ПЕРЕЙТИ на главную страницу второго тома
ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений
Собрание проповедей Дмитрия (Муретова), Архиеп. Херсонского и Одесского (т.2)
4. Слово в тот же день (О слове Божием. «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его»)
1. Беседа в день Рождества пресвятой Богородицы («Пример праведных родителей пресвятой Девы показывает, что, и живя в мире, не разрывая ни семейных, ни общественных уз, … можно достигать .. высоты совершенства духовного… Вся тайна в том, куда направлено сердце человека — к Богу или к мамоне, к небу или к земле»)
В настоящий день мы празднуем, братие, преславное Рождество от бесплодных родителей Пречистой и Преблагословенной Девы, Матери Господа нашего Иисуса Христа. Для празднующего духа всего полезнее и поучительнее оживить и обновить в памяти и воображении своем празднуемое событие со всеми его поучительными подробностями и войти, таким образом, в дух празднества. Потому-то, вместо нашего поучения в настоящий великий и святой день, мы просим, вас братие, перенестись мыслей за девятнадцать почти веков назад, в те времена ветхозаветной истории, когда скипетр самодержавия над народом израильским выпал из рук царственного колена Иудина, и на престоле Давидовом восседал иноплеменник Ирод, когда оскудел уже князь от Иуды и Вождь от чресл его, и народ иудейский более и более терял свою самостоятельность и приходил в зависимость от всесветного обладания римлян когда, таким образом, видимо наступало время исполнения древних обетований и пророчеств о пришествии в мир обетованного Искупителя. И вот, Премудрость Божия дивным Своим промыслом предуготовляет благодатный сосуд божественного воплощения Единородного Сына Божия, производит на свет Пресвятую Деву, от которой надлежало родиться Искупителю человеков.
В это время в бедном городке галилейском—Назарете жила благочестивая чета Иоаким и Анна. Эти смиренные назаретяне не были ничем знамениты во Израили, не отличались от простых жителей Назарета никакими особенными преимуществами внешними. Правда, св. Иоаким происходил от царственного рода Давидова, а св. Анна от рода первосвященнического, но потомки царственного рода Давидова давно низошли уже в разряд простых израильтян, не считались в князях и тысячах Иудиных, не пользовались никакими особенными правами и преимуществами. Так, напр., и живший в тоже время древодел назаретский Иосиф был тоже потомком Давидовым, но это не давало ему никакого преимущества перед другими ремесленниками назаретскими.
Но незнатные в очах человеческих, Иоаким и Анна были велики пред Богом своею верою и благочестием; неславные богатством тлеющим, они были богаты праведною жизнью и добродетелями. Впрочем, скромная, трудолюбивая, богобоязненная жизнь доставляла им не только честное довольство, а и некоторый избыток, который давал им возможность делать более дел благочестия и человеколюбия, нежели сколько требовал самый закон. Св. Иоаким имел обычай—весь плод трудов своих и Божия на них благословения разделять на три части: одну посвящал Богу в жертвах и приношениях алтарю Господню,—вместо требуемой законом десятины, другую раздавал бедным и убогим, и только третью часть оставлял на содержание своего дома. Уже это одно ставило его неизмеримо выше тех славившихся во Израили праведников, которые давали десятину с укропа и тмина и обходили самое важное в законе — милость и правду, которые от великих сокровищ своих подавали лепты среди торжищ, чтобы видели их люди, и в то же время поядали дома вдов. Но вся высота внутреннего благочестия праведной четы, их чистоты и святости, их духовного совершенства в вере и уповании на Бога открылась впоследствии, когда угодно было Господу явить всему миру их великое предназначение.
Казалось, ничто не должно было возмущать мирной, благословенной, всем довольной жизни благочестивых супругов. Но праведники не могут быть без искушений и скорбей: много скорбей у праведных, говорит Слово Божие. Высокое предназначение св. Иоакима и Анны требовало и приготовительного и продолжительного испытания, очищения, усовершения. Потому-то вся жизнь праведных супругов, по устроению Божию, была непрерывным, непрестающим испытанием их веры, терпения и преданности воле Божией. Иоаким и Анна были бездетны. И в наши времена безчадие есть тяжелая скорбь для супругов, но во времена подзаконные оно считалось величайшим бедствием и сопровождалось такими скорбями, для перенесения которых нужна была вся твердость веры и упования на Бога. Сам закон почитал безчадие явным признаком не только неблаговоления, но и тяжкого наказания Божия, запрещали даже принимать дары и жертвы от человека, не оставившего семени во Израили. А во мнении народном бездетный почитался как бы отверженным от Бога, недостойным имени сына Авраамова, достойным отчуждения и презрения сынов израилевых. И это, как выражается песнь церковная, поношение безчадства благочестивые супруги должны были терпеть до самой старости! Но они терпели и не ослабевали верою, молились и уповали, в твердой уверенности, что Бог может и бесплодным даровать потомство и многоплодных обезчадствовать. Иоаким, по праву законному, мог отпустить бесплодную супругу и ожениться с другою, но он жил уже верою и был выше закона по духу веры. Как истинный сын Авраама, он поверил с надеждою, хотя не было надежды; он предъявлял уже в себе образ евангельской чистоты жизни, которая водится не снисхождением закона, сделанным по жестокосердию иудеев, а высшим правилом веры, которая говорит: что Бог соединил, того человек пусть не разлучает. В бесплодии своей супруги он видел крест, ниспосланный ему Богом, и нес его с благодушием, терпением и покорностью воле Божией, не стараясь сложить его с себя произвольно, но веруя всем сердцем, что Бог, пославший ему искушение, пошлет и утешение. Так сам закон Моисеев, этот пестун (наставник, воспитатель) во Христа, ко времени пришествия Христова воспитал и возвел многих до высоты веры евангельской. Те дивные люди, которые являются действующими лицами в начале евангельской истории: Иоаким и Анна, Захария и Елисавета, Симеон богоприимец и Анна пророчица, Иоанн Предтеча, Иосиф Обручник и пресвятая Матерь Божия, далеко выросли уже из пелен ветхозаветного пестуна и достигли той степени совершенства духовного, на которой они становились достойными сынами благодатного царства Христова. В лице сих-то — воистину людей Божиих человечество достигло той духовной зрелости, по которой оно способно было видеть и облобызать спасение, которое от вечности предуготовал Бог падшему роду человеческому, достойно встретить и принять грядущего в мир Искупителя мира.
Возрастая, таким образом, верою и упованием, укрепляясь в терпении и преданности воле Божией, очищая сердце свое вниманием к себе, молитвою и исполнением заповедей Божиих, обновляясь духом по мере оскудения сил телесных, Иоаким и Анна, с преклонностью возраста телесного, достигли такой высоты совершенства духовного, что достойны были сделаться родителями той преблагословенной Дщери, которой, по предопределению Божию, надлежало быть живым храмом Духа Святаго, благодатным сосудом божественного воплощения, Материю Единородного Сына Божия. Но для сего Господу угодно было подвергнуть их одному, самому тяжкому искушению. Ибо таков закон Премудрости Божией, что, возводя избранных Своих от силы в силу путем скорбей и печалей, страданий и уничижения, Она открывает высоту их совершенства духовного каким-либо решительным испытанием их веры, в котором вера их является в полном своем свете и величии.
