, было непрестанным подвигом Ее внешней деятельности. Одного только, как высочайшего счастья и чести, желала Она и просила у Господа в настоящей жизни—быть рабою рабынь той благословенной в женах, которая сподобится быть Материю обетованного Мессии. Это глубочайшее смирение привлекло на Нее благоволительный взор Отца небесного, предъизбравшего Ее Самую в Матерь Единородному Сыну Своему. Но премудрости Божией угодно было подвергнуть Ее многим испытаниям, из которых слагается вся последующая жизнь Ее.

Утвердившийся в народе Иудейском обычай не оставлять дев не обрученными мужу побудил священников храма обручить мужу и Марию, несмотря на обет Ее пребывать навсегда девою. Правда, уважая Ее твердое намерение сохранить до смерти свою девственную чистоту, они обручили Ее престарелому, праведному мужу Иосифу, не как мужу, но как хранителю девства Ее под именем мужа; но тем не менее Она должна была оставить тихое пристанище храма Божия, где, и при трудах внешних, преданная Богу душа Ее питалась небесною пищею молитвы и Слова Божия, и сделаться рабою в дому Иосифовом. Точно рабою, братие мои, ибо по обычаям древних, жена почиталась и была действительно рабою в дому своего мужа. На ней лежали не только все заботы, но и все тяжелые труды домашнего хозяйства: она должна была своими руками приготовлять и пищу и одежду всему семейству. Все это исполняла и пресвятая Дева в дому Иосифовом. Предание указывает еще тот кладязь, из которого приносила Она воду для семейства Иосифова на высокую гору, на которой построен быль Назарет. А драгоценный хитон, который исткала Она своему Божественному Сыну и который пожалели раздрать на части даже распинавшие Его воины, свидетельствует, с каким не только трудолюбием, но и искусством исполняла Она свои домашние обязанности. И вот участь, которая предлежала в дому Иосифовом Той, которая предъизбрана Промыслом Божиим в Матерь Мессии, Сыну Божию! Но преданная Богу душа Ее смиренно покорилась этой участи не по требованию закона, а по одному народному обычаю. Так благочестивые души, предавшись однажды и навсегда Господу, беспрекословно идут всюду, куда ни поведет их рука Промысла Божия, с усердием исполняют все, чего требуют их положение и обязанности, где и в каком бы состоянии ни были они поставлены или стечением обстоятельств, или распоряжением земной власти.

Такое глубокое смирение, такая послушливая покорность воле Божией достойна была того, чтобы призрел на Нее Господь; и Господь открыл Ей Свое предвечное благоволение о Ней. Явился Архангел и благовестил Ей радость велию, что Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и Она сделается Материю Сына Божия, обетованного Мессии—Искупителя человеков. Кто изъяснит восторг и блаженство смиренной души пресвятой Девы, нареченной Материю Господа? Но кто в состоянии постигнуть и почувствовать и всю тяжесть жестокой скорби пречистой души Ее, когда Иосиф, видя Ее имущею во чреве, бракоокрадованною помышляя Ее? Праведный муж видел чистоту Ее благоговейной жизни; но темь не менее, мучимый бурею мучительного сомнения, решился тайно отпустить Ее, т. е. предать Ее, если не тяжести суда законного, угрожавшего смертно, то не меньшей тяжести людских клевет и презрения, от которых, самая жизнь бывает иногда тяжелее смерти. Что-ж пресвятая Дева? Преданная Богу душа Ее Ему единому поведала всю скорбь своего сердца и от Него единого ожидала помощи и защищения, не смея открыть тайны Божией, вверенной Ее хранению. Так преданные Богу души не только несут с усердием всю тяготу трудов своего звания, но и терпят благодушно и в молчании все находящие на них скорби и печали, веруя всем сердцем, что премилосердый Господь не попустить им искуситися паче, нежели могут понести, но со искушением пошлеть им и отраду и утешение.

Не будем говорить далее, как, и сделавшись Материю Господа, пресвятая Дева не преставала нести тяжкий крест свой во все продолжение земной своей жизни, то принужденная бежать в Египет, чтобы спасти Богомладенца Сына своего от лютости Иродовой, то продолжая смиренно работать и трудиться в дому Иосифовом, то видя Божественного Сына своего наветуемым, гонимым и преследуемым, не имея, где приклонить голову, то следуя за Ним, осужденным и измученным, на Голгофу и стоя при кресте Его, когда и Ей Самой проходило душу оружие; то видя гонения, страдания и мученическую смерть последователей и учеников Его. Но все эти безмерные и беспримерные скорби переносила Она в терпении и смирении, с полною преданностью воле Божией, с живою верою и упованием на благость Божию. И в этих-то скорбях созрела любовь Ее к Господу до той полноты и совершенства, по которой Она сделалась высшею всех тварей и ближайшею к престолу Божию; сими-то скорбями пресвятая душа Ее очистилась до той чистоты и святости, по которой Она стала честнейшею херувимов и славнейшею, без сравнения, серафимов.

Как ни высок и недосягаем этот пример совершенства духовного, однако же он обязателен для всех, желающих благоугождать Господу и войти в тот чертог славы и блаженства, в который призывает всех Сам Царь славы. Для сего-то Господь и провел пресвятую Матерь Свою по всем стезям человеческой жизни, чтобы для всех Она была и примером и руководительницею к животу вечному. Она была и девою, посвященною Господу при храме, и супругою, хотя токмо по имени, но со всеми обязанностями хозяйки дома, и Материю безмужновоплотившегося в Ней от Духа Свята Спасителя миру, и как бы осиротевшею вдовицею, по вознесении на небо Ее Божественного Сына.

