гл.2. О молении в молитвенное время «молитвами по памяти» разными способами

Тема: О молитве и молитвенном делании. ч.1. О молитве в молитвенный час (гл.2)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу темы о молитве

ПЕРЕЙТИ на другие главы части о молитве в молитвенный час

Составитель Ника

Глава 2. О МОЛЕНИИ В МОЛИТВЕННОЕ ВРЕМЯ «МОЛИТВА ПО ПАМЯТИ» РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ
*** Молитва по памяти – умная/устная/словесная молитва
*** Молитвы по памяти могут твориться во время молитвенного часа и вне его

Раздел 2.1. О разных видах молитв по памяти и техниках их творения
2.1.1.О многосложном линейном молитвословии по памяти
*** О преднамеренном и непреднамеренном запоминании часто употребляемых длинных молитв
*** Длинное молитвословие по памяти во время молитвенного правила произносится вместо чтения
2.1.2. О способе моления краткой молитвой по кругу
*** Краткие молитовки – односложные молитвы
*** Суть кругового моления одной молитовкой
*** О том, что для такого способа моления подходит любое односложное воззвание (но самое распространенное – Иисусова молитва)
2.1.3. Моление разными краткими молитовками по памяти/«краткими молитвенными к Богу воздыханиями» во время молитвенного часа
*** Суть разно-кругового способа моления разными краткими молитвами
*** Примеры молитв для разно-круговой техники молитвословия

Раздел 2.2. Преимущества молитв по памяти
*** Знаемые наизусть молитвы христианин «носит в себе» и не во время молитвословия, чтобы непрестанно быть в памяти Божией
*** Молитвы по памяти позволяют уму быть более собранным
*** При многократном повторении коротких молитовок образуется естественный навык ее повторять

Раздел 2.3. Об основных трудностях молитв по памяти
*** Само знание молитв на память не приведет к настоящей молитве и христианским добродетелям
*** При молитвах по памяти работает «механическая память», которая способствует рассеянному молению
*О принципах заучивания молитв, псалмов, фраз Св. Писания
*** Принцип заучивания: «Какой псалом понятен и падает на сердце, тот заучивайте»
*** Принцип заучивания: «Заучивая молитвы, не забудьте во всякое слово вникнуть и всякое прочувствовать»


Глава 2. О молении в молитвенное время «молитвами по памяти» разными способами

Существует другой способ моления готовыми молитвами — творение молитв по памяти/в уме.

Исходя из возможных разных определений такого способа моления у святых отцов: умной, устной, словесной, внутренней молитвы и др., составитель обозначил его как «молитвы по памяти».

Они могут твориться как в молитвенное время, так и вне его. Такие молитвы могут быть нескольких видов – длинными/многосложными или короткими/односложными молитвами. А также при их творении используются разные техники произношения. Есть и другие нюансы, которые будут важны при обучении себя разумному молитвенному деланию и внимательной молитве (о чем будет подробно идти речь на протяжении всей темы, а сейчас только на этом акцентируем внимание).

Заметим и то, что, говоря о такой молитве, обязательно надо указывать какой ее вид и особенность имеется в виду; и особенно делается это в том случае, если христианин обучается молитвенному деланию и трезвению. (Если же человек просто молится от случая к случаю, или в большей мере по обстоятельствам, или как придется, или как привык, то для него знание этих нюансов ничего не даст.)

Молитва по памяти – умная/устная/словесная молитва

Итак, молитвы по памяти относятся к понятию «умная», «мысленная» или «внутренняя» молитва (т.е. произносимая в уме без восприятия текста написанных молитв или слушания в этот момент, знаемая на память).

Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п. 10): «Заученная молитва есть уже некиим образом внутренняя…».

Т.е. молитвы по памяти можно назвать «внутренними молитвами» от умственной способности — памяти. А некоторые святые отцы относят их к внешнему молитвословию/пению/словесной молитве, так как это не твои личные молитвенные слова.

Иногда молитва по памяти могла обозначаться как устная или словесная.

Словарь В. Даля: «Наизусть — нареч. на память, затвердив; устно, словесно, речью, не письменно».

Также молитвы и псалмы по памяти некоторые подвижники называли «стихословием».

Феодор Студит (Наставления, сл. 31, 32): «…не забывая стихословия (повторения какого-либо стиха из Псалтири)… (Надо пребывать в) стихословии, в читании на память (псалмов и молитв)…».

Есть и другие определения (но иногда эти и другие определения не позволяют легко определить, что речь в каком-то учении святого отца идет о таком способе моления).

Молитвы по памяти могут твориться во время молитвенного часа и вне его

Понятно, что молитвы по памяти могут твориться как в молитвенное время, так и вне его. Мы сейчас говорим о молитвенном часе, хотя вне молитвенного их также можно творить и такими же техниками (и в этом случае они относятся к понятию «постоянная/непрестанная молитва», при которой воспитывается постоянная память Божия), но только у такого моления есть некие другие особенности. К тому же в этом случае они могли сопровождаться таким деланием как богомыслие/духовное рассуждение. Мы об этом говорить не будем, а если учения и особенности относятся и к молитвам во время молитвенного правила и вне его, то мы будем это отмечать.

Раздел 2.1. О разных видах молитв по памяти и техниках их творения

Далее скажем о разных видах молитв по памяти во время молитвенного часа.

Так, такие молитвы могут быть нескольких видов – длинными/многосложными или короткими/односложными молитвами.

А также при их творении используются разные техники произношения — если это краткая молитва по памяти, то здесь надо говорить о количестве раз проговаривания за одно моление; если же это длинное линейное молитвословие, то это проговаривается один раз.

2.1.1. О многосложном линейном молитвословии по памяти

Начнем разговор с молитв по памяти, которые являются многосложными чужими молитвами по линейному типу чтения, которые приведены в молитвословах или звучат на богослужениях. Почему составитель их выделяет? Потому что это будет важно при обучении себя внимательному и правому молитвословию.

О преднамеренном и непреднамеренном запоминании часто употребляемых длинных молитв

Итак, немало готовых молитв (причем не только односложных/кратких, а и длинных) христианин (так сказать, со стажем) знает на память.

Если это молитвы, звучащие в храме, то их невозможно знать все наизусть (хотя многие и знаемы). А при домашнем молитвословии это возможно, и особенно тогда, когда христианин каждый день на протяжении нескольких лет читает одно и то же правило. (Конечно, нельзя знать все каноны или акафисты на память, которые читаются изредка, и поэтому они всегда читаются; и только некоторые молитвы или отдельные фразы из них говоришь по памяти.)

Причем их запоминание могло быть непреднамеренным и преднамеренным.

Так, при многократном прочтении с годами постоянно читаемые молитвы сами запоминаются и без специального заучивания (непреднамеренное). Такое заучивание не является каким-то специальным деланием.

Также заучивание молитв могло быть преднамеренным (и тогда это делание). В древние времена специально заучивали на память псалмы и Святое Писание.

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты, 1, О чтении Евангелия): «Преподобный Пахомий Великий, один из знаменитейших древних Отцов, знал наизусть святое Евангелие и вменял ученикам своим, по откровению Божию, в непременную обязанность выучить его. Таким образом Евангелие сопутствовало им повсюду, постоянно руководило их».

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты 2, Слово о молитве устной и гласной): «…псалмопение… (как) крайне неспешное, протяжное чтение псалмов и других молитв… совершалось наизусть; иноки тех времен имели правилом изучать Псалтирь наизусть…».

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты, т.1, О молитве Иисусовой, отд.1): «При упражнении в трудах преподавалось новоначальному соответствующее устроению его делание молитвы. По истечении трех лет требовалось от новоначальных изучение наизусть всего Евангелия и псалтыри, а от способных и всего Священного Писания, что необыкновенно развивает устную внимательную молитву. Уже после этого начиналось тайноучение умной молитве».

Феофан Затворник (Устав Тавеннисиотского общежития): «55. После того, как навыкал он (новопоступивший) всем порядкам, что не требовало, как надо полагать долгого времени, его заставляли заучить на память еще несколько псалмов, до 20, два послания, или другую какую часть Писания. Если он не знал грамоты, то (не дожидаясь, пока выучится) назначали ему учителя и он выучивал все это со слов: для чего подходил к определенному учителю в первый, третий и шестой час, и стоя пред ним, прилежно заучивал назначенное, со всякою благодарностью (п. 139). 56. Незнающим грамоты однако же не оставляли новичка; но по окончании первоначального заучивания, заставляли его выучиться читать, хотя бы он и не хотел того. Для сего начертывали ему буквы, слоги, слова и растолковывали весь механизм чтения. Вообще, в монастыре никого не должно было быть, кто не умел бы читать, и не знал на память чего либо из Писания—по наименьшей мере,—Псалтири и Нового Завета (п. 140)».

Делалось это для стяжания постоянной памяти Божией (о чем мы скажем чуть позже). А также вот какие еще называются причины.

