Скачать этот текст в формате docx
Скачать этот текст в формате pdf
Скачать этот текст в формате epub
Тема: О молитве и молитвенном делании. ч.1. О молитве в молитвенный час (гл.1)
ПЕРЕЙТИ на главную страницу темы о молитве
ПЕРЕЙТИ на другие главы части о молитве в молитвенный час
Составитель Ника
Часть 1: О способах творения домашних/келейных молитв и их характерных особенностях
Глава 1. О ГОТОВЫХ ЧИТАЕМЫХ МОЛИТВАХ ПРИ ДОМАШНЕМ/КЕЛЕЙНОМ МОЛЕНИИ В МОЛИТВЕННОЕ ВРЕМЯ
Раздел 1.1. Об особенностях читаемого молитвословия
*** О разных определениях молитвословия готовыми молитвами
*** Воспринимаемые молитвы – это не твои молитвенные мысли, а чужие, благодаря которым ты также обращаешься к Богу
*** Молитвенный час и место при воспринимаемых молитвах
*** Воспринимаемые молитвы – это многословное моление по линейной технике чтения
Раздел 1.2. Преимущества чтения молитв
*** Готовые молитвы учат правильно молиться
*** Правое чтение молитв заключается во внимании, понимании и чувстве
*** При правом чтении молитв происходит приобщение к Духу Святому
Раздел 1.3. О некоторых трудностях читаемого молитвословия
*** «Читать молитвы — на память, или по книжке, или слушать их — не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждения ее»
*** Читаемые молитвы имеют трудность внимания
*** Воспринимаемые молитвы имеют трудности приобщения к ним своими молитвенными чувствами
*** Молитвы о духовном плохо воспринимаются душой, ищущей мирского
*** Читаемые молитвы могут иметь трудность понимания или некое не соответствие относительно твоих грехов
Часть 1: О способах творения домашних/келейных молитв и их характерные особенности
Предлагаемая далее классификация основана на способе появления молитвенных слов и мыслей: твои они или нет; а также соответственно как они творятся: читаются из молитвослова или Псалтыри, проговариваются по памяти, происходят от своих мыслей/слов. Об этих трех способах моления в своих поучениях о молитве часто говорил свт. Феофан.
Феофан Затворник (Письма, п.971): «…молитвы по молитвеннику, и молитвы свои, и коротенькие молитовки…».
Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.10): «Ходите в церковь, что лучше всего развивает дух молитвенный (это один способ моления чрез слышание – от сост.), дома молитесь по молитвеннику (второй способ – от сост.) или на память, читайте готовые молитвы (это третий способ – от сост.) или свои собственные слагайте по состоянию вашего духа (это четвертый – от сост.), и стоя, и сидя, и ходя, и работая — все твердите какую-либо молитву или стишок из псалмов (а это указан пятый, как способ моления вне молитвенного часа – от сост.)…».
В этой теме будет идти речь о способах моления, которые творятся во время домашнего/келейного молитвенного часа (хотя немало поучений будут относиться и к молитвам в храме и по памяти вне молитвенного часа).
Также скажем и о том, что есть многосложные молитвы и односложные (краткие), и что есть три техники чтения молитв – линейная, линейно – вращательная/круговая и круговая, и покажем это на примерах.
Почему всё это важно разграничивать для тех, кто занимается молитвенным деланием и трезвением? По многим причинам, и две из них основные заключаются в следующем. Первая причина: христианин должен уметь молиться разными способами для того, чтобы стяжать настоящую молитву. Вторая: при молитве всегда бывают посторонние помыслы, с которыми надо бороться, что и обозначается понятием «молитвенное трезвение». Знания об этом помогут упорядочить молитву христианина, и он сможет понимать, что с ним происходит во время моления, а это поможет правильной и настоящей молитве.
Глава 1. О готовых читаемых молитвах при домашнем/келейном молении в молитвенное время
В этой главе будет рассмотрен способ моления, при котором молящийся употребляет молитвенные воззвания, которые читает из молитвослова/Псалтыри. Их еще иногда называют «словесные молитвы», так как они берутся от уже высказанных кем-то словес и записанных. При домашнем молении эти молитвы или читаются, или произносятся по памяти (в этой главе речь пойдет о читаемых, а в следующей – о молитвах по памяти).
Заметим, что понимание вопроса о своих и не своих молитвах кому-то поможет четко осознавать, почему он иногда (или часто) не может с желанием приступить к молитве, не может сосредоточенно без рассеяния произносить молитвенные слова, не может чувствовать то, что произносит; и это позволит ему выработать некие механизмы творения молитвословия и стяжать истинную молитву.
Раздел 1.1. Об особенностях читаемого молитвословия
Вначале рассмотрим основные особенности чтения готовых молитв.
