Том 1.6. Слова в день Вознесения Господня. Дмитрий (Муретов)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу первого тома

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений


31. Слово в день Вознесения Господня. (Должно вышних искать, горняя мудрствовать, а не земная. «Господь один силен вознести с Собою всех, кто прилепится к Нему верою и любовью, кто предаст всего себя Его воле и распоряжению»)

32. Слово в день Вознесения Господня («О небесной тайне Его преславного вознесения. … Не Господь медлит прийти к нам и взять нас с Собою, а мы медлим очистить себя и приготовить к сретению Его»)


31. Слово в день Вознесения Господня. («Господь один силен вознести с Собою всех, кто прилепится к Нему верою и любовью, кто предаст всего себя Его воле и распоряжению»)

«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3, 1. 2.).

Праздников праздник окончился, торжество торжеств совершилось, радостная, восторженная песнь воскресению Христову прекратилась, Сам воскресший Господь наш Иисус Христос вознесся от земли на небо ко Отцу Своему, и «седе одесную Его». Теперь, казалось бы, нам можно обратиться уже к нашим земным делам и занятиям. Но Апостол Христов выводит отсюда совсем иное заключение. По его заключению, теперь-то нам и нужно преимущественно искать «вышних, идиже есть Христос одесную Бога седя, горняя мудрствовать, а не земная».

Почему же так? Потому что и воскрес и вознесся на небо не один Господь Иисус Христос; с Ним и в Нем воскресены и превознесены и мы: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2, 4-6). В этом- то и состоит, братие мои, истинно-христианское празднование праздников Господних, когда и в нас, как истинных и живых членах тела Христова, совершается то же, что совершилось во Христе. Для того и торжествует св. Церковь все велики и спасительные дела Искупителя нашего, «да мудрствуется» и в нас, «еже и во Христе Иисусе». С Ним нам должно распинаться миру и распинать плоть свою со страстями и похотями, с Ним воскресать покаянием от смерти греховной к лучшей богоугодной жизни, с Ним возноситься духом на небо, где «живот» наш «сокровен со Христом в Бозе. Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идиже есть Христос одесную Бога седя, горняя мудрствуйте, а не земная».

Видите-ль, как воскресением и вознесением Христовым подъемлется завеса видимого, чувственного, и сквозь отверстое небо является новый мир—невидимый, духовный? Взирая с апостолами на небо, во след возносящегося Господа, видимо и осязательно удостоверяемся, что ни наша жизнь, ни наша деятельность, ни вся судьба наша не ограничивается пределами временной жизни нашей во плоти; что весь видимый нами порядок дел продолжается только до гроба, а за гробом начинается новый, где поруганный, уничиженный, распятый на кресте Сын человеческий является на престоле славы, одесную Бога Отца, а мнимое торжество неверия и нечестия вождей иудейских обращается в вечное посрамление, мучение и погибель; где все величие земное, вся слава мира является яко ничто, а открывается слава Божия—всесовершенная и всеблаженная, никогда не померкающая и никогда не умаляющаяся. Взирая на возносящегося в плоти нашей Господа, мы видим в прославлении Его начало того высочайшего торжества, когда Он приидет паки во славе, «якоже видехом Его грядуща на небо», когда, по гласу Его, воскреснут «все сущии во гробех», преобразится весь мир и явится «небо ново и земля нова», когда настанет и откроется вечное, славное царство Бога и область Христа Его, когда все злое, неприязненное и враждебное нам будет изгнано и упразднено, и «последний враг нагие упразднится—смерть», когда «праведницы просветятся, яко солнце, во царствии Отца их, и отымет Господь всяку слезу от очию их, и в скорби земные не помянутся ктому». Туда-то, к сему светлому, вечно блаженному и вечно-радостному торжеству, устремлен непрестанно весь ум и сердце истинного христианина, твердо верующего и крепко любящего своего Господа. Там истинное отечество его, там все сокровища сердца его, там весь живот его сокровен со Христом в Боге; там и ныне живет дух его, веселится и радуется сердце его радостью неизглаголанною и прославленною.