Интернет – источник: «Исторически важнейшие части многих священных книг запоминались наизусть. Этому способствовала нехватка письменных книг. Даже после изобретения книгопечатания традиция зубрёжки сохранилась при подготовке священнослужителей, так как было важно давать быстрые ответы на вопросы прихожан со ссылкой на соответствующий фрагмент Священного Писания. Искажения священного текста не допускались. В религиозных книгах было немало мест, смысл которых стал со временем неясным, поэтому единственным способом их запомнить была зубрёжка».

Или, например, такой способ моления когда-то давался для неграмотных людей.

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты, т.2, Слово о молитве Иисусовой): «Святая Восточная Православная Церковь предлагает всем неграмотным, вместо всех молитвословий, молитву Иисусову, предлагает не как нововведение, но как упражнение общеизвестное. Это постановление, вместе с другими преданиями Восточной Церкви, перешло из Греции в Россию, и многие из простого народа, малограмотные и даже неграмотные, напитались силой молитвы Иисусовой во спасение и жизнь вечную, многие достигли великого преуспеяния духовного».

А в настоящее же время, когда нет неграмотных, это один из возможных способов моления во время молитвенного часа и вне его.

Длинное молитвословие по памяти во время молитвенного правила произносится вместо чтения

Заученное произносили как в молитвенный час, так и вне его (и во втором случае это сопровождалось еще богомыслием/духовным размышлением).

Феофан Затворник (Письма, п. 240): «Читаю в правилах св. Антония и в других многих: заучи псалмы, и идешь ли куда, или сидишь за работою, читай их. Это значит, что тогда читали псалмы, размышляли и развивали в себе внутреннюю молитву».

Феофан Затворник (Толков. 118 Псалма, ст. 16, 54) ««Во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих»… «Поучуся». Припоминаю: еще для первых учеников святого Антония положено было правилом заучивать на память несколько псалмов тотчас по приходе их в пустынь; потом внушалось: когда ты в келлии не занят или идешь куда-нибудь, то перечитывай на память заученные псалмы. Это называлось поучение. У нас в славянских отеческих книгах часто читается заповедь: имей сокровенное поучение. Это значит: собери внимание и повторяй непрестанно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!» Применяя это значение слова «поучаться» к нашему тексту, мы можем принять, что в нем внушается заучивание мест Писания на память и повторение в свое время заученного, чтобы не забыть словес Божиих. Святой Василий Великий свидетельствует, что в его время заставляли детей на память заучивать некоторые псалмы и притчи. Делается ли что-либо подобное у нас? Делают ли что подобное даже принявшие на себя ярем подвижничества? …Да, во многом мы отстали от древних спасительных обычаев! …У нас многие из подвизающихся читают в домах или келлиях Псалтырь. Это отчасти отвечает уроку нашего стиха. Может быть, сюда же можно отнести и молитвословие домашнее, частное, келейное. Но прямее оно значит: нарочито избирать места Писания для заучивания и потом повторения их в уме».

Вполне понятно, что во время молитвенного часа такие молитвы произносятся по памяти вместо их чтения, т.е. это — молитвенное правило, но наизусть. При этом молящийся произносит определенные молитвы один раз и друг за другом. А также лишь изредка может смотреть в текст, а может в него не смотреть вообще, или может смотреть на текст (как бы читая) и произносить наизусть. Эти нюансы будут важны при рассмотрении вопроса о внимательном молитвословии.

Итак, такой же совет святые отцы дают и всем христианам.

Феолипт Филаделфийский (Добротолюбие, т.5, Слово, 22): «Заучивай также на память Евангельские слова и изречения св. блаженных отцов, и жития их исследуй, чтоб иметь тебе все сие предметом размышления в продолжение ночей».

Феофан Затворник (Письма, п. 589, 931): «Молитесь утром и вечером. Выучите на память утренние и вечерние молитвы… (931) Которые наизусть знают молитвы утренние и ночные, хорошо делают. И пусть читают, только неспешно, с мыслями и чувствами, кои выражаются словами молитвы. Так молиться лучше, чем по молитвеннику. И Евангелие учить на память хорошее дело, и псалмы».

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь, п. 31, 71, 47): «…потрудитесь заучить молитвы на память. (71) Я Вам писал уже, чтобы Вы заучили молитвы на память и, становясь на молитву, на память читали их, не беря в руки Молитвенника. Это куда как хорошо! Становясь на молитву, читайте заученную молитву или псалом. (47) … Обсудив и обчувствовав молитвы, потрудитесь заучить их на память, чтобы не хлопотать уже о Молитвеннике и свете, когда придет время молитвы, и чтоб во время совершения ее не развлекаться тем, что видит глаз, а удобнее держаться в мысленном к Богу обращении. Сами увидите, как это многопомощно. Да и то, что в таком случае во всякое время и во всяком месте Молитвенник с Вами, много значит».

2.1.2. О способе моления краткой молитвой по кругу

Мы уже говорили ранее (и чуть позже скажем еще), что при линейном чтении многосложных молитв есть некие трудности внимания. И поэтому молитвенные подвижники используют другой способ моления (как в молитвенное время, так и вне его) – краткие молитовки по памяти (в том числе и очень распространенная Иисусова молитва; и именно поэтому далее будут приводиться поучения именно о ней, хотя и другие относятся к любой краткой молитве, творимой таким способом).

Краткие молитовки – односложные молитвы

Такие молитвы, как мы говорили, относятся к умным.

Антоний Голынский (Путь умного делания, гл. Молитва умная деятельная): «…молитва Иисусова (но это может быть и любая другая молитва по памяти – от сост.) называется «умной» потому, что читается мысленно (от памяти – от сост.)».

Краткое молитвенное воззвание обозначаются по-разному. Например: «односложная», «единомысленная», молитовка, единословная, краткословная, немногосложная, немногословная, коротенькая и др.

Григорий Палама (Триады, тр.1, ч.3): «…оставлять многочтение (т.е. многосложное молитвословие – от сост.) и посвящать себя односложной молитве».

Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь, Поуч. 2 в неделю мытаря и фарисея): «По величайшей пользе, доставляемой краткою, внимательною, сосредоточенною молитвою, Святая Церковь завещает чадам своим благовременно приобучиться к какой-либо краткой молитве».

Иосиф Ватопедский (Ватопедские оглашения, гл. 40): «Обычно Отцы рекомендуют односложный способ молитвы».

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь…, п. 47): «…память о Боге, а для нее — краткословная молитва».

Заметим, что такой способ моления нередко обозначался святыми отцами как «умное делание» (или, как говорил, свт. Феофан «сокровенное поучение», или Авва Исаия в «Изречениях», 18, или Авва Филимон (Добротол.,т.3)). И его отличительная черта в том, что молитва творилась вне обычного молитвенного часа и правила.

Суть кругового моления одной молитовкой

Особенность этого способа состоит в том, что краткая молитва во время молитвенного часа (или вне его) повторяется по памяти много раз, т.е. по кругу. И именно поэтому она может обозначаться как круговая молитва.

Интернет – источники: 1. «Круговое чтение — когда дочитываешь до конца, и тут же переходишь к началу» 2. «Круговое чтение. Один и тот же текст читается по кругу несколько раз».

Феофан Затворник (Сб. «Святые отцы о молитве…», гл.: Св. …Иоанна Лествичника, 10): «…должно одинословить, т.е. одно и то же говорить многократно».

Григорий Палама (Триады, тр.1, ч.2): «…старается возвратить свой ум вовнутрь себя (т.е. внутренне сосредоточиться на произносимом – от сост.) и хочет, чтобы он двигался не прямым (когда одна мысль сменяет другую, или одно предложение при чтении сменяет другое – от сост.), а круговым и неблуждающим движением (т.е. не переходящим на другую мысль о чем-то – от сост.)».

Иосиф Ватопедский (Ватопедские оглашения, гл. 40): «…односложный способ молитвы. …Это простейший способ, потому что ум легко произносит и удерживает имя Господне (здесь речь идет об Иисусовой молитве – от сост.)… Мы вполне можем научиться непрестанному совершению молитвы у святых Отцов, что относится, конечно, к молитве односложной. Несколько слов молитвы «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», в которых осуществляется весь смысл призывания имени Божия, легко произносимы в любое время на любом месте».

Этот способ моления в корне отличается от многосложного линейного, с разными молитвами и воззваниями. Так, если в том способе воззваний/предложений очень много и они тотчас сменяются, то при таком способе это всего одно предложение/фраза, которая не переходит в другое. Так же в линейном способе могут звучать разные молитвы по своему характеру/настроению (покаяние, благодарение и т.д.) или обращение к разным Лицам, а в этом способе это одно какое-то настроение, например, покаянное или воспевание Господа. При этом ум, привыкший всегда «лететь» вперед (одна мысль за другой), при таком способе приучается, как бы закрываться в одном пространстве – односложной молите и одном чувстве (которое может перейти и в другие более глубокие чувства, или набирает силу).

Если кто использует этот способ моления в молитвенное время, то тогда он повторяет эту молитовку или определенное число раз (обычно это сотни раз), или определенное время, которое уходило бы на обычное правило.

Приведем поучения о некоторых нюансах относительно помощи в творении и счете молитовок.