О разных определениях молитвословия готовыми молитвами
Такой способ моления разными святыми отцами обозначается как внешнее моление, словесная молитва (т.е. от уже имеющихся словес), телесная молитва (т.е. воспринимаемая слухом и зрением, и с телесным выражением), делательная молитва, молитвословие, молитвы готовые, молитвы чужие, молитвы писанные, псалмопение (также могут называться и молитвы, а не чисто псалмы), пение (не значит, что надо только петь), стихословие, молитвенное правило и др. Например:
Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл. 49): «…говорено о молитве или молитвословии молитвами готовыми, и хотя со вниманием и чувством творимыми, но все же чужими».
Феофан Затворник (Путь ко спасению, отд.3, 2, А): «…(есть) молитва телесная, более в читании, стоянии, поклонах…».
Феофан Затворник (Письма о духовной жизни, п. 13): «(Из писем Сперан.) Молитва словесна, когда мы своими мыслями следим за чужими словами; …они даны нам…».
Феофан Затворник (Письма, п. 187 и др.): «…молиться по готовым молитвам… (947) Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное (чтение молитвослова или Псалтыри – от сост.) – внешнее. (702) …дневное свое читательное молитвословие… (227) …(надо) воспитать в себе молитвенный дух. Первый способ к этому есть читательное, или слушательное наше молитвословие».
Феофан Затворник (Толков. на посл. Колос., 3, 16, бб): «У нас в употреблении, кроме Псалтири, песнопения церковные — стихиры, тропари, каноны, акафисты и молитвы, в молитвенниках содержащиеся. Не погрешишь, если, читая слова Апостола о словесной молитве, будешь разуметь эти, употребляющиеся у нас, словесные молитвы. Сила не в таких или таких словесных молитвах, а в том, как их совершать».
Игнатий Брянчанинов (Переписка к разным лицам, п. 47): «…упражнение в стихословии, то есть в чтении псалмов и канонов».
Игнатий Брянчанинов (Советы относительно душевного иноческого делания, гл.22): «Святые отцы совершали молитвенное чтение псалмов и прочих молитвословий с такою неспешностью, необходимою для внимания и для заключения ума в слова молитвы, что они это чтение назвали псалмопением».
Особо заметим, что нередко о таком способе моления говорят: «словесная молитва». Но у разных святых отцов применяются разные определения «словесной», например, под «словесной» или «внешней» молитвой может пониматься и написанная/готовая молитва, и молитва, при которой нет внимания/рассеянная, и даже если и внимательная, но нет чувств.
Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч. 1, гл. 47): «…по нашей оплошности бывает, что иной раз язык произносит святые слова молитвы, а ум блуждает не весть где, или и ум понимает слова молитвы, а сердце не отзывается на них чувством. В первом случае молитва бывает только словесная, и совсем не есть молитва…».
Тихон Задонский (Сокровище духовное, ст. 157): «…внешняя молитва, из одних слов состоящая, не есть истинная молитва, но только голос без разума (без понимания того, что произносишь – от сост.). Так тогда бывает, когда человек читает молитву, но об ином думает».
Поэтому составитель обозначает такой способ моления как «воспринимаемые молитвы», т.к. они воспринимаются человеком или слухом, или зрением (и при этом работает зрительное и слуховое внимание); причем одни из них «читаемые» — из молитвословов и Псалтыри, а другие «слышимые» – которые слышатся на богослужениях в храме. (Также сейчас молитвы можно слушать через плейер, и делать это в любом месте.)
Феофан Затворник (Толков. на посл. Колос., гл.3, 16): «Когда собираемся в храмы, их (молитвы и песни) произносят то священник, то диакон, то чтец, то певец. Мы же приемлем их слухом».
А о молитвах внимательных и невнимательных составитель говорит только в таких определениях: внимательная/трезвенная или невнимательная/рассеянная, а не «словесная» или «внешняя» (но это уже классифицирование по качеству молитвенного трезвения, а не по способу творения).
Воспринимаемые молитвы – это не твои молитвенные мысли, а чужие, благодаря которым ты также обращаешься к Богу
Итак, есть молитвы уже написанные кем-то, и они нами читаются. Это не свои личные молитвы молящегося, а канонические молитвы, приведенные в Молитвословах или Псалтыри, а также произносимые на богослужениях.
Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч. 1, гл. 48): «Слова молитвенные ты знаешь, конечно, …Они содержатся в наших молитвенниках и церковных богослужебных книгах. Они суть молитвенные излияния, из сердец святых мужей и жен исторгавшиеся, когда, Духом Божиим движимые, они изрекали пред Богом желания сердца своего».
Феофан Затворник (Созерцание и размышления, гл. Как надобно молиться): «…молиться по молитвенникам, то есть по готовым молитвам, переданным нам Господом и святыми отцами, преуспевшими в молитве».
Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты 2, Слово о келейном молитвенном правиле): «Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных Боговдохновенными святыми Отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени. Цель правила — доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, точно богоугодных. Такими мыслями и чувствованиями наполнены благодатные молитвы святых Отцов».
Из таких молитв состоит «правило» христианина.
Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты 2, Слово о келейном молитвенном правиле): «Для молитвенного упражнения утром имеется особенное собрание молитв, называемое утренними молитвами или утренним правилом; для ночного моления перед отшествием ко сну — другое собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим, или вечерним правилом. Особенное собрание молитв прочитывается готовящимся ко причащению святых Христовых Таин, и называется правилом ко святому Причащению. Посвятившие обильную часть своего времени благочестивым упражнениям прочитывают около 3 часов по полудни особенное собрание молитв, называемое ежедневным или иноческим правилом. Иные прочитывают ежедневно по нескольку кафизм, по нескольку глав из Нового Завета, полагают несколько поклонов: все это называется «правилом»».
Итак, вполне понятно каждому, что молитвы из молитвословов не являются твоими молитвами. Казалось бы, здесь не на чем акцентировать внимание. Но для того, кто занимается трезвением, нужно понимать некие нюансы, которые многое ему объяснят по поводу своего творения молитв (и об этом мы скажем подробно в следующих частях темы, а сейчас только кратко отметим хорошо известные особенности этого способа моления).
Моление готовыми молитвами бывает тремя способами: слышание (о чем мы сейчас не будем говорить), чтение и проговаривание по памяти.
Молитвенный час и место при воспринимаемых молитвах
Вполне понятно, что для воспринимаемых молитв нужно время, место и тексты молитв (в отличие от молитв по памяти или своими словами, для которых это не нужно).
Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч. 1, гл. 48): «…имей молитвенник и в определенные времена для молитвы, обыкновенно утром и вечером, читай положенные там молитвы…».
Феофан Затворник (Письма, п. 947): «Молитвословие же не может быть без определенного времени, места и меры. Определение сих трех составляет правило молитвенное».
Силуан Афонский (Поучения, гл. Слово о молитве): «Для молитвы нам даны храмы; в храмах служба совершается по книгам (слышимые молитвы – от сост.); но и храма с собой не возьмешь, и книги не всегда имеешь (как дома – от сост.), а внутренняя молитва (по памяти или своими словами – от сост.) всегда и везде с тобою».
Воспринимаемые молитвы – это многословное моление по линейной технике чтения
Чтение молитв относится к линейному способу, когда одна мысль/предложение/фраза строится последовательно сразу одна за другой (как обычно при любом чтении, общении и мышлении). Т.е. при этом ум как бы движется вперед с некой энергией (и это привычное для него состояние).
К тому же при таком способе моления есть молитвы разных святых отцов и с разными прошениями, благодарениями, величаниями и др. И поэтому такой вид моления можно обозначить как многословный, или многосложный. (То же самое можно сказать и в отношении слышимых молитв на богослужениях.)
Раздел 1.2. Преимущества чтения молитв
А теперь скажем то, что хорошо знают все христиане: готовые молитвы, входящие в молитвословы, учат правильно молиться, и помогают развиваться своему молитвенному духу.
Готовые молитвы учат правильно молиться
Особо это надо делать новоначальному, научаясь тем самым новым «молитвенным оборотам речи», памяти Божией, вручению себя Богу и т.д., которых у него не было до веры.
Тихон Задонский (Сокровище духовное, ст. 123): «Изрядно учат нас молиться и славословить Бога каноны, которые говорят о покаянии, о страстях Христовых, о Воскресении Христовом… и прочие церковные молитвы».
Феофан Затворник (Письма, п. 915): «(Новоначальный) молитву же пусть совершает по молитвеннику, всячески стараясь, чтоб со словами шли мысли и чувства. Сим трудом новичок приучится к молитвенным оборотам речи, а потом и сам своею речью станет совершать молитву, когда она подвигнется от сердца (когда захочется помолиться своими словами – от сост.). А без молитвенника оставлять новоначального никак не следует…».
Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.34): «Но ты хорошо делаешь, что молитвословишь больше по молитвеннику со вниманием и чувством, и только иногда довольствуешься одними поклонами со своими молитвенными словами. Надо прежде воспитать в себе молитву, или молитвенное настроение, готовыми молитвами, а потом уже и своею молитвою молиться начинать. Слово к Богу в молитве, хоть не главное, но лучше когда оно боголепно; а такому слову нигде не научишься, как из готовых молитв».
Феофан Затворник (Письма о духовной жизни, п. 12): «Нельзя (недавно обратившемуся от греха к вере и добродетели) сказать с первого раза: «молись сам». Он этого не сможет, как не сможет, например, говорить по-французски не учившийся тому. И молитве надо учиться, надо приобрести навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам. Для этого у нас есть молитвенники для домашнего употребления и совершаются чины молитвенные в церковном богослужении. Чрез посредство их и надо сначала навыкать к молитве».
Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты 2, Слово о келейном молитвенном правиле): «Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя бы она была и богата мудростью мира сего. По причине этого неведения она не знает как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенчествующей душе святая Церковь установила молитвенные правила. Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных Боговдохновенными святыми Отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени. Цель правила — доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, точно богоугодных. Такими мыслями и чувствованиями наполнены благодатные молитвы святых Отцов… Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиной, между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и помрачения грехом, она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти: то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и самолюбием. Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении смирения и покаяния, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя надеждой на всеблагого и всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и ближним… Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, служит большим пособием для подвизающегося о спасении своем. Совершать его в положенные часы обращается в навык, в необходимую естественную потребность».
А уже не новоначальным христианам нужно читать молитвослов для воспитания и поддержания в себе молитвенного духа и для частого приобщения к Духу Святому, движимого в молитвах святых.
Правое чтение молитв заключается во внимании, понимании и чувстве
Далее необходимо сказать, что настоящей молитвой при любом способе моления является: молитва со вниманием, пониманием и чувством.
Петр Дамаскин (Творения, кн.1, гл. Необходимое и весьма полезное указание…): «…духовная молитва, совершаемая умом, (1) удаленная от всяких мыслей (т.е. не рассеянная – от сост.), при которой (2) ум, пребывая в том, что он произносит (т.е. с пониманием – от сост.), (3) с неисповедимым сокрушением повергается пред Богом (т.е. с чувством – от сост.)».
И этому будут мешать противоположные пороки: рассеяние, не понимание/не осознание/не углубление в смысл произносимого, а также нечувствие (о настоящей и рассеянной молитве мы очень подробно будем говорить в следующих частях; а сейчас только обозначаем принцип правильного моления).
Тихон Задонский (Сокровище духовное, ст. 123): «(Готовые молитвы) учат и подвигают к истинной молитве и славословию, но если читаются с рассуждением и разумом, а без этого нет никакой пользы».
Феофан Затворник (Письма о духовной жизни, п. 12): «Закон здесь такой: внимай молитвам, и читаемым и поемым, и напрягайся чувствовать так, как выражено в тех молитвах».
Феофан Затворник (Письма, п. 227): «Чтобы наше молитвословие сделать нам действительным средством к воспитанию молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих молитвословие».
Итак, при чтении чужих молитв мы, в идеале, должны обращаться к Богу и чувствовать, что чувствовали те святые, которые так говорили Богу. Но вся наша трагедия в том, что наши грешные души так не чувствуют и не мыслят; и нередко даже и не стараются над этими необходимыми условиями…
При правом чтении молитв происходит приобщение к Духу Святому
Укажем и на то, что если молитвы, по милости Божией, нами прочитались так – со вниманием, пониманием и чувством — то происходит в разной степени приобщение к молитвенному Духу.
Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл. 48): «Слова молитвенные… содержатся в наших молитвенниках и церковных богослужебных книгах. Они суть молитвенные излияния, из сердец святых мужей и жен исторгавшиеся, когда, Духом Божиим движимые, они изрекали пред Богом желания сердца своего. В них заключен дух молитвенный; сим же духом преисполнишься и ты…».
Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п. 44): «Без читания Псалтири или молитвенника нам нельзя. Этим подогревается сердце, как подбрасыванием дров усиливается ослабевающий в печи огонь».
Феофан Затворник (Письма, п. 227 и др.): «Первый способ (воспитать в себе молитвенный дух) есть читательное, или слушательное наше молитвословие. Читай или слушай, как следует, молитвословие, — и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, т.е. войдешь в молитвенный дух. В молитвах св. отцев движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот — в силу закона взаимодействия — непременно вкусит молитвенной силы, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы. (244) Мы читаем сии молитвы (молитвы святых, до нас дошедшие, …в них есть излияния полного молитвенного их настроения), приходим в подобное им настроение или отчасти, или вполне, и бываем в должном настроении. Чрез частое повторение сего воспитывается в нас постоянная духовная молитва и утверждается постоянное молитвенное настроение, что и есть непрестанная молитва. (241) В службах церковных (и в молитвах святых отцов, собранных в молитвословах – от сост.) дух молитвенный. Кто простоит службу со вниманием ко всему читаемому и поемому (или читает со вниманием – от сост.), тот не может не согреться в молитвенном настроении».
Феофан Затворник (Толков. на посл. Колос., 3, 16, бб): «…учите и вразумляйте себя самих псалмами и пениями и песнями духовными. Но в существе дела псалмы, пения и песни духовные суть принадлежности молитвы. То истинно, что и псалмы, и песни духовные учат и назидают, но это есть соприкосновенное их действие, а не прямое. Прямое их дело есть производство молитвы… Слова: «во псалмех и пениих и песнех духовных» — определяют молитву словесную, молитвословие; а слова: «во благодати поюще в сердцах ваших Господеви» — молитву внутреннюю, умно-сердечную».