Посему-то, братие мои, если мы не напрасно носим на себе всесвятое имя Христово, если для того спогреблись Ему крещением в смерть, чтобы жить с Ним во веки веков; то нам нельзя уже прилепляться душою ни к чему земному и временному, нельзя пристращаться сердцем к этому временному жилищу своему. Это значило бы отречься от всего, что сделано для нас воплощением, смертью и воскресением Сына Божия, значило бы действовать вопреки всеблагому совету Божию о нас, вопреки собственной вере и убеждению. Мы веруем, что для того и нисходил Сын Божий на землю, да нас на небеса возведет; для того и воскрес и вознесся опять на небо, чтобы открыть путь и нам возноситься туда, «идеже Предтеча о нас взыде Христос».

И что могло бы привязывать сердце наше к земле? Не земля ли, орошаемая даже потом нашим, возращает нам терния и волчцы? Не на земле ли страсти и пороки, зло и неправда, бедность и печали, болезни и страдания, вопли и слезы? Не в земле ли наши предки и родители, сродники и знаемые, и не она ли поглотит и наше тело и превратит его в тление и прах? Рано или поздно мы должны будем оставить ее поневоле: смерть восхитит нас и поставит пред лицем Божием на небе. Но что будет тогда с нами, если, пристрастившись к земному, явимся чуждыми небу? Можем ли ужиться, так сказать, в селениях небесных, если не привыкнем теперь возноситься туда умом и сердцем своим, жить там духом своим, дышать и питаться небесным воздухом? Можем ли вселиться в сообществе св. ангелов и избранных Божиих, если не сроднимся с ними духом и сердцем своим, не сблизимся с ними своими мыслями и чувствованиями, своими нравами и делами? Итак, нужно предварительно сближаться с жителями неба, надобно теперь привыкать к образу жизни небесной, заранее приучаться жить духом своим на небе, чтобы по смерти не сойти в преисподняя ада.

Как достигнуть этого? Конечно, не своими силами и не земными средствами. «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси»; никто не может и возводить нас на небо, кроме Его. Он один, которого не удержал и самый гроб, который попрал и самую смерть и ад, и в Себе Самом превознес естество человеческое превыше всякого начала и власти,—Он один силен вознести с Собою всех, кто прилепится к Нему верою и любовью, кто предаст всего себя Его воле и распоряжению: «аще Аз вознесен буду от земли, — говорит Он, — вся привлеку к Себе». Итак, желаете-ль, живя еще на земле, водворяться на небе, в обителях Отца небесного, и быть сожителями святых? Имитесь всем существом своим за прошедшаго небеса Господа и Спасителя своего. Имитесь за Него верою живою, твердою и неотступною и «да не будут вам бози инии, разве Его». Веруйте в Него, как единого истинного Сына Божия—Владыку н Господа жизни нашей, единого Спасителя миру, без которого нет спасения, а погибель вечная, единого Источника жизни, без которого мы мертвы прегрешении и погибнем на всю вечность, единого Судию и Мздовоздаятеля, который имеет власть или оправдать нас и прославить с Собою, или погубить и душу и тело наше в геенне огненной. Покажите веру вашу не словами одними, а делами и всею жизнью, чтобы всяк, видящий дела ваши, прославлял о вас Отца нашего, «иже на небесех». Имитесь за Него любовью крепкою, николиже отпадающею, так «чтобы ни смерть, ни живот, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возмогла разлучити вас от любве Божия, яже о Христе Иисусе» (Рим. 8, 38. 39). Возлюбите Его всем сердцем своим, всею душею своею и всем помышлением своим, чтобы видно было, что вы воистину ученики Его, что в Нем вся ваша надежда, в Нем все ваше счастье, в Нем ваша жизнь и блаженство. Имитесь за Него упованием живым и неотпадающим; да будет Он един Владыкою всей жизни вашей, началом и концем всех ваших помыслов и желаний. Предайте Ему всецело и безраздельно самих себя, всю душу и сердце свое, всю участь и судьбу свою. Возлюбите в Нем жизнь вечную, поставьте ее первою и главною целью всей своей деятельности, средоточием всех надежд и желаний, всех намерений и стремлений. Тогда Он, силою благодати Своей, повлечет вас к Себе; тогда весь ум и сердце ваше устремятся горе—на небо; тогда, живя плотно на земле, вы будете жить духом своим на небе: «идиже бо сокровище ваше, ту будете и сердце ваше», а где сердце, там весь человек, там вся его жизнь и деятельность. «Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идиже есть Христос одесную Бога седя, горняя мудрствуйте, а не земная».

