🎧 Поучение в неделю всех Святых о том, каким путем мы должны идти, чтобы унаследовать вечное блаженство. Прот. Григорий Дьяченко (читать и слушать)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений

(озвучено Никой)

Объяснение воскресных и праздничных Евангелий всего года. Неделя 1-я по Пятидесятнице—всех святых. Еванг. Мф. зач. 38, 79, гл. X, 32—33, 37—38 ст.; гл. XIX, 27 — 30 ст. (Объяснение Евангельского повествования о том, каким путем мы должны идти, чтобы унаследовать вечное блаженство, с нравственными и догматическими уроками: 1) мы должны исповедовать Христа; 2) любовь к Богу должна стоять выше любви родственной; 3) в царство Божие ведет узкий путь крестоношения; 4) апостолы дают нам прекрасный урок своею решимостью следовать за Христом).

I. В настоящий день памяти всех святых Божиих церковь предлагаете нам из евангелия учение Господа нашего Иисуса Христа о том, каким путем мы должны идти, чтобы достигнуть святости и унаследовать вечное блаженство. Учение это одинаково относится ко всем нам, ибо каждый должен стремиться к достижению наследия благ небесных, а посему посвятим теперь все наше внимание, чтобы усвоить к нашему спасению предложенное ныне в евангелии учение.

«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (32-33 ст.). 

Что значит исповедать Господа нашего Христа пред человеками? значит не только веровать всем сердцем, что Он Единородный Сын Божий, по безприкладному милосердию Своему, пришел в мир грешников спасти, и содержать верно все учение Его до последнего издыхания нашего, но и устами и делами своими исповедовать это учение везде и всегда пред людьми для их спасения, которое без веры в Него, единого Спасителя рода человеческого, невозможно. Сердце бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение, говорить св. апостол Павел.

Веровать в Господа Иисуса Христа в тайне сердца своего, но не исповедовать веры своей явно, есть не всецело, но половиною только сердца веровать в Него.— в таком двоедушном сердце недостает любви к Господу Иисусу. Ибо от избытка сердца и уста глаголют, по словам писания. Исповедать Иисуса Христа пред человеками тогда, когда Он за сие воздает похвалами, а молчать, скрывать веру в Него при опасности гонения от людей—есть недостойное христианина предательство истины,— есть себя проповедовать, а не Иисуса распятого. Исповедовать Его устами, а жизнью и делами не сообразоваться Его учению и заповедям есть гнусное пред очами Божиими лицемерие. Истинный исповедник Иисуса Христа есть тот, который везде и во всех обстоятельствах жизни устами и делами своими исповедует Его пред всеми людьми и всегда готов за истину учения Его пожертвовать не только всеми земными благами, но и самою жизнью своею, когда Богу угодно будет потребовать от него сей жертвы.

Этот-то великий подвиги исповедничества предлежал, во-первых, апостолам Иисуса Христа, которым надлежало проповедовать евангелие царствия Божия иудеям и язычникам, между тем как те и другие воздвигали на них жестокие гонения всякого рода и преследовали их до самой мученической кончины. Обращенные проповедью их, христиане первенствующей церкви, среди гонений, среди ужасных мучений, какие только дух злобы мог изобрести, среди смертей исповедовали Господа Иисуса Христа пред человеками, и бесчисленные сонмы святых мучеников, кровью своею,  запечатлев истину исповедания своего, оставили пример непоколебимой твердости в вере и любви к Господу христианам всех последующих времен. Ибо хотя явные гонения на церковь перестали: но тем не менее всякий истинный христианин имеет долг и всегдашние случаи исповедовать Иисуса Христа пред человеками чистотой и твердостью веры и святостью жизни, как говорит Спаситель: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5,16).

Господь, верный в обещаниях Своих, прославил уже и в воинствующей на земле церкви исповедников Своих—апостолов, мучеников, преподобных и праведных. Но неизреченною славою прославит их пред Отцом небесным и пред всеми святыми ангелами в церкви торжествующей на небесах, когда придет судити живых и мертвых. Тогда, по праведному и не лицемерному суду Своему, отвержется от тех пред Отцем небесным и пред всею вселенною, которые отверглись Его пред человеками; тогда речет им: «не вем вас, отыдите от Мене делающие беззаконие».