Феофан Затворник (Сб. «Созерцание и размышления», Как надобно молиться, урок 1): «Кажется, чего бы проще и естественнее для нас, как молитва, или устремление сердца к Богу? А между тем, оно не у всех и не всегда бывает. Его надо возбудить и потом укрепить, или, что тоже, воспитать в себе дух молитвенный. Первый способ для этого есть читательное или слушательное молитвословие. Совершай его как следует, и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем по Богу, или войдешь в дух молитвенный. В наших молитвословах помещены молитвы святых отцов Ефрема Сирианина, Макария Египетского, Василия Великого, Иоанна Златоустого и других великих молитвенников. Будучи исполняемы духом молитвенным, они изложили внушенное сим духом в слове и предали то нам. В их молитвах движется великая молитвенная сила, и кто приникнет (всмотрится. — Ред.) в них всем усердием и вниманием, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит силы молитвенной по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы».
Феофан Затворник (Толк. на посл. Ефес. 5, ст.19): «Исполняйтеся Духом; и для того пойте. Пение возбудит Дух, или приведет в состояние наития Духа, или ощутительного Его воздействия. …Не трудно понять, что в сем деле главное — не благозвучие пения, а содержание поемого. Оно же воздействует так же, как с воодушевлением написанная речь воодушевляет читающего ее. Чувство, вложенное в слово, чрез слово переходит в душу слышащего или читающего. Так и в песнях церковных. Псалмы, гимны (пения) и оды (песни) церковные суть духодвижные излияния благоговейных чувств к Богу. Дух Божий исполнял избранников Своих, и они полноту своих чувств выражали в песнях. Поющий их как должно, обратно, может войти в выраженные в них чувства и, исполнясь ими, приблизить себя к состоянию, способному принять воздействия благодати Духа или приспособить себя к нему. Таково именно и есть назначение церковных песней (и готовых молитв – от сост.), чтоб посредством их возгревать и раздувать кроющуюся в нас искру благодати. Искру сию дают таинства. Чтобы раздуть ее и превратить в пламень, для этого введены псалмы, пения (гимны) и песни (оды) духовные. Они действуют на искру благодати так же, как ветер на искру, внедрившуюся в горючее вещество. Но припомним, что такое действие принадлежит им под тем условием, если вместе с употреблением их идет и очищение сердца… Итак, для того, чтобы пение песней церковных вело к исполнению Духом, требует Апостол, чтобы песни сии были духовны, под чем надо разуметь не то только, что они должны быть духовны по содержанию, но чтоб были духодвижны, сами были плодом Духа, или излились из сердец, исполненных Духа. Иначе они не будут вести к исполнению Духом. Это по тому закону, что — что вложено в песнь, то она и даст поющему. Вложена туда человеческая мысль, человеческую мысль и породит; вложен туда элемент благодатный, благодать возбудит она и в поющем. Но если она — простой набор слов, то ничего и не породит. Второе требование Апостолово то, чтобы песни пелись не языком только, но и сердцем (т.е. с чувством – от сост.). Не понимать только песнь надобно, но войти в сочувствие с нею, или восприять содержание ее в сердце, и петь ее уже так, как бы она исходила из нашего сердца… То, что здесь у Апостола говорится о церковном собрании, идет и к частному псалмопению (молитвословию – от сост.), которое всякий совершать может особо в доме. И плод от сего может быть тот же, когда оно совершается как должно, то есть со вниманием, пониманием, сочувствием, из сердца. Заметим также, что хотя слова Апостола говорят о пении, но мысль его указывает на молитвенное к Богу обращение. И оно, собственно, есть возбудитель Духа».
Но опять-таки в этом и состоит трагедия наших душ – такое приобщение у многих бывает очень редко или вообще не бывает…
Раздел 1.3. О некоторых трудностях читаемого молитвословия
Нельзя не сказать, что, с одной стороны, линейное чтение готовых молитв — самый легкий способ моления, т.к. тебе не надо иметь свои молитвенные мысли, а ты их уже воспринимаешь. Но с другой стороны, это очень нелегкий способ для того, чтобы эти молитвы звучали, как от себя самого, и твое моление было внимательным и искренним (и как мы будем не раз говорить далее, настоящая молитва – это твое обращение к Господу (или Богородице, Святым, Ангелам), которое должно произноситься так, как будто ты сейчас воочию (весьма наглядно, со всей ясностью) стоял бы пред Ними и говорил). И вот именно в этом и есть трудность – как произнести сейчас не свои молитвенные воззвания так, чтобы ты произносил их как свои, и чтобы произошло приобщение к Духу Святому.