Никодим Святогорец (Невидимая брань ч.1, гл. 51): «Число, сколько раз повторять, в каком случае, сию молитву, сам себе определи или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвою, прибавляй понемногу. —Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае. И сколько бы ни потребовало сердце таких повторений, не отказывай. — Не спеши гнать одну молитву за другой, а с мерною длительностью произноси их, как обыкновенно говорят пред большим лицом, когда просят его о чем. Однако ж не об одних словах заботься, а паче о том, чтобы ум был в сердце и предстоял Господу, яко присущему, с полным сознанием Его величия и благодати, и правды. …Творя сию молитву на правиле или кроме его, становясь для нее в молитвенное положение, при каждом разе ее произношения делай поклон — десять раз поясной, а потом земной, — так, пока кончишь».

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь, п.47): «Чтобы не вкралась сюда леность, надо или число молитовок определить, или время, сколько должна длиться молитва, или то и другое вместе. Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькою молитвою, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, четки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами Молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так — скажут: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного… — и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут, поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках — поясной, а при больших — земной. Правило все при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов… Поступите вот так! Заметьте, сколько у Вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по четкам и смотрите, сколько раз Вы пройдете четки в продолжение времени, употребляемого Вами обычно на молитву. Это число и пусть будет мерою Вашего правила. Это Вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя».

Составитель может посоветовать употреблять не четки, т.к. и они нередко отвлекают внимание, а применять будильник или секундомер (например, в мобильном телефоне). Можно их поставить на определенное время, и пока не будет сигнала спокойно молиться, не заботясь о счете и времени. (Если интересует количество молитв, то можно их высчитать, проверив, сколько секунд в среднем занимает проговаривание одной молитвы.)

О том, что для такого способа моления подходит любое односложное воззвание (но самое распространенное – Иисусова молитва)

Эта техника в наше время знаема многими; и молитва, которую обычно творят — Иисусова.

Антоний Голынский (Путь умного делания, гл. Молитва Иисусова): «…святые отцы, наставники и делатели истинного покаяния избрали себе главным оружием немногословную молитву Иисусову…».

Конкретно о ней сейчас мы не будем говорить, а скажем о том, что сейчас мало-знаемо — это может быть любая другая краткая молитва, и можно брать несколько молитв, а не одну (но в этом случае уже будет другой способ моления, о котором скажем чуть позже).

Ни в коей мере не опровергая и не умаляя Иисусову молитву, надо знать, что она сама по себе является односложной молитвой «как и всякая другая краткая молитовка».

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл.51): «Молитва сия названа Иисусовою потому, что обращается к Господу Иисусу, и есть по составу своему словесная, как и всякая другая краткая молитовка».

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты 2, Слово о молитве устной и гласной): «Собственно чтением Отцы называют чтение Священного Писания и писаний святых Отцов, а молитвой они называют по преимуществу молитву Иисусову, также молитву мытаря и другие самые краткие молитвы, обильно заменяющие псалмопение (чтение молитв и псалмов – от сост.)».

Феофан Затворник (Письма, п.12 и др.): «Молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», — есть словесная молитва, как и всякая другая. Сама в себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее творят. …Слово – «внутренняя молитва» невзначай мне пришло… Но оно очень хорошо выражает дело. И его надо ставить там, где говорить стали — молитва Иисусова. Говорят: «стяжи молитву Иисусову», т.е. молитву внутреннюю. Молитва Иисусова есть хорошее к внутренней молитве средство, но сама по себе не внутренняя, а внешняя молитва (т.к. была воспринята ранее и исходит от памяти, а не от своих собственных мыслей, родившихся в эту секунду – от сост.). Которые навыкают ей, хорошо очень делают… Ныне говорят: «чтобы ты ни делал, твори молитву Иисусову, — и того же достигнешь». При молитве Иисусовой богомыслие все же необходимо: иначе это сухая пища. (240) Сама по себе она (Иисусова молитва или другая молитва по памяти) не есть умная (т.е. не от своих сиесекундных мыслей – от сост.), а словесная, внешняя (воспринятая от чужих молитв — от сост.), как и все другие молитвы писанные (и тобою заученные – от сост.), а есть средство к умной молитве (чтобы внутренне молиться ко Господу искренне – от сост.), когда кто, стоя с ней пред Господом, молится Ему… (Она) такое же делание, как церковное или домашнее молитвословие по молитвенному. …Под умною молитвою ты ведь тут разумеешь молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Но после данных объяснений ты видишь, что это не умная молитва (не твои появляющиеся молитвенные мысли – от сост.), а словесная, и навыкать ей можешь без страха, как заучивал ты всякую другую молитву (244) …Молитва Иисусова… есть одна из кратких молитовок словесная, как и все другие краткие молитовки. Назначается на то, чтоб ум держать на одной мысли о Боге. Навыкнувший сей молитве и действующий ею как следует, действительно, бывает в памяти о Боге непрестанно. Так как память Божия в искренно верующем сердце, естественно, сопровождается религиозными чувствами благоговеинства, упования, благодарения, преданности в волю Божию и другими, кои все суть духовные, то мы молитву Иисусову, которая производит и держит память Божию, называем духовною молитвою. И это справедливо, когда она окружается теми духовными чувствами. Но когда такими действиями она не сопровождается, то она остается словесною, как и всякая другая подобная. Так думать следует о молитве Иисусовой. (378) Иисусову молитву всякую творите и полно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!» и по половине: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! — Иисусе Сыне Божий, помилуй мя!» — Сию молитву великую, важнейшую из кратких, чаще их повторять должно, то полно, то по частям».

Существует и множество других кратких молитв, которые творили подвижники таким способом.

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1. гл. 51): «Были и есть такие молитвенники, которые излюбляли одну краткую молитовку и ее непрестанно повторяли. Святой Кассиан говорит, что в Египте в его время обычною всем коротенькою молитвою был 2-й стих 69-го псалма: «Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися» («Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне»). О святом Иоанникии пишется в житии, что он все повторял такую молитовку: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый». Ее же он прилагал и к каждому стиху 30-ти псалмов, им заученных и составлявших его молитвенное правило. Другой некто постоянною своею молитвой имел такие слова: «Аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя». Иные, конечно, иные излюбляли для себя молитовки. С самого древнего времени очень многими избираема была молитовка: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»».

Феофан Затворник (Письма, п. 240, 932): «Краткие молитовки употребляли разные, кто: «Боже милостив буди»; кто «Боже в помощь мою вонми»; кто «Аз, яко человек согреших, Ты же яко Бог помилуй мя». Но потом все предпочитать стали одну молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго!» Ее навыкали повторять, и с нею блюсти память Божию. (932) Из того, что о молитве Иисусовой не упоминается, нельзя заключать, что она не была в употреблении. Дело не в словах, а в краткой молитовке. Такая не одна была в употреблении. Св. Кассиан пишет, что в Египте употребляли такую молитовку: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися». … — Между ними и молитва Иисусова. — Но потом — отдано преимущество молитве Иисусовой».

Лука Крымский (Проповеди, т.2, О чистом сердце…): «Да будет же одной из постоянных молитв ваших краткая молитва: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей»».

Феофан Новоезерский (Наставления, 177): «Твердите непрестанно краткие молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!», «Заступница моя Владычице, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешную!», «Вси Святии, молите Бога о мне грешной!», «Святии Ангели Божии и прочие небесные Силы, молите Бога о мне, грешной!»».

Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь, Поучение 2 в неделю мытаря и фарисея): «В… Евангелии изображена молитва мытаря, привлекшая к нему милость Божию. Молитва эта состояла из следующих немногих слов: «Боже, милостив буди мне, грешнику» (Лк. 18,13). Достойно внимания и то, что такая краткая молитва услышана Богом, и то, что она произносилась в храме, во время общественного богослужения, во время чтения и пения псалмов и других молитвословий. Молитва эта одобряется Евангелием, выставляется в образец молитвы. …В течение всей Святой Четыредесятницы при всех богослужениях часто повторяется во всеуслышание присутствующих в храме молитва «Боже! очисти мя, грешнаго». Для чего это столь частое повторение одной и той же молитвы? Для того чтоб мы приучились часто повторять ее. С тою же целью повторяется часто и другая краткая молитва: «Господи, помилуй»».

2.1.3. Моление разными краткими молитовками по памяти/«краткими молитвенными к Богу воздыханиями» во время молитвенного часа

Также есть такой способ моления, когда повторяется не одна молитовка, а разные.

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1. гл. 50): «…вот тебе мой совет: избери себе краткую молитовку или несколько таких молитовок».

Феофан Затворник (Сборник «Святые отцы о молитве и трезвении», гл. Святого Иоанна Златоуста наставления, 71): «И Христос Господь и св. Павел велят частые, но краткие, творить молитвы, с малыми промежутками».

Феофан Затворник (Письма, п. 190): «Есть молитвенники, которые молятся одною Иисусовою молитвою. Но это для совершенных; а для нас, начинающих, эта единость мысли скоро наскучивает. Потому указанный прием лучше разнообразя содержание молитвы указанием разных нужд духовных. Между тем молитовки все обращаются к Господу».