Что-ж будет, подумаете, с нашими земными делами, с нашими телесными потребностями и нуждами, с нашими обязанностями семейными и гражданскими, если мы будем думать только о небе, желать и искать только небесного, пренебрегая все земное? Не придут ли тогда все дела наши в крайнее расстройство? Напротив, тогда-то именно все земные дела наши примут правильный и благоуспешный ход, все труды наши сопровождаться будут благословенным успехом, Все полезные занятия ваши, каковы бы они ни были и в чем бы ни состояли, одухотворятся, осветятся благословением Божиим, примут богоприятный вид богобоязненного служения Господу, исполнения Его святейшей воли. Не напрасно замечает Апостол, что можно, и работая человеком, тем самым служить и работать Господу, который всякую услугу нашу ближнему вменяет в услугу Самому Себе; что все, что бы мы ни делали, даже когда едим или пьем, можно и должно делать во славу Божию. Не бездействию и праздности научает нас Господь, заповедавший нам не пещись душею своею о пище и одежде, а искать прежде всего царствия Божия и правды его,—когда Он Сам осудил нас на постоянный труд в настоящей жизни, заповедав нам, «в поте лица своего снести хлеб свой». Не праздному бездействию научает нас св. Апостол, который сам сказал: «не трудивыйся ниже да ясте», который сам обличал и укорял «праздно поныряющих в домы, имущих вид благочестия, силы же его отвергшихся». Нужно только, чтобы всякий труд наш имел высшею целью—угождение Богу, исполнение Его св. воли, чтобы при всяком деле, во всяком служении нашем мы имели в виду одно—воздаяние на вебе. Тогда-то и благосостояние временной жизни нашей будет совершенно обеспечено, когда мы прежде всего будем стремиться к небу и искать вышних; когда будем трудиться не для одних земных выгод, а преимущественно для снискания царствия Божия И жизни вечной; когда будем действовать не из побуждений честолюбия и корысти, а из угождения Богу, из повиновения Его св. заповедям; когда будем страшиться не временных потерь и неприятностей, а гнева Божия, праведного суда Его и мучений геенны: ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся», т. е. пища, одежда, жилище, приложатся вам (Мф.6,33). Это сказал Тот, в чьей власти не только все, потребное для нашей жизни, а и самая жизнь наша.