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (37 ст.).

Иисус Христос пришел возжечь угасший в сердцах человеческих огнь любви к Богу, не для того, чтобы истребить в сердцах детей любовь к родителям и любовь родителей к детям, которая весьма естественна и заповедана словом Божьим, но для того, чтобы любовь эту соделать чистою и святою. Родительская и детская любовь тогда только есть святая, когда они любят Господа Бога паче всякой твари, какая бы она ни была. А всякая любовь, которая заставляет любить тварь паче Творца, есть беззаконная и пагубная как для любящих, так и для любимых. И сию-то любовь изгоняя, Спаситель хочет насадить в сердцах верующих взаимную любовь такую, которая бы была основана на любви к Нему, Богу и Спасителю нашему. Для того хочет, что от сей только любви проистекает истинное наше блаженство и спасение душ. Потому и заповедует, для сохранения сей любви, жертвовать всем, даже и самою жизнью нашею. (См. Бес. Филарета, митр. Киевск. и Галицк., в нед. всех святых).

«И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (38 ст.).

«Кто не берет креста своего, и следует за Мною: тот не достоин Меня». Можно подумать, что речь идет о человеке, который следует за Господом, но только не несет креста своего. Греки не любили повторять отрицания (ничего имеет); тогда как, наоборот, мы (русские) можем исказить мысль, если не повторим его. «Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня». (См. Чтен. греч. текста св. Евангелий, Некрасова стр. 39).

«Брать крест»—значит быть готовым идти на тяжкие страдания и смерть. Образ взят от обычая, по которому осужденные на крестную смерть сами принуждаемы были и нести крест до места казни. Нести этот крест было тяжко, позорно и увеличивало тяготу страданий. Таким образом, брать свой крест есть выражение образное, которое означает, что мы должны, следуя за Христом, т. е., сделавшись Его учениками, переносить всякие страдания и испытания, тяжкие и унизительные, если такие угодно будет Богу послать нам. В этих словах нельзя не видеть прикровенного указания Господом на Свою крестную смерть, хотя это указание для учеников Его, конечно, и не было еще понятным („Толк. Еванг. Михаила», Киев, изд. 1889 г. I, 120). Таким образом, Господь указывает здесь Своим последователям тот же путь, каким шел Он Сам. Как Сам Он пожертвовал Своею жизнью и для спасения нашего положил душу Свою, претерпев крестную смерть: так справедливость требует и нам для Него жертвовать всем и следовать за Ним, неся такой крест, какой угодно будет Его благости возложить на нас,—хотя бы это стоило нам жизни. (См. Беседы Филарета, митрополита Киевск. и галицк.).

«Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф.XIX, 27 ст.).

Нелегко быть истинным учеником Христа и точным исполнителем Его святого закона. Посему то св. апостол Петр и осмелился спросить Господа: «что же будет нам?» Какая нам будет награда за то, что мы ради Тебя все оставили, оставили самое дорогое для нас, как и для всякого человека,—дома, родственников и последовали за Тобою? Что же Христос ответил на предложенный ап. Петром вопрос? «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, -в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (28 ст.).

Это значит, что истинные последователи Христовы получат высшую степень награды в пакибытии, т. е. в будущей жизни, которая настанет после общего воскресения мертвых и страшного суда. Престолы же, о которых Господь сказал апостолам, не означают седалища; ими означается неизреченная слава и честь, которых апостолы удостоятся от Господа. А то, что апостолы будут судить 12 колен израилевых, должно понимать в том смысле, что они своею верою и добродетельною жизнью будут обличать на страшном суде леность, маловерие и нечестие как всего народа иудейского, разделявшегося на 12 колен, так и вообще всех людей. Судить же живых и мертвых будет Сам Христос Господь, Которому Бог Отец дал, весь суд над всем миром (Ин. 5,22).

«И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (29 ст.).