Так можно молиться и во время молитвенного часа и вне его, но чаще в поучениях святых отцов говорится о них не в молитвенное время.

Суть разно-кругового способа моления разными краткими молитвами

А теперь скажем подробней о разно-круговом способе творения кратких молитв в молитвенный час, о котором многие современные христиане не знают, хотя о нем говорили свт. Никодим Святогорец и свт. Феофан Затворник.

Суть его заключается в том, что, во-первых, разные краткие молитовки, которые тебе нравятся и на которые когда-то или сейчас душа откликалась неким молитвенным чувством, записываются на листке (и со временем выучиваются). Во-вторых, каждая краткая молитовка читается определенное количество или время; и поэтому такая техника чтения относится к круговой. Но так как произносится много раз не одна молитва, а разные и по очереди, то составитель определил такую технику молитвословия, как «разно-круговая».

Феофан Затворник (Письма, п. 379): «Вместо же читания молитв в молитвенниках, можно вам молиться коротенькими молитовками. Дело сие состоит в следующем: изберите себе коротеньких молитовок, по вашим потребам духовным, десятка три-четыре-пять, заучите их на память и повторяйте их на правиле 5 и 10 раз каждую, как делают с молитвою Иисусовою».

Обозначим несколько нюансов такого способа моления.

1. Такие краткие молитвы быстро запоминаются, но когда их много взято на домашнем правиле и записано, то их всё равно немного читаешь (т.е. читаешь начало, чтобы понять какая дальше идет молитовка, а дальше произносишь ее без чтения).

2. Произносить одну молитовку можно определенное установленное количество и придерживаться этого, обращая внимание на рассеяние, и стараться удерживать сосредоточенность на словах молитвы.

А можно произносить каждую без определенного количества (но, например, до 5, 10 точно), но до тех пор, пока внимание на ней начнет сильно рассеиваться (конечно, это если при ее произношении душа так и не откликнулась чувством). Если же душа откликнулась чувством, то произносить ее пока это чувство держится и тебе хочется это говорить Богу. Но если при появлении молитвенных чувств само собой произошло, что перешел на другую молитовку или личное обращение к Богу, то надо продолжать говорить то, что хочется.

Примеры молитв для разно-круговой техники молитвословия

Что касается вопроса о том, что это за молитовки и откуда они собираются, то, во-первых, для домашнего/келейного молитвенного часа их можно брать не только из тех правил, которые даны в молитвословах (особенно это касается утренних и вечерних правил), а можно составить свое правило из кратких канонических молитвенных фраз, взятых из разных канонов, акафистов, псалмов. (Но такой способ моления не подходит, например, к подготовке к Причастию, т.к. это специальные молитвы (Последование…), которые необходимо вычитывать.)

Во-вторых, святые отцы советуют подобрать краткие молитовки (буквально одну-две краткие фразы), и которые, как уже отмечалось, тебе более нравятся.

Вот как об этом говорят свт. Феофан и свт. Никодим.

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл. 50): «Из наставлений других отцов видим, что оно было в употреблении и на Синае, и в Палестине, и в Сирии, и во всех других местах, во всем христианском мире. Воззвание: «Господи помилуй!» и другие краткие молитовки, коими переполнены все чины нашего богослужения и наших молитвословий, что другое значат, как не это? Так вот тебе мой совет: избери себе краткую молитовку или несколько таких молитовок, и частым их повторением дойди до того, чтоб они сами собой повторялись у тебя на языке, и мысль твою держали на одном — на помышлении о Боге (т.е. быть сосредоточенным на молитве, и чтобы не было сторонних мыслей – от сост.). Какие избрать молитовки, это можно оставить на свободу каждого. Читай Псалтирь. Там в каждом псалме можешь встретить воодушевительные воззвания к Богу. Из них и избери, которые ближе подходят к твоему состоянию и больше тебе по душе; заучи и повторяй то одно, то другое, то третье; ими перемеживай свое молитвословие, и они пусть будут у тебя на языке во все время и при всех делах от молитвословия до молитвословия (это указано делание вне молитвенного часа, но напомним, что мы сейчас ведем речь о молитвенном – от сост.)… Не набирай, однако ж, их слишком много, чтоб не обременить ими памяти и не заставить внимание разбегаться по ним, что будет совсем противно цели, для которой они назначаются — держать внимание собранным. 24 молитовки святого Златоуста — мерная мера; и поменьше можно. Не одну, а несколько их иметь хорошо для разнообразия и оживления духовного вкуса; в употреблении их, однако ж, не следует скоро переходить от одной к другой, а взяв одну, которая ближе подходит к твоей духовной потребе, взывай ею к Богу, пока не притупится вкус к ней. Можешь и все молитвословие свое или часть его заменить сими молитовками, положив повторять их по нескольку раз, — по 10, по 50 и по 100 раз, с малыми поклонами. Но всегда имей одно в виду: держать внимание к Богу неотходным. Такое делание назовем краткими молитвенными к Богу воздыханиями…».

Феофан Затворник (Слова во святую Четыредесятницу, В пяток седмицы 1-ой Великого Поста): «Всякое движение сторонних мыслей прекратите (т.е. надо стараться постоянно сосредотачиваться на словах молитвы, не допуская развития сторонних мыслей о чем-то – от сост.), и Единого Господа созерцая (т.е. понимая/имея смысл/держа себя так, как будто бы ты сейчас видимо стоял пред Ним и Ему говоришь– от сост.), молитесь Ему умною (мысленно сосредоточенно – от сост.) немногословною молитвою, говоря каждый в себе: «Не отвержи мене, Господи, от лица Твоего! Не погнушайся мною, много оскорбившим Тебя! Не отжени меня от Трапезы Твоей, как нечистого! Живи же мя по словеси Твоему! Посети мя по милости Твоей, хоть недостойного! Прииди ко мне, погибающему, и спаси мя!» (и их можно произносить каждую по много раз – от сост.)».

Феофан Затворник (Путь ко спасению, отд. 3, 1, В): «…когда становится кто на молитву, по собрании внутрь (т.е. сосредоточившись – от сост.) и вступлении в мир духовный, (надо – от сост.) начинать воспроизводить их (молитвенный фразы – от сост.) по порядку, одно за другим, сначала хоть в помышлениях (т.е. только проговаривая – от сост.), пока даст Господь и в чувствах (т.е. будешь говорить их с молитвенными чувствами – от сост.). Хорошо для этого избрать какую-либо молитву, в которой были бы они все, затвердить и перечитывать часто со вниманием. Молитв множество в Псалтири, и всякий может найти по себе, ибо не для всякого одна молитва. Они кратко содержатся в двенадцати дневных и двенадцати ночных прошениях святого Златоуста».

Феофан Затворник (Письма, п. 524 и др.): «Не знаю какое у вас молитвенное правило; но вот что знаю, что гораздо лучше правило сие составить из коротеньких молитовок, нежели из длинных более или менее молитв. Таких молитовок множество заключается в наших богослужебных книгах. Выбрать более к вам подходящие и потом каждую повторять несколько раз с углублением в смысл ее. И все правило тут.

(п. 113) Можно на правиле молиться коротенькими молитовками св. Златоуста, что стоят в ряду молитв на сон, произнося каждую 5-10-15 и более раз.

(п. 191) Правила желаете. Я писал вам — возьмите маленькие молитовки св. Златоуста 24. — Если мало, приложите из (Псалма 50) – «помилуй мя Боже» — стихи с начала до – «Воздаждь ми радость спасения…». Это еще 12-13. Из просительной ектении составьте молитовки – «День совершен… Ангела мирна…» — Самим можно составить. — Мытарев глас: «Боже, милостив буди ми, грешному». — Возглас на корабле – «Господи, спаси, погибаем!»… Ваши молитовки, что вы прописали, очень хороши, но длинны. …Соберите их десятка три, четыре, пять… Повторяйте их по 10 раз, и это будет ваше правило — утром и вечером».

(п. 194) Я писал вам о коротеньких молитовках, и вы отвечали, что набрали их, как я указывал. — Так вот, извольте и утром и вечером только сими молитвами молиться. Утром прочтите с полным вниманием: «От сна востав…» и проч. благодарения Св. Троице. Затем, творите те молитовки, повторяя каждую не менее трех раз (а если больше, — не мешает) — не спеша, все с мыслью и чувством. Заключите воззваниями ко всем святым, которых поминаете, и поминаем — своих живых и умерших; и довольно; то же и на ночь делайте, и днем иной раз прочитывайте все подряд по разу, особенно когда идете куда… Ничто так не способствует собранию внимания пред лице Божие, как эти коротенькие молитовки. — Молитву Иисусову вставляйте в среду их, как найдете удобно, чрез три и пять молитовок.

