Том 1.8. Слова на Преображение Господне. Дмитрий, Архиеп. Херсонский и Одесский

ПЕРЕЙТИ на главную страницу первого тома

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений

39. Слово в день Преображения Господня (Преображение Господне и значение сего события для апостолов и последующих христиан. «Вере учеников Христовых всегда предстоит не мало искушений, и всегда они имеют нужду в благодатном утверждении и укреплении своей веры»)

40. Слово в день Преображения Господня (С Господом нашим Иисусом Христом всегда и везде хорошо. «Что же значит быть в Господе и с Господом?»)

41. Слово в день перенесения нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдеса в Константино-град. (О нерукотворенном образе Господа нашего Иисуса Христа. «Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших»)


39. Слово в день Преображения Господня («Вере учеников Христовых всегда предстоит не мало искушений, и всегда они имеют нужду в благодатном утверждении и укреплении своей веры»)

Празднуемое ныне евангельское событие представляется необыкновенным и чрезвычайным в самой необыкновенной, исполненной чудес жизни Богочеловека. Во всю земную жизнь Свою Господь Иисус Христос сокрывал славу Божества Своего под завесою плоти; но вот, на Фаворе Он являет ее так, как только могли вместить плотские очи учеников. Всегда и везде Он любил называть Себя Сыном человеческим; на Фаворе Сам Бог Отец торжественно именует Его Сыном Своим возлюбленным. Приявший зрак раба, пришедший «не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить», на Фаворе является Господом славы, которому служат Моисей и Илия, явившееся во славе. Почему же благоугодно было Господу так необыкновенно и так торжественно показать славу Свою еще «во дни плоти», когда целью пришествия Его было не прославление, а уничижение, страдания и смерть? Для чего Он являет славу Свою только пред избраннейшими из учеников Своих, которые и без того веровали и исповедали Его Христом, Сыном Бога Живаго? «Да егда узрят Его распинаема», так объясняет св. Церковь цель необыкновенного события Фаворского: «страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Он есть Отчее сияние».

Предстояло тяжелое испытание вере учеников Христовых; приближалось время, когда сатана будет просить, дабы «чтобы сеять их как пшеницу», когда и об избранейших учениках надлежало молиться Самому Господу, «да не оскудеет вера их». Правда, они веровали от всего сердца, что Иисус есть обетованный Мессия, о котором писали Моисей и пророки; но эта вера, как показывает вся евангельская история, как сознавались потом и сами апостолы, затмевалась в умах их теми неправыми, плотскими мнениями о Мессии, которые составили себе и распространяли в народе книжники иудейские. В особенности мысль о смерти, и, притом, смерти поносной, между злодеями, на кресте, не могла никак совмещаться в уме их с понятием о Мессии, славном Царе Израилевом, которому предлежит одна слава, высшая славы всех царей земных. Так, когда, за шесть дней пред сим, Господь «начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать и быть убиту, именно, что Он предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам на поругание и биение, и распятие»; то это предсказание до того смутило и поразило апостолов, что один из них, Петр, «начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16, 21. 22). Надлежало, посему, Господу укрепить веру их несомненным доказательством Божества Своего, очевидным явлением божественной славы Своей, ясным свидетельством Самого Бога Отца; надлежало показать, что эта божественная слава не только не умаляется, а, напротив, возвышается крестом Его; надлежало открыть им хотя край завесы, за которою скрывается от нас будущая вечная жизнь, чтобы все земные мечты их рассеялись и все земные страхи их исчезли.

Но что нужно было для первых учеников Христовых в тогдашнее время, то самое не менее нужно для последователей Христовых и во все времена. Вере учеников Христовых всегда предстоит не мало искушений, и всегда они имеют нужду в благодатном утверждении и укреплении своей веры. Сатана и ныне, как и всегда, старается сеять их, яко пшеницу. Есть и ныне ослепленные неверием книжники, которые, соблазняясь состоянием уничижения Иисуса Христа, говорят: «не сей ли есть сын Иосифа, и мать Его Мария есть?» И, говоря таким образом, не видят и не хотят видеть в лице Его истинного Сына Божия, «Единородного от Отца». Есть и погрязшие в чувственности саддукеи, «глаголющии не быти ни воскресенью, ни ангелу, ни духу». Для сего-то св. евангелисты и предали Церкви сказание о славном событии Фаворском, а Церковь запечатлела его особенным празднеством на все времена, чтобы свет славы Фаворской озарял пред нами и божественную славу Искупителя нашего и наше будущее прославление в Нем.