Опять надо знать, что этими словами Христос не требует оставить непременно все, даже самое необходимое, дорогое и близкое, ради получения небесной жизни; это уже высший род совершенства, и не всё могут достигнуть его: «кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12). Слова Спасителя имеют тот смысл, что ради соблюдения веры во Христа и наследования жизни вечной мы, если того потребует необходимость, должны отречься даже от привязанности к близким и дорогим лицам, если они будут, напр., отвлекать нас от Христа и вводить нас в искушение. Кто же исполнит эту заповедь Христову во всей ее полноте, тому Господь воздаст во сто крат, тот удостоится получить от праведного Судии высшую пред другими награду. (См. „Воск. чтен.“ 1895 г. стр. 242—247).—Здесь обратите внимание на слова „сторицею („во сто крат“) приимет. Где это будет? в сей жизни, или в будущей? Так как далее Господь присовокупил: «и наследует живот вечный», что, конечно, относится к грядущему веку, то, можно полагать, что сторичное воздаяние будет и здесь. Так, действительно, говорится у евангелиста Марка. Вот речь Господа в передаче этого евангелиста: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Марк. X, 29-30). Как же это разуметь? Очевидно, не буквально. Стократное воздаяние оставляющим близких и дорогих лиц и предметов может быть двояко: 1) видимое — в лице всех верующих и 2) невидимое, духовное, в сердечном чувстве благобытия.

Впрочем, понимание этого сторичного воздаяния в первом смысле применимо только к самым первым временам христианства. Тогда все верующие составляли едино, и это единство было не внешнее только, но и внутреннее, самое искреннее и сердечное. Дух любви, крепкой, как смерть, связывал всех, и все каждого считали своим. В этом отношении, вступающие в общество верующих, старец всеми принимаем был, как отец, и от всех принимал влияние любви, свойственной детям; вступающий юноша — от всех старших принимал знаки и сердцем ощущал веяние отеческой и материнской любви, а от всех равных  — знаки и веяния любви братской и сестринской и под. Далее, так как веровавшие, по силе глубокой взаимной любви, ничем не делились, а все считали общим всех достоянием; то для вступавшего в среду их дом всякого был открыт, и всё достояние каждого было — как бы его собственное, готово на удовлетворение его нужд.

Когда говорит Господь: «сторицею приимет», то необходимо разуметь, что Он обещает в воздаяние сто домов и сел, сто братьев и сестер, и проч. Можно и так разуметь, что Господь обещает здесь во сто крат не этого именно, а против этого, или в замен этого: причем допустима мысль о благах другого рода, т. е., вместо видимых—о невидимых, вместо телесных—о духовных. Спаситель говорит, что «кто оставит все Мене ради и Евангелия», тот постоянно будет ощущать в себе такое благобытие, какое бы ощущал, если б прежнее его благосостояние увеличить во сто раз более, «множицею». Истории мучеников представляют многократные примеры выражения такого чувства. Оно — и очень естественно, по живому общению их со Христом и во Христе с Богом. Поелику они сочетавались со Христом и в Него облекались; то принимали в себя и все богатство Христово. (См. журн. „Стран.» 1869 г. июнь, стр. 89—95; ст. „Обетов. Господне оставляющим все ради царства небесн. по толкованиям свят. от.“ еписк. Феофана).

Сторичное воздаяние в этом последнем смысле возможно и теперь для того, кто заглушит в себе привязанность к близким его сердцу лицам и предметам, как скоро они будут препятствовать делу спасения души. Но послушаем, что говорит далее Господь.

«Многие же будут первые последними, и последние первыми» (30 ст.).

Раздаяние и получение наград небесных будет зависеть не от того, кто здесь на земле был велик, знатен или богат, а от того, как кто сохранил веру во Христа и как кто свою веру проявил в жизни. Страшный суд Христов покажет всем, кто и какой награды удостоен будет от Господа, и тогда многие будут первые последними, и последние первыми. Тогда откроется, что люди смиренные, честные, дорожившее правдою и верою Христовой, станут выше тех гордых и величавых людей, которые пренебрегали честными людьми, смеялись над их набожностью и благочестием. Тогда-то многие, здесь на земле первенствовавшие властью, богатством и знатностью своею, будут последними; а люди, считавшееся на земле последними, недостойными даже и внимания, будут в царстве Отца небесного первыми.

**

II. Таково учение Господа Иисуса о пути к вечному блаженству. Что особенно примечательного и поучительного для нас в этом учении? На что мы должны обратить особенное внимание?