Сразу заметим, что есть общие трудности для всех способов моления, которые заключаются в следующем:
— в понуждении себя каждый день исполнять одни и те же молитвы, независимо от того настроена его душа или нет;
— независимо от способа моления молитва бывает рассеянная;
— независимо от способа моления молитва бывает без чувств/холодная.
Далее мы будем говорить об этом и другом, но отдельно для каждого способа (и иногда может казаться, что постоянно говорим об одном и том же, хотя речь идет о разных молитвах и нюансах). Сейчас будут только обозначены общие трудности для читаемого молитвословия, а в следующих частях нашей темы будет говориться о том, как они могут преодолеваться.
«Читать молитвы — на память, или по книжке, или слушать их — не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждения ее»
Далее мы не раз будем отмечать, что есть молитвенное делание, а есть настоящая молитва (и этому будет посвящена другая часть нашей темы). А сейчас только скажем, что если при чтении молитв не происходит внимания, понимания и чувства (или нет хотя бы одного из этого), то это обозначается как «молитвенное делание», а не «настоящая молитва», и более того – делание небрежное, если нет старания над вниманием.
Феофан Затворник (Письма, п. 716, 227.): «Читание молитв, стояние на молитве и поклоны составляют молитвенное положение; а молитва собственно идет из сердца. Когда этой нет — и никакой нет. (227) Стоять пред иконою и класть поклоны — не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы — на память, или по книжке, или слушать их — не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждения ее (в тебе лично – от сост.)».
Делание же со старанием о внимании направленно на то (что было уже указано выше), чтобы чужие молитвенные воззвания стали твоей молитвой, а это значит, чтобы они или пробудили твои собственные молитвенные воззвания с чувствами, или чтобы откликнулись чувства при читаемой (слышимой), что и будет настоящей молитвой.
Феофан Затворник (Письма, п. 241 и др.): «Если ныне так, завтра и послезавтра и т.д., то, наконец, загорится молитвенный огонек в сердце. Но когда это Бог даст, тогда ты будешь бежать в церковь (или когда придет время молитвословия – от сост.) как на пир царский и ничто тебя не удержит; только внимать старайся церковным пениям и чтениям, а без внимания ничего не будет. (227) Сама молитва (т.е. настоящая/искренняя – от сост.) есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, — чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и пр. Вся наша забота здесь должна быть о том, чтобы во время нашей молитвы эти и подобные чувства наполняли душу нашу, — чтобы сердце не было пусто. Когда есть в нем все эти чувства, или какое-либо одно из них, устремленное к Богу, — то молитвословие наше есть молитва, а когда нет, — оно не есть еще молитва».
А теперь кратко скажем непосредственно о двух основных трудностях читаемого молитвословия – внимании и чувствовании, которые невозможно исправить быстро и легко, и которые являются основным трудом молитвословия.
Читаемые молитвы имеют трудность внимания
И вот главная трудность читаемых/слушаемых молитвословий заключается в том, что ум/внимание плохо сохраняется на молитве, и что зачастую чужие и часто читаемые молитвы не вызывают своих молитвенных чувств (об этом скажем сейчас кратко, а следующие главы этой темы будут посвящены именно этим трудностям/болезням молитвы).
Итак, следующая, но основополагающая сложность читаемых молитв по линейной технике чтения является невнимательное/рассеянное чтение/парение.
Феофан Затворник (Письма, п.89): «Читание молитв по книжке много рассеивает. Лучше на память заучить их. Равно перелистывание, чтоб найти тот или другой икос и кондак, тоже должно рассеивать внимание».
Это происходит и от того, читаться они могут без желания молиться, могут читаться монотонно или быстро и др., и тогда душа, так сказать, не заинтересовывается воспринимаемыми словами, а думает о своем.
Воспринимаемые молитвы имеют трудности приобщения к ним своими молитвенными чувствами
Итак, мы уже говорили, что настоящая молитва – это твое личное обращение к Богу, в котором ты говоришь Ему о себе, и это сопровождается разными чувствами (сокрушением/сожалением, стыдом, радостью, признательностью и др.) Так вот при читаемых молитвах в идеале у тебя должны быть такие же чувства, которые соответствуют словам молитвы.
Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч. 1, гл. 48): «(В молитвенных излияниях святых) заключен дух молитвенный; сим же духом преисполнишься и ты, если будешь прочитывать их как должно, как дух какого-нибудь писателя сообщается тому, кто читает его с полным вниманием. Это все испытывают; я думаю, и ты испытывал».
Но в этом и кроется проблема исполнения нами молитв – наш дух почти к ним не приобщается…
Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе, 288): «Иногда мы стоим в церкви или дома на молитве в расслаблении духа и тела: и бессильна, хладна, бесплодна бывает душа наша, как оная языческая неплодящая церковь».
Этому есть много причин и естественных, и духовных (сейчас мы не будем их все перечислять, а назовем некоторые).