(п. 379): «Содержанием молитовок должны быть: славословие, благодарение, прошение и особенно покаяние. Такие и молитовки надо подобрать. Садитесь, читайте псалмы, и какой стишок падет на сердце, записывайте его. Потом возьмите Октоих, который весь состоит из умиленных воззваний к Богу, выбирайте подходящие вам воззвания и записывайте. Тоже и из молитвенников можно почерпнуть. Наберется много. Выберите из сего наиболее подходящее к вам, и молитесь сими молитовками. Образчик коротких молитовок можно видеть в 24 молитовках св. Златоуста, что помещаются в ряду молитв на сон грядущим. Их можете теперь заучить, обдумать и прочувствовать, и употреблять. Видно, что Златоуст ими молился.

(п. 500) Молитовки св. Златоуста можете употреблять вместо своего домашнего правила, которое у себя в келлии держите — вечером и утром. — Заучите их и обдумайте всякую. В них вся жизнь духовная поминается… К ним можете приложить и свои молитовки, выбрать из псалмов: какой стишок по сердцу, тот и запишите… Также слова просительной ектении, на коей поют «подай, Господи!» можете обратить в молитовки, только вместо: просим и подай — говорить – «даруй мне, Господи». Например: в ектении говорится: «прощения и оставления грехов и прегрешений у Господа просим». Вместо этого говорите: «прощение и оставление грехов и прегрешений даруй мне, Господи». Так и все. Употребляя на правиле сии молитовки со вниманием, скоро навыкнете стоять на молитве не рассеянно. Молитву Иисусову вставляйте в среду их. Например: десять раз проговоривши: Господи, не лиши мене небесных Твоих благ, — прилагайте: Г.И.X.С.Б.,п.м.,гр. (Иисусова молитва – от сост.). …Если возьметесь за сие, то все акафисты, каноны, и молитвы, можно оставить, исключая молитвы, которые очень близки к сердцу.

(п. 541) Как вы положили относительно читания Акафистов, делайте так. Коротенькие же молитовки всегда лучше. И кроме тех, что я указал вам, можете много сами набрать и из них выбирайте, которые более к вам подходят. Составится у вас ряд молитвословий длинный. Заучивайте их и совершайте ими молитвословие свое. Можно их на группы распределит так — славословные, благодарственные, просительные, покаянные и еще какие. Так молиться еще лучше.

(п. 967) Предлагаю вам — коротенькую молитву творить не одну, а набрать их несколько, и потом употреблять утро и вечер, — и на дню иной раз. — На первом месте поставьте: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешную. — Затем: 24 молитовки св. Златоуста (в молитвах на сон); далее: помилуй мя, Боже — до — воздаждь ми радость спасения, — и проч. — Наконец обратите в молитовки возглашения просительной ектении: день сей (или вечер, или ночь) свят, мирен, и безгрешен даруй, Господи, Ангела мирна, прощение и оставление грехов даруй, Господи, и проч. 6 молитв. Если будет охота, выбирайте из псалмов молитвенные и покаянные воззвания. Все сие заучите с разумением смысла и чувством. И потом употребляйте, ими одними ограничивая свое молитвенное правило. Утром прочитайте молитвы начальные до: «От сна возстав благодарю Тя, Св. Троица», и проч. до конца, и начинайте возглашать коротенькие молитвы. Вечером прочитайте Боже вечный, и опять молитовки. Заключайте свое молитвословие воззваниями к Господу о своих настоящих потребах внутренних и внешних. Когда будете произносить молитовки, — всегда держите и мысль, и чувство со словами. Молитовки скоро можно проговорить, но положите каждую повторять не менее трех раз, а то и 5-10, судя по усердию. Это вам правило на всю жизнь; если будете исполнять добре, скоро увидите плод. Благослови, Господи! — Никогда не спешите!

(п. 972) Для того чтобы ум держался в Богомыслии (т.е. как можно чаще рассуждал и помнил о Боге – от сост.), — соберите несколько кратких молитвенных воззваний, — затвердите их — с пониманием и чувством. — Вот для примера: 1) 24 молитовки св. Златоуста, что находятся в молитвах на сон грядущим; 2) просительную ектению превратите в молитовки, так: день весь свят мирен и безгрешен даруй мне, Господи; по сему же образцу и прочие слова ектении; 3) из 50 псалма, — «до воздаждь ми радость спасения». И повторяйте их мысленно, как только потреба — весь день и ночь. Вот из просительной ектении. 1) «День сей весь совершен, свят, мирен и безгрешен даруй мне, Господи» (вечером: вечер сей; ночью: нощь сию). 2) «Ангела мирна, верна наставника, хранителя души и тела моего, даруй мне, Господи!» 3) «Прощение и оставление грехов и прегрешений моих даруй мне, Господи!» 4) «Доброе и полезное душе и телу моему даруй мне, Господи!» 5) «Прочее время живота в мире и покаянии скончати даруй мне, Господи!» 6) «Христианскую кончину живота и добрый ответ на суде Твоем даруй мне, Господи!» Подобные же молитвенные воззвания можете набрать себе из псалмов, какие более соответствуют вашему настроению и вашим потребностям духовным. Если будете повторять их с соответственными мыслями и чувствами; то, делая это, будете переходить от созерцания к созерцанию (от осознания и глубокого понимания одной христианской истины к другой – от сост.) как бы ходя по цветнику от одной клумбы к другой».

Заметим, что у Феофана Затворника есть «Избранные песнопения из Октоиха», из которых также можно взять себе разные молитовки. А вообще вариаций может быть много, и пусть каждый выбирает сам себе и молитовки и способ проговаривания, как ему будет лучше.

Конечно, можно ограничиться и известными утренними и вечерними молитвами. Но следить за тем, чтобы они обязательно творились со вниманием и пониманием, и желательно с чувством (хотя вот в этом и состоит вся трудность…)

Феофан Затворник (Письма о духовной жизни п.12): «Тут правило: не выбирай много молитвословий, акафистов и канонов; возьми небольшое правило, лучше всего удовольствуйся известными утренними и вечерними молитвами; только просмотри их хорошенько на свободе, обдумай и прочувствуй,— и потом совершай их, неспешно, с полным вниманием, воспроизводя благоговейные мысли и чувства, в них выраженные, кладя при этом, и в начале, и в промежутках, и в конце, побольше поклонов, и земных и поясных».

Раздел 2.2. Преимущества молитв по памяти

А теперь скажем об основных преимуществах моления молитвами по памяти.

Знаемые наизусть молитвы христианин «носит в себе» и не во время молитвословия, чтобы непрестанно быть в памяти Божией

Ранее мы уже перечислили некоторые причины заучивания молитв/псалмов/Евангелия наизусть. И главная из них та, что делалось это для того, чтобы христиане всегда могли молиться или богомыслить, т.е. непрестанно пребывать с Господом – обращаться к Нему, поучаться в Его заповедях, помнить о Его страданиях и земном пути, и мн. др. При этом, конечно, их ум будет занят, так сказать, делом, а не будет, например, вести постоянные мысленные разговоры (пребывать в страстных помыслах) или быть в умственном суетном блуждании о предметах мира и ситуаций.

Феодор Студит (Наставления, сл. 13): «Да будет же ваш труд и работа с стихословием, молитвою и добромыслием, будет ли это работа на поле, или в винограднике, или по кухне, или другое что по обычному порядку делаемое в определенные часы; — и это все да будет исполняемо добросовестно со стихословием».

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл. 48): «(Заучив молитвы на память) ты будешь молитвы носить в себе. Пока они в молитвеннике, они вне тебя; а когда заучишь их, они станут внутрь тебя (в твоей памяти/в уме – от сост.), и ты, в каких бы обстоятельствах ни находился, всегда будешь иметь с собой молитвенник свой».

Феофан Затворник (Письма, п.957): «Частые ваши обращения к Богу во время дня, при всяком деле и после дела — очень хорошее дело. — Это часть общего правила — ходить пред Богом. Тоже назначение имеют и коротенькие молитвы. В них священным словом выражается то, что вы выражаете своим. Другое же высшее назначение короткой молитовки есть углубление мысли и чувства к Богу… С помощью (короткой молитовки) ум упрощается (т.е. нет многомыслия и линейности мышления – от сост.), объединяется и прививает или развивает чувство к Богу».

Антоний Голынский (Путь умного делания, гл. Молитва умная деятельная): «Умная молитва, по подобию словесной (молитва от чтения – от сост.), имеет вначале потребность в количестве. Множить количество необходимо для того, чтобы ум окреп в мысленном творчестве, чтобы, неизменно предаваясь в волю Божью, мысленное действо обратилось в умственный навык… Деятельной именуется потому, что, до времени всецелой преданности в волю Божью, совершается человеком намеренно».

Троицкие Листки (ст. 11): «Не напрасно Церковь Православная установила многократное повторение «Господи, помилуй». Вы попробуйте хоть на домашней, вечерней, уединенной молитве произносить эти два слова ясно, внимая им и самим себе, углубитесь в них всем умом и помышлением своим, — и вы непременно ощутите необыкновенное расширение вашей молитвы, вы даже не договорите «Господи, помилуй» и 50 разов одним и тем же голосом, у вас займется дух, закипят на сердце слезы, и вы только умственно станете произносить их, повергшись в прах пред Вечным Судиею и Искупителем нашим (это описан идеальный вариант, но, к сожалению, он бывает не у всех и не всегда – от сост.). Это имела в виду и Церковь, учреждая литии. Для того она и установила многократное повторение «Господи, помилуй», чтобы и самый рассеянный человек вошел в самого себя, вникнул в смысл этой краткой, но многознаменательной молитвы. А смысл ее очень глубок и всеобъемлющ. Не напрасно же святые Отцы называют ее сокращением всех молитв…».