а) Во-первых, запомним твердо то, что Господь заповедует нам исповедовать Его, обещая исповедующим вечное блаженство, и угрожая за отвержение вечным мучением (33 ст.). И так, показывай свою веру во Христа своими делами. Не смотри на то, что будут говорить другие. Найдутся, быть может, неразумные и станут смеяться. Пусть смеются в обличение своего неразумия. Святые апостолы радовались, когда подвергались бесчестию за имя Христово. Им должно подражать. Если притеснять станут за веру, еще полезнее это для тебя. Радуйся! уже венец мученический сходит на главу твою. Стыд, боязнь и смущение суть верные знаки маловерия. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лук. 9, 26). Вот чего бояться нам нужно, а не того, что скажут о нас люди. Отвратит лице Свое от нас Господь, погибнем мы в тот страшный час суда. И так, православному христианину нужно безбоязненно, открыто говорить и жить по правилам святой веры.

Бывают случаи, когда уже совсем неизвинительно наше молчание. Вот встречаешь ты богохульника. Открыто порицает он и хулит веру православную. Обличи его, исповедуй истину. Если он послушает тебя, ты приобрел брата. Не обратит он внимания на твои слова, ты будь спокоен. Богу единому принадлежит, суд, а ты исполнил свой долг.

б) Во-вторых, мы должны обратить внимание на те слова Спасителя, в которых Он поставляет любовь к Богу прежде и выше любви родственной. «Иже любит отца или матерь, говорит Он, паче Мене, несть Мене достоит, и иже любить сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (37). Родственники ближе нам по своей природе и потому нам свойственно любить их более других людей. Особенно горячо мы любим родителей своих, которым мы обязаны своим происхождением, часто воспитанием, которые любят нас, как никто из людей. И это чувство вполне законно и естественно. Но любовь к Богу должна превышать эту естественную любовь. Он любит нас более, чем земные родители, и Ему мы большим обязаны, чем тем. Он возродил нас к жизни духовной, дал нам право не только именоваться, но даже быть Его чадами по благодати, сделал участниками благ царствия Своего, данного нам в наследие, и при том таких благ, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор. 2, 9). С самого начала бытия до смерти нашей Он ни на минуту не оставляет, нас, каждое мгновение промышляет о нас, как кокош о птенцах своих. Он удовлетворяет и нашим телесным потребностям, питая разнообразными произведениями земли, и потребностям нашего духа, как свет ума и сердца нашего. Он, поистине, есть пища наша краткая и питие неисчерпаемое. Могут ли все это дать наши родители и родственники? Конечно, нет. И даже иногда, понимая благо наше и свое неправильно, будучи заражены человеческими предубеждением, они скорее причиняют нам зло, чем добро. Итак, любовь к родителям да не удержит вас от христианского образа жизни, от пожертвования любовью к Богу. „Напротив, скажем словами приснопамятного митрополита Филарета: «когда несчастный пример и желание ваших родителей, сродников, людей вами почитаемых и любимых, отвлекают вас от исполнения священных обязанностей к Богу, вовлекают в дела противные закону, нарушающие мир совести, противные истинному благу и спасению вашей души: тогда спросите и вы себя словом Иисусовым: «кто есть Мати Моя или братья Мои?». Вспомните, что у вас есть лучшее и высшее обыкновенного родство, что Бог—Отец ваш; что церковь—матерь ваша; что все творящие волю Божию, все святые суть ваши братья, или, по крайней мере, желают быть вам братьями; не унизьте себя пред сим высоким родством, не разлучите себя от сего доброго и прекрасного семейства, сотворите и вы волю Божию вместо человеческой, да и на вас укажет Господь и речет: «се мати Моя и братия Моя». (См. Сл. и речи Филарета м. м. III, стр. 104).