Трудно ли, впрочем, убедиться в этом и повседневным опытом нашей жизни? Когда, например, мы с большею охотою и усердием принимаемся за всякий труд: тогда ли, когда время отдыха проводим в невоздержании и удовольствиях плотских, всегда расслабляющих и душу и тело, после которых мы часто делаемся и вовсе неспособными ни к какому доброму и полезному делу; или же, напротив, когда, по заповеди Божией, укрепляем себя усердною, благоговейною молитвою, когда освящаем мысль свою усердным поучением в Слове Божием? Кто усерднее и вернее исполняет свои обязанности: тот ли, кто ищет во всем только собственных выгод и отличий; или же тот, кто в исполнении своего долга полагает вечное спасение души своей, трудится пред лицом всеведущего Судии, имея в виду вечное воздаяние на небе? Кто с большим усердием, а потому и с большею пользою служит своему ближнему и отечеству: тот ли, кто это служение обращает в средство к достижению своих честолюбивых и корыстолюбивых видов; или же тот, кто в служении земному отечеству взыскует горнего отечества на небесех, кто трудится для ближних своих с самоотвержением, чтоб исполнить святую заповедь Отца небесного и наследовать Его всесвятое благословение? Кто более пользуется довольством, мирною, тихою и безмятежною жизнью, что одно и можно назвать истинным счастьем на земле: тот-ли, кто, забыв о небе и душе своей, предается влечению страстей, жаждет плотских наслаждений, истощает все силы и средства на то, чтобы провести жизнь свою шумнее, роскошнее, веселее; или же тот, кто, ища небесного, побеждает плотские страсти, отвергается нечестия и мирских похотей, «целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»? (Тит 2, 12-13). Кто вернее обеспечивает участь детей своих: тот ли, кто, с потерею совести и чести, старается накопить им много богатства, которое, по замечанию Премудрого, не в помощь недоброму сыну, и оставляет им в наследие недобрую по себе память и худой пример своей жизни; или же тот, кто, и воспитанием их в страхе Божием и примером своей богобоязненной жизни, сделает их честными, трудолюбивыми, богобоязненными, хотя бы не оставил им ничего, кроме своего доброго имени и своего родительского благословения? Ответ на все эти вопросы незатруднителен и ясен. Так, верно слово апостольское, что христианское благочестие на все полезно есть, обетование имущее живота и настоящие и грядущего.

С другой стороны, от чего зависит благополучный успех во всех делах наших? Не от одной мудрости и усилий человеческих, а первое всего от благословения Божия. «Есть и трудяся, и постяся, и тщася», говорит Премудрый: «и только паче лишается», когда, то есть, нет на трудах его благословения Божия. Если отымет Господь благословение Свое от земли, она окаменеет под стопами нашими, и не произрастит сама собою ни одного злака и ни одной живой былинки: «отвращшу Господу лице Свое, всяческая возмятутся и исчезнут». Если отступит благословение Божие от человека, от его жизни и сил, от его дел и трудов, то никакое искусство не продлит его жизни ни на одно мгновение, и из всех трудов и забот его выйдет одна суета суетствий и крушение духа. Но благословение Божие заслуживается, брате мои, угождением Богу, верою и любовью к Нему, исполнением св. заповедей Его, упованием на Отеческий Промысл Его, исканием высших благ и стремлением к небу и вечности, всегдашнею готовностью прейти от временного странствования на земле в вечное отечество на небеси. Ах, если бы все люди всею мыслью и сердцем своим стремились к Богу Отцу своему, желая угождать Ему, как добрые и послушные чада Его, исполнением св. заповедей Его, искали всем желанием своим небесных благ и горняго своего отечества и все делали бы во славу Божию и для спасения души своей; если бы изгнаны были из обществ человеческих все злые страсти, который делают людей и злыми и несчастными: не были-ль бы тогда общества человеческие истинно блаженными и счастливыми? Не сделалась-ли бы и самая земля наша всеизобилующим раем, благословенным от Господа? Но крайней мере, на ней не было бы столько неправд и озлоблений, не проливалось бы столько слез и не слышалось бы столько воплей и стонов, не было бы столько бед и скорбей, которые люди создают себе сами своими пороками и развращением, своею злобою и неправдами, своею необузданною жаждой плотских наслаждений, земных сокровищ и временных почестей.

«Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идиже есть Христос одесную Бога седя. Умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе, да егда явится Христос, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе». Аминь.

32. Слово в день Вознесения Господня («О небесной тайне Его преславного вознесения. … Не Господь медлит прийти к нам и взять нас с Собою, а мы медлим очистить себя и приготовить к сретению Его»)

Когда Господь наш Иисус Христос, приближаясь к кресту и смерти, говорил ученикам Своим: «опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин. 16, 28), то безотрадною скорбью исполнились сердца их. Но когда они узрели Его возносящегося на небо, то возвращались с горы Елеонской «с радостью великою» (Лук. 24, 52). Почему скорбели они пред разлукою? Потому, что не выдали еще спасительной цели вознесения Господня на небо. Отчего радовались по разлуке с Господом? Оттого, что увидали ясно, почему, по воскресении, «небо должно было принять до времен совершения всего» (Деян. 3, 21.).