Нужно ли видимое, осязаемое, так сказать, доказательство божественной славы Начальника и Совершителя спасения нашего Иисуса? На Фаворе является сия божественная слава, сколько может вместить и ум и глаз человека. Для человеческого глаза нет ничего совершеннее солнца, — и се, просвещается лице Иисусово, яко солнце. Для плотского зрения нет ничего драгоценнее света, — и вот, не только тело, а и самые одежды Иисусовы являются белы, яко свет. Для уверения учеников в том, что Учитель их есть не человек только, угодный Богу Своею праведностью и благочестием, не раб верный, подобно Моисею, во всем дому Божием, а истинный Сын Божий и Бог, — являются перед Иисусом на Фаворе Моисей и Илия, как рабы перед своим Владыкою, как служители перед своим Господом, как пророки, предвозвестившие пришествие Его на землю, и как свидетели исполнения своих пророчеств. Наконец, Сам Бог Отец из осенившего Фавор светлого облака возглашает: «сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволение», — Сын Единородный, в котором почиет вся любовь и все благоволение Отца небесного, Сын единосущный Отцу, в котором обитает «вся полнота Божества телесно». Сей есть «путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»; никто не освободится от тьмы заблуждения и лжи, как токмо верующий слову Его; никто не узрит живота вечного, не приобщившись Ему верою и любовью.

При этом свете славы Фаворской мы и в самом уничижении, в самых страданиях Сына человеческого не можем уже не видеть славы Сына Божия Единородного от Отца. Он является на земле в немощах младенчества, в вертепе и в яслях; но целые сонмы сил небесных прославляют рождество Его хвалебными песнями, и мудрецы Востока, водимые чудодейственною звездою, приходят поклониться Ему и принести свои дары. Он является не имущим вида, ни доброты, в язве и во озлоблении; но Его слову покоряются все стихии, Ему повинуются и ветры и море, Его трепещут самые духи злобы, Его слушают мертвые, и восстают из гробов. Он изнемогает, подобно нам, от усталости и требует отдохновения; но от одного прикосновения руки Его хромые ходят, глухие слышат, слепые прозревают, немые говорят, прокаженные очищаются, расслабленные восстают со одра. Он алчет и жаждет, подобно каждому из нас; но по Его благословению многие тысячи народа насыщаются пятью хлебами, и вода претворяется в вино. Его приходят взять с оружием и дрекольми; но Он, безоружный, единым словом: «Аз есмь», повергает на землю всю отряд вооруженных, и потом Сам предает Себя в их руки. Он распинается на кресте со злодеями и в тяжких муках вопиет: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня!». Но от сего гласа Его померкает солнце, сотрясается земля, распадаются скалы, отверзаются гробы и восстают телеса усопших святых. Его погребают, как мертвеца, во гробе; но Он, яко Бог и источник жизни, восстаёт от гроба и восходит на небо. Прислушайтесь, о чем беседуют с Иисусом Моисей и Илия? «Говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». Значит, крестная смерть Иисусова есть такой достопоклоняемый предмет, о котором достойно размышлять и беседовать и среди славы небесной; есть такая высочайшая тайна, в которую желают проникнуть и самые небожители. И подлинно, «это велия благочестия тайна, сокровенная от век и родов, юже предустави Бог в славу нашу»: тайна неизреченной любви Божией, не пощадившей для спасения человеков Единородного Сына Своего, но предавшей Его на страдания и смерть для избавления нас от проклятия и смерти вечной; тайна непременяемой правды Божией и правосудия, карающего грех человеческий в лице Самого Сына Божия; тайна неисповедимого милосердия Божия, которое щадит и падшее создание Свое, милует и самого грешника; тайна высочайшей премудрости Божией, которая смертью Бессмертного спасает от смерти смертного, осуждением не знавшего греха избавляет от вечного осуждения повинного греху, крестом спасает мир и из гроба источает бессмертие и вечную жизнь. Вот, почему очевидцы славы Фаворской с такою твердою уверенностью свидетельствовали потом перед целым миром: «ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Петр. 1, 16 -18).

Припадем же, братья, и мы перед преобразившимся Господом славы в благоговейном трепете и умилении; «почтим Сына, да не когда прогневается Бог» — Отец Его. Пусть неверующие и ныне, подобно древним иудеям, богохульствуют: «не плотников ли Он сын?». Мы поклоняемся во Иисусе Единородному Сыну Божию, воплотившемуся и вочеловечившемуся для спасения нашего; «и Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». Пусть слово о распятом Христе и нынешним иудеям кажется соблазном, и новым эллинам — безумием: мы обретаем в Нем «Божью силу и Божью премудрость»; ибо Иисус Христос «есть нам премудрость от Бога, и правда, и освящение, и избавление».