К тому же, хранясь в памяти, и часто используемые молитвы, так сказать, научают душу новой лексике (молитвенной), новым желаниям (духовным, а не мирским). Без готовых молитв мы не смогли бы говорить Богу, как следует, т.к. у нас есть некое духовное косноязычие. И поэтому готовые правые обращения ко Господу, Богородице и т.д. надо запомнить. Это будет неощутимо приучать сознание просить такого и говорить в этом духе. А потом можно и переходить на свои молитвенные воззвания, которые будут сродни с теми, которые ты воспринимал, но это будут уже твои личные слова.

Молитвы по памяти позволяют уму быть более собранным

Второе преимущество заключается в том, что при таком молении ум бывает более собранным по сравнению с чтением молитв.

Причем святые отцы говорят это, во-первых, когда речь идет о длинных молитвах.

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь, п. 31): «…заучить молитвы на память… очень помогает неразвлеченному молитвословию».

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты 2, Слово о молитве устной и гласной): «…чтение псалмов наизусть особенно способствует вниманию. Такое чтение – уже не чтение, как совершающееся не по книге, а в полном смысле псалмопение – может быть отправляемо в темной кельи, при закрытых глазах, что все охраняет от рассеянности (на внешние предметы – от сост.); между тем как светлая келия, необходимая для чтения по книге, и самое взирание на книгу рассевает и отторгает ум от сердца к внешности (к внешнему восприятию – от сост.)».

При этом способе моления молитва легко помнится, и она уже, так сказать, идет от ума автоматически, т.е. сама собой по естественной работе памяти (это первый естественный вид самодвижности молитвы). Это позволяет не сосредотачиваться на чтении, и уму не надо вглядываться в текст и прислушиваться к читаемым словам, т.е. не надо, чтобы работало внешнее внимание через зрение и слух.

Но нельзя не сказать, что знание на память длинных молитв все равно не очень эффективно для настоящей внимательной молитвы (если не будут соблюдаться некие правила, о которых мы будем говорить в других частях нашей темы). Святые отцы говорят, что есть более эффективный способ – моление краткой молитвой по памяти.

Игнатий Брянчанинов (Советы относительно иноческого делания, гл. 24): «При псалмопении разнообразие мыслей, в которые облечена молитва (т.е. может воспроизводиться что-то в воображении от того, что говорится в псалмах/молитве – от сост.), невольно привлекает к себе внимание ума и доставляет ему некоторое развлечение (например, можно задуматься о чем-то, что возникло в воображении при словах: «Как лань желает к потокам воды» (Пс. 41,1) и мн. др. – от сост.). Но при молитве Иисусовой ум сосредоточивается в одну мысль: в мысль о помиловании грешника Иисусом (т.е. при ней нет никаких образов предметов/событий и нет других фраз – от сост.)».

Поэтому, во-вторых, святые отцы говорят, что при молении краткими молитвами по памяти (независимо во время молитвенного часа или вне его, и при соблюдении некоторых правил), происходит то, что молящийся лучше удерживает внимание и понимает слова произносимой молитвы. Что, в свою очередь, может облегчить чувствование/переживание того, что он говорит Богу.

 Симеон Новый Богослов (Добротолюбие, т.5, Деятельные и богословские главы, гл. 181): «…но кто молится немногословно, тот может сознавать, что говорит в молитве».

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1. гл. 50): «Придумано молиться коротенькими молитвами, которые бы, держа мысль пред лицем Бога, не давали ей повода уклоняться инуды и делали ее неисходно внутрь пребывающею».

Феофан Затворник (Письма, п.957, 6): «…не смотря на (произносимые молитвенные – от сост.) воззвания, (сторонние – от сост.) мысли толкутся в голове, как комары. Чтобы пресечь эту толкотню, надо связать ум одною мыслью, или мыслью о Едином. Пособие к сему короткая молитовка. (п.6) Идя дорогою, твердите непрестанно коротенькую молитовку, о коей я Вам писал, а то мысли не знать куда занесут Вас на просторе. Они могут занести Вас и к тому, что и вообще не пристало думать, и тем паче шествующим на богомолье».

Григорий Палама (Триады, тр.1, ч.3): «…посвящать себя односложной молитве до приобретения способности непрестанно держать ее в уме, хотя бы тело и было занято чем-то другим, начинающим упражняться в исихии советуют и святой Диадох, и великий молитвенник Филимон, и многоопытный в Божиих делах Нил, и Иоанн Лествичник, и многие из ныне живущих отцов… (Примеч.) Односложная, или единомысленная молитва, которую иногда неточно называют «монологической» или «однословной», заключается в том, чтобы решительным движением ума и воли преодолеть в своей душе беспорядочное блуждание помыслов (т.е. не позволять уму бесконтрольно думать о чем-то стороннем– от сост.)».

Игнатий Брянчанинов (Советы относительно иноческого делания, гл. 24): «Существенными принадлежностями этой молитвы (Иисусовой, как и любой краткой молитвы – от сост.) должны быть: внимание, заключение ума в слова молитвы (т.е. понимание, произношение со смыслом — от сост.), крайняя неспешность при произнесении ее и сокрушение духа. Хотя эти условия необходимы при всякой молитве (т.е. и при читаемых молитвах, и длинных молитвах по памяти – от сост.), но удобнее сохраняются и более требуются при совершении молитвы Иисусовой».

Итак, преимущества краткой молитвы по памяти в том, что слова сами собой появляются из памяти:

— при круговом произношении не меняется смысл и уму легче углубиться в них (т.е. произносить более внимательно и осмысленно);

— при круговом или разно-круговом способе уму не надо спешить сказать все, как при линейном (т.к. не возникает новых мыслей);

— ум, как память, не нуждается в напряжении воспоминания, т.к. это короткое воззвание, а не длинные, и они хорошо помнятся;

— при краткой молитве, когда возникает рассеяние, то легко возвращаешься к односложному тексту, а не так, когда ты рассеялся при длинных молитвах и не помнишь, где ты начал читать автоматически и сбился.

Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь, Поучение 2 в неделю мытаря и фарисея): «…удобность краткой молитвы очевидна: при занятиях очень легко потерять смысл и последовательность продолжительного молитвословия, но краткая молитва всегда сохраняется в целости своей. Оставив ее на некоторое время, опять можно без всякого затруднения возвратиться к ней».

Есть и другие преимущества знания молитв по памяти, особенно кратких, как, например, при брани с помыслами лучше творить краткую молитву (но мы об этом не будем сейчас говорить).

При многократном повторении коротких молитовок образуется естественный навык ее повторять

Следующее преимущество заключается в том, что при таком молении (особенно если это делается вне молитвенного часа) может появиться еще один вид самодвижности, но уже не как от естественной работы памяти, когда слово легко произносится наизусть, а как от привычки. Так, если христианин будет часто творить молитву по памяти, то она, по естественным законам привыкания ума, начнет повторяться сама собой.

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь…, п.42): «Ходите ли, сидите ли, работаете ли, кушаете, ложитесь спать — все твердите: «Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешную!». От долгого упражнения в этом слова эти так навязнут на языке, что сами собою будут повторяться. А это очень остепеняет парение и блуждание мыслей. Но опять не забудьте соединять с словом сим благоговеинство».

Феофан Затворник (Письма, п. 240, 1233): «…от навыка и частого повторения молитовка эта так навязывалась на язык, что он сам собою повторял ее. …Сидишь ли, ходишь, или другое что делаешь, повторяй сию молитву, и все тут, и навыкнешь, и она сама станет повторяться языком твоим. (1233) Иисусова ли или другая какая краткая молитва — дело хорошее, если навязнет на языке. …Труд постоянный скоро сделает это».

Антоний Голынский (Путь умного делания, гл. Молитва словесная, гл. Молитва умная деятельная): «Навык делания молитвы приобретается постоянством произношения молитвенных слов… Результатом упражнения в молитве словесной является полученный, с помощью благодати Божьей, навык. Свидетельством обретенного навыка послужит то, что после временного отвлечения от молитвы язык сам собою начнет выговаривать молитвенные слова, затем к словам привлечется внимание, и ум осмысленно продолжит словесное чтение молитвы… Признаком обретенного навыка в умной (мысленной – от сост.) молитве является то, что, пробуждаясь от сна, человек, прежде всего, ощущает молитвенное движение ума, и то, что после всякого дела, отвлекающего ум, молитва сама начинает звучать в мыслях, а внимание само всегда склоняется к молитве. Молитва не оставляет человека во время еды и прочих дел».