В один великий праздник праведный Иоаким, по обычаю законному, явился с дарами и приношением Богу в храм Господень. Первосвященник Иссахар, принимавший приношения многочисленного народа, быть может, обремененный приготовлением множества жертв, не восхотел принять жертвы от рук Иоакима. «Ты недостоин» сказал ему Иссахар, «недостоин того, чтобы принять от тебя дары Богу, как от истинного израильтянина; ибо ты безчаден и нет на тебе благословения Бога отцев наших. Верно, за какие-либо тяжкие грехи так отвергает тебя Господь Бог наш». Пораженный речью первосвященника, как бы грозным определением самого суда Божия, праведный муж не успел еще отступить от жертвенника, как новое тягчайшее огорчение поразило его. Один израильтянин, спешивший принести дары свои, оттолкнул его, сказав: «отойди отсюда, разве не слышишь, что ты недостоин, вместе с нами, приносить дары свои Богу, потому что не оставил семени во Израили.» Что ж Иоаким? С глубокими смирением принял он это обличение— как бы из уст Самого Бога, с тяжкою скорбью вышел он из храма Божия, с сердечною болезнью признал себя недостойным не только оставаться долее в виду дома Божия в Иерусалиме, но и возвратиться в собственный дом свой, и удалился в пустыню, где паслось его стадо. Здесь в посте и покаянии, в слезах и молитве провел он сорок дней, умоляя Господа простить ему все грехи его, отъять поношение его во Израили, благословить его в старости рождением чада, как благословил Авраама рождением Исаака.
Можете представить, братие, какою невыразимою скорбью поражено было сердце праведной Анны, когда услышала она о таком посрамлении своего добродетельного супруга пред лицем жертвенника Божия, при многочисленном стечении сынов израилевых, в священный день великого праздника Господня. Одну себя почитала она всему виновною, одну себя грешнейшею паче всех жен израилевых, одну себя недостойною даже видеть света Божия, как лишенную Божия благословения. При этом одно, по-видимому, ничтожное обстоятельство еще больше уязвило ее сердце. В саду своем, на лавровом дереве она увидела птичье гнездо с маленькими птенцами. Вот,—думала Анна: и птицы счастливее меня; они имеют и кормят детей своих, а я одна—несчастнейшая всех тварей—остаюсь безчадною! С громким воплем поверглась она на землю и стала просить у Господа помилования себе, прощения грехов своих и того дара, которого Он не лишает и бессловесных тварей Своих. Заключившись потом во внутренней клети дома своего, в посте и покаянии, в слезах и воздыханиях вопияла она ко Господу день и ночь, умоляя Его, не ради себя, как недостойной милости, но ради добродетелей благочестивого и праведного супруга своего отъять от них поношение безчадства и благословить их плодом чрева.
Такая крепкая вера и упование на Господа, такое самоуничижение и смирение благочестивых супругов достойны были, чтобы призрел на них Тот, кто сказал чрез Пророка: вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. И вот, ангел Господень явился молящейся Анне и возвестил ей, что молитвы их услышаны, слезы и воздыхания их принял Господь в воню благоухания, как благовонное кадило и как жертву благоугодную, что она родит Дщерь—преблагословенную в женах, чрез которую благословятся, которую и Саму будут благословлять все племена земные, и наречет имя Ей—Мария. Обрадованная небесным благовестием, Анна немедленно поспешила в Иерусалим, чтоб излить пред Господом, в Его святом храме, благодарные чувства преисполненного радостью сердца. В то же время небесный благовестник явился плачущему и молящемуся Иоакиму в пустыне с тем же радостным благовестием, и—в подтверждение слов своих—повелел ему идти в Иерусалим, где обрящет он свою супругу. Пред вратами дома Божия встретились обрадованные супруги, единодушно прославили и возблагодарили они Господа Бога, призревшего милостью Своею на смирение их, единодушно положили обет посвятить Ему обещанное им дитя. Чрез несколько времени, по возвращению в дом свой, благочестивые супруги еще более были обрадованы самым исполнением божественного обетования. Святая Анна зачала во чреве и родила, потом, обещанную ей преблагословенную Дщерь свою.
Итак, плодом праведной, благочестивой, богобоязненной и богоугодной жизни, плодом целожизненного терпения и молитв, плодом крепкой веры, победоносно прошедшей самые тяжкие для сердца испытания, плодом живого упования на Бога, непобедимого никакими искушениями,—была преблагословенная Дева Мария, избранная в Матерь Сыну Божию, Господу и Спасителю нашему. Посвященная Господу прежде рождения своего, Она и Сама посвятила Себя Ему единому на всю свою жизнь. Испрошенная у Господа страданием и слезами, Она и Сама с тою же верою, смирением, терпением и упованием на Бога прошла такой крестный путь скорбей и болезней, что самую душу Ея — чистую и святую проходило оружие, по выражению праведного Симеона. За то, как возвеселила и возвеличила Она праведных родителей своих чудным зачатием и рождеством своим, так возвеличила и превознесла Она весь род человеческий безсеменным зачатием и рождением от Нея Самого Господа славы.
Таков, братие мои, и всегда плод истинной веры и благочестия, плод праведной, богоугодной и богобоязненной жизни, плод христианского терпения, смирения и уничижения Богом, плод непоколебимого упования на Господа и преданности Его всесвятой воле! Несправедливо думают, что высота христианских добродетелей недостижима для людей, связанных узами семейными и общественными, обремененных заботами и попечениями житейскими. Пример праведных родителей пресвятой Девы показывает, что, и живя в мире, не разрывая ни семейных, ни общественных уз, не оставляя необходимых забот о доме своем и трудов служения общественного, можно достигать такой высоты совершенства духовного, какой не все достигают и в пустынях. Вся тайна в том, куда направлено сердце человека — к Богу или к мамоне, к небу или к земле. Истинно благочестивый человек, где и чем бы он ни был, все силы души своей направляет к Богу, приучает себя быть всегда в вездеприсутствии Божием, и потому, подобно древнему пророку, поставляет с собою завет не только не делать, а и не помышлять ничего лукавого пред Богом, не преступать заповеди Божией не только делом, а и мыслию и желанием. На все обязанности и занятия свои, каковы бы они ни были—велики или малы, он смотрит как на дело Божие и исполняет их со страхом Божиим, во славу Его пресвятого имени. Что ни делает, он делает пред Господом, призывая Его святое благословение и помощь, воздавая Ему благодарение и славу за успех своего дела. О чем ни помышляет, помышляет пред Господом, просвещая и освящая мысль свою призыванием святейшего имени Иисусова. Чего ни желает, желает пред Господом, предавая и желания и намерения свои Его всесвятой воле, и от Него ожидая исполнения своих желаний. Радуется о чем или печалится? И радуется Господеви со страхом и печаль свою возвещает пред Господом, от Него ожидая утешения и избавления. Таким образом, утверждаясь постепенно в вере, любви и уповании на Господа, он возрастает в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
Светлым и радостным торжеством ознаменовал св. Иоаким рождение преблагословенной Дщери своей. Многие жертвы принесены были Господу, как дань благодарения, как выражение чувств благоговения и преданности Богу, которыми жило и дышало сердце благочестивого мужа,—щедрые милостыни розданы были нищим и убогим в знак радости и веселия, обильная трапеза учреждена была священникам и левитам, друзьям и знакомым. Но св. Иоакиму н Анне не дано было видеть в этой жизни всей пренебесной славы богодарованной им Дщери; они радовались и торжествовали только о чудесном разрешении своего неплодства, о рождении Дщери по особенному к ним благоволению Божию и благовестию ангельскому. —Для нас, братия мои, тем более торжествен и радостен этот благознаменитый день рождения дивной Дщери Иоакимовой, что нам известно, кто эта преблагословенная Дщерь. Это Матерь Единородного Сына Божия, Господа и Владыки всяческих, честнейшая херувимов и славнейшая, без сравнения, серафимов, Царица небесе и земли. Превознесенная превыше всех тварей, Она есть первая, по Иисусе Христе, служительница в благодатном царстве Христовом, первая исполнительница святой воли Божией о спасении нашем, первая приемница благодатных даров Божиих и первая подательница их верующим и молящимся. Чрез Нее восходят все молитвы наши к престолу Божию и чрез Нее нисходят все дары благодати от престола Божия на нас. Как посредница спасения нашего, приявшая и воплотившая Сына Божия, Начальника и Совершителя нашего спасения, Она есть милостивая Споручница грешников во спасение, премилосердая Ходатаица о всех верующих пред Сыном Ее и Богом. Став Материю Господа и Спасителя нашего, иже есть Глава телу Церкви. Она есть благодатная Матерь и всем членами Церкви Христовой, соединенным с Сыном Ее и Господом живым союзом веры, любви и упования. Ибо, если Сами Господь Иисус Христос не стыдится именовать Своими братьями всех верующих в Него, то постыдится ли преблагая Матерь Его нарещи их своими чадами? Если Сам Господь питает их Своими божественным телом и кровью, то отречется ли пресвятая Матерь Его от сего тела, зачатого и рожденного от Ея пренепорочной плоти и воздоенного Ее Матерним млеком, от сей пречистой крови, заструившейся от Ее пренепорочных кровей? В этом то, братия мои, и состоит высочайшая радость всех торжеств в честь и славу преблагословенной Девы, Матери Господа, что, в лице Ее, мы все, нареченные во Христе чадами Божиими, имеем на небе преблагую Матерь, премилосердую Заступницу, всемощную Ходатаицу, неусыпающую Молитвенницу; что, несмотря на недостоинство наше, доколе остаемся членами духовно-таинственного тела Христова и держимся на Нем, как ветви на животворной лозе, верою, любовью и упованием, доколе пребываем в Церкви Христовой, как послушные чада ее, повинуясь ее заповедям и уставам, участвуя в ее священнодействиях и таинствах, дотоле можем нарицать пресвятую Матерь Господа—своею Матерью, притекать к Ней с надеждою, призывать Ее с упованием, молиться Ей с сыновним дерзновением. И нет молитвы, которой не услышал бы, нет прошения, которого не исполнил бы Господь Иисус Христос, когда ходатайствует и молится о нас Сама пречистая и пресвятая Матерь Его: много бо может моленье Матернее ко благосердию Владыки. Аминь.