Не менее ясною представляется нам при свете Фаворском и тайна собственного бытия нашего и жизни. Нельзя не сознаться, братья мои, что не малою тьмой покрыто настоящее бытие наше на земле с тех пор, как падший человек удалился от света лица Божия в область заблуждения и тьмы греховной. Кто мы и откуда? Зачем рождаемся и умираем? Для чего живем на земле и потом скрываемся в землю? Будет ли и что будет с нами по смерти? Эти и подобные сим вопросы чем неотразимее теснятся в нашу Душу, тем в большее недоумение поставляется ими наш разум, предоставленный самому себе; чем более возмущается ими наша совесть, тем менее находит успокоения в гаданиях разума, тем более жаждет просвещения свыше. Не раз уже покушалось человеческое суемудрие заглушить в душе своей эти тревожные вопросы о нашей участи совершенным отрицанием всего, что выше вещества и дальше гроба. Не в наше только время, а и в глубокой древности слышался уже голос отчаянного лжемудрования: «яко самослучайно рождени есмы, и посем будем якоже не бывше, и дух наш разлиется яко мягкий воздух». Всегда были, есть и будут саддукеи, которые стараются заглушить свою совесть, «говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа», которые силятся утопить свое сердце, с его жаждою жизни вечной, в наслаждениях чувственных, приглашая друг друга: «приидите и насладимся». Но заглушаемая совесть всегда пробуждалась и громко вопияла, подобно слепцу евангельскому: «Господи, да прозрю»! Но сердце человеческое всегда трепещет и содрогается при одной мысли об уничтожении, всегда жаждало и жаждет жизни, а не смерти. Но самый разум, в светлые минуты пробуждения совести, невольно возводит взор свой к небу и оттуда чает себе вразумления и утешения, невольно взывает ко Отцу Светов: «просвети и спаси меня»!

И вот, свет небесный, озаряющий нас с Фавора разгоняет облегающую нас тьму и освещает все темные стороны бытия нашего на земле.

При свете славы Фаворской открывается, во-первых, что не «один жребий человеку и жребий скотом», как безумствовали во времена Соломона некие нечестивцы и как выдает нам за что-то новое, за последнее слово науки нынешняя лживая мудрость. Слышите-ли, обуявшие мудрецы века сего? Глас Самого Бога свидетельствует с неба о Христе Иисусе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Если же для спасения человека нужно было воплотиться и пострадать Самому Единородному Сыну Божию, значит, человек создан и предназначен не для того, чтобы, прожив несколько лет на земле, исчезнуть и уничтожиться навсегда; значит, есть в человеке нечто столь драгоценное для самой премудрости Божией, столь достойное высочайшей любви Божией, что для спасения человека от вечной погибели принес Самого Себя в жертву Единородный Сын Божий, Господь и Владыка всех. Эта драгоценность, которой не стоит мир весь, есть душа человеческая, созданная по образу Божию, украшенная разумом и свободою, «не много умалил его пред Ангелами». Ее-то столько любит Отец небесный, «яко Сына Своего Единородного дал есть», да не погибнет она во веки. Ее-то столько любит и Единородный Сын Божий, что за избавление ее воплотился и вочеловечился, претерпел страшные страдания и положил душу Свою на кресте. Ее-то столько любит и всесвятой Дух Божий, что не отвращается самой нечистоты и мертвости, но нисходит на нее, очищает и оживотворяет ее, освящает и украшает ее Своими божественными дарами. Не должно ли и нам братья мои, дорожить более всего душою нашею, о ней заботиться прежде и паче всего, ее питать и воспитывать Словом Божиим и молитвою, ее укрощать благоговейными помыслами, святыми желаниями и чувствованиями, ее обогащать делами благими, да цветут и зреют в ней небесные плоды Духа Святого — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание», да сделается она возлюбленною дщерью Отца небесного, избранною невестою Сына Божия, чистою и святою обителью Духа всесвятого. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит, или какой выкуп даст человек за душу свою?».

Открывается при свете славы Фаворской и то, что смертью телесною не все кончается для человека; что под покровом видимого есть другой Мир — невидимый, под внешнею жизнью телесной таится другая жизнь — духовная, мир, непохожий на наш мир, и жизнь, отличная от этой жизни; что жизнь духа нашего не исчисляется годами, а соизмеряется токмо ничем неизмеримою вечностью. Вот Моисей и Илия, — один умерший, другой восхищенный от земли на небо колесницею огненной, — через целые тысячелетия являются на Фаворе живыми, беседуют со Христом, которого пришествие предвозвещали, живя в мире. Нужно ли свидетельство бессмертия человеческого очевиднее сего? Здесь уже не веруем, а видим и как бы осязаем, что Бог воистину несть Бог мертвых, но Бог живых; что пред Ним живы все, жившие когда-либо на земле, все, созданные Им по образу Своему; что и мы все прейдем по смерти телесной в этот новый — духовный мир, пребудем живы во веки веков. Будем же помнить, братья мои, что весь настоящий порядок вещей продолжается для нас только до гроба: всякая земная слава, все почётные титла, которыми украшает мир, останутся на гробовом камне; все предметы роскоши и наслаждений чувственных оставят бездыханное тело наше, которое и само обратится в прах. Что-ж за тем? Се, открывается завеса и является другой — высший мир, куда переселяются души, разрешившись от уз плоти; является иной — совершенный образ бытия, где истинная, вечная жизнь, не знающая ни болезней ни смерти, — вечная слава, никогда не умаляющаяся, ничем не помрачаемая, в которой праведники сияют «яко солнце в царствии Отца их»,—вечная радость и блаженство, без слез и печалей, без скорбей и воздыханий; является, как в зерцале, то вечное царство Бога и область Христа Его, которое откроется для всех и навсегда, когда Господь Иисус Христос воскресит все человечество, преобразит самый Мир наш, так что и «вся тварь, повинувшаяся суете за повинувшаго ю» человека, проклятая в делах его, которая «совоздыхает и соболезнует с нами до ныне», и сама «освобождена будет в свободу славы детей Божиих». Зрители видения Фаворского, перед очами которых приподнялся, можно сказать, только край завесы, скрывающей от нас будущее славное царство Христово, забывая весь мир, забывая самих себя, восклицают в восторге: «Господи, хорошо нам здесь быть!». Забыты все труды и скорби, все опасности и бедствия, которые терпели они, последуя за Христом, забыто и все земное; одно невыразимое чувство блаженства наполняет их душу и сердце, один неизъяснимый восторг движет их языком: «хорошо нам здесь быть!». Можно ли же изобразить то чувство радости, восторга и блаженства, которым преисполнятся сердца избранных, когда перед лицом нового неба и новы земли, пред тьмами тем святых ангелов Своих Господь скажет им: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира?».