Сподобившись, по чину церковных празднеств, узреть преславное Вознесение Господа на небо, мы отныне, братие, подобно апостолам, возвращающимся с Елеона, ждем обетования Отча, еже слышахом от Него. Чтоб и наше сердце оживилось хотя несколько тою святою радостью, которою горело тогда сердце первых учеников Христовых, полезно и нам помыслить в настоящее дни о той тайне смотрения Божия, «почему небеси подобает прияти» Господа до времен устроения всего, т. е. почему нужно было, чтобы Господь, по принесении крестной жертвы за грехи мира и по воскресении из мертвых, не пребывал видимо на земле, а вознесся с плотию на небо? Но кто поведает нам сию тайну? «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3, 13); никто не может и поведать нам о небесном, кроме Него. Итак, приблизимся в духе веры и любви к Самому вознесшемуся Господу, дерзнем молитвенно вопросить Его о небесной тайне Его преславного вознесения.

Веруем, Господи, что, по обетованию Своему, Ты невидимо, как Бог, пребываешь с нами во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20); но прости дерзновении рабов Твоих, дерзающих вопросить Тебя, восшедшаго ко Отцу: не лучше ли было бы, если бы Ты всегда пребывал с нами видимо, как пребывал с св. апостолами? «Лучше для вас, чтобы Я пошел» (Ин. 16, 7). «Я буду просить Отца о вас» (Ин. 16, 26). «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28). Итак, по слову Господню, нам должно не скорбеть, а радоваться тому, что Господь вознесся с плотью на небо, сидит одесную Бога Отца не только божеством Своим, но и человечеством. Поистине, братие, радоваться должно нам, что наше бренное естество, в лице Господа Иисуса, превознесено и прославлено превыше естества херувимов и серафимов и сидит одесную Бога Отца на престоле божественном. Поистине радоваться должно нам, что Господь Иисус Христос, как вечный Архиерей, прошел небеса «ныне, да явится лицу Божию о нас» (Евр. 9, 24), да ходатайствует о нас выну пред правосудием Божиим. Умоляемый Им Отец небесный еще милует и ущедряет нас Своими богатыми дарами, продолжает сиять солнце Свое на «злыя и благия» и дождить на праведных и неправедных, медлит поражать грешников судом Своим, долготерпеливо ожидая их обращения и покаяния. Без сего всемощного ходатайства, каждый грешник, немедленно по грехопадению, был бы поражаем смертью вечною, по оному определению правды Божией: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17.). Без сего ходатайства, быть может, давно уже не существовал бы и самый мир. ««Лучше для вас, чтобы Я пошел. Я буду просить Отца о вас».

Но, Господи, дерзнем вопросить Тебя паки: почто оставил Ты землю, когда еще есть на ней много неведущих Тебя и Отца Твоего, которых нужно просветить, много неверных, которых нужно уверить, много заблудших, которых нужно исправить, много грешников, которых должно обратить к покаянию? Кто сделает все это, когда Ты, единый свет и живот наш, вземлешься от земли на небо?— «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе», — ответствует Господь (Ин. 12, 32). Для того-то Он и восшел на высоту, чтобы оттуда привлечь к Себе всех, даже и непокоряющихся Ему. И мы видим, как верно сбывается слово Господне, с какою силою Вознесшийся влечет к Себе всех. Отчего иудеи, не веровавшие в Господа, когда Он был между ними на земле, даже испросившие Его на смерть, чрез несколько дней потом умиляются сердцем, при обличении Петровом, и с сокрушением говорят: «что сотворим мужие братие?» (Деян. 2, 37). Отчего гонители Распятаго делаются проповедниками слова крестнаго? Отчего язычники сокрушают идолов, пред которыми преклоняли колена и падали в прахе, и идут поклоняться Распятому? Отчего гордые мудрецы повергают мудрость свою к стопам галилейских рыбарей, и от них изучаются буйству креста? Отчего сонмы мучеников спокойно преклоняют главу свою под меч и радуются во страданиях? Отчего лики подвижников оставляют города и веси, оставляют все драгоценное сердцу, разрывают самые нежные узы родства, и идут в пустыни проводить жизнь в неимоверных подвигах и трудах, в посте, бдении и молитве? Отчего и мы — слабые христиане, среди всех сует и попечений житейских, приходим, по временам, к подножию алтаря, чтоб пред служителем Церкви раскрыть совесть свою, исповедать свои дела и помышления, открыть тайны сердечные, которых не решились бы поведать никому? Все это производит, Своею силою, вознесшийся Господь; это Он влечет к Себе всех: «аще Аз вознесена буду от земли, вся привлеку к Себе».