2. Слово в тот же день (Кто «может называть пресвятую Матерь Божию своею Матерью, и кого Матерь Божия может признать за своего сына? Всякий, кто истинно верует в Господа Иисуса Христа— верою живою, а не мертвою. … Мы не можем быть совершенно безгрешными; но можем и должны возненавидеть грех, страшиться и убегать его»)
Рождество Твое, Богородице Дево радость возвести всей вселенней.
Подлинно величайшую, неописанную, неизглаголанную радость возвестило всей вселенной преславное рождество преблагословенной Девы Марии. Ту святую радость, что от усеченного до корня рода Иессеева и Давидова произрасла, наконец, благоплодная Отрасль, долженствовавшая, по проречению Исаии, произрастить благоухающий цвет—Христа Спасителя миру; является в мире та великая и чудная Жена, которой Семя должно, по обетованию Божию, стереть главу древнего змия—обольстителя, и разрушить дела диавола; рождается на свет та богоизбранная Дева, которая, по предсказанию Исаии, безсеменно зачнет во чреве от Духа Святаго и родит сына—Еммануила, грядущаго спасти род человеческий от тяготеющего над ним проклятия и смерти вечной; является виденная Иаковом лествица, соединяющая небо с землею,—предвиденная Иезекиилем дверь заключенная, которою пройдет Господь Бог израилев, чтобы посетить и сотворить избавление людям Своим. Словом, рождество пресвятой Девы Марии есть начало исполнения всех обетований божественных, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий; есть явление миру той, сокровенной от век и родов, тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого,—тайны воплощения Единородного Сына Божия для искупления падшего рода человеческого от греха, проклятия и смерти.
Сия-то, рождающаяся ныне от безплодных и престарелых родителей, пресвятая Дева предъизбрана и предопределена предвечным Советом Божиим быть посредницею нашего спасения, служительницею великой тайны воплощения Сына Божия, искупления, обновления и воссоздания всего человеческого рода. Предъизбрана потому, что всеведение Божие Ее одну из всего человеческого рода предуведело достойною сего высочайшего предназначения. Ее глубочайшее смирение преклонило к Ней милосердый взор Отца небесного, который, призрев на смирение Ее, помянул милости Своя от века, как говорил Отцам нашим, Аврааму и потомкам его. Ее серафимская чистота и святыня соделала Ее достойною быть обители Самого Источника чистоты и святыни, взаимодать плоть и кровь Сыну Божию и быть виною нашего обожения и спасения. Своим неисповедимым терпением и преданностью воле Божией Она соделалась достойною служительницею и хранительницею таин спасения нашего, слагая в чистом сердце своем божественные глаголы Сына своего и Бога. По своему Матернему милосердию и человеколюбию, Она и теперь является Заступницею и Ходатаицею нашею пред Сыном своим и Богом, утешением скорбящих, заступлением напаствуемых, избавлением обидимых, спасением грешников, благодатным покровом всего мира христианского.
В этом то и состоит, братие мои, особенная, высочайшая радость всех торжеств наших в честь и славу пресвятыя Владычицы нашей Богородицы, что Она, как предъизбранная Богом в Матерь Единородному Сыну Божию, Искупителю и Спасителю нашему, соделалась богоизбранною и богонареченною Матерью, по благости, и всем искупленным и спасаемым Им человекам. Вспомните, что завещал Ей со креста Божественный Сын Ее. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено , вот, сын Твой. Потом говорит ученику: вот Мать твоя. (Иоан. 19, 26,27). Усыновив, таким образом, пречистой Матери Своей возлюбленного ученика Своего, в лице его Он усыновил Ей и всех, которых называет Своими братиями и друзьями, которых возлюбил Он до конца, о которых молился Отцу Своему: Отче, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, чтобы увидели они славу Мою, которую Ты дал мне, потому что возлюбил Меня прежде сотворения мира. Словом, усыновил всех, не только первых учеников Своих, но и верующих в Него, по Его святому благовестию: Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, чтобы все они едины были. (Иоан.17, 24,25)
Кто же, спросите, между нами этот счастливец, который может называть пресвятую Матерь Божию своею Матерью, и кого Матерь Божия может признать за своего сына? Всякий, кто истинно верует в Господа Иисуса Христа— верою живою, а не мертвою. Кто возрожден св. крещением и усыновлен Богу Отцу во имя Единородного Сына Его. Кто пребывает в Церкви Христовой, как послушный сын ее, повинуясь ее заповедям, исполняя священные заветы и уставы ее, участвуя в ее животворных и спасительных священнодействиях и таинствах, пребывая в послушании законным пастырям ее. Кто, возлюбив Господа от всего сердца своего и от всей души своей и всею крепостию своею,—любовию крепкою, николиже отпадающею, посредством благоговейного причащения животворящего тела и крови Его, соединяется в един дух с Господом, становится членом живоносного тела Его, от плоти Его и от костей Его, прививается к Нему, как розга к живоносной лозе, чтобы жить Его жизнию, одушевляться Его пресвятым Духом. Кто охраняет и душу и тело свое от всякой скверны плоти и духа, страшится осквернить себя не только делом греховным, но и словом бесчинным и мыслью лукавою и желанием нечистым. Кто старается благоугождать своему Господу во всем, ходя пред Ним во всех заповедях и оправданиях Господних беспорочно, служа Ему благоговением и страхом Божиим, верою и частотою, воздержанием и терпением, кротостью и смирением, любовью и милосердием к своим ближним. Кто, стремясь к небесному отечеству своему, не прилепляется сердцем ни к чему земному, но всею мыслью и сердцем взыскует единого—жизни вечной со Христом Господом. Кто, памятуя непрестанно о смерти и суде Божием, заботится о том, чтобы приготовить себя к христианской кончине живота своего и непостыдному ответу на суде Христовом. Кто, подобно пресвятой Деве Марии, всего себя и всю жизнь свою предаст Господу, да воцарится и царствует Он в его сердце, уме и воле, да управляет всеми силами души и тела его, всею жизнию и судьбою его по Своей всеблагой и всесвятой воле. Словом, кто христианин не по одному имени, а и по жизни и делам своим, кто истинный сын Церкви Христовой и живой член духовно-таинственного тела Христова, кто всей душею и сердцем своим взыскует спасения своего во Христе Иисусе, кого Сам Господь не постыдится нарещи Своим другом и братом; тот со дерзновением может нарицать Матерь Божию, Царицу небесе и земли, своею Матерью, притекать к Ней с твердою надеждою, призывать Ее с благим упованием, молиться Ей с сыновним дерзновением; того и пресвятая Матерь Господа не отречется признать за своего возлюбленного сына.