Открывается, наконец, при свете Фаворском и то, что не один конец праведному и грешному, что только «праведных души в руце Божьей, и не прикоснется их мука, и упованье их бессмертия исполнено». Посмотрите на святолепный образ Моисея и Илии. Они являются в славе, сияют яко солнце, озаряемые светом лица Божия, беседуют с Господом, яко други Его, лицом к лицу: они достигли уже того блаженнейшего состояния, которое обещано праведникам. А что же с грешниками? Им нет места и на Фаворе небесном: им место во тьме кромешной, где вечный плач и скрежет зубов, и в огне вечном, уготованному диаволу и ангелом его. Посему-то и нужно нам, братья, еще в настоящей жизни преобразиться духом по образу Создавшего нас, чтобы по смерти сделаться участниками славы преобразившегося Господа. На Фаворе только небожители, явльшиеся в славе, сподобились дерзновенно беседовать с Господом славы; а земные зрители славы Его «падоша ницы и убояшася зело». Так неприступна слава Божия и для лучших из людей, доколе не преобразились они совершенно благодатью Духа Божия!

«Поэтому», так учит нас св. Апостол: «Взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». Это необходимое для нас преображение состоит, по учению того же Апостола, в совлечении «ветхого человека с деяниями его» и облечении «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Надобно, мало-по-малу, преобразовать свой ум верою твердою, непоколебимою, так, чтобы он сделался, по выражению Апостола, умом Христовым, обо всем, то-есть, мыслил и рассуждал—как учить св. Евангелие Христово, твердо стоял в истине и отвращался всякой лжи и неправды. Надобно преобразовать волю свою так, чтобы она была послушна одному Евангелию Христову, чтобы никто и ничто в мире не могло отклонить ее от исполнения заповедей Господних. Надобно преобразовать сердце свое так, чтобы в нем царствовала не «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», но искренняя, всесердечная любовь к Богу и ближнему, чтобы оно жило и дышало единым Господом и упованием жизни вечной, чтобы «ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе». Надобно преобразовать и самые внешние чувства свои так, чтобы они не были рабами греху и беззаконию, но рабами правде во святыню. Слышите-ли, что заповедует глас Отца небесного? «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте!». Веруйте Его божественному слову, которое одно есть вечная истина; повинуйтесь Его божественным заповедям, которые одни ведут в живот вечный; последуйте примеру Его святейшей жизни; подражайте Его достопоклоняемым совершенствам—Его смирению и послушанию, Его благости и милосердию, Его кротости и долготерпению, Его любви и самоотвержению, да будете сынове Вышнего. Если мы, при помощи благодати Божией, преобразим таким образом душу свою по образу Создавшего нас, то Господь Иисус Христос «преобразит» некогда и самое «тело наше так, что оно будет сообразно славному телу Его». Аминь.

40. Слово в день Преображения Господня («Что же значит быть в Господе и с Господом?»)

Видение славы преобразившегося на Фаворе Господа было, братья, так поразительно и вместе так вожделенно и утешительно для самих апостолов, бывших уже свидетелями множества великих и преславных дел своего Божественного Учителя и Господа, что один из них, Петр, невольно воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть!».

Но с Господом Иисусом Христом «хорошо здесь быть» не на одном Фаворе, а и везде, и всегда, не только в Его славе, а и в Его уничижении. И сам Апостол Петр при другом случае не усомнился сказать: «Господи, с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти». Равно и другие апостолы, по собственному их признанию, радовались и в страданиях за Христа, благодарили и славословили Господа и в темницах, и в узах, и в ранах. Почему? Потому, что с ними и в них был Господь Иисус Христос—их жизнь и радость, их слава и утешение, их счастье и блаженство.

Но это высочайшее счастье пребывать всегда с Господом доступно и для нас, братья, последних учеников Христовых, как было доступно для учеников Его первых. «Пребудьте во Мне, и Я в вас», говорит Господь всем ученикам Своим и последователям: «кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Иоан. 15, 4. 6. 5). В этом-то пребывании с Господом и в Господе, а Его в нас и с нами—самая сущность христианства, главная цель нашего крещения во имя Христово и причащения тела и крови Его; в этом высочайшее достоинство и честь наша; в этом истинная жизнь и спасение наше; от сего зависит все наше счастье на земле и на небе. Если мы пребудем в Господе, то и Он пребудет в нас со всеми сокровищами Своей благости, любви и милосердия.