Но, Господи, «вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Быт. 18, 27). Если нужно было вознестись Тебе от земли, чтобы привлечь неверующих, то не более ли нужно пребывать Тебе на земле для верующих? Почто оставляешь рабов Твоих? Здесь, на земле, им угрожают бедствия и скорби; без Тебя кто утешит их? Их окружают соблазны мира; без Тебя кто предостережет их?—Азе истину вамп глаголю, ответствует паки Господь: «лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Доселе вы видели Меня и во Мне Отца Моего; но кроме Меня и Отца есть третья ипостась Божества — Утешитель, Дух истины, податель всех благ, источник дарований духовных; Он так же любит вас, как люблю Я; Он столько благ и так богат дарами, что просящий у Него не отходит тощ; Он «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26): Я иду, чтобы послать Его к вам!—Пошел—и послал! И сколько благодетельных чудес произошло в роде человеческом с пришествием в мир сего небесного Утешителя! Кто так чудесно обновляет растленное грехом естество человеческое и из ветхого греховного человека зиждет человека нового—богоподобнаго? Какою чудодейственною силою на бесплодном сердце человеческом, произращающем, по естеству, «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19), прозябают райские плоды добродетелей — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22)? Кто человека жестокого соделывает милостивым, гневливого—кротким, невоздержного — целомудренным, сластолюбивого —воздержным? Кто слабого смертного облекает силою чудотворений, покоряет ему законы естества и самую бездыханную плоть избранных Божиих, среди окружающего их тления, хранит нетленною? Кто умягчает ожесточенные сердца грешников слезами умиления и покаяния, и исчезающих в беззакониях оживляет несомненною надеждою спасения? «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 11). Вот, каких даров лишились бы мы, если бы Господь не восшел ко Отцу и не послал нам всеблагого Утешителя! «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16.7)..

Что, Господи, «аще возглаголем еще»? Для нас утешительно пребывание с нами всесвятаго Твоего Духа; но еще было бы утешительнее, если бы и Ты пребывал с нами, подобно как пребывал Ты с св. апостолами до славного вознесения Твоего,—разделял нашу радость о Дусе Святе, исправлял наши недостатки, научал нас пользоваться дарами посланного Тобою Утешителя. Почто, паки дерзаем вопросить, оставил нас сирых? Отец Твой пребывал с Тобою и на земле, как Ты пребываешь с Ним на небе; св. ангелы Твои готовы сами низойти на землю, как скоро узрят Тебя здесь.—«Да не смущается сердце ваше, — говорит нам еще милосердый Господь наш: веруйте в Бога, и в Меня веруйте. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» (Ин. 14, 1. 18. 2.). От самой вечности много обителей на небе уготовано было для вас; но грехи ваши испразднили сии обители, и правда Божия заключила их так, что никто, кроме Меня, не мог и не дерзнул бы отверзать их пред вами. Итак, ваше же вечное счастие и блаженство требуют того, чтобы Я оставил вас на время, восшел на небо и уготовал место для вас: иду уготовати место вам.—Но как же, Господи, войдем мы в небесное царство Твое без Тебя? Кто возведет нас на небо?— Не оставлю вас сиротами; приду к вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 3).