Но для этого, скажете, надобно быть совершенно безгрешным и святым; а возможно ли это для нас немощных и страстных? Есть, возлюбленные братие, есть безмерное различие между совершенною безгрешностью, свойственною одним св. ангелам, и любовью ко греху, желанием одного зла, закоснением и ожесточением во зле, свойственными диаволу и клевретам его. Есть различие между падающим и опять возстающим, и между падшим и желающим возстать. И праведник, по слову Писания, до семи раз в день падает, но он, и если упадет — не разобьется: Господь за руку поддержит его. Пал Иуда—и погиб; потому что пал умом и сердцем, которыми овладел диавол до того, что ни обличения, ни угрозы Самого Господа не могли возбудить его к покаянию. Отрекся Господа Петр, и, несмотря на то, пребыл апостолом; потому что согрешил устами, но не сердцем, в котором не угасла живая вера и любовь к Господу,—и потому еще, что омыл грех свой горькими слезами покаяния. В лике прославленных Богом святых мы видим многих, которые от самого глубокого погрязновения в греховной жизни, путем искреннего, всесердечного покаяния и исправления жизни многими трудами и подвигами благочестия, взошли на высоту совершенства христианского, достигли вечной жизни и славы во царствии Божием. Мы не можем быть совершенно безгрешными; но можем и должны возненавидеть грех, страшиться и убегать его. Не можем сказать наперед, что не преступим никогда ни единой заповеди Божией; но можем и должны возлюбить закон Божий и всем сердцем возжелать ходить во всех заповедях и оправданиях Господних безпорочно. Не можем обещать себе быть совершенно святыми; но можем и должны стремиться к святости, отвращаться от всякой нечистоты и скверны, искать очищения от грехов, обновления и освящения в св. таинствах, приемля их с благоговением, можем и должны стараться благоугождать Господу целомудренною, благоговейною и богобоязненною жизнию, или же искренним, всесердечным, сокрушенным и слезным покаянием. Для сего то и даровал нам Господь св. таинство покаяния, чтобы мы могли всегда очищать свою совесть от мертвых дел, возставать от падения, исправлять заблуждения и прегрешения свои и начинать ходить право по стезям Господним. Для сего дано нам святейшее таинство тела и крови Христовой, чтобы в нем мы обретали всегда неоскудевающий источник освящения и оживления на дела благие, чтобы, прививаясь к животворной Лозе — Господу Иисусу Христу, в Нем почерпали силу духовного плодоношения и возмогали от немощи Его божественною крепостью. Для сего дано нам Слово Божие, чтобы оно было светильником ногам и светом стезям нашим, чтобы указывало нам всегда, во всех наших действиях и поступках, что добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, чем можем снискать милость и благоволение Отца небесного, и что зло и противно воле Божией и привлекает на нас праведный гнев Его; что очищает и освящает нашу душу и тело в жилище Божие и в храм всесвятого Духа, и что делает нас нечистыми и смрадными пред очами Божиими.
Кто, таким образом, проводит жизнь свою в покаянии и страхе Божием; кто омывает грехи свои слезами умиления и сокрушения сердечного и убеляет ризу души своей в крови Агнца, закланного прежде сложения мира; кто старается загладить прегрешения свои посильными подвигами благочестия, усердною молитвою к Господу о прощении и помиловании, делами любви и милосердия христианского; кто, хотя слабыми, колеблющимися стопами, претыкаясь, но паки исправляясь, падая, но опять возставая, идет неуклонно во след Господа Иисуса Христа, по пути к царствию Божию: тот не чуждый и пришелец в благодатном царстве Христовом; того не только не отвергнет, а, напротив, приимет с любовью, как сына своего, преблагая Матерь Божия, Споручница грешников во спасение; тому то в особенности и должно прибегать к Ней, Заступнице и Ходатаице нашей пред Сыном Ее и Богом, просить Ее покрова и защищения от наветов мира, плоти и диавола,—Ее благодатной помощи в делах благих и богоугодных. Итак, все—и беспорочно ходящие в законе Господни, и претыкающиеся о камни соблазнов и искушений, и право стоящие, и падающие, притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу- покрову Девы.
Когда и в каких случаях можно нам притекать к небесной Матери нашей с молитвою? Всегда и во всех случаях жизни—и печальных и радостных, прискорбных и утешительных. Малые дети во всем и непрестанно обращаются к своей матери: ей поведают свои печали и огорчения, ей передают свои мысли и чувства, ей поверяют свои желания и намерения, чаяния и надежды, с ней разделяют свои радости и восторги. Ибо нигде и ни в ком не находят и не найдут они такого живого и теплого, такого родственного и бескорыстного участия к себе, как у матери. Так и христианин нигде и ни в ком не найдет такого живого и родственного, такого благожелательного и милосердного участия к своим нуждам и потребностям, как у небесной Матери своей, Владычицы нашей и Богородицы. Она сродна всем нам по естеству и ведает всю немощь и все нужды естества нашего по собственному опыту. Никто не испытал в земной жизни своей столько скорбей и болезней, сколько испытала их Та, которой самую душу пройде оружие; и никому не дано в таком обилии благодати вспомоществовать земным странникам в их нуждах, скорбях и обстояниях, как Ей, Матери Всемогущего. Никто не возвышался до такой высоты горячайшей любви к Богу, как Она, Матерь Самой ипостасной Любви Божественной; и никто, кроме Божественного Сына Ее, Господа Иисуса Христа, не являет такой всесовершенной любви к земным собратьям своим, как Она, Матерь наша по благодати усыновления.
Будем же и мы, братья мои, так же близки к Ней сердцем своим, доверчивы и откровенны, как дети пред своею матерью. Спешно придем к Ней с верою истинною, твердою и несомненною, что пресвятая Дева, как Матерь Господа, имеет дерзновение перед Сыном своим паче всех святых, и Ее Матернее моленье много может ко благосердию Владыки; что нет молитвы, которой не услышал бы, и нет прошения, которого не исполнил бы Господь Иисус Христос, когда ходатайствует перед Ним и молится за нас Сама пресвятая Матерь Его. Прибегнем с живым упованием, что Она, как истинная благодатная Матерь христиан, милостива и милосердна, человеколюбива и сострадательна: с материнскою любовью принимает наши молитвы, с материнским снисхождением готова подать нам все благопотребное и избавить нас от всякой скорби. Прибегнем с любовью искренней, нелицемерной, с детской покорностью и преданностью святой воле Ее, с детскою го- товностью исполнять святые заповеди Господни, как исполняла Она, нести благое иго Господне, как понесла Она в земной своей жизни. Прибегнем с покаянием искренним и всесердечным, с глубокой скорбью о том, что доселе, как неразумные и своенравные дети, оскорбляли своими грехами Ее матернюю любовь и милосердие,—с искренним осуждением всех беззаконных дел своих, с искреннею готовностью исполнять волю Божественного Сына Ее и Господа, с усердною молитвою о благодатной помощи Ее в делах благих и богоугодных.
В таком расположении духа, с такими мыслями и чувствами сердца будем молиться пречистой и пресвятой Матери Господа: Владычице, прими молитвы рабов Твоих и избави нас от всякии нужды и печали! Аминь.
3. Слово в тот же день («Когда и в каких случаях должно прибегать к небесной Матери нашей с молитвою? Всегда и во всех случаях жизни—и печальных и радостных, прискорбных и утешительных»)
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной.