Что же значит быть в Господе и с Господом? Быть в Господе Иисусе Христе значит, братья мои, сочетаться с Ним живою, сердечною, крепкою и непоколебимою верою, «предзреть Его пред собою выну», как Бога и Творца своего, Искупителя и Спасителя своего, Судию и Мздовоздаятеля своего, — привиться к Нему всей душою и сердцем, как розга прививается к живоносной лозе, чтобы жить Его жизнью, одушевляться Его пресвятым Духом. Быть в Господе Иисусе Христе значит—живою, крепкою, аки смерть, любовью быть соединену в един дух с Господом, так чтобы «ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе». Быть в Господе значит—живым упованием на непреложные обетования Его воскреснуть со Христом духом и сердцем своим, «горняя мудрствовать, а не земная», вменять в уметы все земное и временное и всем сердцем искать небесных и вечных благ. Быть в Господе Иисусе Христе значит во всем уподобляться Ему: мыслить, как мыслил Он, чувствовать, как чувствовал Он, желать, чего желает Он, действовать, как действовал Он, терпеть и молиться, как терпел и молился Он. Быть в Господе значит Его одного любить и почитать паче всех и всего, Ему одному служить и благоугождать во всем, Ему одному повиноваться и Его св. волю исполнять. Быть в Господе Иисусе Христе значит и все тело свое, как член тела Христова, употреблять по воле Его, в орудие правды и святыни, все чувства свои—и зрение, и слух, и язык, и руки направлять по мановению воли Создавшего нас, к исполнению Его святых и животворных заповедей, хранить сосуд плоти своей, как храм живущего в нас Духа Божия, в чистоте и святыни. Словом, быть в Господе значит всецело предать самого себя и всю жизнь свою Ему, да воцарится и царствует Он в нашем сердце, уме и воле, да управляет всеми силами души и тела нашего по Своей всеблагой и всесвятой воле: «ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Кто таким образом пребывает в Господе, в том пребывает и Он, тот, в каком бы ни находился состоянии, истинно счастлив и блажен; равно как истинно несчастен тот, кто живет без Христа, кто изгнал Его из сердца своего или неверием, или беззаконною жизнью, кто затворил пред Ним двери сердца своего постоянным пребыванием во грехах и нераскаянностью.

Живет ли человек в довольстве и так называемом счастье, осыпан ли почестями и богатством, но, если нет в сердце его небесного сокровища, не вселился верою и не обитает Сам Господь; то, и при множестве сокровищ, «он несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Ибо чем купит он то внутреннее безмятежие и довольство, тот благодатный мир и радость, которые одни могут соделать нас истинно счастливыми в самих себе? Какими сокровищами он может откупиться от тех угрызений совести, от того внутреннего томления духа, от той тяжести и туги сердечной, которые преследуют преданного плотским похотям и страстям грешника на всех путях его жизни? Бывают, правда, минуты самозабвения, когда человек, упоенный внешним счастьем, готов сказать, подобно упоминаемому в Евангелии богачу: «душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но долго ли длятся эти злосчастные минуты обаяния чувств? Проходит несколько времени, — и притупившие в наслаждениях чувства получают отвращение ко всему, в сердце возгорается вновь неутомимая жажда, в душе возникает вновь непобедимая ничем скука, в совести возрождается вновь неумирающий червь, который грызет ее неумолчно. Взгляните в душу счастливейшего из людей, на самом верху его счастья. «Построил себе дома», говорит о себе Соломон: «посадил себе виноградники, устроил себе сады, собрал себе серебра и золота, завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия и чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья». Отчего же, среди всех этих наслаждений, не находит покоя и томится сердце его? Оттого, что чувствует невольно всю пустоту сих наслаждений: «и оглянулся я на все дела мои, и вот, все — суета и томление духа» (Еккл. 2, 4. 5. 8. 10. 11).

Напротив, если при избытке земных благ человек обладает высшим, небесным сокровищем благодати Христовой, если в сердце его вселился и обитает Сам Господь; то как мирно и безмятежно, как светло и радостно текут дни его! Он приемлет богатство, когда оно течет к нему, как дар благости Божией, с благодарением и молитвою, но вместе молится, чтобы Господь не попустил ему впасть в греховное самозабвение, чтобы земное счастье не ослабило его духовного бодрствования над собою и не подавило в нем спасительной «печаль ради Бога» и тоски о небесном отечестве.