Но для вас, возлюбленные сестры, посвятившие себя на служение Господу в служении страждущим братиям своим, пример пресвятой Девы особенно близок, поучителен и утешителен. И мы тщетно стали бы искать для вас лучшего наставления и поучения, как посоветовать вам иметь постоянно пред умными очами этот высочайший образ совершенства духовного, размышлять о нем как можно чаще, и чаще возноситься умом и сердцем своим к Самой пречистой Матери Господа нашего, которая, по обетованию своему, всегда близка к призывающим Ее.

Размышляя о жизни Ее на земле, вы легко убедитесь, что для желающих служить Господу нужна первее всего полная, всесовершенная преданность Ему: слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего, и возжелает Царь красоты твоей. Господь Бог наш Господь ревнитель есть; Он требует от нас одного токмо сердца нашего, но требует всего—безраздельно. Сын мой! отдай сердце твое мне, говорить Он: дай все, а не часть его, дай навсегда, а не на время, дай Мне, не удерживая его в своей воле, не употребляя его по своим желаниям и прихотям.

Эта полная преданность Господу рождает постоянство и несовратимость с предъизбранного и указанного Промыслом Божиим пути. Истинно преданный Господу идет неуклонно туда, куда ведет его Промысл Божий обстоятельствами ли жизни, волею ли родителей и старших, или внутренним влечением собственного сердца. Предприняв раз благое намерение или дело, он не задумывается над тем, должно ли продолжать его или оставить; не озирается вспять и не оглядывается по сторонам, но простирается вперед, подвизается до конца совершить святое дело, ведая, что не начало, а конец дело венчает; не думает о том, где лучше или хуже, где можно быть счастливее, покойнее, веселее; ибо хорошо только там, куда привел и где поставил кого Промысл Божий; но покоен и весел только тот, кого веселит чистая совесть и сознание добрых дел, кого утешает благодать Духа Утешителя; истинно счастлив только тот, кто ничего не желает и ничего не страшится, ничего не ищет, а потому и потерять ничего не может, кто живет для одного Бога, в Боге и с Богом.

Эта преданность Господу облегчает и все труды наши, каковы бы они ни были. Истинно преданный Господу знает, что вся земная жизнь наша есть труд и подвиги, что здесь время делания, а воздаяние на небе, что здесь токмо сеяние, а жатва в вечности,—а что посеет человек в жизни, то и пожнет по своей смерти. Он не задумывается над тем, какой труд выгоднее для него здесь; ибо ведает, что самый выгодный труд тот, который наиболее приносит пользы братиям нашим во Христе, за который Сам Господь обещает вечную жизнь. Не разбирает того, какой труд легче или тяжелее, какой приятнее или скучнее; ибо трудится для Господа и от Него единого ожидает награды и воздаяния, ведая, что чем тяжелее труд, тем больше награды, и чем больше терпения, тем больше будет воздаяние в тот великий день и час, когда Господь воздаст каждому по делам его. В этой преданности Господу—источник высшего утешения нашего во всех скорбях и обстояниях жизни. Истинно преданный Господу твердо верует, что ничего не может случиться с ними без воли Отца небесного; а эта всеблагая воля не попустит ничего, что могло бы принести истинный вред душе нашей, ибо желает нам одного—спасения и жизни вечной. Одно только есть действительное зло, которое делает нас истинно несчастными,— это грех, который погубил весь род человеческий в Адаме, погубит и каждого из нас на всю вечность, если не будет очищен покаянием. Неверности своему обету, уклонения от преданности воле Божией к своеволию и самомнению — вот чего надобно страшиться вам, возлюбленные, более всех скорбей и напастей! Изменив обету, мы уже отрекаемся от Господа, которому дали обет свой; предаваясь своеволию, мы в опасности сделать всякое злое дело; обольщаясь самомнением, мы предаем себя власти диавола, который опутает нас как сети, ослепит наш разум, прельстит наше сердце, увлечет в бездну заблуждения и пороков, а затем и в бездну вечной погибели.

В истинной преданности Господу — источник и благой надежды нашей в будущем. Что может быть страшного для души, всецело преданной Господу? Потеря ли чего-либо земного и временного? Но она знает, что мы ничего не внесли с собою в мир сей, ничего и вынести не можем; наги пришли сюда, нагими и выйдем отсюда:Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно во веки!Злоба ли человеческая? Но она уверена, что любовь Божия покроет и защитит ее, что Господь силен изъять ее и из пещи огненной. Призови Меня в день скорби, говорит ей Господь: Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня’. Постигнет ли самая смерть? Но с нею Господь Иисус Христос — надежда в смерти ее, живот по смерти ее. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной!

Такова, возлюбленные, чудная сила истинной преданности

Богу! Она предает всю себя Господу, и приобретает себе Самого Господа; оставляет все для Господа, и обретает в Нем жизнь вечную. Стяжите сию первую и главную добродетель пренепорочной Девы Матери Господа, последуйте за Нею на сем пути преданности воле Божией,— и Она приведет вас в царство Сына Ее и Бога: за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, входят в чертог Царя. Аминь.