Какую же особенную радость могло возвестить вселенной рождение дочери неизвестных миру родителей, среди малого и незнатного народа, который сам находился тогда в порабощении народа сильного, владевшего всем миром? Ту великую радость, что с рождением благословенной дщери Иоакима и Анны настало время исполнения великих утешительных обетований Божиих о спасении падшего человечества, о пришествии в мир обетованного Искупителя, Сына Божия, о разрушении царства дьявола—царства лжи и заблуждения, царства греха и развращения, царства смерти и тления, об утверждении на земле царства Божия—царства истины и правды, царства благочестия и добродетели, царства бессмертия и жизни вечной. Ту святую радость, что в падшем и растлевшемся в беззакониях человеческом роде явилась, наконец, чистая, непорочная и святая Дева, достойная вместить в Себе и воплотить из Себя Самого Источника чистоты и святыни, Самую присносущную Жизнь, пришедшую обновить и оживотворить, очистить и освятить оскверненное грехом и истлевшее во грехах человечество. Ту благую и утешительную радость, что, сделавшись Материю Господа, Творца и Владыки всего мира, Царя неба и земли, сия дщерь человеческая превознесена и прославлена превыше всех тварей, не только земных, а и небесных, сделалась честнейшею херувимов, и славнейшею, без сравнения, серафимов, Царицею ангелов и человеков, Заступницею и Ходатаицею всего рода человеческого.
Но для нас, возлюбленные, то особенно радостно, что пресвятая Дева, став Материю перворожденного всей твари Сына Божия, в котором благоизволи Бог возглавити всяческая, иже есть Глава телу Церкви, сделалась Материю, по благодати, и всем членам Церкви Христовой, соединенным со Христом верою, любовию и упованием. Ибо, если Сам Божественный Сын Ее, Господь Иисус Христос, не стыдится нарицать Своими братиями всех верующих в Него, то постыдится ли преблагая Матерь Его назвать их своими чадами? Если Сам Господь питает их Своим божественным телом и кровью, то отречется ли пресвятая Матерь Его от сего божественнаго тела, зачатого и рожденного от Ее прененорочной плоти и воздоенного Ее Матерним млеком,—от сей пречистой крови, заструившейся от Ее пренепрочных кровей?
В этом то и состоит, братие мои, высочайшая радость всех празднеств в честь и память преблагословенной Девы, что эти празднества напоминают нам, что мы все, нареченные во Христе чадами Божьими, имеем на небе преблагую Матерь, высшую херувимов и серафимов, всемощную Царицу небесе и земли, премилосердую Заступницу, неусыпающую Молитвенницу, благопомощную Ходатаицу; что все мы, до той поры остаемся живыми членами духовно-таинственного тела Христова, доколе, приобщаясь животворящего тела и крови Господа Иисуса Христа, соединены с Ним, как ветви с животворною лозою,—можем нарицать пресвятую Матерь Его своею Материю, притекать к Ней с благою надеждою, призывать Ее с добрым упованием, молиться Ей сыновним дерзновением, и нет молитвы, которой не услышал бы, нет прошения, которого не исполнил бы Господь наш Иисус Христос, когда ходатайствует перед Ним и молится за нас пресвятая Матерь Его: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки.
О чем же будем молиться и чего станем просить себе у небесной Матери нашей? Всего, что нужно и что благопотребно нам и в настоящей и в будущей нашей жизни. Можем просить у Нее и благ земных—телесного здравия, довольства во всем, необходимом для жизни, избавления от бед и скорбей, от нужд и обстояний, успеха в честных делах и предприятиях, благопоспешества в трудах и занятиях наших. Ибо ведает Она, Матерь наша, яко требуем сих всех, ведает и, без сомнения, хочет, по благости своей, подать нам все благое и полезное, сделать нас беспечальными и довольными во всем. Но при этом должно помнить, братья, что все это тленно и послужит нам ненадолго, все это временно и нужно нам только до смерти; что есть другие—высшие и лучшие блага, которых преимущественно желает нам Матерь Божия, есть другое—вечное счастие, которым хочет облаженствовать нас премудрость Божия, есть другое—духовное совершенство, к которому ведет нас любовь Божия. Потому все земное и временное подается нам не так, как хотели бы мы, а как находит для нас полезным и нужным высочайшая премудрость Божия. Воля Божья о нас, говорить св. Апостол: святость наша, т. е. очищение от грехов, избавление от страстей и плотских похотей, преспеяние в вере, любви и благочестии, возращение в сердце нашем плодов Духа Святаго—любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания. Это главная цель самого бытия нашего на земле; это главный предмет всех действий дивного Промысла Божия о нашей жизни; этого прежде всего желает нам и Матерь Божия. Все земное—богатство и бедность, слава и уничижение, болезнь и здоровье, изобилие и недостаток, счастье и несчастье в руках Промысла Божия суть токмо средства, которыми Он ведет нас к покаянию и исправлению, к освящению и спасению. Для кого, что и когда лучше и полезнее,—знает Он всеведущий. Для всемогущества Божия не трудно было бы осыпать каждого всеми сокровищами мира; но премудрость Его ведает, что они погубили бы многих из нас на веки, а высочайшая любовь Его не хочет, чтобы погиб и один человек, но чтобы все пришли к покаянию. Какая любящая мать подаст неразумному дитяти ядовитое вещество, которого оно просит у нее с плачем и слезами,—или позволит ему забавляться со змеею, которая ему нравится? Дивно ли же, что и небесная Матерь наша не только не подает, а даже отъемлет у нас такие блага, лишает таких удовольствий и радостей, от которых могло бы заразиться сердце наше ядом греховным и подвергнуть нас смерти вечной? Напротив, в этом то и является Ее Матерняя любовь к нам, когда Она отъемлет у нас земные блага, чтобы с ними не оземленилось и сердце наше и не сделалось бы недостойным жилища небесного; когда пресекает наши успехи в делах житейских, чтоб напомнить нам о небесном отечестве нашем; когда посещает скорбями и бедствиями, да возбудимся от сна греховного, да взыщем Господа в тесноте и болезни сердца; когда даже поражает тело наше болезнями, чтоб уврачевать нашу душу. Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6); будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор 11:32). Будь же терпелив, возлюбленный, когда случается с тобою то, что вопреки твоим желаниям и молитвам; умей великодушно терпеть и лишения, когда находит их нужными для нас Сама небесная Матерь наша; лобызай десницу Ее и тогда, когда Она подает тебе крест, а не цветы, посылает скорби, а не радости плотские. Ей—с неба— виднее, что для нас существенно нужно и что нам истинно полезно. Проси у Нее прежде всего благ духовных и вечных—прощения грехов, благословения и помощи в делах благих и богоугодных, благодати всесвятого Духа Божия—духа молитвы и благоговения, духа чистоты и святыни, духа премудрости и разума духовного, духа благочестия и страха Божия. Прочее все, потребное для жизни временной, само собою подастся тебе и прежде твоего прошения. Ищите прежде Царства Божия и правды его, и это все, т. е. необходимое для жизни телесной, приложится вам: это сказал Тот, в руце Которого не только наше дыхание и жизнь, но и мир весь со всеми его сокровищами и благами.