Он не прилагает сердца своего к земным сокровищам, не приковывается к ним, как наемный страж, не изменяет, для умножения их, своей совести. Он пользуется земными благами пред лицом Господним, не встречая упрека в совести, с строгой умеренностью и трезвением, испытывая, при изобилии, алчбу и жажду воздержания, сохраняя в сердце своем нищету духовную; не страшится утраты своих сокровищ, будучи готов во всякое время оставить все, чтобы быть со Христом и последовать за Ним. Он с любовью, усердно и независтно разделяет свои избытки с неимущими своими братьями, веруя, что для сего именно и подаются ему дары благости Божией, в полной уверенности, что, подавая ближнему, «взаим дает Богови», с несомненным упованием сторицею восприять от руки Господней и живот вечный наследовать, и, таким образом, собственную радость свою о Господе творит радостью многих, чистое веселие сердца своего разливает окрест себя и тем усугубляет собственное счастье.

Живет ли человек в нищете и несчастье? Если с ним и в нем Господь Иисус Христос, если он стяжал бесценное сокровище благодати Духа-Утешителя; то он счастлив и в несчастье, богат и в бедности, блажен и в злополучии. Вседействующая сила Божия укрепляет его немощи, крепкая любовь к Господу воодушевляет его мужеством, чистая пред Богом и людьми совесть утешает и веселит сердце его, несомненное упование вечной жизни с Господом оживляет дух его и укрепляет в терпении. Нет в мире такого бедствия, которое могло бы привести в уныние, или исторгнуть вопль горести и ропота у людей, неразлучно соединенных с Господом верою несомненною, любовью крепкою, упованием живым и желанием неотступным. Неожиданное бедствие или неправда человеческая лишают их имущества? Они говорят с Апостолом: «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него»; они исповедуют с Иовом: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»» (1 Тим. 6, 7; Иов. 1, 21). Злоба человеческая подвергает их поруганиям, гонениям, преследованиям? Они говорят с Апостолом: «укоряемы, благословляем, гонимы, терпим, хулимы, утешаемся; во всех сих побеждаем за возлюбившего нас Господа». Угрожают им изгнанием и ссылкой? Они говорят с Пророком: «Господня земля и что наполняет ее: во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!». Предают ли их на истязания, мучения и смерть? Они радуются во страданиях своих, благословляют Господа и в пещи огненной, хвалят и благодарят Его и в темницах и в узах; они говорят с Апостолом: «ибо для нас жизнь — Христос, и смерть — приобретение». В чем тайна этого, невообразимого для нас, терпения святых? В том, что каждый из них может сказать о себе: «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Гал. 2, 20; Пс. 22, 4).

Посмотрим же на человека, лишенного благодатной помощи Господа Иисуса Христа, когда он впадает в несчастье, когда какой-либо несчастный случай лишает его всего, на что надеялся он в жизни, в чем полагал все свое счастье и блаженство. Что может быть жальче его? Не в силах будучи переменить своего жребия и не имея внутрь себя источника утешения, он становится жертвою малодушия, безутешной скорби и отчаяния. Слова хульные и безбожные вырываются из уст его, нимало не прохлаждая снедающего его пламени. Ропот на Бога и людей исторгается из его сердца, нисколько не облегчая скорби и туги сердечной. В неутолимых муках совести, в безнадежном терзании сердца, в порывах отчаяния—злая смерть самоубийцы кажется ему отрадою. Так ужасно быть без Господа Иисуса Христа в несчастье, и так отрадно и утешительно даже страдать и умирать с Ним среди мучений.

Но счастье и несчастье временной жизни так же временны, как и самая жизнь, и не всегда оцениваются нами, как должно. Истинная цена всему познается при смерти.

Приближается к смерти человек, живший в забвении о Боге, —грешник, удаленный от общения с Иисусом Христом, прикованный к миру всеми мыслями и желаниями, стремлениями и надеждами: какие скорби и болезни сретают его душу! Какие ужасы поражают его сердце! Обратится-ли он к прошедшему? Там предстают смущенной его совести соделанные им неправды и беззакония, достойные мук геенны, являются многие жертвы его любочестия и зависти, алчности и коварства, вопиют на небо невинные души, соблазненные и растленные его словами и делами, восстают сообщники и обличители его греховных наслаждений: «дела их идут вслед за ними». Обратит ли взор свой к настоящему? Здесь видит, как сокровища, собираемые во всю жизнь с такою заботливостью, исчезают, как дым, в померкающих глазах его, — предметы роскоши, изыскиваемые с таким тщанием, остаются только памятниками его несчастных страстей и прихотей развращенного сердца; мнимые друзья, которые ласкательствовали живущему, оставляют умирающего и бегут искать себе новых друзей и покровителей. Самое тело его, питаемое и украшаемое с такою изысканностью в продолжении жизни, теперь, изможденное болезнью, становится уже трупом, который гонит от себя самых близких к нему людей. Осмелится-ли посмотреть в будущее? Там сретает Бога—Судию нелицеприятного, которого безумно оскорблял во всю жизнь своими грехами и нечестием; блаженство вечное, которое продано за временную греха сладость; мучения ада, готовые уже поглотить его на всю вечность. «Дни мои преидоиша в течении, расторгошася же удове сердца моего, яко написал еси на меня вся злая, обложил же ми еси юностные грехи»: таков отчаянный вопль умирающего грешника! Не есть ли это истинно лютая смерть и среди всех богатств и утех мира? И не право ли слово Пророка, что «смерть грешников люта»?