К естественным причинам относится, например, то, что читаемое молитвословие состоит из разных молитв, песней, кондаков и т.д., и их писали разные люди и по разному поводу, и в тот момент они переживали то, что говорили, а читающий сейчас их молитвы – нет (т.е. находится в каком-то другом состоянии).
Есть и такая причина: в состав правила, например, вечернего, входят молитвы с разным молитвенным настроением; одна молитва может быть прославлением, вторая — прошением, третья — покаянием и т.д. И без молитвенного настроения быстро эмоционально перестраиваться практически невозможно (если только не будет молитвенной благодати).
Также к естественной причине бесчувствия относится рассеянное/невнимательное чтение молитв, потому что в этаком состоянии нельзя чувствовать то, на что не направлено внимание и нет понимания. А путь к чувству таков: внимание → понимание → чувство.
Варсанофий Великий (Руководство к духовной жизни, в. 424): «…вникни тщательнее в псалмопение, молитву или чтение, чтобы заимствовать силу от произносимых тобою слов. …При чтении и псалмопении умиление зависит от того, чтобы человек возбудил ум свой ко вниманию произносимых им слов и воспринял в свою душу силу, заключающуюся в них».
Следующая причина того, что мы не переживаем молитвенных чувств заключается в следующем: нередко чтение молитвослова и Псалтыри становится механическим, т.к. оно, так сказать, причиталось, и более не влияет на душу ни покаянием, ни стыдом, ни смирением и др.
Феофан Затворник (Письма, п. 719): «Молитвенное правило держите, как есть; только в механизм обратить поостерегитесь».
Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь, п.47): «Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать…».
Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п. 84): «…как бы молитва не обратилась в форму».
Еще одной духовной причиной является то, что каждый грешник поражен пороком бесчувствия/нечувствия.
Симеон Новый Богослов (Слова, сл.14): «Человек страдает некою сокровенною болезнью («болезнию страстей гнева и похоти и других многих и разнообразных»)… При всем том, однако ж, люди не знают о том и живут в совершенной беспечности, нисколько не печалясь из-за болезни сей по причине нечувствия своего. Ибо кто знает сию болезнь, тот и чувствует ее; кто чувствует, тот болит о том душею; кто болит, тот ищет оздравления и всячески старается уврачеваться от болезни той».
Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты 2, Зрение греха своего): «Последствием греховной жизни бывают слепота ума, ожесточение, нечувствие сердца. Ум закоренелого грешника не видит ни добра, ни зла; сердце его теряет способность к духовным ощущениям».
Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь, Гл. Поучение в неделю жен-мироносиц…): «По определению отцов, нечувствие есть умерщвление духовных ощущений, есть невидимая смерть духа человеческого по отношению к духовным предметам при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным… Долговременная нерадивая жизнь среди постоянного развлечения, среди постоянных произвольных согрешений, при забвении о Боге, о вечности, при невнимании или при внимании самом поверхностном заповедям и учению Евангелия отнимает у нашего духа сочувствие к духовным предметам, умерщвляет его по отношению к ним».
Это относится не только к людям неверующим или маловерующим, а и к христианам, которые живут делами и интересами мира и плоти, хотя и стараются внешне быть в вере: ходят в храм, участвуют в таинствах, исполняют молитвенные правила. Но их дух может быть очень слабым и зачастую хладным…
Молитвы о духовном плохо воспринимаются душой, ищущей мирского
Поэтому еще одна причина, которую сейчас кратко укажем (и по которой возникает и невнимательное моление, и нет приобщения чувствами при читаемом молитвословии), заключается в следующем: насколько в человеке властвует мирской дух (т.е. насколько он занят и увлечен тем, что в мире).
При этом надо учитывать, что есть два основных состояния человека – спокойное и неспокойное.
Так, когда у грешного человека, в котором сильны мирские интересы, в мирской и телесной жизни все относительно спокойно, то большая вероятность того, что его дух более хладен. Причем он хладен не просто в отношении мирских прошений, а хладен в отношении духовных потребностей и чувств. При такой хладности (которую также можно обозначить как духовное уныние, которое бывает в разных степенях), человек читая молитвы, в которых изложены духовные прошения (связанные со спасением души), не воспринимает их должным образом. И это выражается тем, что душа во время молитв думает о чем-то другом, но все равно о мирском, и не испытывает потребности и интереса к тому, что излагается в молитвословии.
А вот когда в жизни человека что-то происходит и он не спокоен, то он более располагается к Богу. Но при этом он более расположен к мирским прошениям, а не к духовным. Так, если при скорбных обстоятельствах, которые случаются в мире, читаются молитвы из молитвослова, то души, видя, что в них говорится не о помощи в видимом, в проблеме, а о спасении, покаянии, прославлении Бога и т.д., не понимают смысла такого моления.