Когда и в каких случаях должно прибегать к небесной Матери нашей с молитвою? Всегда и во всех случаях жизни—и печальных и радостных, прискорбных и утешительных. Малые дети во всем и непрестанно обращаются к своей матери: ей поведают свои печали и огорчения, ей передают свои мысли и чувства, ей поверяют свои желания и намерения, чаяния и надежды, с нею разделяют свои радости и восторги. Ибо нигде и ни в ком не находят и не найдут они такого живого и теплого, такого любовного и бескорыстного участия к себе, как у матери. Так и христианин нигде и ни в ком не найдет такого живого и родственного, такого благожелательного и милосердого участия к своим нуждам и потребностям, как у небесной Матери своей, Владычицы нашей Богородицы. Она сродна всем нам по естеству и ведает всю немощь и все нужды естества нашего по собственному опыту; Она милостива и милосерда, человеколюбива и сострадательна паче всех—не только человеков, но и ангелов. Никто не испытал в земной жизни своей столько скорбей и болезней, сколько испытала их Та, которой самую душу пройде оружие; и никому не дано в таком обилии благодати вспомоществовать земным странникам и пришельцам в их нуждах и обстояниях, как Ей, Матери Всемогущего. Никто не возвышался до такой высоты горячайшей любви к Богу, какъ Матерь Самой ипостасной Любви Божественной; и никто из святых не являет такой всесовершенной любви к земным собратиям своим, как Она, Матерь наша по благодати усыновления. Будьте к Ней так же близки сердцем своим, доверчивы, откровенны, как дети пред своею матерью. Предайте Ей всю судьбу свою, откройте пред Нею все сердце и душу свою,— и будьте уверены, что никакая благая мысль ваша, никакое доброе чувство и желание не будут отвергнуты, а будут приняты с матернею любовью и сочувствием, и будут исполнены с матерним снисхождением и состраданием. Но ведайте и то, что и недобрые мысли и нечистые желания и чувства ваши, тем паче всякое недоброе дело ваше не утаятся пред взором Ее и не избегнут Ее праведного гнева.
Всегда ли можем надеяться получить, чего просим у небесной Матери нашей? Всегда, когда просим Ее с живою, непоколебимою верою, с детскою любовью и покорностью, с твердым и несомненным упованием, с искренним желанием употребить все, подаваемое Ею по воле Божией, во благо и спасение души своей; особенно же, когда сами с искренним усердием и любовью к Ней стараемся быть истинными детьми Ее, истинными последователями Божественного Сына Ее Господа Иисуса Христа; когда, подражая Ей, тщимся благоугождать Господу исполнением святых и животворных Его заповедей, служа Ему с благоговением и страхом — верою и чистотою, воздержанием и терпением, любовью и милосердием к ближнему. Ибо может ли ожидать себе знаков любви и благоволения отца и матери своей недостойный сын, забывающий о своих родителях, пренебрегающий любовь их, непокорный власти их, не исполняющий воли их? Так и грешник, забывающий о небесном Отце своем, презирающий Его величие и святость, бесстрашно преступающий святую волю Его, не исполняющий спасительных Его заповедей, может ли быть угоден и пред лицем небесной Матери своей? Достоин ли того, чтобы обращаться к Ней с молитвою, надеяться на Ее ходатайство, ожидать от Нее даров любви и благости? Ты приближаешься ко Мне устами своими,—скажет Она в ответ на молитву его: но где твое сердце? Не удалилось ли оно от Сына и Бога Моего на страну далече? Не блуждает ли оно по распутьям своеволия и необузданных похотей? Ты хочешь, чтобы Я исполняла твои прошения; но исполняешь ли сам святейшую волю твоего Господа и Бога? Поступаешь ли так, как заповедал тебе Господь и Владыка живота твоего для твоего же счастья и блаженства? Ты просишь, чтобы Я ниспосылала тебе дары благости Божией, благословляла тебя изобилием и довольством; но подавал ли ты сам своему Господу, когда Он просил у тебя лепты в лице нищего, толкал в двери твоего дома в лице странника неимущего? Как употребляешь ты подаваемые тебе дары Божии: по воле ли Божией — к насыщению алчущих и жаждущих, к одеянию наготующих, к упокоению нуждающихся и бедствующих, или же на пустые прихоти свои, на минутные удовольствия, в угождение страстям своим? Ты желаешь, чтобы я избавляла тебя от всякой скорби и обстояния, утешала тебя в день печали; но ты сам утешил ли плачущего, облегчил ли сердечным участием тяготу страждущего, избавил ли гонимого и обидимого, призрел ли с любовью бесприютного сироту и вдовицу? Ты молишься о прощении грехов твоих; но где плоды твоего покаяния? Отвратился ли ты от греха и нечестия всем сердцем своим? загладил ли все неправды и беззакония свои? простил ли сам оскорбившему тебя брату? примирился ли искренно с соперником своим? помолился ли от всего сердца о ненавидящих тебя и творящих тебе напасть? Обратись прежде к Сыну и Богу Моему всем сердцем своим, и Я обращусь к тебе Моею любовью и милосердием! Покорись совершенно всесвятой воле Его, творя святыню в страхе Божием,—и все будет споспешествовать тебе во благое! Пребудь верен до смерти в хранении заповедей Божьих,— и будешь благословен всяким благословением в небесных и земных!
Но совершенно недостоин ни именоваться сыном небесной Матери нашей, ни обращаться к Ней с молитвою, кто делается вовсе беспечным о своем спасении и нерадит о покаянии, кто, закосневая во грехах все более и более, приходит, наконец, во глубину зол. Достоин ли такой человек, хотя бы и назывался христианином, благодатного покрова Матери Божией? Может ли Честнейшая херувимов покрывать своим ходатайством закоснелого грешника, который своею нераскаянностью второе распинает Сына Ее, отчего вновь оружие скорбное проходит Ее святейшую душу? в таком состоянии самая молитва грешника, если бы он и захотел молиться, как исходящая от нечистого и нераскаянного сердца, бывает ему в грех.
Итак, кто же достоин именоваться сыном Матери Божией и пребывать в Ее любви и благоволении? Тот, кто христианин не по одному имени, а по жизни и делам своим; кто, веруя в Господа Иисуса Христа, соблюдает Его святые заповеди и повеления. Тот, кто, возлюбив Господа от всего сердца своего и от всей души своей, любовью крепкою и николиже отпадающею, посредством благоговейного причащения животворящего тела и крови Его, соединяется в един дух с Господом, становится живым членом живоносного тела Его, от плоти Его и от костей Его. Тот, кто, стремясь к небесному отечеству своему, не прилепляется сердцем ни к чему земному, но всеми силами души своей взыскует единого—жизни вечной со Христом Господом. Тот, кто, памятуя непрестанно о смерти и о суде Божием, старается приготовить себя к христианской кончине и непостыдному ответу на страшном суде Христовом; кто, и после падения греховного, не остается в закоснении и нераскаянности, но ищет оправдания во Христе покаянием и исповеданием грехов своих, старается очищать свою совесть и омывать скверны души своей слезами умиления и сокрушения сердечного. Посему то св. Церковь и научает нас, братие, прежде и паче всего умолять небесную Матерь нашу о том, чтобы Она воздвигла нас из глубины греховной и просветила сердечные очи наши ко зрению спасения. Взыщем от Нее сего первейшего и необходимейшего блага; прочее все, само собою, приложится нам. Аминь.
4. Слово в тот же день («Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его»)
(Произнесено в Почаевской Успенской лавре.)
«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук. 11,28).
Так ответствовал Господь Иисус Христос на восторженное приветствие некоей жены, которая, восхищаясь небесною сладостью Его божественных словес, воскликнула: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие. Подлинно блаженна и преблаженна пресвятая Дева, удостоившаяся носить во чреве и питать сосцами воплотившегося и вочеловечившегося Сына Божия, Спасителя мира; но Она удостоилась сего блаженства, постепенно воспитав и приготовив Себя к тому слышанием и хранением Слова Божия. Св. предание говорит, что, когда воспитывалась Она при храме Божием первым и любимейшим занятием Ее, после молитвы, было благоговейное чтение Слова Божия; что, потом, Архангел, посланный от Бога благовестить Ей преестественное зачатие и рождение от Нее Сына Божия, нашел Ее чтущею книгу пророчеств св. Исаии; что, по свидетельству Евангелиста, Ей обратилось как бы в святую привычку благоговейно сохранять глаголы Божии, слагая в сердце своем. Этою то любовию к Слову Божию Она ограждала душу свою от всего нечистого, и соблюла и душу и тело свое в ангельской чистоте и непорочности пред Богом. Этим непрестанным поучением в Слове Божием Она насадила и возрастила в душе своей райские цветы добродетелей—кротости и смирения, терпения и послушания заповедям Божиим, целомудрия и благоговения пред Богом, полного самоотвержения и преданности воле Божией, и таким образом обрела благодать у Бога. Этим усердным хранением Слова Божия Она предуготовила Себя к тому, что Само ипостасное Слово Божие вселилось в Нее и обитало в Ней, и соделало Ее воистину блаженнейшею, чтимою и ублажаемою от всех родов.—И вот, это же блаженство обещает Господь и всем, с любовью слушающим и благоговейно хранящим Слово Божие. То есть, возлюбив Слово Божие, и каждый из нас может очистить душу свою от всякой скверны, насадить и возрастить в Ней богоподобные добродетели, сделать ее избранною невестою Христовою, вселить верою в сердце свое Самого Господа Иисуса Христа. Блаженны слышащии Слово Божие и хранящие его.