Но, Господи, прах и пепел дерзает вопросить Тебя и еще единою: скоро ли придёшь взять нас из сей юдоли плача, из сего моря, воздвигаемого напастей бурею? Ты медлишь; а порок и нечестие торжествуют на земле, а добродетель в тесноте и гонении, а любящие Тебя страдают, умирая на всяк день. Почто коснишь прийти?— «Время близко, — глаголет паки Господь: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Апок. 22, 10—12). Для нечестивых уготован вечный огнь; правда требует ожидать исполнения меры грехов, чтобы нечестие соделалось достойным вечной казни: «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится», — тем хуже для них! Мнимое торжество их обратится в истинное и вечное бедствие, и временные радости—в вечные слезы. Награды небесные бесконечны, почести пред престолом Божиим многоразличны: чем более подвигов, тем больше награды; чем величественнее победа, тем блистательнее венец: «праведный да творит правду еще»,—тем лучше для него! В царствие Божие не входит ничтоже скверно; чтобы войти туда, нужно, чтобы и малые пятна грехов слабости и неведения, от которых не свободен и праведник, были омыты покаянием: «святый да освящается еще», ― тем беспрепятственнее будет для него вход в царство небесное, в общество чистых духов! Так, не Господь медлит прийти к нам и взять нас с Собою, а мы медлим очистить себя и приготовить к сретению Его. Га небе все готово ― и возлюбленный Жених не укоснит прийти: се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делам его!

Итак, что ни делает Господь наш, все делает для нас. Нисходит на землю—для нас, возносится на небо— для нас, приидет паки — для нас, за нами, коснит прийти для нашего же блага. Что же мы, братие мои, делаем не для Него уже, а для самих себя?

Господь наш вознесся на небо для того, чтобы привлечь нас к Себе,—и, действительно, Он влечет силою беспредельной любви Своей, всеми мерами бесконечной премудрости Своей: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Апок. 3, 20). Повинуемся ли мы сему благодатному влечению? Слушаемся ли мы гласа, призывающего на таинственную вечерю со Христом, или «они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою» (Мф. 22, 5).

Ниспосланный от Отца Утешитель предлагает нам туне благодатные дары Свои. Обильная река благодати струится в чистых потоках церковных таинств. Святилище покаяния отверсто для всех; всяк может свергать с себя иго грехов,—у Господа готово прощение и помилование. Пресвятое тело Христово преломляется по вся дни в насыщение душ наших. Кровь завета Христова изливается обильно в утоление духовной жажды. Выну слышится глас премудрости Божией: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37). Безответен тот, кто не пользуется сими дарами; еще безответнее—кто употребляет их во зло!

Господь уже уготовал для нас место в обителях Отца небесного; готовы ли мы вступить в сии обители? Есть ли у нас та брачная одежда, сотканная из добродетелей христианских—любви и милосердия, воздержания и целомудрия, кротости и незлобия, терпения и великодушия, веры и упования, без которой нельзя войти в благоукрашенный чертог небесного Жениха? Заботимся ли, по крайней мере, о том, чтобы запятнанную грехами ризу свою убелить в очистительной крови Агнца, закланного прежде сложения мира?

Господь не навсегда оставил нас; Он приидет паки. Итак, утешьтесь, святая братия, в терпении и скорбях «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 13): «как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр. 4, 13.)— Приидет скоро: да возбудятся же беспечные и слабые, которые, подобно девам юродивым, дремлют, не заботясь о том, что светильник веры их угасает от недостатка елея любви и добрых дел! Оттрясите греховный сон от вождей ваших и уготовтесь во сретение Господу!—Приидет внезапно: да убоятся пришествия Его те, которые, подобно рабу лукавому, говорят в сердце своем: «не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами» (Мф. 24, 48. 49). Нет, возлюбленный собрат, «не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3, 9). «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» (Апок. 1, 7), и блажен, кто в совести своей безтрепетно может сказать: «ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22, 20). Аминь.