Для таких душ кратко поясним: такое чтение должно приводить душу к пониманию того, что всё это тлен/не имеет ценности, всё проходит, что всё от Бога, что надо заботиться о душе, своем покаянии, духовном изменении и т.д., а не об удобствах/выгодах мира.
Но если еще в спокойном состоянии/не скорбных обстоятельствах душа это понимает, то когда наступают трудности/проблемы ей тяжело этого держаться (ей же хочется, чтобы с ней (или с ближними) было не так, как происходит внешне, и она занята этим вопросом, а не видением своей греховности или своим спасением, или прославлением Бога и т.п.). В таком случае, при чтении молитвенного правила душа бывает в своих «думах» о своей скорби/проблемах, переживая об этом, и читает рассеянно.
Если же и старается молящийся держать внимание при наличии у него проблем/скорбей, то могут возникать, например, тонкие мысли несогласия или маловерия (например: когда у тебя проблемы, то при чтении благодарных слов о том, что Бог для человека создал траву, животных и т.п., может возникнуть мысль: «и что мне от них», или читая, что душа будет жить вечность – «лучше бы меня не было, чем так мучиться»). И да не подумает читатель, что таких или подобных мыслей не может быть у скорбящего христианина, причем при неразрешенных проблемах долгое время и при тяжелых ситуациях, — могут, да еще как могут…
А вот если бы в читаемом молитвословии были прошения (по подобию его личных молитв), в которых человек рассказывает Богу, как он хочет, чтобы было, и как он видит разрешение той или иной проблемы, то он бы очень любил такие молитвы и очень внимательно и с чувством молился…
А вообще как мирское мешает молиться, можно увидеть на притче о сеятеле (Еванг. от Марка, гл. 4). Если принять «слово» в значении «готовое молитвословие», то при нем будет: и «приходит сатана и похищает слово» (внимательную молитву и ее смысл); и «когда настанет скорбь», то обнаружишь в себе, что «не имеют в себе корня и непостоянны» (в мирских скорбях душа не очень расположена молиться о духовном, как в молитвослове, т.к. ей тяжело от внешних неприятностей, и она более просит об их разрешении, чем о своих грехах или спасении); будет при молении и такое состояние: «заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода», когда ты рассеян и думаешь о стороннем то об одном, то о другом (а это вариант, когда нет скорбей, а только обычный порядок мирской жизни).
Читаемые молитвы могут иметь трудность понимания или некое не соответствие относительно твоих грехов
А теперь назовем пару трудностей, которые легко исправимы (и о которых много говорится в современных учениях о молитве).
Читаемые молитвы на церковно-славянском языке могут иметь и трудность понимания, что также не способствует вниманию и чувствованию, или может быть так, что новоначальный не очень понимает некоторые христианские понятия.
Но эта трудность легко исправима (об этом подробней скажем позже, а сейчас только приведем один совет).
Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл. 48): «Потрудись, не в молитвенный час, а в другое свободное время, обдумать и прочувствовать положенные молитвы (можно прочесть их в русском переводе для лучшего понимания – от сост.). Сделав это, ты во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе все содержание читаемой молитвы…».
Но есть другая трудность понимания, которая другого качества – молящийся может легко понимать лексику молитвы и общий ее смысл, но когда приступает к ней, то из-за невнимательного творения непосредственное осознание произносимого отсутствует, т.к. внимание сосредоточенно на своих мыслях. И тогда в этот момент это какое-то неживое понимание, не прилагаемое к себе, не сопровождаемое никакими чувствами; и это одна из «болезней» молитвы, которая очень тяжело излечивается.
Также есть такая трудность:
Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе, ст. 279): «Иногда человек молится, по-видимому, усердно, но молитва его не приносит ему плодов покоя и радости сердца о Духе Святе. Отчего? Оттого, что молясь по готовым молитвам, он не каялся искренно в тех грехах, которые он учинил в тот день, которыми осквернил свое сердце… В молитвах церковных есть перечисление грехов, но не всех, и часто о тех-то самых и не бывает упомянуто, коими мы связали себя; надо непременно самому перечислять их на молитве с ясным сознанием их важности, с чувством смирения и с сердечным сокрушением. Оттого-то в молитвах вечерних и говорится при перечислении грехов: или то-то или это сделал худого, т.е. представляется на нашу волю упоминать те или другие грехи».
Эту трудность также легко устранить, если ввести в домашнее правило молитвы своими словами, в которых будет идти речь о сегодняшних грехах и прегрешениях (до чтения или после, а можно и между читаемыми молитвами), т.е. каждодневное домашнее исповедание.
На этом пока закончим рассматривать вопрос о воспринимаемых/читаемых молитвах. О том, когда читаемые молитвы считаются настоящими молитвами, и как стараться этого достигать, мы будем подробно говорить в следующих частях, а сейчас продолжим говорить о других способах моления готовыми молитвами.