Блаженны уже потому, что, происходя от Бога, который, по самому существу Своему, есть Свет присносущный, Слово Божие и само есть свет истинный, просвещающий всякого человека. На небе, в царстве духов чистых, выну видящих лице Божие, Сам Господь Бог есть для них духовное Солнце, которое просвещает и животворит, услаждает и увеселяет их, дает им чувствовать всю полноту жизни и блаженства. Но в благодатном царстве Божием на земле, где обложенные плотью люди не могут видеть Бога лицем к лицу, как видят Его св. ангелы, возжено Господом духовное солнце божественного Откровения или Слова Божия, которое просвещает очеса сердца нашего, озаряет наш разум и совесть, оживляет и движет нашу волю на дела благие, услаждает и увеселяет сердце наше божественными обетованиями. Кто пользуется его сиянием, тот пребывает во свете, и ясно видит все, что в нем самом и что вне его; кто, напротив, лишен или сам себя лишает сего света, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза.
Когда скрывается от нас свет солнечный, когда застигает нас темная, непроглядная ночь,—мы не видим ничего, для нас как бы ничто и не существует, кроме того места, на котором стоим, и тех предметов, которые можем ощупать руками. Когда же солнце озаряет нас светом своим,—для нас как бы вновь является весь мир Божий, мы видим все, не только близкие, но и самые отдаленные от нас предметы. Таково точно умственное и нравственное состояние человека, лишенного света Слова Божия, и человека, озаряемого этим светом. Что может знать человек, не озаренный светом божественного Откровения? Ничего, кроме того, что может осязать своими телесными чувствами и о чем может заключать своим близоруким разумом. Он видит прекрасный мир Божий, исполненный многоразличными тварями, старается изучить свойства окружающих его тварей, придумывает средства употребить все видимое и осязаемое в свою пользу; но не знает: откуда и как произошел этот мир? какою силою он поддерживается в таком чудном и благотворном порядке? для чего он существует и долго ли продлится бытие его в том виде, в каком является он ныне нашему взору? Откуда и в этом прекрасном мире беспорядки и нестроения, страдания и воздыхания всех тварей? Почему земля наша, столь щедрая для всех, даже малейших тварей, которым она доставляет все без их труда и забот, скупа только для человека, от которого требует тяжелых трудов и забот. Мы чувствуем в себе разум и свободу, и не можем не сознавать себя выше и совершеннее других существ, населяющих нашу землю; но есть ли и другие, высшие нас, существа—разумные и свободные? Где обитают они и знают ли о нашем существовании? Думают ли о нас и имеют ли на нас какое-либо влияние? А—главное: есть ли кто выше всех и всего? Кто все создал и созидает, все содержит и всем управляет? Что сделал и делает Он для нас и чего требует и ожидает от нас? Все это нам неизвестно. Но когда озаряет нас свет Слова Божия, умственный кругозор наш расширяется, пред нами открывается новый, более дивный, более непостижимый мир—духовный. Мысленный взор наш, утопая, так сказать, в беспредельности, различает, однако же, ясно самые высшие предметы мира духовного, подобно как телесный глаз видит и различает самые отдаленные, едва мерцающие звезды.
Возведем ли умственный взор наш горе, к небу? Слово Божие открывает нам престол Триипостасного Божества— самосущего и вечного, всемогущего и беспредельного, всеведущего и вездесущего, всеблагого и премудрого, всесвятого, праведного и правосудного, все сотворившего всемогущим ипостасным Словом Своим, все оживляющего Духом Своим, все содержащего и всем управляющего бесконечною силою и премудростью Своею. Открывает целый мир духов, высших и совершеннейших нас, которые с любовью и благоговением служат Творцу своему и Владыке, исполняют Его святейшую волю и Его божественные повеления, и за то наслаждаются блаженством во свете лица Божия; которые не только знают о нас, но и любят нас и готовы споспешествовать нам к тому, чтоб и мы сделались участниками их блаженства. Низведем ли мысленный взор наш долу, в преисподняя? Слово Божие открывает нам другой мир — зла и греха, мир духов, преступивших заповедь Божию, непокорных воле Творца своего, возмутившихся против Его божественной власти, и за то низверженных с неба во тьму кромешную, осужденных на вечное мучение в геенне огненной. Открывает и то, что эти злые и злобные духи внесли семя зла и греха и в наш человеческий мир, увлекли первого человека в то же противление воле Божией и преступление Его заповеди, и таким образом удалили его от света лица Божия, ввергли весь род человеческий во тьму заблуждения и нечестия, преступлений и страданий. Обратим ли мысленный взор наш назад, к самому началу всего сущего? Слово Божие открывает нам, как совершились самые века словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое; как все виды творений Божиих приходили из небытия в бытие всезиждительным Словом Божиим; как земля наша устроилась, украшалась, населялась существами живущими под животворным наитием Духа Божия; как все, сотворенное Богом, было вначале добро зело, но за преступление человека вся тварь покорилась суете не добровольно, вся земля проклята в делах рук его, все творение стенает и мучится до сих пор. Обратим ли взор наш на стройный порядок и дивно-мудрое устройство вселенной? Слово Божие открывает нам присносущную силу Божию, которою все содержится, все устрояется, все животворится и все управляется, по законам премудрости, благости и правды. Устремим ли умственный взор наш в даль будущего? Слово Божие открывает нам, что нынешние небеса и земля, суете повинувшиеся за преступления злых духов и человека, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых, что земля, оскверненная грехами человеческими, и все дела на ней сгорят, но, по всемогущему глаголу Божию, явится новое небо и новая земля, на которых обитает правда. Видите ли, в каком ясном свете представляется нам все, когда ум наш озаряется светом Слова Божия, как ясно открываются самым младенцам в царстве Христовом все тайны бытия мира, тайны самого существа Божия, которые были недосязаемы и непостижимы для самых великих мудрецов языческих, блуждавших во тьме, без света Слова Божия. Поистине немудрое Божье премудрее человеков, и немощное Божье сильнее человеков! (Кор. 1, 25)
Но все это было бы для нас, братие, предметом одного бесплодного любопытства, если бы не имело ближайшего отношения к нам самим, если бы мы, и не зная всего этого, знали бы, по крайней мере, самих себя и могли бы устроить судьбу свою так, чтобы были вседовольны, счастливы и блаженны навсегда. Но без Откровения Божия мы и в отношении самих себя находимся в глубокой тьме неведения. Выросший с детства в темной пещере, не видевший никогда света человек не только не видит ничего вне себя, но не видел и не видит и самого себя, и не знает, каков он — благообразен и чист, или безобразен и покрыт нечистотами. Блуждающий во тьме путник не видит и не знает, откуда и куда он идет и куда, наконец, придет—в доброе ли и приятное место, или в непроходимые дебри и в ров погибели. Таков точно и человек, не озаренный светом Откровения божественного. Он не знает ни того, откуда и как произошел он на свет, ни того, для чего существует он в этом мире, ни того, что ожидает его в будущем, ни того, таков ли он теперь, каким бы должен быть по своему назначению, ни того, почему вся жизнь его исполнена скорбей и бедствий, заблуждений нравственных и страданий телесных, не смотря на то, что он желал бы быть всегда счастливым и блаженным,—ни того, почему он должен умереть, при всем желании своем наслаждаться нескончаемою жизнью, ни того, наконец, будет ли что и что будет с ним по смерти. Но Слово Божие разгоняет и эту тьму, открывает нам нас самих в полном и совершенном свете. Оно говорит нам, что Бог сотворил человека в неистление, ненамного умалил его пред Ангелами, украсил его Своим божественным образом, славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Своих; что, пребыв верным завету Божию, он был бы бессмертным и блаженным на всю вечность. Но он явился неблагодарен Создавшему его, не послушал повеления Творца своего, преступив Его святую заповедь, и за то подвергся осуждению и клятве правды Божией: проклята земля в делах твоих, сказал ему Господь: колючки и сорняки произрастит она тебе, с печалью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей, в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят. Но и смертью телесною не окончились бы его страдания: бессмертный, по существу, дух его, отлученный от света лица Божия, вечно страдал бы во тьме и муках с духами отверженными. От оскверненного грехом праотца не могло произойти чистое и святое потомство, и от смертного невозможно было родиться безсмертному: каков перстный, таковы и перстные: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. (Кор. 15, 48. Рим. 5, 12). Первый человек, в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают; и все падшие потомки его жили, как бессловесные, в ослеплении ума своего, помрачены в разуме, исполняя желания плоти своей, отчуждены от жизни Божией, и были по природе чадами гнева, и умирали, как бессловесные, без надежды блаженного бессмертия, без упования жизни вечной в причастии славы Божией.