Приближается к смерти человек, живший всегда, а потому и умирающий с Господом: какой небесный свет блистает в его взорах! Какая неземная радость просветляет лице его! Какой благодатный восторг наполняет его сердце! Прошедшее представляет ему ряд искушений, побежденных при помощи благодати Божией, за которые уготовляется ему венец живота; ряд святых подвигов благочестия и добрых дел христианской любви и милосердия, совершенных во славу Божию, за которые Сам Господь обещает ему мзду многую на небеси; ряд скорбей и болезней претерпенных с верою и преданностью воле Божией, за которые ожидает его вечная радость и блаженство во царствии Божием. В настоящем его окружают все утешения св. веры: сладчайшие обетования Господа Иисуса Христа, заключающиеся в Его святом Евангелии и запечатленные Его пречистою кровью, излиянною за живот мира, изгоняют из сердца его всякий страх и наполняют его отрадою и утешением; животворные и спасительные таинства св. Церкви очищают душу его от, всех, и самых малых, пятен греховных, от всякого праха, прилипшего к ней от нашего мира, во зле лежащего, и соединяют навеки с Господом; живое сознание того, что с ним и в нем Сам Господь Иисус Христос, надежда в смерти его и живот по смерти его, исполняет сердце его радостью неизглаголанною и прославленною. В будущем открывается взору его целое небо с его сокровищами неизреченными, целая вечность с ее блаженством нескончаемым. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил: а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный». Вот надежды умирающего праведника!

Так счастливы пребывающие с Господом еще и здесь, на земле; но кто изобразит блаженство их на небе, когда удостоятся они услышать вожделеннейший глас Господа Иисуса Христа: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вами царствие от сложения мира?». Какое человеческое красноречие может описать те блага, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его, ихже не лет есть языки человеческими глаголати (и слышать неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать)». О, сподоби, Господи, всех нас пребыть с Тобою неотступно во все дни жизни нашей, паче же в великий для нас и страшный час смертный, да, разрешившись от уз плоти, узрим яснее божественный, радостотворный свет лица Твоего уже не на Фаворе земном, а во славе Отца Твоего, в невечернем дни царствия Твоего. Аминь.

41. Слово в день перенесения нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдеса в Константино-град. («Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших»)

«Пречистому образу Твоему поклоняемся,

Благий, просяще прощения прегрешений наших».

В настоящей день св. Церковь празднственно воспоминает торжественное перенесение пречистого, нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа из г. Эдеса в царствующей град равноапостольного Константина.

Вам, без сомнения, известно, братья, как произошел первоначально сей пречистый, нерукотворный образ Господень. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа некто Авгарь, владелец Эдесский, впал в тяжкую, неизлечимую болезнь. Слышав об Иисусе, исцеляющем всякие болезни единым чудодейственным словом, он послал к Нему раба своего с письмом, в коем просил Господа прибыть к нему и исцелить его болезнь, предлагая в воздаяние соцарствовать с собою в Эдесе. Посланному Анании, искусному живописцу, приказано при сем сделать верное изображение лица Господня. Но сколько ни усиливался Анания изобразить на иконе святолепный лик Спасителя, не мог сделать сего успешно; ибо при каждом воззрении ему казалось, что лице Иисусово изменялось. Господь Иисус Христос, пришедший в мир сей не соцарствовать с Авгарем в Эдесе, а принести Самого Себя в жертву за спасение мира и воцариться во веки веков во царствии Отца Своего, ответствовал Авгарю, что, по вознесении Своем, пошлет к нему одного из апостолов Своих, который не только исцелит его совершенно от болезни, но и просветит светом истинного богопознания. А между тем, чтоб вознаградить веру Авгаря и безуспешный труд его посланника, Господь омыл лице Свое, взял убрус у Анании, отер им лице Свое, —и божественный лик Его сам собою изобразился на убрусе.     

Событие, по-видимому, не велико в ряду других величайших событий евангельских; но оно имеет глубокое значение и особенную важность для нас. Оно дает нам уразуметь отчасти, почему св. Церковь так дорожит сим образом Христовым, что за почитание Его претерпела жесточайшее вековое гонение.