в) В-третьих, наше внимание привлекают следующие слова Спасителя: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (38 ст.). Из этих слов видно, что в царство Божие можно войти не широким путем радостей и утех земных, а тесным путем крестоношения. Вся жизнь наша земная, по выражению пророка, есть труд и болезнь, печаль и воздыхание, есть не иное что, как непрерывное несение креста, который слагается из разных печалей, скорбей и болезней, какие встречаются нам в жизни нашей, из всевозможных тягостей, трудов и забот, которые обязан нести каждый, как член человеческого общества. И чтобы быть со Христом в Его славе, должно идти с крестом своим за Ним, должно уподобляться Ему, как своему Главе и Господу, Началовождю и Учителю. Видишь, как Он, Господь и Владыка наш, приходит «исполнити всяку правду», сотворить волю Отца Своего, поставляет дело, еже даде Ему Отец, выше всего? Последуй Ему и ты искренним исполнением всех заповедей Господних. Видишь, как Он, Законоположник и Господь наш, будучи бесстрастен по естеству, постился сорок дней в пустыне, чтобы победить искусителя? Последуй Ему и ты, изнуряя плоть свою, обессиливая и погашая плотские вожделения и страсти строгим воздержанием и отречением от всего, что служит к угождению плоти. Видишь, как Он, Господь храма, приходит в храм Божий из Галилеи в Иудею во все предписанные законом дни святые? Подражай Ему и ты: поспешай в храм Божий особенно в те дни, когда св. церковь или торжествует и прославляет великие чудеса и благодеяния Божии, или призывает чад своих к покаянию и молитве о грехах своих. Видишь Господа, грядущего с крестом на Голгофу? Не уклоняйся последовать за Ним и туда претерпением до конца всех неприятностей, огорчений и скорбей житейских, благодарным перенесением посылаемых от Бога несчастий и бедствий.

Этим-то путем крестоношения шли в след Господа Христа все святые, соцарствующие с Ним ныне в Его славе. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12, 1—2).

г) Наконец, в ныне чтенном евангелии апостолы дают нам прекрасный урок своею решимостью следовать за Христом (27 ст.).

«Посмотри, — говорит св. Златоуст (Бес. на Матф., л. 257, изд. 1864 г.), — какова их (т. е. апостолов) вера и послушание. Они заняты были своим делом; но как скоро услышали призвание Спасителя, не замедлили, не отложили до другого времени, не сказали: вот мы сходим домой и посоветуемся с родственниками; но, оставив все, последовали за Ним в ту же минуту. И, что особенно удивляет меня, они, не видав еще ни одного знамения, предпочли всему последование за Христом».

И действительно, нельзя не удивляться поступку и решимости учеников Христовых. Оставить все и для кого же?— для безвестного пока Учителя: что может быть изумительнее такого поступка? Но не на то главными образом хочу я, братие, обратить на этот раз ваше внимание. Другой урок читаю я в нынешнем дневном Евангелии. Хотите ли, други мои, последовать примеру св. Божиих и жить благочестно? Вот вам совет. Лишь услышите призыв к тому, со стороны ли отколе, или извнутрь себя, из глубины вашего духа—одними словом лишь только придет кому из вас мысль „начать бы жить по Божьи“ (таковых мыслей кому не приходило?), не медля такую мысль старайтесь привесть в исполнение; тотчас же с Богом и за дело; «оставльше вся абие», следуйте за Христом, не отлагая своей решимости ни на один день, ни на одну минуту и ни под какими предлогом. Не говорите: вот то-то кончу, приведу в исполнение; сперва детей устрою, отца схороню и тогда за спасение примусь. Нет. А как Симон с Андреем и др. апостолами поступили, услышав призыв Спасителя? — Они даже и сетей не прибрали, а просто бросили их и пошли за Христом. Так и мы должны поступать: лишь родилось желание святое, сейчас и ухватись за него и скажи: нечего тут раздумывать, сердце мое лукавое и плоть грешная, принимайтесь-ка за новую жизнь, да сию же минуту. Что ждать завтра?—Да и что это, братие, за малодушие, что за ребячество такое: погожу следовать евангельскому учению хоть годок еще; а там уж и для Бога! Точно через год или два легче будет расставаться с своими грешными привычками? Да и с чем это сообразно, скажем словами святителя Иннокентия, иркутского чудотворца: «когда кого обидите, неправедно осудите, грех сотворити, ― то ныне творят; а когда что доброе учинить, милостыню дать, Богу послужить, покаяние сотворить, то до утра отлагают?». Нет, братие, не будем отлагать до неопределённого времени дела спасения, хотя бы для этого дела надлежало расстаться нам со всем, что для нас дорого в этой жизни, если это дорогое станет нам помехою на пути спасения,— хотя бы для этого надлежало отречься от мирских уз и удовольствий, по слову Христа Спасителя.