Такова была, такова и была бы навсегда участь всех нас, потомков Адама падшего! Но Слово Божие открывает нам и то, что Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, не оставил нас погибнуть на веки, но предопределил спасти нас в Единородном Сыне Своем, чрез Которого и веки сотворил. Для сего Он многократно и многообразно говоривший издревле в пророках, предвозвещая чрез них грядущего в мир Спасителя и приготовляя человечество к вере в Него; когда пришла полнота времени послал и Самого Единородного Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. Для сего Премудрость Божия предизбрала пресвятую Деву, во утробу коей нисшел Единородный Сын Божий, воплотился и вочеловечился Духом Святым, и бысть человек нас ради, во всем подобный нам, кроме греха, не преставая быть Богом, единосущным Отцу. Все, что нужно было сделать для спасения нашего,— все это сделано воплотившимся Сыном Божиим. Он, как Свет истинный, просветил седящих во тьме и сени смертной человеков светом истинного богопознания, открыл им всю волю Божию и все тайны божественного смотрения о нас, указал путь, ведущий в жизнь вечную, и научил идти по нему примером собственной жизни. Он, будучи безгрешен и свят, восприял на Себя грехи мира, чтобы понести за нас всю возложенную на нас казнь: Своим всесовершенным послушанием воле Отца Своего даже до смерти крестныя Он загладил наше преслушание воле Божией, а Своими страданиями и крестною смертию избавил нас от осуждения смерти, загладил еже на нас рукописание грехов наших и оправдал нас пред правосудием Божиим. Он своим крещением во Иордане открыл нам путь нового рождения от Духа Святаго, после которого мы уже не чада гнева и проклятия, а воистину сыны Божии, братия Его—Единородного Сына Божия. Он Своим воскресением из мертвых победил и упразднил имущего державу смерти, и открыл всем нам путь воскресения из мертвых, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Он преподал нам в снедь самое божественное Тело и Кровь Свою, как средство живого и родственного соединения нас с Собою и как залог и источник бессмертия и вечной жизни. Он ниспослал всесвятого Духа Божия для освящения, обновления и возрождения нашего в новую, богоугодную, святую и богоподобную жизнь. Он усыновил нас Богу Отцу Своему и обетовал нам наследие вечной жизни с Собою. Он, вознесшись на небо, чтоб уготовать нам обители в дому Отца Своего, обещал прийти паки на землю, сотворить суд над всем миром, после которого откроется и настанет вечное царство Бога и область Христа Его, когда все злое, нечистое, враждебное нам упразднится и ввержено будет в озеро огненное, а праведницы просветятся, как солнце, в Царствии Отца их. Теперь, кто верует в Сына Божия всем сердцем своим; кто, отвергшись прежней греховной жизни, рождается от Него новым рождением в купели св. крещения и причащается животворящего Тела и Крови Его; кто, пребывая верен завету Его, с любовью исполняет св. заповеди Его, верно последует Ему, целомудренно, праведно и благочестно провождая жизнь свою; кто и после вольного или невольного грехопадения не остается в узах греха, но исповедует грехи свои пред Богом, омывает скверну души своей слезами сокрушения сердечного и приемлет отпущение грехов от служителя Христова: тот свободен от древнего осуждения смерти вечной, тот — истинный сын Божий и наследник в дому Отца небесного: нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Равно как всякий, не верующий в Сына Божия, не последующий стопам Его, не исполняющий св. заповедей Его, не кающийся во грехах своих, остается под древним осуждением смерти вечной.
Итак, мы уже не слепцы, блуждающие во тьме, не знающие, откуда и как пришли сюда, куда идем и куда, наконец, придем. Мы знаем, что мы от Бога пришли и к Богу грядем —путем веры и покаяния, путем богоугождения и исполнения заповедей Божиих, во след Единородного Сына Божия, прошедшего небеса. Пусть и ныне земная жизнь наша исполнена скорбей и печалей, доколе еще носим в самих себе, в смертном естестве нашем, семя зла и греха; но Слово Божие говорит нам, что наши временные страдания, претворенные крестными страданиями Сына Божия, служат нам во спасение, а не в погибель, если мы освящаем их верою в Сына Божия и упованием на Его ходатайство о нас пред Богом; что Отец небесный, попуская на нас скорби и бедствия в жизни сей, поступает с нами, как с сынами: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. Пусть и мы, наравне с неверующими, подвергаемся смерти; но Слово Божие открывает нам, что смерть телесная, претворенная крестною смертью за нас Сына Божия, есть уже не казнь, а избавление от тягостей земной жизни, конечное очищение и освобождение от живущего во плоти нашей греха, возвращение из земного странствования в дом Отца небесного. Взирая верою на умершего за нас и воскресшего Господа, мы как бы видим собственными очами, как и верующие в Него, искупленные крестною смертию Его, соединенные с Ним причащением тела и крови Его, с Ним совоскреснут и прославятся, с Ним просветятся, яко солнце, во царствии Отца их.
Так светло и отрадно, братия мои, в Церкви Христовой, в которой полным светом сияет духовное солнце Слова Божия! Безответны мы пред Богом, если не пользуемся этим благодатным светом для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будем совершенны, ко всякому доброму делу приготовлены; если, подобно древним язычникам, погрязнем во тьме заблуждений, предрассудков и суеверия; если, отвратив очи свои от света благовествования Христова, повергаемся в темную область греха и нечестия, неправд и беззаконий. Кто, напротив, подобно пресвятой Деве Марии, возлюбив всем сердцем животворные глаголы Господа Вседержителя, слушает или читает Слово Божие с благоговением и страхом Божиим, с живою верою и сердечным благодарением Господу, с искреннею готовностью исполнять святую волю Божию: для того Слово Божие есть благодатный свет, который просвещает и умудряет его во спасение; есть небесная манна, которая питает и услаждает его душу; есть животворное питие, которое оживляет и веселит сердце его радостью неизглаголанною и прославленною; есть цельбоносное и спасительное врачество, которое исцеляет все душевные его немощи и недуги; есть живоносная сила Духа— Утешителя, которая утешает его во всякой тесноте и скорби надеждою вечной радости в дому Отца небесного. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Аминь.