Если объяснить просто, что будет происходить, когда христианин привыкает проговаривать короткую молитву, то это выглядит так: сразу же после общения с кем-то или при пробуждении, непроизвольно и автоматически начинает в уме повторяться молитва. Причем человек может заметить это чуть позже (когда услышит внутренним слухом это проговаривание), так как в это время он еще думает о чем-то; и в какой-то момент он ловит себя на том, что проговаривает еще и молитву. Далее, обратив на это внимание, он начинает уже стараться произносить ее осознанно. Но нередко это может быть самодвижимое проговаривание, а человек долго находится во внимании к параллельно идущим мыслям о чем-то.

Раздел 2.3. Об основных трудностях молитв по памяти

Сказав о преимуществах молитв по памяти, нельзя не сказать о трудности такого способа моления. Сейчас будет сказано о двух основных: трудности внимательного моления и заучивания.

Само знание молитв на память не приведет к настоящей молитве и христианским добродетелям

Начнем с вопроса о том, что само заучивание не приведет к настоящей молитве.

Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п. 10): «(Из письма к свт. Феофану) «Никак не управлюсь с молитвою; все мысли разбегаются. Некто посоветовал мне выучить молитвы на память, уверяя, что когда стану читать их на память, то мысли меньше будут разбегаться. Я выучила и читаю на память, но рассеяние не умаляется; и двух слов не скажешь, как мыслию далеко уйдешь от молитвы; то и дело надо заставлять себя ворочаться назад. Уж как бы мне хотелось научиться быть не рассеянною в молитве»… (Ответ) Заучивание молитв есть один из приемов молитвенного труда. А вам подумалось, что, коль скоро заучите молитвы и станете читать их на память, молитва так и польется из сердца. Теперь видите, что такое ожидание не оправдывается делом».

Тем более не могут заученные молитвы или даже вся Псалтырь привести душу к добродетелям внешним и внутренним.

Евергетин (т.3, гл. 29, 4,4): «Старец вспоминал: «Как-то я беседовал с одним старцем, а к нему пришла дева и сказала: «Отче, я постилась шесть дней в неделю в течение двухсот недель и выучила наизусть Новый и Ветхий Завет. Что мне еще осталось сделать? — Принимаешь ли ты после этого унижение за честь для себя?, — спросил старец. — Нет, — ответила она. — А ущерб как выгоду, а странника как кровного родственника и нужду как богатство? — Нет, — ответила она. — Значит, — сделал вывод старец, — ты не постилась шесть дней в неделю, не выучила Ветхий и Новый Завет и обманываешь сама себя. Иди и трудись, а пока ты не достигла ничего»».

Отечник Игнатия Брянчанинова (Изречения старцев, преимущественно египетских…, 88): «…все Писание мы знаем наизусть; песнопения Давида столько усвоили мы себе, что они сделались как бы нашим произведением; но не имеем того, чего Бог требует от нас – смирения».

При молитвах по памяти работает «механическая память», которая способствует рассеянному молению

А теперь скажем, что одной из основных трудностей творения молитв по памяти является рассеяние (об этом выше приводилось поучение свт. Феофана, в котором человек ему жаловался на рассеянную молитву по памяти).

Выше мы говорили, что знание на память способствует тому, что слова будут литься сами собой, и даже вид книги не будет отвлекать. Но, несмотря на то, что духовные подвижники так говорят, все же внимание неупражненного в молитвенном трезвении все равно держится плохо, если не стараться над его удержанием, и сторонние мысли будут отвлекать от молитвы.

Феофан Затворник (Письма, п.12): ««Хорошо, у кого навязло на языке имя Иисусово». Но можно при этом совсем не помнить о Господе, и даже держать мысли противные Ему (т.е. параллельно молитве думать о чем-то суетном/греховном – от сост.)».

Для того чтобы объяснить, что происходит при рассеянных молитвах по памяти, напомним, что есть круговое творение краткими молитвами и разно-круговое, при которых молитвы творятся много раз.

Рассеяние на сторонние мысли происходит потому, что при таких молитвах работает не мышление (как производитель своих мыслей, свое помышление) и не задействованы внешние чувства (как зрение и слух при читаемой и слышимой), а работает память, которая и подает уже имеющиеся в ней молитвенные слова/фразы. И если не следить за тем, чтобы они внимательно произносились, то будет следующее: происходит автоматическая работа памяти, при этом глаза и слух (внешние чувства) свободны, и мышление свободно может производить свои мысли, которые и приводят к рассеянной молитве, хотя она механически и проговаривается. Такое происходит при любом пении или декламации (и молитвы не исключение, независимо от того длинные они или краткие). Т.е. при заученной молитве работает механическая память, которая легко воспроизводит текст на память (тем более, если это краткий текст).

Интернет – источник: «При изучении чего-либо наизусть действует в основном механическая память».

Бл. Августин (Об учителе, гл. 13): «…когда из наших уст изливается речь, заученная на память и вертящаяся на языке, причем в этот момент сами мы думаем о чем-то другом, что часто случается с нами во время пения гимна…».

Это то, что составитель обозначает как «естественная самодвижность от памяти», при которой легко произносится знаемый наизусть текст.

Что касается второго вида «самодвижной молитвы от навыка», то она, как дает преимущества (о чем говорилось выше), так и развивает некий «недуг»/трудность (и им нередко страдают занимающиеся Иисусовой молитвой).

Суть этой трудности в том, это же естественное «навязание» (как работа памяти) легко приводит к тому, что неопытный может впасть в прелестное мнение о себе, как о молитвеннике и делателе молитвы, исполняя ее по многу сотен раз. И при этом, будучи постоянно рассеянным, и только изредка, очнувшись/«выйдя» из потока своих помыслов, слышит механически произносимую молитву, к которой ум привык, и считает, что он ее творит.

Поэтому молящийся таким способом (да и при чтении также) должен помнить о том, что он может увлечься естественной самодвижностью молитвы, как от памяти, так и от навыка, и тогда это не является молитвой.

Феофан Затворник (Письма, п.1338 и др.): «Молитва Иисусова, если ее механически творить, ничего не дает, как и всякая другая молитва, языком только проговариваемая. (962) Коротенькие молитовки в механическое дело обращаются не от свойства их, а от ослабления внимания к ним и содержанию. (326) Иисусова ли, или другая какая краткая молитва, — дело хорошее, если навязнет на языке. Позаботьтесь только при этом, не в голове быть вниманием (т.е. чтобы не увлекаться думанием о чем-то, а молитву произносить механически – от сост.), а в сердце (внутренне сосредоточенно и с живым чувством – от сост.) и будьте там, не во время только стоянья на молитве, но и во всякое время».

Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни п. 76): «Упражняетесь в навыкновении непрестанной молитве. Добре! Но смотрите, не ограничьтесь одного языка приучением к повторению краткой молитовки. Это будет механическое повторение молитвы без молитвы. Вместе с сим приучайтесь держать себя в страхе и благоговеинстве, с сокрушением и смирением».

А вообще молитвы по памяти нуждаются и во внимании, и в понимании, и в чувствах, как и воспринимаемые/читаемые или слышимые молитвы.

Феофан Затворник (Письма, п. 962, 957): «Если будешь хранить внимание и проговаривать эти молитовки с мыслью и чувством, они не обратятся в механическое дело, а будут как подкладка угольков в самовар. (957) С короткою молитвою надо держать мысль о Боге и внимание к Нему. А ограничиваться одними словами (без внимания – от сост.), медь звенящая».

Пока же не происходит возгорания молитвенного духа, они являются молитвенным умным деланием до тех пор, пока молитва не «зазвучит» как твоя искренняя (об этом речь пойдет в другой части нашей темы).

О принципах заучивания молитв, псалмов, фраз Св. Писания

Также хотелось бы заметить, что если есть христиане, которые следовали совету святых отцов о заучивании, но понадеялись, что это что-то изменит в их молитве или внутреннем состоянии, то многие из нас даже и не знали, что святые отцы советуют заучивать наизусть молитвы, псалмы и истины из Св. Писания. Мы, как правило, довольствуемся тем, что привычные для нас молитвы запомнились сами собой/непроизвольно. А вот выделить специально время и силы для этого не все хотят (нам легче провести время за компьютером, у телевизора, в многопопечении). К тому же, даже если кто-то и сделает это, то, во-первых, может сделать это не право, и, во-вторых, творить молитву по памяти неправо.

Поэтому далее скажем о том, как святые подвижники советуют правильно заучивать молитвы.

Основной проблемой умной молитвы от памяти является то, как добиться того, чтобы изначально не твои молитвенные воззвания стали твоими, т.е. произносились по памяти так, как бы ты их сам в эту секунду произносил от своих мыслей. И для этого святые отцы предлагают два условия: заучивать те молитвы и фразы, которые тебе нравятся и тронули твое сердце, и при заучивании следует глубоко вникать в смысл. И тогда эти молитвы имеют шанс звучать как настоящие молитвы.

Принцип заучивания: «Какой псалом понятен и падает на сердце, тот заучивайте»

Первый эффективный принцип заучивания состоят в том, чтобы заучивать ту фразу/молитву/псалом, которые тебе нравятся, т.к.:

Василий Великий (Беседы на псалмы, Беседа на 1-ю часть 1-ого псалма): «Ибо с принуждением выучиваемое не остается в нас надолго, а что с удовольствием и приятностью принято, то в душах укореняется тверже».