Вам известно, братья мои, что истинным, живым и одушевленным образом Божиим был сам первозданный человек, почему и наслаждался он лицезрением Божиим, беседовал с Господом, как любимый сын с любящим его отцом, как преданный друг с благодеющим ему другом; и это зрение радостотворного лица Божия составляло высочайшее блаженство человека, как составляет оно непрестающее блаженство св. ангелов. Грех лишил нас сей близости к нашему Творцу и Господу, отторг нас от лона Отца нашего небесного, потому что лишил нас образа Божия, состоявшего в правде и преподобии истины, напечатлел в нас свой нечистый образ лжи и лукавства, неправды и беззакония. Таким образом, человек с высоты богоподобия «человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают». Человек удалился от Бога, и Бог сокрылся от человека, — сокрылся так, что и самому Моисею, верному во всем дому Божием, сказано: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых», и сами грешные люди с ужасом говорили: «да не глаголет к нам Бог, да не умрем». С тех пор Бога «не видел никто никогда», и падшие люди жили как бессловесные, в неведении о Боге, в растлении духа и тела, и умирали как бессловесные, «не имущие упования» явиться лицу Божию. Что же делает любовь Божия, не хотящая вечной смерти грешника? Поелику человек не мог приблизиться к Богу и приобщиться Его славы, Бог Сам приближается к человеку и приобщается его уничижения. Дабы грешник не убегал более блаженнотворного присутствия Божия, Сам Единородный Сын Божий является ему  в «подобии плоти греховной». Чтоб восстановить в нас паки Свой божественный образ, «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». Самосущее ипостасное Слово Божие «стало плотию, и обитало с нами», — и грешные люди видели Его, слышали Его, осязали Его: «и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца, исполн(исполнен) благодати и истины». Чтоб и все последующие роды не лишились сего счастья—видеть Господа лицом к лицу, Он, многомилостивый, чудодейственно отпечатлел Свой божественный образ на убрусе и оставил его в Церкви Своей, как видимый залог Своего невидимого пребывания с ней. Чтоб и во все времена люди могли слышать Его божественное Слово, Он повелел св. евангелистам написать и предать Церкви все, что слышали они из уст Его. Теперь и мы грешные можем видеть Его и слышать Его. Мы видим Его в божественном образе Его, слышим Его в божественном Слове Его. Теперь, хочешь ли, возлюбленный, видеть Господа и беседовать с Ним? Стань пред святою иконою Господа Иисуса Христа: на ней узришь божественный лик Его, исполненный благости и милосердия, любви и сострадания, кротости и долготерпения, но вместе сияющий божественным величием и святостью, нелицеприятным судом и правдою. Это Он, всеблагий Творец твой, который сотворил нас, «из праха земного». Это он, премудрый и всеблагий Промыслитель твой, «в руце коего и дыхание, и жизнь наша». Это Он, премилосердый Искупитель твой, который избавил нас от греха, проклятия и смерти, который приемлет покаянье наше и подает нам прощенье грехов. Это Он, всеправедный Судья твой, которому сведомы не только дела и слова наши, но и все помышления сердечные и который будет судить нас в последний день мира. Поклонись Ему и припади пред Ним со страхом и благоговением, с верою и упованием! Говори пред Ним молитвенно все, что хочешь, открой пред Ним всю душу и сердце твое, скажи Ему все немощи и нужды твои! Он будет ответствовать тебе в Слове Своем. Ибо всякое недоуменье наше о нашей жизни и смерти, о нашей судьбе настоящей и будущей предупреждено и объяснено в святом Евангелии; на всякое благое прошенье наше готово нам преблагое обетованье Господне; всякое чистое желанье наше обретет себе пищу и услажденье в Слове Господнем. Ибо ничего, что благопотребно нам, не утаил от нас Господь наш; все сказал Он нам, как друзьям Своим: «Я уже не называю вас рабами», говорит Он нам, «ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан. 15, 15). Никакого благодеяния, никакого дара небесного не щадит для нас премилосердый Искупитель наш, все обещает подавать туне просящим и молящимся: «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам; просите, и получите».

Видите-ли, братья мои, для чего Господь даровал нам пречистый образ Свой? Чтобы в нем и чрез него мы могли боголепно поклоняться Господу и Спасителю своему; чтобы перед ним, как перед Самим Господом, могли приносить наши молитвы и моления, прошения и благодарения с полною надеждою, что Господь услышит и примет их с благоволением, исполнит их с любовью, милосердием, как верный «в словесах Своих и неложный в обетованиях Своих»; чтобы перед ним мы могли приносить исповедание грехов своих с совершенною уверенностью, что от Его пречистых уст служитель алтаря Господня изречет нам прощение и помилование. Вот, почему истинные сыны Церкви Божией готовы были скорее претерпеть все мучения, лишиться самой жизни, нежели лишиться сего дара небесного; почему св. Церковь достойно и праведно отлучает от собора верующих тех, которые покушались и покушаются отнять у нее сие сокровище небесное, сей драгоценный залог пребывания с нами Господа Иисуса Христа «во вся дни до скончания века». Отвергнуться образа Господа Иисуса Христа значить отвергнуться самой тайны воплощения Сына Божия, отвергнуться и всего, соделанного Им, спасения человеков, остаться в прежней тьме неведения и заблуждений, греха и проклятия, быть яко мытарем и язычником.

«Берегитесь», братья, «чтобы кто не прельстил вас», усиливаясь отклонить вас от поклонения пречистому образу Господню. Храните свято и почитайте боголепно божественный лик своего Спасителя и Господа, как драгоценный залог Его любви к нам и милосердия, как видимое знамение Его невидимого пребывания с нами; покланяйтесь божественному образу Сына Божия, Господа и Владыки живота нашего, молясь Ему вместе с Церковью: «пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощение прегрешений наших». Аминь.