Итак, вот какие советы дают святые отцы.

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл.50): «Какие избрать молитовки, это можно оставить на свободу каждого. Читай Псалтирь, Там в каждом псалме можешь встретить воодушевительные воззвания к Богу. Из них и избери, которые ближе подходят к твоему состоянию и больше тебе по душе; заучи и повторяй то одно, то другое, то третье; ими перемеживай свое молитвословие, и они пусть будут у тебя на языке во все время и при всех делахот молитвословия до молитвословия».

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь, п. 47): «Какие псалмы заучить? Заучите, какие вспадут на сердце при прочитывании их. На одного одни, на другого другие псалмы более действуют. Начните с: Помилуй мя, Боже (Пс. 50), далее: Благослови, душе моя, Господа (Пс. 102) и: Хвали, душе моя, Господа (Пс. 145)… и подобные. Читайте Псалтирь и выбирайте».

Феофан Затворник (Письма, п. 944 и др.): «Заучиваете шестопсалмие. Добре. Читайте псалмы в Псалтири, и какой псалом понятен и падает на сердце, тот заучивайте. (314) Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какие больше к себе и заучить. Потом, ходя, читать их с размышлением. Из Евангелия хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово, а прочее так помнить. Все — не суетясь – чтобы внимания не расшатать. Оно главное. И все надо направлять к поддержанию его. (952) Извольте так делать: псалмы учите, когда охота будет, и выбирайте, какие более понятны и более действуют на сердце; — а еще лучше, если положите не всегда псалмы заучивать все подряд — целиком, — а заучивать стихи впечатлительные поодиночке. Напр. Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися, Не отврати лица Твоего от мене, Камо пойду от Духа Твоего, и под. Потом и повторяйте их на память, при обращении ума к Богу во время дел. Сими коротенькими стишками можно всякий шаг свой надписать, и будете как в одежду красную в слово Божие одеяны. (955) Вы заучили шестопсалмие, и прибавляете, особенно нравятся последние два. Это подает мне мысль предложить вам: как только встретите нравящийся псалом, так заучивайте его. Потом и употребляйте их, то во время молитвенного Богу предстояния утром и вечером и в видах возгреяния молитвенного духа, — или между делами, когда идете, или засыпаете, или просыпаетесь, всякое время, бездельное, — наполняйте сим чтением».

Принцип заучивания: «Заучивая молитвы, не забудьте во всякое слово вникнуть и всякое прочувствовать»

Второй совет: стараться заучивать с чувствами и с пониманием глубокого смысла.

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл. 48): «К тому же, заучивая молитвы, ты глубже напечатлеешь в себе мысли и чувства молитвенные, нежели как просто только обсудив их и обчувствовав. От такого изучения в тебе образуется молитвенный строй, если будешь не слова только заучивать, но и в мыслях тех и чувствах быть, которые содержатся в молитве. А это наилучший путь к успеху в навыке достодолжной молитвы».

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь…, п.48): «Заучивая молитвы, не забудьте во всякое слово вникнуть и всякое прочувствовать, тогда и на молитве слова те будут приковывать Ваше внимание и возгревать молитвенное чувство».

Феофан Затворник (Письма, п.89, 1460): «Попробуйте делать так: молитвы утренние и вечерние заучите на память, с пониманием их и чувством того, что в них говорится. Читать их потом так, как бы они шли из сердца (как будто это твои слова – от сост.). Из Псалтири тоже выберите, какие псалмы понятны и ближе к сердцу, и заучите. И их тоже читайте на молитве на память поряду (по порядку, линейно – от сост.)».

Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п. 10, 18): «…не заучивание молитв и читание их на память виноваты (в том, что молитва не льется из сердца – от сост.), а приемы, какие в том и другом деле употребляются, приемы, зависящие от заучивающего и читающего на память. Заучивать молитвы надобно не столько памятию, сколько умом и сердцем. Надобно войти в дух молитвы, исчерпать подаваемые ею мысли, усвоить их и прочувствовать: так, чтобы, когда станете читать заученную молитву на память, мысль и чувство шли вперед, а за ними — слова молитвы. Как видите, и здесь требуется напряженное внимание и некое давление на сердце (т.е. возгревание – от сост.) для вызова потребных чувств. И тогда такое молитвословие будет сильным средством к воспитанию духа молитвенного. (п.18) (Святой Пахомий) требовал, чтоб иноки его знали наизусть Псалтирь и Евангелие или и весь Новый Завет. И у них было законом, как только свобода, читать что-либо из заученного на память, с размышлением… Когда заучиваете, старайтесь яснее и полнее обнять мысль Спасителя и глубже проникнуть в значение ее и связь со всею суммою наших верований».

Феофан Затворник (Толк. Пс. 33, пред.): «…очень многие знают псалом сей (речь идет о 33 Пс., но это поучение относится и к любым псалмам и молитвам – от сост.) на память; но самое сие твердое знание может иногда мешать почерпать из него всю возможную пользу духовную. Это, можно сказать, и неизбежно, когда при заучивании работает одна память, без предварительного или совместного углубления в содержание стихов. Как при сем не дается простора размышлению, то ум и сердце остаются праздными: работает одна память, затверживая порядок течения слов. Но, как заучится псалом, так он потом и употребляется. Мысль, забитая в начале, при заучивании, не приходит уже в движение и при повторении заученного, и повторяется оно, едва ли не всегда, совсем бесследно для души. Между тем всякий псалом (и молитва – от сост.) есть сокровище духовное, если развить содержание его. И выходит часто, что многие имеют, или мнятся имети, нечто в уме, и не имеют,— обладают сокровищем, которое, однако ж, сокрыто, хотя сокрыто в них же, на селе души их, в памяти».

Кстати привести аналогию, как следует правильно заучивать стихи, чтобы они были «живыми» при их проговаривании по памяти.

Интернет – источник: «При разучивании стихотворения ребенку нужно помочь понять художественный образ, музыкальность стихотворной речи, помочь разобраться в смысле каждой фразы, чтобы избежать бездумного проговаривания текста, научить пользоваться смысловым ударением, паузами, интонацией, соответствующими содержанию».

Делал ли кто подобным образом в таком важном деле, как молении по чужим молитвам, пусть каждый ответит сам. (Составитель же первый говорит, что не делал никогда, и даже и не задумывался об этом.)

Но продолжим. Что касается заучиваний слов Евангелия, то здесь еще и такой совет.

Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.18): «Еще — ничего из заученного не оставляйте голым знанием, а так устройтесь, чтоб оно влияло на ваш нрав, на ваши чувства и расположения и служило руководством в вашем поведении. Этого легко достигнете, если заучиваемое будете при размышлении прилагать к себе, по простому способу: Господь то и то говорит, — что из этого могу я извлечь для своей жизни? Или: Господь так заповедует,— как я могу это выполнить в моих обстоятельствах? И подобное. Желательно, чтоб вы так делали; потому что если не станете так делать, то при разговорах не удержитесь, чтоб не щегольнуть своим знанием Писания, и еще труднее будет вам удерживаться от осуждения. То и другое, сами знаете, как дурно. Но если будете прилагать к себе заучиваемое, то сознание, что жизнь ваша не совсем отвечает тому, чему быть в ней вы положили при заучивании, не даст повернуться языку вашему, чтоб осудить кого или пофанфаронить знанием Писания. Не забудьте, и приступая к заучиванию, и размышляя о заученном, и к себе прилагая, молитвенно обращаться к Господу, да просветит и внятно да напечатлеет истины Свои в сердце. Ибо один для нас Учитель — Он Сам. Примите это верою и действуйте по сему. При труде вашем, если будете продолжать его с верою и благоговеинством, самым делом испытаете это, когда незнать как и откуда начнут роиться светлые созерцания (глубокие мысли с пониманием – от сост.) в уме вашем».

Также следует обратить внимание, что даже правое заучивание с пониманием — это шанс, а не гарантия что при произнесении по памяти будет каждый раз происходить настоящая молитва (а если у кого это будет каждый раз, то блажен этот человек).

А если мы вообще будем холодны при заучивании молитв или духовных словес Писания, и не будем потом молиться ими с вниманием и чувством, или вспоминать слова Писания при ведении нашей жизни, то это знак, что в нас действует дух мира/ветхий человек.

Макарий Великий (Поучения, п.16)): «Как дети по велению учителя затверживают рассуждения великих риторов и устами пересказывают слова мудрецов, а силу слов не знают и по своему неразумению не понимают, что сами же читают или пересказывают, так и выучивающие и пересказывающие Писание, если не воспримут от духовных мужей заключенный в них истинный смысл и не обретут в самих себе живого голоса (то есть самой Божественной силы, внушившей Писание), то они не получили от Писания той помощи, какую надлежало получить. Они еще облечены в ветхого человека, то есть в дух мира, то есть в закон греховный, противоборствующий закону ума».

Да убережет нас Господь от такого состояния!

На этом закончим рассматривать этот способ моления и перейдем к третьему.